Основные эстетические параметры в стоматологии. Лекция «эстетика в ортопедической стоматологии. Эстетика в стоматологии

В связи с возросшим культурным уровнем современных людей полноценное восстановление внешнего вида лица, нарушенного потерей зубов, считается необходимым для всех больных, вне зависимости от их общественного положения, профессии, возраста, что стало возможным в связи с налаживанием широкого производства и выпуска искусственных зубов различных фасонов, размеров и расцветок, а также материалов - пластмасс, фарфора и др. Однако врачам-ортопедам необходимы также определенные знания из области эстетики.

Эстетика (греч. aisthesis ) - это философское учение о искусстве и художественном творчестве. Как наука эстетика изучает сейчас все сферы эстетического освоения действительности, касается любой творческой деятельности людей. Складывалось это учение прежде всего в недрах искусства и разрабатывалось многие века художниками, скульпторами, музыкантами и философами. Однако подлинно научной теорией эстетика вооружилась лишь с появлением философской теории марксизма. Впервые создав подлинную науку о природе и обществе, марксизм определил место и искусства (как объекта эстетики) среди других общественных явлений, а также его происхождение, природу и сущность.

В каждой науке существуют свои научные понятия, категории, методы. Для эстетики такими категориями являются понятия прекрасного, красивого, причем существует строгое различие между красотой и украшением.



Общепринято, что красота сопутствует здоровью человека. Поэтому трудно переоценить роль врача-ортопеда, который призван путем ортопедического лечения, с одной стороны, восстанавливать у больных нарушенную или полностью утраченную функцию зубочелюстной системы, а с другой - способствовать возвращению пациентам эстетически полноценной конфигурации лица.

Художественно-эстетический метод, который применяют в эстетике, охватывает многие дисциплины и средства, такие, как физика (оптика, цвет), психология восприятия (иллюзии, эмоции), средство художественной выразительности, перспектива и пр. Включает этот метод и биометрию, дающую хотя и средние, но достаточно объективные цифровые данные.

Перечисленные и многие другие средства врач-ортопед применяет в процессе конструирования протезов, стараясь сделать их наиболее приближенными к естественным зубам. Кроме того, врач руководствуется в своей работе основным принципом эстетики - законом гармонии. Закон гармонии в приложении к нашей специальности может быть сформулирован следующим образом: Единство формы и функции, целостность построения зубочелюстной системы, соразмерность и пропорциональность отдельных ее элементов.

Эстетические факторы ортопедического лечения многогранны, но прежде всего они включают в себя понятия гармонии формы и гармонии функции.

Гармония формы означает соразмерность, пропорциональность отдельных элементов лица и зубочелюстной системы в покое. Например, наиболее привлекательными будут такие форма и размер зубов, которые соответствуют форме и величине лица человека, его головы, т. е. которые будут находиться в соответствии с общей конфигурацией лица и его элементов.

Гармония функции означает правильные гармоничные движения нижней челюсти, сокращения жевательных и мимических мышц, правильное соотношение отдельных элементов лица и органов зубочелюстной системы во время речи, жевания, глотания. Если имеют место какие-либо приспособительные движения нижней челюсти во время жевания, производящие отрицательное впечатление,- считается, что нарушена эстетика функции жевания.

Неправильное произношение звуков речи, зависящее от протезов, следует диагностировать как нарушение эстетики речи. Применительно к постановке искусственных зубов эстетически полноценной функциональной постановкой будет такая, при которой зубы выглядят естественно как в покое, так и при улыбке, смехе, разговоре, еде.

Ортопедическое лечение в эстетическом плане направлено, с одной стороны, на воспроизведение идеального образа лица человека, его зубочелюстной системы, а с другой - на отображение отклонений от идеального, т. е. восстановление индивидуального.

В эпоху расцвета греческого искусства великий скульптор Поликлет (V век до н. э.) создал фигуру человека, получившую название «канона», которая долгое время служила руководством при определении пропорциональности частей тела человека (Поликлетом было установлено, например, что длина головы составляет 1/8 длины тела, а длина лица 1/10 длины тела). Для стоматолога-ортопеда таким каноном является ортогнатический прикус и все его признаки - зубные, мышечные, суставные, включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического прикуса помогает создать «идеальную», а вернее, среднюю, наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но этого мало. Необходимо также найти признаки, присущие только данному человеку, т. е. воспроизвести индивидуальное. И в этой части своей работы врач-ортопед очень близок к художнику, потому что, совершенствуясь в искусстве, живописец или скульптор проходит те же два этапа творческого роста: от принятого канона к воплощению индивидуального образа.

Восстановлению индивидуальных черт лица помогает изучение фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с использованием относительно постоянных анатомических ориентиров на костях и мягких тканях лица.

Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и в не меньшей степени фонетическом отношении, являются выбор и постановка фронтальных зубов. Многие исследователи пытались найти какие-либо закономерности в построении отдельных элементов зубочелюстной системы и выработать эстетические критерии для постановки искусственных зубов.

Частое соответствие между формой лица и центральными резцами впервые установили Hall, Berry , а затем Williams. В результате многочисленных измерений на черепах людей различных рас Wiliiams определил общие для всех рас три типа лица: треугольный, квадратный и яйцевидный (округлый), которым соответствуют по форме верхние резцы (рис. 35, а, б, в); установленные Williams закономерности до настоящего времени используются при производстве искусственных зубов.

Харьковским заводом зубоврачебных материалов выпускаются гарнитуры фронтальных и жевательных зубов и альбомы к ним. В альбоме представлены фронтальные зубы 14 размеров и 13 фасонов. К альбому прилагается схема для подбора фронтальных зубов по форме лица и размерам зубных дуг.

Следующий эстетический критерий для постановки искусственных зубов вошел в литературу под названием триада Нельсона. Согласно этому автору, зубы и зубные дуги обычно соответствуют форме лица (рис. 36, а, б).

Modrach различает три типа конституционально предопределенных форм альвеолярного отростка, в пределах которых зубы, хотя и не всегда, полностью повторяют по расположению форму зубной дуги.

Некоторые авторы считают форму и величину головы надежным ориентиром для определения формы и величины зубной дуги. Длинная узкая голова обычно сочетается с длинным, узким небом, узкими конусовидными альвеолярными дугами и конусовидным расположением передних зубов. Круглой голове соответствуют квадратные зубные дуги, широкие фронтальные зубы, плоскостное, на одном уровне (по горизонтали), расположение зубов. Округлая форма головы сочетается с округлой формой зубных дуг и зубов.

Согласно законам гармонии, выпуклому профилю лица соответствуют выпуклые зубы; прямому профилю - плоские зубы; плоскому лбу и впалым щекам соответствуют плоские зубы; выпуклому лбу и круглым щекам - зубы выпуклые с резко выраженным экватором (рис.37). Как известно из ортодонтии, форма профиля лица обычно соответствует видам прикуса (рис. 38): выпуклый профиль наблюдается при прогнатии (2-й класс, по Энглю); вогнутый - при прогении (3-й класс, по Энглю).

Форма зубов должна также соответствовать контурам лица, если смотреть на него с разных позиций - прямо, сбоку, а также сверху и снизу. Законы гармонии могут быть использованы в качестве общего руководства в практике ортопедической стоматологии при выборе не только формы зубов, но и их размера, цвета. Искусственные зубы подбирают главным образом по лицевым признакам, но, кроме того, их выбор должен быть увязан с полом, возрастом больного, типом нервной системы и конституцией.

Зубы мужчин обычно отличаются большей величиной, более четко выраженными формами фронтальных зубов, подчеркивающими силу и мужество. Зубы женщин имеют более мягкие, гибкие контуры, повторяющие округлость, мягкость линий лица и тела.

Зубы пожилых людей как правило, более темной окраски и нередко имеют резко очерченные, удлиненные шейки. Режущие края фронтальных зубов и особенно клыков уплощенные вследствие стираемости.

Резюмируя вышеизложенное, мы попытались сформулировать общие положения о эстетической гармонии формы, лежащей в основе постановки зубов.

  • 1. В основе постановки зубов должен лежать принцип гармоничного сочетания формы отдельных элементов зубочелюстной системы и эффективного гармоничного функционирования.
  • 2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его характером, конфигурацией и чертами.
  • 3. Отсутствие гармонии означает прежде всего нарушение соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы в целом, а также невозможность нормального функционирования зубочелюстной системы.

Общие положения о гармонии формы и функции могут быть использованы при выборе и постановке искусственных зубов. Тем не менее заслуживают внимания указания многих авторов, что в основу эстетики постановки зубов следует положить принцип умеренной асимметрии, но не абсолютной симметрии.

Функциональная асимметрия, наблюдаемая в природе вообще и в построении тела человека, его лица и зубо-челюстной системы в частности, демонстрируется в работах М. М. Герасимова, А. П. Кибкало, Tanzer и др. Воспроизведение этой асимметрии и особенностей расположения зубов, которые были до их потери, а именно трем между зубами, поворотов отдельных зубов, их скученности и др., является средством для того, чтобы избежать впечатления об «искусственности» в восприятии протеза.

Одним из способов, при помощи которого можно придать искусственным зубам более естественный вид, является неровная постановка зубов. Режущие края фронтальных зубов не должны стоять на одном уровне. Естественное впечатление производит, когда верхние центральные резцы и клыки длиннее, чем боковые зубы. Центральные резцы могут быть повернуты медиальными поверхностями в небном направлении, дистальными - в губном. Этот вид постановки особенно показан, когда имеется широкий альвеолярный отросток. Поворот медиальных поверхностей центральных и боковых резцов в сторону губ и дистальных в сторону неба полезен, когда альвеолярный отросток имеет треугольную форму.

Диастемы и тремы в искусственной зубной дуге показаны для широколицых людей. Они могут сочетаться с уплощенными режущими краями и быть поставлены встык с нижними зубами.

Чтобы придать искусственым зубам естественный вид, можно применять двуцветные зубы, которые имеют режущие края более светлого оттенка, чем в пришеечной части. Возможно также наложение пломб или вкладок в пришеечной, промаксимальных областях, на режущем крае фронтальных зубов или видимых поверхностях премоляров. Вкладки могут быть изготовлены одномоментно у кресла больного из золота или серебряно-палладиевых сплавов.

Reiter, применив метод фотомонтажа, привел многочисленные варианты постановки зубов в пределах «рамки губ» одного человека. Автор весьма иллюстративно продемонстрировал, как при изменении расположения фронтальных зубов только в вертикальной плоскости получается весьма различный эстетический эффект, вплоть до карикатурного. Особое значение в получении положительного зрительного впечатления от зубов Reiter придает учету так называемого лицевого, резцового и пришеечного эффекта постановки зубов. Лицевой эффект, обеспечивающий общее впечатление от зубов, согласно Reiter, определяется формой зубов, цветом и их соответствием лицевым признакам. Резцовый эффект зависит от положения резцов по отношению к губам.

Пришеечный эффект определяется соотношением между шейками зубов и контурами десневого края. Зрительное впечатление от искусственных зубов будет благоприятным или неблагоприятным в зависимости от того, насколько правильно учтены и соблюдены при постановке резцовые и лицевые признаки зубов данного человека.

Для того чтобы получить положительный резцовый эффект при постановке зубов, необходимо определить индивидуальный уровень расположения верхних зубов по отношению к губе, чему помогает лабиометрия - измерение верхней губы и установление ее типа. Однако еще более точное определение уровня режущих краев фронтальных зубов по отношению к верхней и нижней губам и их вестибулярно-оральное положение оказывается возможным только при помощи специальных функциональных фонетических проб.

Весьма важно, особенно при коротком типе верхней губы, найти не только расположение режущих краев фронтальных зубов, но и уровень шеек этих зубов.



Для того чтобы при улыбке не было видно искусственной десны (при коротком типе верхней губы), Kemeny и другие рекомендуют ставить зубы длиннее, чем они были у пациента. Такая постановка зубов без искусственной десны может быть показана при определенных анатомических условиях, а именно нависающей форме вестибулярного ската и сохранившемся альвеолярном отростке челюсти.

В других случаях лучшие в эстетическом отношении результаты обеспечиваются постановкой зубов, соответствующих по длине типу лица больного, но при условии особо тщательной моделировки базиса протеза, и созданием естественной формы альвеолярных выступов, рельефа десневого края и др.

Весьма существенным и необходимым моментом в постановке зубов является обеспечение красоты и, главное, естественности вида лица человека и в то время, когда он улыбается или смеется.

В. А. Переверзев, Hulsey предложили объективный метод оценки улыбки, которую они проводили на фасных фотографиях лица с помощью линейных и угловых измерений. Ими были выделены следующие компоненты улыбки (рис. 39, а, б):

  • 1) степень обнажения зубов и альвеолярного отростка при улыбке;
  • 2) средние резцовые линии верхней и нижней зубных дуг (которые могут совпадать, что считается с точки зрения эстетики положительным, или не совпадать);
  • 3) «щечное пространство» - расстояние между видимым краем последнего зуба и углом рта.

Индивидуальные особенности расположения зубов в пределах «рамок губ», согласно перечисленным элементам, могут быть достаточно точно установлены врачом при оценке старых фотографий больных и повторены или учтены при протезировании.

В заключение следует отметить, что вершиной искусства постановки зубов следует считать естественность их вида в покое, во время функции жевания, речи, а также когда человек улыбается или смеется, в чем проявляют себя умение врача, его творчество, труд и знание дела.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное Государственное Автономное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования « Белгородский

Государственный Медицинский Институт НИУ БелГУ»

Медицинский институт

Кафедра последипломного медицинского образования

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«АНАЛИЗ ЭСТЕТИКИ В СТОМАТОЛОГИИ»

ВЫПОЛНИЛА:

Шапошникова Е.А.

БЕЛГОРОД 2014

Введение

Возросший культурный и материальный уровень современных людей требует полноценного восстановления функций и внешнего вида лица, нарушенного, потерей зубов у всех пациентов не зависимо от их общественного положения, профессии и возраста.

Ортопедическая стоматология достигла значительных успехов в диагностике, профилактики и лечении заболеваний, требующих ортопедического вмешательства. Тем не менее, потребность в протезировании не сокращается, а к сожалению растет.

В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо остановиться на вопросах эстетики в ортопедической стоматологии.

Общепринято, что красота сопутствует здоровью человека. Поэтому трудно переоценить роль врача-ортопеда, который призван путем ортопедического лечения, с одной стороны, восстанавливать у больных нарушенную или полностью утраченную функцию зубочелюстной системы, а с другой - способствовать возвращению пациентам эстетически полноценной конфигурации лица.

1. Основная часть

Выявление пожеланий пациента и определение возможных способов их удовлетворения являются ключевыми факторами успеха терапии. Анализ особенностей лица и движения губ относительно зубов проводится с помощью оценки лицевых, зубных, губных и фонетических параметров. Несмотря на то, что для достижения оптимального результата может потребоваться изменение только одного из указанных параметров, тщательный анализ всех аспектов улыбки обязателен перед началом ортопедической реабилитации. Анализ эстетики включает в себя шесть обязательных аспектов:

1. Установление контакта с пациентом

2. Оценка параметров лица

3. Анализ нижней трети лица

4. Фонетический анализ

5. Анализ зубов

6. Анализ десневого края

2. Установление контакта с пациентом

Начиная с первого визита к своему лечащему врачу, пациент должен ощущать дружелюбное и предупредительное отношение персонала, чтобы чувствовать себя спокойно и доверять сотрудникам. Врач с пациентом заполняют медицинскую карту сведениями о медицинском и стоматологическом анамнезе, врач определяет план требуемых лечебных мероприятий и анализирует эстетические параметры, показатели заносит в специальный раздел медицинской карты.

· Беседа с пациентом

Этот исходный этап необходим для установления доверительных отношений с пациентом. Неформальный разговор должен состояться до того, как пациент сядет в кресло для проведения осмотра. Это позволяет эффективно оценить их внешний вид, характер и поведение, а также изучить непринужденный вид лица, улыбку и мимику. Менторский тон и определение жесткой субординации никак не способствует построению доверительных отношений.

Выясняя пожелания пациента, стоматолог не должен навязывать собственное мнение, учитывая всю субъективность представлений о красоте, но если пожевания пациента выходят за границы возможного и он отказывается понимать нереальность своих требований, лучше вообще не начинать лечение, так как в этом случае неудача неизбежна.

· Общение с пациентом

Стоматолог должен подобрать индивидуальный подход, использовать доступный язык общения, рекомендуется использование наглядных пособий: фотографий, гипсовых моделей пациенто с похожими проблемами.

· Информирование пациентов о проводимых манипуляциях

Стоматолог обязан поставить пациента в известность о выполняемых процедурах. Необходимо объяснить причину выбора того или иного метода лечения с учетом преимуществ и недостатков.

· Заполнение карты пациента

Для этого проводят полное клиническое обследование, включающее в себя оценку состояния пародонта, имеющихся реставраций и эндодонтически леченных зубов, анализ состояния ВНЧС и окклюзии, изучение диагностических моделей в артикуляторе. Кроме того, проводят рентгенографическое исследование и фотографируют пациента.

· Постановка диагноза и составление плана лечения

· Прогноз лечения и информированное согласие пациента

губа зуб лицо лечение

3. Оценка параметров лица

Черты лица в значительной степени определяют восприятие индивидуума окружающими. Анализ лица проводят использую горизонтальные и вертикальные ориентировочные линии, позволяющие сопоставить черты лица и положение зубов пациента.

Межзрачковая линия

Проходит через зрачки и при условии ее параллельности линии горизонта представляет собой наиболее удобный ориентир для эстетической оценки лица. Как правило, межзрачковой линии параллельны линии, соединяющие брови, углы рта и крылья носа. Параллельность линий определяет гармонию лица.

Срединная линия

Проходит вертикально через надпереносье, кончик носа, носогубную кожную складку и кончик подбородка. Как правило, перпендикулярна межзрачковой линии.

У абсолютного большинства людей лицо ассиметрично, если разница размеров левой и правой сторон менее 3%, то она незаметна окружающим.

Межзрачковую линию обычно используют в качестве горизонтального ориентира. Однако глаза или даже уголки рта не всегда располагаются на одинаковом уровне. В таких случаях в качестве ориентира используют линию горизонта вне зависимости от параллельности с ней межзрачковой или комиссуральной линий. Если все 3 линии не параллельны между собой, то врач должен обсудить с пациентом выбор линии, которая будет служить ориентиром.

Точки для определения срединной линии также не всегда надежны, по этой причине для ее определения в качестве идеального ориентира можно использовать центр верхней губы.

Пропорциональность лица

Пропорциональное лицо можно разделить на 3 равные по высоте части:

Верхняя: область между границей волосистой части головы и линией, соединяющей брови

Средняя: область, между линией соединяющей брови и линией, соединяющей крылья носа

Нижняя: область, между линией соединяющей крылья носа, и горизонтальной линией проходящей через кончик подбородка

· Профиль

Естественное положение головы проверяют с помощью франкфуртской горизонтали, которая проходит через нижний край глазницы и верхний край костного наружного слухового прохода. Франкфуртская горизонталь образует с произвольной горизонтальной плоскостью угол равный 8 градусам.

Типы профиля:

Нормальный: угол образованный надпереносьем, подносовой точкой и кончиком подбородка равен примерно 170 градусам

Выпуклый: величина угла уменьшена, из-за относительной репозиции кончика подбородка

Вогнутый: угол превышает 180 градусов, из-за относительно переднего положения кончика подбородка.

Линия Е, соединяет кончики носа и подбородка. У человека с нормальным профилем, верхняя губа располагается примерно на 4 мм, а нижняя- на 2 мм кзади от линии Е.

Носогубный угол образуется при пересечении в подносовой точке двух линий, одна из которых перпендикулярна основанию носа, а другая наружному краю верхней губы. При нормальном профиле носогубный угол равен 90-95 градусов у мужчин и 100-105 у женщин.

4. Анализ нижней трети лица

· Анализ положения губ и зубов

Данный анализ необходим для оценки правильного соотношения между зубными рядами и губами при разговоре и улыбке.

Для анализа естественных движений губ необходимо пообщаться с пациентом на начальном, доклиническом этапе в неофициальной и расслабленной обстановке, наблюдая за движениями губ во время дружеского, непринужденного разговора. Оценку губ необходимо проводить до введения местных анестетиков.

Визуализация зубных рядов в состоянии покоя при сомкнутых в центральной окклюзии зубах, губы слегка соприкасаются между собой и режущая треть верхних резцов покрыта нижней губой. Если мышцы, удерживающие нижнюю челюсть, находятся в состоянии физиологического покоя, то зубные ряды не смыкаются, губы слегка разобщены, а режущая треть верхних резцов обнажена. Высота видимого участка составляет 1-5 мм в зависимости от высоты губ, пола и возраста пациента. С возрастом, видимая часть верхних резцов уменьшается за счет стираемости режущего края, так и вследствие снижения тонуса мышц, окружающих полость рта, что приводит к прогрессирующему обнажению резцов нижней челюсти, поэтому эти зубы играют решающую роль для эстетики у пожилых пациентов. Определение видимой в покое части резцов верхней челюсти является одним из ключевых аспектов, определения необходимости коррекции длины зубов.

· Режущий край

Определение высоты режущего края по вертикали (контур режущего края) и в переднезаднем направлении (профиль режущего края) имеет большое значение для эстетического анализа.

Соотношение контура режущих краев верхних зубов с контуром нижней губы.

Как правило, линия режущих краев выпуклая и параллельна естественному вогнутому верхнему краю нижней губы. Соотношение между двумя кривыми, поведенными по режущим краям передних зубов и контуру нижней губы, может отличаться у разных людей:

Если между режущим краем и нижней губой имеется зазор, то такое соотношение называется неконтактирующим.

Если отмечается касание режущих краев и нижней губы, то такое соотношение называется контактирующим

Если нижняя губа перекрывает режущую треть верхних резцов, то такое соотношение называется перекрывающим

Ровная режущая поверхность с зубами одинаковой длины и исчезновением межрезцовых уголков придает улыбке горизонтальную симметрию, что неминуемо создает ощущение «возрастной» улыбки.

Профилем режущего края называют контур режущего края в саггитальной плоскости.

· Линия улыбки

При анализе линии улыбки в первую очередь необходимо оценить степень визуализации передних зубов при улыбке. Выделяют 3 типа линий улыбки:

Низкая: при движениях верхней губы обнажается не более 75 % поверхности передних зубов

Средняя: 75-100% поверхности передних зубов и межзубных сосочков

Высокая: обнажаются не только передние зубы, но и участок десны различной ширины

Красивой считают улыбку, при которой полностью обнажаются зубы верхней челюсти и полоска десны шириной около 1 мм, обнажение десны на 2-3 мм считается приемлемым.

· Ширина улыбки

· Щечный коридор

Щечным коридором называют видимое при улыбке пространство с двух сторон между щечными поверхностями верхних зубов и углами рта. Этот промежуток всегда присутствует в гармоничной улыбке и придает ей естественность.

· Межрезцовая и срединная линия

Ориентиром определения срединной линии зубного ряда обычно служит межрезцовая линия, но лучше все таки использовать десневой сосочек между центральными резцами верхней челюсти.

Часто отмечается расхождение между срединной линией лица и зубных рядов, отклонение в пределах 4 мм, обычно остается незаметным для пациента.

5. Фонетический анализ зубов

Фонетические пробы представляют собой надежное средство для оценки эстетических и функциональных показателей, а также помогают определить правильное положение, высоту коронок зубов и межальвеолярное расстояние.

Произнесение звука «М»:

Позволяет оценить длину резцов

Произнесение звука «И»:

Оценить длину резцов

Произнесение звуков «Ф» и «В»:

Оценить длину резцов

Оценить профиль режущих краев

Произнесение звука «С»:

Оценить положение зубов

Оценить высоту центральной окклюзии

Анализ зубов

· Межрезцовые линии верхней и нижней челюсти

· Форма зубов:

Треугольная

Прямоугольная

Овальная

· Цвет зубов

· Микро- и макрорельеф зубов

· Пропорции зубов

· Положение зубов и форма зубной дуги:

Квардратная

Овальная

Треугольная

6. Анализ десневого края

Состояние здоровья мягких тканей определяет их внешний вид. Развитие патологии приводит к изменению цвета, формы и консистенции десны, что значительно ухудшает эстетику зубодесневого комплекса. Поэтому очень важно уделять особое внимание десневому краю.

В идеале край десны должен гармонировать с линией режущего края и другими горизонтальными ориентировочными линиями. Кроме того, десневой край должен иметь соответствующую фестончатость, правильно расположенные точки зенита и здоровые межзубные сосочки.

Анатомические характеристики

В десне различают свободный десневой край, окружающий зуб на уровне шейки, кератинизированную прикрепленную десну, простирающуюся до слизисто-десневого соединения (СДС), альвеолярную слизистую, расположенную апикальнее СДС и покрывающую альвеолярный отросток.

Свободная десна расположена апикально от края десны до цементно-эмалевого соединения (ЦЭС), следуя периметру шейки зуба. Высота десневого края по сути, соответствует глубине зубодесневой борозды (в норме 1-2 мм). Ширина свободного десневого края неравномерна, она меньше где десна контактирует с поверхностью зуба, и больше в межзубных областях.

Простирается от апикальной границы свободной краевой десны до СДС. В норме КПД имеет розовый цвет, что отличает ее от ярко-красной альвеолярной слизистой. Наружный слой КПД представлен ороговевающим эпителием, способным противостоять механической нагрузке при жевании и чистке зубов. Высота прикрепленной части неодинакова и зависит от положения зубов и локализации точек вплетения мышечных волокон.

Хорошее кровоснабжение и наличие неороговевающего эпителия придают альвеолярной слизистой ярко-красный цвет и гладкую поверхность.

Отличительные анатомические характеристики

Здоровая десна обычно имеет розовый цвет, который отличается значительным разнообразием оттенков у разных людей. После проведения эндодонтического лечения цвет окружающей причинный зуб десны может меняться из-за потемнения корня.

Зернистость

У многих людей поверхность десны имеет вид апельсиновой корки, что объясняется врастанием надгребневых соединительнотканных волокон в эпителий.

Форма десны определяется постепенным уменьшением ее толщины от прикрепленной к свободной краевой десне.

Архитектура

В вестибулярных участках десна располагается апикальнее, чем в межзубных областях. Фестончатость более выражена в области передних зубов и становится практически незаметной вокруг моляров.

Биотип пародонта

Толстый биотип

Характерны невыраженная фестончатость десневого края и нормальная или сниженная визуализация клинических коронок зубов, в основном квадратной формы.

Тонкий биотип

Характеризуется большим обнажением клинических коронок зубов и выраженностью фестончатостью десны.

При анализе параметров десневого края необходимо учитывать несколько эстетических параметров, главным из которых является степень визуализации десны при улыбке.

Параллельность

В идеале контур десны, следующий клиническим шейкам центральных резцов и клыков, должен быть параллелен режущему краю и контуру нижней губы. Десневой край также должен быть достаточно параллелен окклюзионной плоскости и горизонтален ориентировочным линиям, в частности комиссуральной и межзрачковой.

Симметрия

Контур десны в области верхних центральных резцов и клыков должен быть симметричен и располагаться на более апикальном уровне по сравнению с десной в области боковых резцов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация разновидностей аномалии положения и прорезывания зубов: диастемы и тремы. Вестибулярное (экзопозиция) и оральное (эндопозиция) положение зубов. Основные подходы в лечении дистопии клыка. Методы лечения небного положения верхних резцов.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Зубные ряды челюстей. Режущие края фронтальных зубов и жевательные поверхности премоляров и моляров. Нумерация зубов. Сагиттальная окклюзионная кривая. Закономерность изменения величины и высоты коронок зубов на нижней челюсти. Смыкание зубных рядов.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Обзор разновидностей аномалий формы зубов (шиповидные, Гетчинсона-Фурнье) и величины зубов (макро- и микродентия), особенности их лечения. Понятие об индивидуальной макродентии. Аномалии структуры твердых тканей зубов. Методика проведения стриппинга.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Аномалии формы зубов. Смещение зубов кнаружи от зубного ряда. Поворот зуба вокруг продольной оси. Недостаток места в зубном ряду. Врожденное отсутствие зубов и их зачатков. Отклонения от нормального взаимоотношения зубных рядов верхней и нижней челюстей.

    реферат , добавлен 20.12.2012

    Классификация и клинические разновидности аномалий зубных рядов в трансверзальном направлении. Сужение и расширение зубных рядов в различные возрастные периоды. Особенности диагностики и лечения данных патологий, применяемые принципы и методики.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Рассмотрение разновидностей аномалий числа зубов: адентия, сверхкомплектные зубы. Гиподонтия функциональных групп зубов. Степень выраженности нарушений при врожденном отсутствии зубов. Клиническая картина и показания к сохранению сверхкомплектных зубов.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Клинические симптомы у пациентов с дефектами зубных рядов. Понятие о функционирующей и нефункционирующей группах зубов, перегрузке пародонта и деформации окклюзионной поверхности зубов. Классификация мостовидных протезов, принципы их конструирования.

    презентация , добавлен 18.12.2014

    Функциональные и эстетические нарушения при аномалиях положения отдельных зубов и зубных дуг, их разновидности и формы, основные причины возникновения. Негативное воздействие данных аномалий зубного ряда на различные функции организма и внешний вид.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Патологическая подвижность зубов в начальной стадии заболевания. Вторичные деформации зубных рядов. Современные принципы терапевтических, хирургических и ортопедических методов лечения пародонтитов. Применение постоянных шинирующих аппаратов и протезов.

    презентация , добавлен 07.02.2017

    Информационное согласие и общие права человека, степень самостоятельного участия пациента в принятии решения. Недостатки командного патерналистического отношения к пациенту. Проблемы толкования права пациента на неприкосновенность целостности личности.


ЛЕКЦИЯ

^ «ЭСТЕТИКА В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ»

В специальной литературе и в обиходе среди врачей ортопедов-стоматологов встре­чаются термины „эстетика" и „косметика", обозначающие свойство искусственных протезов. Что правильно? Дословно косметика означает искусство украшать. Врачебная косметика (декоративная) скрывает или делает менее заметными дефекты внешности.

Слово „эстетика" переводится с греческого как „чувствующий, чувственный".^ широком смысле эстетика - это философская наука об общих принципах творчества по законам красоты, о генезе, закономерностях развития и функционирования эстетиче­ского сознания, в том числе и искусства как специфической формы отражения действи­тельности. Предмет медицинской, эстетики охватывает закономерности строения челове­ческого тела, пространственную организацию частей тела, их соразмерность в покое и динамике, цветовую гармонию, вопросы симметрии, речь, возрастные изменения и т. д.

Разделом медицинской эстетики, особенно в ортопедической стоматологии, являет­ся теория художественного моделирования. Это относится ко всем видам протезов.

Универсальными признаками красоты считаются мера, гармония, пропорция, сим­метрия.

Количественными методами в медицинской эстетике являются антропометрический, биометрический, кинофотостатический и телерентгенографический.

В ортопедической стоматологии предметом изучения является лицо человека. Архитектоника лица человека зависит от следующих моментов:


  1. высоты лица (удлиненный, средний, укороченный тип),

  2. ориентации челюстей в пространстве,

  3. угла нижней челюсти.
Различают три типа лица в зависимости от строения зубочелюстной системы. Выде­ляют синдром удлиненного лица. У пациентов этой группы высота лица увеличена, раз­вернут угол нижней челюсти, увеличен угол между основанием челюстей и основанием черепа. Взаимоотношение зубных рядов может быть различным. Свободное межокклю- зиониое пространство минимально или ровно О. Вторая группа больных представляет синдром укороченного лица. Высота лица у них уменьшена, угол нижней челюсти прибли­жается к 90°, основания челюстей и основание черепа параллельны. Свободное межок- клюзионное расстояние равно 6 и более мм. Третью группу пациентов составляют люди с правильным лицом. Все антропометрические и телерентгенографические данные у них средние. Пространственная организация лица или другими словами его форма также представляет интерес для исследователей. Вильямс (1913) установил 4 формы лица:

  1. Квадратное лицо.

  2. Треугольное лицо.

  3. Овальное лицо.

  4. Овоидное лицо (более широкие размеры под глазами).
Бауэр выделил церебральный, респираторный, дигестивный и мышечный тип лица. В профиль в зависимости от угла выпуклости лица В. Н. Трезубое выделяет выпуклое лицо, прямое и вогнутое. Форма лица человека имеет прямую связь с формой его зубов. Форма зубов может быть прямоугольной, квадратной, клиновидной, овальной.

По Переверзеву прямоугольная форма характеризуется тем, что высота коронки превосходит ее ширину, контактные поверхности параллельны. Квадратная форма зубов


  • равные значения ширины и высоты, контактные поверхности параллельны. Треугольная форма - узкая шейка зуба, конвергенция контактных поверхностей. Овальная форма встречается у 66,9% женщин.
Зубы играют важную роль в красоте лица. Поскольку они являются опорой для губ, то даже в покое от положения зубов и их взаимоотношений зависит тонус, взаимоположе- ние и профиль губ. Они могут выглядеть напряженными или свободнопокоящимися, выступать или западать, находиться на одном уровне. Все это отражается на выражении лица, его индивидуальной красоте.

Еще больше возрастает их значимость при динамическом соотоянии лица во время разговора, улыбки, смеха. Обнажаясь, зубные ряды и сами зубы своими признаками активно формируют облик лица, дополняя лицевую гармонию, либо ее разрушая. Их цвет, форма, размеры, положение, рельеф, целостность, взаимное расположение в зубном ряду относительно свободных краев губ и других частей лица, пропорциональность между собой, всем лицом и многое другое формируют красоту улыбки.

^ Компоненты улыбки


  1. Соответствие общих размеров зубов человека его конституционному типу и общим размером головы. Обычно для высоких людей астенического типа характерны длинные и узкие прямоугольные зубы, для нормостеника - зубы любой формы с незна­чительным преобладанием высоты над шириной, для гипертоника - широкие зубы, чаще с признаками овальности.

  2. Соответствие формы верхних резцов с формой лица. Переверзев различает 3 основные формы лица и зубов: прямоугольную, квадратную и треугольную. Дополнитель­ная форма - овальная.

  3. Ширина рта в покое и улыбке. Если в покое расстояние между углами рта меньше расстояния между зрачками, то ширина рта считается нормальной и при улыбке углы рта будут располагаться на одной вертикали со зрачками. Неприятное впечатление" создает широкий и узкий рот. При протезировании пациента необходимо учитывать видимость обнажаемых зубов при улыбке. При широкой улыбке могут быть видны кламмеры на пре- молярах и молярах и цельнолитые мостовидные протезы в боковых отделах зубных рядов.

  4. Симметрия улыбки.

  5. Соответствие ширины верхних передних зубов с шириной рта.

  6. Степень обнажения передних зубов. В норме нижние зубы обнажаются не более чем на 1/3 их высоты. Верхние зубы обнажаются различно. Существует 4 степени обна-

  • .жжения: 1 . коронки верхних центральных резцов обнажаются в пределах режущей трети,

  1. коронки этих зубов обнажаются в пределах средней трети, 3. зубы обнажаются в пре­делах пришеечной трети, 4. обнажается альвеолярный отросток.
Степень обнажения зубов влияет на эстетику протезирования. Выбор фиксации протеза, постановки передних искусственных зубов в съемном протезе и др. определя­ются степенью обнажения передних зубов. Например, при протезировании двусторонних концевых дефектов верхнего зубного ряда, ограниченных рыками, если обнажение Ш-1У степени, то для хорошей эстетики фиксацию протеза следует осуществлять с помощью атачменоа

  1. Отношение верхнего зубного ряда к краю нижней губы. Наиболее красивым яв­ляется такое отношение, когда зубной ряд повторяет изгиб нижней губы.

  2. Равномерность обнажения верхних зубов от одного угла рта к другому.

  3. Плоскость, проходящая между верхними и нижними центральными резцами, должна совпадать с эстетическим центром лица.

  4. Правильное пространственное взаимоположение частей лица. Соответствие ширины 4 верхних резцов с межглазничной шириной.

  5. Ширина носа у женщин соответствует расстоянию между буграми клыков, а у мужчин всей ширине 6 верхних передних зубов.

  6. Ширина фильтрума равна ширине двух верхних центральных резцов.

  7. Соответствие углов изгиба верхней резцовой линии, угла изгиба верхней губы, и горизонтального наклона глазных щелей, в норме их величина равна 160-170°.

  8. Осевой наклон передних зубов. Наилучший эстетический эффект наблюдается при угле 5° для верхних 4 резцов.

  1. Соответствие расположения верхних зубов основанию носа.

  2. Высокая корреляция установлена между шириной основания носа и шириной четырех верхних резцов.
Важное значение имеет в формировании нормальной улыбки параллельность окклю­зионной поверхности зубных рядов. Окклюзионная плоскость в норме при сомкнутых губах расположена нв уровне разреза губ. Изучение лица в профиль в обычных условиях устанавливает соответствие углов наклона верхней губы, лицевого угла и наклона верхнего центрального резца (угол равен 95°).

Выразительные средства в медицинской эстетике (ортопедической стоматологии)


  1. Цвет. 2. Рельеф. 3. Композиционное равновесие лица. 4. Величина, форма и положение зубов.
Цвет искусственных зубов и коронок должен не отличаться от естественных. Проб­лемы цвета искусственных коронок в настоящее время решены применением фарфоро­вых, металлокерамических или металлопластмассовых коронок и мостовидных проте­зов. Возможность подкрашивания коронок во время обжига или полимеризации делает возможным точное воспроизведение цвета соседних зубов. Применение напыления на коронки нитрид-титана следует расценивать как грубейшее нарушение эстетики. Блеск „самоварного золота" в полости рта говорит об отсутствии эстетического воспитания у ортопёда-стоматолога и пациента. Цвет зубов подбирается пациенту с помощью расцве­ток и при определенных условиях:

  1. Комната должна быть хорошо освещена не прямыми солнечными лучами, окрашена в
мягкие тона.

  1. Пациенты должны быть в одежде спокойных тонов.

  2. Нагрудник и искусственное освещение не применяются.

  3. Расцветка прикладывается к зубу под прямым углом.
Подбор цвета искусственных зубов у пациентов с полной потерей зубов проводится в соответствии с его возрастом и цветом кожи, у женщин, пользующихся косметикой - с цветовой гаммой лица.

Моделирование формы и величины искусственных несъемных протезов не представ­ляет больших трудностей, если имеются зубы противоположной стороны челюсти. Однако отсутствие всех передних зубов, наличие диастемы и трем, аномалии развития челюстей и др. делают этот процесс сложным. Для достижения хорошей эстетики и несъемных протезов протезирование должно проводиться в два этапа. Первый этап - протезирова­ние больного временными пластмассовыми коронками и мостовидными протезами; второй - металлокерамическими, металлопластмассовыми или фарфоровыми протеза­ми. На первом этапе с пациентом обсуждается цвет, форма и величина искусственных временных коронок. При согласии пациента эта форма и величина переносится на пос­тоянные протезы. Величина беззубых альвеолярных отростков диктует величину искусст­венных зубов. Не всегда это обеспечивает гармонию лица. Для решения этой задачи при­меняются выразительные средства, которые должны создавать иллюзию. При моделиро­вании искусственных зубов и коронок на верхней челюсти с диастемой контактные поверхности делают более выпуклыми, увеличивается наклон зубов к средней линии, применяется более темная окраска. Если пациент с широким разрезом рта и узкой верх­ней челюстью, то для придания иллюзии ширины челюсти оси верхних передних зубов следует расположить вертикальна Другим приемом иллюзии является наложение бо­ковых резцов на центральные. Этим достигается:


  1. уменьшение площади обзора центральных зубов и увеличение площади мелких боковых резцов.

  2. пространственная ситуация, привлекая к себе внимание, в свою очередь отвлекает от восприятия нежелательных больших размеров соседних зубов.
Более выпуклые формы зубов создают иллюзию узости, плоские зубы - ширины. Прямо­линейные зубы кажутся больше, овальные - меньше. Если изменить форму зубов или их несколько развернуть, то можно получить видимость изменения их пропорций и цвета. Во-первых, это объясняется уменьшением площади обзора, во-вторых, свойством осве­щенности поверхности в зависимости от угла наклона. Динамизм искусственным зубным рядам можно придать следующим образом:

  1. Трансверзальным наклоном зубов.

  2. Сагиттальным наклоном зубов.

  3. Поворотом зубов по оси.

  4. С помощью цветовых тонов зубов. Более светлые» зубы кажутся шире, более темные - уже.

  5. Различный цвет отдельных частей зуба.

  6. Создание сложной формы и рельефа зубов.
Большие возможности в усилении динамизма и ритма лица заложены в цвете. Раз­личные цветовые сочетания глаз, кожи, волос, зубов оживляют лицо и разрушают моно­тонность.

При необходимости создать иллюзию широкого зубного ряда следует боковые зубы подобрать светлее. Для создания иллюзии сужения»’ зубного ряда в центре располагают более светлые зубы. Эстетика съемных протезов зависит от выбора и постановки искус­ственных зубов, цвета и моделировки искусственной десны и видимости фиксирующих элементов протеза. Если обойтись без искусственной десны нельзя, то ее поверхность должна быть отмоделирована в соответствии с естественной десной. Прозрачная искус­ственная десна воспринимает цвет слизистой оболочки и делается незаметной. При выборе опорных зубов и вида фиксации протеза следует помнить об эстетике. Видные при улыбке кламмеры не делают внешний вид пациентов привлекательным. Эстетическим целям лучше отвечают балочные системы и атачмены.

У многих пациентов при высоких требованиях эстетики врач вынужден идти на компромисс - улучшай внешний вид съемного протеза - уменьшать фиксацию протеза. Для восприятия формы зубов человека врач ортопед-стоматолог должен вылепить или вырезать полные зубные ряды.

^ ЛЕКЦИЯ

Ортопедическое лечение заболеваний височно-нижнечелюстного сустава"

По данным различных авторов частота поражения ВНЧС составляет от 20 до 43,3% (И. И. Ужумецкене. Ю. А. Петросов, В. А. Хватова) чаще страдают женщины. Из 622 паци­ентов с заболеванием ВНЧС 78,8% составили женщины (Ю. А. Петросов, 1982). Заболе­ваний ВНЧС существует множество, так же как и много их классификаций.

I Всесоюзный съезд ревматологов (1971) предложил следующую классификацию заболеваний суставов.


  1. Воспалительные заболевания суставов (артриты).

  2. Дегенеративные (артрозы).

  3. Особые формы (опухоли, психогенные артропатии).

  4. Артриты и артрозы, связанные с другими заболеваниями.

  5. Травматические артриты.

  6. Внесуставные заболевания мягких тканей опорно-двигательного аппарата.

Классификация В. А. Хватовой (1982).


  1. Артриты (острые и хронические).

  2. Артрозы (склерозирующие и деформирующие, в хронической стадии и стадии обост­рения).

  3. Мышечно-суставные дисфункции.

  4. Анкилозы.

  5. Опухоли.
Стоматоневрологические симптомы, вывихи и подвывихи нижней челюсти и диска В. А. Хватова рассматривает как возможные осложнения всех названных заболеваний.

Классификация Ю. А. Петросова (1982).

I Дисфункциональные синдромы:

а) нейромускулярный синдром,

б) окклюзионно-артикуляционный синдром,

в) привычные вывихи в суставе (челюсти, мениска),

II Артриты

а) острые инфекционные (специфические и неспецифические) и аллергические,

б) острые травматические,

в) хронические системные (ревматические, ревматоидные) и инфекционно-аллер­гические,

III. Артрозы:

а) постинфекционные (неоартрозы),

б) посттравматические (деформирующие) остеоартрозы,

в) миогенные остеоартрозы,

г) обменные артрозы, анкилозы (фиброзные, костные).

IV . Сочетанные формы.

V. Новообразования (доброкачественные, злокачественные и диспластические (опухо­левидные) процессы. Ортопедическому лечению подлежат пациенты с дисфункциональ­ным синдромом и артрозами.

9235 0

В настоящее время все большее количество людей предъявляют повышенные критерии к качеству изготовленных протезов. Они хотят не только восстановить жевательную функцию, но предъявляют требования к эстетике. В широком смысле, эстетика является феноменом интеллекта. Очень часто при протезировании пациентов, у которых имеются зубы, мы не всегда можем добиться высокого эстетического эффекта: или из-за отсутствия платежеспособности, или из-за того, что наши конструкции не всегда могут хорошо вписаться и подстроиться под конкретные условия в полости рта. Решается это или длительным ортодонтическим лечением, или даже хирургическими вмешательствами, что требует большого срока лечения и значительных затрат. При полном отсутствии зубов мы имеем хорошую возможность добиться быстрого и эстетичного протезирования. Однако очень часто врачи, изготавливая полные съемные протезы, не думают об эстетике, стараясь возместить лишь утрату зубов.

Эстетический эффект области рта определяется соотношением между постоянными, статическими (зубы, десны) и динамическими факторами (губы и непосредственно примыкающие мышцы), а также многочисленными изменениями этого соотношения в процессе функционирования.

Эстетическую оценку протезирования полным съемным протезом , конечно же, при отсутствии ошибки в определении высоты нижнего отдела лица, возможно проводить, в основном начиная со стомато-лицевой композиции. С расстояния, на котором возможно наблюдение стомато-лицевой композиции, проявляется возрастающая важность параллельности между зрачковой и окклюзионной (соединяющей вершины клыков) линиями. Однако при протезировании пациентов при полном отсутствии зубов зрачки могут быть на разном уровне, и поэтому приходится проводить воображаемую линию, параллельную окклюзионной.

Различают лицевую и стоматологическую средние линии, так как их совпадение не является 100 % закономерностью.

Статистические исследования, где использовали уздечку губы как ориентир, показали, что верхнечелюстная средняя линия совпадает со средней лицевой линией в 70 % случаев, и что эстетике не повредит незначительное отклонение от центральной средней линии. Это определенно означает, что средняя линия нижней челюсти не должна расцениваться как ориентир для расположения верхнечелюстной средней линии при постановке зубов фронтальной области.

Если при постановке зубов на базисе полного съемного протеза учтены все эстетические принципы, то на этапе примерки может быть воспроизведена совершенная улыбка, которая характеризуется следующим образом: передние зубы верхней челюсти обнажены на 2/3 длины, концы клыков едва дотрагиваются до нижней губы, изгиб режущих краев верхних зубов параллелен внутреннему изгибу нижней губы, видны 6 фронтальных верхних зубов и премоляры.

Видимость резцов верхней челюсти является важным параметром эстетической оценки, потому что это уменьшает восприятие раннего старения людей. В некоторых клинических ситуациях, в которых утрата снижен тургора кожей лица зашла далеко и техника тренировки мускулатуры становится нереальной, при постановке зубов во фронтальном отделе, их положение специально может быть удлинено на верхней челюсти и укорочено на нижней для достижения эффекта омоложения. Однако этот подход возможен только в том случае, когда он не вступает в конфликт с функциональными параметрами (длиной резцового пути, углом переднего ската ямки ВНЧС, значительной атрофией фронтальных отделов челюстей и др.). В 60 лет поддержание здорового расположения зубов не обеспечивает эстетичный внешний вид стоматологической лицевой композиции, если тонус мускулатуры лица не поддерживался годами.

У лиц пожилого возраста (70 лет) при отсутствии патологий полости рта провисание кожи лица может так выражено, что на восстановление эстетичного внешнего вида доступные приемы протезирования и мышечной тренировки значительного влияния не оказывают.

Таким образом, фронтальная группа зубов, в большей степени верхней челюсти, кроме своих непосредственных функций (направление движения нижней челюсти и др.), играет ведущую роль в достижении эстетической гармонии в области рта.

В 1914 г. Уильямсом (Williams) разнообразие форм контуров зубов было классифицировано как квадратная, яйцеобразная, коническая и смешанная. Уильямс также установил соотношение, которое, предположительно, существует между контуром лица и контуром верхнечелюстного резца. В дальнейшем получила развитие теория о гармоничном взаимоотношении между формой лица, формой стоматологической дуги и формой зубов, или триада Нельсона (Nelson), которая поддерживается многими ортопедами. Это утверждение было принято большинством стоматологов, хотя до сих пор подвергается критике различными исследователями. Соотношение параметров верхних центральных резцов является своего рода краеугольным камнем в дизайне улыбки. Длина и ширина фронтальных зубов очень сильно влияют на восприятие всей лицевой композиции. Цветовая гамма искусственных зубов полного съемного протеза также является одним из определяющих критериев эстетичности. Цвет зубов следует подбирать с учетом возраста и даже цвета кожи человека. Более светлый цвет зубов визуально уменьшает возраст.

Однако, несмотря на то, что фирмами-производителями предлагается достаточное многообразие цветовых оттенков гарнитуров зубов, небольшие отличия в оттенках внутри одного гарнитура или воспроизведение на некоторых зубах меловидного пятна или трещины вообще представляется большой редкостью.

В связи с таким положением некоторыми практиками была предложена и достаточно успешно апробирована технология, названная «макияж гарнитурных зубов». Если проблему тонального отличия клыков можно решить, взяв аналогичные от другого, более желтого по тону гарнитуры, то дополнительно индивидуализировать остальные зубы для их более гармоничной интеграции в полость рта в случае полной адентии только одной из челюстей или по ряду других эстетических показаний возможно только с помощью дополнительной технологии. Выпускающиеся многими фирмами красители для керамических и композитных материалов позволяют с успехом применять их для индивидуализации стандартных гарнитуров зубов и повышения эстетического эффекта протезирования полными съемными протезам.

Десна, образующая статическую рамку для зубов, при нормальных физиологических условиях имеет бледный оттенок и простирается примерно до цементно-эмалевого соединения.

Воспроизведение эстетики десны в съемных конструкциях имеет свои тенденции и подразделяется на воспроизведение цвета и формы (наружных контуров). В настоящее время имеется достаточное количество исследований, касающихся внутри- и межрасовых различий цветовой гаммы десневых тканей. Многими фирмами производителями предлагается до 20 различных оттенков базисных пластмасс, имитирующих, кроме этого, за счет специального наполнителя подслизистую капиллярную сеть. При желании можно имитировать несколько оттенков. Что же касается наиболее эстетичного и естественного воспроизведения поверхности искусственной десны на базисе, то для достижения этой цели существует довольно много приемов. Осуществление имитации общего наружного рельефа десны достигается гравировкой по воску.

Для воспроизведения десневого валика над шейкой зуба рекомендуется слегка поддеть с оральной стороны моделировочным шпателем и аккуратно, не разрушая воск, поочередно извлечь зубы фронтальной группы. Затем модель с восковым базисом необходимо поддержать вертикально над пламенем горелки, чтобы края восковых лунок искусственных зубов и межзубные сосочки слегка подплавились и сжались. Теперь остается только аккуратно вставить каждый зуб в соответствующую альвеолу. При этом мягкий воск в области шейки и межзубных промежутков слегка деформируется, образуя маргинальный десневой валик и межзубный сосочек натурального вида. Эта процедура требует от зубного техника достаточной осторожности, чтобы не передержать модель над горелкой и не допустить расплавления воска. Натуральный эффект общей десневой поверхности на базисе достигается после осуществления постановки зубов и гладкого оформления поверхности воска, при очень кратковременном внесении модели в пламя горелки и быстром последующим промакивании наружной поверхности воскового базиса пористой губкой. Те же самые манипуляции можно проводить и с использованием щетки. При этом на его поверхности очень натурально воспроизводится эффект «апельсиновой кожуры».

После полимеризации и полирования поверхность такого протеза выглядит практически натурально по сравнению с изготовленной традиционным способом. Аспекты воспроизведения маргинальной десны и общей десневой поверхности при стоматологических вмешательствах играют важную роль в эстетичности достигаемых результатов и, несомненно, ставят специалиста-практика, придерживающегося этих принципов, на более высокую профессиональную ступень.

Кроме перечисленных манипуляций, можно применить так называемую «косметическую постановку» передних зубов. Верхние центральные резцы ставятся под углом друг к другу «домиком». Один угол режущего края покрывает угол другого резца. Для того чтобы зубы не сильно выступали, у одного спиливают угол с вестибулярной поверхности, а у другого — с язычной. Вторые резцы и клыки с мезиальной поверхности несколько развертываются в губном направлении.

Нижние фронтальные зубы устанавливают под углом друг к другу. Края протеза должны быть объемными 2—3 мм. На нёбной поверхности должны быть воспроизведены «Ruge palatinum» усредненные или индивидуальные.

А.П. Воронов, И.А. Воронов, Д.А. Воронов
ГОУ ВПО «МГМСУ»

Эстетика в стоматологии.ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. Кафедра ортопедической стоматологии
Эстетика в
стоматологии.
Основные эстетические параметры.
Презентация подготовлена
студенткой 3 курса стоматологического
факультета 382 группы Шимчик М. А.
Преподаватель: Сафронова О. Н.
2016

Понятие о эстетической стоматологии

Эстетическая стоматология - область
стоматологической науки, изучающая
эстетику челюстно-лицевой области, ее
нормы, аномалии и деформации,
методы их устранения и профилактики.

Исторические аспекты эстетической стоматологии

Правило «золотого сечения».
Пропорции «золотого сечения», по мнению
Фибоначчи и Рикеттса, - это соотношение
1:1,618, которое прослеживается во многих
параметрах зубов и зубных дуг: в ширине
верхнего центрального резца к ширине нижнего.
Отправной точкой в дизайне улыбки являются
центральные резцы верхней челюсти. Это те
зубы, которые в первую очередь видны при
улыбке. Критическими факторами для эстетики
являются ширина, длина, отношение к
косметическому центру и соотношение с
боковыми резцами. Для определения их
идеальной ширины и высоты можно
пользоваться правилом «1 к 16»: идеальная
высота центрального резца составляет 1/16 от
расстояния между прямой линией,
соединяющей зрачки до основания подбородка;
идеальная ширина - 1/16 расстояния между
косметическим центром лица и выступом
скуловой кости.

Симметрия лица.

Эстетические критерии улыбки.

Срединная линия
лица проходит
вертикально через
основание носа,
подносовую точку,
межрезцовую точку и
подбородок
Несовпадение
срединных линий лица
и верхнего зубного
ряда
Ширина улыбки
должна быть в 2 раза
меньше ширины лица