Запятая между сложносочиненными предложениями с союзом и. Конспект урока "разделительные знаки препинания в сложносочиненных предложениях"

Урок русского языка в 11 классе. Повторение и системацизация материала по теме"Знаки препинания в сложносочиненном предложении". Эта тема представлена на ЕГЭ в задании А19. Поэтому урок является и подготовкой к ЕГЭ. В ходе урока рассматриваются правила постановки запятой, тире в ССП, а также отсутствие запятой между простыми предложениями в ССП. Материал сопровождается презентацией. Содержит повторение орфографии и орфоэпии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

11 класс

Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Задачи:

  1. Учащиеся должны знать, какое предложение является сложносочиненным,

средства связи в ССП, правила постановки запятой или её отсутствия в ССП;

  1. Учащиеся должны уметь отличать ССП от простого осложненного, находить средства связи, правильно расставлять знаки препинания.

Оборудование : презентация, карточки, учебник

Ход урока

  1. Оргмомент.

Объявление темы урока, постановка цели и задач на урок

  1. Орфоэпическая разминка (слайд №2)
  1. Орфографическая работа (по карточкам)

Вариант1. Выписать слова с гласными –У-(-Ю-), объяснить условия выбора орфограмм

Вариант2. Выписать слова с гласными – Е-(-И-), объяснить условия выбора орфограмм

Дремл..щий, скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый, обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники

Одновременно 2 человека выполняют задание на доске.

Индивидуальное задание перед орфографической работой:

Составить связный рассказ на тему «Виды сложных предложений»,записать примеры ССП, СПП,СБП, сложного с различными видами связи.

  1. Проверка орфографической работы

Вопрос классу: Как называется ИВС, используемое в словосочетании клокочут родники?

  1. Повторение «Виды сложных предложений» - проверка индивидуального задания. Дайте определение ССП
  1. Повторение сочинительных союзов «Союзный дождь» (слайд № 3)

Учащиеся выписывают только сочинительные союзы, распределяя их на группы

1) соединительные 2) противительные 3) разделительные

Как…так и но или

И зато либо

Да (=и) да (=но) то…то

Тоже а не то…не то

Не только…но и однако то ли…то ли

Также

Ни…ни

7. Проверка (слайды №4,5,6)

Какую еще роль выполняют сочинительные союзы?

Как отличить простое предложение от сложного?

7. Работа с учебником – стр 331 «Синтаксический разбор ССП»

  1. Постановка знаков препинания в ССП (слайды № 7,8,9,10)

Одновременно анализируем предложения (на карточках у каждого ученика)

К слайду №8

1. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.

2. Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь.

3. Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь и было холодно.

К слайду №9

1. Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра?

2. Как вкусно пахнет в пекарне и такой чудесный хлеб пекут там!

3. Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.

  1. Тренировочные задания в формате ЕГЭ

Класс делится на 2 группы: слабые, средние - сильные

1 группа анализирует предложения по карточкам.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях.

  1. В начале апреля уже шумели скворцы () и летали желтые бабочки.
  1. На углу недавно поставили новый киоск () и теперь там продают газеты.
  1. Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег () и укладывались правильными рядами.
  1. Темнеет () и странная тишина царит в селе.

2 группа определяет на слух вид предложения и записывает ответы цифрами (предложения читаются учителем)

  1. Мосты разрушены () и мы переезжаем реку вброд.
  1. Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки () и терялась в тенистой чаще леса.
  1. Берег постепенно исчезал за кормой () и на востоке росла стена темноты.
  1. За рекой играла гармонь () и пели девчата.
  1. Отдохни () и мы пойдем дальше.
  1. Откуда приехали ваши друзья () и куда они держат свой путь?
  1. Морозная ночь () и заунывный волчий вой.
  1. Водяная пыль () и капли покрупнее окутали лес.
  1. Стало свежо () и резко пропали все запахи.
  1. По улицам бродили только куры () да изредка показывались собаки.

Варианты ответов (слайд №10)

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом и не нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и не нужна запятая

  1. Проверка (слайд №11)
  1. Обобщение (при наличии времени составить таблицу "Запятая в ССП")
  1. Итоги урока.
  1. Дом. задание: параграф 94

Упр. 467, А19 вар.10-15


Как важно правильно поставить знак препинания в нужном месте, вы знаете и помните известный пример: «Казнить нельзя помиловать».

На уроке мы научимся ставить или не ставить запятую в сложносочиненном предложении. Выполнив упражнения, тест и поработав с тренажером, вы закрепите свои навыки и лучше запомните, какие знаки препинания надо ставить в ССП. Вы узнаете, что не только запятая, но и тире может разделять простые предложения в составе сложносочиненного.

Тема: Сложносочинённые предложения

Урок: Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Сложносочиненные предложения (ССП) имеют две и более основ (как и каждое сложное предложение), части ССП связаны при помощи интонации и сочинительных союзов. Эти предложения надо отличать от простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Но не всегда простые предложения разделяются запятой, и не всегда их разделяют знаки препинания.

Два простых предложения, соединенные при помощи интонации и сочинительного союза.

День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина.

Предложения имеют один общий член , общую подчинительную часть, общее вводное слово .

Запятую не ставим перед союзами и, да (= и), или, либо

В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.

Предложения, части которых - это два восклицательных, вопросительных или побудительных предложения.

Запятую не ставим

Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?

Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

Убрать в комнате и накрыть на стол!

Во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части.

С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он. (А. Пушкин).

Домашнее задание:

Вопросы.

1. Как отличить простое предложение с однородными сказуемыми от ?

2. Всегда ли в ССП простые предложения разделяются запятой?

3. В каких случаях простые предложения в ССП разделяются тире?

4. В каких случаях в ССП не ставим запятую?

Упражнение 1. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

(1) Заглянуло солнце в окна и росой умыло стекла. (2) День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина. (3) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. (4) Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать? (5) Какой теплый вечер и какой чистый воздух! (6)Убрать в комнате и накрыть на стол! (7) С колесницы пал Дадон, охнул раз - и умер он. (А. Пушкин).

Упражнение 2. Объясните постановку знаков или их отсутствие в предложениях упражнения 1.

Упражнение 3. Расставьте знаки препинания.

1. Минута и стихи свободно потекут. (А. Пушкин.) 2. По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. 3. Ещё секунда и его рука дёрнула удочку на себя. 4. Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо и бились волны внизу о камень. (М. Горький)

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари... ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.: 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Сложносочиненным называют предложение, которое в своем составе имеет независимые части, связанные друг с другом Составляющие имеют, как правило, равное семантическое и грамматическое значение. Между ними может стоять запятая, точка с запятой или тире. Знаки препинания в сложносочиненном предложении - одна из самых сложных тем пунктуации.

Соединительные союзы

Какие ставятся в Это зависит от контекста. И для того, чтобы ответить на этот непростой вопрос, прежде всего необходимо понять, какую конструкцию имеет подобная единица языка. Если она состоит из двух или более простых предложение, то это сложносочиненное предложение. При этом его части имеют друг с другом смысловую связь, а разделяют их знаки препинания. В сложносочиненном предложении в большинстве случаев это запятые. Ставятся они при наличии одного из соединительных союзов (и, да). Примеры:

  • Осенняя листва горела на солнце оттенками зеленого, красного и желтого, и в этом ярком многоцветии так странно смотрелся пустынный и унылый берег реки.
  • Оглянитесь, и вы сможете увидеть столько нового и интересного.
  • Елена говорила шепотом, да и мать ее тоже старалась не шуметь.

Противительные союзы

Эти служебные части необходимы для объединения и связи однородных членов предложения. Они создают между ними смысловое противопоставление, подчеркивают различие или несоответствие. И перед такими словами всегда стоят знаки препинания. В сложносочиненном предложении - при наличии противительных союзов - составляющие части разделены запятой. Примеры:

  • У Ивана Петровича от усталости ныло все тело, но находиться в интересной компании и слушать любимую музыку было так приятно.
  • Надо наконец-то вывезти всю эту старую мебель на помойку, да другие дела совсем не оставляют времени на домашние хлопоты.
  • Коллеги относились к новой учительнице истории неприязненно, ученики же любили ее всем сердцем.
  • Материальная зависимость от кого бы то ни было не в ее принципах, зато работа и отдельная квартира создают ощущение свободы.
  • Родителям придется предпринять меры, а не то его однажды исключат из школы за такую успеваемость.

Помимо таких служебных частей речи, как но, же, зато, да, а не то , к противительным относятся также союзы а, однако, а то.

Разделительные союзы

Знаки препинания в сложносочиненном предложении ставятся перед такими служебными частями речи, как или, либо, то…то, или…или, ли...или, не то…не то. При наличии двойного разделительного союза запятая всегда ставится перед второй его составляющей. Примеры:

  • Успокойся, или худо будет.
  • Он то замолкал, то снова начинал говорить.
  • Нужно что-то сделать, или он погибнет!
  • Серьезные ли у него намерения были, или он снова играл - было непонятно.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения при наличии двойного союза ставятся перед второй его составляющей.

Присоединительные союзы

К ним относятся союзы да, притом, также, тоже. Перед одним из них должна непременно стоять запятая. Примеры:

  • Она ему нравилась все больше и больше, он тоже, казалось, был ей неравнодушен.
  • Внешность этого человека производила довольно удручающее впечатление, голос его также был неприятен.

Пояснительные союзы

Как видно уже из названия, эти слова призваны пояснять, уточнять. Союзы этого вида - а именно, то есть. Перед ними всегда должна стоять запятая. Примеры:

  • После этого страшного события количество жильцов сократилось, а именно - остался лишь господин с безучастным выражением лица и две старушки, которые едва ли могли что-то слышать.
  • Время было выбрано для разговора подходящее, то есть было тихо, спокойно и не стоило опасаться прихода незваных гостей.

В каких случаях не ставятся знаки препинания?

В сложносочиненных предложениях, примеры которых приведены ниже, отсутствует запятая. В каждом из них есть соединительный союз. Но части предложения объединены второстепенным членом, а потому знака препинания не требуется. Примеры:

  • Вскоре после прибытия поезда городок наводнили туристы и праздно бродили по его улицам до позднего вечера.
  • У его матери огромные добрые глаза орехового цвета и мягкие льняные волосы.
  • К тому времени издательство опубликовало несколько детских книг и два сборника стихов.

Однако в том случае, если члены предложения объединены второстепенным членом, но союз повторяется, запятая ставится. Примеры:

  • В такую морозную зимнюю ночь и волк не бродит, и медведь не появляется из своей берлоги.
  • В солнечную безветренную погоду и работать не хочется, и песчаный пляж все манит и отвлекает от дел.

как общая часть

Общим может быть не только второстепенный член. В его роли иногда выступает и придаточное предложение. И, разумеется, в таком случае также не ставится запятая. Примеры:

  • Уже рассвело и на автобусной остановке собирались люди, когда он только возвращался домой.
  • Когда гостью провожали домой, на улице было совсем темно и только лунный свет озарял путь.
  • Когда он вышел на сцену, сердце его сильно билось и заметно дрожали руки.

Вопросительное предложение

Следует знать, что запятые перед соединительным союзом ставятся далеко не всегда. В отдельных случаях не требуются знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Примеры:

  • Кто он такой и почему пришел без предварительного звонка?
  • Как они сюда попали и что им нужно?
  • В котором часу состоится собрание и что именно на нем будут обсуждать?
  • Магомед придет к горе или горе следует направиться к Магомеду?

В каждом из вышеприведенных примеров предложение состоит из двух вопросительных основ. Части объединены вопросительной интонацией. А потому знаки препинания в сложносочиненном предложении такого типа не требуются.

Аналогично предыдущим примерам знаки препинания между частями сложносочиненного предложения не требуются в следующих фразах:

  • Уволить всех сотрудников и новых нанимать только после моего одобрения!
  • Как он смешон и как нелепы его выходки! (Восклицательное предложение.)
  • Стали искать следы преступления, но, как всегда, ничего не нашли (неопределенно-личное предложение).

Следует знать, что при повторении соединительного союза между безличными частями предложения ставится запятая. Пример: И дождик, и ветер, и мгла.

Точка с запятой

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения - это не всегда запятые. Если части сложной конструкции являются распространенными предложениями и имеют внутри себя также запятые, разделяют их точка с запятой. Примеры:

  • Все это он сам придумал, потому как решительно не помнил о том, что ему грезилось прошлой ночью; но когда мать, тронутая этим рассказом, принялась успокаивать и утешать его, он чуть было не расплакался.
  • Ей стало невыносимо грустно в тот момент, когда они виделись в последний раз; однако все же что-то похожее на облегчение появилось в ее душе.
  • Он говорил с ней ласково, держал за руку, и счастье светилось в его глазах; а она воспринимала все как должное, поскольку привыкла к восторженным взглядам и давно перестала их ценить.

Запятая с точкой ставится чаще перед такими союзами, как но, однако, да и, зато . И только в редких случаях - перед а. Примеры:

  • Пять лет велись эти странные работы над возведением здания; но то ли климат был неподходящим, то ли материал некачественный, только никак не продвигалось дело выше фундамента.
  • Учился он хорошо, хотя был не особенно усидчив; он никогда не о чем всерьез не печалился; однако находило на него время от времени какое-то дикое неудержимое упрямство.
  • Пьянство и безалаберность были распространены среди жителей этой деревеньки; зато многие необходимые качества были редкими для здешних обитателей: трудолюбие, честность, дружелюбие.

Правила постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях могут допускать наличие точки с запятой перед союзами да и и . Но лишь в тех редких случаях, когда этот знак стоит между двумя предложениями, которые без него были бы разделены точкой. Пример:

  • Вскоре весь парк, согретый лучами весеннего солнца, ожил, и капельки росы, как бриллианты, засверкали на тюльпанах; и старый, уже несколько запущенный парк казался в этот день по-праздничному нарядным.

Тире

Все вышеперечисленные предложения являются примерами применения правил, которые должен знать ученик средней школы. Одна из тем, которым уделяется на уроках русского языка особое внимание, - это «Знаки препинания в сложносочиненном предложении». 9 класс - важный этап в школьной программе, когда полученные ранее знания обобщаются и закрепляются. Тире в сложносочиненных предложениях - более глубокая тема. Стоит привести хотя бы несколько примеров использования этого знака препинания.

Ставится он в тех случаях, если во второй части предложения присутствует резкое противопоставление или присоединение. Примеры:

  • Охотник бросил что-то в пылающий огонь - и тотчас все вокруг озарилось.
  • Он спешил туда, бежал что есть мочи - а там не было ни души.

Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, необходимо определить состав его частей. И если их всего две, и каждая из них односоставная номинативная, между ними следует ставить тире. Примеры:

  • Еще одно мгновение - и он падет к ее ногам.
  • Десять лет такого существования - и человеческая душа разбита.

Разделение предложения на две смысловые части

Иногда в одной длинной фразе заключается описание двух явлений или действий. В таких случаях предложение делится на две смысловые части с помощью тире. Пример:

  • В горах, если столкнешь с огромной высоты небольшой камень, он заденет в полете другой, затем третий, и они повлекут за собой десятки, а там и сотни - и вот страшная каменная лавина стремительно рушится вниз.

Но тире может разделять и простые конструкции: «Стоит только сказать доброе слово - и человек спасен».

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении - темы, которые освоить можно только с помощью практических упражнений. Правила быстрее запоминаются, если воспользоваться различными схемами. И хотя орфография и пунктуация - разделы гуманитарной науки, стоит создавать несложные графические изображения. Особенно, если речь идет о таком теме, как «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях».

Таблица (союзы и знаки препинания в сложносочиненных предложениях)

Ниже приведена таблица, в которой содержатся основные правила использования запятой, точки с запятой и тире между частями Также указаны союзы, которые соответствуют тому или иному знаку препинания.

Знаки препинания не трубуются Запятая Точка с запятой Тире
Перед союзами и, да , если части предложения имеют общий элемент (второстепенный член предложения, придаточная часть, вводное слово, частица) и, да, тоже, также, притом
Части предложения распространены Во второй части присутсвует присоединение или противопоставление
Предложение состоит из частей, каждая из которых является вопросительным, побудительным, восклицательным или неопределенно-личным предложением Между простыми предложениями, перед союзами а, однако, же, не то, притом Одна или две части являются номинативными предложениями
Предложение состоит из частей, включающих в себя синонимичные слова Между простыми предложениями, перед союзами или, либо Предложение распадается на смысловые части
Между простыми предложениями, перед союзами а именно, то есть Предложение состоит из коротких конструкций

Из всего вышесказанного следует сделать вывод: чтобы правльно расставить знаки препинания, необходимо определить тип предложения, выделить его грамматические основы, а затем понять, к какому виду союзов относятся служебные части речи, связывающие части этого предложения.

В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами. В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные. В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).

Классификация ССП

Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц. В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны. Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.

Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:

  1. Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и , да , также , тоже и некоторых частиц: ни… ни .
  2. Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или , а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли , не то… не то и другие.
  3. Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть : Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
  4. К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а , но , а значит , а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
  5. Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы . Для связи используются союзы мало того что… ещё и , не только… но и , не сказать чтобы… но и другие.

Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да ), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но ) и уступительные (с использованием только ).

Виды сочинительных союзов

Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи - союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:

  • соединительные: и, да и, тоже ;
  • разделительные: либо, не то… не то, или ;
  • противительные: однако, зато, а, но .

Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато ) и употребляется только в одной части ССП:

Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь .

Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или ):

Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.

Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же , которые могут располагаться в середине фразы:

Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.

Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).

Основные правила пунктуации

Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.

Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.

Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.

Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:

Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.

Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.

Точка с запятой и тире

В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:

Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.

В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:

Удар - и он упал.

Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.

Когда знаки препинания не ставятся

Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и , да , или , либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:

  1. Общий второстепенный член (обычно - дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
  2. Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
  3. Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
  4. Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё .

Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:

Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? - вопросительная интонация.

Пусть завершится старый год и начнётся новый! - побудительное предложение.

Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! - обе части объединены восклицанием.

Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:

Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.

Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:

Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.

Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.

Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл . Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но .

Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […] .

Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.

Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли . Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и . Схема ССП имеет вид: […], и […] .

Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.

Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое - хотел дать . Второе предложение - обычные, двусоставное; его грамматическая основа - они закоченели . Связь производится при помощи противительного союза но . Схема выглядит так: […], но […] .

Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова.

В первой части наблюдаются однородные сказуемые - набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] - и […].

Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.

Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.

(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке. (2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала. (4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.

(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.

Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 - простые с однородными сказуемыми.

ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП - подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями. За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и ) и одинарных сочинительных союзов (но ). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.

Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:

Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.

Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:

  • Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
  • Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
  • Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
  • Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние ) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое - глаголом, определение - прилагательным.
  • Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород . В качестве осложнения выступает вводное слово конечно . Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое - двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство - именем существительным.
  • Схема имеет вид: […], и […].

Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.

1. Сложносочинённое пр. Запятая ставится между частями сложного предложения, соед-го союзами:

*соединительными (и, да в значении и, ни. . . ни); *противительными (а, но, да в значении по, однако, же, зато, а то, не); *разделительными (или, либо, ли.

Ли, то. . . то, не те. . . не то); *присоединительными (да, да и, тоже, также); *пояснительными (то есть, а именно).

Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой (перед союзами но и да в значении "и" лишь в том случае, когда они соединяют части, которые без них были бы разделены точкой): Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.

Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире: Ловкие и сильные удары кувалдами по стволам пулеметов-и фашисты уже не могут стрелять (В. Ставский). Запятая перед союзами а, да (в значении "и"), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится:

Если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член (В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги); -если части сложносочиненного предложения имеют общее придаточное предложение (Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой); -между двумя назывными предложениями (Прогулка в лесу и катанье на лодках); -между двумя вопросительными предложениями (Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?).

Запятая не ставится между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых (Нужно переписать работу и объяснить допущенные в ней ошибки).

2. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении:

Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного. Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли), стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире: Кто весел-тот смеется (Л. -К.); Как рассказывал учитель-долго слушал у окна я (Плсщ.);.

В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие: это имеет место тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить слова "а именно"): Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нем и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских. . (Л Т.)

Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п.), то запятая ставится один раз: *перед союзом, если придаточное предложение следует за главным: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все; *после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному. Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется: Он обиделся, но не сказал почему.

3. Сложное бессоюзное предложение - такое предложение, в котором образующие его части (простые предложения) связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей. Между частями такого предложения нет союзов. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении:

Между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая, если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (П.).

Если части бессоюзного сложного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы", избы низки и большей частью покрыты соломой (П.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля (Т.).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 42 Знаки препинания в сложном предложении.:

  1. 2. Бессоюзные сложные предложения, знаки препинания в них.(24)
  2. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.