Проявление агрессии собаки к ребенку. Собака агрессивна к детям - дрессировка и поведение собак - блог о собаках - собака - стиль жизни Чтобы не развивалась агрессия, связанная с пищей, следует соблюдать ряд правил

Проявление агрессии собаки к ребенку

Если домашняя собака при виде маленьких детей рычит и пытается их укусить, то это, безусловно, вызывает беспокойство родителей. Им хочется узнать у знающего специалиста, опасно ли проявление агрессии собаки к ребенку и что делать в такой ситуации. Опыт показывает, что данную проблему следует разделить на две категории.

Почему собаки начинают проявлять агрессию по отношению к детям

Во-первых, это может быть обычная самозащита со стороны собаки. Возможно, собака рычит и кусается потому, что ребенок слишком близко подошел и к примеру, бьет ее по спине. Обычно при приближении ребенка собака проявляет настороженность, она пытается избежать контакта. Очень часто собака пугается и хочет убежать, а кусаться собака начинает в том случае, если она не может этого сделать. Таким образом, агрессия со стороны собаки просто вызвана страхом. Но бывает, что страх собаки не столь очевиден. Она может терпеть присутствие малыша, даже позволяет приблизиться ему, однако если ребенок причиняет боль или какие-то дискомфортные ощущения, то сразу начинает рычать и пытается укусить. Такая модель поведения является примером агрессии, вызванной раздражителями.

Существует и вторая категория проблемы проявления агрессии собаки. В таком случае поведение собаки является проявлением соперничества, собака проявляет доминантную агрессию. В данном случае собака может начать угрожающе рычать на любые попытки ребенка подойти к ней, когда она, например, отдыхает. Случается, что собака рычит и в других ситуациях, когда видит в ребенке своего соперника. Такое может случиться, например, при игре на полу с родителями. В таком случает собака не показывает никаких признаков страха. Скорее всего, это также и не реакция на неприятные физические раздражители, которые вызывают чувство неприязни собаки к ребенку. Больше всего это походит на поведение животного, которое занимает более высокую ступень в иерархической лестнице.

Таким образом собака показывает, что ребенок нарушает неписанный закон социальной жизни стаи.

Можно выделить несколько причин, по которой собаки могут вести себя агрессивно по отношению к ребенку:

Некорректное поведение самого ребенка;
- Небольшой опыт контактов с людьми ранее, в том числе с детьми;
- Предрасположенность собаки к агрессивному поведению, заложенная генетически;
- Непреднамеренное поощрение агрессии со стороны других членов семьи;
- Травмирующие и неприятные переживания, которые связаны с ребенком;
- Невоспитанность собаки или недостаточное ее обучение.

Агрессивное поведение собаки в некоторых случаях вполне можно подкорректировать. Для это необходимо следовать следующим правилам:

Хозяину собаки следует ясно и четко понимать ситуацию, происходящую между животным и ребенком. Необходимо объяснить ребенку, что рычание – это форма угрозы со стороны собаки, а потому восприниматься рычание должно серьезно.

Следует исключить проблемные ситуации. Если ребенок и собака остаются без присмотра, то собаку следует изолировать или ограничить доступ ребенка к собаке.

Не стоит использовать контрпродуктивные методы коррекции, т. е. нельзя за агрессивное поведение наказывать собаку. В отсутствии ребенка желательно уделять побольше внимания собаке.

Необходимо изменить основные правила общения внутри семьи. Кормление и воспитание (или обучение) следует проводить по расписанию, а игры, лакомство, внимание стоит преподносить только в присутствии ребенка.

Исключить поощрение агрессии непреднамеренного характера. Если собака рычит, то хозяин ни в коем случае не должен ее гладить, отвлекать и как-то успокаивать.

Применять методы коррекции поведения. Например, можно использовать метод выработки противоположного рефлекса для того, чтобы подавить страх перед ребенком.

Обучить собаку правильно вести себя в подобных ситуациях. Можно поощрять собаку за миролюбивое поведение, а при проявлении агрессии очень мягко наказывать.

Выработать с помощью обычных методов послушание. Это необходимо для усиления контроля над собакой в потенциально опасных ситуациях.

Использовать механические вспомогательные приспособления. Например, применять намордник в проблемных ситуациях.

© Воронецкий Олег Владимирович Воспитание любви к Природе.

Эта проблема одна из тех, которую ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Причем принимать меры надо не тогда, когда вы заметили первые признаки агрессии (например, показывает зубы), а намного раньше.

В статье я опишу, как правильно читать язык тела собаки, какие признаки показывают развивающуюся агрессию. Сразу скажу, что проблему вы не решите, просто прочитав эту статью. Обязательно обратитесь к специалисту-кинологу, чтобы вам конкретно на вашей собаке показали, что делать. Здесь я опишу, какие причины вызывают агрессию и какие меры предупреждения вы должны сделать.

Итак, тема серьезная и приведенные ниже правила должны быть приняты вами безоговорочно и без исключений.

Первое. Статус вашей собаки в семье самый низший. Для собак семья - это стая, а в стае, кроме любви и уважения, существует своя иерархическая система. Вы - хозяин и вожак, вы принимаете решения, вы лидер. Далее ваша жена (или муж), затем дети. И на последнем месте собака. Запомните, у собак слабаков принято ставить на место (вообще, у людей также). Если пес считает ребенка ниже себя по статусу, то значит он вправе указывать ему на ошибки и применять для этого силу. Таково собачье мышление, примите это за аксиому.

Второе. Вытекает из первого. Чтобы собака знала свое положение в семье, она должна быть прекрасно выдрессирована. Для этого недостаточно месяц или два отходить на занятия по дрессировке и научить собаку нескольким командам послушания. Над собакой должен быть постоянный контроль - а это значит, что работа будет ежедневной, тяжелой и долгой (для некоторых экземпляров всю его собачью жизнь). Поэтому, если вы ожидаете ребенка, начинайте поиск инструктора, который научит вас, как поставить собаке идеальное послушание. Если ребенок уже есть, а вы планируете брать собаку, то все проще, просто начните заниматься со щенком, как только возьмете его в дом.

Третье (но не по значению). Ребенок всегда прав! Вдолбите это вашей собаке (ну и себе тоже можно). Неважно, что малыш вытворяет с псом, собака обязана терпеть это. Никогда при собаке не одергивайте ребенка, чтобы оставил животное в покое, объясняйте это ему наедине. Учите обоих отдельно. Ребенку объясните, что собаке нужно время отдохнуть и нельзя тыкать ей в глаза, а собаке объясните, что чтобы ни происходило, ей придется вытерпеть все (или сбежать потихоньку в другую комнату).

Что в мимике и жестах собаки указывает на скорую агрессию?

Когда собаке не нравится, что к ней лезут: голова и шея напряжены, глаза скашивает в вашу сторону, уши могут быть заломлены, подергивает или поднимает губы, показывая зубы. Этими знаками собака предупреждает, чтобы ее оставили в покое, иначе укусит. Неопытные владельцы часто не замечают эти признаки, а на собачьем языке это также явно и громко, как если бы человек взял ружье, направил на вас и сказал «Не подходи, или стреляю».

Что нельзя позволять собаке?

1. Охранять что-либо в квартире. Неважно, что это: ее миска, лежанка, игрушка, диван, кухня и т.д. Собака обязана по малейшему требованию слезть с кровати, отдать игрушку или кусок мяса. Не должно быть такого, что собака не пускает домочадцев на кухню или в комнату, это вообще полный финиш, значит, вы не справились с собакой.

2. Прикусывать. Часто, играя с собакой, люди позволяют кусать себя за руки, говоря, что это она так играет и она легонько. Еще одна аксиома: нельзя кусать ни при каких условиях. Начав с малого и поняв, что это позволено, собака будет продолжать все сильнее и сильнее.

3. Выказывать признаки неудовольствия ребенку. Те жесты, которые мы разбирали выше, должны моментально пресекаться.

Меры предупреждения агрессии

Естественно, самое первое, это дрессировка. Учите собаку послушанию, безукоризненному послушанию. Занимайтесь каждый день, контролируйте пса дома и на улице. Найдите инструктора, который покажет, как это делать правильно. Научитесь применять жесткую коррекцию, чем старше и сильнее собака, тем сложнее с ней будет и тем более серьезные меры надо принимать. В этом вам тоже поможет инструктор.

Увидев, что собака говорит ребенку на своем языке «Отстань», показывает зубы, в тот же момент вы хватаете пса с жестким окриком «Нельзя», с силой пинаете в бедро, прижимаете к земле, вышвыриваете из комнаты. Сила коррекции должна зависеть от размера собаки (т.е. не переборщите!). Собака должна раз и навсегда понять, ребенка трогать нельзя.

Если же хозяин считает, что собака должна иметь свое собственное место, личное охраняемое пространство, иметь чувство собственного достоинства и характер и показывать его, тогда не стоит заводить детей, пусть собака рвет только своего хозяина.

На этой жизнерадостной ноте я закончу статью, надеюсь, вы поняли, что никаких полумер и уступок при этой проблеме быть не должно.

Титова Екатерина (инструктор Догги-центра)

Если домашняя собака рычит на маленьких детей или пытается укусить их, это, само собой разумеется, вызывает беспокойство родителей. Им хотелось бы узнать мнение специалиста о том, насколько в действительности эта ситуация опасна для ребенка и как действовать в этих условиях. Опыт показывает, что такого рода проблему можно разделить на две общие категории.

Во-первых, речь может идти о самозащите в обычном понимании этого слова. Собака рычит и пытается кусаться, потому что ребенок слишком близко подходит к ней, гладит ее, тянет за хвост, бьет по спине, наступает на лапы. Как правило, при приближении ребенка собака ведет себя настороженно и пытается избежать контакта с ним. Часто собака пугается и пытается убежать. Собака пытается укусить только в том случае, если ей отрезают пути отхода. Это типичная модель агрессии, вызванной страхом. В других случаях страх не столь очевиден. Собака терпит присутствие ребенка, иногда даже приближается к нему и ведет себя нормально, пока тот не причинит ей боль или неприятные ощущения, что заставит животное рычать и кусаться. Это типичный пример агрессии, вызванной неприятными раздражителями.

Вторая категория проблем, по-видимому, является формой агрессии соперничества или доминантной агрессии. Собака реагирует угрожающим рычанием на попытки ребенка приблизиться к ней или дотронуться до нее, например, когда та отдыхает. Бывает так, что собака рычит на ребенка и в других ситуациях, когда воспринимает его как соперника, например, при игре с одним из родителей на полу. При проявлении агрессии в этой форме собака не показывает признаков страха перед ребенком. По-видимому, это также не является реакцией на неприятные физические раздражители, вызывающие чувство неприязни. Скорее, это напоминает поведение животного, занимающего более высокую ступень иерархической лестницы, в отношении молодого животного, нарушившего один из неписаных законов социальной жизни стаи.

Относительно данной системы классификации следует сделать несколько замечаний. Во-первых, здесь идет речь об эмпирической классификации, основанной на изучении материалов по данному вопросу и личном опыте, полученном в результате изучения нескольких случаев такого характера. Поэтому эту систему следует рассматривать лишь в качестве вспомогательного средства. Во-вторых, эта классификация наглядно показывает, что мотивация собак в разных случаях может быть совершенно различной. Ребенок может быть источником неприятных раздражителей, вызывающих у собаки неприятные ощущения и страх. В то же время собака может считать его соперником или невоспитанным выскочкой, занимающим более низкое положение в иерархии стаи. В-третьих, различные категории не являются взаимоисключающими. Например, вполне возможно, что многие собаки рычат вследствие самых различных причин, обусловленных разной мотивацией, как инстинктом самозащиты, так и стремлением к лидерству.

Иногда мотивация меняется с течением времени. Собака не знает, как вести себя по отношению к ребенку, и поэтому ее поведение изменяется в зависимости от конкретного момента времени. Эта последняя, наиболее интересная форма проявления встречается регулярно. Вероятно, многие собаки просто не знают, как обращаться с таким маленьким, надоедливым, шумным, дружелюбно настроенным, но в то же время опасным и непредсказуемым членом семьи, которого столь сильно балуют другие взрослые. Иногда ребенок с веселым смехом дергает собаку за шерсть и во все горло кричит, когда та хочет с ним поиграть. Маленькие дети боятся намного меньше, чем многие взрослые, когда собака на них рычит. Понятно, что из-за этого взаимоотношения собаки и малыша имеют намного более сложный и нестабильный характер, чем отношение собаки к детям более старшего возраста или взрослым членам семьи. В сущности, собака в зависимости от ситуации может воспринимать ребенка как партнера по играм, плохо воспитанного выскочку, нарушающего иерархию стаи, соперника-конкурента, источник опасности, мучителя или причину стресса и относиться к нему соответствующим образом.

В любом случае для удобства рассмотрения проблемы стоит сделать небольшое резюме:

Агрессия самозащиты

Вызвана настоящими аверсивными стимулами, исходящими от ребенка, которыми могут быть не только сильные, потенциально очень болезненные и вызывающие страх удары, подергивание за хвост, ковыряние в ушах, но и довольно легкое похлопывание по спине или пощипывание за шерсть. Агрессия, обусловленная страхом, вызвана приближением или замахом, прикосновением человека, которого собака боится, т.е. в данном случае из-за страха перед конкретным ребенком вследствие плохого обращения или испуга от шумных игр, резких движений, криков и т.д. или же страха перед всеми маленькими детьми, вызванного жестоким обращением в прошлом или недостаточным опытом общения с такими детьми.

Агрессия соперничества (в борьбе за лидерство)

В ответ на демонстрацию своего превосходства со стороны ребенка (например, ребенок дотрагивается до собаки или гладит ее) или в ситуациях соперничества (например, во время игры со взрослым членом семьи, а также когда ребенок берет в руки игрушку собаки или приближается к ней, когда та ест).

Спровоцировать агрессивное поведение в отношении детей могут:

1. Неправильное или некорректное поведение ребенка (например, ребенок бьет собаку, щиплет ее за шерсть, дергает за хвост и т.д.)

2. Ограниченный опыт предыдущих контактов с детьми в частности и с людьми вообще(возможный источник глубокого недоверия/страха перед всеми детьми)

3. Генетическая предрасположенность собаки к агрессии (например, склонность к агрессии борьбы за лидерство, пугливость, повышенная чувствительность к шуму, низкий порог торможения для рычания/укусов)

4. Непреднамеренное поощрение агрессивного поведения другими членами семьи (например, поглаживание/отвлечение внимания для того, чтобы собака перестала рычать, или если взрослый в присутствии ребенка уделяет меньше внимания собаке, меньше гладит и играет с ней, ребенок может стать источником неприятного раздражения)

5. Неприятные, травмирующие переживания, связанные с ребенком (страх перед ребенком после причиненной им острой боли или сильного страха)

6. Недостаточное обучение и общая невоспитанность собаки (рычание и попытки укусить людей, к которым хозяин собаки в других условиях относится терпимо)

Возможные меры коррекции агрессивного поведения

1. Улучшение понимания ситуации хозяином животного (например, возможных серьезных последствий для ребенка; необходимо объяснить детям, что рычание- это одна из форм угрозы, которую следует воспринимать всерьез)

2. Исключение проблемных ситуаций (например, изоляция собаки и ребенка друг от друга, когда они не находятся под присмотром)

3. Отказ от контрпродуктивных методов коррекции поведения (собаку не стоит наказывать, но, например, необходимо уделять собаке больше внимания в отсутствие ребенка)

4. Изменение основных правил общения внутри семьи (например, кормление по расписанию и с выполнением команд, а внимание, игра, лакомство и прочие бонусы будут даваться только в присутствии ребенка)

5. Исключение непреднамеренного поощрения проблемного поведения (в случае проявления агрессии хозяин не должен гладить собаку, успокаивать ее или пытаться отвлечь внимание)

6. Методы систематической коррекции поведения (например, в некоторых случаях можно использовать метод десенсибилизации/выработки противоположного рефлекса для подавления страха перед ребенком)

7. Обучение правильному поведению в потенциально проблемных ситуациях (сочетание поощрения за миролюбивое поведение и мягкого наказания за проявление агрессии по отношению к детям)

8. Выработка послушания при помощи обычных методов (например, для усиления контроля хозяина над собакой в потенциально проблемных ситуациях)

9. Механические вспомогательные средства (использование намордника в потенциально опасных ситуациях)

Пример

16-летнего мальчика дважды укусила двухлетний кобель, когда подросток пытался наказать его: один раз ударом руки, а второй раз ударом поводка. Видно, что собака явно испытывает страх перед мальчиком и рычит на него, когда он подходит слишком близко, в особенности, в помещении. Других членов семьи собака не боится, причем на улице она намного более спокойно реагирует на мальчика.

Подростку следует полностью взять на себя кормление собаки.

При наличии достаточного времени ему следует взять на себя обязанность выгуливать собаку.

Во время этих прогулок мальчик должен вести себя уверенно и спокойно, не угрожая собаке. Ни в коем случае не следует подвергать собаку физическим наказаниям (например, бить, дергать за поводок).

Другим членам семьи следует также воздерживаться от использования чрезмерно строгого наказания (то есть, следствием наказания должен быть лишь легкий испуг или реакция послушания).

Подростку ни в коем случае не следует приближаться к собаке, чтобы погладить или поиграть с ней. Вместо этого ему следует подождать, пока собака сама не подойдет к нему, даже если для этого потребуется несколько дней или недель.

Можно также во время ежедневных прогулок с собакой выполнять два-три коротких (не более 5 минут) упражнения на выработку послушания. Мальчику следует подозвать собаку и поощрить ее лакомством за выполнение четырех основных команд: "ко мне", "сидеть", "место", "стоять". Команды отдаются спокойным голосом. В случае ошибки собаку ругать не следует.

Для ускорения процесса подавления чувства страха все остальные члены семьи должны полностью игнорировать собаку, пока не наметятся первые тенденции улучшения. В принципе, в течение следующих двух-трех недель сын должен быть единственным человеком, который гладит собаку, говорит, гуляет, играет с ней и т.д.