В лаборатории кислород получают разделением воздуха. Кислород – характеристика элемента, распространённость в природе, физические и химические свойства, получение
В атмосферном воздухе кислород занимает 21%. Большая часть его находится в земной коре, пресной воде и живых микроорганизмах. Он применяется во многих сферах промышленности и задействуется для хозяйственных и медицинских потребностей. Востребованность вещества обусловлена химическими и физическими особенностями.
Как добывают кислород в промышленности. 3 метода
Производство кислорода в промышленности осуществляется за счет деления атмосферного воздуха. Для этого задействуются следующие методы:
Производство кислорода в промышленных масштабах несет в себе высокую значимость. К выбору технологии и соответствующего оборудования нужно уделить повышенное вынимание. Допущенные ошибки могут негативно отразиться на технологичном процессе и повлечь за забой увеличение затрат.
Технические особенности оборудования для получения кислорода в промышленности
Наладить процесс получения кислорода в газообразном состоянии помогают генераторы промышленного типа «ОКСИМАТ». Их технические характеристики и конструктивные особенности направлены на получение данного вещества в промышленности необходимой чистоты и требуемом количестве на протяжении суток (без перерыва). Следует учесть, что работать оборудование может в любом режиме как с остановками, так и без них. Агрегат функционирует под давлением. На входе должен быть осушенный воздух в сжатом состоянии очищенный от влаги. Предусматриваются модели малой, средней и большой производительности.
В уроке 17 «Получение кислорода » из курса «Химия для чайников » выясним, как получают кислород в лабораторных условиях; узнаем, что такое катализатор, и как растения влияют на производство кислорода на нашей планете.
Наиболее важным для человека и других живых организмов веществом, входящим в состав воздуха, является кислород. Большие количества кислорода используются в промышленности, поэтому важно знать, как можно его получать.
В химической лаборатории кислород можно получать нагреванием некоторых сложных веществ, в состав которых входят атомы кислорода. К числу таких веществ относится вещество KMnO 4 , которое имеется в вашей домашней аптечке под названием «марганцовка».
Вы знакомы с простейшими приборами для получения газов. Если в один из таких приборов поместить немного порошка KMnO 4 и нагреть, то будет выделяться кислород (рис. 76):
Кислород можно также получить разложением пероксида водорода H 2 O 2 . Для этого в пробирку с H 2 O 2 следует добавить очень небольшое количество особого вещества - катализатора - и закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой (рис. 77).
Для данной реакции катализатором является вещество, формула которого MnO 2 . При этом протекает следующая химическая реакция:
Обратите внимание на то, что ни в левой, ни в правой частях уравнения формулы катализатора нет. Его формулу принято записывать в уравнении реакции над знаком равенства. Для чего же добавляется катализатор? Процесс разложения H 2 O 2 при комнатных условиях протекает очень медленно. Поэтому для получения заметных количеств кислорода необходимо много времени. Однако эту реакцию можно резко ускорить путем прибавления катализатора.
Катализатор - это вещество, которое ускоряет химическую реакцию, но само в ней не расходуется.
Именно потому, что катализатор не расходуется в реакции, мы не записываем его формулу ни в одной из частей уравнения реакции.
Еще один способ получения кислорода - разложение воды под действием постоянного электрического тока. Этот процесс называется электролизом воды. Получить кислород можно в приборе, схематично изображенном на рисунке 78.
При этом протекает следующая химическая реакция:
Кислород в природе
Огромное количество газообразного кислорода содержится в атмосфере, растворено в водах морей и океанов. Кислород необходим всем живым организмам для дыхания. Без кислорода невозможно было бы получать энергию за счет сжигания различных видов топлива. На эти нужды ежегодно расходуется примерно 2% атмосферного кислорода.
Откуда берется кислород на Земле и почему его количество остается примерно постоянным, несмотря на такой расход? Единственным источником кислорода на нашей планете являются зеленые растения, производящие его под действием солнечного света в процессе фотосинтеза. Это очень сложный процесс, включающий много стадий. В результате фотосинтеза в зеленых частях растений углекислый газ и вода превращаются в глюкозу C 6 H 12 O 6 и кислород. Суммарное
уравнение реакций, протекающих в процессе фотосинтеза, можно представить следующим образом:
Установлено, что примерно одну десятую часть (11%) производимого зелеными растениями кислорода дают наземные растения, а остальные девять десятых (89%) - водные растения.
Получение кислорода и азота из воздуха
Огромные запасы кислорода в атмосфере позволяют получать и использовать его в различных производствах. В промышленных условиях кислород, азот и некоторые другие газы (аргон, неон) получают из воздуха.
Для этого воздух сначала превращают в жидкость (рис. 79) путем охлаждения до такой низкой температуры, при которой все его компоненты переходят в жидкое агрегатное состояние.
Затем эту жидкость медленно нагревают, в результате чего при разных температурах происходит последовательное выкипание (т. е. переход в газообразное состояние) веществ, которые содержатся в воздухе. Собирая выкипающие при разных температурах газы, по отдельности получают азот, кислород и другие вещества.
Краткие выводы урока:
- В лабораторных условиях кислород получают разложением некоторых сложных веществ, в состав которых входят атомы кислорода.
- Катализатор - вещество, которое ускоряет протекание химической реакции, но само при этом не расходуется.
- Источником кислорода на нашей планете являются зеленые растения, в которых протекает процесс фотосинтеза.
- В промышленности кислород получают из воздуха.
Надеюсь урок 17 «Получение кислорода » был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.
Вопрос № 2 Как получают кислород в лаборатории ив промышленности? Напишите уравнения соответствующих реакций. Чем отличаются эти способы друг от друга?
Ответ:
В лаборатории кислород можно получить следующими способами:
1) Разложение перекиси водорода в присутствии катализатора (оксида марганца
2) Разложение бертолетовой соли (хлората калия):
3) Разложение перманганата калия:
В промышленности кислород получают из воздуха, в котором его содержится около 20% по объему. Воздух сжижают под давлением и при сильном охлаждении. Кислород и азот (второй основной компонент воздуха) имеют разные температуры кипения. Поэтому их можно разделить перегонкой: азот имеет более низкую температуру кипения, чем кислород, поэтому азот испаряется раньше кислорода.
Отличия промышленных и лабораторных способов получения кислорода:
1) Все лабораторные способы получения кислорода химические, то есть при этом происходит превращение одних веществ в другие. Процесс получения кислорода из воздуха - физический процесс, поскольку превращение одних веществ в другие не происходит.
2) Из воздуха кислорода можно получать в гораздо больших количествах.
Здравствуйте.. Сегодня я расскажу Вам о кислороде и о способах его получения. Напоминаю, если у Вас будут ко мне вопросы, Вы можете писать их в комментариях к статье. Если же Вам понадобиться любая помощь по химии, . Буду рад Вам помочь.
Кислород распространён в природе в виде изотопов 16 О, 17 О, 18 О, которые имеют следующее процентное содержание на Земле – 99,76%, 0,048%, 0,192% соответственно.
В свободном состоянии кислород находится в виде трёх алло-тропных модификаций : атомарного кислорода - О о, дикислорода – О 2 и озона – О 3 . Причём, атомарный кислород может быть получен следующим образом:
КClO 3 = KCl + 3O 0
KNO 3 = KNO 2 + O 0
Кислород входит в состав более 1400 различных минералов и органических веществ, в атмосфере его содержание составляет 21% по объёму. А в человеческом теле содержится до 65% кислорода. Кислород газ без цвета и запаха, мало растворим в воде (в 100 объёмах воды при 20 о С растворяется 3 объёма кислорода).
В лаборатории кислород получают умеренным нагреванием некоторых веществ:
1) При разложении соединений марганца (+7) и (+4):
2KMnO 4 → K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2
перманганат манганат
калия калия
2MnO 2 → 2MnO + O 2
2) При разложении перхлоратов:
2KClO 4 → KClO 2 + KCl + 3O 2
перхлорат
калия
3) При разложении бертолетовой соли (хлората калия)
.
При этом образуется атомарный кислород:
2KClO 3 → 2 KCl + 6O 0
хлорат
калия
4) При разложении на свету солей хлорноватистой кислоты - гипохлоритов:
2NaClO → 2NaCl + O 2
Ca(ClO) 2 → CaCl 2 + O 2
5) При нагревании нитратов.
При этом образуется атомарный кислород. В зависимости от того, какое положение в ряду активности занимает металл нитрата, образуются различные продукты реакции:
2NaNO 3 → 2NaNO 2 + O 2
Ca(NO 3) 2 → CaO + 2NO 2 + O 2
2AgNO 3 → 2 Ag + 2NO 2 + O 2
6) При разложении пероксидов:
2H 2 O 2 ↔ 2H 2 O + O 2
7) При нагревании оксидов неактивных металлов:
2Аg 2 O ↔ 4Аg + O 2
Данный процесс имеет актуальное значение в быту. Дело в том, что посуда, изготовленная из меди или серебра, имея естественный слой оксидной плёнки, при нагревании образует активный кислород, что является антибактериальным эффектом. Растворение солей неактивных металлов, особенно нитратов, также приводит к образованию кислорода. Например, суммарный процесс растворения нитрата серебра можно представить по этапам:
AgNO 3 + H 2 O → AgOH + HNO 3
2AgOH → Ag 2 O + O 2
2Ag 2 O → 4Ag + O 2
или в суммарном виде:
4AgNO 3 + 2H 2 O → 4Ag + 4HNO 3 + 7O 2
8) При нагревании солей хрома высшей степени окисления:
4K 2 Cr 2 O 7 → 4K 2 CrO 4 + 2Cr 2 O 3 + 3 O 2
бихромат хромат
калия калия
В промышленности кислород получают:
1) Электролитическим разложением воды:
2Н 2 О → 2Н 2 + О 2
2) Взаимодействием углекислого газа с пероксидами:
СО 2 + К 2 О 2 →К 2 СО 3 + О 2
Данный способ представляет собой незаменимое техническое решение проблемы дыхания в изолированных системах: подводных лодках, шахтах, космических аппаратах.
3) При взаимодействии озона с восстановителями:
О 3 + 2КJ + H 2 O → J 2 + 2KOH + O 2
Особое значение получение кислорода имеет место в процессе фотосинтеза
, происходящего в растениях. Кардинальным образом от этого процесса зависит вся жизнь на Земле. Фотосинтез – сложный многоступенчатый процесс. Начало ему даёт свет. Сам фотосинтез состоит из двух фаз: световой и темновой. В световую фазу пигмент хлорофилл, содержащийся в листьях растений, образует так называемый «светопоглощающий» комплекс», который отнимает электроны у воды, и тем самым расщепляет её на ионы водорода и кислород:
2Н 2 О = 4е + 4Н + О 2
Накопившиеся протоны способствуют синтезу АТФ:
АДФ + Ф = АТФ
В темновую фазу происходит преобразование углекислого газа и воды в глюкозу. И побочно выделяется кислород:
6СО 2 + 6Н 2 О = С 6 Н 12 О 6 + О 2
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
>> Получение кислорода
Получение кислорода
В этом параграфе речь идет:
> об открытии кислорода;
> о получении кислорода в промышленности и лаборатории;
> о реакциях разложения.
Открытие кислорода.
Дж. Пристли получал этот газ из соединения, название которого - меркурий(II) оксид. Ученый использовал стеклянную линзу, с помощью которой фокусировал на веществе солнечный свет.
В современном исполнении этот опыт изображен на рисунке 54. При нагревании меркурий(||) оксид (порошок желтого цвета) превращается в ртуть и кислород. Ртуть выделяется в газообразном состоянии и конденсируется на стенках пробирки в виде серебристых капель. Кислород собирается над водой во второй пробирке.
Сейчас метод Пристли не используют, поскольку пары ртути токсичны. Кислород получают с помощью других реакций, подобных рассмотренной. Они, как правило, происходят при нагревании.
Реакции, при которых из одного вещества образуются несколько других, называют реакциями разложения.
Для получения кислорода в лаборатории используют такие оксигенсодержащие соединения:
Калий перманганат KMnO 4 (бытовое название марганцовка; вещество является распространенным дезинфицирующим средством)
Калий хлорат KClO 3 (тривиальное название - бертолетова соль, в честь французского химика конца XVIII - начала XIX в. К.-Л. Бертолле)
Небольшое количество катализатора - манган (IV) оксида MnO 2 - добавляют к калий хлорату для того, чтобы разложение соединения происходило с выделением кислорода 1 .
Лабораторный опыт № 8
Получение кислорода разложением гидроген пероксида H 2 O 2
Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроген пероксида (традиционное название этого вещества - перекись водорода). Зажгите длинную лучинку и погасите ее (как вы это делаете со спичкой), что бы она едва тлела.
Насыпьте в пробирку с раствором гидроген оксида немного катализатора - черного порошка манган (IV) оксида. Наблюдайте бурное выделение газа. С помощью тлеющей лучинки убедитесь в том, что этот газ - кислород.
Составьте уравнение реакции разложения гидроген пероксида, которым продуктом реакции является вода.
В лаборатории кислород можно также получить разложением натрий нитрата NaNO 3 или калий нитрата KNO 3 2 . Соединения при нагревании сначала плавятся, а затем разлагаются:
1 При нагревании соединения без катализатора происходит другая реакция
2 Эти вещества используют в качестве удобрений. Их общее название - селитры.
Схема 7. Лабораторные методы получения кислорода
Превратите схемы реакций в химические уравнения.
Сведения о том, как получают кислород в лаборатории, собраны в схеме 7.
Кислород вместе с водородом являются продуктами разложения воды под действием электрического тока:
В природе кислород образуется вследствие фотосинтеза в зеленых листьях растений. Упрощенная схема этого процесса такова:
Выводы
Кислород был открыт в конце XVIII в. несколькими учеными .
Кислород получают в промышленности из воздуха, а в лаборатории - с помощью реакций разложения некоторых оксигенсодержащих соединений. Во время реакции разложения из одного вещества образуются два или более веществ.
129. Как получают кислород в промышленности? Почему для этого не используют калий перманганат или гидроген пероксид?
130. Какие реакции называют реакциями разложения?
131. Превратите в химические уравнения такие схемы реакций:
132. Что такое катализатор? Как он может влиять на протекание химических реакций? (Для ответа используйте также материал § 15.)
133. На рисунке 55 изображен момент разложения белого твердого вещества, которое имеет формулу Cd(NO3)2. Внимательно рассмотрите рисунок и опишите все, что происходит во время реакции. Почему вспыхивает тлеющая лучинка? Составьте соответствующее химическое уравнение.
134. Массовая доля Оксигена в остатке после нагревания калий нитрата KNO 3 составила 40 %. Полностью ли разложилось это соединение?
Рис. 55. Разложение вещества при нагревании
Попель П. П., Крикля Л. С., Хімія: Підруч. для 7 кл. загальноосвіт. навч. закл. - К.: ВЦ «Академія», 2008. - 136 с.: іл.
Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации