День николы зимнего. День святого николая - народные приметы и обряды.


«Зима - за морозы, а мужик - за праздники!», «Как ни зноби мороз, а праздничек веселый теплее печки пригреет!» - говорили на посельской Руси. Декабрьское звено праздников, связанных в народной памяти с различными поверьями, обычаями и сказаниями, начинается зимним Николиным днем (зимним Николой) - 19 декабря (6 декабря по ст. ст.). Хоть великомученица Варвара, по представлению народной Руси, «мосты домащивает», а за ней святой Савва «гвозди вострит» да «реки салит», а все-таки, добавляет деревня, «хвали зиму после Николина дня!» Но одновременно с этим можно было услышать в народе и другие поговорки-приметы: «Коли на Михайлов день зима закует, то на Николу раскует!», «Коли зима до Николина дня след заметает, дороге не стоять!» и т. д.

В Сербии зарегистрировано более 356 различных видов птиц, большое количество которых проходит по пути их размножения в северной Европе. Многие другие находят подходящую среду обитания для летнего разведения в стране, а некоторые виды мигрируют с севера на зиму в Сербию. Среди размножающихся птиц насчитывается 103 вида, которые считаются европейским концерном по сохранению, и это включает в себя пять видов, которые вызывают глобальную озабоченность: железистая утка, имперский орел, меньшая пустельга, большой дрофа и кукуруза.

В Сербии также имеется значительная часть европейских популяций относительно скудных птиц, таких как сокол-саксофон, небольшая горька, фиолетовая цапля, сова совок и среднепарные и сирийские дятлы. Для получения дополнительной информации о дикой природе в Сербии проверьте Брэдта.

Зимний Никола ведет с собой Никольские морозы, дожидаясь которых говорил деревенский люд : «Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!», «Привезли зиму на санках до Николы - вот тебе и жданная оттепель!» - проносилась молва в народе в ранние зимы, когда чуть ли не с самого Покрова не скидывает белоснежной шубы со своих могучих плеч земля-кормилица.

Население Сербии удивительно разнообразно по своей этнической принадлежности. Даже самый короткий взгляд на демографическую ситуацию в стране показывает, что сегодня Сербия - это всего лишь однородное население, а сербы, по данным последней переписи, составляют немногим более 83% от общей численности населения, венгров - 4% и разнообразия румын, хорватов, Болгары, босняки, русины, словаки, влахи, цыгане и другие составляют оставшиеся 13%.

Чтобы понять, что составляет сербский характер, лучше всего подумать о том, как сербы видят себя. Гордые, щедрые, волевые и смелые - это все прилагательные, с которыми мало кто из сербов найдет аргумент, и нельзя отрицать, что сербский характер сильно индивидуализирован с огромной любовью к дому, семье и нации. Что касается расовых стереотипов, то так называемый «жертвенный» менталитет, о котором говорят сербы, несомненно, больше связан с годами изоляции, чем любая общая, глубоко укоренившаяся психологическая черта.

Святого Николая Чудотворца зовет православный люд великим угодником Божьим и обращается к его защите и заступничеству во всякой беде и напасти, крепко веруя в необоримую силу его святой молитвы перед Господом. Но чаще всего прибегал русский народ под покров Николы, путешествуя по воде. С Николой-угодником связано имя покровителя морей и рек. На него с течением времени перенеслось стародавнее представление древнего славянина-язычника о морском царе. Чудеса, совершенные Николаем-угодником, по словам его жития, на море, дали народу повод к объединению их с чудодейственными свойствами древнеязыческого божества, повелевавшего морскими пучинами. По учению Православной Церкви, молитвами святого Николая усмиряются волнения моря, по его светозарному слову затихают грозные водяные бури.

Есть много аспектов православной религиозной практики, которые занимают центральное место в сербской культуре даже для людей, которые не особенно религиозны. Один из самых важных из них - обычай праздновать славу. Это лучше всего перевести как «похвала» или «слава», это праздник святого покровителя. Каждая семья празднует своего святого, которого считают его защитником. Особая слава унаследована от отца к сыну, и случай объединяет семьи, так как каждое домашнее хозяйство, разделяя одну и ту же славу, обязано отпраздновать это событие вместе.

В старинной новгородской былине о «Садко богатом госте и царе морском» упоминается об этом свойстве великого угодника Божьего. Разыгрался на гуслях Садко, в подводном дворце морского владыки сидючи; расплясался под его гусельную игру морской царь, и поднялась на море буря великая, - что ни час, то грознее. Но вмешался тут Николай-угодник: «Гой еси ты, Садко-купец, богатый гость!» - обращается он, явившись во сне к гусляру подневольному:

В особых случаях, таких как миграция за рубеж, члены семьи могут проводить мероприятие отдельно, но, как правило, оно происходит под одной крышей, это семейный патриарх. Во время славы семейный дом открыт для всех, кто хочет зайти. Чтобы быть отвернутым от сербского дома во время славы, неслыханно, поскольку это принесло бы позор дому. Ритуал Кришны-славы включает в себя разрушение хлеба и освещение свечи священником. Молитва написана над коливо - земляной вареной пшеницей - третьим из трех ингредиентов, центральных для церемонии славы.

Благовония сожжены, и все присутствующие благословляются святой водой, прежде чем священник благословляет и режет хлеб в знак креста. Затем хлеб вращается семейным патриархом, его крестным отцом и священником, прежде чем все собрались, садятся на обед. Это оставалось устной традицией, пока Вук Караджич, великий сербский филолог и ученый, не собрал много эпических стихотворений и не переписал их на бумаге в 19 веке. Богатые и лирические произведения, собранные Караджичем, вскоре привлекли значительное внимание преданных романтического движения.

А рви ты свои гусли звончаты:
Расплясался у тебя царь морской,
А сине море всколебалося,
А и быстры реки разливалися,
Топят много бусы (лодки), корабли,
Топят души напрасные…

Послушался Садко, «изорвал он струны золотые и бросает гусли звончаты, перестал царь морской скакать и плясать: утихло море синее, утихли реки быстрые».
Николе-угоднику дана, по народному представлению, власть над всеми темными силами, скрывающимися в бездне подводной от силы веры в Христа Спасителя и святых его. В преданиях балканских славян передается, что по окончании мироздания, при дележе вселенной между силами небесными Бог-Саваоф передал святому Николаю Чудотворцу - в его полную власть - «все воды и броды».

Сербская эпическая поэзия была переведена на английский, французский и немецкий языки, и Гете и Уолтер Скотт были достаточно восторженны, чтобы перевести ту же классическую работу, что и Хасанагиника. Когда наступает осень, славянские люди готовятся к зиме, готовят айвар, компот и другие божественные продукты. Но, кроме этих препаратов, осень для сербов означает что-то другое. Это период, когда начинается Славас. Если вам интересно, что такое Слава, здесь вы можете узнать все.

Если серб приглашает вас прийти к себе домой на Славу, считайте себя почетным парнем! Это событие очень важно для сербов, и оно представляет собой традицию, которая датируется древними временами, когда славяне принимали христианство, но часть из них до сих пор помнила старых языческих богов. Позднее эти боги превратились в христианских святых.

У нас, на Руси, с незапамятных пор слывет Никола в народе «морским» и «мокрым». Последнее прозвище укрепилось за ним не только потому, что его молитва спасает плавающих по водам, но и оттого еще, что он держит в своей властной руке и воды подземные. Влага, выступающая из-под земли и спасающая поля от засухи, поднимаясь в виде испарений и снова падая на грудь земную дождем, в некоторых местностях признается даром святого Николая чествующему его народу-землепашцу. Потому-то и оставлялась во многих селах на сжатой ниве горсть колосьев «на бороду святому Николе» - обычай, в большинстве случаев связанный с почитанием Ильи-пророка.

Слава отмечается ежегодно и передается из поколения в поколение. Он предназначен для празднования дома, сбора семьи и друзей в одном месте. Сербы используют Славу как отличную возможность встретиться и встретиться с людьми, которых они не видят слишком часто.

Сыновья наследуют святого покровителя от своих отцов и женщин от своих мужей. Некоторые святые покровители могут отмечаться два раза в год, главный день называется Славой, а второй день называется преславой. Слава является частью сербской идентичности, и все сербы говорят, что Слава - один из самых важных дней в году. Даже когда они не живут в Сербии, сербы празднуют Славу во всем мире.

В день 19 декабря, по преданию, Никола-угодник спускается с небесных полей на заснеженную землю и шествует по лицу земли Русской, обходя ее из конца в конец. И убегают от него еще загодя все духи, как огня и молнии Ильи-пророка, боящиеся сурового взгляда святого Николая.
Святой Николай Чудотворец представлялся воображению народа то в образе «доброго деда» (Николай Милостливый), то в виде сурового старца; то облик его проходит богатырской поступью, напоминающей походку Микулы Селяниновича, сына матери сырой земли. Ему приписывалась не только власть над морями, не только защита хлебородных полей, но и многое другое.

Есть четыре элемента, которые должны быть на столе во время Славы, и эти элементы - торт Славы, свеча, красное вино и вареная пшеница. Каждый из этих элементов представляет что-то в христианстве - торт Славы представляет тело Христа, вино - его кровь, приготовленная пшеница представляет собой воскресение Христа, а свеча - символ Христа как света мира.




Семья, которая празднует, обычно готовит огромный праздник с большим количеством еды, такой как сарма, жареные свиньи и ягнята, а затем салат Оливье и кондитерские изделия. Они пьют вино, пиво и ракию, и они пьют много. Это время, когда вся семья собирается.

«Кому на ком жениться, тот в того и родится!», «Всякая невеста - своему жениху невестится!», «Суженого конем не объедешь!», «Сужено-ряжено - не объедешь в кузове», - говорят старинные русские пословицы. И вот, веривший в заступничество Николы Милостливого деревенский люд наделил его силой «связывать судьбу суженых». Отсюда и проистекал соблюдавшийся людьми, твердо памятующими старину, обычай служить после свадебного сговора молебен Николаю-угоднику о благополучии брачующихся. «Смерть да жена - Богом суждена!» - по убеждению народной мудрости. «Судьба придет, по рукам свяжет». И простолюдин, решавшийся на такой важный шаг в жизни, прежде всего вспоминал о своем могучем заступнике.
Вместе с Ильей-пророком и Михаилом-архангелом приписывал народ святому Николаю Чудотворцу участие в перевозе христианских душ через огненные реки, отделяющие пределы земные от мира загробного. Среди благоуханного рая, под густым навесом лавра, распустившего во все стороны белого света свои золотые ветви с серебряными листьями, «на святом ложе», усыпанном пестрыми душистыми цветами, лежит-почивает «святой отец Никола». Приходит к нему, говорит сказание, Илья-громовый. «Вставай, Никола, пойдем в лес, построим корабли и давай перевозить души с того света на этот!» Это предание повторяется с точностью у всех славянских народов, что является явным доказательством нерушимой духовной связи даже у разъединенных судьбами единокровных братьев.

Все это зависит от периода времени и поста.


Это лишь некоторые из святых покровителей и их дни: Св. Николай, Георгий, Иоанн Креститель, Св. Димитрий, Св. Михаил и Св. Интересно, что не только люди, но города, организации, компании, школы и другие учреждения могут также иметь своих святых покровителей и праздновать Славу. Например, все школы в Сербии отмечают Св.




Итак, если вы просто встретите сербских людей, и они пригласили вас на свою Славу, вы должны знать, что это большая честь. Приходите с бутылкой вина и подготовитесь к приятному времени с вкусной едой и дружелюбными людьми. Не оставляйте детей вблизи водоемов без надзора со стороны взрослых.

Уделив святому Николаю Чудотворцу большое место в области своих чудесных сказаний , окружив его имя вереницей обычаев и поверий, рассыпав вокруг его имени яркую россыпь пословиц, поговорок и всяких речений, народ не забыл о нем и в своих заговорах. Вот один из них: «Завяжи, Господи, колдуну и колдунье, ведуну и ведунье уста и язык на раба Божьего (имярек) зла не мыслить. Михаил-архангел, Гавриил-архангел, Никола-милостив! Сойдите с небес и снесите ключи и замкните колдуну и колдунье, ведуну и ведунье и упырю накрепко и твердо. И сойдет Никола-милостив, и снесет железа, и поставит от земли до небес, и запрет тремя ключами позолоченными, и те ключи бросит в окиян-море. В окиян-море лежит камень алатырь: тебе бы, камню, не отложаться, а вам, ключам, не выплывать по мое слово!..»

Краткая информация о том, как действовать. Сегодня в школе вспыхнул Масленичный фестиваль. Школьная община, которая врезалась в школьный двор, пела, танцевала, растоптала и испугала зиму. Скорбь мучеников вместе с Морем сожгла зло и все недостатки. Позже веселье переместилось в классы. Чтобы быть полными круглый год, мы наслаждаемся блинами и другими деликатесами.

Благодаря преподавателям музыки Далии Моцкевичене для участия в мероприятии. Работы Фаусто Римавичюса, Довиле Робачевски, Доминики Андрушкевич, 2а студентов класса были отправлены на выставку «Традиционная девичья маска», организованная Вильнюсским центром этнокультуры.

Под названием Никольщины следует понимать не определенный числом праздничных дней период времени, предшествующий и следующий за зимним Николой.

У того ли, у Николы можайского,
Те мужики новгородские сходилися,
На братчину, на Николыцину,
Начинают пить канун, пива ячные…

Так пелось в старинной песне. Это празднество всегда справлялось в складчину, так как одному хозяину не по силам было принимать всех соседей. Отличительной особенностью его было то, что это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. «Никольщина-братчина» была «обетным» праздником, готовясь к встрече которого варили всей деревней, на общий счет, пиво, разливавшееся до последней капли в один день (кроме Николы Зимнего, это соблюдалось и в некоторые другие праздники). Общее веселье и охота на пиво длились не менее трех-четырех дней, при съезде всех ближайших родственников, но в избранном и ограниченном числе. Худо бывало тому, кто отказывался от складчины и уклонялся от празднования: такого хозяина изводили насмешками в течение всего года, не давали прохода укорами и бранью и отставали и прощали, только когда виновный каялся - призывал священника с молебном и выставлял всем обильное угощение. После этого он уже мог появляться в многолюдных собраниях и не надо было ему огрызаться на всякие укоры - он становился «душевным» человеком.
На Николу приносили мужики к обедне в церковь жареных петухов, баранину и караваи хлеба. Часть этого отдавалась церковному причту за молебен, а остальное шло на угощение съезжавшихся и сходившихся на братчину. «На братчину ездят незваны!», «Братчина судит, ватага - рядит!» - говорили в народе. «На Никольщину и друга зови, и ворога зови, оба друзья будут!» Слово «николить» - праздновать Никольщину - являлось равнозначным словам: пить, гулять, пьянствовать. «Наши заниколили», - говорили в народной Руси, любовно относившейся к своему «веселью», но тут же следом приговаривали: «Что наковал, то и прониколил!», «Дониколился до сумы…»
На окраине России, на Смоленщине, среди стариков наблюдался старинный обычай «свечу сучить». Он состоял в том, что посреди праздничных кушаний подавался (по обычаю) сотовый мед. Поедят - и начнут лакомиться сотовым медом, жевать соты и выплевывать воск в чашку с водой. Из этого воска выйдет потом мирская свеча Николаю-угоднику, толстая-претолстая. Обычай требовал, чтобы, перед тем как есть мед, все молились святому Николаю, чтобы вымолить у Бога для дома достаток, на скотину - приплод, на хлеба - урожай, в семье - согласие.

Эрнест Видинвичус был одним из лучших учеников в первой десятке - финале. 1 марта Мы отправимся в Академию наук. Мы можем радоваться - третий ученик нашей школы находится в финале этого соревнования. Мы гордимся и желаем успеха! Иллюзионист научил детей высококачественному, легко переносимому, но очень тонкому фокусу. Объяснил, что типично для профессионального иллюзиониста и актера.

Школьники и учителя пользовались отличными выступлениями актеров. Замечательно, что представление учит детей любезности. Мы участвовали в литературных битвах за битву. Дети были разделены на три команды. Вопросы были заданы из рекомендованных литературных чтений, студенты были очень активны, правильно ответили на большинство вопросов. Очень доволен вашими результатами. Нам также нравилось быть классным учителем и лидером. После этого была экскурсия по библиотеке. Для детей библиотека оставила огромное впечатление.


Народное крылатое слово ярко рисует картину деревенского веселья, связанного с зимней Никольщиной: «Веселилась Маланья на Николин день, что мирскую бражку пьет, а того Маланья не ведает, что за похмелье мужиков бьют!», «Звали бабы Никольских ребят брагу варить, а того бабы не ведали, что ребята только брагу пьют!», «На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Никольщины валяются под лавкой!», «Знать мужика, что Никольщину справлял, коли на голове шапка не держится!..» В таких поговорках народ сам посмеивался над своим обычаем, но все же не так уж строго порицал его и повторял старые слова: «Никольщина красна пивом да пирогами!», «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пироги печет!», «Городская Никольщина на санках по улице бежит, а деревенская в избе сидит да бражку пьет!», «Горевал мужик по Никольщине, зачем она не целый век живет!»

Один ученик назвал библиотеку благородным дворцом. Мы приглашаем всех учеников участвовать и оценивать их литературные знания. Дети познакомились с экспозицией музея - куклами кукольного театра и различными способами управления ими. Во время образовательной сессии они узнали, как управлять куклами и играть в сказку «Яйцо хата». Семинар предназначен для взрослых, которые находятся в отношениях с детьми и которые передают определенные ценности, правила и обязанности, формирующие поведенческие модели.

Между тем принципы, которые мы будем использовать для обсуждения той или иной темы семинара, подходят для различных композиций, включая лидера и подчиненного, учителя и ученика и т.д. мы поговорим о разных возрастных периодах. В литературе приняли участие поэт Юозас Житкаускас, руководитель проекта Центра культуры Григишкеса. На встрече ученики 2-х классов читали стихи Рамута Скучайте. После этого поэт прочитал последние стихи для детей. Отвечая на вопросы студентов.

Зимний Никола, однако, запечатлелся в памяти русского крестьянина не только всем приведенным выше. День, посвященный памяти святого угодника, ведавшего «все воды и все броды», был в старину днем первого хлебного торга. «Цены на хлеб строит Никольский торг!», «Никольский обоз для боярской казны дороже золота!», «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!» Длинная цепь поговорок, подсказанных многовековым хозяйственным опытом, замыкается наиболее точной из них: «Никольский торг всему указ!»

После события один поспешил сказать теплые слова поэзии, другие - в ожидании автографа поэта. Спасибо поэту за приятное время, слушая работу. Благодарим вас за теплую, искреннюю связь и улыбку в вашем лице. Мы благодарим руководителя проекта Юозаса Житкевичюса за встречу с писателем Рамутом Скучайте.

Там мы увидели балет, кнопка. У нас прекрасная музыка, красочные украшения, выразительный танец. Было весело быть вместе для всех и ненадолго вернуться к предыдущим праздникам. Сегодня школьное сообщество празднует День защитников свободы, и мемориал жив, потому что он свидетельствует.

Суббота, 11 Января 2014 г. 22:08 + в цитатник

19 декабря в народном календаре - Никола Зимний.
Дата по старому стилю: 6 декабря.

В этот день Православная церковь отмечает память одного из самых почитаемых на Руси святых - Николая Угодника, или, как его еще называют,Чудотворца. Согласно житию, преподобный родился в 3 веке в греческой колонии Патаре (Малая Азия). С детства Николай проникся христианской религией и рано принял решение посвятить ей свою жизнь. Целыми днями
отрок проводил в храме, а по вечерам молился и читал книги. Его дядя, епископ Николай Патарский, видя такое усердие, сделал юношу чтецом, а затем и возвел в сан священника. Все свои богатства, полученные в
наследство от родителей, Николай отдал на благотворительность.

Классы показали урок гражданства, когда студенты и преподаватели рассказывали друг другу то, что они знали об этих событиях от родителей, рассказы дедов. Большинство членов общины в День защиты свободы Свободы отмечали символ кампании - «Пропавшее кольцо». Идея забывчивого имени заключается в том, что бойцы сегодня не забыты.

Студенты третьего класса присоединились к еще одной акции «Луг забытого». Во дворе школы незабываемых колец они заложили «Луг свободы». Свободный луг для всех тех, кто был и является важной свободой Литвы, и память о тех, кто защищал ее и спас ее. Конец года - отличная возможность запомнить работу, хорошие люди, важные события, прекрасные события.

Позже Николай стал епископом в городе Мире (на территории современной Турции). Он был ярым проповедником христианства. Николаю также
приписывают разрушение нескольких языческих храмов и многочисленные чудеса, творимые силой молитвы.

На Руси святителя Николая издавна считали защитником оклеветанных, верили, что он может помочь невинно осужденным. Также его называют покровителем моряков, купцов и детей. Ему молились и земледельцы - о
хорошей погоде, о добром урожае. «Второй после Бога заступник», - так говорили о святом Николае наши предки. Нищие, прося милостыню, тоже ссылались на небесного защитника: «Кто Николая любит, кто Николаю
служит, тому святой Николай во всякий час помогает».

День Николы Зимнего крестьяне устанавливали в качестве срока для разного рода сделок и платежей. «Никольский торг всему указ», - говорили в народе, подразумевая, что в этот день устанавливались цены на долгое время вперед. Также на эту дату устраивали братчины, получившие название «никольщин».

С утра люди шли в церковь, служили молебны святому Николаю, а после этого сообща накрывали большие столы и начинали веселиться. «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы - пироги печет»; «На Никольщину зови друга, зови и ворога - оба будут друзья»; «На Никольщину едут мужики с поглядкой, а после Никольщины валяются под лавкой», - такие поговорки сохранила народная память о зимних братчинах.

На Николу никому нельзя было грустить - считалось, что это принесет суровые морозы. Впрочем, в этот день погода и без того обычно бывала студеной. Люди обращали внимание на то, как Никола продолжает работу
святых Варвары и Саввы - морозит реки и озера. «Никола загвоздит то, что Савва намостит», - подмечали наши предки. Если перед Николиным днём выпадал иней, можно было ждать хорошего урожая овса.

Именины в этот день:
Максим, Николай.

О святителю Христов Николае!
Услышь нас, грешных рабов Божих, молящихся тебе,
и моли о нас, недостойных, Создателя нашего и Владыку,
милостивого к нам,
да не воздаст нам по делам нашим,
но по Своей благодати воздаст нам.
Избавь нас, угодниче Христов, от зол, находящих на нас,
и укроти волны страстей и бед, восстающих на нас,
да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть,
и не погрязнем в пучине грехов и в тине страстей наших.
Моли, святителю Николае, Христа Господа Бога нашего,
да подаст нам мирную жизнь и прощение грехов,
душам же нашим спасение и великую милость,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Николай Угодник
Прошу тебя Угодник Божий
Святой великий Николай!
В житейском море утопаю,
Мне руку помощи подай.
К твоей иконе припадаю,
Меня Угодник мой спаси.
Прошу Тебя Угодник Божий,
Молитву Богу донеси.
Враги повсюду окружают,
Мне преграждают все пути.
Моей погибели желают,
И чтоб в блаженство не войти.
Но ты заступник мой Великий
Для всех желанный и родной
Прошу тебя Угодник Божий
Умилосердствуй надо мной.
Ты ведь щедротами своими
Спасаешь в море корабли
Прошу тебя угодник Божий
Прошу, в скорбях мне помоги.
Ты до конца для всех таился
И узелочек злата положил
Родитель - старец помолился
От лживых мыслей ты их отклонил.
Неисчерпаемое чудес море
Угодник Божий совершил
И, только где явилось горе
Ты всем на помощь приходил.
И перед Господом Великим
Тебя Угодник мой молю
Проси у Господа прощенья
За душу грешную мою...