Виды военных кораблей. Классификация парусных кораблей (парусное вооружение)

Парусный флот представляет собой группу кораблей, передвигающихся с помощью паруса. Как правило, применение флота сопровождалось сразу же с появлением самих кораблей, которые пригодны для длительных экспедиций или морских сражений.

Краткая история парусников

Первые парусные корабли появились в последние годы античности. Они состояли из примитивных парусно-гребневых суден и могли развивать скорость выше ветра. Полноценным флотом группу таких кораблей назвать нельзя, т.к. каждый действовал в сражениях самостоятельно, а исход битвы решался в основном количеством. Основной техникой противостояния были таран, навал и абордаж. Большие парусно-гребневые корабли оснащались дополнительными орудиями: камнеметом (преимущественно для взятия прибрежных крепостей), гарпуном и греческим огнем.

В 12 - 13 веках появляются корабли, несущие на борту боевые орудия. Однако они получили развитие в сторону личной мощи. Судна типа Каракка могли в одиночку сражаться против небольшой группы кораблей, а также проводить рейдерские операции.

Если же вести речь о полноценном парусном корабле, впервые он был построен в Британской империи в 16 веке. Он носил имя Great Harry («Ве­ли­кий Гар­ри»). Первый военный парусник России спущен на воду в 1668 году. Он не относился к конкретному типу и носил имя «Орел».

Судно «Ве­ли­кий Гар­ри»

Регулярный военно-морской флот из парусников появляется в начале 17 века в западных державах. В подавляющем преимуществе это были колониальные империи - Британия, Португалия, Испания и Франция. Спустя 100-летие практически во всей Европе сформировался полноценный флот, который в дальнейшем играл ключевую роль в экспансионистских компаниях. Также боевыми кораблями овладели многие преступники - пираты.


Эра парусников 17 века

С открытием паровой машины крупные линейные корабли парусного флота еще некоторое время существовали, но парус уже не служил основной силой движения корабля. Он использовался в качестве дополнительного средства плавания на случай поломки котла или для экономии топлива при сильном ветре. Парусные судна были полностью вытеснены дредноутами и броненосцами. Парусник с незащищенной мачтой не имел шансов против бронированного корабля. Стоит отметить, что в 60-х годах 19 века нарезной артиллерии еще не было и дредноуты были практически непотопляемы.

Классификация парусных суден

Спрос на корабли шел с учетом выполняемых им задач - для экспедиций или венных действий. Во втором случае от судна требовалось достигать конкретных тактических целей, что привело к развитию разных типов кораблей. Основными характеристиками любой боевой морской единицы были: водоизмещение, число артиллерийских орудий и мачт. В конечном итоге сформировалась классификация кораблей по рангам:

  • К первым трем относились только линейные корабли;
  • 4 - 5 ранга были фрегаты;
  • 6 - 7 ранга остальные более мелкие суда (бриги, тендеры, корветы).

Одновременно с развитием основных боевых единиц формировались дополнительные корабли, которые должны были решать вспомогательные задачи для достижения стратегических целей на поле боя.

В основном это были:

  • Брандеры. Судно с взрывчаткой на борту для поджога вражеского корабля. Они получили развитие благодаря простой подготовке. Брандеры не строили и они, фактически, не являются самостоятельным классом судна. Решение об их применении часто применялось уже в ходе боев, я для подготовки использовалось вышедшее из строя судно, которое не может вести бой, но еще способно плыть. Особый эффект был, если вражеский кораблю был в плотном строю с другими или находился в бухте.
  • Бомбардирские корабли. По своим возможностям не отличался от основных болевых кораблей - крупное 3-мачтовое судно с арторудиями. Он имел низкие борта и предназначался для обстрела береговой инфраструктуры (бухты, доки, укрепления). В морском бою также мог эффективно проявить себя, но из-за своих бортов становился легкой мишенью.
  • Транспортные судна. Среди них также были разные типы кораблей для конкретных задач (клиперы, шлюпы, пакетботы и др.)

Стоит отметить, что грузовые суда среди кораблей парусного флота колониальных держав практически отсутствовал. Грузы хранились на основных кораблях, а если нужда в транспортном корабле все же появлялась, они нанимались у частных лиц.

Основные боевые парусные корабли

Военно-морской флот в эпоху Ренессанса играл важную роль для любого государства, а его мощь определяла мировую политику того времени. Развитие кораблей продолжалось два столетия прежде, чем они получили четкую классификацию. Основными военными кораблями парусного флота были:

  • Бригантина. 2-мачтовое судно с прямой фок-мачтой и косой грот-мачтой. Появилось в 17 веке и использовалось для разведывательных операций. На борту размещалось 6 - 8 пушек.
  • Бриг. 2-мачтовый корабль 7-го ранга с водоизмещением до 400 т. Являлся основным разведывательным посыльным судном во всех флотах мира. Также на борту имел от 8 до 24 пушек, которые использовались для отстрела при уходе от погони. Появился в качестве более практичного и простого варианта бригантин, однако не вытеснил их полностью.
  • Галион. Самое крупное судно времен 15 - 17 веков. Могла включать от 2 до 4 мачт, а водоизмещение составляло до 1600 т. Галионы были господствующими суднами в сражениях до появления линкоров.
  • Каравелла. 3 - 4 мачтовое универсальное судно водоизмещением до 450 т. Более широкое применение получило в экспедициях. Хорошая мореходность достигается благодаря разносторонним мачтам и надстройками на носу и корме. Несмотря на высокий борт, каравеллы были только однопалубными суднами. В боях часто служили грузовым судном, способным отстреливаться от небольших кораблей и при абордаже.
  • Каракка. Крупное 3-мачтовое судно ранних времен. Имело водоизмещение до 2000 т. и 30 - 40 пушек на борту. Корабль мог перевезти большое число пассажиров, до 1300 человек. Каракка хорошо зарекомендовала себя в 13 - 16 веках в качестве мощного судна, способного в одиночку дать отпор. Однако с формированием флотов и появлением крупных кораблей они утратили свое значение.
  • Корвет. 2 - 3 мачтовое судно с водоизмещением до 600 т для решения тактических задач. Появился в 18 веке и один из двух (наряду с фрегатом) классов кораблей, сохранившихся до наших дней. Использовался для крейсерской охоты или уничтожения одиночных целей, реже для разведки. Оснащался открытой или закрытой артбатареей с десятками орудий.
  • Линейный корабль. Крупнейшее 3-мачтовое судно с тремя артиллерийскими палубами (в основном с закрытыми батареями). По стандарту линкорами считались судна водоизмещением до 5000 т., однако известно в истории много кораблей этого типа и до 8000 т. Вся батарея могла включать до 130 пар орудий, расположенных вдоль бортов. Использовались в основном для борьбы с такими же крупными кораблями и обстрела береговой линии. Линкоры одни из немногих боевых парусников, которые служили в морских силах до начала 20 века.
  • Флейт. 3-мачтовый транспортный парусник. Водоизмещение было произвольным, но зачастую не превышало 800 т. Имели до 6 пушек и отличались высокой маневренностью. Часто использовались корсарами для грабежей. В России первые флейты появились в Балтийском флоте в 17 веке.
  • Фрегат. 3-мачтовое судно с водоизмещением до 3500 т. Следующий по мощности после линкора и имел на борту до 60 пар пушек. Использовался в качестве крупного корабля поддержки на всей линии фронта или выполнения коммуникационных задач (охрана торговых кораблей). Являлся основной боевым кораблем парусного флота Российской империи.
  • Шлюп. 3-мачтовый корабль с низкими бортами. Имел водоизмещение до 900 т. и 16 - 32 арторудия. Служил в качестве дальнего разведывательного или экспедиционного судна. Шлюпы были популярны в 17 - 19 веках среди российских экспедиторов для кругосветных путешествий.
  • Шнява. Небольшой парусник с 2 прямыми мачтами, получивший распространенность в скандинавском регионе. В России активно использовались Петром I для разведывательных операций перед сражениями. Водоизмещение до 150 т., а число орудий колебалось от 2 до 18.
  • Шхуна. Судно с произвольным, в основном крупным водоизмещением. Могло включать до 16 орудий и распространялось в составе парусного флота Российской империи. Боевые шхуны были исключительно 2-мачтовыми, а посыльные судна имели произвольное число мачт.

В отдельных странах были уникальные типы боевых суден, которые не получили распространение. Например, португальские корабли, сравнимые по водоизмещению с фрегатом, но имевшие несколько орудийных палуб, назывались крейсерами, хотя такой тип закрепился уже за более современными кораблями.

Крупные корабли российского парусного флота

Первые упоминания о российских парусниках можно найти в «Повести временных лет», которая рассказывает о походе князя Олега в Византию на кораблях. Российский парусный флот формируется уже Петром I. Строительство первых кораблей шло по подобию европейских. Первое крупное сражение отечественного флота отмечается со Шведами в Северной войне. В дальнейшем военно-морские силы начинают только расти.


Крупный корабли Балтийского флота

Крупнейшими военными парусниками в России (как и в мире) были линейные корабли. Первые линкоры были заложены в приладожской верфи, у которой не было опыта в строительстве больших кораблей, в результате чего судна получили слабую мореходность и маневренность. Список парусных линейных кораблей российского императорского флота, которые стали первыми в строю на Балтике:

  • Рига,
  • Выборг,
  • Пернов,

Все три корабля спущены на воду в 1710 году и классифицировались как линейные корабли 4 ранга. На бортах размещались 50 орудий разного калибра. Экипаж судна составлял 330 человек. Парусные корабли в российском флоте также утратили свое значение с развитием паровых машин и броненосцев, однако еще использовались для разведывательных операций вплоть до времен гражданской войны.

Предлагается к прочтению:

Начиная с древнейших времен, и по сей день военно-морской флот опора практически любой страны, имеющей выход к морю. У кого-то имеется мощные сверхсовременные суда, кто-то называет несколько старых катеров флотом. Но суть для всех одна и та же, эти суда охраняют водные просторы.

Военный корабль прошел долгий путь от бирем и галер до современных атомных подводных ракетоносцев и авианосцев. Но у моряков, как ни у кого соблюдаются традиции, особенно в названиях и классификации судов.

Военные корабли до ХХ века

В античное время основная масса кораблей, приспособленных для каботажного плавания, разделялись по количеству рядов весел. Наличие большого количества гребцов, требовавших большое количество пищи, не способствовало развитию дальнего мореплавания.

С появлением паруса началось развитие флота и укрупнение судов. Вместе с развитием навигационных приборов и технологий развивался флот, к XV веку позволивший совершать первые крупные плавания через океаны.

Богатство Нового Света подстегнуло европейских кораблестроителей, и уже в XVIвеке начинает развиваться и усложняться конструкция боевых кораблей. Чуть позднее флот начнет делиться на классы и ранги.В то время главным критерием считалось либо количество орудий, либо парусное вооружение судна.

Корабли, в зависимости от количества пушек, попадали в 1-й ранг (около 100 орудий и больше), 2-й ранг (около 90 орудий), 3-й ранг (примерно 75) и так далее, до 6 ранга.

Вторая классификация делила корабли в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных парусов. Различались трехмачтовые и двухмачтовые парусники, а также одномачтовые разновидности совсем небольших судов, использовавшихся, как правило, для перевозки почты.

Названия корабли могли носить любые, связанные с личными именами, религиозной или географической составляющей. Бывали случаи, когда за особые заслуги имя корабля оставляли на флоте, хотя сам корабль мог и не существовать. На русском флоте самым ярким примером стал бриг «Меркурий» и несколько кораблей «Память Меркурия».

С появлением механизмов и переходом от паруса к машине многие названия типов судов укоренились и остаются до нашего времени. Главным отличием любого корабля стали размеры, водоизмещение или тоннаж. История пароходов, хоть и не насчитывала так много веков, как парус, но ярко вписала страницы во флотскую летопись.

Развитие техники свело на нет целые группы, когда-то грозных кораблей, и перевела классы в иные ранги. Так, к примеру, ХХ век показал слабость линейных кораблей перед авианесущими группами.Вторая мировая война вообще внесла крупные правки в картину боевых кораблей в мире. И если 300 лет назад фрегат был крупным судном, то сейчас он сошел до ступени сторожевых кораблей.

Согласно международному морскому праву, каждый корабль попадает в свой определенный класс. Этими правилами, во избежание путаницы, пользовались советские моряки, а так же их правопреемники,корабли ВМФ России.

Разделяют корабли по тоннажу, или водоизмещению, а также по типу вооружения, находящегося на борту, то есть, можно сказать, старая система вошла в новые реалии современных судов.

Согласно этим документам, самые крупные корабли входят в ударную группу, и это:

  • авианосцы, в зависимости от тоннажа могут быть большие, средние и малые, соответственно различается и сила корабельной авиации на них;
  • крейсера, также разнящиеся по водоизмещению, имеющие более разносторонние задачи, от охраны конвоев и авианосцев до перехвата судов противника и обстрела береговой линии;
  • подводные корабли, часто превосходящие надводные по размерам и вооружению, разделяются по своему размеру и типу используемой энергетической установки;
  • эскадренные миноносцы, осуществляющие разведку и охранение группы судов, несущие основное вооружение в виде мин и торпед;
  • торпедные катера, большие из которых предназначены для атак крупных кораблей в составе эскадр, малые же действуют в прибрежной зоне;
  • сторожевые корабли, предназначенные для боевого охранения конвоев и акватории порта или иного объекта.

Есть и более мелкое разделение этих классов судов, однако в каждой стране они имеют свои особенности и характеристики.

Второй большой подкласс включает в себя вспомогательные суда. Их можно условно разделить на несколько групп:

  • плавучие базы, необходимые для пополнения всем необходимым в зависимости от специализации базы для каждого класса судов;
  • суда снабжения, в отличие от баз более мобильные и скороходные, хотя цели и задачи перед ними ставятся те же, что и выше;
  • ремонтные средства, плавучие мастерские, необходимые для ремонта судов в открытом море;
  • корабли аварийно-спасательного обеспечения, разработанные для помощи как подводным, так и надводным кораблям в случае возникновения внештатных ситуаций;
  • исследовательские корабли, проверяющие новые технические системы;
  • учебные корабли, служащие для получения и освоения навыков нахождения в море;
  • специальные корабли, испытывающие оружейные системы и комплексы для космических кораблей.

Экипажи кораблей обеспечения решают множество задач по поддержанию боеспособности основного флота. В ВМФ СССР существовала и система различий кораблей по названиям. Так, на Северном флоте долгое время существовало подразделение советских сторожевиков, известное как «Дивизион плохой погоды».

Первым в серии стало судно «Ураган», и в честь него последующие корабли того же класса, водоизмещения и вооружения получали «ненастные» имена. К примеру, волны Баренцева моря бороздили в разное время «Буря», «Метель», «Пурга» и другие корабли с похожими названиями.

На самих кораблях много лет существует деление по БЧ, или боевым частям, каждая из которых обозначает часть корабля и его назначение.

Боевые корабли флотов разных стран

Принятая международным сообществом система классификации кораблей оказалась не подходящей для некоторых флотов. Так, японская система деления кораблей может вызвать как минимум множество вопросов у несведущего человека. Япония, имея серьезный флот, один из лучших в Азии, между тем шла долгим путем модернизации строящихся кораблей.

В итоге, один и тот же класс боевых кораблей, может существенно различаться по своим характеристикам в зависимости от года выпуска. Так, одни и те же эсминцы, находящиеся на вооружении, могут соответствовать всем современным требованиям, если построены недавно, а могут соответствовать фрегатам или корветам других флотов.

Главной силой японского флота считаются эсминцы-вертолетоносцы.

Несмотря на свое название, это, по сути, легкие авианосцы, оборудованные самой современной электроникой. В этот класс входят два типа судов, «Хьюга», представленное парой кораблей, и «Сиранэ», также пара кораблей. Интересно, что последние два судна были введены в состав флота еще в 1980-е годы.

Вторая категория состоит из эсминцев УРО (управляемое ракетное оружие). Здесь так же есть суда разных типов. Самые современные, типа «Атаго», представленный двумя кораблями. Тип «Конго» состоит из четырех кораблей, строившихся в 1990-е годы. Тип «Хатаказе», созданный во второй половине 1980-х, насчитывающий пару кораблей, сейчас используемых как учебные суда.

Еще одна категория,третья, вновь эсминцы, но уже более похожие на собратьев остальных флотов. Сюда входят множество типов, разбитых в зависимости от времени постройки. Четвертая категория, подводные суда представлены 17 дизельными подводными лодками. В пятую входят десантные и вспомогательные корабли, а также ледоколы.

Своя классификация на флоте США. Суда разделяются по своему назначению. Для их отличия введена буквенная система шифровки. Так, к примеру, буквы «ВВ» означают BigBattleship, соответствующий классу линейных кораблей на иных флотах.

Интересно, что иногда корабль меняет свой класс, однако буквы оставляют решением флотского командования.

Так происходило несколько раз после серьезного реформирования флота на протяжении ХХ века. Общими для всех судов являются буквы «USS», означающие в переводе «корабль Соединенных Штатов».

В число самых крупных разновидностей судов, обозначаемых, как правило, вариациями с буквами «CV», входят авианосцы. Они различаются по размерам и по типу авиации, самолеты или вертолеты, но объединены в один класс.

Остальные надводные корабли имеют оригинальное буквенное обозначение, как то «C» – крейсера, «D» – эскадренные миноносцы, «F» – фрегат. В разные годы под шифрами встречались и сторожевики, и мониторы, но с течением времени они были убраны их состава ВМФ США.

Подводный флот носит обязательную букву «S», так же имеющую множество дополнительных значений в зависимости от типа вооружения или силовой установки. Буква «Р» означает катера, также различающиеся по размерам и типам находящегося на них оружия.

Здесь достаточно много шифров, использовавшихся во время войны во Вьетнаме, а затем просто отмененных.

Сюда же можно поместить американские боевые корабли береговой охраны, формально являющиеся отдельным подразделением. Буква «L» означает принадлежность судна к десантному флоту. Он различается на огромные десантные корабли, перевозящие солдат с одного континента на другой, и десантные катера, высаживающие пехоту и технику непосредственно на сушу. Последние имеют черту амфибий.

Разработке этих катеров уделялось большое внимание еще в период Второй мировой войны, когда морские пехотинцы высаживались и дрались на островах Тихого океана и в знаменитой зоне высадки в Нормандии. Буква «А» обозначала все вспомогательные суда.

Несмотря на былую славу владычицы морей, британский флот утратил всю свою былую мощь. Однако авторитет английских моряков по-прежнему остается на высоте. Классификацию кораблей британских ВМФ провести достаточно сложно.

Конечно, среди них такие же авианосцы, эсминцы, корветы и лодки, но различаются они по номеру вымпела.

Каждая флотилия имела свой особый вымпел, и кораблю в составе этой флотилии присваивался номер, а затем и буква, обозначающая класс корабля. Интересно, что в нумерологии совсем нет цифры «13», считающейся среди моряков несчастливой.

Система классификации по номерам и вымпелам продолжает существовать, с небольшими изменениями с Первой Мировой войны.

История военно-морского флота насчитывает не одну сотню лет. Поскольку моряки, крайне суеверные люди, и хранят традиции, в том числе и связанные с «родным домом» – кораблем, в названиях судов, да и в их классификации можно найти множество старых терминов и обозначений, которые не делают флот менее эффективным.

Видео

Добро пожаловать в мой профиль, в котором я собираю новости обо всем интересном, что касается робототехники, финансов, рекламы, дизайна. Также вы узнаете про самые мощные виды военных кораблей , какой выбрать смартфон, и многое другое. Зайдите в мою коллекцию, где я уже систематизировал некоторые статьи по определенной тематике, чтобы вам было проще ориентироваться. В своих постах я стараюсь освещать новые тенденции по заявленным темам, чтобы читатель смог ориентироваться и быть в курсе событий в отрасли электроники и экономики. Вы научитесь разбираться в модных гаджетах и узнаете, как не попасть впросак с финансовой точки зрения.

Типы военных кораблей

Военно-морской флот – мощная защита государства, у которого есть прямой выход к морям, океанам и большим рекам. Насчитывается более 60 типов надводных судов, использующихся в военно-морском флоте. Но я хочу рассказать вам о самых значимых. Итак, в зависимости от выполняемой задачи, суда делят на следующие виды:
1. Крейсеры. Корабли оснащены установками пуска управляемых ракет. Крейсер может поражать как надводные, так воздушные и подводные объекты, а также произвести артобстрел прибрежной зоны.

2. Десантные корабли принято делить на большие (БДК) и универсальные (УДК). Эти виды военных кораблей отвечают за транспортировку и высадку десанта и военной техники. БДК сконструирован с аппарелью спереди, чтобы войска быстрее выгружались на сушу. УДК имеет большую боевую силу и по потенциалу сравним со средним авианосцем.



3. Авианосцы – самые крупные корабли из всех, что построены на сегодняшний момент. На борту могут уместиться несколько десятков самолетов. Эти виды военных кораблей оснащены установкой с топливом и вооружением. Поэтому войско может действовать долгое время далеко от берега. Авианосец обеспечивает оборону, поддержку войска возле берега, уничтожает корабли противника. Авианосцы оснащаются ракетами, пушками. Несмотря на большие размеры, такие корабли очень мобильные.

4. Корветы по классу вооружения тоже делятся на два типа: малые противолодочные и малые ракетные корабли. Их основное назначение – оборона конвоя кораблей против суден противника или защита берега.

5. Эсминцы – одни из самых многоцелевых военных кораблей. Они могут нанести мощный артиллерийский удар. А также ракетный и торпедный по флоту противника, охраняют водные объекты и прибрежную зону от атаки с воздуха. Отлично справляются с разведкой.

6. Фрегаты – многоцелевые виды военных кораблей . Это судно способно вести боевые действия далеко от берега. Фрегаты поддерживают сухопутные войска на берегу, обеспечивают высадку десанта, наносят удары по кораблям, обеспечивают оборону кораблей, выполняют разведывательные функции.

Если хотите больше узнать о каждом из видов боевых кораблей или просто подлатать знания о морском транспорте, можете зайти на .

Подводные лодки – сила ВМФ

Этот вид кораблей гораздо результативнее в боях, чем надводные. Из преимущество в невидимости маневров и внезапных ударах по надводным суднам. Подлодки отлично справляются также и с радиолокационной разведкой, а также обстреливают ракетами корабли противников. Подлодки делятся на классы:
1. Большие. Их максимальная скорость – 25 узлов, оборудуются атомными установками.
2. Средний. Набирают скорость в 15-20 узлов.
3. Малые со скоростью в 10-15 узлов.

Подлодки вооружаются минами, ракетами и торпедами. Есть подлодки особого назначения, предназначенные для транспортирования грузов или радиолокационного дозора.

Виды военных кораблей России

Я рассказал о самых распространенных судах. Они выполняют стратегическое значение, и в боевых действиях на воде им нет равных. А теперь посмотрим, какие виды военных кораблей России из вышеназванных представлены на флоте.

Авианосец остался один – «Адмирал Кузнецов» . Был еще один корабль этого типа, но его продали Китаю. Что интересно, стоимость постройки одного авианосца может достигать 6 млрд долларов, а содержание в месяц превышает 10 млн. Самый большой в мире крейсер, который не перевозит авиацию на борту – это «Петр Великий» . Основное предназначение судна – уничтожение авианосных объектов со стороны противника. «Петр Великий» может выполнять задания в любой точке мира на воде.

Лучше дела обстоят с УДК. Есть проект «Мистраль », по которому для российского флота французская компания строит 2 УДК – «Владивосток» и «Симферополь». На борту этих кораблей предположительно смогут размещаться вертолеты Ка-52 «Аллигатор». Выше мы говорили о корветах, так вот, в российском флоте их представлено 4 штуки. К тому же, еще 4 судна строятся. Уже существующие корветы находятся в составе Балтийского флота.

Особое внимание уделяется модернизации подводных лодок. На базе ВМФ России содержатся 48 атомных и 20 дизельных подлодок с разным назначением и оснащением. К тому же, после 2030 года планируется создать подлодки пятого поколения с соответствующим вооружением на основе крылатых ракет типа «Калибр» и баллистический – типа «Булава». Все виды военных кораблей государство уместить в своем флоте не может, но если вкладывать средства в развитие обороны, можно дойти до идеала.

Я стараюсь для вас, мои читатели, поэтому буду благодарен, если вы оставите комментарий на этот и другие посты. Очень важно слышать ваше мнение и подискутировать с умными людьми, коими вы и являетесь. Если вам нравится контент блога, добавляйте его в закладки своего браузера, чтобы быть в курсе обновлений. Буду благодарен, если вы внесете лепту в развитие блога – просто поделитесь понравившейся статье в соцсетях. Чем больше подписчиков, тем больше качественных статей. Заходите на другие мои статьи и проводите время с пользой.

Многим, наверное, известно, что корабли, которые входят в состав военно-морского флота, служат для разных целей. То есть, есть несколько классов или же групп таких кораблей, которые на данный момент существуют по всему миру. Их название классифицируется именно по тому, какую цель они выполняют. И так, какие есть виды военных кораблей:

Ударно-боевые корабли военно-морского флота
Авианосцы. Они были созданы для того, чтобы перевозить на себе множество различных летательных аппаратов. Это своего рода аэродром со специальными ангарами. Также на авианосце расположена специальная площадка, для того, чтобы самолеты и вертолеты имели возможность взлететь в воздух. Их в свою очередь можно разделить на несколько подразделений:

1. Тяжелые авианосцы, которые весят 85000 тонн и могут быть укомплектованы до 120 боевых машин;
2. Легкие авианосцы, до 27000 тонн, которые имеют способность вмещать в себя до 80 самолетов;
3. Конвойные, которые весят 10000 тонн и могут принять только 30 истребителей.

Крейсеры. Они предназначены для того, чтобы защищать территорию, на которой находятся, а также для непосредственного нанесения урона по вражеским базам. А если быть точнее, то, пока десантные войска перемещаются, они создают им прикрытие.

Подводные лодки-корабли. По сравнению с надводными кораблями, они практически незаметны и могут наносить удар по противнику, когда те этого не ждут. Их также можно разделить на несколько подклассов:
1. Тяжелые подводные лодки, которые весят 8200 тонн и развивают скорость до 25 узлов, погружаемость до 450 метров;
2. Средние подводные лодки, вес 1500 тонн, скорость развивается до 20 узлов;
3. Малые лодки, они весят 550 тонн.

Также среди типов военных кораблей можно выделить и миноносцы. Они относятся к тем кораблям, которые могут нанести самый мощный удар, как ракетой, так и торпедой или артиллерией. Они предназначены для того, чтобы разведывать обстановку, которая происходит в открытом море. Скорость движения достигает до 40 узлов, вес 5000 тонн.

Военные сторожевые корабли, или как их еще называют - фрегатами. Их предназначение заключается в том, чтобы охранять корабли, которые принимают бой, либо если корабли стоят на территории, где защита практически отсутствует.

Базовые плавсредства. Они предназначены для обеспечения кораблей всеми необходимыми материалами или какими-либо другими средствами.

Ледоколы, либо же буксировочные корабли. Они нужны флоту для того, чтобы пробивать путь там, где не пройдет никто. Так как вода не редко покрывается слоем льда, а без помощи здесь просто не обойтись.

Танкеры. Они нужны для того, чтобы корабли были вовремя заправлены, а также обеспечить экипаж и, конечно же, сам корабль водою.

Также на флоте имеются и такие военные морские корабли, предназначение которых обогревать плавсредства. Зимой часто бывает, что команда на корабле долгое время находится в открытом море, и происходят разнообразные сбои в работе. Именно тогда такие корабли просто не заменимы.

Но все же, не все военные корабли в шторм выдерживают нагрузку, и как это часто бывает, получают повреждения. Но сейчас техника настолько прогрессирует, что скоро и таких заминок не будет. Военные корабли в будущем будут намного компактнее и прогрессивнее, и созданы так, чтобы не было проблем не только с корпусом или любой другой частью, но и составом из которого будут созданы корабли. Военные корабли существуют уже достаточно давно, и с каждым поколением создается, все более надежный и мощный аппарат. Но для всего нужны средства, которых как всегда не хватает. Потому часто происходят поломки, которые обходятся в десятки раз дороже, чем сам корабль.

XVII век был богатым периодом в истории корабельного строительства. Корабли стали быстроходнее, маневреннее, устойчивее. Инженеры научились проектировать лучшие образцы парусных кораблей. Развитие артиллерии позволило оборудовать линейные корабли надёжными, точными орудиями. Необходимость военных действий определяла прогресс в судостроении.

Самый сильный корабль в начале века

На начало XVII века приходится рассвет эпохи линейных кораблей. Первым трёхпалубным стал британский HMS «Prince Royal», из верфи Вулвича вышедший в 1610 г. Прообраз британские корабелы взяли от датского флагмана, и в дальнейшем неоднократно перестраивали и улучшали.

На корабле водрузили 4 мачты, по две на прямые и латинские паруса. Трехдечный, изначально 55-пушечный, корабль в конечном варианте 1641 г. стал 70-пушечным, потом изменил название на Resolution, вернул имя, и в 1663 г. имел уже 93 пушки в своём снаряжении.

  • Водоизмещение около 1200 тонн;
  • Длина(по килю) 115 футов;
  • Ширина(по мидельшпангоуту) 43 фута;
  • Глубина интрюма 18 футов;
  • 3 полноценные артиллерийские палубы.

В результате боёв с голландцами корабль в 1666 был захвачен неприятелем, а когда его попытались отбить, сожжён и затоплен.

Самый сильный корабль в конце века

Французский «Soleil Royal» строился корабелами верфи Бреста 3 раза. Первый 1669 года трехмачтовый со 104 пушками, созданный как равный противник британскому «Royal Sovereign», погиб в 1692 году. И в этот же год уже был построен новый линейный корабль с вооружением 112 пушек и имел:

  • Орудий 28 х36-фунт., 30 х18-фунт.(на мидельдеке), 28 х12-фунт.(на опердеке);
  • Водоизмещение 2200 тонн;
  • В длину 55 метров(по килю);
  • Ширину 15 м(по мидельшпангоуту);
  • Осадку(интрюма) 7 м;
  • Команду из 830 человек.

Третий был построен после гибели предыдущего, как достойный наследник славных традиций, связанных с этим именем.

Новые виды кораблей 17 века

Эволюция прошлых веков сместила акценты кораблестроения от необходимости просто безопасно передвигаться по морям, от торговых судов венецианцев, ганзейцев, фламандцев и, традиционно, португальцев и испанцев для преодоления значительных расстояний, к утверждению важности господства на море и, как следствие, отстаиванию своих интересов путём военных действий.

Первоначально военизировать торговые суда стали для противодействия пиратам, а к 17 веку окончательно сформировался класс только боевых кораблей, и произошло разделение торгового и военного флота.

В строительстве военного флота преуспевали корабелы и, конечно же, голландских провинций От португальских корабелов берет происхождение галион – основа мощи эскадр Испании и Англии.

Галеон 17 века

Игравшие до недавнего времени существенную роль кораблестроители Португалии и Испании продолжили совершенствовать традиционные конструкции кораблей.

В Португалии в начале века появились 2 вида кораблей с новыми пропорциями корпуса в соотношении длины к ширине – 4 к 1. Это 3х-мачтовый пинас (похож на флейт) и военный галион.

На галионах орудия стали устанавливать выше и ниже основной палубы, выделив в конструкции судна батарейные палубы, порты-ячейки для орудий открывались в борту только для ведения боя, и задраивались, чтобы избежать залива волн воды, которые при солидной массе корабля неминуемо его затопят; боезаряды прятали в трюмах ниже ватерлинии. Водоизмещение испанских крупнейших галионов начала 17 века составляло около 1000 тонн.

Галеон голландцев имел три-четыре мачты, длину до 120 футов, ширину до 30 фут., низкую 12-фут. осадку и до 30 орудий. Кораблям с такой пропорцией длинных корпусов добавляли быстроту хода количество и площадь парусов, дополнительно лисели и ундерлисели. Что позволяло резать волну круче к ветру в сравнении к закруглённым корпусам.

Линейные многопалубные парусные корабли составляли костяк эскадр Голландии, Британии, Испании. Трёх-, четырёх- палубные корабли являлись флагманами эскадр и определяли военный перевес и преимущество в сражении.

И если линкоры составляли основную боевую мощь, то фрегаты стали строить как самые быстроходные суда, оснащая небольшим числом пушек одной закрытой огневой батареи. Для повышения скорости была увеличена площадь парусов и уменьшена снаряжённая масса.

Английское судно «Sovereign of the Seas» стало первым классическим образцом линкора. Построен в 1637г., вооружённый 100 орудиями.

Ещё одним классическим образцом стал британский фрегат – разведчик и конвоир торговых судов.

Собственно эти 2 типа кораблей стали новаторской линией в судостроении и постепенно вытеснили с верфей морально-устаревшие к середине века европейские галионы, галиоты, флейты, пинасы.

Новые технологии военного флота

Голландцы долгое время сохраняли при постройке двоякое назначение корабля, кораблестроение для торговли составляло их приоритет. Поэтому относительно военных кораблей явно уступали Англии. В середине века Нидерланды построили 53- пушечный корабль «Brederode» наподобие «Sovereign of the Seas», свой флагман флота. Параметры конструкции:

  • Водоизмещение 1520 тонн;
  • Пропорции (132 х 32) фут.;
  • Осадка – 13 фут.;
  • Две артиллерийские палубы.

Флейт «Schwarzer Rabe»

Ещё в конце 16 века Нидерланды начали строить флейты. За счёт новой конструкции голландский флейт обладал прекрасными мореходными качествами и имел:

  • Малую осадку;
  • Быстроходное парусное оснащение, позволявшее крутой забор к ветру;
  • Высокую скорость;
  • Большую вместимость;
  • Новую конструкцию с соотношением длины-ширины, начиная от четырёх-к-одному;
  • Был экономически выгодным;
  • И экипаж около 60 человек.

То есть, фактически, военно-транспортный корабль, чтобы перевозить грузы, и в открытом море отразить нападение врага, и быстро уйти в отрыв.

Флейт в начале 17 века строили:

  • В длину около 40 метров;
  • В ширину около 6 или 7 м;
  • Осадкой 3÷4 м;
  • Грузоподъемностью 350÷400 тонн;
  • И орудийным оснащением в 10÷20 пушек.

На протяжении века флейты доминировали во всех морях, играли заметную роль в войнах. На них же впервые стали использовать штурвал.

Из парусного ходового оснащения на них появились стеньги, реи делали укороченными, длина мачты стали длиннее судна, а паруса стали уже, удобнее при управлении, небольшие в размерах. Паруса грот, фок, марселей, брамселей на грот-, фок- мачтах. На бушприте – прямоугольный блинд-парус, бом-блинд. На бизань-мачте – косой парус и прямой крюйсель. Для управления парусной оснасткой требовалась меньшая численность верхней команды.

Конструкции боевых кораблей 17 века

Постепенная модернизация артиллерийских орудий стала позволять их успешное применение на борту корабля. Важными характеристиками в новой тактике боя стали:

  • Удобное, быстрое перезаряжание по ходу боя;
  • Ведение непрерывного огня с интервалами на перезаряжание;
  • Ведение прицельного огня на дальние дистанции;
  • Увеличение численности экипажа, позволявшее вести огонь в условиях абордажа.

С 16 века продолжила развитие тактика разделения боевого назначения в составе эскадрильи: часть кораблей отходила на фланги для ведения дальнобойного артиллерийского огня по скоплению крупных кораблей противника, а легкий авангард устремлялся на абордаж пострадавших кораблей.

Британские морские силы применяли такую тактику в ходе Англо-испанской войны.

Кильватерная колонна во время смотра 1849 год

Происходит классификация кораблей по цели их применения. Гребным галерам приходят на смену парусные пушечные корабли, а основной упор переносится с абордажного захвата на разрушительную орудийную пальбу.

Применение тяжелых крупнокалиберных было затруднено. Увеличенная численность арт.расчета, значительный вес орудия и зарядов, разрушительная для корабля сила отдачи, из-за чего нельзя было вести залпы одновременно. Упор делался на 32…42-фунт.пушки диаметром ствола не больше 17 см. По этой причине несколько средних орудий были предпочтительнее пары крупных.

Самое сложное – точность выстрела в условиях качки и инерции отдачи от соседних орудий. Поэтому артиллерийскому расчету нужна была четкая очередность залпов с минимальными интервалами, обученность всего экипажа команды.

Прочность и маневренность стали весьма важны: необходимо держать врага строго по борту, не допускать заход в тыл, и уметь быстро развернуть корабль другим бортом в случае серьезного повреждения. Длина киля корабля составляла не более 80 метров и, чтобы разместить больше орудий, начали строить верхние палубы, по борту на каждой деке размещалась батарея орудий.

Слаженность и умение команды корабля определялись быстротой выполнения маневров. Высшим проявления мастерства считалась быстрота, с какой корабль, дав залп с одного борта, успевал повернуться узким носом под встречный залп врага, и далее повернувшись противоположным бортом дать новый залп. Такие маневры позволяли получать меньше повреждений и наносить значительный и быстрый урон врагу.

Стоит упомянуть – многочисленные военные гребные суда, использовавшиеся на протяжении 17 века. Пропорции примерно составляли 40 на 5 метров. Водоизмещение около 200 тонн, осадка 1,5 метра. На галеры устанавливали мачту и латинский парус. Для типичной галеры с экипажем в 200 человек, 140 гребцов размещались по трое на 25 банках по каждому борту, каждый на своём весле. Вёсельные фальшборта закрывали от пуль и арбалетов. На корме и носовой части устанавливали орудия. Цель атаки галер – абордажный бой. Пушки и метательные орудия начинали атаку, при сближении начинался абордаж. Понятно, такие атаки были рассчитаны на тяжелогружёные торговые суда.

Самая сильная армия на море 17 века

Если в начале века флот победителя Великой Испанской Армады считался сильнейшим, то в дальнейшем боеспособность Британского флота катастрофически падала. А неудачи в боях с испанцами и , позорный захват 27 английских кораблей марокканскими пиратами окончательно уронили престиж британского могущества.

В это время флот Нидерландов выходит на ведущие позиции. Лишь поэтому стремительно богатеющий сосед подвиг Британию наращивать по-новой свой флот. К середине века флотилия насчитывала до 40 боевых кораблей, из них шесть – 100-пушечных. А после Революции наращивалась боевая мощь на море вплоть до Реставрации. После некоторого периода затишья к концу века Британия вновь позиционировала своё могущество на море.

С начала 17 века флотилии европейских стран начали оснащаться линейными кораблями, количество которых определяло боевую силу. Первым линейным 3х-палубным принято считать 55-пушечный корабль HMS «Prince Royal» 1610 года. Следующий 3х-палубный HMS «Sovereign of the Seas» приобрёл параметры серийного прототипа:

  • Пропорции 127х46 футов;
  • Осадка – 20 футов;
  • Водоизмещение 1520 тонн;
  • Общее число пушек 126 на 3-х артиллер.палубах.

Размещение пушек: 30 на нижней палубе, 30 на средней, 26 с меньшим калибром на верхней, 14 под полубаком, 12 под полуютом. Вдобавок в надстройках множество амбразур для ружей оставшейся на борту команды.

После трёх войн Англии и Голландии между собой, они объединились в союз против Франции. Англо-голландский союз смог уничтожить к 1697 г. 1300 французских корабельных единиц. И в начале следующего века, ведомый Британией, союз добился преимущества. А шантаж военно-морской силы Англии, ставшей Великобританией, стал определять исход битв.

Тактика ведения морских сражений

Предыдущие морские войны характеризовались неупорядоченной тактикой, велись стычки капитанов судов, не существовало схем и единого командования.

С 1618 британское Адмиралтейство ввело ранжирование своих военных кораблей

  • Ships Royal, 40…55 орудий.
  • Great Royals, около 40 пушек.
  • Middling Ships. 30…40 пушек.
  • Small Ships, включая фрегаты, менее 30 пушек.

Британцы разработали тактику линейного боя. Согласно её правилам соблюдались

  1. Одноранговое построение в строй кильватерными колоннами;
  2. Выстраивание равносильной и равноскоростной колонны без разрывов;
  3. Единое командование.

Что должно обеспечивать успех в бою.

Тактика равнорангового построения исключала наличие слабых звеньев в колонне, флагманы вели авангард, центр, командование и замыкали арьегард. Единое командование подчинялось адмиралу, появилась чёткая система передачи команд и сигналов между кораблями.

Морские сражения и войны

Дуврское сражение 1659 года

Первая битва флотов за месяц до начала 1-й англо-голландской войны, формально давшая ей начало. Тромп с эскадрой из 40 кораблей отправился для сопровождения и защиты голландских транспортных судов от английских корсаров. Находясь в английских водах вблизи от эскадры из 12 кораблей под команд. адмирала Бёрна, голландские флагманы не пожелали салютовать английскому флагу. Когда подошёл Блэйк с эскадрой из 15 кораблей, англичане атаковали голландцев. Тромп прикрывал караван торговых судов, не решился ввязываться в долгое сражение, и уступил поле боя.

Плимутское сражение 1652 года

Состоялось в Первой англо-голландской войне. де Рюйтер принял на себя командование эскадрой из Зеландии из 31 воен. корабля и 6 брандеров в защите конвоя торгового каравана. Ему противостояли 38 воен. кораблей и 5 брандеров британских сил.

Голландцы при встрече разделили эскадру, часть английских кораблей стала их преследовать, разорвав строй и потеряв преимущество огневой мощи. Голландцы излюбленной тактикой стрельбы по мачтам и такелажу вывели из строя часть кораблей противника. Как итог, англичанам пришлось ретироваться и отправиться в порты на ремонт, а караван благополучно ушёл в Кале.

Ньюпортские сражения 1652 и 1653 годов

Если в сражении 1652 г. Рюйтер и де-Витт, соединив 2 эскадры из 64 кораблей в единую – авангард Рюйтер и центр де-Витт – эскадру, дали равный бой 68 кораблям Блэка. То в 1653 г. эскадра Тромпа, имевшего 98 кораблей и 6 брандеров против 100 кораблей и 5 брандеров английских адмиралов Монка и Дина, при попытке напасть на главные силы англичан была изрядно разрушена. Рюйтер, авангардом ринувшись по ветру, обрушился на англ. авангард адмирала Лаусона, его энергично поддержал и Тромп; но адмирал Дин успел прийти на выручку. А затем ветер спал, началась артиллерийская перестрелка до темноты, когда голландцы, обнаружив недостаток снарядов, вынуждены были скорее уходить в свои порты. Сражение показало преимущество снаряжения и вооружения английских кораблей.

Портлендское сражение 1653 года

Битва Первой англо-голландской войны. Конвой под команд. адмирала М.Тромпа из 80 кораблей сопровождал в проливе Ла-Манш возвращавшийся гружёный колониальным товаром караван из 250 торговых судов. Встретившись с флотом из 70 кораблей англичан под команд. адмирала Р. Блейка, Тромп вынужденно вступил в бой.

Два дня боёв перемена ветра не позволяла выстроить в строй группы кораблей; голландцы, скованные обороной транспортных судов, несли потери. И всё-же ночью голландцы смогли прорваться и уйти, в итоге потеряв 9 военных и 40 торговых кораблей, а англичане 4 корабля.

Битва при Текселе 1673 года

Победа де Рюйтера с адмиралами Банкертом и Тромпом над англо-французским флотом при Текселе в третьей англо-голландской войне. Этот период отмечен оккупацией Нидерландов войсками Франции. Цель была отбить торговый караван. 92 кораблям и 30 брандерам союзников противостоял голландский флот из 75 кораблей и 30 брандеров.

Авангард Рюйтера сумел отделить авангард французов от эскадры англичан. Маневр удался и, ввиду разобщённости союзников, французы предпочли сохранить флотилию, а голландцам удалось смять центр англичан в многочасовой жестокой схватке. И в итоге, вытеснивший французов, Банкерт пришёл на подкрепление центра голландцев. Англичане так и не смогли высадить десант и понесли большие потери в живой силе.

Эти войны передовых морских держав определили значимость тактик, построений и огневой мощи в развитии военно-морского флота и искусства ведения сражений. На опыте этих войн выработались классы деления на ранги кораблей, проверена оптимальная комплектация линейного парусного корабля, количество вооружения. Тактика единоборства кораблей противников преобразовалась в боевой строй кильватерной колонны со слаженным ведением огня артиллерии, с быстрым перестроением и единым командованием. Абордажный бой уходил в прошлое, а сила на море влияла на успех на суше.

Флот Испании 17 века

Испания продолжала формировать свои армады большими галеонами, непотопляемость и крепость которых были доказаны по итогам сражений Непобедимой Армады с британцами. Имевшаяся у англичан артиллерия не смогла нанести урон испанцам.

Поэтому испанские корабелы продолжали строительство галеонов водоизмещением в среднем 500 ÷ 1000 тонн и осадкой в 9 футов, создавая именно океанский корабль – устойчивый и надежный. На такие суда ставили три или четыре мачты и около 30 орудий.

В первую треть века на воду было спущено 18 галеонов с количеством пушек до 66. Число больших кораблей перевалило за 60 против 20-ти больших королевских кораблей Англии и 52-х Франции.

Особенностями прочных, тяжелых кораблей стали высокая устойчивость к пребыванию в океане и борьбе с водными стихиями. Установка прямых парусов в два яруса не обеспечивали маневренность и легкость управления. При этом маломаневренность компенсировалась отличной неплохой живучестью во время штормов по параметрам прочности, и универсальностью галеонов. Их использовали одновременно и для торговых, и для военных операций, что часто совмещалось при неожиданной встрече с противником в необъятных водах океана.

Чрезвычайная вместимость позволяла оснащать суда приличным числом вооружения и брать на борт большую, обученную к схваткам, команду. Что позволяло успешно проводить абордаж – основную морскую тактику сражений и захвата судов в арсенале испанцев.

Флот Франции 17 века

Во Франции первый линейный корабль «Корона» был спущен на воду в 1636. Тогда и началось соперничество с Англией и Голландией на море.

Корабельные характеристики трёхмачтового двухдечного « » 1-го ранга:

  • Водоизмещение более 2100 тонн;
  • Длина по верх.палубе 54 метра, по ватерлинии 50 м, по килю 39 м;
  • Шширина 14 м;
  • 3 мачты;
  • Грот-мачта высотой 60 метров;
  • Борта высотой до 10 м;
  • Площадь парусов около 1000 м²;
  • 600 матросов;
  • 3 палубы;
  • 72 разнокалиберных орудия(14х 36-фунтовых);
  • Корпус из дуба.

Для постройки потребовалось около 2 тысяч просушенных стволов. Форма ствола сопоставлялась форме детали корабля при соответствии изгибов волокон и детали, что давало особую прочность.

Корабль известен тем, что затмил «Властелина морей» – британский шедевр «Sovereign of the Seas» (1634), – и считается ныне самым роскошным и красивейшим судном парусной эпохи.

Флот Соединённых провинций Нидерландов 17 века

Нидерланды в XVII веке вели бесконечные войны с соседними странами за независимость. Морское противостояние Нидерландов и Британии имело характер междоусобного соперничества соседей. С одной стороны, они спешили при помощи флота контролировать моря и океаны, с другой, потеснить Испанию и Португалию, при этом удачно совершая разбойные нападения на их суда, ну а с третьей, хотели доминировать как два самых боевитых соперника. При этом зависимость от корпораций – хозяев кораблей, ведших финансирование судостроения, отодвигало на второй план важность побед в морских сражениях, что остановило рост мореходства Нидерландов.

Становлению могущества голландского флота способствовала освободительная борьба с Испанией, ослабление её силы, многочисленные победы голландских кораблей над испанцами во время Тридцатилетней войны к её окончанию в 1648 г.

Флот Нидерландов был крупнейшим, насчитывал 20 тыс.торговых судов, работало огромное число верфей. Собственно это столетие явилось Золотым Веком Нидерландов. Борьба Нидерландов за независимость от Испанской империи привела к Восьмидесятилетней войне (1568-1648 годы). После завершения освободительной войны Семнадцати провинций от власти монархии Испании, были три англо–голл.войны, успешное вторжение в Англию, и войны с Францией.

3 англо–голландские войны на море пытались определить доминирующее положение на море. К началу первой у флота Нидерландов значились 75 военных судна вместе с фрегатами. Имевшиеся военные корабли Соединённых Провинций были разбросаны по миру. На случай войны военные корабли можно было зафрахтовать, или просто нанять у других европейских государств. Конструкции «пинаса» и «фламандской каракки» на случай войны легко модернизировались из торгового в военное судно. Однако кроме Brederode и Grote Vergulde Fortuijn собственными военными кораблями похвастаться голландцы не могли. Сражения они выигрывали за счёт отваги и умения.

Ко Второй англо-голландской войне в 1665 эскадра ван Вассенара смогла собрать 107 кораблей, 9 фрегатов и 27 низших кораблей. Из них 92 вооружены более 30-ю пушками. Численность экипажей 21 тыс.моряков, 4800 орудий.

Англия могла противопоставить 88 кораблей, 12 фрегатов и 24 низших кораблей. Всего 4500 орудий, 22 тыс.моряков.

В самом провальном за всю историю Голландии Лоустофтском сражении был взорван фламандский флагман 76-пушечный «Эендрагт» вместе с ван Вассенаром.

Флот Британии 17 века

В середине века в Британии насчитывалось не более 5 тыс. торговых кораблей. А вот военный флот был значительным. К 1651 г. королевская «Ройял Нави» эскадра уже имела 21 линкор и 29 фрегатов, на подходе достраивались 2 линкора и 50 фрегатов. Если добавить количество свободно-наёмных и зафрахтованных судов, флот мог бы составить до 200 кораблей. Общее число орудий и калибр были вне конкуренции.

Постройка велась на королевских верфях Британии - Вулвич, Девенпорт, Чатем, Портсмут, Дептфорд. Значительная часть кораблей выходила из частных верфей Бристоля, Ливерпуля и пр. В течение столетия поступательно наращивался рост с преобладанием регулярного флота над зафрахтованным.

В Англии самый мощные линейные корабли именовали Мановар, как самый крупный, с числом орудий выше ста.

Для увеличения многоцелевого состава флота Британии в середине века создавалось больше боевых судов меньших типов: корветы, бомбарды.

При строительстве фрегатов, число орудий на двух палубах увеличилось до 60.

В первой Дуврской баталии с Нидерландами британский флот имел:

60- пуш. James, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 52- пуш. Victory, 52- пуш. Speaker, пять 36-пуш., включая President, три 44- пуш., включая Garland, 52- пуш. Fairfax и прочие.

На что флот Нидерландов мог противопоставить:

54- пуш. Brederode, 35- пуш. Grote Vergulde Fortuijn, девять 34- пушечных, остальные рангами ниже.

Поэтому становится очевидным нежелание Нидерландов вступать в схватку на открытой воде по правилам линейной тактики.

Флот России 17 века

Как такового, флота России до Петра I не существовало, ввиду отсутствия выхода к морям. Самым первым русским военным кораблём стал двухпалубный трехмачтовый «Орел» построенный к 1669 году на Оке. А вот построена на Воронежских верфях в 1695 – 1696 г. из 23 гребных галеры, 2 парусно-гребных фрегата и более 1000 шняв, барок, стругов.

Корабль «Орел» 1667 год

Параметры фрегатов 36-пушечников «Апостол Пётр» и «Апостол Павел» аналогичны:

  • Длина 34 метра;
  • Ширина 7,6 м;
  • 15 вёсельных пар для обеспечения маневренности;
  • Плоскодонный корпус;
  • Противоабордажные борта вверху загнутые вовнутрь.

Русские мастера и сам Пётр в 1697г. в Голландии строили фрегат «Петр и Павел».

Первым кораблём, вышедшим в Чёрное море, стал «Крепость». Из верфи в устье Дона в 1699 г.:

  • Длина - 38 метров;
  • Ширина - 7.5 м;
  • Экипаж - 106 моряков;
  • 46 орудий.

В 1700 из верфи Воронежа вышел предназначенный для Азовской флотилии первый Российский линейный корабль «Божье Предопределение», причём отстроенный русскими мастерами и инженерами. Этот трёхмачтовый корабль, равный IV рангу имел:

  • Длину 36 метров;
  • Ширину 9 м;
  • 58 пушек (26х 16-фунт.орудий, 24х 8-фунт., 8х 3-фунтовых);
  • Команду 250 моряков.