Преподобный акакий синайский. Акакий, епископ тверской Иконография: как выглядел Акакий

Рас-ска-зал мне про-ис-ше-ствие ис-тин-ное и по-вест-во-ва-ния до-стой-ное.

Был один ста-рец, очень ле-ни-вый и по ха-рак-те-ру злой; го-во-рю, не осуж-дая его, но с це-лью по-ка-зать тер-пе-ние свя-то-го, и вот что рас-ска-жу вам. Тот ста-рец имел мо-ло-до-го уче-ни-ка, по име-ни Ака-кия, про-сто-го нра-вом и це-ло-муд-рен-но-го умом, ко-то-рый так мно-го зла тер-пел от то-го стар-ца, что мно-гим да-же по-ка-жет-ся это неве-ро-ят-ным, ибо ста-рец не толь-ко уко-ра-ми и бес-че-сти-ем до-са-ждал ему, но и вся-кий день му-чил его те-лес-ны-ми ис-тя-за-ни-я-ми. Од-на-ко тер-пе-ние его бы-ло не на-прас-но: по-то-му что Ака-кий сво-ей без-ро-пот-ной вы-нос-ли-во-стью и незло-би-вым стра-да-ни-ем снис-кал се-бе бла-го-дать Бо-жию, осво-бож-да-ю-щую его от веч-но-го му-че-ния. Я же (го-во-рит Иоанн Сав-ва-ит к Иоан-ну Ле-ствич-ни-ку), ви-дя каж-дый день его та-ким, как буд-то он куп-лен-ный раб или плен-ник, и тер-пит край-нюю бе-ду, на-роч-но встре-чал его и спра-ши-вал:

Что ты, брат Ака-кий? как про-во-дишь ны-неш-ний день?

Он же от-ве-чал:

Как пе-ред Гос-по-дом Бо-гом, - так мне хо-ро-шо.

И по-ка-зы-вал мне ино-гда по-си-нев-шие гла-за, ино-гда шею, а то го-ло-ву в ра-нах. Зная, что он по-сту-па-ет доб-ро-де-тель-но, я го-во-рил ему:

Хо-ро-шо, хо-ро-шо, тер-пи, брат, чтобы до-стиг-нуть спа-се-ния те-бе.

В та-ком по-ло-же-нии бла-жен-ный Ака-кий оста-вал-ся у то-го стро-го-го стар-ца де-вять лет и, про-болев немно-го пред кон-чи-ной, ото-шел ко Гос-по-ду . Ко-гда он был по-гре-бен в се-мей-ном скле-пе, то спу-стя пять дней ста-рец от-пра-вил-ся к од-но-му жив-ше-му там ве-ли-ко-му от-цу и ска-зал ему:

От-че, брат Ака-кий, уче-ник мой, умер.

Отец, услы-хав это, ска-зал:

Не ве-рю те-бе, стар-че, по-то-му что Ака-кий не умер.

Ста-рец ска-зал:

От-че, ес-ли не ве-ришь мне, то пой-ди сам и осмот-ри гроб его.

То-гда пре-по-доб-ный отец по-спеш-но встал, по-шел со стар-цем в гроб-ни-цу бла-жен-но-го стра-даль-ца и гром-ко вос-клик-нул над гро-бом Ака-кия, об-ра-ща-ясь к нему как к жи-во-му:

Брат Ака-кий, умер ли ты?

Бла-го-ра-зум-ный по-слуш-ник, об-на-ру-жи-вая по-слу-ша-ние и по смер-ти, от-ве-тил:

Не умер, от-че, ибо то-му, кто обя-зал-ся тво-рить по-слу-ша-ние, невоз-мож-но уме-реть.

Ко-гда ста-рец, у ко-е-го жил Ака-кий, услы-хал это, то ис-пу-гал-ся и упал со сле-за-ми на зем-лю; по-том по-про-сил у игу-ме-на кел-лию воз-ле его гро-ба и, за-тво-рив-шись в ней, про-жил еще бла-го-че-сти-во, за-бо-тясь о спа-се-нии ду-ши и, по-сле мно-гих по-дви-гов, ото-шел ко Гос-по-ду Бо-гу, Ко-то-ро-му сла-ва во ве-ки. Аминь.

Cказание, которое привел в "Лествице" преподобный Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них

«Не хо-чу непра-вед-но скры-вать и ли-хо-им-ство-вать бес-че-ло-веч-но, не хо-чу умол-чать пред ва-ми о том, о чем мол-чать не долж-но. Ве-ли-кий Иоанн Сав-ва-ит со-об-щил мне ве-щи, до-стой-ные слы-ша-ния; а ты сам, пре-по-доб-ный от-че, по опы-ту зна-ешь, что сей муж бес-стра-стен и чист от вся-кой лжи, от вся-ко-го лу-ка-во-го де-ла и сло-ва. Он рас-ска-зал мне сле-ду-ю-щее.
"В оби-те-ли мо-ей в Азии (ибо от-ту-да при-шел сей пре-по-доб-ный), в ко-то-рой я на-хо-дил-ся преж-де, неже-ли при-шел сю-да, был один ста-рец весь-ма нера-ди-вой жиз-ни и дерз-ко-го нра-ва; го-во-рю сие, не су-дя его, а дабы по-ка-зать, что я го-во-рю прав-ду. Не знаю, ка-ким об-ра-зом при-об-рел он се-бе уче-ни-ка, юно-шу по име-ни Ака-кий, про-сто-го нра-ва, но муд-ро-го смыс-лом, ко-то-рый столь-ко же-сто-ко-стей пе-ре-нес от се-го стар-ца, что для мно-гих это по-ка-жет-ся неве-ро-ят-ным. Ведь ста-рец му-чил его еже-днев-но не толь-ко уко-риз-на-ми и ру-га-тель-ства-ми но и по-бо-я-ми; тер-пе-ние же по-слуш-ни-ка бы-ло не без-рас-суд-ное. Ви-дя, что он, как куп-лен-ный раб, еже-днев-но крайне стра-да-ет, я ча-сто го-ва-ри-вал ему, при встре-че с ним: "Что, брат Ака-кий, ка-ко-во се-го-дня?" - В от-вет на это он тот-час по-ка-зы-вал мне ино-гда си-нее пят-но под гла-зом, ино-гда уязв-лен-ную шею или го-ло-ву; а как я знал, что он - де-ла-тель, то го-ва-ри-вал ему: "Хо-ро-шо, хо-ро-шо, по-тер-пи и по-лу-чишь поль-зу".
Про-жив у сво-е-го неми-ло-серд-но-го стар-ца де-вять лет, Ака-кий ото-шел ко Гос-по-ду и по-гре-бен в усы-паль-ни-це от-цов. Спу-стя пять дней по-сле это-го на-став-ник его по-шел к од-но-му пре-бы-вав-ше-му там ве-ли-ко-му стар-цу и го-во-рит ему: "От-че, брат Ака-кий умер". Но ста-рец, услы-шав это, ска-зал ему: "По-верь мне, стар-че, я со-мне-ва-юсь в этом". " По-ди и по-смот-ри", - от-ве-чал тот. Немед-лен-но встав, ста-рец при-хо-дит в усы-паль-ни-цу с на-став-ни-ком бла-жен-но-го оно-го по-движ-ни-ка, и взы-ва-ет к нему, как бы к жи-во-му (ибо по-ис-ти-не он был жив и по-сле смер-ти), и го-во-рит: "Брат Ака-кий, умер ли ты?" Сей же бла-го-ра-зум-ный по-слуш-ник, ока-зы-вая по-слу-ша-ние и по-сле смер-ти, от-ве-чал ве-ли-ко-му: "От-че, как мож-но уме-реть де-ла-те-лю по-слу-ша-ния?" - То-гда ста-рец, ко-то-рый был преж-де на-став-ни-ком Ака-кия, по-ра-жен-ный стра-хом, пал со сле-за-ми на зем-лю; и по-том, ис-про-сив у игу-ме-на Лав-ры 14-ю кел-лию близ гро-ба Ака-ки-е-ва, про-вел там оста-ток жиз-ни уже доб-ро-де-тель-но, го-во-ря все-гда про-чим от-цам: "Я сде-лал убий-ство". Мне ка-жет-ся, от-че Иоанне, что ве-ли-кий ста-рец, го-во-рив-ший с умер-шим, был сам сей Иоанн Сав-ва-ит; ибо он рас-ска-зы-вал мне еще од-ну по-весть, как бы о дру-гом по-движ-ни-ке; а я по-сле до-сто-вер-но узнал, что этот по-движ-ник был он сам.

При-ме-ча-ния

Про-ис-хож-де-ния неиз-вест-но-го, 20-ти лет при-нял ино-че-ство, по-след-ние че-ты-ре го-да сво-ей жиз-ни был игу-ме-ном Си-най-ской оби-те-ли; скон-чал-ся 80-ти-лет-ним стар-цем в кон-це VI ве-ка; па-мять его 30 мар-та.

Св. Иоанн Сав-ва-ит (Мол-чаль-ник) ро-дил-ся в по-ло-вине V сто-ле-тия. За-ни-мал епи-скоп-скую ка-фед-ру в од-ной из ар-мян-ских церк-вей с 482-491 г., по-след-нюю часть жиз-ни про-вел в пе-ще-ре. Па-мять его 3 де-каб-ря.

Скон-чал-ся в пер-вой по-ло-вине VI ве-ка.

Молитвы

Тропарь преподобному Акакию Синайскому

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бне Ака́кие, дух твой.

Перевод: В тебе, отче, точно сохранилось то, что в нас по Божию образу: ибо, взяв свой крест, ты последовал за Христом, и делом учил пренебрегать , как преходящей, заботиться же о душе, творении бессмертном. Потому и радуется с Ангелами, преподобный Акакий, дух твой.

Тропарь преподобным Акакию Синайскому и Фоме, иже в Малеи

Свети́ла богосия́нная ми́ру/ и и́ноков одушевле́нныя зари́,/ Фома́ чудесы́, Ака́кий же послуша́нием,/ возсия́сте све́тло;/ сих, я́ко иму́щих дерзнове́ние к Бо́гу,/ моли́твами во бра́нех посо́бствовати мо́лим,/ да про́сят от Христа́ Бо́га дарова́ти проще́ние согреше́ний// чту́щим их святу́ю па́мять.

Перевод: Светила Богом явленные миру и монахов духовное сияние, Фома - чудесами, Акакий же послушанием просияли ярко, их, как имеющих

(14.03.1482-14.01.1567, Успенский Желтиков мон-рь), свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых), еп. Тверской и Кашинский. Основным источником сведений об А. является слово «О преставлении святого епископа Тверского Акакия и о житии его вкратце» (РНБ. Погод. № 1564, XVI в.), написанное духовником А., известным рус. книжником архим. Вассианом Кошкой - свидетелем последних дней жизни святителя. Прямая речь, к-рую архим. Вассиан в изобилии приводит в слове «О преставлении», с большой долей вероятности передает подлинные слова А. и правдиво описывает повседневную жизнь и благочестие святителя. Слово «О преставлении» было написано, видимо, вскоре после кончины А., т. к. уже через год - в 1568 г. скончался архим. Вассиан.

А. неоднократно упоминается в рус. летописях, его подпись стоит на документах церковных Соборов, монастырских жалованных грамотах. Согласно синодику Иосифова волоколамского мон-ря , отец А.- иерей Василий, мать - в монашестве Юлия (Титов А. А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря. М., 1906. № 154). Нек-рые исследователи неверно отождествляют А. с племянником прп. Иосифа Волоцкого - иноком Акакием. Монашеский постриг А. принял в Иосифовом волоколамском мон-ре от основателя обители. В 1517 г. А. был поставлен архимандритом Возмищенского мон-ря в Волоколамске. 30 марта 1522 г. митр. Московский Даниил «поставил во Тверь епископа Акакия». Тверская кафедра к тому времени была ок. года вдовствующей после кончины еп. Нила Грека ; † 1521). Сразу после хиротонии А. вместе с Собором архиереев ходатайствовал перед вел. кн. московским Василием III за опального кн. В. В. Шуйского, поставив свою подпись под крестоцеловальной записью. В 1539 г. участвовал в интронизации Всероссийского митр. Иоасафа , 3 года спустя - в интронизации митр. Макария . А. присутствовал на Соборах: в 1547 г., когда были причислены к лику святых еп. Арсений Тверской , прп. Макарий Калязинский , и в 1549 г., когда был канонизирован кн. Михаил Тверской и осужден бывш. чудовский архим. Исак Собака. В 1550 г., во время казанского похода Иоанна IV Васильевича , когда во Владимир к царскому войску отправился митр. Макарий, в Москве для управления Церковью остались архиеп. Ростовский Никандр и А. В 1551 г. А. присутствовал на Стоглавом Соборе . 16 июля 1551 г. он подписал с др. участниками Собора приговор о церковных пошлинах в Новгородской епархии. В 1553-1554 гг. А. присутствовал на Соборах, обличивших ересь М. Башкина и Ф. Косого, разбиравших сомнения посольского дьяка И. М. Висковатого относительно нек-рых сюжетов в рус. иконописи того времени. 3 февр. 1555 г. А. принимал участие в хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) .

Как глава Тверской епархии А. скрепил своей печатью духовные грамоты (завещания) Г. В. Жукова-Оплечуева, Ф. Б. Бороздина и др. По его ходатайству в Желтиковом Успенском мон-ре , где был погребен Тверской свт. Арсений, была учреждена архимандрития . При А. в 1528 г. прп. Нил Столобенский основал Столобенскую Богоявленскую пуст. на оз. Селигер. С 1531 г. в Твери находился прп. Максим Грек , к-рого почитал А. В 1537 г. в Твери случился сильный пожар, при этом сгорело много домов, храмов, церковной утвари. Самого «владыку Акакия промежь дву конь едва из града умчаша» (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 303). По завершении восстановительных работ прп. Максим написал похвальное слово, в к-ром восхвалял А. за то, что он «с большим усердием и великою ревностию принялся за обновление истребленного огнем». В 1564 г. А. освятил новопостроенный храм в честь Св. Троицы («Белая Троица») - уникальный памятник тверской церковной архитектуры, в наст. время кафедральный собор Твери. Сохранились рукописные книги, переписанные по благословению святителя, нек-рые из них он передал вкладом в Иосифов волоколамский мон-рь. А. сам переписал 2 Евангелия и создал особую редакцию Киево-Печерского патерика . В 1564 г., когда в Москве на Соборе решался вопрос о предоставлении Главе РПЦ права ношения белого клобука, на соборном документе «Тферского и Кашинского Акакия епископа руки нет, потому что для великия старости и болезни на Собор не приехал, а о том писал, что он с архиепископы и епископы и со всем освященным Собором, со всеми с ними единомышлен» (ПСРЛ. СПб., 1906. Т. 13. Ч. 2. С. 380; АИ. Т. 1. С. 333).

Слово «О преставлении» рассказывает о подвижничестве А.- он спал не ложась. А. «навык многие кануны наизусть говорити», постоянно читал канон прп. Иосифу Волоцкому и с похвалой отзывался об иноках основанного им мон-ря, сравнивая мон-рь прп. Иосифа с Киево-Печерским . Скончался и погребен в Желтиковом Успенском мон-ре.

Ист.: Макарий (Веретенников), игум. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников ХV-ХVI веков // ЖМП. 1986. № 11. С. 72-75; он же. Епископ Тверской и Кашинский Акакий - подвижник ХVI века // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 336-362.

Лит: Чередеев К., прот. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 57-61; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 15-16; Первухин Г., прот. О Тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 61-66; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской Патерик: Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 78-81; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977; Goltz Н., Makari Abt. Unvergessener Lehrer des Glaubens in bischöflichen Amt: Die letzten Tage des Twerer Bischofs Akaki // Stimme der Orthodoxie. 1985. N 9. S. 8-11.

Архим. Макарий (Веретенников)

Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие во святых отца нашего Акакия, епископа Мелитинского

Святой угодник Божий Акакий был уроженец армянского города Мелитины 1 и происходил от благочестивых и богобоязненных родителей, которые, не имея детей, молитвою и постом испросили себе у Бога сей благословенный плод. Воспитав сына в учении книжном, родители отвели его к епископу того города и отдали на служение Богу, ибо так обещали, когда просили у Бога себе дитя.

Епископом города Мелитины тогда был блаженный Отрий. Это был тот самый Отрий, который на втором Вселенском Соборе святых отцов, собранном в царствование Феодосия Великого 2 против духоборца Македония 3 , из числа ста пятидесяти отцов был особенно твердым поборником благочестия. Вместе со святым Григорием Богословом 4 и с другими ревнителями и защитниками православия, он крепко защищал его и ратовал против ереси. Такому-то благочестивому мужу, святому Отрию, и был поручен родителями блаженный отрок Акакий.

Святой епископ Отрий, провидя в отроке божественную благодать, поставил его в церковные клирики. Акакий же возрастал от силы в силу, преуспевая в добродетелях, ревностно исполняя церковные труды, совершенствуясь в добродетели и святости, стараясь быть каждому полезным. У него учился наукам и преподобный Евфимий Великий 5 , будучи отроком. Но святой Акакий был учителем не детей только, но и взрослых, назидая всех, и словом, и примером своей добродетельной жизни, особенно когда достиг священнического сана и обязан был заботиться о спасении, порученных ему, душ человеческих. Как избранный сосуд Святого Духа, он был в свое время возведен в архиерейский сан, как вполне этого достойный. Когда святой Отрий, епископ Мелитинский, перешел из сей жизни ко Господу, то вместо него всеми единогласно был избран блаженный Акакий и по чину возведен на святительский престол, как горящая свеча, поставленная в золотом подсвечнике для просвещения всей вселенной (Мф.5:15-16). Епископ сей так угодил Богу и был столь велик по своей святости, что сподобился дара чудотворения. Мы расскажем здесь в кратких словах некоторые из многих чудес его.

Однажды случилась великая засуха, вследствие чего ожидался сильный голод. Весь народ был в большой скорби. Святитель Христов вместе с голодающим народом пошел к церкви святого великомученика Евстафия, находившейся за городом, и там умолял Христова мученика, вместе с ними помолиться Господу и испросить у Него дождь для насыщения иссохшей земли. Потом он поставил неподалеку от церкви на возвышенном и открытом месте жертвенник и Божественный престол, и начал здесь совершать бескровную жертву, со слезами молясь Господу. При сем преподобный не растворил в святой чаше вино водою, как обыкновенно это совершается, но устремив свой ум к Богу, усердно молился, дабы Сам Бог послал воду свыше и сею дождевою водой растворил в чаше вино, а вместе с тем напоил бы и иссохшую землю. И молитва святого так была сильна и действенна, что тотчас пошел сильный дождь, который не только растворил в чаше вино, но достаточно напитал и землю. Печаль всех людей, бывших там, превратилась в радость, и все прославляли и благодарили Бога. В этот год был обильный урожай плодов, по молитвам угодника Божия Акакия.

В той же стране была одна многоводная река, весьма часто выходившая из своих берегов и затоплявшая окрестные селения. Однажды эта река так необычно разлилась, что даже большие здания, бывшие невдалеке от нее, были совершенно затоплены ею, а некоторые даже были разрушены; час от часу разливаясь все более и более, река эта угрожала затопить множество окрестных жилищ. Тогда святитель Христов Акакий, видя, что люди весьма страдают от сего наводнения, подошел к реке и сотворив молитву к Богу, положил не далеко от берега камень, причем запретил реке переходить положенный им предел. Тотчас же вода вошла в свои берега; несмотря на то, что воды в ней значительно прибыло, так как русло ее сделалось уже, река эта не выступала из берегов далее того камня, которым, как бы каким препятствием, святитель заключил реку в ее берегах.

В восемнадцати стадиях 6 от упомянутого города было одно место, принадлежавшее грекам и называвшееся Миасина, красивое и ровное. Среди этого места тянулась большая равнина, через которую по направлению к востоку протекала быстрая и чистая река, называвшаяся Азор или Азур; эта река протекала через несколько озер. На самом же красивом и высоком месте там находилось идольское капище, окруженное садом из плодовых деревьев, орошаемом водами одного из озер реки Азура. Это место было осквернено бесовскими мерзостями, так как здесь часто собирались греки, поклонявшиеся идолам, и приносили своим богам нечестивые жертвы.

Святой Акакий, возревновав о Христе, захотел очистить это место и освятить для прославления на нем Истинного Бога. Для этого дела ему пришлось весьма много потрудиться, ибо языческие жрецы сильно противились его намерению, не отдавая своего идоложертвенного места. И когда святой стал строить там церковь, во имя Пресвятой Богородицы, то те злые люди всячески препятствовали ему в этом: то, что выстроено было верующими за день, ночью нечестивыми идолопоклонниками было разрушаемо. Но святой угодник Христов Акакий, вооружившись против них молитвою, победил врагов своих. Он, с Божией помощью, разрушил идольское капище и построил храм в честь Божией Матери. Освятив сей храм, он сделал обиталищем святых Ангелов то место, которое прежде служило жилищем бесов, и устроил обитель при храме Пресвятые Богородицы для жития добродетельных иноков. Таким образом, там, где прежде совершались кровавые нечестивые жертвы диаволу, теперь стала приноситься бескровная чистая жертва Истинному Богу и каждодневные славословия и молитвы. По благодати Пречистой Богоматери и по молитвам чудотворца Акакия на этом месте совершались чудеса, видя которые, греки оставляли свое нечестие и обращались к вере во Христа Бога. Вспомним одно из бывших там преславных чудес.

Случилось, что строители упомянутой церкви, по нерадению своему, непрочно устроили церковный свод, и когда святитель Христов Акакий совершал в алтаре Божественную службу, свод этот наклонился вовнутрь церкви и уже был готов упасть туда. Видя это, весь бывший в церкви народ в беспорядке начал выходить из храма; святитель же воззвал:

Господь - крепость жизни моей: кого мне страшиться? (Пс.26:1).

И тотчас было удержано падение свода церковного, и он, по молитве святого, как бы повис в воздухе, поддерживаемый молитвою святого как бы каким твердым основанием. И так было до тех пор, пока святитель совершил всю службу и вышел со своим клиром из церкви. Лишь только он вышел оттуда, свод с великим грохотом упал на землю, не причинив никому вреда.

Однажды в другом храме, в селении, называемом Самурия, тот же добрый пастырь словесных овец предлагал духовную пищу своему стаду, проповедуя слово Божие. Во время его беседы с народом, множество бывших там ласточек своим громким криком заглушали голос святого и мешали народу слышать слова его, так что иногда почти совсем не было слышно слов, исходивших из богоглаголивых уст епископа. Тогда, остановившись на короткое время среди беседы к людям, святой обратился к ласточкам и повелел всем им именем Создателя умолкнуть и прекратить свой крик. И тотчас ласточки умолкли, будучи не в состоянии произнести ни одного звука, и совершенно улетели оттуда, оставив свои гнезда. С того времени ласточки не вили там гнезд, и если какая-либо из них случайно прилетала к тому храму, то не могла здесь щебетать, но как немая, немного полетав около храма, улетала оттуда, как бы кем гонимая.

Неподалеку от города у святого Акакия был дом, в котором он жил еще до принятия епископского сана. Когда же он вступил на святительский престол, то обратил дом свой в больницу и убежище для нищих и убогих. Святитель часто навещал свою больницу, принося больным необходимое и сам прислуживая им. Однажды, придя к больным во время жатвы, он спросил их, всем ли они довольны и нет ли у них в чем-нибудь недостатка. Они ответили, что у них всего в изобилии, и что только одно их мучает, это - множество мух, которые причиняют им большие страдания, садясь на их язвы и струпья и больно кусая их тела. Святой тотчас помолился Богу, прогнал оттуда молитвою мух, и повелел мухам не являться туда более никогда. И так было до самой кончины угодника Божия: с того времени в том дому не видно было ни одной мухи. Таково чудо, которое сей дивный муж сотворил по благодати Божией.

Подобным же образом он повелел жабам, сильно кричавшим в озере и раздражавшим слух больных, умолкнуть. Спустя же немного времени он помиловал жаб и снова разрешил их от молчания, но только не всецело. Ибо он дозволил им издавать свой крик тихо, а не так громко, как они кричали раньше. В безводном месте святитель извел из сухого камня источник студеной воды и напоил жаждущих; многими и иными чудесными действиями удивил мир сей великий чудотворец.

Святой Акакий присутствовал на третьем Вселенском Соборе, бывшем в городе Ефесе в царствование императора Феодосия Младшего 7 . Там вместе со святым Кириллом, патриархом александрийским и с другими святыми отцами, Акакий низложил нечестивого Нестория, патриарха цареградскаго 8 , хулителя Пречистыя Девы Богородицы, и предал его анафеме. Святой Акакий был любим и восхваляем всеми святыми отцами и пользовался уважением самого императора.

Мудро управляя Церковью Христовою долгое время и сотворив множество чудес, святой Акакий мирно отошел ко Господу. Честное тело его было погребено рядом с телом святого мученика Полиевкта 9 . С ним он предстоит ныне Господу и с ликом прочих святых прославляет Отца и Сына и Святого Духа, Единого Бога, всею тварью прославляемого вечно. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Город Мелитина находился в северной части Малой Армении.

2 Феодосии I Великий, император римский, царствовал с 379 по 395 г.

3 Еретик Македоний, имевший до соборнаго низложения сан Константинопольского епископа, нечестиво учил о неравенстве третьего Лица Святые Троицы первым двум, признавая Духа Святого за творение Бога Отца. Ересь Македония была осуждена на II Вселенском Соборе, бывшем в 381 г. в Константинополе.

Акакий (1482-1567), епископ Тверской и Кашинский, святитель. Родился 14 марта 1482 года в семье иерея Василия и будущей монахини Юлии .
Монашеский постриг Акакий принял в Иосифовом Волоколамском монастыре от преподобного основателя обители.
В 1517 году был поставлен архимандритом Возмищенского монастыря под Волоколамском. 30 марта 1522 года митрополит Московский Даниил «поставил во Тверь епископа Акакия», на кафедру которая была до этого около года вдовствующей.
Сразу по хиротонии епископ Акакий вместе с Собором архиереев ходатайствовал перед великим князем Московским Василием Иоанновичем за опального князя В.В. Шуйского, поставив свою подпись под крестоцеловальной записью. Затем по ходатайству епископа Акакия в Желтиковом Успенском монастыре была учреждена архимандрития. В 1528 году в пределах его епархии преподобный Нил Столобенский основал Богоявленскую пустынь. С 1531 года в Твери находился преподобный Максим Грек, которого почитал святитель Акакий. В 1537 году в городе случился сильный пожар, при котором сгорело много домов, храмов, церковной утвари. Самого «владыку Акакия промежь дву конь едва из града умчаша» . По завершении восстановительных работ преподобный Максим написал похвальное слово, в котором восхвалял епископа за то, что он «с большим усердием и великою ревностию принялся за обновление истребленного огнем».
В 1539 году участвовал в настоловании Всероссийского митрополита святителя Иоасафа, 3 года спустя - в настоловании митрополита святителя Макария.
Участвовал в Соборах 1547 и 1549 годов. В 1550 году, во время казанского похода царя Иоанна Васильевича, когда митрополит Макарий отправился во Владимир к царскому войску, вместе с архиепископом Ростовским Никандром остался в Москве для управления Церковью. В 1551 году участвовал в Стоглавом Соборе и 16 июля того года подписал с другими соборянами приговор о церковных пошлинах в Новгородской епархии. В 1553-1554 годах присутствовал на Соборах, обличивших ересь Башкина и Косого, разбиравших сомнения посольского дьяка И.М. Висковатого относительно иконописи. 3 февраля 1555 года принимал участие в хиротонии первого архиепископа Казанского, святителя Гурия.
В 1564 году освятил новопостроенный тверской храм в честь Святой Троицы. В том же году, когда в Москве на Соборе решался вопрос о предоставлении митрополиту права ношения белого клобука, на соборном документе «Тферского и Кашинского Акакия епископа руки нет, потому что для великия старости и болезни на Собор не приехал, а о том писал, что он с архиепископы и епископы и со всем освященным Собором, со всеми с ними единомышлен» .
Скончался святитель 14 января 1567 года в Желтиковом монастыре, где и был погребён.

Примечания

Согласно синодику Иосифова Волоколамского монастыря. См. Титов А.А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря, М., 1906, № 154. Некоторые исследователи неверно отождествляли святителя Акакия с племянником преподобного - иноком Акакием.

ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, 303.

ПСРЛ, СПб., 1906, т. 13, ч. 2, 380; АИ, т. 1, 333.