Обучение английскому языку во сне. Можно ли выучить биологию во сне? Возможно ли выучить во сне

Как учиться во сне? Многих наверняка интересовало, можно ли сэкономить время и силы путем обучения во время сна.

Метод обучения во сне в науке известен под названием «гипнопедия». В переводе с греческого «гипнос» обозначает «сон», а «педия» - обучение. Подобный способ учебы практиковался еще древними индийцами. В те времена буддийские монахи таким образом обучали священным текстам, нашептывая их спящим ученикам. В настоящее время известно применение гипнопедии для военно-морских офицеров США: им на ночь через наушники начитывались телеграфные коды. Это известный случай, получивший одобрение на государственном уровне.

Конечно, любой студент был бы рад, не прикладывая особенных усилий, за 5 минут освоить трудную дисциплину. Возможно ли это?

Человеческий мозг до сих пор до конца не изучен, и его возможности покрыты тайной. Главное предназначение этого важнейшего физиологического органа - фиксировать, хранить и предоставлять в случае необходимости различную информацию.

Наше подсознание способно запоминать все, что мы когда-либо узнали или увидели, даже если человек об этом не догадывается. Нам кажется, что мы уже давно позабыли то или иное событие, но оно никуда не девается из подсознания.

Наше подсознание способно усваивать информацию, даже если мы об этом не догадываемся.

При засыпании происходит следующее:

  • расслабляется мышечная структура, тело отдыхает;
  • мозг продолжает функционирование в спокойном режиме, передавая команды нашим органам и обеспечивая физиологические процессы жизнедеятельности;
  • подсознание, наоборот, просыпается, в связи с чем человек становится особенно восприимчивым.

Таким образом наша память способна даже при отдыхе тела во время сна фиксировать информацию, поступающую извне. Вопрос только в том, как ее извлечь из нашего подсознания.

Научными исследованиями установлено, что существуют три стадии активности мозговой деятельности в процессе сна:

Человек способен запоминать поступающую информацию только на начальной стадии, то есть в процессе засыпания и неглубокого сна. Именно поэтому гипнопедия возможна лишь в кратковременный период засыпания, примерно около двадцати минут, и не может продолжаться длительное время. При глубоком засыпании человек абсолютно не восприимчив к поступающим извне раздражителям.

Если верить соннику, сновидения способны нести различную информацию. Но на самом деле, это лишь реакция организма на обработку полученных за день впечатлений.

Стадия поверхностного сна (альфа-ритм) - это состояние, когда наше подсознание максимально восприимчиво к обработке получаемых данных. При этом осуществляется взаимодействие между полушариями мозга, способствующее развитию творческих способностей, регуляции психоэмоционального состояния человека, нормализации гормонального фона и аутоиммунной системы.

Учеными установлено, что при засыпании стимулирование мозга с целью закрепления полученной информации наиболее эффективно.

Учение во сне позволяет овладеть многими науками. Нет смысла перечислять все области знаний, доступные при данном методе. Главный принцип - не стоит учить во сне те предметы, которые достаточно эффективно усваиваются в дневное время.


Чаще всего таким образом можно изучать дисциплины, наиболее тяжело поддающиеся обучению, но в то же время требующие быстрого восприятия. К ним относятся иностранные языки, компьютерные технологии, игра на музыкальных инструментах, запоминание различных данных.

Учение в процессе сна можно сравнить с гипнозом - и то, и другое вызывается внушением. Но, в отличие от гипноза, он характеризуется более слабым уровнем воздействия. Лучшему запоминанию способствует спокойное и уравновешенное эмоциональное состояние. В этом случае человек максимально концентрируется для усваивания получаемой во сне информации.

Эффективность «сонных» тренингов значительно возрастает, если:

  • обучаемый максимально заинтересован в процессе;
  • получаемая при этом информация не выводит из уравновешенного состояния;
  • студента не тревожат никаким образом;
  • мышечная структура не напряжена;
  • стороннее воздействие - звуки, запахи и прочее - минимальны или полностью исключены.

Очень важно, чтобы человек верил в то, что обучение во сне принесет результат. Также большое значение имеет степень достигнутой релаксации мышц. Эта способность тренируется. Напрягите руку или ногу настолько сильно, насколько сможете. Удержав усилие некоторое время, внезапно расслабьте. Вы сможете уловить и зафиксировать это ощущение максимальной расслабленности, которое следует вызывать всякий раз при засыпании в процессе гипнопедии.

Перед сеансом следует лечь на удобное ложе. Оно не должно быть чрезмерно мягким или наоборот - слишком твердым. Необходимо расслабиться и постараться заснуть. Обучающая запись включается спустя полчаса. Громкость не должна быть слишком большой. Возможно чтение вслух педагогом негромким голосом.

Некоторые исследователи отмечали повышенные результаты, если подача материала сопровождалась негромкой спокойной музыкой.

Хотя феномен гипнопедии был подвержен длительным и разносторонним исследованиям, до настоящего времени полностью не доказана его эффективность.

Известный ученый А. Потапов рассказывал, что около полугода изучал английский язык, используя данную методику. Он отметил, что в итоге чтение текстов стало намного легче, но на всем продолжении подобных сеансов страдал от кошмарных сновидений. Некоторые исследователи всерьез опасаются, что гипнопедия может представлять серьезную угрозу для здоровья.

Но нельзя не учитывать положительную динамику многих обучающихся. Например, некоторые студенты первых курсов высших технических учебных заведений, которые учились иностранным языкам посредством гипнопедии, наряду с традиционным способом, обладали вдвое большим словарным запасом, нежели обычные обучающиеся.


В то же время отмечаются противоречивые результаты различных проведенных исследований в этой области. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что применение гипнопедии наиболее эффективно как дополнение к традиционным методам. Для того чтобы добиться ощутимого результата, требуется проводить сеансы на протяжении длительного временного периода, повторяя многократно один и тот же материал.

Если мы учим какую-либо новую дисциплину, добиться результатов, применяя лишь метод «сонного образования», невозможно.

Но гипнопедия позволяет обеспечить:

  • повышение эффективности дневного обучения;
  • улучшение запоминаемости пройденного днем материала;
  • тренировку памяти.

Но некоторые сомнологи уверены, что человек должен отдыхать во сне, и подобное образование способно вызвать лишь перегрузку мозга. Поэтому свое право на жизнь данной методике еще предстоит доказать.

Обучение во время сна является очень удобным и неэнергозатратным процессом. Мозг воспринимает и записывает информацию на подкорку, пока ваше тело отдыхает. Но эффективность гипнопедии не подтверждена. Нельзя быть уверенным, что испытуемые на многочисленных экспериментах не просыпались ночью и не прослушивали материал бодрствуя.

Человеческий мозг является наименее изученным органом. Он отвечает за множество функций происходящих в организме, а также запоминает, воспроизводит, хранит и обрабатывает полученную информацию.

Всё, что мы на данный момент помним, является лишь небольшой частью от общего объёма информации. Поэтому во время стресса или сна человек может неожиданно вспомнить лица, события, фразы. Благодаря защитным функциям мозга в подсознании хранится, но не воспроизводится всё, что мы когда-либо видели или слышали.

Ещё одна особенность мозга – это постоянная его работа. Даже во время сна, когда все тело отдыхает и восстанавливается, он продолжает обрабатывать полученные знания за день. Сновидения являются продуктом подсознания, поэтому яркие картинки – это комбинация мыслей и событий происходящих с нами.

Вы могли заметить, что при засыпании под телевизор, вам снятся события, персонажи и диалоги, происходящие на экране. Это и есть работа глубинного разума. Данная особенность мозга подтверждает, что учиться во сне легче и продуктивнее, особенно если речь идет о новой, сложной для восприятия информации.

Важно знать! Практику запоминания уроков во время сна начали внедрять еще в древнегреческих школах. Нерадивые ученики спали и прослушивали информацию одновременно, что способствовало обработке новых знаний на уровне подсознания.

Методика быстрого обучения во время ночного отдыха

Популярность гипнопедии0 пришла в шестидесятых годах прошлого века. Такую технику запоминания даже отразили в одном из культовых советских фильмов «Большая перемена». По сюжету мужчина не успевает подготовиться к экзамену и просит свою дочь озвучить материал, пока он будет спать. Прочитав конспекты, девочка уходит и оставляет включенным радио. На следующий день студент восстанавливает в памяти смесь из понятий предмета и услышанного романа по приемнику.

После множества экспериментов учёные пришли к выводу, что лучше всего мозг поддается обучению во время фазы быстрого сна. Поэтому нет смысла включать аудиозаписи на всю ночь. Достаточно заснуть под 5-10 минутный ролик.


Внимание! Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо подробно изучить особенности методики. Противопоказанием является бессонница или хроническое недосыпание.

Противники гипнопедии считают, что нельзя мешать работе мозга во время ночного отдыха. Хотя вред ускоренного обучения не подтвержден, существует вероятность развития нарушений памяти и зрения, изменение психологического состояния (подавленность, раздраженность, агрессивность).

Правила применения методов ускоренного освоения знаний

Из-за большого количества информации бывает недостаточно дня для ее запоминания и обрабатывания. С помощью обучения во сне можно значительно сократить время на мыслительные процессы. Главное требование – это прослушивание материала, с которым вы заранее ознакомились.

Профессор Близниченко проводил эксперименты, на их основании он выработал методику, позволяющую выучить новый материал за сутки. Группы собирались в специально оборудованных классах и проживали в университете год.

Основные этапы ускоренного учения:

  1. За несколько часов до сна необходимо читать материал для запоминания. Если есть возможность, пишите небольшой конспект.
  2. После прочтения обязательно прослушать его в аудио формате, включив громко звук.
  3. При прослушивании необходимо повторять, сказанное диктором.
  4. Спустя полчаса ложитесь спать, для этого выключите свет и телевизор. В это время необходимо оставить только аудиозапись.

Наутро необходимо закрепить изученный материал. В ходе эксперимента методика сработала у 9 человек из 10. Такое освоение информацией проходило под контролем профессора. Поэтому не рекомендуется самостоятельно записывать и прослушивать записи.

Особенности мозговой деятельности во сне

Во время ночного отдыха наш мозг работает, и его деятельность проходит несколько стадий. Изучение особенностей структуры сна позволило разработать техники, по которым возможно учить сложные предметы, не просыпаясь.

Фазы сна и характер мозговой деятельности:

  1. Альфа-сон или состояние дремоты. Человек может воспринимать окружающую реальность, дыхание учащается, тело расслабляется.
  2. Быстрый сон. Человек отстраняется от внешнего мира, погружается в сновидения, мозг в это время обрабатывает полученную за день информацию. При появлении громких звуков можно легко проснуться.
  3. Дельта-сон или глубокая фаза. Полное расслабление всех мышц, восстановление сил и энергии. Мозг фильтрует произошедшие за день события и полученный материал. Происходит передача информации из гиппокампа (сознательная память) в кору головного мозга. Наиболее значительные моменты остаются в подсознании и хранятся там вечно.

Обучение во сне за 5 минут происходит во время быстрой фазы, которая непродолжительна. Циклы периодически сменяют друг друга до 4-5 раз за ночь. Поэтому все методики гипнопедии разработаны на основании прослушивания аудио файлов перед отдыхом и 10-15 минут во время сна.

Важно знать! Включать тренинги на всю ночь не целесообразно, это даже может спровоцировать бессонницу. При недосыпании не рекомендуется пользоваться методикой, так как фазы сна смещены, а их длительность сокращается. Человек, отдыхающий менее 6 часов в сутки, страдает от нарушений памяти.

Понятие о гипнопедии

Гипнопедия занимается изучением особенностей восприятия человеческим мозгом информации во время сна. Данная наука не означает в прямом смысле гипноз, потому что в ней используются другие методы. Человека не принуждают к сновидению, засыпание происходит естественно.

  • устранение психических отклонений;
  • возвращение утерянной памяти после пережитого стресса;
  • исцеление от неврологических заболеваний;
  • усвоение новой информации и навыков;
  • закрепление знаний, трудных для запоминания.

Гипноз во время сна в зависимости от целей проводят индивидуально или вместе с группой. В ходе многочисленных экспериментов была подтверждена эффективность такого обучения. Минусом является дорогостоящая аппаратура, участие большого количества специалистов и длительное время на исследование. Гипнопедия не может заменить обычный учебный процесс.

Плюс такого запоминания – регулируемый режим дня. Человеку необходимо ежедневно ложиться в 10 вечера и просыпаться в 6 часов утра. Эффективна методика будет в случае непродолжительного прослушивания знакомой информации перед сном и во время быстрой фазы.

Науки, которым можно обучаться во время сна

Как и чему учиться во сне? Исследователи рекомендуют обратить внимание на науки, которые сложнее всего даются для запоминания. Если вам необходимо зазубривать длинные тексты, формулы, таблицу умножения, правила, воспользуйтесь гипнопедией.

Учащийся в школе или институте во время сна может улучшить знания следующих наук:


Можно научиться танцевать с помощью гипнопедии, если перед сном включать музыку, под которую поставлена связка движений.

Воздействие музыки на подсознание

Чтобы подтвердить возможности мозга запоминать информацию во время сна, учёные проводили эксперименты. Класс с испытуемыми был поделён на две группы. Для первой половины людей ночью воспроизводились звуки, вторая же спала в тишине. Студенты, которые провели ночь под музыкальное сопровождение, наутро узнавали ранее неизвестные для себя мелодии.

Также была предложена методика, помогающая учиться игре на гитаре более продуктивно. Ученики запоминали музыку с помощью повторения записи аккордов во время сна.

Современные аудио уроки иностранного языка или психологические тренинги применяют тихую и спокойную музыку для более эффективного запоминания. Голос диктора должен быть четким и хорошо накладываться на мелодию.

Использование запахов для лучшего запоминания

Доказано, что во время сна человеческий мозг может воспринимать и различать запахи. Эксперименты проводились нейробиологами, которые следили за активностью человека, когда в класс пускали резкий или приятный аромат.

Благодаря исследованиям, было подтверждено, что с помощью ароматерапии можно проводить пятиминутный курс обучения во сне. Рекомендуется днем, когда вы изучаете новую информацию, вдыхать определенный аромат (подожгите специальные свечи). Во время засыпания наполните комнату тем же запахом. Не забывайте об осторожности при обращении с огнем и не оставляйте горящие свечи на ночь без присмотра.

Мнения ученых о методах быстрого обучения во сне

Учение школьной или университетской программы во сне не может заменить дневные занятия. С помощью гипнопедии закрепляются уже имеющиеся знания или облегчается понимание нового материала. Ежегодно ученые проводят массу экспериментов, которые подтверждают или опровергают эффективность методики.

Особенности обучения во сне, которые необходимо знать, перед тем как экспериментировать над собой:

  1. Наладьте режим дня, спите не менее 8 часов в сутки.
  2. Перед сном должна быть подготовка: прочитайте стих, правила, формулы, ознакомьтесь с таблицей, которую вы планируете прослушать во время сна. Как только проснетесь, сразу повторите новую информацию.
  3. Не надейтесь на метод, заменяя обычное обучение ночным прослушиванием аудиозаписи.
  4. Не включайте запись на всю ночь. Мозг способен воспринимать информацию только в период быстрой фазы. Данный цикл сна возникает 4-5 раз и длится максимум 15 минут.
  5. Специалисты, которые проводят сеансы гипнопедии, рекомендует ученикам верить в действенность методики. Таким образом создается «эффект плацебо»

Совет! Не обязательно слушать новую информацию перед сном или во время него. Можно включать запись, пока вы ведете машину, летите в самолете, бегаете по утрам в парке или плаваете в бассейне.

Большинство аудиокурсов быстрого изучения английского языка, предлагаемых в интернете или книжных магазинах, являются авторскими техниками, которые не подтверждены научно.

Гипнопедия является популярной методикой среди школьников и студентов, которые не хотят тратить много времени на учебу. При правильном использовании особенностей сна можно улучшить память и ускорить мыслительные процессы. Не забывайте, что такие эксперименты не должны влиять на качество и длительность сновидений.

В результате 30% из них просыпаясь, сообщали о том, что во сне они почувствовали укол, и практически в каждом случае им заранее снилось, что по каким-то причинам он сейчас произойдет. К примеру, одному из пациентов снилось, что у него берут кровь из пальца, а другой мог уколоться о розу и так далее. Во многих подобных снах мозг как будто заранее знал, что случится и лишь придумал во сне объяснения физическим ощущениям – именно это подтолкнуло исследователей к мысли, что во время сна его отдельные функции продолжают работать.

В рамках недавно проведенного исследования также было установлено, что во время сна мозг вполне исправно продолжает запоминать информацию. Для подтверждения данной гипотезы ученые взяли двух студентов музыкального колледжа и предложили им выучить большое музыкальное произведение. Учащиеся были подобраны таким образом, чтобы ключевым фактором запоминания для них было именно запомнить пьесу на слух. После нескольких часов репетиций, когда оба из студентов знали произведение примерно одинаково, исследователи отправили их спать. Во время ночного сна один из учащихся непрерывно прослушивал аудиозапись с произведением, в то время как другой просто спал.

В результате первый учащийся наутро смог сыграть произведение от начала и до конца с минимальным количеством ошибок, в то время как второму потребовалось еще четыре часа, чтобы продемонстрировать аналогичный результат. Аналогичные исследования были проведены и на рядовых студентах обычных колледжей. В среднем согласно статистике подобная практика помогала студентам на 30% лучше сдавать экзамены. Правда, в некоторых случаях студенты полностью проваливались, а в рамках отдельных исследований также ученые установили, что попытка запомнить определенный материал ночью, когда мозг должен отдыхать, чревата психическими расстройствами.

Для успешного применения метода рядом со спящим человеком ставится магнитофон, который повторяет информацию, предназначенную для запоминания. Для усвоения информации требуется внимание, которое обычно отсутствует в большей части сна. То есть, в ходе этого упражнения, хотя человек может рудиментарным образом слышать запись магнитофона, он не обращает на получаемую информацию внимания, достаточного для ее удержания в памяти. Вполне возможно, что феномен привыкания способствует тому, что человек не обращает внимания на звучащий голос, делая выбор в пользу отдыха. Это тот же механизм, который позволяет не обращать внимания на сильный храп лежащего рядом человека. Однако очевидно, что существует единственная фаза сна, во время которой становится возможным запоминание информации. Это - так называемая фаза быстрого сна или быстрого движения глаз, во время которой имеются условия, необходимые для усвоения новой информации. Однако в настоящее время можно с полной уверенностью заявить, что гипнопедия не только не является рекомендуемым методом, но даже не считается дополнительной формой для улучшения обучения.

Гиппокампальное перемещение

Итак, установлено, что сон оказывает помощь в закреплении материала, изученного во время бодрствования. Во время сна определенные биохимические процессы завершают процесс консолидации изученного материала, способствуя закреплению и интегрированию материала в системы памяти. Посредством перепроекции гиппокамп посылает кодированную информацию в наиболее сложные зоны мозга.

Когда человек учится, его организму требуется больше времени дня сна. Многочисленные исследования, например осуществленные Вудвортом и Шиосбергом, продемонстрировали, что период обучения, следующий после периода сна, улучшает результаты памяти. Если человек спит мало и его сон тревожен, несмотря на то что он может читать больше, он запомнит меньше информации. Возможно, новая эффективная стратегия заключается в просмотре вечером, перед сном, новой информации, которую нужно закрепить в своей памяти. Сон является насущной необходимостью, предназначенной не только для отдыха. Систематический недостаток сна влечет За собой расстройства памяти и изменения в характере.

Поэтому, для обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов памяти, человеку, находящемуся в процессе учебы, следует уделять сну необходимое время. При этом просмотр изученного материала непосредственно перед сном облегчает интегрирование и закрепление в памяти изученного материала.

Феномен обучения во время естественного сна получил название «гипнопедия», от греческих слов hypnos (сон) и paideia (обучение).

Историки утверждают, что этот метод практиковался еще в Древней Индии: тексты старинных манускриптов нашептывались ученикам буддийскими монахами во время сна.

Возрождение и дальнейшее развитие гипнопедия получила в XX веке. В клинике г. Ленинграда провели оригинальный эксперимент: сон трех маленьких девочек сопровождался чтением интересной истории. Сновидения каждой из них, рассказанные утром, оказались похожи. Такой результат заинтересовал науку, и исследования были продолжены.

Работы ученого А.М. Свядоша показали, что человеческий мозг во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При этом она не искажается и доступна после пробуждения для воспроизведения.

Параллельно с А.М. Свядошем проводились научные изыскания профессором Л.А. Близниченко, который считал сон непозволительной растратой времени и предлагал использовать его более рационально: изучать во сне то, что поддается запоминанию особенно трудно, к примеру, лексику, иностранные слова, термины.

По его теории, память человека наиболее восприимчива:

В последнюю четверть часа до ночного сна - это время построения планов на следующий день, принятия решений, оценки событий прошедшего дня.

В первые 60 минут после погружения в сон,

В последние 30 минут сна до пробуждения утром.

Профессор Близниченко предлагает следующую методику:

Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется следом за диктором, все эти действия сопровождаются успокоительной музыкой. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя, голос становится все тише, переходя в едва слышимый.

Утром диктор вновь читает текст, с нарастающим звуком, музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Проведенный по этой методике эксперимент в Дубне, показал хорошие результаты: 90% участников усвоили информацию.

Важный момент: этот метод не исключает работу над материалом в бодрствовании, а признает ее важнейшим элементом процесса запоминания.

Интересный факт: женщины лучше воспринимают мужской голос, а мужчины – женский.

Если отбросить опасения и рассмотреть гипнопедию, как дополнительный ресурс в усвоении новых знаний, то он, безусловно, эффективен. Это подтверждается экспериментальными исследованиями: скорость запоминания новой информации увеличивается на 30%. При этом подразумевается не простое прослушивание материала во время сна, а работа над ним в бодрствовании: многократное чтение и запоминание. Мудра народная пословица о рыбке, которую не выловить из пруда без труда.

Эффективность гипнопедии:

Организация ежедневной практики не может не дать положительных результатов:

По-мнению Эдгара По, абсолютно новая информация тягостна для восприятия и усвоения. Запоминание неизвестного раннее материала требует энергетических и умственных затрат. Когда многократно повторяется новый материал, он легче переходит в память, ведь мозг его начинает «угадывать».

Ежедневная практика подразумевает правильный режим сна и бодрствования: ложиться спать и просыпаться приходится в одно и то же время.

Позитивные эмоции: человек просыпается с сознанием того, что ночь прошла с пользой, с чувством удовлетворения от выполненной работы.

Какую роль играет в этом учебном процессе сон?

Чтобы понять это, следует вспомнить информационную теорию сна, согласно которой,

Любая информация, воспринимаемая человеком за день, поступает сначала в кратковременную или сознательную память (в гиппокамп), объем которой ограничен. Затем она передается на хранение в память долговременную или бессознательную (записывается на «жесткий диск» мозга), ее объем безграничен. Передача происходит во сне, когда мозг человека отключен от внешних раздражителей.

Современные исследования калифорнийских ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера еще раз подтвердили справедливость информационной теории.

Они установили, что информация передается из гиппокампа в префронтальную зону коры головного мозга (так называемый «жесткий диск») во время сонных веретен, предшествующих дельта-сну, в котором происходит запись новых сведений в память навечно. Тем самым в гиппокампе освобождается место для новых впечатлений и знаний.

Сонные веретена представляют собой электрические импульсы (частота: от 11 Гц до 15, длительность: от 0,5 секунды до 1,5), повторяющиеся до 1000 раз за ночь. Наибольшее количество этих импульсов происходит во вторую половину ночи.

По утверждению ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера, этим обстоятельством объясняется необходимость спать не менее 6 часов, чтобы дать сонным веретенам исполнить свою работу.

Нейрофизиологи с ними солидарны: информация при передаче на хранение в бессознательную память с языка электрических импульсов переводится на молекулярный уровень, записывается посредством кода, основанного на комбинации нуклеотидов. Для этого процесса необходимо определенное время: импульсы будут циркулировать по нейронным кругам до тех пор, пока информация не перейдет в белковые молекулы.

Если человек сокращает свой сон и встает раньше, чем того требует организм, этот важнейший процесс прерывается, отсюда и ощущение усталости после пробуждения: организм не получил должный отдых, мозг не освободился полностью от информационного перегруза предыдущего дня.

По мнению Уокера, сон в развитии человека занимает ключевые позиции, он помогает маленьким детям усвоить лавину знаний, навыков, впечатлений. Поэтому младенцы так много времени проводят во сне. Ученый предполагает взаимосвязь между нарушениями памяти и расстройством сна.

Мэтью Уокер является ярым противником «отсыпания» в выходные дни, и называет это явление «булимией сна». Нельзя успешно учиться, заниматься спортом, создавать художественные шедевры, обкрадывая свой мозг, лишая его сна, - считает Мэтью.

Так учимся ли мы во сне? Безусловно. Наш мозг во время сна производит обкатку тех знаний, которые мы хотим отложить в память на хранение.

Прежде чем перейти к сути статьи, нелишним будет вспомнить старый добрый фильм «Большая перемена», снятый на заре семидесятых годов прошлого столетия (в 1971-72-м). Одним из прелюбопытнейших и совершенно нехарактерных для советского реалистического кино был кадр, когда герой Е.Леонова, пытаясь выучить за 5 минут во снематериал по истории, засыпает под начитывание параграфа из учебника и трансляцию новостей.

Что он выдал на следующий день на уроке, знала вся страна. Метод был представлен режиссером в виде нелепой комической ситуации, но, тем не менее, такая форма обучения практикуется, а ее эффективность исследуют до сих пор ученые самых престижных и знаменитых на весь мир университетов.

Подсознание умеет запоминать

Да что там 1971 год! Тот факт, что спящий человек лучше усваивает и запоминает информацию, был подмечен еще в античные времена. Не очень способных учеников в древней Греции обучали специальным способом. Нет, не держали над пропастью, пока те назубок не выучат уроки, им просто предлагали прилечь отдохнуть, и за время пытались «вложить» в их головы максимум необходимого учебного материала, который древнегреческие двоечники не могли запомнить во время занятий.

Выучить за 5 минут во сне, конечно, удавалось немного, но за часок - другой полудремы невыученный материал можно было наверстать.

В разные времена в разных странах появлялись сенсационные сообщения о феноменальном запоминании во время сна. Факт активизации памяти связывали с тем, что человек в стадии глубокого успокоения работает не разумом, не сознанием, а подсознанием - глубинным инструментом, предоставленным каждому из нас природой.

Первая фаза: эффект налицо

Однако есть и недостаток в такой форме обучения: «запоминалка» остается активной исключительно во время первой фазы сна (мы называем ее дремой, дремотным состоянием), но подсознанию становится абсолютно безразлично все, что мы хотим ему нашептать, после перехода в глубокую фазу - восприятие новой информации в этот момент заканчивается.

Вот поэтому и есть надобность вложиться в короткий период времени и все необходимое выучить за 5 минут. Обучение во снеаприори не может быть длительным процессом.

Поверхностная (первая) стадия сна - это еще и пресловутый альфа-ритм (до 13 Гц), при котором «все невозможное становится возможным». Его часто используют во время медитаций для привлечения в жизнь нужного объекта или события. В случае обучения во сне это еще и улучшение процесса запоминания.

Что можно изучать во сне

Ограничений в выборе предметов, которые вы хотели бы выучить во сне,нет. Каждому что-то дается лучше, что-то - хуже. Если у вас полный порядок с математикой, то нет смысла дублировать изучение этого предмета еще и во сне.

Обычно «сонную педагогику» (научное название - гипнопедия) применяют не только для изучения тех предметов, которые тяжело даются, но и для курса быстрого обучения.

Овладение иностранными языками, приобретение полезных навыков (в их число входят и плавание, и изучение IT-технологий, и постижение азов игры на музыкальных инструментах) стоят в первом ряду среди предметов, поддающихся изучению во сне.

Использовать гипнопедию вполне реально для экстренного запоминания. Например, за день у вас совершенно вылетело из головы, что завтра с утра вам нужно декламировать стихи на дне рождения шефа. А время уже позднее, учить некогда, да и голова «не варит»… Что делать? Во сне!

Прилягте, расслабьтесь, попросите кого-нибудь из домашних, чтобы читал вам стихотворение несколько раз. Но при этом старайтесь не заснуть совсем - иначе результат окажется противоположным. Нескольких минут будет достаточно для изучения. Утром останется только повторить.

Исследователи и скептики

Верят в феномен и без устали его исследуют нейрофизиологи из Северо-западного США). Отчет о результатах каждого своего эксперимента они публикуют в авторитетных научных изданиях.

То, чтовыучить за 5 минут во сне возможно любой предмет любому человеку, они доказывали на примере проигрывания двух простейших фортепианных мелодий, двенадцать нот которых участники исследования выучили во сне даже не за пять, а за четыре минуты.

Но существует в ученых кругах и группа скептиков, доказывающих обратное. Эта группа утверждает, что никакого запоминания во сне не существует, есть лишь возможность закрепить ранее выученный материал.

Гипнопедия и состояние нервной системы

Представители ученого мира именно из второй группы предостерегают, что подобная методика обучения небезопасна: она негативно влияет на нервную систему, держит весь организм в напряжении, не позволяя ему полноценно отдыхать, и особенно нежелательна для растущего организма.

Этот вывод заставил задуматься родителей и школьных педагогов, поэтому экспериментальные уроки для шестилеток, когда им преподавали математику и родной язык во время дневного сна, пришлось в срочном порядке отменить.

Но вот чтение сказок детям перед сном - хорошая традиция. И вполне безопасная.

Что касается гипнопедии, отзывов о ее эффективности 50/50. Некоторые опасаются ее широкого применения, поскольку эффект может иметь и обратную сторону: вместо того чтобы выучить за 5 минут во сненечто полезное, можно заработать хроническую бессонницу и раздражительность.

Что представляет собой сон и каким образом он влияет на память? Согласно определению великого русского физиолога И. П. Павлова, сон - это особое состояние, при котором происходит торможение коры головного мозга. Процесс торможения не только происходит в коре, но и распространяется на нижележащие отделы. Всего лишь несколько десятков лет назад ученые были убеждены в том, что усвоение информации во время сна скоро заменит все существующие формы обучения, школы, институты и университеты останутся в прошлом. Что же такое гипнопедия? И действительно ли запоминание во сне имеет будущее?

Гипнопедия - обучение, основанное на фазах сна

Чтобы понять, можно ли выучить за 5 минут во сне какую-либо информацию, для начала рассмотрим основные особенности сна. Исследователями выделяется два его вида - медленный и быстрый. В фазе медленного сна происходит восстановление затраченных энергоресурсов организма. Быстрый сон также называется парадоксальным. По всем физиологическим показателям он напоминает состояние бодрствования. Эти две фазы чередуют друг друга, при этом полный цикл составляет порядка 2-х часов. На долю быстрого сна из всего этого времени приходится около 20 минут.

Каждый студент или школьник был бы рад выучить за 5 минут во сне материал, сложно запоминающийся во время бодрствования. Поэтому столько учащихся и студентов хотели бы опробовать на себе этот способ. Что же означает загадочное слово «гипнопедия»? Этот термин обозначает любой вид обучения во сне. Это лечебный гипноз, различные внушения для коррекции психических процессов, а также усвоение новых навыков в бессознательном состоянии. Для успеха при обучении во сне необходимо, чтобы внушаемая информация после пробуждения не была забыта.

Запоминать при помощи аромата

Однако если сложную формулу или список иностранных слов и не удастся выучить за 5 минут во сне, то в разы повысить усвоение материала все-таки можно. Сейчас существует несколько методов, которые позволяют лучше запоминать информацию посредством мягкого воздействия на человека во время сна. Один из них носит название аромаметода. Ученые из Германии выяснили, что лучшему запоминанию способствует ощущаемый во сне запах. Если во время сна человек услышит тот же аромат, который он вдыхал при работе над информацией в состоянии бодрствования, то выученные днем факты усвоятся памятью прочнее. Это явление объясняется особенностями работы нейронов гиппокампа во время сна (напомним, что гиппокампом называется отдел мозга, который отвечает за усвоение и консолидацию информации, перенос ее в долгосрочную память).

А что говорят ученые?

Обучение во сне давно интересует представителей самых разных направлений, начиная с писателей-фантастов. Сейчас считается, что этот вид запоминания информации особенно эффективен для усвоения различных формул, слов иностранного языка, а также строго специализированной информации. Однако любители легких путей будут разочарованы, ведь выучить за 5 минут во сне поэму Пушкина или Налоговый кодекс не удастся. Ученые пришли к неутешительному выводу: этот метод годится только для закрепления уже усвоенного в процессе бодрствования.

В результате некоторых исследований выяснили, что во сне человек действительно может запомнить ту или иную информацию. Однако в действительности доказать, что он не слышал о ней ранее, не представляется возможным. Другие исследования, в процессе которых испытуемым проигрывали кассеты с информацией только во время сна, также показали несостоятельность этого метода. Проснувшись, подопытные ничего не помнили.

При этом даже для лучшей консолидации запоминаемых во время бодрствования фактов необходимо, чтобы они повторно демонстрировались во время быстрого сна. Потому этот метод запоминания невозможно осуществить с достоверной точностью в домашних условиях.

Наука или нажива?

Именно поэтому гипнопедия для изучения английского языка является еще одним способом заработать деньги на заведомо ложных представлениях. Изучить иностранный язык «с нуля», как и освоить любой другой навык, только лишь во время сна невозможно. Гипнопедию можно использовать только для того, чтобы полученные знания были закреплены. Нельзя и выучить за 5 минут во сне стих. Чтобы облегчить запоминание, лучше использовать метод, который советовали еще наши бабушки: днем стараться запомнить стихотворение, а перед отходом ко сну прочитать его, не прилагая усилий к запоминанию. Обычно наутро учащийся, применивший такой способ, обнаруживает, что информация усвоилась хорошо и прочно.

Еще одна методика запоминания

Некоторые ученые считают, что в целях консолидации выученных во время бодрствования фактов необходимо предъявлять информацию повторно не во время быстрого сна, а в периоды наибольшей восприимчивости памяти. Это пятнадцать минут до отхода ко сну, первый час после засыпания, а также тридцать минут перед пробуждением. Нужно отметить, что предъявление информации по этой методике ни в коей мере не исключает работу над запоминанием в дневные часы.