Вещества входящие в состав организма человека. Роль металлов в организме человека

Человек, как бы это ни было удивительно, содержит в себе практически все химические элементы таблицы Менделеева . Какие-то из них присутствуют в большом количестве, другие составляют ничтожную долю. Состав человека, количество элементов в нем можно описывать очень долго, но для слаженной работы организма главное не количество, а качество. Но все же, каждый из них незаменим для нашего организма, независимо от его массы или процентного содержания в нашем теле.

Наше тело на 96% состоит из атомов углерода и водорода, а также кислорода и азота. Но не так важны для организма атомы, как химические соединения, которые просто не могут происходить без них. Ведь они являются главными составляющими для осуществления жизненно необходимых соединений для нашего организма. Остальные 4% составляют прочие химические элементы . Но, несмотря на их низкое содержание, не стоит уменьшать их влияние на наш организм. Химические элементы, а точнее, их соединения, являются составляющими нашего организма.

Тело человека, весящего 70 кг, содержит:

  • углерод -12,6 кг
  • кислород — 45,5 кг
  • водород — 7 кг
  • магний — 200 г
  • хлор — 200 г
  • фосфор — 0,7 кг
  • железо — 5 г
  • фтор — 100 г
  • кремний — 3 г
  • йод — 0,1 г
  • мышьяк — 0,0005 г.

Как известно, человек на треть своей массы состоит из воды. У детей процент содержания жидкости в организме достигает 80%. У пожилых людей он равен 50%. Поэтому восполнять запасы жидкости просто необходимо, для этого употребляйте воду в объеме 2 литра в сутки, в жаркое время это количества увеличивается. Вода является неотъемлемой составляющей нашего организма.

На 20% человек состоит из белков, углевода и жиров и соединений из них. Одной из важных составляющих этих элементов является углерод, без него соединения просто не будут происходить. Именно поэтому углерод можно отнести к одному из главных составляющих элементов нашего организма. Для получения жиров и углеводов требуется лишь три составляющих: углерод, водород и кислород. Присоединив молекулы азота, получается белок. Как видите, наш организм способен производить жизненно необходимые микроэлементы и соединения, использую при этом все лишь четыре химических элемента.

Для правильной работы нашего организма необходимо употреблять только полезную и правильную пищу. Пища, которую человек потребляет ежедневно, должна быть насыщенна белками, углеводами и жирами.

Наш организм самостоятельно производит все необходимые соединения. Нам следует лишь пополнять его полезными веществами, пополнять водный запас, больше находиться на свежем воздухе, и тогда наш организм будет работать как часы.

«Всё- химия»- выражение, которое чаще всего можно услышать от преподавателей химии в школе, тем не менее, оно правильно. Так как, в конечном счёте, абсолютно всё состоит из химических элементов. Наше тело- тоже.

1. Кислород. Он не только существенная часть вдыхаемого нами воздуха и питьевой воды, он так же занимает значимое место в нашем теле. С 65 % общей массы нашего тела, кислород, самый важный химический элемент в составе человеческого организма.

2. Углерод может похвастаться не только самым большим количеством химических соединений в периодической системе, (самые известные из них- уголь и нефть). Он так же занимает почётное второе место в нашем списке.

3. Водород, как и кислород- составной элемент воздуха и питьевой воды. И он также относится к основным компонентам человеческого тела. 10% нашего веса состоят из водорода.

4. Несмотря на то, что азот также содержится в воздухе, он более известен как теплоноситель, в жидкой форме. Всё же, его таинственно испаряющейся газы не должны вводить в заблуждение- 3 % массы нашего тела состоят из азота.

5. Даже если он и составляет всего 1,5 %, кальций- важный металл в нашем организме. Именно он придаёт прочность нашим костям и зубам.

6. Фосфор, как светящееся вещество, известен каждому. Но далеко не каждый знает, что именно благодаря фосфору в организме, происходит образование ДНК, основы человеческой жизни.

7. Калий, со скромными 0,2 %, принимает небольшое участие в процессах организма. Он относится к электролитам, в которых наше тело нуждается, прежде всего, при спорте. Его недостаток может вызвать чувство истощения и судороги.

8. Может ли сера, с её неприятным видом и запахом, быть важной для нашего организма? Да, это именно так. Сера- существенная составная часть аминокислот и коферментов.

9. Сначала сера, теперь хлор. Можно подумать, наш организм состоит из одних ядов. Разумеется, элементарного хлора в нашем теле нет, зато есть хлорид. И он для нас жизненно важен, так как, содержится, например, в плазме крови.

10. Натрий мы потребляем, прежде всего, в форме хлорида натрия, так же известного как поваренная соль. Элемент важен для защиты клеток и движения нервных сигналов.

11. Магний жизненно необходим для всех организмов на земле, естественно, для нас людей, тоже. Вопреки его незначительной части- 0,05 % массы нашего тела, недостаток магния ведет к отчётливо ощутимым последствиям: Нервозность, головные боли, усталость и судороги мышц являются только некоторыми из них.

12. Мужской организм содержит больше железа, чем женский. Одна из причин этому- разница в питании. Другая- женщины теряют железо во время менструации. Поэтому средняя масса этого элемента в человеческом теле варьирует от 2 до 5 грамм.

13. Кобальт- составная часть витамина B12, который необходим для существования человека. Передозировка кобальта ведёт к многочисленным болезням, к раковым опухолям в том числе.

14. Для микроорганизмов медь смертельна даже в незначительных количествах, но человеку она нужна для образования жизненно-важных ферментов. Тяжелый металл составляет 0,05 % массы нашего тела. Мы получаем её через овощи, шоколад и орехи.

15. Цинк относится к элементам, которые нужны всем живым существам на земле. Он важен для обмена веществ и содержится во многих важных ферментах.

16. Йод- составляющая часть гормонов тироксин и трийодтиронин, которые производит щитовидная железа. Недостаток йода может вызвать тяжёлые нарушения в обмене веществ.

17. Селен относится к незаменимым микроэлементам. В тоже время, при передозировке, он сильно токсичен, поэтому его употребление как БАД, вызывает большие дискуссии в кругах учёных.

18. До сегодняшнего дня не выяснено до конца, насколько фтор необходим для нашего организма. Неоспоримый факт- большая часть фтора содержится в костях и зубах. Фтор, как и селен, сильно токсичен при передозировке

Человеческий организм очень сложно устроен. Внутри нас функционирует четко организованная система, где всё взаимосвязано. Для того, чтобы разобраться, из чего состоит человек, надо очень много знать и понимать, но всё по порядку.

Из чего состоит скелет человека?

Из костей - скажете вы, и будете правы. В целом, наша «основа», с головы до ног, состоит из комплекса скелетов, разных его частей, имеющих следующее строение:

  • Кости черепа распределены между мозговой, включающей лобную, затылочную, теменные и височные, и лицевой, составленной из челюстей, скуловых, а также носовых, слезных, небных и подъязычных, долей;
  • Позвоночный столб разделяется на пять отделов, начиная с шейного, затем грудного (с грудиной и ребрами) и поясничного, а заканчивается позвонками, крестца и копчика, напрямую связанных с нашей вертикальной походкой;
  • «Пояса», прикрепляющие к оси наши руки и ноги с помощью, соответственно, ключиц и лопаток, а также тазовых костей, называются, соответственно, плечевым и тазовым;
  • Кости плеча, предплечья и кисти составляют остов верхних конечностей, а бедра, голени и стопы - нижних.

Всего в скелет человека входит более чем двести костей (точнее 206) , обеспечивающих нашу опору и защиту внутренних органов, а костный мозг выполняет функцию кроветворения.

Из чего состоит кровь?

Являясь жидкой тканью, она циркулирует по сосудам, а также находится «в запасниках» организма, составляя от 4,5 до 6 литров, или 6-8% от массы тела человека.

Состав крови:

  1. Плазма, или жидкая часть, состоит в основном из воды, а 10% раствора представлена белками «в лице» альбуминов, глобулинов и фибриногена, и минеральными солями, а также гормонами и ферментами;
  2. Форменные элементы, находящиеся в плазме в виде взвеси. Это:
  • Эритроциты, основой которых является гемоглобин - белок, содержащий железо. Он также образует комплексы с кислородом или углекислым газом в результате переноса их от легких к тканям и обратно, от чего цвет крови изменяется от ярко-алого (в артериях) до темно-красного (в венах);
  • Лейкоциты выполняют защитную роль по поглощению и уничтожению чужеродных тел, а также вырабатывают антитела, участвуя в работе иммунитета;
  • Тромбоциты способствуют процессу свертывания крови, спасая нас от излишней ее потери.

По антигенным свойствам эритроцитов кровь разделяется на 1-4 группы по системе «АВ0» и на положительную и отрицательную - по резус-фактору. Это - величина постоянная в течение всей жизни человека.

Из чего состоит нервная система человека?

Все нервы объединены в единую ткань организма, которая «отвечает» за контакт человека с внешним миром. Состоит из двух главных отделов:

  1. Центральной нервной системы (ЦНС), включающей в свой состав головной и спинной мозг;
  2. Периферической, имеющей черепно- и спинномозговые нервы с их узлами и разветвлениями.

Функционально ЦНС делится на:

  • Соматическую, которая регулирует работу скелетных мышц и органов чувств и может контролироваться сознанием человека (согнуть и разогнуть конечность);
  • Вегетативную, дело которой - управление клеточными процессами, обменом веществ, функционированием внутренних органов.

Основным элементом системы является нервная клетка, или нейрон, состоящий из тела и отростков, по которым распространяются «туда-сюда» нервные импульсы, а механизмом деятельности - рефлекс . Его стадии:

  • Прием внешнего сигнала;
  • Отправка его «в центр»;
  • Передача в ЦНС и от нее - к «исполнителю»;
  • Ответ соответствующего органа - его действие.

В работе рефлекторной дуги участвуют рецепторы, нейроны разных видов: сенсорные, вставочные, двигательные, а также мышца-«ответчик» - наша реакция.

Из чего состоит кожа?

Кожа - наш покров, самый большой орган площадью 1,5-2 м 2 и устроена она следующим образом:

  • Многослойный эпидермис, состоящий из пяти слоев, является верхним и обновляется на разных участках с периодичностью 1 раз в 10-30 дней;
  • Соединительная ткань, или дерма, имеет сосочковый и сетчатый слои, через которые проходят кровеносные и лимфатические сосуды и нервные окончания;
  • Структура подкожно-жировой клетчатки построена на основе рыхлых волокон с жировыми скоплениями между ними.
  • По химическому составу кожа состоит из белков (коллаген - до 70% в обезвоженной и обезжиренной коже, эластин и ретикулин в сальных и потовых железах, кератин - в роговом слое), продуктов их распада в виде мочевины, аммиака, креатина, аминокислот; а также из углеводов (глюкоза, гликоген и др.) и липидов
  • В подкожной клетчатке человека до 70% жиров представлено низкоплавкой фракцией (триолеин) с температурой плавления плюс 15 о С;
  • Количество воды в составе кожи - 60-70%.

У кожи есть придатки, к которым относятся волосы, ногти, сальные и потовые железы.

Из чего состоит волос?

Являясь частью кожи, волосы также служат человеку защитным покровом. Процесс роста делится на три стадии:

  1. Активная - длится 2-4 года. На голове таких волос примерно 93% от общего количества;
  2. Промежуточная имеет самый короткий срок: от 15 до 20 дней, на нее приходится всего 1%;
  3. Прекращение роста волос происходит в течение трех-четырех месяцев и составляет 6% от их числа;

Строение волоса таково:

  • Зачатком является волосяная луковица, расположенная под эпидермисом и окруженная фолликулом или волосяным мешочком. Волос растет за счет деления ее клеток;
  • Волосы, которые все видят на нашей голове, называются стержнями и состоят из трех слоев ороговевших клеток;
  • В центре их находится мозговое вещество, образованное клетками кератина и воздушными полостями и имеющее рыхлую структуру;
  • Средний слой называется корковым или кортексом. Он придает волосам прочность и определяет их естественный цвет за счет входящего в его состав пигмента меланина;
  • Наружный слой образован кутикулой, или органической пленкой, имеющей вид чешуек и выполняющей защитную роль.

Вид волос (прямые, кудрявые) зависит от формы фолликула .

Из чего состоят мышцы человека?

Мышца - это мускул. Состоит она из мышечной ткани и относится вместе со скелетом к опорно-двигательной системе человека. Есть разные классификации мышц:

  1. По строению они делятся на гладкие и поперечнополосатые:
  • Первые образованы клетками миоцитами и характерны для внутренних органов и сосудов. Их сокращение называют непроизвольным;
  • Вторые состоят из мышечного волокна сложного строения и разделяются на скелетные и мышцу миокарда. Скелетные мышцы называют произвольной мускулатурой, т.к. они обеспечивают движение конечностей по воле человека. Сердце состоит из той же мышцы, но является особым органом, т.к сокращается непроизвольно, и руководит этим вегетативная нервная система;
  1. Мышцы принадлежат разным органам (голова, туловище и т.д.), могут быть длинными или короткими и разной формы: плоские, квадратные, иметь форму веретена, ромба или трапеции;
  2. По направлению пучков волокон относятся к прямым, косым, круговым, поперечным и их разновидностям;
  3. Функционально деление идет на сгибатели и разгибатели, а также на вращатели, поднимающие, отводящие и их антагонисты.

По разным признакам мышца может одновременно относиться к нескольким видам.

В шуточной песенке для детей сказано, из чего сделаны мальчишки и девчонки, но ничего не говорится для серьезных взрослых о том, из чего состоит человек. Эту задачку они решают сами.

Видео: человек состоит из пустоты?

В данном ролике Евгений Рогозин расскажет, почему на самом деле тела всех людей на 90% наполняет пустота, с точки зрения физики:

Цели урока

1. Расширение и углубление знаний учащихся о роли металлов в жизнедеятельности человеческого организма.
2. Развитие навыков самостоятельной работы; умения использовать знания, полученные ранее при изучении биологии и химии; работать с таблицами; сравнивать, анализировать, делать выводы.
3. Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека, чувства коллективизма, уважения друг к другу, ответственности за общее дело.

Оборудование и материалы

1. Демонстрационный материал: таблица «Химический состав организма человека»; карточки с рисунками для составления схемы «Проникновение ионов свинца в организм человека».
2. Раздаточный материал: таблицы «Химический состав организма человека», «Влияние металлов на жизнедеятельность человеческого организма», «Перекресток»; текстовое изложение домашнего задания.
3. К практической работе: растворы солей свинца и белка, пробирки, пипетки, штативы.
4. Видеофильм «Транспорт в городе».
5. Отрывки из литературных произведений о влиянии металлов на человеческий организм.
6. На доске – эпиграф: «Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей» (В.Гете) .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель химии. На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Металлы», в ходе которого рассматривали металлы как элементы неживой природы. Вы знаете, что роль металлов в неживой природе очень велика: к ним относятся 92 из 114 химических элементов, входящих в периодическую таблицу. Сегодня с помощью учителя биологии мы с вами поговорим о роли металлов в живой природе.

Учитель биологии. К живой природе относятся все живые организмы, в том числе и человек, поэтому с ролью металлов в живой природе мы познакомимся на примере организма человека. (Учитель просит учащихся сформулировать тему урока, записывает ее на доске, а учащиеся записывают ее в тетрадях .)
Сегодня мы вспомним то, что вы узнали о металлах на уроках химии и об организме человека на уроках биологии в 8-м классе, обобщим и расширим эти знания и применим их к выяснению роли металлов в организме человека. Работать вы будете в командах, поэтому каждый из вас имеет возможность получить по две оценки – за индивидуальную работу и работу в группе. За верные ответы на вопросы по химии и по биологии вы будете получать жетоны двух типов. Три жетона одного типа позволят вам получить оценку «отлично», два жетона – «хорошо». Кроме того, каждый верный ответ принесет вашей команде 1 балл (неверные ответы не засчитываются), все баллы заносятся в командную таблицу. Оценки за групповую работу будут выставлены после проверки домашнего задания и окончательного подведения итогов урока. Оценки за индивидуальную работу – сегодня в конце урока.

II. Актуализация знаний

Учитель химии. Природа создала множество живых организмов – простых и сложных, похожих и совершенно не похожих друг на друга. Вместе с неживой природой они образовали сложную, но гармоничную систему – природу Земли. В качестве эпиграфа к нашему уроку мы выбрали слова великого немецкого поэта Гете. (Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф, написанный на доске, читает первую его часть .) Однако человек своей деятельностью нарушает гармонию природы, нанося тем самым вред не только окружающей среде, но и собственному здоровью. (Учитель читает вторую часть эпиграфа .) Спустя полтора столетия слова поэта получили, к сожалению, полное подтверждение.

III. Основная часть

Учитель биологии. В состав клеток живых организмов, в том числе и человека, входят органические и неорганические вещества. Они перечислены в таблицах «Химический состав организма человека», которые есть у каждого на столе. Химические элементы и их соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма в сравнительно больших количествах, называются макроэлементами , а элементы, требующиеся организмам в крайне малых количествах, – микроэлементами . Среди макроэлементов есть как неметаллы – кислород, углерод, водород, азот, фосфор и хлор, так и металлы. Назовите их, используя данные табл. 1. Среди микроэлементов также есть и неметаллы, и металлы. Воспользовавшись таблицей, попробуйте назвать их. Из данных таблицы видно, насколько разнообразны металлы, входящие в состав организма человека.

Учитель химии. В каком виде металлы содержатся в клетках организма человека? Давайте вспомним, какова биологическая роль металлов, изученных на уроках химии. Для этого воспользуемся обобщающими таблицами в тетради по химии. (Учащиеся повторяют биологическую роль натрия, калия, кальция, магния, железа. За правильные ответы получают жетоны. )

Учитель биологии. А теперь посмотрите на табл. 2. Как бы вы озаглавили ее? (Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы, предлагают ее название, вписывают его над таблицей и вклеивают таблицу в рабочие тетради. ) Какой вывод можно сделать из содержания этой таблицы? Очевидно, что металлы необходимы клеткам тела человека для нормальной жизнедеятельности. Как избыток, так и недостаток металлов оказывает отрицательное влияние на организм, а некоторые металлы могут оказывать даже токсичное влияние. (Вывод записывается в тетрадь. )

Учитель химии. Мы постарались в различных литературных источниках найти этому подтверждение. Постараетесь с помощью своих таблиц определить, о действии каких металлов идет речь.

Таблица 1. Химический состав организма человека

Рост – 170 см. Масса тела – 70 кг.
Поверхность тела – 1,89 м2.
Продолжительность жизни 70 лет.

Состав тела

Вещество

Масса, кг

% к массе тела

Вода
Белок
Жир
Углеводы
Зола

40–46
10
7
0,7
3,5

57–66
14
10
1
5

Химические элементы в клетках человека

В % к сухой массе

В % к сухой массе

Кислород
Углерод
Водород
Азот
Кальций
Фосфор
Калий
Сера
Натрий
Хлор
Магний
Железо

65
18
10
3
1,5
1
0,35
0,25
0,15
0,15
0,05
0,004

Марганец
Медь
Йод
Кобальт
Цинк
Молибден
Никель
Алюминий
Барий
Стронций
Титан
Литий

0,0003
0,0002
0,0004
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы
Следы

1. Цитата из статьи «Помощь пришла по системе «Интернет»» из журнала «Ридерс дайджест», октябрь 1996 г.:

«У молодой студентки, изучавшей в Пекинском университете химию, внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у нее стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому.
По мнению врачей, головокружения и режущие боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьезное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными».

2. Цитата из рассказа Валентина Распутина «Век живи – век люби»:

(Учащиеся работают с таблицами и приходят к выводу, что в первой цитате идет речь об отравлении таллием, а во втором случае говорится о цинке .)

Учитель биологии. Особо хотелось бы остановиться на вредном воздействии на организм человека тяжелых металлов. Одним из «поставщиков» тяжелых металлов, таких как свинец, медь, хром, является автомобильный транспорт, точнее его выхлопные газы. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент (демонстрируется фрагмент видеофильма «Транспорт в городе» ). Такая картина типична для всех крупных городов, в том числе и для Челябинска. Давайте подробно рассмотрим влияние ионов свинца на организм человека. В табл. 2 написано, что свинец даже в небольших количествах вызывает анемию, почечную недостаточность, заболевания мозга. Кроме того, свинец способен заменять кальций в костях. А как ионы свинца могут попасть в организм человека? Составим схему «Проникновение ионов свинца в организм человека». Один ученик будет выполнять эту работу у доски, используя магнитные карточки с рисунками, остальные составят схему в тетради и сопроводят ее соответствующими записями.

Таблица 2

Химический эелемент

Дефицит металла

Избыток металла

Дефицит приводит к психическому расстройству.

Избыток вызывает общую заторможенность, нарушение дыхания и сердечного ритма, слабость, сонливость, потерю аппетита, жажду, а также дерматит лица и рук.

Поддерживает у человека нормальную возбудимость мышечных клеток, поддерживает кислотно-щелочной баланс в организме, принимает участие в регуляции сердечной деятельности (успокаивает), удерживает воду в организме.

Избыток приводит к нарушению водного баланса, сгущению крови, нарушению функции почек, сердечно-сосудистой системы, а также к общему нарушению обмена веществ.

Регулирует белковый и углеводный обмен, влияют на процессы фотосинтеза и рост растений. Необходим для нормального функционирования всех мышц, особенно сердечной, способствует выделению избыточного натрия, избавляя организм от лишней воды и устраняя отеки.

При избытке происходит усиление двигательной активности, нарушение сердечного ритма, нарушение углеводного, жирового и белкового обмена.

Проявляет антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижает артериальное давление и содержание холестерина в крови, играет большую роль в профилактике рака. Благотворно влияет на органы пищеварения.

Повышенное содержание приводит к нарушению минерального обмена. Нарушение баланса обмена магния вызывает повышенную смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней желудочно-кишечного тракта.

Необходим для процессов кроветворения, обмена веществ, для уменьшения проницаемости сосудов, нормального роста скелета, благотворно влияет на состояние нервной системы, оказывает противовоспалительное действие.

При избытке кальция возникает цистит. Если кальций попадает в организм в виде цементной пыли, то страдают органы дыхания, у детей снижается возбудимость нервной системы и обонятельного анализатора.

Стронций

Влияет на процесс образования костей.

При избытке стронция поражаются костная ткань, печень, кровь; наблюдается повышенная ломкость костей, выпадение волос.

Алюминий

Содержится в легких, печени, костях, головном мозге; действует на пищеварительную и нервную систему.

Избыток приводит к нарушению минерального обмена.

Входит в состав крови и мышечной ткани, является катализатором многих реакций; входит в состав инсулина, участвует в белковом обмене.

При высоких концентрациях является мутагеном и онкогеном.

Является биологическим конкурентом цинка, при избытке снижает активность пищеварительных ферментов, нарушает функцию поджелудочной железы, углеводный обмен, поражает почки и тормозит рост костей, увеличивает опасность переломов костей.

При избытке поражает центральную нервную систему, сосредоточивается в почках, нарушает их деятельность; накапливается в клетках мозга и оболочке рта.

Барий При избытке поражает костную ткань, костный мозг и печень, нервную систему, приводит к хрупкости костей за счет вытеснения кальция.

При избытке поражает периферическую нервную систему, желудочно-кишечный тракт и почки. Таллий биологический конкурент калия из-за сходства между ионами, накапливается в волосах, костях, почках, мышцах. Характерный признак отравления таллием – выпадение волос.

Избыток вызывает анемию, почечную недостаточность, заболевания мозга. Способен заменять кальций в костях.

Избыток приводит к развитию болезни Вильсона, нарушению деятельности печени.

Учитель химии. Установлено, что содержание ионов свинца особенно высоко на прилегающих к дорогам участках. Это было проверено учащимися нашей школы. У вас на столах имеется табл. «Перекресток». В ней представлены результаты исследований проб почвы, отобранных у перекрестка улиц Доватора и Федорова. Как видно из данных таблицы наибольшее количество ионов свинца обнаруживается у самой дороги, наименьшее – на расстоянии около 100 м. Проверим на опыте, как влияют ионы свинца на живые организмы. Для этого мы с вами проделаем лабораторный опыт «Взаимодействие солей свинца с белком». Вывод запишем в тетрадь. (Учащиеся выполняют лабораторный опыт, самостоятельно делают вывод, записывают его в тетрадь .)

Таблица 3. «Перекресток»

Количество автомашин (за 15 мин)

Количество вредных (газообразных) выбросов

Наличие ионов свинца:
– у самой дороги;
– в 10 м от дороги;
– в 50 м от дороги;
– в 100 м от дороги.

черный осадок с раствором NaS;
черный осадок;
помутнение;
не обнаруживается

Запыленность:
– лето
– зима

В парке – умеренная; на перекрестке – очень сильная;
В парке – умеренная; на перекрестке – сильная

V. Домашнее задание

Учитель биологии. Сегодня мы рассмотрели влияние некоторых металлов на жизнедеятельность человеческого организма, но недостаточно уделили внимания проблеме проникновения в него ионов металлов. Вы рассмотрите эту проблему, выполняя домашнее задание. (Домашнее задание разной степени сложности получают группы учащихся; списки учащихся каждой группы раздаются вместе с текстом домашнего задания ).

1-я группа. Рассмотреть способы проникновения ионов натрия, калия, кальция и железа в организм человека, воспользовавшись текстом учебника химии. Результаты представить в виде таблицы в тетради по химии.

2-я группа. Ознакомиться с содержанием этикеток и инструкций на препаратах бытовой химии, свои предположения представить в виде таблицы.

3-я группа. Используя справочную и дополнительную литературу, составить схемы проникновения в организм человека ионов селена и тяжелых металлов – меди, кадмия, ртути.

V. Самостоятельная работа

Учитель химии. В заключение нашего урока мы предлагаем вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Каждый из вас получит карточку с текстом. С помощью таблицы 1 попробуйте определить, о каком металле идет речь, впишите его название вместо точек в карточку. (По окончании работы учащиеся проводят взаимопроверку, результаты вписывают в командную таблицу .)

VI. Подведение итогов урока

Учитель химии. Наш урок почти закончен. Осталось еще раз вспомнить, о чем вы сегодня узнали, и ответить на несколько вопросов, сделать окончательный вывод и записать его в тетрадь. (Учащиеся читают вопросы, написанные на доске, отвечают на них, обсуждают вывод, записывают его в тетради.)
Учитель биологии подводит итоги урока, объявляет общую сумму баллов по командам, комментирует индивидуальную работу учащихся, выставляет оценки по количеству жетонов.