Оптимизация речевых процессов во взаимодействии с другими психическими процессами. Взаимодействие с другими людьми

Люди – загадочные существа. Они не идут в комплекте с инструкцией, и с ними гораздо больше проблем, чем с новой версией Windows. Никогда не знаешь, чего от них ожидать! Если у вас есть проблемы в общении с людьми, знакомыми и незнакомыми, wikiHow подстрахует вас. Начните с Шага 1, чтобы добраться до счастливого общения без препятствий.

Шаги

Часть 1

Устранение препятствий

    Определитесь с причинами своей нерешительности. Почему вы не находите с людьми общий язык? Может быть, вы общаетесь с людьми, но чувствуете, что делаете это неправильно? Если вы способны идентифицировать проблему, ее осознание поможет вам справиться с этим. А пока попробуйте следующие советы.

    Боритесь с боязнью общения. Для многих людей общения является стрессовой ситуацией. Если вы боитесь говорить с людьми, вам нужно для начала справиться с ощущением тревожности.

    Верьте в себя. Если вы боитесь, что ваша попытка завести друзей закончиться провалом, или что вы будете доставлять людям одни неприятности, вам будет сложно общаться с окружающими. Поверьте в себя и вы увидите, что общение становится для вас все более простым занятием.

    Поднимайте самооценку. Если вы тратите время на размышления по поводу того, что никто не захочет с вами разговаривать, потому что все вокруг намного лучше вас, вы упустите прекрасный мир общения! Потратьте время на понимание того, какой прекрасный человек, и вы по-другому посмотрите на мир.

    Будьте уверены. Недостаток уверенности в себе усложняет общение с людьми, зачастую, потому что окружающие замечают вашу неуверенность, и начинают нервничать. Развивайте уверенность в себе или хотя бы научитесь притворяться уверенным, чтобы нравится окружающим.

  1. Практикуйтесь. Как и любое другое умение (взаимодействие в социуме – это тоже умение), вы сможете усовершенствовать его с помощью практики. Практикуйте свои социальные навыки как можно чаще. Можно начать с общения в кругу семьи или даже с незнакомыми людьми, к примеру, продавцами или банковскими служащими.

    Часть 2

    Начало разговора

    Часть 3

    Воспользуйтесь своим шансом

    Часть 4

    Эффективное взаимодействие
    • "Трижды сказанное всегда является правдой." Нельзя трижды проявить ложные эмоции, если вы ничего не ощутили. Улыбайтесь людям, даже если у вас выдался плохой день. Вначале улыбка будет казаться натянутой, но совсем скоро вы поймете, что вы чувствуете себя лучше. С другой стороны, не стоит проявлять гнев или грусть, если вы не испытываете этих эмоций. Оставайтесь подальше от притворных негативных эмоций. Вы получите порцию сочувствия или запугивания, а оно того не стоит.
    • От природы люди достаточно добродушные существа. Вы воспринимаем эмоции окружающих посредством речи и позы человека. Все, что нас окружает, влияет на наше настроение, а вы, в свою очередь, влияете на настроение окружающих людей. Постарайтесь, чтобы улыбка вошла в привычку. Вставайте с постели в бодром настроении, вместо того, чтобы шаркать ногами и вздыхать. Наслаждайтесь окружающей обстановкой. Даже если она знакома вам до боли, всегда найдется то, что удивит вас и принесет удовольствие от созерцания.

    Предупреждения

    • Не перегибайте палку. Небольшие фрагменты позитивного общения и восприятия людьми ваших слов – это прекрасно. Если вы неожиданно пытаетесь втянуть незнакомого человека в разговор, это выглядит неуклюже, нервно и неловко. Границы дозволенного заложены на уровне инстинктов – не переступайте их.
    • Всегда будьте готовы к элегантному уходу. Даже разговор с самыми лучшими намерениями может быть испорчен окружающими людьми.

Кто такой психолог в современном обществе? Что такое наука психология в представлении современных людей? - Два вопроса, на которые я не отвечу, но буду стремиться к этому.

Эти вопросы могут и не возникать у физиков, химиков, программистов. Тем не менее, на первом курсе университета, в моей голове появились сомнения о серьёзности и целесообразности психологии как направления познания и как профессии. История возникновения различных учений говорит о том, что они конфликтовали и вытесняли друг друга (хотя и не до конца). От античных философов до наших дней. Материализм Демокрита, Мир идей Платона, Ассоцианизм, Психоанализ, Аналитическая психология, Бихевиоризм, Гештальтпсихология, Деятельностный подход и много-много других европейских и советских направлений мысли на объект изучения.

А есть ли объект изучения у психологии, и действительно ли он объективен? Говорят, что психология как наука сейчас теряет объект изучения. И когда это говорят авторитетные люди, то возникает сомнение: "Правильно ли я делаю, что начинаю это изучать?". Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII веков; чаще всего авторство признают за немец­ким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово производно от древнегреческих «psyche » {душа) и « logos» {учение, знание, наука). В научно-философский (а не бого­словский) язык его впервые ввел немецкий ученый Хрис­тиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод - «наука о душе». Однако никакое абсолютно полное знание о душе (как, впрочем, и о других объектах) принципиально невозмож­но - возможно лишь движение к этому знанию; между тем душа, которую - в отличие от объектов и явлений приро­ды - невозможно непосредственно увидеть, пощупать, измерить, оказывается особо сложным объектом для изу­чения. - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог"). Для человека с первым образованием программиста (и не только для него), который живёт в технократическом мире, такие размытости являются причиной для стресса.

Тем не менее, умение сомневаться, - это лучшее, что может дать ВУЗ. Как отмечал отечественный педагог С. И. Гессен, "Задача высшего образования «заключается не в том, чтобы сделать человека умнее..., но в том, чтобы сде­лать его ум культурнее, облагородить его прививкой ему ме­тода научного знания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению". Вспоминается девиз Новосибирского Государственного Университета "Мы не сделаем Вас умнее, мы научим Вас думать" . Я сейчас читаю книгу Юрия Германа "Дело, которому ты служишь", в которой есть показательные примеры из 30х годов XX века о стремлении молодого парня Володи Устименко узнать первопричины всех явлений и разрушение определённости со стороны преподавателей университета: Этот толстый человек учил сомнениям, он заранее хотел избавить институт от аккуратных пятерочников-зубрил, от маменькиных дочек, от скучающих молодых людей, еще не определивших свои способности. Он учил вечным поискам, намекал на то, что никакие справочники врача, учебники и добротно записанные лекции не помогут будущим «Эскулаповым детям», как любил он выражаться, если они не будут непрестанно искать сами. Кстати, интересно, что так называемые "приспособленцы" реагируют на неопределённость очень остро, вплоть до отрицания авторитета и нужности преподавателя (из той же книги).

Вернемся к психологии и продолжим цитату: Между тем душа оказывается особо сложным объектом для изу­чения, настолько, что, как говорят, Альберт Эйнштейн, познакомившись и поговорив с великим швейцарским психологом Жаном Пиаже, воскликнул: «Насколько про­сто то, чем занимаюсь я, по сравнению с тем, чем занимае­тесь Вы!». По иным версиям, его слова звучали так: «Теоре­тическая физика - это детская игра по сравнению с тайнами детской игры!». Другой вариант: «Господи, насколько психология сложнее физики!». - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог"). И эта история сразу успокаивает и наставляет на работу, ведь сложное - значит существующее.

Я уже упомянул такие подходы, как психоанализ и вытекающие из него направления психологической мысли. Так вот, интересно, что у нас в стране учение Зигмунда Фрейда возникало (становилось популярным) в "два горба" - в 20х годах XX века и в 2000-х. Может быть это связано с революциями-перестройками? Ведь это учение редукционно, т. е. стремится объяснить деятельность человека и его психику через две энергии: сексуальная и разрушающая, которые таятся в бессознательном и воюют с супер-эго. Проще говоря, всё поведение человека сводится к одному. Упрощал всё и классический бихевиоризм (англ. behaviour - поведение). В период социальных потрясений, какими являлись эти две перестройки государства, уровень образования у населения должен был падать, а уровень стресса расти по причине возникновения большого количества неопределённостей. На этом фоне могла появиться всеобщая страсть к упрощению действительности. Это моя гипотеза, ничего личного к Зигмунду Фрейду.

В 1964 г. в США состоялась первая конференция по гу­манистической психологии. Ее участники пришли к выво­ду, что бихевиоризм и психоанализ (они были обозначены как две главные на тот момент «психологические силы») не видели в человеке того, что составляет его сущность именно как человека. Гума­нистическая психология обозначила себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Прежде всего, гуманистическая психология подчерки­вает, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к по­кою и определенности, то есть равновесному состоянию, но и к нарушению равновесия: человек ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и по­нять человека именно как человека можно, лишь приняв во внимание его «высшие взлеты», высшие творческие до­стижения. Индивидуальность в гуманистической психологии рас­сматривается как интегративное целое, в противовес бихе­виоризму, ориентированному на анализ отдельных собы­тий. В гуманистической психологии подчеркивается нере­левантность (непригодность) исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихеви­оризму. В отличие от классического психоанализа, гуманисти­ческая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения. - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог").

Получается, что наука психология и общественные процессы как-то связаны между собой. Конечно, очевидно, что на формирование сферы знаний влияет культурно-исторический контекст, но ведь и обратное влияние существует. Мне сразу вспоминается история, как после тренинга по повышению эффективности, руководитель поставил громкий звуковой сигнал (стресс для работников), который включался, когда кто-то халтурил. Чувствуется влияние классического бихевиоризма и учения о формировании условных рефлексов. Возьмём ситуацию до и после тренинга. У руководителя изменилось понимание своих подчинённых. Как следствие, поменялись условия труда. У рабочих захотели сформировать условный рефлекс, как в экспериментах с собаками. А причиной послужило авторитетное мнение тренера, к которому прислушался руководитель предприятия. И хотя, я не думаю, что тренер был представителем науки, всё же это хороший пример, когда отсутствие знаний о человеке порождает доверчивость к авторитетам и слепое следование их советам.

Так кто же такой психолог в современном обществе? Что такое наука психология в представлении современных людей?

Может быть Психолог, - человек, «видящий людей насквозь», или Психолог - мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия - указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями? Наверное это мифы, но мифы рабочие и живущие в головах у людей непосвящённых. Однако многое он действительно может видеть лучше, чем большая часть тех, кто психоло­гией не занимается - поскольку психолог специально об этом размышляет, это исследует и с этим работает; о чем-то может лучше рассказать - поскольку «знает психо­логические слова», с помощью которых можно обозначить те или иные события, относящиеся к миру психических явлений. - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог"). Всё это говорит об особом авторитете психолога и особой ответственности. Поддержание хорошей физической формы делает психолога более работоспособным и устой­чивым к различным стрессовым ситуациям, которых в профессиональной деятельности немало. Кроме того, психолог, хочет он того или нет, часто выступает для тех, с кем работает, некоторой «моделью оптимального челове­ка»; на него ориентируются; стало быть, он должен чувст­вовать ответственность и в этом плане. - (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций).

Каждый из нас учится понимать других людей, с самого рождения. Мы подражаем, запоминаем, выводим закономерности. Некоторые достигают в этом больших успехов. Чем отличается житейский опыт от профессиональных знаний? У Юлии Борисовны Гиппенрейтер есть хорошие примеры: 1) Психолог-профессионал поддерживает связь со сво­ими коллегами, а также - с бывшими сокурсниками, пре­подавателями, со смежными специалистами и т. п. Все это позволяет специалисту постоянно быть в курсе событий (своевременно узнавать о новинках психологии), обмени­ваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные кон­такты, наконец, просто получать морально-эмоциональ­ную и содержательную профессиональную поддержку и помощь в случае каких-то неудач и трудностей. Естествен­но, всего этого лишен психолог-«любитель». 2) Особый профессиональный такт и следование профес­сионально-этическим нормам у психолога-профессионала. «Любитель» часто бывает невоспитан, в разговоре пе­ребивает другого человека и, главное, лишает его права са­мостоятельно решать свои проблемы (главный лозунг «эффективного» «любителя» - «Будь спокоен! Положись на меня!»... «Но и не мешай, не перечь мне!»...). Задача же хорошего психолога - создать условия для самостоятель­ного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале - научить его вообще обходиться без психолога, как бы парадоксально это ни казалось... Именно в этом проявляется настоящее уважение к личности клиента, основанное на вере в его собственные возможности быть субъектом решения своих проблем.

Возникает гипотеза, что хороший психолог - это человек, которого в итоге нет. Заметьте, только в итоге, к которому ещё нужно придти. Обладая разносторонними знаниями и подходами он выбирает оптимальный путь для решения задачи. Быть может, самое страшное для психолога - превра­титься в узкого специалиста, способного лишь проводить отдельные «методики» или умеющего читать лишь конк­ретные «курсы» и «спецкурсы», но не понимающего, что происходит в окружающем мире... Известный американ­ский социолог Р. Миллс писал о том, что именно общественные проблемы часто лежат в основе личных забот и трудностей многих людей, поэтому «...задача либеральных институтов, как и задача широкообразованных людей, за­ключается в том, чтобы постоянно превращать личные не­взгоды людей в общественные проблемы и рассматривать общественные проблемы под углом зрения их значимости для жизни индивидуума» (Миллс, 1959).

Есть, однако, ещё несколько существенных различий между житейским и профессиональным опытом. В житейском опыте мы опираемся преимущественно на эмпирические обобщения, то есть на обобщения, основанные на непо­средственно наблюдаемых или переживаемых свойствах предметов и явлений, тогда как наука ориентирована на теоретические обобщения, опирающиеся на скрытые суще­ственные свойства, выходящие за рамки непосредствен­ного наблюдения и требующие введения некоторых до­полнительных принципов (тех самых гипотез обобщаю­щего характера, о которых мы говорили). Несколько огрубляя ситуацию, можно привести такой пример: кит и акула для нас ближе, чем кит и дикобраз, хотя в зоологической систе­матике, основанной не на внешних признаках (форма тела, наличие плавников) или общности среды обитания, а на теории происхождения видов, это не так. - (Вачков И.В. "Введение в профессию Психолог"). Можно заметить, что существует тенденция к увеличению дистанции между психологами-любителями и психологами-профессионалами. Психолог-любитель будет стремиться к центрированию ситуации на себя, а психолог-профессионал будет стремиться к центрирированию ситуации вне себя. Первый будет основывать свои действия на собственном опыте, второй будет пытаться синтезировать собственный опыт с имеющимися научными знаниями.

Справедливости ради, стоит отметить, что психологи делятся на исследователей и практиков. На людей, получающих и систематизирующих научные знания, и тех, кто применяет эти знания в практических областях соответственно. На мой взгляд, наиболее удачно психология может использоваться на стыке разных дисциплин: психология-журналистика, психология-программирование, психология-медицина, психология-юриспруденция, психология-организация, психология-маркетинг и т.д. Вспоминая книгу Анатолия Константиновича Сухотина - "Парадоксы науки" , хочется выделить, что многие полезные открытия действительно были сделаны специалистами, которые находились на пересечении разных дисциплин. Новое появляется ныне обычно в пограничных районах на стыке проблем и направлений. Сплошь и рядом трудно определить, где кончается одна отрасль и начинается другая. Так, И. Кеплер проявил качества врача, когда в 1611 году создал целое учение о диоптике глаза. Это мудреное медицинское название (оно происходит от греческих слов "диа" - "сквозь" и "оптоман" - "смотрю") означает не что иное, как науку о близорукости, точнее, о причинах близорукости. И. Кеплер установил, что четкое изображение увиденного - заслуга сетчатки глаза. Но это лишь в том случае, если световые лучи, проходя хрусталик и преломляясь в нем, пересекутся как раз на сетчатке. Если же хрусталик остается в сильно выпуклом состоянии, фокус окажется чуть впереди. Тогда изображение получается расплывчатым. Добавим, что в случае дальнозоркости хрусталик, наоборот, слишком растянут и фокус оказывается позади сетчатки. Определенно в разработке причин близорукости И. Кеплером решающую роль сыграло именно то, что он - астроном-наблюдатель - хорошо знал устройство телескопа. Очевидно, аналогия глаза с оптической системой и навела ученого на мысль объяснить нарушение зрения подобным образом. Ещё одним хорошим примером считаю современное проектирования интерфейсов для сайтов, так называемое юзабилити, которое трансформировалось из инженерной психологии. Был государственный заказ на изучение взаимодействия человек-машина или человек-машина-человек, в результате которого было наработано большое количество научного и практического знания. Позже эти знания начали появляться в гражданских сферах деятельности, и, в том числе, почти спустя век, в проектировании интерфейсов для сайтов.

Заканчивая данную публикацию я хотел бы подчеркнуть, что психология выделилась из философии, но не разорвала с ней отношений. А первая экспериментальная лаборатория в Лейпциге была открыта физиологом, что означает её родство с естественными науками. Современный социум накладывает большой отпечаток на понимание и развитие самой профессии психолога, а роль психологов в формировании понимания человека и социума для меня остаётся загадкой. Нужно изучать жизнь отчественных и зарубежных психологов, чтобы сопоставлять социальные явления с конкретными позициями специалистов. Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) сказал: «У психологии краткая история, но долгое прошлое».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Механич. форма В. представляет собой не всеобщий, а лишь частный универсальной формы В. как бесконечной цепи причинно-следств. отношений.

Характеристика В. как взаимного изменения сторон системы, при к-ром движение приобретает "круговой" характер, относится и к любой конкретной системе взаимодействующих явлений. Такая конкретная также выступает в качестве "причины самой себя", т.е. заключает внутри себя источник своего собственного движения. Понимаемая так причина совпадает с внутр. противоречием данной конкретной системы.

В. всегда носит конкретный характер в том смысле, что есть всегда отношение сторон определ. целостной системы, напр. солнечной системы, растительного, животного царств, человеч. общества, определ. общественно-экономич. формации. Содержание В. обусловлено природой составляющих его моментов, взаимное изменение к-рых и выступает как движение данной системы. Примерами такого диалектич. В. может служить любая конкретная система, напр. живые организмы. Живые организмы преломляют воздействия внешней среды через специфич. организацию своего тела и взаимоотношения особей данного вида. Ярким примером самосохраняющейся, самовоспроизво-дящейся и самодвижущейся системы взаимодействующих явлений может служить человеч. общество в его развитии, основанном на специфич. социальных закономерностях.

В. есть процесс, внутр. единство к-рого осуществляется в непрерывном изменении его элементов, сторон. Воспроизведение явления на основе В. его собств. элементов и выступает как его развитие (саморазвитие). В саморазвивающейся системе причина ее существования в конечном счете оказывается ее же собств. следствием. Цепь причин и действий замыкается здесь уже не только на "кольцо", но и на "спираль". Образцом такой формы В. является система В. экономич. явлений, научно воспроизведенная в "Капитале" Маркса.

В аналогичном отношении В. находятся между собой и практика человека. Теория есть не только следствие практики. Возникая на основе практики и получая в ней активный своего развития, теория оказывает обратное воздействие на практику.

В. выражается, напр., в отношениях наемных рабочих и капиталистов внутри товарно-капиталистич. отношений произ-ва. Капитал есть столько же следствие существования наемного труда, сколько и причина его данного, конкретно-историч. существования.

При всей зависимости сторон В. диалектика обязывает всегда иметь в виду, что одна из сторон этого В. является ведущей. Такой ведущей стороной является та, с которой начинается каждый новый круг развития. Так, например, в отношении В. теории и практики ведущей стороной выступает практика.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1–3, М., 1955; его же, К критике политической экономии, М., 1953; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Гегель Г., Наука логики, Соч., т. 5, М., 1937.

Э. Ильенков, Г. Давыдова, В. Лекторский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - философская категория, отражающая процессы взаимодействия различных объектов друг с другом, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявляться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности, структуры. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определенные типы взаимодействия структурных элементов.

Взаимодействие определяет отношение причины и следствия. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие противоположностей, являются самыми глубокими источниками, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов.

Современное естествознание показало, что всякое взаимодействие связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации. Познание вещей означает познание их взаимодействия и само является результатом взаимодействия субъекта и объекта.

А. Г. Спиркин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" в других словарях:

    Взаимодействие … Орфографический словарь-справочник

    В физике, воздействие тел или ч ц друг на друга, приводящее к изменению состояния их движения. В механике Ньютона взаимное действие тел друг на друга количественно характеризуется силой. Более общей хар кой В. явл. потенц. энергия. Первоначально… … Физическая энциклопедия

    взаимодействие - (в психологии) процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В. выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Особенностью … Большая психологическая энциклопедия

    взаимодействие - Термин "взаимодействие" используется для обозначения взаимодействий между сетями, между оконечными системами или между их частями с целью обеспечения функциональной единицы, способной поддерживать связь от окончания до окончания.… … Справочник технического переводчика

    Философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную… … Большой Энциклопедический словарь

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, взаимодействия, ср. (книжн.). Взаимная связь; взаимная обусловленность. Взаимодействие общественных явлений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Связь, согласование, сольватация, аллелопатия. Ant. несогласованность Словарь русских синонимов. взаимодействие сущ., кол во синонимов: 5 аллелопатия (1) … Словарь синонимов

    Действия, согласованные по задачам (объектам), направлениям, рубежам (районам) и времени между частями различных видов ВС (родов войск, сил флота, специальных войск) в интересах достижения общей цели боя, операции. Один из принципов военного… … Морской словарь

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, я, ср. 1. Взаимная связь явлений. В. спроса и предложения. 2. Взаимная поддержка. В. войск (согласованные действия войск при выполнении боевой задачи). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Прежде чем заняться выявлением роли запаха тела во взаимодействии с другими людьми, разумно задаться вопросом, какие запахи воспринимаются на других приятными, а какие - нет.

Приятным запахом тела респонденты считают субъективно ненавязчивый парфюмерный запах. При этом, субъективная оценка ненавязчивости запаха связывается не только с дозировкой нанесения парфюма, чувствительностью к запахам, но и личными предпочтениями того, кто этот запах ощущает. Другими словами, если запах нравится респонденту, повышенная (в разумных пределах) интенсивность его нанесения не вызывает раздражения и сохраняет приятное впечатление от запаха.

«Для меня, как правило, парфюмерный запах, все-таки приятный. Понятно, что он мне может нравиться или не нравиться, но если это легкий флер, то я вполне могу счесть его приятным. Намного хуже, когда от человека грязным и вспотевшим телом пахнет» (Респондент №16, 51 год, есть партнер).

Кроме того, описывая приятные телесные запахи, некоторые респонденты ссылаются не только на абстрактный естественный и парфюмерный ароматы, но и на запах конкретного значимого человека. Женщины, которые находятся в романтических отношениях, упоминают естественный запах тела своего мужчины. В данном контексте, спонтанное упоминание запаха именно своего партнера, а не другого значимого человека (мамы, отца, подруги) можно объяснить, как устойчивой моральной оценкой запаха любимого («хорошего» по Синотту) человека, так и важностью принятия запаха человека, взаимодействие с которым носит более интимный, плотный и близкий характер. Стоит отметить, что спонтанно упоминается именно приятный запах тела своего мужчины, в то время как присвоение мужчине «нейтрального» запаха встречается в результате постановки целенаправленного вопроса о запахе тела партнера.

«Мне очень нравится запах моего мужа. Я еще с самого начала для себя это отметила, для меня это было очень важно. Ведь мы же с ним всегда вместе, терпеть неприятный запах я бы не смогла. Плюс, есть же мнение, что мы выбираем себе партнера по запаху. Мне кажется, оно верно» (Респондент №6, 32 года, есть партнер).

Запах чистого тела воспринимается респондентами как нейтральный, достаточный для комфортной коммуникации с другим человеком. В данной ситуации речь идет скорее об отсутствии запаха тела, нежели запахе «чистоты», который в явном виде расценивается как парфюмерный.

К неприятным запахам респонденты относят сильный естественный запах тела. В первую очередь, его связывают с несоблюдением гигиены - «грязным» телесным запахом, появившимся вследствие нерегулярного мытья, неиспользования дезодорирующих средств, носки грязной одежды. Во вторую очередь, сильный естественный запах тела связывают с процессом старения, болезнями и иногда привычками (употребление алкоголя, сигарет, чеснока, лука). Иногда неприятным может оказаться запах тела или одежды, пропитанный неприятным запахом «чужого» дома (запах прокуренного помещения, затхлый запах, запах еды и прочее). Кроме того, неприятный запах тела ассоциируется с субъективно «тяжелым» парфюмерным запахом. Опять же, восприятие запаха парфюма как тяжелого или резкого обусловливается не только его дозировкой, восприимчивостью к запахам, но также личными ароматическими предпочтениями человека, который его ощущает. К примеру, парфюм Angel от Thierry Mugler, признанный одним из самых «громких парфюмов», был щедро нанесен во время интервью на интервьюера, и респондент оценил его как ненавязчивый в связи с возникшей личной симпатией к запаху. Тем не менее, стоит отметить, что парфюмерный запах, каким бы он ни был, воспринимается респондентами более позитивно, нежели запах грязного тела. Кроме того, респонденты более чувствительны к неприятным запахам, нежели приятным.

«Ну если от человека пахнет потом или грязной одеждой, то я подумаю, что он либо неряха, либо несчастный человек, потому что он может просто этого не слышать или за ним некому ухаживать. Часто пахнет от одежды - я понимаю, что в таких условиях живет, понимаю, что в семье происходит как-то так... Ну вот, например, люди, которые курят. Или бывает старческой какой-то такой одеждой пахнет неприятно - это значит дома как-то так» (Респондент №8, 47 лет, нет партнера).

Рис. 2. Континуум степени «приятности» запаха тела

Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что «человек может стать самим собой... через свою практическую деятельность, общение».


Человек... осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру...

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таки же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии... Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного...

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т. п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде...

Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

(А.Г. СпаркинД. Сорос )

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) предприниматель основал фонд помощи больным детям и реализует свою потребность в гражданской активности, проявлении милосердия;

2) общение с психологом помогло человеку преодолеть тяжёлые жизненные обстоятельства;

3) после производственной практики студент понял, что правильно выбрал профессию.

Могут быть приведены другие примеры