Жан-жак руссо, его философия свободы и равноправия. Основные идеи социальной философии жан жака руссо

Французский философ

Руссо Жан Жак (1712 - 1778) - французский философ, один из самых влиятельных мыслителей XVIII в., идейный предшественник французской революции.

В своих первых произведениях Руссо выразил все основные положения своего мировоззрения. Просвещение вредно и сама культура - ложь и преступление. Все основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Счастливы и непорочны только первобытные люди, живущие простой естественной жизнью и подчиняющиеся только своему непосредственному чувству.

Следующие произведения представляют собой дальнейшее развитие протеста Руссо против общественной тирании, тяготеющей над человеческой личностью. В романе «Новая Элоиза», героиня которого, женщина с нежной и прекрасной душой, живет жизнью сердца и находит счастье только в общении с природой. «Эмиль» представляет собой трактат о воспитании, проникнутый теми же идеями свободы и близости к природе. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями.

В «Общественном договоре» Руссо рисует идеал свободного человеческого союза, в котором власть принадлежит всему народу и царит полное равенство граждан.

Жан Жак Руссо

 Мудрецы, которые хотят говорить с простым народом своим, а не его языком, никогда не смогут стать ему понятными.Однако есть множество разного рода понятий, которые невозможно перевести на язык народа. (МУДРОСТЬ )

Жан Жак Руссо - французский писатель и философ, представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость в сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства...» (1755), «Об общественном договоре» (1762).

Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) - ранний образец мелодрамы.

Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Детство

Мать Жана Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец - часовщик Изак Руссо - в 1722 был вынужден уехать из Женевы. 1723-24 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город.

Мадам де Варанс

В Савойе Жан Жак Руссо познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство.

В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование. Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище. В 1730 Жан Жак Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице он получил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж.

Руссо в Париже

В 1742 Жан Жак Руссо переселился в столицу Франции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743). К этому времени относится и его встреча с Дени Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.

В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом.

«Энциклопедия»

В конце 1749 Дени Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией», для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Жан Жака Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753.

В 1749 Руссо принял участие в конкурсе на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», организованном Дижонской Академией. В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии - конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.

Жан Жак Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). В нем он противопоставил так называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному).

Конфликт с энциклопедистами

В 1750-х гг. Ж. Ж. Руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни. 1756-62 годы он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д"Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой «Литературной корреспонденции», с которым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга.

Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно охлаждались. В пьесе «Побочный сын» (1757) Дидро высмеял отшельников, а Жан Жак Руссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстью к невестке мадам д"Эпине, графине Софи д"Удето, которая была любовницей Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро и Гримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, а сам он не считал себя виновным.

Преклонение перед мадам д"Удето вдохновило его на «Новую Элоизу» (1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни. Нараставшее расхождение Жан Жака Руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах. В «Письме к Д"Аламберу о спектаклях» (1758) Руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера, он поддержал критиков статьи «Женева», опубликованной Д"Аламбером за год перед этим в 7 томе «Энциклопедии».

Теория нравственных чувств

В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

«Общественный договор»

Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Жан Жак Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.

Последние годы

Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве были сожжены и «Эмиль» и «Общественный договор», а Руссо был объявлен вне закона.

В 1762-67 Жан Жак Руссо скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над «Исповедью» (1782-1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в Эрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке.

В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Жан Жака Руссо были перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор. (С. Я. Карп)

Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве во французской семье. Его мать умерла через девять дней после его появления на свет. «Мое рождение, — писал Руссо, — было первым из моих несчастий». Байрон назвал его «апостолом скорби». А у другого английского писателя встречается такое выражение: «Руссо, сэр, очень плохой человек. Я охотнее послал бы его на каторгу, чем любого из преступников».

Если исходить из личных качеств Руссо, его трудно признать хорошим человеком при его мелких грешках: вранье, кражи и постоянные, хотя и не слишком успешные любовные похождения. Он всегда был непокладистым и тщеславным, а к концу жизни его охватила мания преследования. Умерев, он вряд ли оставил в мире хотя бы одного друга. Но подлинное преступление современники усматривали не в его личных качествах, оно заключалось более всего в том, что Руссо принадлежал к числу великих и редких чудаков, дерзких и невоспитанных настолько, чтобы изменить ход истории.

Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней.

К середине XVIII века Европа созрела для перемен. Франция напоминала пороховую бочку, ждущую искры. Этой искрой и стал Жан Жак Руссо.

«Однажды, — писал Руссо, — я взял «Меркюр де Франс» и, пробегая его на ходу, наткнулся на такую тему, предложенную Дижонской академией на соискание премии следующего года: «Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов, или же оно содействовало улучшению их?»

Руссо, отстаивающий парадоксальную для того времени точку зрения, будто приверженность искусствам и науке всегда порождает падение нравов, был удостоен премии. В последующие годы Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре».

«Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир. В основе трактата «Об общественном договоре», как и всех произведений Руссо, лежит убеждение, что человек по своей природе хорош, а общество — это учреждение искусственное, неизбежно развращающее человека. Цивилизованному обществу, считает он, положил начало какой-то акт политической ассоциации, хотя и нежелательной людям, но необходимой для их существования; это и привело к нынешней неудовлетворенности. Какова же наилучшая форма общественного договора? Руссо считает, что от личного суверенитета надо добровольно отказаться в пользу государства — политического целого, действующего с помощью законов. Эти законы должны выражать коллективную суверенную волю народа посредством системы представительства, свободной от каких-либо влияний и коррупции. Целью всего законодательства должны быть свобода и равенство.

Высказанная в его сочинении «Об общественном договоре» завуалированная критика положения вещей во Франции была сокрушительной и явилась одним из наиболее мощных факторов, которые, действуя на умы революционеров, в конце концов привели к свержению старого порядка. Тезис, на котором Руссо настаивает в своем трактате «Об общественном договоре» и который имеет наиболее важное значение для претворения в жизнь всех его принципов, таков: правительство, проводящее в жизнь законы, состоит всего лишь из должностных лиц, которым платят за то, что они выполняют общую волю, но все правительства будут стремиться узурпировать власть, если внимательно не следить за ними и не держать их в узде. Глубокая и вечная истина, содержащаяся в этом великом труде, заключается в том, что суверенитет принадлежит народу и его нельзя никогда и ни под каким предлогом передавать какому-либо отдельному лицу или группе лиц.

Не стоит говорить, что слава к Руссо при жизни не пришла. Всю жизнь он подвергался преследованиям, его изгоняли из Франции и Швейцарии. В эпоху, все еще преклонявшуюся перед божественным прахом королей, Руссо был республиканцем и верил в божественное право народа. В то время, когда рассудок считался высшим свойством человека, Руссо отказался от холодной рассудочности в пользу внезапных и непосредственных движений сердца. И в то же время, когда церковь ограждала себя догмами от надвигающихся бурь, Руссо выступал в защиту «естественной религии», не требующей никаких посредников между человеком и богом.

И в литературу Руссо внес большой вклад как человек чувств. Все, что он делал, было в какой-то мере оригинально. Его «Исповедь», опубликованная только после его смерти, явилась первым примером совершенно откровенного, без всякого умалчивания, раскрытия всех наиболее сокровенных мыслей, переживаний и желаний автора. В «Исповеди» и «Прогулках одинокого мечтателя» проявилось новое отношение к природе.

2 июля 1778 года после долгих скитаний, ссор и болезни Руссо умер от тяжелого заболевания почек. Его главным источником существования на протяжении многих лет была простая переписка нот: он не захотел стать профессиональным писателем.

Некоторые считали его жизнь достойной сожаления, но человек, чье имя связано со свободой и равенством, который положил начало благоразумию и сочувствию в воспитании и дал нам новые образцы поэтических красот, — такой человек заслуживает снисхождения и памяти.

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Жан-Жака Руссо . Оно целиком посвящено изложению его взглядов на воспитание: разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства, В романе действуют два персонажа — Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

В современном автору педагогического романа обществе бытовало понимание воспитания как переделывание ребенка взрослыми по установленному образцу с помощью литературы, религии и т.п. и превращение его путем обучения в такого человека, который нужен для соответствующего «места» в обществе. Руссо противопоставил такому воспитанию воздействие на личность ребенка посредством природы, педагогическое воздействие с учетом собственных естественных интересов воспитанника, его природных способностей. Если господствующее воспитание стремилось сделать человека выдрессированным и постигшим все тонкости этикета , то для Руссо воспитанный человек — это глубоко человечная личность, добившаяся развития своих способностей и дарований.

«Все выходит хорошим из рук Творца , все вырождается в руках человека Он принуждает одну почву питать растения, выращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобразное, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа — не исключая и человека: и человека нужно ему выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду».

Так существующее воспитание, ломая ребенка, портит его. И все это потому, что человека готовят для «своего места» в обществе согласно с положением его родителей: быть военным, адвокатом, служить церкви.

Такое воспитание вредно для воспитанника. Руссо призывал к другому: «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте». Нужно научить ребенка выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, жить в любых условиях. Но «жить — это не значит дышать: это значит действовать... пользоваться нашими органами, чувствами, способностями, всеми частями нашего существа... Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь».


Итак, цель воспитания — сделать воспитанника человеком, воспитать в нем, прежде всего, те черты, которые нужны любому хорошему человеку.

Кто является воспитателем? По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания : природа, вещи, люди.

Воспитание дается нам или природою, или людьми, или вещами, но, считает Руссо, результат достигается в воспитании тогда, когда они не противоречат друг другу.

Природа как источник воспитания — это внутреннее развитие способностей и органов чувств человека Природа в данном контексте — это данные ребенка, которые он имеет от рождения. Это развитие мало поддается влиянию воспитателя, но следует воспитывать ребенка согласно его природе.

От вещей, то есть от окружающего мира, ребенок получает много. Ребенок появляется на свет «чувственно восприимчивым» и получает различные впечатления от окружающего; по мере роста у него накапливается все больше знаний, они расширяются и укрепляются. При этом развиваются способности. Здесь роль воспитателя тоже ограничена.

Основное воспитание зависит от людей: родителей, воспитателей, учителей. Им предстоит позаботиться о том, чтобы природа человека проявилась наиболее полно. Привести в гармонию действие перечисленных факторов и предстоит воспитателю.

Основные даты жизни и деятельности Жан-Жака Руссо:

1712 — Жан-Жак Руссо родился в Женеве.

1728-1742 — годы познания жизни и самообразования.

1742-1762 — период музыкального и литературного творчества в Париже.

1762-1778 — изгнание, жизнь в разных городах Европы, во Франции под чужим именем.

1778 — дата смерти великого французского мыслителя, просветитедя, писателя и педагога.

Основные работы Жан-Жака Руссо:

1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).

1761 — «Новая Элоиза» (роман).

1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).

1772 — «Исповедь».

Значительный вклад в развитие педагогических идей в Европе эпохи Просвещения был сделан Дени Дидро (1713-1784), французским философом, просветителем, писателем. Учился в иезуитском колледже, получил звание магистра искусств. Первые философские сочинения Дидро были сожжены по решению французского парламента за критику христианской религии и церкви в духе деизма (религиозно-философского воззрения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий). Дидро был арестован за распространение «опасных мыслей». В 1773-1774гг. посетил Россию, по предложению Екатерины II участвовал в разработке демократической программы воспитания и образования в России. Написал «План университета, или школы публичного преподавания наук для Российского правительства».

Виднейший представитель французского материализма XVIII в., вдохновитель, организатор и один из основных авторов знаменитой "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", главной задачей которого были пропаганда естественнонаучных знаний - сильнейшего оружия против традиционной идеологии, Дени Дидро высоко ценил роль воспитания в формировании человека. Он призывал в процессе воспитания учитывать анатомо-физиологические особенности ребенка, а также социальные условия, в которых происходит становление его личности.

Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бессословность, светскость. Он высказывал соображения о содержании учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимозависимости наук, призывал ученых к составлению научно обоснованных учебников, предлагал дифференцированно подходить к обучению, поощрять способных учащихся. Особое внимание уделял подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами. К этим качествам он относил, прежде всего, глубокое знание предмета, честность, отзывчивость и любовь к детям.

Не менее значимым для развития педагогической теории и практики является педагогическое наследие Клода Адриана Гельвеция (1715 - 1771 гг.), французского философа-материалиста, идеолога революционной французской буржуазии XVIII века. Родился в семье придворного врача, окончил иезуитский коллеж. Был близок по убеждениям и научным исследованиям с Шарлем Монтескье и Вольтером, которого вся Европа воспринимала как вольнодумца, для кого-то опасного, а для кого-то - прогрессивного человека. Гельвеций во многом разделял взгляды Монтескье и Вольтера, поэтому в своем главном сочинении - «Об уме» (1758) - подверг резкой критике идею существования Бога, сотворения им мира, бессмертия души. Трактат Гельвеция и он сам были преданы церковью анафеме, впоследствии книга была публично сожжена.

С точки зрения педагогической науки и практики интересны идеи Клода Гельвеция об отрицании врожденного неравенства интеллектуальных способностей человека. Различия психического и морального склада людей он объяснял, прежде всего, особенностями среды, в которой они воспитывались, поэтому указывал на необходимость совершенствования обучения и воспитания с целью создания условий для полноценного личностного развития человека и достижения общественного блага и прогресса.

Подводя итог обозрению истории развития педагогической мысли во Франции XVII - XVIII вв., можно сделать вывод о ее социальной направленности, о гуманистическом характере педагогических воззрений известных философов и педагогов этого периода.

Контрольные вопросы и задания:

1. Выделите характерные черты эпохи Просвещения, повлиявшие на характер процессов образования и воспитания в Западной Европе XVII - XVIII вв.

2. Каковы теоретические основы педагогики Я. А. Коменского? Почему этого чешского педагога считают классиком педагогики, великим педагогом?

3. Какие общепедагогические и дидактические принципы сформулировал Я.А. Коменский? Докажите их актуальность для современной школы, педагогики.

4. Охарактеризуйте цели и задачи воспитания, определенные Джоном Локком. Какие педагогические положения, разработанные этим английским философом, Вам близки и почему?

5. Почему не угасает пристальное внимание к педагогическим воззрениям Жан-Жака Руссо на протяжении вот уже третьего столетия? Назовите и охарактеризуйте основные из них.

6. Докажите, что педагогические взгляды представителей французского Просвещения носят ярко выраженный социальный и гуманистический характер.

7. Дополнительное задание (выполняется по желанию) - прочесть роман Лиона Фейхтвангера «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо», сравнить хрестоматийное видение наследия великого французского просветителя с художественным осмыслением его личности и идей.

Литература:

1. Гельвеций, К.А. О человеке / К.А. Гельвеций // Соч.: В 2 т. - Т. 2. - М., 1974. - 676 с.

2. Дидро, Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «о человеке» / Д. Дидро // Соч.: В 2 т. - Т. 2. - М., 1975. - 604 с.

3. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Джуринский. - М.: Изд. группа «Форуси - Инфра - М», 1998. - 272 с.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.

5. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. - 5-е изд, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

6. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: учеб. пособие. - М.: Гардарик, 2002. - 603 с.

7. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

8. Руссо, Ж.Ж. Эмиль или о воспитании / Ж.Ж. Руссо // Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе. - М.. 1981. Т. 1.

9. Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. - Мазыр, 2000. - 432с.

10. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов.- М.: Просвещение, 1971.

11. Фейхтвангер, Л. Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо: Роман / Л. Фейхтвангер // Пер. с нем. И. Горкиной, И. Горкина; Худож. оформ. С. Овчаренко, В. Шевченко. - Харьков: Фолио, 1995. - 399 с. - (Золотой век).

Французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиции деизма

осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Выдвинул лозунг "Назад к

природе!". Руссо оказал огромное влияние на современную духовную историю Европы

с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Основные

произведения: "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), "Эмиль, или О воспитании" (1762), "Об общественном договоре" (1762), "Исповедь" (1781-1788).

Спустя четыре месяца Руссо оставил Турин Вскоре он истратил деньги и вынужден

был поступить лакеем к старой, больной аристократке Через три месяца она умерла,

и Руссо снова оказался не у дел На этот раз поиски работы были недолгими Он

нашел место лакея в аристократическом доме Позже в этом же доме работал домашним

секретарем Здесь ему давали уроки латинского языка, научили безукоризненно

говорить по-итальянски И все же Руссо не задержался надолго у своих

благосклонных господ Его по-прежнему тянуло странствовать, к тому же он мечтал

вновь увидеть госпожу де Варане. И эта встреча вскоре состоялась Госпожа де

Варане простила Руссо безрассудные юношеские скитания и приняла его в свой дом,

который надолго стал его пристанищем Здесь между Руссо и госпожой де Варане

установились близкие, сердечные отношения Но привязанность и любовь Руссо к

своей покровительнице, по-видимому, долго не приносили ему уми-

ротворения и покоя. Госпожа де Варане имела и другого возлюбленного - швейцарца

Клода Анэ. Руссо с огорчением не раз покидал свое пристанище и после новых

мытарств снова возвращался к де Варане. Только после смерти Клода Анэ между Жан

Жаком и Луизой де Варане установилась полная идиллия любви и счастья.

Де Варане сняла замок в горной долине, среди чудесной зелени, виноградников,

цветов. "В этом волшебном уголке, - вспоминал Руссо в своей "Исповеди", - я

провел два или три лучших летних месяца, стараясь определить свои умственные

интересы. Я наслаждался радостями жизни, цену которым так хорошо знал,

обществом, столь же непринужденным, как и приятным, - если только можно назвать

обществом наш тесный союз, - и теми прекрасными знаниями, к приобретению которых

я стремился..."

Руссо продолжал много читать, основательно изучал философские и научные труды

Декарта, Локка, Лейбница, Мальбранша, Ньютона, Монтеня, занимался физикой,

химией, астрономией, латинским языком, брал уроки музыки. И нужно сказать, что

за годы, протекшие в доме де Варане, он достиг серьезных результатов в

философии, естествознании, педагогике и других науках. В одном из писем к отцу

он так выразил суть своих научных занятий: "Я стремлюсь не только просветить ум,

но и воспитать сердце к добродетели и мудрости".

В 1740 году взаимоотношения между Руссо и де Варане ухудшились, и он вынужден

был покинуть свое многолетнее пристанище. Переехав в Лион, Руссо нашел здесь

место воспитателя детей в доме господина Мабли - главного судьи города. Но

работа домашнего воспитателя не приносила ему ни морального удовлетворения, ни

материальных благ. Через год Руссо снова вернулся к де Варане, но уже не

встретил прежнего расположения. По его словам, он почувствовал себя лишним

"возле той, для которой когда-то был всем". Разойдясь с де Варане, осенью 1741

года Руссо переехал в Париж. Первое время он серьезно рассчитывал на успех

своего изобретения - новой нотной системы. Но действительность разбила его

надежды. Изобретенная им нотозапись в цифрах, представленная в Парижскую

академию наук, не встретила одобрения, и ему вновь пришлось рассчитывать на

случайные заработки В течение двух лет Руссо перебивался перепиской нот, уроками

музыки, мелким литературным трудом. Пребывание в Париже расширило его связи и

знакомства в литературном мире, открыло возможности для духовного общения с

передовыми людьми Франции. Руссо познакомился с Дидро, Мариво, Фонтенелем,

Гриммом, Гольбахом, Д"Аламбером и другими.

Наиболее теплые дружеские отношения установились у него с Дидро. Блестящий

философ, также как Руссо, увлекался музыкой, литературой, страстно стремился к

свободе. Но мировоззрение у них было разное. Дидро был философом-материалистом,

атеистом, занимавшимся главным образом разработкой естественнонаучного

мировоззрения. Руссо же находился во власти идеалистических взглядов, перенося

все свое внимание на социально-политические вопросы. Но в конце 1760-х годов на

почве идейных и личных разногласий между Руссо и Дидро возник конфликт,

приведший их к разрыву В "Письме к Д"Аламберу о зрелищах", касаясь и того

конфликта, Руссо писал "У меня был строгий и справедливый Аристарх; у меня его

больше нет, и я не хочу

другого; но я никогда не перестану жалеть о нем, и его не хватает еще больше

моему сердцу, чем моим сочинениям".

Находясь в крайне стесненных материальных условиях, Руссо пытался найти путь к

более обеспеченной жизни. Ему посоветовали познакомиться с дамами высшего света

и использовать их влияние. От знакомого патера-иезуита Руссо получил несколько

Дюпон, жене богатого откупщика, и другим дамам.

В 1743 году через посредство госпожи де Брольи он получил должность секретаря

французского посланника в Венеции. Около года Руссо добросовестно выполнял свои

обязанности. В свободное от занятий время знакомился с итальянской музыкой и

собирал материал для книги о государственном управлении. Высокомерное и грубое

обращение посланника графа де Монтэгю вынудило Руссо оставить дипломатическую

службу и вернуться в Париж

В Париже Руссо сошелся с молодой белошвейкой Терезой Левасеер, которая, по его

словам, обладала простым и добрым нравом. Руссо прожил с ней 34 года, до конца

своих дней. Он пытался развить ее, обучить грамоте, однако все усилия его в этом

направлении оставались бесплодными.

У Руссо было пятеро детей. Неблагоприятные семейно-бытовые условия вынудили

поместить детей в воспитательный дом. "Я содрогнулся перед необходимостью

поручить их этой дурно воспитанной семье, - писал он о семье Терезы Левасеер, -

ведь они были бы воспитаны ею еще хуже. Пребывание в воспитательном доме было

для них гораздо менее опасным. Вот основание принятого мной решения..."

Связь с Терезой многие биографы и историки философии считали для Руссо большим

несчастьем. Однако свидетельства самого Руссо опровергают это. В "Исповеди" он

утверждал, что Тереза была для него единственным действительным утешением. В ней

"я нашел восполненье, в котором нуждался. Я жил со своей Терезой так же хорошо,

как жил бы с величайшим гением мира".

Кстати сказать, эта многолетняя связь не мешала Руссо встречаться с другими

женщинами, что, конечно, огорчало Терезу. В особенности нелепой и обидной могла

казаться ей любовь Жан Жака к Софи Д"Удето. Эту его страстную любовь и

переселение в Эрмитаж, поближе к предмету своего глубокого увлечения, долго не

могли простить Руссо и его друзья.

Из биографии Руссо вряд ли можно сделать вывод его уравновешенности или

аскетичности. Напротив, очевидно, он был весьма эмоциональным, беспокойным,

неуравновешенным человеком. Но при этом Руссо был необыкновенно одаренной

личностью, готовой во имя добра и правды жертвовать решительно всем.

В 1752-1762 годы Руссо внес свежую струю в идейное новаторство и литературно-

художественное творчество своего времени.

Первое сочинение Руссо написал в связи с конкурсом, объявленным Ди-жонской

академией. В этой работе, которая называлась "Способствовало ли возрождение наук

и искусств улучшению нравов" (1750), Руссо впервые в истории общественной мысли

совершенно определенно говорит о расхождении между тем, что сегодня называют

научно-техническим прогрессом, и состоянием человеческой нравственности. Руссо

отмечает ряд противоречий

исторического процесса, а также то, что культура противостоит природе

Впоследствии эти идеи окажутся в центре споров о противоречиях общественного

процесса

Другая важная мысль Руссо, которую он будет развивать в своей работе

"Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755) и в

своем главном произведении "Об общественном договоре, или Принципы политического

права" (1762), связана с понятием отчуждения Основой отчуждения человека от

человека, заявляет Руссо, является частная собственность

Руссо не мыслит себе справедливости без равенства всех людей Но столь же важна

для справедливости, по его убеждению, свобода Свобода тесно связана с

собственностью Собственность развращает общество, утверждал Руссо, она рождает

неравенство, насилие и ведет к порабощению человека человеком "Первый, кто напал

на мысль, огородив участок земли, сказал "это мое" и нашел людей, достаточно

простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского

общества, - пишет Руссо в "Общественном договоре" - От скольких преступлений,

войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот,

кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним "Не слушайте лучше

этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат

всем, а земля - никому1"

И тот же самый Руссо, как это ни парадоксально, который способен на такой

революционный гнев, утверждает, что именно собственность может гарантировать

человеку независимость и свободу, только она может внести в его жизнь покой и

уверенность в своих силах Выход из этого противоречия Руссо видит в уравнивании

собственности В обществе равных между собой собственников он видит идеал

справедливого устройства общественной жизни

В своем "Общественном договоре" Руссо развивает идею, согласно которой люди

договорились между собой учредить государство для обеспечения общественной

безопасности и охраны свободы граждан Но государство, согласно Руссо, из

института, обеспечивающего свободу и безопасность граждан, со временем

превратилось в орган подавления и угнетения людей Наиболее откровенно этот

переход "в свое иное" происходит в монархическом абсолютистском государстве

До государственного и соответственно гражданского состояния люди жили, согласно

Руссо, в "естественном состоянии" С помощью идеи "естественного права" им

обосновывалась неотъемлемость таких прав человека, как право на жизнь, свободу и

собственность Разговор о "естественном состоянии" становится общим местом всего

Просвещения Что касается Руссо, то, в отличие от других просветителей, он, во-

первых, не считает право собственности "естественным" правом человека, а видит в

нем продукт исторического развития, и, во-вторых, Руссо не связывает

общественный идеал с частной собственностью и гражданским состоянием человека

Наоборот, Руссо идеализирует "ди каря" как существо, которое еще не знает

частной собственности и других достижений культуры "Дикарь", по мнению Руссо, -

это существо добродушное, доверчивое и дружелюбное, а вся порча идет от культуры

и исторического развития

Только государство, согласно Руссо, может осуществить идеалы "естественного

состояния", какими он считает идеалы Свободы, Равенства и Братства Но

государством, способным осуществить эти идеалы, у Руссо может быть только

республика

В романе "Юлия, или Новая Элоиза" впервые на грани 60-х и 70-х годов XVII века

раздалось искреннее слово о непреодолимом могуществе свободной любви, не знающей

сословной розни и лицемерия Успех книги был беспримерным

Элоизой звали невесту средневекового философа Пьера Абеляра Элоиза стала идеалом

женской верности, человеческой естественности Именно естественное человеческое

чувство и является тем основанием, на котором должна, согласно Руссо, строиться

человеческая личность Наиболее подходящей системой воспитания является система,

которая опирается на человеческие чувства А местом, наиболее подходящим для

воспитания ребенка и молодого человека, Руссо считал природу

Руссо является основоположником так называемого "сентиментализма" Сентиментализм

ставит чувство во всех отношениях выше разума Нравственное начало в человеке,

считает Руссо, укоренено в его натуре, оно глубже, "естественнее" и

основательней, чем рассудок Оно самодостаточно и знает только один источник -

делает нас безразличными к людским страданиям Поэтому Руссо выступает против

"культуры" По сути, он первый, кто после античных авторов стал критиком культуры

асоциального прогресса Руссо был против театра и считал сценическое искусство

нарочитым и неестественным

При всей своей неприязни к официальной церкви Руссо считал, что нравственное

чувство, которое лежит в основе человеческой личности, есть по существу

религиозное чувство И без культа Верховного Существа оно недействительно Руссо -

деист Но его деизм не столько космологического, как у Вольтера, сколько

нравственного свойства И поскольку органическая нравственность есть, по Руссо,

отличительная черта народной демократии, в противоположность, в сущности,

безнравственному аристократизму, то Руссо считал атеизм аристократическим

мировоззрением

В педагогическом романе "Эмиль, или О воспитании" (1762) Руссо показал

порочность феодально-схоластической системы воспитания и блестяще изложил новую

демократическую систему, способную формировать и выращивать трудолюбивых и

добродетельных граждан, хорошо знающих цену передовым общественным интересам

Трактат вызвал положительные отклики у Гете, Гердера и Канта А у деятеля

Французской революции М Робеспьера эта книга была в буквальном смысле настольной

Кроме того, Руссо писал статьи по актуальным политическим, экономическим,

музыкальным и другим вопросам для "Энциклопедии", редактируемой Д"Аламбером и

Дидро Интересна его статья "О политической экономии", опубликованная в 1755 году

в V томе "Энциклопедии" Он осветил в ней социально-экономические проблемы, в

частности, имущественные отношения, государственное управление, общественное

воспитание В 1756 году Руссо изложил содержание обширного труда Шарля де Сен

Пьера "Рассуждение о вечном мире" В духе демократического гуманизма он подверг

тельной критике кровавые грабительские войны и выразил свое горячее стремление к

миру, к избавлению человечества от опустошительных войн и к превращению всех

народов в единую дружную семью Эта работа была опубликована посмертно, в 1781

Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни достаточных средств, ни

душевного покоя. Его яростно травили и преследовали французские, швейцарские,

нидерландские клерикалы и королевские чиновники. После выхода в свет романа

"Эмиль, или О воспитании" и политического трактата "Об общественном договоре"

парижский парламент стал метать громы и молнии против автора "зловредных"

произведений. Королевский суд приговорил "Эмиля", а затем и "Общественный

договор" к сожжению и издал постановление об аресте Руссо. Спасаясь от

преследования, Руссо ночью бежал в Швейцарию. Но здесь, как и в Париже, его

стали преследовать. Женевское правительство также осудило "Эмиля" и

Женевской республики принял постановление о произведениях Жан Жака Руссо "Эмиль"

и "Общественный договор": "...разорвать их и сжечь... перед ратушей, как

сочинения дерзкие, постыдно-скандальные, нечестивые, и направленные к разрушению

христианской религии и всех правительств".

Руссо не оставалось ничего другого, как искать покровительства и защиты в других

странах. Он обратился с письмом к Фридриху II, прося его разрешить поселить в

Невшателе. В то время Невшатель представлял собой небольшое княжество

Нейнбургское, находившееся под властью прусского короля. Фридрих II приказал

губернатору пойти навстречу "французскому изгнаннику".

В Невшателе Руссо прожил более двух лет. Вначале он поселился на даче Коломбе у

губернатора лорда Кейта, затем в деревне Мотье, расположенной в предгорьях в

живописной местности. В этом уединении Руссо писал сравнительно немного: первое

время он отдыхал. Но и то, что было написано в деревне Мотье в ответ на

преследования и происки женевских властей ("Письма горы", "Письмо к архиепископу

Христофору де Бомон" и др.), вызвало возмущение невшательского духовенства и

массовый протест в протестантском мире. Руссо бежал из Мотье и поселился на

острове Св Петра на Бильском озере Но и здесь правительство не оставило его в

покое Бернский сенат предложил Руссо в двадцать четыре часа покинуть остров и

область Берна.

В поисках пристанища, Руссо в сопровождении Терезы отправился в город Страсбург.

Однако и тут он не мог оставаться долго Тогда Руссо уговорили поехать в Англию,

куда пригласил его философ Дэвид Юм. Руссо пересек Ламанш и прибыл в Лондон. Юм

поселил его в Чезвике, в окрестности Лондона. Через некоторое время сюда

приехала и Тереза Но близость к английской столице не устраивала Руссо. После

всего пережитого он искал покоя и уединения. Это желание было удовлетворено Юмом

и его друзьями В распоряжение Руссо был предоставлен замок в Дербеншире Однако и

в английском замке ни Руссо, ни Тереза не могли найти душевного покоя их

подавляла и угнетала непривычная обстановка Без ведома Юма Руссо вскоре оставил

замок и переселился в ближайшую деревушку Вуттон, где продолжал работать

над "Исповедью". Даже здесь Руссо не находил покоя. Ему казалось, что и Юм,

вслед за его бывшими французскими друзьями, отвернулся от него.

К таким "бывшим друзьям" Руссо относил Вольтера, который, действительно, не раз

с ожесточением выказывал свое нерасположение к Руссо.

Письма, получаемые Жан Жаком из Швейцарии, тоже поддерживали в нем

представление, что его всюду окружают враги и недоброжелатели. Все это породило

у Руссо тяжелый недуг В течение ряда лет Руссо страдал манией преследования и

подозрительностью. Принимая Юма за неискреннего друга, за послушное орудие в

руках врагов, он решил покинуть Вуттон и в мае 1767 года внезапно оставил

английское убежище

Очутившись снова на французской земле, Руссо и тут не мог дышать свободно. Он

вынужден был скрываться под именем гражданина Рену. Как ни старались его друзья

дю Пейр, маркиз Мирабо и другие создать спокойные и безопасные для Руссо условия

жизни, но ни в имении Флери, близ Медоне, ни в замке Триэ, близ Жизора он не мог

найти покоя. Одиночество, болезненный страх внезапного нападения беспрерывно

мучили и угнетали его

Летом 1768 года Руссо оставил Терезу в замке Триэ и отправился в путешествие по

старым, хорошо знакомым местам. В Шамбери он повидал своих давних знакомых и,

обуреваемый воспоминаниями, посетил могилу де Варане. И здесь, у могилы,

вспомнил все неповторимое, прекрасное, что нашел в ее дружбе и благосклонности.

Не желая покидать милые сердцу места, с которыми был связан "драгоценный период"

его жизни, Руссо поселился в маленьком городке Вургоэне, лежавшем между Лионом и

Шамбери. Вскоре приехала сюда и Тереза. Здесь ее ожидал приятный сюрприз. Руссо

решил закрепить отношения с Терезой браком.

Через год супруги переселились в соседнее местечко Монкен. Руссо снова приступил

к работе над второй половиной "Исповеди". С 1765 года он стал думать о

возвращении в Париж. "Исповедь", над которой Руссо работал в течение пяти лет,

осталась неоконченной. Желание вернуться в столицу настолько овладело им, что,

пренебрегая опасностью быть схваченным, он переехал Париж и поселился на улице

Плятриер (ныне улица Ж Ж. Руссо). Это был 1770 год, когда французское

правительство в связи с бракосочетанием дофина с Марией Антуанеттой стало

воздерживаться от политических репрессий, и Руссо, к своему удовольствию, мог

свободно появляться на улицах, посещать друзей и знакомых.

В последние годы жизни Руссо не вынашивал больших творческих планов Он занимался

главным образом самоанализом и самооправданием своих прошлых постутков. Весьма

характерны в этом отношении наряду с "Исповедью" очерк "Руссо судит Жан Жака",

диалоги и его последнее произведение - "Прогулки одинокого мечтателя". В этот

период, по мнению биографов Руссо, он уже не пытался искать выхода из

одиночества, не стремился заводить новые знакомства. Правда, он попытался

прочесть публично свою "Исповедь", но по настоянию госпожи Д"Эпинэ полиция

запретила это чтение

В "Исповеди" Руссо с поразительной откровенностью повествует о своей жизни, он

не умалчивает о самых неприглядных ее сторонах Самым неожиданным для читателя

было признание в том, что, женившись на Терезе, Руссо заставил ее подбросить

сначала первого их ребенка, а затем и второго

О последних годах жизни Жан Жака Руссо немецкая писательница Генриетта Роланд-

Гольст писала "Жизнь его была распределена точно и равномерно Утренними часами

он пользовался для переписки нот и сушки, сортировки и наклеивания растений Он

делал это очень аккуратно и с величайшей тщательностью, приготовленные таким

образом листы он вставлял в рамки и дарил тем или другим из своих знакомых Он

стал снова заниматься музыкой и сочинил в эти годы множество небольших песенок

на данные тексты, он назвал этот сборник "Песни утешения в горестях моей жизни"

После обеда он отправлялся в какое-нибудь кафе, где читал газеты и играл в

шахматы, или делал большие прогулки в окрестностях Парижа, он до конца оставался

страстным любителем прогулок пешком"

В мае 1778 года маркиз де Жирарден предоставил в распоряжение Руссо особняк в

Эрменонвиле, вблизи Парижа Переселившись в это прекрасное предместье, он

продолжал вести прежний образ жизни совершал утренние прогулки, встречался со

знакомыми и почитателями

почувствовал острую боль в сердце и прилег отдохнуть, но вскоре тяжело застонал

и упал на пол Прибежавшая Тереза помогла ему подняться, но он снова упал и, не

приходя в сознание, скончался Скоропостижная смерть и обнаружение кровоточащей

раны на лбу дали повод слуху, что Жан Жак Руссо покончил жизнь самоубийством

перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом Вольтера

"Остров тополей" в Эрменонвиле, где он был похоронен, стал местом паломничества

У его могилы можно было встретить Марию Антуанетту, адвоката из Арраса

Максимилиана Робеспьера, при котором ее позже казнили, и будущего императора

Произведения Жана Жака Руссо

Среди произведений - статьи, трактаты, стихи, поэмы, комедии, романы, либретто и музыка для опер:

  • · «Нарцисс» (1733, постановка - 1752, публикация - 1753)
  • · «Военнопленные» (1743, публикация - 1782)
  • · «Рассуждение о науках и искусствах» (1750, трактат)
  • · «Деревенский колдун» (опера, постановка - 1752, публикация - 1753)
  • · «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми» (1755, трактат)
  • · «Юлия, или Новая Элоиза» (1761, роман в письмах)
  • · «Эмиль, или О воспитании» (1762, педагогический роман-трактат),
  • · «Об общественном договоре» (1762, политический трактат об идеальном обществе, максимально приближенном к природе)
  • · «Исповедь» (1766 - 1769, публикация - 1782 - 1789, автобиографический роман)
  • · «Пигмалион» (одноактная лирическая сцена, постановка - 1770; музыка совместно с О. Куанье)
  • · «Диалоги: Руссо судит Жан Жака» (1775 - 1776, автобиографические)
  • · «Прогулки одинокого мечтателя» (1777 - 1778, публикация - 1782, автобиографические)

Педагогические взгляды Жана Жака Руссо

Руссо выражал интересы «третьего сословия» французского общества (крестьян, ремесленников, городской бедноты, купцов, банкиров, фабрикантов). В двух первых сословий принадлежали, соответственно, духовенство и дворянство.

Руссо развил идею естественной свободы и равенства людей, основанные на собственном труде каждого. К реализации этой идеи можно прийти только через соответствующее воспитание, основанное на умении ценить собственную и чужую работу и независимость.

Систематическое изложение своей теории воспитания и педагогической программы Руссо сделал в произведении «Эмиль, или О воспитании» (1762). Центральным пунктом этой программы выступает теория естественного, свободного воспитания, где в центре стоит личность ребенка.

В своей педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо отвергал современную ему образовательно-воспитательную традицию. По его мнению, старая система воспитания, санкционируемая церковью, должна быть отброшена. Вместо этого он считал необходимым ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер, если оно будет напрямую связано с естественным развитием индивида и побуждением его к самостоятельному приобретению личного опыта и знаний, на нем основанных.

Воспитание, считал Ж.-Ж. Руссо, дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами. Воспитание, получаемое от природы, -- это внутреннее развитие способностей и органов человека; воспитание, получаемое от людей, -- это обучение тому, как пользоваться этим развитием; воспитание со стороны вещей -- это приобретение человеком собственного опыта относительно предметов, дающих ему восприятие. Все эти три фактора должны, по мнению Ж.-Ж. Руссо, действовать согласованно.

О природе как факторе воспитания Ж.-Ж. Руссо рассуждал следующим образом: ребенок рождается чувственно восприимчивым и получает впечатления через органы чувств от окружающих его предметов. По мере роста он становится более восприимчивым, знания об окружающем расширяются, углубляются, изменяются под влиянием взрослых. Такой подход к воспитанию был для того времени принципиально новым, так как вся система школьного воспитания практически игнорировала как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка.

Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь, и главная задача воспитания -- создать человека. Этим новое воспитание, по мнению Ж.-Ж. Руссо, должно отличаться от старого, которое ставило себе целью подготовку из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Для Ж.-Ж. Руссо воспитание было искусством развития подлинной свободы человека, зависящей только от него самого. Отсюда вытекало отрицание им системы общественного воспитания, так как, по его мнению, нет отечества и нет граждан, а есть лишь угнетенные и угнетатели.

Однако природа означала для Ж.-Ж. Руссо не первобытное звериное существование человека, а его свободу и непосредственное развитие врожденных способностей и влечений. Обращаясь к родителям и воспитателям, он призывал их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность человека и все полезные и разумные ее склонности. Стремление к природе у Ж.-Ж. Руссо проявляется в неприятии искусственности и в притягательности всего естественного, простого, непосредственного.

Ребенка Ж.-Ж. Руссо поставил в центр воспитательного процесса, но в то же время он выступал против чрезмерного потакания детям, уступок их требованиям, капризам. Отвергая любую форму воспитания, основанную на подчинении воли ребенка воле воспитателя, он в то же время утверждал, что ребенок не должен быть предоставлен самому себе, так как это ставит под угрозу его развитие.

Воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его испытаниях и переживаниях, направлять его формирование, способствовать его естественному росту, создавать условия для его развития, но никогда не навязывать ему своей воли. Ребенку необходима определенная среда, в которой он сможет обрести самостоятельность и свободу, реализовать заложенные в нем от природы добрые начатки.

В обучении важно, полагал Ж.-Ж. Руссо, не приспосабливать знания к уровню ученика, а соотносить их с его интересами и опытом. Важно организовать передачу знания так, чтобы ребенок сам брал на себя эту задачу. Для этого нужен педагогический подход, который основывается на значении передаваемого знания с учетом интересов каждого воспитанника.

Ж.-Ж. Руссо постоянно акцентировал внимание на значении труда в воспитании. Труд внушает ребенку чувство долга, ответственности за то, что он делает. Кроме того, живя в обществе, человек обязан своим трудом оплачивать стоимость своего содержания. Труд -- это неизбежная обязанность человека. Трудовое воспитание у Ж.-Ж. Руссо связано с нравственным, умственным и физическим совершенствованием. Задача нравственного воспитания, по мнению Ж.-Ж. Руссо, состоит в том, чтобы предохранить ребенка от влияния испорченного общества, искусственной культуры и следить за развитием его собственных потребностей и интересов. Нравственное воспитание должно осуществляться после умственного, поэтому основная предпосылка нравственного воспитания -- развитие разума. И лишь только потом -- выработка моральных качеств, формирование понятий об общественных отношениях.

Ж.-Ж. Руссо в принципе не отвергал религию, но полагал, что ребенку необходима та религия, которая опиралась бы на первоначальный смысл Евангелия, очищенного от неправильного толкования его отцами церкви. Религия, по мнению Ж.-Ж. Руссо, должна опираться на человеколюбие, на любовь к природе, на «влечения сердца», на сохранение достоинства человека.

Важный вклад Руссо в педагогику заключается и в том, что он осуществил попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. Рассматривая собственно проблемы воспитания детей, Ж.-Ж. Руссо жизнь ребенка делил на четыре периода. В первый период -- от рождения ребенка до двух лет -- он считал необходимым главное внимание уделять физическому воспитанию; во второй -- от 2 до 12 лет -- воспитанию чувств; в третий -- от 12 до 15 лет -- умственному воспитанию; в четвертый -- от 15 до 18 лет -- нравственному воспитанию.

Первоначальное воспитание должно быть, по выражению Ж.-Ж. Руссо, отрицательным, исключающим влияние на природу ребенка искусственной культуры. Этот период самый ответственный, так как хотя ребенок и чувствует свои естественные потребности, но выразить их не в состоянии. Поэтому именно мать более чем кто-либо ответственна за этот период в жизни своего ребенка, хотя и отец, которого никакие внешние обстоятельства не избавляют от необходимости воспитывать своих детей, должен строго выполнять обязанности, возложенные на него природой.

Главные педагогические средства в этот период -- терпение и настойчивость, с которыми необходимо изучать причины, например, детского плача. Вместе с тем родители должны быть требовательными и не спешить удовлетворять все детские просьбы. Для физического развития ребенка на этом этапе весьма важны закаливание и постоянные физические упражнения.

Жизнь ребенка с 2 до 12 лет должна быть периодом воспитания чувств, поскольку деятельность ума без опоры на данные чувственного опыта лишена всякого содержания. Ж.-Ж. Руссо был противником использования книг в этот период развития ребенка. Ребенок должен изучать мир сам при помощи органов чувств, в противном случае ему приходится многое принимать на веру, т. е. пользоваться рассудком других.

Идею самостоятельного получения знаний ребенком Ж.-Ж. Руссо считал ведущей и на следующем этапе -- умственного воспитания, которое, по его мнению, должно осуществляться без программ, расписаний и учебников. Ребенка следует ставить в такие условия, когда он постоянно задает вопросы, а воспитатель отвечает на них. К полезным наукам, с которыми должен знакомиться ребенок, Ж.-Ж. Руссо относил географию, химию, физику, биологию, развивающие у ребенка интерес и любовь к природе. Современные ему гуманитарные предметы Ж.-Ж. Руссо считал ложными науками и предлагал изучать древних философов и писателей. Из современных книг рекомендовал лишь роман Д. Дефо «Робинзон Крузо», который, по его мнению, демонстрирует, как общение с природой и труд совершенствуют человека нравственно.

Одним из важнейших средств развития умственных сил ребенка Ж.-Ж. Руссо считал труд. Однако при этом он был противником узкоремесленного обучения. Ребенок должен научиться пользоваться всеми наиболее необходимыми в быту инструментами, должен быть знаком с основами различных ремесел. Это, полагал Ж.-Ж. Руссо, поможет ему вести впоследствии честный и независимый образ жизни.

В процессе трудового обучения, по мысли Ж.-Ж. Руссо, ребенок должен посещать различные мастерские, наблюдать за работой ремесленников и выполнять по мере возможности поручаемую ему работу. Участие ребенка в трудовой деятельности взрослых дает ему возможность не только овладевать трудовыми навыками, но и позволяет лучше разобраться в отношениях между людьми. Трудовую деятельность необходимо сочетать с умственными упражнениями так, чтобы одно было отдыхом от другого. Именно их сочетание способствует как физическому, так и умственному развитию ребенка.

Ж.-Ж. Руссо полагал, что ребенка нужно учить жить по-человечески, и делать это следует тогда, когда подросток вступает в пору возмужалости, с 15 лет. Этот период Ж.-Ж. Руссо назвал периодом «бурь и страстей», когда происходят частые вспышки эмоций и душевное возбуждение. Именно в это время необходимо заботиться о нравственном воспитании уже не ребенка, а юноши.

Ж.-Ж. Руссо считал современное ему общество аморальным. Причину этого он усматривал в противоречиях между способностями и желаниями людей, в стремлении построить свое благополучие за счет другого, в отсутствии равновесия между силами и волей. Он полагал, что в таком обществе сохранить в простоте и невинности молодого человека очень сложно, так же как сложно уберечь его от испорченности, бесчеловечности и жестокости. В мир нравственных отношений юношу следует вводить очень осторожно, шаг за шагом, поскольку у кого нет никаких нравственных норм и в жизнь, тот входит с одной врожденной страстью -- любовью к самому себе.

Ж.-Ж. Руссо ставил перед нравственным воспитанием три главные задачи: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Прежде всего, у ребенка и юноши необходимо развивать положительные эмоции, направленные на гуманное отношение к людям, доброту, сострадание. Все это достигается не нравоучениями, а непосредственным общением с хорошими людьми и хорошими примерами. Ж.-Ж. Руссо советовал удалять юношу от больших городов, где нравственность людей далека от идеала.

Особое внимание в нравственном воспитании Ж.-Ж. Руссо отводил изучению истории, которая как бы позволяет видеть сцену человеческой жизни, не участвуя в ней. История дает возможность отобрать для воспитания наиболее важный материал, касающийся взаимоотношений людей, который готовит воспитанника к борьбе с трудностями в самостоятельной жизни.

С религией Ж.-Ж. Руссо предлагал знакомить молодых людей в возрасте не моложе восемнадцати лет, так как, по его мнению, по-настоящему до понимания Бога человек доходит лишь в зрелые годы, когда он уже в состоянии понять, что именно он ищет в религии и сам может выбрать себе ту религию, к которой влечет его разум. Ребенок в принципе не может иметь представления о Боге, а лишь повторяет то, что внушают ему взрослые.

Ж.-Ж. Руссо признавал Бога, который дал людям сознание блага и понимание того, что счастье в справедливости, Бога без мистики и подавления воли человека. К такой религии и такому не персонифицированному пониманию Бога должен прийти человек.

Подобно тому, что есть возраст, наиболее благоприятный для обучения, есть возраст, наиболее благоприятный для выполнения общественных обязанностей -- это возраст после двадцати лет. Но следует заметить, что гражданские обязанности Ж.-Ж. Руссо возлагал только на мужчину.

Жизненное назначение женщины он ограничивал ролью жены и матери, считая, что ей нет необходимости углубляться в науки. Женщина должна уметь шить, вязать, готовить, петь и танцевать. Быть умной ей необязательно, ум ее должен развиваться не в чтении, а в общении с родителями, в процессе наблюдения за теми людьми, с которыми она общается.

В девушке следует воспитывать покорность и повиновение мужу, развивать ее физические возможности, чтобы она могла рожать здоровых детей. В отличие от юноши религии девушку следует обучать с детских лет, так как девочкой, считал Ж.-Ж. Руссо, она должна исповедовать религию матери, выйдя замуж, -- религию мужа. Ограничивая женщину в участии в общественной жизни, он при этом считал необходимым воспитывать уважение к ней со стороны мужа и общества.

Такое отношение Ж.-Ж. Руссо к воспитанию женщины, во-первых, отражало традиции того времени и, во-вторых, соответствовало его мысли о том, что участие женщины в общественной жизни противоречит ее естественному назначению -- быть женой и матерью.

Свой идеал свободной и цельной личности Ж.-Ж. Руссо противопоставил рассудочной культуре современного ему XVIII в. Реализацию этого идеала он и видел в естественном воспитании.