Образовательный туризм для пожилых людей. "социальный туризм" для пожилых граждан и инвалидов. Основные цели и задачи проекта

Проект « Социальный туризм как средство активной жизни» реализуется на территории Одинцовского района уже не первый год. Моя работа заведующим отделения дневного пребывания ГБУ СО МО « Одинцовский комплексный центра социального обслуживания населения» позволила в процессе общения с людьми старшего поколения и проведения мониторинга выявить их большой интерес к путешествиям.
Туризм - это ведь очень интересное и перспективное направление по повышению качества жизни старшего поколения. Сегодня далеко не каждый российский пенсионер может позволить себе путешествие по интересным историческим местам Подмосковья и не только. А участие в программе поможет воплотить эти мечты, а заодно получить мощный заряд позитива и бодрости. Ведь среди пенсионеров есть много людей энергичных и любознательных, жаждущих ярких впечатлений и новых открытий, и туризм для них - один из лучших способов продления активного долголетия.
Социальный туризм для граждан пожилого возраста и инвалидов - это новая форма обслуживания, направленная на сохранение здоровья, организации правильного и полезного отдыха, расширение круга общения по интересам, повышения работоспособности организма.
Туризм создает среду полноценного общения, в которой человек с проблемами взаимодействует с разными людьми, устанавливает социальные контакты и имеет возможность выполнять различные социальные роли. Туризм является уникальным средством реабилитации, дает возможность полноценного общения пожилых людей.
Путешествие, новые знакомства, яркие незабываемые впечатления – все это поднимает настроение и тонус человека, позволяет ему ощутить всю полноту жизни, настраивает на позитивный лад, придает силы в борьбе с недугами.
В Одинцовском комплексном центре есть пассажирский 9 местный автомобиль « Форд», на котором и осуществляется цикл экскурсионных программ по Московской области и другим ближайшим регионам. Экскурсионные программы действуют по нескольким направлениям.
Познавательный туризм, в который входит посещение исторических и культурных достопримечательностей.
Культурно – краеведческое направление позволяет полюбоваться памятниками природы родного края, познакомиться со старинными народными песнями и танцами в исполнении фольклорных коллективов.
Православно–этнографическое направление предлагает познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями Московской и других областей; дает возможность прикоснуться к истокам православной культуры, ознакомиться с ее традициями, ценностями, наследием, принять участие в религиозных церемониях.
Планируя экскурсионные маршруты стараюсь подготовиться и в процессе поездки рассказать своим подопечным об истории того или иного региона, в который мы направляемся.

В Российской Федерации численность граждан в категории старше трудоспособного возраста составляет порядка 36 млн человек - почти четверть населения страны.

Туризм для пожилых россиян имеет исключительно важный социальный характер. Он отвечает стратегической задаче увеличения средней продолжительности жизни населения нашей страны, укрепления здоровья нации и обеспечения активного долголетия россиян, а также целям развития туристской отрасли Российской Федерации, наращивания внутреннего туристского потока, в том числе в «низкий» сезон (пенсионеры менее привязаны к традиционным периодам отпусков), и увеличения доли туризма в общем объеме валового внутреннего продукта страны.

По данным Евростата, количество пожилых туристов Европы составляет около 25%, причем не от общего числа пенсионеров, а от всего путешествующего европейского населения. Самыми активными туристами старшего возраста являются жители Франции и Кипра, за ними идут чехи, греки и шведы. При этом подавляющее большинство пожилых туристов из Европы предпочитают не выезжать за границу, а отдыхать в своих странах. В особенности - граждане Греции, Италии, Португалии, Румынии, Чехии и Франции. Исключение составляют пенсионеры из Люксембурга и Бельгии.

В России для стимулирования туризма пожилых требуется разработка оптимальных решений. Одним из таковых может стать развитие специальных туристических предложений, ориентированных на потребности и интересы лиц старшего возраста.

Потенциал развития туризма для пожилых в России велик. У нас есть много оздоровительных курортов, объектов культурно-познавательного туризма и других востребованных гражданами старшего возраста возможностей.

Важно предложить турпродукт, комфортный для пожилых потребителей. И сделать его доступным. Решать эту задачу можно, используя возможности «низкого» сезона.

В России «низкий» сезон довольно продолжителен. Загрузка туристической и транспортной инфраструктур в этот период существенно ниже. Бизнес заинтересован в том, чтобы «дозагрузить» ее, повысив общую рентабельность.

В свою очередь, люди старшего возраста в большинстве демонстрируют наибольший интерес к внесезонным видам туризма - оздоровительному и культурно-познавательному.

В настоящее время государством уже реализуется ряд мер и предоставляются некоторые льготы, помогающие пенсионерам путешествовать. С 2009 года предоставляются скидки на перелеты для пожилых жителей Дальнего Востока. Они предусмотрены для пенсионеров, прописанных в этом регионе. Скидка составляет 50% от стоимости билета на полеты в Москву, Санкт-Петербург или Сочи, а также по региону.

Правда, действуют эти скидки только в летнее время (начало апреля - середина октября). За время действия программы льготными условиями воспользовались более 50 тыс. человек. Также есть субсидированные авиабилеты по маршрутам, утвержденным правительством. Например, люди пенсионного возраста могут полететь со скидкой в Симферополь из 58 городов России.

Вместе с тем коллективные средства размещения, как правило, скидок пенсионерам не делают. Как результат - многие отели и пансионаты простаивают в межсезонье, хотя в это время там могли бы отдыхать пенсионеры.

Таким образом, к развитию туризма среди пожилых людей необходим комплексный подход. Доступными и комфортными должны стать все составляющие турпоездки: транспортировка, проживание, лечение (если речь идет о санаториях), питание, экскурсии и др. Поэтому Ростуризм выступил с инициативой по разработке специальной программы по развитию туризма пожилых граждан Российской Федерации и созданию льготных пакетных туров (в частности, на оздоровительные курорты) для этой категории потребителей. В настоящее время эта тема прорабатывается с участниками рынка, ведущими авиа- и железнодорожными перевозчиками, органами власти, а также общественными организациями. В частности, с Общественной палатой Российской Федерации, которая предложила установить скидки для путешествующих пенсионеров на законодательном уровне и разработать соответствующий законопроект.

На нынешнем этапе наиболее перспективным представляется введение скидок в «низкий» сезон на направлениях, где развит оздоровительный отдых. Это Центральная Россия, Крым, Краснодарский край, Северный Кавказ, Алтайский край, Ставропольский край, Республика Татарстан и т.д.

Параметры программы поддержки туризма пожилых граждан в настоящее время еще обсуждаются со всеми заинтересованными сторонами, однако ее польза с точки зрения повышения качества жизни граждан старшего возраста, развития социального государства, реализации регионального туристического потенциала и стимулирования экономики территорий очевидна.

Во внедрении льготных турпакетов для пожилых заинтересована и сама российская туристическая отрасль. Такое решение будет способствовать росту внутреннего туристического потока, повышению загрузки инфраструктуры, а значит, и экономической эффективности предприятий туриндустрии.

И, конечно, очень важен нравственный аспект. Во всем мире пенсионеры - это одна из самых активно путешествующих категорий граждан. И российские пенсионеры, безусловно, заслуживают качественного и доступного отдыха.

Объединив усилия всех заинтересованных сторон - органов власти и представителей отраслей экономики, которые имеют отношение к формированию и реализации турпродукта, мы сможем сделать туризм для пожилых по-настоящему доступным, расширить возможности россиян старшего возраста, наглядно показать социальную ориентированность деятельности правительства и проявить реальную заботу о нуждах граждан.

Цель проекта

Социокультурная реабилитация людей пожилого возраста и инвалидов, развитие их личностного потенциала через реализацию инновационной технологии организации досуга «Виртуальный туризм»

Задачи проекта

1) Повышение уровня социальной адаптации посредством социокультурной реабилитации пожилых людей и инвалидов.

2) Организация досуга граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках реализации проекта «Виртуальный туризм».

3. Внедрение в практику работы Центра передового опыта социального обслуживания на основе инновационной (информационно-коммуникативных технологии) «Виртуальный туризм».

4. Развитие личностного потенциала пожилых людей и инвалидов:

    содействие культурному, познавательному и духовному развитию граждан пожилого возраста и инвалидов, а именно: приобщение к региональному и мировому культурному наследию, расширение кругозора;

    профилактика негативных возрастных и личностных проявлений у граждан пожилого возраста и инвалидов: развитие познавательных и коммуникативных навыков, тренировка памяти, развитие образного мышления;

    формирование у пожилых людей и инвалидов интереса к истории, культуре и окружающему миру.

5) Улучшение эмоционального состояния пожилых людей и инвалидов

Целевая группа

    Граждане пожилого возраста

    Инвалиды

Краткое описание проекта

Пожилые люди, а особенно инвалиды, ограничены в активном передвижении по целому ряду объективных причин.

Во - первых, определяющим обстоятельством, которое делает практически невозможным участие определенных категорий пожилых людей и инвалидов в экскурсионных выездах и культурно-досуговых мероприятиях, является состояние здоровья. Социальная адаптация, важным направлением которой является социокультурная реабилитация, маломобильных категорий граждан пожилого возраста и инвалидов, процесс сложный и длительный. Оказать существенную помощь может разработка и внедрение новых досуговых форм работы с данной категорией граждан.

Во- вторых, социальные обстоятельства, а именно: низкий уровень доходов, недостаточное развитие безбарьерной среды и социальной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями в нашей стране, не позволяют данным категориям граждан реализовать свою потребность путешествовать, получать новые знания и впечатления.

Для поддержки, социальной адаптации и социокультурной реабилитации данной категории граждан создан инновационный проект «Виртуальный туризм».

Данный проект дает возможность гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность участвовать в социальной жизни общества и приобщаться к культурно-историческим и религиозным ценностям, а также расширять круг своих социальных контактов путем общения с другими участниками проекта. Преимуществами проекта «Виртуальный туризм» является тот факт, что его участники могут расширить свой кругозор, не затрачивая при этом много финансовых ресурсов. Также данная программа доступна для людей, не имеющих возможности путешествовать в реальности в силу ослабленного здоровья.

Проект «Виртуальный туризм» технически реализуется посредством демонстрации слайд-шоу и видеофильмов с использованием компьютерной техники и кинопроектора.

План проведения «Виртуальных экскурсий» составляется и изменяется на основе предпочтений получателей социальных услуг, выявленных по результатам анкетирования.

Периодичность проведения «виртуальных экскурсий» - 1-2 раза в месяц.

Участники проекта могут виртуально «посетить» достопримечательности Мытищинского района, Московской области, России, а также Бразилию, Израиль, Францию, Италию и другие страны мира.

«Виртуальный туризм» позволяет поддерживать не только положительное эмоциональное состояние пожилых людей и инвалидов, но и налаживать новые социальные связи, информационно обогащает и формирует активную жизненную позицию.

Алгоритм проектного решения

Организационный этап

Сроки проведения: июнь-август 2015 г.

    Анкетирование участников проекта (граждан пожилого возраста и инвалидов).

    Составление плана основных мероприятий апробации проекта на 2015 год.

3.Мероприятия по популяризации проекта: информационные встречи и проведение виртуальной экскурсии «Дорога к храму Рождества Христова села Осташково», оформление стенда, распространение информационных материалов, участие в районном конкурсе виртуальных экскурсий «Знакомьтесь: Мытищинский район».

4.Мероприятия по методическому обеспечению проекта: ознакомление специалистов с методическими рекомендациями по реализации инновационной технологии «Виртуальный туризм».

Практический этап

1. Практическая апробация проекта

Сроки проведения: сентябрь-декабрь 2015 г.

Реализация плана основных мероприятий проекта на 2015 год.

2.Реализация плана основных мероприятий проекта на текущий год

Аналитический этап

Сроки проведения: весь период реализации проекта

1. Мониторинг эффективности проекта в соответствии с индикаторами и показателями эффективности реализации проекта.

Сроки проведения: декабрь (все годовые периоды реализации проекта)

Результаты внедрения

В практику работы Мытищинского ЦСО внедрена новая форма организации досуга граждан пожилого возраста и инвалидов на основе инновационной технологии «Виртуальный туризм».

Расширен спектр оказываемых учреждением социальных услуг.

Проведена работа по популяризации проекта и «Виртуального туризма» в Мытищинском муниципальном районе.Виртуальная экскурсия «Дорога к храму села Осташково», разработанная в рамках проекта, принимает участие в районном конкурсе виртуальных экскурсий «Знакомьтесь: Мытищинский район».

Создана видеотека «Мытищинский район-жемчужина Подмосковья»

Проведено 3 индивидуальных виртуальных экскурсии и 2 групповых (2 и 8 человек). По результатам анкетирования все участники расширили свой кругозор, удовлетворены качеством проведенных виртуальных экскурсий. Отмечено после проведенной виртуальной экскурсии улучшение эмоционального состояния (настроения) у 11 человек

Туризм в Хабаровском крае надо развивать — это и инвестиции, и рабочие места, и доход в казну. Но существует группа людей, которым недоступен туризм в привычном понимании. Речь о пожилых и инвалидах, в силу престарелого возраста и болезней запертых в четырех стенах своих жилищ. Нам, крепким и здоровым, сложно представить такое, но многие из этих людей не видели ни моста через Амур, ни нового облика привокзальной площади Хабаровска, ни обновленных городских прудов. Хотя это уже давно действующие объекты. Об организации туризма для таких людей и задумались в Центре социального обслуживания населения Хабаровска.

Подобный опыт существует в Барнауле, где действует краевая программа социального туризма для пожилых людей и инвалидов. Хабаровские соцработники время от времени тоже организовывали экскурсии для своих подопечных. Но пока у нас в городе этот вид туризма зиждется на энтузиазме социальных работников, а нужна программа, на которую возможно выделять финансирование из краевой казны.

О том, как это зародилось и развивается в нашем городе, рассказала Вера Федеевна Ганич, заведующая организационно-методическим отделением Хабаровского комплексного центра социального обслуживания населения. В 2011 году это краевое государственное учреждение было объявлено экспериментальной площадкой. В рамках эксперимента разработано несколько программ, одна из них — социальный туризм для пожилых и инвалидов.

Работники Центра провели мониторинг среди своих подопечных, выяснили их интересы. И с 2012 года стали организовывать и проводить для них экскурсии. Тем, кто не знает, поясним, что Центр социального обслуживания — это штат социальных работников, которые обслуживают одиноких пожилых людей и инвалидов, частично потерявших способность к самообслуживанию. В основном услуги бесплатные, но часть оказывается за деньги, по прейскуранту. Вот эти платные услуги и помогли осуществить проект.

Решили так: у организации есть свой микроавтобус вместимостью десять человек. Значит, и группы надо собирать не больше десяти человек. Это решение оказалось верным, в том числе потому, что туристы — особые, нуждаются в помощи, зачастую самостоятельно на улицу выйти не могут.

По этой же причине группы набирают по городским округам. Их в Хабаровске четыре: Северный, Южный, Центральный и Железнодорожный. Поэтому каждая экскурсия запланирована, если можно так выразиться, в четырех экземплярах, по одной на округ.

Например, сейчас разрабатывается экскурсия в филармонию, если все срастется, ее планируют провести ориентировочно 20, 21, 23 и 24 марта.

Социальные работники заранее выяснят у своих подопечных, кто желает принять участие, обговорят места сбора. Обычно людей из ближних домов собирают у одного подъезда, автобус подъезжает и забирает.

Но иногда все-таки требуется большой автобус. Например, в прошлом году проводили экскурсии по храмам, желающих было много, брали большой автобус. А когда ездили в Петропавловский действующий монастырь, расположенный в Хабаровском районе, брали даже два автобуса. Там прекрасные места, озера. Так что всем очень понравилось.

Поскольку у Центра своего автобуса нет, в таких случаях привлекают спонсоров. Выделял автобус хабаровский предприниматель Васильев Юрий Петрович, фирма «Пять звезд». Потом дважды давала автобус фирма «Азия БАС-тур», руководитель Дортман Олег Викторович.

В 2012 году Центр социального обслуживания населения пригласили на краевой семинар туристических компаний по Хабаровскому краю.

— Мы тогда рассказали, что делаем, нас похвалили, но особо принять наших клиентов не захотели. Оно и понятно, у них несколько иная цель — бизнес должен приносить доход. Хотя все же помогли дельными советами, — рассказывает Вера Фадеевна. — Например, мы узнали, что туризм – это не только экскурсии по интересным местам. Поход в театр, в музей – это тоже туризм.

И в Центре соцобслуживания стали устраивать такие виды отдыха для своих клиентов. В прошлом году весной, когда в Хабаровске гастролировал Камчатский областной театр, обратились к руководству Хабаровского музыкального театра, и получили 20 бесплатных билетов. Какое это было счастье для пожилых людей!

На краевом туристическом семинаре узнали специалисты Центра, как находить стороннюю помощь. И когда организовывали экскурсию по хабаровским храмам, обратились в паломническую службу Хабаровской епархии. Митрополит дал благословение, паломническая служба выделила профессионального гида, а предприниматель Васильев — автобус.

А вообще своих туристов работники Центра соцобслуживания везут туда, где пускают бесплатно. Потому что пенсии у их клиентов невысокие, каждая копеечка на счету, а учреждению на это денег тоже не выделяют.

Между тем организаторы экскурсий для пожилых людей пришли к тому, что их мероприятия должны быть не только увеселительными, но и образовательными. Ведь у людей, чье передвижение затруднено болезнью и возрастом, зачастую безвылазно сидят дома, интересы сужаются, а это действует угнетающе не только на психику, но и на мозг. Поэтому для своих клиентов Центр старается устраивать экскурсии в музеи. Но, к сожалению, у нас в городе не везде среда готова, чтобы принять людей с ограниченными возможностями здоровья.

Поначалу была сложность даже в плане транспорта — автобус есть, а как поднять в него человека в инвалидной коляске? Эта проблема была решена, когда в октябре прошлого года у учреждения появилось социальное такси, оборудованное специальным подъемником.

Дальше приобрели подъемник, который можно разложить на крыльце любого здания. Казалось бы — вот, никаких преград не осталось! Но проблема оказалась в самих колясках. К примеру, две коляски одной марки — для одной подъемник подходит, для другой — нет.

Еще одна проблема — в самих зданиях. Например, далеко не везде есть туалеты для инвалидов-колясочников. Или как получилось в музее истории Хабаровска — туда инвалиду-колясочнику невозможно попасть потому, что коляска в дверь не проходит. Поэтому на экскурсию в этот музей соцработники смогли повести только тех, кто может передвигаться сам.

А вот в краеведческом музее им.Гродекова для инвалидов условия прекрасные. Даже лифт есть, на котором можно подняться на второй этаж.

Программа социального туризма в Хабаровске действует третий год, и уже можно сделать предварительные выводы.

В 2012 г. они свозили на экскурсии 200 человек, в 2013 г. — 195, но их могло быть больше — помешала чрезвычайная ситуация с наводнением. Было упущено благодатное время, август-сентябрь, когда уже не жарко и еще не холодно.

— В этом году мы в феврале съездили в музей истории Хабаровска, в марте в филармонию собираемся, потом хотим организовать поездку в Русскую деревню на Бычиху, если нас примут. Но туда мы планируем более длительную поездку: чтобы наши клиенты и пообедать могли, и свежим воздухом подышать, — делится планами Вера Фадеевна.

Но что же будет дальше, когда программа завершится, ведь 2014 г. — последний? А дальше надо надеяться, что в краевом правительстве посчитают эксперимент удачным, разработают программу, обеспечат ее финансирование. Ведь на одном энтузиазме Центру социального обслуживания пожилых хабаровчан долго не продержаться, даже в таком приятном, хотя и хлопотном деле, как отдых их подопечных.

Вопрос ребром

Скажите, почему вы организуете экскурсии только для своих клиентов? Ведь и другие инвалиды и старики, а не только одинокие, с удовольствием побывали бы на таких экскурсиях.

Вера Ганич, заведующая организационно-методическим отделением Хабаровского комплексного центра социального обслуживания населения:

— Во-первых, мы возим экскурсантов на автобусе учреждения, который выделен для обслуживания только наших клиентов. Во-вторых, это ведь и бензин, и зарплата водителю, и рабочее время сопровождающих соцработников. На все это нужны деньги.

Единственный законный выход, который мы нашли: наше учреждение кроме бесплатных услуг, оказывает еще и платные. И вот из этих внебюджетных средств мы выделяем деньги на организацию экскурсий.

Дело в том, что 50 процентов от денег за платные услуги идет на стимулирующие выплаты соцработникам, а 50 процентов — на развитие учреждения. Мы, конечно, могли бы на эти деньги новый компьютер купить, еще что-то, но мы решили часть из них выделять на экскурсии. Потому что радость, положительные эмоции, которые получают наши клиенты от таких поездок, стоят любых затрат.

Тем не менее, на такие экскурсии могут попасть и другие хабаровчане. Как я уже сказала, у нас с октября работает социальное такси. Оно обслуживает инвалидов 1 группы, инвалидов-детей в сопровождении родителей и инвалидов 2 группы по зрению. Для этих людей со всего города мы можем организовать такие экскурсии, но им придется заплатить за социальное такси. Поедут они обязательно в сопровождении социального работника.

А, кроме того, воспользовавшись социальным такси, перечисленные граждане могут организовывать себе и индивидуальные экскурсии, например в музей или театр. Ведь в перечне объектов, на которые распространяются услуги такси, указаны учреждения досуга. Но тогда еще придется заплатить за входной билет. А в составе нашей группы — только если мы договоримся о бесплатной экскурсии.

Введение


Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.

Социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т.е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку.

Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц.


1. Основные понятия и виды социального туризма


В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. №132-ФЗ сказано: «туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».

Другими словами, социальный туризм - это любой вид туризма (познавательный, курортный, экологический, сельский и т.д.), расходы на который полностью или частично оплачиваются туристу из финансовых источников, предназначенных на социальные нужды.

В целом социальный туризм рассматривается как экономическая категория и в большинстве законов различных государств этот вид туризма причисляется к приоритетным. Российский закон дает социальному туризму третью степень приоритета после внутреннего и въездного направлений туризма.

Процитированная из федерального закона формулировка - пока единственная в отношении именно социального туризма. Но до сих пор в нашей стране не разработан регламентирующий документ, который бы определял механизм получения от государства полагающееся по закону вспомоществование из бюджетных средств, предусматриваемых на социальные нужды. Нет и конкретного определения, кто из туристов, на какие свои путешествия, где и когда может получить финансовую поддержку от государства на эти цели.

Главная цель социального туризма - создание условий для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, школьникам, молодежи и любым иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные организации оказывают социальную поддержку.

На примере ряда цивилизованных стран мы видим, что социальный туризм развивается в виде «ассоциативного туризма», организаторами которого являются профессиональные союзы туристских компаний и ассоциации социального туризма. Основной задачей социального туризма стала организация дешевых поездок для людей с низкими доходами. Немалую роль в развитии социального туризма сыграли и муниципальные органы власти, создавая для этого не только экономические условия (предоставление социально ориентированному турбизнесу льгот на землю, льгот в части налогообложения и др. преференции), но и инфраструктурные, в первую очередь, ориентированные на людей с ограниченными физическими возможностями. Именно поэтому в странах Европы туризм для этой категории граждан - обыденное явление. Свои услуги в этой сфере предлагают множество турфирм, имеющих разнообразные специализированные туристские программы и экскурсии для инвалидов. Экономически выгодному развитию социального туризма способствует не наличие отдельных единичных инфраструктурных элементов, а созданная целеполагающая система, обеспечивающая доступ людей к полноценному отдыху, а значит и эффективному восстановлению физических и духовных сил.

Так, например, в Германии в целях развития культурно-познавательного туризма все места досуга обустроены с учётом потребностей маломобильных граждан. В музеях и театрах, как правило, имеются кресла-коляски, которыми могут воспользоваться инвалиды. Большое внимание «доступному» культурно-познавательному туризму уделяется и в Испании. Британские турфирмы, предлагающие социальные туры провели инспекцию в Барселоне и признали ее одним из лучших туристских направлений в мире с этой точки зрения. Недавно был создан специальный сайт «Доступный туризм», содержащий все сведения о соответствующих поездках в Каталонию. Там можно найти подробную информацию о 19 турмаршрутах, на которых созданы необходимые условия для приема инвалидов и людей пожилого возраста.

В Финляндии находится целая «гроздь» малых фирм, предлагающих услуги по организации водного туризма для инвалидов на прогулочных судах, куда могут подняться люди на инвалидных креслах.

Во Франции, наибольшее распространение получила такая форма социального туризма, как сельский туризм . Ассоциация социального туризма, развивающая это направление, владеет объектами отдыха и, предлагает их за небольшую плату своим пайщикам. Недорогой отдых на природе востребован круглый год, в том числе и молодёжью.

В Австрии наибольшее развитие получил спортивно-развлекательный туризм . Горный курорт Тироль вошел в число самых приспособленных для инвалидных колясок районов Европы. Люди, нуждающиеся в специальных средствах передвижения, получили возможность не просто беспрепятственно гулять по улицам Тироля и осматривать достопримечательности, но и подниматься на определенные горные высоты и, что самое ценное, заниматься всеми, доступными для них активными видами спорта на базах отдыха. Те, кто уже опробовал новую технику, утверждают, что инфраструктура Тироля действительно стала доступной и благоприятной для всех категорий туристов.

Мировой опыт убеждает - массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличивает занятость населения, привлекает инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. Благодаря туризму повсюду в мире государства богатеют, поддерживая эту сферу законодательно выверенной политикой.

В современной России развитие социального туризма возможно пока только через государственное регулирование, поставив во главу угла общедоступность туризма внутри страны. Социальные туры сегодня предлагаются за счет бюджетных средств для детей-сирот, детей из малообеспеченных семей, инвалидов и ветеранов. С учетом имеющихся возможностей организуются экскурсии и 2-х дневные туры по направлениям культурно-исторического и водного туризма.

В настоящее время также активизировалось направление санаторно-курортного отдыха. Часть предприятий (пансионаты, предприятия санаторно-курортного типа, туристские базы, детские оздоровительные лагеря) вновь возвратилась к практике дотаций на организованный отдых работников и членов их семей. Лечебно-оздоровительные учреждения представлены санаториями, домами отдыха и детскими оздоровительными лагерями. В перспективе - создание условий для социально адаптированного пляжного отдыха, отдыха на селе и участия в экологических турах.


2. Туризм для инвалидов и пожилых людей. Его роль и значение

социальный транспортный туризм инвалид

Одним из сегментов социального туризма является инвалидный туризм. Это самая крупная из неохваченных ниш российского туристского рынка. Широкий информационный доступ (СМИ, Интернет, реклама) сформировали у людей с физическими и сенсорными нарушениями устойчивый спрос к путешествиям по доступным ценам. Об этом свидетельствуют результаты зарубежного исследования, проведенного Open Doors Organization.

Так, в 2006 г. инвалиды совершили 32 млн. туристских поездок, потратив на путешествия более $13,6 млрд. ($4,2 млрд. на проживание в гостиницах, $3,3 млрд. на авиаперелеты, $2,7 млрд. на еду и напитки и $3,4 млрд. на покупки, транспорт и прочее). Такие показатели достигнуты не только благодаря созданным инфраструктурным возможностям, но и финансовой доступности социальных туров, в частности инвалидного туризма.

Также мировая практика показывает, что созданные инфраструктурные условия для инвалидов-туристов, пользуются популярностью и у людей пожилого возраста. Так, за последние 20 лет число туристов среди граждан пенсионного возраста заметно увеличилось. Сегодня наиболее активными туристами в европейских странах являются лица старше 60 лет. Это лишь подтверждает правило - наличие изобилия разнообразных туристских услуг по доступным ценам, сразу повышает платежеспособность населения при тех же его скромных, малых доходах.

В этой связи субъектам российской туриндустрии следует обратить внимание на туристов-инвалидов, направляя инвестиции в создание комфортных условий для путешествия и отдыха этой категории граждан: специально оборудовать номера в гостиницах, подготовить соответствующий персонал, организовать услугу сопровождения, создать условия для свободного передвижения (пандусы, лифты, эскалаторы) и пользования комнатами гигиены, приобрести специализированный транспорт. А самое главное разнообразить туристские предложения, применив мягкую ценовую политику.

Социальная реабилитация инвалидов является важнейшей задачей Международной Конвенции по правам инвалидов (принята на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г.), к которой Россия присоединилась в 2008 году. Ее цель - подготовка инвалидов к эффективному участию в стандартных социокультурных ситуациях, к расширению сферы самостоятельности в отношениях с окружающими.

В этой связи сегодня социокультурная реабилитация инвалидов и людей пожилого возраста рассматривается, как комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи этой категории граждан в достижении и поддержании оптимальной степени их участия во взаимодействии и коммуникации с обществом. Это наиболее полно интегрирует их в общество, обеспечивая тем самым позитивные изменения в образе жизни.

Одним из востребованных сегодня направлений социокультурной реабилитации инвалидов является туротерапия - социокультурная реабилитационная технология, в основу которой положены туристские и экскурсионные виды деятельности.

Развитие социального туризма, разработка туристских программ с учетом их доступности для людей со специальными нуждами - все это позволит создать равные возможности для осуществления права ограничено дееспособных граждан на отдых и приобщения их к культурным ценностям.


3. Основные аспекты в формировании социального туризма


На рынке туристских услуг потребителям предлагается так называемый туристский продукт (турпродукт). Комплексное понятие турпродукта включает услуги, необходимые для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия.

Турпродукт имеет цену и, по сути, является товаром, имеющим потребительскую стоимость, т.е. полезность или способность удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность турпродукта определяется его ценностью для субъекта.

Формируя социально ориентированный турпродукт, туроператор должен создать такой турпродукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т.е. привлекать массового потребителя. Принцип формирования такого турпродукта практически не отличается от формирования любого другого турпродукта. Его основу составляют: выбор туристского центра, услуги по перевозке и трансферу, услуги по размещению и питанию, экскурсионному обслуживанию. Это те условия, которые туроператор должен выполнить обязательно.

В то же время в процессе подготовки тура учитывается ряд дополнительных факторов в соответствии с пожеланиями и уровнем дееспособности людей. При организации туров для инвалидов во внимание принимаются факторы, относящиеся к их субкультуре, а именно - совокупность стереотипов поведения и ценностных ориентаций инвалидов, формы и способы их коммуникации. Важным является и степень тяжести заболевания, уровень физического состояния этих людей, что также должно учитывается и при работе с лицами пожилого возраста.

Особое внимание необходимо проявить к инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата, использующим различные ортопедические механизмы и технические приспособления для передвижения (кресла-коляски). Собственную специфику имеют и методы работы с инвалидами по зрению и слуху.

Рассмотрим основные аспекты, которые необходимо учитывать при формировании турпродукта.

Выбор туристского центра - является необходимым условием при формировании турпродукта. Выбор туристского центра, как правило, обусловлен либо потребительским спросом, имеющимся на рынке туруслуг, либо индивидуальным пожеланием клиента. Это обязательный элемент турпакета, так как без объекта интереса невозможно организовать путешествие.

При выборе туристского центра для лиц с ограниченной физической способностью, особенно для инвалидов, необходимо предусмотреть рекомендации врачей (обычно это указывается в медицинском заключении или санаторно-курортной карте), учесть климатические условия и наличие медицинских учреждений в случае необходимости оказания им экстренной медпомощи. Также необходимо учитывать протяженность маршрута, если это однодневная экскурсионная программа, или протяженность и условия переезда, если это полноценный тур. Предлагая клиенту или группе клиентов выбрать тот или иной турцентр, обязательно следует обращать его или их внимание на все вышеперечисленные факторы.

Услуги по перевозке - составляют большую часть затрат, обусловливающих стоимость турпакета. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия и наоборот. В случае формирования социально ориентированного турпродукта средство передвижения должно не только отвечать правилам (требованиям) безопасности и удобства туристов, но гарантировано предоставлять льготы по стоимости перевозки.

В соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок различают перевозки общего назначения, специального назначения и туристско-экскурсионные перевозки. К туристско-экскурсионным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в целях туристического и экскурсионного обслуживания населения при обязательном сопровождении пассажиров экскурсоводом или руководителем туристской группы. Туристско-экскурсионные перевозки могут осуществляться по определенным маршрутам, а также вне их.

Трансфер - доставка туриста от места прибытия, расположенного в туристском центре (аэропорт, гавань, вокзал), к месту размещения (гостиница), где он будет проживать, и обратно. Трансферы могут осуществляться автобусами, иногда такси, если такие услуги включены в турпакет. Поездки из гостиницы, например, в театр, в музей и обратно обычно не включаются в турпакет, если только это не предусмотрено договором обслуживания.

Услуги размещения - это услуги по обеспечению проживания в конкретном коллективном средстве размещения, которое предлагается туристским центром на время путешествия. К коллективным средствам размещения относятся гостиницы, мотели, кемпинги, турбазы, пансионаты, санатории и т.д.

Услуги питания чаще не являются отдельным элементом туристского пакета, так как в основном представляют собой часть услуг размещения. Общепринятые комбинации размещения и питания таковы:

  • размещение + завтрак (ВВ);
  • полупансион: размещение + завтрак + ужин (НВ);
  • полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин (FP).

В обычной практике туристу предоставляется возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций. Подробнее рекомендации по предоставлению услуг питания и размещения будут рассмотрены ниже.

Экскурсионное обслуживание - комплекс услуг, которые входят либо в обязательную составляющую, либо являются частью дополнительных услуг на маршруте. Это так называемая вторая составляющая тура, включающая обзорные экскурсии, посещение музеев и достопримечательностей туристского центра, прогулки на теплоходе и т.д. Если экскурсионное обслуживание является обязательной программой тура, то оно оформляется в виде туристической путевки (или ваучера) - документа, в котором гарантированы все обязательные для турфирмы и клиента услуги.

Здесь уместно напомнить, что экскурсантом является лицо, временно посетившее туристский центр на период менее 24 часов без ночевки, используя услуги экскурсовода (гида).

Безопасность туристов и экскурсантов - это важный аспект, который необходимо предусмотреть при формировании турпродукта или организации экскурсии. В туризме под безопасностью туристов понимается, прежде всего, сохранность их имущества и не нанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.

В соответствии с российским законодательством Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует об угрозе безопасности туристов в стране или месте их временного пребывания. В то же время туроператорам и турагентам, а также организациям, осуществляющим экскурсионное обслуживание, рекомендуется предварительно выяснять, какие могут возникнуть угрозы безопасности туристов и экскурсантов во время тура или экскурсии (эпидемия, существенные повреждения трассы, угроза террористических актов, неблагоприятный прогноз синоптиков, например, штормовое предупреждение и т.п.).

Важным моментом является вопрос страхования . Несмотря на то, что в России страхование носит добровольный характер, рекомендуется в обязательные туристские услуги включать страхование туристов, прежде всего, страхование жизни. Любой вид страхования оформляется страховым агентством.

В случае чрезвычайных происшествий , которые произошли с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов по территории Российской Федерации, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), туроператоры и турагенты, а также организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно проинформировать заинтересованные лица (членов семьи туриста или экскурсанта) и следующие организации:

  • федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • специализированные службы по обеспечению безопасности туризма.

Для соблюдения этого требования, предусмотренного Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», организатору тура (экскурсии), рекомендуется иметь номера телефонов вышеперечисленных организаций и контактные телефоны родственников туристов (экскурсантов).


4. Транспортное обслуживание в сфере социального туризма


В целом для социального туризма может применяться любой вид транспорта, отвечающий требованиям комфортности и безопасности. В зависимости от программы тура, используются различные его виды: автобусы туристского класса, железнодорожные и авиационные средства передвижения, речные и морские виды пассажирского транспорта, а также виды легкового автотранспорта.

В соответствии с гражданским законодательством перевозки пассажиров транспортом, предоставляемым организациям и гражданам, осуществляются по договорам или отдельным заказам. Туроператоры осуществляют перевозки по договорам.

Автобусы экскурсионного класса должны быть оснащены системой кондиционирования воздуха, аудио- и видеосистемой, анатомическими сидениями с регулируемой спинкой и отвечать самым строгим требованиям для комфортного и безопасного путешествия.

При этом необходимо учитывать, что инвалиды, которые имеют явно выраженные физические ограничения (нарушения функций опоры и передвижения, ориентации, координации), порой не могут самостоятельно пользоваться средствами технического оснащения. В этой связи рекомендуется водителю или экскурсоводу перед началом маршрута в обязательном порядке провести инструктаж о правилах безопасности во время движения автобуса, проинформировать о наличии средств его технического оснащения и проинструктировать по их применению и использованию. В случае если турист (экскурсант) не может самостоятельно использовать техническое средство, например, отрегулировать спинку пассажирского сидения или включить / выключить систему кондиционирования, его следует предупредить о том, что он может обратиться за помощью к соседу или к лицу, сопровождающему группу инвалидов.

Водитель обязан иметь аптечку, о чем также необходимо проинформировать туристов (экскурсантов).

Другую проблему составляют высокие подножки транспортных средств, узкие двери, а также отсутствие дополнительных средств безопасности и конструкций - пандусов, поручней и подъемников, что создает антикомфортные условия путешествия для лиц с ограниченной физической способностью (инвалидов и людей пожилого возраста). При посадке в автобус, выходе из него, а также при ускорении и замедлении движения транспорта, отсутствие таких средств или ограничение в оснащении ими автобуса, может привести к несчастному случаю.

Помня об этом, организаторам тура (экскурсии) при выборе автобуса следует обращать внимание на его конструкцию и оснащенность средствами безопасности.

В России на выпуске транспортных средств специального назначения для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций, в том числе инвалидов в креслах-колясках, специализируются предприятия ООО «Самотлор - НН» и Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ).

Маршрут автобуса во время проведения тура (экскурсии) должен соответствовать заранее разработанной и утвержденной схеме движения транспортного средства. Схема маршрута - это графическое изображение маршрута посредством условных обозначений, согласованное с местным или региональным (областным) отделом ГИБДД УВД.

Схема проезда по маршруту разрабатывается организатором тура (экскурсии). При этом необходимо учесть и также согласовать с ГИБДД УВД остановки автобуса вблизи объектов показа и санитарных зон, что в соответствии с Федеральным законом «Об инвалидах» является обязательным требованием.

Водитель, отправляясь по маршруту, обязан иметь путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы его транспортного средства.

Теплоходные экскурсии очень популярны в летний период времени и в отличие от автобусных и пешеходных, не вызывают особых проблем. Ровный, неторопливый темп движения, даёт достаточно времени и возможности для хорошей атмосферы общения, в том числе возможность для разнообразия программы тура, дополнив ее культурным мероприятием с участием самих инвалидов (самодеятельный концерт или кукольный спектакль, конкурс на лучшее исполнение стихотворения или рассказа и т.п.).

Для людей с ограниченными возможностями передвижения проблему на пассажирском судне могут составлять крутые трапы, тесные гальюны (туалеты), узкие проходы. Во избежание экстремальных ситуаций не рекомендуется участвовать в теплоходных экскурсиях лицам с серьезными нарушениями ориентации, инвалидам по зрению.

При осуществлению водных прогулок и круизов следует предусмотреть, чтобы посадка на теплоход и схождение с него осуществлялись при помощи трапа, оборудованного поручнями как для левой, так и для правой рук.

Перед началом путешествия необходимо для туристов (экскурсантов) провести инструктаж по технике безопасности и ознакомить с правилами нахождения пассажиров на борту судна. Также следует проинформировать о расположении мест общего пользования и наличии дополнительных услуг.

Путешествия инвалидов на борту пассажирского судна должны проходить не только при участии экскурсовода (гида), но и в обязательном порядке при участии сопровождающих лиц.


Заключение


В представленном материале акцентировано внимание туроператоров на специфику организации туров для инвалидов и лиц пожилого возраста, с учетом особенностей туристов с ограниченными возможностями по слуху, зрению, общим заболеваниям, с нарушением опорно-двигательного аппарата. В то же время, следует понимать, что этой категорией людей состав туристов социальных туров не ограничивается.

Социальная значимость любого вида туризма проявляется в духовном и физическом развитии личности через знакомство с культурой, краеведением и оздоровительном влиянии природных факторов на организм человека.

Удовлетворение потребностей человека в отдыхе, духовном развитии и восстановлении физических сил являются базовыми функциями туризма, а значит, имеют чёткую социальную направленность, поэтому к понятию «социальный», можно отнести многие виды туризма, включающие в свою сферу все социальные и возрастные группы населения. Опыт организации и проведения социальных туров необходимо распространять среди профессионалов турбизнеса, вовлекая в этот процесс как можно большее количество специалистов сферы туризма и сервисных услуг.


Список литературы

  1. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».
  2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  4. II Всероссийская конференция «Государственная политика в области развития культурно-познавательного туризма в России».
  5. Беспрепятственный туризм; Инватуризм: что это такое?/Социальный информационно-аналитический журнал «Страна и мы вместе», №3 2008 г.
  6. Зуева Г.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов. Методические рекомендации. Управление культуры администрации Белгородской области. - М.: ООО «Издательство ИМХО» 2006.
  7. Ломакин В.И. Социокультурная реабилитация инвалидов: Методические рекомендации. Министерство труда и социального развития РФ, Российский институт культурологии - М., 2008.
  8. Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма».
  9. Практическое руководство по организации сельского туризма: Методическое пособие для хозяйствующих субъектов (на примере Подольского района Московской области). - М.: Международная Туристская Академия, 2009.
  10. Чурбанова Т. Интеграция инвалидов в общество: Опыт Великобритании и США. Кубанская государственная академия физической культуры. 2008.
  11. Бастрыкина А.В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями. М., 2008. - 132.
  12. Андреева Е.Б. Социальный туризм в современной России: проблемы и перспективы развития // Вестник С
  13. ГТУ/ №2 (13) 2006. С. 120-124.
  14. Ганапольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование, М.: Физкультура и спорт, 2007 - 240 с.
  15. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2008.
  16. Юркина Н.А. Введение в специальность «Социально - культурный сервис и туризм». - М.: Инфо, 2001.
  17. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М., СПб.: Невский фонд, 2006.
Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.