Строение мозга. Отделы мозга и за что они отвечают. Головной мозг: структура и функции За что отвечают отделы мозга

Головной мозг представляет собой орган, находящийся в черепной коробке и состоящий из нейронов и их отростков. Подобные волокна связаны между собой и взаимодействуют, формируя сложные импульсы, отвечающие за деятельность всего организма. Являясь одним из ключевых отделов ЦНС, головной мозг обеспечивает её правильное функционирование и выполняет когнитивные задачи. Функции головного мозга обусловлены его строением и частями, которые его формируют.

Центральный отдел нервной системы формируется из 5 основных отделов:

  • конечного;
  • промежуточного (гипофиз, таламус, гипоталамус);
  • заднего (мост, мозжечок);
  • среднего;
  • продолговатого.

Функционал конечного мозга

Высшая нервная деятельность признана важнейшей из задач конечного мозга. Она нацелена на объединение и управление всех органов и систем организма. Базовый механизм работы коры полушарий этой части органа, состоящего из нейронов, тесно взаимодействует с условными типами рефлексов. Они, в свою очередь, отвечают за психическое поведение человека. Основные составляющие этого органа – это оба полушария большого и обонятельного мозга, в том числе мозолистое и полосатое тело.

На левое полушарие возложена роль абстрактного мышления, формирование правильной речи. Этот сегмент также призван справляться с логическими и аналитическими функциями. В этой части формируются наиболее сложные действия (к примеру, двигательные акты), и формируется абстрактное, инвариантное и обобщенное узнавание.

Здесь же также зарождается аналитическое восприятие, строятся математические вычисления и осуществляется управление органами правой половины тела человека, установление сходства и выполнение других задач.

В том случае, если повреждается только левое полушарие, нарушаются когнитивные функции и может развиться апраксия, аграфия, алексия. Кроме того, в подобных случаях существует риск нарушения логики и анализа.

Презентация: "Строение головного мозга"

Правое полушарие отлично справляется с конкретным мышлением, фиксированием эмоциональной окраски и правильным оцениваем неречевых звуков. Это же часть отдела нервной системы заботится о способности играть на музыкальных инструментах и оценивать музыку, а также общем, конкретном и целостном восприятии (к примеру, зрительное восприятие). Это полушарие выполняет управление органами левой половины туловища и обрабатывает информацию слева.

Функционал полосатого тела тесно связан с регулировкой тонуса мышечной массы и координацией работы внутренних органов. За счёт этого типа подкорковых ядер осуществляются поведенческие реакций и формируются практически весь перечень условных рефлексов.

Функции таламуса, как части промежуточного мозга

В таламус поступают данные о состоянии разнообразных систем организма, за счёт чего он может сразу участвовать в их управлении и помогает идентифицировать общее состояние организма. В этой части промежуточного отдела содержится примерно 120 ядер, выполняющих различные когнитивные задачи в теле человека. Значение и полезность ядер таламуса устанавливается их отображениями на состоянии других структур, а также тем, какие именно части системы посылают в них данные.

Через таламус проходит информация от следующих систем:

  • зрительной (то, что видят глаза, реакция на раздражители и другое);
  • вкусовой (результат работы соответствующих рецепторов);
  • слуховой (обработанные акустические сигналы);
  • кожной (рецепторы, реагирующие на чувствительность разной интенсивности);
  • мышечной (сокращение скелетных мышц и прочее).

Презентация: "Головной мозг"

Ядра разделяются на несколько типов и бывают специфическими, неспецифическими и ассоциативными. Во время работы таламических ядер (первый тип) осуществляется переключение направлений связей, ведущих в кору от разных типов чувствительности. Ядра второго вида (неспецифические) образуют эфферентные связи с каждой областью коры главного отдела ЦНС, а также с гипоталамусом и лимбической системой. Третий тип ядер задействован в высших интегративных процессах головного мозга.

Функционал гипоталамуса

Гипоталамус занимается организацией эмоциональных, поведенческих и гомеостатических реакций организма. Эта зона в промежуточном мозге занимается отправкой информации таламусу, спинному мозгу и другим отделам. Данная небольшая область в промежуточном отделе разделена на несколько областей: переднюю, промежуточную и заднюю.

Каждая часть гипоталамуса регулирует эндокринные когнитивные задачи и выполняет ряд своих собственных функций. К примеру, передний отдел регулирует цикл сна и бодрствования человека, отвечает за терморегуляцию и работу эндокринной системы. Промежуточный отдел несёт ответственность за восприятие сигналов и баланс (водный и энергетический), а задний отдел воспринимает сигналы, поддерживает сознание и осуществляет выполнение ряда дополнительных функций.

Презентация: "Головной мозг, кровь, дыхание"

За что отвечает гипофиз?

Задачи, с которыми призван справиться гипофиз, переплетаются с работой гипоталамуса. Задние отделы этого органа аккумулируют гормоны, вырабатываемые вышеупомянутой областью, и регулируют водно-солевое равновесие. В список функционала, который возложен на гипофиз, также входит контроль над работой молочных желез и матки.

Передние части гипофиза занимаются выработкой следующих важных гормонов:

  1. Адренокортикотропного, стимулирующего функции желез надпочечников.
  2. Гонадотропного, устанавливающего, какую именно активность будут иметь половые железы человека.
  3. Тиреотропного, отвечающего за рост и регулировку секреции разных желёз (к примеру, щитовидной).
  4. Соматотропного, обеспечивающего развитие костей.
  5. Пролактин, в заслуги которого входит стимуляция развития молочных желез и прочие.

Функции мозжечка

Основное призвание мозжечка – дополнение и регулировка работы всех центров, отвечающих за движение телом. Этот отдел нервной системы человека формируется 3 зонами, каждая из которых примечательна благодаря выполнению своих собственных уникальных функций. Непарная зона этого органа отвечает за позы, поддержание равновесия и общий тонус организма.

Презентация: "Строение и функции головного мозга"

Промежуточная часть мозжечка отвечает за координацию некоторых движений тела и корректирует подобные манипуляции. Она помогает делать действительно ускоренные движения, которые не управляются через соматосенсорные связи. Поражение мозжечка вызывает мозжечковые когнитивные отклонения (аффективный синдром), которые сопровождаются притуплением эмоциональной сферы, неадекватным поведением и снижением уровня скорости и связности речи.

Что делает в мозге мост?

Данная часть головного мозга человека является ответственной за передачу информации из спинного отдела органа нервной системы. Через мост пролегают все пути, которые связывают передний мозг со спинным мозгом, а также с мозжечком и некоторыми прочими структурами ствола. Нейроны моста формируют ядра лицевого, отводящего нерва и ретикулярную формацию. Эта часть органа также отвечает за работу двигательной части ядра тройничного нерва и среднее сенсорное ядро.

Функционал среднего мозга

Средний мозг вовлечён в калибровку работы мышц и обеспечивает выполнение рефлексов, без которых человек не сможет стоять или медленно идти. Эти функции головного мозга реализуются за счёт его чёрного вещества, вентральной и дорсальной части, а также при помощи ядер нервов, которые двигают глаза. В список его составляющих также входят красные ядра. По ним передаются сигналы к двигательным нейронам органа ЦНС, располагающегося в позвоночнике.

Чувствительные ядра данного отдела нервной системы осуществляют ряд важных рефлекторных задач. Те типы ядер, которые располагающиеся в верхних холмиках, называются первичными зрительными центрами.

Они играют не последнюю роль в обеспечении ориентировочного рефлекса. Относительно ядер нижних холмиков, то они аккумулируют основные слуховые центры. Подобные части мозга осуществляют ориентировочную реакцию на звук.

Презентация: "Познавательные процессы и способности личности"

Что делает продолговатый мозг?

Эта часть мозга отвечает за простые и некоторые усложнённые типы рефлексов, которые возникают не в отдельных сегментах тела, а в системах органов. Через продолговатый мозг обеспечивается выполнение защитных рефлексов (к примеру, чихание, кашель, слёзоотделение и другие). Кроме того, эта часть важнейшего органа регулирует сердечнососудистые рефлексы, которые отвечают за деятельность сердца и работу мелких сосудов. В этом отделе мозга, который выглядит как луковица, дислоцируется дыхательный центр, работающий в автоматическом режиме и отвечающий за вентиляцию легких.

Более того, эта часть важного органа регулирует пищевые рефлексы, среди которых значится глотание. Здесь же располагаются вестибулярные ядра.

С этих окончаний неврона вестибулярного нерва начинается особый тракт (вестибулоспинальный), который осуществляет перераспределение работы мышц и тонизирует их. Особенная важность этого отдела центральной нервной системы обусловлена следующим признаком: в нём располагаются важные центры, которые отвечают за выполнение когнитивных задач.

Кроме, собственно, рефлекторной, эта часть ЦНС ответственна за правильное выполнение проводящей функции. Эту часть мозга пересекают специальные пути, которые объединяют кору двусторонним сообщением, а также обеспечивают взаимодействие между промежуточным мозгом человека, «малым мозгом», а также другими частями данного органа.

Правильная работа каждой части важнейшего органа центральной нервной системы тесно связана с выполнением когнитивных функций: пониманием, познанием, запоминанием, изучением, восприятием и переработкой информации, без которых теряется личность человека.

«… мозг есть орган души, т. е. такой механизм, который будучи приведен какими ни на есть причинами в движение, дает в окончательном результате тот ряд внешних явлений, которыми характеризуется психическая деятельность».

И.М.Сеченов.

Отделы мозга и их функции

человека – сложнейший по своей организации и совершенный, по сути, орган.

Подумать только, он обеспечивает все в нашей жизни: возможность ходить, дышать, видеть, слышать, говорить, думать, жить!

Мозг координирует и регулирует все жизненно важные функции организма человека, более того мозг контролирует его поведение .

Если мозг перестает работать, то организм человека переходит в пассивное состояние, когда на любую стимуляцию, извне или изнутри, нет реакции. Человек не сможет слышать, видеть, чувствовать, осознанно двигаться – он как овощ, который просто существует, но в полной изоляции, депривации от внешнего мира.

Головной мозг по своей структуре симметричен .

  • При рождении малыша его мозг весит примерно 300 г,
  • по мере роста человека он увеличивается и у взрослого он весит около 1500 г.
  • мозг мужчин, как правило, чуть тяжелее мозга женщины.

У здорового взрослого индивида вес мозга составляет около 2% от общего веса человека.

Не стоит думать, что чем больше весит мозг, тем умнее и гениальнее человек. Ученые давно доказали, что уровень интеллекта и гениальность совершенно не связаны с весом мозга.

Гениальность и интеллект зависят от количества , которые создает сам мозг.

Что же представляет собой головной мозг человека, какие отделы он содержит?

1) Продолговатый мозг , который управляет вегетативными функциями организма человека.

Он отвечает, прежде всего, за регуляцию дыхания, сердечно-сосудистую деятельность, пищеварительные рефлексы, обмен веществ .

2) Задний мозг: мозжечок и варолиев мост.

Именно он ответственен, за координацию движений

3) Средний мозг — отвечает за первичные ориентировочные рефлексы организма человека на внешние раздражители.

Движение глаз, поворот головы в сторону источника звука или света — это работа среднего мозга, так называемого нашего зрительного центра .

4) Промежуточный мозг:

а) таламус , который обеспечивает обработку большей части импульсов от наших рецепторов (ну кроме обонятельных), а также отвечает за эмоциональную окраску информации;

б) гипоталамус , который регулирует вегетативные функции организма

В нем расположены центры чувства насыщения, голода, жажды, удовольствия, и обеспечивает регуляцию сна и бодрствования человека .

5) Передний мозг представляет собой два полушария: левое и правое. Его поверхность покрыта бороздами и извилинами, что увеличивает поверхность, следовательно, обеспечивает более совершенную работу мозга. Полушария составляют до 80% массы всего мозга.

Благодаря коре больших полушарий возможна работа высших психических функций.

Считается, что левое полушарие отвечает за мыслительные процессы, счет и письмо, а правое – за восприятие сигналов внешнего мира. Левое полушарие – абстрактно-логическое, правое – творческое и образное.

Однако в настоящее время ученые считают такое деление достаточно условным, потому что в реализации высшей психической деятельности человека, его поведении участвуют равнозначно оба полушария, хотя конечно они играют различную роль в формировании образов восприятия.

Кора головного мозга отвечает за ряд специфических функций.

  • Височная доля отвечает за слух и обоняние,
  • затылочная за зрение,
  • теменная за осязание и вкус,
  • лобная за речь, движение и мышление.

Причем чем сложнее действие, тем большая часть коры отвечает за него.

В психологии и нейропсихологии существует такое понятие как гомункулус.

Гомункулус – это некая физиологическая и психологическая метафора.

Средневековые алхимики говорили о существе, подобном человеческому, которое можно создать искусственным путем. Например, Парацельс в XVI веке предлагал такой «рецепт»: человеческую сперму, необходимо заключить в особый сосуд, потом провести с ней длительные процессы обработки (некие манипуляции) и она станет гомункулом, который надо «вскармливать» человеческой кровью.

В XVII-XVIII веках считалось, что гомункул содержится в сперме человека, а когда попадает в организм будущей мамы, то превращается в человека. Гомункул выступает здесь как «ген передачи», некое существо, живущее в теле человека, регулирующее его мораль и ценности, который управляет поведением человека.

Конечно это лишь предположения и догадки свойственные развитию мысли и науки того времени. Однако термин остался и прижился для определения сложной работы коры головного мозга человека.

Выходит, гомункулус в современной науке – это схематическое изображение моторных и сенсорных функций человека на корковой проекции. Мы видим пропорции тела человека, его функций и действий, его поведение, в соотношении к количеству коры, задействованной в работе этих функций.

Чем сложнее действие, чем мельче моторика, чем выше психическая функция, тем большая площадь коры за него отвечает.

Итак, подведем итоги:

1) нормальная работа его отделов обеспечивает функционирование всего организма, здоровье человека, возможность деятельности человека, его потенциал, его реакцию на все виды раздражителей, его поведенческие реакции.

2) работа больших полушарий — функционирование коры головного мозга, которая обеспечивает весь широкий спектр его психических функций: ощущение и восприятие, внимание, мышление и речь, его память, воображение и т.д.– словом все то, что составляет сущность его психической деятельности, его сознания.

Сознание человека – это высшая форма отражения действительности, оно связано, самым тесным образом, с работой мозга человека: с речью, мышлением (абстрактным и логическим), памятью. Сознание – это функция мозга

Именно оно обеспечивает единство и регулирование человеческой деятельности и поведения.

Кроме того, мозжечок также отвечает за регуляцию равновесия и мышечного тонуса, одновременно с этим работая и с мышечной памятью.

Интересной является также способность мозжечка адаптироваться к любым изменениям в восприятии информации, за максимально короткий срок. Подразумевается, что даже при нарушении зрения (эксперимент с инвертоскопом), человек всего за несколько дней адаптируется к новому состоянию и снова может координировать положение тела, опираясь на мозжечок.

Лобные доли

Лобные доли – это своего рода приборная панель человеческого тела. Она поддерживает его в вертикальном положении, давая возможность свободно передвигаться.

Кроме того, именно за счет лобных долей «рассчитывается» любознательность, инициативность, активность и самостоятельность человека в момент принятия любых решений.

Также одной из основных функций данного отдела является критическая самооценка . Таким образом, это делает лобные доли неким подобием совести, по крайней мере, в отношении социальных маркеров поведения. То есть, любые социальные девиации, которые являются неприемлемыми в обществе, не проходят контроль лобной доли, и, соответственно, не выполняются.

Любые травмы в этой части мозга чреваты:

  • нарушениями поведения;
  • сменами настроения;
  • общей неадекватностью;
  • бессмысленностью поступков.

Еще одна функция лобных долей – произвольные решения , и их планирование. Также освоение различных навыков и умений зависит именно от активности этого отдела. Доминантная доля данного отдела отвечает за освоение речи, и её дальнейший контроль. Не менее важным является и способность абстрактно мыслить.

Гипофиз

Гипофиз часто называют мозговым придатком. Его функции сводятся к выработке гормонов, отвечающих за половое созревание, развитие и функционирование в целом.

По сути, гипофиз является чем-то вроде химической лаборатории, в которой решается, каким именно вы станете в процессе взросления организма.

Координация

Координация , как навык ориентироваться в пространстве и не задевать предметы разными частями тела в случайном порядке, контролируется мозжечком.

Кроме того, мозжечок заведует такой функцией головного мозга, как кинетическая осведомленность – в целом, это высший уровень координации, позволяющий ориентироваться в окружающем пространстве, отмечая расстояние до предметов и рассчитывая возможности двигаться в свободных зонах.

Речь

Такой важной функцией, как речь, заведует сразу несколько отделов:

  • Доминантная часть лобной доли (вышеупомянутая), что отвечает за контроль над устной речью.
  • Височные доли отвечают за распознавание речи.

В основном же, можно сказать, что за речь отвечает левое полушарие головного мозга, если не учитывать деление конечного мозга на различные доли и отделы.

Эмоции

Эмоциональное регулирование – это область, которой заведует гипоталамус, наряду с целым рядом других важнейших функций.

Собственно говоря, в гипоталамусе не создаются эмоции, но именно там производится влияние на эндокринную систему человека. Уже после того, как определенный набор гормонов был выработан, человек чувствует что-то, правда, промежуток между приказами гипоталамуса и выработкой гормонов может быть совершенно ничтожным.

Префронтальная кора

Функции префронтальной коры лежат в области мыслительной и моторной активности организма, что соотносится с будущими целями и планами.

К тому же префронтальная кора отыгрывает значительную роль при создании сложных мыслительных схем ,
планов и алгоритмов действий.

Главная особенность в том, что этот отдел мозга не «видит» разницы между регуляцией внутренних процессов организма и следованием социальным рамкам внешнего поведения.

Когда вы оказываетесь перед сложным выбором, который появился в основном за счет ваших же собственных противоречивых мыслей – благодарите за это префронтальную кору головного мозга. Именно там производится дифференциация и/или интеграция разнообразных понятий и объектов.

Также в этом отделе прогнозируется результат ваших действий , и проводится корректировка в сравнении с тем результатом, что вы хотите получить.

Таким образом, речь идет о волевом контроле, концентрации на предмете работы и эмоциональной регуляции. То есть – если вы постоянно отвлекаетесь во время работы, не можете сосредоточиться, значит, вывод, сделанный префронтальной корой , был неутешительным, и вы не сможете добиться желаемого результата именно этим путем.

Последняя на сегодняшний день доказанная функция префронтальной коры головного мозга – один из субстратов кратковременной памяти .

Память

Память – это очень широкое понятие, которое включает в себя описания высших психических функций, позволяющих воспроизводить ранее полученные знания, навыки и умения в необходимый момент. Ею обладают все высшие животные, однако, наиболее развита она, естественно, у человека.

Точно определить, какой именно отдел головного мозга отвечает за память (долговременную или кратковременную) практически невозможно. Физиологические исследования показывают, что зоны, ответственные за хранение воспоминаний, распределены по всей поверхности коры больших полушарий головного мозга.

Механизм же действия памяти таков – в мозгу происходит возбуждение определённой комбинации нейронов в строгой последовательности. Эти последовательности и комбинации называются нейросетями. Ранее же более распространенной была теория, что за воспоминания отвечают отдельные нейроны.

Заболевания головного мозга

Головной мозг – такой же орган, как и все прочие в человеческом организме, а значит также подвержен различным заболеваниям. Список же подобных болезней довольно обширен.

Рассматривать его будет проще, если разделить их на несколько групп:

  1. Вирусные заболевания . Наиболее распространенными из них являются вирусный энцефалит (слабость в мышцах, сильная сонливость, кома, спутанность мыслей и затрудненное мышление в целом), энцефаломиелит (повышенная температура, рвота, нарушение координации и моторики конечностей, головокружение, потери сознания), менингит (высокая температура, общая слабость, рвота) и т. д.
  2. Опухолевые заболевания . Их количество тоже довольно велико, пусть и не все из них являются злокачественными. Любая опухоль появляется как конечный этап сбоя в продуцировании клеток. Вместо обычной смерти и последующей замены, клетка начинает множиться, заполняя все свободное от здоровых тканей пространства. Симптомами опухолей считаются головные боли и судороги. Также наличие их легко определить по галлюцинациям от различных рецепторов, спутанности сознания и проблемам с речью.
  3. Нейродегенеративные заболевания . По общему определению это также нарушения в жизненном цикле клеток в разных частях головного мозга. Так, болезнь Альцгеймера описывают как нарушенную проводимость нервных клеток, что и приводит к потерям памяти. Болезнь Хантигтона, в свою очередь, является результатом атрофии коры головного мозга. Есть и другие варианты. Общая симптоматика такова – проблемы с памятью, мышлением, походкой и моторикой, наличие судорог, тремора, спазмов или болей. Также читайте нашу статью про .
  4. Сосудистые заболевания тоже довольно различны, хотя, по сути, сводятся к нарушениям в строении сосудов. Так, аневризма есть не более чем выпячиванием стенки определенного сосуда – что не делает её менее опасной. Атеросклероз – это сужение сосудов в головном мозге, а вот сосудистая деменция характеризуется полным их разрушением.
23.09.2016

Мимика – отражение эмоционального состояния человека с помощью лицевой экспрессии – выразительных движений мышц лица. Люди разных национальностей, традиций и социального положения одинаково проявляют основные эмоции:

  • гнев;
  • печаль;
  • страх;
  • отвращение;
  • удивление;
  • счастье.

Ученые связывают это с необходимостью передачи информации , которая была актуальна еще во времена зарождения человечества.

Находясь в утробе матери, эмбрион на 20-ой неделе уже проявляет мимические реакции. При рождении новорожденный имеет полностью сформированную мускулатуру лица для проявления своих эмоций с помощью мимики.

Важно. В течение жизни мимический облик личности изменяется. Влияют условия жизни, климат, перенесенные болезни. Испытанные эмоции тоже накладывают свой отпечаток на выражение и мимику лица.

Психологи, совместно с нейробиологами и анатомами, изучают феномен – , проводят исследования с целью узнать, какой мозг регулирует мимику. Результаты имеют прикладное значение в психодиагностическом направлении «Профайлинг», где по психологическому портрету определяют преступников, террористов и потенциально опасных людей.

Где зарождаются эмоции

Для исследования эмоций человека ученые из университета Л. Максимилиана в Германии проводили опыты с применением снимков на аппарате МРТ. Добровольцы разного возраста и пола должны были вообразить сильные эмоции. Под их влиянием усиливалось кровообращение в различных участках мозгового вещества. На основе этого были сделаны выводы о том, какой отдел головного мозга регулирует мимику.

Сильные чувства, вызванные стыдом и виной, активировали извилины передней поясной коры височных долей. Они отвечают за взаимосвязь с внешней средой, сообщают об ошибках, передают сведения о прошедших событиях.

Кроме этого, возбуждались участки, контролирующие функции организма – кровяное давление, сердцебиение. Затрагивались доли, регулирующие основные эмоции.

Гнев и страх побуждают миндалевидные тела головного мозга к активности. Находясь под воздействием этих эмоций, мозг оценивает обстановку, обращается к опыту и памяти, нормализует выработку гормонов для испытания этих чувств.

Смех, счастье и радость активизируют множество участков, охватывая практически весь мозг. Возбуждается кора лобных долей обоих полушарий, отвечающая за способность ставить и достигать цели, планировать, импровизировать.

Миндалевидные тела и гиппокамп разграничивают важные или незначительные события, второстепенные быстро забываются, а сильные эмоции сохраняются надолго.

При исследовании эмоциональных переживаний, связанных с лаской и нежностью, ученые-нейробиологи установили связь между тактильными ощущениями и всплеском активности в соматосенсорной коре. Прикосновения руки человека в момент горя, печали или боли высвобождали нейромедиаторы – вещества, способствующие передаче импульсов между нейронами. В этот момент уменьшалась боль, исчезала тревожность.

Особенности мимических мышц, их строение

Мимическая мускулатура отличается от других видов мышц человеческого тела – скелетных, гладких и поперечнополосатых. Представляет собой пучки из мелких тонких волокон, сгруппированных вокруг рта, глаз, ушей.

Окончания их вплетены в слизистую и эпителий. Сокращения вызывают движения кожи лица. Вокруг отверстий мышцы расположены в виде колец для их замыкания или расширения сфинктеров. Также участвуют в процессе жевания и речи.

Различают:

  1. мышцу гордецов;
  2. круговую глаза;
  3. сморщиватель бровей;
  4. малую и большую скуловые;
  5. мышцу смеха;
  6. опускающую угол рта;
  7. нижней губы;
  8. поднятия кожи подбородка;
  9. круговую рта;
  10. носовую.

Все они работают совокупно, придавая лицу то или иное выражение. В движение приводятся нервными импульсами из разных отделов мозга, отвечающих за мимику. Лицевой нерв, имеющий сложное разветвленное строение, передает сигналы от головного мозга и обратно.


Какой мозг контролирует мимику

Самый сложный орган тела человека – головной мозг. Его функции и возможности до сих пор изучены не до конца. Он руководит и контролирует все совершаемые действия и чувства, испытываемые при этом.

Состоит из пяти основных отделов:

  • переднего мозга – левого и правого полушария;
  • основного продолговатого;
  • заднего – моста и мозжечка;
  • среднего;
  • промежуточного.

Они объединены в три части: оба полушария, мозжечок и главный ствол.

Основные защитные рефлексы – дыхание, глотание, мигание, кашель, отделение желудочного сока – контролирует продолговатый мозг.

Полушария отвечают за умственную деятельность человека, его мышление, воображение и память. Мозжечок позволяет сохранять равновесие, координировать движения тела.

За движения глазных яблок и сокращения мимических мышц отвечает Варолиев мост. В его функции входит передача информации от вкусовых рецепторов, части головы и зубов в кору больших полушарий. Он расположен под мозжечком и является проводником между ним и продолговатым мозгом.

Мост имеет длину 2,4-2,6 см, весит около 7 г. Рядом расположен выход тройничного нерва, ответственного за жевание. В борозде моста заложено ядро лицевого нерва, иннервирующего мимические мышцы.

Помимо регулирования мимики, Варолиев мост:

  1. обеспечивает сознательное движение и контроль над положением тела;
  2. получает и передает информацию от сосочков языка, слизистых оболочек носа, глаз, кожи лица;
  3. отвечает за слюноотделение, жевание, глотание;
  4. ответственен за слух.

В основании моста расположены пути, по которым передаются сигналы из коры головного мозга в другие отделы – продолговатый, спинной и мозжечок.

Важно. Таким образом, мимику регулирует отдел среднего мозга – Варолиев мост. Его повреждения приводят к инвалидизации человека.

Обратная связь мимики и эмоций

Первым гипотезу об обратной связи мимических реакций и эмоций выдвинул Чарльз Дарвин в 1872 году. Он предположил, что свободное выражение эмоций усиливает ее, а подавление мимики, наоборот, смягчает.

Ученые, проводя опыты и исследования, не раз опровергали влияние лицевой экспрессии на переживания или подтверждали новыми результатами. У этой теории есть как сторонники, так и противники.

Существуют методики изменения психофизического состояния человека с помощью . Создавая образ положительных эмоций на лице, человек может реально повысить свое настроение и выработать позитивный взгляд на происходящее.

Еще одна версия получила подтверждение – действие асимметрии мозга на человеческую мимику. Правое и левое полушария имеют функциональные различия и отражаются в мимике частей лица по-разному.

Возникает асимметрия лица – правая часть отражает духовную, генетическую часть личности, левая – социальную, жизненную. При проведении видеокомпьютерной диагностики отчетливо видны различия сторон лица.

Для гармонизации психических процессов и психофизической саморегуляции, а также лечения пациентов с депрессией, повышенной тревожностью проводят анализ портретов, составленных из двух левых и двух правых частей лица. Путем обратной связи между мимикой и эмоциями в мозг поступают сигналы. При этом выравниваются способности человека, уменьшаются проявления расстройств, даже происходит омоложение.

Эмоции рождаются в различных отделах головного мозга и путем нейронных реакций попадают в Варолиев мост. Лицевой нерв, начинающийся в бороздке моста, передает сигналы мускулатуре лица. Мимические мышцы отличаются от всех остальных строением, функциями, назначением. Существуют методы лечения и омоложения, использующие обратную связь между лицевой экспрессией и эмоциональным и физическим состоянием человека.

Головной мозг человека до сих пор остается загадкой для всего человечества. Уникальный орган по своему строению и своей роли в жизни человека отвечает за все основные возможности: дышать, двигаться, думать, слышать, видеть и, наконец, говорить. Несмотря на огромное количество вопросов, некоторые тайны ученым удалось разгадать, в том числе определить, какая часть мозга отвечает за речь.

Строение головного мозга

Всем известно, что если головной мозг перестает функционировать, то человек не реагирует ни на какие внешние факторы, не проявляет никакой активности, превращается в «овощ». По своему строению мозг симметричен и состоит из правого и левого полушарий.

Споры ученых не утихают, однако некоторые факты доказаны и утверждены.

Важные факты:

  1. Мозг человека состоит из 25 миллиардов нейронов.
  2. Мозг взрослого человека составляет около 2 % от массы тела.
  3. Орган состоит из трех оболочек: твердая, мягкая, паутинная. Оболочки выполняют главную - защитную функцию.

С точки зрения анатомии мозг состоит из следующих частей:

  1. Продолговатый мозг. Отвечает за вегетативные функции.
  2. Средний мозг. Контролирует рефлексы на внешние раздражители.
  3. Задний мозг. Отвечает за координацию движений.
  4. Промежуточный мозг. Включает в себя центры чувств (голод, жажда, насыщение, регуляция сна).
  5. Передний мозг. Самая большая часть, которая покрыта бороздами (извилинами). Обеспечивает более совершенную работу мозга.

Функции головного мозга

Перечислить все функции практически невозможно. Зоны головного мозга отвечают за все действия человека в повседневной жизни.

Основные функции:

  1. Разумная функция, или мышление человека.
  2. Обработка внешних сигналов, которые координирует вкус, зрение, слух, обоняние.
  3. Управление психологическим состоянием, эмоциями.
  4. Регуляция основных движений, рефлекторная функция.

В обычной жизни человек не задумывается, почему поступает так или иначе. Ответственность за все действия несет головной мозг.

Отделы

Если углубляться в тему, чтобы определить, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо знать, из каких основных отделов состоит этот орган человека. Их принято называть долями. Строение и функции головного мозга играют важнейшую роль в жизни каждого из нас.

В человеческом мозге выделяют следующие доли:

  1. Лобная.
  2. Височная.
  3. Теменная.
  4. Затылочная.

Отдельно от строения и функций больших полушарий головного мозга выделяют мозжечок, который отвечает за координацию тела в пространстве, и гипофиз, который регулирует выработку гормонов.

Не во всех случаях ученые едины во мнении, какая часть за что отвечает. Это говорит в первую очередь о большом недостатке знаний о зонах головного мозга и о несовершенстве современной медицины.

Лобная доля

Возвращаясь к вопросу, какая часть мозга отвечает за речь, необходимо остановиться на изучении лобной доли. В первую очередь существует утверждение, что за способность говорить несет ответственность левое полушарие головного мозга. Здесь находятся речевые центры.

Лобная часть больших полушарий мозга несет огромное значение в повседневной жизни человека. Она отвечает за:

  1. Характер мышления.
  2. Процесс мочеиспускания.
  3. Поддержание тела в вертикальном состоянии.
  4. Мотивацию и контроль поведения.
  5. Речь и почерк.

Лобная доля берет на себя ответственность за смысловое построение речи человека.

Височная доля

Роль этой части головного мозга не столь обширна, но гораздо более узконаправлена. находятся как в левом, так и в правом полушариях головного мозга, что откладывает отпечаток на их основные функции.

Левая височная доля отвечает за:

  1. Восприятие звуковой информации.
  2. Кратковременную память.
  3. Подбор слов во время разговора (роль в формировании речи).
  4. Синтез зрительной и слуховой информации.
  5. Взаимодействие музыки и эмоций.

Права височная доля несет ответственность за:

  1. Распознавание мимики.
  2. Восприятие ритма и музыкального тона.
  3. Восприятие интонации речи.
  4. Фиксация зрительных фактов.

Данная часть мозга позволяет человеку понять по интонации речи собеседника о его эмоциях и отношении к обсуждаемому вопросу.

Речевые центры головного мозга

Различные нарушения речи человека мотивировали ученых изучить, как влияет на данный факт работа головного мозга. Было определено, что существует несколько речевых центров, которые расположены преимущественно в левом полушарии. В совместном взаимодействии они поддерживают речь человека на должном уровне. Если хоть какая-то часть травмирована, то это непременно отразится на качестве и способности говорить.

Выделяют две основные речевые зоны мозга:

  1. Моторная зона.
  2. Сенсорная зона.
  3. Ассоциативный центр.

Каждая из них отвечает за четко определенные функции.

Функции

Моторная зона расположена в передней части лобной доли левого полушария, рядом с двигательным центром, который отвечает за мышечную деятельность. Основная функция моторной зоны (центр Брока):

  • Несет ответственность за двигательную способность языка. В случае каких-либо нарушений в этом отделе человек продолжает понимать речь, но не в состоянии ответить.

Сенсорная зона находится в задней части височной доли головного мозга. Главной задачей этого центра (центр Вернике) является:

  • Восприятие и хранение устной речи, как собственной, так и окружающих. Если в данной области происходят нарушения, то человек перестает воспринимать речь окружающих, хотя сам при этом сохраняет способность говорить, хоть и с дефектами.

Если по каким-то причина приходится удалить сенсорную речевую зону, то человек полностью теряет способность воспринимать и производить речь.

Ассоциативный речевой центр

Данная часть головного мозга развивается у человека не с рождения, а только к 2 годам жизни, когда ребенок начинает пытаться произносить осознанные фразы. Данная зона располагается в теменной части коры головного мозга и играет также одну из важнейших ролей в формировании речи человека.

Нарушения

Зная, какая часть мозга отвечает за речь, важно понимать, что мозг уязвим. Любые нарушения и повреждения не пройдут для человека бесследно. Врожденную способность к речи в человеке необходимо воспитывать и развивать с раннего детства.

Причины, которые провоцируют нарушения:

  1. Тяжелая беременность.
  2. Генетическая предрасположенность.
  3. Медленное развитие психики.
  4. Поражение слухового органа.
  5. Тяжелые заболевания и иные патологии.

Недостаточное внимание со стороны родителей, также непременно отражается на речевых способностях ребенка. В дальнейшем, чтобы установить причины нарушений, необходимы консультации как логопеда, так и психолога. Принято использовать классификацию О. Бадалян для описания и определения нарушений у детей.

Во взрослом возрасте самым распространенным фактором, нарушающим речь нормального человека, признан инсульт. Нередко после удара человек не в состоянии грамотно и полностью сформулировать фразу, мысли путаются либо не слушается язык. Это говорит о дизартрии. Такое поражение чаще всего легко поддается лечению.

Если возникает состояние афазии, то это влечет за собой системное поражение всего головного мозга. На фоне такой патологии страдает также и психологическое состояние пациента.

Вне зависимости от причин, которые повлекли за собой нарушение речевых способностей, человеку необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Только специалист способен верно определить основную патологию и назначить лечение.