Сочинительная связь в сложном. Сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью

Части сложного предложения должны быть обязательно соединены между собой при помощи сочинительной или подчинительной связи. Какая именно используется связь в сложном предложении можно определить по союзу и еще некоторым важным деталям. Так выделяют (ССП) и сложноподчиненные предложения (СПП).

Для начала следует вспомнить, что сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые имеют единое смысловое значение. От того, как эти основы взаимодействуют между собой, зависит тип предложения и требуемая пунктуация.

Например, предложение «Я пойду гулять» простое, оно имеет одну грамматическую основу. А вот если добавить к нему еще одну часть («Я пойду гулять, но сначала сделаю уроки»), то получится уже ССП с двумя основами «я пойду гулять» и «сделаю уроки», где в качестве сочинительного союза выступает «но».

Что такое сочинительная связь? Это взаимодействие двух и более частей, которые являются равноправными и не зависят друг от друга. Предложения с сочинительной связью определяются двумя простыми способами.

Необходимо:

  1. Задать вопрос от одной грамматической основы к другой – обычно в ССП это невозможно: «Утро было прохладное, но я поехал кататься на велосипеде».
  2. Попробовать разделить ССП на два отдельных предложения без потери смысла: «Солнце скрылось за холмом, и головки подсолнушков грустно поникли» — «Солнце зашло» и «Головки подсолнушков грустно поникли». Смысл не утерян, при этом одно предложение превратилось в два отдельных.

Яркие примеры можно встретить в русском фольклоре: «Волос долог, а ум короток», «Баба пляшет, а дед плачет», «Баба с возу, а кобыле легче», также они встречаются в описаниях природы и текстах-размышлениях.

Части ССП обычно соединяются одноименными союзами, которые разделяются по типам: соединительные (и, также и др.), разделительные (или, либо, не то…не то и др.) и противительные (но, а, зато и др.).

Важно знать ! Сочинительная связь может использоваться не только для связи простых предложений в составе сложного, но и для связи однородных членов, причастных или деепричастных оборотов.

Подчинительная связь

Если использованы две и более грамматические основы, при этом они не равноправны, а зависят в некоем порядке друг от друга, то это сложное предложение с .

СПП обязательно имеет главную часть и придаточную, причем от первой ко второй можно задать определяющий вопрос.

Например, «Вася вышел погулять, потому что его мама затеяла генеральную уборку». Главная часть «Вася вышел погулять», от нее задаем вопрос «почему он это сделал?» и в придаточной части ответ «потому что мама затеяла генеральную уборку».

Второстепенная или придаточная часть могут выступать как обстоятельство, определение или дополнение.

Определить такой тип взаимодействия можно:

  1. Задав вопрос от главного предложения к придаточному.
  2. Выделив грамматические основы и определив главную из них.
  3. Определить тип союза.

На письме такое взаимоотношение частей выделяться знаками препинания, а в устной речи – интонационной паузой.

Типы подчинительной связи

Чтобы правильно разобрать предложение на части и определить типы подчинительной связи, необходимо правильно определить главную часть и задавать вопрос от нее к придаточному.

Придаточное может быть нескольких типов:

  1. Определительное отвечает на вопросы: какой? который? чей?
  2. Изъявительное отвечает на вопросы косвенных падежей, т.е. все, кроме именительного.
  3. Обстоятельственное отвечает на вопросы: где? куда? зачем? откуда? почему? когда? как?

Поскольку группа обстоятельственных придаточных очень объемная, то среди них выделяют еще подгруппы. Определить вид так же помогает вопрос.

Придаточное обстоятельственное бывает следующих видов:

  • времени (когда? как долго?);
  • места (где? куда? откуда?);
  • причины (почему?);
  • цели (для чего? с какой целью?);
  • образа действия и степени (как? в какой мере? в какой степени?);
  • сравнения (как?);
  • следствия (что из этого следует?);
  • условия (при каком условии?);
  • уступки (вопреки чему?).

Важно! Вид придаточного определяют именно по вопросу, а не по типу подчинительного союза или союзного слова. Так, например, союзное слово «где» может употребляться не только в обстоятельственных придаточных места, но и в придаточном определительном: «Я спешу в тот дом (какой?), где я раньше жил».

Типы связи в СПП

Поскольку подобное предложение часто в своем составе содержит сразу несколько придаточных, в нем следует также определять и подчиненные отношения:

  • Последовательное подчинение. Каждая придаточная часть относится к слову из предшествующей придаточной части («Я напевал песню, которую услышал вчера, когда мы гуляли по парку»).
  • Однородное подчинение. По структуре напоминает однородные члены предложения. Придаточные части отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову в главном предложении, при этом подчинительные союзы могут быть разные («После случившегося я не понимала, как жить и что делать дальше, как забыть все и начать жизнь заново»). Постановка знаков препинания подчиняется тому же правилу, что и пунктуация при однородных членах предложения.
  • Параллельное подчинение. Придаточные относятся к одному и тому же главному предложению, но отвечают на разные вопросы: «Мне там было скучно, несмотря на толпу людей, потому что там мне никто не был интересен».

Важно! Могут встречаться предложения и с комбинированным подчинением.

Тонкости пунктуации

Не менее важно знать, какие знаки препинания должны ставиться в ССП и СПП, ведь части обязательно соединяются союзом – служебной частью речи, которая не склоняется, не спрягается и соединяет однородные члены или простые предложения в составе сложного. Именно союз помогает понять, какой тип связи используется в предложении.

Сочинительная и подчинительная связь в предложениях предполагает употребление одноименных союзов. При этом любой из них обязательно выделяется запятой на бумаге, а при чтении – интонационной паузой.

К подчинительным союзам относят: что, как, чтобы, едва, лишь, когда, где, откуда, столько, до какой степени, как будто, словно, потому что, если, несмотря на то, хотя и др.

Сочинительная связь в предложении и словосочетании определяет употребление союзов: и, да, не только, также, но и, тоже, как …, так и, или, либо, то, зато, однако, тоже, также, то есть и пр.

Но предложения бывают и бессоюзными, в таком случае его части разделяются не только запятой («Солнце взошло, петухи привычно затянули утренние песни»), но и другими знаками препинания:

  • двоеточием: «Я говорил тебе: опаздывать нельзя!»
  • точкой с запятой: «На небе зажглись звезды, наполнив ночь светом; почувствовав ночь, вдалеке завыл волк на высоком холме; рядом на дереве закричала ночная птица».
  • тире: «На улице льет как из ведра — выйти погулять невозможно».

Полезное видео

Подведем итоги

Наличие сложных предложений делают письменную и устную речь яркой и выразительной. Их часто можно встретить в художественной литературе и публицистических статьях. Наличие сложных конструкций позволяет человеку правильно и последовательно выражать свои мысли, а также показывать свой уровень грамотности. Ошибки в пунктуации, напротив, свидетельствуют о низкой речевой культуре и безграмотности.

Бессоюзная и союзная сочинительная связь являются одним из способов построения Без них речь бедна, ведь они дают больше информации и способны содержать в своем составе от двух и более предложений, повествующих о разных событиях.

Сложные предложения и их виды

В зависимости от количества частей сложные конструкции делятся на двух- и многочленные. В любом из вариантов элементы соединяются либо союзной связью (которая, в свою очередь, обеспечивается соответствующей частью речи), либо бессоюзной.

В зависимости от того, какие виды отношений присутствуют, сложные образования создают следующие группы:

  • Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью: Небо резко потемнело, послышался отдаленный раскат, и стена дождя накрыла землю, прибивая пыль и смывая городской смог.
  • Конструкции, сочетающие элементы с подчинительной связью, например: Дом, в который мы вошли, вызывал гнетущее состояние, но в данной ситуации нам выбирать не приходилось .
  • Сложные предложения с подчинительными и бессоюзными типами связей: Как он ни спешил, но его помощь запоздала: раненых забрала другая машина.
  • В многочленных конструкциях может использоваться одновременно подчинительная, бессоюзная и союзная сочинительная связь. В следующий раз, когда раздался звонок телефона, мама ответила на него, но услышала лишь голос робота, сообщавшего о том, что у нее просрочен кредит.

Важно уметь различать сложные предложения и конструкции, осложненные, например, однородными сказуемыми. Как правило, в первом случае в синтаксической лексической единице находится несколько грамматических основ, тогда как во второй будет одно подлежащее и несколько сказуемых.

Бессоюзные конструкции

В данном виде лексических конструкций могут объединяться 2 простых предложения или более, которые соединены между собой интонацией и смыслом. Они могут связываться друг с другом следующими отношениями:

  • Предложения связаны перечислением. Вечер постепенно угасал, ночь опустилась на землю, луна стала править миром.
  • Конструкции, в которых элементы делятся на несколько частей, две из которых представляют собой противополагаемые фрагменты. Погода была как на заказ: небо очистилось от облаков, солнце сияло ярко, легкий ветерок обдувал лицо, создавая легкую прохладу. В данной бессоюзной конструкции второй фрагмент, состоящий из 3-х простых предложений, связанных перечислительной интонацией, объясняет первую его часть.
  • Бинарное соединение простых элементов в многочленную сложную конструкцию, в которых части объединены в смысловые группы: Луна поднялась над грядой, мы не сразу заметили это: дымка скрадывала ее сияние.

Бессоюзная, как и союзная сочинительная связь, в цельном соединении отделяет отдельные предложения друг от друга знаками препинания.

Запятые в бессоюзных многочленных конструкциях

В сложных соединениях их части разделяются запятыми, точкой с запятой, тире и двоеточиями. Запятая и точка с запятой применяются при перечислительных отношениях:

  1. Части небольшие по размеру и связаны одни с другими по смыслу. После грозы наступила тишина, за ней последовал легкий шепот дождя.
  2. Когда части слишком распространены и не связаны единым смыслом, ставится точка с запятой. Ромашки и маки покрыли всю поляну; где-то внизу стрекотали кузнечики.

Бессоюзные конструкции чаще всего применяются для передачи большого количества информации, которая не всегда связана по смыслу.

Разделительные знаки в бессоюзных соединениях

Эти знаки применяются при следующих видах отношений между элементами синтаксической конструкции:

  • Тире - когда вторая часть резко противопоставлена первой, например: Мы знали о его страхах - никто не знал о готовности умереть. (В подобной конструкции с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, хочется поставить союз «но»).
  • Когда в первой части повествуется об условии или времени, то между ней и вторым фрагментом ставится так же тире. Закукарекал петух - пора вставать. В подобных предложениях по смыслу подходят союзы «если» или «когда».
  • Этот же знак ставится, если вторая часть содержит в себе вывод о том, о чем говорилось в первой. Не было сил возражать - он молча согласился . В таких союзных конструкциях обычно вставляется «поэтому».
  • Когда вторая часть предложения сравнивается и определяется тем, о чем повествуется в первой. Он произносит речь - вдыхает в людей надежду. В данных конструкциях можно добавить «будто» или «словно».
  • В предложениях с пояснительной связью и обоснованием причины употребляется двоеточие. Скажу вам по существу: нельзя подводить друзей.

Предложения с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, разделяются знаками в зависимости от их смыслового соотношения.

Сложносочиненные конструкции

В предложениях подобного типа используется сочинительная связь, осуществляемая при помощи сочинительных союзов. При этом между их частями могут быть:

  • Соединительные отношения, связанные между собой союзами и, да или, частицами также, тоже и ни…ни . Ни птицы не щебечут, ни комар не пискнет, ни цикады не трещат.
  • При разделительных отношениях используются союзы что и, или, частицы то ли…то ли, не то… не то и другие. То ли ветер приносит непонятный звук, то он сам к нам приближается.
  • Предложения, как с бессоюзной, так и союзной сочинительной связью с сопоставительными отношениями указывают на тождественность событий, но во втором случае с применением союзов а именно и то есть. Все были ему рады, то есть именно это он прочел на их лицах.
  • Пояснительным отношениям свойственно использовать союзы да, но, а, частицы зато, а потому и другие. За окном буйствовала вьюга, зато возле камина в гостиной тепло.

Зачастую именно союзы и частицы поясняют, что связывает простые предложения в единую сложносочиненную конструкцию.

Сложные предложения со смешанными видами связи

Конструкции, где одновременно присутствует бессоюзная и союзная сочинительная связь, встречаются довольно часто. В них могут выделяться отдельные блоки, в каждом из которых - несколько простых предложений. Внутри блоков одни элементы соединяются с другими по смыслу и разделяются знаками препинания при помощи союзов или без них. В сложном предложении с бессоюзной и союзной сочинительной связью гранью между ними являются разделительные знаки, хотя отдельные блоки по смыслу могут быть не связаны.

Школьникам и взрослым людям для правильной формулировки и изложения собственных мыслей нужно научиться грамотно расставлять смысловые акценты в письменной речи. Если в жизни мы чаще пользуемся простыми конструкциями, то на письме используем сложные предложения с разными видами связи. Поэтому важно знать особенности их построения.

Вконтакте

Классификация

Какие виды связи предложений используются в русском языке:

  • сочинительная с союзами и без них, когда компоненты синтаксической конструкции являются независимыми, равноправными относительно друг друга;
  • подчинительная связь, бессоюзная и союзная, когда одна часть конструкции главная, а вторая зависимая;
  • союзная, сочинительная и подчинительная , выражается с помощью сочинительных или подчинительных союзов и союзных слов;

Сложные предложения состоят из нескольких простых, потому имеют больше двух грамматических основ. Встречая их, не удивляйтесь и помните, что частей может быть не только 2 или 3, а в среднем до 10-15. В них постоянно комбинируются разные типы связи.

Основные виды сложных предложений с примерами :

  1. Бессоюзные.
  2. Сложносочинённые.
  3. Сложноподчинённые предложения.
  4. Конструкции с разными видами связи.

Пример бессоюзной связи : Ветер гонит тучи на край небес, ель надломленная стонет, что-то шепчет зимний лес.

Необходимо отметить главную особенность конструкций с сочинительной связью. Функция сочинительной связи — показывать равноправие частей внутри сложного предложения, производится при помощи интонации и использования сочинительных союзов. Также может использоваться бессоюзная связь.

Как строятся сложносочиненные предложения, примеры со схемами:

Небосвод очистился от нависавших туч — и выглянуло яркое солнце.

Поля опустели, осенний лес стал темным и прозрачным.

Предложения четвертого типа обычно состоят из трёх и более частей , которые соединены между собой разными способами. Чтобы лучше понять смысл подобных конструкций, как усвоить, как строятся и группируются сложные предложения с разными видами связи. Часто предложения разделяются на несколько блоков, соединённых бессоюзно либо при помощи сочинительной связи, при этом каждая из частей представляет простое или сложноподчиненное предложение.

Зависимые части могут иметь разное смысловое значение, по этому признаку сложноподчинённые предложения подразделяются на несколько групп.

Определительные

Служат для характеристики и раскрывают признак определяемого существительного из главного предложения. Присоединяются при помощи и : где, откуда, куда, который, что. Находятся только внутри главного или после него. К ним можно поставить вопросы: какой?, чей?

Примеры :

Как томительно жарко в те часы, когда полдень завис в тишине и зное.

Долго любовался он, улыбаясь, капризной любимой дочкой своей, которая задумалась, не замечая ничего вокруг.

Изъяснительные

Относятся к словам, имеющим значение мысли (размышлять), чувства (грустить), речи (отвечал, сказал), чтобы подробно раскрыть смысл главного слова, уточнить, дополнить. К ним относятся также указательные слова – та, тот, то, к которым и присоединяется зависимая придаточная часть. Соединяются союзами что, чтобы, будто, как будто.

Примеры :

Парень быстро смекнул, что родители подруги не особо умны, и продумывал дальнейшую стратегию.

Это можно было заметить из того, что он несколько раз прокатил со своим возом по двору, пока не обнаружил избы.

Обстоятельственные

Имеют отношение к или к словам, обладающим обстоятельственным значением. Назовем их разновидности и способы присоединения к главному слову:

  • времени, уточняют период времени, когда совершается действие, для связи используются подчинительные временные союзы: когда, до какого времени (Когда речь шла о войне, незнакомец опускал голову и задумывался);
  • места, говорят о месте , соединяются с главным словом союзными словами-наречиями: где, куда, откуда (Листья, куда ни взгляни, были желтые или золотые);
  • условия, раскрывают при каких обстоятельствах возможно то или иное действие, присоединяются придаточными союзами: если, если…, то. Могут начинаться с частиц — так, то (Если пойдет дождь, то палатку надо будет перенести выше);
  • степени, уточняет меру или степень действи я, о котором идет речь, к ним можно поставить вопросы: до какой степени? в какой мере? (Дождь прекратился так быстро, что земля не успела промокнуть.);
  • цели, сообщают какую цель преследует действие и соединяется целевыми союзами: чтоб, чтобы (Чтобы не опоздать, он решил выйти пораньше);
  • причины, для присоединения используется союз — потому что (Он не выполнил задание, потому что заболел);
  • образа действия, указывают как именно было совершено действие, присоединяются подчинительными союзами: как будто, словно, точно (Лес стоял весь в снегу, словно его кто-то заколдовал);
  • следствия, служат для уточнения результата действия, к ним можно задать вопрос — в следствие чего? Присоединяются союзом — так что (Снег блестел на солнце все ярче, так что болели глаза);
  • уступки, для их присоединения применяются союзы: пускай, хотя, несмотря на. Могут использоваться союзные слова (как, сколько) с частицей ни (Сколько ни старайся, а без знаний и навыков ничего не получится).

Построение схем предложений

Рассмотрим, что такое схема предложения. Это графический рисунок, показывающий структуру предложения в компактном виде.

Попробуем составить схемы предложений, в составе которых находятся два или несколько придаточных. Для этого обратимся к примерам с разными склоняемыми частями речи.

Сложноподчиненные предложения могут состоять из нескольких придаточных частей, у которых наблюдается разное соотношение друг с другом.

Существуют следующие виды связи предложений:

  • однородная или ассоциативная;
  • параллельная (централизованная);
  • последовательная (цепная, линейная).

Однородная

Характеризуется следующими признаками :

  • все придаточные можно отнести ко всему главному либо к одному из слов;
  • придаточные одинаковы по значению, отвечают на один вопрос;
  • связваются сочинительные союзами или применяется бессоюзная связь;
  • интонация при произношении перечислительная.

Примеры и линейные схемы предложений :

Я заметил, как звёзды стали расплываться (1), как лёгким дуновением пронеслась прохлада (2).

, (как…), (как…).

Иногда придаточные представлены каскадом изъяснительных предложений, зависящтх от одного слова, находящегося в главной части:

Неизвестно, где она жила (1), кто она была(2), почему римский художник написал ее портрет (3) и о чём она задумалась на картине(4).

, (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).

Параллельная

Такие сложноподчинённые предложения имеют придаточные с разными значениями, принадлежащие к нескольким типам

Приведем примеры предложения со схемами:

Когда наша лодка поплыла от корабля на берег, мы заметили, что из поселения стали убегать женщины и дети.

(Когда…),, (что…).

Здесь от главного предложения зависят два придаточных: времени и изъяснительное.

Конструкции могут создавать цепочку , которую можно изобразить на схеме следующим образом:

В некоторых местах теснились домики, которые по цвету своему были похожи на окружающие скалы, что надо было находиться ближе, чтобы их различить.

, (которые…), (что…), (чтобы…).

Возможен и другой вариант , когда одно предложение находится внутри другого. Иногда конструкции комбинируются, связываясь с одним придаточным внутри другого.

Сначала страшно испугался кузнец, когда поднял его чёрт так высоко, что ничего уже не было видно внизу, и промчался под самой луной так, что мог бы зацепить её шапкой.

, (когда…, (что…), и …), (что…).

В предложениях используются различные знаки препинания :

  • запятая, пример: Финальная реплика свояченицы заканчивалась уже на улице, куда отправилась она по своим срочным делам;
  • точка с запятой: Некоторое время спустя на селе все крепко спали; только месяц висел высоко в роскошном украинском небе;
  • двоеточие: Это произошло так: ночью танк завяз в болоте и утонул;
  • тире: Густые кусты орешника будут преграждать тебе путь, поранишься о колючий терновник – упрямо иди вперёд.

Последовательная

Простые конструкции соединяются одна с другой по цепочке:

Известен сучок на стволе дерева, на который ставишь ногу, когда хочешь влезть на яблоню.

, (на который…), (когда…).

Процедура определения

По какому плану определяют виды связи предложений на письме. Предлагаем пошаговое руководство, которое подойдет для любого случая:

  • внимательно прочитайте предложение;
  • выделите все грамматические основы;
  • поделите конструкцию на части и пронумеруйте их;
  • найдите союзные слова и союзы, при их отсутствии учитывайте интонацию;
  • определите характер связи.

​Если имеются в наличии две независимые части , то это предложение с сочинительной связью. Когда одно предложение называет причину того, о чём идет речь в другом, то это сложное предложение с подчинением.

Внимание! Придаточные конструкции можно заменить или деепричастным оборотом. Пример: По чёрному небосклону, усеянному мириадами маленьких звёздочек, возникали там и тут беззвучные молнии.

Учим русский язык — сложные предложения с разными видами связи

Виды связи в сложных предложениях

Вывод

Виды связи предложений зависят от их классификации. В них используются . Схемы очень разнообразны, существует множество интересных вариантов. Графический рисунок предложения позволяет быстро определить построение и последовательность всех составных частей, выделить основы, найти главное и правильно расставить знаки препинания.

Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание. Связь подчинительная см. подчинение. Согласование - подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в форме рода, числа и падежа. Связь, служащая для выражения взаимосвязи элементов словосочетания и предложения.


Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание. Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление. При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. В сложном взаимодействии двух организмов для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости.

Смотреть что такое «подчинительная связь» в других словарях:

Примеры: писать стихи, вера в победу, довольный ответом. Эту пару слов выписывать не следует, так как грамматические основы, в которых слова связаны сочинительной связью, то есть равноправны, словосочетанием НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Связь между двумя синтаксически неравноправными словами в словосочетании и предложениие одно из них выступает как главное, другое - как зависимое. Подчинение - подчинительная связь, формально выраженная зависимость одного синтаксического элемента (слова, предложения) от другого.

ПАРАТАКСИС - лингв. сочинительная связь двух или более предложений в пределах одного сложного предложения; связь частей предложения. Все виды подчинительной связи: управление, согласование, отражение, примыкание выражают зависимое положение одного слова по отношению к другому. Подчинительная связь выражается чаще всего при помощи различных словоизменительных суффиксов числа, падежа, притяжательных суффиксов.

Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например: у директора колледжа. Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа - директору колледжа. Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например:слегка грустный, люблю поесть.

В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив. Синтаксис - это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений. По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (более одной грамматической основы).

Вы имеете в виду: Теперь и я увидел, что дождик кончился↓, ↓ что туча пошла дальше.↓ Я, кстати, прослушивала для себя такой вариант — он, с первого взгляда, кажется возможным. 1. В середине СПП не может быть нисходящей фразы — иначе интонация перечисления, а вместе с ней и сочинительная связь, сохранятся. Об этом пишут и в Интернете. При изменении главного слова меняется и зависимое.

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. Различайте предложно-падежную форму и наречие. 1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­– это наречие. 3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу. Подчинение характеризуется необратимыми отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Примеры: маленький мальчик, летним вечером; наш врач, на озере Байкал. Примеры: женщина-космонавт, студент-отличник. 4](порядком слов, лексически и интонацией).

Независимая часть в нём называется главной частью, а зависимая - придаточной. Внезапно коварный зек оглушил меня рукояткой пистолета, как вы догадываетесь (нераспространенное вводное предложение, где выделенные слова – подлежащее и сказуемое), моего собственного пистолета».

Пример 2. СПП: ТЕПЕРЬ И Я ВИДЕЛ, ЧТО ДОЖДИК КОНЧИЛСЯ, ТУЧА УХОДИТ ДАЛЬШЕ. Существует три типа подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление и примыкание. В сложном предложении подчинительная связь существует между главным и придаточным предложениями. Студенты и экзаменатор несловосочетание, потому что связь между словами сочинительная, а не подчинительная (то есть нельзя выделить главное и зависимое слово).

Под сочинительной связью понимается такая связь, при которой отсутствует грамматическая зависимость одного компонента синтаксической конструкции от другого компонента. Сочинительная связь имеет место между словоформами простого предложения и предикативными единицами в составе сложного предложения. Так, на примере стихотворения А.С. Пушкина «Эхо» можно выделить не один ряд сочинительной связи; в первой части стихотворения Ревёт ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поёт ли дева за холмом – На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг сочинительная связь устанавливается между четырьмя предикативными единицами (простыми предложениями в составе сложного предложения): 1) ревёт зверь в лесу глухом, 2) трубит рог, 3) гремит гром, 4) поёт дева за холмом , которые в свою очередь связаны подчинительной связью с пятой предикативной единицей: на всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Во второй части Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов – И шлешь ответ … (А. Пушкин) сочинительной связью оформлены словоформы внемлешь и шлешь ; грохоту , гласу и крику . В предложении Ежедневно, вставши с постели часов в одиннадцать, Ольга Ивановна играла на рояли или же, если было солнце, писала что-нибудь масляными красками (А. Чехов) сочинительная связь устанавливается между словоформами играла, писала.

Сочинение – это особый тип синтаксической связи, обладающий своими содержательными и формальными признаками.

Формальным показателем сочинительной связи являются сочинительные союзы. Определённый тип союза закреплён за выражением определённого типа синтаксических отношений. Так, в предложении В тихую лунную ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду, то на красивые берега (А. Чехов) сочинительная связь между словоформами стояла и смотрела ; то на воду, то на берега . Союз и выражает перечислительные отношения совпадающих во времени действий; повторяющийся союз то…то выражает отношения чередования: вниманием субъекта поочерёдно овладевает то один предмет, то другой. Ср.: (Л. Соболев). Повторяющийся соединительный союз ни…ни в предложении Ни тоски, ни любви, ни обиды, Всё померкло, прошло, отошло (А. Блок) информирует об отсутствии перечисляемых денотатов (референтов). Ср.: Ни в погребах, ни в башнях, ни в машинах случаев никаких не было (Л. Соболев). Противопоставление условий проявления разных признаков субъекта в предложении По годам он бы должен был быть с молодыми, но по богатству и связям он был членом кружков старых, почтенных людей (Л. Толстой) переданы противительным союзом но. Повторяющийся союз не то … не то вносит значение неопределённости. Например: И опять не то снится, не то думается Чангу то далёкое утро, когда после мучительного, беспокойного океана вошёл пароход, плывший из Китая с капитаном и Чангом, в Красное море (И. Бунин). Союз или выражает смысловые отношения взаимоисключения. Например: Потом, с позволения Мими, я или Володя отправляемся в карету (Л. Толстой).

При бессоюзии решающим грамматическим показателем сочинённости является интонация. Она же, интонация, является и дифференциатором смысловых отношений сочинённого ряда. Пример перечислительной интонации в простом предложении: Всё спит кругом; одни лампады Во мраке храма золотят Столпов гранитные громады И их знамён нависший ряд (А. Пушкин); те же смысловые отношения в сложном предложении также переданы перечислительной интонацией: За окошком белеют березы, Ёлки тянут колючие лапы, На сосновой коре, точно слезы, Смолянистые светятся капли (Л. Ошин).

Компоненты предложения, связанные сочинительной связью, формируют сочинённый (или сочинительный) ряд. Существенным признаком сочинённого ряда является такое свойство его структуры, как отсутствие главного и зависимого компонента. Это вызвано тем, что ни одно из слов, входящих в сочинённый ряд, не служит для пояснения другого слова, в сочинённом ряду нет отношения определяемого и определяющего . Компоненты сочинённого ряда, таким образом, формально независимы друг от друга. Однако в смысловом отношении они могут иметь не одинаковую значимость, один из компонентов, как правило, постпозитивный, может нести информацию более значимую по сравнению с информацией, представленной первым компонентом; постпозитивный компонент может выступать в качестве конкретизатора другого, препозитивного члена ряда. Например: Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него (Н. Гоголь); Все, а особенно чиновники , некоторое время оставались ошеломленными (Н. Гоголь); На скрещении их, на круглых полянах , стояли старые, иные поломанные , в лишаях , большие статуи из песчаника (Л. Толстой); Кругом гудела толпа, обсуждая невиданное происшествие; словом был гадкий, гнусный, соблазнительный, свинский скандал, который кончился лишь тогда, когда грузовик унёс на себе от ворот Грибоедова несчастного Ивана Николаевича, милиционера, Пантелея и Рюхина (М. Булгаков).

Другим существенным признаком сочинения является соподчинённость компонентов ряда (в структуре простого и сложноподчинённого предложений) одному слову (словоформе) и способность выразить в этом соподчинении определённый тип синтаксических отношений. Например, сочинённый ряд фонтаны, линии, золото, море в предложении Помню фонтаны, давно уж угасшие, Мрамора белого строгие линии, Золото, тускло на солнце сверкавшее, Море за парком холодное, синее (Л. Ошин) распространяет, поясняет слово помню (помню что?), все компоненты ряда выражают изъяснительные отношения. В многокомпонентном сложноподчинённом предложении Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало (А. Фет) придаточные являются соподчинёнными, они, отвечая на вопрос «о чём?», распространяют, поясняют, конкретизируют лексическое значение слова рассказать в главной части (рассказать о чём?: что солнце встало; ещё о чём? что оно горячим светом по листам затрепетало ), и выражают изъяснительные отношения.

Соотносясь с одним стержневым словом, компоненты сочинённого ряда могут выражать один тип смысловых отношений, занимая тем самым одно синтаксическое место и выполняя функцию одного члена предложения, и разные смысловые отношения, занимая, таким образом, разные синтаксические места и выполняя функцию разных членов предложения.

Компоненты сочинённого ряда, занимающие одно синтаксическое место и выполняющие функцию одного члена предложения, являются однородными и образуют ряд однородных членов . Например: Ни Акрополь, ни Баальбек, ни Фивы, ни Пестум, ни Святая София, ни старые церкви в русских Кремлях и доныне несравнимы для меня с готическими соборами (И. Бунина) – сочинённый ряд представлен существительными Акрополь, Баальбек, Фивы, Пестум, Святая София, церкви , называющими разные предметы речи, но занимающими позицию субъекта, представленного именительным падежом, и являющимися подлежащими. Они образуют ряд однородных членов. В предложении Адмирал увидел то красные, то оранжевые вспышки (Л. Соболев) однородный ряд представлен прилагательными красные, оранжевые, называющими признак предмета по цвету, в функции определения.

Компоненты сочинённого ряда, занимающие разные синтаксические места и являющиеся поэтому разными членами предложения, не являются однородными. Например, не являются однородными компоненты сочинённого ряда в предложении На песках, в райской наготе валяются кофейные тела черноволосых подростков (А. Фадеев). Сочинённый ряд представлен здесь словоформами на песках и в райской наготе, первая словоформа занимает позицию обстоятельства места, вторая – обстоятельства образа действия (или сопутствующего обстоятельства): тела валяются где? – на песке; валяются в каком состоянии? – в наготе. Аналогично также в высказывании Учёные растерялись: нашего предка они ожидали увидеть совсем не там и не таким (В. Щеулин) словоформы не там и не таким являются компонентами сочинённого ряда, о чём свидетельствует сочинительный соединительный союз «и», однако однородными членами они не являются, поскольку наречие «там» занимает позицию обстоятельства места: ожидали увидеть где? – не там; тогда как местоимение «таким» выражает атрибутивные отношения: ожидали увидеть предка каким? – не таким. Это говорит о том, что синтаксические позиции у выделенных словоформ разные, поэтому их нельзя признать однородными.

Компоненты сочинённого ряда, занимающие одно синтаксическое место и выполняющие функцию одного члена предложения являются однородными, если они соотнесены с одним общим для них членом предложения или подчинены ему. Однородными могут быть все члены предложения. Пример однородных подлежащих: Из века в век поэзия и проза смертельный бой ведут между собой (Е. Винокур); Тот рассказ сложили горы, башни, звёзды, облака , снег и трав весенних ворох , люди, песни и река (Н. Тихонов);

однородных сказуемых: Жизнь моя – судьба моей державы, каждый сущий день её и час (М. Алигер); Нет, это время несчастное , болезненно-чувствительное, жалкое (И. Бунин); Еще в детских летах он прослыл чудаком и был непохож на товарищей (Ф. Достоевский); Сначала был я весел и остёр , А иногда и чересчур небрежен (М. Лермонтов).

Однородные второстепенные члены предложения:

однородные определения: В произведении должна быть ясная, определённая мысль (А. Чехов); Сумрачными, смутными клубами нависли над садом дождевые облака (И. Бунин);

дополнения: Берегите старых людей от обид , холодов, огня (Л. Татьяничева); Всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство , свои кровные связи с отечеством (В. Белинский);

обстоятельства: Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык (М. Горький); Спелые хлеба тускло, сумрачно белели впереди (И. Бунин); Ты в летнем зное и снегах светла и хороша (Е. Долматовский).

Однако следует помнить о том, что выполнение одной и той же синтаксической функции рядом расположенных словоформ не является гарантией однородности. Для однородности таких членов предложения необходимым условием является наличие сочинительной связи. Например, в предложении Дубов и не подозревал о сложных морозкиных переживаниях (А. Фадеев) определения сложных и морозкиных , характеризуя предмет (переживания Морозки) с разных сторон (по качеству и принадлежности), не являются однородными, так как они не связаны сочинительной связью, о которой сигнализирует сочинительный союз, здесь отсутствующий, и перечислительная интонация, о чём свидетельствует отсутствие запятой между определениями. Аналогично: На нём была новенькая синяя сатиновая рубашка (Н. Островский). Отсутствие запятой и союза – знаков сочинительной связи – говорит о неоднородности выделенных определений к слову рубашка .

Если в предложении повторяется одно и то же слово в той же форме, говорить об однородности обозначенного ими члена предложения нельзя и при наличии сочинительной связи, ибо речь здесь идёт об одном действии, об одном признаке. Например: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня (А. Пушкин); Еду, еду в чистом поле, Колокольчик динь-динь-динь . Повтор лексемы выполняет стилистический приём, информируя о длительности действий.

Компоненты однородного ряда могут быть представлены как одной морфологической формой, так и разными формами одной части речи, а также разными частями речи. Например: И чье-то ласковое мясистое лицо, бритое и упитанное , в роговых очках, появилось перед Иваном (М. Булгаков); И это очень хорошо известно не только в России , но и в Европе (М. Булгаков); Вовсе не воздух влечет его в сад, он что-то видит в это весеннее полнолуние на луне и в саду , в высоте (М. Булгаков); В одних только его глазах, голубых , навыкате и несколько неподвижных , замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал ровно (И. Тургенев); Нос горбинкой, губы гордые, лоб бел и чист , без особых примет (М. Булгаков).

Компоненты неоднородного сочинённого ряда также могут иметь как один, так и разные способы морфологического выражения. Например: Она смотрела на него долго и внимательно (А. Фадеев); Она смотрела на него долго , в глубокой задумчивочти .

Таким образом, сочинённость и однородность – понятия не тождественные. Понятие сочинённого ряда шире понятия однородности: однородные члены предложения формируют сочинённый ряд и являются его компонентами, но не все компоненты сочинённого ряда являются однородными.

Сочинённый ряд может быть открытым и закрытым. Под открытым понимается ряд, способный к потенциальному распространению. Он характерен для конструкций с перечислительными отношениями, а также с отношениями взаимоисключения и чередования. Они могут быть многокомпонентными. Например: Най-Турс с размаху всадил кольт в кобуру, подскочил к пулемету у тротуара, скорчился , присел, и левой рукой поправил ленту (М. Булгаков); Никогда она (Мари) не уставала внимать этим морским наивным повестям – пусть уже не раз повторяемым – о морской и рыбачьей жизни , о маленьких скудных радостях , о простой безыскусственной любви , о дальних плаваниях , о бурях и крушениях , о покорном, суровом приятии всегда близкой смерти , о грубом веселье на суше (А. Куприн); Я или зарыдаю , или закричу , или в обморок упаду (А. Чехов); Скользящим движением, как кошка, он не то прополз , не то проскочил , не то перелетел через езженую дорогу ...(А. Фадеев).

Под закрытыми понимаются двухкомпонентные ряды, которые не могут быть дополнены новыми членами с теми же смысловыми отношениями. Это, как правило, конструкции сопоставительные, градационные, противительные. Например: Гость направился не за город , а в город (М. Булгаков); Левин покорно положил себе соуса, но не дал есть Степану Аркадьичу (Л.Толстой); Не только Володя , но и другие дети радовались походу в театр .

Связь между компонентами сочинённого ряда может быть обязательной и факультативной. При наличии обязательной связи нельзя опустить один из компонентов ряда. Обязательность этой связи определяется, например, лексическим значением глагола в качестве общего слова. Это глаголы со значением соединения, разделения, сопоставления: сложить, сопоставить, разделить, поженить, разграничить, сравнить . Особенностью этих глаголов является то, что они называют действия, направленные одновременно не на один предмет, а на несколько предметов, которые находятся в одинаковом отношении к этому действию. Все компоненты сочинённого ряда в этом случае оказываются в числе обязательных распространителей глаголов : совмещать работу и отдых; разделить сахар и соль, сопоставить свойства и состояния предмета, сложить вещи и книги, поженить брата и подругу, сравнить структурный и семантический подходы к предложению и под. Облигаторность связи в сочинённом ряду может диктоваться и характером союза, а также наличием других служебных слов (частицы не ), определяющих наличие однородных членов. Например: Но предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца, но даже привело в восторг (М. Булгаков); Левин надел большие сапоги и в первый раз не шубу , а суконную поддёвку , и пошёл по хозяйству (Л. Толстой).

При отсутствии названных условий связь между компонентами сочинённого ряда факультативная. Например: Были собаки, лошади, овцы, коровы, работники, были кучер, староста, стряпухи, скотницы, няньки, мать и отец, гимназисты – братья, сестра Оля, еще качавшаяся в люльке (И. Бунин).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в синтаксис. Аспекты синтаксиса

На сайте сайт читайте: "введение в синтаксис. аспекты синтаксиса "

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: