Ореховый спас: история праздника и традиции. Ореховый Спас: история и традиции праздника

Институт Русского Языка ЯСНА поздравляет всех тех, кто считает себя русским человеком с народным и церковным праздником, который является третьим в череде августовских СПАСОВ и часто так и называется. Другие его названия связаны с традициями, идущими из глубины веков. И о тех, и о других мы сегодня подробно поговорим.

Одно из названий этого праздника- СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ . Согласно церковному преданию, когда Иисус умыл лицо водой и вытер его полотенцем, на ткани отразился его лик, исцеливший впоследствии эдесского царя. Образ (лик Иисуса) хранился в сирийском городе Эдесса. После захвата города арабами византийский император Константин Багрянородный велел выкупить образ. Праздник установлен православной церковью в честь перенесения в 944г. из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Иисуса Христа. Слово «убрус» означает холст, полотенце. На Руси Нерукотворный Образ очень почитаем и помещался на знамёнах русских войск. А икона Нерукотворного Образа - одна из наиболее распространённых икон.

С этой легендой связаны и другие народные названия этого праздника – ПОЛОТНЯНЫЙ СПАС, СПАС НА ПОЛОТНЕ, СПАС НА ХОЛСТЕ . Традиционно именно к Третьему Спасу открывались в России ярмарки, на которых торговали полотном и холстами.

Полотном называлось раньше и называется сейчас не только гладкая и плотная ткань из однородных нитей простейшего переплетения, но и любой широкий кусок материи, например, полотно знамени ; а также дорожное полотно ; полотно конвейера ; дверное полотно ; холст для написания картин тоже называется живописным полотном .

Понятно, что такие разные, на первый взгляд, предметы называются полотном по аналогии с такими его характеристиками, как тонкий, плоский, плетёный и прочие. Слово ПОЛОТНО и его старо-русская форма ПЛАТ является родоначальником целого ряда однокоренных слов, а именно: платок, полотенце, платье, плащ, плащаница, (п)латать,(за)плат(к)а, пласт, пластина, полоса, плоский, плоскость, плющить, половина, пол, половик, плетёный, плед — всё это однокоренные слова русского языка, хотя правильнее сказать — слова одного ИЗВОДА , потому что раньше буквы и их сочетания, как мы выяснили, могли читаться и произноситься по-разному, как и сейчас во многих западно-европейских языках. Кстати, на этом примере хорошо проявляется свойственная именно русскому языку связь ВСЕГО СО ВСЕМ , чем многие другие языки, в частности западноевропейские, похвастаться не могут. Как не может этим похвастаться и латынь, из которой они якобы произошли, но это уже вопросы совсем другой темы, о которой мы ещё обязательно поговорим.

Но вернёмся к ТРЕТЬЕМУ СПАСУ , чаще всего его называли — ОРЕХОВЫЙ СПАС , потому что к этому времени поспевали орехи и начинался их сбор. А ещё считалось, что урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи: «Урожай на орехи - урожай хлеба на будущий год». Отсюда ещё одно название праздника ХЛЕБНЫЙ СПАС . Но об этом чуть позже.

Дело в том, что орех – это плод растений и кустарников отдельных видов. У ореха — своё строение: скорлупа и ядро. Именно оно являются съедобной частью ореха. Именно сердцевина ореха является целью, мишенью, яблочком , как в прямом, так и в переносном смысле.

Раньше говорили, да и сейчас будет правильным сказать — «Друг не испытанный, что орех не расколотый!» или «На-тка, раскуси орешек!» А расколоть-то орех бывает ой как не просто: «Этого орешка не раскусишь» , «Туги орешки Терешке», «Не по зубам ему эти орешки» . А коли он с делом не сладит, то «достанется ему на орехи» . С орехами в русском языке связано множество выражений, описывающих решение сложных задач –«щёлкать как орехи» , «расколоть орешек знаний» и другие. Этому есть своё важное объяснение, и об этом мы тоже в дальнейшем обязательно поговорим.

А сейчас вернёмся к упомянутому ранее ещё одному названию праздника — ХЛЕБНЫЙ СПАС . Накануне его отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. А на следующий день пекли хлеб из муки нового урожая: «Третий Спас хлеба припас», «Хорош Третий Спас - зимой будем квас».

Сейчас на просторах Интернета, да и в некоторых словарях, бытует мнение, что слово ХЛЕБ - немецкое! Но это абсолютно нелогично и вот почему. На территории Европы нет степей, а это естественное место произрастания зерновых, а вот в России их превеликое множество, вот и подумайте, где это слово могло возникнуть. Первый хлеб на Земле был жидкий и его пили, приХЛЁБывая, издавая при этом специфический звук, отсюда и пошло это слово. Поэтому, если ваши дети и внуки спросят вас о происхождении слова «хлеб» , пожалуйста, не торопитесь говорить о немецком или древнегреческом происхождении этого слова. Ещё надо тщательно разбираться, а откуда пошло, например, греческое название горшка для выпечки хлеба «клибанос» . Очень уж сильно оно похоже на то самое русское слово, от которого произошло слово ХЛЕБ .

Вот такой замечательный сегодня праздник, с огромным количеством смыслов и образов, заложенных в него нашими предками. Институт Русского Языка и дальше будет изучать наши традиции и значения слов и знакомить наших читателей с ними. В «День знаний», первого сентября, не пропустите нашу новую статью о школе и учениках, а 22 сентября поговорим с вами об осеннем равноденствии: одной из четырёх самых главных календарных точек года. И о ключевом для русской культуры феномене — так называемом Русском Опорном Кресте.

До скорых встреч!

С наилучшими пожеланиями,

29 августа отмечается Третий Спас, который ещё называют хлебным, ореховым, холщовым, Спасом на полотне. Православная церковь в этот день празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Иисуса Христа.

О Нерукотворном образе существует такое предание. Эдессой правил больной проказой царь Авгарь. Узнав о чудесах, творимых Спасителем, он решил обратиться к Нему за помощью. Правитель написал Иисусу письмо с просьбой приехать и вылечить его. Отнести письмо доверили живописцу Ананию, которого попросили изобразить лик Христа, если Господь не сможет лично прийти в Эдессу.

Придя в Иерусалим, живописец нашел Христа, окруженного людьми. Христос Сам подозвал Анания, который вручил Ему письмо и передал просьбу императора. Видя, что у живописца никак не получается нарисовать Его портрет, Спаситель попросил принести воды и убрус (полотенце). Иисус умыл лицо и отер его полотенцем, на котором отпечатался Божественный лик.

Анания перенес убрус в Эдессу и вручил Авгарю, который, вытерев им лицо, исцелился. Позже в Эдессу пришел апостол Фадей. Он крестил царя Авгаря и всю его семью, а также многих жителей города, уверовавших во Христа. Убрус был укреплен у входа в город. В 944 году святыню выкупил император Константин Багрянородный и перевез в Константинополь.

Ореховый Спас: традиции и обычаи праздника

К празднованию Третьего Спаса хозяйки начинали готовиться накануне. С вечера ставили опару, чтобы рано утром испечь каравай из муки нового урожая. Отсюда и другое название праздника – Хлебный Спас. Название «ореховый» появилось из-за того, что к этому времени поспевают орехи, которые на Руси считали символом богатства и благополучия. В старину верили, что если носить с собой орех – двойчатку или тройчатку (на одной веточке два или три ореха), ‒ то недостатка в деньгах никогда не придется испытывать. С 29 августа начинали собирать орехи и заготавливать их на зиму. Сбор мог длиться несколько дней. Богатый урожай ореха предвещал хороший урожай ржи в следующем году.

В честь Нерукотворного образа праздник ещё называли «Спасом на холсте», «Спасом на полотне», «холщовым Спасом». В селе Зеленые Горы (Нижегородская область) в этот день проводилась ярмарка, на которой торговали разными тканями. Отсюда и общеизвестная поговорка: «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продают ».

В народе Третий Спас считался полупраздником. Отмечали его в основном женщины. После этого дня начинали сеять озимый хлеб. В старину на поля своих мужей хозяйки провожали с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, а на них мешки с рожью, предназначенной для посева. Засевальщика на поле встречали ребята с пирогом и гречневой кашей. Потом эти угощения съедали всей семьей.

В этот день загадывали о сроках посева яровых. Для этого из трех колосков дожинного снопа брали зерна и закапывали их в поле в трёх разных местах. Затем примечали: «Если раньше и лучше зайдут зерна из первого колоса, то посев должен быть ранним, второго – средним, третьего – поздним».

Ещё на Третий Спас чистили целебные источники, святили новые колодцы, пили подземную воду, обходили кругами колодцы, как бы замыкая теплое время.

Приметы, суеверия и поговорки на Третий Спас

  1. Третий Спас хлеба припас.
  2. Третий Спас – всем праздникам праздник (урожай собран, можно накрыть богатый стол).
  3. Если к Третьему Спасу улетели журавли, то под будут морозы; если нет – зима будет поздняя.
  4. Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  5. Если на Третий Спас вода в водоёмах спокойная, то осень будет тихая, а зима без метелей.
  6. Змеи в этот день уходят в норы.

Видео: Третий Спас – хлебный, ореховый

(16/29 ав-гу-ста)

Тро-парь Пре-чи-сто-му Об-ра-зу

Мы по-кло-ня-ем-ся Пре-чи-сто-му Тво-е-му Об-ра-зу, о Бла-гой Хри-стос Бог наш, про-ся про-ще-ния гре-хов на-ших, ибо Ты бла-го-во-лил доб-ро-воль-но взой-ти пло-тью на крест, чтобы из-ба-вить со-здан-ных То-бою от вра-же-ско-го раб-ства. За это мы с бла-го-дар-но-стью вос-кли-ца-ем Те-бе: «Спа-си-тель наш, Ты, при-шед-ший спа-сти мир, всё ис-пол-нил с ра-до-стью!»

Хри-стос и Ав-гарь

Царь Авгар получает Нерукотворный
Образ от апостола Фаддея
(икона X в. из монастыря
Св. Екатерины у горы Синай)

Ле-то на ис-хо-де: на сле-ду-ю-щий день по-сле Успе-ния на-сту-па-ет по-след-ний из трех ав-гу-стов-ских «Спа-сов». В цер-ков-ном ка-лен-да-ре этот празд-ник на-зы-ва-ет-ся «Пе-ре-не-се-ние из Эдес-сы в Кон-стан-ти-но-поль Неру-ко-твор-но-го об-ра-за (Убру-са) Гос-по-да Иису-са Хри-ста (944 г.)» и име-ет ин-те-рес-ную предыс-то-рию.

Во вре-ме-на зем-ной жиз-ни Иису-са Хри-ста в се-вер-ной Ме-со-по-та-мии су-ще-ство-ва-ло го-су-дар-ство Ос-роэ на. Его сто-ли-цей был го-род Эдес-са, а ца-рем - Ав-гарь (Аб-гар) V Чер-ный (13-50 гг. н. э.). Узнав от сво-их по-слов в Иеру-са-ли-ме о чу-дес-ных де-я-ни-ях, со-вер-ша-е-мых там неким необык-но-вен-ным Че-ло-ве-ком, он буд-то бы на-пра-вил Ему пись-мо сле-ду-ю-ще-го со-дер-жа-ния.

«Ав-гарь Уха-ма, то-парх, - бла-го-му Спа-си-те-лю, объ-явив-ше-му-ся в пре-де-лах иеру-са-лим-ских, - здрав-ство-вать!

Слы-шал я о Те-бе и о Тво-их ис-це-ле-ни-ях, ко-то-рые без ле-карств и ко-ре-ньев То-бой со-вер-ша-ют-ся. Го-во-рят, что Ты сле-пых де-ла-ешь зря-чи-ми, хро-мых - хо-дя-чи-ми и про-ка-жен-ных очи-ща-ешь, и нечи-стых ду-хов и де-мо-нов Ты из-го-ня-ешь, и му-чи-мых дол-говре-мен-ной бо-лез-нью ис-це-ля-ешь, и мерт-вых вос-кре-ша-ешь. И всё это услы-шав о Те-бе, по-ло-жил в уме сво-ем (по-ду-мал) од-но из двух: или что Ты Бог и, со-шед-ши с неба, со-вер-ша-ешь та-кое, или Сын Бо-га, тво-ря-щий это. И по-это-му я счел нуж-ным про-сить Те-бя, чтобы Ты взял за труд прий-ти ко мне и бо-лезнь, ко-то-рая у ме-ня есть, ис-це-лить. Слы-шал так-же, что иудеи роп-щут на те-бя и хо-тят при-чи-нить Те-бе зло. Го-род же ма-лень-кий есть у ме-ня и пре-крас-ный, ко-то-рый до-ста-то-чен для обо-их».

Иисус Хри-стос, удо-сто-ив Ав-га-ря от-ве-та, на-пи-сал ему:

«Бла-жен ты, Ав-гарь, и го-род твой, ко-то-рый на-зы-ва-ет-ся Эдес-са. Бла-жен ты, что уве-ро-вал в Ме-ня, не уви-дев Ме-ня, по-это-му здо-ро-вье бу-дет те-бе обес-пе-че-но все-гда. О том же, что ты на-пи-сал Мне, чтобы Я при-шел к те-бе, от-ве-чу: Мне сле-ду-ет преж-де все-го ис-пол-нить то, для че-го Я сю-да по-слан. И по-сле ис-пол-не-ния Я бу-ду взят к по-слав-ше-му Ме-ня От-цу. Я по-шлю же те-бе од-но-го из уче-ни-ков Мо-их по име-ни Фад-дей, он же Фо-ма, ко-то-рый и бо-лезнь твою ис-це-лит, и жизнь веч-ную и мир те-бе обес-пе-чит и всем тем, кто с то-бой...» (Ра-зу-ме-ет-ся, эта пе-ре-пис-ка Ав-га-ря с Хри-стом недо-сто-вер-на, но от-ра-жа-ет факт ран-не-го при-ня-тия Эдес-сой хри-сти-ан-ства.)


Спас Нерукотворный. Новгородская
икона XII в., Государственная
Третьяковская галерея.

Со-глас-но од-ной из ле-генд, Ав-гарь не слиш-ком на-де-ясь уви-деть са-мо-го Хри-ста, дал по-ру-че-ние сво-е-му слу-ге и пись-мо-нос-цу Ана-нии при-вез-ти в Эдес-су хо-тя бы Его изо-бра-же-ние. При их встре-че, Иисус, про-чи-тав невы-ска-зан-ную еще прось-бу Ана-нии, омыл ли-цо и, отер-шись пла-том, от-пе-ча-тал на нем Свой лик. По-лу-чив порт-рет, Ав-гарь ис-це-лил-ся, по-сле че-го об-ра-тил-ся в хри-сти-ан-ство сам и кре-стил свой го-род. А Неру-ко-твор-ный об-раз, как ве-ли-чай-шая свя-ты-ня, был по-ме-щен в од-ном из за-лов цар-ско-го двор-ца. Позд-нее Осро-эна ста-ла рим-ской про-вин-ци-ей, а в VII сто-ле-тии бы-ла за-ня-та ара-ба-ми-му-суль-ма-на-ми.

Воз-ник-но-ве-ние же са-мо-го празд-ни-ка от-но-сит-ся к со-бы-ти-ям, слу-чив-шим-ся уже в X ве-ке, ко-гда Ви-зан-тий-ская им-пе-рия пы-та-лась вер-нуть по-те-рян-ные зем-ли на Во-сто-ке. От-во-е-вав несколь-ко го-ро-дов, ви-зан-тий-цы при-ну-ди-ли эми-ра Эдес-сы за-клю-чить с ни-ми мир и пе-ре-дать им дра-го-цен-ную ре-лик-вию, пе-ре-не-се-ние ко-то-рой и встре-ча в Кон-стан-ти-но-по-ле бы-ли весь-ма тор-же-ствен-ны-ми. Араб-ский ис-то-рик Яхья Ан-тио-хий-ский пи-сал:

«И был он (об-раз) до-став-лен ту-да в 15-й день ме-ся-ца Аба (ав-гу-ста). И вы-шли Сте-фан и его брат, пат-ри-арх Фе-о-фи-лакт, и Кон-стан-тин, сы-но-вья ца-ря Ро-ма-на, к «Зо-ло-тым во-ро-там», чтобы встре-чать об-раз. И шли пе-ред ним все са-нов-ни-ки го-су-дар-ства с мно-ги-ми све-ча-ми, и был он при-не-сен в ве-ли-кий со-бор Свя-той Со-фии и от-ту-да во дво-рец. И бы-ло это в 24-м го-ду сов-мест-но-го цар-ство-ва-ния стар-ца Ро-ма-на с Кон-стан-ти-ном, сы-ном Льва (т. е. в 944 г.)».

По-сколь-ку 15 ав-гу-ста (по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю) празд-ну-ет-ся Успе-ние Бо-го-ма-те-ри, то че-ство-ва-ние Неру-ко-твор-но-го об-ра-за ста-ло со-вер-шать-ся Гре-че-ской Цер-ко-вью на сле-ду-ю-щий день. Об-раз хра-нил-ся в сто-лич-ной церк-ви Бо-го-ро-ди-цы Фа-рос-ской, и о даль-ней-шей его судь-бе до-сто-вер-ных све-де-ний нет.

Хри-сти-ан-ская Русь за-им-ство-ва-ла этот празд-ник у гре-ков, при-чем с Неру-ко-твор-но-го об-ра-за ста-ли пи-сать не толь-ко по-ме-ща-е-мые в хра-мах ико-ны, но и вы-ши-вать его на во-ин-ских зна-мё-нах (вспом-ним стяг кня-зя Дмит-рия Дон-ско-го). В на-ро-де Тре-тий Спас на-зы-ва-ли «Спа-сом на хол-стах» или «Спа-сом на по-лотне», а так-же «хлеб-ным», по-то-му что пек-ли пи-ро-ги из но-во-го хле-ба. Дру-гое на-зва-ние, «оре-хо-вый Спас», от-ме-ча-ет со-зре-ва-ние в ле-су оре-хов. И ещё од-на пе-чаль-ная при-ме-та осе-ни - по-сло-ви-ца «Ла-сточ-ки от-ле-та-ют в три ра-за, в три Спа-са».

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Цит. по: Ме-щер-ская Е. Н . Ле-ген-да об Ав-га-ре - ран-не-хри-сти-ан-ский ли-те-ра-тур-ный па-мят-ник. М., 1984.

Ореховый Спас в 2018 году отмечается 29 августа. Это народно-христианский праздник, последний из трех Спасов. Он связан с почитанием полотна, на котором изображен образ Спасителя. Официальное церковное название праздника – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В народе этот день также называют Третьим или Хлебным Спасом.

История праздника

Третий Спас также называют Нерукотворным, или Спасом на Холсте, из-за чудесного события, которое произошло еще во времена жизни Спасителя. Когда сирийский правитель изнемогал от тяжелой болезни, он решил, что только Сын Божий сможет исцелить его. Несмотря на то, что ему никогда не доводилось видеть Христа в живую, он уверовал в него и написал ему письмо с просьбой об исцелении его недуга.

Поручив своему живописцу Ананию передать письмо, он приказал написать изображение Христа на холсте. Когда живописец прибыл в Палестину, он своими глазами увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Однако подойти к нему не смог, поэтому забрался на высокий камень и попытался нарисовать его портрет.

Когда Сын Божий заметил это, он подозвал к себе живописца, взял письмо и пообещал, что его ученик вскоре явится к правителю и подарит ему исцеление, а затем попросил передать ему воду и полотенце. Умыв лицо, он вытерся полотенцем, на котором внезапно проявился его Божественный лик. До прибытия ученика болезнь уже покинула правителя, а образ Иисуса Христа стал главной святыней сирийского города Эдесса.

Что означает Ореховый Спас для церкви

В церкви, разумеется, официально праздника с таким названием нет. Православные отмечают 29 августа праздник с другим названием - Перенесение в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Поэтому одно из названий для этого дня - Нерукотворный Спас.

Нерукотворный образ, согласно библейскому преданию, возник после того, как Иисус умылся и вытер лицо холщовым полотенцем. На этом полотенце навсегда отразился его святой лик, и оно стало одной из важнейших для всех христиан святынь.

Именно с этого изображения первые иконописцы писали облик Христа, на которое веками ориентируются все христиане и которое считается подлинной внешностью Спасителя.

Святыня является чудотворной. Согласно древнему преданию, этот облик Христа исцелил жителя города Эдесса от смертельного заболевания. Благодаря этому христианство быстро стало популярным среди всех жителей этого города.


Ореховый или хлебный Спас: что и как празднуем?

Наши предки жили по-особому, сельскохозяйственному календарю, поэтому так много церковных праздников совмещены с теми отголосками языческих традиций, которые существовали до прихода христианства. Хлебным Спас зовется не случайно, ведь именно в эти дни прекращались уборочные работы и работы по засеванию озимых. А название «ореховый» закрепилось из-за начала сбора урожая орехов, которые были ценным запасом на зиму, а также источником растительных масел.

29 августа известно еще и как праздник Нерукотворного Спаса, он же Спас на холсте или полотне. Именно в этот день много лет назад Нерукотворный образ Христа, получившийся после того, как Иисус умылся и вытер лицо полотном, был перенесен в Константинополь.

Что можно делать на третий Спас? В этот день традиционно освящали новые колодцы и все, что связано с водой. Ходили в баню париться с ореховыми вениками. Считалось, что сегодня крепость ореха таким способом переходит человеку.

Основное блюдо на столе - конечно, хлеб из муки нового урожая с орехами. Выпечка может быть любой, так как пост закончился, и можно использовать масло, яйца и другие скоромные ингредиенты. И, конечно, не возбраняется вино.

Святят в церквях орехи и хлеба, однако не запрещено святить овощи, яблоки, мед, мак. Только помни, что принося съестное в храм, ты предлагаешь его Богу прежде всего, а не подставляешь под брызги святой воды, чтобы снедь получила целебные свойства.

А еще в некоторых регионах нашей страны на третий Спас в церковь обязательно водят будущих школьников, благословляя их на начало учебы, ведь школа не за горами.

После третьего Спаса лето окончательно сдается в объятия осени. Птицы сбиваются в стаи и улетают в теплые края на зимовку. Существует примета, что если журавли улетают на ореховый Спас, то на Покрова будут уже заморозки.

05:16 Ar Ka 0 Comments

Ореховый, Хлебный или Третий Спас в августе 2018 года: народные обычаи и история праздника

Традиционно Третий Спас завершает череду летних православных праздников. Как и все церковные события, Ореховый Спас имеет богатую историю, а также удивительные традиции и обычаи, о которых вы сможете узнать из нашей статьи.

Третий Спас является последним из трех праздников, посвященных Спасителю. В народе это событие называли Хлебным или Ореховым Спасом, в связи с чем возникло множество интересных традиций. В 2018 году православные верующие смогут отметить Ореховый Спас уже 29 августа. Узнав о главных обычаях, вы сможете провести этот день правильно, не нарушив церковных законов. В данной статье эксперты расскажут вам об истории и традициях праздника.

История праздника

Третий Спас также называют Нерукотворным, или Спасом на Холсте, из-за чудесного события, которое произошло еще во времена жизни Спасителя. Когда сирийский правитель изнемогал от тяжелой болезни, он решил, что только Сын Божий сможет исцелить его. Несмотря на то, что ему никогда не доводилось видеть Христа вживую, он уверовал в него и написал ему письмо с просьбой об исцелении его недуга. Поручив своему живописцу Ананию передать письмо, он приказал написать изображение Христа на холсте. Когда живописец прибыл в Палестину, он своими глазами увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Однако подойти к нему не смог, поэтому забрался на высокий камень и попытался нарисовать его портрет. Когда Сын Божий заметил это, он подозвал к себе живописца, взял письмо и пообещал, что его ученик вскоре явится к правителю и подарит ему исцеление, а затем попросил передать ему воду и полотенце. Умыв лицо, он вытерся полотенцем, на котором внезапно проявился его Божественный лик. До прибытия ученика болезнь уже покинула правителя, а образ Иисуса Христа стал главной святыней сирийского города Эдесса.

Церковные и народные обычаи

Ореховый Спас — праздник, который за многие годы существования вобрал в себя множество церковных и народных традиций. Узнав о них, вы сможете провести этот день весело и с пользой.

По традиции с этого дня разрешалось есть орехи свежего урожая, а также освящать их в церкви. Считалось, что, съев хотя бы один освященный орешек, можно обеспечить себя крепким здоровьем на весь год.

В 2018 году Успенский пост закончится за день до наступления Хлебного Спаса — 28 августа. Это значит, что после долгого воздержания в сам праздник вы сможете порадовать себя и своих близких блюдами из мяса, рыбы, а также выпечкой с любыми начинками.

На Руси Третий Спас считался днем открытия ярмарок. Однако посетить ярмарку, ничего не купив, было нельзя. Обязательно следовало что-нибудь приобрести, чтобы весь год не испытывать недостатка в деньгах.