Психологическое обеспечение аварийно спасательных работ. Информационно-психологическое обеспечение асднр. Оснащение АСС и АСФ

Зилгаринова Айсулу Борисовна

Конс у льтант-психолог

ГУ «Центр медицины катастроф» КЧС МВД РК по г. Астана.

Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.

Ф.И.Тютчев

История развития человеческого общества неразрывно связана с различного рода чрезвычайными ситуациями природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера. Чаще всего первыми спешат на помощь спасатели. Их работа заключается в непрерывном несении службы и оперативном реагировании на любые сигналы о возможных чрезвычайных ситуациях, в которых необходима помощь населению.

Экстремальные условия, в которых оказывается человек, в большинстве случаев, вызывают у него психологическое и эмоциональное напряжение, вследствие чего необходима оценка психологических условий во время ликвидации ЧС.

Профессиональная деятельность сотрудников КЧС МВД РК относится к числу наиболее трудных и динамичных, так как данной группе лиц приходится работать в условиях повышенной напряженности и дефицита времени, отводимого на выполнение заданий. При этом требуется немедленное реагирование на разнообразные внешние раздражители и на полученную информацию, поэтому специалисту психологу важно уметь своевременно раскрыть симптомы психологических проблем у спасателей.

В результате, осуществляется психологическая поддержка сотрудникам, которые нуждаются в сохранении физического и психического здоровья для дальнейшей работы в экстремальных ситуациях.

Психологическое сопровождение сотрудников КЧС МВД РК – одна из основных и комплексных задач, стоящих не только перед психологом, но и перед руководителем, для того чтобы избежать девиантного поведения среди личного состава.

Психологическое сопровождение представляет собой систему оперативных мероприятий, проводимых в ходе аварийно-спасательных работ и направленных на поддержание психологической устойчивости личного состава к высоким нервно-психическим нагрузкам, на предотвращение отрицательных состояний и посттравматических расстройств.

В ходе психологического сопровождения спасателям оказываетсяпсихологическая помощь. Данная система мер заключается в том, чтобы преодолеть психотравмирующие последствия воздействий обстановки ЧС на психику спасателей, а также восстановить их психологическую устойчивость и готовность выполнять профессиональные задачи.

Процесс психологического сопровождения сотрудников, функционирующих в экстремальных условиях, целесообразно осуществлять в три этапа:

1 этап - до ЧС, то есть психологическое ожидание подготовительного характера к ЧС, мобилизация психологических ресурсов;

2 этап - во время ЧС, психологическая адаптация к экстремальным условиям;

3 этап - после ЧС, то есть реабилитационные действия на стадии истощения внутренних ресурсов, как восстановление к прежнему укладу жизни.

Существенной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но, ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

К одним из основных мероприятий психологического сопровождения личного состава относятся профессионально психологический отбор, при помощи психологического и психофизиологического обследования, уравновешивание, то есть выравнивание наступивших в профессиональной деятельности нарушений из-за потери здоровья или расстройства психики во время ликвидации ЧС. Уравновешивание достигается путем развития замещающих функций, это возмещение нарушенных функций идет путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенной жизнедеятельности, социально-трудовая реабилитация - восстановление трудоспособности и работоспособности, а также профессиональная реабилитация - восстановление профессионализма решаются проще, чем задачи психологической реабилитации - восстановление целостной активной личности, восстановление мотивационной сферы человека. Показателем успешной реабилитации является восстановление мотивационной направленности, целостности личности человека как субъекта труда, утраченных трудовых и профессиональных навыков, отсутствие дискомфорта в обществе и трудовом коллективе.

Главная цель работы психолога во время психологического сопровождения личного состава заключается в предоставлении сотрудникам первичной психологической помощи относительно выхода из ситуационного психотравмирующего состояния.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Психологическое сопровождение, психологическая помощь и психологическая реабилитация как элементы психологической работы тесно переплетаются с психологической подготовкой, целью которой является формирование психологической готовности и устойчивости, способности преодолевать страх и противостоять стрессовым воздействиям.

Спасатели КЧС Республики Казахстан постоянно принимают участие в спасательных операциях. На их счету десятки тысяч спасенных жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим. И для того, что бы их работа была успешной, важную роль в их работе играет психологическая подготовка, которая является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки, с целью своевременной борьбы со стрессовыми факторами в процессе трудовой деятельности.

Наряду с этим одним из важнейших факторов является уровень психологической подготовки людей. К тяжелым последствиям могут привести малейшая растерянность и проявление страха, особенно в момент развития стихийного бедствия, в самом начале аварии или катастрофы. Прежде всего, это касается должностных лиц, обязанностями, которых является немедленное принятие мер, мобилизующих коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.

Одно из главных в психологической подготовке спасателей является совершенствование и укрепление у них психологической готовности к выполнению спасательных операций в любой ситуации.

Психологическая подготовка спасателей призвана решать следующие основные задачи:

1. формирование и развитие профессионально важных качеств у личного состава;

2. формирование у личного состава психологической устойчивости для работы в экстремальных условиях;

3. восстанавливать нарушенные психические функции во время проведения аварийно- спасательных работ и после их окончания.

Главное в психологической подготовке спасателя является его сознательное отношение к предстоящим чрезвычайным ситуациям, психологическая готовность и устойчивость при подготовке к конкретным ситуациям, где существует риск для жизни человека. Все это может быть осуществлено благодаря формированию высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях.

Устойчивость к стрессу - важный момент для сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с социумом и внутренней гармонией человека в трудных, стрессовых условиях.

Частое пребывание в неблагоприятных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава.

Благодаря развитию стрессоустойчивости психологами создается ориентационное поле профессионального развития личности, укрепления профессионального «Я», поддержания адекватной самооценки, оперативная помощь и поддержка, саморегуляция жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения. Работая в экстремальных условиях сотрудники, под воздействием различных стрессогенных факторов, должны быть психологически подготовлены к трудностям в профессиональной деятельности. С помощью психологической устойчивости сотрудники сохраняют внутреннюю гармонию, благоприятные межличностные отношения, переживание благополучия в ситуациях жизненных испытаний.

Психологическая устойчивость представляет собой сложное и емкое качество личности. Важными аспектами психологической устойчивости являются стойкость, стабильность, уравновешенность, сопротивляемость (резистентность), мотивация, воля, познание и интеллект. Вырабатывая определенные качества личности, такие как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка сотрудники вместе с психологом способны сформировать психологическую устойчивость и умение владеть собой в чрезвычайных ситуациях.

Использование мероприятий по профилактике стрессовых состояний сотрудников способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья.

Психопрофилактика, проводимая в процессе профессиональной деятельности, позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье сотрудников, что способствует повышению уровня профессиональной готовности, а также укреплению дисциплины и правопорядка.

Сотрудники, в силу своей профессии, которые постоянно сталкиваются с кризисными ситуациями, должны обладать приемами самоконтроля, управления своим поведением и эмоциями. Включаясь в процесс занятий и тренировок, они должны активно познавать и учиться овладевать приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

Успешное воспитание стрессоустойчивости личного состава предполагает систематические упражнения в обстановке опасности и риска, в условиях учений, занятий, максимально приближенных к экстремальным, сочетаемых со специальными психологическими тренажами.

В процессе обучения у спасателей вырабатывают навыки и привычки поведения в различных условиях, а, следовательно, осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее адаптация к новым условиям; сотрудники целенаправленно ориентируются на преодоление возможных трудностей в боевых условиях, им прививается стойкость, отвага, храбрость, мужество, убежденность в правоте своих действий и др.

Невзирая на сложности стрессовых ситуаций, существуют пути выхода и методы лечения, которые активно применяются в практике психологов. Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности сотрудников, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течение всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.

Таким образом, психологическое сопровождение личного состава представляет собой процесс непрерывного отслеживания психологических условий для выполнения служебной деятельности, контроль степени усталости личного состава, осуществление психологической поддержки сотрудников и проведение психологической реабилитации с лицами, участвующих в ликвидации ЧС. Одно из важных мест занимает психологическая устойчивость спасателей - как некий фундамент для профессиональной пригодности к выполнению действий в чрезвычайных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Итак, важную роль в развитии стрессоустойчивости сотрудника играет психологическое сопровождение – для обеспечения устойчивости к стрессогенным воздействиям в экстремальных ситуациях, существующая неразрывная связь вышеуказанных понятий несет в себе большой спектр труда и действий, как психолога, так и каждого сотрудника Комитета по ЧС. Только адекватная оценка своих действий, положительный настрой, стремление к профессионализму и спасению жизней, способны построить фундамент успешной деятельности каждого сотрудника, всей системы Комитета и положить основу стабильному и успешному будущему нашей страны в целом.

6.4.1. Пострадавшие в ЧС физически, потерявшие родных и близких, а также очевидцы трагических событий получают психические травмы, приводящие к сильным эмоциональным переживаниям и длительным нарушениям психического состояния и поведения, и нуждаются в экстренной психологической помощи.

6.4.2. Деятельность психологов в зоне ЧС представляет собой целостную систему мероприятий, направленных на оптимизацию актуального психического состояния пострадавших в условиях ЧС и профилактику отдаленных негативных психических последствий. Эта система включает в себя как отдельные специальные методы психологического воздействия, так и организацию особой среды, окружающей пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС, в ходе ликвидации ЧС.

6.4.3. Задачами работы психологов в зоне ЧС являются:

создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения АСДНР;

снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших, оптимизация их актуального психического состояния;

профилактика возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события;

профилактика возникновения массовых негативных эмоциональных реакций.

6.4.4. Система мероприятий, проводимых психологами в зоне ЧС, включает в себя:

информационно-психологическое сопровождение пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС;

способствование обеспечению минимальных условий жизнедеятельности пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС;

организацию взаимодействия со службами, осуществляющими ликвидацию ЧС и оказание помощи пострадавшим, в том числе, информирование специалистов этих служб о специфике психического состояния пострадавших и ее учете при проведении необходимых мероприятий с участием пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС;

экстренную психологическую помощь пострадавшим при наличии у них острых реакций на стресс;

психологическое консультирование пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС (работа с процессом горевания, фобиями, тревогой, чувством вины, актуализация ресурсов, профилактика суицидальных попыток и т.д.);



помощь компетентным службам в организации и проведении процедуры опознания погибших, психологическое сопровождение родственников погибших в ЧС при проведении процедуры опознания;

сопровождение массовых мероприятий, работа в толпе в целях профилактики массовых негативных эмоциональных реакций.

6.4.5. Информационно-психологическое сопровождениепострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС представляет собой комплекс действий психологов, направленных на своевременное, достоверное, регулярное и доступное информирование пострадавших о мероприятиях, проводимых с целью ликвидации ЧС и по другим вопросам, связанным с оказанием помощи пострадавшим.

6.4.5.1. Наличие своевременной и достоверной информации является важным условием для оптимизации психологической обстановки в зоне ЧС, снижения интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших, профилактики возникновения массовых негативных эмоциональных реакций. Как правило, особенностями психического состояния пострадавших в ЧС является чувство растерянности, дезориентация в окружающей действительности, притупленность мыслительных процессов.

6.4.5.2. Отсутствие необходимой информации либо получение пострадавшими недостоверных либо недоступных для их осмысления сведений приводит к раздражению, росту количества и интенсивности агрессивных реакций пострадавших, что повышает общую напряженность обстановки в зоне ЧС и снижает эффективность проводимых мероприятий по ликвидации ЧС. Порождаемые на фоне отсутствия информации слухи провоцируют массовые негативные реакции и неадекватные действия групп пострадавших. Необходимая информация должна быть донесена до пострадавших в доступной для них форме, с учетом особенностей их психического состояния.

6.4.5.3. Одновременно с подачей информации психологи осуществляют работу с острыми реакциями пострадавших на стресс, способствуют отреагированию пострадавшими их эмоционального состояния, помогают актуализировать ресурсы, прострагивают с пострадавшими ближайшую перспективу их действий, сопровождают пострадавших на всех этапах их участия в проводимых мероприятиях по ликвидации ЧС.

6.4.5.4. Важной составляющей информационно-психологического сопровождения пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС является информирование их по телефону «Горячая линия», а также путем размещения информации на сайте «Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России». Информация о работе телефона «Горячая линия», а также адрес сайта доводятся до населения через СМИ.

6.4.6. Обеспечение минимальных условий жизнедеятельности пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС является существенным фактором, влияющим на общее, и в том числе, психическое, состояние пострадавших.

6.4.6.1. Как правило, люди, находящиеся в остром стрессовом состоянии, утрачивают способность и желание контролировать собственное самочувствие и жизнедеятельность, а именно: могут долгое время не испытывать чувство голода, жажды и потребности в отдыхе. Такое поведение пострадавших приводит к истощению их ресурсов, увеличивает риск развития соматических заболеваний, усугубляет интенсивность острых психических реакций, что осложняет работу специалистов по ликвидации ЧС.

6.4.6.2. Под обеспечением минимальных условий жизнедеятельности мы понимаем такой вид деятельности специалистов, который направлен на удовлетворение витальных потребностей пострадавших и включает в себя:

установление взаимодействия со службами, обеспечивающими питание, размещение, проживание, транспортировку пострадавших, а также родственников пострадавших и погибших в ЧС, в зоне ЧС. В процессе взаимодействия специалистам указанных служб разъясняются особенности психического состояния пострадавших и необходимость их учета при проведении мероприятий с участием пострадавших;

сопровождение пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС в целях стимулирования их к поддержанию собственных ресурсов и контролю за своим физическим состоянием. Сопровождение осуществляется круглосуточно на всех участках пребывания пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС.

6.4.7. Организация взаимодействия со службами, осуществляющими ликвидацию ЧС и оказание помощи пострадавшим, направлена на разъяснение особенностей психического состояния пострадавших и необходимость их учета при проведении мероприятий с участием пострадавших.

6.4.7.1. Недооценка состояния пострадавших существенно затрудняет проведение всех необходимых мероприятий, как то: замедляет процесс опознания, документального оформления необходимых процедур, повышает общее напряжение обстановки при проведении массовых мероприятий (организационных, траурных, похоронных), увеличивает риск агрессивных и истерических проявлений среди пострадавших и т.д.

6.4.7.2. Взаимодействие осуществляется со следующими службами:

АСФ МЧС России;

Всероссийская служба медицины катастроф (в том числе, психиатрическая);

государственные и муниципальные службы (органы управления, ЗАГС, юридические организации, социальные организации и т.д.);

прокуратура и следственные органы МВД России или принимающей стороны (в случае работы на территории другого государства);

страховые компании;

местные психологические службы (для усиления работы выездной группы ГУ ЦЭПП МЧС России, а также для передачи пострадавших в целях дальнейшей долгосрочной работы с ними);

средства массовой информации;

другие организации, принимающие участие в ликвидации ЧС.

6.4.7.3. Взаимодействие проводится по направлениям:

информационный обмен;

техническая организация пространства в местах нахождения пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС (места для сидения, оргтехника, освещение и т.д.);

определение дополнительной потребности в специалистах и видах деятельности в целях повышения эффективности помощи пострадавшим;

документооборот;

психологическая помощь специалистам указанных служб.

6.4.8. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при наличии у них острых реакций на стресс является одним из основных видов деятельности психологов в зоне ЧС.

6.4.8.1. Вследствие действия стрессогенных факторов (во время или непосредственно после воздействия) у людей возникают психические реакции, не являющиеся патологическими (нормальные реакции на ненормальные обстоятельства). Такие реакции называют острые реакции на стресс (или острые стрессовые реакции). Некоторые из них не требуют обязательного вмешательства психолога, хотя их исход более благоприятен для пострадавшего при участии специалиста.

6.4.8.2. Есть случаи, когда экстренная психологическая помощь является обязательным условием для возможности сохранения дальнейшего психического здоровья пострадавшего. Острые реакции на стресс, такие как истерика, агрессия, страх (паника), могут носить провокативный характер и «заражать» толпу, что в значительной мере осложняет обстановку в зоне ЧС и работу всех служб по ликвидации ЧС. Наиболее типичные острые реакции на стресс: плач, истерические реакции, нервная дрожь, страх (паника), двигательное возбуждение, ступор, гетеро- или аутоагрессия, апатия. Все эти реакции взаимосвязаны и могут перетекать друг в друга.

6.4.8.3. Работа психолога состоит в отслеживании наличия острых реакций у пострадавших (в том числе, мониторинг толпы), сопровождении пострадавших, демонстрирующих острые реакции на стресс, с последующим оказанием им индивидуальной психологической помощи.

6.4.9. Психологическое консультирование пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС может проводиться после купирования острых стрессовых реакций, в процессе сопровождения пострадавших, либо по запросу самих пострадавших.

6.4.9.1. Психологическое консультирование в зоне ЧС основывается на базовых принципах классического консультирования, но имеет ряд специфических черт, обусловленных такими особенностями, как ограничения во времени, как правило, отсутствие стационарного помещения, психическое и физическое состояние пострадавших, оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в ближайшее время после получения ими психической травмы.

6.4.9.2. Психологическое консультирование в зоне ЧС в первые часы после возникновения ЧС в значительной мере уменьшает риск отдаленных негативных последствий для психического здоровья пострадавших.

6.4.9.3. Психологическое консультирование пострадавших включает в себя: установление контакта, оценка тяжести психического состояния пострадавших, отреагирование негативных эмоций, актуализация внутренних ресурсов, построение ближайшей жизненной перспективы. Проведение психологической консультации способствует выявлению суицидальных рисков у пострадавших, помогает предотвратить суицидальные попытки. Профилактика суицидов является одной из важнейших задач работы психологов в зоне ЧС.

6.4.10. Психологическое сопровождение процедуры опознания погибших в ЧСявляется неотъемлемой частью процесса опознания, проводимого компетентными органами (Прокуратура, следственные органы МВД России, судебно-медицинская экспертиза).

6.4.10.1. Отсутствие психологического сопровождения в указанном процессе существенно замедляет проводимые мероприятия, снижает достоверность опознания, ухудшает психическое состояние родственников погибших в ЧС, а также специалистов, проводящих опознание.

6.4.10.2. Психологическое сопровождение процедуры опознания включает в себя следующие мероприятия:

перед началом процедуры опознания психологи знакомятся с состоянием тел погибших в целях наиболее адекватного информирования родственников погибших о состоянии тел и о том, какие именно особые приметы могут способствовать достоверному опознанию;

психологи принимают участие в предварительном опросе родственников следователем для признания их потерпевшими: работают с острыми реакциями родственников погибших, помогают вспоминать особые приметы;

психологи осуществляют сопровождение родственников погибших в ЧС во время предварительного компьютерного опознания погибших по фотографиям;

психологи сопровождают родственников в процессе непосредственного опознания тел погибших в ЧС в морге.

6.4.10.3. В связи с особенностями психического состояния родственников после процедуры опознания (снижение когнитивных функций, психическое и физическое истощение, состояние острого горя) психологи принимают участие в информационно-разъяснительной работе и помогают родственникам погибших в ЧС при оформлении необходимых документов и прохождении других формальных процедур.

6.4.11. Сопровождение массовых мероприятий психологами, их работа в толпе направлена на профилактику массовых негативных эмоциональных реакций. Как отмечалось ранее, острые реакции пострадавших на стресс имеют свойство «заражать» толпу, в результате чего действия толпы могут приобрести агрессивный характер. В целях избежания «заражения» толпы, а также для предотвращения суицидальных попыток проводится мониторинг толпы при проведении массовых мероприятий, выявление опасных острых реакций на стресс, таких как агрессия, истерика, суицидальные попытки. Носители этих реакций сопровождаются психологом отдельно, по возможности, удаляются из толпы, им оказывается индивидуальная психологическая помощь. Для повышения эффективности работы группы психологов при большом скоплении народа толпа условно разделяется на сектора, и за каждым специалистом закрепляется своя зона ответственности.

6.5. Морально-психологическое обеспечение АСДНР

6.5.1. Сущность, цели и задачи морально-психологического обеспечения.

6.5.1.1. Морально-психологическое состояние – это интегральная временная характеристика реального состояния человека (подразделения), включающая в себя совокупность элементов массового (коллективного) сознания личного состава, сформированного под воздействием военно-политических, социальных, экономических и других факторов, проявляющихся в боевой (повседневной) активности и готовности к выполнению поставленных задач.

6.5.1.2. Морально-психологическое состояние является следствием действия объективных и субъективных условий и факторов, обстоятельств, образа жизни и всей системы нравственного и военно-профессионального воспитания личного состава. Основой морально-психологического состояния личного состава являются духовные ценности, преобладающие в государстве и обществе и воспринятые личностью.

6.5.1.3. Морально-психологическое обеспечение (далее - МПО) - один из важнейших видов обеспечения профессиональной деятельности войск ГО, сил РСЧС. Применительно к масштабам и задачам МЧС России, МПО означает единый и неразрывный процесс формирования и поддержания у специалистов МЧС России, личного состава войск ГО устойчивых психических состояний, развития морально-психологических и волевых качеств, необходимых для успешного выполнения задач ГО, достижения высокой готовности в период подготовки и во время проведения АСДНР.

6.5.1.4. В МПО много общего с другими видами обеспечения – специальным, техническим, тыловым. Оно тесно и неразрывно с ними связано, потому что, в конечном итоге призвано обеспечить высокую готовность подразделений войск ГО, АСС, успешное выполнение поставленных задач.

6.5.1.5. Основными компонентами МПО являются:

индивидуально-воспитательная работа;

психологическая работа;

военно-социальная работа;

культурно-досуговая работа.

6.5.1.6. Вместе с тем, МПО во многом отличается от других видов обеспечения, имеющими взаимосвязь в основном с материальной сферой жизни и деятельности войск ГО, сил РСЧС. МПО призвано охватывать большую часть нематериальной, духовно-нравственной, психологической сферы деятельности сотрудников МЧС России, личного состава войск ГО в обстановке ликвидации ЧС. Сущность МПО при ЧС заключается в охвате нематериальной сферы подготовки и проведения АСДНР.

6.5.1.7. Применительно к масштабам и задачам, решаемыми подразделениями АСС при ЧС, МПО - это комплекс согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам мероприятий, осуществляемых командирами (начальниками, руководителями) подразделений, воспитательными органами для достижения морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего безусловное выполнение профессиональных задач, а также в целях снижения психологических потерь.

6.5.1.10. Основной целью МПО в ходе подготовки и ведения АСДНР в мирное время и в особый период является обеспечение готовности АСС, войск ГО на основе поддержания морально-психологического состояния личного состава на уровне, достаточном для эффективного выполнения профессиональных задач.

6.5.1.11. Цель МПО подготовки и проведения АСДНР заключается в формировании высокого морального духа, способности действовать в условиях непосредственной и постоянной угрозы жизни, преодолевать состояние безнадежности и отчаяния, во что бы то ни стало стремиться к выполнению поставленной задачи.

6.5.1.12. Данная цель достигается посредством решения двух основных задач:

формирования высокоразвитых морально-нравственных представлений и идеалов как основы высокого морального духа;

подготовки психики спасателей, военнослужащих к максимальному сокращению периода адаптации к условиям ЧС и обстановке проведения АСДНР, формирования психологической готовности к активным действиям в любых условиях обстановки аварии, катастрофы, стихийного бедствия.

6.5.1.13. Период подготовки к АСДНР можно разделить на два этапа – этап заблаговременной и этап непосредственной подготовки.

6.5.1.14. При заблаговременной подготовке к АСДНР проводятся:

анализ и оценка общественно-политической, социальной и криминогенной обстановки в регионах дислокаций воинских частей войск ГО, выработка предложений по их стабилизации и оперативному реагированию на факторы, снижающие готовность и психологическую устойчивость;

анализ морально-психологического состояния на индивидуальном и групповом уровнях;

психологическая подготовка к проведению АСДНР и психологическое слаживание расчетов и смен;

составление прогностических расчетов психогенных потерь личного состава и планирование практических мер по их снижению в различных условиях обстановки АСДНР.

6.5.1.15. В период непосредственной подготовки к проведению АСДНР в основе МПО лежит контроль морально-психологического состояния личного состава, закрепление навыков релаксации и концентрации, поддержка и стимулирование положительного (стенического) состояния.

6.5.1.16. Предупреждение и предотвращение психогенных потерь достигаются:

целеустремленным и оперативным проведением всех видов информирования;

пропагандой умелых и решительных действий в экстремальных условиях;

непрерывным и твердым руководством личным составом, четкими командами и указаниями;

энергичными действиями руководителей, их личным примером самообладания, выдержки;

выявлением лиц со слабой нервной системой, проведением с ними индивидуальной работы;

обучением способам сохранения самообладания, выдержки, психологической устойчивости.

6.5.1.17. Эффективность МПО во многом зависит от правильной оценки морально-психологического состояния личного состава на каждом этапе проведения АСР при ЧС. При этом учитываются:

выводы из анализа социально-политической обстановки в районе проведения АСР, реакция личного состава на ее изменение;

степень укомплектованности подразделений войск ГО личным составом, степень проявления им морально-психологических качеств, социально-психологическая и качественная характеристика личного состава, морально-психологический климат в коллективах спасателей, сильные и слабые стороны профессиональной обученности;

степень психологической готовности АСС, величина психогенных потерь;

уровень организованности, дисциплинированности, правопорядка;

возможности органов по воспитательной работе в организации воспитательной и культурно-досуговой работы, управлении техническими средствами воспитания.

6.5.1.18. Эффективность МПО АСР при ЧС достигается следующими направлениями деятельности командиров (начальников, руководителей):

постоянным изучением, анализом и объективной оценкой морально-психологического состояния личного состава в соответствии с решаемыми задачами, условиями обстановки проведения АСДНР;

своевременной и точной постановкой задач вышестоящими органами управления руководителям АСС, командирам (начальникам) по МПО;

правильным определением направлений, принципов, методов и форм МПО, своевременным осуществлением необходимых организационных, плановых мероприятий по их реализации;

обучением командиров (начальников, руководителей) умению эффективно решать практические задачи МПО АСДНР при ЧС;

знанием обстановки в районе проведения АСДНР, пониманием социальных, материально-бытовых проблем личного состава;

проведением во взаимодействии с органами управлений МЧС России, местными органами власти, органами внутренних дел и военной юстиции мер по поддержанию правопорядка, организованности и дисциплины в районе проведения АСДНР;

созданием необходимых условий для полноценного отдыха и восстановления физических и духовных сил личного состава.

6.5.2. Информационно-воспитательная работа.

6.5.2.1. Информационно-воспитательная работа (далее - ИВР) - система целенаправленных мероприятий, проводимых командирами (начальниками, руководителями) органами воспитательной работы по формированию и развитию личности. В ходе нее личный состав войск ГО, специалистов МЧС России информируют о политической обстановке в стране, принятых решениях органами государственной власти, поставленных задачах, о ходе АСР.

6.5.2.2. ИВР включает в себя все виды воспитания: государственно-патриотическое, трудовое, нравственное, политическое, правовое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое и др.

6.5.2.3. Целью ИВР является выработка у военнослужащих необходимых моральных качеств, нравственной мотивации поведения в сложных условиях ЧС, готовности и способности к успешному выполнению профессиональных задач.

6.5.2.4. Каждый военнослужащий, спасатель должен обладать оптимальным количеством информации с требуемым содержанием и качеством. Содержание информации должно включать необходимые сведения об обстановке в зоне ЧС, смысле выполняемой задачи, субординационных, социально-бытовых особенностях предстоящих работ при ликвидации ЧС. Задача руководителя состоит в определении оптимального объема информации, ибо как недостаток, так и избыток информации создает психологический дискомфорт.

6.5.2.5. Основными задачами ИВР являются:

оперативное разъяснение личному составу международного и внутриполитического положения России, решений Федерального собрания и Правительства РФ, приказов и указаний МЧС России, задач, стоящих перед АСС, частями и подразделениями войск ГО;

воспитание специалистов МЧС России на примерах мужества, отваги и героизма, самоотверженных действий в обстановке ЧС, пропаганда передового опыта и отличившихся в ходе АСДНР, примеров умелого взаимодействия, поддержки и выручки;

сплочение вокруг идеи защиты населения и территорий, воспитание в духе преданности своему народу, Отечеству, верности военной присяге, присяге сотрудника органов внутренних дел, Боевому Знамени;

разъяснение ответственности за воинские преступления, за невыполнение профессиональных задач, приказов, решительное пресечение моральной неустойчивости в ходе АСДНР;

мобилизация личного состава на эффективное проведение АСДНР, воспитание у них воли, боевого настроения, отваги, стойкости, мужества, инициативы, находчивости и других морально-профессиональных качеств, необходимых в ходе проведения АСДНР;

кропотливое, изо дня в день, доведение и разъяснение личному составу профессиональных задач, их важности и значения, способов выполнения;

развитие личной ответственности за постоянную боевую готовность вооружения и спасательной техники, их умелое и эффективное использование;

формирование у личного состава уверенности в эффективности спасательной техники;

организация общественно-государственной подготовки и информирования всех категорий личного состава;

своевременное и непрерывное снабжение подразделений центральной печатью, информационно-техническими средствами;

постоянно изучение общественного мнения и настроений личного состава в интересах удовлетворения его запросов и потребностей.

6.5.2.6. Проведение ИВР преследует цель - стабилизацию и поддержание функционирования ценностной системы личности. В основе построения ИВР лежит государственно-патриотическая идея любви к Родине, осознания своего служебного долга.

6.5.2.7. К силам ИВР относятся:

должностные лица органов управления, руководители АСС, командиры воинских частей и подразделений войск ГО и федеральной противопожарной службы;

должностные лица органов воспитательной работы;

нештатные группы информирования в органах управления;

информационный актив организаций.

6.5.2.8. В интересах МПО используются средства массовой информации: система государственного и ведомственного теле и радиовещания, центральная, местная и ведомственная печать, технические средства воспитания и информации, стационарные и подвижные полиграфические комплексы (оборудование).

6.5.2.9. К средствам МПО относятся склады и ремонтные мастерские технических средств воспитания, кинобазы, кинопрокатные пункты, средства связи и управления.

6.5.2.10. Эффективность ИВР достигается по следующим направлениям:

оперативным инструктированием руководителей, командиров (начальников), их заместителей по воспитательной работе;

конкретным планированием и умелым определением сил и средств информационно-воспитательной работы непосредственно в дежурной смене, группе, экипаже, расчете, взводе;

непрерывным прогнозированием обстановки, своевременным реагированием всей информационно-воспитательной деятельности на ее изменения;

точным знанием задач, отданных приказов и распоряжений, их учетом в организации информирования личного состава.

6.5.2.11. Среди организационных форм ИВР выделяется общественно-государственная подготовка. Однако, как показывает практика, общественно-государственная подготовка в период проведения АСДНР имеет ограниченные возможности. Как правило, она трансформируется в политическое информирование личного состава.

6.5.2.12. Наиболее приемлемыми формами политического информирования в период проведения АСДНР являются оперативно проводимые информирование, читка и разъяснение материалов периодической печати, короткие групповые и индивидуальные беседы, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач, выпуск стенгазет, боевых листков и листков-молний, передача важной информации с помощью средств связи и другие.

6.5.2.13. Важнейшим направлением ИВР в системе МПО АСР при ликвидации ЧС является удовлетворение информационных потребностей и интересов личного состава. Действенным средством профилактики слухов, паники и различных фобий служит своевременное, объективное, убедительное и полное информирование личного состава о событиях, проблемах и фактах.

6.5.2.14. Эффективность управления системой ИВР достигается:

информационным обеспечением, которое осуществляется в целях всестороннего и своевременного информирования спасателей по важнейшим проблемам жизни страны и деятельности структур МЧС России;

своевременной постановкой задач ИВР;

оперативным инструктированием начальников (руководителей) органов управлений, командиров, заместителей по воспитательной работе;

конкретным планированием и умелым определением сил и средств информационной работы, творческим их применением в соответствии с условиями обстановки;

целеустремленной организацией ИВР непосредственно в подразделении;

постоянной связью с личным составом и корректированием ИВР с учетом их настроений и запросов;

точным знанием задач, отданных приказов и распоряжений, их учетом в организации информирования личного состава;

поддержанием постоянной связи и обменом информацией между воспитательными структурами и органами управления;

организацией устойчивого руководства ИВР.

6.5.2.15. ИВР в ходе подготовки и проведения АСР направлена на решение следующих задач:

повышение эффективности и качества АСДНР;

воспитание у подчиненных стремления к овладению смежными специальностями;

обеспечение крепкой трудовой и воинской дисциплины;

соблюдение правил техники безопасности и охраны труда и др.

6.5.2.16. ИВР с личным составом подразделения по выполнению профессиональных задач делят на три следующих этапа: предварительную подготовку к работе, работу в ходе проведения АСДНР, ИВР после окончания работ.

6.5.2.17. Предварительная подготовка к работе включает в себя:

постановку нижестоящим руководителям, всем военнослужащим конкретных задач;

инструктаж актива подразделения по содержанию и формам ИВР;

оказание помощи нижестоящим руководителям в подготовке ИВР на объекте проведения АСР;

подготовка технических средств воспитания к работе в зоне аварии, катастрофы или стихийного бедствия и др.

6.5.2.18. Работа в ходе проведения АСДНР в районе аварии, катастрофы, стихийного бедствия главной задачей ИВР является мобилизация личного состава на эффективный труд, обеспечение высокой дисциплины. Основным методом ее проведения является индивидуальная работа с личным составом непосредственно на рабочих местах. В ходе этой работы разъясняется стоящие перед подразделением задачи, добиваются повышения личной ответственности за качественное выполнение заданий и др. Кроме того, на месте аварии, катастрофы используются и коллективные формы работы с личным составом. В перерывах проводится информирование о ходе АСР, эффективных методах работы, о передовиках-спасателях.

6.5.2.19. ИВР после окончания АСР включает:

подведение результатов деятельности, определение степени усердия каждого спасателя, военнослужащего;

организация пропаганды передового опыта, используя печать, устную и наглядную агитацию;

анализ недостатков и путей их недопущения в будущем;

подведение итогов работы руководителей в сфере морально-психологиче­ского обеспечения АСДНР;

определение основных реабилитационных мероприятий;

обеспечение содержательного досуга и отдыха личного состава, порядка и дисциплины и др.

6.5.3. Психологическая работа.

6.5.3.1. Психологическая работа - это деятельность должностных лиц МЧС России, направленная на формирование и развитие у специалистов МЧС России психологических качеств, обеспечивающих психологическую готовность и способность выполнить профессиональную задачу в любых условиях обстановки проведения АСР при ликвидации ЧС, а также на сохранение их психического здоровья.

6.5.3.2. Исходным, направляющим элементом технологического цикла психологической работы является определение ее целей и задач, т.е. формулирование конечного итога, результата, к достижению которого стремятся субъекты психологической работы. Цель направляет деятельность, заставляет в процессе работы соизмерять полученные результаты с поставленными задачами и вносить необходимые коррективы. Целеполагание зависит от многих факторов: от профессиональной компетентности и согласованности действий должностных лиц психологической работы, ее материально-технического обеспечения, специфики задач, стоящих перед личным составом подразделений, исходного уровня психологической готовности и устойчивости личного состава, соответствия их психологических качеств требованиям профессиональной деятельности и т.п.

6.5.3.3. Целью психологической работы является достижение высокой служебной активности личного состава, его способности переносить высокие психологические нагрузки и сохранять психологическую устойчивость при выполнении АСР при ликвидации ЧС.

6.5.3.4. Психологическая работа предполагает:

изучение и анализ индивидуально-психологических особенностей личного состава и социально-психологических характеристик коллективов;

прогнозирование психологических процессов и явлений в коллективах и в поведении разных категорий личного состава;

психологическое обеспечение требуемой воинской и трудовой дисциплины, организованности и порядка;

проведение социально-психологического анализа воинской и трудовой дисциплины, выявление причин и условий происшествий, преступлений, выработку психологических и профилактических мер их предупреждения;

обеспечение оптимального психологического режима жизнедеятельности на основе закономерностей функционирования психики и психических процессов;

обеспечение психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению профессиональных задач при ликвидации ЧС;

вооружение спасателей знаниями об особенностях воздействия стресс-факторов обстановки ЧС на их сознание, психику и поведение;

проведение практических занятий и тренировок по подготовке психики личного состава к действиям в обстановке ЧС;

формирование постоянной психологической готовности к проведению АСДНР, способности преодолевать страх и противостоять панике;

психологическое обеспечение устойчивости навыков владения спасательной техникой и оборудованием, выполнения функциональных обязанностей и т.д.;

непосредственную подготовку психики личного состава к выполнению конкретных задач по ликвидации ЧС;

проведение профилактических мероприятий по повышению эмоциональной психологической устойчивости, снижению психогенных потерь, сохранению высокой активности;

организация психологического просвещения личного состава;

психодиагностику, психокоррекцию, оказание оперативной психологической помощи и проведение психологической реабилитации спасателей, получивших психические травмы, возвращение их в строй;

создание условий и проведение мероприятий по снятию отрицательных последствий воздействия угнетающей обстановки на весь личный состав, восстановление психического равновесия.

Время: 2 часа.

Цели занятия :

  1. Изучить общие понятия и определения;
  2. Ознакомиться с организацией и основное содержание аварийно-спасательных работ.

Оборудование. Учебник, ПК, проектор, DVD - фильм: О репродуктивное здоровье

План занятия.

На доске:

Число, месяц


Аварийно-спасательные работы (а-с работы)
- это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Организация и ведение разведки в зоне Ч С.

Ocoбенностью организации разведки в зоне ЧС является выполнение основного условия - в состав разведформирования включаются специалисты, хорошо знающие специфику производства, на котором произошла авария, специалисты -химики с соответствующими приборами разведки и т.п.

Основные задачи разведки при возникновении ЧС в мирное время:

    осуществление усиленного наблюдения и лаборатopногo контроля за изменениями степени заражен-ности объектов внешней среды РВ, АХОВ, БС в рай-онах ЧС и на прилегающих к ним территориях;

    выявление общей обстановки в районах ЧС;

    установление мест нахождения людей, пострадавших при ЧС, и определение способов их спасения.

Разведка проводится

    активно,

    целеустремленно,

    своевременно

и непрерывно, а добытые данные должны быть достоверными.

В зависимости от способов дo-бывания разведданных и выделяемых для этого средств разведка подразделяется

на воздушную, речную (морскую), наземную.

Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций и opгaнов местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством комиссии по ЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или лик-видировать ее невозможно, указанные комиссии обра-щаются за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.

Работы, связанные со спасением людей, проводятся непрерывно до полного их завершения. При необходимости организуется смена и отдых личного состава

формирований на месте работ или в установленных местах (районах).

Целью проведения аварийно--спасательных и дрyгиx неотложных работ (АСДНР) является спасение людей и оказание медицинской помощи пострадавшим, лока-

лизация аварии и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ.

Виды аварийно-спасательных работ:

  • поисково-спасательные,
  • горноспасательные,
  • газоспасательные,
  • противофонтанные работы,
  • а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров,
  • работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ.

Спасательные работы включают:

  • разведку маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрyтax выдвижения и участках (объектах) работ;
  • розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;
  • вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
  • подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
  • оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывод (вывоз) населения из опасных зон в безопасные районы;
  • санитарную обработку людей, ветеринарную обра-ботку сельскохозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и oдeжды, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.

Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Другие неотложные работы включают:

прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

локализацию аварий в газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

укрепление или обрушивание конструкций зданий в сооружений, yгpожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;

ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ,

а также защитных сооружений для укрытия людей в случае повторных чрезвычайных ситуаций;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и дрyгиx взрывоопасных предметов, АСДНР проводятся непрерывно, днем и ночью, в

любую погоду до полного их завершения. Для их проведения могут использоваться все имеющиеся типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов.

Последовательность и способы выполнения АСДНР зависят от характера разрушений, состояния коммунальных, энергетических и технологических сетей, стe-пени радиоактивною и химического заражения территории, пожаров и других условий, влияющих на дейст-вия формирований.

В первую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов к поврежденным и разрушенным зданиям, где, возможно, находятся люди, а также в мe-стах, препятствующих проведению спасательных работ.

Поиск и спасение людей начинаются по данным разведки сразу же после ввода спасательных групп на участок(объект) работ. Личный состав формирований разыскивает убежи-ща и укрытия, устанавливает связь с укрывающимися в защитных сооружениях, используя средства связи, воздухозаборные отверстия, а также путем перестукивания через двери, стены, трубы водоснабжения и отопления. В первую очередь в убежище подается воздух, для чего расчищают воздухозаборные каналы или, при необходимости, проделывают отверстия в стенах. пе-рекрытиях.

Всем пострадавшим оказывается квалифицированная медицинская помощь, при необходимости принимаются меры по обеззараживанию территории и санитарной обработке людей.

Учебник для общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс, Ю.Л. Воробьёв

Бондарева Дарья Алексеевна,спасатель, ФКУ «Южный АПСЦ» Сочинская РПСБ, г. Сочи[email protected]

Психологическое обеспечение поисковоспасательных формирований

Аннотация.Статья посвящена специфике работы поисковоспасательных подразделений и психологической подготовке спасателей.Ключевые слова:спасатель, психологическая подготовка спасателей, аварийноспасательные работы, стресс.

Влияние экстремальных ситуаций на личность спасателя, межличностные отношения и групповое взаимодействие в условиях чрезвычайного происшествия, является очень важным вопросом для современного общества. Внутреннее состояние профессионала, находящегося в очаге происшествия, напрямую влияет на качество выполняемой им работы, где основным аспектом является спасение человеческой жизни. С каждым годом в мире происходит все больше аварий, катастроф, природных катаклизм, в связи с этим существует необходимостьпсихологической готовности персонала служб,приводимых в готовность к работе в подобных условиях, так как от этого зависит эффективность их деятельности в чрезвычайной ситуации, а также тяжесть и продолжительность психологических последствий, влияющих на их собственное психологическое состояние.Психологическое здоровье и умение чувствовать самого себя в процессе трудовой деятельности позволит не только наработать опыт, но и сберечь его. Профессиональная адаптация в экстремальных условиях зависит иот личностных особенностей,наличия или отсутствия пограничных нервнопсихических расстройств у спасателей,восприимчивость специалиста к стрессогенным факторам, уровень стрессоустойчивости, опытом работы. Психологическая подготовка спасателей организуется и проводится в аварийноспасательных формированиях по планам их профессиональной подготовки.

Руководители аварийноспасательных служб и начальники аварийноспасательных формирований на основе знаний психологической науки проводят плановые занятия по психологической подготовке.

В целях быстрой адаптацииспасателей к условиям чрезвычайной ситуации, сохранения здоровья и работоспособности необходимы продуманные мероприятия по психологической подготовке на каждом этапе выполнения аварийноспасательных работ. В структуру психологической работы входят следующие элементы: психологическая подготовка; психологическое сопровождение; психологическая помощь; психологическая реабилитация.Таким образом, психологическая подготовка есть лишь один из элементов психологической работы, которая является важнейшей составляющей моральнопсихологического обеспечения.Постоянная стрессовая нагрузка в таких профессиях, как спасатели, обусловлена действием двух составляющих:

работой в условиях действия стрессогенных факторов,

необходимостью постоянно поддерживать высокий уровень готовности к немедленным действиям.

Психологическая подготовка спасателей призвана решать следующие основные задачи:

способствовать быстрой адаптации спасателей к обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;

формирование у спасателей представлений о характере подготовки и проведения аварийноспасательных работ;

формирование у спасателей психологической устойчивости для работы в экстремальных условиях;

развитие у личного состава спасательных формирований устойчивых навыков владения спасательной техникой и инструментом в различных видах аварийноспасательных работ;

формирование и развитие профессионально важных качеств у спасателей;

оказание психологической поддержки спасателям во время работы в экстремальных условиях (при отсутствии психологов и медиков);

восстанавливать нарушенные психические функции во время проведения аварийноспасательных работ и после их окончания.

Важнейшей проблемой психологической подготовки является психологическая адаптация спасателей к обстановке в зоне чрезвычайной ситуации.В ходе общей психологической подготовки проводятся практические занятия и тренировки, в ходе которых нервная система и психика спасателей функционирует в режиме, приближенном к действиям в обстановке чрезвычайной ситуации.

Психологическая адаптация позволяет спасателям адекватно реагировать на сложившуюся обстановку в зоне ЧС и в установленные сроки приступить к выполнению аварийноспасательных работ. При этом их работоспособность сохраняется на достаточном уровнеПротивопоказаниями к профессиональной деятельности являются следующие особенности: нервнопсихическая и эмоциональная неустойчивость; выраженные акцентуации, психические отклонения; высокая склонность к риску; обостренная реакция на неудачи; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания; низкая физическая подготовка.

Поступая на работу человек направляется на первоначальную подготовку, после прохождения которой ему присваивается звание «спасатель без класса», в ходе подготовки он получает теоретические и практические базовые знания необходимые для работы. В каждом спасательном подразделении проводятся тренировки по спускам с воздушного судна, прыжки с парашютом, альпинистские и горные тренировки, водолазное погружение, тренировки по пожаротушению и медицине. В ходе тренировок каждый спасатель, испытывает физические и эмоциональные нагрузки, наблюдая за работой участников легко можно выявить опытного спасателя, его действия четкие и отлаженные, доведены до автоматизма, он сконцентрированна основной задаче, тогда как начинающий спасатель будет путаться, его внимание рассеяно, наблюдается тряска рук, растерянный взгляд.В течение этапа профессионального обучения происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности,информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические кризисы развития и потребность в психологической поддержке становления профессионала.Так, для молодых спасателей характерно стремление к высоким профессиональным результатам, стремление занять достойное место в профессиональном сообществе. У более опытных спасателей акцент смещается в сторону «сберегающего» отношения к коллегам, пострадавшим, к самому себе.Находясь в зоне происшествия спасатель подчиняется законам адаптации к нестандартной ситуации, но опытный специалист знает, чего можно ждать, тогда, как для начинающего спасателя это обстоятельство является травмирующим. Часто бывает, что спасателей отрывают от бытовых дел в выходные дни по причине непредвиденных обстоятельств, сталкиваясь с этим неоднократно, опытный специалист испытывает только легкий дискомфорт, осознавая, что это неотъемлемая часть работы, а молодой специалист, в зависимости от личностных особенностей может показать любую реакцию. В данной профессиипо роду деятельности происходит естественный отбор, человек, не готовый работать в данных условиях, чаще всего отсеивается на начальных стадиях профессионального становления.Близкие, родные, знакомые и люди со стороны часто воспринимают «сухое» отношение спасателя к происшествию и страданию людей, как бесчеловечность и черствость, хотя на самом деле это защитная реакция развивающаяся с получением профессионального опыта. Как правило спасатель пропускающий каждую ситуацию «через себя» долго не сможет заниматься такого рода деятельностью, так как все не проходит бесследно, оставляя отпечаток в психологической и физиологической сфере. Спасатель, воспринимающий чрезвычайную ситуацию «черство», отдает отчет в своих действиях, трезво оценивает ситуацию, быстро принимает решение, тогда как эмоции оказывают обратное воздействие. В основе этого явления лежит механизм психологической защиты -диссоциация (взгляд на ситуацию извне, со стороны, без личной эмоциональной вовлеченности), часто проявляющийся в том случае, если человек по роду своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с болью и страданиями других людей. Такая реакция считается нормой. Таким образом, специалист всегда находится в чуть более напряженном состоянии, чем обычный человек. Без соответствующей подготовки эта ситуация ведет к тому, что человек, работающий в такой профессии, теряет психологическое и физическое здоровье. Спасателю очень важно уметь «проработать», осмыслить, «пережить» эмоциональные впечатления от работы в чрезвычайной ситуации, если он владеет этими навыками профессиональные показатели будут долго оставаться на высоком уровне.Психологические характеристики обобщенного «портрета» спасателя по многим показателям весьма близки к средним в населении. Однако наличие ряда профессионально важных качеств у этих специалистов выделяют их. Так, они отличаются повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Принимая решения, они стараются тщательно проанализировать возможные варианты развития событий. Им присущи упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущениеполезности своей деятельности.Как правило, спасатели придерживаются традиционно мужского стиля поведения с чертами агрессивности. Агрессивность, реакции протеста тщательно контролируются, недовольство проявляется только при наличии формального повода. Они считают себя способными управлять обстоятельствами своей жизни. В мышлении спасателей, их интересах, оценках (особенно у профессионалов с большим стажем и опытом аварийноспасательных работ) отражается нестандартность подходов к решению стоящих перед ними задач. Специалистов, особенно зрелых, отличает повышенная чувствительность к опасности, осторожность, умение свести возможные риски при выполнении профессиональных задач к минимуму при быстром и четком выполнении поставленной задачи.Успешным спасателям свойственен положительный фон настроения, эмоциональная стабильность, высокая активность и общительность. Они ориентированы на оценку окружающих, стремятся произвести благоприятное впечатление. Их отличает гибкость, способность менять точку зрения под влиянием обстоятельств. Успешные профессионалы отличаются высокой обучаемостью, умением ориентироваться в новых условиях и принимать правильные решения в условиях дефицита времени. Они обладают существенно более развитыми способностями к абстрактнологическому мышлению, анализу и обобщению.Мотивационная сфера успешных спасателей также имеет свои особенности. У наиболее успешных спасателей выше уровень мотивации стремления к успеху, мотив стремления к взаимодействию, установки на результат труда. Менее успешным специалистам свойственен высокий уровень мотивации избегания неудач, мотива стремления к общению, достижения карьерного роста и социального статуса.Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.Несмотря на некоторые различия спасателей, можно выделить ряд элементов, их объединяющих. К ним можно отнести следующие свойства и качества личности:1. Свойства восприятия: устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости и т.п.2. Особенности высших психических функций: хорошо развитое пространственное мышление; значительный объем внимания, способность быстрого переключения и распределения внимания в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени; способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации.3. Психомоторные свойства и физические качества: физическая выносливость, устойчивость к физической усталости; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера.4. Личностные особенности: высокий уровень субъективного контроля; эмоциональная стабильность; толерантность к стрессу и фрустрации; средний уровень личностной и ситуативной тревожности; стеничность реакций на сложности и опасность; умеренная склонность криску; уверенность в себе; формирование основных задач и индивидуальных планов профессионального развития.5. Социальнопсихологические качества: умение работать в команде.В среднем уровень психической и психофизиологической адаптации среди спасателей достаточно высок. Деятельность всех классов спасателей в условиях ЧС связана со значительными физическими и нервноэмоциональными нагрузками, усложняется неблагоприятными факторами окружающей среды

это препятствует нахождению в аварийноспасательных формированиях лиц, чьи психологические и психофизиологические качества исходно не соответствовали требованиям профессии спасателя или перестали им соответствовать в связи с чрезмерными нагрузками работ в очагах ЧС, у которых вероятность срывов адаптации особенновелика. Учитывая добрые, доверительные отношения в коллективе, риск профессионального выгорания весьма низок. У специалистов поисковоспасательных подразделений, возникает особое профессиональное единение, которое выражается с одной стороны в уверенности в своих профессиональных умениях и возможностях, с другой стороны -в уверенности в товарищах и сослуживцах, которые рядом, в их профессиональных умениях и безусловной надежности. Возникает, можно сказать, братство, скрепленное общей идеей помощи людям, индивидуальной и коллективной ответственностью в работе, «профессиональным» языком, юмором и взаимовыручкой в работе и в повседневной жизни.Опытным спасателям иногда достаточно посмотретьдруг на друга, чтобпонять, что чтото пошло не так и вовремя принять необходимые меры, у них есть отработанные алгоритмы действий, слова и жесты, несущие в себе много информации, но не требующие временных затрат, но менее опытные спасатели отличаются живостью ума, для нестандартных ситуаций зачастую они предлагают свежиерешения.В ходе общения со спасателями выяснилось, что большинство увлекается экстремальными видами спорта: прыжки с парашютом, туризмом, альпинизмом, спелеологией, катанием на горных лыжах и сноуборде. На вопрос: «Для чего вам это?»поясняют, что в своих увлечениях они часто сталкиваются с опасностью, что позволяет им привыкнуть к чувству страха и тревоги, в работе это позволяет менее остро воспринимать неожиданно изменившиеся обстоятельства, они менее чувствительны к выбросу адреналина.Средняя характеристика спасателей по личностному опроснику Айзенка:деятельный, активный, общительный человек, легко вступающий и поддерживающий межличностные контакты. Хорошо разбирается в людях, прогнозируяих реакции и поведение. Он отзывчив, импульсивен, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству. Не любит уединения испытывает тягу к новым впечатлениям, риску. Его характеризует хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах.Часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, внешне сдержан, уравновешен, миролюбив, его действия продуманы и рациональны. Высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать. Интроверт строго контролирует свои чувства, редко ведет себя агрессивно.Среднее значение нейротизма: эмоционально стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.В общем, можно сказать, что у спасателей низкая критичность к себе, невысокое осознание себя, низкая внутренняя честность и открытость. К себе они относятся как к уверенным, самостоятельным, волевым, надежным людям, которым есть за что себя уважать и вызывать у других уважение и восхищение. На мой взгляд, это напрямую связано с профессией, которую они рассматривают как достаточно «героическую», «сложную», «опасную». Они обладают личным механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций, что позволяет им дозировать и экономно расходовать ресурсы.

Ссылки на источники1.Крюкова М.А. Профессиограмма спасателя поисковоспасательной службы МЧС России: Руководство. ГУ ЦЭПП МЧС России (филиал ВЦЭРМ МЧС России г. СанктПетербург). М., 2000.2.Бодров В.А., Бессонова Ю.В. Развитие профессиональной мотивации спасателей // Психологический журнал. № 2. 2005. т. 26. С. 4556.3.Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2004.4.Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных Редактор О.В. Квасова Корректор НА. Степина Компьютерная верстка Е.Г. Егоровой5.Зеер З.Ф. Психология профессий. 4е изд.М.: Академический проект, 2006.

Darja Bondarewa,

Rescue officer,FKU «Yuzhniy APSC» Sochinskaya RPSB,sity [email protected] support a search and rescue detachmentAbstract. Paper is devoted to thepeculiarities of operation of search and rescue units and psychological preparation of rescuers.Key words: rescuer, psychological training of rescuers, rescue work, stress.

Содержание организации аварийно-спасательных работ


Аварийно-спасательные и другие неотложные работы характеризуются наличием факторов, которые угрожают жизни и здоровью спасателей. Поэтому важно знать основы организации аварийно-спасательных работ, учитывать , чтобы провести все мероприятия быстро, грамотно и без жертв.


Аварийно-спасательные и другие неотложные работы


Аварийно-спасательные работы при ЧС включают в себя поисково-спасательные, газоспасательные, горноспасательные, противофонтанные, медико-санитарные и другие работы. Неотложные работы направлены на оказание пострадавшему населению медицинской, доврачебной и других видов помощи, создание условий для сохранения здоровья и жизни людей.


Во время проведения аварийно-спасательных работ возникают факторы, угрожающие жизни н здоровью людей, поэтому требуется специальная подготовка, экипировка и оснащение служб.


Оснащение АСС и АСФ




Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных робот любая аварийная служба и формирование должны иметь необходимое оборудование, средства связи и т.п. Для этого создается , где описываются все особенности оснащения АСС. Любая аварийная служба должна иметь автотранспорт, средства связи, средства индивидуальной защиты, средства оказания первой медицинской и доврачебной помощи. Это важно для своевременного и грамотного проведения аварийно-спасательных работ.


Организация аварийно-спасательных работ


Уровень организации аварийно-спасательных работ во время ликвидации чрезвычайной ситуации зависит от грамотной и слаженной работы начальника объекта, председателя комиссии по ЧС, органа управления (отдел, штаб) и командиров формирований, участвующих в ликвидации АС. Все структуры, входящие в , должны взаимодействовать между собой.


В случае возникновения производственной аварии немедленно оповещаются об опасности рабочие и служащие предприятия. Если имеет место утечка ядовитых веществ, важно вовремя оповестить население, так как, возможно, понадобится эвакуация.


Специфика аварийных и спасательных работ заключается в том, что они должны выполняться в кратчайшие сроки. В одном случае требуется немедленное спасение людей, которые оказались под обломками здания. В другом случае первоочередным действием является ограничение развития авария для предупреждения катастрофических последствий, новых взрывов и серьезных разрушений. Часто нужно быстро восстановить нарушения коммунально-энергетических сетей, таких как газ, тепло, вода, электричество и канализация.