Пример предложений с обращениями. Предложения с распространенными обращениями: примеры из литературы. Нераспространенные и распространенные обращения

Тип урока: урок-исследование научно-информационного и художественного текста.

Место урока: первый урок по теме “Обращение”

  1. частично-поисковый;
  2. практические

Виды работы:

  1. рефлексия;
  2. комментированное письмо;
  3. частичный лингвистический анализ текста

Виды речевой деятельности:

  1. ведущий – письмо;
  2. исследование языка повести;
  3. создание своего текста с использованием эмоционально окрашенных обращений (стилизация)

Цели урока

  1. Актуализация опорных знаний об обращении.
  2. Изучение § 28 учебника “Предложение с обращениями”, выявление в нем уже известного, расширение и обобщение знаний по теме “Обращение”.
  3. Выявить особенности строения смыслового назначения обращений и эмоциональной окраски, исследовать функции обращения, которые проявляются, с одной стороны, в формировании текста, с другой – в выражении авторского отношения к героям своего произведения.
  4. Выявить наиболее яркие текстовые функции обращений в повести “Тарас Бульба”.
  1. Развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов.
  2. Развивать логическое мышление, языковое чутье, умение чувствовать красоту поэтического языка Гоголя.
  3. Развивать интерес к различным формам исследовательской деятельности.

III. Воспитывать у учащихся умение вести учебный диалог, уважать мнение оппонента; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

  1. учебник М.М. Разумовской, 8-ой класс;
  2. повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”;
  3. портрет Н.В. Гоголя;
  4. таблица.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала

Индивидуальное задание (выразительное чтение)

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”, 12 глава

Охарактеризовать речь Тараса.

Что за человек произносит эти слова? Что мы можем сказать о нем?

Человек неравнодушный, болеющий за правое дело.

Что делает речь яркой, запоминающейся?

Необычное обращение.

Что такое обращение? Что мы знаем об этой синтаксической единице из курса 5 – 7-го класса?

Обращение – это слово или сочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь. Роль обращения в речи: звательная, оценочная, изобразительная.

Обращение не является членом предложения – это его главная грамматическая особенность.

Обращение отделяется запятыми, если они стоят в начале или в конце предложения, и выделяются с обеих сторон запятыми, если стоят в середине предложения.

Обращение может произноситься с восклицательной интонацией. В этом случае после него ставится восклицательный знак, а следующее после восклицательного знака слово пишется с большой буквы.

Частица “О” в предложениях с обращением никак не выделяется. Исключением является частица, несущая значение междометия “ах”.

Между двумя обращениями, соединенными не повторяющимся союзом, запятая не ставится.

III. Сообщение темы и целей урока

IV. Новый материал

1. Аналитическая работа с предложениями

Ну же паны-браты садитесь всякий, где кому лучше, за стол.

Будьте здоровы сынки: и ты Остап и ты Андрий!

Добре сынку ей-богу, добре!

Не смейся не смейся батьку – сказал, наконец, старший из них.

Полно, полно выть старуха!

Не пялься же чертов сын! Принимай же честь собака когда тебе дают ее!

Ясновельможные паны Слово только дайте сказать, одно слово!

Великий господин ясновельможный пан! я знал и брата вашего покойного Дороша!

Рассмотрите структуру предложений, расставьте необходимые знаки препинания, выдвиньте гипотезы о функциях обращений в тексте.

2. Работа с учебником.

§ 28, стр. 117 – 118.

Прочитайте § 28, составьте в тетради для правил схему “Роль обращений в речи”.

У каких обращений, с которыми вы работали в предложениях, необычная форма? Как вы думаете, почему она такая?

Особенность языка повести Гоголя.

У. Любая теория проверяется практикой.

3. Индивидуальное задание. Лингвистическое исследование “Обращение в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. (Эмоционально окрашенные, в основном нераспространенные, обращения в форме звательного падежа.)

Индивидуальное задание. “Функции именительного и звательного падежа. Использование в роли обращений”.

4. Коллективная работа. Лингвистическая задача. (Речь Тараса перед казаками (гл. 8) и обращение к казакам во время боя (гл. 12.).(Приложение 2)

Проведите лингвистический эксперимент, подберите обращения, пропущенные в тексте. А теперь сопоставьте с авторским вариантом. (!!! См на Д!!!) Что приобрел текст?

Какие еще обращения к казакам использует Гоголь в своей повести?

Панове, братцы, паны-братья, дети, панове-братове, пане-брате.

Как выбор обращений помогает понять отношение между казаками? Как подбор этих обращений помогает понять отношение Гоголя к своим героям?

Дух товарищества…

У. Мы выдвинули гипотезу о функции обращения в тексте. Однако по результатам одного опыта нельзя делать выводы. Поэтому проведем лингвистическое исследование еще двух отрывков из повести.

5. Лингвистическое исследование. (См. Приложение)

Глава 6. Встреча Андрия с полячкой в осажденном городе (обращения помогают понять отношение Андрия к девушке, отражают эмоциональной состояние полячки). Глава 11. Казнь Остапа (использованы обращения в форме звательного падежа; звательный – от глагола звать , призывать близкого человека; обращения в форме звательного падежа наиболее полно отражают состояние героев: в трудную минуту зовут того, кто может помочь, поддержать).

6. Слово учителя.

Каждая строчка повести “Тарас Бульба” хранит частицу души писателя, щедрость его чувств. Образы его героев – козаков Запорожской Сечи и их противников-поляков не только отчетливо зримы, но и эмоционально окрашены. Самый подбор слов для описания того или иного героя свидетельствует о том, что в повести каждому дается своя, особая оценка. Обращения как раз и помогают показать, как герой относится к окружающим, то есть характеризуют его.

7. Рефлексия (с опорой на таблицу и § 28 учебника) – беседа с классом, заполнение информационного поля.

Что из того, о чем говорилось на уроке об обращении, было уже знакомо?

Какую новую информацию получили, поработав с § 28 учебника и проанализировав отрывки из повести Гоголя?

Какие вопросы остались нерешенными?

8. Стилизация (подготовка к домашнему заданию).

Создать публицистическую речь о дружбе, согласии, любви к родной стране с использованием обращений в стиле Н. В. Гоголя.

V. Итоги урока. Оценки.

P.S. Задачи второго урока


Обращения могут быть распространенные и нераспространенные. Самый простой вид распространения: прилагательное + обращение.
Н-р, Что отуманилась, зоренька ясная?
Трудности изучения темы «Обращение»:
  1. Распространенные обращения могут быть довольно пространными, их характеристическое качество становится содержанием предложения. Обращения могут распространяться: а) распространенными определениями; б) придататочными предложениями.
Н-р, Ты, серый от пепла сожженных селений,
Над жизнью навесивший тень своих крыл!
Ты, ждавший, что мы поползем на коленях,
Не ужас, но ярость ты в нас пробудил (Твардовский)
  1. Распространенные обращения могут быть рассечены.
Н-р, Отколе, умная, бредешь ты, голова?
  1. В разговорной речи в качестве обращений могут употребляться неуправляемые предложно-падежные формы существительных или их эквиваленты.
Н-р, С высшим образованием, шаг вперед! Эй там, в лодке, не лезь под колеса!
Обращение употребляется преимущественно в диалоге, основная сфера их функционирования - художественный стиль. Широко используется в ораторской речи, лозунгах, призывах, приказах, объявлениях.
Обращение является той официальной формой, с которой начинается всякое деловое или личное письмо, т.е. обращение часто воспринимается как обязательное и при этом клишированное выражение, как штамп речи.
Обращение может быть фигурой поэтического синтаксиса. Особую выразительность придает речи обращение к неодушевленным предметам.
Н-р, Раззудись, плечо, размахнись, рука.
О, Муза! Я у двери гроба.
И пусть я много виноват.
Пусть увеличит во сто крат.
Моей вины людская злоба.
Такие обращения метафоричны, имеют экспрессивно-оценочное значение.
В разговорной речи встречаются особые формы обращений. Это так называемый усеченный именительный падеж существительного, обычно имени собственного (Надь, Маш).

Обращения, выраженные именами существительными или местоимениями, могут быть распространенными. Они могут распространяться прилагательными и причастиями, притяжательными и указательными местоимениями, зависимыми существительными, числительными, иногда отдельным придаточным предложением:

Шуми, шуми, послушное ветрило! Волнуйся подо мной, угрюмый океан! (Пушкин).

Прощай же, пора, моя радость! (Паст.).

Ты их узнала, дева гор, Восторги сердца, жизни сладость… (Пушкин)

Кто потерял кошелек, обратитесь в администрацию (Трифонов).

Распространенные обращения могут быть расчленены. Это свойственно разговорной речи или речи, воспроизводящей разговорную: Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (Крылов).

Нераспространенные обращения употребляются с целью выделить адресата из числа других, воспринимающих речь. А распространенные обращения не только называют адресата, но и характеризуют его, передают отношение к нему.

Место обращения в предложении.

Обращение не имеет строго закрепленного места в предложении; оно может находиться в начале, в середине или в конце предложения. Его место в конкретном предложении зависит от формы обращения, условий его употребления, от объема самого обращения и всего предложения.

В начале предложения чаще стоят обращения, выражающие призыв к вниманию. Особенно часто на первое место выносятся обращения, эмоциональная окрашенность которых специально оформлена (например, обращения, сопровождаемые междометиями, повторяющиеся обращения, распространенные обращения, представляющие собой разные названия одного лица или предмета).

Приятель дорогой, здорово ! (Крылов).

О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (Пушкин).

Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно ? (Никитин).

Обращения в начале предложения часто выражают значение побуждения: Резников, пойдемте со мной (Бондарев).

Обращения стоят в начале предложения в письмах, призывах, приказах, лозунгах, воззваниях, так как имеют целью привлечь внимание собеседника, слушателя, читателя.

В конце предложения обращения обычно стоят в следующих случаях:

1) в предложениях, представляющих собой формулы вежливости, в вопросительных и восклицательных предложениях, состоящих из вопросительных и восклицательных частиц, в междометных предложениях, в нечленимых предложениях, состоящих из слов да, нет;

Прощай, мое счастье!

Что с вами, мой друг?

Цыц, ты! Она тебе больше не слуга! (Горький).

2) если предложение, к которому относится обращение, является нераспространенным или малораспространенным, а само обращение – распространенным.

Обращения, помещенные в середине предложения , обычно не несут на себе логического ударения.


В конце или в середине предложения обычно помещаются обращения, выраженные словами с ослабленным лексическим значением, а также обращения-характеристики и бранные обращения, употребляющиеся в разговорной речи.

Вопрос 2. Обращения и сходные с ними конструкции.

Одним из спорных вопросов лингвистики является вопрос о разграничении обращений и смежных с ними конструкций.

1. Вокативные предложения – это ________________________________________________.

Одни ученые выделяют их в особый тип односоставных предложений (Бабайцева, Максимов; Валгина), другие включают в состав номинативных, третьи рассматривают их в составе нечленимых предложений (Гвоздев; Современный русский литературный язык, 2001), четвертые определяют вокативные предложения как особую разновидность обращения (Русский язык. Энциклопедия, 1979).

По мнению исследователей, вокативные предложения по форме похожи на обращения, но, в отличие от последних, они выражают эмоциональные реакции и побуждения. Вокативные предложения – это «обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления» (Бабайцева, Максимов).

Вокативные предложения содержат имя существительное (или местоимение) в именительном падеже, произносимое с особой интонацией, передающей упрек, радость, запрет, призыв, побуждение к прекращению действия, сожаление, негодование и т.д.

Милая! Милая! – говорила тетя, вскрикивая, как в истерике (Шукшин ).

Эх, мамаша !.. – вздохнул он, глядя на окно… (Шукшин).

Таким образом, вокативные предложения сходны с обращениями с точки зрения синтаксической структуры (для них обязательна форма именительного падежа), но отличаются тем, что заключают в себе более сложное содержание, чем обращения.

2. Именительный темы (именительный представления) - ____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обращение и именительный представления не содержат высказывания, не являются предложениями. Но именительный темы, в отличие от обращения, представляет собой конструкцию, содержащую наименование предмета или явления, которые служат объектом речи в последующем (а иногда и в предыдущем) тексте:

Замоскворечье . Даже по своей топографии оно казалось удаленным от старой, коренной Москвы (Лакшин).

Именительный темы употребляется при воспоминании о чем-либо или ком-либо, когда в памяти всплывает то или иное представление, впечатление, при этом оно переживается в порядке размышлений, дальнейших рассуждений. Поэтому именительный представления не сопровождается звательной интонацией, что характерно для обращений.

3. Обособленное приложение:

Ах ты, цыпка, баловница …–- нежно пробормотал Иван (Шукшин).

Чтобы провести грань между обращением и обособленным приложением, необходимо руководствоваться следующими принципами разграничения:

1. Различие в смысловых функциях обращений и обособленных приложений. Обращение в отличие от приложения не выполняет атрибутивной функции и не содержит оценочной характеристики определяемого лица или предмета, а лишь выделяет то лицо или тот предмет, к которому обращена речь говорящего.

2. Обособленное приложение обычно имеет ту же форму, что и слово, к которому оно относится. Обращение, наоборот, выступает только в именительном падеже, само может иметь при себе приложение, и, как правило, действие, выраженное формой 2-го лица глагола единственного или множественного числа, относится к нему как к собеседнику.

3. Обособленное приложение лишено звательной интонации, которая характерна для обращения.


Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 2011. – С. 462-463.

Дифференциальные признаки уточняющих и поясняющих членов, представленные в таблице, описаны в монографии В.В. Бабайцевой «Система членов предложения в современном русском языке» (М., 2011. – С. 462-464).

В монографии Бабайцевой В.В. «Система членов предложения в современном русском языке» (М., 2011) данные средства связи отнесены к союзам-частицам: «Маркер сравнения в сравнительном обороте совмещает свойства союза и частицы. Преобладают свойства союза. Поэтому назовем такие маркеры союзами-частицами». – С. 453.

Обращение и его назначение. Распространенные обращения

Нам известно, что в русском языке встречается понятие осложненного простого предложения.

Усложняющие элементы на письме выделяются знаками препинания: чаще всего запятыми, но иногда используются и другие.

Осложнять предложение могут вводные слова, обращения, однородные, уточняющие или обособленные члены. Сегодня поговорим об обращении как об осложняющем элементе, его назначении в предложении.

Сам термин «обращение» точно отражает его суть.

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Чаще всего оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией.

Не случайно интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался - звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез. Но формы звательного падежа мы можем встретить в некоторых литературных произведениях.

Вспомните, например, как обращалась рыбка к старику из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Чего тебе надобно, старче?»). Поэт использовал в сказке форму звательного падежа.

Для того, чтобы не спутать обращение с подлежащим, которое тоже выражается формой именительного падежа, следует учитывать, что обращение не является членом предложения и не входит в грамматическую основу. Так же как и вводные слова или междометия, обращения не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью. Они соотносятся по смыслу или со всем предложением, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения. Обращения на письме выделяются запятыми или восклицательным знаком.

Например:

Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы. (А. Пушкин)

Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Оно может употребляться и как самостоятельное предложение. Например, мы можем сказать: Например:

Ребята, подойдите сюда!

А можем с той же целью использовать предложение:

Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи. В устной речи они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Такие обращения выражаются существительными одушевленными, реже - прилагательными в значении таких существительных.

Например:

Тише, Лидочка, милая, тише! (Н. Чуковский)

Также при обращениях могут быть определения, выраженные чаще всего прилагательными и причастиями, притяжательными и указательными местоимениями, зависимыми существительными, числительными, иногда отдельным придаточным предложением. Такое обращение называют распространенным.

Например:

Уважаемые коллеги, поздравляем вас с профессиональным праздником!

Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком. (С. Есенин)

Распространенные обращения могут быть расчленены. Это свойственно разговорной речи или речи, воспроизводящей разговорную:

Например:

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов).

Нераспространенные обращения употребляются с целью выделить адресата из числа других, воспринимающих речь. А распространенные обращения не только называют адресата, но и характеризуют его, передают отношение к нему.

В поэтической речи в качестве обращения может выступать и существительное неодушевленное. Это один из приемов олицетворения.

Например:

Серебристая дорога, ты зовешь меня куда? (С. Есенин)

Существуют и своеобразные традиции в использовании обращений. Так, например, во многих странах общепринятые обращения не изменяются в течение веков, например в Великобритании - сэр и мисс, в Польше - пан и пани, в Италии - синьор и синьора, во Франции - месье и мадам и т.п. Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Совсем недавно (по меркам истории) в нашей стране к женщине было принято обращаться «гражданка», а к мужчине - «гражданин», или «товарищ», невзирая, на пол собеседника.

Например:

Товарищ Петрова, выступите на собрании.

В настоящее время мы так уже не говорим. Но можем использовать, например, некоторые обращения, отражающие принадлежность к той или иной профессии.

Например, в медицине: доктор, сестра, няня;

Или традиционное обращение к женщинам и мужчинам: женщина, девушка, молодой человек, мужчина и т.п.

Но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения:

Например, в транспорте: «Простите, какая следующая остановка?».

Или в незнакомом городе: «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Героев Сталинградской битвы?».

Теперь подведем краткие итоги:

1. Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.

2. Оно выделяется интонационно в устной речи и знаками препинания на письме (чаще запятыми, в некоторых случаях - восклицательным знаком).

3. Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Также оно может использоваться и как самостоятельное предложение.

4. Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи и бывают выражены одушевленным или неодушевленным существительным в форме именительного падежа или прилагательными в значении одушевленных существительных.

5. Выделяют также распространенные обращения - это обращения с определением. Кроме того, перед обращением может использоваться частица О, которая от него запятой не отделяется, но междометие О (в значении «ах») отделяется запятой или восклицательным знаком.

6. В русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
  5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
  6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
  7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
  9. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.: Просвещение, 2012
  10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000

Основные задачи урока:


«8 класс Урок №71 -РМ»

8 класс

    Мотивационный этап

Подумайте, что общего у предложений? Найдите соответствующую предложению схему, соедините ее стрелкой с предложением. Работа в парах. Время на работу – 3 мин.

Предложения

1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.

2) На вершине гор лежали густые облака, не позволяющие различать их верхние очертания.

3) Горячим пламенем горел костер, бросая в темноту скупые блики света.

4) Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

5) Для чего ты плачешь, звон свирели?

1)  как? , как именно ? , … .

2) где? , где именно ? , … .

3) ,  и … .

4) сущ.,  .

5)  ,  .

    Операционно-деятельностный этап

    Знакомство с § 36, стр. 164 – 165.

Задание: самостоятельно прочитать теоретическую часть, составить опорный конспект «Обращение». Работаем в группах. Каждая группа «сворачивает» информацию одного абзаца параграфа в схемы, символы, ключевые слова (кроме последнего абзаца на стр. 164). Время на работу – 3 мин.

    Составление алгоритма.

Каким может быть алгоритм

    Работа с текстом.

- «Казахстан», подчеркнуть в карточке.

Казахстан – суверенное государство, расположенное в центральной части Европы. Если взглянуть на территорию Казахстана из космоса, то мы увидим высокие, покрытые ледниками горы, холмы и возвышенности. Родина многих великих писателей: Кунанбаева и Дулатова, Сейфуллина и Майлина, Кудайбергенова и Ауэзова - Казахстан. Тысячи туристов приезжают в Казахстан, чтобы посетить один из красивейших заповедников - Баянаул. Я люблю тебя, мой Казахстан!

    Конструирование предложений:

Хороша роза ранним утром когда на ней блестят капельки росы. Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. Ах, белая березонька шумит своей листвой. Дождик щедрый и теплый напоит землю досыта. Не гремит гром не шумит ветер не мешают спать детке маленькой.

    Дифференциация заданий.

    Рефлексия

Что объединяет обращение с обособленными членами предложения?

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №71 Обращение»

8 класс

Урок №71

Обращение. Нераспространенные, распространенные обращения.

Цели:

    актуализировать уже имеющиеся знания по теме и мотивировать к дальнейшему изучению материала; научиться использовать распространенные обращения в речи; развивать умения обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;

    развивать речь учащихся (обогащать словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность) через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации читать предложения с обращениями); совершенствовать пунктуационную зоркость учащихся; выделять в информации главное, сравнивать, доказывать, «сворачивать» информацию в схемы, таблицы;

    способствовать воспитанию культуры умственного труда, коммуникативного общения в группе.

Прогнозируемые результаты:

обобщают и систематизируют материал об обращении в виде опорной схемы, находят обращения в предложениях и выделяют знаками препинания, стремятся к овладению художественными образами и выразительными свойствами языка;

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

раздаточный материал, учебник, опорные таблицы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационно-мотивационный этап

    Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности.

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму».

(Китайская пословица)

    Выход на тему урока. Целеполагание.

Прочитайте предложения на интерактивной доске. Подумайте, что общего у них? Найдите соответствующую предложению схему, соедините ее стрелкой с предложением. Работа в парах.

Итак, что общего в предложениях?

Прокомментируйте выбор соответствия схем и предложений.

Почему, как вы утверждаете, нет схемы этого предложения?

Что можно сказать о последнем предложении? Чем оно осложнено?

Начертите схему, соответствующую предложению.

Определите тему урока и учебные задачи.

Приветствуют учителя.

Расшифровывают эпиграф к уроку

Выполняют задание, комментируют выбор.

Они простые, осложнены разными членами предложения.

1-е предложение соответствует схеме № 3, простое предложение, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.

2-е предложение соответствует схеме № 4, простое предложение, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

3-е предложение соответствует схеме № 5, простое предложение, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4-е предложение соответствует схеме № 2, простое предложение, осложнено уточняющим обстоятельством места.

Для 5-го предложения нет схемы.

Схема №1 не соответствует пятому предложению, т.к. она показывает осложнение предложения уточняющими обстоятельствами.

Предложение осложнено обращением.

Выполняют схему пятого предложения.

Определяют тему урока, формулируют цель и задачи урока.

Тема: «Обращение».

Узнать новую информацию об обращении, вспомнить значение, основные отличительные признаки обращения, использование в речи. Уметь находить в предложении обращение, правильно ставить знаки препинания.

    Операционно-деятельный этап

    Составление кластера (ОК)

Так как вы уже много знаете об обращении, то работу по углублению знаний проведем как самостоятельное знакомство с §50, стр. 304 – 307. Задание: самостоятельно прочитать теоретическую часть, составить опорный конспект «Обращение». Работаем в группах. Каждая группа «сворачивает» информацию параграфа в схемы, символы, ключевые слова. Время на работу – 5 мин.

Проверка выполненной работы.

Информация.

Обращение – это слово или словосочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение выражается формой именительного падежа существительных, прилагательных, причастий в значении существительных. Местоимения не могут быть обращениями.

Обращения могут быть распространенными и нераспространенными.

В поэзии обращениями могут быть неодушевленные существительные. Это один из приемов олицетворения.

Обращение произносится с особой, звательной, интонацией. Оно может стоять в начале, середине и в конце предложения. Не является членом предложения.

Обращение в предложении выделяется запятыми. Если обращение произносится с особым чувством и стоит перед предложением, то после него ставится восклицательный знак, а предложение начинается с большой буквы.

Обращения употребляются в устной речи для привлечения внимания слушающего к сообщению. Они используются в разных стилях речи.

Выделите, что самое главное в информации?

Что нового в информации об обращении вы узнали?

Каким может быть алгоритм определения обращения? Попробуйте составить.

    Комментирование опорной схемы.

Из упражнения №571 выписать два - три предложения, подтверждающие информацию опорного конспекта. Прочитать с соблюдением правильной интонации, доказать по алгоритму, что предложение осложнено обращением, объяснить постановку знаков препинания.

    Работа с текстом.

Казахстан – суверенное государство, расположенное в центральной части Европы. Если взглянуть на территорию Казахстана из космоса, то мы увидим высокие, покрытые ледниками горы, холмы и возвышенности. Родина многих великих писателей: Кунанбаева и Дулатова, Сейфуллина и Майлина, Кудайбергенова и Ауэзова - Казахстан. Тысячи туристов приезжают в Казахстан, чтобы посетить один из красивейших заповедников - Баянаул. Я люблю тебя, мой Казахстан!

- Определить синтаксическую роль слова «Казахстан», подчеркнуть в карточке.

Доказать, опираясь на алгоритм, что в последнем предложении есть обращение.

    Переконструирование предложений.

Перестройте записанные на доске предложения так, чтобы подлежащие стали обращением. Выполнить схемы к предложениям.

Хороша роза ранним утром когда на ней блестят капельки росы. Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. Ах, белая березонька шумит своей листвой. Дождик щедрый и теплый напоит землю досыта. Не гремит гром не шумит ветер не мешают спать детке маленькой.

В чем испытывали затруднения?

Сделайте вывод: что объединяет эти предложения?

    Дифференциация заданий.

Группа более подготовленных учеников: создайте текст, используя обращения к другу, к родственнику, к учителю (на выбор);

Группа менее подготовленных учеников: вставьте распространенные обращения в текст упр. 320.

Выборочная проверка. Почему использовали именно эти обращения? Приведите аргументы, опираясь на тексты. Подвести учащихся к выводу: обращения используются в различных стилях речи в зависимости от ситуации.

Самостоятельная работа учащихся.

Опорный конспект учащихся

    Значение.

Словосочетание

2. Именительный падеж

Сущ .,

Местоимение

Распр. Нераспр.

Неодуш. сущ = Олицетворение

Звательная интонация

Член предложения

Выделительные знаки: , !

Устная речь Все стили речи

Понятие обращения, признаки, функции, знаки препинания при обращении.

Виды обращений, употребление частиц и междометий с обращениями.

Алгоритм. Это обращение, так как

1. Называет того, к кому обращаются с речью

2. Стоит в форме именительного падежа

3. Звательная интонация

4. Не является членом предложения

Выписывают из упражнения два – три предложения, которые иллюстрируют любую часть опорного конспекта. Читают с соблюдением звательной интонации, по алгоритму доказывают, что предложение осложнено обращением, объясняют постановку знаков препинания.

Взаимопроверка. Озвучивание результатов.

Тема – Казахстан. Стиль – публицистический.

Самостоятельная работа. Синтаксическая роль: подлежащее, определение, сказуемое, обстоятельство; в последнем предложении – обращение, не является членом предложения.

Ответы учащихся.

Самопроверка через ключ на доске.

Проверяют свои записи предложений, схемы, корректируют работу.

В этих предложениях обращения употреблены в художественном стиле, выражены именем существительным неодушевленным. Это олицетворения.

Самостоятельная творческая деятельность учащихся. Используют обращения, исходя из стилевой принадлежности текста.

    Рефлексивно-оценочный этап

    Рефлексия «Свободный микрофон»

Что объединяет обращение с другими изученными темами в курсе 8 класса?

Чем обращение отличается от них?

Сравните предложения. Почему в одном предложении после «О» перед обращением стоит запятая, а другом предложении – нет?

О, Даша, посмотри, как здесь красиво!

Опять я ваш, о юные друзья!

Как вы понимаете фразу Н.В.Гоголя «Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения»?

Осложняет предложения, как обособленные определения, обособленные обстоятельства, уточняющие члены предложения.

Не является членом предложения.

Видимо, главная причина в том, какой частью речи является «О».

Домашнее задание

§50, стр. 304 – 307, выучить опорный конспект

Продвинутый уровень: выписать из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» 8-10 предложений с обращениями. Указать, чем выражены обращения, как они характеризуют говорящего и того, к кому обращаются с речью.

Достаточный уровень: Упр. 576.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Просмотр содержимого презентации
«Обращения»


ОБРАЩЕНИЕ

Слова или сочетания слов, называющие адресата речи (лицо, реже предмет).


  • Собственные имена людей;
  • названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т. д.;
  • названия или клички животных;
  • названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых;
  • географические наименования и т. д.

Обращения

выражаются

именами

существительными

в форме

именительного

падежа

субстантивированными

словами:

Жизнью пользуйся,

живущий.


  • Побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению


  • нераспространённым
  • распространённым определениями (согласованными, несогласованными, приложениями)
  • Прощай, немытая Россия…
  • Ты пахни в лицо, ветер с полудня !
  • Тебе, Кавказ, суровый царь земли , Я посвящаю снова стих небрежный.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ

  • Обращение выделяется ЗАПЯТЫМИ.

Поздравляю, товарищи, с благополучным прибытием!

  • При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения:

Откройся, мысль!

  • Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется. Такое определение воспринимается как второе обращение:

Дедушка, миленький, где ж ты был?


  • Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются:

О мой милый, прекрасный сад.

Ах Надя, Наденька…

Смерть, а смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко?

  • Если же перед обращением стоит междометие, то оно отделяется запятой или восклицательным знаком:

Ах, поля мои, хороши вы в печали своей.


  • ЧАСТИЦА имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения):
  • О поле моё заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы.
  • МЕЖДОМЕТИЕ интонационно самостоятельно, ударно, после него имеется пауза:
  • О, ветер! О, снежные бури!

Вы любите осень?


РАССТАВЬТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Что с вами синий свитерок?

Что с вами, синий свитерок ?

О солнце раскалённое чрез меру угасни смилуйся над бедною землёй!

О солнце, раскалённое чрез меру, угасни , смилуйся над бедною землёй!

Дай коры мне о берёза!

Дай коры мне , о берёза !


Принимаю тебя неудача

И удача тебе мой привет!

Принимаю тебя , неудача,

И , удача, тебе мой привет!

Куда так кумушка бежишь ты без оглядки?

Куда так , кумушка, бежишь ты без оглядки?

Возьмёмся за руки друзья

Чтоб не пропасть поодиночке.

Возьмёмся за руки , друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке.


  • Приезжай ты к нам соколик мой ясный мы тебе и лошадей вышлем на Песочное.
  • И в это самое мгновенье не ты ли милое виденье в прозрачной темноте мелькнул?
  • Спешу уведомить тебя душа Тряпичкин какие со мной чудеса.
  • Приезжай милый дедушка Христом Богом тебя молю возьми меня отседа.

Ключ к карточке 1

  • Приезжай ты к нам , соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. (Из письма няни Егоровны Владимиру Дубровскому.)
  • И в это самое мгновенье не ты ли , милое виденье, в прозрачной темноте мелькнул? (Из письма Татьяны к Онегину.)
  • Спешу уведомить тебя , душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. (Из письма Хлестакова.)
  • Приезжай , милый дедушка, Христом Богом тебя молю , возьми меня отседа. (Из письма Ваньки Жукова.)

  • А по вечерам я всё чаще вспоминаю о тебе мой …
  • Скажи мне добрый …
  • А вы уважаемый …
  • это только тебе мой милый потому что только ты …
  • вам дорогие мои друзья с самым добрым …

  • А по вечерам я всё чаще вспоминаю о тебе , мой
  • Скажи мне , добрый
  • А вы , уважаемый
  • это только тебе , мой милый, потому что только ты …
  • Но если вы снова попробуете …
  • вам , дорогие мои друзья, с самым добрым

  • Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу.
  • Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе.
  • Берёзка повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой.
  • И рано-раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать.
  • Спой мне иволга песню пустынную.
  • Уж очень осторожна иволга у гнезда.
  • Принесли баян и рокот густых басов заполнил комнату.
  • Про родимый край так баян сыграй чтоб жилось и пелось от души.

Ключ к карточке 3

  • Сыпь ты , черёмуха , снегом , пойте вы , птахи , в лесу.
  • Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе.
  • Берёзка , повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой.
  • И рано-раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать .
  • Спой мне , иволга , песню пустынную.
  • Уж очень осторожна иволга у гнезда.
  • Принесли баян , и рокот густых басов заполнил комнату.
  • Про родимый край так , баян , сыграй , чтоб жилось и пелось от души.

  • Летите прочь воспоминанья.
  • Скажи болван чем ты оправдаешься?
  • Хорошая любимая родная мы друг от друга далеко живём.
  • Прекрасны вы поля земли родной.
  • О поле поле кто тебя усеял мёртвыми костями?
  • Забушуй же непогодушка разгуляйся Волга-матушка.
  • Нина а Нин поди сюда.
  • В минуту унынья о родина-мать я мыслью вперёд улетаю.

  • Летите прочь , воспоминанья .
  • Скажи , болван, чем ты оправдаешься?
  • Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём.
  • Прекрасны вы , поля земли родной .
  • О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?
  • Забушуй же , непогодушка, разгуляйся , Волга-матушка .
  • Нина, а Нин, поди сюда.
  • В минуту унынья , о родина-мать, я мыслью вперёд улетаю.