Субъективное мнение - это что значит? Субъективное и объективное мнение - в чем отличие? §3.Мнение субъективное и объективное

Любой человек мыслит и делает свои умозаключения своих знаний и чувств. Чувства, как известно, сугубо индивидуальны. Даже понимание такого простого чувства как у разных людей расходится, что отражается не только в быту, но и .

Таким образом, точка зрения человека и его мировосприятие основывается на пережитом опыте. Несмотря на то, что опыт может быть одинаковым, его интерпретация окажется для отдельного человека своей, отличной от множества других – она будет субъективной.

Получается, что каждый человек обладает своим субъективным мнением и, практически, каждый день сталкивается с другими субъективными мнениями друзей, знакомых и т.д. На основе этого между людьми возникают споры и дискуссии, развивается наука и движется прогресс.

Субъективное мнение – это то, что присуще одному человеку, индивидуально представление окружающего по средствам собственных эмоций и мыслей.

Объективность и объективное мнение

Объективное мышление не свойственно ни одному человеку. Хоть и считается, что чем кругозор человека шире, тем больше объективности в его мнении, само понятие «объективность» гораздо шире.

Объективность – это независимое от человека, его желаний и мнений, свойство предмета. Поэтому такого понятие, как «объективное мнение» в прямом значении существовать не может.

Что же тогда подразумевают люди, когда употребляют это выражение? Чаще звание человека, имеющего объективное мнение, получает тот, кто не участвуют в какой-либо ситуации, и, находясь за ее пределами, может оценить происходящее «со стороны». Но даже этот человек рассматривает мир через призму своих личных представлений.

Также к объективному мнению можно отнести совокупность субъективных мнений. Но здесь тоже есть свои подводные камни. Если собрать все мнения воедино, получится огромный клубок противоречий, из которого невозможно вывести .

Противоречия и абсолютная истина

Наука стремится к объективности. Законы физики, математики, и других научных сфер существуют вне зависимости от человеческих знаний и опыта. Но кто открывает эти законы? Конечно, ученые. А ученые – это обыкновенные люди, с большим запасом научных знаний, основанных на опыте других ученых и т.д.

Получается, что понимание всех открытых законов Вселенной, это обыкновенное скопление субъективных мнений. В философии существует понятие объективности, как сумма всех возможных субъективных вариантов. Но сколько бы ни существовало этих вариантов – собрать их воедино невозможно.

Таким образом, зародилось понятие абсолютной истины. Абсолютная истина – это исчерпывающее понимание существующего, самая «объективная объективность» и достичь такого понимания, как говорят философы, невозможно.

Поэтому, услышав «с объективной точки зрения», относитесь к следующим словам критично и не забывайте, что на любое «объективное мнение» при желании можно найти еще десяток объективных возражений.

Общаясь между собой, люди делятся друг с другом впечатлениями, дают оценки фактам и событиям, основываясь на своем понимании происходящего, как говорится, «со своей колокольни», т.е. имеют свое субъективное мнение. Что это - задумывается далеко не каждый.

Что такое субъективность?

Человек - это субъект , в прямом и переносном смысле: так иногда называют личность определенного склада или стиля поведения. Существует также философская категория субъекта, в основе которой лежат такие понятия, как сущность, индивид, обладающие сознанием и волей, познающие мир и практически преобразующие его.

С точки зрения грамматики это корень, от которого происходят родственные слова:

  1. Субъективность - это конкретные представления человека обо всем, что нас окружает, основанные на его чувствах, мыслях, ощущениях. Иначе - это точка зрения, сформированная в результате полученных знаний и размышлений, мировоззрение;
  2. Субъективное - это личное, внутреннее состояние, переживания. Данная категория свидетельствует также о взаимодействии людей между собой и с окружающей действительностью, их иллюзиях и заблуждениях.

Разные области знания по-своему определяют субъект:

  • В философии он имеет обобщенное понимание;
  • В психологии в его качестве выступает внутренний мир человека, его поведение;
  • Есть логические и грамматические толкования.

Существуют также субъекты преступления, права, государства и т.д.

Чем объект отличается от субъекта?

Объект , с латинского - это предмет, нечто внешнее, существующее в реальности и служащее для изучения и познания человеком, субъектом . С данным термином связаны ряд философских, да и просто жизненных, понятий:

  1. Объективность - способность человека (субъекта) давать оценку и вникать в суть какой-либо проблемы, исходя из принципа максимальной независимости от собственных взглядов на предмет;
  2. Объективная реальность - это мир вокруг нас, существующий помимо нашего сознания и представления о нем. Это - материальная, природная среда, в отличие от субъективной, внутренней, к которой относятся психологические состояния человека, его духовность;
  3. Объективная истина определяется как правильное понимание человеком (через его сознание) окружающей действительности и ее содержания. К ней относится и научная истина, верность которой подтверждена на практике.

В целом понятие истины очень многогранно. Она бывает еще абсолютной, относительной, конкретной и даже вечной.

Что такое мнение?

В общепринятом представлении оно подразумевает взгляд человека на что-либо, его оценку или суждение, и происходит от старославянского мьнити ‒ предполагаю, думаю. Близкими к нему по смыслу являются:

  • Убеждение - это уверенность, осмысленность своего мировоззрения в какой-либо

области знания, построенное на основании изучения и анализа идей, сведений и их сознательной оценки;

  • Факт, от латинского «свершившееся», это конкретный, реальный результат какого-либо дела или исследования (в отличие от гипотезы или предположения), который основывается на знании и подтверждается проверкой на практике;
  • Аргумент, или довод - это способ доказательства истинности какого-либо утверждения с помощью логических построений, основанных на знаниях и фактах;
  • Знание есть результат, мышления, познания, получения человеком достоверной информации, формирование у него правильного отражения действительности.

Высказывая мнение, мы не обязаны подтверждать его фактами , поэтому оно может изменяться вместе с ними. Оно зачастую имеет яркий эмоциональный фон, произвольную, субъективную интерпретацию события или явления: у людей бывают разные мнения об одном и том же. Это не требует доказательств и четкой аргументации.

Отличие субъективного от объективного мнения

Мало кто из людей сомневается в своей объективности, высказывая какое-то суждение по тому или иному вопросу, однако всё не так просто:

  • Каждый из нас имеет собственное мнение , даже если мы не высказываем его вслух, и оно - всегда субъективно , это есть аксиома;
  • Объект, как известно, существует независимо от нашего сознания и является предметом нашей деятельности. Он по определению мнения не имеет, в отличие от субъекта (человека), который сам в ряде случаев может стать объектом изучения, например, в психологии или социологии;
  • Синонимами объективности являются независимость , беспристрастность , непредубежденность , непредвзятость , справедливость . Все эти понятия применимы к человеку и его мнению, но очень сложно подобрать мерку, критерий, с помощью которого можно было бы проверить его истинность.

Понятие мнения неразрывно связано с индивидом, человеком, т.е. субъектом, обладающим сознанием и способностью ориентироваться в окружающей действительности, оценивать ее в меру своих знаний и возможностей.

Бывает ли мнение независимым?

Можно ли быть объективным, не будучи независимым, или наоборот? Игра слов-синонимов. Понятие независимости можно трактовать по-разному, исходя из области применения:

  • Как философская категория, она связывается с понятием бытия, выступая в качестве объекта, имеющего самостоятельную ценность и не зависящего от внешних воздействий. Однако в реальном мире всё существует в тесной связи друг с другом;
  • Социология отождествляет ее с такими понятиями, как самостоятельность (экономическая, политическая, культурная), суверенитет. С одной стороны, независимость позволяет раскрыть внутренний потенциал страны, с другой - может привести к ее самоизоляции, и здесь важен баланс;
  • С точки зрения психологии, это означает способность индивида не зависеть в своих поступках от внешних влияний и требований, а руководствоваться только своими внутренними потребностями и оценками.

Независимость (в том числе взглядов и убеждений) проявляется в способности человека, коллектива, государства защитить себя от давления извне, но вынужденного с ним считаться, т.е. независимость - понятие относительное.

Мнение бывает частное, групповое, общественное. Все они характеризуются одним общим понятием, это - субъективное мнение. Что это означает - в каждом отдельном случае объяснит наука, а коротко - это то, что мы думаем обо всем на свете .

Видео про субъективные образы

В данном ролике профессор Виталий Зазнобин расскажет, чем отличаются объективные образы от субъективных:

Человечество. О. предполагает освобождение от «наблюдателя», выносящего о мире и всегда исходящего из определенной т.зр.
Абсолютная О. недостижима ни в одной области, включая научное . Тем не менее объективного знания - одна из наиболее фундаментальных ценностей науки. О. исторична: мнения, представлявшиеся объективными в одно , могут оказаться субъективными в др. Напр., астрономы более двух тысяч лет считали вполне объективной геоцентрическую картину мира; потребовалось несколько столетий и усилия выдающихся ученых и философов (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей и др.), чтобы показать, что более объективной является гелиоцентрическая картина.
Хотя постоянно стремится к О., и субъективное, и вера в ней существенным образом переплетены и нередко взаимно поддерживают друг друга. Знание всегда подкрепляется интеллектуальным чувством субъекта, и предположения не становятся частью науки до тех пор, пока что-то не заставит в них поверить. Субъективная вера стоит не только за отдельными утверждениями, то и за целостными концепциями или теориями. Особенно наглядно это проявляется при переходе от старой теории к новой, во многом аналогичном «акту обращения» в новую веру и не осуществимом шаг за шагом на основе логики и нейтрального опыта. Как показывает науки, такой переход или происходит сразу, хотя не обязательно в один прием, или не происходит вообще при жизни современников новой теории. «Коперниканское учение приобрело лишь немногих сторонников в течение почти целого столетия после смерти Коперника. Работа Ньютона не получила всеобщего признания, в особенности в странах континентальной Европы, в продолжение более чем 50 лет после появления «Начал». Пристли никогда не принимал кислородной теории горения, так же как лорд Кельвин не принял электромагнитной теории и т.д.» (Т. Кун). М. Планк замечал, что «новая научная прокладывает дорогу к триумфу не посредством убеждения оппонентов и принуждения их видеть в новом свете, но скорее потому, что ее оппоненты рано или поздно умирают и вырастает поколение, которое привыкло к ней».
Определенная верований лежит в основе не только отдельной теории, но и самой науки в целом. Эта система задает предпосылки научного теоретизирования и определяет то, что отличает научное от идеологического, утопического или художественного мышления. Совокупность мыслительных предпосылок науки размыта, значительная их часть носит неявного знания. Этим прежде всего объясняется, что науку трудно сколь-нибудь однозначно отграничить от того, что наукой не является, и определить исчерпывающим перечнем правил.
Предпосылочным, опирающимся на неявные, размытые верования и в этом смысле субъективным является и мышление целой исторической эпохи. Совокупность этих верований определяет мышления эпохи, ее интеллектуальный . Стиль мышления почти не осознается той эпохой, в которую он господствует, и подвергается определенному осмыслению и критике только в последующие эпохи. Переход от стиля мышления одной эпохи к стилю мышления др. (и значит, от одного общего типа О. к др.) является стихийно-историческим процессом, занимающим довольно длительный период.
Конкретные науки различаются своими характерными типами О. К. Леви-Строс пишет, в частности, об О. (физической) антропологии, что она не только требует от исследователя абстрагироваться от своих верований, предпочтений и предрассудков (подобная О. свойственна всем социальным наукам), но и подразумевает большее: « идет о том, чтобы подняться не только над уровнем ценностей, присущих обществу или группе наблюдателей, но и над методами мышления наблюдателя... Антрополог не только подавляет свои чувства: он формирует новые мышления, способствует введению новых понятий времени и пространства, противопоставлений и противоречий, столь же чуждых традиционному мышлению, как и те, с которыми приходится сегодня встречаться в некоторых ответвлениях естественных наук». Неустанный поиск антропологией О. происходит только на уровне, где явления не выходят за пределы человеческого и остаются постижимыми - интеллектуально и эмоционально - для индивидуального сознания. «Этот чрезвычайно важен, - подчеркивает Леви-Строс, - поскольку он позволяет отличать О., к которому стремится , от О., представляющей для других социальных наук и являющейся, несомненно, не менее строгой, чем ее тип, хотя она располагается и в иной плоскости». Антропология в этом отношении ближе к гуманитарным наукам, стремящимся оставаться на уровне значений (смыслов).
В зависимости оттого, какое из употреблений языка имеется в виду, можно говорить об О. описания, О. оценки и О. художественных образов (в последних наиболее ярко выражаются экспрессивная и оректическая ).
О. описания можно охарактеризовать как степень приближения его к истине; промежуточной ступенью на пути к такой О. стала . О. оценки определяется ее эффективностью, являющейся аналогом истинности описательных утверждений и указывающей, в какой мере способствует успеху предполагаемой деятельности. Эффективность устанавливается в ходе обоснования оценок (и прежде всего - их целевого обоснования), в силу чего О. оценки иногда, хотя и не вполне правомерно, отождествляется с ее обоснованностью.
К. Маркс отстаивал идею, что групповая субъективность совпадает с О., если это - субъективность передового класса, т.е. класса, устремления которого направлены по линии действия законов истории. Напр., буржуазные социальные теории субъективны, поскольку их сверхзадача - сохранение капиталистического общества, что противоречит законам истории; пролетарские революционные теории объективны, ибо они выдвигают цели, отвечающие этим законам. Согласно Марксу, положительно ценным объективно является то, чего требуется законами истории. В частности, если в силу таких законов неизбежен революционный переход от капитализма к коммунизму, то объективно хорошим будет все, что отвечает интересам пролетарской революции и задачам построения коммунистического общества.
История представляет собой, однако, смену уникальных и единичных явлений, в ней нет прямого повторения одного и того же, и потому в ней нет законов. Отсутствие законов исторического развития лишает основания идею, что оценка из субъективной способна превратиться в объективную и истинной. Оценки в отличие от описаний не имеют истинностного значения; они способны быть лишь эффективными или неэффективными. Эффективность же в отличие от истины всегда субъективна, хотя ее субъективность может быть разной - от индивидуального пристрастия или каприза до субъективности целой культуры.
В науках о культуре можно выделить три разных типа О. (см. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК). О. социальных наук (экономическая наука, социология , демография и др.) не предполагает понимания изучаемых объектов на основе опыта, переживаемого индивидом; она требует использования сравнительных категорий и исключает «я», «здесь», «теперь» («настоящее») и т.п. О. гуманитарных н а у к (история , антропология, лингвистика и т.п.), напротив, опирается на систему абсолютных категорий и на основе абсолютных оценок. И наконец, О. нормативных наук (этика , эстетика, искусствоведение и т.п.), также предполагающая систему абсолютных категорий, совместима с формулировкой явных оценок, и в частности явных норм.
В эпистемологии 17-18 вв. господствовало , что О., обоснованность и тем самым научность необходимо предполагают , а утверждения, не допускающие квалификации в терминах истины и лжи, не могут быть ни объективными, ни обоснованными, ни научными. Такое убеждение было вызвано в первую очередь тем, что под наукой имелись в виду только ; социальные и гуманитарные науки считались всего лишь преднауками, существенно отставшими в своем развитии от наук .
Сведение О. и обоснованности к истине опиралось на убеждение, что только истина, зависящая лишь от устройства мира и потому не имеющая градаций и степеней, являющаяся вечной и неизменной, может быть надежным основанием для знания и действия. Там, где нет истины, нет и О., и все является субъективным, неустойчивым и ненадежным. Все формы отражения действительности характеризовались в терминах истины: речь шла не только об «истинах науки», но и об «истинах морали» и даже об «истинах поэзии». Добро и оказывались в итоге частными случаями истины, ее «практическими» разновидностями. Редукция О. к истинности имела своим следствием также сведение всех употреблений языка к описанию: только может быть истинным и, значит, надежным. Все др. употребления языка - оценка, обещание, декларация ( мира с помощью слов), экспрессив, оректив, предостережение и т.д. - рассматривались как замаскированные описания или объявлялись случайными для языка, поскольку казались субъективными и ненадежными.
В . 19 в. позитивисты объединили разнообразные неописательные утверждения под общим названием «оценок» и потребовали решительного исключения всякого рода «оценок» из языка науки. Одновременно представители философии жизни, стоявшей в оппозиции позитивизму, подчеркнули важность «оценок» для всего процесса человеческой жизнедеятельности и неустранимость их из языка социальной философии и всех социальных наук. Этот об «оценках» продолжается по инерции и сейчас. Однако очевидно, что если социальные и гуманитарные науки не будут содержать никаких рекомендаций, касающихся человеческой деятельности, существования таких наук станет сомнительной. Экономическая наука, политология, лингвистика, и т.п., перестроенные по образцу физики, в которой нет субъективных и потому ненадежных «оценок», бесполезны.
Не только описания, но и оценки, нормы и т.п. могут быть обоснованными или необоснованными. Действительная , касающаяся социальных и гуманитарных наук, всегда содержащих явные или неявные оценочные утверждения (в частности, двойственные, описательно-оценочные высказывания), состоит в том, чтобы разработать надежные критерии обоснованности и, значит, О. такого рода утверждений и изучить возможности исключения необоснованных оценок. Оценивание всегда субъективирует, в силу чего отстоят дальше от идеала О., чем науки о природе. Вместе с тем без такого рода субъективации и тем самым отхода от О. невозможна человека по преобразованию мира.
В естественных н а у к также имеются разные типы О. В частности, физическая О., исключающая телеологические (целевые) объяснения, явным образом отличается от биологической О., обычно совместимой с такими объяснениями; О. космологии, предполагающей «настоящее» и «стрелу времени», отлична от О. тех естественных наук, законы которых не отличают прошлого от будущего.
Проблема О. художественных образов остается пока почти неисследованной. Аргументация (и прежде всего ) объективирует поддерживаемое положение, устраняет личностные, субъективные моменты, связанные с ним. Однако в художественном произведении ничего не нужно специально обосновывать и тем более доказывать, напротив, надо отрешиться от желания строить цепочки рассуждений и выявлять следствия принятых посылок. И вместе с тем может быть не только субъективным, но и объективным. «...Сущность художественного произведения, - пишет К.Г. Юнг, - состоит не в его обремененности чисто личностными особенностями - чем больше оно ими обременено, тем меньше речь может идти об искусстве, - но в том, что оно говорит от имени духа человечества, сердца человечества и обращается к ним. Чисто личное - это для искусства ограниченность, даже порок. «Искусство», которое исключительно или хотя бы в основном личностно, заслуживает того, чтобы его рассматривали как ». По поводу идеи З. Фрейда, что каждый является инфантильно-автоэротически ограниченной личностью, Юнг замечает, что это может иметь силу применительно к художнику как личности, но не приложимо к нему как творцу: «ибо творец ни автоэротичен, ни гетероэротичен, ни как-либо еще эротичен, но в высочайшей степени объективен, существенен, сверхличен, пожалуй, даже бесчеловечен или сверхчеловечен, ибо в своем качестве художника он есть свой , а не человек».

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

1) характер, освобождение от всего субъективного, от субъективных влияний; , нейтральность. Объективностью также называют способность что-либо наблюдать и излагать «строго объективно». Но такой способностью человек не обладает. Напротив, во всяком познании и высказываниях любого рода взаимодействует весь факторов, относящихся к телесному, душевному и духовному бытию индивида, включая и действующие в нем подсознательные силы и трансцендентные переживания. Поэтому подлинная объективность достигается лишь весьма приблизительно и остается для научного труда идеалом; 2) духовная совершать не ради личной выгоды, а во высшего порядка. Предпосылкой объективности является способность непредвзято и без предрассудков вникать в содержание дела, порядку вещей и преданность делу.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ОБЪЕКТИВНОСТЬ" в других словарях:

    Беспристрастность, беспристрастие, нелицеприятность, непредубеждённость, непредвзятость, справедливость; непредубежденность, независимость, нелицеприятие, честность. Ant. необъективность, пристрастность, пристрастие, предубеждённость,… … Словарь синонимов

    - (от слова объект). Свойства предмета сами по себе, независимо, от того, как они представляются наблюдателю. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОБЪЕКТИВНОСТЬ от слова объект. Предметность, наглядность.… … Словарь иностранных слов русского языка

    объективность - 1. Действительное; независимое от воли и сознания субъекта существование предметов, явлений и процессов, их свойств и отношений, всего мира в целом; принадлежность к так называемой объективной реальности. 2. Содержание знания, соответствующие… … Большая психологическая энциклопедия

Понятие объективности информации является относительным. В ходе информационного процесса степень объективности информации всегда понижается. Это свойство учитывают, например, в правовых процессах, где по-разному обрабатываются показания лиц, непосредственно наблюдавших события, и лиц, получивших информацию косвенным путем (посредством умозаключений или со слов третьих лиц).

В неменьшей степени объективность информации учитывают в исторических дисциплинах. Одни и те же события, зафиксированные в исторических документах разных стран и народов, могут выглядеть совершенно по-разному.

Специалисты располагают необходимыми методами для тестирования объективности и создания новых, более достоверных данных путем сопоставления, фильтрации и селекции исходных данных;

Доступность информации.

Доступность информации - это мера возможности получить ту или иную информацию.

Актуальность информации.

Актуальность - это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.

Несвоевременность поступления информации, во-первых, затягивает процесс принятия решения, ведет к реализации деятельности в условиях большей неопределенности, а во-вторых, приводит к снижению ценности и достоверности информации, так как на момент принятия на ее основе корректирующих действий она в какой-то мере устаревает.

Однако нельзя согласиться с мнением, что несвоевременно поступившая информация не имеет никакой ценности. Это неверно по следующим причинам:

    во-первых, информация используется многократно, и, следовательно, она может быть эффективно использована при принятии аналогичных или других информационных решений;

    во-вторых, эта информация может быть использована для корректировки уже принятого решения;

    в-третьих, она может быть использована при выявлении причин неэффективности ранее принятых решений, уточнении методов принятия решений в условиях неопределенности и выявлении уровней риска при несвоевременности поступления различных видов информации.

Ценность информации - это степень ее важности, необходимости для принятия информационных решений.

Определение ценности информации - субъективный процесс, и в большинстве случаев нет объективных критериев определения ценности конкретных видов информации при принятии информационных решений.

Существует, например, подход, в рамках которого ценность информации определяется приращением вероятности достижения цели вследствие получения той или иной информации*(39). Но практическое применение этого подхода затруднено тем, что, как правило, невозможно определить с достаточной точностью вероятности достижения конкретной цели до и после получения информации.

Попытки связать понятие ценности информации с понятием цели представляются весьма плодотворными, однако имеющиеся пути к количественной оценке ценности пока мало эффективны, ибо они основаны на использовании предварительных оценок априорных вероятностей цели, знания и последовательных действий потребителя. Это осложняется и тем, что очень трудно сформулировать в информационных понятиях цель, стоящую перед потребителем информации.

Кроме того, ценность не является чисто природным свойством информации, а образуется в результате предметно-практического взаимодействия объекта (информации) и субъекта (пользователя). Любая ценность обусловлена практикой, понимаемой в самом широком смысле этого слова, и практика выступает как объективный определитель ценности.

Ценность является тем, что требуется человеку для его практически-познавательной деятельности, а практика способствует объективности оценок.

Ценность объективна как порождение практического отношения (взаимодействия) объекта и субъекта; она объективна, так как образуется в процессе общественно-исторической практики, хотя ее объективность может и не осознаваться субъектом. Следовательно, оценка ценности субъективна. Эта оценка как выражение субъективного отношения к ценности может быть истинной, если она адекватна ценности, или ложной, если она ценности не соответствует.

Информация как объект научного исследования и изучения предполагает выделение семантических, лингвистических, прагматических и технических аспектов.

В семантическом аспекте исследования направлены на решение проблемы точности передачи смысла сообщений с помощью кодированных сигналов;

Разве можно полностью, предельно и и несомненно доверять представлениям современной науки? Если она, как хорошо известно из истории, меняла весьма сильно свои воззрения?! И будет менять!
Истинно - это то, что "объективно"? А то, что "объективно" - истинно?
А что такое "объективность"?
Это всё то, что есть одинаково или близко между собой для всех воспринимающих людей? Или хотя бы для большинства людей?
Большинство, например, считает, что данное чёрное, а то белое и потому это утверждение считается "истинным". А кто-то из меньшинства уверен, что имеется, по меньшей мере, пятьдесят оттенков серого и сорок зелёного! И по прошествию некоторого времени, "вдруг" большинство меняет своё мнение и соглашается, что оттенков цветов много... И это новое представление становится "объективным"... То есть, "объективное" - это совсем не обязательно "истинное"!
Считается, что "объективное" не зависит от желания и мнения или способностей отдельного, конкретного человека. Человек может "видеть" и "слышать" только так, как позволяют его личностные ограниченные способности и технические возможности!
Можно ли к себе относиться "объективно"?
Вопрос, конечно, интересный. Ты лично к себе относишься обычно хорошо. Так? Ну неприятно, дискомфортно относиться к себе плохо, хотя ты может не очень хороший человек. Объективно. В противном случае будет депрессия.
- А что такое, вообще, означает это слово "объективно"?
- Оно означает, что это не "субъективно"!
Вроде понятно, на первый взгляд, как и со всеми словами очевидно "понятными" для уровня понимания детей...
Глядя на этот скорбный мир, я пришёл к однозначному выводу, что любая (!!!) информация, любые события воспринимаются большинством людей не как набор фактов, не как нечто якобы "объективное" или "субъективное"...
У каждого человека заведомо есть сформировавшаяся вполне определённая общая "картина события", "картина мира", набор штампов, клише, ячеек... Человек привык всё понимать именно так, как привык... Вполне искренне. И такие люди всё воспринимают только в парадигме, только в рамках, руслах этих представлений. Всё, что не подходит под их заранее имеющееся отношение и способ понимания, отбрасывается, не замечается, этому не придаётся значимого значения, это не замечается...
Например, некто А - негодяй. Это "известно". В - хороший. Это "очевидно". С - хорошо. Так считают, к примеру, все мои друзья. Д - плохо. Хорошо известно...
Человек в это искренне верит. А человек-обычный интеллектуально слаб и ленив... Бессознательно или надсознательно человек имеет то, что "на самом деле" для него есть истинно. То есть всё.
Что бы не происходило, что бы человеку не говорили, такой человек всё будет трактовать в рамках этих своих общих шаблонных, стереотипных пониманий и представлений.
Большинство людей "зомбировано" набором "исторически" сложившихся у них представлений обо всём... Особенно взрослый человек. Человеку очень трудно выйти за пределы своего штампованного мышления. Это удобно, это не требует больших умственных усилий... Это понятно. Это не напрягает...
Таких никогда не "переспорить". И не надо! Пусть идут своим лесом... Горбатых и могила не исправит...
"Объективное" - это нечто обязательно верное для всех людей!? Так? Объективное отношение, объективное мнение, объективное суждение, объективность - это всё то, что не зависит от личностных качеств человека, не субъективно, лично. А словом "субъективное" мы характеризуем нечто специфическое, личностное, индивидуальное, собственное, присущее только данной особи, конкретному человеку.
"Объективно" - это значит совершенно независимо от конкретных особенностей воспринимающего и говорящего субъекта! То есть, это не несёт на себе качеств, особенностей личности, не субъективно. А разве это возможно, в принципе? Ведь всегда говорю и выражаю мысли только я лично или кто-то персонально. Это факт. А откуда тогда берётся "объективное" мнение?
- Не понял. Ведь думаю лично я, а не кто-то на облаке... Всё, что исходит от меня - это всегда есть "субъективно"?
- Ну это совсем просто: субъективно - это всё то, что ты лично думаешь о чём-то или ком-то и что отличается от дум других людей... Это мнение отдельного субъекта - человека. Отличается от всех иных по его личным признакам.
- Значит объективно - это мнение, представление большой группы лиц, толпы, общества, государства? Одинаковое для всех. А где это мнение формируется и находится?
- В головах некоторых, отдельных людей! Субъектов.
- Так мнение отдельного субъекта - это же субъективное мнение, по определению! Получается, что "объективное" мнение всегда возникает в головах конкретных субъектов и высказывается этими отдельными личностями? Как, в таком случае, выяснить, что это мнение объективно, а не наоборот?
- Ну, когда это "мнение" одновременно разделяется многими людьми, когда они считают, что оно возникло у них само-собой, и когда оно совпадает... Групповое, коллективное, так сказать, мнение. И главное - одинаковое.
- А большинство не может ошибаться?
- Ещё как может и ошибается. Почти всегда. История свидетельствует.
- ???
- Пока какой-нибудь субъект не объяснит этому большинству, что они не правы!
- Так это же невозможно! Большинство же всегда считает себя правым. Это же основной принцип демократии!
- Да! Демократия такая вот объективная штука!
- Но, получается, что "объективное мнение" - это мнение самого умного субъекта общества, с которым все согласились?
- Ну, что-то вроде того... Все должны признать, согласиться, что кто-то высказал "объективное мнение" и оно также признаётся верным у них в головах. Обычно это признание происходит после смерти этого субъекта. Так сложилось. Чтобы не портил объективности...
- Значит любое "объективное" мнение - это всегда мнение какого-то отдельного субъекта - субъективное мнение, - которое все люди считают верным.
- Да! Они в это верят. Вера - основа знания!
- Так в чём же принципиальная, философская, научная разница между "объективным" и "субъективным" мнением?
- Только в степени веры в его правоту. Верности. Справедливости. Правде. Одержимости этой правдой...
- А если кучка людей средствами массой информации начинает всем навязывать, что вот это мнение и есть самое верное, правильное и справедливое?
- Так и есть! Обычное сейчас дело. Для противостояния этому у людей и есть субъективное мнение. Критерием истинности объективного мнения является мнение субъективное!
- Диалектика, блин... Получается, что объективно объективного мнения в природе нет.
- Да! Нет!
- Людям всегда преподносят некое мнение, которое называют объективным. Человек верит, если в это верят все вокруг. Это главный критерий "объективности"?
- Не хочешь верить - думай. А это мало кто может делать. Всегда так было. Для этого надо столько знать, сколько никто не знает...
- Значит проще поверить и жить как все - объективно, по их субъективным представлениям?
Субъективное - вовсе не противоположно объективному. Любое "субъективное" вполне может быть "объективным" - если в него поверят миллионы. А нечто "объективное" совсем не обязательно есть не "субъективное" и "истинное". Истинность - это иная категория, не обязательно связанная с "объективностью".
Субъективное может быть истинным в объективном смысле, но считаться в определённых обстоятельствах неправильным.
Объективное считается реально существующим независимо от индивидуальных качеств конкретных субъектов его носителях.
Субъективное же, это то, что несёт на себе различия и вносит особенности в формулировку и понимание, в силу индивидуальности качеств конкретных личностей.
Объективное производится из субъективного путём отсечения специфического, конкретного, личностного, возникает как форма обобщения представлений отдельных людей. Оно всегда единое, одинаковое по основным, корневым, главным параметрам и сути для всех и каждого. Но не обязательно является истинным.

Рецензии

Вы сами сказали, что объективное не зависит от мнения человека. Такие объекты, значит, и нужно рассматривать. Например. Земля крутится вокруг Солнца, Солнце летит по своей траектории в галактике и так тыщи лет. Это объективно, не зависит от нашего мнения. так же- 2+2=4 -это объективно, не зависит от мнения.
Даже если это высказывает субъект, это не означает, что какой-то фундаментальный закон вселенной рожден субъектом.
В этом случае субъект только транслирует полученное знание.(вы скажете, что оно может быть не точным. Да, может быть, а может быть оно просто не полное, а часть, но все равно, если это часть, то оно все равно остается объективным, не зависящим от нас)

Объективное это - не когда совпало мнение, а это - конкретный факт или даже закон(физический и тп). Если какое-то явление сомнительно и не понятно, то проверяется многократными экспериментами, и только тогда делается вывод - о правильности нашего умозаключения и тп.
Законы природы объективны, а не выдуманы субъектами. Иначе, мы не могли бы на них опираться, как на фундамент множества открытий.

Мы опираемся на законы природы не потому, что мы в них верим, а потому, что они существуют объективно и без нашей веры в природе вселенной.

Еще пример.. собрались сто человек, или тысяча.. и очень сильно верят, что размахивая руками они полетят к облакам как птицы(без приспособлений).. но.. сколько бы они не размахивали и верили, они останутся на земле. Потому что - против объективных Законов Природы не попрёшь - верь-не верь, а ты раб этих законов и рамок Природы(Вселенной).