Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и -ск. Различение на письме суффиксов прилагательных -к-,-ск

Образование имен прилагательных при помощи суффиксов –к- и –ск- .

Урок подготовила:

Коноплёва Е.А.,

учитель русского языка

и литературы

МКОУ «СОШ № 15»ИМРСК


  • развить умение правильного выбора суффиксов К и СК в прилагательных;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и умения.
  • повышение личной ответственности каждого ученика за результат учебы.

Орфоэпическая пятиминутка:

Списать, расставить ударения.

Красивее, развитой (язык), развитый ребенок, изобретение, августовский, кружева, прибыл, намерение, добыча, плато, свободнее, языковое чутьё, кухонный, языковая (колбаса).


Проверка домашнего задания:

Н НН

Упр. 325

Какая морфема вызывала у вас

затдруднение при выполнении здания?


Работа с текстом:

Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи, дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости, вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного творчества.


Объяснение нового

материала:

Опорная таблица « Суффиксы -к- и -ск- в прилагательных»

-К- или –СК-

пиши суффикс -к- ,

если прилагательное

имеет краткую форму или

его основа заканчивается

на к, ц, ч:

рез к ий – резок (кр. ф.)

вяз к ий – вязок (кр. ф.)

каза к - казац к ий

пиши суффикс -ск-

в остальных случаях:

француз ск ий

сель ск ий

украин ск ий


1 . В слове К, Ц, Ч смотри

Если эти буквы три

Смотрят на тебя с листка,

Ты подставь к ним суффикс –К-.

2. А ещё не забывай,

Краткой формой проверяй!

Знай, что здесь наверняка

Тоже будет суффикс – К - .

3 . И ещё даю совет:

Если краткой формы нет,

К, Ц, Ч не отыскать,

Значит здесь – СК- писать.


Закрепление:

Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос.

-к-

-ск-


Укажите прилагательные, в которых допущены ошибки:

а) кавказский; е) ангельский;

б) узкий; ж) московский;

б) адмиралтейский; з) одесский;

г) зверский; и) флоцкий;

д) вязский; к) матросский.


Образовательный портал" Мой университет" www.moi-universitet.ru Факультет" Реформа образования" www.edu.reforma.ru

Мягкий знак перед суффиксом –ск-

Суффикс –ск- стоит после буквы л ?

Да Нет

Есть суфф. –ск- в названиях месяцев?

сел ь ский

июл ь ский

пол ь ский

Кол ь ский

июн ь ский

Пиши Ь :

сентябр ь ский

октябр ь ский

ноябр ь ский

Исключение: январский

В остальных случаях

Пиши без Ь :

сибирский

казанский


Работа в группах:

А) Первая (сильная) группа Игра « Найди меня…»

Найди меня, часть слова, стоящая после корня. Меня видели в относительных прилагательных. Я не столь избирателен, как мой брат, для меня никогда не было важно, на какую согласную заканчивается корень.

Брест…ая крепость спала спокойным мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашист…ой артиллерии. Эсминец походил на старинный шотландский замок. На фабрику поступили современные ткац…ие станки. Зеленый остров после бегства немец…их танков был в руках чекист…ого полка. Уз…ая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казац…ому делу.Это было в январ…ую бурю на Каспийском море у кавказ…их берегов близ рыбац…ого поселка. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку на скольз…ие валуны.


Б ) Вставь суффикс –к – или - ск -.

а) черкес__ий; е) немец__ий;

б) швед__ий; ж) узбек__ий;

в) дерз__ий; з) ставрополь__ий;

г) молодец__ий; и) университет__ий

д) пират__ий; к) казан__ий.

В ) Отметь существительные, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к - :

а) январь; д) ткач;

б) флот; е) немец;

в) пассажир; ж) деревня;

г) рыбак; з) июнь.



Вывод:

ИТАК, суффикс –К- пишется:

· в прилагательных, имеющих краткую форму;

· в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на –К-, -Ч- и –Ц-.

В других прилагательных пишется суффикс –СК-.

Следует отметить, что в некоторых прилагательных перед суффиксом –СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак. Буква Ь не пишется в словах после Н и Р (сибирский, конский), но сохраняется после буквы Л (сельский, польский) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ (июньский, октябрьский, исключение январский).


Домашнее задание:

П.57 , упр. 329 стр 137 или составить небольшой связный рассказ на тему: « Осенний день » ,

« Любимая игрушка » и т.д.

Урок русского языка для 6 класса на тему « Различие на письме суффиксов прилагательных "-к-" и "-ск-"».

(§ 65. Различие на письме суффиксов прилагательных "-к-" и "-ск-").

Примечание: урок разработан в соответствии с новым учебником русского языка для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 6 класс» 1 , переработанным в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования. Обновленный учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера.

Цель урока:

Показать учащимся условие написания суффиксов -к- и -ск- в прилагательных.

Задачи:

1) обучающие:

Объяснить условия различения на письме суффиксов -к- и -ск- в прилагательных;

Показать особенности образования с помощью суффикса -ск- относительных прилагательных.

2) развивающие:

- научитьразличать на письме суффиксы -к- и -ск- прилагательных;

Познакомить с особенностями графического обозначения условия выбора на письме суффиксов -к- и -ск- .

3) воспитательные:

Воспитание любознательности, желания развивать кругозор;

Воспитание внимательности и доброжелательности к одноклассникам, высокой культуры поведения.

Тип урока: комбинированный(урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: комментированное заполнение таблицы, самостоятельное конструирование сложных предложений, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания , см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

1). Рассказ учащихся об условиях написания одной и двух «н» в суффиксах прилагательных.

2). Упражнение № 374.

II . Работа с теоретическим материалом в учебнике на странице 34 (чтение правила о различии на письме суффиксов прилагательных – к- и -ск).

Оформление в тетради таблицы:

NB ! Орфограмма № 39:

-к-

-ск-

Если у прилагательного есть краткая форма:

Резк ий (полная форма) – резок (краткая форма).

Если у прилагательного нет краткой формы:

Украинск ий

Если прилагательное образовано от существительных с основой на -к, -ч, -ц :

Кулацк ий – кулак .

Ткацк ий – ткач .

Немецк ий – немец .

Если прилагательное образовано от существительных с основой не на -к, -ч, -ц :

Киргизск ий – киргиз .

Казахск ий – казах .

Примечание :

У прилагательных, образованных от существительных на «нь» и «рь», буква «ь» не пишется: Астрахань - астраханск ий, богатырь – богатырск ий.

Исключение: у прилагательных, образованных от названий месяцев, «ь» пишется:

февраль ский, апрель ский, июнь ский, июль ский, сентябрь ский, октябрь ский, декабрь ский (но: январск ий).

III . Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 376:

Тема: Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-

Цели: 1) Знать: об образовании с помощью суффиксов -к- и -ск- имён

прилагательных; условия написания данных суффиксов словах;

уметь: различать на письме суффиксы -к- и -ск-, видеть условия

верного написания слов с данными суффиксами, графически

обозначать орфограммы;

2) Развивать память, внимание, грамотную монологическую и

лингвистическую речь, мышление, орфографическую зоркость;

3) Воспитывать трудолюбие, корректность в общении, любовь к природе.

Оборудование: — карточки с разноуровневыми заданиями;

— карточки с алгоритмом рассуждения;

— сигнальные карточки;

I . Организационный момент.

(Проверка готовности учащихся к уроку)

II . Повторение и закрепление изученного материала.

1) Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы продолжим узнавать с новой стороны нашего давнего знакомого, которого зовут « Имя прилагательное ». Он раскрыл нам уже довольно много секретов о себе, вот и сегодня нам откроется ещё одна тайна.

А вот о какой орфограмме пойдёт речь, вы сейчас скажите сами, внимательно посмотрев на записанные на доске слова, не обращая внимание на слова в скобках.

Что объединяет данные слова с точки зрения русского языка?

Почему же слова одной и той же части речи я написала в два столбика?

В какой части слова может находиться орфограмма, над которой мы будем сегодня работать?

Давайте теперь попробуем определить, а при каких условиях в прилагательных пишется суффикс -к-?

К какой части речи относятся слова, данные в скобках?

С какой целью выделена основа и подчёркнута конечная согласная?

Вязкий (вязок) французский

Ткацкий (ткач) матросский

Рыбацкий (рыбак)

Немецкий (немец)

— Итак, сегодня мы учимся различать на письме суффиксы прилагательных –к- и –ск-. А при каких условиях в прилагательных пишется суффикс -к-? -ск-?

2) Чтение теоретического материала учебника.

— Давайте посмотрим, правильный ли вывод мы сделали.

— Чтение правила с. 136 (учебник Ладыженской Т. А.)

3) Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с громким проговариванием.

Задание № 1. Объяснить правописание суффиксов прилагательных -к- их —ск- с помощью алгоритма. (Орфограмму обозначить прямо на карточке)

РЕЗКИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ БУРЛАЦКИЙ

СИБИРСКИЙ МОЛОДЕЦКИЙ СОЛДАТСКИЙ

ПЛОТНИЦКИЙ НИЗКИЙ БЛИЗКИЙ

Алгоритм « Правописание суффиксов прилагательных — к- и -ск- »

суффиксы прилагательных — к- и -ск-

-ск-

4) Предупредительный диктант

(1 ученик работает на доске, записывая слова с изучаемой орфограммой с объяснением)

327 (с. 136 в учебнике)

5) Индивидуальная работа учащихся на карточках.

Группа №1.

1) Родитель…ая доброта безмерна, как море.

2) Брат…ая любовь крепче каменных стен.

3) В лицо ямщиц….им ветром било.

4) После дождя трава всегда скольз…ая.

5) В залихват…ом степном разгоне колокольчик хохочет до слёз.

6) Целует октябрь…ая стужа обмёрзшие пальцы мои.

7) В комнате ощущался рез…ий запах ландышей.

Группа №2.

Задание: образуй словосочетания прилагат.+ сущ. от данных словосочетаний сущ.+сущ. Данное словосочетание не пишем.

Язык калмыков, труд горняка, сабля черкеса, костюм матроса, доспехи рыцаря, одежда казаков, песня бурлаков, танец казахов, игрушки для детей, сеть рыбака.

Группа №3.

Используя данные словосочетания, придумайте и напишите рассказ.

Русская зима, деревенская изба, тульский самовар, цейлонский чай, близкие друзья, туристский поход, июльская жара, резкий ветер, скользкий лёд, январская песенка.

6) Тестирование.

Выпишите цифры, после которых написаны слова с ошибками.

1-казанский 6- гигантский

2-руский 7-низский

3-тибецкий 8- кузнецкий

4- дерзкий 9- гороцкой

5-плотницкий 10-зверский

III . Итог

— При каком условии в прилагательных пишется суффикс -к-? -ск-?

IV . Домашнее задание.

Группа1. Спишите словосочетания, обозначьте орфограмму.

Дерз….ий ответ, скольз..кая дорога, богатыр…ий размах, рыба…ая лодка, январ….ие морозы, сибир…ие просторы, вес…ие доказательства, рыцр…ое поведение, матрос…кая дружба, вяз…ое болото, кузнец…ая мастерская.

Группа 2 §57 № 329

Группа 3. Составить рассказ, используя как можно больше слов с суффикс -к-,

Цели урока

Познавательные: Совместно с учащимися открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.

Практические:

  • разработать опорную схему-правило написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных,
  • формировать орфографические умения в различении на письме суффиксов -К- и -СК-,
  • начать развитие умения графически обозначать изучаемую орфограмму.

Ход урока

1. Языковая разминка.

На доске записаны суффиксы прилагательных: -лив-, -ив-, -ов-, -ев-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян-, -ин-.

– Ребята, на доске записаны части слова. Эти части слова решили прийти к нам на урок. Как они называются? (Суффиксы) Да, суффиксы. Они решили принять участие в работе. А что делают суффиксы? Какую проводят работу? (Служат для образования новых слов) Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова (групповая работа: учащимся предлагаются карточки, на которых написаны существительные: сирота, льстец, дворец, плюш, лекция, солома, кожа, гусь, лёд ). Фронтальная проверка.

К какой части речи относятся слова, образованные при помощи суффиксов? Как называется такой способ образования слов?

2. Формулирование темы урока.

1) Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог.

Задание.

Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным: коллекция любителя, судно для ловли рыбы, станок для ткачества, дача соседа, язык немцев.

Выделите суффиксы.

Работа проводится в группах. Результаты работы записываются на листах формата А3, вывешиваются на доску для проверки.

2) Выход к учебной проблеме.

Итак, что же получилось? Задание дала всем одно, а выполнили вы его как?

По-разному.

Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Не знаем, когда и какие суффиксы надо писать.

Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. (Учебная проблема как тема урока)

Суффиксы прилагательных.

Так. Кто может выразить точнее? Кто думает иначе?

Выбор суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.
- Правописание суффиксов прилагательных -К- и -СК-.

Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?

Узнать, условия выбора суффиксов -К- и -СК-.
- Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и -СК-.

3. Введение нового материала.

(Решение учебной проблемы – поиск решения.)

Учащимся раздаётся материал для наблюдения:

  1. бедняк – бедняцкий
  2. француз – французский
  3. молодец – молодецкий
  4. ткач – ткацкий
  5. море – морской
  6. кузнец – кузнецкий
  7. рыбак – рыбацкий
  8. дети – детский

(Знание открывается с помощью побуждающего диалога.)

Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.

Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суфф. -К- и -СК-?

Так. Какие есть ещё идеи?

1группа: - В прилагательных, образованных от одушевленных существительных, пишется -К-.
2 группа: - Может быть, нужно смотреть, на какую букву оканчивается основа существительного.
3 группа: - Суффикс -К- пишется после К, Ц, Ч, а после других букв пишется -СК-.

Все с этим согласны? Как можно это проверить? (побуждение к проверке)

Версия 1-й группы не подходит, так как существительное француз – одушевленное, а в прилагательном пишется -СК-.

Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.

Суффикс -К- пишется после букв К, Ц, и Ч, а суффикс -СК- в остальных случаях.

(Подводящий диалог на случай, если дети не справятся:

- На какие (материал левой колонки под цифрой 1-3) согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?
- Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

- Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.

- Что вы можете сказать о написании суфф. -К- в материале под цифрой 4? Какое есть морфологическое условие?

- При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

- Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.)

4. Воспроизведение.

5. Продуктивные задания.

Оформите графически новое правило. Составьте схему-опору на различение суффиксов прилагательных -К- и -СК-. (Каждая группа предлагает свою схему-опору для запоминания, которая вывешиваются на доску.)

Все согласны? Есть дополнения? Изменения?

Проговорим правило по опорной схеме.

А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я прочитаю вам стишок. Понравилось стихотворение?

В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс К.

А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.

И еще даю совет:
Если краткой формы нет,
К,Ц, Ч не отыскать,

Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, исправьте ошибки в прилагательных на доске.

6. Развитие орфографических умений.

1. Упражнения «на узнавание орфограммы в лицо».

А) Упражнение № 261. (По заданию в учебнике Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой выполняется устно)

Б) От данных существительных образуйте прилагательные с суффиксами -К- и -СК-. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Дан образец. (Выполняют письменно в тетради, затем идет самопроверка)

2. Работа с сигнальными карточками.

Я называю прилагательное, а вы должны показать карточку с суффиксами –к – или -СК-.
Близкий, резкий, сентябрьский, немецкий, дерзкий, туристский, сибирский, вязкий, детский, кавказский и т. д.

3. Во время выполнения 2-ого задания проводится творческая работа (индивидуально для сильных учащихся).

Даны предложения, в которых пропущены прилагательные. Необходимо их вставить, но подобрать такие прилагательные, в которых были бы суффиксами -К- и -СК-. Проверка: учащиеся зачитывают тексты.

4. Работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой (ответы, которые должны быть написаны в перфокарте, открываются на доске).

7. Домашнее задание: составить похожий текст из 4-5 предложений, где будут встречаться прилагательные с суффиксами -К- и -СК- или выполнить упражнение 262.

8. Подведение итогов урока.

С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

Задайте по одному вопросу по теме друг другу.

А теперь по одному вопросу от группы задайте мне.

Резкий, дерзкий, низкий, скользкий, узкий, вязкий, близкий.

Кузнецкий, молодецкий, немецкий, горняцкий, казацкий, рыбацкий, бедняцкий, плотницкий, ткацкий, турецкий.

Гигантский, альпинистский, братский, брестский.

Заводской, городской, шведский, голландский.

Киргизский, кавказский, французский, матросский, черкесский.

Узбекский, таджикский.

Казанский, сибирский, зверский, аптекарский, январский, июльский, декабрьский, ноябрьский.

I. 1. Я вижу низкий домик с галереею из маленьких почерневших деревянных столбиков. (Г.) 2. Дыхание близкой грозы уже веяло под окном. (Кор.) 3. Узкая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. (Усп.) 4. От быстрой езды его [Егорушки] рубаха пузырем вздувалась на спине и новая ямщицкая шляпа с павлиньим пером то и дело сползала на затылок. (Ч.) 5. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казацкому делу. (Г.) 6. Молодецкий посвист слышится. (Н.) 7. На фабрику поступили современные ткацкие станки.

II. 1. Эсминец походил на старинный шотландский замок с причудливыми башнями. (Воскр.) 2. В бледном рассвете выступала станция, киргизские юрты за станцией. (А. Неверов.) 3. К. И. Чуковский - один из любимых детских писателей. 4. В повседневной речи мы пользуемся множеством слов из других языков. Например, портфель - слово французского происхождения, карандаш - тюркское, люк - голландское, сироп - персидское, шоколад - ацтекское. (Э. Вартаньян.)

III. 1. Был ясный январский день… (М. Г.) 2. Сибирская природа величественна и загадочна. 3. В холодный ноябрьский вечер Хаджи-Мурат въезжает в курившийся душистым кизячным дымом… аул. (Л. Т.) 4. В один из июньских дней мы с группой ребят отправились в поход. 5. День-деньской палит нещадное солнце.

ЛЕС ОСЕНЬЮ

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись гонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух, прозрачна вода в лесных канавах и ручьях, Каждый камешек на дне виден.

Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина еще слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нем (И. Соколов-Микитов.) (102 сл.)

1. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

2. -Тея и -ться в глаголах.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Всегда ли мы обращаемся с этим языком так, как он того заслуживает? По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский.) (59 сл.)

2. Запятая при однородных членах предложения

ИЗ ИСТОРИИ СЛОВ

Наш язык очень богат. Может быть, ни в одном языке не существует такого большого количества слов, которые выражают близкие или сходные понятия.

Гордыня, чванство, кичливость, надутость, гонор, амбиция, фанаберия - все эти слова показывают отрицательные стороны человека. Интересно происхождение слова «чванство». В древности «чаша», «жбан» звучали как «чван» и человек, который подавал чашу царям, назывался «чванчий». Эго была очень важная должность. Конечно, чванчии очень гордились своими обязанностями, важничали. От этого и получилось чванство!

До Петра I женщины носили кички - высокие головные уборы. Женщинам невольно приходилось высоко поднимать головы. Так получилось слово «кичливость» от кички. (По Д. Кобякову.) (96 сл.)

1. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

2. Безударные проверяемые гласные в корне слова

В последний месяц осени тонкий узорчатый ледок делает не подвижными лесные лужицы. Грачи давно собрались ь стаи. Трудно отличить непослушного птенца от папы с мамой, разве

только иногда грачонок впадает в детство и разевает клюв в надежде получить от сердобольной мамы лакомство. «Стыдно такому взрослому понрошаиничать»,- сердито говорит отец.

После долгих тренировок грачи отправляются на юг - в Африку, Азию. Скоро покинет Подмосковье последний грач, и тогда ляжет на землю не залетный, осенний, а настоящий, зимний снег.

Эти горделивые и очень доверчивые к человеку птицы последними покидают нас. Они первыми очень скоро принесут нам на своих крыльях новую весну. (По Ф. Борисову) (100 сл.)

1. Слитное и раздельное написание не с прилагательными.

2. Безударные гласные в окончаниях прилагательных

3. Запятая между частями сложного предложения.

В ОДЕССЕ НОЧЬЮ

Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было еще светло. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. Но все же вечер чувствовался и тут.

…Синий город, с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского театра, возник как-то сразу и заслонил полгоризонта.

Водянистые звезды портовых фонарей жидко отражались в светлом и совершенно неподвижном озере гавани. Туда и заворачивал «Тургенев», очень близко огибая толстую башню не очень большого маяка с колоколом и лестницей. (В. Катаев.) (79 сл.)

1. Буквы о - е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных, в окончаниях прилагательных и существительных.

2. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Волосы у Чечевицына были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще он был очень некрасив. И этот худенький, смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек. (А. Чехов) (34 сл.)

Слитное и раздельное написание не с прилагательными.

СТЕПАЙ И ФУНТИК

Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой - в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик (такса) подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на фунтика одним глазом, потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.

Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром… Петух разъярился.

Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину… Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом. (К. Паустовский.) (118 сл.)

1. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных.

2. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

3. Гласные и согласные в приставках.

ХВАСТУНЫ

Встретились воробей саксаульный и воробей пустынный. Расхвастался воробей саксаульный. «До чего, сосед, я хитро устроился. Взял и свил гнездо в узком дуплишке. Мне теперь даже барханный кот не страшен!»

А воробей пустынный ему не уступает: «А я, сосед, еще хитрее придумал. Я свое гнездо под орлиным гнездом свил! Мне теперь не только барханный кот, но и даже пустынная рысь нипочем. Орлы мое гнездо охраняют!» (По Н. Сладкову.) (65 сл.)

1. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных

2. Знаки препинания для выделения прямой речи, при обращении.

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные.

Был один из дней осени. Еще вчера показывалось солнце. Даже еще припекало. Озимь еще тянулась к солнцу. В рощах щебетали стайки щеглов, зябликов. Ледок у берегов речек к полудню бесследно растаивал. Еще носилась в воздухе паутина, кружились над бурьянами мошки. А сегодня с утра подул ветер. Все замерло в полях и рощах.

2. Перестройте предложения так, чтобы прилагательное стояло в винительном падеже.

Блестящая победа одержана нашими спортсменами. Фабрикой изготовляется летняя одежда. Бригадиром была рассказана последняя новость. Прошлогодняя поездка часто вспоминалась ребятами.

3. Перестройте так, чтобы прилагательное стояло в творительном падеже.

Весеннее солнце согрело землю. Вчерашний дождь хорошо промочил землю Вечерний свет окутал рощу, долины.

4. Замените выделенные прилагательные близкими по смыслу, которые без не не употребляются.

Перед нами простиралось огромное пространство. Разразился ураган страшной силы. Не следует заводить пустых споров.

5. Сочетания слов замените прилагательным, которое без не не употребляется.

1 Боль, которую невозможно стерпеть. 2. Мечта, которая не может сбыться. 3. Человек, которого нельзя ничем испугать. 4. Крепость, которую нельзя взять. 5. Встреча, которую нельзя забыть. 6. Шкаф, который не поддается действию огня. 7. Богатства, которые трудно пересчитать. 8. Времена, которые никто не забывает.

6. Составьте предложения с указанными словосочетаниями, противопоставив их друг другу и употребив одно из них с отрицанием не.

Узенькие переулки - широкие проспекты; ветхие лачужки - многоэтажные здания.

7. Замените выделенные слова прилагательными с н или нн. Прилагательные ставьте на первое место.

Бюро, которое организует экскурсию . Камера, в которой производят дезинфекцию . Работа, которая написана на экзамене . Поселок, который расположен около станции . Листок, на котором регистрируются .

8. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные с суффиксом -енн.

Зрелище было … . На суде были представлены … доказатель ства. Ребята собирают … растения. Была послана … телеграмма.

9. В предложениях выделенные существительные замените прилагательными с н или нн.

Кашу полили жиром гуся. Масленку наполнили маслом для машины. Ребенку дали кашу из пшена.

10. Замените выделенные слова прилагательными с суффиксом -к- (~ск~).

Куртка матроса ; инструмент плотника ; пояс черкеса ; дом соседа ; язык, на котором говорят французы ; глина, в которой вязнут ноги ; комната для детей ; лодка рыбаков .