План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект занятия " Мое имя". Занятие «Я и моё имя

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №118 «Калинушка»

Конспект урока для 1 класса

«Я и моё имя»

подготовила:

воспитатель

Бовина Наталья Анатольевна

Архангельск – 2012г.

Цель: содействие самопринятию себя и своего имени.

Задачи

Образовательные:

    Закреплять представления детей об имени и отчестве.

    Продолжать учить детей обращаться друг к другу по имени, к взрослым - по имени и отчеству.

    Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных, отчества от имен собственных мужского рода.

Развивающие:

    Развивать зрительное восприятие, память, мелкую моторику через упражнение в копировании отдельных букв и слов.

Воспитательные:

    Воспитывать дружеские взаимоотношения друг к другу, уважение к взрослым.

    Способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.

Словарь

Активный: имена детей группы, семья, день рождения.

Пассивный: отчество, свидетельство о рождении.

Предварительная работа:

    Беседы с детьми «Все мы такие разные», «Что означает твоё имя», «Моё полное имя, фамилия, отчество», «Мой первый документ».

    Дидактические игры: «Угадай, кто позвал», «Имя растёт», «Отгадай отчество».

    Дидактические упражнения: «Раскрась имя», «Выложи своё имя», «Напиши как я».

    Поисковая деятельность детей и родителей – объяснение значений имён, оформление листа представления «Я и моё имя».

    Создание группового альбома «Я и моё имя».

Демонстрационный материал : кукла-малыш, свидетельство о рождении, шар-сердце, фотографии.

Раздаточный материал : атрибуты разных профессий, 1/2альбомного листа, фломастеры.

План:

1часть - 3 мин

2 часть – 17 мин

3 часть – 5 мин

Вопросы и задания:

    Как называются люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга?

    О чём задумаются родители при рождении малыша?

    Как называется документ, в котором я могу узнать всё о вас?

    Как вы думаете, свидетельство о рождении есть у всех? А зачем оно каждому человеку?

    Игра «Ласковые имена».

    Сказка для детей «Как растёт имя».

    Дети, скажите, зачем нужны имена?

Ход занятия :

1 часть . Воспитатель: Я рада видеть всех детей здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтоб такое настроение у нас у всех сохранилось до вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и радоваться друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу. Какие у всех сразу стали весёлые лица!

Дети проходят на стулья.

Воспитатель: Ребята, как называются люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга?

Ответы детей: семья.

2 часть . Воспитатель держит в руках куклу-малыша и рассказывает:

В одной дружной семье появился малыш. Глядя на своего малыша, родители сразу начинают над чем-то задумываться.

О чём задумываются родители?

Ответы детей: какое имя дать ребёнку.

Воспитатель: Правильно, родители думают, как же им назвать малыша, какое имя дать, ведь имя остаётся с малышом навсегда.

Ваши родители тоже долго-долго думали, давайте посмотрим, что у них получилось. Почему вас так назвали?

Рассказы детей о своём имени.

Воспитатель: Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

Каждое имя что-то означает, как-то переводится: Лев – царь зверей, Маша – родная, Аделина - … и т.д. Что означает имя - Светлана?

Замечательно всем малышам в ваших семьях дали отличные имена. А как называется документ, в котором я могу узнать всё о вас?

Ответы детей: свидетельство о рождении.

Воспитатель: Что написано в этом документе? (показывает его)

Ответы детей: день рождения, имя ребёнка, имена родителей, страна и город рождения.

Воспитатель: Как вы думаете, свидетельство о рождении есть у всех? А зачем оно каждому человеку?

Ответы детей: чтобы знать и не забывать свой день рождение, город в котором родился и т.д.

Воспитатель: Даже у Натальи Анатольевны есть оно.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и проводит разминку:

«Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

Воспитатель: Когда мы хотим сделать человеку приятно, доставить ему радость или хотим похвалить за что-нибудь, как мы его называем?

Ответы детей: ласково, с улыбкой.

Воспитатель: Дети, давайте, поиграем в игру «Ласковые имена».

Цель: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных.

Дети передают по кругу шар в виде сердца и называют соседа ласковым именем. Например: Лёвушка, Настенька, Мишенька и т.д.

Воспитатель: Ласковое имя лучше мягкого пирога!

Воспитатель: А теперь, ребята, я хочу вам рассказать сказку, которая называется «Как растёт имя».

Оказывается всё растёт: росточек вырастает в большое дерево, цыплёнок превращается в петуха или курицу, мальчик и девочка вырастая, становятся взрослыми мужчиной и женщиной. Имя растёт вместе с нами.

Перед детьми выставляется ряд фотографий воспитателя в разные жизненные этапы (1 год, 5 лет, 10 лет, 20 лет, взрослый возраст).

Воспитатель: Давным-давно… в городе Архангельске у молодых родителей родилась здоровенькая девочка и назвали её Наташенька, мама звала Натальюшка, папа просто Туся. Шло время, пошла девочка в детский сад, потом в школу. Звали её уже Наташа, Наталья, друзья иногда называли Натали. Девочка долго думала кем стать, когда вырастет, где работать, и решила, что будет работать с маленькими детьми в детском саду и стала воспитателем. И теперь все зовут Наталья Анатольевна. Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы, растёте, и вместе с вами растёт имя. Машенька станет Марией, Настенька - Анастасией. Юленька, как тебя будут звать? А когда вы станете взрослыми, вас будут называть по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца, отчество нам дарит папа. Например, Виктор – Викторовна, Павел- Павловна. Какое отчество у тебя? (обращается к ребёнку)

Дидактическое упражнение «Мы выросли».

Цель: упражнять детей в образовании отчества от имён собственных мужского рода.

Воспитатель: Дети, представим, что прошло много, много лет и мальчики и девочки превратились во взрослых людей и стали врачами и учителями, строителями и моряками.

Дети одевают атрибуты разных профессий и представляются (врачом парикмахером, актрисой, моряком, продавцом, военным).

Воспитатель: Наталья Анатольевна пришла на приём к главврачу больницы. Здравствуйте, я Наталья Анатольевна, а вы?

Дети: Я, Ярослав Васильевич, очень приятно. И т.д.

Воспитатель: Очень приятно было с вами со всеми познакомиться, уважаемые взрослые.

3 часть. Воспитатель: А сейчас пройдите к столам, мы с вами «взрослые» попробуем написать своё имя и прочитать его.

Дети выполняют задание (копируют с образца своё имя) и вместе с воспитателем читают его.

Воспитатель: Дети, скажите, зачем нужны имена?

Ответы детей: чтобы обращаться друг другу, знать каждого и т.д.

Воспитатель: Будь же всегда достоин

Имени своего.

Будь прям, и правдив, и спокоен,

И с честью носи его!

Список используемой литературы

    Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских имён. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.

    Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие – конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

    Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н. Курочкина. - М.: Просвещение, 2007.

    Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Мулько И.Ф., Заозерская Н.И. Учусь жить среди людей. Программа и методическое пособие по нравственно-этическому воспитанию детей дошкольного возраста.- Изд. Пресс, 2001.

    С чего начинается Родина. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2003. (Серия «Вместе с детьми».)

    Шорыгина Т.А. Стихи и сказки об именах. М: ТЦ Сфера, 2002. (Серия «Вместе с детьми».)

    Я, Ты, Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О.Л. Князева.- М.: Мозаика-Синтез, 2003.

Это занятие для детей 4 класса с ограниченными возможностями здоровья 8 вида. Дать детям знаним о том, что у каждого человека ест имя, отличающее его от других людей.

Имя играет большую роль в жизни человека. Без имени нельзя жить. Рассказать удивительную историю о жизни имени на земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я и моё имя.

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей.

Задачи:

  1. обучить детей правильно и полно называть имена;
  2. развивать кругозор, внимание, любознательность;
  3. воспитывать уважение к своему имени и к именам других людей;
  4. коррекция всех мыслительных процессов.

Необходимые материалы: цветы, божья коровка, цветы, фломастеры, клей, картины Дюймовочки, Айболита, Снегурочки, Незнайки, Белоснежки, спокойная музыка, стулья (по числу детей 11), солнечные лучики с расшифровкой,

Ход работы. Приветствие

«Здравствуйте, ребята! Видите как хорошо нам, когда звучит наше приветствие. Приятно проводить занятие в дружном классе. Улыбнёмся друг другу и пожелаем мысленно здоровья, добра и счастья. Сегодня прекрасный солнечный день, яркое солнце заглядывает к нам в окна, у всех хорошее настроение! Детям предлагается передавать по кругу сердечко со словами: “(имя ребенка), я очень рада тебя видеть!” (каждый ребенок называет имя одноклассника) . Молодцы! А сейчас устраивайтесь поудобнее, и я расскажу вам одну удивительную историю. Ну, так вот, слушайте!

В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказочная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрачны, как воздух, и серебрились переливами красочных огоньков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешествовать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Переливаясь разноцветными огоньками, они спускались на землю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились прекрасные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали, уж поверьте, очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче общаться друг с другом.

Вот до сих пор, когда рождается новый маленький человечек, родители дают ему имя. А если родители долго не могут решить, как назвать своего малыша, то на помощь им прилетают имена со сказочной планеты и нашептывают им во снах свои истории. Так продолжается жизнь имен на земле. Вот такая история.

Тема нашего занятие «Я и моё имя». Мы должны узнать, что такое имя для чего она нам нужна.

Внимательно послушайте загадку, и догадайтесь, о чём она.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети: Имя

А как вы думаете, что же такое имя? (имя - это то, что отличает нас от других, это название, наименование, особенное слово).

Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого).

Правильно, имена помогают отличать одного человека от другого.

Игра «Расшифруй слово»

У вас на столах лежат карточки с заколдованными словами. Используя специальные символы расшифруйте эти слова и напишите это слово. (Дети пишут свои имена).

Замечательно. Ух, какие вы догадливые! Молодцы, ребята, всё угадали У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей) Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

(Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь).

Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами.. Ваши имена звучат по- разному. Например: Оля – Ольга.

Давайте поиграем в игру, я называю сокращённую форму вашего имени, а вы назовите ваше полное имя (воспитатель бросает ребенку мяч, называя сокращенное имя, ребенок возвращает мяч, называя полную форму имени).

Вот какие красивые у вас имена. Имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое. Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

Алеша, как зовут твоего папу? (Гена). Значит, твое отчество Геннадьевич – Алексей Геннадьевич. Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество по очереди. (Дети называют свое имя и отчество).

На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим. Ребята, а вы знаете, что означает слово «тезки»? (Ответы ребят.)

Правильно! Тезки – это люди с одинаковыми именами. Кто носит ваше имя? (Алексей Толстой, Леонид Гайдар, Владимир Путин, Егор Кончаловский, Ольга Дроздова, Любовь Орлова, Людмила Зыкина, Владислав Варсонофьевич и т.д.)

Физминутка.

1, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. (Дети ходят врассыпную).

По извилистым дорожкам (Идут змейкой за ведущим).

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели (Повороты головы вправо, влево).

И на корточки присели. (Присесть на корточки).

Встали дружно, потянулись (Стоя на носочках, потянуться, руки вверх).

И, как кошечки, прогнулись. (Выпрямить спину).

А теперь прыжки на месте (Прыжки на месте).

И похлопаем все вместе (Хлопки в ладоши).

Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?

Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка.

Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дюймовочка- очень маленькая девочка, всего рост с дюйма.

Айболит – лечит тех, кто болеет,

Снегурочка – девочка из снега,

Незнайка – мальчик, который ничего не знает,

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

Что бы ни значило ваше имя, из какого бы языка оно ни пришло, всегда помните пословицу: (открывается табличка на доске)

Не имя красит человека, а человек имя.

Как вы понимаете эту пословицу?

Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья . И, может быть, чьё - то ваше имя прославится за добрые дела и поступки.

Вы учитесь в одной школе, в одном классе. Я расскажу вам, что приключилось в одном классе.

Упражнение "Закончи рассказ". Жила-была девочка. Имени я ее не помню. Только произошла с ней такая история. Играли девочки вместе во дворе и поссорились. Одна из них даже перешла в другую школу. Стали ей девочки и мальчики дружбу предлагать. Подойдет один - девочка говорит: "Не буду с тобой играть, ты - тощий, как велосипед!", другому сказала:" У тебя шея, как у жирафа!", девочке с голубыми глазами и светлыми волосами сказала, что она белобрысая. Ларису назвала "крысой", Олега - "очкариком", а дальше-больше. В классе появился Вовка - морковка, Олька - полька и т. д.

Всем было неприятно, когда девочка давала прозвища. У каждого есть имя, данное ему при рождении. Ребята, никогда никого не обзывайте.

Входит домовенок. У него грустное лицо. Домовенок садится на стульчик.

Интересно, какой это мальчик к нам пришел и одет как-то странно? Мальчик, ты кто? Как тебя зовут?

Домовенок: Я домовенок. А как меня зовут, я не знаю. Имя мне никто не давал.

Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении. Домовенок: А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал! Воспитатель: Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Как же нам его назвать? Ребята, давайте вспомним, как обычно зовут домовых в сказках или мультфильмах?

Дети: Кузя, Нафаня и т.д.

Теперь, домовенок, тебя зовут Кузя, Кузьма. Нравится тебе твое имя?

Кузя: Очень, нравится. Спасибо вам, ребята!

Ну, хорошо. А сейчас мы превратимся в разведчиков. Нам срочно нужно расшифровать имя "Кузя". Что же оно обозначает? Давайте к каждой букве имени подберём слова, обозначающий признаки.

Дети:

К - культурный, красивый

У - умный, уважаемый

З - заботливый, знающий

Я - яркий, ясный.

Вот видишь, Кузенька, сколько замечательных слов мы подобрали в твой адрес. А ещё Кузя я хочу тебе сказать, что твоё имя Кузя, Кузьма – греческое имя, и в переводе на русский язык означает «украшение».

Кузя: Вот это да! Я теперь всем расскажу про своё имя! Оно такое замечательное!

А ведь ваши имена тоже что-то означают. Сейчас вы представите свое имя. По - одному будете искать лучик от солнышка, на котором написано ваше имя, называть, что оно означает и прикреплять к солнышку. А Кузя будет наблюдать, как вы будете работать.

Алексей – помощник, защитник, Егор – земледелец, Ольга – святая, Артемий – здоровый; Владимир – владеющий миром; Даниил– мой бог, Люда- людям мила, Владислав- владеющий славой, Никита – победитель , Леонид- Любовь-

Посмотрите, как засверкали ваши имена в лучиках солнышка! Солнышко согреет теплом нашу группу и все станут добрее и терпимее друг к другу.

Встаньте ребята, давайте представим, что мы солнечные лучики, протянем наши лучики вперед и соединим их в центре круга. Попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Я надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильным, храбрым, красивым, умным, таким, каким вы хотите быть. И пусть почаще звучат ваши имена в нашей группе.

Оглянитесь вокруг, на нашей чудесной поляне чего не хватает? Правильно, цветов. Предлагаю вам сейчас наклеить ромашки с вашими именами. Напишите, своё имя по-разному. Какое имя вам больше всех нравится, посадите божью коровку.

Посмотрите, расцвела наша земля от ваших ласковых имен, от радости встреч с вами. Как много красивых цветов! Я соберу их в букет (обнимаю всех) А давайте сплетём веночек! (обнимаю детей, стоящих рядом, за талию, дети делают тоже самое). Вот какой веночек получился. Нравится вам? А вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми.

Вывод: Так о чем мы сегодня говорили с вами? Что такое имя? Что означает твое имя? Как будем обращаться друг к другу? (по имени, никаких кличек).


Внеклассное занятие для 1 класса

" НАШИ ИМЕНА"

Цели и задачи:

1. Познакомить детей с различными именами и их значениями; расширять словарный запас и кругозор учащихся;

2. Развивать устную речь, мышление, память учащихся; содействовать формированию сплоченного коллектива; развивать индивидуальные особенности каждого ученика, способствовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребенка;

3. Воспитывать уважение друг к другу, к семейным ценностям.

Формирование УУД:


Личностные: мотивация учения; навыки сотрудничества, доброжелательность и эмоциональность, создание условий для сплочения коллектива.

Регулятивные: целеполагание, планирование, способность к мобилизации сил и энергии, формирование умения высказывать свое мнение, осуществлять самоконтроль;

Познавательные: общеучебные приёмы – сравнение, анализ, классификация, умозаключения, поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать собеседника, вести диалог, обращаться за помощью, формулировать затруднения, строить монологическое высказывание, проявлять активность при различных видах деятельности, формулировать собственное мнение, оценивать собственное поведение и поведение других окружающих (управление коммуникацией).

1. Организационный момент

2. Сообщение темы занятия

Здравствуйте, дорогие ребята! Начинаем наш классный час. Чтобы узнать, о чем мы сегодня говорим, отгадайте загадку.

Нас не было, но оно было, Нас не будет, но оно будет, Никто ни у кого его не видел, А у всех оно есть. Это твоё, а пользуются другие. (ИМЯ)

Ребята! У каждого из вас есть свое имя. У кого-то оно привычное, а у кого-то редкое. Но всякое имя прекрасное, потому что его с любовью дали нам наши родители. В древности об этом говорили так:

Между живущих людей Безымянным никто не бывает
В минуту рождения каждый Богатый и бедный
Имя свое от родителей В дар получает.

3. Игра "Назови имена детей нашего класса"

4. Как имя растет.

Ребята, пройдут годы, вы вырастете и станете самыми старшими учениками в нашей школе. Как вы думаете, а ваши имена будут расти вместе с вами? (ответы детей)

Послушайте, какую историю я хочу вам рассказать. Жила-была девочка. Когда она была маленькая, ее ласково называли Ирочка или Иришка. (показ фото) Когда эта девочка подросла и пошла учиться в школы, то ее стали звать Ирой, а в старших классах Ириной.(показ фото) Сейчас она уже взрослая, работает учителем. И зовут ее сейчас.... Вы догадались, о ком я говорю? (показ фото). Да, это я. Видите, я росла, и мое имя росло вместе со мной.

Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.

5. Словесная игра «Назови полное имя» .

Есть у вас и у меня, и у всех на свете.
Все имеют имена,взрослые и дети.
Имя каждому из нас при рожденьи дали.
Носим гордо имена, как бойцы – медали.
Как без имени позвать друга иль подругу?
Если безымянным стать, то придется туго.

6. Конкурс “Самое длинное имя”.

Произнесите свое имя шепотом и подсчитайте количество букв в нем. Побеждает тот, у кого в имени наибольшее количество букв. (Александр - 9, Анастасия - 9, Виктория - 8, Владимир - 8)

7. Физминутка:

Давайте отдохнем и проверим ваше внимание.Если я называю полное имя человека, то вы должны 2 раза хлопнуть в ладоши, а если услышите краткое имя, то надо 2 раза топнуть ногами.

8. Отгадывание литературной загадки: "Марусеньке копеечку."

Ребята, а как вас зовут дома близкие? (варианты ответов)

А теперь отгадайте загадку.
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала.
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку, -Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили прянечка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?

(выслушиваются ответы детей)

9. Работа в парах .

Откройте белые конверты, прочитайте имена, написанные на карточках и подумайте, на какие группы их можно разделить. (На карточках имена - Оля, Миша, Лена, Петя, Саша, Коля, Женя, Катя) Какие имена вы не смогли определить в группы? Почему? - Назовите ещё такие имена, которые можно давать и девочкам, и мальчикам. (Валя, Женя, Валера, Вася.)

У меня для вас есть предложение про Женю. Догадайтесь: Женя – девочка или мальчик? Ответ спрятан в самом предложении.

(Женя в воде в очках.)

10. Работа с пословицами.

Про имена люди придумали много пословиц и поговорок. Давайте прочитаем некоторые из них.

"Хорошо там и тут, где по имени зовут"

"Без имени ребенок - чертенок"

"Доброе имя лучше богатства"

(обсуждение пословиц)

11. Знакомство со значением имен

А знаете ли вы что каждое имя что-то обозначает. Например, Ирина в переводе с древнегреческого означает "МИР", а Петр - "КАМЕНЬ" . Широко распространено мнение, что имя влияет на судьбу человека. Разумеется, если бы это влияние было полным, бесспорным и решающим, все Иваны и все Маши жили бы совершенно одинаково. Но говорить о том, что имя в какой-то мере влияет на человека, на характер, на его судьбу все-таки можно. Только это влияние разное. Нет двух одинаковых людей, двух одинаковых судеб. Это мы можем проследить на наших Владиславах, Валериях, Андреях. Есть сходства в характерах, но и нельзя сказать, что они абсолютно одинаковые люди.

А что означают ваши имена? Для того, чтобы это узнать, найдите в цветных конвертах звездочки с вашими именами и прочитайте.(Чтение вслух значений имен детей)

А теперь каждый из вас раскрасит свою звездочку. А чтобы вам работалось веселее, я предлагаю делать это под звучание самой известной детской песенки, в которой звучит имя.

(Дети раскрашивают звездочки под песенку"Антошка")

12. Украшение елочки.

Конспект занятия на тему:

«Мое имя»

Конспект занятия на тему: «Мое имя»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цели:

1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование полных имен, отчества.

3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.

4. Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.

5. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Оборудование: крупные цветы из картона по количеству детей, солнышко из картона, лучики с именами детей, большой лист бумаги (полянка), аудиокассета с записью классической музы ки.

Ход занятия:

Педагог:

На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

(Предполагаемые ответы детей: Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….)

Педагог:

И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:

Нас не было, а оно было

Нас не будет – оно будет.

Никто ни у кого его не видит

А у каждого оно есть . (имя)

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать .

(Имя).

Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры).

Педагог: - Сейчас мы поиграем. (Игра «Назови свое имя»)

Вы должны встать в круг. По кругу вы должны передавать «волшебный» мяч и называть свое имя. Следующий игрок передает мяч, называя свое имя и имя предыдущего товарища. Так в конце игры мы вспомним все ваши имена.

Беседа «Твое имя»

Тебе нравится твое имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему?

Все имена что-то означают, например,

Агали – владыка

Александр – защитник людей

Алене – алая, огненная

Валентина - сильная

Екатерина (Катя) – чистая, великая, властная

Егор – земледелец

Жанна – милость Божья, «дар Богов»

Захар – вспомянутый Господом (Господь вспомнил)

Злата – золотая, золото

Иван – данный Богом (милость Божья)

Илья – мой Бог Иегова

Ксения - гостья

Муса – взятый от Бога

Моника – одна единственная

Ольга - святая

Татьяна (Таня) – устроительница

Петр – камень

Софья – мудрая

Игра «Назови ласково».

Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Ванечка, Катенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Иван, Екатерина,…

Давайте поиграем в игру «Как звать-величать».

Дети образуют круг, по считалке выходит водящий в круг, дети идут по кругу и поют:

«вот пошел он (она) гулять и хотим мы узнать, как же звать его (ее), величать? »

Водящий идет в кругу навстречу детям, возле кого он (она) остановился тот называет имя водящего и каждый раз по разному надо назвать. Например: Ваня, Иван, Ванюша, Иванушка. (Жаночка, Жануся, Алене, Аленушка,

Захар, Захарка, Захарушка, Захарий; Соня, Софьюшка, Софа; Катя, Катюша, Катюня; Таня, Танюха, Танюша, Татуля, Татуся; Моника, Моничка, Монися; Саша, Шурик, Сашенька; Егор, Егорка, Егорушка; Петя, Петяша, Петюня, Петруша, Петруня; Илья, Илюша, Илюха и т. д.)

Педагог:

А сейчас я расскажу вам одну удивительную историю. Ну, так вот, слушайте!

В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказочная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрачны, как воздух, и серебрились переливами красочных огоньков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешествовать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Переливаясь разноцветными огоньками, они спускались на землю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились прекрасные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали, уж поверьте, очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче общаться друг с другом.

Вот до сих пор, когда рождается новый маленький человечек, родители дают ему имя. А если родители долго не могут решить, как назвать своего малыша, то на помощь им прилетают имена со сказочной планеты и нашептывают им во снах свои истории. Так продолжается жизнь имен на земле. Вот такая история.

Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

Представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?

Как бы люди общались друг с другом. («Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь).

Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами.. Ваши имена звучат по- разному. Например: Оля – Ольга.

Давайте поиграем в игру, я называю сокращённую форму вашего имени, а вы назовите ваше полное имя (воспитатель бросает ребенку мяч, называя сокращенное имя, ребенок возвращает мяч, называя полную форму имени).

На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые. Ребята, а вы знаете, что означает слово «тезки»? (Ответы ребят.)

Правильно! Тезки – это люди с одинаковыми именами.

Пальчиковая гимнастика «Наша группа».

В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый младший - это я . Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Женя, это Саша. Действуют одновременно обеими руками.

Это Лиза, это Даша.

Педагог: имя человека может быть прославлено. Например:

Знаменитый человек умер, а имя о нем помнят люди. Таковы имена выдающихся людей искусства, писателей, поэтов, полководцев, композиторов. А каких выдающихся людей вы знаете?

(Ответы детей: Иван Шишкин, Корней Чуковский, Александр Пушкин, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и другие).

Вы станете учеными, артистами, спортсменами и можете прославить свое имя. Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья. И, может быть, чьё - то ваше имя прославится за добрые дела и поступки.

Ребята! Ваши имена – это солнечные лучики. Вы сейчас найдете лучик со своим именем, вспомните, что означает ваше имя и прикрепите лучик к солнышку.

Посмотрите, как засверкали ваши имена в лучиках солнышка! Солнышко согреет теплом нашу группу и все станут добрее и терпимее друг к другу.

Встаньте ребята, давайте представим, что мы солнечные лучики, протянем наши лучики вперед и соединим их в центре круга. Попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Я надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильным, храбрым, красивым, умным, таким, каким вы хотите быть. И пусть почаще звучат ваши имена в нашей группе.

Оглянитесь вокруг, на нашей чудесной поляне чего не хватает? Правильно, цветов. Предлагаю вам сейчас наклеить ромашки с вашими именами.

«Поляна имен» (коллективная работа).

Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится. В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию (или пишет свое имя).

С помощью взрослого на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду.

Если ребенок затрудняется в подборе слов, можно предложить те ласкательные имена, которые он хотел бы услышать от своих близких.

Затем все цветы наклеивают на один большой лист – «полянку». Во время работы включается аудиозапись .

Педагог:

Посмотрите, расцвела наша земля от ваших ласковых имен, от радости встреч с вами. Как много красивых цветов! Я соберу их в букет (обнимает всех). А давайте сплетём веночек! (обнимает детей, стоящих рядом, за талию, дети делают тоже самое). Вот какой веночек получился. Нравится вам? А вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми.


анна теренина
«Я и мое имя». Конспект игрового занятия в средней группе

Цель :

Формировать понятие о передачи информации о человеке через его имя, рассказать о том, что означают те или иные имена; упражнять в счете в пределах 5, уметь ориентироваться в пространстве; прививать любовь и гордость к своему имени.

Предварительная работа :

Беседа : ” Зачем человеку имя?”

Материал к занятию :

1. детская энциклопедия

2. муляжи и игрушки с изображением пресмыкающихся.

3. значки с надписями имен.

4. спортивный инвентарь для прохождения препятствия : ”воротики”, ” лесенка”, кубы.

5. карта, со схематическим изображением игровой комнаты с маршрутом” пути” от игровой комнаты до спальни .

6. игрушка Баба Яга

Ход занятия:

Утром воспитатель с ребятами приводят в порядок игрушки на полках и как бы случайно обнаруживают шкатулку. Привлекаем внимание остальных детей.

Воспитатель :

Ребята, вы не знаете что это за шкатулочка?

Дети предлагают открыть ее и посмотреть, что там внутри. Открываем видим записку и карту. В записке нам предлагают пойти по указанному маршруту, чтобы узнать много интересного, нового и сказочного. По карте отсчитывают шаги, педагог помогает правильно ориентироваться в комнате. По пути нам попадаются пауки и змеи (резиновые игрушки) . Преодолеваем ”препятствие” из модулей (проползаем в ” воротики ” или под аркой) ”. В это время звучит тревожная музыка. Затем по карте нам надо преодолеть последнее препятствие, а именно открыть ”волшебную” дверь. В этот момент дверь сама открывается и появляется Баба Яга.

Баба Яга :

Ха-ха-ха! Заблудились детишки! Знаете кто я?

Дети :

Да. Ты, Баба Яга.

Баба Яга :

Испугались?

Дети :

Нет. Мы тебя не боимся!

Баба Яга :

Вот и правильно! Вы меня не бойтесь! Я давно ни с кем не общалась. Скучно мне тут одной в лесу. Я рада буду с вами поговорить и рассказать, что это ваши имена вам смелости и храбрости придают.

Дети :

Имена? Как это?

Баба Яга :

-Имена у вас особенные : Ирина, Александр, Андрей, Никита, Дарья. Кого такими именами назвали, тот растет смелым, решительным и самостоятельным.

Воспитатель :

А если бы их другими именами назвали, то они бы другими выросли?

Баба Яга :

Конечно другими. А как же иначе?

Воспитатель :

А что ты еще о наших именах знаешь? Расскажи.

Баба Яга :

Расскажу, только вы мне сначала ответьте, зачем человеку имя?

(Дети пытаются ответить) .

Почему вас такими именами назвали?

Если вас назвали в честь дедушки или бабушки, то это проявление истинного уважения к этому человеку. Вы знаете, что означают ваши имена? А я знаю. К примеру, Александр означает мужественный, защитник людей. Андрей - храбрый, Никита- победитель, Дарья - тоже побеждающая. Ирина - значит мир, покой. Поэтому у нее характер добрый, спокойный.

Дети :

Откуда ты, Баба Яга, все про наши имена знаешь?

Баба Яга :

Как не знать! Ведь я в лесной глуши живу уже много лет. Знаю разные тайны, знаю разные колдовские заклинания. Много книг изучила.

Воспитатель :

Спасибо, тебе Баба Яга за интересный рассказ. Но нам пора домой. Помоги, верни нас из сказки в группу

Баба Яга :

Помогу, только у меня подарки для вас есть. (Дает детям значки с их именами) .

Носите их и гордитесь своим именем! А теперь закройте глаза, посчитайте до 5-ти.

(Дети закрывают глаза и считают до 5) . Баба Яга уходит (прячется) в спальню.

Воспитатель :

Вот мы и снова в группе . Сегодня вы узнали много нового о своем имени, и, надеюсь, будете гордиться им.