Психологическое обеспечение аварийно спасательных работ. Медико-психологическое обеспечение населения и спасателей при проведении спасательных мероприятий в очагах массового поражения. Реакции и психогенные расстройства

В очаге чрезвычайной ситуации в медико-психологической помощи нуждаются не только пострадавшее население, но и спасатели.

Медико-психологическая помощь может быть оказана психиатрическими бригадами Службы медицины катастроф, ЛПУ психиатрического профиля, а также специалистами учреждений и нештатных аварийно-спасательных формирований общего и медицинского профиля независимо от их ведомственной принадлежности.

Медико-психологическая помощь пострадавшему населению в очаге чс

Оказание медико-психологической помощи пострадавшему населению относится к приоритетным медицинским мероприятиям в ЧС, что особенно актуально для легкопораженных, у которых развитие психических (в первую очередь психогенных) нарушений приобретает зачастую ведущее значение в клинической картине, в значительной степени определяя тяжесть и прогноз их соматического состояния.

В условиях ЧС нервно-психические нарушения у значительной части населения проявляются в диапазоне от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраст, пол, уровень исходной социальной адаптации, индивидуальные характерологические особенности, дополнительные факторы к моменту катастрофы (одиночество, наличие на попечении детей, больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

Цели и задачи медико-психологической помощи:

      профилактика острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений;

      повышение адаптационных возможностей индивида;

      психотерапия возникших пограничных нервно-психических нарушений.

В период действия психотравмирующих экстремальных факторов важнейшими психопрофилактическими мероприятиями являются:

      организация четкой работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим с психогениями;

      объективная информация населения о медицинских аспектах ЧС);

      помощь руководителям в пресечении панических настроений, высказываний и поступков;

      привлечение легко пострадавших к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным работам.

По окончании действия психотравмирующих факторов психопрофилактика включает:

      объективную информацию населения о последствиях ЧС, их влиянии на нервно-психическое здоровье людей;

      доведение до сведения населения данных о возможностях науки в отношении оказания медицинской помощи на современном уровне;

      профилактику возникновения рецидивов психических расстройств (т.н. вторичная профилактика) или развития соматических нарушений в результате нервно-психических расстройств;

      медикаментозную профилактику отсроченных психогенных реакций.

Проведение психотерапии и психопрофилактики необходимо реализовывать в двух направлениях. Во-первых, со здоровой частью населения в виде профилактики острых панических реакций и/или отсроченных «отставленных» нервно-психических нарушений. Во-вторых, следует проводить психотерапию и психопрофилактику лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями.

Характерной особенностью терапии в таких ситуациях является то, что она проводится в экстремальных условиях: на месте происшествия, в приспособленных помещениях, палатках.

Технические сложности ведения спасательных работ в зонах ЧС предопределяют ситуацию относительно продолжительного пребывания пострадавших в условиях полной изоляции от внешнего мира.

Наиболее оптимальной формой психотерапевтической помощи пострадавшим на первом этапе является информационная психотерапия. Она применяется в экстренном порядке. Ее целью является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (разрушения жилищ). Сеансы информационной терапии реализуются через систему звукоусилителей.

Информирование населения о ситуации должно осуществляться непрерывно, сведения должны быть полными, объективными, правдивыми, но в разумных пределах, успокаивающими.

Четкость и краткость информации делают ее осо6бо действенной и доходчивой, а отсутствие или запаздывание порождают непредсказуемые последствия.

После освобождения пострадавших из-под обломков строений психотерапию продолжают (прежде всего, амнезирующую) в стационарных условиях, в сочетании с релаксантами и антидепрессантами.

Во время спасательных работ в зоне ЧС категорически должны быть запрещены паническая суета, возгласы безнадежности, крики, плач, приводящие, как установлено, к снижению темпа и качества аварийно-спасательных мер.

Особое место в период чрезвычайной ситуации занимает угроза развития состояний паники. При ее развитии, особенно одновременно у нескольких пострадавших, возможно их влияние друг на друга и на окружающих, приводящее к массовым индуцированным эмоциональным расстройствам, сопровождающимся «животным» страхом. «Эпицентром» развития массовой паники обычно являются быстро внушаемые истерические личности, отличающиеся эгоистичностью и повышенным самолюбием.

Прекращение паники возможно при наличии сильной личности, которая способна внести элементы рациональности в ситуацию, захватить «руководство», предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы и прекращению паники.

С ранних этапов стрессовой ситуации важно, чтобы каждый занимался своим делом, с полным соблюдением всех требований деонтологии.

Оправдан принцип демократического единоначалия, когда распоряжения ответственного лица подлежат безусловному выполнению, поскольку они отражают мнение большинства специалистов и в создавшихся условиях вызваны необходимостью.

Медико-психологическая помощь сотрудникам аварийно-спасательных формирований

Проведение работ в экстремальных условиях требует от спасателя полной мобилизации его физиологических резервов, сопряжено с большой физической и эмоциональной нагрузкой. Физиологические резервы организма не безграничны и, рано или поздно, наступает их истощение. В основе резервов лежат индивидуальные особенности человека, кроме того, многое зависит от специфики его профессиональной деятельности.

Оптимальное время оказания реальной помощи пострадавшим колеблется от нескольких часов и даже минут до нескольких недель. В первом случае реальная опасность для жизни спасателя определяется минутами и часами, во втором – неделями. Опыт подбора групп, работающих в условиях смертельной опасности, показал, что существуют две категории спасателей.

Первая категория спасателей характеризуется высокой эффективностью деятельности с первых же минут пребывания в экстремальных условиях. Спасатели, относящиеся к этой группе, работают с полной отдачей, нередко используя нестандартные решения с просчитанным и оправданным риском для жизни. К сожалению, через несколько дней у них резко снижаются функциональные резервы организма и способность прогнозирования реальной опасности, как для себя, так и для окружающих. На конечном этапе спасательных работ эффективность их деятельности близка к нулю, а вероятность создания ими критических ситуаций, ведущих к гибели, резко возрастает. Эта категория людей, после непродолжительного пребывания в опасной зоне, должна быть отправлена на отдых, где, наряду с общепринятыми методами психологической разгрузки, им должна активно проводится фармакологическая коррекция.

Вторая категория спасателей характеризуется меньшей эффективностью деятельности, но продолжительность их работы в экстремальных условиях существенно выше (до нескольких десятков дней). Причина таких различий кроется в индивидуальных особенностях регуляторных функций центральной нервной системы человека.

Распространенность психических нарушений у спасателей, снижение их трудоспособности определяют необходимость оказания им ранней психиатрической помощи непосредственно после выхода из зоны ЧС, что позволит предотвратить терапевтическую резистентность, выработать адекватные формы профилактики и лечения психических расстройств и сохранить работоспособность специалистов.

реализация мероприятий по поддержанию оптимального психического состояния специалистов, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, а также оказание экстренной психологической помощи пострадавшему населению.


  • - использование инженерных средств в процессе проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с их технологией...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - комплекс специальных правил, приемов и способов выполнения работ, направленных на создание условий для эффективного ведения АСДНР в зоне ЧС и обеспечение безопасности личного состава формирований, пострадавших и...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - структурное подразделение центрального аппарата МВД России, предназначенное для разработки и осуществления мер по защите жизни и здоровья населения и материальных ценностей от пожаров, осуществления...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - средства механизации аварийно-спасательных работ, а также вспомогательные и другие специальные средства, используемые силами ликвидации ЧС при выполнении АСДНР в зонах...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - определение возможности выполнения аварийно-спасательными службами и спасателями возложенных на них задач...
  • - предназначен для десантирования в район бедствия связок по 3-5 спасательных плавсредств в упаковке с транспортных самолетов типа ИЛ-76, снабженных оборудованием для десантирования парашютно-грузовых систем...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - комплекс инженерных мероприятий и задач, выполняемых в целях создания аварийно-спасательным силам благоприятных условий в ходе проведения наиболее сложных работ по спасению пострадавших, локализации и...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - комплекс специальных правил, приемов и способов выполнения работ, направленных на создание условий для эффективного ведения АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации и обеспечение безопасности личного состава...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - составная часть средств механизации ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, очагах поражения...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - средства механизации аварийно-спасательных работ, а также вспомогательные и другие специальные средства, используемые силами ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении АСДНР в зонах аварий, катастроф...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - "...1.1.5. Сопровождение массовых мероприятий - комплекс мероприятий, осуществляемый специалистами психологической службы в местах массового скопления людей и направленный на профилактику массовых негативных реакций.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...Комплекс спасательных средств: совокупность систем и устройств, предназначенных для спасения экипажа аварийного объекта на акватории, а также для оказания помощи аварийному объекту.....

    Официальная терминология

  • - "...50) "район поисково-спасательных работ" - участок земной или водной поверхности и воздушное пространство над ним, в границах которых проводятся поисково-спасательные работы;.....

    Официальная терминология

  • - см. Аккомпанемент...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Психологическое сопровождение поисково-спасательных работ" в книгах

Глава 12. Поисково-ударные действия

Из книги Истребитель подводных лодок автора Макинтайр Дональд

Глава 12. Поисково-ударные действия Зимой 1943/44 года и последовавшей за ней весной эскорты конвоев, которые следовали в Англию, часто усиливались кораблями нового класса, непрерывным потоком поступавшими с американских судостроительных верфей.В США они

ТРУДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

автора Горз Джозеф

ТРУДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ К сожалению, при проведении глубоководных спасательных работ подводные аппараты по своим возможностям ничем не превосходят водолазов. Как признал в 1964 г. руководитель американского проекта «Человек в

ТРУДНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ

Из книги Подъём затонувших кораблей автора Горз Джозеф

ТРУДНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ Пенопласты и гранулы, несомненно, представляют собой многообещающее новое средство судоподъема, правда, только с небольших глубин. Как это ни грустно, но ни полиуретан, ни полистирол никогда не использовались

Психологическое сопровождение

Из книги автора

Психологическое сопровождение целостная, комплексная система взаимодействия психолога с человеком на уровне его субъективных психологических проблем для оказания ему психологической помощи и социальной поддержки. Процесс психологического сопровождения

Поисково-вызывная сигнализация

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

4.10. Комплектация снаряжения бригады с точки зрения обеспечения спасательных работ

Из книги Промальп в ответах на вопросы автора Гофштейн Александр Ильич

4.10. Комплектация снаряжения бригады с точки зрения обеспечения спасательных работ В верхней зоне всегда должен находиться аварийный комплект для обеспечения возможной экстренной эвакуации или проведения спасательных работ.Состав комплекта:- аптечка;- 2 основные

На плаву без спасательных средств

Из книги автора

На плаву без спасательных средств Ваши действия будут зависеть от того, умеете ли вы плавать или не умеете, холодная вода или теплая и как далеко до берега.Ваши действия:1. Если вы умеете плавать, то, оказавшись в холодной воде далеко от берега, ждать спасения лучше

Что такое психологическое сопровождение и насколько это необходимо?

Из книги Все, что нужно знать будущей маме. Готовимся к рождению малыша автора Сергеева Оксана Михайловна

Что такое психологическое сопровождение и насколько это необходимо? Сейчас довольно распространена услуга психологического сопровождения, которую оказывают в школах материнства. Суть ее в следующем: с вами в роды идет акушерка или другой квалифицированный специалист,

Поисково-спасательные операции

Из книги Опасное небо Афганистана [Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне, 1979–1989] автора Жирохов Михаил Александрович

Поисково-спасательные операции Эвакуация экипажа, потерпевшего бедствие (или сбитого), производилась методом посадки спасательного вертолета рядом со сбитым вертолетом. В отдельных случаях эвакуация осуществлялась с режима висения вертолета.В случае отсутствия

Поисково-спасательная операция

Из книги Балканы 1991-2000 ВВС НАТО против Югославии автора Сергеев П. Н.

Поисково-спасательная операция Ночь на 2 мая 1999 г. стала самой кошмарной в жизни летчика истребителя F-16 с позывным «Hammer 34». Пилот катапультировался из объятого пламенем истребителя и после приземления был вынужден скрываться от сербов в густом лесу. «Hammer 34» перед тем, как

Поисково-прицельная система 2КН-К

Из книги Противолодочные самолеты автора Артемьев Анатолий Михайлович

Поисково-прицельная система 2КН-К Поисково-прицельная система, в отличие от системы «Беркут», предназначалась для обнаружения шумов ПЛ не только в звуковом, но и инфразвуковом диапазоне частот. Разработчикам системы «Коршун» пришлось встретиться с огромными

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Елена Ростиславовна Баенская,Ольга Сергеевна Никольская,Мария Михайловна Либлинг,Игорь Анатольевич Костин,Мария Юрьевна Веденина,Александр Владимирович Аршатский,Оксана Сергеевна Аршатская Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение

8.4.3. Медико-психологическое сопровождение

автора

8.4.3. Медико-психологическое сопровождение В периоде ликвидации последствий ЧС для того, чтобы отсрочить наступление переутомления, а также для профилактики острых и посттравматических стрессовых реакций, применяются различные психотехнологии. Среди них особое

11.3. Медико-психологическое (психо-физиологическое) сопровождение военнослужащих в условиях боевых действий

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

11.3. Медико-психологическое (психо-физиологическое) сопровождение военнослужащих в условиях боевых действий Развитие военного искусства, военной техники и вооружения (высокоточное оружие, автоматизированные системы управления, роботизация и др.) существенно повысило

11.3.1. Медико-психологическое (психофизиологическое) сопровождение

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

11.3.1. Медико-психологическое (психофизиологическое) сопровождение Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в процессе профессиональной деятельности – это комплекс медицинских и психологических мероприятий, направленных на оценку, коррекцию и

  • Подготовка и укомплектование кадрами формирований мс го. Подготовка специалистов дефицитных специальностей
  • Глава 3. Медико-тактическая характеристика поражающих факторов современных видов оружия возможный характер будущей войны
  • Ядерное оружие и его поражающие факторы. Краткая характеристика очага ядерного поражения
  • Поражающие факторы ядерного взрыва
  • Химическое оружие, классификация и краткая характеристика отравляющих веществ
  • Бактериологическое (биологическое) оружие, краткая характеристика токсинов и болезнетворных микробов
  • Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения
  • Структура санитарных потерь по виду, степени тяжести, локализации, характеру поражения. Методика определения возможной величины и структуры санитарных потерь
  • Методика расчета возможных потерь среди населения от обычного и высокоточного оружия в очагах поражения военного времени
  • Приоритеты поражения объектов тыла страны по взглядам командования армии сша
  • Зависимость степени разрушения зданий промышленной и жилой зоны от степени поражения (д)
  • Зависимость величины и структуры потерь среди населения от различной степени поражения города и от степени защищенности населения
  • Прогноз возможных потерь персонала на объектах экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время, в зависимости от степени разрушения объекта экономики и от степени защиты служащих
  • Лечебно-эвакуационная характеристика возможных санитарных потерь персонала объектов экономики при применении противником высокоточного оружия (в %)
  • ГлавА 4. Организация защиты населения
  • В военное время
  • Основные принципы, способы и мероприятия
  • По защите населения в военное время
  • Характеристика защитных сооружений
  • Классификация защитных сооружений.
  • Санитарно-гигиенические нормы убежищ
  • Характеристика средств индивидуальной защиты
  • Классификация средств индивидуальной защиты
  • Время пребывания людей в защитной одежде
  • Организация и порядок накопления, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты
  • Эвакуация населения
  • Организация дозиметрического, химического контроля и специальной обработки эвакуируемого населения Дозиметрический контроль
  • Организация группового контроля
  • Организация контроля радиоактивного заражения (загрязнения)
  • Организация химического контроля
  • Специальная обработка
  • Организация медицинского обеспечения эвакуационных мероприятий
  • Медико-психологическое обеспечение населения и спасателей при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения (заражения)
  • Глава 6. Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий нападения противника Понятие о лечебно-эвакуационных мероприятиях. Лэм и их Основные принципы организации
  • Этап медицинской эвакуации, определение, задачи и схема развертывания
  • Виды медицинской помощи – определение, место оказания, оптимальные сроки оказания различных видов, привлекаемые силы и средства
  • Объем медицинской помощи, содержание мероприятий и его зависимость от складывающейся обстановки.
  • Медицинская сортировка пораженных: определение, цель, виды, сортировочные группы, организация работы сортировочной бригады
  • Медицинская эвакуация: определение, цель, принципы организации, способы, требования
  • Основы управления силами и средствами мсго в очагах поражения (заражения) и на этапах эвакуации
  • Глава 7. Работа формирований мсго при ведении спасательных работ в очагах поражения виды медицинской помощи, оказываемой пострадавшим в очагах поражения при ведении спасательных работ
  • Индивидуальный противохимический пакет (ипп-8, 9, 10, 11)
  • Организация работы отряда первой помощи в очаге ядерного поражения
  • Организация отряда
  • Порядок подготовки отряда к работе в мирное время
  • Обязанности руководства отряда
  • Действия при подготовке отряда в «особый период»
  • Действия отряда при ведении спасательных работ в очаге ядерного поражения
  • Примерные нормы площади для подразделений опм
  • Распределительный пост
  • Приемно-сортировочное отделение
  • Приемно-сортировочная для носилочных
  • Приемно-сортировочная для легкопораженных
  • Операционно-перевязочное отделение
  • Противошоковые палаты
  • Госпитальное отделение
  • Отделение частичной санитарной обработки и дезактивации одежды и обуви
  • Отделение медицинского снабжения (аптека)
  • Лабораторное отделение
  • Отделение эвакуации пораженных
  • Хозяйственное отделение
  • Работа сил и средств мсго в очаге химического поражения Организация работы санитарной дружины в очаге химического поражения
  • Особенности работы опм в условиях ликвидации последствий химического нападения Медицинское обслуживание в опм лиц, подозреваемых в контакте с ов
  • Организация работы опм в очагах химического заражения
  • Распределительный пост
  • Медицинское обеспечение тяжелопораженных («носилочных»)
  • Госпитальное отделение
  • Медицинское обеспечение легкопораженных и лиц, подозреваемых в контакте с ов
  • Площадка для ожидания санитарной обработки легкопораженных
  • Отделение санитарной обработки для легкопораженных
  • Терапевтические палаты для легкопораженных
  • Эвакуация легкопораженных в загородную зону
  • Реанимационные (противошоковые) палаты
  • Операционно-перевязочное отделение
  • Психоневрологический изолятор
  • Инфекционный изолятор
  • Лаборатория
  • Очаг химического заражения капельно-жидким ипритом
  • Очаг химического заражения аэрозольным ипритом
  • Особенности работы отряда первой медицинской помощи (опм) в очаге бактериального заражения
  • Работа опм в составе лечебно-профилактического учреждения
  • Работа опм на самостоятельном участке
  • Развертывание временного инфекционного стационара и организация его работы
  • Приемно-сортировочное отделение
  • Госпитальное отделение
  • Лабораторное отделение
  • Отделение медицинского снабжения (аптека)
  • Хозяйственное отделение
  • Режим работы в инфекционном стационаре
  • Медицинский учет и отчетность в отряде
  • Организация управления опм и его взаимодействия с другими формированиями го
  • Глава 8. Организация оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи
  • Место квалифицированной
  • И специализированной медицинской помощи
  • В системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных. Силы мс го, предназначенные для оказания этих видов помощи
  • Организация развертывания больничной базы медицинской службы гражданской обороны
  • Организация развертывания и работы головной больницы медицинской службы гражданской обороны
  • Основные сортировочные признаки
  • Организация развертывания и работы многопрофильной больницы медицинской службы гражданской обороны
  • Профилированная больница
  • Травматологическая больница
  • Терапевтическая больница
  • Инфекционная больница
  • Организация медицинской помощи легкопораженным в загородной зоне
  • Хирургический подвижный госпиталь
  • Токсико-терапевтический подвижной госпиталь
  • Инфекционный подвижной госпиталь
  • Бригады специализированной медицинской помощи
  • Глава 9. Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения в военное время
  • Деятельность госсанэпидслужбы в составе сети наблюдения и лабораторного контроля
  • Понятие о карантине и обсервации
  • Задачи и организационная структура санитарно-гигиенических и противоэпидемических формирований
  • Заключение
  • Литература
  • 305041, Г. Курск, ул. К. Маркса, 3.
  • 305041, Г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Заказ № 492.
  • Медико-психологическое обеспечение населения и спасателей при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения (заражения)

    Специфика действий подразделений спасателей по ведению работ в очагах массового поражения обуславливает главную задачу психологической закалки их личного состава – формирование уверенности в выполнении поставленных задач и в надежности СИЗ и специальной техники, воспитание у него самообладания, стойкости и бесстрашия.

    В этих целях организуется и проводится четко спланированная психологическая подготовка.

    Из трех видов психологической подготовки (общая, специальная и целевая) особое значение для спасателей имеют две последних.

    Специальная психологическая подготовка – это систематическая и целеустремленная выработка активности, психологической устойчивости, практическое и теоретическое ознакомление с конкретными опасными ситуациями, вызывающими эмоциональный стресс.

    Специальная психологическая подготовка к выполнению спасательных работ в очагах массового поражения при экстремальной обстановке – это важная задача, успех выполнения которой достигается путем создания всех необходимых условий для проявления подразделениями и каждым спасателем своих творческих возможностей, выработке общей устойчивости их психики при действиях в сложившейся неблагоприятной обстановке.

    Целевая психологическая подготовка – это формирование боевого (активного) психологического состояния, выработка четкой внутренней установки на выполнение спасательных работ в очагах массового поражения. Она осуществляется посредством мер, направленных на повышение активности психики, улучшение работоспособности еще до начала конкретных действий, создание оптимистического настроя. От уровня целевой подготовки зависит объем и качество выполнения личным составом спасательных работ, эффективность использования людских резервов, техники, приборов и снаряжения, настроение и поведение каждого спасателя.

    Воздействие поражающих факторов оружия массового поражения, может привести к гибели промышленно-производственного персонала, спасателей и населения. Знание этого обстоятельства сильно влияет на самочувствие мнительных людей. Они обычно преувеличивают опасность, подозревают ее везде. У них могут появляться сомнения в способности средств обеспечить защиту организма.

    Командирам, начальникам всех степеней и спасателям необходимо формировать у персонала и населения твердую уверенность в надежности средств защиты органов дыхания и кожи, а также в том, что будут своевременно приняты все меры для их спасения и восстановления здоровья.

    Спасателям всегда необходима объективная информация о реальной радиационной, химической, биологической (бактериологической) обстановке.

    Командиру (начальнику) для поддержания психологической устойчивости необходимо:

    – вырабатывать у личного состава готовность к первой встрече с условиями радиационной, химической, биологической опасности;

    – совершенствовать умения расчетов, экипажей, групп и спасателей в выполнении работ в очагах массового поражения;

    – развивать психологическую активность каждого спасателя, его способности выполнять задачи в условиях длительных эмоционально-волевых нагрузок при нахождении на зараженной местности;

    – развивать у личного состава высокую устойчивость психики к работе в условиях радиационного, химического, биологического заражения.

    Очень важным для спасателя является выработка устойчивости и готовности к первой встрече с радиационной, химической и биологической опасностями.

    Данное действие целесообразно проводить по разным направлениям, основными из которых являются:

    – выработка чувства долга и ответственности за выполнение поставленной задачи;

    – мобилизация духовных сил спасателя с учетом поставленных задач в зависимости от условий их выполнения;

    – выработка устойчивости и готовности к первой встрече с очагами радиационного, химического, биологического заражения с помощью активизации профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения конкретной задачи.

    Спасатель должен быть четко ориентирован по ряду вопросов предстоящей работы.

    Особенно необходимо знать виды оружия массового поражения, особенности его воздействия на организм, средства защиты и мероприятия первой медицинской помощи, мастерски владеть техническими средствами и приспособлениями. Умелое владение комплексом перечисленных знаний, навыков и умений позволит спасателю уверенно действовать в очагах массового поражения;

    Каждый спасатель должен осознать важность своего предназначения, внутренние возможности, всегда быть уверен в том, что в любой ситуации есть безопасный выход, возможность сохранить здоровье и успешно выполнить поставленную задачу.

    Особую роль в достижении успеха спасательных работ в очагах массового поражения играет психологическая устойчивость.

    В сложных и опасных условиях спасатель должен быть хладнокровен и расчетлив. От него требуется умение быстро, спокойно и глубоко уяснить задачу, оценить обстановку и принять обоснованное решение.

    Главным источником психологической устойчивости спасателей при действиях в экстремальных условиях является их убежденность в важности выполняемых работ. Навыки, умения, мотивы поведения спасателя, его психологическая устойчивость зависят от того, как он понимает происходящие события, ради чего он ведет спасательные работы в очаге массового поражения.

    Психологическая устойчивость предполагает наличие у спасателя высокого чувства собственного достоинства, известного честолюбия и даже некоторого самолюбия. Чувство человеческого достоинства, благородная гордость собой, глубочайшая уверенность спасателя в необходимости действовать помогают сохранять присутствие духа.

    Спасатель должен быть готов к действиям в сложной радиационной, химической, биологической обстановках. При отсутствии личного опыта пребывания в данной ситуации необходимо ознакомиться с предстоящими условиями и особенностями выполнения задач в очагах массового поражения в целях формирования таких качеств как выдержка, стойкость, выносливость и самообладание.

    Психологическая устойчивость предполагает высокую выучку спасателей, наличие у них необходимых прочных знаний, умений и навыков. Между мастерством спасателя и его психологической устойчивостью имеется прямая зависимость. Когда он обладает прочными знаниями, умениями и навыками, то осуществляет деятельность с меньшими усилиями, увереннее и надежнее.

    Психологическая устойчивость спасателя предполагает наличие у него высоких волевых качеств.

    Высокой психологической устойчивости спасателей сопутствует их физическая закалка. Физически развитые люди могут выполнять в средствах защиты напряженную работу на 30–40% дольше, чем нетренированные.

    Психологическая устойчивость спасателя в значительной мере зависит от того, какова психологическая атмосфера в коллективе, в составе которого он действует.

    Главной задачей практической работы командиров подразделений по специальной и целевой психологической подготовке спасателей является: формирование реального представления о возможных очагах массового поражения. Для формирования правильного, объективного, всестороннего представления об очагах массового поражения (заражения), используются соответствующие занятия по боевой подготовке, изучение необходимых наставлений и памяток, беседы и лекции.

    Разъяснение, показ особенностей ведения спасательных работ в очаге массового поражения должны проводиться не отвлеченно, а в сугубо конкретных условиях и с конкретным ОМП. Личный состав спасательных подразделений должен знать меры оказания первой медицинской помощи. Из этих знаний формируется правильное представление об опасности оружия массового поражения.

    Командиры спасательных подразделений, организуя и проводя предварительную работу с личным составом, должны четко представлять конечную цель деятельности и пути ее достижения.

    Это сводится к следующему:

    – формирование ответственности за выполнение поставленной задачи и чувства долга;

    – направление всей деятельности на конкретную работу;

    – четкое ориентирование на выполнение соответствующей задачи;

    – формирование необходимых навыков и умений для выполнения задачи;

    – воспитание психологического настроя, самоконтроля и самомобилизации;

    – воспитание положительного отношения и установки на высококачественное и полное выполнение задания.

    Другой не менее важной задачей является формирование убеждения о возможности защиты от поражающих факторов ОМП.

    Осведомленность личного состава в положенном объеме о тактико-технических характеристиках средств защиты и их наличии, уверенность в их высоких защитных качествах имеет большое значение для психологической устойчивости спасателей. В этих целях на занятиях по изучению способов и средств защиты от ОМП спасатели детально изучают устройство и защитные свойства противогазов и средств защиты кожи и органов дыхания.

    В ходе изучения СИЗ особое внимание обращается на то, что они надежно и длительное время защищают личный состав от поражающих факторов ОМП.

    На практических занятиях, прежде всего при технической проверке противогазов, спасателей на их личном опыте убеждают в высокой надежности индивидуальных средств защиты. Хорошо также закрепляет уверенность в надежности противогазов последовательное прохождение в нем через волну дыма, созданную при помощи имитационных ядовитых шашек или гранат и т.п.

    Вместе с тем личному составу постоянно разъясняется, что высокая надежность обеспечивается только при условии повседневного внимательного отношения к сбережению средств защиты.

    Важной задачей, возлагаемой на руководителей и спасателей, будет являться поддержание психологической устойчивости среди пострадавших и населения, которое может оказаться в очагах воздействия поражающих факторов ОМП. Основным мероприятием, проводимым руководителями, в данных условиях будет являться выработка у населения и пострадавших уверенности в своевременной и действенной медицинской помощи и помощи по защите от оружия массового поражения.

    Очень важно, чтобы люди поверили в эффективность оказываемой помощи, которая будет осуществляться при ведении спасательных работ в очагах массового поражения. Для этого необходимо, чтобы спасатели умели делать простейшие перевязки, оказывать неотложную помощь, проводить необходимые профилактические мероприятия и имели квалифицированные знания и навыки по порядку и способам применения СИЗ.

    Важным слагаемым элементом психологической устойчивости пострадавших и населения является отношение к людям, выражение сочувствия, личный пример в поведении, забота о первоочередных нуждах.

    Первая психологическая помощь представляет собой систему методов и приемов словесного воздействия со стороны руководителей и спасателей на пострадавших, побывавших в очагах массового поражения, на людей, испытывающих эмоциональную напряженность. К таким методам и приемам можно отнести:

    – устранение факторов, вызывающих эмоциональную напряженность;

    – нахождение руководителей и спасателей в непосредственном контакте с населением;

    – поддержка добрым словом и необходимыми в данной ситуации советами;

    – спокойное рассуждение спасателя, четкие распоряжения, ясные команды;

    – проведение оперативной индивидуальной беседы с целью снятия напряжения;

    – недопущение окриков, пресечение насмешек и грубости с людьми;

    – осуществление контроля за спасателями со стороны медицинских работников и непосредственных командиров.

    При работе с пострадавшими и населением важной задачей спасателей будет являться формирование высокой радиационной, химической, биологической дисциплины.

    Радиационная, химическая и биологическая дисциплина понимается как неуклонное, своевременное и точное выполнение населением, попавшим в зону поражающих ОМП, установленных мероприятий по защите от поражения. К её требованиям относятся: своевременное использование индивидуальных средств защиты, неукоснительное выполнение отданных распоряжений, строгое соблюдение порядка и правил поведения на зараженной местности.

    Психические расстройства наблюдаются достаточно часто у спасателей и населения.

    Санитарные потери по особенностям психопатологической клинической картины целесообразно разделять по степени тяжести на легкие, средние и тяжелые. Практически все лица с психическими расстройствами, независимо от степени тяжести клинической картины, нуждаются в доврачебной помощи; первая врачебная помощь необходима 65% пострадавших с легкими и до 100% - с тяжелыми психогениями. При этом, как показывают расчеты, в специализированной медико-психологической помощи нуждаются 25% пострадавших с невротическими реакциями, 75% - с психическими расстройствами средней тяжести и 100% - с тяжелыми. Сроки лечения этих групп различны: до 10 суток практически для всех пострадавших с легкими психогениями и более двух месяцев для лиц с реактивными психозами. Наибольшие затруднения возникают при организации первой медицинской и доврачебной помощи пострадавшим. Первоочередной задачей в этих случаях является выявление пострадавших с острым психомоторным возбуждением, обеспечение безопасности их и окружающих, ликвидация обстановки растерянности, исключение возможности возникновения массовых панических реакций. Спокойные, уверенные действия лиц, оказывающих помощь, имеют особенно большое успокаивающее значение для той части населения, у которой будут иметь место субшоковые (субаффектные) психогенные реакции. Эффективность мероприятий первой медицинской и доврачебной помощи обусловлена подготовленностью медицинского персонала и наличием необходимых медикаментозных средств.

    Для организации и оказания экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с острыми реактивными психозами используются психиатрические БСМП. Они создаются на базе психиатрических больниц и диспансеров.

    В состав бригады входят: руководитель бригады (врач-психиатр) – 1, врач (психиатр) – 1, врач-психофизиолог – 1, медицинские сестры – 2, всего – 5 человек.

    Объём медицинской помощи психотерапевтической бригады включает:

    Дифференциально-диагностическая оценка психических расстройств;

    Купирование реактивных состояний в очаге;

    Адекватная эвакуация пораженных с реактивными психозами и выраженными невротическими расстройствами до их эвакуации;

    Лечение пораженных в специализированных медицинских и лечебно-профилактических учреждениях;

    Профилактика невротических, астенических, психосоматических расстройств среди пострадавшего населения и спасателей.

    За 12ч работы бригада может оказать помощь 50-100 пораженным.

    Всех пострадавших с психотическими расстройствами, и в первую очередь лиц, находящихся в состоянии психомоторного возбуждения (особенно раненых), желательно эвакуировать санитарным транспортом в положении лежа, фиксированными к носилкам и обязательно с сопровождающим. На первый этап медицинской эвакуации пострадавшие могут поступать в состоянии физического ограничения. Пострадавшие с психогениями, как правило, отрицательно реагируют на меры стеснения, к которым следует прибегать только в случаях крайней необходимости (агрессивное поведение, выраженное возбуждение, стремление к самоповреждениям). Ограничить меры стеснения в этих случаях можно путем внутримышечного применения одного из медикаментозных средств, снимающих возбуждение: 2,5% аминазина - 2,0-3,0 мл; 2,5% тизерцина - 2,0-3,0 мл; 0,1% феназепама - 2,0 мл; 0,5% диазепама (сибазон, седуксен, реланиум) -2,0-3,0 мл.

    Инъекции успокаивающих средств при необходимости повторяют 2-3 раза в сутки и обязательно производят за 20 - 30 мин перед эвакуацией возбужденные больных на ЭМЭ психоневрологический стационар. У некоторых пострадавших с психическими расстройствами могут иметь место побочные явления, связанные с приемом психофармакологических препаратов (нарушения со стороны сердечно-сосудистой и других систем организма). Поэтому в необходимых случаях следует сочетать применение психотропных средств с сердечно-сосудистыми средствами и дыхательными аналептиками. При пароксизмальных дискинезиях вводят внутримышечно 1-2 мл 10% раствора кофеин-бензоната натрия. Для купирования побочных явлений можно применять циклодол (мидантан, ромпаркин, паркопан) начиная с 2 мг до 12 мг в сутки.

    Необходимо специально остановиться на организации работы психоизолятора. Для его размещения желательно выделять помещение вблизи сортировочно-эвакуационного отделения на первом этаже с отдельным входом, с запорами на дверях и решетками на оконных рамах. В случае невозможности может быть использована и специально оборудованная палатка или другое подходящее помещение. Пострадавшие размещаются в психоизоляторе на кроватях или носилках, фиксированных к «козлам», а в случае их отсутствия - на нарах или на полу, укрытом подстилочным материалом. Для введения различных медикаментозных средств желательно использовать шприц-тюбики. Пострадавшие с выраженной симптоматикой при отсутствии отчетливых нарушений сознания, мышления, двигательной сферы, эмоциональных расстройств могут задерживаться на первом этапе медицинской эвакуации на короткий срок (до суток) для врачебного наблюдения. В случае выздоровления (улучшения состояния) они возвращаются к выполнению обычных обязанностей.

    Выделение такой группы, которая может быть весьма представительной, чрезвычайно важно. Во-первых, это обеспечивает возможность дополнительного подключения к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным работам значительного числа людей, во-вторых, исключается нерациональное расходование эвакуационно-транспортных средств для их эвакуации на больничную базу, в-третьих, существенно снижает загрузку психоневрологических больниц.

    Все лица с нарушениями сознания, мышления, с двигательным беспокойством, выраженной депрессией после оказания первой врачебной помощи подлежат направлению в психоневрологический стационар. Эвакуация пострадавших в психиатрический стационар должна вестись специальным санитарным или приспособленным для этих целей транспортом. Крайне желательно, чтобы с каждой машиной следовал сопровождающий медицинский персонал, обеспеченный необходимыми медикаментами (аминазин, тизерцин, димедрол, готовые литические смеси и др.), стерильными шприцами и иглами, предметами ухода за больными, перевязочным материалом, питьевой водой. Особую группу составляют пострадавшие, у которых наряду с основным поражением (травмой, ожогом, интоксикацией, радиационным поражением) имеются и психические расстройства. Они должны эвакуироваться в соответствующие профилированные больницы после оказания им необходимой помощи, направленной на ликвидацию (профилактику) нервно-психических нарушений.

    Для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения контуженых и пораженных, имеющих психические и нервные расстройства, создаются психоневрологические больницы.

    Они развертываются на базе существующих психиатрических больниц, психоневрологических диспансеров со стационарами, а также сельских участковых больниц терапевтического профиля при обязательном усилении их врачами-психиатрами. Кроме оказания медицинской помощи и лечения, специалисты этой больницы осуществляют экспертизу больных с расстройствами нервнопсихических функций.

    Вопросы и задания

      Расскажите о порядке перевода МС ГО на военное положение.

      Расскажите о мероприятиях МС ГО, проводимых при введении общей готовности ГО.

      Перечислите задачи МС ГО при проведении эвакомероприятий.

      Расскажите об организации медицинского обеспечения при эвакуации.

      Расскажите о медико-психологическом обеспечении населения в очагах массового поражения.

      Дайте характеристику медико-психологической подготовке спасателей к действию в условиях применения ОМП.

    Спасение людей – смыслообразующая

    основа жизни пожарного и спасателя,

    доминирующий мотив профессии.

    «Морально-психологическая составляющая -неотъемлемая часть подготовки современных пожарных и спасателей».

      Отличительные особенности профессий пожарного и спасателя.

    В сознании современного российского общества профессии спасателя и пожарного давно и не без оснований стоят в ряду наиболее значимых и гуманных. И это понятно, ведь их главное предназначение – сохранение жизни и здоровья людей, материальных ценностей, ликвидация различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Ни для кого не является секретом, что в настоящее время чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия оставляют после себя огромное количество негативных последствий, принося людям физические, морально - психологические страдания, а также материальный и экономический ущерб.

    Работа пожарного и спасателя призвана исключить, либо минимизировать потери от случившегося ЧП. Профессии пожарный и спасатель относятся к тем видам деятельности, отличительная особенность которых - постоянное соприкосновение с опасностью и риском для жизни.

    Чрезвычайные ситуации и экстремальные условия деятельности пожарных и спасателей в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой для жизни, здоровья, благополучия окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальными потерями – это неотъемлемая часть профессии.

    Можно с уверенностью утверждать, что не каждому человеку дано овладеть этими профессиями. Поэтому в процессе отбора кандидатов, остро встает вопрос о необходимсти обращать самое серьезное внимание на психологические особенности людей, на их способность к правильным действиям в той или иной экстремальной ситуации.

    Психологическое сопровождение аварийно-спасательных работ направлено;

    а) на реализацию поддержки оптимального рабочего состояния сотрудников аварийно – спасательных подразделений, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

    б) на оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в зоне ЧС техногенного и природного характера.

    Таким образом, психологической подготовкой спасателей и пожарных является: обучение навыкам и умениям оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций любого характера и обучение психологической самопомощи.

    2. Факторы, влияющие на психологическое состояние пожарных и спасателей.

    Специфика этих профессий имеет «оборотную сторону» . Нам известно, что спасатели и пожарные в процессе своей деятельности систематически подвергаются сильнейшему воздействию поражающих и психотравмирующих факторов, возникающих в процессе работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В их числе, прежде всего постоянная угроза для собственной жизни и здоровья .

    Пожарные и спасатели работают в условиях возможных обрушений конструкций зданий и сооружений, взрывов, выбросов пламени, а также радиационного, химического и биологического воздействия. При этом для принятия правильного решения отпущено очень мало времени, т.к. обстановка в зоне ЧС постоянно меняется и подчас далеко не в лучшую сторону. Высокая ответственность за их правильность, осознание цены ошибки, также является дополнительной психологической нагрузкой.

    Кроме того, в процессе профессиональной деятельности спасатели и пожарные испытывают экстремальные физические нагрузки , поскольку им приходится в течение долгого времени выполнять тяжелые физические работы, в условиях отсутствия полноценного отдыха, нередко в средствах индивидуальной защиты, в задымленных помещениях, при высоких или низких температурах, в сочетании с шумовыми и световыми раздражителями и пр. Вид погибших и пострадавших, а также необходимость контактировать с их родственниками увеличивают и без того огромную эмоциональную напряженность, способствуют ее накоплению. Периодические нарушения режима бодрствования и сна в связи с дежурствами и в ходе ликвидаций чрезвычайных ситуаций являются существенным неблагоприятным фактором.

    Перечисленные воздействия могут по-разному восприниматься каждым человеком (индивидуальное восприятие), но в совокупности они, как правило, негативно отражаются на психоэмоциональном состоянии личности, вызывая стрессовые явления.

    Влияние этих факторов становится определяющим при отборе кандидатов на должности пожарных и спасателей.

    Таким образом:

    Для более эффективного выполнения задач, поставленных перед пожарными и спасателями в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации, помимо высоких требований к уровню знаний, умений и специальных навыков, физической подготовке, особое внимание необходимо уделять подготовке спасателей и пожарных к действиям в неблагоприятной морально-психологической обстановке.

    Профессиональные важные качества спасателя

    Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности спасателя.

    Профессиональная деятельность спасателей предъявляет высокие требования к их профессионально важным качествам.

    Наблюдались многочисленные случаи несоответствия профессионально важных качеств спасателей стоящим перед ними задачам при проведении работ по ликвидации крупных ЧС последних лет (авария на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, Нефтегорске, железнодорожная авария под Уфой и др.). Это проявлялось в виде растерянности, а подчас и полном непонимании ими сложившейся обстановки. Принимаемые решения зачастую были непродуманными, носили стереотипный характер и иногда приводили неоправданным потерям. Спасатели нередко оказывались неспособными к выполнению АСР в условиях экстремальных физических и психических нагрузок. Их поведение характеризовалось зависимостью от воздействия психотравмирующих условий ЧС. В результате этого профессиональная деятельность ряда спасателей не соответствовала требованиям сложившейся обстановки, резко снижалась их работоспособность, среди данной части спасателей росло число физических и психических травм, что не только делало бессмысленным их дальнейшее участие в проведении АСР, но и требовало привлечения дополнительных сил и средств для оказания им всесторонней помощи.

    С целью устранения указанных недостатков научными работниками МЧС России был проведен ряд исследований по определению профессионально важных качеств спасателей, то есть тех индивидуальных психологических свойств, которые позволят спасателям быстро, эффективно и качественно выполнять свой профессиональные обязанности в различных условиях, в том числе и при ликвидации ЧС. В основу этих исследований было положено изучение механизмов отрицательного влияния условий профессиональной деятельности спасателей (прежде всего связанных с ликвидацией различных ЧС), и выявление тех человеческих качеств, которые позволяют избежать или свести до минимума это влияние.

    В результате проведенных исследований была определена структура профессионально важных качеств спасателей.

    Структура состоит из пяти групп однородных профессионально важных качеств:

    психологические качества;

    медицинские (физиологические) качества;

    эргономические качества;

    социально-психологические качества;

    инженерно-психологические качества.

    Рассмотрим профессионально важные качества спасателей по каждой из названных групп.

    К группе психологических относятся такие качества спасателей, как внимание, память, мышление, воля и самоотношение.

    Наличие такого качества, как внимание позволяет спасателям осуществлять контроль за соблюдением порядка деятельности, работой технических средств, изменениями обстановки в зоне ЧС.

    При этом наиболее важными характеристиками внимания являются:

    объем внимания - способность удерживать в центре внимания несколько объектов наблюдения;

    устойчивость внимания - способность сосредоточить внимание на конкретном объекте, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

    переключаемость внимания - способность, при необходимости, быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

    Память позволяет спасателям использовать на практике имеющийся опыт, знания, умения и навыки в реальных условиях выполнения АСР.

    Основными характеристиками памяти для спасателей являются:

    оперативная (кратковременная) память - способность в течение длительного времени удерживать в памяти большой объем информации;

    долговременная память - способность запоминать на непродолжительное время один раз увиденную или услышанную информацию;

    непроизвольное запоминание - способность запоминать информацию без специальных волевых усилий, направленных на ее запоминание.

    Недостаточный уровень развития качества внимания и характеристик памяти у спасателей может привести к нарушениям порядка выполнения работ, ошибкам, ослаблению контроля в процессе деятельности, которые, в свою очередь, могут повлечь за собой травматизм и выход из строя технических средств.

    Возможные последствия недостаточного развития характеристик мышления, наряду с указанными для внимания и памяти, могут также вызвать неспособность специалистов к своевременному принятию решений и затруднения при адаптации специалистов к условиям ЧС.

    Качество мышления определяет способность спасателей к принятию обоснованных решений, связанных с необходимостью учета при выполнении АСР изменений, происходящих в условиях ЧС. Конечные результаты выполнения работ по ликвидации ЧС и работоспособность спасателей находятся в зависимости от таких аспектов деятельности, как прогнозирование развития событий с учетом их вероятности, определение характера и объема информации, необходимой для принятия решения, выявление и анализ основных взаимосвязей, характеризующих проблему.

    К числу характеристик мышления , относятся продуктивное и репродуктивное (математическое) мышление, а также свойства речи для успешного взаимодействия спасателями и местным населением, оказавшимся в зоне бедствия (очаге поражения). Способности спасателей к различным взаимоотношениям определяются профессионально важными качествами социально-психологической группы . Из качеств данной группы для спасателей являются: когнитивный стиль и коммуникабельность.

    Когнитивный стиль определяет такие особенности деятельности спасателей, как: способность отвлечься в ходе решения задач деятельности от внешних условий; умение выделять в ситуации существенные, а не наиболее заметные черты; ориентация при принятии решения на объективную ситуацию, а не на имеющиеся знания и опыт, если они вступают в противоречие; ориентация на постоянный контакт (взаимодействие) с другими людьми. При недостаточном уровне развития у спасателей характеристик когнитивного стиля наиболее существенными негативными последствиями могут быть нарушения внутригруппового и межгруппового взаимодействия, неспособность спасателя к самостоятельным действиям, постоянная потребность в руководстве и посторонней помощи в процессе решения профессиональных задач.

    Коммуникабельность характеризует такие особенности поведения и деятельности спасателей, как направленность на общение и интерес к людям. От этого качества зависит способность спасателя выполнять свою работу в коллективе. При этом недостаточный уровень развития коммуникабельности характеризует неспособность и отсутствие стремления к общению, скованность и плохую ориентацию в незнакомых ситуациях деятельности, низкий уровень проявления инициативы и тенденцию к избеганию принятия самостоятельных решений.

    Еще одну группу профессионально важных качеств спасателей, составляют инженерно-психологические качества. С их помощью осуществляется учет операторской составляющей деятельности спасателя, которая проявляется при работе с пультами управления техническими средствами, контрольно-измерительной аппаратурой и т.д. К инженерно-психологической группе отнесено качество состояния опорно-двигательной системы и его характеристики.

    Состояние опорно-двигательной системы определяется следующими характеристиками: координация движений, быстрота двигательных реакций, точность двигательных реакций и тремор. Недостаточный уровень развития указанных характеристик может привести к частичной, а иногда и полной неспособности выполнения деятельности

    Успех в учебной и боевой деятельности спасателей и пожарных во многом зависит от того, насколько и как развиты у них органы чувств, совершенны и точны реакции на опасность и меняющуюся обстановку в ЧС и на пожаре, т.е. как развиты познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание.

    Но каждый психический процесс подчинен не только общим законам, но и носит личностный характер, индивидуален.

    Но служебная и боевая деятельность пожарных – это не только познание действительности. Боевая деятельность пожарного – это, прежде всего труд в экстремальных, опасных для жизни условиях. Между познавательными процессами, чувствами, эмоциями и практическими действиями пожарных лежит звено, которое их связывает. Этим звеном является воля.

    Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанный с преодолением внутренних и внешних препятствий.

    Воля обеспечивает выполнение двух функций побудительной и тормозной .

    Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность порождает действия в силу специфики внутренних состояний субъекта. Пожарные идут в объятый пламенем дом, спасая жизнь людей.

    Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, спасатели, пожарные не отвечают на провокационные возгласы толпы, оскорбляющие их (пожарного) достоинство.

    Важнейшими характеристиками воли или волевыми качествами личности являются сила (слабость), самообладание, решительность, смелость, настойчивость и упорство, самостоятельность и риск.

    Сильная воля спасателя, пожарного означает, что он в состоянии сосредоточиться на каких-то определенных целях, длительное время напрягать усилия, преодолевать трудности и достигать цели и наоборот.

    Самообладание – это умение владеть собой, своими мыслями, чувствами, подчинять свои действия основной цели, вопреки трудностями условий, обстановки.

    Решительность – способность своевременно принимать обоснованные решения и без колебаний выполнять их.

    Смелость – готовность бороться с трудностями и преодолевать опасность

    Настойчивость и упорство –проявляются в достижении намеченной цели в условиях длительно и повторно возникающих трудностей.

    Самостоятельность заключается в том, что пожарный действует согласно своим убеждениям, не поддаваясь посторонним влияниям.

    Риск – волевое качество пожарного, характеризующее его деятельность при неопределенности ее исхода и наличии предположений о возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха (травма, потеря престижа и т.п.).

    В профессии спасателя, пожарного очень важно учитывать врожденные особенности. Такие как темперамент.

    Темпераментом называют свойство человека, определяющее динамику его психических процессов и поведения. Внешне темперамент проявляется в силе, скорости, ритме и темпе движений человека, в его речи, походке, мимике, манерах и т.д.

    Особенности динамики психических процессов зависят от нервной системы человека. В зависимости от сочетания этих особенностей нервных процессов различают четыре темперамента : холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический

    Существуют еще личностные особенности, влияющие на профессиональную деятельность. Прежде всего характер (в переводе с греческого «печать») - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Характер проявляется в деятельности и общении и обуславливает типичные для личности способы поведения.

    Характер человека не является врожденным ( в отличие от темперамента). Характер личности можно изменить в лучшую или худшую сторону, в зависимости в какой социальной среде данная личность находится.

    В структуре характера выделяют четыре группы черт.

    Это: - отношение к окружающему миру;

    Отношение к деятельности, труду, своему служебному долгу.

    Отношение к другим людям.

    И отношение к самому себе.

    Каждый человек наделен какими-либо способностями. Одни зарубежные психологи считают, что способности врожденны и передаются по наследству; другие отрицают это и считают, что все зависит от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает.

    В заключении хочу сказать, что незнание или неумение не являются определяющим фактором способностей, при желании и при хорошем обучении пожарные могут стать мастерами своего дела. В целях более объективного и глубокого определения способностей пожарных необходимо исходить из оценки следующих групп качеств:

    Личностные качества (убеждения, идеалы, мотивы, поступков);

    Профессионально важные психологические качества (ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь).

    Боевые психологические качества (волевая устойчивость, способность к самоуправлению, готовность переносить психологические нагрузки на пожарах в экстремальных условиях, устойчивость к действию факторов среды повышенной температуры, загазованность и задымленность, влажность, шум и т.д.).

    Джон Кенлон, начальник пожарной охраны г. Нью-Йорка, в 1925 году писал: «Три вещи требуются от пожарного: ловкое, крепкое тело, острая, быстрая сообразительность и безукоризненная честность….».

    Требования от спасателя или пожарного крепкого здоровья, очевидно, само собой. Но и мысль спасателя, пожарного должна работать быстро, отчетливо и как бы инстинктивно. Все это говорит о том, что спасатели, пожарные должны иметь определенные природные способности. Но их надо развивать . Начальствующий состав пожарной охраны должен систематически развивать у личного состава способности по тушению пожара в сложной обстановке.

    Для людей с чувствительной психикой (ранимость, тревожность, стеснительность) важны тренировки в ситуациях близких к экстремальным . Это закаляет их психику. Это закаляет их психику и в критических условиях. Психологически подготовленные специалисты с такими личностными особенностями действуют не хуже других, а часто намного лучше из-за развитого чувства сопереживания, чуткости, ответственности за других.

    Психическое состояние и поведение людей, вовлеченных в ЧС, будь то непосредственно пострадавшие, их родственники или люди, ставшие случайными свидетелями, изменяется под воздействием чрезвычайной ситуации и отличается от повседневного. Изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших, являются одними из самых распространенных последствий ЧС. Причем этим изменениям подвержены не только те люди, которые пострадали физически, но и те, кто не получил травм.

    Так, при разрушительном землетрясении в г. Скопле (Югославия), психогенные расстройства различной тяжести наблюдались у всех жителей города. В Ивановской области психогенные расстройства отмечались практически у всех находившихся в зоне действия сильнейшего урагана. Психические реакции людей на чрезвычайную ситуацию могут быть очень разными: в одной ЧС могут быть люди, сохраняющие способность адекватно действовать, люди, на небольшой промежуток времени утратившие способность к адекватному поведению и люди, поведение которых неадекватно и зачастую опасно для них самих или окружающих.

    Можно выделить три основные группы психических реакций у пострадавших в ЧС:

    Нормальные адаптивные реакции;

    Невротические реакции и расстройства;

    Реакции и расстройства психотического уровня, сопровождающиеся помрачением сознания, бредом или галлюцинациями.

    Тяжесть психических реакций и расстройств зависит от различных групп факторов, однако, чаще всего встречаются нормальные реакции на сильное стрессовое воздействие, реже всего встречаются реакции психотического уровня. По данным различных авторов, тяжелые расстройства и реакции, характеризующиеся помрачением сознания и сопровождающиеся бредом или галлюцинациями, могут встречаться у 2-7% пострадавших.

    Независимо от степени тяжести реакций и расстройств, у подавляющего числа пострадавших наблюдаются: частичная или полная утрата способности к целенаправленной деятельности; частичная или полная утрата способности к критической оценке окружающего и своего поведения; частичная или полная утрата способности вступать в контакт с окружающими.

    Среди пострадавшего населения преобладает снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворить потребности в тепле, пище, безопасности, наблюдается нарушение способности к планированию собственных действий, значительно уменьшается временная перспектива, высока вероятность эмоционального заражения паническими, агрессивными, истерическими реакциями групп пострадавших.

    Также важно учитывать, что психологические последствия ЧС могут охватывать значительные отрезки времени, соизмеримые с длительностью жизни человека, в том случае, если пострадавшим не оказывается адекватная психологическая поддержка в кратчайшие сроки после чрезвычайной ситуации. Ряд исследователей отмечает нарушения соматического и психического здоровья в течение 20 лет после перенесенной экстремальной ситуации: рост смертности от разных причин, увеличение числа заболеваний у пострадавших примерно в 2 раза.


    Из приведенных примеров и анализа психического состояния и поведения пострадавших в ЧС следуют три важных вывода:

    1. Состояние и поведение пострадавших в ЧС таковы, что могут осложнить ведение АСДНР, а также привести к ухудшению состояния пострадавших и к увеличению их количества;

    2. Адекватное взаимодействие с пострадавшими позволяет снизить вероятность негативных последствий для психического здоровья пострадавших;

    3. Взаимодействие с пострадавшими, которое часто является необходимым при оказании им помощи, может оказать влияние на состояние тех, кто оказывает помощь.

    Безусловно, спасатель может оказать влияние и на психическое состояние пострадавших и на их поведение. Так же существуют методы и приемы, позволяющие самому спасателю сохранить высокую работоспособность и свести к минимуму негативное влияние работы в экстремальных условиях на профессиональное здоровье спасателя.

    Психическое состояние пострадавших, тяжесть и длительность последствий для их психического и соматического здоровья зависят от многих факторов , которые можно разделить на три группы:

    1. Группа факторов, характеризующих ЧС;

    2. Группа факторов, характеризующих личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших;

    3. Группа факторов, характеризующих особенности организации помощи.

    К группе факторов, характеризующих ЧС, относятся такие ее особенности, как: интенсивность, масштабность, внезапность возникновения, длительность, этап развития и т.д.

    Очевидно, что чем более интенсивна, масштабна, внезапна, длительна чрезвычайная ситуация, тем у большего числа пострадавших будут наблюдаться более выраженные изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших.

    С другой стороны нельзя забывать, что даже при прогнозируемых, локальных ЧС у пострадавших могут возникнуть тяжелые психогенные последствия.

    Насколько они будут тяжелы в основном определяет вторая группа факторов, характеризующая личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших:

    Соматическое здоровье, возраст, пол пострадавших;

    Подготовленность к ЧС;

    Индивидуально-психологические особенности;

    Личностный смысл трагического события;

    - «коллективное поведение»;

    Демографические, этнические особенности населения, социально-экономические и социально-политические особенности ситуации, сложившейся в регионе до ЧС.

    Как правило, психологически неустойчивы в ЧС люди, страдающие соматическими заболеваниями, психологически более уязвимы пожилые люди, подростки, юноши и матери с маленькими детьми. У тех пострадавших, у которых ослабленное нервно-психическое здоровье, могут развиться гораздо более тяжелые психогенные последствия ЧС. Тот смысл, который пострадавший приписывает произошедшей ЧС, является важнейшим фактором, оказывающим влияние не только на актуальное состояние человека, но и на дальнейший процесс совладания с ситуацией. Например, медицинские работники хорошо знают, что пострадавший может либо «помогать» оказывать ему помощь, либо наоборот, отказываться «принять» помощь.

    Шансы выйти с меньшими потерями из трагической ситуации выше у тех, кто настроен бороться, выжить не смотря ни на что, доказать, что ничто не может помешать человеку реализовать свои планы, воплотить свою мечту и т.д. А тем пострадавшим, кто считает, что произошедшее - окончание всей жизни, конец всего, что дальше ничего хорошего уже не будет, нужна поддержка и помощь в нахождении другого смысла, в нахождении ресурса. Очень важно, что бы человек сам хотел справиться с трудной ситуацией. Но, нужно помнить о том, что мы пострадавшему можем в этом только помочь: сделать это за пострадавшего или вместо него невозможно.

    Важным фактором являются этнические особенности групп пострадавших. Например: не секрет, что у одних народностей в большей степени развиты традиции взаимоподдержки и взаимопомощи, чем у других. А возможность получить поддержку (неважно в какой форме) или поддержать другого важна для минимизации психологических последствий ЧС.

    К следующей группе факторов, оказывающих значимое влияние на психологическое состояние пострадавших и характеризующих особенности организации помощи, относятся следующие: особенности организации аварийно-спасательных работ (АСР); особенности информационного обеспечения пострадавших; особенности оказания социальной и материальной помощи пострадавшим; характер освещения в СМИ хода аварийно-спасательных и восстановительных работ; отношение различных социальных институтов к пострадавшим.

    Учет влияния различных факторов на состояние и поведение пострадавших важен для прогнозирования ситуации и профилактики нежелательных явлений. Проще предотвратить или минимизировать неприятности, чем героически их преодолевать. Когда же АСДНР сопровождаются скоплением значительного числа людей, в той или иной степени вовлеченных в ЧС, прогнозирование динамики психического состояния и поведения пострадавших является не только желательной мерой, но необходимым действием по обеспечению безопасности работ. При участии в ликвидации последствий крупных ЧС за рубежом необходимо также учитывать следующие факторы: культурное и этническое своеобразие страны; история отношений с Россией; наличие межэтнического конфликта и противоборствующих сторон.

    У специалистов психогенные расстройства выражаются в снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности, увеличении количества ошибок, в том числе приводящих к авариям, нарушениям профессионального здоровья, снижению профессионального долголетия. Постоянная психоэмоциональная нагрузка на специалистов, имеющая место не только при ликвидации последствий ЧС, но и в ходе повседневной трудовой деятельности, оказывает выраженное влияние на здоровье, и проявляется не только функциональными сдвигами, но и развитием заболеваний, даже при небольшом стаже работы по специальности.

    Факторы, оказывающие чаще всего негативное воздействие на спасателей, тоже можно разделить на несколько групп: объективные, социально-психологические и индивидуальные.

    I. Объективные факторы, характеризующие особенности работы спасателей в ЧС:

    1. Климато-географические факторы: характер рельефа местности (значительное возвышение над уровнем моря); неблагоприятный температурный режим в месте проведения работ (очень низкие или высокие температуры), ветра, снега, дожди; смена климатических поясов; смена часовых поясов.

    многодневная интенсивная 16-18 часовая физическая нагрузка; низкие вкусовые и энергетические качества питания во время работ по ликвидации последствий ЧС, частое отсутствие горячей пищи и длительные перерывы между приемом пищи во время спасательных работ; отсутствие полноценного отдыха: недостаток сна; частые подъемы ночью по тревоге для выполнения внезапно возникших задач; размещение в неприспособленных для жилья помещениях; отсутствие элементарных санитарно-гигиенических удобств.

    3. Особые условия работы: эвакуация трупов; опасность повторных взрывов; работа в загазованном, задымленном помещениях и т.д.; осознание обстановки как угрожающей здоровью и жизни; внезапность: неожиданное изменение обстановки в ходе выполнения задачи; новизна: наличие ранее неизвестных элементов в условиях выполнения задачи или в самой задаче; увеличение темпа действий и сокращение времени на их выполнение; дефицит времени: условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, а необходимо изменение структуры деятельности; эмоционально насыщенные межличностные контакты; высокая цена ошибки и т.д.

    II. К социально-психологическим факторам, оказывающим влияние на состояние и работоспособность спасателей, относятся следующие: организационно-управленческие недостатки в ходе работы; недостатки в информационном обеспечении: отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержания задачи; социально-политические аспекты ситуации работы; освещение работ в СМИ. Нетрудно представить себе, с каким знаком влияет на спасателей негативное освещение в СМИ их работы в сложнейших условиях; напряженная социально-политическая ситуация в регионе; отсутствие координации в работе подразделений; недостаток сил и средств для выполнения поставленной задачи.

    Кроме того, значимое влияние оказывают факторы, характеризующее в целом подразделение, в составе которого работает спасатель: уровень профессиональной подготовки специалистов подразделения, их профессиональный опыт; сплоченность подразделения; степень доверия к командованию.

    III. Группа факторов, характеризующих индивидуальные особенности, включает: сформированность профессионально важных качеств; мотивация профессиональной деятельности. А также функциональное состояние специалистов в период, предшествующий работе в ЧС и непосредственно в ходе работы. Имеет значение и нагрузка специалиста: количество, спектр и продолжительность аварийно-спасательных работ, в которых принимал участие специалист в последнее время.

    У спасателей при воздействии экстремальных факторов наиболее типичной является форма адекватного ответа. Отличительной чертой адекватного типа ответа считает-ся увеличение продуктивности мышления - скорости поиска и оценки возможных выходов из ситуации. Стереотипные, жес-тко детерминированные действия дополняются другими, ос-нованными на вероятностном учете ситуационных изменений, что приводит к изменению или даже смене алгоритма дея-тельности.