Пост без молитвы — голодовка, или кто кому помогает. Примеры молитв перед Пасхой во время поста. Молитва перед учением

То, что пост помогает молиться — произносится почти как общее место. И тому, кто не постится, теоретически ясно, что на полный желудок приятнее перед телевизором лечь, а не поклоны класть. И ложится он поэтому, уже совершенно практически, перед телевизором с приятным чувством сытой тяжести, довольный обладанием теоретических знаний.

Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и выкатывается, принося утешение. Испытать и запомнить нужно, как мешает этому зарождению и появлению слёз тяжесть объедения или послевкусие лакомства.

Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что Христос больных исцелял, в случае болезни способен тут же побежать к «бабке». Нужен опыт, тот самый, о котором Пушкин сказал: «Сын ошибок трудных».

Один мой знакомый священник в день памяти утром ледяной душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это для того, чтобы затем, рассказывая в проповеди о том, как они на льду замерзали, выбирать выражения менее восторженные, но более прочувствованные.

Молитва должна быть «молитвой веры» (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться потому, что помогает верить в Бога Истинного. Совсем без поста , всегда без поста человек приближается к такому состоянию, о котором апостол сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).

Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже того, кому кланяется. Филарет Московский восклицает: «Как же низок должен быть человек, для которого бог – чрево!» Человек тогда и распознать свое рабство не может, поскольку целиком в него погружен. Мы, люди, в полном составе работаем чреву, этому лукавому и ближайшему господину, как называет его . Но узнать свое рабство и потеснить идола в правах – уже немало.

Чрево может быть «богом» с маленькой буквы, а двум господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь: «Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).

Так что поклонение Богу «в духе и истине» (Ин. 4: 24) с логической неумолимостью предполагает хоть какое-то упражнение в посте, хоть по временам.

А молитва помогает посту? Еще бы! Без молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся человек вместо очищения души и тела добьется лишь умножения злобы и углубления лукавства. Углубит такой человек состояние падения и еще больше запутается вместо того, чтобы выйти на свободу.

Пост, таким образом, молитве помогает, а молитва пост оправдывает .

Если они вместе – пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно. Молясь, к примеру, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом в пустые места, готовы были часами и днями сидеть у Его ног, обо всем забыв. Телесные нужды меркли вблизи Христа.

Так и Мария не помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы, замерев, слушали Его. Но когда Он умокал, телесная нужда заявляла о себе. Почему и Христос говорит: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге» (Мк. 8: 2–3). Вот как. Ослабеют, потому что «неевшие». Но ослабеют только «в дороге». Близ Христа не ослабеют – благодать не даст. Так близость к Богу и общение с Богом (а молитва — это и есть общение с Богом) и оправдывает пост, и облегчает прохождение поста.

Слава Тебе, Господи!

Что же милостыня? Она ведь в Евангелии поминается в ряду поста и молитвы как одна из добродетелей, творимых в тайне. Отец, сказано, видящий тайное, воздаст за эти труды и подвиги явно. Милостыня тоже нужна . Она тоже крепко связана с постом и молитвой. Отношения между ними таковы, что милостыня помогает молитве , а пост помогает милостыне . Поясню кратко.

Доброе дело рождает дерзновение. «Ты отдал серебро, а приобрел дерзновение перед Всемогущим Богом», – говорит Златоуст. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь. Он выслушает тебя. Это касается не только денег, поскольку милостыня шире подаяния.

Например, ты посетил больного в больнице. Купил лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты у Христа был! Теперь проси, молись! И сам почувствуешь, сколько радости и силы принесет тебе молитва, совершаемая после дел милосердия. Так милостыня разогревает и усиливает молитву веры.

Великий пост — время для покаяния и молитвы

А пост учит обходиться малым. По крайней мере, обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь стало «меньше», то должен появиться и «остаток». Остаток — отдай ближнему. Таким обазом пост поможет милостыне!

В древности был обычай: строго постившийся человек откладывал цену дневного пропитания. Со временем эти деньги накапливались, и из них можно было удобно творить милость, от себя, по сути, уже ничего не отнимая.

Вообще человек тем охотнее думает о других, помогает другим, чем меньше он «зациклен» на себе. Пост как раз призван смирить себя, поменьше о себе думать и на себя тратить – денег, времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни милосердовать.

Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью прославить Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа – и укрепиться в вере, надежде и любви!

Скажем еще в завершение, что человеку предстоит всю жизнь учиться любить Бога , миловать ближних и исправлять себя . Для этого нужен человеку союз молитвы, милостыни и поста.

Человеку крайне необходимо правильно выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему и к себе самому. Отношения эти звучат так: Богу – молитва, ближнему – милость, к себе – благоразумная строгость. И здесь мы никуда не уйдем от необходимых, как воздух, словом Божиим возвещенных триединых – молитвы, милостыни, поста.

Пусть будут они неразлучны, потому что сказано: «И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4: 12).

Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.

1836 г., А.А.Вознесенский

Вконтакте

Великий Пост — это период воздержания от привычных удовольствий, к которым привык православный христианин. К числу удовольствий Православная Церковь относит не только еду, но и развлечения — духовные и телесные.

В чем смысл поста?

Если бы смысл этой христианской традиции заключался только в пищевых ограничениях, то пост мало чем отличался бы от обычной диеты. Считается, что только в состоянии сдерживания телесных становится особенно восприимчивым к духовной работе над собой, поэтому пост — это период воздержания и покаяния. А покаяние немыслимо без чтения молитвы. Какие молитвы читать в пост? Наиболее известные великопостные молитвы и молитвословы - «На всякое прошение души», покаянный канон святого Андрея Критского. Наиболее известна и почитаема в Великий пост, ее читают во всех церквях и в домах верующих христиан на протяжении всего поста.

Молитвочтение во время поста

Известный святитель Феофан Затворник говорил, что человек не полон без тела так же, как и молитва не полна без в свою очередь, заключается в том, что следует:


Все эти правила следует строго соблюдать во время поста, а, кроме того, объем молитвочтений в этот период следует увеличить и уделить им особенное душевное внимание.


Значимость молитвы Ефрема Сирина

Покаянная молитва Ефрема Сирина состоит всего лишь из трех десятков слов, а вмещает в себе все самые главные элементы покаяния, указывает на то, к чему следует приложить основные усилия молящемуся. Благодаря этой молитве верующий определяет для себя путь избавления от недугов, которые препятствуют его сближению с Богом.

Кроме того, это моление доступно и емко выражает значение и смысл Великого поста. Молитва святого Ефрема Сирина отражает главные заповеди, дарованные Господом, и помогает в доступной форме осмыслить свое отношение к ним. Она читается православными в их домах и в церквях в конце каждого богослужения в великопостный период.


Кто такой Ефрем Сирин

Но далеко не только великопостная молитва Ефрема Сирина сделала его почитаемым святым, этот человек известен как церковный оратор, мыслитель и богослов. Родился он в IV веке в Месопотамии, в семье бедных крестьян. Долгое время Ефрем не верил в Бога, однако волею случая стал одним из лучших проповедников того времени. По легенде, Ефрема обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. Во время пребывания в темнице он услышал глас Божий, призывавший его покаяться и уверовать в Господа, после чего был оправдан судом и выпущен на свободу. Это событие перевернуло жизнь юноши, заставив его раскаяться и уединиться для жизни вдали от людей.

Долгое время он вел отшельнический образ жизни, позднее стал учеником известного аскета — святого Иакова, жившего в окрестных горах. Под его руководством Ефрем читал проповеди, обучал детей и помогал на службах. После кончины святого Иакова молодой человек поселился в монастыре рядом с городом Эдесса. Ефрем настойчиво изучал Слово Божие, труды великих мыслителей, святых старцев, ученых. Обладая даром учительства, он мог доступно и убедительно доносить эту информацию людям. Вскоре к нему стали приходить люди, нуждавшиеся в его наставлениях. Известно, что язычники, бывавшие на проповедях Ефрема, обращались в христианство легко и уверенно.

Почитание святого в наши дни

Сегодня Ефрема Сирина называют отцом церкви, учителем покаяния. Все его произведения пропитаны мыслью о том, что покаяние — это смысл и двигатель жизни каждого христианина. Искреннее покаяние в сочетании со слезами раскаяния, по мнению святого, полностью уничтожает и смывает любой грех человека. Духовное наследие святого насчитывает тысячи работ, однако на русский язык переведена лишь малая их часть. Наиболее известны молитва Ефрема Сирина в Великий пост, а также его слезные моления, моления на разные случаи жизни и беседа о свободной воле человека.

История возникновения молитвы

Каким образом Ефрем Сирин создал эту молитву, достоверно уже никто не расскажет. Согласно преданию, одному пустынному отшельнику привиделись ангелы, державшие в руках большой свиток, испещренный надписями с обеих сторон. Ангелы не знали, кому передать его, стояли в нерешительности и тогда с небес раздался Божий глас «Только Ефрем, избранник Мой». Отшельник привел к ангелам Ефрема Сирина, те передали ему свиток и велели проглотить его. Далее случилось чудо: слова из свитка распространил Ефрем, словно дивная лоза. Так молитва Ефрема Сирина в Великий пост стала известна каждому православному христианину. Моление это выделяется среди всех остальных великопостных песнопений, его чаще прочих читают в храме и чаще всего именно во время этой молитвы вся церковь преклоняет колени перед Богом.

Текст молитвы

Молитва Ефрема Сирина, текст которой представлен в этой статье, легко запоминается и читается, несмотря на наличие

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

Такова молитва Ефрема Сирина. Текст молитвы может быть понятен не всем христианам из-за наличия в ней церковнославянских слов, а за скромными прошениями в этом молении скрыт смысл настолько глубокий, что далеко не каждому христианину удается постичь его с первого прочтения. Для полного понимания ниже представлено толкование молитвы Ефрема Сирина.


Толкование молитвы

Как видно из текста моления, оно делится на два типа прошений: в одних молящий просит Господа «не дать» — то есть освободить от недостатков и грехов, а другим рядом прошений молящий, напротив, просит Господа «дать» ему духовные дары. Толкование молитвы Ефрема Сирина имеет глубокий духовный смысл, рассмотрим значение каждого из них.

Прошения об избавлении звучат так: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Только благодаря молитве человек способен совершить подвиг и избавиться от этих грехов.

Праздность

Казалось бы, праздность — не такой уж и великий грех по сравнению с завистью, убийством и воровством. Однако она является самым греховным отрицательным состоянием человека. Перевод этого слова с означает пустоту и пассивность души. Именно праздность является причиной унылого бессилия человека перед духовной работой над собой. Кроме того, она неизменно порождает уныние — второй страшный грех человеческой души.

Уныние

Говорят, что праздность символизирует отсутствие света в душе человека, а уныние — наличие в ней тьмы. Уныние — это пропитанность души ложью в отношении Бога, мира и людей. Дьявол в Евангелии назван отцом лжи, а потому уныние — это страшное дьявольское наваждение. В состоянии уныния человек различает только плохое и злое вокруг себя, он неспособен видеть в людях доброту и свет. Именно поэтому состояние уныния равноценно началу духовной смерти и разложению человеческой души.

Любоначалие

Покаянная молитва Ефрема Сирина упоминает и о таком состоянии души, как любоначалие, которое означает стремление человека к власти и господству над другими людьми. Стремление это рождается из уныния и праздности потому, что пребывая в них, человек рвет свои отношения с другими людьми. Таким образом он становится внутренне одиноким, а окружающие превращаются для него лишь в средство достижения его целей. Жажда власти продиктована стремлением унизить другого человека, сделать его зависимым от себя, отрицается его свобода. Говорят, что в мире нет ничего страшнее такой власти — обезображенной пустотой души и ее одиночеством и унынием.

Празднословие

Упоминает великопостная молитва Ефрема Сирина и такой грех души человеческой, как празднословие, то есть — пустословие. Дар речи был дарован человеку Богом, а потому использовать его можно лишь с добрым помыслом. Слово, использованное для совершения зла, обмана, выражения ненависти, нечистоты несет в себе большой грех. Об этом в Евангелии говорится, что на Великом Суде за каждое праздное слово, произнесенное при жизни, душа будет держать ответ. Празднословие несет людям ложь, соблазн, ненависть и разложение.

Молитва святого Ефрема Сирина помогает осознать эти грехи, покаяться в них, ведь только осознав свою неправоту, человек способен перейти к другим прошениям — положительным. Такие прошения звучат в молитве так: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве...даруй ми зрете моя прегрешения и не осуждати брата моего».


Целомудрие

Смысл этого слова широк, и означает он два основных понятия - «целостность» и «мудрость». Когда молящий просит у Господа целомудрия для себя, то это значит, что он просит знаний, опыта видеть добро, мудрости для ведения праведной жизни. Целостность этих прошений являет собой мудрость человеческую, позволяет человеку противостоять злу, распаду и уходу от мудрости. Прося о целомудрии, человек мечтает вернуть жизнь в мире и гармонии для ума, тела и души.

Смиренномудрие

Смирение и симренномудрие — понятия неодинаковые. И если смирение может трактоваться как обезличенная покорность, то смиренномудрие — это смирение, не имеющее ничего общего с самоунижением и презрением. Смиренномудрый человек радуется постижениям, открытым им Богом, той глубине жизни, которую открывает в смирении. Смиренный же человек падший нуждается в постоянном самопревозношении и самоутверждении. Смиренномудрому человеку гордыня не нужна, так как ему нечего скрывать от других людей, потому он и смиренен, не рвется доказывать другим и себе свою значимость.

Терпение

«Остается только терпеть» — это не христианское терпение. Истинное христианское терпение являет собой Господь, который верит каждому из нас, доверяет нам и любит нас. Оно базируется на убеждениях о том, что добро всегда побеждает зло, жизнь побеждает смерть в христианской вере. Именно эту добродетель молящий просит себе у Господа, когда говорит о терпении.

Любовь

По сути, вся молитва сводится к просьбе о любви. Праздность, уныние, любоначалие и празднословие являются помехой к любви, именно они не пускают ее в сердце человека. А целомудрие, смиренномудрие и терпение — это своего рода корни для прорастания любви.


Как правильно читать молитву

Когда читается молитва Ефрема Сирина, следует придерживаться некоторых правил:

  • Чтение производится во все дни Великого Поста, кроме субботы и воскресенья.
  • Если молитва читается впервые, то после каждого прошения следует воздавать земной поклон.
  • Впоследствии церковный устав требует воздавать земной поклон трижды во время чтения молитвы: перед прошениями об избавлении от недугов, перед прошениями о даровании и перед началом третьей части молитвы.
  • Если того требует душа, молитву можно производить и вне великопостных дней.

Какие молитвы читаются в пост

Кроме этого, верующие читают те молитвы, которые произносят и в обычные дни. Когда читается молитва Ефрема Сирина, обычно производится чтение и молитвословия из Часослова и Триоди, а также молитвослова «На всякое прошение души».

Заключение

Молитва Ефрема Сирина в Великий пост представляет собой квинтэссенцию духовных просьб молящего к Богу. Она учит его любить, радоваться жизни и помогает соблюдать режим поста.

Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» – тогда как причин для уныния нет. Долгие службы - это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.

Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».

Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.

Вот это постоянное памятование о Боге - и будет нашей непрестанной радостью о Нем.


Нет, конечно, всем нам не надо становиться за пост исихастами, но попытаться стать на полшага ближе к идеалу можно.

Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах - иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило - выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить . В дороге послушать или почитать Псалтирь.

С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.


Домашние заботы, дорога в час пик, шум на работе - даже если мы смогли организовать свою жизнь так, чтобы есть только разрешенную пищу, читать молитвенное правило целиком и даже молиться в течение дня, от всей этой суеты мы страшно устаем. И здесь нам на помощь приходит храм.

В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы - это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.

Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы - в первые четыре дня Великого поста, вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы …

Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить - между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).

Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая - время покаяния, вторая - время очищения, подготовки к Пасхе.

Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.

Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься - напрасная трата здоровья.


Кстати, здоровье. Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно оговорить с духовником.

Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением - не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.

(Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство - помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)

Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить - крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.


«Пощусь - тщеславлюсь, и не пощусь - тщеславлюсь», – скорбит в своей «Лествице».

«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идут с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело. Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты). Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.

«Тщеславие непощением» – более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла - а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя - а зато я каюсь каждые выходные!

Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»


И вообще, меньше рассуждай о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени - изменение режима питания.

Вегетарианцы никогда животной пищи не едят - к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.

Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», – идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии - слова Божьего - уделяется особенное внимание.

За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий завет.


Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом.

Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.

Призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.

Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, - беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая - это не развлечение, а помощь ближнему.


Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле, никакого доброго отношения здесь, как правило, нет - есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения. Именно Великим постом эта страсть обостряется.

«Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» – предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное - нельзя же обижать!

«Приходи в гости в субботу вечером!» – зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.

«Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» – откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.

Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный : мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный - это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.

Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования - надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.


Наконец, самое главное правило Великого поста - помнить, ради чего существует этот период.

Великий пост - время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…

Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!

Правильный Пост, как правильно поститься и получить ответ на молитву

Как показывает Практика, пост действительно открывает ответы на молитву, приближает человека с Богом. Христианский пост.

1- пост - это не диета!

2- пища не принимается вообще, вода по возможности тоже.

3- длительность выбирайте сами - день, два… (но все- таки в пределах разумного)

4- Перед началом поста, необходимо попросить Господа благословить и принять его.

5- Усиленная молитва, по возможности не одному (например, с семьей). По нескольку раз, в день, вставая на колени перед Господом и моля о своей проблеме (подробно, как рассказываешь близкому другу, с именами о ком просишь).

6- ВНИМАНИЕ!!! - ВЫХОДИТЬ ИЗ ПОСТА ПОСТЕПЕННО, ПОНЕМНОГУ УВЕЛИЧИВАЯ КОЛИЧЕСТВО ПИЩИ.

Однажды к Иисусу Христу подошли ученики Иоанна Крестителя и спросили Его: "…почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?" (Мф.9:14) фарисеи, действительно, постились много. Например, тот фарисей, который зашел в храм помолиться вместе с мытарем (Лук.18:10-14), говорил о себе так: "…пощусь два раза в неделю…". Но почему-то Иисус не похвалил и даже не одобрил их за такое усердие в деле Божьем, как будто даже и не заметил этого.

Наверное многие задают такой же вопрос - "почему одни христиане постятся много, а другие – нет?". Христос тогда ответил спрашивающим очень просто, что в настоящее время Его ученики радуются, но в жизни у них будет и такое время, когда они будут поститься. Причем, нигде дальше в Евангелиях мы не видим, чтобы Христос установил порядок и правила для соблюдения постов, точно также как и в Ветхом Завете нигде нет такого порядка и правил, из чего можно сделать простой и логичный вывод, что необходимость поста в каждом конкретном случае и порядок его исполнения каждый из Его учеников должен определить для себя самостоятельно.

Почему же люди постятся? Почему постились фарисеи? Христос обличил их в том, что они "все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди … и чтобы люди звали их: учитель! учитель!" (Мф.23:5,7). Или же чтобы угодить Богу, подобно тому, как язычники пытаются умилостивить своих идолов? Но нашего Бога не нужно умолять, потому что Он – благ, многомилостив и долготерпелив. Пророк Захария описывает случай, как израильтяне стали вопрошать Господа, продолжать ли им поститься после того, как Господь ответил на молитвы и освободил их из вавилонского плена. Господь ответил им вопросом: "…для Меня ли вы постились? для Меня ли?" (Зах.7:5). Таким образом, Бог наталкивает иудеев на мысль, что пост нужен не Богу, а им самим для того, чтобы устранить причины, препятствующие тому, чтобы Бог их благословил. Итак, если пост – это не есть средство угождения Богу, тогда - что же это?

Пост

Пост – это особое состояние в жизни христианина , когда он в той или иной степени ограничивает себя в пище и питии для того, чтобы сконцентрировать все силы своего организма на молитве. Пост нужен тогда, когда христианин ожидает каких-то положительных перемен от Бога, как естественных, так и сверхъестественных.

Так как пост часто упоминается, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, то правильнее было бы рассмотреть несколько конкретных описаний, чтобы из них сделать выводы. Моисей постился на горе Синай в присутствии Божием на протяжении сорока дней и ночей (Исх.34:28), но во всем Пятикнижии нет указаний, что так нужно делать народу, а только лишь есть намек на пост, когда говорится о том, что народ должен смирять души в день очищения (Лев.16:29).

В книге Судей (Суд.20:26) описан случай, когда сыны Израилевы молились и постились перед решающим сражением с сынами Вениаминовыми, защищающими гнусных грешников. Победа наступила только после усиленной молитвы с постом.

Давид молился и постился о младенце, которого родила Вирсавия (2Цар.12:16). Перед этим пророк Нафан обличил его в страшном грехе, поэтому Давид, по-видимому, горько раскаивался в своем грехе, который привел к смерти невинного ребенка. В результате такого раскаяния появился 50-й псалом, в котором есть такие слова: "…ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50:18-19).

Когда Аман, один из вельмож царя Артаксеркса в престольном городе Сузах, замыслил уничтожить всех Иудеев, то они, узнав об этом, возопили к Господу. И "было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих" (Есф.4:3). И Господь услышал их молитву и, более того, еще задолго до этой проблемы уже предусмотрел выход из этой сложной ситуации, когда позволил еврейской девушке Есфирь стать царицей. Есфирь также прекрасно сознавала, что без сверхъестественной помощи Божией она и сама, пытаясь помочь Иудеям, рискует не только своим положением, но даже и жизнью, поэтому решила поститься три дня сама со служанками своими, а также попросила, чтобы и все Иудеи в городе Сузах молились и постились, поддерживая ее. И Бог услышал вопль и глас Есфири и Иудеев и чудесным образом избавил народ от гибели.

Библейские герои

Очень интересен также случай с покаянием языческого города Ниневии от проповеди Ионы (Ион.3:5-10). "И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост…". Даже царь покаялся и объявил пост для всей Ниневии не только для людей, но и для скота, чтобы Господь умилосердился и отвратил бедствие. И Бог услышал эту молитву, "…и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел".

Иудейский юноша Даниил, находясь в вавилонском плену, обращался к Господу "с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле" (Дан.9:3), и Бог давал ему удивительные откровения о будущем, как для его народа, так и для всего человечества. Целью постов Даниила, по свидетельству посланного ему мужа Божия, было: "…ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим" (Дан.10:12).

Иисус Христос не давал повелений Своим ученикам поститься, но заявлял, что "…придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Мф.9:15). Сам же Иисус постился 40 дней в пустыне после Своего крещения у Иоанна перед выходом на служение народу Израильскому (Мф.4:2). А после безуспешных попыток учеников Его изгнать беса из отрока, Христос открыл ученикам секрет: "…сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:21). Первые христиане в Антиохии также практиковали молитвы с постами, в результате чего Дух Святой побудил их отделить Варнаву и Савла на миссионерский труд (Деян.13:2-3).

Все эти случаи показывают , что целью постов является глубокое покаяние, смирение, примирение с Богом, исправление путей человеческих, устранение всяких препятствий между Богом и человеком, препятствующих излиянию обильных Божьих благословений. Пост необходим для усиления молитвы. Он не имеет ничего общего с голодовкой и шантажом Бога, потому что если человек во время поста захочет требовать от Бога и исполнять волю свою, то Бог его не услышит. Пророк Исаия приводит ответ на вопросы иудеев: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" (Ис.58:3). Он говорит: "Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал…?" (Ис.58:3-5).

Христиане обычно молятся с постом в критических случаях, когда необходимо принять очень важное и поворотное решение в своей жизни. Молитва с постом очень эффективна для освобождения от какой-либо греховной зависимости, например, курения или даже наркотиков. Молитва с постом также очень важна, если просить Бога о спасении кого-то из близких.

Практическая сторона поста должна быть строго индивидуальной, с учетом состояния здоровья и особенностей организма каждого человека. Пост может быть разной длительности, разной степени тяжести, в зависимости от состояния здоровья и других всевозможных причин. Пост – это не только и не столько воздержание от пищи, сколько установление правильных отношений с людьми и с Богом.

Пост делается для того, чтобы сконцентрировать все силы организма на молитву, поэтому нужно особое молитвенное состояние. О практической стороне поста говорит тот же пророк Исаия: "…разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся…" (Ис.58:6-7). Это значит, что прежде чем просить что-то у Бога, нужно тщательно навести порядок и в своей личной духовной жизни, и в отношении своих ближних. Тогда Бог будет благоволить к взывающему к Нему: "Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"… и будет Господь вождем твоим всегда" (Ис.58:9,11).

ИЗ БИБЛИИ О ПОСТЕ - Библейский Пост

От Луки:

4.1- Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
4.2- Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

От Матфея:

6.16- Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6.17- А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
6.18- чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

От Марка:

1.13- И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

От Матфея:

4.1- Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
4.2- и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

Пост может стать мощнейшим духовным опытом, особенно если он идет рука об руку с посвященной молитвой. В то время как пост является, пожалуй, одной из наиболее примечательных христианских практик, он не ограничивается христианством – поститься и молиться может человек любой веры, если испытывает к этому побуждение. Читайте далее основные принципы, инструкции и советы относительно поста и молитвы.

Шаги

Часть 1

Молитва и подготовка к посту

    Молитесь о руководстве относительно того, какой тип поста выбрать. Традиционно, пост подразумевает воздержание от пищи, но воздерживаться в посте можно и от средств массовой информации и от каких-либо привычек.

    • Полный пост, или пост на воде, требует воздержания от любой твердой пищи и жидкостей, кроме воды.
    • Соковый пост требует воздержания от любой твердой пищи, но позволяет пить любую жидкость.
    • Частичный пост требует воздержания от определенных категорий продуктов либо от какого-то одного из приемов пищи в течение дня. Этот вид поста особенно распространен во время Великого Поста.
    • Традиционно, Великий Пост – это частичный пост. Следует воздерживаться от приема мясных блюд по пятницам и в страстную среду. В страстную среду и страстную пятницу вам следует ограничиться одним полным приемом пищи и двумя небольшими, вместе равными одному приему пищи. Напитки приемлемы любые.
    • Пост на воде и хлебе позволяет принимать в пищу исключительно воду и хлеб, ничего больше.
    • Пост от СМИ требует воздержания от получения информации через СМИ. Он может относиться к любым СМИ, а может ограничиваться каким-то одним форматов, например, телевизором или интернетом.
    • Пост от привычки требует от вас воздержаться от какого-то определенного типа поведения. Это может быть все, что угодно, начиная от привычки повышать голос и заканчивая игрой в карты. Это еще один из видов поста, практикуемый во время Великого Поста.
  1. Просите в молитве понять, как долго следует поститься. Вы можете брать любой срок, от одного дня до нескольких недель. Выберите срок, который будет одновременно полезен для здоровья и для духовной жизни.

    • Если вы раньше никогда не постились, рекомендуется брать пост не дольше 24-36 часов.
    • Не поститесь от приема воды более, чем три дня.
    • Попробуйте подготовить себя к полному посту. Начните в течение нескольких дней отказываться от одного приема пищи. После того, как ваше тело привыкнет, откажитесь еще от одного приема и, наконец, откажитесь от пищи совсем.
  2. Определите, почему вы испытываете побуждение поститься. В молитве просите у Бога водительства относительно того, на чем сосредоточиться во время поста. Четкая цель поможет вам быть более сконцентрированным в молитвах и размышлении.

    • Распространенный повод для поста – духовное обновление. Но можно поститься также и ради того, чтобы видеть, в каком направлении в жизни двигаться дальше, ради терпения или исцеления.
    • Вы можете поститься и по конкретным причинам, не относящимся к вашим личным духовным потребностям. К примеру, если произошла природная катастрофа, можно поститься и молиться о пострадавших.
    • Пост может также быть выражением благодарности.
  3. Ищите прощения. Покаяние – ключевой элемент успешного поста и успешной молитвы.

    • С Божьей помощью, составьте список своих грехов. Список должен быть максимально актуальным.
    • Исповедуйте эти грехи перед Богом и ищите и принимайте прощение.
    • Вам следует также стремиться получить прощение тех, кому вы причинили боль или неприятности, а также выразить готовность простить тех, кто причинил боль вам.
    • Просите у Бога видения, как исправить сделанное.
  4. Молитесь о том, кому стоит говорить о посте. В каком-то смысле, получение публичного признания за свой пост лишает его смысла. При этом, вы можете просить других верующих духовно поддержать вас во время поста.

    • Пасторы, другие важные для вас люди и духовные соратники – хороший вариант поддержки.
    • Просите у Бога наставления относительно того, к кому обращаться за поддержкой.
  5. Ищите руководства в физической подготовке. В дополнение к духовной подготовке вам нужно подготовиться и физически.

    • Начинайте постепенно, особенно если вы не привыкли поститься. Прежде чем взять пост, приучите себя есть небольшими порциями.
    • Избегайте приема кофеина за 24 часа до начала поста, поскольку вывод кофеина из организма может сопровождаться головными болями.
    • Понемногу снижайте употребление сахара примерно за неделю до начала длительного поста, поскольку людям, регулярно употребляющим сахар в больших количествах, поститься крайне сложно.
    • За несколько дней до начала длительного поста начните строгую диету относительно употребления в пищу только сырой пищи.

    Часть 2

    Молитва во время поста
    1. Сконцентрируйте свое внимание на причине своего поста. Конечно, молиться во время поста вы можете о чем угодно, но определение цели поста заранее поможет вам найти центральную тему для большинства своих молитв.

      • Будьте открыты к тому, чтобы сменить фокус. Возможно, что сначала вы будете испытывать потребность в посте по одной причине, а в процессе Бог откроет вам для размышления другую.
    2. Размышляйте над Священным Писанием. Вы можете пользоваться руководством по изучению Библии или обратиться к страницам своей Библии любым удобным для вас способом. Записывайте то, что прочли и о чем молились, чтобы в полноте воспринять уроки из Священного Писания.

      • Обратите внимание, что, если вы не являетесь христианином, вы можете размышлять над любым священным текстом согласно вашей вере.
      • Вы можете также размышлять над другой духовной литературой, которую будете читать во время поста.
    3. Молитесь собственными молитвами и молитвами по Писанию. Большая часть молитв будет импровизированной, своими словами. Однако когда вы чувствуете, что слова заканчиваются, переключайтесь на молитвы по Священному Писанию, они будут поддерживать ваше общение с Богом.

      • Одна из наиболее распространенных молитв – «Господня молитва», или «Отче наш». Но использовать для молитвы можно любой текст из Писания, особенно если он откликается у вас в сердце.
    4. Используйте вспомогательные средства для молитвы. В некоторых вероучениях может быть спорное отношение к использованию вспомогательных средств для молитвы, но для других это вполне приемлемо.

      • Распространенные у католиков вспомогательные средства включают в себя четки, изображения святых и распятия. Представителям некатолических христианских деноминаций можно использовать прослушивание инструментальных версий знаменитых гимнов или различные вдиы четок для молитвы.
    5. Молитесь с другими людьми. Несмотря на то, что большая часть наших молитв возносится в уединении, вы можете продумать возможность молитвы во время поста с другими людьми. Совместная молитва рассматривается как приглашение Богу быть среди вас, делая тем самым такой вид молитвы мощным духовным средством.

      • Вы можете молиться вслух или про себя. Если вы молитесь вслух, главное, не сравнивайте свои молитвы с молитвами других людей.
      • Хорошие партнеры для молитвы – это те люди, кому вы рассказали о своем посте, и те, кто тоже постится в это время.
    6. Найдите уединенное место. Молиться можно в любое время дня, независимо от того, где вы находитесь и что происходит вокруг. Однако во время концентрированной молитвы, которая нужна для поста, важно найти спокойное место, где можно было бы сосредоточиться на общении с Богом.

      • Можно найти такое место в помещении. У себя дома им может служить спальная комната, как, впрочем, и любое другое уединенное место дома или в офисе. Можно молиться, даже находясь в одиночестве в своей машине.
      • В качестве альтернативы можно молиться и на свежем воздухе. Спокойствие леса, например, позволит вам не только провести время с Богом, но и насладиться красотой Его творения.
    7. Ищите баланс между спонтанной и запланированной молитвой. Планировать молитвенное время очень полезно, особенно, в период длительного поста, но не стоит следовать расписанию слишком строго, чтобы не упустить моменты спонтанной молитвы, к которой вас призывает Святой Дух.

      • Молитесь во время освободившихся периодов в течение дня. То время, которое вы обычно тратите на еду, просмотр телевизора или любую другую привычку, можно теперь проводить в молитве.
      • Примите решение начинать и заканчивать свой день молитвенным временем.

    Часть 3

    Дополнительные процедуры во время поста
    1. Следите за своей личной гигиеной. В процессе полного, длительного поста, ваше тело в течение первых трех дней будет выделять множество токсинов.

      • Ежедневно принимайте ванну или душ, особенно в эти первые несколько дней.
      • Чистите в эти дни зубы чаще, во избежание неприятного запаха изо рта.
    2. Не принимайте на себя страдальческий вид. Пост – это время тесного личного общения между вами и Богом. Показывая другим то, как вы страдаете, вызывает у людей смесь жалости и восхищения. И то, и другое питает вашу гордость и будет мешать приступать к Богу в смирении.

      Продолжайте употреблять жидкость. Нельзя больше трех дней обходиться без воды.

      • Вы можете воздерживаться от других напитков: соков или молока – но продолжайте пить воду во все время поста. В противном случае вы рискуете вызвать сильное обезвоживание, которое, в свою очередь, ведет к серьезным проблемам со здоровьем.
    3. Следите за своими эмоциями. Люди, воздерживающиеся от пищи, как правило, становятся раздражительны. Соответственно, можно предположить, что если вы вовсе воздерживаетесь от какой-либо пищи, вы можете стать крайне раздражительны. Следите за своим эмоциональным состоянием, и если чувствуете, что готовы наброситься на первого встречного, найдите уединенное место и помолитесь.

    4. Ограничьте активную деятельность. Допустимы и полезны регулярные прогулки, но, в целом, пост заберет у вас достаточно много энергии, поэтому вам следует давать себе отдых как можно чаще.

      • Аналогично следует избегать любых подвижных упражнений.