Психология детская тревожность. Детская тревожность: причины, проявления и профилактика. Причины повышенной тревожности у ребенка

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Одной из распространенных проблем современности является детская тревожность. Психологи уделяют ей особое внимание потому, что она отрицательно влияет на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия ребенка.

Тревожность - отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую личностную черту - индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги в разных обстоятельствах.

Умеренный уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она позволяет избежать опасности или решить проблему. Полное ее отсутствие рассматривается как явление, препятствующее адаптации, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности. Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.

Важно отметить, что тревожность начинает оказывать мобилизующее влияние только, начиная с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности. В дошкольном и младшем школьном детстве состояние тревожности вызывает только негативный эффект. Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя, что приводит к нарушению соответствующей деятельности. Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, однако замечено, что интенсивность и сферы переживания тревоги у мальчиков и девочек различна. В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Детская тревожность - это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны значимых взрослых, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании негативного отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников. Тревожные школьники ожидают недоброжелательного отношения учителя и одноклассников, испытывают эмоциональный стресс в ситуации проверки знаний и компетентности. Они испытывают удовлетворенность чаще всего тогда, когда отметка, даже сравнительно невысокая, соответствует их ожиданиям. Неудовлетворенность своими отметками тревожные школьники объясняют самыми разными причинами, причем, обычно внешними – от «несправедливости» учителя до «случайности» хорошей оценки. Именно таким образом проявляется преимущественно внешняя ориентация тревожных детей, отсутствие собственных, внутренних критериев.

Школьная тревожность начинает формироваться в дошкольном возрасте. Она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Такое положение дел приводит к тому, что к моменту поступления в школу ребенок уже «подготовлен» к тревожному реагированию на различные аспекты школьной жизни.

Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего, за счет оценочных ситуаций (ответ у доски, контрольная работа и т. д.). Учитывая, что для этого возраста характерен один из наиболее ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет»), шести - семилетний ребенок становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне процесса адаптации к новой роли - школьника.

Поскольку состояние тревожности является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни. При этом школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей: его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчать близких людей. Как правило, после завершения адаптационного периода (по разным данным, он длится от одного месяца до полугода) уровень тревожности у большинства детей, для которых этот период был успешен, нормализуется.

Высокая тревожность у детей школьного возраста вызывает переутомление, временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния. Другим негативным фактором влияния тревожности на процесс адаптации к школьному обучению является неспособность тревожных учеников к нормальному общению с окружающими. Тревожность нередко выступает в качестве основного мотива общения, порождая повышенную зависимость от сверстников. Тревожные школьники значительно чаще оценивают группу сверстников как ненадежную, отвергающую. Достаточно выраженным оказывается также переживание беззащитности, в то время как защищенность в группе сверстников они чувствуют реже, чем эмоционально благополучные школьники. Переживания тревожных школьников, связанные с отношениями со сверстниками, во многом сходны с переживаниями, вызываемыми общением с родителями – и там и здесь доминируют чувства незащищенности, зависимости. Таким образом, тревожность может становиться фактором, который определяет характеристики межличностного общения ребенка.

Как выявить тревожного ребенка

Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных ниже, постоянно проявляется в его поведении.

Постоянное беспокойство.

Трудность (иногда невозможность) сконцентрироваться на чем-либо.

Мышечное напряжение

Раздражительность.

Нарушения сна.

С целью выявления тревожного ребенка используется также специальный опросник (авторы Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко), в котором фактически в виде тех или иных утверждений дано описание тревожного ребенка. С помощью этого опросника можно самостоятельно выявить уровень тревожности, имеющийся на данный момент у ребенка. Для этого нужно отметить наличие (+) / отсутствие (-) следующих признаков тревожности:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ребенку трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество "плюсов", чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность - 15-20 баллов. Средняя - 7-14 баллов. Низкая - 1-6 баллов.

Помимо этого опросника, существует целый ряд и других методик определения уровня тревожности, некоторые из них могут использовать как родители, так и психологи. Но есть и специальные методы определения уровня тревожности, а также выявления причин возникновения повышенной тревожности, которые должны использоваться только профессиональными психологами. В нашем развивающем центре «Летиция» опытные специалисты психологи помогут профессионально продиагностировать уровень тревожности вашего ребенка, выявить причины возникновения тревожности, и в заключение дать конкретные советы по профилактике и коррекции тревожности.

Причины повышенной тревожности

Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить следующие причины:

1) внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;

2) нарушения внутрисемейного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;

3) соматические нарушения.

Важно отметить следующее:

Чаше всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:

Негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

Противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, сверстниками.

Когда в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.

Если ребенок испытывает недостаток информации или пользуется недостоверной информацией. Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает, хотя иногда бывает трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Здесь ребенок постоянно должен оправдывать ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного контроля и напряженного ожидания: сумел - не сумел угодить родителям.

Число тревожных и беспокойных детей неуклонно растет. Как растет и число тревожных взрослых, годами накапливающих свое недовольство всем и вся - работой, материальным положением, жильем, автомобилем или его отсутствием. Дети, которых воспитывают такие взрослые, и попадают в группу риска. Они тревожны. Им трудно и страшно жить в этом мире. Им нужна срочная помощь.


Детки с повышенной тревожностью нуждаются в помощи родителей

Что это такое?

Тревожность – это устойчивое состояние длительного эмоционального дискомфорта. Человеку тревожному свойственны частые или постоянные плохие предчувствия, ощущение неопределенности. Тревожными чаще всего становятся дети - астеники, склонные к пессимизму. Такой взгляд на мир, как правило, копируется ими у родителей.

Тревожность подстерегает и грудных детей. Замечали, что один младенец спокоен, а другой часто плачет, тревожно ведет себя во время кормления, отличается беспокойным сном? Грудные дети, как правило, тревожатся по физиологическим причинам – они голодны, у них промокли пеленки, что-то болит. Если во время кормления ребенок сосет грудь нервно, часто теряет ее, скорее всего, его беспокоят колики. К 3 месяцам жизни они отступают.

Психологические причины для тревожности у ребенка могут появиться только к 7 месяцам жизни, когда психика будет развита должным образом и готова к этому.


Только когда ребенку исполнится 1 год, можно делать выводы по поводу повышенной тревожности ребенка

Первые психологические беспокойства ребенка обычно связаны с отсутствием мамы. Если она даже ненадолго отлучается, кроха демонстрирует эмоциональное возбуждение. К 8 месяцам малыш «осваивает» другую тревогу - он начинает бояться посторонних людей. Именно в возрасте от 7 до 9 месяцев и решается, будет ли ребенок склонен к повышенной тревожности. В это время он очень восприимчив к музыкальным звукам, и способен отличать все интонации в голосе мамы. Одно неосторожное слово – и кроха может быть напуган, а эмоциональная связь с матерью окажется под угрозой.


Говорить о возможной стабильной тревожности можно только тогда, когда малышу исполнится 1 год.

Виды тревожности

Тревожность бывает разная. Она вызвана различными причинами, а, значит, нуждается в разных способах коррекции.

  • Врожденная тревожность обусловлена генетически. Для детей - меланхоликов это наследственная врожденная черта. Такие ребята с самого младенчества медленно адаптируются к любым изменениям во внешнем мире, почти всегда испытывают дискомфорт психологического рода, их легко «выбить из колеи». Их психика крайне неустойчива.


Врожденная тревожность передается ребенку на генетическом уровне

  • Ситуативная тревожность – связана с конкретной ситуацией, в которой ребенок пережил сильный эмоциональный всплеск. После громкого лая соседской собаки, к примеру, он начинает бояться всех без исключения собак. После прививки - боится всех врачей. Уровень тревожности при этом повышается задолго до наступления «страшной» ситуации, если ребенок проинформирован о ней заранее.


Приступ ситуативной тревожности наступает перед каким-то событием, которое запечатлелось у ребенка в памяти, при котором ребенок пережил вплеск эмоций

Такая тревожность подлежит коррекции, но до конца от нее избавиться нельзя. У каждого из нас есть такие знакомые взрослые, которые в свои 30-40 лет боятся летать на самолете или посещать стоматолога. В первом случае мы имеем дело с «подросшими» детскими страхами высоты и смерти, во втором – с детской боязнью боли и врачей.

Очень часто тревожность «по ситуации» бывает учебной. Это состояние сложное и длительное. Ребенок испытывает дискомфорт в преддверии событий, связанных со школой: он боится отвечать у доски, сдавать экзамены, писать контрольные работы. Причем наиболее страшен не сам экзамен, а его ожидание. Эта тревожность тоже «взрослеет» вместе с ребенком, и сохраняется (пусть даже в минимальных проявлениях) у всех взрослых. Вспомните, как вы нервничаете в преддверии ответственных событий! Больше других от учебной тревожности страдают ученики начальной школы. Потом, по мере приобретения опыта, взрослея, они чувствуют себя более компетентными, и страх уменьшается.

В общении с такими ребятами важно их выслушать, чего бы это ни стоило. Нельзя заострять внимание на их соматических нарушениях. Требуется ощущение комфорта, они должны чувствовать себя в полной безопасности, и знать, что их принимают такими, какие они есть.

В следующем видеоролике можно узнать больше о детях с неврозами. Автор ролика расскажет о причинах детских неврозах и о том, как вести себя с таким ребенком.

Из корректирующих игр невротикам показаны рисование, ролевые игры, в которых они каждый раз будут побеждать свои страхи. Пример: ребенок боится идти к врачу, начинает плакать и заикаться. Попросите его нарисовать доктора, разыграйте сценку «В кабинете у врача». Делайте это вместе, побуждайте кроху как можно подробнее «проговаривать» свои страхи.

  • Расторможенные дети. Это активные, очень чувствительные ребята, но у них масса страхов, которые запрятаны в глубине души. Они искренне стараются быть хорошими, вести себя примерно, получать хорошие оценки. Но если это по каким-то причинам у них не получается, резко меняют тактику и начинают откровенно хулиганить. Их не смущают даже ситуации, в которых они становятся посмешищем перед группой в садике или классом в школе. Им даже нравятся такие ситуации, потому что в этот момент все внимание приковано к их персоне. Внешне расторможенные дети абсолютно равнодушны к критике и замечаниям.


Расторможенные дети внешне кажутся очень активными и веселыми ребятами, но в душе у них масса страхов

С точки зрения медицины, могут иметь органические нарушения легкого характера: проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой. Таким ребятам нужно создавать атмосферу успеха, чаще их хвалить и доброжелательно поддерживать в их начинаниях. Если они смогут поверить в себя, то перестанут бояться, и их поведение выровняется. Им пойдут на пользу занятия спортом, так как повышенная активность, за которой они прячут свои страхи, нуждается в выходе.

  • Закрытые дети. Малыши, которых можно отнести к категории замкнутых. Они вообще не реагируют на критику, избегают участия в жизни коллектива. Не хотят участвовать в общих играх и развлечениях. Предпочитают роль наблюдателя. Трудно идут на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Могут вообще отказываться от общения. Имеют проблемы в обучении, потому что мотивации учиться у них практически нет.


Закрытые дети очень замкнуты и плохо адаптируются в коллективе

С такими детьми важно найти точки соприкосновения - интересующую их тему. Это может быть что угодно – от динозавров до самолетов времен Первой Мировой, и через нее потом строить общение.

  • Застенчивые дети. Милые тихони, которые, как пресловутый медный пятак, нравятся всем без исключения. Они теряются, когда нужно публично прочитать стихи или ответить на вопросы учителя при всем классе, не проявляют инициативу, при это очень исполнительны, старательны и обязательны. Имеют определенные коммуникативные проблемы. Боятся общения с незнакомыми и малознакомыми людьми, испытывают сильные (вплоть до панических) приступы страха, когда слышат, как кто-то повышает голос, даже если ругательства звучат не в их адрес. Плаксивы. Любая мелочь может довести их до слез.


Застенчивые дети боятся общения с новыми, незнакомыми им людьми

Застенчивым малышам будет легко и комфортно в компании сверстников со схожими хобби и интересами. Со стороны взрослых нуждаются в похвале, поощрении их достижений и постоянных подсказках - как найти выход из той или иной ситуации. Самостоятельно им трудно разобраться, как поступить.

Специалисты в детской психологии давно обратили внимание на интересную особенность: в дошкольном возрасте и вплоть до 11-12 лет наиболее тревожными бывают мальчики, а после 12 лет – повышенной тревожностью страдают девочки. Причем девочек-подростков больше волнуют отношения с людьми, а мальчиков беспокоят перспективы быть наказанными. Совершив нехороший поступок, вторые боятся, что родители, учителя или подруги подумают о них плохо и откажутся общаться. Совершив точно такой же некрасивый поступок, мальчики боятся физического наказания как со стороны родителей, так и со стороны ровесников.

Признаки тревожности

Вашего ребенка можно признать тревожным, если у него есть хотя бы три из перечисленных ниже особенности:

  • Нежелание идти в школу или детский сад, особенно после болезни или каникул.
  • Боязнь всего неизвестного. Ребенок снова и снова смотрит один и тот же мультик, читает одну и ту же книгу. Он редко соглашается посмотреть или прочесть что-то другое. Он не любит новое. Ему комфортно только с тем, кто хорошо известно.
  • Чрезмерная любовь к порядку. По нескольку раз в день ребенок маниакально перекладывает ручки и карандаши в пенале, переставляет книги на своем рабочем столе. Он не терпит, когда кто-то берет его школьные принадлежности или игрушки и уже тем более ставить потом их не на свое место.
  • Хроническое волнение. Ребенок сильно нервничает в преддверии экзаменов, конкурсов, важных событий в жизни семьи. По многу раз переспрашивает новую для себя информацию, требует подробных разъяснений каждой детали.
  • Повышенная утомляемость.
  • Отсутствие настойчивости и целеустремленности. Если что-то не получилось с первого-второго раза, ребенок вообще забрасывает это дело.
  • «Комплекс вины». Малыш считает, что всех бедах и проблемах близких виноват именно он.


У тревожности есть и физические признаки. Присмотритесь к малышу более внимательно:

  • У тревожных детей есть мышечные зажимы в области шеи и лица.
  • У них влажные и холодные ручки.
  • Часто тревожные дети жалуются на страшные сны и плохой аппетит.
  • Частые «гости» беспокойного чада - диарея, расстройство желудка .
  • Тревожные дети сильно потеют, когда появляется минимальный повод для волнения (им поручили какое-то дело, предстоит разговор с учителем и т.д.).
  • У тревожных мальчиков и девочек, как правило, тихий голос и напряженный взгляд.
  • Тревожные ребята чрезвычайно плаксивы.

Причины детской тревожности

  • Противоречивые требования (родители говорят одно, учитель - другое. В школе выдвигают одни требования, дома- другие).
  • Врожденная особенность характера.
  • Завышенные неадекватные ожидания родителей, которые дети не могут удовлетворить.
  • Тревожные родители.
  • Неблагополучная обстановка в семье – развод , ссоры, смерть кого-то из близких, сложное материальное положение.


Плохая атмосфера в доме также может послужить причиной повышенной тревожности у ребенка

Бороться с повышенной тревогой ребенка силовым путем ни в коем случае нельзя. Это еще больше испугает его, усилит дискомфорт, и подорвет ваши доверительные отношения. Аккуратно, ненавязчиво расспрашивайте его о страхах, пусть научится облекать свои «кошмары» в слова. Тревожного ребенка нужно научить искать положительное даже в отрицательном: «Случилась неприятность? Да, это печально. Но подумай, чему хорошему она нас научила? Какой опыт ты получил? Какие знания на будущее?».

Нельзя высмеивать (даже в шутку) его страхи и сомнения. Ваш беспокойный карапуз должен быть уверен, что вы серьезно воспринимаете его проблемы, понимаете всю их значимость, и всегда готовы дать дельный совет.

Обо всех значимых и кардинальных событиях и переменах в жизни тревожному беспокойному малышу лучше сообщать заранее. Он нуждается в том, чтобы вы подготовили его, настроили на правильное восприятие.


Очень тревожных детей ни в коем случае нельзя высмеивать

Самое сложное для взрослых, воспитывающих тревожных деток, - научиться маскировать собственные тревоги. Это непременное условие успешной коррекции поведения ребенка. Не показывайте чаду, что вас что-то волнует, сохраняйте тибетское спокойствие. Но о своей тревоге вы должны рассказывать, причем исключительно в прошедшем времени: «Я боялась, что у меня не получится, но все удалось как нельзя лучше!».

Беспокойного ребенка нужно научить ставить цели и идти к ним. В том числе и личным примером. Обязательно хвалите их за сделанное в присутствии других. Это поможет повысить самооценку.

В следующем видеоролике детский психолог расскажет как правильно всети себя с тревожным ребенком.

Если речь идет о беспокойном ребенке в возрасте до 1 года, важно помнить несколько родительских «хитростей», которые помогут крохе успокоиться:

  • Нельзя оставлять плач тревожного малыша без внимания. Он не всегда связан с физиологическими причинами. Возможно, крохе одиноко или страшно.
  • Тревожные карапузы часто нуждаются в совместном сне с родителями. Причем, в относительной безопасности они чувствуют себя только с мамой.
  • Не нужно торопиться отправлять ребенка в большое плавание - пусть купается в маленькой ванночке как можно дольше. Обливания, уроки плавания оставьте на потом.

В коррекции поведения тревожных детей от 1 до 15 лет тоже есть некоторые нюансы:

  • Режим дня и его неукоснительное соблюдение, чтобы события в жизни ребенка были хотя бы приблизительно предсказуемы.
  • Беспокойные ребята, независимо от возраста, не любят переодеваться, поэтому их одежда должна быть максимально простой. Что легко и удобно, а главное – быстро, можно было снимать и надевать ее.
  • Постарайтесь не готовить тревожным отпрыскам сложные блюда, состоящие из множества ингредиентов. Им сложно понять, что именно в составе вашего кулинарного шедевра, и есть такую пищу, скорее всего, откажутся.
  • Тревожным детям будет полезно освоить технику лечебного глубокого дыхания, легкой медитации. Да и родителям это не помешает.
  • Тревожным детям нужен массаж, он позволяет снимать мышечные зажимы. После массажа можно проводить водные процедуры и сеансы ароматерапии. На пользу пойдет игровая терапия.


При детских неврозах стоит использовать различные техники, описанные в видео клинического психолога Вероники Степановой.

Елена Широкова
Консультация для родителей «Детская тревожность: причины, диагностика, помощь ребенку»

Детская тревожность является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Высокая тревожность оказывает отрицательное влияние на психическое здоровье детей, тем самым осложняет жизнь ребенка .

Следует отличать тревогу от тревожности . Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка , то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике, но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявление тревоги . Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности .

Большинство ученых считают, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско- родительских отношений .

Проведенные исследования психологов Е. Савиной и Н. Шаниной показали, что главной причиной возникновения тревожности у дошкольников являются неблагоприятные отношения ребенка с родителями , особенно с матерью. Отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, ласке, защите.

Также причиной возникновения детской тревожности является высокая тревожность матери , имеющая симбиотические отношения с ребенком .

При этом мать, ощущая себя единым целым с ребенком , пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» к себе ребенка , предохраняя от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности , опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

Нередко родители культивируют «правильность» поведения. Это может быть жесткий контроль по отношению к ребенку . Строгая система норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В данном случае тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.

Хочется выделить, что на развитие ребенка влияют личностные особенности родителей . Создание обстановки эмоционального комфорта и психологического благополучия в семье способствуют улучшения детско- родительских отношений и приводят к снижению уровня детской тревожности .

Вопрос : Как узнать, является ли ребенок тревожным ?

Для того, чтобы понять, есть ли у ребенка повышенная тревожность необходимо наблюдение за ним : во время занятий, в свободной деятельности (на прогулке, в процессе игры, общения с ребятами и со взрослыми) .

П. Бейкер и М. Альворд советуют присмотреться, характерны ли в поведении вашего ребенка следующие признаки :

Постоянное беспокойство, частые слезы на глазах;

Нервность (например, грызет ногти) ;

Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи) ;

Склонность к замешательству (краснеет, заикается и т. д.) ;

Нарушение сна (ребенок долго и плохо засыпает мало или совсем не спит).

Можно предположить, что ребенок тревожен , если хотя бы один из критериев постоянно проявляется в поведении.

С целью, является ли Ваш ребенок тревожным , воспользуемся опросником Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.

Я буду перечислять признаки тревожности , если признак присутствует у Вашего ребенка , то Вы ставите «+» .

Тревожный ребенок :

Не может долго работать не уставая;

Ему трудно сосредоточиться на чем-то;

Любое задание вызывает излишнее беспокойство;

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован;

Смущается чаще других;

Часто говорит о напряженных ситуациях;

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке;

Жалуется, что ему снятся страшные сны;

Руки у него обычно холодные и влажные;

У него нередко бывает расстройство стула;

Сильно потеет, когда волнуется;

Не обладает хорошим аппетитом;

Спит беспокойно, засыпает с трудом;

Пуглив, многое вызывает у него страх;

Обычно беспокоен, легко расстраивается;

Часто не может сдержать слез;

Плохо переносит ожидание;

Не любит браться за новое дело;

Не уверен в себе, в своих силах;

Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов» , чтобы получить общий балл тревожности : высокая тревожность – 15-20 баллов , средняя – 7-14, низкая – 1-6 баллов.

Вопрос : Как помочь ребенку , если у него повышенная тревожность ?

1. Прежде всего, ежедневно отмечайте успехи своего ребенка , сообщая о них в присутствии других членов семьи (например, во время общего ужина) . Кроме того, исключите из своего лексикона слова, которые унижают достоинство ребенка , даже если Вы очень сердиты. Надо требовать от ребенка не извинений за тот или иной поступок, а объяснения, почему он это сделал.

2. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Попробуйте в течение одного дня записать все замечания, высказанные ребенку , а вечером перечитайте их. Скорее всего, большинство замечаний можно было и не делать.

3. Используйте наказания лишь в крайних случаях. Тревожный ребенок и так боится всего на свете. Лучше, если Вы будете выражать свои мысли и чувства словами.

4. Нельзя сравнивать тревожного ребенка с другими детьми . Старайтесь избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показателями, например, неделю назад.

5. Способствуйте повышению самооценки ребенка . Обращайтесь к ребенку по имени , хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.

6. Чаще используйте телесный контакт.

7. Для снятия мышечного напряжения ребенка используйте релаксационные и дыхательные упражнения.

Я приведу пример некоторых упражнений, которые Вы сможете выполнять дома вместе с ребенком .

Упражнение «Воздушный шарик» .

Упражнение направлено на снятие напряжения лицевых мышц.

Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Вдохните воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи за губами, чтобы шарик становился все больше и больше. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажи мне свой шарик.

Упражнение можно повторить 3 раза.

Упражнение «Драка» .

Упражнение направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.

Представь, что ты поссорился с другом. Вот–вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко–крепко сожми челюсти. Пальцы рук зафиксируй в кулаках, до боли вдави пальцами в ладони. Затем, а может не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади!

Упражнение «Танцующие руки» .

Упражнение направлено на внутреннее расслабление ребенка .

Нужно разложить большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Пусть ребенок возьмет в обе руки по мелку понравившегося цвета. Ляжет спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. Когда зазвучит музыка с закрытыми глазами начать обеими руками рисовать по бумаге. Двигать руками в такт музыке. Потом посмотрите, что получилось. Упражнение проводится под музыку и длится 2-3 минуты.

В заключении хотелось бы вспомнить известную истину о том, что предупредить всегда легче, чем исправить. Я хочу дать несколько рекомендаций по профилактике тревожности :

1. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то , что вы разрешали раньше.

2. Учитывайте возможности Вашего ребенка , не требуйте от него того, что он не может выполнить. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, лучше окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить его.

3. Доверяйте ребенку , будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Тревожность у детей , являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. У детей необходимо дифференцировать тревогу от тревожности. Сама по себе тревожность почти всегда проявляется без существенных на то причин и не зависит от определенной ситуации. Тревожное состояние присуще детской личности в любом виде деятельности.

Тревогу относят к эпизодическому проявлению волнения и беспокойству, а тревожность выступает устойчивым состоянием. Например, бывает, что ребенок волнуется, отвечая у доски или перед выступлением на празднике, однако это беспокойство выражается не всегда, а иногда в подобных ситуациях он остается спокойным. Это является проявлением тревоги. Если состояние беспокойства повторяется постоянно в различных ситуациях (во время ответа у доски, общении с незнакомцами), то это указывает о присутствии тревожности.

Когда малыш боится чего-то определенного, то говорят о проявлении . Например, страх темноты.

Причины тревожности у детей

Тревожность у детей вызывается следующими причинами:

  • нарушения в отношениях между малышами и взрослыми;
  • неправильное воспитание малышей (родители часто желают и требуют от чада того, что ему не под силу: хороших отметок, идеального поведения, проявления лидерства среди детей, победы на соревнованиях).

Завышенные требования родителей к отпрыску зачастую связаны с личной неудовлетворенностью, а также желанием воплотить в своем чаде собственные мечты. Иногда завышенные требования бывают связаны и с другими причинами, например, один из родителей является по жизни лидер и добился материального благополучия или высокого положения, и не желает в своем ребенке видеть «лузера», предъявляя к нему завышенные требования.

Нередко, сами родители имеют повышенную тревожность и своим поведением настраивают малыша на тревожность. Зачастую родители, пытаясь уберечь свое чадо от мнимых или всех реальных угроз, формируют у него чувство беззащитности и неполноценности. Все это не влияет на нормальное развитие малыша и мешает полностью раскрыться, вызывая тревогу и страх даже в простом общении с взрослыми и сверстниками.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.

Детская тревожность — это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя. Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша.

Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам «страх» и «тревога»: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.

Способен развиваться у в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.

От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.

Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.

Снятие тревожности у детей – советы психолога:

  • необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;
  • полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;
  • если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.

Тревожность детей младшего школьного возраста

Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому малышу присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.

В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми, например, родители из-за плохого самочувствия не пускают чадо в школу, а преподаватель отчитывает за пропуск и ставит «двойку» в журнал в присутствии других сверстников;
  • неадекватными требованиями, зачастую завышенными, например, взрослые постоянно твердят отпрыску, что он должен приносить «пятерки» и быть отличником и не могут смириться с тем, что он лучшим учеником класса не является;
  • негативными требованиями, унижающими детскую личность и ставящими ее в зависимое положение, например, учитель говорит: «Если расскажешь, кто плохо вел из детей в мое отсутствие, то я не скажу маме, что ты подрался».

Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.

Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.

Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.

Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.

Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.

Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе «перспективного» учителя и «достойной» школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.

Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?

Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.

Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.

Диагностика тревожности у детей

Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.

Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.

Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:

  • напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;
  • робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.

Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.

Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.

Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:

  • мышечное напряжение;
  • постоянное беспокойство;
  • нарушения сна;
  • невозможность и сложность концентрации на чем-либо;
  • раздражительность.

Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.

Тест на тревожность для детей

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности

Итак, признаки тревожности:

1. Малыш не способен работать долго, быстро устает

2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то

3. Беспокойство вызывает любое задание

4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен

5. Часто смущается

6. Говорит что напряжен

7. Краснеет в новой обстановке

8. Сетует на кошмарные сны

9. Руки зачастую влажные и холодные

10. Часто отмечается расстройство стула

11. Потеет при волнении

12. Имеет плохой аппетит

13. Беспокойно спит и долго засыпает

14. Пуглив, всего боится

15. Легко расстраивается, беспокоен

16. Зачастую не сдерживает слезы

17. Не переносит ожидание

18. Новые дела не радуют

19. Всегда не уверен в своих силах и себе

20. Боится сложностей

Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл — суммируется количество «плюсов».

О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.

О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.

О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями. Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание.

По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.

Критерии для выявления страха разлуки:

1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство

2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо

3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей

4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение

5. Страх быть и остаться одному

6. Непреодолимый страх одному засыпать

7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается

8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль

Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.

Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.

Профилактика и коррекция тревожности у детей

Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.

Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.

Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.

  • обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;
  • снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.

Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.

Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.

Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.

Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.

Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.

В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».

Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.

Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.