Русское словесное ударение. О понятии ударения в русском языке

Введение

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Русское ударение и его особенности

Ударение - это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.

Русскому языку свойственно динамическое, или садовое, ударение. Это значит, что ударный слог в слове произносится с большей силой артикуляции, чем безударные слоги. Кроме того, особенностью русского ударения является несколько большая длительность произношения ударного слога в сравнении с безударным.

Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и ясно, они обычно обозначаются “своими” буквами: вал - [вАл], вол - [вОл].

Гласные звуки в безударных слогах обычно произносятся неясно. Звук [о] в безударном слоге произносится близко к [а]. Например, слова волЫ и валЫ при произнесении совпадают (произнесите: [валЫ], а при письме их нужно различать.

Звук [э] в безударном слоге произносится близко к [и]. Например, слова лисА и лесА при произнесении совпадают (произнесите: [лисА]), а при письме их нужно различать.

Ударение в русском языке является разноместным, или свободным, то есть может стоять на любом слоге слова, например: полночь, получка, полукруг. Кроме того, ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным, например: волнА — вОлны, рЕдкий — редчАйший.

Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сЕстры — сестрЫ) и разные слова (Атлас — атлАс).

К особенностям (и трудностям) русского ударения относятся: 1) нефиксированность и подвижность, 2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов, 3) наличие акцентологических вариантов, 4) колебания в постановке ударений, 5) ударение в именах собственных и др.

1. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге - во французском языке). Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: доска - доски). Вследствие этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое - ударение, встречающееся в профессиональной речи, например:

алкоголь - алкоголь, шприцы - шприцы (у медиков);

компас - компас (у моряков);

кета - кета (у рыбаков);

добыча - добыча, рудник - рудник (у горняков);

шасси - шасси (у летчиков);

искра - искра (у шоферов).

2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):

кладбище (нейтр.) - кладбище (устар., поэтич.);

девица (нейтр.) - девица (народно-поэтич.);

шёлковый (нейтр.) - шелковый (народно-поэтич.);

свёкла (нейтр.) - свекла (прост.);

музыка (нейтр.) - музыка (устар.)

Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными. В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, например: пиццерия и пиццерия. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например:

творог - основной (предпочтительный) вариант, творог - дополнительный;

нет творога - нет творога (доп.);

тефтели - тефтели (доп.);

искристый - искристый (доп.);

ржаветь - ржаветь (доп.);

кирза - кирза (доп.);

баржа - баржа (доп.).

4. Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постановке ударения: джинсовый - джинсовый, металлургия - металлургия, по волнам - волнам, петля - петля, сажень - сажень.

Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным: агрономия, баловать, валовой, вероисповедание, гражданство, диспансер, жалюзи, завидно, изыск, исчерпать, каталог, кухонный, мусоропровод, намерение, обеспечение, облегчить, оптовый, памятуя, предвосхитить, принудить, сосредоточение, средства, столяр, углубить, украинский, упрочение, феномен, ходатайство, ценовая, христианин, щавель, эксперт.

Валовой (доход, продукт);

уставный (фонд, капитал);

опт - оптом - оптовый - оптовик;

дебитор - должник, дебиторская задолженность (сумма долгов);

дебет - левая сторона бухгалтерских счетов.

5. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Сергий Радонежский, Сальвадор Дали, Пикассо, Алексий, Соколов-Микитов, Балашиха, Великий Устюг, Кижи, Ставропольский край, Никарагуа, Перу, Квебек, Сидней, Шри-Ланка и т.д.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Ньютон - Ньютон, Рембрант - Рембрант, Линкольн - Линкольн и т.д. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мориак - у Мориака. У Бальзака, в Познани.

В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж Вашингтон (первый президент США) - Вашингтон (столица США); Макбет (персонаж одноименной трагедии Шекспира) - Макбет (название повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда").

6. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пуловер, потому что слово пришло из английского языка (pullover - "свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову"), нувориш - из французского (nouveauriche - букв. "новый богач"). Сравни также: импичмент, дефис, саммит, маркетинг, диспансер, хаос (беспорядок), некролог, квартал, генезис, биогенез, феномен, эксперт, каталог.

7. В глаголах на -ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир- восходит к немецкому -ieren). В словах же, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог. Сравни:

блокировать - маркировать;

национализировать - премировать;

приватизировать - нормировать;

экспортировать - бомбардировать.

8. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): картофелекопалка, суперобложка, энергосистема, телепередача, нефтепровод, машиностроение, среднесуточный, книгоиздательский.

Нефте- (трубо-, газо-) провод (название действия), но: провод (проволока).

Среди сложных слов есть и одноударные: самостоятельный, межреспубликанский, вице-премьер и др.

9. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению): ирис - ирис, замок - замок, мука - мука, угольный - угольный, атлас - атлас, хлопок - хлопок, орган - орган. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Сравни: ледник (в горах) - ледник (погреб); парить (репу) - парить (в облаках); рефлекторный (от рефлектор) - рефлекторный (от рефлекс); наголо (держать шашки) - наголо (остричь); броня (защитная облицовка из стали) - броня (закрепление чего-либо, за кем-нибудь); видение (призрак) - видение (точка зрения); проклятый (ненавистный) - проклятый (подвергшийся проклятью); хоры (балкон в верхней части зала) - хоры (певческие коллективы); языковая (подготовка) - языковая (колбаса); занятой (человек) - занятый (дом).

Определенную трудность (даже для образованного человека!) представляет сегодня правильная постановка ударения в отдельных грамматических формах. Существуют следующие основные правила.

1. Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание:

создан - создана - созданы;

взят - взята - взяты;

занят - занята - заняты;

начат - начата - начаты.

2. Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании:

отнять - отнял - отняла - отняли;

понять - понял - поняла - поняли;

начать - начал - начала - начали;

но: класть - клал - клала - клали.

3. Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на окончании:

глубокий - углубить;

легкий - облегчить;

бодрый - ободрить, подбодрить.

4. Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе:

обеспéчивать - обеспечение;

сосредотóчивать - сосредоточение;

упрóчить - упрочение;

упорядочить - упорядочение.

5. Место ударения в форме родительного падежа множественного числа может быть различным - на окончании либо на основе:

1) область - областей; ведомость - ведомостей; ступень - ступеней (в развитии чего-либо); но: ступеней (в лестнице);

2) доска - досок; сирота - сирот; отрасль - отраслей; мощность - мощностей; прибыль - прибылей; дно - доньев; торт - тортов; порт - портов.

Среда - среды - по средам.

Рисунок 1. Структурно-логическая схема «Трудности русской орфоэпии».

Заключение

Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (воля, город), и на второй (свобода, природа), и на третий и т.д. Такое ударение называется также разноместным.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова.

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбище, паспорт, эпиграф, воздух, библиотека, музыка, призрак, роскошный. Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в произведениях других поэтов и писателей.

Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах. Так, если раньше можно было произносить только договор, то сейчас допустимым является и договор. Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей.

Список литературы

1. Безгодов А. А. Рифмы и ударения в русском языке. - Янтарный сказ, 2007 г., 520 стр.

2. Горбачевич К. С. Современный орфоэпический словарь русского языка. Все трудности произношения и ударения. - АСТ, Астрель, 2009 г., 480 стр.

3. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. - АСТ, Астрель, Харвест, 2008 г., 608 стр.

4. Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. - Русский язык - Медиа, 2007 г., 912 стр.

5. Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. - АСТ-Пресс Книга, 2008 г., 944 стр.

6. Штудинер М. А. Словарь образцового русского ударения. - Айрис-Пресс, 2009 г., 576 стр.

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне…

Словесное ударение (или просто ударение) - это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные.

Знак ударения « м» ставится над гласным ударного слога: стенам, помле.

Произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: кумхонный, красимвее, баловамть.

Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: замговор - договомр, начамть - намчал, сиротам - сиромты.

Именно ударение может:

отличать одно слово от другого;

Ср.: амтлас - атламс.

быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: румки - руким.

Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высоґкоодарённый, веґчнозелёный.

В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музымка уж греметь устала; а сейчас мы произносим - мумзыка.

Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе: Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мномй) безударным становится предлог; во втором случае (пом воду) безударным становится существительное.

Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творомг и твомрог, баржам и бамржа, камфарам и каммфора, комбамйнер и комбайнёр, щепомть и щемпоть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безумдержный, демвичий, занялсям), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безудемржный, девимчий, занямлся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: замнялся, докуммент, магамзин, киломметр, квамртал, амлкоголь, момлодежь. Это просторечные акцентологические варианты.

Литературные варианты произношения: занялсям, докумемнт, магазимн, киломемтр, квартамл, алкогомль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Нормы ударения -- одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека -- освоить нормы ударения и правильно применять их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог).

Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.

Разноместность -- это способность ударения падать на любой слог русского слова: на первый -- имконопись, на второй -- экспемрт, на третий -- жалюзим, на четвёртый -- апартамемнты. Во многих же языках мира ударение прикреплено к определённому слогу.

Подвижность -- это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водам -- вомду, хожум -- хомдишь. Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.

Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов рассматривается словарями как соответствующий норме, а другой -- как неправильный. Сравните: поломжил, магамзин -- неправильно; положимл, магазимн -- правильно. Иногда варианты даются в словарях как равноправные: имскристый и искримстый.

В связи с такими сложностями в изучении ударения в русском языке появляются акцентные варианты у слов. Существует несколько основных причин появления акцентных вариантов.

Закон аналогии. В данном случае большая группа слов с определённым типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. В слове мышление ударение перешло с корня на суффикс -ени- по аналогии со словами биение, вождение и т. п. В таких словах, как гламжение, квамшение, крамшение, упромчение, обеспемчение, сосредотомчение, намемрение, ударение падает на корневую гласную, а не на суффиксальную. Это надо запомнить!

Ложная аналогия. Неправильно произносят слова газопровод, мусоропровод по ложной аналогии со словом провод с ударением на предпоследнем слоге: газопромвод, мусоропромвод. Это неверно, так как в этих сложных словах ударение падает на последний слог (во второй части слова).

Тенденция грамматикализации ударения -- развитие способности ударения различать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: приструмните, принумдите, пригумбите и приструнимте, принудимте, пригубимте.

Смешение моделей ударения. Чаще эта причина действует в заимствованных словах, но может проявиться и в русских. Обычно трудности возникают со словами, заимствованными из греческого или латинского языков. Они часто похожи, но ударение ставится по-разному.

Действие тенденции к ритмическому равновесию. Эта тенденция проявляется только в четырёх- и пятисложных словах. Если междуударный интервал (расстояние между ударениями в соседних словах) оказывается больше критического (критический интервал равен четырём безударным слогам подряд), то ударение перемещается на предыдущий слог.

Профессиональное произношение: имскра (у электриков), компамс (у моряков), мальчикомвый (у продавцов), прикумс, амлкоголь, шпримцы (у медиков) и т. п.

Тенденции в развитии ударения. У двухсложных и трёхсложных имён существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: токамрь, конкумрс, насмомрк, призрамк, деспомт, симвомл, воздумх, жемчумг, эпиграмф с ударением на последнем слоге. В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов.

1.1 Русское словесное ударение

Особенности русского ударения.

Ударение - один из важнейших элементов устной речи. В русском языке его значение особенно велико, так как оно служит средством различения слов (ле́карство - лека́рство, ме́тчик - метчи́к, консерва́торский - корсервато́рский, рефле́кторный - рефлекто́рный) и грамматических форм (струны́ - стру́ны, стекла́ - стёкла, воды́ - во́ды).

В устной речи существует большое количество колебаний, возникающих под влиянием местных говоров, просторечия, наконец, под влиянием родного языка говорящего, если он нерусский. А между тем область ударения, пожалуй, в большей степени, чем другие области устной речи, привлекает к себе внимание слушателей. Выработка навыков правильной постановки словесного ударения обязательна для каждого человека, овладевающего культурой речи.

Что же такое словесное ударение? Каждое слово, как правило, состоит из одного или нескольких слогов. Если в слове два или больше слогов, то они произносятся неодинаково. Один из слогов выделяется. Это выделение и называется словесным ударением.

Ударяемый слог может выделяться благодаря большей длительности гласного. Это так называемое количественное ударение. Оно было свойственно древним языкам - греческому и латинскому. (Русский язык и Культура речи. А.И. Дунев и др. под ред. Черняк В.Д., стр.115)

Существует также динамическое, или силовое, ударение, при котором ударяемый слог выделяется большей произносительной силой. Этот достаточно распространенный тип ударения свойствен русскому, английскому, французскому, польскому, венгерскому и другим языкам. Силовое ударение в русском языке выполняет несколько важных функций:

1) Выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию;

2) Играет роль важного смыслоразличительного средства;

3) Участвует в ритмической организации не только поэтической, но и прозаической речи.

В русском языке ударение разноместное, то есть свободное. Это значит, что оно не закреплено за каким-то определенным слогом или за какой-то определенной частью слова, например, за основой или окончанием. Оно может падать на любой слог слова: во́лос, воло́сик, волоса́тый, волосяно́й. В некоторых словах ударение значительно удалено от конца слова. Ударным может быть четвертый слог от конца (ра́доваться), пятый (иссле́дование), шестой (вре́зывающийся), седьмой (выкара́бкивающимися) и даже десятый (вы́кристаллизировавшемуся). Ударными могут оказаться разные морфологические части слова: бро́сить - корень, броса́ть - суффикс, вы́бросить - приставка; лист - корень, листо́к - суффикс, листа́, листу́, листо́м - окончание.

Именно разноместность ударения в русском языке является причиной того, что в речевой практике могут параллельно существовать два и более акцентных варианта. Они различаются между собой или в лексическом, или в грамматическом, или в стилистическом отношении.

Когда мы говорим о различии лексическом, то имеем в виду семантику слов, то есть появление самостоятельных значений с изменением места ударения в слове. Достаточно сравнить такие слова, как хара́ктерный (упрямый) и характе́рный (с резко выраженными особенностями, чертами), безо́бразный (не заключающий в себе художественных образов) и безобра́зный (крайне некрасивый), чтобы понять, что разница в ударении делает их разными словами с самостоятельным значением. Поэтому говорящему необходимо точно знать место ударения в слове.

Разноместность ударения является также важным средством различения грамматических форм. Иногда это формы одного и того же слова, например, струны́ - родительный падеж единственного числа слова струна́ и стру́ны - именительный падеж множественного числа этого слова; то же самое при сопоставлении форм сестры́ - сёстры. Глаголы насыпа́ть и насы́пать, разреза́ть и разре́зать, рассыпа́ть и рассы́пать различаются по видовой принадлежности: первые - глаголы несовершенного вида, вторые - глаголы совершенного вида. В других случаях это формы двух слов, например, па́ли - прошедшее время глагола пасть и пали́ - повелительное наклонение глагола пали́ть, мо́ю - 1-е лицо единственного числа настоящего времени глагола мыть и мою́ - притяжательное местоимение моя́ в винительном падеже.

Бывает и так, что сосуществующие акцентные варианты не различаются ни в лексическом, ни в грамматическом отношении. Тогда один из вариантов признают соответствующим норме, а другой отвергают как диалектный, просторечный, профессиональный, архаичный и т.д. (глагольные формы с ударением на первом слоге: да́ришь, ве́ртишь - современные, с ударением на втором: дари́шь, верти́шь – устарелые).

Иную стилистическую окраску имеют такие слова, как мо́лодец, де́вица, бога́тырь, се́ребро, шелко́вый. Их фольклорное происхождение служит причиной присущего им особого народно-поэтического колорита. Соответствующие им стилистически нейтральные слова литературного языка - молоде́ц, деви́ца, богаты́рь, серебро́, шёлковый.

Лишь привычное ударение в слове облегчит слушателям понимание его смысла. А стоит изменить место ударения, как понимание будет затруднено. Более того, произнесение слова с непривычным для слушателя ударением, равно как и варианты ударения в одном и том же слове, непременно привлекут его внимание и, следовательно, помешают восприятию дальнейшей информации. Вот почему знание акцентных вариантов, принятых в качестве нормативных, необходимо каждому человеку.

Сложность в усвоении законов русского ударения связана не только с тем, что оно разноместное, но и с тем, что оно подвижное. Это значит, что при образовании разных грамматических форм слова ударение часто перемещается с одного слога на другой. В некоторых случаях это не наблюдается (Русский язык и Культура речи. А.И. Дунев и др. под ред. Черняк В.Д., стр.121) Например, слово кни́га во всех падежных формах единственного и множественного числа сохраняет ударение на основе: кни́ги, кни́ге, кни́гу, кни́гой, кни́гам, кни́гами, о кни́гах. Однако при склонении слова нога́ ударение падает и на окончание: нога́, ноги́, ноге́, но́гу, ного́й, о ноге́; но́ги, нога́м, нога́ми, о нога́х.

Грамматически однородные слова не имеют общих законов движения ударения, а это часто вызывает затруднения: у многих односложных имен существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа ударение ставится на окончании: бинт - бинта́; блин - блина́; винт - винта́; жгут - жгута́; зонт - зонта́; ковш - ковша́; крюк - крюка́; шест – шеста́. У других существительных ударение остается на основе: воз - во́за; долг - до́лга; мир - ми́ра; род - ро́да; стог - сто́га; фронт - фро́нта; штаб - шта́ба.

Следует обратить внимание на то, что у некоторых существительных, имеющих в родительном падеже единственного числа ударение на основе, при сочетании с числительными 2, 3, 4 ударение переходит на окончание: ряд, ря́да, но 2, 3, 4 ряда́; шаг, ша́га, но 2, 3, 4 шага́; шар, ша́ра, но 2, 3, 4 шара́.

Нет единообразия в системе ударения также при изменении двусложных и трехсложных существительных мужского рода. Часто в косвенных падежах происходит перенос ударения с основы на окончание: бага́ж - багажа́; валу́н - валуна́; весельча́к - весельчака́; каранда́ш - карандаша́; минда́ль - миндаля́; секрета́рь - секретаря́; солове́й - соловья́; тира́ж - тиража́.

Однако во многих словах такой перенос не наблюдается: вопро́с - вопро́са; оско́лок - оско́лка; перехо́д - перехо́да; при́город - при́города; прице́л - прице́ла; проли́в - проли́ва; разде́л - разде́ла. Нередко вызывает затруднение постановка ударения в винительном падеже единственного числа имен существительных женского рода. У некоторых существительных, имеющих ударение на окончании, ударение сохраняется там и в этой форме: весна́ - весну́; изба́ - избу́; нора́ - нору́; овца́ - овцу́; полынья́ - полынью́; сосна́ - сосну́; статья́ - статью́. У другой группы существительных такого типа в винительном падеже ударение переносится на основу: вода́ - во́ду; голова́ - го́лову; гора́ - го́ру; зима́ - зи́му; нога́ - но́гу; стена́ - сте́ну; цена́ - це́ну.

Некоторые односложные имена существительные мужского и женского рода, когда они в сочетании с предлогами В и НА приобретают обстоятельственное значение, произносятся с ударением на последнем слоге:

бор - о бо́ре, но: в бору́;

печь - о пе́чи, но: в печи́, на печи́;

ряд - о ря́де, но: в ряду́;

снег - о сне́ге, но: в снегу́, на снегу́;

степь - о сте́пи, но: в степи́;

тень - о те́ни, но: в тени́;

цепь - о це́пи, но: в цепи́, на цепи́.

В родительном падеже множественного числа существительные женского рода произносятся то с ударением на основе: га́ваней, ме́стностей, о́траслей, по́честей, при́былей, про́писей; то с ударением на окончании: должносте́й, крепосте́й, новосте́й, повесте́й, скатерте́й, скоросте́й, четверте́й.

Многие краткие прилагательные без суффиксов в основе или с суффиксами -Н-, -Л-, -К-, -ОК- обычно имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме единственного числа женского рода, где ударение переходит на окончание:

ве́сел, весела́, ве́село, ве́селы;

вре́ден, вредна́, вре́дно, вре́дны;

го́лоден, голодна́, го́лодно, го́лодны;

го́рек, горька́, го́рько, го́рьки;

кре́пок, крепка́, кре́пко, кре́пки.

В некоторых случаях варианты ударения в кратких формах множественного числа связаны с различием в значении. Так, например, вели́ки - множественное число от прилагательного вели́кий в значении "выдающийся, имеющий большую ценность": они вели́ки своими делами. Форма велики́ употребляется в значении "больше, чем нужно": ботинки велики́, комнаты велики́.

Возникают трудности при постановке ударения в формах прошедшего времени многих глаголов. Одни из них имеют ударение на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переносится на окончание:

гнал, гнала́, гна́ло, гна́ли;

за́дал, задала́, за́дало, за́дали;

на́чал, начала́, на́чало, на́чали;

о́тнял, отняла́, о́тняло, о́тняли;

при́дал, придала́, при́дало, при́дали.

В других - ударение последовательно переходит на окончание:

бра́лся, брала́сь, брало́сь, брали́сь;

вёл, вела́, вело́, вели́;

запря́г, запрягла́, запрягло́, запрягли́;

нёс, несла́, несло́, несли́;

плёл, плела́, плело́, плели́.

В третьих - ударение полностью сохраняется на основе:

води́л, води́ла, води́ло, води́ли;

говори́л, говори́ла, говори́ло, говори́ли;

носи́л, носи́ла, носи́ло, носи́ли;

писа́л, писа́ла, писа́ло, писа́ли;

чита́л, чита́ла, чита́ло, чита́ли.

Аналогичное явление наблюдается и при образовании кратких форм страдательных причастий прошедшего времени:

взят, взята́, взя́то, взя́ты;

на́чат, начата́, на́чато, на́чаты;

при́нят, принята́, при́нято, при́няты.

В этих случаях ударение сохраняется на основе во всех формах, кроме формы женского рода. Однако многочисленны примеры перенесения ударения на окончание во всех кратких формах (кроме формы мужского рода, где окончание - нулевое):

введён, введена́, введено́, введены́;

обводнён, обводнена́, обводнено́, обводнены́;

сооружён, сооружена́, сооружено́, сооружены́.

В иных причастиях ударение сохраняется на основе во всех кратких формах:

гаранти́рован, гаранти́рована, гаранти́ровано, гаранти́рованы;

обору́дован, обору́дована, обору́довано, обору́дованы;

прочи́тан, прочи́тана, прочи́тано, прочи́таны.

Безударные слова требуют отдельного разговора. Как правило, служебные слова и частицы не имеют на себе ударения. Одни из них, чаще всего односложные предлоги и союзы, бывают предударными словами, так называемыми проклитиками. Они примыкают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на воде́, при доро́ге, от ле́са, по пути́. Другие, чаще всего односложные частицы, являются энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющему на себе ударение: пришел кто́-то, скажи́-ка, я́ ведь обещал, ты́ же открыл дверь, приду́т ли они. В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками.

Иногда предлог принимает ударение на себя, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя ударение предлоги НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.

НА - на́ воду, на́ гору, на́ руку, на́ ухо, на́ зиму, на́ год, на́ дом, на́ пол.

Такой перенос ударения происходит не всегда. Мы говорим: «выйти на мо́л» (но не на́ мол), «взобраться на хо́лм» (но не на́ холм)

Перенос ударения на предлог возможен, как правило, тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого оборота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случае, когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существительное выступает в роли дополнения, ударение на предлог не переходит. Например:

поверить на́ слово, но: обратить внимание на сло́во "преобразование";

спустить корабль на́ воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на во́ду;

этот человек нечист на́ руку, но: на ру́ку была наложена повязка;

Часто переносится ударение на предлог НА при сочетании его с числительными: на́ два, на́ три, на́ пять, на́ десять, на́ сто, на́ двое, на́ трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения ударения не происходит: уехать на два́-три́ дня, на пя́ть-ше́сть месяцев, на дво́е-тро́е суток. Произнесение на́ два-три, на́ три-пять следует признать неверным. Предлог остается безударным и в том случае, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на два́ или три́ дня, на пя́ть или ше́сть месяцев, на дво́е или тро́е суток.

Ударение не переносится на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравним: уехать на́ два месяца - уехать на два́ месяца и десять дней; командировка на́ год - командировка на го́д и три месяца; встреча назначена на́ три часа - встреча назначена на три́ часа тридцать минут.

Таким образом, ударение - один из важнейших элементов устной речи, обладающее рядом особенностей: динамикой, разноместностью и подвижностью. В абсолютном большинстве слов русского языка место ударения устойчиво, а перемещение его подчиняется определенным закономерностям, что в целом составляет норму.


Язык как учебный предмет. Следовательно, при определении тематических групп (идеографических тем) для организации работы по обогащению словарного запаса учащихся на уроках русского языка в V-IX классах необходимо исходить из «социального заказа» общества о воспитании подрастающего поколения, обладающего «всесторонне развитыми способностями». (М арке К., Энгельс Ф. Соч.-М., 1955.-Т. 4.-С. 336.) В...



Что затрудняет построение научно обоснованной методики формирования монологической формы речи. 1.3 Психолого-педагогические условия формирования образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР (III уровень) в процессе обучения монологическому высказыванию Детям с речевым недоразвитием свойственны ослабление и нарушение коммуникативных отношений речи к неречевым структурам на...

VI.2. НОРМЫ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определенной постановке ударения.

Ударение в русском языке свободное. Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой, например: поня"ть, по"нял, поняла".

Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: а"тлас и атла"с, за"мок и замо"к, му"ка и мука".

Разноместность ударения в русском языке даёт возможность разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: сте"ны и стены; ру"ки и руки; насы"патъ (соверш. вид) и насыпа"тъ (несоверш. вид), по"лка и полка; сто"ит и стои"т.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: творо"г и тво"рог, ина"че и и"наче, мышле"ние и мы"шление, ке"та и кета; одновременно и одновре-ме"нно.

Ударение в именах существительных

Особенно разнообразно, а поэтому очень трудно для изучения словесное ударение имён существительных. Немало споров вызывают слова догово"р и пригово"р, которые многими произносятся как до"говор и при"говор. Правильно произносить следует догово"р и пригово"р, как разгово"р и угово"р. Иногда ударение меняет значение слова: призывно"и (призывно"и возраст) и призы"вный (призы"вный клич), мелочно"и (товар), ме"лочный (человек).

Бывают случаи, когда ударение меняется с течением времени: так, при Пушкине говорили музы"ка, а не му"зыка. Вспомним: Гремит музы"ка боевая.

Это объясняется происхождением слова музыка от франц. music с ударением на последнем слоге. Как только это слово "обрусело", оно потеряло французское ударение.

Многие иноязычные слова и в настоящее время в разговорной речи произносятся с неверным ударением. Например, ква"ртал, а"тлет, про"цент, па"ртер, а"мпер, жа"люзи, меди-ка"менты, ко"клюш можно услышать в речи вместо правильных кварта"л, атле"т, проще"нт, парте"р, ампе"р, жалюзи; медикаменты, коклю"ш.

Можно предположить, что все приведённые слова - иностранного происхождения, и поэтому их правильное произношение объясняется незнанием иностранного языка. Но почему же так часто встречается ошибочное ударение в исконно русских словах? Нередко говорят: средства" (вместо ере"детва), свекла" (вместо свёкла), сто"ляр (вместо столя"р), танцовщи"ца (вместо танцо"вщица), на"чатъ (вместо нача"ть), тесно" (вместо те"сно) и т.п.

Часто неверно говорят кило′метр, но при этом никто не говорит килограмм, хотя в речевой практике встречается сокращение кило′. Здесь "французская" манера произношения (ударение на последнем слоге) вполне уместна, так как метрическая система была впервые введена во Франции,

По месту ударения существительные можно распределить по трём группам:

1. Слова, в которых ударение ставится на определённом гласном основы и ни в какой падежной форме не меняет своего места.

Например, если в им. п. ед. ч. звучит ле"ктор, -а, -ом, -е; мн. ч.: л"екторы, -ов, -ами, ах, не рекомендуется произносить лектора; лектора"в.

Такое же постоянное ударение на корне во всех косвенных падежах будет и в словах догово′р, кварта"л, созы"в, сре"дство.

Неправильные формы договора; до"говоры, со"зыв, средства" неумолимо кочуют из одного выступления в другое, соответствующим образом характеризуя культуру речи говорящего.

2. Слова, в которых ударение ставится во всех падежах на окончании. Если в им. и вин. падежах окончание нулевое (стол, рубеж, рубль, язык), то ударное окончание имеют формы косвенных падежей стола′ столо′в, рубля′ рубле′й, языка′ языко′в.

3. Слова, где место ударения в формах ед. и мн. числа различно. В таких словах ударение перемещается с основы в ед. ч. на окончание во мн. ч.:

о′круг - о′круга, мн. ч. округа′ - округа′в;

но′востъ - но′вости, мн. ч. но′вости - повоете′и; и наоборот, ударение перемещается с окончания в ед. ч. на основу во мн.ч.: среда′ - среды′, мн. ч. сре′ды - сред, о сре′дах.

Приведём список слов, в которых часто допускаются ошибки в ударении.

Правильное ударение Неправильное ударение
аге′нт а′гент
агроно′мия агрономи′я
алкого′ль а′лкоголь
алфави′т алфа′вит
аргуме′нт аргу′мент
аристокра′тия аристократий
бла′говест благове′ст
вероиспове′дание вероисповеда′ние
ветерина′рия ветеринари′я
ве′черя (тайная ве′черя) вече′ря
газопрово′д газопро′вод
гастроно′мия гастрономи′я
ге′незис гене′зис
диало′г диа′лог
диоптри′я дио′птрия
диспансе′р диспа′нсер
догово′р до′говор
докуме′нт доку′мент
досу′г до′суг
дремо′та дремота′
Ева′нгелие Еванге′лие
жалюзи′ жа′люзи
заголо′вок за′головок
за′суха зас′ха
зна′мение знаме′ние
изобрете′ние изобре′тение
и′конопись ико′нопись
и′скра искра′
инструме′нт инстру′мент
инсу′льт и′нсульт
испоко′н и′спокон
катало′г ката′лог
каучу′к ка′учук
кварта′л ква′ртал
киломе′тр кило′метр
коклю′ш ко′клюш
креме′нь кре′мень
коры′сть ко′рысть
кредито′р креди′тор
ломо′та ломота′
медикаме′нты медика′менты
немота′ немо′та
неду′г не′дуг
некроло′г некро′лог
нефтепрово′д нефтепро′вод
обеспе′чение обеспече′ние
опошле′ние опо′шление
патриа′рхия патриархи′я
па′сквиль паскви′ль
парали′ч пара′лич
пригово′р при′говор
прида ное′ при′даное
приобрете′ние приобре′тение
проце′нт про′цент
рефле′ксия рефлекси′я
сантиме′тр санти′метр
свёкла свекла′
ста′туя стату′я
созы′в со′зыв
сосредото′чение сосредоточе′ние
сре′дства средства′
столя′р сто′ляр
танцо′вщик танцовщи′к
тоте′м то′тем
толи′кА то′лика
тошнота′ тошно′та
узаконе′ние узако′нение
фети′ш фе′тиш
цеме′нт це′мент
шофёр шо′фер
щаве′ль ща′вель
экспе′рт э′ксперт
эпиле′псия эпилепси′я

Ударение в именах прилагательных

В именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в кратких формах. Если никому не приходит в голову сказать правы′и вместо пра′вый, то Вы не правы′вместо Вы не пра′вы слышится сплошь и рядом.

Следует запомнить несколько закономерностей постановки ударения в кратких формах прилагательных.

Во-первых, краткие прилагательные обычно имеют те же ударения, что и полные: перегру′женный - перегружен, перегру′жена, перегружено, и поэтому когда говорят "повестка дня перегружена′", - это звучит неграмотно.

Вторая закономерность состоит в том, что ряд широко употребляемых кратких форм прилагательных в мужском и среднем роде имеют такое же окончание, как и полная форма (на основе), а в женском роде ударение перемещается на окончание: бли′зкий - бли′зок - близка′ - бли′зко - бли′зки; ва′жный - ва′жен - важна′ - ва′жно - ва′жны.

Если ударение одинаково в краткой форме прилагательных женского и среднего рода, то такое же ударение будет иметь и множественное число: бога′тый - бога′т - бога′та - бога′то - бога′ты; поле′зный - поле′зен - поле′зна - поле′зно - поле′зны.

Если ударение в женском и среднем роде различно, то ударение в форме множественного числа совпадает с ударением в форме среднего рода: гне′вный - гне′вен - гневна′ - гне′вно - гне′вны; во′лъный - во лен - вольна′ - вольно - во′льны и доп. вольны′.

Приведём список прилагательных, в произношении форм именительного падежа которых наиболее часто делают ошибки.

Правильное ударение Неправильное ударение
валово′й, -ая, -ое ва′ловый
кедро′вый, -ая, -ое ке′дровый
лубо′чный, -ая, -ое лу′бочный
меново′й, -а′я, -о′е ме′новый
митинго′вый, -ая, -ое ми′тинговый
ку′хонный, -ая, -ое кухо′нный
наведённый, -ая, -ое наве′денный
незаконнорождённый, -ая, -ое незаконноро′жденный
не′нецкий, -ая, -ое нене′цкий
озло′бленный, -ая, -ое озлоблённый
опто′вый, -ая -ое о′птовый
оценённый, -ая, -ое оце′ненный
очередно′й, -ая, -ое очерёдный
подро′стковый, -ая, -ое подростко′вый
порто′вый, -ая, -ое портово′й
проторённый, -ая, -ое прото′ренный
развито′й, -ая, -ое ра′звитый
со′гнутый, -ая, -ое согну′тый
тигро′вый, -ая, -ое ти′гровый

УДАРЕНИЕ В ГЛАГОЛАХ

Трудности глагольного ударения в основном связаны с формами прошедшего и будущего времени, а также с причастиями. В формах настоящего времени и простого будущего один из самых популярных - глагол звонить. Несмотря на относительно широкую употребительность в речи форм

зво′нит, позво′нит, все орфоэпические словари в качестве литературной нормы указывают ударение звони′т, позвони′т.

Формы прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы (всего их около 280), а также производные с приставками следует запомнить, в трудных случаях проверять себя по словарям: брать - брал, брала; бра"по, бра1 ли; быть - был, была; бы"ло, бы"ли; взять - взял, взяла; взя"ло, взя"ли; гнать -гнал, гнала; гна"ло, гна"ли и т.д.

Так же ведут себя и приставочные глаголы: добы"ть - добы"л, добыла; добы"ло, добы"ли; забра"ться - забра"лся, забрала"сь, забра"лось, забра"лись и др.

Ударение в формах "любимых" парламентских глаголов нача"ть и приня"ть ставятся следующим образом: нача"ть - на"чал, начала; на"чало, на"чали; приня"ть - при"нял, приняла; при"няло, при"няли.

У остальных глаголов ударение в различных формах прошедшего времени унифицировано: знать - знал, зна"ла, зна"ло, зна"ли.

В причастиях, как и в прилагательных, затруднение может вызывать ударение в кратких формах. Здесь нужно запомнить следующее правило: если в полной форме ударение падает на суффикс (-онн-/-енн-), то таким же оказывается ударение в краткой.форме мужского рода. В женском и среднем роде и во множественном числе ударение перемещается на окончание: введённый - введён, введена; введено; введены"; заграждённый - заграждён, заграждена; заграждено; заграждены1.

В других кратких причастиях ударение может падать и на основу, и на окончание: на"чатый - на"чат, начата; на"чато, на"чаты; при"пятый - при"нят, принята; при"нято, при"няты.

1. Поставьте ударение. Проверьте по орфоэпическому словарю правильность выполнения задания.

Арахис, анапест, апостроф, бюрократия, дефис, документ, догмат, фортель, кетчуп, колледж, коклюш, щавель, туфля, доцент, маркетинг, эксперт, бармен, мышление, менеджмент, оптовый, жалюзи, огниво, корысть, приговор.

2. Определите с помощью словаря значения слов, поставьте в них ударение:

благовест, сегмент, мизантроп, еретик, знамение, молох, постфикс, полисемия, пасквиль, генезис, менеджер, торос, фетиш, факсимиле, феномен, филантропия.

3. Составьте словосочетания с приведёнными словами в их разных значениях, зависящих от ударения:

атлас, видение, кирка, хаос, ледник, характерный, острота, рожки.

4. Поставьте ударение в существительных мужского рода:

алкоголь, алфавит, досуг, дефис, документ, доллар, занавес, квартал, инсульт, коклюш, километр, магазин, партер, портфель, планер, псевдоним, пурпур, созыв, отсвет, стартер, столяр, творог, центнер, часовщик, шофер.

5. Поставьте ударение в существительных женского рода:

бюрократия, ветла, девица, деспотия, дремота, зевота, засека, злоба, индустрия, искра, истерия, камбала, кета, кулинария, ломота, молодежь, немота, петля, просека, простыня, ракушка, свекла, серьга, статуя, хвоя, щеколда, флюорография.

6. Поставьте ударение в существительных среднего рода:

изобретение, намерение, озвучение, обеспечение, переосмысление, приданое, рондо, сосредоточение, упрочение.

7. Определите место ударения (на основе или на окончании):

аэропорт, средства, шарады, мозги, блюда, должностей, областей, простыней, прибылей, шарфов, яслей, госпиталей.

8. Поставьте ударение в прилагательных:

августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый, козырной, тигровый, сливовый, суповой, ходовой,украинский.

9. Поставьте ударение в кратких формах имён прилагательных. Отметьте случаи колебания нормы:

Бедна, бедно, бедны; близка, близко, близки; быстра, быстро, быстры; верна, верно, верны; глубока, глубоко, глубоки; дерзка, дерзко, дерзки; гневна, гневно, гневны; мала, мало, малы.

10. Поставьте ударение в причастиях:

Загнутый, изогнутый, согнутый, увезенный, погруженный, заключенный, возбужденный.

11. Поставьте ударение в глагольных формах:

Звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняла, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыли.

12. В примерах из произведений М.Ю. Лермонтова поставьте ударение в глаголах прошедшего времени:

1. Она, как червь, во мне жила, изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала. 2. Скакун лихой, ты господина из боя вынес как стрела, но злая пуля осетина его во мраке догнала. 3. В груди проснулися желания, во взоре слёзы родились. 4. И стали три пальмы на Бога роптать; на то ль мы родились, чтоб здесь увядать... 5. Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы. 6. Поверь, когда б меня не создал Бог, он ниспослать бы в мир тебя не мог. 7. Он поднял взор: ее окно озарено лампадой, блещет; кого-то ждёт она давно. 8. И создал я тогда в моём воображении по лёгким признакам красавицу мою. 9. И свет дрожащего огня, упав на смуглые ланиты, черкесу придал вид сердитый. 10. Улана проклял милый пол.

ЛИТЕРА ТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В А УДИТОРИИ

  • Агеенко Ф.Л. По страницам Словаря ударений // Русская речь. 1990. № 1.
  • Агеенко Ф.Л. Русская речь у микрофона // Русская речь. 1996 № 1.
  • Борунова С.Н. Где ставить ударение? // Русская речь. 1994. № 2.
  • Борунова С.Н. Пока′яние или покая′ние? // Русская речь. 1994. №5.
  • Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы // Русская словесность. 1996. № 6.
  • Дерябина А.С. Лавровый, лавровый // Русская речь. 1992. № 6.
  • Дерябина А.С. Сливовый или сливовый //Русская речь. 1990. № 6.
  • Кривенко Б.В. Так говорят на телевидении // Русская речь. 1995. №1.
  • Крысин Л.П. Йо′гурт или йогу′рт? // Русская речь. 1998. № 1.
  • Лаптева О.А. Говорят твердо или мягко? (Цикл: Говорят по радио и с телеэкрана) // Русская речь. 1998. № 4 -5.
  • Лаптева О.А. Говорят с телеэкрана // Русская речь. 1993. № 5.
  • Лаптева О.А. Слушаем радио и телевизор // Русская речь. 1996. №4.
  • Резниченко И.Л. О типологии орфоэпических ошибок // Русский язык в школе. 1996. № 3.
  • Тимофеева Г.Г. Отражение развития произносительной нормы в орфоэпических словарях русского языка // Русский язык в школе. 1991. №1,3,4.

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Таблица 1

Логическое ударение

Словесное ударение (или просто ударение)

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне...

произносятся с логическим ударением на союзных словах - местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называетсяударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове - безударные.

Знак ударения « м» ставится над гласным ударного слога: стенам, помле.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке - на пред последний слог, в чешском языке - на первый слог.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: кумхонный, красимвее, баловамть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: замговор - договомр, начамть - намчал, сиротам - сиромты.

3. Именно ударение может:

Отличать одно слово от другого;

Ср.: амтлас - атламс.

Быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: румки - руким.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высоґкоодарённый, веґчнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музымка уж греметь устала; а сейчас мы произносим - мумзыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным водупроизносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мномй) безударным становится предлог; во втором случае (пом воду) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творомг и твомрог, баржам и бамржа, камфарам и каммфора, комбамйнер и комбайнёр, щепомть и щемпоть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безумдержный, демвичий, занялсям), другой - дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безудемржный, девимчий, занямлся).

Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: замнялся, докуммент, магамзин, киломметр, квамртал, амлкоголь, момлодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялсям, докумемнт, магазимн, киломемтр, квартамл, алкогомль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.