Напиши какими буквами обозначается мягкость согласного звука. Как обозначается на письме мягкость согласных звуков


На письме мягкость согласных (кроме всегда мягких ч и щ) в русском языке обозначается разными способами, а иногда и совсем не обозначается.
  1. На конце слова после мягкого согласного (за исключением шипящих) пишется буква ь. Например: гарь, мать, толь, медведь, шесть.
Примечание Мягкий знак после шипящих обозначает не мягкость, а определенную грамматическую форму. Например, в словах пустошь, рожь, дочь и других мягкий знак указывает, что это существительные женского рода единственного числа. В существительных мужского рода единственного числа мягкий знак после шипящих никогда не пишется: шалаш, блиндаж, врач и др.
  1. Мягкость согласного, стоящего внутри слова перед согласным, обозначается по-разному:
а) в середине слова после мягкого л перед любым согласным всегда пишется буква ь. Например: мольба, стульчик, июльский, льстить и т. д.
Примечание. В середине слова между двумя мягкими л буква ь не пишется: иллюзия.
б) В середине слова после других мягких согласных (кроме л), если дальше следует тоже мягкий согласный, буква ь, как правило, не пишется. Например: жизнь, простить, ветви, каменщик.
Примечание. Мягкий знак ь между двумя мягкими согласными ставится только для обозначения определенной грамматической формы. Например, в глаголах повелительного наклонения: встаньте, убавьте; при склонении отдельных
существительных и числительных: детьми, восьми и др.
в) В середине слова после мягкого согласного обязательно ставится буква ь, если дальше следует твердый согласный. Например: косьба, нянька, Кузьма, тесьма и т. д. Если при изменении слова
этот твердый согласный становится мягким, то буква ь все равно сохраняется. Например: при косьбе, у няньки, к Кузьме, в тесьме.
Примечание. В средине слова после шипящих буква ь ставится как разделительный знак (волчью) или для обозначения определенной грамматической формы (отрежьте - повел, накл. глагола); бреешься - 2-е л. ед. ч. глагола и др.).
  1. Мягкость согласных перед гласными в середине и в конце слова обозначается особыми способами: после мягких согласных вместо а, о, у, э пишутся буквы- я, ё, ю, е. Сравните: мал - мял, мол - мёл, пилу - пылю, у мэра (города) - мера.
Примечание. О правописании гласных после шипящих и ц см. § 44.
Упражнение 61. Прочтите приводимые ниже слова. Назовите все мягкие согласные, объясните, как обозначена их мягкость. Укажите слова, где мягкость согласных не обозначается.
Соль, медведь, лямка, учти, фонарщик, люк, июньский, пальба, восемьдесят, мельче, борьба, дельце, лед, грач, молотьба, смерть, ветви, зеленщик, кости, мальчик, корабль, кораблик, точка, пальма, вихри, кончик.
Упражнение 62. Объясните, почему в приводимых ниже словах не обозначена буквой ь мягкость выделенных согласных.
Банщик, костистый, болезни, мостик, козни, гвоздик, ночка, козлик, турбинщик, кончик, зеленщик, жизненный, возня.
Упражнение 63. Спишите предложения, подчеркивая согласные, обозначающие звуки, которые имеют пары по твердости - мягкости.
В комсомольском коллективе однообразное спокойствие было резко нарушено незначительным, как сначала показалось, происшествием: член бюро ячейки среднего ремонта КостькаФидин, курносый, с исцарапанным оспой лицом, медлительный парнишка, сверля железную плиту, сломал дорогое американское сверло. Сломал по причине своей возмутительной халатности. Даже хуже - почти нарочно (Н. Остр.).

Задачи урока:

1. Учить различать гласные первого и второго ряда в слогах, словах, предложениях.
2. Учить сравнивать согласные по твёрдости-мягкости на уровне звука, слога, слова.
3. Формировать умение выбирать гласную букву для обозначения мягкости согласного на письме.
4. Развитие навыков звукового анализа.
5. Развитие навыка работы с деформированным предложением.

Оборудование:

Для учителя: компьютерная презентация, изображения сказочных героев, цветные шарики со слогами, карточки со словами для предложений.

Для учащихся: рабочие тетради, карточки с заданием.

I.Организационный момент.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Начинаем урок обучения грамоте.

II. Введение в тему.

Мы с вами уже многое умеем и знаем. Поэтому именно к нам обратился за помощью один очень известный сказочный герой. Он очень не любит учиться. Говорит, что умеет кушать, на улице играть. А больше ему ничего не надо.

Он не знает ничего…
А вы знаете его…
Мне ответьте без утайки-
Кто в гостях у нас? (Незнайка) (2 слайд)

Незнайка на уроке писал предложения под диктовку и не справился с заданием. Умница Знайка ни одного балла ему за работу не поставил.

Внимательно прочитайте предложения, посмотрите на ошибки..Подумайте, какой материал не усвоил Незнайка? Чего он не знает? (3 слайд)

Незнайка не научился использовать гласные буквы для смягчения согласных звуков. Поможем Незнайке?

Мы должны заработать 5 баллов для Незнайки, выполнив 5 сложных заданий.

III. Сообщение темы урока.

Итак, тема урока «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами».

Повторим и закрепим то, чему научились на последних уроках обучения грамоте. (4 слайд)

IV Чистописание.

л лл л
ло ле ла лы лю ли

Повторим написание строчной буквы л, соединение буквы л с другими буквами.

На какие две группы можно разделить слоги? (слоги с твёрдыми согласными и мягкими согласными).

Отметьте синим цветом твёрдые согласные в слогах, зелёным цветом- мягкие согласные.

V. Работа по теме урока.

1) — Посмотрите внимательно на таблицу букв. Назовите те буквы, которые используются для смягчения согласных. Будьте внимательны. (5 слайд)

Для смягчения согласных используем гласные второго ряда: Я, Е, Ю, И, Ё

2) Дифференциация твёрдых — мягких согласных в прямых слогах. (На доске изображения сказочных героев и шарики со слогами)

Первое задание для вас и Незнайки.

Помогите друзьям Незнайки – Чиполлино и Буратино- собрать разлетевшиеся шарики. Буратино должен собрать шарики со слогами, в которых твёрдые согласные звуки, а Чиполлино – с мягкими согласными звуками. (Дети выполняют задание у доски)

Молодцы! Вы справились с первым заданием. Получаете первый балл. (6 слайд)

3) Дифференциация твёрдых — мягких согласных в небольших словах.

Модели слов (7 слайд)

Составьте слова, используя гласную сначала первого ряда, затем второго ряда. Наблюдаем за значением слова.


- Вывод: От выбора гласной зависит значение слова.

Следующее задание.
- Приготовьте сигнальные карточки синего и зелёного цветов. Сигнальной карточкой покажите твёрдость или мягкость первого согласного в слове. Подумайте, какую гласную будем писать после него.

Мыл, мил, сын, семь, торт, тёрка, мишка, мышка.

Молодцы! Получаем ещё один балл за работу. (8 слайд)

4) Самостоятельная работа по вариантам (в тетради)

1 вариант записывает слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука,

2 вариант- слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. (9 слайд)

Мыл, мил, лук, люк, лист, лыжи, пенал, парта.

Проверка.

Молодцы! Заработали вместе с Незнайкой ещё один балл. (10 слайд)

VI. Физминутка.(11 слайд)

VII. Закрепление на материале предложений.

1) Работа со словами-паронимами.

Вставьте подходящее по смыслу слово. (12 слайд)

РАДЫ — РЯДЫ

Дети сажали овощи. Они старались делать ровные _______. Осенью убирали урожай. Все были _________.

НОС — НЁС

Буратино _______ золотой ключик. Он любит всюду совать свой _______.

МИШКА — МЫШКА

Кот ___________ ловил __________.

Работа выполняется детьми на карточках самостоятельно с последующей проверкой на слайде.

Молодцы! Заработали четвёртый балл. (13 слайд)

2) Зрительно-слуховой диктант.

Работа с деформированными предложениями. (карточки со словами на доске) (14 слайд)

зиме рады дети
Нины Пети и санки у
горки малыши с катались

Соберите рассыпавшиеся предложения. (Дети работают у доски)

Дети рады зиме.
У Пети и Нины санки.
Малыши катались с горки.

Запись под диктовку с предварительной подготовкой.

Самопроверка. (16 слайд)

Анализ работы.

Кто написал предложения без ошибок?

У кого 1-2 ошибки?

За эту работу вы и Незнайка заработали ещё один — пятый балл. (17 слайд)

VIII. Итог урока.

Итак, наш урок подошёл к концу. Мы помогли Незнайке разобраться в очень сложном материале. Вспомним, о чём говорили на уроке?

Какие гласные буквы смягчают согласный звук?

IX. Домашнее задание.

Текст с ошибками, который написал Незнайка в начале урока. Списать, исправив ошибки.

Душейко Оксана Юрьевна,
учитель — логопед МБС(К)ОУ «СКОШ-И для детей с ТНР»
г. Березники Пермский край

Твердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях:
1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук - [л"у]к люк , [но]с нос - [н"о]с нёс , пас[т э´]ль пастель - пос[т" э´]ль постель ;
Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые - в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна , кафе , сарделька , стресс , пюре , протез и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э].
2) на конце слова: ко[н] кон - ко[н"] конь , жа[р] жар - жа[р"] жарь ;
3) у звуков [л], [л"] независимо от их положения: во[л]нá волна - во[л"]нá вольна;
4) у согласных [c], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [н], [н"], [р], [р"] (у переднеязычных)
- в позиции перед [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"] (перед заднеязычными): гó[р]ка горка - гó[р"]ко горько , бá[н]ка банка - бá[н"]ка банька ;
- в позиции перед [б], [б"], [п], [п"], [м], [м"] (перед губными): и[з]бá изба - ре[з"]бá резьба.

В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга.

Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н"] с твердым [с], ср.: кó[н"] конь - кó[нс]кий конский , Испа[н"]ия Испания - испа[нс]кий (т.е. [н"] // [н] перед твердым). Пара ию[н"] июнь - ию´[н"с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.

Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступлений лишь замена [н] на [н"] перед [ч"] и [ш:"], ср: барабá[н] барабан - барабá[н"ч"]ик барабанчик , гó[н]ок гóнок - гó[н" ш:"]ик гонщик (т.е. [н] // [н"] перед мягким).

В соответствии со старыми нормами следовало говорить: л я´[м"к"]и лямки, [в"б"]ить вбить ; [д"в"]ерь дверь ; [с"j]ем съем ; [с"т"]енá стена . В современном произношении нет обязательного смягчения первого звука в указанных случаях. Так, слово ля´[мк"]и лямки (аналогично тря´[пк"]и тряпки , лá[фк"] и лавки ) произносится только с твердым, остальные звуковые сочетания допускают вариативность произношения.

Обозначение на письме распространяется только на случаи самостоятельной, а не позиционно обусловленной твердости / мягкости парных согласных. На буквенном уровне мягкое качество звука [н"] в словах барабанчик и гонщик графически не фиксируется.

В отличие от глухости / звонкости самостоятельная мягкость парных согласных передается не буквой, соответствующей согласному звуку, а следующей за ней буквой:
буквами и, ё, ю, я: л ик , л ёд , л юк , л язг ;

В современном языке буква е перестала обозначать мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв...те ... нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит - тесто или тест .
1) на конце слова буквой мягкий знак: ко нь, жа рь, пы ль;
2) в середине слова перед согласным буквой мягкий знак: тьма , ве сьма , ба нька .

Самостоятельная твердость парных согласных передается такими средствами:
буквами ы, о, у, а, э: лыко , лодка , лук , ласка , кара тэ;
в конце слова отсутствием мягкого знака: ко н_, жа р_, пы_ л;
в середине слова перед согласным отсутствием мягкого знака:
т_ мин , с_ мотрит , ба н_ ка .

Твердость / мягкость непарных согласных отдельного обозначения не требует. Написание и/ы , ё/о , ю/у , я/а после букв ш , ж , ч , щ , ц , соответствующих непарным, диктуется традицией: жизнь , цифра , цыпленок , ожёг , о жог , шутка , бро шюра , чашка . То же самое касается и употребления / неупотребления буквы мягкий знак в ряде грамматических форм: ро жь, заму ж _, ти шь, малы ш_, ве щь, товари щ_ , мочь, кирпич_ .