Специальные средства полиции. Животные на страже порядка: необычные полицейские со всего мира Царство Животные. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности стро

Существует специальная должность – кинолог, они занимаются дрессировкой и содержанием собак.

Собака – универсальное животное, обладающее рядом характеристик.

Выбор использования конкретного служебного животного в зависимости от фактически складывающейся ситуации.

1.Использование силовых навыков (Клыки, зубы, когти, объём и масса тела)

Может сбить с ног, задавить весом, укусить ударить лапами, причинить повреждения когтями. А также иные повреждения, блокировать движение. Издаёт громкий лай, что предупреждает об опасности. В этих целях используются наиболее крупные собаки. Например, немецкая овчарка – легко дрессируется, аккуратна в быту, легко привязывается к человеку и легко ему подчиняется. Функция собак – недопущение правонарушения, защита лиц, недопущение противоправных действий, блокирование движения, недопущение сопротивления преступников.

2.Собака обладает обонянием. По запаху она может найти его хозяина, скрытые вещества и предметы. С помощью собак можно найти скрытые трупы, живых людей, предметы преступления, а также различные предметы и вещества. Для это применяются различные собаки (Спаниель, Такса)

3. Использование собак в качестве транспортного средства. Есть территории, где можно передвигаться только с помощью собак, н-р, районы крайнего Севера, Камчатка, для этого используются собаки пород Лайка, сибирский хаски, аляскинского маламут. Могут преодолеть расстояние до 50 км/ч. Связка из 5 собак выдерживает до 300 кг груза. Преимущество собак перед ТС – собаки не ломаются и питаются подножным кормом.

Служебные животные (розыскные служебные собаки) при проведении специальных операций применяются для выявления лиц, совершивших или совершающих преступления. Патрульных служебных собак можно с успехом применять для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.

1.Используются в качестве ТС, однако его функция больше не в том, чтобы передвигать грузы, а в обеспечении высокой мобильности, выносливости, проходимости.

2.Для сдерживания толпы. 1 конный полицейский заменяет 5 пеших по эффективности. У него больший угол обзора. Нападение на него затруднительно.

Цели использования:

1. Патрулирование

2. Задержание

3. Обеспечение безопасности

4. Поисковое средство

5. Транспортное средство.

Иностранное служебное животноводство: характеристика и особенности.

Немецкий короткошерстный пойнтер

Немецкий короткошерстный пойнтер или Курцхаар является одной из самых лучших пород собак для полиции. Порода была выведена в 19 веке, имеет пятнистый окрас, небольшие размеры, короткую гладкую шерсть, энергичный и дружелюбный характер. Кроме того, что это порода отлично подходит для службы в полиции, она еще и прекрасный охотник.

Английская гончая

У английской гончей длинные большие уши, эта особенность делает породу оригинальной по экстерьеру. Это прекрасная порода для службы в полиции, так как это дисциплинированная, мускулистая и сильная собака. Это почти единственная порода, которая стоит смирно и ждет команду хозяина на выполнение задачи. Английская гончая была выведена, как охотничья собака, которая, в отличие от курцхаара, охотилась на более крупную дичь чем птицы, к примеру, на оленей.

Голландская овчарка

Репутация голландской овчарки говорит сама за себя. В полиции они используются для выполнения служебных задач разного плана. Это очень умная и сильная собака. Через 10 лет службы собак в полиции Голландии заменяют на молодых, а отслуживших отправляют на заслуженный отдых.

Гигантский шнауцер

Большая собака уже выигрывает за счет своих размеров и легко сможет задержать преступника. Мало кто испугается маленькой декоративной собачки, а гигантский шнауцер одним своим видом вызывает страх и уважение. У шнауцера на морде длинная шерсть и выглядит он, как генерал в отставке, у которого за плечами многие годы службы и большой послужной список. Собака идеально подходит для службы в полиции благодаря своему росту, длине тела, острым зубам, мощной челюсти, отваге и преданности. Кроме того, собака отлично поддается тренировке.

Ротвейлер

Ротвейлеры известны своим агрессивным поведением и энергичным характером. Не будучи самой большой собакой из представленного списка, он без сомнения, самый смелый боевой пес, который заставит гореть почву у преступника под ногами. Он легко сможет откусить палец. Преступник дважды обдумает свои поступки при встрече с ротвейлером. Беря во внимание бойцовские и агрессивные качества пса, которые он проявляет еще в щенячьем возрасте, во время тренировок и дрессировок делается ставка на дисциплину. С этой собакой необходимо быть предельно строгим и осторожным.

В Англии стаффордширская полиция первая оснащает своих служебных собак новыми цифровыми камерами FidoCam, которые устанавливаются на голове собаки для борьбы с преступностью. Дисплей находится у сопровождающего полицейского. Теперь такие собаки, оснащенные цифровыми камерами, которые закреплены на голове помогут полицейскому на расстоянии оценивать обстановку.

Устройство вместе с сильным чутьем собак бдует использоваться с случаях применения огнестрельного оружия, поиска опасных преступников в зданиях или при поиске пропавших без вести в лесных массивах.

Цветная цифровая камера и радиопередатчик от собаки будет передавать изображение и звук обстановки перед мордой собаки на пульт, которой находиться у офицера полиции. Сотрудники полиции говорят, что в жизни возникает много ситуаций, когда такая связь собаки и офицера полиции будет очень полезна. Например.при поиске опасного преступника офицер может посылать собаку в здание, когда на обнаружить подозрительного человека лаем, офицер может через камеру удостовериться кого она обнаружила. Цифровая камера превосходит по характеристикам аналоговые камеры, которые раньше использовались. У них качественней изображение, лучше звук и выше надежность связи. Дисплей находится у сопровождающего полицейского.

Собака лучший друг человека, но сейчас многим надо держаться подальше от полицейских собак от греха подальше. Теперь такие собаки, оснащенные цифровыми камерами, которые закреплены на голове, помогут полицейскому на расстоянии оценивать обстановку.

Устройство вместе с сильным чутьем собак будет использоваться в случаях применения огнестрельного оружия, поиска опасных преступников в зданиях или при поиске пропавших без вести в лесных массивах.

Служебные собаки в США.

В США некоторые полицейские носят на своих мундирах довольно странную эмблему: "К-9", что очень смахивает но какой-то шифр и невольно ассоциируется со всякими секретными подразделениями и особыми заданиями.

Может показаться, неужели служебное собаководство в штатах такое засекреченное дело, что было решено присвоить ему кодовое обозначение? Впрочем, никаких секретов нет. "К-9" читается как "кейнайн", "кей" - название буквы "К" в английском алфавите, "найн", соответственно, цифра 9. Если читать "К-9" по-английски слитно, то получается "кейнайн", canine - собачий (от латинского canis - собака). Таким образом, игра слов позволила американским полицейским в двух знаках (К-9) выразить полное название "собачьей службы".

Сотрудники подразделений К-9 пользуются большим уважением, а служебные собаки широко применяются не только в полицейских департаментах, но и в самых авторитетных федеральных правоохранительных ведомствах (FBI, DEA, ATF и др.). Кстати, полицейским собакам в США полагаются специальные значки - "бэйджи", практически такие же, как у их двуногих коллег. Тем самым подчеркивается, что собака также выполняет ответственную полицейскую работу. Очень много внимания уделяется подготовке собак для обнаружения наркотиков. Известно, что проблема наркотрафика стоит особенно остро: наркодельцы пытаются перебрасывать в страну крупные партии криминального товара (героин, кокаин, марихуана), которые

потом расходятся по всей стране. Поисковым собакам здесь приходится выполнять и ещё одну весьма специфическую задачу: на таможне, на контрольных пунктах они ищут, деньги. Если наркотики пытаются ввозить в США, то полученные от и их реализации наличные вывозят. Наркодоллары запрятывают в хитроумные тайники, пересыпают табаком, перцем и различными химикатами. Но оказывается, деньги пахнут, причем, в самом прямом смысле, и обученная собака может учуять специфический запах долларовых купюр. Разумеется, речь идет о большом количестве наличных. Именно вокруг контрабандного вывоза крупных сумм наличных денег развивались события в известном голливудском боевике "Тернер и Хуч". Учитывая возросшую угрозу исходящую от террористов, служебные собаки применяются и для обнаружения взрывчатки. Ни один самолёт не отправится в полёт, пока четвероногие контролёры не дадут своё "согласие".

Надо отдать должное американским кинологам: собаки у них работают в самых что ни на есть "человеческих условиях". Например, такая вот деталь: пес доставляется к месту работы в специальномавтофургончике, оборудованном мощным кондиционером. У четвероногого специалиста специальный отсек, где поддерживается комфортный микроклимат. Здесь же в машине хранится специальная амуниция (поводки, шлейки, бронежилет) - все, что может понадобиться для работы с собакой, а также тщательно подобранный набор ветеринарных препаратов. Имеется даже маленький сейф, в котором хранятся запаховые образцы наркотиков или взрывчатых веществ, которые необходимы для тренировок, а также масса других специфических аксессуаров. Пес, отдавший много сил поиску, несколько одуревший от множества запахов, в том числе и вредных для собачьего здоровья, в "своей каюте" может быстро придти в себя и восстановить силы для своей опасной, но необходимой людям работы.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

(Из Статьи 21 Закона «О полиции»)

Применение специальных средств сотрудниками полиции МВД России

Применение специальных средств лично или в составе подразделения (группы) является неотъемлемым правом сотрудника полиции МВД России, предусмотренным федеральными конституционными законами Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации.

Основанием для применения специальных средств являются условия, при которых несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности и для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Впервые термин "специальные средства" стал использоваться в законодательных актах бывшего СССР в 1978 г.

Под современными специальными средствами следует понимать состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.

Специальные средства, стоящие на вооружении подразделений МВД России, подразделяются на: средства индивидуальной бронезащиты (СИБ); средства активной обороны (САО); средства обеспечения специальных операций (СОО).

Средства активной обороны предназначены для активного воздействия на правонарушителей в целях отражения нападения, пресечения неповиновения и ограничения физического сопротивления.

К средствам активной обороны относятся: палки резиновые специальные; наручники; патроны с резиновой пулей ударного непроникающего действия; ручные газовые гранаты; патроны с газовыми гранатами; аэрозольные упаковки; карабины специальные; комплект насадок к карабину; пистолеты сигнальные; пистолеты газовые и патроны к ним; электрошоковые устройства.

Специальные палки , находящиеся на вооружении полиции МВД России, могут применяться в следующих случаях:








При применении специальной палки запрещается нанесение ударов по голове, шее, ключичной области, животу и половым органам. Следует оговориться, что эти ограничения распространяются лишь на инициативный, наступательный характер применения палки сотрудником полиции. Если же палка используется в качестве средства защиты в состоянии необходимой обороны, то удары могут наноситься по усмотрению защищающегося в зависимости от характера и степени опасности нападения, сил и возможностей сотрудника полиции по отражению посягательств. В этих условиях удары могут наноситься в том числе по голове, шее, в живот и т.д. При этом должны учитываться все обстоятельства, влияющие на реальное соотношение сил посягающей и защищающейся сторон (количество посягавших и оборонявшихся сотрудников полиции, возраст, физическое развитие, наличие оружия, место и время посягательства и т.д.). При совершении посягательства группой лиц обороняющийся сотрудник полиции вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы.

Весьма широк спектр находящихся в распоряжении органов внутренних дел специальных средств, содержащих слезоточивые вещества : ручные газовые гранаты "Черемуха-1", "Черемуха-5", "Черемуха-6", "Черемуха-12", "Сирень-1", "Сирень-6", "Сирень-12" и другие их модификации, ручная аэрозольная граната, граната слезоточивого действия для подствольного гранатомета, патроны с газовыми гранатами "Черемуха-4", "Черемуха-7", "Сирень-7", аэрозольные упаковки "Черемуха-10", "Черемуха-11", ранцевый жидкостный аппарат, карабины специальные ("КС-23", "КС-23М"), комплект насадок к карабину КС-23 "Насадка", пистолет сигнальный СП-81, пистолет газовый с боеприпасами.
Следует отметить, что в Федеральном законе "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" применению газового оружия в местах содержания под стражей посвящена самостоятельная статья 46.
Слезоточивый газ, используемый полицией МВД России, может применяться в следующих случаях:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

Наручники - устройство в виде двух защелкивающихся колец с замками, соединенных между собой, используемое органами охраны порядка или военными для ограничения свободы действий задержанного. Наручники надеваются на кисти рук преступникам, заключенным.
Наручники (БР, БР-С, БКС-1, БОС), используемые полицией МВД России, применяются:
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе.

Специальные окрашивающие и маркирующие средства (спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина и т.п.) применяются для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления. На объектах собственности специальные окрашивающие средства ("химические ловушки") устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица.
Специальные окрашивающие и маркирующие средства, используемые полицией МВД России, применяются:
- для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Электрошоковые устройства - новый вид специальных средств, принятый в 1999 г. на вооружение органов внутренних дел.
Электрошоковые устройства, используемые полицией МВД России, применяются:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

Спектр применения светошоковых устройств необычайно широк: структуры МВД (служб ГИБДД, УВО, ППС), МЧС, городские и коммунальные хозяйства (скорой помощи, аварийной службы газа), автодорожные службы эффективно используют эти устройства для обозначения своих автомобилей.
Светошоковые устройства, применяемые органами внутренних дел и внутренних войск МВД России, предназначены для создания высоких уровней освещенности при обнаружении объектов, ослепления и психологического воздействия на правонарушителей.
Светошоковые устройства, используемые МВД России, применяются в следующих случаях:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

С тех самых пор, как человек приручил собаку, она служит ему верой и правдой: охраняет дом от непрошеных гостей, отлично справляется с работой пастуха, помогает спасать людей во время чрезвычайных ситуаций, перевозит грузы в упряжке и выполняет множество других необходимых обязанностей.
Служебные собаки - группа пород домашних собак различного происхождения, используемых для пастушьей, ездовой (упряжной), охранной и других видов службы. У служебных собак хорошо развит инстинкт охраны хозяина, принадлежащих ему вещей, дома. Подавляющее большинство служебных собак злобны, недоверчивы к посторонним, хорошо дрессируются.
Служебные собаки, используемые полицией МВД России, применяются в следующих случаях:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

Световые и акустические специальные средства , применяемые органами внутренних дел и внутренних войск МВД России, предназначены для подавления психоволевой устойчивости вооруженных преступников путем воздействия на них световым и акустическим импульсами. К ним относятся: световые и акустические средства отвлекающего воздействия; звуковещательные станции.
Световые и акустические специальные средства, используемые полицией МВД России, применяются в следующих случаях:
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Средство принудительной остановки транспорта ("Еж", "Диана", "Гарпун" и др.) используется для принудительной остановки колесного легкового и грузового автотранспорта.
Средства принудительной остановки транспорта, используемые полицией МВД России, применяются:
- для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
Средства принудительной остановки транспорта запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.

Средства сковывания движения предназначены для ограничения возможностей вооруженного нарушителя по передвижению и не позволяют оказывать активное сопротивление при задержании.
Средства сковывания движения, используемые полицией МВД России, применяются:
- для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
- для пресечения преступления или административного правонарушения;
- для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
- для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление.

Водометы ("Лавина", автоцистерна пожарная АЦ-40) используются для рассредоточения участников массовых беспорядков и ликвидации пожара с помощью струи воды под давлением. Запрещается их применение при температуре ниже 0 град. C. При рассредоточении участников массовых беспорядков обычно использовались пожарные машины военизированных пожарных частей, но с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности", запретившего привлекать пожарную охрану "к действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков", их применение в указанных целях стало проблематичным.
Водометы и водометные машины предназначены для ликвидации очагов пожара и воздействия на участников массовых беспорядков, бесчинствующую толпу водяными струями с целью ее рассеивания с помощью струи воды под давлением.
Водометы и водометные машины применяются полицией МВД России:
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Бронемашины (боевая машина десанта (БМД-1), бронетранспортеры (БТР-60ПБ, БТР-80 и др.), боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ-2), боевая машина пехоты (БМП)) предназначены для сопровождения колонн, могут перевозить личный состав и грузы, служить базой для вооружения, для перевозки лиц в условиях обеспечения усиленной охраны.
Бронемашины, кроме того, применяются для проведения операций по задержанию вооруженных преступников, блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, доставки личного состава в труднодоступные районы.
Бронемашины, используемые полицией МВД России, применяются:
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
- для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
Водометы и бронемашины применяются только по указанию начальника органа внутренних дел, начальника криминальной полиции, начальника полиции общественной безопасности с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения.

Средства защиты охраняемых объектов (территорий) используются для блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.
Средства защиты охраняемых объектов, используемые полицией МВД России, применяются:
- для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства "Ключ", "Импульс" и др.), состоящие на вооружении органов внутренних дел МВД России, применяются:
- для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
- для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.
Запрещается их применение в помещениях, где находятся заложники, и на расстоянии ближе двух метров от человека.

Все виды специальных средств, кроме того, могут применяться во всех случаях, когда возможно применение огнестрельного оружия на поражение человека:
- для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
- для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
- для освобождения заложников;
- для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
- для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
- для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
- для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

Специфические особенности осуществления ОРД требуют применения широкого спектра средств. Одним из таких средств является использование различных животных для повышения эффективности сыскной (оперативно-розыскной) деятельности.

В истории известны случаи эффективного использования собак (для задержания преступника, поиска закопанных трупов, орудий преступления), а также лошадей (для обнаружения пустот (подкопов) в земле вблизи мест лишения свободы). С конца XIX в. в оперативных целях использовались почтовые голуби.

Использование возможностей животных всегда было обусловлено их специфическими биологическими качествами, превосходящими возможности человека, - более острый слух, обоняние, зрение, быстрота передвижения, выносливость, неприхотливость, различные инстинктивные чувства и др.

Наиболее часто в ОРД (сыскной деятельности) использовались возможности служебных собак. Служебные собаки оказывают значительную помощь в борьбе с преступностью. Например, в курс обучения сыскному делу полицейских чинов дореволюционной России входила тема «Работа с собакой».

Кроме технических средств современным оперативно-розыскным законодательством предусматривается применение иных средств (ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД). К таким средствам следует отнести прежде всего служебных собак. Их применение в ОРД регламентируется п. 7 ч. 2 ст. 21 Закона о полиции и ведомственными нормативными актами. Тем не менее эффективность использования служебных собак не всегда высокая. Одной из причин, мешающих результативному применению собак в органах внутренних дел, является некачественный подбор поголовья животных. Зачастую отбору собак для их последующего приобретения не придают на местах особого значения, поручают это дело некомпетентным лицам. У приобретенных для дрессировки собак уже на предварительных проверках обнаруживается множество недостатков, из-за которых затрудняется или делается невозможной их успешная подготовка. Выбраковка и замена таких собак всегда связаны с большой тратой времени и государственных средств.

В системе служебного собаководства в зависимости от специальной подготовки различают следующие виды служебных собак: 1) розыскные; 2) специальные; 3) собаки-детекторы; 4) патрульные; 5) конвойные; 6) караульные.

В сфере ОРД наиболее активно используются розыскные, специальные собаки и собаки-детекторы.

Розыскные собаки служат для розыска и задержания по запаху следа лиц, подозреваемых в совершении преступления, и других разыскиваемых лиц, для проведения выборки по запаху человека и вещи, поиска вещей и документов, а также при осмотре и отработке мест возможного укрытия подозреваемых и разыскиваемых лиц, вещественных доказательств и стреляных гильз.

Применение розыскных собак основано на наличии индивидуального запаха, выделяемого организмом человека. Концентрация данного запаха по истечении времени уменьшается, так как на него влияют атмосферные осадки, ветер, покрытие почвы, движение транспорта и др. В связи с этим все запаховые следы делятся на три вида: свежие (не более одного часа); 2) нормальные (от одного до трех часов); 3) холодные (более трех часов). Указанные временные параметры во многом обусловливают эффективность использования розыскной собаки. В розыскной практике известны случаи, когда розыскные собаки отрабатывали след подозреваемого лица на протяжении 10 км.

Категорически запрещается использование служебных собак при задержании женщин с видимыми признаками беременности, несовершеннолетних (за исключением случаев, когда они оказывают вооруженное сопротивление), граждан, имеющих при себе детей, и лиц, противоправные действия которых предусматривают применение в отношении них административного наказания.

Применение розыскной собаки для выборки вещи возможно в двух случаях:

  • для выборки вещи, принадлежавшей лицу, подозреваемому в совершении преступления, по запаху вещи, обнаруженной на месте происшествия;
  • для выборки вещи, обнаруженной на месте происшествия, по запаху вещи, принадлежавшей лицу, подозреваемому в совершении преступления.

Одним из основных направлений использования розыскных собак является их работа по «горячим следам». В связи с этим инспекторы-кинологи включаются в состав следственно-оперативных групп по раскрытию отдельных видов преступлений.

Специальные собаки используются для обнаружения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических и психотропных веществ, человеческих трупов (останков). Их часто применяют:

  • при осмотре жилых и производственных помещений, дворов, приусадебных, участков местности, лесных массивов, стадионов и т.п.;
  • осмотре одежды и обыске лиц, задержанных за сбыт, приобретение или хранение наркотиков;
  • осмотре багажа, камер хранения вокзалов, посылок, чемоданов и иных вещей;
  • осмотре автотранспортных средств и груза на стационарных и контрольных постах ГИБДД.

Для поиска и обнаружения трупов специальных собак используют в соответствии с конкретной обстановкой: а) при наличии обстоятельств или несчастного случая, угрожавших смертью без вести пропавшему: б) проверке показаний лиц и информации о совершении убийства с последующим сокрытием трупа; в) обнаружении расчлененного трупа в целях отыскания других частей тела.

Собаки-детекторы применяются для проведения исследований запахов следов человека (одорологических исследований). Такие собаки могут использоваться дня работы с «консервированным» запаховым следом. В этих целях в подразделениях УВД субъектов РФ могут создаваться и использоваться запахотеки.

Наиболее часто собаки-детекторы используются в ОРД для решения следующих частных задач:

  • выявления общих признаков нескольких преступлений путем сравнения одорологических объектов, изъятых с мест происшествий;
  • отработки большого количества подозреваемых на причастность к совершению преступления;
  • проверки оперативно-розыскных и следственных версий в отношении конкретных лиц и их действий.

Результаты ОРД с применением служебно-розыскной собаки в процессе оперативно-розыскных и следственных мероприятиях оформляются соответствующим актом, который составляется инспектором- кинологом. Один из трех экземпляров акта приобщается к ДОУ.

Если с помощью розыскной собаки было раскрыто преступление или задержан преступник, кинологом составляется справка, которая подписывается следователем, дознавателем, руководителем следственно-оперативной группы. Данный служебный документ имеет ориентирующее значение и способствует активизации поисковой работы в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет, цели правового регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.

3. Благотворительная деятельность, добровольческая (волонтерская) деятельность в области обращения с животными осуществляются в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

4. Отношения, возникающие при перевозке животных, регулируются законодательством в области транспорта, ветеринарным законодательством Российской Федерации и международными договорами с участием Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области обращения с животными

Отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

2) деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

3) дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи (далее также - дикие животные в неволе), - дикие животные, изъятые из среды их обитания (в том числе ввезенные на территорию Российской Федерации из других государств), потомство таких животных (в том числе их гибриды);

4) домашние животные - животные (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию), которые находятся на содержании владельца - физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы;

5) жестокое обращение с животным - обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии;

6) животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен;

7) использование животных в культурно-зрелищных целях - использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания);

9) обращение с животными - содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье;

10) потенциально опасные собаки - собаки определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) служебные животные - животные, специально подготовленные и используемые (применяемые) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики и иных объектов, а также в иных целях, установленных законодательством Российской Федерации;

12) условия неволи - искусственно созданные условия жизни животных, которые исключают возможность их свободного передвижения вне специально оборудованных мест и при которых полное жизнеобеспечение животных зависит от человека.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих нравственных принципах и принципах гуманности:

1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

2) ответственность человека за судьбу животного;

3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;

4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области обращения с животными

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) утверждение перечня животных, запрещенных к содержанию;

2) установление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;

3) установление перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности;

4) утверждение перечня потенциально опасных собак;

5) установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;

6) установление в соответствии с частью 3 статьи 15 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях;

7) утверждение методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них;

8) утверждение методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

9) установление порядка организации и осуществления федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в области обращения с животными;

10) установление порядка обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания невозможен;

11) иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

1) устанавливают порядки обращения со служебными животными;

2) осуществляют лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;

3) устанавливают порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форму удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными;

4) осуществляют иные предусмотренные законодательством полномочия в области обращения с животными.

Статья 6. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обращения с животными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:

1) установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;

2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;

3) установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными;

4) иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Глава 3. Требования к содержанию и использованию животных

Статья 9. Общие требования к содержанию животных

1. К общим требованиям к содержанию животных их владельцами относятся:

1) обеспечение надлежащего ухода за животными;

2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии;

3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;

4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;

5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.

Статья 10. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными

1. При обращении с животными не допускаются:

1) содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Правительством Российской Федерации. Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;

2) натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации или дрессировки собак кинологами.

2. Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.

Статья 11. Защита животных от жестокого обращения

1. Животные должны быть защищены от жестокого обращения.

2. При обращении с животными не допускаются:

1) проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

2) натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;

3) отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;

4) торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;

5) организация и проведение боев животных;

6) организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;

7) кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными

1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.

2. Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет") и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Статья 13. Требования к содержанию домашних животных

2. Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

4. Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

5. При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

6. Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

7. Перечень потенциально опасных собак утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Требования к содержанию н использованию служебных животных

1. Требования к содержанию и использованию служебных животных определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.

2. Служебные животные, дальнейшее использование которых в служебных целях (в том числе для обеспечения учебного процесса) невозможно, передаются на возмездной или безвозмездной основе новым владельцам.

3. Информация о передаче на возмездной или безвозмездной основе служебных животных новым владельцам размещается владельцами служебных животных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается в средствах массовой информации.

4. В случае, если после размещения и опубликования информации, указанной в части 3 настоящей статьи, служебные животные не переданы новым владельцам в трехмесячный срок, их дальнейшие содержание и использование осуществляются в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи.

Статья 15. Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию

1. Использование животных в культурно-зрелищных целях и их содержание осуществляются с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

2. Требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию определяются условия их использования, соблюдение которых позволяет обеспечивать наиболее эффективное использование таких животных в соответствии с биологическими (видовыми и индивидуальными) особенностями, не причиняя вреда их жизни и здоровью, требования к местам содержания таких животных и лицам, осуществляющим их использование.

3. Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, допускается в местах их содержания, в специально предназначенных для этого зданиях, сооружениях или на обособленных территориях, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

4. Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными, не допускается.

5. В случае организации мероприятий, которые предусматривают физический контакт зрителей или посетителей с животными, такие мероприятия осуществляются при условии наличия в местах их проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ.

6. Применение лекарственных препаратов для ветеринарного применения и иных веществ, причиняющих вред здоровью животных, в целях повышения эффективности использования животных в культурно-зрелищных целях не допускается.

7. Использование в отношении животных, участвующих в спортивных соревнованиях, субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, не допускается.

8. Если дальнейшее использование животного в культурно-зрелищных целях невозможно, владелец животного обязан обеспечить его содержание до наступления естественной смерти животного или передать его на содержание физическим или юридическим лицам либо в приют для животных.

9. Деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Статья 16. Приюты для животных

1. Приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались.

2. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях.

3. Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными.

4. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.

5. В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг.

6. В отношении животных, находящихся в приютах для животных, владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица несут обязанности как владельцы животных.

7. Владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также следующие дополнительные требования:

1) проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;

2) осуществлять учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;

3) осуществлять стерилизацию поступивших в приюты для животных животных без владельцев;

5) возвращать владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах;

6) обеспечивать владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах для животных животных без владельцев;

7) размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частями 9 и 10 настоящей статьи сведения о находящихся в приютах для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались;

8) вести документально подтвержденный учет поступления животных в приюты для животных и выбытия животных из приютов для животных.

8. Передавать животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, физическим лицам и юридическим лицам для использования таких животных в качестве лабораторных животных не допускается.

9. Сведения (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения и иные дополнительные сведения) о каждом из поступивших в приют для животных животном без владельца и животном, от права собственности на которое владелец отказался, размещаются сотрудниками приюта для животных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем в течение трех дней со дня поступления соответствующего животного в приют для животных.

10. Перечень дополнительных сведений о поступивших в приют для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, и порядок размещения этих сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" утверждаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

11. Животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.

12. Владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица обеспечивают возможность посещения:

1) гражданами приютов для животных в установленное приютами для животных время, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений;

2) добровольцами (волонтерами) приютов для животных в часы, установленные режимом работы приютов для животных, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.

13. Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Глава 4. Требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев

Статья 17. Общие положения деятельности по обращению с животными без владельцев

1. Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях:

1) предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотии и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев;

2) предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;

3) гуманного отношения к животным без владельцев;

4) предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания;

5) оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии;

6) возврата потерявшихся животных их владельцам.

2. Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается.

3. Деятельность по обращению с животными без владельцев должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона.

Статья 18. Организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев

1. Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

2. При отлове животных без владельцев должны соблюдаться следующие требования:

1) стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека;

2) животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам;

3) применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных, не допускается;

4) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, несут ответственность за их жизнь и здоровье;

5) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи;

6) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны представлять сведения об объеме выполненных работ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3. Осуществлять отлов животных без владельцев в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность.

4. Физические лица и юридические лица обязаны сообщать о нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территориях или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и обеспечивать доступ на указанные территории или объекты представителям организации, осуществляющей отлов животных без владельцев.

6. При возврате животных без владельцев на прежние места их обитания индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие возврат животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса возврата животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи.

7. Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Глава 5. Государственный надзор и общественный контроль в области обращения с животными

Статья 19. Государственный надзор в области обращения с животными

1. Задачами государственного надзора в области обращения с животными являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области обращения с животными, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Государственный надзор в области обращения с животными осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного экологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы полномочия на осуществление федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного ветеринарного надзора, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - органы государственного надзора).

3. Порядок организации и осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в области обращения с животными устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Порядок организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать информацию и документы, связанные с соблюдением юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;

2) проверять соблюдение юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, составлять по результатам проверок соответствующие акты;

3) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, беспрепятственно посещать и обследовать организации, содержащие животных, в целях проверки исполнения данными организациями требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;

4) выдавать юридическим лицам и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными и проверять исполнение выданных предписаний;

5) пресекать правонарушения, связанные с нарушением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;

6) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;

7) изымать у граждан животных в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

8) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях или уголовных дел по признакам преступлений.

6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обращения с животными, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Статья 20. Общественный контроль в области обращения с животными

1. Общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественный контроль в области обращения с животными не осуществляется в отношении служебных животных, используемых федеральными органами исполнительной власти.

2. Результаты общественного контроля в области обращения с животными, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными.

4. Общественным инспекторам в области обращения с животными органами государственного надзора выдаются соответствующие удостоверения.

5. Общественный инспектор в области обращения с животными имеет право:

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в органы государственного надзора;

2) содействовать органам государственного надзора в предупреждении и выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;

3) участвовать в работе по просвещению населения в области обращения с животными;

4) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля в области обращения с животными итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

6. Общественный инспектор в области обращения с животными при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными обязан:

1) соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

2) не создавать препятствия деятельности физических лиц и юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

7. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными запрещается устанавливать ограничения осуществления общественными инспекторами в области обращения с животными фото- и видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи).

8. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными общественным инспекторам в области обращения с животными должен быть обеспечен доступ на территорию приюта для животных и в его помещения.

9. Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, в том числе форма удостоверения, порядок его выдачи, порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Глава 6.

Статья 21. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

За нарушение требований настоящего Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Конфискация диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом

1. Дикие животные, содержащиеся или используемые в условиях неволи с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, подлежат конфискации в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

2. Конфискованные дикие животные в неволе подлежат возвращению в среду их обитания. В случае, если возвращение указанных животных в среду их обитания невозможно, дальнейшее обращение с указанными животными осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Глава 7. Заключительные положения

Статья 23. О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 14, ст. 2017; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359, 4380; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст. 3414; N 31, ст. 4834, 4856; N 32, ст. 5113, 5133) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 26 3:

а) в подпункте 49 слова "отлову и содержанию безнадзорных животных," исключить;

б) дополнить подпунктом 82 следующего содержания:

"82) осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.";

2) пункт 2 статьи 26 11 дополнить подпунктом "я 5 " следующего содержания:

"я 5) имущество, необходимое для организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.".

Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 48, ст. 5517; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 49, ст. 6409; 2011, N 50, ст. 7353; 2012, N 29, ст. 3990; N 31, ст. 4326; N 53, ст. 7596; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4218, 4257; 2015, N 13, ст. 1808; 2016, N 26, ст. 3866; 2017, N 31, ст. 4751; N 50, ст. 7563; 2018, N 31, ст. 4833) следующие изменения:

1) в пункте 14 части 1 статьи 14 1 слова "мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих" заменить словами "деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими";

2) в пункте 15 части 1 статьи 16 1 слова "мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих" заменить словами "деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими".

Статья 25. О внесении изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4342; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 51; 2018, N 31, ст. 4838; N 32, ст. 5116; N 45, ст. 6841) дополнить пунктом 54 следующего содержания:

"54) деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.".

Статья 26. О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"

Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4213; 2016, N 27, ст. 4286; 2018, N 1, ст. 39) дополнить словами ", общественными инспекторами в области обращения с животными общественного контроля в области обращения с животными".

Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Часть 6 статьи 13, статьи 15, 16, 18 - 20 и 22 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года.

3. Животные, включенные в перечень животных, запрещенных к содержанию, и приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления естественной смерти таких животных.

4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2022 года. После 1 января 2022 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Президент Российской Федерации В. Путин