Юрист МОД "Движение против рака" Лариса Зверева подготовила памятку по формлению ивалидности для онкологических пациентов. Определение причины инвалидности Последствия для инвалида невыполнения рекомендаций мсэк

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомен­дации по трудовому устройству.

Медико-социальная экспертиза производится органами социальной защиты населения, в частности медико-соци­альной экспертной комиссией (МСЭК). МСЭК в своей ра­боте руководствуются Федеральными Законами и другими нормативными документами (см. перечень нормативных документов). В новые Федеральные Законы и Постановле­ния Правительства РФ, внесены дополнения и изменения по вопросам, касающимся детей-инвалидов. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо до дос­тижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то катего­рия «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указан­ного возраста.

Бронхиальная астма относится к числу тех хронических заболеваний, которые оказывают выраженное влияние на ограничение (снижение) жизненных и социальных функ­ций человека.

Число детей, больных бронхиальной астмой, зарегист­рированных в лечебно-профилактических учреждениях, только с 1996 по 2000 гг. увеличилось в 1,7 раза (с 366,3 до 624,3 на 100 000 детей). Эпидемиологические исследо­вания по программе ISAAC, проведенные в России, демон­стрируют еще более высокие цифры распространенности. Особенностью современной ситуации является нараста­ние инвалидизации в связи с ростом заболеваемости и формированием тяжелых форм болезни. Так, в 1999 г. распространенность инвалидности вследствие бронхиаль­ной астмы у мальчиков составляла 9,9, среди девочек - 4,9, а в 2000 г. - соответственно 10,2 и 5,0 на 10 000 детей соответствующего пола. Детальный анализ показывает, что средний возраст получения инвалидности при бронхи­альной астме - 5,5-6 лет.

В целом, от 5 до 10% детей с бронхиальной астмой име­ют неблагоприятный прогноз течения болезни с развитием тяжелых форм. Но даже у детей со средней или иногда легкой формой болезни сохраняется определенная сте­пень риска длительного влияния бронхиальной астмы на их последующую жизнь. Обострения и наличие постоян­ных симптомов болезни, высокая частота временной и стойкой утраты трудоспособности являются тяжелым бре­менем для самого пациента, его семьи и общества в це­лом. Поэтому применительно к бронхиальной астме очень важной является система медицинской регистрации пос­ледствий болезни.

Экспертная оценка бронхиальной астмы основывается на теоретических положениях концепции последствий бо­лезни и ее трех взаимосвязанных видов: нарушений (на уровне органа), ограничений жизнедеятельности (на уров­не организма), социальной недостаточности (на уровне личности). Важно подчеркнуть, что поводом для установ­ления инвалидности является не сама болезнь, а ее пос­ледствия [Руководство по классификации болезней и при­чин инвалидности. Русское издание (пересмотр 1989 г.). М.,1995].

Выявляемая при тяжелых формах болезни социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стой­ким расстройством функций организма, приводящая к ог­раничению жизнедеятельности и необходимости социаль­ной защиты, является основанием для признания ребенка инвалидом. Вопрос о признании гражданина инвалидом решают органы социальной защиты (государственная служба медико-социальной экспертизы). При принятии ре­шения о признании ребенка инвалидом службы медико-­социальной экспертизы руководствуются следующими фе­деральными законами, указами, постановлениями Прави­тельства:

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ (Собрание законода­тельства Российской Федерации, 1995, №48, ст.4563), с изменениями от 27 мая 2000 г. №78-ФЗ (Российская газе­та, №103, 30.05.2000), от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ (Рос­сийская газета, №153-154, 12.08.98) (вступил в силу с 6 января 2000 г.); от 4 января 1999 г. №5-ФЗ (Российская га­зета, №4, 13.01.99);

Федеральный закон «О внесении изменений и допол­нений в Федеральный закон «О социальной защите инва­лидов в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. №172-ФЗ (Российская газета, №142, 23.07.99);

Федеральный закон №188-ФЗ от 29.12.2001 г. «О вне­сении изменений в Федеральный закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Рос­сийской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»...;

Федеральный закон №123-ФЗ от 8.08.2001 г. «О вне­сении изменений и дополнения в статьи 15 и 16 Федераль­ного закона «О социальной защите инвалидов в Россий­ской Федерации» (Российская газета, №153-154, 10.08.2001);

Федеральный закон №74-ФЗ от 9.06.2001 г. «О внесе­нии изменения в статью 23 Федерального закона «О соци­альной защите инвалидов в Российской Федерации», (Российская газета, №111, 14.06.2001);

Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 г. №1011 «О мерах по обеспечению государственной под­держки инвалидов»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. №965 «О порядке признания граждан ин­валидами»;

Постановление Министерства труда РФ и Министерст­ва здравоохранения РФ от 29.01.1997 г. №1/30 «Об утвер­ждении Классификаций и временных критериев, использу­емых при осуществлении медико-социальной экспертизы»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2000 г. №707 «О внесении изменений и призна­нии утратившими силу некоторых Постановлений Прави­тельства Российской Федерации по вопросам, касающим­ся детей-инвалидов»;

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.05.2000 г. №161 «Об отмене приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 04.06.1991 г. №117 «О поряд­ке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет».

Наряду с законодательными и нормативными актами в своей практической деятельности специалисты медико­социальной экспертной комиссии (МСЭК) используют так­же следующие инструктивные и методические документы:

Методические подходы к определению инвалидности у детей и организация медико-социальной экспертизы детей-инвалидов. Методические рекомендации Министерст­ва труда и социального развития РФ от 30.12.1998 г.;

Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилита­ции. Методические рекомендации для работников учреж­дений медико-социальной экспертизы и реабилитации. Утв. Министерством труда и социального развития РФ 24.11.2000 г.;

Ограничение жизнедеятельности у детей вследствие висцеральных и метаболических нарушений. Пособие. СПб: Эксперт, 2001, 110 с.

Учреждение здравоохранения направляет в установлен­ном порядке гражданина на медико-социальную эксперти­зу (МСЭ) после проведения необходимых диагностиче­ских, лечебных и реабилитационных мероприятий при на­личии данных, подтверждающих стойкое нарушение функ­ций организма, обусловленное заболеванием.

В направлении учреждения здравоохранения указыва­ются данные о состоянии здоровья пациента, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также ре­зультаты проведенных реабилитационных мероприятий. Для направления больного на МСЭ учреждением здраво­охранения используется специальная форма - «Направле­ние на ребенка до 18 лет для проведения медико-социаль­ной экспертизы» (форма №080/у-97). При первичном экс­пертном обследовании должны также предъявляться сле­дующие медицинские документы:

«История развития ребенка» (форма 112/у Минздрава России) из лечебно-профилактического медицинского уч­реждения по месту постоянного проживания ребенка;

«Медицинская карта амбулаторного больного» (форма № 025/у-87) и/или «Медицинская карта стационарного больного» (форма 003/у Минздрава России), а также ме­дицинские справки стационаров и других лечебно-оздоро­вительных учреждений, где пациент проходил обследова­ние или получал лечение (если они имеются);

Данные дополнительных обследований и анализов, ин­струментальных методов (если имеются).

Медицинские услуги, необходимые для проведения ме­дико-социальной экспертизы, включены в Программу го­сударственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

В соответствии с принятой международной номенклату­рой нарушений, ограничений жизнедеятельности и соци­альной недостаточности под нарушением понимают нару­шение психологической, физиологической или анатомиче­ской структуры или функции вследствие определенного медицинского состояния. Оно может быть стабильным или нестабильным на момент осуществляемой терапии, с бла­гоприятным прогнозом или без перспективы улучшения в будущем.

Ограничение жизнедеятельности - это индикация об­щего эффекта вредного воздействия на жизнь пациента, объективное выражение нарушения. Степень проявления может быть обусловлена полом, возрастом, образовани­ем, экономическими и социальными факторами среды и т.д. Основные категории ограничения жизнедеятельности у детей с бронхиальной астмой - ограничение способно­сти к обучению, передвижению, игровой и трудовой дея­тельности.

Социальная недостаточность - такой недостаток данно­го индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выпол­нять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни.

По международной номенклатуре нарушений (МНН), имеющей свои разделы и рубрики, нарушения при болез­нях органов дыхания относятся к разделу 6 - висцераль­ным и метаболическим нарушениям, они вписываются в двузначную рубрику 61 - нарушение кардиореспиратор­ной функции и кардиореспираторные аномалии - и вклю­чают категории, обозначенные подрубриками:

61.0 одышка (диспноэ, ортопноэ, дыхательная недоста­точность);

61.1 другие расстройства дыхания (стридор и свистя­щее дыхание);

61.3 боль в груди в результате упражнений;

61.7 кашель и мокрота;

61.8 другое нарушение функции;

61.9 неуточненное нарушение.

Перед направлением ребенка на медико-социальную экспертизу необходимо убедиться в правильности клини­ческого диагноза.

Пациенты, страдающие бронхиальной астмой, часто плохо распознают симптомы и недооценивают тяжесть своего состояния, особенно, если болезнь протекает в тя­желой форме и имеет длительный анамнез. Врач также может неточно оценивать такие симптомы, как диспноэ или наличие сухих хрипов.

Наиболее полное представление о степени нарушений дыхательной функции (наряду с клиническими проявлени­ями) дают функциональные методы. Функциональные ме­тоды не являются способом первичной диагностики при какой-либо нозологической форме, но позволяют оцени­вать отдельные синдромы нарушения ФВД.

Правильная оценка последствий болезни у пациентов с бронхиальной астмой тесно связана с методологией ис­следования ФВД. Оценка функции легких особенно ин­формативна при установлении диагноза бронхиальной ас­тмы у пациентов старше 5 лет и включает определение объема форсированного выдоха в 1-ую секунду (ОФВ1), форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), пико­вой скорости выдоха (ПСВ) и гиперреактивности дыха­тельных путей.

В специализированных центрах могут использоваться стандартизованные провокационные тесты с метахолином или гистамином. Результаты их могут быть представлены в виде концентрации агента, вызывающего падение ОФВ1 на 20% (или РС20). Наличие гиперреактивности подтвер­ждается тогда, когда РС20 меньше 8 мг/мл метахолина или гистамина. В реальной клинической практике в педиатрии используется тест с физической нагрузкой. Тест подтвер­ждает бронхиальную гиперреактивность, если у пациента после нагрузки ОФВ1 снижается на 15% или более от ис­ходного уровня.

У детей в возрасте до 5 лет диагноз бронхиальной астмы и определение степени нарушений/ограничений жизнедея­тельности основываются, главным образом, на результатах клинической оценки симптомов и результатах физикального обследования. Ввиду того, что измерение обструкции и гиперреактивности дыхательных путей у младенцев и детей младшего возраста требует сложного оборудования и явля­ется довольно трудным, эти измерения проводятся, как пра­вило, в крупных научных центрах в исследовательских це­лях. Детей в возрасте 4-5 лет можно научить пользоваться пикфлоуметром и получить достоверные результаты. Одна­ко, несмотря на строгий контроль родителей за тем, как и когда проводятся эти измерения, измерение ПСВ в этом возрасте может быть неадекватным.

Таким образом, тщательные протоколы и максимально точный функциональный диагноз имеют важное значение как для врача, осуществляющего лечение больного, так и для специалиста, осуществляющего экспертную оценку состояния пациента. Очевидна необходимость создания унифицированного специального клинического руководст­ва по оценке нарушений/ограничений жизнедеятельности у пациентов с бронхиальной астмой и другими заболева­ниями органов дыхания для использования медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, экспертных служб, страховых компаний.

Категория «ребенок-инвалид» может устанавливаться на срок от 6 мес до 2 лет; от 2 до 5 лет и до достижения ре­бенком 18-летнего возраста. Поскольку в Конвенции о правах ребенка и Федеральном Законе №124 от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос­сийской Федерации» ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), то катего­рия «ребенок-инвалид» устанавливается лицам до указан­ного возраста. Статус ребенка-инвалида впервые введен в России в 1979 г., когда были определены показания для установления инвалидности детям. Это положило начало новому государственному подходу к пониманию проблем детской инвалидности и предоставлению прав на социаль­ную защиту.

Социальная защита - система гарантированных госу­дарством постоянных и (или) долговременных экономиче­ских, социальных и правовых мер, обеспечивающих инва­лидам условия для преодоления, замещения (компенса­ции) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Права детей на социальную защиту в случае наруше­ний/ограничений жизнедеятельности обеспечиваются фе­деральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации, а так­же предложениями ВОЗ и других международных докумен­тов. Постановлением Правительства Российской Федера­ции №909 от 09.09.1993 г. была утверждена программа «Дети России», в структуру которой был включен раздел «Дети-инвалиды», а Указом президента РФ №1696 от

18.08.1994 г. ему был придан статус Федеральной програм­мы. Утверждены и другие программы с аналогичными це­лями (например, «О федеральной целевой программе «Со­циальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы» в Пос­тановлении Правительства РФ №36 от 14.01.2000 г.).

Дети-инвалиды и их семьи имеют право на пенсионные льготы и социальное обслуживание. В соответствии с За­коном РФ «О государственных пенсиях» от 20.11.1990 г. №340-1, ст. 113,114 социальная пенсия назначается ребенку-инвалиду до 18 лет. Матери инвалида с детства, воспитавшей его до 8-летнего возраста, пенсия устанав­ливается по достижении 50 лет при трудовом стаже 15 лет. Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в тру­довой стаж для назначения пенсии (ст.11). В соответствии с Указом Президента РФ «О повышении размера компен­сационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными граждана­ми» №551 от 17.03.1994 г. и Постановлением Правитель­ства РФ «О порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществ­ляющим уход за нетрудоспособными гражданами» №549 от 25.05.1994 г. органом, выплачивающим социальную пенсию ребенку, назначается ежемесячная компенсацион­ная выплата неработающему трудоспособному члену се­мьи, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, в размере 60% минимального размера оплаты труда.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 11 и 28), Постановле­ние Правительства РФ «Об утверждении перечня катего­рий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики» №1Ш от 19.11.1993 г. предусматривают обеспечение детей-инвалидов техническими средствами и приспособлениями для их социальной адаптации.

Право на бесплатное социальное обслуживание гаран­тируется в следующих законодательных документах:

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 17.05.1995 г.;

Федеральный закон «Об основах социального обслу­живания населения в РФ» №195-ФЗ от 15.11.1995 г.;

Постановление Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных ус­луг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и ин­валидам государственными и муниципальными учрежде­ниями социального обслуживания №1151 от 25.11.1995 г.;

Постановление Правительства РФ «О порядке и усло­виях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражда­нам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслужива­ния» №473 от 15.04.1996 г.;

Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных соци­альных услуг государственными социальными службами» №739 от 24.06.1996 г.;

Приказ Минсоцзащиты РФ «О порядке и условиях за­числения на социальное обслуживание на дому» №218 от 15.09.1995 г.

Внеочередное обслуживание на предприятиях торгов­ли, общепита, службы быта, связи, ЖКХ, в учреждениях здравоохранения и других организациях, а также право внеочередного приема должностными лицами регламен­тирует Указ Президента РФ «О дополнительных мерах го­сударственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г.

В Кодексе Законов о Труде РФ от 09.12.1971 г. (ст. 170, 54, 163) определены льготы по трудовой деятельности:

Запрещается отказывать в приеме на работу работни­кам и снижать им заработок по мотивам, связанным с на­личием у них детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет.

Запрещается увольнять работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, по инициативе работодателя, кроме слу­чаев ликвидации организации, когда допускается увольне­ние с обязательным трудоустройством. Обязательное тру­доустройство указанных работников осуществляется ра­ботодателем также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период тру­доустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочно­го трудового договора (контракта).

Запрещается привлекать работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, к сверхурочным работам и направлять та­ких работников в командировки без их согласия

Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск ра­ботнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства в возрасте до 18 лет, продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск может быть присое­динен к очередному отпуску или использован отдельно (полностью или по частям).

Право работников, имеющих детей-инвалидов или ин­валидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

В соответствии с КзоТРФ от09.12.1971 г., (ст. 163, ст. 239) и разъяснением Минтруда РФ и Фонда Социального Страхо­вания РФ «О порядке предоставления и оплаты дополни­тельных выходных дней в месяц одному из работающих ро­дителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» №3/02-18/05-2256 от 04.04.2000 г. и не утратившим силу Постановлением ВС СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детст­ва, укреплению семьи» №1420-1 от 10.04.1990 г. (подпункт2 п.8) определяется право женщины, имеющей ребенка-инвалида, на непрерывный трудовой стаж при исчислении раз­мера пособия по временной нетрудоспособности независи­мо от перерыва в работе.

В соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвали­дов в РФ» №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (ст. 18) и Указом Пре­зидента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» №1157 от 02.10.1992 г. детям до­школьного возраста предоставляются необходимые реа­билитационные меры и создаются условия для пребыва­ния в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность пребывания в детских дошкольных учрежде­ниях общего типа, создаются специальные детские дошко­льные учреждения. Этими законодательными документа­ми предусматривается первоочередное устройство детей-инвалидов в детские дошкольные, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения.

Постановление Верховного Совета РФ «Об упорядоче­нии платы за содержание детей в детских дошкольных уч­реждениях и о финансовой поддержке системы этих учре­ждений» №2464-1 от 06.03.1992 г. предусматривает осво­бождение от платы за пребывание в детском дошкольном учреждении родителей, имеющих детей, у которых выявле­ны недостатки в физическом или психическом развитии.

02 февраля 2016 года вступил в юридическую силу Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (далее - Приказ Минтруда № 1024н), утвердивший новые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Также напомним, что в июле 2016 года на основании Приказа Минтруда России от 05.07.2016 № 346н были внесены изменения в Приказ № 1024н.

При этом, в связи с изданием Приказа Минтруда № 1024н утратили силу классификации и критерии, которые были утверждены Приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н (далее - Приказ Минтруда № 664н) и применялись всего чуть более года (с 23.12.2014 по 01.02.2016). А еще ранее, классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, были установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н (далее - Приказ Минздравсоцразвития № 1013н), который был признан недействительным на основании Приказа Минтруда № 664н.

Сегодняшняя публикация Факультета Медицинского Права посвящена анализу изменений, которым подверглись классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан с 2009 года и по настоящее время.

Медико-социальная экспертиза представляет собой процедуру по признанию лица инвалидом и определению в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 181-ФЗ)).

Инвалидом, в соответствии со ст. 1 ФЗ № 181-ФЗ признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (порядок и условия признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее - Постановление Правительства № 95)).

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Медико-социальная экспертиза проводится с целью установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно абз. 2 ст. 7 ФЗ № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (в настоящее время, названные классификации и критерии утверждены Приказом Минтруда № 1024н).

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 181-ФЗ субъектами, осуществляющими медико-социальную экспертизу и устанавливающим гражданину инвалидность, могут являться исключительно федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, включающие в себя:

  • Федеральное бюро медико-социальной экспертизы;
  • Главное бюро медико-социальной экспертизы;
  • Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (являются филиалами главных бюро).

Обращаем внимание на то, что согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 медико - социальная экспертиза является лицензируемым видом деятельности.

Направление на медико-социальную экспертизу может быть выдано следующими субъектами (п. 15 Постановления Правительства № 95):

  • Медицинской организацией (независимо от ее организационно-правовой формы)
    Направление выдается по форме № 088/у-06, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 № 77;
  • Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение
  • Органом социальной защиты населения
    Направление выдается по форме, утвержденной Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.12.2006 № 874;

Медицинская организация, в частности, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В направлении на медико-социальную экспертизу указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. В случае отказа гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, медицинская организация обязана выдать ему справку, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах самостоятельно.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя) в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ), а в случае обжалования гражданином решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования - в главном бюро медико-социальной экспертизы. Федеральным же бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Кроме того, установлено, что медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро (п. 20-24 Постановления Правительства № 95).

В соответствии с п. 25 Постановления Правительства № 95 медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (так же в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля).

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (п. 28 Постановления Правительства № 95).

Обязательным является ведение протокола при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, а по результатам медико-социальной экспертизы должен быть составлен акт (по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 13.04.2015 № 228н), который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (п. 26 и 29 Постановления Правительства № 95).

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро, а выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Так же гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации, а гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, необходимы для определения основных видов стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии же, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

В настоящее время, согласно Приказу Минтруда № 1024н классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, включают в себя следующие разделы:

  • Критерий для установления инвалидности;

Отметим, что классификации и критерии, утвержденные и Приказом Минздравсоцразвития № 1013н и Приказом Минтруда № 664н, состояли из тех же разделов, за исключением одного - критерий для установления инвалидности в названных актах отсутствовал .

Обращаем внимание на то, что введение критерия для установления инвалидности стало одним из важнейших изменений, вступивших в силу на основании Приказа Минтруда № 1024н.

Следует учитывать, что в п. 8 Приказа Минтруда № 1024н с 09 августа 2016 года критерий для установления инвалидности принят в зависимости от возраста.

Так, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Ниже будут представлены различия в остальных разделах классификаций и критериев, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, которые действуют сейчас и действовали ранее (на основании Приказа Минздравсоцразвития № 1013н и Приказа Минтруда № 664н).

В данном разделе представлены 2 классификации:

  1. Виды стойких расстройств функций организма человека
  2. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека

Отметим, что действующие классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека практически идентичны тем, которые были утверждены Приказом Минтруда № 664н, однако имеют некоторые различия с классификациями, установленными Приказом Минздравсоцразвития № 1013н. Информация об этом представлена в .

Действующие нормы, связанные с определением степени выраженности стойких расстройств функций организма человека так же совпадают с нормами Приказа Минтруда № 664н и при этом, значительно отличаются от норм Приказа Минздравсоцразвития № 1013н.

Это связано с тем, что в соответствии с Приказами Минтруда № 1024н и № 664н степень выраженности стойких нарушений функций организма человека оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 % в соответствии с количественной системой оценки (действующая количественная система оценки установлена в Приложении к Приказу Минтруда № 1024н), в то время как по Приказу Минздравсоцразвития № 1013н степень выраженности нарушений функций организма определялась лишь при комплексной оценке различных показателей без установления определенного диапазона, соответствующего количественной системе оценки (поскольку впервые количественная система оценки была введена лишь Приказом Минтруда № 664н). Информация и степени выраженности стойких нарушений функций организма человека представлена в .

Отметим, что в Приказах Минтруда № 1024н и № 664н установлено, что при наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.

Подобное положение отсутствовало в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н.

При этом, обращаем внимание на то, что Приказом Минтруда № 1024н введена новая норма о том, что если Приложением к Приказу № 1024н не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами 3-6 п. 4 Приказа № 1024н , исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.

Основные категории жизнедеятельности совпадают как в Приказах Минтруда № 1024н и № 664н, так и в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н и являются следующими:

  • Способность к самообслуживанию;
  • Способность к самостоятельному передвижению;
  • Способность к ориентации;
  • Способность к общению;
  • Способность контролировать свое поведение;
  • Способность к обучению;
  • Способность к трудовой деятельности.

В отношении каждой из названных категорий выделяются 3 степени выраженности ограничений, которые так же практически полностью совпадают во всех трех названных приказах (за исключением категории по способности к обучению, отличающейся в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н).

Отметим, что степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека .

Существенным изменениям подверглись нормы о критериях для установления групп инвалидности . При этом, отметим, что действующие критерии отличаются от критериев установления групп инвалидности, которые были определены как Приказом Минтруда № 664н, так и Приказом Минздравсоцразвития № 1013н.

Так, в настоящее время, в связи с введением в Приказ Минтруда № 1024н критерия для установления инвалидности, критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с п. 8 Приказа Минтруда № 1024н.

Кроме того, согласно Приказу № 1024н при установлении группы инвалидности степень выраженности стойких нарушений функций организма должна учитываться в процентных значениях (в определенном диапазоне). Сравнительная информация по критериям установления групп инвалидности представлена в .

На основании количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (далее - Количественная система оценки), установленной в Приложении к Приказу Минтруда № 1024н, определяется степень выраженности стойких нарушений функций организма человека.

В соответствии с Приложением к Приказу Минтруда № 1024н Количественна система оценки представляет собой таблицу, в которой установлена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных теми или иными болезнями с учетом клинико-функциональной характеристики стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Таблица по количественной системе оценки включает в себя такие подразделы, как:

  • Классы болезней (по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (далее -МКБ-10));
  • Блоки болезней (по МКБ-10);
  • Наименования болезней, травм или дефектов и их последствия;
  • Рубрика МКБ-10 (код);
  • Клинико-функциональная характеристика стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • Количественная оценка (%).

Напомним, что впервые Количественная система оценки была установлена Приказом Минтруда № 664н (в качестве Приложения), однако в настоящее время применению подлежит Количественная система оценки, утвержденная Приказом Минтруда № 1024н.

Следует обратить внимание на то, что некоторые положения новой Количественной системы оценки отличаются от предыдущей, установленной Приказом Минтруда № 664н.

В частности, Приложение к Приказу Минтруда № 1024н было дополнено такими заболеваниями и дефектами, встречающимися у детей, как инсулинзавизимый сахарный диабет, протекающий в детском возрасте, расщелина губы и нёба (заячья губа и волчья пасть), фенилкетонурия, бронхиальная астма, протекающая в детском возрасте. Также более подробно изложены нарушения функций, обусловленные такими заболеваниями, встречающимися у детей как муковисцидоз, врожденные пороки развития, в том числе пороки сердца, костно-мышечной системы (врождённый вывих бедра, косолапость и т.д), ЦНС (в том числе и гидроцефалия), хроническая почечная недостаточность.

Подводя итог проведенного в настоящей статье правового исследования считаем необходимым выделить следующие основные изменения, произошедшие с классификациями и критериями , используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы на основании применяемого в настоящее время Приказа Минтруда № 1024н :

  • впервые введены критерии установления инвалидности (отдельно установлен критерий для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше и отдельно - в возрасте до 18 лет);
  • введена норма о том, что если Приложением к Приказу Минтруда № 1024н не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы самостоятельно (в соответствии с абз. 3-6 п. 4 Приказа Минтруда № 1024н, исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса);
  • изменены критерии для установления групп инвалидности (новые критерии применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с п. 8 Приказа Минтруда № 1024н и предусматривают необходимость учета степени выраженности стойких нарушений функций организма в процентных значениях (в определенном диапазоне) при определении группы инвалидности);
  • количественна система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами скорректирована и дополнена заболеваниями, отсутствующими в Приказе Минтруда № 664н.

При этом, как и в предыдущих нормативных правовых актах, Приказом Минтруда № 1024н сохранено 6 основных групп видов стойких расстройств функций организма человека. Также сохранены 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека и алгоритм оценивания степени выраженности таких нарушений в процентах (в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10%).

В заключение полагаем важным также сообщить о том, что по мнению некоторых экспертов необходимость утверждения новых классификаций и критериев , используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, возникла в связи с тем, что предыдущие критерии , применяемые на основании Приказа Минтруда № 664н вызывали на практике многочисленные жалобы и проблемы . Оказалось, что многие тяжелобольные люди, в первую очередь - дети (например, больные сахарным диабетом), не могли быть признаны инвалидами, и не получали соответствующих возможностей лечения и реабилитации. Также производились массовые «снятия» граждан с инвалидности.

В частности, А. Кушаков и Линь Нгуен (сотрудники Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива») сообщают следующее: «В свое время приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 664н внес изменения в концепцию установления инвалидности, обозначив переход от медико-социальной модели установления инвалидности к исключительно медицинской. Этот подход имел свои положительные и отрицательные стороны. Так проведение медико-социальной экспертизы, например, у детей было осложнено серьезным отличием заболеваний у взрослых и детей. Надо понимать, что некоторые заболевания легче переносятся взрослыми, но всерьез влияют на нормальное развитие ребенка, а часть из них вообще у взрослых не встречается. Выяснилось также, что в документе не учтены некоторые виды заболеваний (сахарный диабет, муковисцидоз). К тому же изменение подхода в определении инвалидности привело к тому, что в ходе переосвидетельствования не все люди с инвалидностью остались в этом статусе. Это часто вызывало недовольство.».

Отметим, что мнения относительно того, на сколько новый Приказ Минтруда № 1024 исправил недостатки, существующие в предыдущих нормативных правовых актов, и упростил процедуру получения гражданином инвалидности разнятся.

Так, по мнению М. Топилина (Министра труда и социальной защиты РФ) Приказом Минтруда № 1024н «конкретизированы подходы к оценке степени выраженности нарушенных функций организма и критерии установления инвалидности, в том числе детям, уточнены формулировки, что позволит исключить их неодинаковое толкование в различных регионах».

В пользу позиция о том, что новый приказ Минтруда позволит исключить субъективный фактор при проведении медико-социальной экспертизы и установлении инвалидности и решит проблемы, существовавшие при действии Приказа Минтруда № 664н приводятся также доводы о том, что в Приказ Минтруда № 1024н включено множество отсутствовавших ранее заболеваний (а некоторые заболевания уточнены), а также сделана детальная проработка формулировок клинико-функциональной характеристики стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Однако, несмотря на то, что Приказ Минтруда № 1024 действительно устранил некоторые проблемы, возникшие в период действия Приказа Минтруда № 664н, в профессиональном сообществе существуют опасения, что новый приказ Минтруда будет, к сожалению, способствовать внедрению субъективного подхода при осуществлении медико-социальной экспертизы.

Такие опасения связаны с тем , в первую очередь, что по болезням, травмам или дефектам и их последствиям, в отношении которых не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении должна устанавливаться сотрудником службы медико-социальной экспертизы.

Кроме того, существуют и иные проблемы, связанные с получением инвалидности в соответствии с классификациями и критериями, утвержденными Приказом Минтруда № 1024.

К одной из таких проблем относится то, что в связи с введением общего критерия для установления инвалидности (согласно которому критерием для установления инвалидности лицам в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты) инвалидность не может быть установлена вообще (независимо от болезни), если, например, ограничена одна способность 1 степени .

Таким образом, на основании изложенного выше, полагаем, что введение в действие Приказа Минтруда № 1024н является положительным шагом к развитию нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы, связанные с институтом признания лица инвалидом, но, при этом, новые классификации и критерии используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, содержат ряд недостатков (как и предыдущие), которые приводят к увеличению риска «субъективизма» при решении вопроса о признании лица инвалидом, а также к усложнению процедуры такого признания.

Это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Здравствуйте, Екатерина Ивановна!

В соответствии с Постановлением правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 30.12.2009 г., под инвалидностью понимается ограничение жизнедеятельности человека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, связанное с необходимостью в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Степень ограничения жизнедеятельности человека, в том числе степень ограничения способности к трудовой деятельности, и его реабилитационный потенциал устанавливает медико-социальная экспертиза.

Принятие решения о присвоении или отказе в группе в той или иной инвалидности по результатам медико-социальной экспертизы происходит на основании сведений, которые представляют собой комплекс данных об освидетельствуемом. Оцениваются степень утраты гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью, необходимость лица в мерах социальной защиты и реабилитации.

При этом основной метод принятие решения - экспертный через вынесение решения простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу.

Сущность метода экспертных оценок заключается в индивидуальном анализе предоставленных данных каждым членом комиссии и обобщении индивидуальных мнений экспертов в результате.

Поэтому, решение МСЭ строится на субъективных суждениях специалистов на основе их интуиции и опыта.

Почему в Вашем случае вынесено решение об отказе в присвоении группы инвалидности, остается только догадываться. К сожалению, в настоящее время вынесение экспертного решения о факте стойкого нарушения функции организма и степени его выраженности в значительной степени носит субъективный характер. Очень часто, специалисты МСЭ вовсе не вникают в суть болезни, а вынесенное заключение во многом зависит от «правильности» ответов освидетельствуемого лица на вопросы членов комиссии. Поэтому, важно внятно и чётко отвечать на вопросы, прямо заявлять об ограниченности той или иной функции и связанной с ней бытовой и трудовой деятельности, исходя из того, что члены комиссии не будут сочувствовать и додумывать то, что подразумевается под ответом.

Кроме того, как это ни прискорбно, каждая присвоенная инвалидность, ухудшает медицинскую и социальную статистику, требует проведения реабилитационных мероприятий и соответствующих усилий и затрат. Гораздо проще провести «реабилитацию» на бумаге, когда человек «утрачивает» признаки инвалидности в результате субъективной оценки МСЭ.

Для ответа на Ваш вопрос по существу, необходимо ознакомиться с медицинскими документами, с копией формы 088/у-06 и некоторыми другими.

Если, вы уверены, что состояние здоровья Вашего мужа соответствует критериям присвоения инвалидности, Вы можете обжаловать решение МСЭ в 30-ти дневный срок.

Порядок обжалования установлен « Правилами признания лица инвалидом» (п. 42 - 46).

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в органе социальной защиты населения Российской Федерации.

В случае несогласия гражданина с решением главного бюро медико-социальной экспертизы орган социальной защиты населения может поручить проведение медико-социальной экспертизы другому составу специалистов необходимого профиля указанного БМСЭ.

Нововведение Минтруда России, утвердившее новые классификации и критерии, в первую очередь должно успокоить пациентов бюро МСЭ - людей с ограниченными возможностями. Некоторые из них нередко высказывали недовольство и жаловались по поводу неправильности присвоенных им групп инвалидности, объясняя это субъективностью специалистов.

Ведь инвалидность вообще и ее группа, в частности, для наших людей имеют важное значение, так как дают определенные социальные гарантии государственной поддержки: , которые человек с ограниченными возможностями получает вместо отмененных десять лет назад натуральных льгот, а также возможность пользоваться , проездом и так далее.

Степени инвалидности определяют в процентах

До недавних пор специалисты при проведении медико-социальной экспертизы руководствовались разрозненными рекомендациями и инструкциями. Что в какой-то мере способствовало «разночтению» по поводу присвоения или отказа в установлении инвалидности, «занижения» группы и так далее. Чтобы исключить это, в конце прошлого года Министерство труда России разработало четкие, единые для всех регионов количественные показатели оценки степени выраженности нарушений функций организма человека (дыхания, кровообращения, пищеварения и так далее) . Это дало возможность устранить субъективизм экспертов при освидетельствовании.

При этом нужно отметить, что существенной разницы в подходах при установлении инвалидности тогда и сегодня нет. Как и в предыдущем документе, в новом за основу берется степень выраженности нарушения функции вследствие заболевания, травмы или дефекта. Но только теперь уже - в процентах.

Выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма:

I степень - дается при незначительных нарушениях функций организма в диапазоне от 10 до 30%;

II степень - при стойких умеренных нарушениях функций организма в диапазоне от 40 до 60%;

III степень - при выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень - при стойких значительно выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 90 до 100%.

Для того, чтобы опять же избежать субъективизма специалистов при определении количественной оценки в процентах, был издан соответствующий документ (приложение к классификации). В нем в процентах изложены клинико-функциональные характеристики стойких нарушений функций организма человека.

Еще несколько основных положений

Даже если в приложении не окажется какой-то определенной болезни, эксперты будут рассматривать общий подход к классу болезней.

При наличии нескольких стойких нарушений функций организма каждое из них оценят отдельно. А затем выберут максимально выраженное в процентах нарушение.

В случае, если будет установлен факт влияния других нарушений на утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции организма, тогда его могут увеличить, но не более, чем на 10%.

Третья группа инвалидности назначается по-новому

Бюро МСЭ обратило также внимание на то, что для установления групп инвалидности классификации основных категорий жизнедеятельности и критерии остались прежними, кроме III группы. Если раньше можно было получить III группу инвалидности, имея только одно ограничение жизнедеятельности первой степени, то теперь необходимы - два и более.

На медико-социальную экспертизу направляет лечащий врач поликлиники по месту жительства (онколог по месту жительства, терапевт, хирург). Обычно пациенты со злокачественными новообразованиями направляются на МСЭ не позднее 4 месяцев после начала планируемого комбинированного лечения.
Об этом указано в п. 16 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом": «Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При отказе в направлении на МСЭ от ЛПУ нужно потребовать справку об отказе, которую обязаны выдать.
Об этом указано в п. 19 Постановления: «В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно).

Сроки направления на МСЭ

Сроки нахождения на больничном листе указаны в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности".
- В пункте 27 указано, что на МСЭ направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при:
-очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала;
-благоприятном клиническом и трудовом прогнозе при временной нетрудоспособности, продолжающейся свыше 10 месяцев (в отдельных случаях: состояния после травм и реконструктивных операций, при лечении туберкулеза - свыше 12 месяцев).
- Эти положения содержатся и в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в пункте 4 которого указано, что при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 4 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на МСЭ.

Также разработаны Рекомендации для руководителей лечебно-профилактических учреждений и лечащих врачей, специалистов-врачей исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации "Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах" (в соответствии с МКБ-10) (утв. Минздравом РФ и Фондом социального страхования РФ от 21 августа 2000 г. N 2510/9362-34, 02-08/10-1977П) , согласно которым установлены ориентировочные сроки нахождения на больничном при разных заболеваниях. В частности, при злокачественном новообразовании молочной железы 1, 2 , 3 стадии срок нахождения на больничном листе соответственно составляет 50, 80, 115 дней. Значительное увеличение или сокращение ориентировочных сроков временной нетрудоспособности (на 30 и более процентов) должно служить поводом для проведения экспертизы временной нетрудоспособности заведующим отделением, клинико-экспертной комиссией (КЭК) с оценкой объемов, качества и эффективности медицинской помощи. Из чего следует, что больничный лист могут продлить еще на 30 дней по решению КЭК.

При онкологии прогноз клинический и трудовой прогноз считаются очевидно неблагоприятными и на МСЭ направляют не позднее но не позднее 4 месяцев от даты начала нетрудоспособности (выдачи больничного листа).

Бывают случаи, когда врачи ЛПУ говорят, что пациенту не положена группа инвалидности или прерывают больничный лист, чтобы не направлять на МСЭ. Однако врач не может знать, есть ли у пациента признаки инвалидности и что решит МСЭ в результате освидетельствования. Так что требуйте не прерывать больничный лист и направлять на МСЭ в указанные сроки. Тем более, что в связи с принятием новых критериев оценки признаков инвалидности (Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н), при онкозаболеваниях группа положена практически всегда.

Установление инвалидности в бюро МСЭ

Инвалидность устанавливается на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы". В Приказе подробно описаны критерии установления инвалидности и условия получения той или иной группы.
Приведу только следующее.

Выделяют 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100.

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; (группа не устанавливается)
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; (соответствует 3 группе)
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; (соответствует 2 группе)
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов. (соответствует 1 группе).

Например, после удаления злокачественной опухоли молочной железы:
В течение первых 5 лет после удаления на стадии (Т1 до Т2) pN0 М0 – 50 %
В течение первых 5 лет после удаления на стадии (Т1 до Т2) pN1 М0 – 60%
В течение первых 5 лет после удаления на более высоких стадиях – 80%
Нужно посмотреть приказ и приблизительно узнать, положена ли Вам группа и какая.

Обжалование решения бюро МСЭ

Решение бюро МСЭ об отказе в установлении инвалидности может быть обжаловано в течение месяца с момента отказа в признании лица инвалидом в главное бюро МСЭ. Заявление подается через районное бюро МСЭ или непосредственно в главное бюро.

Как должно проходить освидетельствование на МСЭ

Освидетельствование на МСЭ является государственной услугой. Об этом, порядке и сроках освидетельствования указано в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы".

Например, согласно пункта 12 , срок предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) не может превышать одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами.

Гражданин имеет право получить копии актов бюро МСЭ и посмотреть, что там написали эксперты, устанавливая или снимая группу инвалидности. Заявление о выдаче копий актов освидетельствования пишется на имя руководителя районного бюро и главного бюро.

Освидетельствование проводится по месту фактического проживания в любом городе

Об этом указано в пункте 20 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" и в пункте 90 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы":
« Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации)».

При отказе районной поликлиники направить документы иногороднего пациента в бюро МСЭ, отказе в освидетельствовании в бюро МСЭ по месту фактического проживания в другом городе, следует со ссылками на указанные положения обратиться соответственно: к главному врачу ЛПУ, главному эксперту бюро МСЭ по области, требуя соблюдения прав и выполнения нормативных актов.

Медико-социальная экспертиза получателя государственной услуги проводится:
на дому в случае, если получатель государственной услуги не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь; в стационаре, где получатель государственной услуги находится на лечении; заочно по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро). (пункт 90 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н).

Больничный лист инвалидам

Инвалидам также выдается больничный лист, но с ограничениями, указанными в ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

- «застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году».

Группа инвалидности и работа

Уволить сотрудника, который находится на больничном листе, по своей инициативе компания не может. Об этом говорится в статье 81 Трудового кодекса РФ: «не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске». поэтому самостоятельно увольняться не следует.
Не могут уволить работника при установлении ему 3 группы инвалидности.
Инвалиды 2 группы тоже способны к выполнению трудовой деятельности, но в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств или с помощью других лиц. При установлении 2 группы инвалидности в ИПР указаны ограничения к труду. Например, нельзя поднимать тяжести, работать в условиях повышенного температурного режима и т.д. При установлении 2 группы работодатель может уволить работника, ссылаясь на то, что производственные условия не позволяют ему организовать для него специальные условия работы. Инвалид может и не требовать создания для него специальных условий труда, и работать, если может продолжать работу в прежних условиях, все зависит от вида трудовой деятельности, и от отношений с работодателем. Если создать специальные условия труда невозможно, а работник не может работать в прежних условиях, его могут перевести на другую, более легкую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, если у работодателя есть такое место. Но если в компании вообще нет подходящих инвалиду должностей, работника уволят в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 Трудового кодекса. Нерабочей является лишь 1 группа инвалидности. Если группа нерабочая, то в ИПР пишут, что доступен только надомный труд.

Технические средства реабилитации бесплатно по ИПР

После установления группы инвалидности некоторым пациентам требуются технические средств реабилитации (ТСР). К ним, в частности, относятся: протез груди, трости, противопролежневые матрацы и подушки, абсорбирующее белье, памперсы и др. . Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» содержится в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р. Не предусмотренные в перечне технические средства реабилитации в ИПР не вносятся и не предоставляются бесплатно.
Чтобы получить протез по ИПР, инвалид должен встать на учет в региональном отделении фонда социального страхования (ФСС) или региональном отделении социальной защиты населения по месту жительства (УСЗН) (далее уполномоченный орган). Обеспечивающий ТСР уполномоченный орган указан в ИПР. Там же попросят заполнить бланк заявления, представить паспорт, ИПР, справку МСЭ. Копии этих документов необходимо будет отдать для оформления в уполномоченный орган, который в 15-дневный срок с момента подачи заявления принимает решение о постановке инвалида на учет по обеспечению ТСР.

После этого по почте высылается:

1)- уведомление о постановке на учет по обеспечению ТСР

2) - направление на получение указанного средства, а в случае необходимости проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, одновременно выдается или высылается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов (см. приказ Минсоцздравразвития от 21 августа 2008г. № 439н).

О том, что подошла очередь на получение ТСР, инвалид должен быть извещен уполномоченным органом. У них же нужно узнать, куда можно приехать, чтобы забрать свое техническое средство реабилитации.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утверждены постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240).

Как онкобольному получить ТСР (например, протез груди, подгузники, простыни), если у него группа инвалидности по другому заболеванию, установленному ранее.

Если, например, женщина с РМЖ после мастэктомии (операции по удалению груди) имеет инвалидность, по другому заболеванию (не по онкологии) то она не сможет по выданной ей ранее ИПР бесплатно получить комплект протеза груди (лифы и экопротез) . Однако она может получить бесплатно комплект протеза груди по новой программе ИПР, для чего ей нужно обратиться к председателю ВК с просьбой через врача терапевта участкового оформлять новое Направление на МСЭ по форме 088/у-06 но только для разработки ИПР с целью обеспечения ТСР (протезом молочной железы и лифами).

Об этом указано в п. 9 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации":

«При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)».
При освидетельствовании пациентки для разработки ИПР эксперты бюро МСЭ, рассмотрят вопрос о наличии у нее признаков инвалидности по онкопатологии (по новым критериям инвалидность положена при удалении груди на начальных стадиях РМЖ).

И если такие признаки имеются, то в ИПР ей впишут нуждаемость в обеспечении протезом и лифами и в этом случае его можно получить бесплатно.

Аналогично по другим заболеваниям и другим ТСР.

Денежная компенсация, выплачиваемая инвалидам, приобретшим ТСР за свой счет

Инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации и услугами за счет федерального бюджета. Если это невозможно, либо он сам их оплатил, полагается компенсация. С 1 февраля 2011 г. ее размер ограничен стоимостью средств (услуг), предоставляемых бесплатно за счет федерального бюджета.
Компенсируется стоимость приобретенного средства (услуги), но не более цены аналогичного изделия (услуги), предоставляемого бесплатно. Компенсация равна стоимости ТСР, определенной по результатам последнего размещения гос. заказа (конкурс, аукцион, запрос котировок), проведенного областным уполномоченным органом до дня принятия решения о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР. Если он не проводился или не состоялся, используются сведения о последнем аналогичном заказе в другом регионе (в границах одного федерального округа, а при их отсутствии - в пределах страны).

Для получения компенсации инвалид подает заявление в уполномоченный орган по месту жительства, приложив к нему копию паспорта, копию ИПР, товарный и кассовый чек, копию страхового пенсионного свидетельства, копия сертификата на ТСР, копия сберкнижки. Узнать о стоимости гос. закупок конкретного ТСР на настоящий период и размере компенсации можно узнать в уполномоченном органе. Решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации услугу принимается уполномоченными органами в месячный срок с даты подачи заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации инвалидом. Компенсация перечисляется на сберкнижку.

Приобретать протез груди за свой счет можно лишь в том случае, когда инвалид обратился в уполномоченный орган, был поставлен на учет и истек срок его обеспечения ТСР бесплатно (примерно через месяц).

Перед приобретением ТСР с последующей компенсацией его стоимости, предварительно необходимо проконсультироваться в уполномоченном органе.
Если уполномоченный орган отказывается предоставлять компенсацию за самостоятельно приобретенное ТСР, то инвалид может обратиться в суд с иском к уполномоченному органу о взыскании стоимости ТСР и компенсации морального вреда.

Порядок получения компенсации указан в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".

Можно ли получить ТСР, если онкопациент не имеет группы инвалидности

Например, женщине после удаления груди не была установлена группа инвалидности или инвалидность была снята, но в связи с удаленным органом по медицинским показаниям ей необходим протез груди. Его можно получить за счет средств областного бюджета лишь в том случае, если среднедушевой доход ее семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного в области на душу населения. В регионах с этой целью принимаются соответствующие Законы и Постановления. Для получения интересующей информации необходимо обратиться в территориальное отделение департамента социальной защиты населения вашего района проживания.