Приказ 747 министерства здравоохранения. Учет медикаментов. Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете ссср

Что лекарственные средства, перечисленные в п. 1 Инструкции (медикаменты — лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.; перевязочные средства - марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.; вспомогательные материалы — бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.; тара — склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутыли, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно) и п. 3 Инструкции (лекарственные средства, полученные бесплатно для проведения клинических испытаний и исследований, подлежат оприходованию в аптеке и в бухгалтерии учреждения на основании сопроводительных документов), учитываются как в бухгалтерии, так и в аптеке по розничным ценам в суммовом (денежном) выражении.

Означает ли это, что все лекарственные средства и изделия медицинского назначения, перечисленные выше, должны приходоваться в аптеку государственного бюджетного учреждения и не допускается приемка медикаментов от поставщиков сразу в отделение медицинской организации?

Обязательна ли к применению в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР (утв. приказом Минздрава СССР от 02.06.87 №747)?

Правомочно ли назначение материально ответственного лица из состава среднего медицинского персонала в целях приемки медикаментов от поставщика непосредственно в отделение медицинской организации в обход аптеки (к примеру, дезинфицирующих средств в дезинфекционный отдел, иммунобиологических препаратов (вакцин) — в эпидемиологический отдел) приказом руководителя медицинской организации?

Если допускается приемка медикаментов от поставщиков сразу в отделение, то по каким документам осуществляется отпуск медикаментов из принимающего отделения в другие отделения лечебного учреждения? Требуется ли соблюдать в таком случае требование об отпуске в отделение медикаментов в размере текущей потребности в них на 10 дней, за исключением ядовитых и наркотических препаратов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетные учреждения здравоохранения при организации учета медикаментов применяют положения Инструкции №747 в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам.

Организация складского учета лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предусмотренная положениями Инструкции №747, не утратила своей силы и подлежит применению учреждениями здравоохранения в настоящее время.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:

Прежде всего, отметим, что Инструкция №747 не утратила свою силу. При этом положения Инструкции №747 по сей день применяют судебные органы, в т.ч. при вынесении решений в отношении бюджетных учреждений. Опираясь на положения Инструкции №747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения.

Соответственно, бюджетные учреждения здравоохранения при организации учета медикаментов применяют положения Инструкции №747 в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам.

Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации, утв. Минздравсоцразвития России в 2007 г. (далее — Отраслевые особенности), в части Порядка учета медикаментов и перевязочных средств (п. 20 Отраслевых особенностей) строились на основании положений Инструкции №747. В период с 2007 по 2017 г. не выходило нормативных актов, отменяющих или изменяющих положения Инструкции №747 в части организации учета медикаментов в случае наличия в учреждении здравоохранения структурного подразделения — аптеки — или ее отсутствия.

При отсутствии аптеки как структурного подразделения учреждения здравоохранения лекарственные средства должны поступать в учреждение (отделения, кабинеты) только в размере текущей потребности в них, равной: для ядовитых лекарственных средств — 5-дневной, наркотических ЛС — 3-дневной, всех остальных — 10-дневной (п.п. 19, 31 Инструкции №747). При отсутствии аптеки в учреждении не допускается выписывать лекарственные средства из хозрасчетной аптеки по общим накладным (требованиям) для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замены этикеток и др. (п. 38 Инструкции №747).

Применение иного подхода при организации складского учета медикаментов в бюджетном учреждении здравоохранения, на наш взгляд, может послужить поводом для претензий со стороны контролирующих органов.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Валентина Сульдяйкина

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ МЕДИКАМЕНТОВ,
ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,
СОСТОЯЩИХ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ СССР"

В целях дальнейшего усиления контроля за обеспечением сохранности и рационального расходования медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения утверждаю:
Согласованные с Министерством финансов СССР 25 марта 1987 г. N 41-31:
"Инструкцию по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР";
форму N 1-МЗ - "Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету";
форму N 2-МЗ - "Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету";
форму N 6-МЗ - "Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку".

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения союзных республик:
1.1. В месячный срок размножить и довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.
1.2. Организовать изучение инструкции соответствующими работниками, осуществляющими прием, хранение, расходование и учет медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения.
1.3. Обеспечить строгий контроль за соблюдением настоящей инструкции.
2. Президенту Академии медицинских наук СССР, начальникам III, IV главных управлений при Министерстве здравоохранения СССР:
2.1. Довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно-профилактических учреждений здравоохранения и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных п.п. 1.2, 1.3.
3. Руководителям учреждений союзного подчинения принять инструкцию к исполнению и провести мероприятия, предусмотренные п.п. 1.2, 1.3.
4. Считать утратившими силу:
4.1. Приказ Минздрава СССР от 23 апреля 1976 г. N 411 "Об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР".
4.2. Письмо Минздрава СССР от 19 января 1977 г. N 25-5/5.
4.3. Приказ Минздрава СССР от 18 марта 1985 г. N 312 "Об усилении контроля за выполнением врачебных медикаментозных назначений в лечебно-профилактических и других учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР".
4.4. Формы NN: 1-МЗ, 2-МЗ, 6-МЗ, утвержденные приказом Минздрава СССР от 25 марта 1974 г. N 241 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР".
4.5. Пункт 1.6. приказа Минздрава СССР от 9 января 1987 г. N 55 "О порядке отпуска этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств из аптечных учреждений" в части учета спирта в журнале по форме N 10-АП в лечебно-профилактических учреждениях.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление бухгалтерского учета и отчетности Минздрава СССР (т. Запорожцев Л.Н.).

Первый заместитель Министра
здравоохранения СССР
Г.А.СЕРГЕЕВ

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4

Деятельность лечебно-профилактических учреждений здравоохранения связана с использованием медикаментов, вспомогательных материалов, перевязочных средств и прочих материалов, используемых в процессе лечения больных (далее - медикаменты). Медикаменты используются ими для лечения больных, проведения профилактических мероприятий, а также в научных целях. Перечень таких медикаментов довольно обширный, а их получение в различной расфасовке делает учет трудоемким. В предлагаемой статье мы рассмотрим основные моменты учета медикаментов.

Организация учета

Основным документом, регламентирующим организацию и порядок учета медикаментов в учреждениях здравоохранения, является Инструкция N 747 <1>. Согласно этой Инструкции в учреждениях здравоохранения материальные ценности учитываются по следующим группам (п. 1 разд. 1 Инструкции N 747):

  • медикаменты: лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;
  • перевязочные средства: марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;
  • вспомогательные материалы: бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;
  • тара: склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутылки, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.
<1> Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утв. Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747.

Ответственность за рациональное применение и учет медикаментов, создание соответствующих условий их хранения и обеспечение материально-ответственных лиц мерной тарой несет руководитель учреждения.

Поступление медикаментов в учреждения здравоохранения может быть организовано двумя способами:

  • непосредственно через аптеки, являющиеся структурными подразделениями учреждения;
  • через базы поставщика (аптечные склады поставщика).

Учет медикаментов в учреждениях, имеющих аптеку Поступление медикаментов

Чаще всего поступление медикаментов в лечебно-профилактические учреждения организовано через аптечные склады (аптеки). Помещение, в котором размещается аптека, должно отвечать надлежащим условиям хранения медикаментов в соответствии с правилами, утвержденными действующими приказами Минздрава России.

Основная задача аптеки - обеспечение лечебно-профилактического учреждения изготовленными внутриаптечно и готовыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, предметами ухода за больными и так далее.

Для выполнения своих основных функций аптека обязана:

  • соблюдать установленные действующими нормативными документами правила внутриаптечного изготовления и отпуска медикаментов (согласно разрешенному ассортименту);
  • поддерживать ассортиментный перечень медикаментов согласно профилю и специализации учреждения;
  • осуществлять отпуск медикаментов и изделий медицинского назначения бесплатно или со скидкой отдельным группам населения и категориям граждан в соответствии с действующим законодательством;
  • изучать спрос и предложения на фармацевтическом рынке по номенклатуре и ценам медикаментов и изделий медицинского назначения;
  • соблюдать порядок сертификации и контроля качества медикаментов, оформления соответствующей документации.

Ответственность за сохранность медикаментов в аптеке возложена на заведующего аптекой или его заместителя, с которыми заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.

Поступающие в аптеку медикаменты отражаются в учете по розничным ценам в суммовом выражении. Кроме того, ведется предметно-количественный учет следующих медикаментов (п. 6 разд. 1 Инструкции N 747):

  • ядовитых лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 03.07.1968 N 523;
  • наркотических лекарственных средств в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30.12.1982 N 1311;
  • этилового спирта;
  • новых препаратов для клинических испытаний и исследований в соответствии с действующими указаниями Министерства здравоохранения СССР;
  • дефицитных и дорогостоящих медикаментов и перевязочных средств по списку, утвержденному Минздравом СССР;
  • тары, как порожней, так и занятой лекарственными средствами.

Предметно-количественный учет медикаментов ведется в Книге предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница (п. 15 Инструкции N 747).

При поступлении в аптеку медикаментов заведующий аптекой или лицо, на то уполномоченное, проверяет соответствие их количества и качества данным, указанным в документах, правильность цен на единицу указанных материальных ценностей (согласно действующим прейскурантам), после чего делает на счете поставщика надпись "Цены проверены, материальные ценности мною приняты (подпись)" (п. 6 Инструкции N 747).

При приеме медикаментов производится контроль в целях предупреждения поступления в аптеку некачественных лекарственных средств. При этом, по мнению автора, необходимо проверить:

  • соответствие поступающих лекарственных средств требованиям по показателям "Описание", "Упаковка", "Маркировка";
  • правильность оформления расчетных документов (счетов);
  • наличие сертификатов качества (паспортов) производителя и других документов, подтверждающих качество лекарственных средств.

На лекарственные препараты (лекарственные средства) в поврежденной упаковке, не имеющие сертификатов и (или) необходимой сопроводительной документации, забракованные при приемке, не соответствующие заказу или с истекшим сроком годности, составляется акт. Далее эти лекарства возвращаются поставщику.

В случае обнаружения недостачи, излишков и порчи материальных ценностей комиссия, созданная по поручению руководителя учреждения, осуществляет прием поступивших материальных ценностей в соответствии с инструкциями о порядке приема продукции и товаров по количеству и качеству. Материально-ответственные лица (зав. складом, м.о.л. отделений, кабинетов и т.д.) согласно п. 57 Инструкции N 70н <2> ведут учет медикаментов по наименованиям, дозировке и количеству в Книге (Карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042, 0504043), форма которой утверждена Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 123н. По каждому наименованию медикаментов и их дозировке заводится отдельная страница (карточка).

<2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.

Полученные и проверенные счета-фактуры, накладные поставщиков заведующий аптекой записывает в Книгу регистрации накладных, поступивших в аптеку (ф. 6-МЗ), после чего передает их в бухгалтерию учреждения для оплаты.

Причем стоимость весовых медикаментов, то есть сухих и жидких, требующих перед их отпуском в отделения (кабинеты) учреждения определенной обработки в аптеке (смешивания, фасовки и т.п.), подлежит отражению в графе 6 книги ф. 6-МЗ (п. 17 Инструкции N 747).

Отпуск медикаментов из аптеки

Отпуск медикаментов из аптеки производится в размере, который определяется текущей потребностью в них:

  • ядовитые - из расчета 5-дневной нормы;
  • наркотические - 3-дневной;
  • остальные - 10-дневной.

В зависимости от масштаба учреждения отпуск медикаментов может осуществляться или через старшую медсестру учреждения, или через старших медсестер отделений, с которыми также заключаются договоры о материальной ответственности. Если учреждение не достаточно крупное, то старшая медсестра учреждения на основании заявок, составленных старшими медсестрами отделений, заполняет Требования-накладные (ф. 0315006) по каждому отделению на необходимые им медикаменты. Основанием для составления заявок в отделениях является листок назначений в историях болезни пациентов, согласно которому определяют наименование необходимых для лечения медикаментов, дозировку, а также их объем. Полученные старшей медсестрой медикаменты затем выдаются в отделения.

Если учреждение крупное, то Требования-накладные составляются на уровне отделений. Они в 3 экземплярах подписываются заведующими отделениями, и на них ставится разрешительная подпись руководителя учреждения. В Требовании-накладной обязательно указываются полное наименование лекарственных средств, их размеры, фасовка, лекарственная форма, дозировка, упаковка и количество, необходимые для определения их розничной цены и стоимости.

Если в Требовании-накладной не указаны полные данные на выписанные лекарственные средства, заведующий аптекой обязан при выполнении заказа дописать во всех экземплярах необходимые данные или внести соответствующие исправления, однако исправление количества, фасовки и дозировки лекарственных средств в сторону их увеличения категорически запрещается.

Особые требования предъявляются к оформлению Требований-накладных по медикаментам, подлежащим предметно-количественному учету, которые должны быть затребованы из аптеки на отдельных Требованиях-накладных со штампом, печатью учреждения, в них должны указываться номера историй болезни, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны медикаменты.

На основании Требования-накладной на отпущенные медикаменты, подлежащие предметно-количественному учету, составляется Ведомость выборки израсходованных медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ). Записи в ней ведутся по каждому наименованию в отдельности. Ведомость подписывается заведующим аптекой или его заместителем. Общее количество отпущенных за день указанных медикаментов согласно выборке за день переносится в книгу (ф. 8-МЗ) (п. 15 Инструкции N 747).

Согласно Требованию-накладной заведующий аптекой производит отпуск медикаментов материально-ответственным лицам отделений, которые расписываются в их получении из аптеки, а заведующий аптекой или его заместитель - в их выдаче. Один экземпляр Требования-накладной возвращается материально-ответственному лицу отделения.

Заведующим складом или лицом, на то уполномоченным, производится таксировка каждого Требования-накладной для определения общей стоимости отпущенных материалов. Списание медикаментов производится по средней фактической себестоимости каждого наименования медикамента, сформированной на момент их отпуска.

Обратите внимание: Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н внесены изменения в Инструкцию N 70н (Приказ на момент издания журнала не получил регистрацию в Минюсте России). Согласно Приказу N 25н списание медикаментов может осуществляться не только по средней фактической стоимости, но и по фактической стоимости каждой единицы.

Протаксированные Требования-накладные ежедневно записываются по порядку номеров в Книгу учета протаксированных Требований-накладных (ф. 7-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера. При этом номера Требований-накладных на медикаменты, подлежащие предметно-количественному учету, подчеркиваются. По окончании месяца в Книге учета подсчитывается итоговая сумма по каждой группе медикаментов, а также общая сумма за месяц, которая проставляется цифрами и прописью.

Иной подход к списанию из аптеки применяется в отношении вспомогательных материалов и тары. Так, например, вспомогательные материалы списываются в расход в аптеке, а также бухгалтерии учреждения в денежном выражении по мере их поступления в аптеку (п. 24 Инструкции N 747). Стоимость тары, не подлежащей обмену и возврату, включенная поставщиком в цену медикаментов, относится в расход при их списании. Если стоимость безвозвратной одноразовой тары не включена в цену полученных средств, а показана в счете поставщика отдельно, эта тара по мере высвобождения от упакованных в нее лекарственных средств списывается с подотчета заведующего аптекой в расход. Стоимость обменной (возвратной) тары поставщику или тарособирающей организации включается в отчет заведующего аптекой, а возвращенные учреждению за нее денежные средства относятся на восстановление кассовых расходов.

Обратите внимание: при отпуске в отделения (кабинеты) учреждения лечебной минеральной воды в обменной посуде-таре в Требованиях-накладных стоимость минеральной воды указывается без стоимости посуды-тары.

При установлении потерь от порчи лекарственных средств составляется Акт на списание материальных запасов (ф. 0504230), хранящихся в аптеке и пришедших в негодность. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной руководителем учреждения с участием главного бухгалтера учреждения, заведующего аптекой и представителя общественности, при этом выясняются причины порчи ценностей, а также устанавливаются виновные в этом лица. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию учреждения, второй остается в аптеке. По недостачам и потерям от порчи лекарственных средств, явившимся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский иск. Пришедшие в негодность лекарственные средства в присутствии комиссии, составившей акт, уничтожаются с соблюдением установленных для этого правил. При этом на акте делается надпись с указанием даты и способа уничтожения за подписями всех членов комиссии. Уничтожение ядовитых и наркотических лекарственных средств производится в порядке, установленном Приказами Минздрава СССР от 03.07.1968 N 523 и от 30.12.1982 N 1311.

Отчетность по медикаментам

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе медикаментов в денежном (суммовом) выражении ф. 11-МЗ по группам медикаментов (п. 28 Инструкции N 747). В отчет включается также сумма разницы, образующейся между стоимостью ингредиентов, оцененных по розничным ценам, и стоимостью изготовленной аптекой при лабораторных работах продукции, исчисленной в тех же ценах. Для учета этих работ в аптеке ведется Книга учета лабораторных работ (ф. АП-11), страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера.

В случаях если аптека получает и отпускает медикаменты, предназначенные для клинических испытаний, исследований и научных (специальных) целей, стоимость таких материальных ценностей указывается в отчете ф. 11-МЗ как по приходу, так и по расходу отдельно в дополнительно вводимых для этого графах.

Составление отчета ф. 11-МЗ начинается с указания остатка стоимости медикаментов по каждой их группе на начало отчетного месяца. Эти остатки переносятся из утвержденного отчета ф. 11-МЗ за предыдущий месяц. В приход записывается стоимость медикаментов, поступивших в аптеку за месяц согласно счетам поставщиков, зарегистрированным в книге ф. 6-МЗ. В расход записывается стоимость отпущенных аптекой лекарственных средств отделениям (кабинетам) по накладным (требованиям), записанным в книгу ф. 7-МЗ. На основании актов и других документов, служащих основанием для списания, в расход записывается также стоимость испорченных лекарственных средств, возвращенной (реализованной) обменной тары и суммарные разницы от лабораторно-фасовочных работ.

В конце отчета показывается остаток стоимости лекарственных средств и прилагаются подлинные документы, кроме протаксированных накладных (требований), которые хранятся в аптеке.

Отчет аптеки составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета подписывается заведующим аптекой и представляется в бухгалтерию учреждения не позднее 5-го числа следующего за отчетным месяца, в условиях механизации учета в сроки, утвержденные графиком документооборота; второй остается у заведующего аптекой. После проверки отчета бухгалтерией и утверждения его руководителем учреждения он служит основанием для списания бухгалтерией учреждения израсходованных лекарственных средств.

Обратите внимание: сотрудники бухгалтерии не реже одного раза в квартал проверяют правильность ведения книг ф. 7-МЗ, ф. 8-МЗ, ведомости ф. 1-МЗ и подсчета итогов в Требованиях-накладных и заверяют проверенные документы своей подписью (п. 21 Инструкции N 747).

Ежемесячно старшие медсестры учреждений или медсестры отделений составляют Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 2-МЗ), и сдают его в бухгалтерию вместе с:

  • требованиями-накладными, на основании которых медикаменты были получены из аптеки;
  • требованиями-накладными, на основании которых они были отпущены в отделения или кабинеты.

Учет медикаментов в учреждениях, не имеющих аптек

Учреждения здравоохранения, не имеющие своих аптек, снабжаются медикаментами напрямую из аптечных складов поставщиков, которые снабжают медикаментами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактические учреждения.

Учреждения (отделения, кабинеты) получают медикаменты из аптечного склада поставщиков только в размере, определяемом текущей потребностью в них, и в сроки, установленные графиком, утвержденным руководителем учреждения и заведующим аптечным складом. Медикаменты в учреждения из аптечного склада отпускаются по накладным. На ядовитые и наркотические медикаменты, а также этиловый спирт накладные выписываются отдельно.

Лекарственные средства из аптечного склада получают материально-ответственные лица: старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенностям ф.: М-2, М-2а, выдаваемым в порядке, установленном Инструкцией Министерства финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР от 14.01.1967 N 17. Срок действия доверенности устанавливается не более чем на текущий квартал, а на получение ядовитых и наркотических лекарственных средств доверенность выдается на срок до одного месяца.

Получение лекарственных средств из аптечного склада поставщика материально-ответственные лица учреждения подтверждают распиской на всех экземплярах накладных, при этом они получают один экземпляр, протаксированный по каждому медикаменту до полной копейки, а работник аптечного склада поставщика расписывается в их выдаче и правильности таксировки на всех экземплярах накладных (п. 37 Инструкции N 747).

Полученные из аптечного склада медикаменты хранятся в отделениях (кабинетах).

Обратите внимание: запрещается получение и хранение медикаментов в отделениях (кабинетах) сверх текущей потребности, также нельзя выписывать их из аптечного склада по общим накладным для нескольких отделений (кабинетов) и производить последующую фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замену этикеток и др.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях поступление медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету, обеспечивает главная (старшая) медицинская сестра по отдельным накладным. Она получает их из аптечного склада и выдает в отделения (кабинеты) для текущей потребности.

Учет по приходу и расходу медикаментов, а также представление отчетности в учреждениях, где нет аптек, организуется в том же порядке, что и в учреждениях, имеющих в своем составе аптеки (п. 40 Инструкции N 747).

Аптечный склад поставщика на основании накладных, выписанных за определенный период (неделю, декаду, полмесяца), предъявляет учреждению счет-фактуру.

Данные счета из аптечного склада за полученные отделениями (кабинетами) медикаменты проверяет бухгалтерия учреждения согласно приложенным к ним накладным, подписанным материально-ответственными лицами отделений (кабинетов), и служат основанием для списания израсходованных медикаментов по каждому отделению (кабинету) и учреждению в целом.

Бухгалтерский учет медикаментов Бюджетная деятельность

Бухгалтерский учет медикаментов осуществляют сотрудники бухгалтерии в соответствии с Инструкцией N 70н.

В обязанности работников бухгалтерии входит:

  • обеспечение правильной организации бухгалтерского учета медикаментов;
  • осуществление контроля над своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;
  • контроль над правильным, экономным и расходованием по назначению денежных средств, выделяемых на приобретение медикаментов, за их сохранностью и движением;
  • постоянный контроль над правильным ведением в отделениях (кабинетах) учреждения предметно-количественного учета лекарственных средств;
  • участие в проведении инвентаризации медикаментов, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.

Учет медикаментов осуществляется на аналитическом счете 0 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства". В дебет счета записывается сумма поступивших медикаментов, по кредиту счета - выданных в эксплуатацию.

Согласно п. 57 Инструкции N 70н аналитический учет медикаментов ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).

Учет операций по расходу медикаментов, их выбытию из эксплуатации, перемещению внутри учреждения ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Рассмотрим отражение основных операций по поступлению и списанию медикаментов в бухгалтерском учете.

Пример 1 . Учреждение за месяц получило и оплатило поставщикам:

  • медикаменты на сумму 280 000 руб.;
  • перевязочные средства - 100 000 руб.;
  • вспомогательные материалы - 50 000 руб.

Всего на сумму 430 000 руб.

Данные медикаменты оприходованы и приняты к учету заведующей аптекой м.о.л. Назаровой Н.И.

Из аптеки выданы в подотчет старшей медицинской сестре м.о.л. Павловой И.А.:

  • медикаменты на сумму 150 000 руб.;
  • перевязочные средства - 60 000 руб.

Всего на сумму 210 000 руб.

Учреждение финансируется за счет госбюджета, предпринимательской деятельности не ведет. Лицевой счет обслуживается в ОФК.

На основании данных первичных документов будут произведены следующие бухгалтерские записи.

Дебет

Кредит

Оприходованы

медикаменты

Назарова Н.И.

Согласно изменениям,

внесенным в

Инструкцию N 70н

Приказом N 25н

Назарова Н.И.

Выдано со склада в

эксплуатацию

Павлова И.А.

Назарова Н.И.

Списана стоимость

вспомогательных

материалов

Назарова Н.И.

Списана стоимость

израсходованных

медикаментов

Павлова И.А.

Перечислены денежные

средства поставщику

Согласно изменениям,

внесенным в

Инструкцию N 70н

Приказом N 25н

Вторая проводка на

сумму принятых

бюджетных

обязательств

Предпринимательская деятельность

Многие медицинские учреждения наряду с бюджетной осуществляют предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность учреждений здравоохранения заключается в оказании медицинских услуг физическим лицам на платной основе.

В этом случае необходимо организовать раздельный учет медикаментов по видам деятельности, так как оплата медикаментов, которые будут использованы в предпринимательской деятельности, за счет бюджетных средств не допускается, и поэтому будет расценена проверяющими органами как нецелевое использование бюджетных средств. В Требованиях-накладных нужно отдельно указывать выдачу медикаментов, приобретенных за счет средств от предпринимательской и бюджетной деятельности.

Пример 2 . Согласно выписанному Требованию-накладной хирургическому отделению требуются медикаменты:

  • для бюджетной деятельности - на сумму 10 000 руб.;
  • для предпринимательской деятельности - 4000 руб.

Поэтому при раздельном учете медикаментов, приобретенных в аптеке за счет бюджетной и предпринимательской деятельности, эти операции будут отражены следующими бухгалтерскими проводками.

Это идеальный пример, поскольку вести такой учет можно только с применением компьютерной техники на всех этапах учета, также нужно владеть точной информацией: сколько и каких медикаментов потребуется на лечение больных за счет бюджетных средств, а сколько за счет средств от предпринимательской деятельности.

Как поступить, если с получением такой информации возникают сложности? В этом случае можно посоветовать следующее: вначале определить долю предпринимательской деятельности в общем объеме работы учреждения, а затем рассчитать сумму израсходованных медикаментов, приходящуюся на предпринимательскую деятельность, за месяц.

Рассмотрим это на примере.

Пример 3 . Из аптеки в хирургическое отделение выданы медикаменты на сумму 10 000 руб., которые были использованы, в том числе, и в предпринимательской деятельности. Медикаменты приобретены за счет бюджетных средств. Лимиты бюджетных ассигнований из расчета на месяц составляют 200 000 руб., выручка от предпринимательской деятельности - 50 000 руб. Всего - 250 000 руб.

Определим долю, которая падает на предпринимательскую деятельность в общем объеме учреждения - 20% (50 000 / 250 000) руб. х 100).

Определяем сумму израсходованных медикаментов, приходящуюся на предпринимательскую деятельность - 2000 руб. (10 000 руб. х 20 / 100). Сумма израсходованных медикаментов на бюджетную деятельность - 8000 руб. (10 000 - 2000).

Отразим бухгалтерскими проводками эти операции.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выданы их аптеки

медикаменты для

бюджетной деятельности

хирургическое

отделение

Оприходованы

медикаменты, относящиеся

к предпринимательской

деятельности

Согласно изменениям,

внесенным в

Инструкцию N 70н

Приказом N 25н

Сторно по бюджетной

деятельности

Согласно изменениям,

внесенным в

Инструкцию N 70н

Приказом N 25н

Списаны медикаменты,

израсходованные на

бюджетной деятельности

хирургическое

отделение

предпринимательской

деятельности

хирургическое

отделение

В результате получается переплата по медикаментам, поступившим за счет бюджетной деятельности, и недоплата - за счет предпринимательской деятельности. Таким образом, при последующем приобретении медикаментов предлагаем произвести их оплату с учетом стоимости медикаментов, приобретенных за счет бюджетных средств, но израсходованных на деятельность, приносящую доход.

И.Зернова

Зам. главного редактора

журнала "Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Российская Федерация

ПРИКАЗ Минздрава СССР от 02.06.87 N 747 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ МЕДИКАМЕНТОВ, ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ЛЕЧЕБНО - ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОСТОЯЩИХ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ СССР"

В целях дальнейшего усиления контроля за обеспечением сохранности и рационального расходования медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно - профилактических учреждениях здравоохранения утверждаю:

"Инструкцию по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно - профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР";

форму N 1-МЗ - "Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно - количественному учету";

форму N 2-МЗ - "Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно - количественному учету";

форму N 6-МЗ - "Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку".

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения союзных республик:

1.1. В месячный срок размножить и довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно - профилактических учреждений здравоохранения.

1.2. Организовать изучение инструкции соответствующими работниками, осуществляющими прием, хранение, расходование и учет медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно - профилактических учреждениях здравоохранения.

1.3. Обеспечить строгий контроль за соблюдением настоящей инструкции.

2. Президенту Академии медицинских наук СССР, начальникам III, IV главных управлений при Министерстве здравоохранения СССР:

2.1. Довести утвержденную настоящим приказом инструкцию до лечебно - профилактических учреждений здравоохранения и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных п.п. 1.2, 1.3.

3. Руководителям учреждений союзного подчинения принять инструкцию к исполнению и провести мероприятия, предусмотренные п.п. 1.2, 1.3.

4.1. Приказ Минздрава СССР от 23 апреля 1976 г. N 411 "Об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно - профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР".

4.3. Приказ Минздрава СССР от 18 марта 1985 г. N 312 "Об усилении контроля за выполнением врачебных медикаментозных назначений в лечебно - профилактических и других учреждениях системы Министерства здравоохранения СССР".

4.4. Формы NN: 1-МЗ, 2-МЗ, 6-МЗ, утвержденные приказом Минздрава СССР от 25 марта 1974 г. N 241 "Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бухгалтерского учета для учреждений, состоящих на Государственном бюджете СССР".

4.5. Пункт 1.6. приказа Минздрава СССР от 9 января 1987 г. N 55 "О порядке отпуска этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств из аптечных учреждений" в части учета спирта в журнале по форме N 10-АП в лечебно - профилактических учреждениях.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление бухгалтерского учета и отчетности Минздрава СССР (т. Запорожцев Л.Н.).

Первый заместитель Министра
здравоохранения СССР
Г.А.СЕРГЕЕВ

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства
здравоохранения СССР
от 2 июня 1987 г. N 747

СОГЛАСОВАНО
с Министерством финансов СССР
25 марта 1987 г. N 41-31

за "____" _________________ 19 г.

NN п.п. Наименование лекарственных средств Порядковые номера накладных (требований) Всего Отметка о записи в книгу
Количество
Ядовитые вещества
Наркотические средства
Этиловый спирт
Дефицитные и дорогостоящие лекарственные средства

за _______________ месяц 19 г.

Медицинская сестра
подпись расшифровка подписи
Приложено накладных (требований)
Отчет проверил
должность подпись расшифровка подписи

В соответствии с пунктом 5.2.100.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11, ст. 136; № 15, ст.1555; № 23, ст. 2713) в целях совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях п р и к а з ы в а ю:

1. Создать Комиссию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее - Комиссия).

2. Утвердить:

Положение о Комиссии согласно приложению № 1;

Состав Комиссии согласно приложению № 2.

3. Рекомендовать органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации создать в субъектах Российской Федерации комиссии по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И.Скворцову.

Министр
Т.А. Голикова

Приложение № 1
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 19 декабря 2008 г. № 747

Положение о Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

1. Комиссия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее – Комиссия), является постоянно действующим координационным органом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Министерство), созданным для обеспечения согласованных действий при решении задач совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства, а также настоящим Положением.

3. В состав Комиссии входят представители Министерства, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, руководители и работники федеральных государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству, Федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук.

4. Задачами Комиссии являются:

разработка и координация мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

изучение причин смертности и летальности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

взаимодействие с комиссиями по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, создаваемыми в субъектах Российской Федерации, по изучению причин смертности и летальности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

разработка предложений по снижению смертности у пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях;

5. В соответствии с возложенными задачами Комиссия осуществляет следующие функции:

подготовка предложений Министерства по основным направлениям реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

определение приоритетных направлений в обеспечении реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Министерства, связанных с совершенствованием организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

координация взаимодействия Министерства, подведомственных Министерству служб и агентства, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

организационно-методическое сопровождение мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в субъектах Российской Федерации;

осуществление мониторинга реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

анализ и оценка хода реализации мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

6. Руководство деятельностью Комиссии осуществляет председатель или по его поручению заместитель председателя Комиссии.

7. План работы Комиссии утверждается председателем Комиссии.

8. Решение о проведении заседаний Комиссии принимает председатель Комиссии или в случае его отсутствия - заместитель председателя Комиссии.

9. Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины её членов.

10. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии и всеми членами Комиссии. Особое мнение членов Комиссии в письменном виде прилагается к протоколу.

11. Документация, связанная с деятельностью Комиссии, хранится в Департаменте организации медицинской помощи и развития здравоохранения Министерства.

Приложение № 2
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 19 декабря 2008 г. № 747

Состав Комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по координации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Скворцова

Вероника Игоревна

заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации (председатель Комиссии)

Кривонос

Ольга Владимировна

директор Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России (заместитель председателя Комиссии)

Абакумов

Михаил Михайлович

заместитель директора Научно-исследовательского института скорой помощи им Н.В.Склифосовского Департамента здравоохранения г.Москвы (по согласованию)

Алексеева

Галина Сергеевна

заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

Багненко

Сергей Федорович

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по скорой медицинской помощи, директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского института скорой помощи им. И.И. Джанелидзе Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга (по согласованию)

Борисенко

Леонид Викторович

заместитель директора по лечебно-профилактической работе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»

Гончаров

Сергей Федорович

директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»

Елена Петровна

начальник отдела промышленной медицины управления организации медицинской помощи Федерального медико-биологического агентства

Картавенко

Валентина Ивановна

главный научный сотрудник Научно-исследовательского института скорой помощи им Н.В.Склифосовского Департамента здравоохранения г.Москвы (по согласованию)

Кожевникова

Жанна Владимировна

начальник отдела специальных программ развития Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

Евгений Васильевич

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по анестезиологии и реаниматологии, директор Научно-исследовательского института общей реаниматологии РАМН

Владимир Михайлович

главный внештатный детский специалист-хирург Минздравсоцразвития России, заместитель директора Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии

Ромодановский

Павел Олегович

главный внештатный специалист Минздравсоцразвития России по судебно-медицинской экспертизе, заведующий кафедрой судебно-медицинской экспертизы и медицинского права Московского государственного медико-стоматологического университета Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Стожаров

Вадим Владимирович

заместитель директора Санкт-Петербургского научно-исследовательского института скорой помощи им. И.И. Джанелидзе Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга (по согласованию)

Титов Игорь Анатольевич

заместитель начальника отдела специальных программ развития Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития России

(ответственный секретарь Комиссии)

Троянова

Людмила Степановна

заместитель начальника отдела промышленной медицины управления организации медицинской помощи Федерального медико-биологического агентства

Олег Сергеевич

главный врач ФГУЗ «Клиническая больница № 85 Федерального медико-биологического агентства» (по согласованию)

Широкова

Валентина Ивановна

директор Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России