Жить с одним полушарием: что такое пластичность мозга? Пластичность мозга Как перекраиваются карты мозга

Предполагается, что новые программные продукты способны «построить» мозг малыша на заказ. Какую пользу могут извлечь родители из современной науки? Что происходит с мозгом ребенка, когда мы его воспитываем?

Открытие природы и степени пластичности мозга привело к огромному прорыву в нашем понимании того, что происходит с мозгом во время учебного процесса, а также к появлению множества программных продуктов, которые, как заявляют производители, повышают пластичность мозга развивающихся детей. Многие продукты рекламируют использование обширных возможностей пластичности мозга в качестве ключевого преимущества; наряду с этим утверждение, что родители с помощью данных компьютерных программ могут сделать мозг ребенка намного «умнее», чем у других, безусловно, крайне привлекательны. Но что такое «пластичность» и что на самом деле должны делать родители, чтобы использовать этот аспект развития головного мозга своих детей?

Пластичность - это неотъемлемая способность мозга образовывать новые синапсы, связи между нервными клетками, и даже прокладывать новые нервные пути, создавая и укрепляя связи так, что в результате ускоряется обучение, а способность обращаться к информации и применять то, что было изучено, становится все более и более эффективной.

Научные исследования пластичности проследили изменение архитектоники мозга и мозговой «проводки» в тот момент, когда его подвергают воздействию непривычных, нестандартных ситуаций. В данном случае под термином «мозговая проводка» подразумеваются аксоновые взаимосвязи между областями мозга и видами активности, которые эти области осуществляют (т. е. на которых они специализируются). Так же как архитектор чертит схему электропроводки вашего дома с указанием маршрута, по которому провода пойдут на плиту, холодильник, кондиционер и так далее, исследователи чертили электрическую схему для мозга. В результате они установили, что кора головного мозга - это не фиксированная, а непрерывно модифицирующаяся вследствие обучения субстанция. Оказывается, что «провода» коры головного мозга постоянно формируют новые взаимосвязи и продолжают делать это, основываясь на входящих данных, поступающих из внешнего мира.

Давайте взглянем на то, что происходит с пластичностью мозга, когда ребенок в первый раз учится читать. Первоначально ни одна часть мозга не настроена специально на чтение. Когда ребенок учится читать, все больше и больше клеток головного мозга и нервных цепочек вовлекаются в поставленную задачу. Мозг использует пластичность, когда ребенок начинает распознавать слова и понимать то, что читает. Слово «мяч», которое ребенок уже понимает, теперь ассоциируется у него с буквами М-Я-Ч. Таким образом, обучение чтению является одной из форм нейронной пластичности.

Открытие того, что развивающийся мозг может «проложить проводку» для процесса распознавания букв, и другие удивительные открытия о пластичности нейронов часто воплощаются в коммерческих продуктах, рекламирующих пользу усиленного «мозгового фитнеса». Но факт, что научный эксперимент показывает, что определенная деятельность активирует пластичность мозга, не означает, что эта конкретная деятельность, как, например, способность различать буквы на мониторе компьютера, необходима для достижения эффекта, и не означает, что такая деятельность - это единственное средство добиться пластичности.

Занятия на распознавание букв на компьютере действительно активизируют и тренируют центры распознавания символов в зрительном участке коры головного мозга, используя пластичность мозга. Но вы добьетесь того же эффекта, если сядете и почитаете с вашим ребенком книгу . Этот интерактивный подход «родитель-ребенок» называется «диалогическое чтение» (способ чтения, позволяющий детям принять более активное участие в рассказе). Но компьютерный экран и приложения тренируют мозг распознавать только буквы, а не понимать смысл слов, состоящих из этих букв. В отличие от этого диалогическое чтение - интуитивное и интерактивное - естественным образом задействует нейронную пластичность для выстраивания аксоновых взаимосвязей между центрами распознавания букв и языковыми и мыслительными центрами головного мозга.

Исследователи продемонстрировали, что нормально развивающиеся дети учатся различать звуки речи достаточно эффективно как с помощью, так и без помощи специальных упражнений на различие звуков речи или компьютерных игр. Эти игры, развивающие умение различать звуки речи, продаются как особенный продукт, способствующий активизации пластичности нейронов, и были разработаны ведущими неврологами. На самом деле, дети, которых никогда не знакомили с такими упражнениями и играми, успешно развивают прекрасно организованный и гибкий участок коры головного мозга, отвечающий за

Многие ученые считали, что наш мозг не меняется с детства. С момента взросления он больше не трансформируется. Новые открытия, сделанные в последние десятилетия, говорят о том, что прежние утверждения не верны. Теория нейропластичности мозга подтверждает, что данный орган может меняться и делает это, ведь он гибкий, как пластилин.

Что такое нейропластичность?

Нейропластичность - это способность мозга изменять себя на протяжении всей жизни. Метаморфозы могут быть как физические, так и функциональные; происходить под влиянием факторов как внешней среды, так и внутренней.

Концепция нейропластичности мозга является весьма новым видением, ведь раньше ученые считали, что данный орган имеет возможность изменяться только в раннем возрасте и теряет эту способность во взрослой жизни. Отчасти они были правы, ведь в детстве он намного пластичнее, но это совершенно не значит, что мозг взрослого человека - статичный орган.

Пластичность мозга определяет нашу способность к обучению. Если человек может приобретать новые знания, навыки, избавляться от старых плохих привычек - его мозг пластичен. Помогает в приобретении новых способов мышления именно внимание и умение его концентрировать.

Как работает нейропластичность?

Наш мозг представляет собой целостную энергосистему, в которой большое количество различных лабиринтов и ходов. Некоторые пути хорошо нам известны, мы продвигаемся по ним с определенной регулярностью - это наши привычки.

Нам не стоит труда повторить это действие еще раз, ведь оно доведено до автоматизма и перешло на еще более высокий надсознательный уровень, когда нам не требуется подключения сознания. Эти автоматические действия, которые мы делаем верно, легко и без усилий, никак не развивают наш мозг.

Например, если музыкант уверенно владеет инструментом, он не смотрит на клавиши, новичку же приходится все время следить за своими пальцами. Также к знакомым тропам нашего мышления можно отнести методы, к которым мы прибегаем для решения тех или иных задач, наши эмоции и чувства, которые испытываем каждый день. Эта дорога уже истоптана и хорошо известна, нашему мозгу теперь проще преодолевать этот путь.

Как реагирует мозг на новые задания?

Если нам приходится решать ранее не знакомые задачи, испытывать новые эмоции или чувства, наше мышление ведет нас другим путем. Первый шаг по незнакомым дорогам всегда сложный, можно даже физически почувствовать, как ваши извилины начали работать, может заболеть голова или пульсировать в определенных участках - это включаются в работу те нейроны, которые до недавнего времени спали крепким сном. Это и есть нейропластичность. Перестраивая мозг, мы можем добиться качественно нового уровня его функционирования.

Пока мы осваиваем новые маршруты, а старые не используем, вторые начинают "зарастать мхом". Мозг пластичен: если не делать над собой усилия и не развивать его, он склонен к деградации; если же тренировать, "бурить" в нем новые "скважины", то нейронных связей становится больше, кроме того, усиливается их прочность.

Уникальность человека в том, что мозг управляет им, но можно научиться самому контролировать коварный орган. Это сложнее, чем вы думаете, но абсолютно реально для всех. Если мы избавились от вредной привычки и научились мыслить более позитивно - это и есть использование пластичности мозга на практике. Если вы умете фокусировать внимание на той способности, которую желаете приобрести, вы можете изменить функционирование вашего мозга.

Принципы ремоделирования

  • Мотивация и заинтересованность - лучшие помощники нейропластичности.
  • Чем больше стараний вы прилагаете, тем заметнее изменения.
  • Первый результат временный. Чтобы изменения приобрели постоянный характер, нужно убедить мозг в их значимости.
  • Нейропластичность - это не только положительные изменения, которые происходят благодаря нашим стараниям, но и отрицательные. Если вы сделали усилие над собой - это шаг вперед, если не сделали, то вы не остались стоять на месте, а сделали два шага назад.

Почему с годами приобретать знания становится тяжелее?

Это зависит не только от развития нейропластичности мозга, но и от полученного опыта. В школьные годы мы приобретаем множество знаний. Кто-то их усваивает легко, для кого-то нужно больше времени. Сознание большинства прилежных учеников убеждено, что эти навыки станут полезными, поэтому память "упрашивает" мозг запомнить некоторый объем информации, что он с удовольствием и делает.

Если в будущем данная информация не находит практического применения, то мозг говорит: "Ну и зачем мне эти знания, которые я так долго держал в своих архивах?". Получается, эти данные занимали серьезную нишу в нашей голове, хорошо, если хоть однажды ими удалось блеснуть перед друзьями или начальством.

В следующий раз мозг уже не сможет принять в свою "библиотеку" информацию, которую не удастся практически применить. Теперь он отбирает только жизненно необходимые знания. Если умения или факты лежат в нашей голове без дела, они в какой-то момент начнут "разлагаться" и приносить вред нашему психическому здоровью. Все знания должны быть задействованы. Как это сделать? Читайте следующий пункт.

Как тренировать свой мозг?

Не давать застаиваться материалу в нашей голове поможет тренировка. Нейропластичность мозга зависит не только от факторов извне, но и от нас самих.

Итак, несколько способов, которые помогут держать ум в тонусе:

  • Решайте судоку и кроссворды каждый день. Они помогут сделать ваше мышление более гибким.
  • Читайте как можно больше. Это касается не только художественной литературы, но и познавательной. Очень хорошо, если материал будет малознакомым и заставит вас открыть словарь или Google. Важно, чтобы он был актуальным и интересным.
  • Общение с другими людьми. Любая информация остается в нашем мозге навсегда, будь то чтение, общение, что-то услышанное или увиденное. Мы можем не подозревать об этом до поры до времени, но оно отложилось в нашем подсознании и рано или поздно даст о себе знать. Общайтесь с людьми, которые лучше вас. Если по долгу профессии вам приходится контактировать с неблагополучными личностями, то старайтесь максимально контролировать себя в процессе общения и абстрагироваться.
  • Читать полезно, но еще более плодотворное занятие - это письмо. Займитесь рерайтингом или копирайтингом, напишите выдуманную историю или стихотворение, даже если вы считаете, что у вас нет таланта.
  • Не смотрите телевизор и малополезные каналы на Youtube. СМИ предлагают нам полностью обработанную информацию, которая максимально разжеванная. Она проходит мимо мозга и сразу "глотается". Если уж и выбирать программу, то такую, которая не будет расслаблять.
  • Решайте головоломки, собирайте кубик Рубика и пазлы.
  • Свободное время можете посвятить играм на развитие логики, быстроты мышления или на концентрацию внимания.
  • Применяйте ваши умения в повседневной жизни.
  • Чаще используйте обе руки одновременно.
  • Работа мозга зависит и от общей физической формы, поэтому нужно заниматься спортом и правильно питаться.
  • Сон - лучшее средство "перезагрузки" для мозга. В этот период он очищается от токсинов и перерабатывает накопленную за день информацию, сортирует ее. Недаром говорят, что утро вечера мудренее.
  • Освойте новый музыкальный инструмент или начните учить новый язык. Не стоит подтягивать английский, если 10 лет в школе и 5 в институте не дали должных результатов. Возможно, вас учили не так, как бы хотел ваш мозг. Нужно выбрать язык и попытаться осваивать его своими методами. Когда удастся открыть личный алгоритм изучения, сможете благодаря ему собрать остальные рассыпанные знания.

Проверьте, как работает ваш мозг

  1. Прогуливаясь по супермаркету, например, в чайном отделе, закройте глаза и назовите 10 марок товара. Если удалось вспомнить 7 и более - это хороший результат.
  2. Попросите кого-нибудь написать названия 10 разных предметов, изучите список 30 секунд и отложите его. Постарайтесь вспомнить все вещи в указанной последовательности (8 и более - хороший результат).
  3. Расшифруйте анаграммы: фетенол, иатраг, демачон, качша.
  4. Продолжите закономерность: 1 4 9 16 25 ...
  5. Уберите три спички так, чтобы получилось 4 ровных квадрата.

Доктор биологических наук Е. П. Харченко, М. Н. Клименко

Уровни пластичности

В начале нынешнего столетия исследователи мозга отказались от традиционных представлений о структурной стабильности мозга взрослого человека и невозможности образования в нём новых нейронов. Стало ясно, что пластичность взрослого мозга в ограниченной степени использует и процессы нейроногенеза.

Говоря о пластичности мозга, чаще всего подразумевают его способность изменяться под влиянием обучения или повреждения. Механизмы, ответственные за пластичность, различны, и наиболее совершенное её проявление при повреждении мозга - регенерация. Мозг представляет собой чрезвычайно сложную сеть нейронов, которые контактируют друг с другом посредством специальных образований - синапсов. Поэтому мы можем выделить два уровня пластичности: макро- и микроуровень. Макроуровень связан с изменением сетевой структуры мозга, обеспечивающей сообщение между полушариями и между различными областями в пределах каждого полушария. На микроуровне происходят молекулярные изменения в самих нейронах и в синапсах. На том и другом уровне пластичность мозга может проявляться как быстро, так и медленно. В данной статье речь пойдёт в основном о пластичности на макроуровне и о перспективах исследований регенерации мозга.

Существуют три простых сценария пластичности мозга. При первом происходит повреждение самого мозга: например, инсульт моторной коры, в результате которого мышцы туловища и конечностей лишаются контроля со стороны коры и оказываются парализованными. Второй сценарий противоположен первому: мозг цел, но повреждён орган или отдел нервной системы на периферии: сенсорный орган - ухо или глаз, спинной мозг, ампутирована конечность. А поскольку при этом в соответствующие отделы мозга перестаёт поступать информация, эти отделы становятся „безработными“, они функционально не задействованы. В том и другом сценарии мозг реорганизуется, пытаясь восполнить функцию повреждённых областей с помощью неповреждённых либо вовлечь „безработные“ области в обслуживание других функций. Что касается третьего сценария, то он отличен от первых двух и связан с психическими расстройствами, вызванными различными факторами.

Немного анатомии

На рис. 1 представлена упрощённая схема расположения на наружной коре левого полушария полей, описанных и пронумерованных в порядке их изучения немецким анатомом Корбинианом Бродманом.

Каждое поле Бродмана характеризуется особым составом нейронов, их расположением (нейроны коры образуют слои) и связями между ними. К примеру, поля сенсорной коры, в которых происходит первичная переработка информации от сенсорных органов, резко отличаются по своей архитектуре от первичной моторной коры, ответственной за формирование команд для произвольных движений мышц. В первичной моторной коре преобладают нейроны, по форме напоминающие пирамиды, а сенсорная кора представлена преимущественно нейронами, форма тел которых напоминает зерна, или гранулы, почему их и называют гранулярными.

Обычно мозг подразделяют на передний и задний (рис. 1). Области коры, прилегающие в заднем мозге к первичным сенсорным полям, называют ассоциативными зонами. Они перерабатывают информацию, поступающую от первичных сенсорных полей. Чем сильнее удалена от них ассоциативная зона, тем больше она способна интегрировать информацию от разных областей мозга. Наивысшая интегративная способность в заднем мозге свойственна ассоциативной зоне в теменной доле (на рис. 1 не окрашена).

В переднем мозге к моторной коре прилегает премоторная, где находятся дополнительные центры регуляции движения. На лобном полюсе расположена другая обширная ассоциативная зона - префронтальная кора. У приматов это наиболее развитая часть мозга, ответственная за самые сложные психические процессы. Именно в ассоциативных зонах лобной, теменной и височной долей у взрослых обезьян выявлено включение новых гранулярных нейронов с непродолжительным временем жизни - до двух недель. Данное явление объясняют участием этих зон в процессах обучения и памяти.

В пределах каждого полушария близлежащие и отдалённые области взаимодействуют между собой, но сенсорные области в пределах полушария не сообщаются друг с другом напрямую. Между собой связаны гомотопические, то есть симметричные, области разных полушарий. Полушария связаны также с нижележащими, эволюционно более древними подкорковыми областями мозга.

Резервы мозга

Впечатляющие свидетельства пластичности мозга нам доставляет неврология, особенно в последние годы, с появлением визуальных методов исследования мозга: компьютерной, магнитно-резонансной и позитронно-эмиссионной томографии, магнитоэнцефалографии. Полученные с их помощью изображения мозга позволили убедиться, что в некоторых случаях человек способен работать и учиться, быть социально и биологически полноценным, даже утратив весьма значительную часть мозга.

Пожалуй, наиболее парадоксальный пример пластичности мозга - случай гидроцефалии у математика, приведшей к утрате почти 95% коры и не повлиявшей на его высокие интеллектуальные способности. Журнал „Science“ опубликовал по этому поводу статью с ироничным названием „Действительно ли нам нужен мозг?“.

Однако чаще значительное повреждение мозга ведёт к глубокой пожизненной инвалидности - его способность восстанавливать утраченные функции не беспредельна. Распространённые причины поражения мозга у взрослых - нарушения мозгового кровообращения (в наиболее тяжёлом проявлении - инсульт), реже - травмы и опухоли мозга, инфекции и интоксикации. У детей нередки случаи нарушения развития мозга, связанные как с генетическими факторами, так и с патологией внутриутробного развития.

Среди факторов, определяющих восстановительные способности мозга, прежде всего следует выделить возраст пациента. В отличие от взрослых, у детей после удалений одного из полушарий другое полушарие компенсирует функции удалённого, в том числе и языковые. (Хорошо известно, что у взрослых людей утрата функций одного из полушарий сопровождается нарушениями речи.) Не у всех детей компенсация происходит одинаково быстро и полно, однако треть детей в возрасте 1 года с парезом рук и ног к 7 годам избавляются от нарушений двигательной активности. До 90% детей с неврологическими нарушениями в неонатальном периоде впоследствии развиваются нормально. Следовательно, незрелый мозг лучше справляется с повреждениями.

Второй фактор - длительность воздействия повреждающего агента. Медленно растущая опухоль деформирует ближайшие к ней отделы мозга, но может достигать внушительных размеров, не нарушая функций мозга: в нём успевают включиться компенсаторные механизмы. Однако острое нарушение такого же масштаба чаще всего бывает несовместимо с жизнью.

Третий фактор - локализация повреждения мозга. Небольшое по размеру, повреждение может затронуть область плотного скопления нервных волокон, идущих к различным отделам организма, и стать причиной тяжкого недуга. К примеру, через небольшие участки мозга, именуемые внутренними капсулами (их две, по одной в каждом полушарии), от мотонейронов коры мозга проходят волокна так называемого пирамидного тракта (рис. 2), идущего в спинной мозг и передающего команды для всех мышц туловища и конечностей. Так вот, кровоизлияние в области внутренней капсулы может привести к параличу мышц всей половины тела.

Четвёртый фактор - обширность поражения. В целом чем больше очаг поражения, тем больше выпадений функций мозга. А поскольку основу структурной организации мозга составляет сеть из нейронов, выпадение одного участка сети может затронуть работу других, удалённых участков. Вот почему нарушения речи нередко отмечаются при поражении областей мозга, расположенных далеко от специализированных областей речи, например центра Брока (поля 44–45 на рис. 1).

Наконец, помимо этих четырёх факторов, важны индивидуальные вариации в анатомических и функциональных связях мозга.

Как реорганизуется кора

Мы уже говорили о том, что функциональная специализация разных областей коры мозга определяется их архитектурой. Эта сложившаяся в эволюции специализация служит одним из барьеров для проявления пластичности мозга. Например, при повреждении первичной моторной коры у взрослого человека её функции не могут взять на себя сенсорные области, расположенные с ней по соседству, но прилежащая к ней премоторная зона того же полушария - может.

У правшей при нарушении в левом полушарии центра Брока, связанного с речью, активируются не только прилежащие к нему области, но и гомотопическая центру Брока область в правом полушарии. Однако такой сдвиг функций из одного полушария в другое не проходит бесследно: перегрузка участка коры, помогающего повреждённому участку, приводит к ухудшению выполнения его собственных задач. В описанном случае передача речевых функций правому полушарию сопровождается ослаблением у пациента пространственно-зрительного внимания - например, такой человек может частично игнорировать (не воспринимать) левую часть пространства.

"Под пластичностью мозга подразумевается способность нервной системы изменять свою структуру и функции на протяжении всей жизни в ответ на многообразие окружающей среды. Этому термину не так просто дать определение даже несмотря на то, что в настоящее время он широко применяется в психологии и нейронауке. Он используется для обозначения изменений, происходящих на различных уровнях нервной системы: в молекулярных структурах, изменения экспрессии генов и поведения".

Нейропластичность позволяет нейронам восстанавливаться как анатомически, так и функционально, а также создавать новые синаптические связи. Нейронная пластичность - это способность мозга к восстановлению и реструктуризации . Этот адаптивный потенциал нервной системы позволяет мозгу восстановиться после травм и нарушений , а также может уменьшить последствия структурных изменений, вызванных такими патологиями, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, когнитивное расстройство, бессонница у детей и т.д.

Различные группы неврологов и когнитивных психологов, изучающих процессы синаптической пластичности и нейрогенеза, пришли к выводу, что батарея когнитивных клинических упражнений для стимуляции и тренировки мозга CogniFit ("КогниФит") способствует созданию новых синапсов и нейронных цепей, помогающих реорганизовать и восстановить функцию повреждённой зоны и передачу компенсанционных способностей . Проведённые исследования свидетельствуют о том, что пластичность мозга активируется и укрепляется при использовании данной программы клинических упражнений. На рисунке ниже вы можете увидеть как развивается нейронная сеть в результате постоянной и соответствующей требованиям когнитивной стимуляции.

Нейронные сети до тренировок Нейронные сети после 2-х недель когнитивной стимуляции Нейронные сети после 2-х месяцев когнитивной стимуляции

Синаптическая пластичность

Когда мы учимся или получаем новый опыт, мозг устанавливает серию нейронных связей. Эти нейронные сети представляют собой пути, по которым нейроны обмениваются между собой информацией. Эти пути формируются в мозге при обучении и практике, как, например, в горах образуется тропа, если по ней ежедневно ходит пастух со своим стадом. Нейроны взаимодействуют между собой посредством соединений, называемых синапсом, и эти коммуникационные пути могут восстанавливаться в течение всей жизни. Каждый раз, когда мы приобретаем новые знания (путем постоянной практики), коммуникация или синаптическая трансмиссия между участвующими в процессе нейронами усиливается. Улучшение коммуникации между нейронами означает, что электрические сигналы более эффективно передаются на протяжении всего нового пути. Например, когда вы пытаетесь распознать что за птица поёт, между некоторыми нейронами образуются новые связи. Так, нейроны зрительной коры определяют цвет птицы, слуховой коры - её пение, а другие нейроны - название птицы. Таким образом, чтобы идентифицировать птицу, нужно многократно сопоставить её цвет, голос, название. С каждой новой попыткой, при возвращении к нейронной цепи и восстановлении нейронной передачи между вовлечёнными в процесс нейронами, эффективность синаптической трансмиссии повышается. Таким образом, коммуникация между соответствующими нейронами улучшается, и процесс познания с каждым разом происходит быстрее. Синаптическая пластичность является основой пластичности человеческого мозга.

Нейрогенез

С учётом того, что синаптическая пластичность достигается путём улучшения коммуникаций в синапсе между существующими нейронами, под нейрогенезом подразумевается рождение и размножение новых нейронов в мозге. В течение длительного времени идея о регенерации нейронов в мозге взрослого человека считалась чуть ли не ересью. Учёные верили, что нервные клетки умирают и не восстанавливаются. После 1944 г., и особенно в последние годы, научным путём было доказано существование нейрогенеза, и сегодня мы знаем, что происходит, когда стволовые клетки (особый вид клеток, расположенных в зубчатой извилине, гиппокампе и, возможно, в префронтальной коре) делятся на две клетки: стволовую и клетку, которая превратится в полноценный нейрон, с аксонами и дендритами. После этого новые нейроны мигрируют в различные области (включая удалённые друг от друга) мозга, туда, где они нужны, поддерживая тем самым нейронную дееспособность мозга. Известно, что как у животных, так и у людей внезапная гибель нейронов (например, после кровоизлияния) является мощным стимулом для запуска процесса нейрогенеза.

Функциональная компенсационная пластичность

В научной литературе по нейробиологии широко раскрыта тема снижения когнитивных способностей при старении и объяснено, почему пожилые люди демонстрируют более низкую когнитивную производительность, чем молодёжь. Удивительно, однако далеко не все пожилые люди показывают низкую производительность: у некоторых результаты ничуть не хуже, чем у молодых. Эти неожиданно разные результаты у подгруппы людей одного и того же возраста были исследованы научным путём, в результате чего было обнаружено, что при обработке новой информации пожилые люди с большей когнитивной производительностью используют те же самые области мозга, что и молодёжь, а также другие области мозга, которые не используются ни молодыми, ни другими пожилыми участниками эксперимента. Этот феномен сверхиспользования мозга пожилыми людьми был исследован учёными, которые пришли к выводу о том, что использование новых когнитивных ресурсов происходит в рамках компенсационной стратегии. В результате старения и снижения синаптической пластичности мозг, демонстрируя свою пластичность, начинает реструктурировать свои нейрокогнитивные сети. Исследования показали, что мозг приходит к этому функциональному решению путём активации других нервных путей, чаще задействуя области в обоих полушариях (что обычно характерно только для более молодых людей).

Функционирование и поведение: обучение, опыт и окружение

Мы рассмотрели, что пластичность - это способность мозга изменять свои биологические, химические и физические характеристики. Однако меняется не только мозг - также меняется поведение и функционирование всего организма. За последние годы мы узнали о том, что генетические или синаптические нарушения мозга происходят в результате как старения, так и воздействия огромного количества факторов окружающей среды. Особенно важны открытия о пластичности мозга, а также о его уязвимости в результате различных расстройств. Мозг учится на протяжении всей нашей жизни - в любой момент и по разным причинам мы получаем новые знания. Например, дети приобретают новые знания в огромных количествах, что провоцирует значительные изменения в мозговых структурах в моменты интенсивного обучения. Новые знания можно получить и в результате пережитой неврологической травмы, например, в результате повреждения или кровоизлияния, когда функции повреждённой части мозга нарушаются, и нужно учиться заново. Есть также люди с жаждой знаний, для которых необходимо постоянно учиться. В связи с огромным количеством обстоятельств, при которых может потребоваться новое обучение, мы задаемся вопросом, меняется ли каждый раз при этом мозг? Исследователи полагают, что это не так. По-видимому, мозг приобретает новые знания и демонстрирует свой потенциал пластичности в том случае, если новые знания помогут улучшить поведение. То есть для физиологических изменений мозга необходимо, чтобы следствием обучения были перемены в поведении. Другими словами, новые знания должны быть нужными. Например, знания о еще одном способе выживания. Вероятно, тут играет роль степень полезности. В частности, развить пластичность мозга помогают интерактивные игры. Было доказано, что такая форма обучения повышает активность префронтальной коры головного мозга (ПФК). Кроме того, полезно играть с положительным подкреплением и вознаграждением, что традиционно используется при обучении детей.

Условия реализации пластичности мозга

Когда, в какой момент жизни мозг наиболее подвержен изменениям под воздействием факторов окружающей среды? По-видимому, пластичность мозга зависит от возраста, и предстоит сделать ещё немало открытий о влиянии на неё окружающей среды в зависимости от возраста субъекта. Однако нам известно о том, что умственная деятельность как здоровых пожилых людей, так и пожилых людей, страдающих нейродегенеративным заболеванием, положительно влияет на нейропластичность. Важно то, что мозг подвержен как положительным, так и негативным изменениям ещё до рождения человека. Проведённые на животных исследования показали, что если будущие матери находятся в окружении положительных стимулов, у младенцев образуется больше синапсов в определённых областях мозга. И наоборот, при включении яркого света при беременных, который вводил их в состояние стресса, количество нейронов в префронтальной коре головного мозга (ПФК) плода снижалалось. Кроме того, похоже, что ПФК более чувствительна к воздействию окружающей среды, чем остальные области мозга. Результаты этих экспериментов имеют важное значение в споре "природа против окружения", поскольку демонстрируют, что окружающая среда может менять нейронную экспрессию генов. Как эволюционирует мозговая пластичность со временем и каков результат воздействия на неё окружающей среды? Этот вопрос является важнейшим для терапии. Проведённые генетические исследования животных показали, что некоторые гены меняются даже в результате непродолжительного воздействия, другие - в результате более длительного воздействия, в то время как также существуют гены, на которые не удалось никак повлиять, и даже если удалось, то в результате они всё равно вернулись в своё первоначальное состояние. Несмотря на то, что термин "пластичность" мозга несёт позитивный оттенок, на самом деле, под пластичностью мы также подразумеваем и негативные изменения мозга, связанные с дисфункциями и расстройствами. Когнитивная тренировка очень полезна для стимулирования положительной пластичности мозга. С помощью систематических упражнений можно создать новые нейронные сети и улучшить синаптические связи между нейронами. Однако, как мы отметили ранее, мозг не обучается эффективно если учёба не является полезной. Поэтому при обучении важно ставить и достигать свои личные цели.

1] Определение взято из: Колб, Б., Мохамед, A., & Гибб, Р., Поиск факторов, лежащих в основе пластичности мозга в нормальном и повреждённом состоянии, Revista de Trastornos de la Comunicación (2010), doi: 10.1016/j.jcomdis.2011.04 0.007 Этот раздел является производным от работы Колба, B., Мохамеда, A., & Гибба, Р., Поиск факторов, лежащих в основе пластичности мозга в нормальном и повреждённом состоянии, Revista de Trastornos de la Comunicación (2010), doi: 10.1016 / j . jcomdis.2011.04.007

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Как часто мы слышим, что мысли формируют наше будущее. «Секрет», «Трансерфинг реальности», Луиза Хей, Сытин и многие-многие другие утверждают это: «Мы сегодняшние — это наши мысли вчера. Мысли сегодня формируют наше завтра». Есть и скептики. Если вы скажете, что и визуализации помогают, обязательно найдутся и те, кто будут утверждать, что им не помогло и вообще все это чушь, «сколько не говори слово халва, слаще во рту не станет».

В Ханчжоу, Китай

И сегодня, в книжном отделе мне попалась книга, заинтриговавшая меня: Норман Дойдж «Пластичность мозга «. Едва пролистав несколько страниц, я поняла, что это то, что давно искала — не просто утверждения типа «думай позитивно и все получишь», а именно научные факты, доказывающие, что мысли перестраивают структуру нашего мозга и, тем самым, изменяют и наше тело.

… Господствующая классическая медицина и наука считали, что законы функционирования мозга неизменны. Существовало общепринятое мнение, будто после окончания детского возраста мозг начинает затем меняться только в сторону ухудшения его работы: якобы клетки мозга теряют способность правильно развиваться, получают повреждения или умирают, их восстановление невозможно…

… Еще в конце 1960-х начале 1970-х годов было сделано несколько важных открытий. Исследования показали, что мозг изменяется с каждым совершаемым нами действием, преобразуя свои схемы так, чтобы они лучше соответствовали решаемой задаче (выделено мной — М.А.). Если одни мозговые структуры дают сбой, в действие вступают другие. Представление о мозге как механизме, состоящем из жестко специализированных частей, не могло в полной мере объяснить те потрясающие изменения, которые наблюдали ученые. Они назвали это важнейшее свойство мозга нейропластичностью .

… Сначала многие исследователи не решались использовать слово «нейропластичность» в своих работах, а коллеги порицали их за внедрение придуманного ими понятия. Тем не менее ученые продолжали настаивать на своем, постепенно опровергая теорию неменяющегося мозга. Они доказывали, что задатки, присущие нам от рождения, не всегда остаются неизменными; что поврежденный мозг может осуществить собственную реорганизацию (в случае нарушения функционирования одного из его участков другой способен его заменить); что иногда происходит возмещение умерших клеток мозга (!); что многие «схемы» работы мозга и даже основные рефлексы, считавшиеся постоянными, таковыми не являются. Один из исследователей даже обнаружил, что мышление, обучение и активные действия способны «включать» или «выключать» те или иные наши гены

Во время своих поездок я встретился с ученым, благодаря которому слепые от рождения люди начинали видеть, и ученым, который давал глухим способность слышать. Я разговаривал с людьми, перенесшими инсульт несколько десятилетий назад и считавшимися неизлечимыми, им помогло выздороветь лечение, ориентированное на нейропластические свойства мозга. Были и такие, чьи проблемы с обучением были преодолены, и коэффициент их интеллекта (IQ) существенно вырос. Я познакомился с данными, подтверждающими возможность укрепления памяти у восьмидесятилетних людей: память восстанавливалась до уровня, характерного для них в возрасте пятидесяти пяти лет. Я видел людей, которые благодаря своим мыслям «перепрограммировали» собственный мозг, избавившись от патологических состояний и последствий травм, ранее считавшихся неизлечимыми…

На мой взгляд, идея о том, что мозг способен менять собственную структуру и функционирование, благодаря мыслям и действиям человека , — самое важное нововведение в наших представлениях о человеческом мозге…

… наличие у него (т.е. мозга — М.А.) такого свойства, как нейропластичность, имеет не только положительные стороны; оно не только наделяет наш мозг большими возможностями, но и делает его более уязвимым к внешним влияниям. Нейропластичность способна формировать как более гибкое, так и ригидное поведение…Как это ни странно, но некоторые из наших самых устойчивых привычек и расстройств являются продуктом как раз нашей пластичности. Однажды произошедшее в мозговых структурах пластическое изменение в результате своего закрепления может помешать другим изменениям.

Действительно, сколько мы знаем случаев, когда люди излечивались от самых тяжелейших болезней и вели полноценную жизнь. Всем знаком эффект плацебо. Известно также и то, что для сознания нет разницы, происходит ли что-то с ним в реальности или визуализируется. Накоплено огромное количество фактов, подтверждающих все это. Да и каждый из нас, пожалуй, может привести примеры из собственной жизни, когда мечты воплощались в реальность, отступали тяжелейшие болезни. Этот процесс долгий, требующий внутренней самоорганизации и дисциплины. Но оно того стоит.

В общем, очень рекомендую эту книгу почитать. Я, в свою очередь, думаю, что еще напишу о ней — все-таки это те вещи, которые переворачивают наше представление о реальности и дают в руки очень мощный инструмент для улучшения качества и содержания жизни.

Мне кажется, что и , и , о которых я уже писала, получают новое объяснение в свете теории нейропластичности. Отбрасывая ненужные страхи, пустые переживания, мы тем самым меняем и структуру нашего мозга, восстанавливаем его правильную работу, направленную на созидание, а не на разрушение тела.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.