Зарплаты медиков: что-то пошло не так. Московский подход: шило на мыло

л ЛПОГХ 2017 ЗПДБ УТЕДОСС ЪБТРМБФБ ТПУУЙКУЛЙИ ЧТБЮЕК ДПУФЙЗОЕФ ХТПЧОС 66 ФЩУСЮ ТХВМЕК Ч НЕУСГ, ЪБСЧЙМБ ЗМБЧБ нЙОЪДТБЧБ тж чЕТПОЙЛБ уЛЧПТГПЧБ ОБ ЪБУЕДБОЙЙ ЧОХФТЙЖТБЛГЙПООПК ЗТХРРЩ «еДЙОПК тПУУЙЙ» Ч зПУДХНЕ. рП ЕЕ УМПЧБН, ЪБТБВПФПЛ ДМС УТЕДОЕЗП НЕДРЕТУПОБМБ УПУФБЧЙФ РТЙ ЬФПН 33 ФЩУСЮЙ ТХВМЕК, Б ДМС НМБДЫЕЗП - ПЛПМП 30 ФЩУСЮ ТХВМЕК.

"ч ЮЕФЧЕТФПН ЛЧБТФБМЕ ЬФПЗП ЗПДБ ЪБТРМБФЩ ЧТБЮЕК ДПМЦОЩ ЧЩКФЙ ОБ РПЛБЪБФЕМЙ 180% УТЕДОЕК РП ЬЛПОПНЙЛЕ (66 ФЩУ. ТХВ.), 90% - ДМС УТЕДОЕЗП НЕДРЕТУПОБМБ (33 ФЩУ. ТХВ. - йж) Й 80% - ДМС НМБДЫЕЗП (ПЛПМП 30 ФЩУ. ТХВ.)", - ГЙФЙТХЕФ уЛЧПТГПЧХ йОФЕТЖБЛУ.

рТЙ ЬФПН ПОБ ПФНЕФЙМБ, ЮФП "ГЕМЕЧЩЕ РПЛБЪБФЕМЙ РТПЫМПЗП ЗПДБ ВЩМЙ ДПУФЙЗОХФЩ ДМС ЧУЕИ ЗТХРР УРЕГЙБМЙУФПЧ, ЛТПНЕ ЪБТРМБФ НМБДЫЕЗП НЕДРЕТУПОБМБ".

лТПНЕ ФПЗП, РП УМПЧБН уЛЧПТГПЧПК, Х ЧТБЮЕК, ОБЮЙОБС У 2015 ЗПДБ ОБВМАДБЕФУС УОЙЦЕОЙЕ ЛПЬЖЖЙГЙЕОФБ УПЧНЕУФЙНПУФЙ. "рПУМЕ 20 МЕФ ТПУФБ Й УФБЗОБГЙЙ, НЩ ОБЮБМЙ УОЙЦЕОЙЕ", - УЛБЪБМБ ПОБ. рП ЕЕ УМПЧБН, Ч РПУМЕДОЙЕ ДЕУСФШ МЕФ ЬФПФ ЛПЬЖЖЙГЙЕОФ УПУФБЧМСМ 1,54-1,56. ч 2015 ЗПДХ ПО ХНЕОШЫЙМУС ДП 1,46, Б Ч РТПЫМПН ЗПДХ - ДП 1,4.

ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, ДЕРХФБФЩ ОЕ УПЗМБУЙМЙУШ У НЙОЙУФТПН, ЪБСЧЙЧ, ЮФП "ВПМЕЕ ЙМЙ НЕОЕЕ РТЙМЙЮОБС ЪБТРМБФБ РПМХЮБЕФУС Х ФЕИ НЕДТБВПФОЙЛПЧ, ЛПФПТЩЕ ТБВПФБАФ ЪБ УЕВС Й ЪБ ФПЗП РБТОС - ОБ ОЕУЛПМШЛП УФБЧПЛ". "чУЕ РПОЙНБАФ, ЮФП ЬФП - ОЕОПТНБМШОБС УЙФХБГЙС. чТБЮ ДПМЦЕО РПМХЮБФШ ДПУФПКОХА ЪБТБВПФОХА РМБФХ, ТБВПФБС ОБ ПДОХ УФБЧЛХ. уМЙЫЛПН ДПТПЗБС ГЕОБ Х РЕТЕТБВПФПЛ ЧТБЮБ - ПОЙ НПЗХФ УФПЙФШ РБГЙЕОФХ ЦЙЪОЙ", - ПФНЕФЙМ чЙЛФПТ рЙОУЛЙК.

пФНЕФЙН, ЮФП УПЗМБУОП ЙУУМЕДПЧБОЙА гЕОФТБ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ Й РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ТЕЖПТН Ч 2000-2015 ЗПДБИ ЛПМЙЮЕУФЧП ВПМШОЙГ Ч тПУУЙЙ УПЛТБФЙМПУШ Ч ДЧБ ТБЪБ, У 10,7 ФЩУ. ДП 5,4 ФЩУ., ЛПМЙЮЕУФЧП ДПУФХРОЩИ ЛПЕЛ УПЛТБФЙМПУШ Ч УТЕДОЕН ОБ 27,5%, ДП 1,2 НМО, Б Ч УЕМШУЛПК НЕУФОПУФЙ РПЮФЙ ОБ 40%.

рТЙ ЬФПН, ЛПМЙЮЕУФЧП РПМЙЛМЙОЙЛ ЪБ ЬФП ЦЕ ЧТЕНС УПЛТБФЙМПУШ ОБ 12,7%, ДП 18,6 ФЩУ. ХЮТЕЦДЕОЙК, Б ОБЗТХЪЛБ ЧПЪТПУМБ У 166 ЮЕМПЧЕЛ Ч ДЕОШ Ч 2000 ЗПДХ ДП 208 Ч 2015.

бОБМЙФЙЛЙ ПФНЕЮБАФ, ЮФП ЕУМЙ ЧМБУФЙ РТПДПМЦБФ ЪБЛТЩЧБФШ ВПМШОЙГЩ ФБЛЙНЙ ЦЕ ФЕНРБНЙ, ФП Л 2021-2022 ЗПДБН ЛПМЙЮЕУФЧП НЕДХЮТЕЦДЕОЙК Ч УФТБОЕ ДПУФЙЗОЕФ 3 ФЩУ., ФП ЕУФШ ХТПЧОС ГБТУЛПК тПУУЙЙ Ч 1913 ЗПДХ.

ьЛУРЕТФЩ ФБЛЦЕ ПФНЕЮБАФ, ЮФП ТЕЖПТНБ РТЙЧЕМБ Л УОЙЦЕОЙА ДПУФХРОПУФЙ ХУМХЗ. ъБ 2000-2015 ЗПДЩ ХЧЕМЙЮЙМБУШ ЪБВПМЕЧБЕНПУФШ ОБУЕМЕОЙС: ПУМПЦОЕОЙС РТЙ ВЕТЕНЕООПУФЙ Й ТПДБИ ХЧЕМЙЮЙМЙУШ ОБ 39,1%, ЧЩСЧМЕООЩЕ ОПЧППВТБЪПЧБОЙС — ОБ 35,7%, ЪБВПМЕЧБОЙС УЙУФЕНЩ ЛТПЧППВТБЭЕОЙС — ОБ 82,5%.

пВТБФЙМЙ ЧОЙНБОЙЕ БЧФПТЩ ДПЛМБДБ Й ОБ ПРМБФХ ФТХДБ НЕДРЕТУПОБМБ. ъБ ЮБУ ТБВПФЩ ЧТБЮ У ХЮЕФПН ЧУЕИ РЕТЕТБВПФПЛ РПМХЮБЕФ 140 ТХВ., Б НЕДТБВПФОЙЛЙ УТЕДОЕЗП Й НМБДЫЕЗП ЪЧЕОБ — 82 Й 72 ТХВ. УППФЧЕФУФЧЕООП. «пРМБФБ ФТХДБ ЧТБЮБ Ч ЮБУ УТБЧОЙНБ, ОБРТЙНЕТ, У ЮБУПЧПК УФБЧЛПК ТСДПЧПЗП УПФТХДОЙЛБ УЕФЙ ЖБУФЖХДБ «нБЛДПОБМДУ» (ПЛПМП 138 ТХВ.). бДНЙОЙУФТБФПТ ЛБЖЕ ДБООПК УЕФЙ РПМХЮБЕФ ХЦЕ РПТСДЛБ 160 ТХВ. Ч ЮБУ, ФП ЕУФШ ВПМШЫЕ ЛЧБМЙЖЙГЙТПЧБООПЗП ЧТБЮБ У ЧЩУЫЙН ПВТБЪПЧБОЙЕН», — ЪБНЕЮБАФ Ч гьртЕ.

Зарплаты бюджетников, несмотря на доплаты в рамках исполнения изданных ровно четыре года назад майских указов, по своей покупательной способности остались на уровне 2012 года. Такой вывод следует из докладов Высшей школы экономики, РАНХиГС и Академии труда и социальных отношений, подготовленных по заказу Минтруда. Эксперты отмечают, что зарплаты врачей и учителей активнее росли в регионах с дефицитными бюджетами, где такое повышение зарплат в большей степени «спонсировалось» федеральным бюджетом.


Доклады Высшей школы экономики, РАНХиГС и Академии труда и социальных отношений (есть у “Ъ”) подготовлены по заказу Минтруда и описывают ситуацию с зарплатами в целом в экономике начиная с 2000 годов. Рассматриваются, в частности, промежуточные итоги исполнения изданных четыре года майских указов - в части повышения зарплат бюджетникам. Напомним, 7 мая 2012 года, в день вступления в должность президента, Владимир Путин подписал 11 указов, которыми обозначил задачи государства в социальной сфере.

На основе майских указов правительству были даны 218 поручений. Одно из них предписывало довести к 2018 году зарплаты врачей и учителей до размера двукратной средней зарплаты в регионе. В докладах экспертов указывается, что в 2012 году разрыв между средней зарплатой этих категорий бюджетников и работников частного сектора составлял 30–40%. Посчитано, что в результате исполнения указов зарплата врачей и учителей заметно выросла - по итогам 2015 года у врачей в номинальном выражении она составила 156% от средней в экономике, у учителей - 106%. Согласно Росстату, в прошлом году средняя зарплата врачей составила 48 тыс. руб. в месяц, учителей - 32,6 тыс. руб. Однако, следует из докладов, все повышение в итоге было съедено инфляцией. Динамика прироста реальных зарплат демонстрирует, что в бюджетном секторе в целом покупательная способность по итогам 2015 года снизилась до уровня начала 2012 года.

Как указано еще в одном исследовании «Где бюджетному жить хорошо?», подготовленном сотрудником Центра трудовых исследований ВШЭ Анной Шаруниной, относительная недоплата бюджетникам в сравнении с работниками небюджетного сектора с аналогичными обязанностями, продолжает составлять в среднем 24–27% практически во всех регионах (за исключением отдельных республик Северного Кавказа, где этот разрыв меньше). При этом в экономически сильных регионах, например в Москве и Санкт-Петербурге, бюджетникам парадоксальным образом платят относительно хуже, чем в других субъектах РФ. Регионы с дефицитными бюджетами, наоборот, подняли зарплаты бюджетникам значительнее - обращаясь за целевыми трансфертами к федеральному центру.

При этом если в регионе велика концентрация потребителей услуг бюджетного сектора - граждан старшего и младшего возраста,- то разрыв в оплате между бюджетниками и частниками возрастал. Младшие и старшие демографические группы, отмечает госпожа Шарунина, предъявляют повышенный спрос на образование и медицину, но пи этом как неработающие не платят налога с дохода физических лиц. Эта ситуация увеличивает финансовую нагрузку на бюджеты таких регионов.

Неравномерным повышение бюджетных зарплат оказалось и с точки зрения квалификации работников. В 2000-е годы максимальную разницу в оплате имели наиболее квалифицированные работники, а те, кто обладал низкими профессиональными навыками, получали в частном и бюджетом секторах примерно одинаковую зарплату. В результате исполнения майских указов разрыв для квалифицированных специалистов снизился, но для низкоквалифицированных вырос. Таким образом, указы 2012 года, хотя и сократили различие в оплате сопоставимых специалистов в двух секторах, также вызвали перераспределение средств внутри бюджетной сферы, увеличив более высокие зарплаты за счет сокращения более низких, отмечается в работе ВШЭ.

Анастасия Мануйлова

Средняя зарплата врачей в России выросла за 2016 год, по данным Росстата, на 5,8% и составила 50,7 тысячи рублей в месяц. Примечательно, что в шести регионах показатель, за который упорно борются чиновники всех уровней под наблюдением президента, наоборот, ушел в минус. С заработками среднего и младшего медицинского персонала ситуация не лучше.

Среднемесячная заработная плата работников в сфере здравоохранения в 2015-2016 году, в рублях (Росстат)

Напомним: еще недавно чиновники на голубом глазу заявляли, что в соответствии с «майскими» указами президента зарплаты врачей вырастут на 200% от среднего жалованья по стране уже в 2017 году.


Реальные и целевые показатели роста заработной платы по различным категориям медицинских работников до 2018 года, в %

Однако теперь выясняется, что эта высота подвергнется штурму только в 2018 году. Вице-премьер РФ Ольга Голодец недавно заявила, что заработная плата врачей будет повышаться в 2017 году в два этапа и к 1 октября должна достигнуть 180% от средней по региону.

Директор фонда «Здоровье», член Общественной палаты РФ Эдуард Гаврилов:

– Повышение зарплаты врачей остается больным вопросом, несмотря на ежегодный рост выделяемых на здравоохранение средств. Так, в 2011 году на здравоохранение совокупно выделялось 1,93 трлн рублей, а в 2015-м – уже 3,23 трлн. Почему же не растут зарплаты? Регионам предстоит срочно навести порядок в этой сфере.

Заведующая кафедрой экономики и управления в социальной сфере Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и госслужбы Лариса Габуева:

– Целевые показатели по зарплатам работников сферы здравоохранения, конечно, достижимы, потому что выбора у ответственных за исполнение постановления правительства, указа президента, нет. Поэтому чиновники отчитаются об их достижении. Другой вопрос: какой ценой они будут достигнуты. Как известно, в большинстве региональных ЛПУ для этого был выбран путь оптимизации штатных расписаний, естественно, в сторону уменьшения, чтобы оставшимся медикам хватило денег для достижения этих результатов.


Соотношение среднемесячной номинальной начисленной зарплаты работников в среднем по экономике и в сфере здравоохранения и социального обслуживания, в рублях и %

По данным Росстата, зарплаты занятых в сфере здравоохранения и социального обслуживания росли опережающими темпами с 2002 года, причем без всякого окрика сверху. За рассматриваемый период показатель вырос в 21 раз против 15,3 раза в среднем по экономике. Это позволило улучшить соотношение зарплаты работников данной сферы и средней зарплаты по экономике: с 60% в 2000 году до 82% в 2016-м.

Руководитель проектно-аналитического центра Академии труда и социальных отношений Антон Далецкий :

– Статистика Росстата представляет собой «среднюю температуру по больнице». Поскольку включает в данные о зарплатах не только врачей, среднего и младшего медперсонала, но еще и руководящего состава. Что, естественно, приводит к росту среднего показателя. Плюс есть вопросы к достоверности этой статистики, поскольку собирается она в ЛПУ, руководителям которых не хочется терять свое рабочее место. Поэтому есть опасения, что зарплатные показатели завышаются. На мой взгляд, без манипулирования статистикой показатели, установленные «майскими» указами президента, однозначно недостижимы.


Соотношение среднемесячной номинальной начисленной зарплаты работников в среднем по экономике и в сфере здравоохранения, в рублях и %

В период 2009-2015 годов степень опережения роста заработной платы в здравоохранении по сравнению с ростом зарплаты в целом по экономике заметно меньше, чем в период 2000-2015 годов. Соотношение варьировалось в диапазоне от 79 до 87%.

В отношении повышения размера зарплаты по категориям медработников регулярно отслеживается выполнение целевых показателей, предусмотренных «дорожной картой» и позволяющих обеспечить достижение к 2018 году поставленных в указах президента задач. Ниже представлены данные по годам отчетного периода (2013-2016) по различным категориям работников.

На 1 января 2016 года в медицинских организациях системы Министерства здравоохранения РФ работали 543 604 врача и 1 309 846 медицинских работников со средним профессиональным образованием.

В некоторых регионах зарплаты врачей еще в 2014-2015 годах превышали средние в два раза. Но таких очень и очень немного, поэтому даже совокупные показатели по округам, не говоря уже в целом по стране, не столь оптимистичные.


Соотношение средней зарплаты врачей, среднего и младшего медперсонала к средней зарплате по экономике
Факторы, влияющие на уровень оплаты труда в учреждении, в разрезе среднего уровня доходов медработников по основной должности, тыс. рублей.

Руководитель проектно-аналитического центра Академии труда и социальных отношений Антон Далецкий:

– Данные нашего исследования основываются на опросах непосредственно медработников, причем общение нередко выходило за рамки исследования. Так, мы узнали, что ситуация с совместительством у работников системы здравоохранения порой выходит за пределы разумного. Я понимаю, что медикам для того, чтобы выжить, приходится брать дополнительные ставки в пределах своего ЛПУ, совмещать эту работу с частной практикой или в сфере образования. Но мы столкнулись с вопиющими случаями, когда хирурги вынуждены подрабатывать таксистами, а фельдшеры – парикмахерами.


Распределение уровней доходов медработников из различных источников, руб.

Столичные власти внесли изменения в систему оплаты труда медработников: немного повысив минимальные оклады, отправили под нож надбавки к ним - за ученую степень, стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. При этом руководство медучреждений получило еще больше свободы в назначении стимулирующих выплат - за результаты и качество работы. Таким образом в Москве вслед за другими российскими регионами обходят рекомендации Минздрава об изменении соотношения между базовой и стимулирующей частью зарплаты медиков.

Минздрав: работа над ошибками

Новые правила должны были стать работой над ошибками. В последние годы в Минздраве признали несовершенство существующей системы оплаты труда медработников. На эту систему госучреждения перешли с начала 2013 года. Единую тарифную сетку заменили индивидуальные трудовые договоры и допсоглашения, и появилась пресловутая стимулирующая часть зарплаты, которая могла меняться в зависимости от результатов и качества работы. Благодаря нововведению руководители ведомств и различных учреждений получили неограниченный контроль за бюджетными и внебюджетными средствами, возможность самостоятельно составлять штатное расписание и определять размеры доплат для работников. Предполагалось, что оценивать работу сотрудников будет специальная комиссия и общественный совет медучреждения. На практике это дало руководству больниц и поликлиник возможность назначать зарплаты произвольно.

Вот что рассказали «Медновостям» о своих зарплатах рядовые московские врачи:

Олег С., врач-невролог

С учетом категории и стажа моя ставка около 25 тысяч рублей. Остальное - стимулирующие выплаты. Выписываются они по усмотрению администрации. До того, как нас превратили в филиал, объединив с другой больницей, я получал порядка 60 тысяч рублей. Прежняя администрация думала о сотрудниках, новая - только о себе. Весь стимулирующий фонд они делят между собой. Доступа в эту «комиссию» нет даже у профсоюза. В итоге, заместитель главврача стабильно получает надбавку в 250%. Для меня 20% - целое событие, у медсестер и санитарок вообще остались гроши.

Татьяна С., врач-отоларинголог

Сегодня зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой, уровнем квалификации, стажем и должностью могут различаться в несколько раз. Все зависит от главврача, распределяющего «стимулирующие» выплаты. Мой оклад - 18,8 тысячи рублей. На прежнем месте работы в «стимулирующей» строчке никогда не было больше 6-8 тысяч рублей. Последние несколько месяцев я работаю на такую же нагрузку в такой же должности в соседнем районе. Но зарплата тут вдвое больше.

Проверки многочисленных жалоб в адрес Минздрава подтвердили то, о чем рядовые медики говорили с самого начала: зарплаты сотрудников со сходным уровнем квалификации, стажем и должностью могут серьезно варьироваться, и зависят не от качества работы, а от близости к начальству. В некоторых региональных медучреждениях зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой различались в девять раз. В итоге министр Вероника Скворцова предложила губернаторам изменить действующее соотношение, при которой базовый оклад врача составляет только 40%, а остальное приходится на стимулирующие выплаты, на противоположное.

Московский подход: шило на мыло

Однако на местах нашли способ обойти рекомендации Минздрава. Под нож пошли не зависящие от произвола начальства стимулирующие выплаты, а гарантированные законом надбавки к окладу - за стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. То есть, практически, та же самая базовая часть зарплаты.

Приказ Департамента здравоохранения Москвы №1033 от 26 декабря 2016 года «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения города Москвы от 09.06.2012 № 531» отменил, в частности, доплаты за ученую степень и почетное звание. Помимо этого, сокращаются надбавки врачам за специализацию. Так, доплаты для психиатров, наркологов, а также для врачей, работающих с парализованными пациентами, снижаются с 25 до 15%. Врачи, работающие с ВИЧ-инфицированными пациентами будут получать не 60%, а 30% к должностному окладу, а те, кто лечит туберкулезных и онкологических больных, детей с поражением центральной нервной системы - не 15%, а 10%.

Доплата сотрудникам кожно-венерологических диспансеров, инфекционных больниц, хирургических отделениях всех профилей стационаров, персоналу хосписов и даже молодым специалистам отменена совсем. Предполагается, что теперь медучреждения будут самостоятельно при наличии финансовых возможностей устанавливать условия, порядок и размер этих выплат. Обесценивается и стаж непрерывной работы в государственном здравоохранении - рекомендуемый предельный размер выплат за это снижается вдвое. Как объяснили в городском департаменте здравоохранения, «данная выплата относится к статусным и не оценивает качественные и количественные результаты труда».

В то же время в новой редакции приказа увеличены минимальные оклады медработников. У врачей оклад вырос с 18600 до 30000 рублей, у медсестер - с 10500 до 20000 рублей, младшего медперсонала - с 8500 до 17600 рублей. «Минималка» руководителей структурных подразделений выросла с 22100 до 40000 рублей.

В итоге, фактически ничего не изменилось. Например, базовая зарплата врача кожвендиспансера, к.м.н. по новым правилам может составить 34500 рублей: минимальный оклад - 30000 рублей, выплата за стаж (15% от оклада) - 4500 рублей. При расчете по старым правилам эта сумма составляла 28830 рублей: оклад - 18600 рублей, выплата за стаж (30% от оклада) - 5580 рублей, за вредные условия труда (15% от оклада) - 2790 рублей, за ученую степень (10%) - 1860 рублей.

По официальным данным средняя зарплата столичного врача - 70 тысяч рублей. То есть, даже вместе с урезанными надбавками базовый оклад при новой системе хоть и становится немного выше, но все равно не дотягивает даже до 50%, не говоря уже о рекомендованных Минздравом 60%. И для рядовых медиков решающее значение по-прежнему будут иметь стимулирующие выплаты, которые самостоятельно назначает руководство медучреждения. То есть, «плохой» работник будет получать 34500 рублей, «хороший» - 105500 рублей (в среднем - 70000).

Впрочем, пока это все в теории. На практике все может быть куда интересней, так как испытывающие финансовый голод медучреждения будут искать все новые способы экономии фонда зарплаты. Как рассказал оргсекретарь независимого Межрегиональногопрофсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, в одном из филиалов 180-й поликлиники Москвы вместо 24 участковых терапевтов сегодня работает только восемь, но доплачивают врачам за «расширение зоны обслуживания» и сверхинтенсивный труд «копейки».

Есть и другие способы сэкономить. Например, по словам терапевта Диагностического центра №5 Анны Землянухиной, администрация учреждения внесла в коллективный договор изменения, касающиеся отмены дополнительных отпусков. Легитимизировала эти изменения подпись «карманного профсоюза». Когда же выяснилось, что членами официального профсоюза является менее 50% работников учреждения, администрация, по словам Землянухиной, «попыталась загнать в него сотрудников силой» - угрожая лишением стимулирующих выплат и даже увольнением.

Региональный опыт: минус 30%

Кроме того, уже есть опыт регионов, начавших «выполнять» рекомендации Минздрава раньше столицы. Как рассказал Коновал, активное реформирование системы оплаты труда в регионах в 2016 году лишь ухудшило ситуацию. «Официально провозглашались благие цели: увеличение в структуре зарплаты доли оклада и снижение стимулирующих выплат, которые являются, по сути, премией, - рассказал активист. - Но де-факто, в ряде регионов, реформа привела к снижению зарплат: повысив оклады на несколько тысяч, власти одновременно снизили компенсационные и стимулирующие выплаты, включая и те, что носили гарантированный характер, и не зависели от произвола работодателя. Так, в Удмуртии многим категориям медиков на уровне региона были отменены гарантированные стимулирующие выплаты, а доплаты за вредность, ночные дежурства уменьшили. Было также отменено финансирование из фонда ОМС «сдельных» стимулирующих выплат сотрудникам поликлиник за каждого принятого пациента. Сохранение этих выплат, а также прежнего уровня компенсационных доплат отдали на откуп администрации отдельных медучреждений. А там их тут же отменили. В итоге, при том же объеме работы, например, многие участковые терапевты и узкие специалисты поликлиник стали получать на 20- 30% меньше».

В постановлении правительства Удмуртской республики №501 от 2 ноября 2015 года, утвердившему новую систему оплаты труда медиков, отдельно прописано, что при сохранении объемов и качества работы зарплата не должна быть меньше установленной на 31 декабря 2015 года. Однако, по словам участкового терапевта Ижевской ГКБ №2 Натальи Стрелковой, «в расчетных листах зарплаты за период с 1 января 2016 года по настоящее время строка доплаты до уровня 2015 года, предусмотренной этим постановлением, отсутствует». При этом, реальный объем работы врача увеличился. В частности, ее периодически привлекают к обслуживанию пациентов сверх закрепленных за ней двух участков, число прикрепленного населения выросло с 1700 до 2000 человек, ежемесячно перевыполняются установленные планы по вакцинации, диспансеризации и так далее.

Не надеясь больше на Минздрав, сотрудники больницы обратились за защитой своих прав в трудовую инспекцию и в прокуратуру. Как пишут в своем заявлении врачи, у многих из них зарплата уменьшилась в полтора раза: «участковые врачи получают порядка 24 тысяч рублей, в то время как в 2014-2015 годах их зарплата, при тех же условиях составляла 35-40 тысяч рублей. С апреля 2016 года была отменена двойная оплата за работу в субботу, с июня - все доплаты работникам, совмещающим свободные должности, а также за увеличение объема работы. Отменены обязательные ранее доплаты для участковых терапевтов и медсестер». И на все обращения к руководству медики получают один ответ: «Денег у учреждения нет».

Интересна статья?

Существует определенная статистика, которая указывает, в каком году был среднемесячный и среднегодовой заработок россиянина в национальной и иностранной наиболее ходовой валюте. Такие статистические данные нужны для того, чтобы отслеживать рост экономики страны, динамику развития.

Существуют данные о средней зарплате в России по годам, начиная со времен Советского Союза, и заканчивая текущим годом. Подобная статистика интересна, в первую очередь, историкам, занимающимся изучением хронологических аспектов из области экономики, самим экономистам и потенциальным мигрантам, которые собираются зарабатывать в будущем в РФ.

Для изучения данного вопроса детально, следует поинтересоваться исторической статистикой по зарплатам за последние десятилетия и прошлые столетия. А также такие данные помогут работникам приблизительно рассчитать пенсионные начисления для Пенсионного Фонда. Существуют расчетные схемы, по которым можно узнать свою прибыль по начислениям в будущем.

Чтобы правильно вычислить коэффициент среднего показателя дохода за месяц, нужно рассчитать соотношение оплаты за какой-то конкретный промежуток времени, к примеру, за 2001 и 2002 год или последние 5 лет до 1 января 2002 года, к средней месячной оплате труда в России за выбранный отрезок по годам. Из вышесказанного становится понятно, что коэффициент средней оплаты труда за 30 дней равняется заработной плате человека, разделенной на среднестатистическую зарплату в месяц.

Формула: КСЗ=ЗР/ЗП.

Полученная цифра используется для вычисления расчётной пенсии, часть суммы от будущих выплат, которые заработаны за весь 2002 год. Расчетная пенсия равна СК, умножено на КСЗ и еще раз умножено на 1671 – 450. Итак, ясно, что чем выше коэффициент средней зарплаты, тем больше показатели расчетов по деньгам.

У большинства жителей России за периоды 2000 и 2001 года размер средней оплаты числится в данных Пенсионного Фонда, и не нужно это доказывать в документальной форме. При выборе расчёта коэффициента средней оплаты труда в месяц за 2000-2001 годы, КСЗ рассчитывается методом разделения средней оплаты ЗР за весь этот временной промежуток на 1495 рублей – это среднестатистическая оплата труда в России за указанное количество лет.

Формула: КЗС=ЗР/ЗП=ЗР/1495.

Другой пример, выбираем промежуток времени не за 2000 и 2001 год, а возьмём более ранний период, в совокупности за последние 5 лет (60 месяцев). В этом случае следует провести ряд таких вычислительных действий:

  • нужно сначала узнать средние показатели оплаты труда за конкретный период;
  • найти статистические данные (будут приведены ниже) за указанный период по средним показателям оплаты труда;
  • затем рассчитываем значение КЗС;
  • в период оформления пенсии нужно представить в отделение пенсионного фонда данные по зарплате, за последние 5 лет.

Таблицы зарплат в стране по годам

Таблицы среднемесячных зарплат, которые установило правительство РФ с целью конвертации пенсионных прав для расчёта корректного пенсионного капитала.

Среднестатистические данные по оплате труда с 1960 по 1990 г.
Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях Дата Оплата в рублях
1960 74,0 1968 111,8 1976 152,1 1984 192,1
1961 76,0 1969 114,7 1977 158,0 1985 198,3
1962 81,8 1970 120,1 1978 165,3 1986 205,2
1963 83,5 1971 124,5 1979 169,3 1987 213,6
1964 87 1972 131,3 1980 173 1988 232,7
1965 93,0 1973 135,1 1981 176,4 1989 261
1966 95,1 1974 142,1 1982 183 1990 305
1967 100,4 1975 147,8 1983 189,4
Среднестатистические данные с 1991 по 1997 г.
Периоды (по месяцам) Даты
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Оплата труда в рублях
Январь 305 1425 15,0 133,6 300,5 634,7 809,1
Февраль 293 2000 19,3 145,9 317 675,3 837,1
Март 336 2700 23,6 162,5 358,4 768 900,5
Апрель 368 3049 30,9 170,3 383,1 743,4 900,8
Май 429 3684 37,1 180,2 427,7 774,2 906,4
Июнь 491 5099 47,7 205,9 468,4 829,1 962,1
Июль 539 5423 59 230 487,4 826,5 1000
Август 568 5893 65,3 236,4 518,5 837 980
Сентябрь 620 7356 80,8 249,1 558,4 856,0 1038
Октябрь 700 8823 94 270 590,4 839,2 750
Ноябрь 827 10496 100,1 281,6 608,5 817,9 764
Декабрь 1180 16154 140,8 357,1 729,2 1027 770
Среднестатистические показатели с 1998 по 2001 г.
Год
1998 1999 2000 2001
Месяц Оплата труда в рублях
Январь 750 923 1194 1523
Февраль 762 795 1300 1517
Март 768 800 1281 1517
Апрель 763 843 1290 1700
Май 770 855 1295 1691
Июнь 772 860 1300 1658
Июль 775 900 1400 1800
Август 777 750 1407 1500
Сентябрь 780 1000 1315 1512
Октябрь 783 1132 1500 1675
Ноябрь 786 1295 1428 1680
Декабрь 790 1042 1563 1690

Некоторые примечания:

  1. Существуют ограничивающие поправки, которые создал ПФ на законодательном уровне – величина коэффициента среднего дохода не может быть более чем 1. 2.
  2. К примеру, предположительно средняя оплата труда индивида в период с 2000 по 2001 год составляет две с половиной тысячи рублей, а также работник не пребывал в рабочих условиях Крайнего Севера, вплоть до начала 2002 года. Тогда, если рассчитать по формуле, то получится – КЗС = ЗР/ЗП = 2500 /1495=1,67. С учетом того, что никаких льгот у человека нет, коэффициент автоматически опустится до максимально возможного значения – 1.2.
  3. Второй пример на коэффициентном расчете, ниже показателя 1.2: если провести такие вычисления, но уже со средней оплатой труда в 1 тыс. рублей, то получится, что коэффициент будет равен 0.67. В таком случае числовые расчеты никуда не меняются, а берутся за основу.
  4. Исключение по максимально возможной коэффициентной планке бывают только у работников, пребывающих на территории Крайнего Севера. В зависимости от конкретного района, максимальное значение колеблется в пределах 1.4 – 1.9.