Влияние гендерного состава группы на ее сплоченность. Сплоченность групп и эффективность работы. Структура группы. Факторы сплоченности группы

  • I. Общее понятие о юридическом лице и виды юридического лица
  • I. Понятие об обязательстве как обязательственном отношении
  • Групповая сплоченность - характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных отношений и взаимодействий в группе, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы (7). Принадлежность человека к сплоченной группе, как правило, доставляет ему положительные переживания. В сплоченной группе люди ощущают поддержку от других, их заинтересованность. Поведение людей в таких группах отличает большей искренностью, желанием общаться и сотрудничать.

    Исследования сплоченности первоначально проводились в школе групповой динами К.Левина, где данный феномен рассматривался как характеристика группы как общности, основу которой составляют межличностные эмоциональные связи (Л.Фестингер). Сплоченность интерпретировалась как привлекательность и полезность группы для индивида. Сплоченной считалась группа, члены которой сильно притягиваются ее участники.

    Кроме того, сплоченной группа считалась и в том случае. если ее члены рассматривали членство в ней как привлекательность и полезность для себя.

    В социометрии был предложен индекс сплоченности, который рассчитывался как частное отделения количества взаимных выборов, сделанных членами группы в процессе ее исследования при помощи социометрической методики, на их максимально возможное число.

    В концепции А.В.Петровского сплоченность группы понималась как ценностно-оринтационного и предметно-ценностного единства.

    Экспериментальные исследования неоднократно показывали, что эффективность групповой деятельности в сплоченных группах значительно выше, чем в группах разобщенных, недружных.

    Предпосылками сплоченности являются срабатываемость (функциональная характеристика группового взаимодействия) и совместимость (эмоциональная характеристика).

    Срабатываемость основана на согласованности действий и процессе совместной трудовой деятельности. Она представляет собой одновременно и процесс и результат совместной деятельности. На основе срабатываемости формируется совместимость, которая возникает как итог достаточного продолжительного взаимодействия людей, характеризующегося удовлетворенностью их друг другом.

    Совместимость формирует на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом.

    Психофизиологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе схожести таких индивидных характеристик как время реакции, скорость, интенсивность протекания психических процессов и т.д.

    Психологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, качества личности, способностей, интеллектуального потенциала (при различных психических свойствах она может сформироваться за счет их взаимодополнения). Такая совместимость важна в семье, группе друзей.

    Социально-психологическая совместимость - предполагает сходство ценностных ориентаций и диспозиций. Идеалов, принципов, уровня профессиональной подготовки и образования. Она важна в деятельности коллективов и служит основой их сплоченности.

    Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят:

    А) характер межличностных эмоциональных отношений членов группы (взаимные симпатии, общие интересы. Эмоциональные переживания)

    Б) характер отношений между членами группы в процессе принятия совместной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество);

    В) характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения членов группы.

    На групповую сплоченность влияют такие факторы, как:

    Согласие между членами группы по поводу ее целей;

    Широкое общение и взаимодействие между членами группы;

    Приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;

    Демократизм групповых взаимоотношений;

    Положительное мнение членов группы друг о друге;

    Размер группы, достаточный для реализации ее целей и коммуникаций;

    Пространственная близость;

    Преобладание положительного опыта в достижении группой своих целей и защите ценностей;

    Психологическая совместимость членов групп, которая представляет собой совокупность индивидуальных качеств членов группы, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности.


    1 | | |
    РОСЖЕЛДОР
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
    СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СООБЩЕНИЯ (СГУПС)

    дисциплина «Социальная психология»
    кафедра «Социальная психология управления»

    Реферат
    Тема: «Факторы, влияющие на групповую сплоченность»

      Разработал ст-т
      Руководитель Шаньшина Ю.О.
      Пр-ль: Кожевникова О.А. группы УП-211
      (подпись) (подпис ь)
      _______________________ ______ _______________
      (дата проверки ) (дата сдачи на проверку )
    Краткая рецензия:
    ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __________________

    _____________________ _______ _________________
    (запись о допуске к защите ) (оценка, подписи преподавателей )

    г. Новосибирск 2010 год
    Содержание
    Введение (актуальность темы исследования, объект и предмет исследования, цели и задачи, методы исследования)

    1. Понятие группы в психологии
    2. Групповая сплоченность и ее факторы
    3.Сплоченность в коллективе
    4. Последствия групповой сплоченности
    ??. Исследовательская работа (описываются методы исследования, выборка респондентов, участвующих в исследовании (не менее 20 человек), этапы исследования и его результаты. Результаты представляются в таблицах, рисунках и диаграммах)
    Заключение (общие выводы по работе, обозначается круг выявленных проблем по теме)
    Список использованной литературы (не менее 10-15 источников)
    Приложение (может содержать таблицы с сырыми баллами по методикам, бланки ответов испытуемых.)

    ?. Теоретические аспекты изучения групповой сплоченности
    1. Понятие группы в психологии
    Группа - относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.

    Признак классификации Виды групп
    Размер группы Большие Малые
    Сфера совместной деятельности Управленческие Производственные
    Уровень развития Высокоразвитые Слаборазвитые
    Реальности существования Реальные Условные
    Степень формализации (принцип создания) Формальные Неформальные
    Цели существования Целевые (проектные) Функциональные
    По интересам
    Дружеские
    Период функционирования Постоянные Временные
    Характер вхождения индивида в группу Референтные Нереферентные (группы принадлежности)

    Каждая группа в своем развитии проходит ряд стадий:
    Формирование - стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).
    Бурление - для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы.
    Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы. Если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.
    Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.
    Становление норм поведения (нормирование) в группе . Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.
    Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.
    Расформирование. Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.
    Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных черт, характеристик, которые в конечном итоге влияют на эффективность ее деятельности.
    2. Групповая сплоченность и ее факторы
    Групповая сплоченность - одна из важнейших характеристик группы. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.
    Как правило, чем более сплоченной является группа, тем выше результаты ее работы. Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и всей организации в целом. Если групповые цели согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высоких результатов работы, то эффективная деятельность группы обеспечивает и эффективность деятельности организации.
    На групповую сплоченность оказывают влияние различные факторы, которые могут как повышать ее, так и существенно ее снизить.

    Признаки сплоченности группы:
    1) группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу при взаимодействии;
    2) члены коллектива активно и эффективно участвуют в совместной деятельности;
    3) ориентация на достижение общей цели;
    4) рациональное использование ресурсов;
    5) открытость отношений: развита взаимопомощь, обмен знаниями.

    3. Сплоченность в коллективе
    Сплоченность коллектива - это степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности.
    На состояние сплоченности коллектива в трудовом коллективе оказывает влияние общая обстановка в обществе, характер общественных отношений. Также оказывают влияние особенности данной сферы трудовой деятельности, особенности реализуемых в ней управленческих процессов, особенности связей с другими трудовыми коллективами и т.п. Другую важную группу факторов, формирующих сплоченность коллектива, представляют собой групповые явления и процессы, происходящие в трудовом коллективе.
    К таким факторам относится характер официальных организационных связей между членами трудового коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Большое влияние на сплоченность коллектива оказывает его неофициальная организационная структура. Неформальные контакты на работе и вне ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют более комфортный климат, чем недоброжелательные отношения, выражающиеся в ссорах и конфликтах.
    Коммуникации занимают важнейшее место в жизни организации и оказывают огромное влияние на индивидов и групп.
    Отсюда образуется двусторонний коммуникативный процесс, который представляет собой способ, посредством которого сообщение отправителя достигает получателя. Данный процесс вне зависимости от того, разговаривают ли собеседники, обмениваются ли люди жестами или общаются по электронной почте, всегда включает в себя восемь шагов: рождение идеи, кодирование, передача, получение, декодирование сообщения, принятие сообщения, использование информации, обеспечение обратной связи.
    В результате можно отметить, что эффективные управление не возможно без коллективной сплоченности. Повышение показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе компании, обеспечивают реализацию всех основных функций управления - планирования, организации, руководства и контроля.

    4. Последствия групповой сплоченности
    Одним из последствий групповой сплоченности является то, что члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом возрастает и количество, и качество группового взаимодействия.
    Второе последствие это то, что сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов.
    Еще одно последствие заключается в том, что в сплоченной группе ее члены получают большее удовлетворение работой, что имеет очень большое значение.
    И наконец, групповая сплоченность тесно связана с производительностью. Члены более сплоченной группы будут в большей степени придерживаться групповых установок, касающихся производительности, чем члены менее сплоченной группы. При этом следует помнить, что групповые нормы могут способствовать как повышению, так и понижению производительности.
    Для определения степени сплоченности коллектива социометрией предложен специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов:

    где Сгр – сплоченность, Ч(+) – положительный выбор, N – число членов группы.
    Л. Фестингер предложил рассматривать сплоченность как сумму «всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней».
    В отечественной социальной психологии проблема сплоченности рассматривалась А.В. Петровским, который считает, что формирование групповой сплоченности достигается через формирование единства участников группы на различных уровнях межличностных отношений, которые можно представить в виде уровней развития группы:
    1) эмоциональном (внешнем) уровне, соответствующем стадии ориентации – формой проявления служит ситуативно возникающие симпатии-антипатии;
    2) поведенческий (средний) уровень, соответствующий стадии конфронтации, проявляющийся в согласованности действий участников возникающей в процессе преодоления группового конфликта. В поведении членов группы на этом уровне отсутствует согласованность поступков как формы нравственного проявления человека;
    3) ценностный (внутренний) уровень соответствующий латентной стадии, формой проявления выступает согласованность поступков членов группы, основанных на осознанном выборе.
    и т.д.................

    Контрольная работа 3

    Выполните задания:

    1. Директор библиотеки добивается увеличения ассигнований из городских фондов для покупки книг. С этой целью он решил заручиться поддержкой жителей города и провел обследование, спрашивая читателей библиотеки: «Хотите ли вы, чтобы в библиотеке было больше книг?». Этот вопрос он задал десяти читателям, девять из которых ответили утвердительно. Десятый не имел определенного мнения. На этом основании директор библиотеки сделал следующий вывод: «Девяносто процентов жителей нашего города высказались в пользу того, чтобы на покупку книг выделялось больше средств. Против выделения дополнительных средств не высказался ни один человек». Напишите ваше мнение по поводу примененного этим библиотекарем метода обследования с точки зрения: отбора реципиентов; объема выборки; формулировки вопроса; заключения.

    Ответ: Анализ конкретной ситуации изучает одного человека, но очень подробно, в то время как опрос представляет собой исследования многих людей.

    а. Выборка была проведена не тщательно и не представляла всех горожан. Были исключены люди, не пользующиеся библиотекой.

    б. Было опрошено только десять человек. И хотя население городка не обозначено, выборка все же слишком мала, чтобы дать точные результаты.



    в. Вопрос не касался выделения средств из городского бюджета.

    г. В выводе не отражены ни размер выборки, ни способ проведения опроса. Директор библиотеки сделал заключение о том, что жители хотят получить средства из бюджета, хотя его вопрос был вовсе не об этом. Выводы должны быть реальными, а не искусственными.

    2. Какой социально-психологический механизм описан в знаменитой сказке Х. Андерсена о голом короле? Этот тот случай, когда человек делает вид, что согласен с группой, но на самом деле он просто не хочет «выделяться», чтобы не нарушить единодушия группы.

    Ответ: в социальной психологии влияние группы на индивида рассматривается как феномен группового давления или его еще называют феноменом «конформизма». Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». На уровне обыденного сознания феномен конформизма зафиксирован в сказке Г.Х.Андерсена о голом короле. Поэтому в повседневной речи понятие приобретает негативный оттенок.

    2. Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно. Можно ли это считать общением между лектором и аудиторией?

    Ответ: Общение одного субъекта с другим рассматривается как межличностный уровень коммуникативной деятельности, общение субъекта с группой - как личностно-групповой, общение субъекта с массой как личностно-массовый. Принято считать основными коммуникативными следующие формы общения.

    Монологическая - преобладание высказывания одной личности - субъекта и слушание другой Личности-субъекта общения.

    Решите тест:

    1. Вид общения, который происходит с целью достижения договорённости между людьми, не состоящими в близких межличностных отношениях, называют:

    а) референтным;

    б) деловым;

    в) опосредованным;

    г) ролевым.

    2. Положение человека в обществе, установленное в терминах прав и обязанностей, называют:

    а) социальная установка;

    б) общественная позиция;

    в) общественный престиж;

    г) социальный статус;

    3. Структурными компонентами общения выступают:

    а) коммуникативный;

    б) когнитивный;

    в) восприятия партнёра;

    г) нормативный.

    4. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления (или человека), которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением, называется:

    а) предикат;

    б) установка;

    в) ключ доступа;

    г) стереотип.

    5. Процесс группового развития результатом, которого является дифференциация групповой структуры, её совершенствование, за счёт личной инициативы участников, называется:

    а) социализация

    б) лидерство;

    в) групповая динамика;

    г) конформизм.

    6. Повышение скорости и продуктивности деятельности вследствие актуализации в сознании образа другого человека, выступающего или соперником, или наблюдателем,

    а) фантазия;

    б) каузальная интеграция;

    в) фасилитация;

    г) идеализация.

    7. К ведущим стратегиям поведения в процессе взаимодействия относят:

    а) избегание;

    б) внушение;

    в) убеждение;

    г) сотрудничество.

    8. Набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин, называют ролью:

    а) половой;

    б) перцептивной;

    в) социальной;

    г) гендерной.

    9. Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящая за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, называется:

    а) корпорацией;

    б) ассоциацией;

    в) кооперацией;

    г) диффузной группой.

    10. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином:

    а) кооперация;

    б) коллектив;

    в) корпорация;

    г) ассоциация.

    11. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:

    а) руководством;

    б) доминированием;

    в) управлением;

    г) лидерством.

    12. Композиция группы раскрывается посредством характеристик, отражающих:

    а) профессиональную, социальную принадлежность членов группы;

    б) взаимоотношения членов микрогрупп;

    в) иерархию статусов;

    г) направленность коммуникаций.

    13. Осуществляемый групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи называется:

    а) групповой идентификацией;

    б) групповой дискуссией;

    в) групповым самоопределением;

    г) групповым принятием решения.

    14. Увеличение сплоченности группы приводит, как правило, к:

    а) стремлению членов группы уменьшить свой личный вклад в совместную деятельность;

    б) желание ослабить влияние группы и перейти в другую;

    в) уменьшению влияния группы на ее членов;

    г) усилению влияния группы на ее членов;

    15 Референтный тип социальной власти в группе:

    а) основан на отношениях симпатии и эмоционального предпочтения лидера;

    б) базируется на превосходстве лидера;

    в) реализуется через принуждение;

    г) основан на вознаграждении лидером других членов группы.

    16. Императивное общение предполагает:

    а) равноправное субъект-субъектное общение

    б) скрытное воздействие на партнера с целью достижения свои намерений

    в) официальное распространение информации

    17. Добровольное подчинение суждения или действия индивида мнению группы, которое противоречит его собственному мнению, называется:

    а) конформность;

    б) влияние;

    в) манипуляция;

    г) внушение.

    18. Осознание расхождения в мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении, это:

    а) внушение;

    б) подражание;

    в) фасилитация;

    г) конформность.

    19. Бесструктурное скопление на короткий период людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, называется:

    а) толпой;

    б) массой;

    в) аудиторией;

    г) группой.

    20. Основателем «теории инстинктов социального поведения» является:

    а) Г.Фестингер;

    б) У.МакДауголл;

    в) З.Фрейд;

    г) Э.Росс.

    3. Выполните тест Томаса. Проанализируйте результаты с точки зрения их совпадения с интуитивными представлениями о специфике своего поведения во внешних конфликтах. Результаты исследования оформите графически.

    Инструкция: С помощью этого теста предлагаем Вам определить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации. Всего таких стилей пять:

    сотрудничество – оптимально почти всегда;

    компромисс – вполне приемлемо в ряде случаев;

    избегание (уход) – возможно в случаях, неспровоцированных партнёром «пожаров»;

    приспособление – возможно в тех случаях, когда партнёр действительно прав;

    соперничество – наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

    Для того чтобы определить, к какому способу Вы склонны, нужно, внимательно прочитавкаждое из двойных высказываний а) и б), выбрать из них то, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете.

    1. а) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

    б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить особое внимание на то, с чем мы оба согласны.

    2.

    б) Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

    3.

    б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

    4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

    б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

    5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого.

    б) Я стараюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

    6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

    б) Я стараюсь добиться своего.

    7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

    б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого.

    8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    б) Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

    9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

    б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

    10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

    б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

    11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

    б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

    12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

    б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу.

    13.

    б) Я настаиваю, чтобы всё было сделано по-моему.

    14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

    б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

    15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

    б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжения.

    16. а) Я старюсь не задеть чувств другого.

    б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

    17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

    18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

    б) Я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу.

    19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

    б) Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

    20. а) Я пытаюсь медленно преодолеть наши разногласия.

    б) Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

    21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

    б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

    22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.

    б) Я отстаиваю свою позицию.

    23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

    б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

    24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

    б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

    25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

    б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

    26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

    б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

    27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

    б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

    28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

    29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

    б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

    30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

    б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

    Обработка результатов

    Максимально возможное число баллов по каждому из пяти тактик – 12. Диапазон значений от 9 до 12 соответствует частому использованию тактики поведения в ситуации внешнего конфликта. Диапазон балльного выражения от 5 до 8 – зона умеренной выраженности тактики.

    Индивидуальный график стратегий поведения во внешнем конфликте

    Количество баллов

    Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление тактики поведения

    Сплоченность (внутригрупповая интеграция) - единство поведения членов группы, основанное на общности интересов, ценностей, норм поведения. Единство поведения означает слаженность действий членов группы при достижении общих целей. Условием, при котором единство характеризует именно сплоченность, является наличие у членов группы возможности выбора того или иного варианта поведения, свобода выбора действий. Факторы, влияющие на групповую сплоченность, представлены в табл. 2.4.

    Факторы, влияющие на групповую сплоченность

    Таблица 2.4

    повышающее групповую сплоченность

    понижающее групповую сплоченность

    существования

    Длительный период совместной работы

    Короткий срок существования группы

    Трудность вступления в группу

    Легкость вступления в группу

    Размер группы и возможность взаимодействия членов группы друг с другом

    Небольшое количество членов группы (пять - семь человек)

    Большая численность группы. Возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются

    Согласие

    относительно целей

    Присутствует

    Отсутствует

    Взаимосвязанность задач, стоящих перед группой

    Присутствует

    Отсутствует

    Сложность задач, стоящих перед группой

    Состав группы по возрасту

    Небольшая разница в возрасте

    Большая разница в возрасте

    Состав группы по полу

    Женский коллектив

    Мужской коллектив

    Внешняя угроза

    Конкуренция

    Межгрупповая

    Внутригрупповая

    Опыт групповой работы

    Положительный

    Негативный

    Менеджеры по персоналу могут оказать серьезное воздействие на укрепление или разрушение сплоченности. Немецкие специалисты В. Зигерт и Л. Ланг дают для этого следующие рекомендации .

    Для укрепления сплоченности:

    • 1) помогите группе испытать общий успех;
    • 2) постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу, и прежде всего к лидеру;
    • 3) развивайте чувство принадлежности к группе как ощущение некой особенности, избранности, укрепляйте это чувство, проводя совместные групповые мероприятия, демонстрируя большой потенциал, новые возможности в решении проблем, открывающиеся в совместной работе;
    • 4) позаботьтесь о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость, отвечала мотивации к принадлежности, уважению, самоуважению, престижу;
    • 5) поддерживайте веру группы в реальность решения поставленных задач.

    Для разрушения сплоченности:

    • 1) в драматической форме продемонстрируйте группе бесперспективность ее деятельности;
    • 2) покажите группе невозможность достижения поставленных ею целей;
    • 3) посейте недоверие между людьми, и прежде всего к лидеру группы;
    • 4) образуйте «раскольнические» подгруппы, стимулируйте бегство из группы, поощряйте перебежчиков, а лучше всего - превратите в перебежчика лидера группы;
    • 5) ассоциируйте чувство принадлежности к группе с чувством ущербности, усталости, недовольства;
    • 6) устраните лидера путем перемещения его на другое место работы.

    Если уровень сплоченности высокий и группа принимает цели организации и согласна с ними, то поведение группы будет носить позитивный характер с точки зрения организации (табл. 2.5).

    Если группа имеет высокую сплоченность, а ее цели не совпадают с целями организации, то поведение группы будет негативным с точки зрения организации.

    Таблица 2.5

    Взаимозависимость между сплоченностью группы и соответствием организационным целям

    Из данной таблицы также следует, что, если в группе уровень сплоченности низкий и ее члены преследуют цели, которые не совпадают с целями руководства, то результаты, возможно, будут иметь негативный характер с точки зрения организации. Основой для выработки правил является в большей степени поведение индивида, а не группы, так как в группе низкий уровень сплоченности, однако цели группы могут совпадать с целями организации. В этом случае результаты, возможно, будут позитивными, хотя в большей степени на индивидуальной основе, а не на основе группы.

    В таблице 2.6 представлены мероприятия, влияющие на сплоченность группы".

    Мероприятия, влияющие на сплоченность группы

    Таблица 2.6

    Группы с высоким уровнем сплоченности представляют собой серьезную силу в организации. Другими словами, организация должна объединять людей, обладающих определенным сходством, ставить перед ними общую задачу и вознаграждать за проделанную работу. На первый взгляд это может показаться хорошей идеей. Однако существует шаблонное мышление сплоченной группы, о котором руководители не должны забывать.

    Шаблонное мышление сплоченной группы имеет место тогда, когда желание сплоченных групп к соглашению препятствует рассмотрению альтернативных решений в группе. Это явление анализировал Ирвин Дженис, который, изучая принятие решений по внешнеполитической деятельности несколькими президентскими администрациями, пришел к выводу, что эти группы обладали высоким уровнем сплоченности и имели тесные связи. Он определил шаблонное мышление как «угрозу эффективности мышления, изучению действительности и моральной рассудительности» в интере-

    сах солидарности группы. И. Дженис дал описание следующих характеристик шаблонного мышления.

    Иллюзия неуязвимости. Члены группы считают, что они непобедимы.

    Тенденция морализировать. Группа усваивает общую оценку какого-то явления и любую иную оценку воспринимает как слабость, зло или невежество.

    Чувство единодушия. Солидарность группы по какому-то вопросу может привести к тому, что отдельные ее члены не высказывают свое личное, отличное от мнения группы мнение, боясь показаться «слабыми» или «мягкими».

    Воздействие на процесс согласования решения. Группы могут серьезно воздействовать на членов с целью согласия при принятии решения.

    Рационализация - отвлечение от любых возможных негативных последствий принятых решений.

    Негативное отношение к «чужакам». Подобное отношение группа проявляет к любому, высказывающему пусть даже справедливые критические замечания в адрес принятого общегруппового решения.

    Самоцензура - проявление оправданных сомнений под предлогом лояльности группы.

    Прямое давление - резкая критика коллегами или руководителями предложений, противоречащих установкам группы.

    Фильтрация мнений - игнорирование неудобных фактов или точек зрения, которые даже не выносятся на обсуждение.

    «Адвокат дьявола» - человек, защищающий явно неправое дело.

    Основные проявления и способы предупреждения группового единомыслия представлены в табл. 2.7.

    Таблица 2.7

    Групповое единомыслие

    Симптомы

    Способы предупреждения

    принимаемого решения. Стремление отдельных членов группы быть воспринимаемыми как «командные игроки». Присоединение отдельных членов группы к точке зрения наиболее влиятельных ее участников, пользующихся авторитетом, доверием,упорно отстаивающих свою позицию

    Негативное отношение к «чужакам». Самоцензура. Прямое давление. Фильтрация мнений. Иллюзия единодушия

    Поощрение групповых дискуссий, дебатов, конфликтов в процессе принятия решений.

    Спокойное выслушивание различных точек зрения и критики.

    Предоставление возможности высказывать свое мнение каждому желающему. Разделение во времени процессов генерирования идей и их оценок.

    Предоставление возможности подчиненным высказать свое мнение первыми и лишь затем заслушать мнение формального руководителя.

    Назначение одного из членов группы на роль «адвоката дьявола».

    Участие в работе группы независимо настроенных людей, не являющихся ее формальными членами

    Важнейшим методом изучения сплоченности в группе является метод социометрии , который позволяет определить взаимные позитивные и негативные отношения членов группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных внутригупповых отношений.

    При проведении социометрического опроса каждый член группы заполняет социометрическую карточку (социокарту) (рис. 2.8). Анализ полученных результатов позволяет определить следующие виды межличностных отношений: предрасположенность (положительный выбор); отклонение (отрицательный выбор).

    Рис.

    Вопросы, включенные в социокарту, могут быть направлены на производственную сферу, например:

    Какого из членов группы вы считаете наиболее квалифицированным работником?

    К кому из коллег вы предпочитаете (можете) обратиться с вопросом в случае возникновения проблем?

    С кем из ваших коллег вы хотели бы работать в одной группе?

    Другая часть вопросов может относиться только к сфере межличностных отношений, например:

    Кого из коллег вы хотели бы пригласить в гости?

    Вопрос социометрической карточки, который является особо значимым для данной группы, получил название социометрического критерия.

    Способами обработки социометрической информации являются следующие.

    • 1. Графический способ - построение социограмм, т.е. графическое изображение межличностных отношений в коллективе (рис. 2.9). В социограмме каждый член группы изображается символом с номером, соответствующим данному работнику.
    • 2. Количественный способ предполагает построение социометрических матриц (социоматриц) и расчет социометрических индексов (рис. 2.10).

    Рис.


    Рис. 2.10.

    На основании заполнения социокарт всеми членами группы по каждому критерию отдельно строится социометрическая матрица, в которой обобщаются данные социокарт. Социоматрица представляет собой таблицу, в строках которой указывается, кто выбирает (/-член), а в столбцах - кого выбирают (/-член). Число строк и столбцов в социоматрице равно числу членов исследуемой группы. Фамилии членов группы и по горизонтали, и по вертикали совпадают.

    Обработка данных социоматриц предполагает подсчет числа полученных и сделанных оценок (выбор) по каждому члену группы в отдельности, а также по группе в целом.

    На основе социоматрицы рассчитываются как персональные, так и групповые социометрические индексы.

    Индекс социометрического статуса учитывает отношение группы к определенному ее члену и характеризует величину престижа каждого работника в различных ситуациях взаимодействия.

    Он рассчитывается по формуле

    где С - индекс социометрического статуса у-го члена группы;

    R* - число полученных положительных выборов;

    R7 - число полученных отрицательных выборов;

    N - число членов группы.

    Индекс экспансивности характеризует степень общительности работника и отражает отношение каждого члена к группе в целом. Он рассчитывается по формуле

    где Е. - индекс экспансивности;

    R! - число сделанных положительных выборов; R: - число сделанных отрицательных выборов; N - число членов группы.

    Помимо названных общих персональных социометрических индексов положение каждого работника в структуре межличностных внутриколлективных отношений может быть охарактеризовано при помощи измерения индексов положительного или отрицательного статуса, положительной или отрицательной экспансивности. При их расчете учитываются только положительные либо только отрицательные выборы.

    По величине индекса персонального социометрического статуса можно судить о степени авторитетности, ранговом месте, популярности каждого члена группы. Это дает основание для определения, какую социально-психологическую позицию в группе занимает каждый работник. В социометрическом исследовании выявляются следующие социально-психологические позиции членов группы: лидер-«звезда», предпочитаемый, изолированный, отвергаемый. Лидер группы - наиболее авторитетный ее член - имеет индекс социометрического статуса наибольшей величины и занимает первое ранговое место по шкале авторитетности.

    Групповые социометрические индексы характеризуют межличностные отношения, сложившиеся в группе в разных видах деятельности. Среди групповых социометрических индексов наиболее информативными являются индекс группового социометрического статуса, индекс групповой экспансивности, индекс взаимности и др. Групповые социометрические индексы могут применяться для сравнительной характеристики уровня внутриколлективной сплоченности нескольких групп.

    • 1) оцени потенциальные возможности людей и распредели между ними ролевые позиции в группе;
    • 2) обозначь место и значение каждого члена группы в решении общей задачи;
    • 3) поставь перед группой общую цель, не забыв убедить каждого, что общая цель - это и его личная цель;
    • 4) распредели обязанности, ответственность, права, власть и средства, разработав грамотные должностные инструкции и сбалансировав ресурсы;
    • 5) обсуди первые трудности, ориентируясь на выявление их причин;
    • 6) предложи группе постоянно квалифицировать свою деятельность;
    • 7) стабилизируй, сплоти группу, создай благоприятный климат, а потом имитируй кризис, чтобы люди научились разрешать противоречия и конфликты (задача, требующая времени, ресурсов, уверенности в достижимости ожидаемых результатов и участия небольшой, но квалифицированной группы социопсихологов);
    • 8) развивай коллективное принятие решений. Авторство присваивай группе, однако внутри группы отдавай должное каждому в зависимости от его вклада;
    • 9) разработай постоянные критерии оценки работы и следуй им;
    • 10) веди коллективный и публичный разбор противоречий;
    • 11) поддерживай в группе главные ценности: уважение к каждому, оценку по вкладу, ориентацию на положительное в человеке, гласность, демократичность, учет индивидуальных особенностей;
    • 12) раскрывай смысл и значимость работы, место и ценность каждого в общем деле;
    • 13) децентрализуй власть и предоставь полную самостоятельность всем членам группы (но при этом не забудь, о чем говорилось в п. 4);
    • 14) поощряй инициативу, исключи практику поиска виновного. Важно найти причины и пути устранения ошибок;
    • 15) не забывай про постоянное повышение квалификации и ощущение перспективы для каждого;
    • 16) все групповые проблемы разрешай совместно и гласно;
    • 17) давай постоянную информацию о достижениях каждого;
    • 18) всем членам группы дай право свободно сообщать любую информацию, выражать любые мнения или сомнения по поводу любого обсуждаемого вопроса;
    • 19) назначь одного члена группы на роль «адвоката дьявола» - человека, защищающего явно неправое дело или занимающегося «крючкотворством», выискиванием недоработок, неточностей, сомнительных положений, ошибок, критикующего принимаемые решения с различных точек зрения. Это помогает быстрее принять правильное, для всех приемлемое и всесторонне обоснованное решение;
    • 20) выслушивай различные точки зрения и критику так же спокойно, как и то, что совпадает с твоей точкой зрения;
    • 21) отдели усилия по генерированию идей от их оценки. Сначала собери все предложения, а потом обсуди плюсы и минусы каждого из них;
    • 22) выслушай сначала идеи подчиненных низших рангов, потом рангом выше и только после этого излагай свои.
    • Организационное поведение в таблицах и схемах / под науч. ред. Г.Р. Латфулли-на, О.Н. Громовой. С. 133-135.
    • Зигерт В., Ланг П. Руководить без конфликтов. М., 1990. С. 106-110.
    • Гибсон Д.Л., Иванцевич Д., Донелли Дж.Х.-мл. Организация: поведение, структура,процессы. М., 2000. С. 215.
    • Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М., 1989.
    • Власова Н. «...И проснешься боссом»: в 3 кн. Кн. 2. М., 1994.

    Факторы, влияющие на групповую сплоченность

    Таблица 2

    Групповая сплоченность

    Групповая сплоченность - одна из важнейших характеристик группы. Под сплоченностью принято понимать сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.

    Как правило, чем более сплоченной является группа, тем выше результаты ее работы. Групповая сплоченность оказывает влияние на результаты деятельности не только группы, но и всœей организации в целом. В случае если групповые цели согласуются с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, нацелœены на достижение высоких результатов работы, то эффективная деятельность группы обеспечивает и эффективность деятельности организации.

    На групповую сплоченность оказывают влияние различные факторы, которые могут как повышать ее, так и существенно ее снизить (табл. 2).

    Фактор Направленность фактора
    Повышающий групповую сплоченность Понижающий групповую сплоченность
    Время существования группы Длительный период совместной работы Короткий период существования группы
    Престижность группы Высокая Недостаточно высокая; группа вновь создается; отсутствует достоверная информация о группе
    Насколько трудно вступить в группу Трудно Легко
    Размер группы и возможность взаимодействия членов группы друг с другом Небольшое количество членов группы (5-7 человек) Большая численность группы. Возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются
    Согласие относительно целœей Присутствует Отсутствует
    Общность установок и ценностных ориентаций Высокая (большая) Низкая
    Взаимосвязь задач, стоящих перед группой Присутствует Отсутствует
    Сложность задач, стоящих перед группой Высокая Низкая
    Состав группы по возрасту Небольшая разница в возрасте Большая разница в возрасте
    Внешняя угроза Высокая Низкая
    Конкуренция Межгрупповая Внутригрупповая
    Опыт групповой работы Положительный опыт взаимодействия между членами группы, личная привлекательность членов группы Негативный опыт взаимодействия между членами группы, личная неприязнь
    Предшествующий успех групповой работы Гордость за совместные достижения Отcутствие ощутимого увеличения результатов труда, совместная деятельность ранее не приносила удовлетворения или присутствовали явные неудачи
    Отношение руководства к групповым формам работы Поддерживающее: проведение собраний, упор на глобальные цели группы, организация групповых обсуждений возникающих проблем, новых процессов и приоритетов, привлечение членов группы к принятию решений Индифферентное
    Мотивация и вознаграждение Групповая мотивация и групповое вознаграждение Индивидуальная мотивация и вознаграждение по индивидуальным трудовым результатам
    Распределœение ресурсов По групповому принципу По индивидуальному принципу

    Факторы, влияющие на групповую сплоченность - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Факторы, влияющие на групповую сплоченность" 2017, 2018.