Проверка перед проверкой. Рособрнадзор преподнес подарок к Дню учителя – "ЕГЭ для педагогов"

Сегодня школьному учителю практически невозможно сделать профессиональную карьеру. Да, педагогам присваиваются категории - первая, высшая, но проходит аттестация довольно формально, единых требований к ней нет. Можно согласиться стать завучем или директором, но от преподавания, скорее всего, придется отказаться и стать администратором. Да и вакансий таких в школе - минимум.

Чем старше учитель - тем выше шансы стать заслуженным или почетным. Молодежи в эту карьерную лестницу вписаться еще сложнее. Очень изменилась и нагрузка на педагогов. В классе теперь могут быть ученики с инвалидностью, задержкой развития и другими особенностями. Кто-то может успешно работать с ними, кто-то - пока нет.

Если раньше педагогов готовили только педвузы и некоторые университеты, то сейчас - еще и федеральные, национальные исследовательские, профильные вузы. Можно учиться в бакалавриате по любой специальности, и, закончив за два года педагогическую магистратуру, прийти работать в школу.

Министерство просвещения предлагает выстраивать карьеру учителя по горизонтали - в школах могут появиться новые должности - "старший учитель", "ведущий учитель". Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший - по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством. Эти нюансы уже прописаны в новом профстандарте для учителей. Он не вступил в силу, но вполне возможно, что с 1 сентября 2019 года станет обязательным.

Еще одно новшество: изменятся правила аттестации, и каждый педагог, который хочет работать в школе, должен будет сдать экзамен на "вход в профессию". Затем, через какое-то время надо будет снова сдать экзамен и подтвердить свое соответствие занимаемой должности. Эти обе аттестации станут обязательными. Что, если кто-то не сможет ее пройти? Преподавателя отправят доучиваться и повышать квалификацию.

Чтобы работать в школе, каждый педагог должен будет сдать своеобразный экзамен "на вход в профессию"

Как станет проходить аттестация по новым правилам? Московский государственный педагогический университет предложил такую модель: учитель на аттестации может набрать максимум 100 баллов. До 60 баллов будет приходиться на оценку квалификации, до 40 - на оценку профессиональных качеств. Из этих 40 баллов отзывы учеников могут составить максимум 25 баллов, работодателя - до 10 баллов, 5 баллов - мнения выпускников.

В октябре 2018 года пройдет общественно-профессиональное обсуждение новой модели, а в ноябре - рассмотрение итогов на Всероссийской конференции, посвященной этой теме.

От первого лица

Ольга Васильева, министр просвещения России:

Новая горизонтальная система учительского роста предлагает достаточно серьезные оценочные процедуры. Сначала - по собственному желанию в течение какого-то времени, потом - обязательные. Прежде всего проверяются предметные знания, дается психолого-педагогическая оценка учителю. В 13 регионах у нас прошло добровольное анонимное тестирование учителей русского языка и математики. Большая часть с заданием не справилась, мы способствовали тому, чтобы каждый человек выработал траекторию совершенствования. Некоторым придется переучиваться, я так полагаю, года три.

Справка "РГ"

Пилотные регионы, участвовавшие в апробации новой модели:

Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Чеченская Республика, Краснодарский край, Красноярский край, Хабаровский край, Волгоградская область, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Рязанская область, Свердловская область, Томская область, Ульяновская область, Ярославская область.

Дорожная карта переход на новую модель учительского роста

Первый этап: установление новых должностей педагогических работников (2017-2018)

Второй этап: внесение изменений в профстандарт "педагог" в части дифференциации уровней профессиональных компетенций и описания трудовых функций (2018)

Третий этап: разработка нового Порядка проведения аттестации, составление и апробация Единых федеральных оценочных материалов (2018-2019)

Четвертый этап: внесение изменений в законодательство РФ в целях обеспечения социальных гарантий педагогическим работникам.

Рособрнадзор в октябре проведет Всероссийское исследование компетенций учителей. В проверке примут участие 18 тыс. педагогов из 45 регионов. Решение об участии в исследованиях регионы принимали добровольно, уточняется в сообщении ведомства.

Как заявил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев, проверка дополнит «систему оценки качества образования обучающихся и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства».

В каждом регионе организуют площадки, где учителя будут выполнять специальные задания по материалам, разработанным на федеральном уровне. Педагогам предстоит принять участие в исследованиях по дисциплинам, которые они преподают в школах: русскому языку и литературе, математике и информатике, истории, обществознанию, экономике, праву, предметам «Россия в мире», «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Наряду с заданиями диагностической работы в рамках исследования учителям предстоит ответить на вопросы анкеты, часть которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов их работы. Также исследуются результаты учителей в зависимости от контекстных данных — тип школы, размер населенного пункта, стаж и возраст учителя и т. п.

На 2019 год запланировано продолжение исследований для учителей географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физической культуры, иностранного языка, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий. В них прогнозируется участие уже 40 тыс. учителей из 70-ти регионов.

Как уточнили в Рособрнадзоре, в дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает Минпросвещения.

Ранее Рособрнадзором был реализован ряд проектов, направленных на разработку объективной модели оценки компетенций учителей и проведена апробация. Так, в 2015 году совместно со Всероссийской ассоциацией учителей истории и обществознания и Российским историческим обществом проведено Всероссийское исследование «Портрет учителя истории», в рамках которого опрошено около 6 тыс. участников. Целью исследования был экспертный анализ уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания с учетом внедрения концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

В октябре 2015 года проведено предварительное исследование компетенций учителей русского языка, в котором приняли участие около 1 тыс. педагогов.

В апреле—мае 2016 года состоялся основной этап исследований компетенций учителей математики и русского языка (по 8 тыс. участников соответственно) и литературы (6 тыс.). В рамках исследования учителя выполняли диагностическую работу, включавшую три блока: решение задач, решение методических проблем в конкретной педагогической ситуации, оценивание работ и комментирование ошибок обучающихся.

Апробация новой модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики прошла осенью 2017 года в 13 регионах России. В ней приняли участие около 5 тыс. учителей.

В комментарии РБК сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий назвал целью исследования Рособрнадзора попытку убедить общественность и власть в недостаточном профессионализме учителей России, а значит, «им не надо повышать зарплаты, не надо совершенствовать, облегчать систему отчетности». Однако, по словам Луховицкого, будут «распилены очень неплохие деньги». «Я поздравляю Рособрнадзор, им удалось сделать хороший бизнес», — сказал он.

Сам исследование Рособрнадзора он назвал «абсолютно бессмысленным», потому что «заранее предполагается невозможность использовать его результаты». «Это исследование, задуманное теми, кто школу не знает, кто в школе не работал и оценивать работу педагога не может в принципе», — пояснил он.

В октябре Рособрнадзор проверит 18 тысяч учителей на профпригодность

Накануне Дня учителя Рособрнадзор обрадовал педагогов проверкой на профпригодность . Доказать знание своей дисциплины и педагогические навыки в октябре придется 18 тыс. учителей из 45 регионов. В следующем году проверка коснется уже 40 тыс. педагогов. Так надзорное ведомство стремится повысить квалификацию учителей и усовершенствовать качество школьного образования в стране. Правда, сами педагоги считают, что их хотят унизить перед обществом и лишить тем самым надежды на рост зарплат и избавление от бумажной волокиты. Подробности - в материале .

О проведении "Всероссийского исследования компетенций учителей" Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки объявила 1 октября, за несколько дней до профессионального праздника - Дня учителя.

"Проводимые исследования компетенций учителей дополняют систему оценки качества образования обучающихся и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства", - заявил заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев .

Учителям предстоит выполнить задания по дисциплинам, которые они преподают, а также ответить на вопросы анкеты, часть из которых раскрывают психолого-педагогические аспекты их деятельности.

В этом году исследование проведут среди учителей русского языка и литературы, математики и информатики, истории и обществознания, экономики и права, а также предметов "Россия в мире", "Родной язык и родная литература", "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

В следующем году проверка коснется уже 40 тыс. учителей из 70 регионов по дисциплинам: география, физика, химия, биология, естествознание, экология, физкультура, иностранный язык, ОБЖ, искусство и технология.

"В дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает Минпросвещения РФ по поручению президента Российской Федерации. На основе результатов оценки уровня профессиональных компетенций можно будет выстроить систему повышения квалификации педагогов , а значит - совершенствовать качество школьного образования в стране", - заявили в Рособрнадзоре.

Учителя уверены: цель всероссийской проверки - показать обществу "плохих учителей", недостойных повышения зарплат и улучшения условий труда.

По словам сопредседателя профсоюза "Учитель" , учителя русского языка и права Всеволода Луховицкого , проверка Рособрнадзора будет некомпетентной, а ее результаты будут известны заранее.

"У нас всегда так: любой эксперимент проводится и сразу же заявляется, что через год это будет внедрено. Это значит, что это никакой не эксперимент, не проверка, а просто подтверждение того, что наши чиновники и так знают. Любое действие должно иметь цель. Какая будет цель у этой проверки, непонятно. От того, что мы выясним уровень преподавателей, ничего в нашей школе, в нашей жизни, в образовании не изменится. Предложить других учителей неизвестно откуда или переделать вдруг этих учителей, невозможно. Можно только одно - показать обществу, какие у нас плохие учителя , а раз они плохие, то не надо обращать внимание на их требования, не надо думать об улучшении их условий труда, надо говорить только о том, какие они плохие", - поделился своим мнением с Всеволод Луховицкий.

"Очередной хороший нам подарочек к празднику преподносит Рособрнадзор", - добавил сопредседатель профсоюза, напомнив о Дне учителя 5 октября.

В этот день профсоюз планирует серию одиночных пикетов , посвященных проблемам образования и защите трудовых прав педагогов, у здания Министерства просвещения на Тверской: в полноценном пикете у здания на Люсиновской улице активистам отказали.

"Четыре года нам не согласуют пикеты на Тверской. Сейчас нам сказали, что на Люсиновской недостаточно места до 15 участников пикета. Вероятно, тогда учителя будут выходить на одиночные пикеты уже к зданию на Тверской. Основное требование - "Дайте учителю учить". Хватит заниматься всякой ерундой - бесконечными проверками", - отметил Всеволод Луховицкий.

Ответственность учителей растет, а статус нет, заметил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин .

"Я думаю, что в современной ситуации учителей нужно не столько проверять, сколько поклониться им за то, что они в таких условиях в школе работают. Концепция образовательной политики должна быть такая: учитель должен иметь высокий статус и высокую ответственность. Пока, к сожалению, ответственность все время повышается, а со статусом проблемы", - рассказал депутат.

Сейчас в школах не хватает учителей математики, иностранного языка, русского языка и литературы, начальных классов, заметил Олег Смолин, сославшись на данные Рособрнадзора.

"Поэтому остальным приходится работать буквально "за себя и за того парня" . Средняя нагрузка учителя - 28 часов на позапрошлый год, по данным Рособрнадзора. Теперь больше. По данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы, за последний год количество учителей, которые работают на две ставки, увеличилось вдвое с 7 до 13%. Поэтому если будет продолжаться политика повышения ответственности без улучшения статуса, то работать в школе будет некому. Я за то, чтобы учителя имели высокие профессиональные навыки, только создайте им высокий профессиональный статус", - заключил парламентарий.

В Рособрнадзоре заверили, что предстоящая проверка не возникла внезапно - ведомство реализовало ряд проектов по разработке объективной модели оценки компетенций учителей и опробовало их на практике. В 2015 г. прошло всероссийское исследование "Портрет учителя истории", а затем проверка учителей русского языка. В 2016 г. - основной этап исследований компетенций учителей математики, русского языка и литературы. В прошлом году 5 тыс. учителей в 13 регионах прошли апробацию новой модели уровневой оценки компетенций учителей.

В профсоюзе "Учитель" не доверяют результатам проверок Рособрнадзора. "Никаких достоверных результатов, которые можно было бы независимым экспертам оценить, проверить, понять, никаких выводов из этих проверок никогда не делается. Любая проверка Рособрнадзора - это дополнительная бессмысленная работа и хлопоты учителям , у которых сейчас не 18 часов, как было 30 лет назад, а по 35-40 часов в неделю. И вместо того, чтобы заниматься их непосредственной работой, их принуждают занимаются всякой ерундой. Это мнение не мое личное, я откажусь от любой проверки и никто меня не заставит ее проходить, а вот учителя обычные чаще всего вынуждены, потому что недостаточно решительны", - заметил Всеволод Луховицкий.

На сайтах региональных образовательных ведомств размещена информационная справка о результатах проверки учителей в предыдущие годы.

"По итогам анализа результатов исследования компетенций учителей русского языка, математики и литературы в 2016 году было выявлено, что 15-20% учителей имеют недостаточный для выполнения работы уровень подготовки : 50% учителей имеют не высокий уровень методической подготовки; 80% учителей имеют слабый уровень владения приемами объективного стандартизированного оценивания результатов обучения", - сказано в документе.

Учителям требовалось решить 20 предметных задач, три методических задания и профессиональную задачу.

Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным. После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2018 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов. Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.

Не так давно заместитель Рособрнадзора Анзор Музаев представителям СМИ рассказал о том, что в следующем году планируется принять новую модель аттестации учителей. По его словам, подобные меры направлены на то, чтобы уменьшить количество слабых педагогов и повысить их уровень квалификации. Результаты проверок ВПР, сравнивание оценок по ЕГЭ и оценок в школах и по классам показывает, что некоторые учителя завышают отметки, иными словами они не соответствуют действительным знаниям учеников. Особенно подобное явление наблюдается в провинции. Музаев считает, что причина может крыться в недостаточной осведомленности педагога, малом багаже его знаний.

Новая форма аттестации учителей в 2018 году, по словам чиновника, разрабатывается совместно с учительским составом, что позволит исключить промахи при составлении заданий для проверки профпригодности педагогов. Новая модель проверки работников образовательной сферы будет состоять из трех основных блоков:

  1. Проверка уровня знаний по предмету.
  2. Проверка психологических характеристик.
  3. Проверка педагогических навыков.

Такой подход позволит определить не только уровень знаний педагога, но и его умение подать материал, найти общий язык с детьми и так далее. Пока информации о том, в каком виде будет проходить проверка знаний, психологии и педагогики, нет, поскольку схемы и метод до конца не проработаны, а предложенные варианты вызывают возмущения в сотрудников образовательной сферы.

Слабые места новой формы аттестации учителей в 2018 году

Известно, что новая аттестация педагогических сотрудников с 2018 года будет проводиться каждые 4 года. Ранее Рособрназдор заявлял о том, что проверку нужно проводить чаще – каждые 2-3 года, но пока такое предложение не реализовано в жизнь.

Несмотря на то, что пока новая модель проверки учителей не утверждена и находится в процессе разработки, волна возмущений катится интернетом и по школам. Вот главные моменты, которые вызывают недовольства педагогических сотрудников:

  1. Учителям предлагают написать эссе, который позволит оценить их кругозор. Возникает вопрос о том, кто будет проверять их работы и по каким критериям. Не исключен вариант, что оценка будет необъективная, а требования существенно завышенные. Возможен и вариант, что эссе заменят КИМ (наподобие ЕГЭ). Он будет включать и общие, и узконаправленные вопросы по предмету.
  2. Проверку психологических характеристик предлагают проводить на основе анализа видео урока учителя. Но возникают трудности технического характера, поскольку видео должно быть снято не на телефон или иной гаджет, а выполнено профессионалом. Но это требует финансовых затрат, а также разрешения на съемку от всех родителей учеников, что в принципе невозможно.
  3. Подтверждение педагогической пригодности с юридической точки зрения можно оспорить в суде, поскольку на наличие необходимых навыков указывает документ (диплом), полученный после завершения высшего учебного заведения.

Подобная ситуация с проверкой умений и навыков коснулась водителей. После того, как чиновники ввели обязательную пересдачу теста и проверку водительских навыков при обмене водительских прав. Водителям удалось доказать через суд, что они такую проверку уже проходили при сдаче экзамена перед получением прав. Не исключено, что ситуация повторится и учителям удастся отстоять свои права.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2018 году?

Поскольку аттестация учителей в 2018 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные – формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.

Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.

По положению о новой форме аттестации, учителя должны будут сдавать экзамен по предмету в той школе, где сами преподают Фото: Александр Исаков

Свердловская область – единственная на территории Урала вошла в число 19 пилотных регионов страны, которые испытывают новую модель аттестации учителей. Для того чтобы подтвердить качественные знания, учителя будут сдавать экзамены по всем предметам, которые ведут, напоминающие по форме ЕГЭ. Первые тестирования уже состоялись.

Сейчас в число 19 пилотных регионов также входят Татарстан, Нижегородская, Ленинградская области и Красноярский край. Но по плану профильного министерства, с 2020 года в ходе своей аттестации экзамены будут сдавать учителя по всей стране. Сейчас в России создаётся национальная система учительского роста. В соответствии с ней учителя должны будут не только демонстрировать свои методические умения и знания психологии школьников, но и знания своего предмета.

Систему аттестации, которую педагоги проходят раз в пять лет, в России решили пересмотреть ради качества школьного образования. Из-за нехватки учительских кадров нередкими стали ситуации, когда математику, русский язык и даже иностранный ведут учителя начальных классов. А в деревнях и посёлках случается, что географию преподаёт физкультурник. Так, директор лицея Уральского федерального университета Андрей Мартьянов рассказал «Облгазете», что на весь Серов приходится всего семь учителей физики… Что уж говорить о деревнях. Искоренить дефицит педагогов не удаётся ни увеличением бюджетных мест в педагогических вузах, ни введением специальных льгот для сельских учителей. Понимая это, руководство образованием решило подойти к решению вопроса качества обучения с другой стороны. И заставить учителей хорошо знать тот предмет, которому они сами учат детей. Тем более что представители других социально значимых профессий при аттестации всегда сдавали экзамены. Так, врачи при подтверждении квалификационной категории всегда проходят учёбу и в финале экзаменуются.

– Президент поставил нам задачу обеспечить конкурентоспособность отечественного образования. Россия должна войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. А ведь педагог учит только тому, что знает сам, следовательно, качество его знаний обязано быть высоким, – объяснил необходимость нововведения заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков на расширенной коллегии министерства общего и профессионального образования региона.

Первый пробный экзамен по своему предмету около 600 российских учителей сдали уже на этой неделе. Это были тесты, присланные из столицы. Среди пионеров были и несколько десятков свердловских педагогов. Результатов, правда, ещё нет – итоги подведут в июле: ждать придётся примерно столько же, сколько выпускники ждут оценок ЕГЭ.

– Для аттестующихся педагогов мы организовываем образовательные курсы, у нас в регионе есть Институт развития образования, так что наши учителя имеют все возможности повысить качество своих предметных знаний, – заверил министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов . – Пока область принимает участие в апробации новой формы аттестации, все наши педагоги экзаменуются исключительно по собственному желанию.

  • Опубликовано в №107 от 22.06.2018 под заголовком «Педагоги Среднего Урала начали сдавать экзамены»