Процесс принятия управленческих решений. Принятие решений

Что такое решение, как правильно принимать решения, как они принимаются на клеточном уровне, каков процесс принятия решений, какие есть методы принятия решений и каковы последствия правильных и не правильных решений…

У каждого человека есть множество целей : оперативных, тактических, стратегических. Их достижение позволяет удовлетворять свои потребности и получать необходимые ресурсы для личного развития и самореализации . Причем у каждой цели есть огромное количество способов достижения, путей к ней.

Это можно представить в виде карты с множеством городов и дорог, связывающих их в единую сеть. На этой карте можно увидеть бесчисленное количество перекрестков и поворотов. Они являются моментами, когда человеку нужно принять решение : двигаться вперед, повернуть или вообще развернуться. Эти моменты очень важны: если принять неверное решение, повернуть не туда, совершить ошибку, то можно потерять много , потратить время на поиск правильной дороги, заблудиться или даже погибнуть.

Чтобы минимизировать подобные ошибки , человеку нужно научиться правильно и своевременно принимать решения. Это поможет успешно достигать любых целей, по минимум тратить личные ресурсы и улучшать не только свою жизнь, но и помогать многим окружающим. Правильное принятие решений делает человек более уверенным, сильным и спокойным, что в целом делает его еще более счастливым.

В этом методе Вы найдете подробное описание, что такое решение, как оно принимается на клеточном уровне и какие практические методы вы можете использовать, чтобы принимать правильные решения.

Итак, для начала разберемся, что же такое решение.

Каждое мгновение у вас есть огромное количество вариантов действий, которые вы можете выполнить . Они называются альтернативами . И каждое мгновение вы делаете выбор из этих альтернатив в пользу одного из вариантов (пойти направо, лечь, пообедать, позвонить...). В зависимости от сделанного выбора вы начинаете действовать и тратить личные ресурсы для достижения конкретной цели, которая должна дать вам определенный, полезный результат. Такие варианты действий и являются решениями.

Это обоснованно выбранный вариант действий из множества альтернатив, обеспечивающий получение желаемого результата.

Но среди всех возможных альтернатив одни варианты помогают приблизиться к цели, улучшить состояние и получить новые ресурсы - полезные действия (правильные), а другие, наоборот, приведут к ухудшению состояния и потере личных ресурсов - вредные действия (ошибочные). Чтобы выбрать правильные варианты, нужно принять решение.

Принятие решения - это процесс определения наилучшего решения, обеспечивающего максимальную эффективность и успешность получения результата

Суть процесса принятия решения заключается в распределении личных ресурсов между множеством целей, в зависимости от их важности и полезности. Когда человек принимает решение, он выбирает самую важную на данный момент цель, начинает выполнять действия и тратить ресурсы для её достижения.

Позволяют достичь цели с минимальными затратами ресурсов (по кратчайшему пути) с учетом всех возможных ограничений. А принимая оптимальные решения каждый раз, человек способен достичь идеальной эффективности , что сделает его еще более успешным (если будет достигать правильных целей, помогающих ему самореализоваться).

При принятии решений важную роль играют аргументы - факты, доказывающие полезность определенного действия для достижения цели. Для каждой альтернативы может выдвигаться несколько аргументов. Выбор делается в пользу того варианта, за который получилось найти наиболее значимые, весомые аргументы. Поэтому очень важно для принятия правильного решения искать как можно больше аргументов.

Решения во многом зависит от уровня определенности ситуации, в которой оно принимается . Чем меньше человеку известно о ситуации, ее причинах и последствиях, тем более сложным становится принятие решения. Если ситуация знакомая, человек знает, что будет, если он примет то или иное решение, тогда выбор делается легко. Фактически и выбора тогда нет - сразу известно правильное решение, которое немедленно и начинает реализовываться.

Уровень определенности также влияет на уверенность человека в правильности выбранного варианта. Чем больше человек знает о последствиях своего решения, тем больше он уверен в своей правоте и тем сильнее будет намерение реализовать выбранные действия. Поэтому, чтобы стать более уверенным человеком, нужно повышать уровень определенности в проблемных ситуациях, получать больше информации о них. Тогда принимать решения будет гораздо легче и цели будут достигаться эффективнее и успешнее.

Решения могут быть как сознательными , так и неосознаваемыми , еще их называют произвольными и непроизвольными соответственно. Причем неосознаваемых решений мы принимаем на порядки больше, чем сознательные. К ним можно отнести физиологические процессы в нашем организме, за которые отвечает нервная система. Большую часть своей работы она выполняет в автоматическом режим, без участия нашего сознания, но которое может её контролировать в нужный момент (можем задержать дыхание, когда потребуется).

Нервная система, основанная на рефлекторном принципе , сама принимает решения для автоматического реагирования на внутренние и внешние изменения. Сделать вдох/выдох, сократить/расслабить мышцы, выделить желудочный сок, чихнуть, повернуть голову на громкий звук и т.п. - всё это результат неосознаваемого принятия решений, реализуемого рефлексами. Это помогает освободить сознание для принятия других, обычно более важных решений, помогающих достичь значимые цели.

Для сознательного принятия решений главным инструментом является воля .

Воля - это способность сознательно делать выбор и выполнять действия для достижения целей

Воля позволяет человеку сознательно регулировать своё поведение и деятельность, преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных действий. В целом она регулирует активность в проблемных условиях: повышает её, когда нужно выполнить полезные действия, или понижает, если нужно предотвратить бесполезную деятельность.

Чаще всего воля используется в начале достижения цели, когда требуется сделать правильный выбор и выполнить первый, обычно самый сложный шаг. Также она применяется при возникновении препятствий (проблем, потребностей, воздействий), когда нужно сделать усилие для их преодоления.

Таким образом, главными компонентами процесса принятия решения являются альтернативы, определенность, аргументы, воля, выбор, результат.

Физиология принятия решений

Как было сказано ранее, главный инструмент для принятия решений - это воля. Её физиологической основой являются гигантские пирамидные клетки Беца , находящиеся в лобных долях коры головного мозга . Они через нервные пути связаны со всеми эффекторами человеческого организма (мышцами рук, ног, языка, гортани и т.п.) и образуют единый, взаимосвязанный двигательный аппарат организма. Именно он позволяет нам реагировать на внешние воздействия среды и самим влиять на неё, проявляя свою волю.

Клетки Беца реагируют на эмоциональные процессы , сигнализирующие о значимости текущих воздействий. Если они способны улучшить или ухудшить состояние организма, то воля принимает решение о выполнении ответных действий для адаптации к текущим условиям, чтобы как минимум сохранить целостность организма (гомеостаз).

Также клетки Беца тесно связаны с памятью человека . С физиологической точки зрения, память - это определенная структура нервной системы, включающая несколько компонентов: связи между нейронами, уровень миелинизации этих связей (влияет на скорость передачи импульсов), кольцевые структуры нейронов, структура белка РНК в ядре нейронов (отвечает за узнавание входных сигналов и формирования выходных импульсов) и т.п.

Из-за внешних воздействий, создающих электрические импульсы в нервной системе, происходит изменение в указанных компонентах (например, появляются новые связи). Это приводит к тому, что нервная система уже по другому реагирует на последующие аналогичные воздействия. А при принятии решений именно эти изменения влияют на то, на какие клетки Беца (варианты) будет подаваться импульс. По сути, память является хранилищем аргументов, исходной информации, которая используется при принятии решений.

Поэтому именно клетки Беца и являются физиологическим инструментом принятия решения . При воздействии на них, эти клетки сначала накапливают на себе электрический заряд, в чем заключается интегрирующее свойство нейронов. Как только этот заряд доходит до определенного уровня (готовность решения), клетки передают импульс в нервную систему, которая реализует выбранное действие .

Каждое исходное воздействие на клетку Беца, исходный электрический, детонационный импульс - это аргумент , который выдвигается в пользу определенного варианта. Можно сказать, что каждая отдельная клетка, а точнее комплекс клеток, отвечают за выбор конкретного варианта действий - альтернативы . И на какой клетке электрический заряд накопится быстрее, тот вариант и будет реализован. Накопление заряда происходит за счет объединения (конвергенции) сигналов от различных сенсорных систем и других нейронов, хранящих память о предыдущих воздействиях, принятых решениях и их последствиях.

Такой процесс можно сравнить с чашами , которые наполняют водой. Допустим Вы едите с работы домой, подъехали к перекрестку и вам нужно принять решение: повернуть направо или налево. Тогда в нервной системе появляются 2 "чаши" (2 объединения клеток Беца). Вы начинаете думать: "если поверну направо, тогда доеду до дома быстрее". В этот момент Вы как будто налили в первую "чашу" немного воды (дали электрический импульс первому объединению клеток - сформулировали аргумент). Затем подумали: "если поверну налево, то смогу заехать в магазин и купить продукты" - налили воды во вторую чашу. "А если приеду быстрее домой, то больше отдохну" - снова пополнилась первая чаша. "А если попаду в магазин, то куплю что-нибудь вкусного" - опять пополнилась вторая чаша. И такое "подливание" будет происходить до тех пор, пока одна из "чаш" не переполнится. Это и будет моментом принятия решения.

После принятия решения клетки Беца отправляют электрический импульс (а точнее их последовательность, называемых пучком) к проекционным зонам коры головного мозга. В них находятся нервные центры, управляющие эффекторами (например, мышцами рук, ног, лица...). И именно они реализуют принятое решение, выполняют конкретные действия для достижения цели. Такие сигналы и называются волевым усилием .

Клетки Беца способны оценивать вероятность успеха реализации решения в данных условиях . Т.е. если одно решение в разных условиях приводило и к успеху, и к провалу, то человек в аналогичной ситуации сможет оценить, какое из решений наиболее вероятно приведёт к успеху. Это позволяет принимать правильные решения в новых, неизвестных условиях и получать результат, когда точно не известен путь достижения цели.

Согласно теории функциональных систем П.К. Анохина, процесс принятия решения является переходным от афферентного синтеза к программе действий . Т.е. от принятия решения зависит, какая именно будет реакция (программа действий) на текущее влияние (определяемое афферентным синтезом), и будет ли вообще эта реакция.

Уровень определенности ситуации влияет на быстроту перехода к программе действий - чем он выше, тем быстрее будет принято решение и тем быстрее оно будет реализовано. Высокий уровень возникает, когда человек уже сталкивался с подобной ситуацией и у него уже сформировались нейронные структуры, отвечающие за выбор и реализацию правильного решения. Если же определенность низкая, то организм потратит время на формирование новых нейронных связей, объединение нейронов, поиск аргументов и т.п., чтобы найти наилучший вариант действий. А значит времени на принятие решения будет потрачено больше.

Таким образом, с физиологической точки зрения, процесс принятия решения заключается в передаче импульсов к нервным клеткам Беца в лобных долях, накоплении этими клетками электрического заряда и передача волевого усилия к эффекторам для реализации решения. При принятии решения организм освобождается от большого количества степеней свободы, выбирает одну из них и реализует её.

Память, мышление и эмоции при принятии решений

Для принятия правильного решения важно использовать такие особенности, как память, мышление и эмоции .

Память предоставляет исходную информацию, которая будет использована при принятии решения в качестве аргументов. Важнейшими критериями этой информации являются её объективность (истинность) и полнота. Если для принятия решения используется ложная информация (заехали в магазин, считая его еще открытым, но реально он уже закрыт), то и решение будет ошибочным (потратите время). Аналогично и про полноту: если информации не хватает, то решение также может быть ошибочным или далеко на наилучшим (чтобы купить что-то вкусное можно было заехать в магазин, который по пути домой, но о котором вы не знали).

Поэтому прежде чем принимать решение, важно убедиться, что та информация, которой вы владеете, является верной и постараться получить как можно больше дополнительной информации, которая касается цели.

Мышление позволяет обрабатывать имеющуюся информацию, анализировать ее (разбивать на части), синтезировать новую (соединять её с другой информацией), фильтровать лишнюю, делать умозаключения и т.п. Это позволяет получить еще больше аргументов. Чем их больше, тем решение будет ближе к оптимальному.

Также мышление используется для постановки цели , ее планирования, определения необходимых ресурсов для ее успешного достижения. А когда начнется достижение цели, то мышление позволяет сравнивать текущее состояние с запланированным. Это помогает своевременно определить отклонения от плана, внести необходимые корректировки в него и в деятельность, что предотвращает излишнюю трату ресурсов и минимизирует ошибки.

Именно мышление позволяет принимать решения сознательно , на основе объективных фактов и личного опыта. Без мышления человек бы осуществлял только неосознаваемую деятельность, как многие животные и растения, на базе врожденных инстинктов (безусловных рефлексов). А так как главным инструментом мышления является речь, то необходимо развиваться свои речевые качества и существенно расширять словарный запас. Это даст еще больше аргументов для принятия правильного решения.

Еще одной важной особенностью, влияющей на принятие решений, являются ваши эмоции . Они позволяют оценить все альтернативы, их значимость, влияние на изменение личного состояния и возможность удовлетворения потребности.

Во многих случаях, когда принять решение осознанно не получается в силу большого количества вариантов или их сложности, человек полагается именно на свои . Если вариант вызывает наиболее сильные, позитивные эмоции по сравнению с другими альтернативами, тогда можно считать его оптимальным и реализовать именно его.

Но на самом деле много подобных решений оказываются не оптимальными или даже ошибочными. Поэтому когда есть возможность осмыслить все варианты, поразмышлять над ними, то нужно это делать обязательно, а не полагаться только на свои эмоции.

Можно сказать, что эмоции являются бессознательной памятью и мышлением, которые в общем называют интуицией . Она позволяет автоматически принимать решения без участия сознания, в основном за счет инстинктов и навыков. Это очень полезно во многих случаях, особенно в экстремальных, критических условиях, когда принимать решения нужно очень быстро.

Этапы/процесс принятия решения

С психологической и физиологической точки зрения, процесс принятия решения имеет несколько ключевых этапов :

1. Попадание в проблемную ситуацию : возникновение потребности, нереализованного желания, нехватка ресурса, внешнее вредное воздействие и т.п.

2. Формирование цели , достижение которой поможет получить результат, решающий проблему.

3. Восприятие и обработка информации о проблемной ситуации, условий её возникновения, оценка её значимости. Для этого используются анализаторные системы и когнитивные процессы (мышление, память, воображение...).

4. Формирование поля альтернатив на основе текущих условий, прошлого опыта и прогнозируемых последствий. Это поле формируется из универсального множества всех возможных действий. Человек лишь отбирает те варианты, которые способны помочь достижению цели.

5. Формирование критериев для оценки альтернатив.

6. Сравнительная оценка альтернатив по критериям и аргументирование. Позволяет ограничить поле альтернатив, уменьшить его, выявить наиболее значимые варианты, способные эффективнее всего достичь цели.

7. Выбор наилучшего варианта - кульминация принятия решения.

8. Создание волевого усилия для реализации решения (передача сигнала эффекторам).

В целом, процесс принятия решений можно представить в виде древовидной, иерархической структуры . Она содержит множество альтернатив, которые порождаются возможные варианты и отсекаются наименее перспективные "ветви". Этот процесс завершается, когда остается одна единственная "ветвь" - принятое решение.

После принятия решения конечно требуется его реализовать . Для этого, кроме создания волевого усилия, требуется контролирование, регулирование и управление процессом реализации. А после достижения цели и получения результата нужно оценить , насколько он совпадает с ожидаемым. Если не соответствует, является недостаточным, т.е. проблемная ситуация не разрешена, тогда принимается новое решение и выполняются дополнительные действия.

Дополнительно о реализации решений вы можете узнать в методах Достижение успеха , Постановка целей , Планирование целей и дел .

Теперь вы понимаете в чём суть процесса принятия решения, знаете о его физиологических основах, главных компонентах и этапах.

Теперь пришло время для самого главного - практических методов , которые помогут быстрее и правильнее принимать решения любой сложности и в любых ситуациях. Важно попробовать их все, понять, какие методы вам больше подходят, постоянно применять их для успешного достижения личных целей и полноценной самореализации.

В целом выделяются два типа методов принятия решения: алгоритмические и эвристические .

Алгоритмические методы предполагают наличие у человека достаточной информации о проблемной ситуации. Тогда принятие решения сводится к построению совокупности правил, следуя которым, автоматически выбирается оптимальный вариант, т.е. имеется высокая гарантия принятия верного решения.

Эвристические методы применяются при значительном дефиците информации о проблемной ситуации, поэтому принятие правильного решения не гарантируется. Однако человек, используя различные эвристические приёмы, может найти рациональное решение, которое больше всего подходит в текущих условиях. Такие приёмы сокращают область поиска при решении сложной проблемы и вполне удовлетворительно обеспечивают решение в течение достаточно короткого промежутка времени.

Следует учитывать, что большинство описанных ниже методов основываются на вашей самостоятельной работе и использовании ваших внутренних ресурсов (знаний, опыта, эмоций, воображения...). Для этих методов крайне важно организовать тихую, спокойную обстановку, остаться наедине с собой, своими мыслями. Т.е. нужно максимально изолироваться от внешнего мира, чтобы ничего не отвлекало и никто не мешал.

В этом методе используется команда экспертов , компетентных в вопросе, по которому нужно принять решение. Каждый эксперт оценивает возможные варианты и затем делается обобщение этих оценок для выбора наиболее полезного варианта.


Экспертами могут быть не обязательно профессионалы в какой-то области со специальным высшим образованием. Во многих ситуациях помочь могут близкие, друзья, коллеги...

Для применения этого метода нужно выполнить следующие шаги:

1. Все эксперты совместно составляют общий список возможных вариантов.

2. Каждый эксперт оценивает каждый вариант, например, по шкале от 1 до 10 или до 100.

3. Для каждого варианта суммируются оценки всех экспертов.

4. Выбирается тот вариант, который набрал наибольшую оценку.

Результатом данного метода может быть подобная таблица:

Если требуется получить более точное решение, то можно дополнительно составить список критериев для оценки варианта (например, насколько он сложен в реализации, сколько ресурсов это требует, как долго его реализовывать и т.п.). Тогда каждый эксперт оценивает варианты по этим критериям и определяется общая сумма оценок.

Данный метод можно применять, когда есть команда с лидером. Здесь используется модель Врума-Йеттона-Яго . Её главная идея состоит в том, что лидер, т.е. лицо, принимающее решение (ЛПР), в зависимости от текущих условий и уровня отношений с командой, может в разной степени привлекать участников к принятию решений, не всегда обращаться ко всей команде целиком или принимать решение самостоятельно.


Модель является ситуационной , т.е. предполагает, что не существует универсального способа принятия решения, а он зависит от ситуации.

Согласно данной модели, есть 5 основных стилей принятия решений :

2. АII : лидер получает необходимую информацию от отдельных, компетентных участников команды и затем сам принимает решение. При этом не обязательно сообщать участникам, по поводу чего лидер принимает решение (проблемы, цели, плана...). В этом случае участники просто предоставляют информацию и не участвуют в поиске или оценке альтернативных, возможно, более подходящих вариантов.

3. КI (командный): лидер излагает проблему индивидуально тем участникам, кто компетентен в ее решении, и выслушивает их идеи, предложения и альтернативы, но не собирает их вместе. Затем лидер принимает решение, учитывая или не учитывая полученную информацию.

4. КII : лидер излагает проблему всей команде, участники генерируют идеи , высказывают свои мысли, предложения и альтернативы, обсуждают их все вместе, дополняют и улучшают их. Затем лидер самостоятельно принимает решение, учитывая или не учитывая полученную информацию.

5. ГII (групповой): лидер излагаете проблему команде. Участники все вместе находят и оценивают возможные альтернативы и пытаются достичь согласия (консенсуса) в выборе наилучшего варианта и принятия решения для его реализации. В этом случае лидер играет роль председателя, который не стремится повлиять на команду, чтобы она приняла его решение, а приняла и выполнила решение, которое все участники сочтут наиболее приемлемым, оптимальным.

Чтобы выбрать конкретный стиль в зависимости от ситуации, нужно использовать дерево решений Врума-Яго :


В этом дереве учитываются следующие аспекты ситуации (переменные):

ТМ - требования к методу . Насколько точное и правильное нужно принять решение.

ТО - требования к обязательствам . Как много обязательств лидер может делегировать команде.

ИЛ - информированность лидера . Насколько много информации о проблемной ситуации и цели уже имеет лидер, т.е. насколько высока определенность.

СП - структурированность проблемы . Насколько понятна лидеру структура ситуации и цели.

ВП - вероятность подчинения . Насколько команда доверяет лидеру и готова реализовать любое его решение.

ОЦ - общность целей . Насколько принимаемое решение влияет на общие цели команды.

ВК - вероятность конфликта . Насколько вероятно возникновение конфликта с командой при отсутствии их участия в принятии решения.

ИП - информированность команды . Насколько много информации о ситуации уже имеют участники, т.е. насколько компетентны участники в области принимаемого решения.

В зависимости от уровня присутствия этих аспектов в ситуации (высокий или низкий) по дереву решений выбирается конкретный стиль принятия решения.

Применение данного метода позволяет определять наилучшие решения, которые гарантированно позволят достичь успеха и потратить наименьшее количество ресурсов. При этом отношения с командой остаются на прежнем уровне или даже улучшаются.

Подробнее о лидерстве вы можете узнать в методе Лидерство .

Чтобы получить наиболее точные решения в сложнейших ситуация, можно воспользоваться теорией принятия решений . В ее рамках используются множество методов математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии для выбора вариантов при решении проблем и достижении целей.

Методы этой теории являются достаточно сложными и трудоемкими, но они дают наиболее правильные, оптимальные решения . Среди методов есть как объективные, детерминированные методы, так и субъективные, вероятностные, применяемые в зависимости от сложности проблемной ситуации и уровня определенности.


Эта теория может применяться для оптимизации при принятии решений, чтобы минимизировать расходы и максимизировать доходы при достижении целей. Например, это методы линейного или целочисленного программирования, теория графов и т.п.

Еще одним компонентом данной теории является моделирование , т.е. создание моделей реальных объектов или процессов, на основе которых и принимается решение. Подобные модели позволяют спрогнозировать последствия выбора того или иного решения, что помогает предотвратить негативные последствия и найти наилучший вариант.

Теория позволяет принимать решения как в условиях одной цели (или фактора), так и при наличии множества целей (многофакторности). Также она учитывает ситуации, когда решение может приниматься не одним человеком, а группой людей.

В связи с описанными возможностями и сложностями, данную теорию применяют обычно только в крупных компаниях для принятия стратегических решений , чтобы минимизировать риски и повысить прибыль. Для этого создаются огромные информационно-аналитические комплексы, которыми пользуются обученные специалисты. По заданию руководства они выполняют расчеты, предоставляют подробные отчеты о возможных вариантах решений, их эффективности и важности.

Конечно вы можете изучить методы данной теории и применять их в своей практике. На это может понадобится время, усилия, возможно прохождение специальных курсов. Но это всё окупается существенным повышением точности принимаемых вами решений, что повлияет на вашу успешность и эффективность.

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !

Заключение

Таким образом, принятие решений является крайне важным процессом для адаптации, выживания и самореализации человека. Если решение принято неверное, ошибочное, тогда последствия могут быть просто катастрофическими. Это может привести как к материальным потерям, так и к гибели людей.

Поэтому очень важно развивать навык принятия решения, применять описанные выше методы и делать тщательный выбор оптимального варианта. Для повышения эффективности принятия решения, лучше комбинировать методы друг с другом в зависимости от сложности проблемной ситуации.

Верьте в себя, свои внутренние ресурсы, которые помогают вам принимать решения: свой опыт, память, эмоции, воображение, интеллект... Их вполне достаточно для принятия подавляющего большинства решений.


Конечно иногда можно обращаться за помощью в принятии решения к другим людям, специалистам, экспертам да и просто близким людям. Они могут дать новую информацию, которая позволят взглянуть на проблемную ситуацию с другой, возможно неожиданной для вас стороны. Это даст толчок в пользу одного из вариантов, который вы и реализуете.

Обязательно записывайте всё, что связано с принятием решения: альтернативы, ответы на вопросы, оценки и т.п. Особенно это нужно делать для сложных ситуаций, где требуется обработать много информации для принятия правильного решения. Тут как нельзя лучше подходит поговорка "Семь раз отмерь, один раз отрежь ". Если поспешно принять решение и быстро перейти к его реализации, то можно потратить значительно больше ресурсов, чем при реализации оптимального решения, или вообще не достичь цели.

Конечно же есть ситуации, когда решения нужно принимать практически мгновенно . Для того, чтобы решение в этих ситуациях было правильным, требуются навыки - программы автоматических действий в конкретных условиях. Иногда говорят об интуиции, но это те же навыки и инстинкты, которые человек способен применять бессознательно.

В общем, стремитесь принимать правильные решения, чтобы успешно и эффективно достигать личных целей. Тогда ваша самореализация закончится оглушительным успехом и вы создадите настоящий шедевр, который станет вашим великим наследием и улучшит жизнь многих людей

Список литературы

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2012. - 583 с.

2. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2005. - 478 с.

3. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека. Серия: Учебная литература для студентов медицинских вузов - М.: Медицина, 2007. - 656 с.

4. Орлов А.И. Теория принятия решений // Учебное пособие. - М.: Издательство "Март", 2004. - 656 с.

5. Василенко В.А., Шостка В.И. Ситуационный менеджмент // Учебное пособие, - Симферополь: ЦУЛ, 2003. - 356 с.

6. Загородников А.Н. Управление общественными связями в бизнесе. Учебник. - М: Крокус, 2013.

7. Лерер Джона. Как мы принимаем решения - М: Астрель, 2010. - 352 с.

8. Дэйвисон М. Многомерное шкалирование: Методы наглядного представления данных // М.: Финансы и статистика, 1988. - 254 с.

Различия, существующие в типах решений, и различия в трудности проблем, требующих решения, определяют уровень принятия решений. М. Вудкок и Д. Френсис выделяют четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Выбор каждого из них определяется конкретными требованиями к работе и задачами, предъявляемыми к способностям менеджера.

Первый уровень -- рутинный. Решения, принимаемые на этом уровне, представляют собой обычные рутинные решения. Как правило, у менеджера имеется определенная программа, как распознать ситуацию, какое решение принять. В этом случае менеджер ведет себя, как компьютер. Функция его заключается в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуацию, а после этого взять на себя ответственность за начало определенных действий. Руководитель должен обладать чутьем, верно трактовать имеющиеся указания на ту или иную ситуацию, действовать логично, принимать верные решения, проявлять решительность, обеспечивать эффективные действия в нужное время. Этот уровень не требует творческого подхода, так как все действия и процедуры заранее предписаны. Ключевыми навыками рутинного уровня являются: неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, соотношение контроля и мотивации.

Второй уровень -- селективный. Этот уровень уже требует инициативы и свободы действий, но лишь в определенных границах. Перед менеджером стоит целый круг возможных решений, и его задача заключается в том, чтобы оценить достоинства таких решений и выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных наборов действий те, которые лучше всего подходят к данной проблеме. Успех и результативность зависят от способности менеджера выбрать направление действий. Ключевыми навыками этого уровня являются: установление целей, планирование, соотношение анализа и развития, анализ информации.

Третий уровень -- адаптационный. Менеджер должен выработать решение, которое может быть абсолютно новым. Перед руководителем -- некий набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Только личная инициатива и способность совершить прорыв в неизвестное могут определить успех деятельности менеджера.

Ключевые навыки адаптационного уровня: идентификация проблем, систематизированное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска.

Четвертый уровень, самый сложный, -- инновационный. На этом уровне решаются наиболее сложные проблемы. Со стороны менеджера требуется абсолютно новый подход. Это может быть поиск решения проблемы, которую ранее плохо поняли или для решения которой требуются новые представления и методы. Руководитель должен уметь находить способы понимания совершенно неожиданных и непредсказуемых проблем, развивать в себе умение и способность мыслить по-новому. Наиболее современные и трудные проблемы могут потребовать для своего решения создания новой отрасли науки или технологии. Ключевыми навыками инновационного уровня являются: творческое управление, стратегическое планирование, системное развитие.

Каждый из рассмотренных нами уровней принятия решения предъявляет свои требования к управленческой квалификации.

Для менеджера важным является умение правильно и своевременно принимать управленческие решения. Основой принятия качественных и эффективных управленческих решений является качественная информация. Перечислены черты управленческих решений, которые должен знать менеджер. Рассмотрена технология управления, проанализированы три стадии рационального управленческого решения: уяснение проблемы, составление плана решения и выполнение решения. Особое внимание со стороны менеджера должно занимать принятие решения, состоящее из семи этапов. Рассмотрены подходы к классификации управленческих решений и сами классификации. Перечислены 10 правил, которые надо соблюдать при принятии управленческих решений, предложенных американским социологом М. Рубинштейном, которые должен знать квалифицированный менеджер.

Примером управленческого решения как системы может быть следующее:

Разработка корректирующих действий осуществляется на основе сигнальной (индикаторной) информации. При этом вскрываются причины отклонений, предлагаются альтернативные варианты их преодоления. Причинами корректировок могут быть:

  • 1. Ошибки, допущенные при разработке решений;
  • 2. Изменения, произошедшие под влиянием внешних и внутренних факторов;
  • 3. Недостатки в организации исполнения решений;
  • 4. Появление дополнительных возможностей для повышения эффективности решений.

По существу задача внесения корректив является безальтернативной, поскольку в изменившихся условиях выполнение ранее принятого решения может быть неэффективным, либо дезорганизованным. Коррективы вносятся при сохраняющейся целевой ориентации решения. Но возможна ситуация, когда по материалам контроля принимается новое решение сообразно сложившейся обстановке.

Для руководителей внесение изменений в реализацию решений нередко сопряжено с разного рода трудностями. Однако это лучше, чем отказ от них, так как последствиями могут стать ухудшение морально-психологического климата, создание видимости работы, нервозность в коллективе, халатность и бесконтрольность. Учитывая нежелательные последствия, руководитель должен предусматривать возможность внесения корректировок в решение, особенно если оно принимается в условиях неполной информационной определенности.

Следует добавить, что правильное решение может быть принято только при наличии достаточной, достоверной и своевременной информации, которая играет существенную роль при разработке и принятии управленческого решения

Решение - это организационная реакция устраняющая возникшую проблему.

Проблема , или проблемная ситуация, возникает в организации, когда фактическое состояние дел на объекте управления или результат его деятельности:

а) не соответствуют необходимому состоянию или нужному результату,

б) в будущем не обеспечат получение нужного результата.

Принятие решения - это процесс сознательного выбора лучшего варианта (альтернативы) решения проблемы.

Решения, принимаемые органами управления или менеджерами в рамках их официальных полномочий и обязанностей в целях организации, называют организационными, или управленческими .

Решения бывают запрограммированными (вписывающиеся в отработанные методы и процедуры) и незапрограммированным (не вписывающиеся в отработанные методы и процедуры и носящие творческий характер).

Решение считается рациональным если достижение поставленной цели обеспечивается с минимальными затратами .

Поведенческие модели принятия решений варьируют определение поведения лиц, принимающих решения, по оценочной шкале: от полностью рационального, как в случае рационалистической (рациональной) модели, до полной иррациональности в социальной модели (табл. 5.5).

Таблица 5.5. Рациональность в поведенческих моделях

Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы (рационального решения), которая принесет максимум выгоды для организации.

В рамках такого подхода строго соблюдается рациональная организация процесса (процедура) принятия решений. Требуется всестороннее определение проблемы, тщательный подбор данных и их углубленный анализ.

Модель ограниченной рациональности предложенная Г. Саймоном исходит из предположения, что рациональность менеджера зависит от его возможностей предубеждений и многих препятствий социального характера.

В соответствии с этой моделью преследуются цели удовлетворенности , а не максимума. Удовлетворенность трактуется как действия, которые достаточно хороши для организации в целом и требуют минимума усилий со стороны ее членов.

Модель эвристических суждений и препочтений возникла в основном под влиянием исследований Д. Канемана и Н. Тверски, сторонников психологического подхода к принятию решений, согласно которому лица, принимающие решения, прежде всего, полагаются, на э вристику - интуицию и прошлый опыт .

Интуитивные решения представляют собой выбор, сделанный только на ощущении того, что он правилен. Выбор решения, основанный на суждениях , представляет собой осознанный выбор, подкрепленный знанием и опытом.


Социальная модель иррациональна. Она исходит из того, что социально-психологические факторы оказывают серьезное влияние на поведение менеджеров при принятии решений.

Политическая модель предполагает, чторешение становится функцией распределения власти в организации и зависит от эффективности политики, используемой различными участниками процесса управления. Организационные решения в этом случае отражают желание членов организации максимально реализовать собственную властную политику.

Рациональный процесс принятия решений

Эффективность решений не в последнюю очередь зависит от организации процесса их принятия. Рекомендуется соблюдать очередность действий с определенным содержанием, т.е. придерживаться рациональной организации самого процесса принятия решения.

Можно выделить в этом процессе три основных этапа:

1) признание необходимости решить проблему;

2) выработка решения;

3) выполнение решения.

Каждый из этапов включает несколько последовательных шагов (рис. 5.7).

Рис. 5.7. Рациональный процесс принятия решения

Рациональный процесс принятия решения далеко не всегда можно и целесообразно использовать на практике в полном объеме, и сам по себе он не гарантирует выбор лучшего решения. Тем не менее, знание всех шагов и следование им позволяет избежать многих ошибок.

Подходы к участию в принятии решений

Основными видами, характеризующими степень участия, являются индивидуальный, групповой, система участия, централизованный, децентрализованный и демократический подходы.

Индивидуальный подход предполагает разработку и принятие решения менеджером без обсуждения и согласования с другими лицами (единоличное решение).

Индивидуальный подход предпочтителен, если невозможно принятие группового решения в силу каких-либо обстоятельств.

Групповой подход означает подготовку решения совместными усилиями менеджера, специалистов и других заинтересованных лиц - группой. Важным преимуществом данного подхода является возможность учесть больше информации и сформировать больше альтернативных вариантов решения. Кроме того, решение принимается легче и реализуется проще, так как на стадии выработки у него появляются сторонники.

Совещательный подход - разновидность группового подхода. Его основная задача состоит в выявлении, как можно более обширного круга мнений людей, имеющих отношение к принимаемому решению, а затем сформировать общую точку зрения.

Система участия сочетает опросменеджером заинтересованных в решении лиц, принятие окончательного решения с учетом их мнения, но самостоятельно, без групповых обсуждений.

По мнению специалистов, использование группового подхода и системы участия предоставляет менеджерам ряд очевидных преимуществ.

Централизованный подход (централизация) - это концентрация прав принятия решений на верхнем уровне руководства организацией. Децентрализованный подход (децентрализация) - это передача или делегирование прав принятия решений и ответственности за их реализацию на нижние уровни управления организацией.

Демократический подход означает принятиерешений в пользу большинства с использованием процедуры голосования. Его широко используют в системе демократических общественных институтов и институтов самоуправления (парламенте, органах местного самоуправления, некоммерческих общественных и отраслевых организациях и т.д.), а также при определении общих целей, задач, условий, избрании на некоторые должности, присвоении званий, принятии устава, коллективного договора, решений собрания акционеров и т.п.

Факторы, оказывающие влияние на принятие решений:

Информационные ограничения.

Ресурсные ограничения (по персоналу, финансам и времени).

Степень зависимости от внешней среды

Личностные оценки руководителя

Основные требования, предъявляемые к решению . Эффективность управленческих решений повышается при соблюдении следующих основных требований: соответствие полномочиям ; ответственность ; целевая направленность ; обоснованность ; своевременность ; непротиворечивость ; выполнимость ; законность ; эффективность .

Принятие решений практически всеми психологами признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию и определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Решение проявляется в планировании (процессе поиска и принятия решений, а также определении целей, задач и средств их достижения), в организации (решение, направленное на объединение различных видов ресурсов и совместной деятельности людей), управлении мотивацией, контроле и пр.

Принятие решения - это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и вы6op средств для реализации данной цели.

К сожалению, зачастую данный процесс протекает стихийно, под влиянием внешних обстоятельств и давлением вышестоящих руководителей. Именно поэтому его реализация протекает столь трудно. Профессор Л. Зайверт, руководитель немецкого Института рационального использования времени, замечает, что многие менеджеры предпочитают:

Правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;

Решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы;

Сберегать средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;

Исполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов;

Снижать издержки вместо того, чтобы повышать прибыль.

Все это - последствия неправильно принятых решений.

Почему же становится возможным неправильное принятие решений? И - как снизить вероятность подобного просчета в управлении? Для того чтобы понять это, нужно обратиться к психологическим особенностям человека, благодаря которым и осуществляется данное действие.

В принятии решений интегрируются знания, интересы, мировоззрение человека. И не одного человека. Важнейшую особенность этого процесса составляет его волевой характер как способность противостоять людям и обстоятельствам, способность поддерживать реализацию намеченной цели в сложных, изменяющихся условиях. Данный процесс осложняется тем, что в краткий промежуток времени руководителю приходится принимать множество разнонаправленных решений.

Решения принято классифицировать по разным основаниям:

По широте охвата (общие и частные);

По срокам действия и степени воздействия на будущее решение (оперативные, тактические и стратегические);

По функциональному признаку (решения, направленные на совершенствование планирования, организации, мотивации, контроля);

По степени новизны (рутинные, стандартные, творческие, уникальные);

По уровню определенности проблем, которые эти решения призваны разрешить (решения, принимаемые в условиях определенности, в условиях риска, т. е. вероятностной определенности, и в условиях неопределенности);

По обращенности к интеллектуальной или эмоционально-волевой сфере личности (интеллектуальные, волевые, эмоциональные).

В решениях реализуются интуитивный, прагматический и рациональный подходы.

Интуитивное решение принимается на основе ощущения его правильности, без анализа всех «за» и «против». Высока доля интуитивного подхода при принятии нового сотрудника на работу: здесь важны не только подготовка, опыт и соответствие требованиям, но и эмоциональная оценка - «нравится или не нравится» - претендента.

Прагматически ориентированное решение, основанное на знаниях и опыте, - это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Прежде всего, такой подход характерен для технологических решений.

Рациональное решение не зависит от прошлого опыта, оно обосновывается аналитически. Такой подход должен быть определяющим в стратегических решениях.

В реальности, в процессе принятия, задействованы все три подхода, один из которых является преобладающим. Причем, в разных ситуациях руководитель действует но-разному. Далеко не всегда имеется полная информация, чтобы провести соответствующий анализ необходимых исходных данных. Мало того, не всегда имеется время, чтобы такой анализ провести. Тогда в ход пускается интуиция, чутье подсказывает правильный ход событий, даже если для этого нет рационального объяснения. Человек чувствует, что «что-то не так», - и не заключает сделку с потенциальным партнером, в чем впоследствии не раскаивается. Причина срыва сделки, казалось бы, пустяковая по сравнению с предлагаемыми выгодами: ощущение неловкости в разговоре, которое свидетельствует о неосознанном восприятии рассогласования в поведении партнера, о том, что, скорее всего, партнер нечестен. В отличие от рассмотренного выше, процесс принятия технологических решений основан, прежде всего, на знаниях и опыте, хотя и здесь есть место для интуитивных озарений. Стратегический выбор требует рационального подхода, который, тем не менее, опирается на мотивацию человека, принимающего данное решение, и его здравый смысл.

В социалистический период развития страны самостоятельные решения приветствовались только в частностях. Переход к хозяйствованию в условиях рынка предполагает переосмысление личных стереотипов, принципов, подходов к принятию решений. Работа по принятию решений включает, по меньшей мере, три основных составляющих:

Личностной (соотнесение целей принимающего решение руководителя с целями организации, а также с учетом интересов конкретных групп);

Процедурной (определение текущего состояния конкретной проблемы, определение степени последующих изменений, а также разработка мероприятий по преодолению разрыва между ними);

Технологической (определение результата и его показателей, прогнозирование последствий риска, поиск ресурсов и т. п.).

При принятии стратегических решений необходимо учитывать также интегративную составляющую, выражающуюся в формулировке миссии проекта для общественности.

Руководитель также может привлекать для поиска оптимального решения коллектив, который либо в рамках открытой дискуссии, либо в процедуре «мозгового штурма» обеспечивает всестороннюю и глубокую проработку предлагаемых вариантов решения. В таком случае эффективность взаимодействия различных звеньев организации значительно возрастает, улучшается социально-психологический климат, усиливается удовлетворенность трудом как следствие самореализации личности в его процессе, а также распределяется ответственность за принятое решение. Многие психологи, в частности, К. Левин, считают процесс группового принятия решений наиболее эффективным.

Решения требует любая проблемная ситуация, которая отражает противоречие между нежелательным настоящим и желательным будущим. Например, высокий уровень конфликтности в рабочей группе, возникший в результате столкновения между лидерами группировок (что характерно, в значительной степени, для женских коллективов), снижает производительность труда примерно на 20 %. Руководителю предстоит определиться: кто виноват и что делать? Каждый из лидеров по-своему прав, и уволить одного из них без риска развалить группу практически невозможно. Оба лидера - знающие специалисты, мнение которых разделяют их последователи. Важно выявить скрытый объект конфликта (а он всегда есть) и ликвидировать его, пока деловой конфликт не перешел в эмоциональный.

К настоящему времени накоплено достаточно большое число методов выработки управленческих решений. Известен ряд классификаций методов, преложенных 3. Янчан, М. Естроном, Г. Добровым, В. Глюминским и другими, в основу которых положены разные признаки. Так, В. Лисичкин выделил три класса методов:

1. Общенаучные (методы логического и эвристического характера - наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция и дедукция, экспертные оценки, коллективная генерация идей);

2. Интернаучные (методы, не обладающие всеобъемлющим характером, но применимые для широкого круга объектов из разных сфер деятельности: математическая статистика, моделирование и др.);

3. Частные (методы, специфичные для одного объекта или отрасли знаний).

Многие ученые также делят методы, используемые при принятии решений, по признаку формализации используемого аппарата, на три группы:

1. Формальные методы (статистические и экономико-математические, а также экономико-математические модели);

2. Эвристические методы (включая методы аналогии и имитационного моделирования);

3. Методы экспертных оценок (которые относятся к числу наиболее приемлемых в настоящее время). Считается, что при исследовании сложных объектов экспертные оценки, по существу, обязательный инструмент анализа либо как самостоятельный метод, либо в сочетании с другими методами.

Как необходимо осуществлять процесс принятия решений - задача менеджмента. Психология управления стремится раскрыть внутренние условия этого процесса, субъективную основу принятия решений. Прежде всего, принятие решения осуществляется с помощью всех психических функций (как простейших - ощущение, так и высших - восприятие, память, мышление и воображение). Как работают эти функции, будет рассмотрено в одной из следующих глав. В данной главе проанализируем лишь один из аспектов мыслительного процесса - мышление как решение проблемы. Оговоримся сразу, что, несмотря на то, что процесс принятия решения основывается на психологическом механизме решения проблемы, все же он намного сложнее.

Рассмотрим схему, решения проблемы, предложенную К. К. Платоновым. Любое мыслительное действие, этапы которого показаны на схеме, начинается с возникновения какой-либо задачи. Решение задачи завершает мыслительное действие. Однако уже найденное решение может вызвать новые вопросы, служащие началом новых мыслительных действий или сложных, а иногда и длительных мыслительных процессов. Для нормальной человеческой психики решение задач зависит от знаний, умений и опыта.

Но управленческие задачи, указывает В. А. Розанова, имеют и свои характерные черты:

1) задачи могут содержать неопределенные, а в некоторых случаях и противоречивые условия;

2) в задаче может отсутствовать достаточная информация о возможных средствах ее решения;

3) отсутствуют четкие алгоритмы решения подобных задач;

4) задачи часто решаются в условиях дефицита времени.

Американские психологи В. Врум и Ф. Йеттен выделяют шесть основных факторов, влияющих на поведение руководителя при принятии решений:

1. Индивидуально-психологические особенности личности руководителя (темперамент, характер, способности), жизненный опыт, ценностные ориентации.

2. Свойство самого решения, в частности, степень структурированности проблемы,

3. Индивидуальные ограничения. Бывают ситуации, когда руководителю необходима дополнительная информация, которую, если ею не владеют сотрудники организации, нужно добыть на стороне. Руководитель должен решить, сколько информации ему необходимо, сколько она стоит и стоит ли ее получать.

4. Среда принятия решения, т. е. принимается ли решение в условиях определенности, риска или неопределенности. Важно и время принятия решения.

5. Взаимосвязанность решений. В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Принятие единичного важного решения может потребовать принятие сотни мелких решений. Крупные решения вызывают серьезные последствия. Так, если предприятие решает приобрести новое, более производительное, оборудование, оно должно найти способ увеличить сбыт своей продукции.

6. Отношение подчиненных к принимаемым решениям. Здесь имеет значение степень подготовки коллектива, степень его профессиональной зрелости, социально-психологический климат, мотивация подчиненных, вероятность появления разногласий относительно предлагаемого решения.

К этому можно добавить, что зачастую то или иное решение задачи может повлиять на судьбу конкретного человека, например, увольнение или поощрение, перевод на другую должность или в другую команду и т. п. Поэтому нужно еще учитывать, что другие люди (подчиненные, партнеры и т. д.) ждут от руководителя определенных решений, пытаются активно влиять на них, напоминают о горьком или счастливом опыте, который был ранее в данной или других организациях. Таким образом, независимость суждений в процессе решения становится очень проблематичной.

Личность, как точно выразился Н. И. Кабушкин, как капля в море, отражается в собственном решении. В этом смысле определенный интерес представляет личностный профиль управленческого решения, т. е. та совокупность индивидуальных особенностей руководителя, которую несут с собой решения к исполнителям. В науке, указывает он, выделены следующие разновидности личностных профилей решений:

1. Решения уравновешенного типа - свойственны людям, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей, которая появляется в результате предварительного анализа условий и требований задачи. Уравновешенность проявляется и в том, что выдвижение гипотез и их проверка одинаково привлекают внимание человека. Такая тактика принятия решений считается наиболее продуктивной.

2. Импульсивные решения - характерны для людей, у которых процесс построения гипотез резко преобладает над их анализом. Такой человек относительно легко генерирует идеи, но мало заботится об их оценке. Поэтому процесс принятия решений проходит скачкообразно, минуя этап обоснования и проверки. В организационной работе импульсивность решений может привести к тому, что руководитель будет стремиться внедрить в жизнь решения, которые недостаточно осмыслены и обоснованы.

3. Инертные решения - являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска. После проявления исходной гипотезы ее уточнение идет крайне медленно. Руководитель сверхкритично рассматривает отдельные гипотезы, каждый свой шаг проверяет неоднократно. Это ведет к растягиванию во времени процесса принятия решений.

4. Рискованные решения - напоминают импульсивные, но отличаются от них некоторыми особенностями индивидуальной тактики. Если импульсивные решения перескакивают через этап обоснования гипотезы, то рискованные все же его не обходят, но к оценке человек приходит лишь после того, как обнаружена несообразность между необходимыми и имеющимися условиями для осуществления деятельности. В конечном итоге, хотя и с опозданием, элементы построения гипотез и их проверки уравновешиваются.

5. Решения осторожного типа - характеризуются особой тщательностью оценки гипотез, критичностью в их анализе. Руководитель, прежде чем прийти к выводу, совершает множество разнообразных подготовительных действий. Решениям осторожного типа присуща упреждающая оценка. Осторожные люди более чувствительны к отрицательным последствиям своих действий, чем к положительным. Их больше пугают ошибки, чем радуют успехи. Поэтому тактическая линия осторожных - избежать ошибок. Для импульсивных, к примеру, характерна противоположная тактическая линия: они ориентируются на успех и менее чувствительны к неудачам.

На пути принятие хорошего решения нередко возникают определенные барьеры чисто психологического характера. Незнание их способно привести к существенным ошибкам, чреватым серьезными потерями. Р. И. Мокшанцев описывает следующие барьеры и ограничения:

1. Поспешность.Считается, что именно она приводит к принятию большинства откровенно плохих решений. Обычно она возникает по причине нехватки времени. В условиях цейтнота сама информация анализируется далеко не так тщательно, как это возможно в спокойной временной обстановке. При этом упускаются весьма важные сведения. Спешка не позволяет тщательно рассмотреть весь спектр вариантов, в результате многие из них просто не учитываются. В возникшей ситуации обычно хватаются за первое же решение, которое считается правильным.

При крайней нехватке времени самое лучшее, что можно сделать - это отложить принятие решения до тех пор, пока человек не почувствует, что он успокоился. Именно такой шаг в конечном итоге оказывается самым разумным.

2. Эмоциональная возбудимость. К скоропалительному решению можно прийти под действием сильного эмоционального возбуждения. Если человек сердится или расстроен, то принятые им решения могут оказаться невыполнимыми. Эмоциональная возбудимость может выражаться не только в виде негативных, но и позитивных эмоций. Энтузиазм точно так же может ослепить человека, что порой и случается.

3. Промедление. Это весьма сильный ограничитель в ходе принятия решения. Можно указать, по крайней мере, шесть причин, побуждающих людей медлить с принятием решения:

Психологи полагают, что желание уклониться от решения проблемы сидит буквально в каждом человеке. Люди подсознательно избегают принятия решения, уповая на счастливый исход. Этому способствует ряд установок, типа: «Со мной это не случится», «Я могу позаботиться об этом позже» и другие.

Человек зачастую доволен тем, что имеет. Поэтому установка на то, чтобы не затрагивать появившуюся проблему, пока она не затронет его, достаточно распространена. Однако в современном быстро меняющемся мире человеку трудно чего-либо добиться, если он не предвидит ситуацию, не идет навстречу сложностям. Как говорят: «Необходимо бежать, чтобы всего лишь оставаться на месте».

Третья причина медленного реагирования на происходящее - это почти навязчивая идея решать проблемы коллегиально. Коллективное обсуждение, конечно, может быть очень полезным для принятия решений, однако его не стоит абсолютизировать.

Серьезная проблема - наличие слишком большого объема информации. Зачастую руководитель бывает не в силах переварить всю имеющуюся информацию.

Возможность появления случайных вариантов - достаточно реальная составляющая процесса принятия решения. Игнорирование этого факта, стремление во что бы то ни стало предвидеть будущее, может быть одним из существенных барьеров при принятии решения.

Неуверенность перед принятием решения. Считается, что самый лучший способ для преодоления боязни провала - это способность предвидеть развитие событий по наихудшему сценарию. Полезно прислушиваться к мнению того, кто сам сталкивался с данной проблемой, неважно, решил он ее или нет.

4. Неспособность признавать свои ошибки. В жизни нередко можно встретить людей, достаточно ярких в сферах своей деятельности, которые тем не менее отказываются признавать несовершенство своих решений. Они убеждены, что это нанесет непоправимый ущерб их делу. Чем раньше в критической ситуации человек осознает свое поведение, тем быстрее он из нее выберется. Быть достаточно реалистичным, чтобы понять, когда человек допустил ошибку, исправить ее и двигаться дальше - реальное средство борьбы с этим барьером при принятии решения.

5. Излишняя самоуверенность. Есть немало руководителей, которые считают, что только их мнение правильное, а у остальных людей - неправильное. По мнению других, у них могут быть недостатки, но промахов они не допускают. Излишняя самонадеянность - серьезный барьер на пути принятия решения.

Как видно, управленческие задачи затрагивают не только мыслительный процесс, но и личность руководителя. Поэтому необходимой предпосылкой для выбора нужного метода является рефлексия, т. е. осознание значимых аспектов, а также попытки включения их в определенные отношения. Успешность поиска решения задач находится в прямой зависимости от характера рефлексивно-личностной оценки значимости задач. А это, в свою очередь, зависит от направленности человека, от его потребностей, интересов, убеждений, идеалов, мировоззрения. Но человек не только сознательно принимает решения. Зачастую его поступки определяются не его планами, а его проблемами, которые глубоко засели в подсознании.

«Каждый может принять решение, располагая достаточной информацией. Хороший руководитель способен принять решение, располагая недостаточной информацией. Идеальный руководитель способен принять решение, ничего не зная».

Герберт Спенсер, английский философ XIX в.

Не секрет, что главное, за что платят руководителям - это принятие решений. Это и есть одна из важнейших компетенций руководителя. Вот почему, по мере развития в нашей стране менеджмента как отдельной профессии и «класса» профессиональных руководителей растет интерес отечественных компаний к этой теме - «принятие решений».

Большую часть своего времени менеджеры принимают рутинные решения, которые регламентированы бизнес-процессом и внутренними предписаниями и правилами. И эта зона комфорта, в которой менеджер действует практически на автопилоте. Гораздо сложнее с нестандартными решениями. Когда отсутствует проверенная методика действий, когда ситуация напряженная или поджимают сроки. Прошлогодний кризис как раз и стал проверкой на навык «принятия решений» для многих компаний и руководителей.

В этом мастре-классе мы рассмотрим технологию принятия решений совмещающую знания из разных областей - классического менеджмента, психологии и идеи ведущего мирового авторитета в области обучения мышлению как навыку -Эдварда де Боно.

"Принятие решений" (decision making) является частью процесса "решения проблем" (problem solving). Хотя принятие решений касается не только проблем как таковых. Часто случается так, что принятое вовремя решение предотвращает само возникновение проблемы. Не случаймо в крупних компаниях эта компетенция звучит именно так - «решение проблем и принятие решений». Несомненно процесс принятия решений завершается таким аспектом управленческой практики как внедрение и реализация принятого решения. Весь этот процесс структурирован в классической "5С" модели (аббревиатура пяти этапов):

1.Обдумывание (consider)- это значит прояснить проблему, выяснить причины сложившейся ситуации.

Как то один из моих клиентов попросил помочь разобраться в ситуации падения прибыли в его компании. Так вот на прояснение ситуации, ушло более 70% времени всей консультации.

Это и понятно. Так как причины падения прибыли могут быть различными (а было это еще до кризиса), нам важно посмотреть на всю систему в целом и на работу ее составляющих, а также на ее взаимодействие с рынком. Какая ситуация на рынке? Насколько продукт соответствует целевой аудитории? Может быть, причина в том, что товар неактуален или изменились запросы потребителей? Как выстроен маркетинг? Насколько мотивированы и как вообще настроены продавцы? Как они продают? Как выстроены коммуникации внутри компании? Какой климат в коллективе? Насколько эффективно менеджеры управляют? и т.д.

На данном этапе известный консультант в области обучения мышлению Эдвард де Боно предлагает обозначить контекст ситуации и ответить на следующие вопросы:

Что это за ситуация? В чем она проявляется? Какие ключевые элементы проблемы? Какие возможные причины сложившейся ситуации?

Кто должен принимать решение? Зачем нужно принимать решение? Что побуждает принять решение (давление изнутри, давление внешнее)? Почему важно принять его сейчас? Или когда следует принять решение? Если отложить принятие решения, разрешится ли вопрос сам по себе или возможность будет упущена? Что я хочу? Каков мой желаемый результат? Как я могу этого достичь? Очень возможно, что отвечая на них, появится какая-то информация, которая совершенно сместит первоначальный фокус в принятии решения. Например, окажется, что его не обязательно принимать сейчас или вопрос вполне может решиться сам и т.д.

2.Обсуждение (consult)- это вторая стадия принятия решения. По сути этот этап - это сбор и анализ максимума возможной информации на данную тему. Есть множество методов такого сбора информации - это и обычное обсуждение с теми, кого эта информация касается, и проведение исследований и опросов, и консультирование с консультантами, и такие популярные сейчас методы как брейнштормин или World Cafe. В японском кайдзен, например, используется такой метод как гемба -это значит, что, принимая решения, Вам важно посещать непосредственное место, в отношении которого принимается решение (так, решение о заводе принимать нужно именно посещая завод и будучи на заводе, а не в офисе в другой стране).

Рассмотрев всю доступную информацию переходим к генерированию альтернатив.Некоторые альтернативы очевидны, другие стоит поискать. Особенно в ситуации, когда решение принять сложно следует усиленно генерировать другие альтернативы, написать как можно больше вариантов решений так, как если бы все было возможно.

Часто топ-менеджеры бояться консультироваться с кем-то, принимая как управленческие так и личного характера решения, опасаясь показаться некомпетентными или слабыми. И прибывая в такой иллюзии, они тратят огромное колличество психической энергии на сомнения,самокопания,терзания. Ведь человек - это система, и как любая система, он не может описать сам себя не выйдя за границы системы. Поэтому в сложных ситуациях так важен внешний взгляд, а еще лучше несколько независимых мнений. И опыт показывает, что обсуждая ситуацию с невовлеченным эмоционально человеком - будь то другом или консультантом, отвечая на его вопросы, руководитель быстро осознает, что происходит и приходит к важному решению.

3.Решение (crunch) - это третья стадия. На этом этапе важно проанализировать все варианты, принять решение и написать план его внедрения.

Я предлагаю проводить анализ каждой существующей альтернативы с помощью таких вопросов:

ПОСЛЕДСТВИЯ. Каков будет мгновенный эффект от данного решения? Что это даст или от чего избавит? Как это решение отразится на мне и ближайшем окружении в краткосрочном периоде? Каковы последствия в долгосрочном периоде?

ПОДКОНТРОЛЬНОСТЬ. От кого и чего зависит практическое воплощение этого решения? Насколько я на это влияю?

СИСТЕМА РЕШЕНИЙ, ЦЕННОСТЕЙ,ЦЕЛЕЙ. С какими другими решениями оно связано? Как соотносятся мои ценности и данный вариант решения? Какие мои ценности это решение поддерживает? Идет ли оно в противовес к другим ценностям? Как оно соотносится с целями и ценностями организации? (если это управленческое решение).

РИСК. Какой уровень риска? Насколько я(мы) готовы рисковать? Что может помешать? Как уменьшить уровень риска?

РЕСУРСЫ. Какие ресурсы потребуются? Насколько это соответствует возможностям?

ЧУВСТВА И ИНТУИЦИЯ. Что я чувствую по поводу этого решения? Что говорит интуиция? Как реагирует тело? Это критически важная часть принятия решения.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ . Насколько мудрое это решение, если посмотреть со стороны? Что бы сказал человек, чье мнение для меня важно (родственник, друг, известная личность)?

Существует так же множество методов принятия решения. Это и метод пути наименьшего сопротивления, и метод Буриданова осла, и метод расшифровки, метод простой и сложной матрицы, метод бросания кости и т.д. Лично мне очень нравитсяметод идеального решения. Он заключается в том, чтобы на время забыть все альтернативы и подумать, каким может быть идеальное решение для этой ситуации. Тут не нужны детали - нужна только общая форма и ключевые характеристики. Здесь так же важно не подгонять идеальное решение к уже существующей альтернативе, а абстрагироваться от обстоятельств и придумать самое-самое, даже не возможное идеальное решение. Затем снова открываем существующий список альтернатив и выбираем из него ту альтернативу, которая близка к идеальному решению.

На этом третьем этапе так же важно прислушаться к интуиции. Как отмечал Герберт Саймон: «Интуиция — это не обособленный от анализа процесс. Нельзя противопоставлять „аналитический“ и „интуитивный“ методы управления. Интуиция и принятие решений — по крайней мере, здравых решений — и есть анализ, который вошел в привычку, и способность быстро реагировать на ситуацию».

4.Информирование (communicate)- проинформировать всех, кого касается это решении: что, почему и как будет происходить. Этот пункт так же как и последний пятый относится к внедрению решения в жизнь.

Если дело касается решений ведущих к изменениям в работе компании или отдела, то далее руководителю важно управлять этими изменениями. И эта компетенция требует от него внимания к техническим и социально-психологическим аспектам управления изменениями. Думаю, что сейчас уже никто не будет спорить с тем, что саботаж, игнорирование со стороны исполняющих решение или несогласованность и хаотичность их действий может привести к тому, что решение не будет внедрено успешно, а значит и его принятие не имело смысла.

5.Проверка (check). Как упоминалось выше, управляемость это одна из трех ключевых ценностей бизнес организации. А потеря управляемости входит в число опасных оргпатологий. В качестве основного критерия измерения управляемости служит процент реализованных решений. Поэтому пятым этапом в данной модели является проверка на осуществляемость принятого решения. Здесь мы можем анализировать степень выполнения: выполнено-не выполнено, в срок или с переносом срока. Если не выполнено, то ищем причины невыполнения.

Данный алгоритм можно использовать для принятия любых сложных решений - от управленческих до жизненных выборов. И даже если из этого мастер-класса Вы возьмете несколько отдельных рекомендаций, я уверена, что они станут большим вкладом в эффективность вас как человека, способного быстро принимать мудрые решения.

И завершить хочется цитатой Питера Друкера: «Если вы видите процветающий бизнес, это означает, что однажды кто-то принял смелое решение».

Удачи Вам в принятии самых смелых решений!

Статья Дианы Кебас

“Размещая этот текст где-то в сети, укажите автора, пожалуйста”

С уважением и благодарностью, Диана Кебас.