Наследственное отклонение — дислексия: что это такое? Способы коррекции проблем с чтением, речью, восприятием звуков и букв. Диагноз «дислексия»: что это за заболевание, группы риска, коррекция и лечение у младших школьников Как проявляется дислексия

Эту проблему порой называют дислексией, а иногда специфической неспособностью к чтению. Оба эти выражения означают одно и то же.

Дислексия - это расстройство, вследствие которого ребенок испытывает трудности при обучении чтению, причем гораздо более серьезные, чем можно было бы предположить, исходя из его общего уровня развития. Если проблему удается устранить, купив ребенку новые очки, то это не дислексия. Если проблему удается решить, избавив ребенка от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или эмоционального расстройства, то здесь тоже речь не идет о дислексии.

Некоторые дети, страдающие дислексией, меняют местами буквы при письме или жалуются на то, что у них сильно устают глаза при чтении. Эти проблемы являются следствием дислексии, а не ее причиной. У детей зачастую и без дислексии наблюдаются те же самые явления. Многие дети в возрасте до 7-8 лет переставляют буквы - и это совершенно нормально.

Другие виды неспособности к обучению. У ребенка может отсутствовать та или иная способность, необходимая для успешной учебы. Ниже приводится краткий перечень способностей и те последствия, которые наблюдаются в случае их отсутствия.

  • Чтение . Дети должны уметь преобразовывать письменные символы (буквы или группы букв) в соответствующие звуки, а затем складывать в известные им слова. Неумение оперировать звуками лежит в основе большинства случаев дислексии.
  • Письмо . Дети должны писать буквы автоматически, не задумываясь над их начертанием. Если ребенку приходится останавливаться и задумываться над каждой буквой, темп письма существенно замедляется, а почерк получается неустойчивым. Ребенок не будет успевать выполнять письменные работы.
  • Математика . Способность оперировать простейшими арифметическими действиями - сложением и вычитанием - связана со способностью представлять предметы в пространстве и оценивать их количество. Если ребенок при этом испытывает трудности, то следствием может стать дискалькулия, то есть специфическая неспособность к математике.
  • Память . Способность запоминать включает в себя получение информации, удержание ее и выдачу в нужный момент в ответ на поставленный вопрос, например «Кто изобрел электрическую лампочку?». Проблемы на каждом из этих этапов - вводе информации, ее хранении и выводе - становятся причиной неспособности к обучению.

Существует множество других специфических способностей и навыков, которые могут представлять собой проблему. К ним относятся, например, понимание устной речи, способность систематизировать объекты, умение координировать свои движения и так далее. Часто у ребенка наблюдаются трудности в выполнении сразу нескольких из этих действий (хотя какие-то другие навыки у него могут быть развиты лучше, чем у других).

Никто из нас не бывает одинаково силен во всех областях. Если разница между теми умениями, в которых мы преуспели, и теми, которыми владеем в недостаточной мере, слишком заметна, то это, возможно, и есть то, что называется неспособностью к обучению

Дислексия является общим термином для первичного расстройства чтения. Диагноз ставится на основании оценки интеллектуальной деятельности, образовательной среды, речи и языка, медицинских и психологических данных. Лечение в первую очередь направлено на управление образованием, состоящим из инструкций по распознаванию слов и компонентов навыков.

Общепринятого определения дислексии не существует, таким образом, заболеваемость не установлена. По оценкам, 15% учеников государственных школ получают специальное инструктирование по причине проблем с чтением; около 1/2 этих детей могут иметь стойкие нарушения чтения.

Неспособность выучить языковые правила печатного языка часто рассматривается как часть дислексии. Пострадавшие дети могут испытывать трудности в определении корневых слов или основы слова, последовательности букв в словах.

Проблемы с чтением, отличные от дислексии, как правило, вызваны трудностями понимания языка или низкой когнитивной способностью. Проблемы визуального восприятия и аномальные движения глаз не являются дислексией. Тем не менее эти проблемы могут помешать дальнейшему словесному обучению.

Причины дислексии у детей

Проблемы фонетической обработки вызывают нарушения в дискриминации, объединении, запоминании и анализе звуков. Дислексия может повлиять на производство и понимание письменной речи, которая часто ограничена проблемами слуховой памяти, речи, названия или поиска слов. Основополагающие слабости устной речи также часто присутствуют.

Патофизиология дислексии у детей

Дислексия имеет тенденцию развиваться в семьях. Дети с семейным анамнезом трудностей чтения или обучения подвергаются более высокому риску. Поскольку в головном мозге людей с дислексией были выявлены изменения, эксперты считают, что она развивается преимущественно в результате дисфункций коры, вытекающих из врожденных аномалий нервной системы. Подозревают наличие поражений, влияющих на интеграцию или взаимодействие конкретных функций мозга. Большинство исследователей соглашаются, что дислексия связана с левым полушарием мозга и ассоциирована с нарушениями в областях мозга, ответственных за языковые ассоциации (область моторной речи Вернике) и выработку звуков и речи (зона Брока). Дисфункции или дефекты в угловой извилине медиальной затылочной области и правом полушарии вызывают проблемы распознавания слов. Исследования показывают некоторую пластичность систем мозга в ответ на тренировку.

Симптомы и признаки дислексии у детей

Дислексия может проявляться в виде:

  • задержки речи,
  • трудностей артикуляции,
  • трудностей запоминания названий букв, цифр и цветов.

Дети с проблемами фонематического слуха и восприятия часто испытывают трудности с соединением звуков, сегментацией слов на произносимые компоненты. Задержка или колебания в выборе слов, замена слов или названий букв и картинок часто являются ранним признаком. Распространены кратковременная слуховая память и трудности с распознаванием последовательности на слух.

Менее 20% детей с дислексией испытывают трудности с визуальным запоминанием графического изображения букв. Однако некоторые дети путают буквы и слова с похожими конфигурациями или испытывают трудности визуального выбора или идентификации буквенных моделей и кластеров (ассоциации звук-символ) в словах. Может возникнуть полная перестановка или визуальная путаница, чаще всего из-за наличия вышеперечисленных нарушений, которые приводят к забыванию или путанию названия букв и слов, имеющих одинаковую структуру; в дальнейшем d становится b, т становится w, h становится п, was (было) становится saw (пила), on (на) становится по (нет). Однако такие реверсии нормальны у детей <8 лет.

Диагностика дислексии у детей

  • Оценка чтения.
  • Оценка речи, языка и слуха.
  • Психологические оценки.

Большинство детей с дислексией не выявляют до детского сада или 1-го класса, когда они сталкиваются с символическим обучением. Дети, у которых трудности овладения языком появились в раннем возрасте, которые с трудом усваивают программу обучения в 1-м классе или они не читают на уровне, ожидаемом от их устных или интеллектуальных способностей, на любом уровне должны быть оценены. Часто лучшим диагностическим показателем является неспособность ребенка реагировать на традиционные или типичные подходы к чтению во время 1-го класса, хотя большую вариацию навыков чтения все еще можно увидеть на этом уровне. Демонстрация проблемы фонематической обработки имеет большое значение для диагностики.

Дети с подозрением на дислексию должны пройти оценки чтения, речи и языка, слуха, когнитивных и психологических особенностей для определения их функциональных сильных и слабых сторон и предпочтительных для них стилей обучения. Такие оценки могут быть запрошены у работников школ учителем ребенка или семьей на основе Закона о лицах с нарушением обучаемости (IDEA), специального закона США об образовании. Результаты оценки помогают сформировать наиболее эффективный учебный подход.

Всеобъемлющая оценка чтения проверяет распознавание и анализ слов, беглость речи, чтение или аудирование и уровень понимания лексики и процесса чтения.

Оценки речи,языка и слуха проверяют устную речь и дефицит в обработке фонем (звуковых элементов) в разговорном языке. Рецептивная и выразительная функции языка также оцениваются. Проверяются познавательные способности (например, внимание, память, мышление).

Психологические оценки направлены на эмоциональные проблемы, которые могут усугубить нарушение чтения. Собирают полный семейный анамнез психических расстройств и эмоциональных проблем.

Врачи должны убедиться, что дети имеют нормальные зрение и слух, либо при помощи скрининга во время приема,либо направив на специализированную проверку слуха и зрения. Неврологические исследования могут помочь обнаружить вторичные признаки и исключить другие заболевания (например, судороги).

Лечение дислексии у детей

  • Образовательные мероприятия.

Лечение состоит из образовательных мероприятий, в т.ч. прямого и косвенного обучения распознаванию слов и их компонентов. Прямое инструктирование включает обучение конкретным фонетическим навыкам отдельно от других инструкций чтения. Косвенное обучение включает интеграцию акустических навыков в программы чтения. Инструкция может учить чтению целых слов или целого языкового подхода или следовать иерархии навыков от произношения звуков к словам и предложениям. Затем рекомендуются мультисенсорные подходы.

Инструкция по компонентным навыкам состоит из обучения детей смешивать звуки, составляя слова, разбивать слово на части и определять расположение звуков в словах. Многим детям может помочь компьютер, который изолирует слова в тексте или обрабатывает тексты письменных работ.

Эффективность других методов лечения (например, оптометрическое обучение,тренировка восприятия, тренинг по интеграции в аудиторию) и лекарственной терапии не подтверждена, их проведение не рекомендуется.

Говоря о дислексии, важно отметить, что общепринятого определения данного заболевания на сегодняшний день не существует, между тем, Международной ассоциацией дислексии все-таки дается своя его расшифровка. Так, дислексия, симптомы которой заключаются в неспособности правильности и оперативности распознавания слов, осуществления декодирования и освоения навыков правописания, является специфической разновидностью нарушений в обучении. Данного типа затруднения имеют неврологическую природу и связаны они с неполноценностью, которой располагают фонологические компоненты языка.

Иными словами, дислексия является специфическим расстройством чтения, возникающим по причине нарушений в процессе обработки мозгом получаемых графических символов.

Общее описание

Несмотря на общность основной симптоматики, дислексия наряду с трудностями в овладении чтением не является спутником умственной отсталости и наоборот, как это не касается и нарушений зрения и слуха. Указанные состояния вызываются иными причинами, что определяет нарушение чтения в качестве неспецифических (вторичных) симптомов. Возвращаясь к дислексии, следует заметить, что она является сложным для диагностирования расстройством. При этом в процессе диагностики следует учитывать массу факторов. Фиксирование показателей чтения производится врачом, также он делает отметки и там, где проявляются нарушения чтения.

Различные тесты, которые проводит специалист, ориентированы на проверку слуха, а также способности к возможности воспроизведения речи. Проверяется также и то, каким образом ребенком лучше воспринимается информация, в устном виде (в процессе разговора) или же в тактильном (при собственноручном выполнении действий). Исследования также предусматривают заключение относительно того, насколько эффективно действуют три основные составляющие, которые включает в себя сенсорная система.

Виды дислексии

Дислексия, симптомы которой могут выражаться по-разному, в некоторых случаях определяется как «словесная слепота». Связывают ее с понижением в определенном участке мозга активности, при этом известно, что дислексия – актуальный диагноз в той или иной ее форме для людей в рамках 5-12% общего их количества. Теперь детальнее рассмотрим основные формы, в которых может проявляться данное заболевание.

  • Дислексия фонематическая. Данная форма нарушения чтения является наиболее распространенной среди школьников младших классов. Связана она с недоразвитостью функций, характерных для фонематической системы. Так, отличием одной фонемы от другой является масса смыслоразличительных особенностей (мягкость-твердость, глухость-звонкость, место и способ образования и т.п.). При изменении в слове одной из фонем (дом – ком, козы – косы и т.п.) либо же при изменении их последовательности (пила – липа), меняется смысл. При этой форме дислексии ребенком на слух смешиваются те звуки, которые отличаются по одному смыслоразличительному признаку (ж-ш, с-ш, с-ц). Кроме того, выделяют здесь также побуквенность чтения и искажение, которым наделяется звукослоговая структура (перестановка слогов и звуков, пропуск вставки, букв).
  • Дислексия семантическая. Другое ее определение звучит как «механическое чтение». В этом случае актуальным становится нарушение в понимании прочитанного (предложения, тексты, слова), при этом технически чтение является правильным. Данное нарушение провоцирует появление двух таких факторов как трудности в звукослоговом синтезе и нечеткость в представлениях относительно синтаксических связей, которые имеются в предложении (то есть слова воспринимаются при чтении в изолированном виде, что приводит к потере связи с остальными словами).
  • Дислексия аграмматическая. Наиболее частый диагноз для детей, которые располагают системным недоразвитием речи. Характеризуется эта форма дислексии следующими особенностями: изменение в падежных окончаниях, а также в числе существительных; неправильность согласований относительно падежа, числа, рода существительного с прилагательным; изменение в окончаниях глаголов, относящихся к третьему лицу в прошедшем времени.
  • Дислексия оптическая. Ее проявления заключаются в трудностях, связанных с усвоением и смешении похожих графических букв. Смешиваемые буквы могут различаться в одном лишь элементе (М – Л, З – В), кроме того, буквы могут состоять из элементов одинакового типа но при различном их расположении в пространстве (П-Н-И, Ь-Р, Г-Т).
  • Дислексия мнестическая. Данная форма возникает в виде проявлений, связанных с трудностями в усвоении букв. То есть, ребенок не понимает, какая из букв соответствует конкретному звуку.

Дислексия: симптомы

Данное заболевание, как и любое другое, имеет характерные свои симптомы и их правильнее назвать конкретными проблемами, с которыми дислектики в той или иной мере вынуждены сталкиваться. К наиболее распространенным из них относятся следующие:

  • Задержка в развитии, отмечаемая в способности писать и читать, а также в способности к запоминанию орфографии;
  • Дезорганизация;
  • Пространственная дезориентация;
  • Трудности, отмечаемые в восприятии информации;
  • Трудности, возникающие в усвоении слов;
  • Непонимание прочитанной информации;
  • Нарушение в координации, неуклюжесть;
  • Синдром, возникший на почве нехватки внимания, который в некоторых случаях проявляется в гиперактивности.

Следует отметить, что всеми симптомами дислексии являются симптомы дезориентации. Само заболевание распознать в отдельности невозможно, в отличие от дезориентации. Так, в качестве результата ориентации выступает точность восприятия обстановки, окружающей человека, в том числе и двухкамерных слов, распечатанных на бумаге. Учитывая тот факт, что печатные символы и слова ребенок не способен образно представить, его восприятие приобретает характерные пустоты. В итоге возникает непринятие окружающей реальности в том ее виде, в котором воспринимают ее другие.

К другим симптомам дислексии определяют следующие проявления, характерные для дислектиков:

  • Интеллект на высоком уровне при одновременно плохих навыках чтения;
  • Повторение ошибок, возникающее в процессе письма/чтения (пропуск, перестановка букв/слов);
  • Отсутствие способности к успеваемости в выполнении задания в отведенное на него время;
  • Трудности в письме;
  • Плохая память в целом и кратковременность слуховой памяти в частности;
  • Возможны проблемы со зрением – зачастую оно не соответствует требованиям к его характеристикам для чтения;
  • Трудности в определении низа и верха, правой и левой сторон.

Причины дислексии

На основании многочисленного ряда исследований определено, что основу дислексии составляют причины нейробиологического характера. В этом случае определенные участки мозга обладают меньшей функциональностью (в частности речь идет о задней части средней левой височной извилины). Имеются также и определенные отличия в структуре мозговых тканей. При этом, как выяснилось, дислексия является наследственно обусловленным заболеванием, что также подтверждается обнаруженными в ходе исследований генами, которые и ответственны за его появление.

Лечение дислексии

Дислексия может оставаться проблемой на протяжении всей жизни, одновременно с этим нередки случаи развития функциональных навыков чтения. Преимущественно же определенная часть дислектиков должного уровня грамотности не достигает никогда.

Особенность лечения заключается в корректировке всего учебного процесса, в том числе и в прямом/непрямом обучении распознаванию слов наряду с навыками, предусматривающими выделение компонентов в словах. В прямом обучении применяются специального типа фонетические методы, идущие в отдельности от обучения чтению. Что касается непрямого обучения, то оно предусматривает внедрение в программы по обучению чтению специального типа фонетических методов.

Применяться могут подходы, в которые входит обучение чтению выражениями и словами в целом, а также подходы, в которых используется иерархия по приобретению навыков начиная со звуковых единиц и далее, по возрастанию, слов и предложений. Дополнительно рекомендуется использование подходов с воздействием сразу на несколько видов органов чувств. Во многих случаях полезным является освоение ребенком компьютера для помощи в выделении в тексте слов либо для восприятия им слов в процессе чтения письменной речи.

Что касается иных способов лечения (оптометрический тренинг и т.п.), а также медикаментозного лечения, то их эффективность не является доказанной, более того, на этом основании использовать их не рекомендуется.

При любого типа нарушениях речи и при подозрении на дислексию в частности необходимо обратиться к логопеду.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Заболевания со схожими симптомами:

Мигрень представляет собой достаточно распространенное неврологическое заболевание, сопровождающееся выраженной приступообразной головной болью. Мигрень, симптомы которой заключаются собственно в боли, сосредотачиваемой с одной половины головы преимущественно в области глаз, висков и лба, в тошноте, а в некоторых случаях и в рвоте, возникает без привязки к опухолевым образованиям мозга, к инсульту и серьезным травмам головы, хотя и может указывать на актуальность развития определенных патологий.

Одной из самых распространенных логопедических проблем у детей младшего школьного возраста является дислексия – невозможность овладения ребенком навыками чтения и письма при сохранении его умственных способностей.

Эта проблема значительно затрудняет общее развитие, ведь без чтения невозможно получить необходимые, базовые знания для последующего обучения в школе и дальнейшей жизни. Именно поэтому такой вопрос как диагностика и способы коррекции дислексии сегодня очень актуален во всем мире.

Современные логопедические методики позволяют своевременно помочь ребенку младшего школьного возраста (если появились такие симптомы) и способствуют его дальнейшей социальной адаптации путем поэтапного устранения этого заболевания. Разработаны специальные комплексы упражнений, выполняя которые, ребенок может сначала начать читать отдельные буквы, а затем и вовсе целые слова и предложения. Регулярные занятия с логопедом, выполнение специальных упражнений позволят добиться хорошего результата коррекции дислексии у младших школьников.


Как уже упоминалось выше, дислексия – это форма логопедической патологии, которая характеризуется нарушениями чтения и письма, невозможностью ребенка овладеть данными навыками при сохранении общего умственного развития ребенка. Иными словами, это то состояние, при котором ребенок может путать отдельные слова, буквы, неправильно их писать или читать.

В младшем школьном возрасте эта проблема встречается часто – именно в этот период закладываются навыки письма и чтения и наиболее актуальны для ребенка. Именно так он узнает новую информацию и приобретает новые способности и развивает их.

В случае дислексии происходит торможение этих процессов, что, безусловно, негативно сказывается как на адаптации ребенка в детском коллективе, так и на его индивидуальном развитии.


По всем остальным навыкам ребенок нисколько не уступает сверстникам – проблема заключается лишь в письме и речи.

Изначально у школьников с дислексией начинают возникать трудности в чтении, так что на данном этапе родителям следует установить, не является ли это заболевание причиной нарушения зрения. Если проблема связана со зрением, следует отправиться вместе с ребенком на консультацию к врачу-офтальмологу, подобрать очки или линзы с необходимыми диоптриями.


Все это позволит быстро и надежно разрешить ситуацию. В противном случае, если причиной трудностей в процессе обучения, длительных нарушений чтения и письма стала дислексия, родителям ребенка необходимо своевременно обратиться к логопеду. Постепенно, занимаясь с ребенком совместно со специалистом, можно успешно устранить создавшуюся проблему.

Виды дислексии


В результате постоянной невозможности прочесть увиденное центры головного мозга, отвечающие за речевые способности и письменность, не получают достаточного количества возбуждения – нервных импульсов.

В нормальном состоянии, при отсутствии дислексии, увиденный текст стимулирует головной мозг, который автоматически узнает ранее виденное слово, и в конечном результате ребенок это слово произносит вслух.

В случае данной логопедической патологии формируется неправильный стереотип действий: ребенок не может прочесть слово, и оно не закрепляется в механизмах памяти. Именно поэтому каждый раз, снова и снова на уроках чтения у него возникают трудности с этим навыком.


Существует классификация видов дислексии, которая полностью систематизировала ее виды. Специалисты-логопеды выделяют такие разновидности данной логопедической проблемы:

  • мнестическая дислексия;
  • фонематическая дислексия;
  • семантическая дислексия;
  • аграмматическая дислексия;
  • оптическая дислексия.

Следует рассмотреть все формы заболевания отдельно.

Мнестическая


Обусловлена нарушениями памяти ребенка. Вследствие непонимания он неспособен визуально запомнить вид каждой из букв алфавита, поэтому он допускает ошибки в составлении слов, написании букв, чтении и письме.

Проблемы памяти обусловлены нарушениями ее механизмов: попросту не происходит воспроизведение, анализ и фиксация полученной информации.


Выделяют также подвид мнестической – тактильную дислексию, которая возникает у слепых детей. Ей характерны нарушения в использовании речевых символов, их неправильный подбор ребенком.

Фонематическая


Характеризуется тем, что ребенок путает похожие слова, читая их по слогам – созвучные либо же схожие по написанию между собой. Дети с этой формой логопедической патологии могут также переставлять буквы местами в похожих словах и изменять их порядок. Таким образом, для этой формы характерно нарушение фонематической системы слова.

Семантическая

В данном случае у детей не нарушено правильное чтение слов; все слова они читают правильно, однако совершенно не могут пересказать смысл только что прочитанного. Смысловая связь слов будто теряется на фоне правильного произношения и прочтения букв и слов.


Этот вид еще известен как механическое чтение. Интересная особенность, что такие дети намного лучше, нежели те, у кого другой вид дислексии, улавливают новую информацию на слух.

Аграмматическая

Этот вид характеризуется невозможностью согласования окончаний слов между собой во фразах или предложениях, которые были написаны либо произнесены ребенком. Например: “высокий дерево”, “холодный вещь”, “маленькое тетя” и т.д.

Оптическая

Для нее характерно нарушение пространственного восприятия отдельных букв или слогов: ребенку трудно отличать схожие между собой по написанию буквы. Буквы могут быть близко расположены друг к другу или состоять из похожих частей, которые по-разному расположены. Все это влечет за собой нарушения в чтении фраз и предложений, в которых выявляются такие буквы.

Причины и механизмы дислексии

Основными причинами возникновения дислексии являются нарушения метаболических процессов в головном мозге – замедление обмена веществ вследствие незначительного или длительного кислородного голодания.


Основной причиной нарушений письма и чтения в случае дислексии является функциональная недостаточность головного мозга. Если состояние мозга не критично, процесс запоминания и усвоения новой информации закрепляется в ассоциативных связях, при помощи которых в дальнейшем реализуются механизмы памяти. В случае отклонения ассоциативные связи не формируются, или их формирование затруднено. Это обуславливает все проявления дислексии: недостаток речевого общения, письма и чтения на фоне нормального общего развития.

Формирование этой дисфункции также может возникать даже после незначительного кислородного голодания мозга у ребенка − в процессе родовой деятельности либо в последнем триместре беременности. Как следствие, развивается гипоксия головного мозга во внутриутробном периоде (или послеродовом).


На развитие дислексии оказывают влияние следующие факторы:

  • Генетическая детерминированность.

Доказано, что у лиц с этой патологией в детстве риск возникновения нарушений речи и письма у их потомства проявляется в большей степени, т. е это состояние может передаваться по наследству.

  • Травматические факторы.

Родовая / черепно-мозговая травма – сотрясение головного мозга или его ушиб; они также могут обуславливать развитие этой патологии.

  • Инфекционные процессы матери во время беременности.

Определенные заболевания способны вызывать гипоксию плода, что также способствует формированию дислексии в дальнейшем.

Врожденные пороки развития центральной нервной системы – головного и спинного мозга.
Они приводят к функциональной недостаточности полушарий, периодическому или постоянному кислородному голоданию.

  • Врожденные пороки сердца.

Сердечно-сосудистая система обеспечивает трофику головного мозга и всего организма в целом. При снижении этой функции (чаще всего вследствие пороков) у ребенка могут возникнуть логопедические отклонения в дальнейшей жизни.

  • Гендерный признак.

Девочкам тоже свойственно развитие дислексии. Но установлено, что мальчики значительно чаще подвержены данному состоянию, чем девочки.

Основные симптомы


Это состояние влечет за собой особые трудности, с которыми сталкивается ребенок в младшей школе: недостаток навыков чтения и письма, безусловно, отрицательно сказывается на адаптации в детском коллективе и его психоэмоциональном состоянии. Ребенок становится капризным, неуверенным в себе, более закрытым и эмоционально подавленным.


Каждому сознательному родителю необходимо своевременно выявить дислексию у ребенка для скорейшей ее коррекции и в дальнейшем полного устранения. Однако следует помнить, что это состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями: патологией зрения, серьезными, грубыми нарушениями памяти или интеллекта, похожими по симптоматике и проявлениям.

Существует несколько признаков, по которым можно заподозрить симптомы дислексии у младших школьников или детей дошкольного возраста:

  • ребенок не понимает прочитанную информацию (буквы, фразы или предложения);
  • в том случае, если во время чтения ребенок не может прочесть определенную фразу или предложение;
  • значительные сложности или невозможность освоения навыка письма;
  • орфографические ошибки (ребенок неправильно пишет отдельные буквы, путает их местами с похожими между собой);
  • замена ребенком отдельных слогов в слове;
  • если он неправильно произносит прочитанные буквы и постоянно ошибается в чтении.

Выделяют также и другие специфические признаки:

  • у ребенка возникают значительные трудности с речью или письмом, хотя остальное развитие ребенка соответствует норме;
  • значительные трудности в освоении новой информации;
  • сложности с ориентированием в пространстве;
  • нарушения мелкой моторики;
  • обучение значительно затруднено из-за нарушений чтения или письма.

Коррекция дислексии

На данный момент разработан комплекс специальных логопедических упражнений, которые позволяют значительно улучшить речь или письмо детей-дислектиков – тех, у кого обнаружено это состояние. Однако стоит помнить о том, что невозможно абсолютно избавить ребенка от этой проблемы, ведь причиной ее служит нарушение функциональной активности полушарий головного мозга.

При помощи упражнений можно в значительной мере поспособствовать формированию ассоциативных связей, а значит, и запоминанию, усвоению и воспроизведению полученной информации. Коррекция дислексии, регулярные упражнения с родителями и логопедом могут привести к значительному прогрессу в плане навыков чтения и письма, сделав процесс обучения ребенка менее трудоемким и более эффективным.


Коррекция является наиболее эффективной на ранних этапах развития дислексии. Чем раньше была диагностирована эта логопедическая патология, тем выше вероятность успешного преодоления ее проявлений.

Коррекция дислексии у младших школьников требует определенного подхода со стороны логопеда – необходимо проведение коррекционной семантической работы. Трудности в чтении, которые возникают у детей с этой проблемой, не могут быть устранены обычными школьными методиками.


Необходимо подобрать комплекс упражнений (например, проводить тренировки со слогами слов, при помощи специального логопедического арсенала и обеспечения растягивать или замедлять звучание отдельных слов, постепенно переходя к более сложному – фразам и предложениям). Характерной трудностью для таких детей являются новые или длинные слова. Необходимо подобрать контекстные ключи, по которым они смогут запомнить значение того или иного слова.

В логопедической практике выбор комплекса упражнений зависит от вида дислексии: коррекции бывают разные.

Наиболее популярными и эффективными считаются методики Корнева и Дэйвиса.

Методика Дэйвиса

Методика Дэйвиса подразумевает концепцию переключения сознания: после выполнения комплекса упражнений ребенок овладевает новыми словами, буквами и фразами и может воссоздать их в неискаженном виде, избежав, таким образом, дисграфии – неспособности воспроизведения слов в письменном виде.

Упражнения, которые включены в методику Дейвиса:

  • способность к восприятию − позволяет воссоздавать в памяти у ребенка свои образы и применять их в дальнейшем для чтения или письма (например, упражнение «Найди слово»);
  • переключение – упражнения, позволяющие «переключить сознание» (запоминание и воспроизведение ранее сложных для усвоения слов);
  • разрядка (позволяет ребенку вовремя «разряжать» свое сознание для отдыха от процесса обучения);
  • координационные упражнения (позволяют ребенку лучше ориентироваться в пространстве);освоение новых символов, легкое прочтение фраз и предложений.

Методика Корнева подразумевает коррекцию дислексии посредством выполнения специальных тестов – речевой гимнастики:

  • тест на “рядоговорение”;
  • субтест «Повторение цифр»;
  • тест на ритмы;
  • проба или тест «Кулак-ребро-ладонь».

Стоит заметить, что вышеуказанные методики тренировок при дислексии не являются единственными – существует огромное множество упражнений, которые можно использовать для улучшения произношения слов, чтения и навыка письма у детей. Подбор комплекса индивидуальных упражнений осуществляет специалист-логопед, однако контроль их выполнения и регулярность должны быть обязанностью родителей.


Лишь в таком случае значительно увеличивается шанс на успешное преодоление трудностей обучения. В процессе коррекции поначалу дети неизбежно сталкиваются с трудностями, поэтому родителям необходимо не прекращать курс тренировок и каждый раз указывать ребенку: “Найди свои ошибки”. Только таким образом можно в конечном итоге получить хороший результат: правильную речь ребенка.

Не стоит забывать и о слуховом запоминании информации, т.к.звуки являются хорошими раздражителями для головного мозга. С их помощью навыки можно улучшить либо же закрепить (звуковые раздражители способствуют более быстрому становлению ассоциативных связей, а следовательно, и закреплению в памяти новых букв и слов). Такие формы упражнений являются не только полезными, но и высокоэффективными.

В заключение


Профилактические меры в отношении этого расстройства речи и письма должны дать хороший результат, но только с раннего детства родители должны заниматься со своим ребенком. Упражнения, преподнесенные в игровом виде, особенно хорошо усваиваются детьми: они обеспечивают правильное формирование абстрактного и логического мышления у детей в дальнейшем и являются одной из мер борьбы с этим заболеванием.

Ранняя диагностика дислексии и правильно подобранный комплекс логопедических упражнений поспособствуют лучшему усвоению школьной программы в дальнейшем, познанию новой информации, а также успешной социальной адаптации ребенка в детском коллективе.


Повторяем: у детей с дислексией совершенно не нарушено общее развитие. Все усилия родителей окупятся с лихвой: они позволят ребенку вести полноценную жизнь, в т.ч. получить качественное образование – неотъемлемую часть жизни успешного взрослого человека.

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия - расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия - нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии - мозговая дисфункция , которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга , к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС , что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга , что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать :

  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы , например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский - все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость ().
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

У многих детей часто возникают сложности в процессе обучения, связанные с неусидчивостью, гиперактивностью и другими причинами. Однако в некоторых случаях проблема с чтением и письмом возникает из-за дислексии – это уже заболевание, требующее коррекции. До сих пор нет точного определения дислексии. Согласно сайту Википедия, дислексия это нарушение чтения и письма, вызванное отклонением в развитии высших психических функций организма.

Что это за процесс? Такое нарушение возникает из-за того, что мозг дислексика не может адекватно воспринимать графические образы. В процессе чтения в работу включаются зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы, позволяющие постепенно переходить от связывания букв в слоги к объединению целых предложений в тексты и обеспечивающие понимание смысловой составляющей прочитанного. При дислексии связь этих анализаторов нарушена, что и вызывает определенные трудности в процессе чтения и письма.

Выявить эти нарушения достаточно сложно, поэтому специалисты рекомендуют родителям дошкольников пройти специальное обследование до 5 лет для того, чтобы начать коррекцию до поступления в первый класс.

Заболевание подразделяется на пять разных видов в зависимости от того, какое психическое нарушение наблюдается у пациента.

Фонематическая

Фонематическая дислексия является самой часто диагностируемой формой заболевания и возникает при поражениях функции фонематической системы.

При такой форме у ребенка возникают трудности со звуками, отличающимися следующими парами смыслоразличительных признаков: твердость и мягкость, звонкость и глухость, а также в случае со словами, в которых были переставлены слоги и, соответственно, изменен смысл (шапка – Пашка, гора – рога).

Семантическая

Эта форма дислексии характеризуется непониманием смысла отдельных слов. При этом в некоторых случаях дислексик не испытывает особых сложностей с чтением, но из-за непонимания отдельных слов он теряет понимание всего текста.

Аграмматическая

Особенность этой формы дислексии заключается в общих отклонениях развития речи и выражается в том, что ребенок путает окончания рода, падежа, числа, лица, времени и других грамматических форм. Также наблюдается отсутствие согласования между существительным и прилагательным, глаголом и местоимением и т.д.

Мнестическая

В случае когда у пациента проявляется мнестическая дислексия, возникают сложности в установлении связи между звуком и его буквенным выражением.

Оптическая

Для такой формы дислексии характерна путаница букв, графическое изображение которых похоже в некоторых элементах. Так, к примеру, буквы Г и Т состоят из одной вертикальной черты и одной горизонтальной под прямым углом первой черте. Разница в длине горизонтальной черты не так заметна при оптической дислексии у детей, поэтому они путают эти буквы.

Виды дислексии также включают в себя еще одну форму – тактильную, которая проявляется исключительно у слепых детей и выражается в неспособности определить букву, написанную при помощи шрифта Брайля.

Любые виды и проявления дислексии поддаются коррекции в той или иной степени. Важно как можно раньше выявить симптомы дислексии и причины и обратиться за помощью к специалистам, которые подберут оптимальный курс коррекции этого дефекта.

Причины

Что такое дислексия уже более понятно, поэтому теперь можно перейти к тому, что вызывает ее развитие. Причины дислексии чаще всего кроются в тяжелом протекании беременности матери. При этом основным фактором признается генетическая предрасположенность к подобным отклонениям в развитии, так что, если в семье уже были случаи этого заболевания, необходимо с раннего детства наблюдаться у логопеда.

Также дислексия часто возникает из-за поражения мозговой функции, которая развивается по следующим причинам:

  • долгие и тяжелые роды;
  • неправильное развитие пуповины;
  • обвитие плода пуповиной;
  • асфиксия при родах;
  • раннее отслоение плаценты;

некоторые заболевания матери (порок сердца, анемия и другие, перенесенный во время беременности грипп, оспа, корь и т.д.).

На развитие мозговой дисфункции могут повлиять и нарушения работы центральной нервной системы, вызванные алкогольной интоксикацией, отравлением определенными лекарственными препаратами, желтуха у младенца и другие факторы.

Стать причиной развития мозговой дисфункции могут механические повреждения плода во время родов, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания, нейроинфекции и т.д.

Все вышеуказанные факторы очень серьезны и могут принести в жизнь малыша не только дислексию, но и более серьезные заболевания (ДЦП, умственная недоразвитость и т.д.). Поэтому очень важно беречь себя во время беременности и всегда помнить о том, что внутри растет новый организм, которому очень нужно крепкое здоровье. Немаловажен и уход за малышом в первые месяцы и даже годы его жизни.

В случае если никаких травм и инфекционных заболеваний не наблюдалось, но симптомы дислексии все равно дают о себе знать, желательно как можно скорее обратиться к специалисту за консультацией.

Симптомы

Отношение к этой болезни достаточно неоднозначное. Несмотря на то что ее научное определение все-таки дает право говорить о ней как о болезни, основатель своей коррекционной методики – Рональд Д. Дейвис – называет дислексию даром, и у него на это есть свои причины.

Этот дар отличают особые положительные признаки дислексии, к которым можно отнести нестандартное мышление, богатое воображение, любознательность, развитую эрудицию, хорошую интуицию и многое другое. Более того, область профессиональной деятельности дислексика никак не ограничена.

Общественности известны многие личности, обладающие этим даром и работающие или работавшие в кино (Том Круз, Мерилин Монро), политике (Петр Первый, Джордж Буш младший), литературе (Владимир Маяковский, Ганс Христиан Андерсен), науке (Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн) и во многих других сферах деятельности человека.

Имеются, разумеется, и признаки негативного характера, которые характеризуют дислексию как заболевание. Так, признаки дислексии у детей дошкольного возраста выражаются в запоздалом развитии речи, сложностях в общении со сверстниками, трудностях запоминания значения слов и сложения слогов, а также в неуверенности при пересказах тех или иных сюжетов.

Дислексия у младших школьников включает в себя следующие симптомы:

  • вспыльчивость и неуклюжесть;
  • зеркальное написание некоторых букв или целых слов;
  • инверсированное чтение или пересказ прочитанного;
  • замена одних слов другими, близкими по смыслу или звучанию;
  • неспособность правильно запомнить точные факты;
  • трудности с определением необходимого знака арифметических действий;
  • тяжело осваиваются новые навыки и т.д.

У детей среднего и старшего школьного возраста имеются следующие признаки дислексии:

  • качество чтения гораздо ниже, чем у одноклассников;
  • проявление нежелания читать вслух или пересказывать;
  • непонятный почерк;
  • плохая память;
  • встречается неправильное ударение в словах;
  • замкнутость из-за неспособности наладить контакт с одноклассниками;
  • большое количество ошибок при чтении;
  • низкая скорость письма;
  • неспособность кратко изложить суть или обобщить материал;
  • медлительность;
  • долгая и сложная адаптация к новшествам и т.д.

У взрослых заболевание проявляется примерно так же, как и дислексия у детей. Наблюдается та же плохая память, неспособность организовать свое время, медленное чтение с ошибками, частичное нарушение письма или полная неспособность к нему, нарушенная координация и другие признаки.

Коррекция дислексии успешно проводится в любом возрасте, однако гораздо проще, если симптомы были выявлены на ранней стадии. При первых подозрениях на те или иные отклонения в развитии ребенка необходимо обратиться к врачу для обследования.

Диагностика

На начальном этапе проявления нестандартного поведения у ребенка родители еще не знают, что такое дислексия, и могут принять эти симптомы за своеобразные особенности развития малыша. В таких случаях важно посетить терапевта, который направит малыша к логопеду при наличии подозрений на дислексию.

Диагностика дислексии начинается со сбора общей информации о жизни ребенка и о протекании беременности матери. Также логопед отмечает наличие похожих заболеваний у близких родственников, возможность генетической предрасположенности к дислексии и прочую информацию об особенностях развития ребенка в первые годы жизни.

Далее специалист приступает к осмотру самого ребенка. На этом этапе отмечается работа артикуляционного аппарата, особенности произношения слогов и звуков, уровень чтения и письма, работа моторики ребенка и прочие показатели.

В заключение осмотра проводится специальный тест, включающий в себя чтение вслух, списывание текста и написание диктанта. В отдельных случаях могут потребоваться осмотры у специалистов неврологии и офтальмологии.

Если результаты осмотра и тестов показали, что у ребенка дислексия, логопед объясняет, как лечить дислексию наиболее эффективно. Посетить логопеда с этой проблемой могут не только дети, но и взрослые, которые также имеют все шансы на выздоровление при тщательной работе над своей особенностью.

Лечение

Теперь, когда ответ на вопрос «дислексия что это?» уже понятен, целесообразно рассказать о методиках лечения этого заболевания. Как правило, лечение дислексии зависит от формы ее протекания.

  • При фонематической форме дислексии делается уклон на восстановление нормального процесса звукопроизношения, а также на понимание звуко-буквенных и звуко-слоговых связей и соответствий.
  • Специальные логопедические упражнения при семантической форме дислексии направлены на расширение словарного запаса ребенка и на изучение норм грамматических категорий языка.
  • Аграмматическая дислексия корректируется при помощи обучения правильным грамматическим соответствиям и положению слова в грамматической системе языка.
  • Упражнения при мнестической форме заболевания нацелены на развитие функций слухоречевой и речезрительной памяти.
  • При оптической дислексии у детей необходимо работать над визуальным изображением букв и их соответствием звукам.

Особую методику коррекции дислексии предлагает Рональд Д. Дейвис, который сам является примером эффективности разработанной программы. Так как главным отличием дислексика от обычного человека является его дезориентация, которая и вызывает известные сложности с чтением и письмом, — необходимо устранить дезориентацию.

Для этого Дейвис вводит такие понятия, как «выключение дезориентации» и «точка ориентации». Установление последней при помощи специальных упражнений позволяет дислексику воспринимать окружающую действительность так же, как остальные люди.

Еще одной особенностью методики Дейвиса является материализация образов. Дислексику предлагается моделировать из пластилина или других материалов то, что вызывает у него трудности (буквы, слова, ситуации и т.д.), что позволяет установить точную связь между реальным объектом и его ментальной проекцией в сознании дислексика.

Коррекция дислексии по Дейвису – это не столько курс лечения, сколько программа по обучению управлением собственным даром. Дейвис учит таких же дислексиков, как и он, правильно пользоваться своими преимуществами так, чтобы не ощущать воздействие недостатков.

Дислексию не зря называют спутницей гениальности, ведь среди дислексиков множество всемирно известных ученых и артистов разного рода творчества. Однако раннее начало посещений логопеда для коррекции дара поможет ребенку избежать проблем в обучении и общении со сверстниками, а также правильно распорядиться своими задатками гения.