Развитие человека в космосе в наше время. Освоение космического пространства. Полет прошел исключительно успешно

Для запуска одной ракеты в космос требуется в среднем от 50 до 100 миллионов долларов (2015 год)еще столько же стоит космическое оборудование, и вся организация запуска. Проще говоря – для запуска чего либо в космос, нужно затратить приблизительно 10 тыс. долларов всего за один килограмм полезного груза, который должен оказаться в космосе. Оправданы ли подобные огромные затраты? Может лучше сосредоточиться на все еще нерешенных проблемах на самой Земле?

Наблюдение за Землей

Благодаря освоению космоса, а точнее орбиты Земли, человечество получило невероятную возможность – наблюдать за поверхностью Земли с такой высоты, которая недоступна ни одному самолету. Зачем это нужно?

— Прогнозирование погоды. Отслеживание мощных ураганов позволяет ежегодно спасть более 5 миллионов жизней.

— Системы связи. Благодаря спутникам стала возможным беспроводная связь с любой точной планеты, передача данных может производится на скорости более 1 Гбит/сек.

— Навигация. Благодаря спутникам GPS и ГЛОНАС каждый житель Земли имеет возможность узнать свое точное местонахождение.

— Слежение за лесными пожарами. Множество крупных городов и систем инфраструктуры расположены в непосредственной близости от лесных массивов, за общим состоянием которых крайне тяжело следить даже с самолета.

— Наблюдение за океанами и посевами. Современные спутники производят отслеживание крупных скоплений рыб в мировом океане, что несомненно идет на пользу промышленной добычи рыбы. Ведется наблюдения и за полями с целью оценить состояние урожая.

Наблюдение за Вселенной

Космические системы наблюдения за дальним космосом открывают перед человечеством новые уникальные возможности:

— Космическая погода. Солнечные обсерватории ведут круглосуточный осмотр активности Солнца, что дает возможность предсказывать мощные магнитные вспышки, которые отрицательно влияют на работу электроники и здоровья человека.

— Орбитальные обсерватории. Телескопы, работающие на орбите, имеют возможность изучать Вселенную в инфракрасном и рентгеновском излучении, что невозможно сделать с поверхности Земли. Благодаря орбитальным телескопам в ближайшее время будут открыты подавляющее большинство черных дыр, пульсаров и самое главное – экзопланет похожих на Землю.

— Автоматические аппараты. Благодаря беспилотным межпланетным спутникам, человечество впервые увидело то, что никогда не сможет увидеть ни один даже самый мощный телескоп.

Космос как место обитания человека.

Вполне возможно в недалеком будущем человек получит возможность осваивать ближайшие астрономические объекты (Луна, Марс), и использовать их природные ресурсы. Земля — лишь колыбель человеческой цивилизации, вполне возможно, человечеству уготована судьба заселить, и освоить всю нашу галактику, ибо Земля не вечна, однажды ее придется покинуть ради вживания людей.

Не смотря на то, что космические достижения с каждым годом становится все более обширными, многие до сих пор сомневаются в том, что космос нужен человечеству. Потраченные на космос деньги считают неоправданными и ненужными.

Зачем люди осваивают космос?

С древних времен в космосе было что-то далекое, тайное. С течением времени интерес к космосу возрос с учетом развития науки и техники. Многие люди считают, что космос может спасти человечество когда на земле исчезнут условия для существования.

Уже в наше время люди смогли добраться до Луны и определить ее сущность. Оказалось, что Луна совсем не бесполезна, а наоборот, является целым спасительным миром для землян. Луна может обеспечить человечество ценными металлами, большим количеством гелия, водяным льдом. Даже если сейчас это все и есть на земле, то что же будет через тысячи лет неизвестно.

Следует отметить, что Луна способна решить множество проблем на земле: от нехватки энергетических ресурсов до затруднений в сфере экологии. К примеру, на спутник можно отправить отходы или загрязнения. Так же наличие невесомости служит отличным условием для производства некоторых видов техники и лекарств.

В последнее время внимание уделяется не только Луне, но и Марсу. Как говорят некоторые ученые, Марс в будущем может стать отличным местом для перемещения цивилизации с Земли.

Почему же до сих пор у многих возникает вопрос о том, зачем люди осваивают космос?

Несомненно, развитие космоса сделало жизнь на Земле проще. Цифровые фото, системы навигации, спутниковое тв, мобильная связь, доступ в интернет – всё это доступно человечеству благодаря достижениям в развитии космоса.

За последнюю половину столетия создано огромное количество изобретений, без которых жизнь людей сейчас может показаться неполноценной и лишенной чего-то важного. Нельзя было предположить, что в будущем люди смогут совершать путешествия в космос.

Так зачем люди осваивают космос? Ответ на вопрос прост. Космос помогает человечеству узнать прошлое, осмыслить настоящее и представить будущее.

На момент высадки на Луну в 1969 году многие искренне считали, что к началу 21 века космические путешествия станут обыденным делом, и земляне начнут преспокойно летать на другие планеты. К сожалению, это будущее еще не настало, а люди начали сомневаться, нужны ли нам вообще эти космические путешествия. Может быть и Луны достаточно? Тем не менее, исследования космоса продолжают давать нам бесценную информацию в сфере медицины, добычи полезных ископаемых и безопасности. Ну и, конечно же, прогресс в изучении космического пространства действует на человечество вдохновляюще!

1. Защита от возможного столкновения с астероидом

Если мы не хотим закончить как динозавры, необходимо защитить себя от угрозы столкновения с большим астероидом. Как правило, примерно раз в 10 тысяч лет в Землю угрожает врезаться какое-нибудь небесное тело размером с футбольное поле, что может привести к необратимым последствиям для планеты. Нам действительно следует опасаться таких «гостей» диаметром минимум в 100 метров. Столкновение поднимет пылевую бурю, уничтожит леса и поля, обречёт на голод тех, кто останется в живых. Специальные космические программы направлены на то, чтобы установить опасный объект задолго до того, как он приблизится к Земле, и сбить его с траектории движения.

2. Возможность появления новых великих открытий

Немалое количество всевозможных гаджетов, материалов и технологий первоначально были разработаны для космических программ, но в дальнейшем они нашли своё применение на Земле. Мы все знаем о продуктах, полученных путем сублимационной сушки, и давно их употребляем. В 1960-е годы ученые разработали специальный пластик, покрытый отражающим напылением из металла. При его использовании в производстве обычных одеял он сохраняет до 80% тепла тела человек. Еще одной ценной инновацией является нитинол — гибкий, но упругий сплав, созданный для производства спутников. Теперь из этого материала изготавливают стоматологические брекеты.

3. Вклад в медицину и сферу здравоохранения

Освоение космоса привело к появлению множества медицинских инноваций для земного использования: например, метод введения противораковых лекарств непосредственно в опухоль, аппаратура, с помощью которой медсестра может делать УЗИ и моментально передавать данные врачу за тысячи километров от неё, и механическая рука-манипулятор, выполняющая сложные действия внутри аппарата МРТ. Фармацевтические разработки в области защиты космонавтов от потери костной и мышечной массы в условиях микрогравитации привели к созданию препаратов для профилактики и лечения остеопороза. Причем эти препараты было легче протестировать в космосе, поскольку космонавты теряют около 1,5% костной массы в месяц, а пожилая земная женщина теряет 1,5% в год.

4. Освоение космоса вдохновляет человечество на новые достижения

Если мы хотим создать мир, в котором наши дети будут стремиться стать учеными и инженерами, а не ведущими реалити-шоу, кинозвездами или финансовыми магнатами, то освоение космоса – это весьма вдохновляющий процесс. Пора задавать растущему поколению вопрос: «Кто хочет быть аэрокосмическим инженером и спроектировать летательный аппарат, который сможет попасть в разреженную атмосферу Марса?»

5. Нам необходимо сырье из космоса

В космическом пространстве есть золото, серебро, платина и другие ценные металлы. Некоторые международные компании уже задумываются о добыче полезных ископаемых на астероидах, так что не исключено, что в ближайшем будущем появится профессия космического шахтёра. Луна, например, является возможным «поставщиком» гелия-3 (используется для МРТ и рассматривается как возможное топливо для атомных электростанций). На Земле это вещество стоит до 5 тысяч долларов за литр. Луна также считается потенциальным источником редкоземельных элементов, таких как европий и тантал, которые пользуются большим спросом для использования в электронике, производстве солнечных батарей и других современных приборов.

6. Освоение космоса может помочь найти ответ на очень важный вопрос

Мы все верим в то, что где-то в космосе существует жизнь. Кроме того, многие считают, что инопланетяне уже посещали нашу планету. Однако мы так до сих пор не получили никаких сигналов от далёких цивилизаций. Вот почему учёные-искатели внеземных цивилизаций готовы разворачивать орбитальные обсерватории, например, космический телескоп Джеймса Вебба. Этот спутник планируется к запуску в 2018 году, и с его помощью появится возможность поиска жизни в атмосферах далеких планет за пределами нашей Солнечной системы по химическим признакам. И это только начало.

7. Людям свойственно стремление к исследованиям

Наши первобытные предки родом из Восточной Африки расселились по всей планете, и с тех пор человечество ни разу не прекращало процесса своего перемещения. Мы всегда хотим исследовать и осваивать что-то новое и неизведанное, будь то короткая прогулка на Луну в качестве туриста, или долгое межзвездное путешествие длиной в жизни нескольких поколений. Несколько лет тому назад один из руководителей НАСА озвучил различие между «понятными причинами» и «реальными причинами» освоения космического пространства. Понятные причины – это вопросы получения экономических и технологических преимуществ, а реальные причины включают такие понятия, как любопытство и желание оставить после себя след.

8. Для своей выживаемости человечеству, вероятно, придётся колонизировать космическое пространство

Мы научились отправлять спутники в космос, и это помогает нам контролировать и бороться с насущными земными проблемами, включая лесные пожары, разливы нефти и истощение водоносных горизонтов. Однако существенное увеличение количества населения, банальная жадность и неоправданное легкомыслие касательно экологических последствий уже нанесли серьезный ущерб нашей планете. Ученые считают, что Земля имеет «допускаемую нагрузку» в размере от 8 до 16 миллиардов, а нас уже более 7 миллиардов. Возможно, человечеству пора готовиться к освоению других планет для жизни.

Сентябрь 1967 года ознаменовался провозглашением Международной федерацией астронавтики 4 октября всемирным днем начала космической эры человечества. Именно 4 октября 1957 года маленький шарик с четырьмя антеннами разорвал околоземное пространство и положил начало космической эре, открыл золотой век космонавтики. Как это было, как происходило освоение космоса, что собой представляли первые спутники, животные и люди в космосе - обо всем этом расскажет данная статья.

Хронология событий

Для начала дадим краткое описание хронологии событий, так или иначе связанных с началом космической эры.


Фантазеры из далекого прошлого

Сколько существует человечество, столько его манили звезды. Поищем истоки зарождения космонавтики и начала космической эры в древних фолиантах и приведем лишь несколько примеров удивительных фактов и прозорливых предсказаний. В древнеиндийском эпосе «Бхагавадгите» (около XV веков до н. э.) целая глава посвящена наставлениям для полетов на Луну. На глиняных дощечках библиотеки ассирийского правителя Ассурбанипала (3200 лет до н. э.) повествуется о царе Этане, взлетевшему на высоту, с которой Земля выглядела как «хлеб в корзине». Жители Атлантиды покинули Землю, улетев на другие планеты. А Библия рассказывает о полете на огненной колеснице пророка Илии. А вот в 1500 году уже нашей эры изобретатель Ван Гу из Древнего Китая мог бы стать первым космонавтом, если бы не погиб. Он сделал летательный аппарат из воздушных змеев. Который должен был взлететь при поджоге 4 пороховых ракет. С XVII века Европа бредит полетами на Луну: сначала Иоганн Кеплер и Сирано де Бержерак, а позже Жюль Верн с его идеей пушечного полета.

Кибальчич, Гансвинд и Циолковский

В 1881 году, в одиночке петропавловской крепости, ожидая казни за покушение на царя Александра II Н. И. Кибальчич (1853-1881) рисует реактивную космическую платформу. Идея его проекта - создание реактивной тяги сгорающими веществами. Его проект обнаружится в архивах царской охранки лишь в 1917 году. В то же время свой космический аппарат, где тяга обеспечивается вылетающими пулями, создает немецкий ученый Г. Гансвид. А в 1883 году российский физик К. Э. Циолковский (1857-1935) описал корабль с реактивным двигателем, который воплотился в 1903 году в схему жидкостной ракеты. Именно Циолковского принято считать отцом русской космонавтики, труды которого уже в 20-х годах прошлого столетия получили широкое признание мировой общественности.

Просто спутник

Искусственный спутник, положивший начало космической эре, запустил Советский Союз с космодрома Байконур 4 октября 1957 года. Алюминиевая сфера массой 83.5 килограмма и диаметром 58 сантиметров, с четырьмя штыковыми антеннами и аппаратурой внутри взлетел на высоту перигея в 228 километров и апогея - 947 километров. Назвали его просто «Спутник-1». Столь простое устройство было данью в «холодной войне» с США, которые разрабатывали аналогичные программы. Америка с их спутником «Эксплорер-1» (стартовал 01.02.1958 года) отстала от нас почти на полгода. Советы, запустившие искусственный спутник первыми, одержали победу в этой гонке. Победу, которую уже не уступили, ведь пришло время первых космонавтов.

Собаки, кошки и обезьяны

Начало космической эры в СССР началось с первых орбитальных полетов безродных хвостатых космонавтов. Советы выбрали в качестве астронавтов собак. Америка - обезьян, а Франция - кошек. Сразу за «Спутником-1» в космос полетел «Спутник-2» с самой несчастной собакой на борту - беспородной Лайкой. Это было 3 ноября 1957 года, и возвращение любимицы Сергея Королева Лайки не предусматривалось. Всем известные Белка и Стрелка с их триумфальным полетом и возвращением на Землю 19 августа 1960 года были совсем не первыми и далеко не последними. Франция запустила в космос кошку Фелисетту (18 октября 1963 год), а США после макаки-резус (сентябрь 1961) отправили осваивать космос шимпанзе Хэма (31 января 1961 год), ставшего национальным героем.

Покорение космоса человеком

И тут Советский Союз был первым. 12 апреля 1961 года вблизи поселка Тюратам (космодром Байконур) в небо взлетел ракетоноситель Р-7 с космическим аппаратом «Восток-1». В нем в первый космический полет отправился майор военно-воздушных сил Юрий Алексеевич Гагарин. На высоте перигея в 181 км и апогея 327 км он облетел вокруг Земли и на 108 минуте полета приземлился в округе деревни Смеловка (Саратовская обл.). Мир был взорван этим событием - аграрная и лапотная Россия обогнала высокотехнологичные Штаты, а гагаринское "Поехали!" стало гимном для фанатов космоса. Это было событие общепланетарного масштаба и невероятного значения для всего человечества. Тут Америка отстала от Союза на месяц - 5 мая 1961 года ракетоноситель «Редстоун» с космическим кораблем «Меркурий-3» с мыса Канаверал на орбиту вывел американского космонавта капитана 3 ранга ВВС Алана Шепарда.

Во время космического полета 18 марта 1965 года второй пилот подполковник Алексей Леонов (первым пилотом был полковник Павел Беляев) вышел в открытый космос и пробыл там 20 минут, удалившись от корабля на расстояние до пяти метров. Он подтвердил, что человек может находиться и работать в космическом пространстве. В июне американский космонавт Эдвард Уайт пробыл в открытом космосе всего на минуту больше и доказал возможность совершения маневров в открытом космосе при помощи ручного пистолета, работающего на сжатом газе по принципу реактивного. Начало космической эры человека в открытом космосе свершилось.

Первые человеческие жертвы

Космос подарил нам немало открытий и героев. Однако начало космической эры было ознаменовано и жертвами. Первыми погибли американцы Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи 27 января 1967 года. Космический корабль «Аполлон-1» сгорел за 15 секунд из-за возгорания внутри. Первым погибшим советским космонавтом был Владимир Комаров. 23 октября 1967 года он на космическом корабле «Союз-1» после орбитального полета успешно сошел с орбиты. Но основной парашют спускаемой капсулы не раскрылся, и она на скорости 200 км/ч врезалась в землю и полностью сгорела.

Лунная программа «Аполлон»

20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин ощутили под ногами поверхность Луны. Так закончился полет космического корабля «Аполлон-11» с лунным модулем «Орел» на борту. Америка таки перехватило лидерство в освоении космоса у Советского Союза. И хотя позже было множество публикаций о фальсификации факта высадки американцев на Луну, сегодня все знают Нила Армстронга как первого человека, ступившего на ее поверхность.

Орбитальные станции «Салют»

Советы оказались первыми и в запуске орбитальных станций - космических аппаратов для длительного пребывания космонавтов. «Салют» - это серия пилотируемых станций, первая из которых выведена на орбиту 19 апреля 1971 года. Всего в этом проекте на орбиту выведено 14 космических объектов по военной программе «Алмаз» и гражданской - «Долговременная орбитальная станция». В том числе станция «Мир» («Салют-8»), которая находилась на орбите с 1986 по 2001 год (затоплена на кладбище космических кораблей в Тихом океане 23.03.2001).

Первая международная космическая станция

МКС имеет сложную историю создания. Начинавшаяся как американский проект Freedom (1984), в 1992 году ставшая совместным проектом «Мир-Шаттл» и сегодня представляющая собой международный проект с 14 странами-участницами. Первый модуль МКС на орбиту вывел ракетоноситель «Протон-К» 20 ноября 1998 года. В последующем страны-участницы вывели другие соединительные блоки, и сегодня станция весит около 400 тонн. Эксплуатировать станцию планировалось до 2014 года, но проект продлен. А управляют ей совместно четыре агентства - Центр управления космическими полетами (Королев, Россия), Центр управления полетами им. Л.Джонсона (Хьюстон, США), Центр управления Европейского космического агентства (Оберпфаффенхофен, Германия) и Агентство аэрокосмических исследований (Цукуба, Япония). На станции находится экипаж из 6 космонавтов. Программа станции предусматривает постоянное присутствие людей. По данному показателю она уже побила рекорд станции «Мир» (3664 дня непрерывного пребывания). Питание абсолютно автономное - солнечные батареи весят почти 276 килограммов, мощность до 90 киловатт. На станции находятся лаборатории, теплицы и жилые помещения (пять спален), гимнастический зал и ванные комнаты.

Несколько фактов о МКС

Международная космическая станция на сегодня является самым дорогим проектом в мире. На нее уже потрачено более 157 миллиардов долларов. Скорость движения станции по орбите составляет 27,7 тысячи км/час, при весе более 41 тонн. Рассвет и закат на станции космонавты наблюдают каждые 45 минут. На борт станции в 2008 году доставили «Диск бессмертия» - устройство, содержащее оцифрованные ДНК выдающихся представителей человечества. Цель данной коллекции - сохранить человеческую ДНК на случай глобальной катастрофы. В лабораториях космической станции рождаются перепела и цветут цветы. А на ее обшивке были обнаружены жизнеспособные споры бактерий, что заставляет задуматься о возможной экспансии космоса.

Коммерциализация космоса

Без космоса человечество уже себя не представляет. Кроме всех плюсов практического освоения космического пространства, развивается и коммерческая составляющая. С 2005 года ведется строительство частных космодромов в США (Мохава), ОАЭ (Рас Альм Хаймах) и в Сингапуре. Корпорация Virgin Galactic (США) планирует космические круизы для семи тысяч туристов по доступной цене в 200 тысяч долларов. А известный космический коммерсант Роберт Бигелоу, владелец сети отелей Budget Suites of America, заявил о проекте первого орбитального отеля Skywalker. За 35 миллиардов долларов компания Space Adventures (партнер корпорации «Роскосмос») уже завтра отправит вас в космическое путешествие на срок до 10 суток. Доплатив еще 3 миллиарда, вы сможете выйти в открытый космос. Компания уже организовала туры для семи туристов, один из них - руководитель цирка du Soleil Ги Лалиберте. Эта же компания к 2018 году готовит новый туристический продукт - путешествие на Луну.

Мечты и фантазии стали былью. Один раз преодолев тяготение, человечество уже не в состоянии остановиться в своем стремлении к звездам, галактикам и вселенным. Хочется верить, что мы не заиграемся, и нас по-прежнему будут удивлять и радовать мириады звезд в ночном небе. Все таких же загадочных, манящих и фантастичных, как и в первые дни творения.

МБОУ «СОШ №1 п.г.т. Актюбинский»

Азнакаевского муниципального района РТ

Окружающий мир

Тема урока:

Учитель начальных классов

Матвеева И.И.

2016 год

Урок окружающего мира по УМК "Школа России"Тема урока: "Зачем люди осваивают космос?"

Место занятия в учебном процессе:

раздел "Почему и зачем?"Форма проведения: урок с применением ИКТ.Тип урока: комбинированный.Цель урока: систематизировать и расширить представления детей о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли и их ролью в жизни современного человека.Характеристика учебной деятельности:

    понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить;

    рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

    работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку;

    моделировать экипировку космонавта;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Формируемые УУД

    Личностные: начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

    Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач.

    Познавательные: ставить и формулировать проблемы, связанные с темой урока; устанавливать причинно-следственные связи.

    Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход работы

I . Организация начала урока

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Но прежде, чем мы с вами начнем урок, повернитесь друг к другу, посмотрите, улыбнитесь! А вот теперь с хорошим веселым настроением приступим к нашему уроку!

II . Самоопределение к деятельности

Учитель : Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы? На рисунках изображены воздушный шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, Карлсон.

Дети . Все они способны к полёту.

У. На какие группы можно разделить эти предметы?

Д. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт.

У. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд!

Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (Ответы учащихся: на метлах – баба-Яга, на утках – лягушка-путешественница, на ковре-самолете Хоттабыч, на собственной бороде – Черномор.)

То были сказки. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт:

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)

Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

Постановка задач урока

Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О космосе.)

И вот через несколько минут и нам с вами предстоит совершить это увлекательное путешествие в просторы космоса. Впереди вас ждут интересные задания.

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

Ребята, скажите каким видом транспорьта мы воспользуемся? Они у нас есть?

Вот и ваше первое испытание. Сейчас вы станете космическими инженерами-строителями. И каждая пара создаст свою ракету. У каждой пары есть макет ракеты, но чтобы она взлетела в космос, ее необходимо привести в порядок. Что же не так с вашими ракетами? Что для этого необходимо сделать?

Прошу. Итак у вас ровно 2 минуты, чтобы раскрасить ракету и приготовить ее к старту. А полет ваших ракет начнется с космодрома, он находится здесь. Как только ваша ракета будет готова, прошу закрепить ее на взлетной площадке.

Ну что, проверим, как вы готовы к полету? Тогда прошу встать и приготовится к полету. Необходимо проверить вашу готовность.

Итак, все готово к полету.

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим.

Начинаем предстартовый отсчет. Считаем от 10 до нуля и заводим наши моторы. Готовы?

Пуск!

III. Работа по теме урока

    Беседа, работа по учебнику

Рассмотрите рисунки на с. 72

Как вы понимаете, что такое космос ?

Как вы думаете, а где найти точное значение слова? (В толковом словаре). (Показать и зачитать).

Словарь С.И.Ожегова так объясняет это слово.
Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.
– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.

Итак мы с вами подошли к теме нашего урока, которая называется: «Зачем люди осваивают космос?» И сегодня на уроке мы поставим 2 вопроса, на которые нужно получить ответы к концу урока!

1.Зачем космонавты летают в космос?

2. Для чего нужны искусственные спутники Земли?

Давайте с вами вспомним:

Какую форму имеет наша Земля? (Форму шара)

Что такое Луна? (Естественный спутник Земли)

Как вы понимаете естественный спутник? (Который создала природа)

Найдите на рисунке на с. 73 первый искусственный спутник Земли, рассмотрите его.

А что такое искусственный спутник Земли? (Его создали люди)

4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху - космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Вот как он выглядел. (с. 73) Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров. Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса. Спутники выполняют определенную роль в космосе. Они следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт.

Есть спутники-разведчики. Как вы думаете, что это за такие спутники?

Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.

Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой

Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта.

А какая собака должна была быть?

Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Почему? Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос. Но и на этом человек не остановился, он сам захотел побывать в космосе и увидеть все своими глазами. Скажите, а какого числа празднуется день космонавтики? (12 апреля)

12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В том же году день полета в космос был объявлен праздником – Днем космонавтики.

Как называется костюм космонавта? (скафандр)


Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту. Конечно, в скафандре не очень удобно, он стесняет движения, но это безопасно. Скафандр имеет свою систему подачи воздуха. Если к нему подключить автономную систему дыхания, то человек может выходить в открытый космос. Эта система находится в ранце. Надевают его за спину, как наши портфели, только весит такой ранец около сорока килограммов. Но при невесомости этот вес совсем не ощущается.

А как вы думаете, есть ли в космосе у космонавтов свой дом? Как она называется?


Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.

Как работают космонавты?

Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.

Вот такая не легкая работа у космонавтов! А сейчас мы с вами будем работать в паре.

    Выполнение заданий в рабочей тетради

Правила работы в паре

1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Если не понял, переспроси.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.

Стр. 50, задание № 1.

Рассмотри фотографии. Постарайтесь подобрать к каждой фотографии подпись.

Выполните задание.

(Проверка в парах.)

Стр. 50, задание №2

(Работа в парах.)

Найдите приложение к заданию. Оденьте мальчика в специальную одежду для космонавтов.

IV . Физкультминутка

Ракета

А сейчас мы с вами, улетаем на ракете.

На носки приподнимись,

А потом руки вниз

Раз, два,

(Стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты».)

Три, четыре –

(Основная стойка.)

Вот летит ракета ввысь!

V . Продолжение работы по теме урока.

    В полёте космонавты должны выполнять специальные «космические правила» . Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.

    Космонавт, не забудь
    Во вселенную ты держишь (путь) .

    Главным правилом у нас
    Выполнять любой (приказ) .

    Космонавтом хочешь стать
    Должен много, много (знать) .

    Любой космический маршрут
    Открыт для тех, кто любит (труд) .

    Только дружных, звездолёт
    Может взять с собой (в полёт) .

    Скучных, хмурых и сердитых
    Не возьмём мы на (орбиту) .

1. Работа по учебнику

(Работа в группах. Чтение и обсуждение вопросов на с. 73. Самопроверка по учебнику (с.92)

  1. Работа в группах. Чтение с заданием.

Мы с вами выяснили, что космонавты должны обладать трудолюбием, чтобы достичь высоких результатов. Трудолюбие - это очень важное качество для любого человека. Сейчас мы с вами тоже будем воспитывать в себе это качество. Вы будете сами добывать знания. Каждая группа получила лист с текстом и заданием. Читаете текст про себя и готовите ответы на вопросы. Затем мы будем обмениваться полученными знаниями друг с другом. А также надо выбрать слова, которые являются в вашем тексте ключевыми.

Примерные тексты.

1 группа. Космическая орбитальная станция.

У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. (космос, космическая станция)

Вопросы:

1. Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. На что похож космический дом?

2 группа. Как работают космонавты.

Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. (космическая станция, космонавт)

Вопрос: Что делают космонавты на космической станции

3 группа. Животные-космонавты.

Первыми космонавтами-разведчиками были кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. (мышка, кролики)

Вопросы:

1. Какие животные летали в космос?
2. Что вы узнали о полёте мышки?

4 группа. Собаки-космонавты.

Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и отважная разведчица умчалась в космос. (Лайка)

Вопросы:

1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собаку-космонавта?

5 группа. Первый космонавт .

12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. (космонавт, Юрий Алексеевич, 12 апреля, «Восток»)

Вопросы:

1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?

6 группа. Скафандр.

В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.

Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки.

В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. (скафандр)

Вопросы:

1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?

7 группа. Искусственные спутники.

4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. (искусственный спутник)

Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли

VI . Рефлексия

Ребята, пока наш корабль совершает мягкую посадку на Землю, расскажите, что вам запомнилось и понравилось в путешествии?

Дети делятся впечатлениями.

(учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.73, в рамке).)

Сделал открытие. Активно работал. Было интересно. Хорошее настроение.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VII . Подведение итогов урока.

Ну вот мы и дома.

Все, ребята! Мы вернулись на Землю Сегодня мы с вами совершили интересное путешествие в космическое пространство.