Масса мозга человека 6 лет. Мозг ребенка. Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге

Ответственные родители стремятся дать малышам не только самое необходимое для жизни, но и то, чего не имели в своем детстве, о чем мечтали по вечерам в кроватях, готовясь ко сну. Часто взрослых одолевают сомнения в правильности принятых решений и мучают вопросы, которые не должны остаться без ответов. Пристально следя за развитием и здоровьем детей, они понимают, что гармоничное физическое развитие и крепкое здоровье ребенка идут рука об руку с такими попутчиками, как масса тела и рост.

Шестилетки

Сегодня на повестке дня - шестилетки, а точнее, вес детей в 6 лет и рост по нормам, установленным Однако следует сказать: если кто-нибудь из родителей в данной статье обнаружит некоторые несоответствия среднестатистических данных с действительностью, не стоит впадать в панику. Пусть это будет всего лишь поводом обратиться к участковому педиатру, который проконсультирует и даст грамотные рекомендации.

Немного про дошколят

Известно, что период взросления ребенка, который приходится на 6 лет, очень важен. На него выпадает большое число изменений физического и психического плана. Среди них: выпадение молочных зубов, сильный скачок в росте и чрезмерный интерес к противоположному полу, формирование половой самоидентификации. Все эти процессы являются абсолютно нормальными и естественными, но в такой нелегкий временной этап ребенку очень важна родительская поддержка и внимание.

Из-за стремительного поднятия отметки на которая порой может сдвинуться вверх на 8-10 см, и формирования новой голливудской улыбки у малыша, организм работает в усиленном режиме, тратя большое количество энергии и полезных запасов. В дошкольный период следует значительно разнообразить питание малыша и не забывать, что рост и вес ребенка в 6 лет важно держать под контролем. Тем более что эти два показателя зависят друг от друга напрямую.

Вес детей в 6 лет: нормы ВОЗ

Выше было отмечено, что равнять всех детей под одну гребенку не стоит. Результатом статистики выступают данные, собранные на основании исследований, проведенных в пяти странах. Условия жизни, климат и генетические предпосылки везде разные. Показатели веса в той или иной степени отличаются у всех, поэтому общий раздел про массу тела дошколят следует разбить хотя бы по половому признаку, а именно отдельно рассмотреть средние параметры мальчиков и девочек. Для удобства восприятия ниже приведены таблицы с данными, отражающими суть вопроса про средний вес ребенка в 6 лет.

Средние показатели для девочек

Таблица показывает, что предел от 20,2 до 21,2 кг - это нормальный вес ребенка в 6 лет. Девочка с такой массой тела считается наиболее правильно и гармонично развитой. Если же происходит какое-либо отклонение от нормы в меньшую или большую сторону, то рекомендуется скорректировать питание и добавить физическую нагрузку в жизнь подрастающей красавицы.

Девочку с недостаточной массой тела следует мотивировать к спорту. Он способствует укреплению мышц, формирует характер и боевой дух. Езда на велосипеде, катание на роликовых коньках, занятия танцами, зимние забавы на санках или длительные пешие прогулки всей семьей - это далеко не полный список мероприятий, которыми можно увлечь малышню. Все эти действия способствуют хорошему настроению и правильному детскому развитию. После физической нагрузки просыпается аппетит, который и является главным помощником в наборе недостающих килограммов.

Правильное питание для детей

В рацион дошкольника должны входить полезные продукты, содержащие кальций, фосфор и витамины. Молоко, творог, рыба, мясо, фрукты, зелень и овощи считаются обязательными, а вот от сладостей - конфет и шоколада - стоит держаться подальше. Излишние вкусности и большое количество сахара вызывают чувство лени и расслабленности, а это не способствует физической активности ребенка. Родителям тех девочек, которые имеют избыточный вес, рекомендовано обратиться к эндокринологу.

Данный врач является экспертом по гормонам, которые в большинстве случаев ответственны за массу человеческого тела. Именно сбой в их матрице часто приводит к излишнему увеличению в объемах. Если проблема в этом, то она разрешится, когда гормональный фон нормализуется. Если же причины излишнего веса девочки уходят своими корнями глубоко в генеалогическое древо семьи, то главной рекомендацией остается спортивная нагрузка и правильное питание. Без сладостей, жирного, жареного и вредной пищи: чипсов, газировки, фастфуда.

Пример полезных продуктов для ребенка, представленный в виде пирамиды, поможет составить вкусное и разнообразное меню для шестилетки.

Вес мальчиков 6 лет

Рассмотрим средние показатели, установленные ВОЗ.

  1. Корректировка питания.
  2. Физическая нагрузка. Для мальчика спортивные снаряды в виде шведской стенки и турника должны быть в постоянном доступе, ведь будущему мужчине важно вырасти крепким и выносливым. Это аксиома.
  3. Обращение к эндокринологу в случае избыточного веса без видимых причин.

Все дети очень активны по своей сути, но есть один аспект, который заставляет их вести себя степенно, а порой и вовсе выбирать позицию наблюдателя. Это вес ребенка. В 6 лет мальчик достигает определенных сдвигов в физическом плане, а именно в координации. В этот период дошкольник с успехом может заниматься хоккеем, футболом, теннисом, плаванием и другими видами спорта осознанно, руководствуясь правилами.

Стоит внимательно следить за массой тела мальчика, чтобы он смог насладиться играми и спортивным куражом, а не превратиться в стороннего наблюдателя. Родительский пример очень важен для детей. Стоит устраивать семейные походы или пешие прогулки. Это не только укрепляет тело, приводя мышцы в тонус, а еще и оставляет в детской памяти счастливые воспоминания.

Вес ребенка в 6 лет: норма, установленная ВОЗ

Проведя сравнение между двумя представленными таблицами, можно сделать вывод, что средний вес мальчиков всего на 0,5 кг отличается от аналогичного для девочек. Иначе говоря, масса тела ребенка, независимо от половой принадлежности, которая колеблется в пределах 20-22 кг, считается нормой, установленной ВОЗ. Главное - следить за показателями, не пуская физическое развитие ребенка на самотек.

Нормы роста для детей 6 лет

В начале статьи было сказано, что не только вес детей в 6 лет является признаком здоровья и гармоничного развития дошкольника, но и его рост. Масса тела напрямую зависит от этого показателя, на который ориентируются доктора. Данный раздел будет посвящен этой величине, и в нем для наглядности будет приведена таблица роста детей. Показатели в приведенной сводке являются результатом исследований ВОЗ.

Эта таблица показывает, что между мальчиками и девочками в шестилетнем возрасте разница есть, но она мизерна и составляет всего 1 см, точнее - 9 мм. Получается, за основу среднего роста шестилетнего ребенка, который является нормально развитым в физическом плане, можно брать показатель, равный 115-119 см.

Нередко случается так, что некоторые дети отличается на фоне своих сверстников. Ребенок переживает, что он ниже всех в детском саду или на игровой площадке, и обращается за советом к родителям. Это может происходить не напрямую, а в бесчисленных детских вопросах, касающихся данного аспекта. Внимательная семья сумеет распознать тревогу и помочь обеспокоенному малышу. Вот некоторые рекомендации, которые помогут вытянуться ребенку:

  • Правильный режим дня. Растущему организму просто необходимо, чтобы умственная и физическая нагрузка сменялась отдыхом, поэтому стоит задуматься о грамотной организации свободного времени ребенка. Нужно приучать малыша ложиться спать ежедневно не позднее 22:00. Эта полезная привычка не только поспособствует росту, но и приучит к дисциплине.
  • С советских времен считалось, что те, кто занимается на турнике, могут похвастаться высоким ростом. Скорее всего, это просто выдумка бабушек, но в ней есть доля истины. Спорт - неотъемлемая часть правильного физического развития, без него невозможно представить крепких и здоровых детей.
  • Чистая минеральная вода и правильное питание, богатое витаминами, кальцием и клетчаткой. Стоит объяснить ребенку, что следить за питанием очень важно. Вредная еда расширит, а полезная поможет вырасти.

Несколько слов в заключение

К сожалению, современные дети предпочитают все свое свободное время посвящать компьютерным играм и сенсорным планшетам, а не скакалке и игре в мяч на улице. Малыши и подростки становятся малоподвижными, а это грозит множеством проблем, среди которых ожирение - бич 21-го века. Не допустив развития заболевания с раннего детства и приучив ребенка к спорту и правильному питанию, родители могут быть спокойны за будущее своих отпрысков. Зная вес детей в 6 лет и установленные ВОЗ, родители смогут принять правильное решение в случае разногласий с реальными показателями. Предупрежден, значит, вооружен.

Головной мозг у новорожденного относительно большой, масса его в среднем 390 г (340-430 г) у мальчиков и 355 г (330-370 г) у девочек, что составляет 12-13 % от массы тела (у взрослых примерно 2,5 %). Масса мозга по отношению к массе тела у новорожденного в 5 раз больше, чем у взрослого, и определяется отношением 1:8 (у взрослого это отношение 1:40). К концу 1-го года жизни масса мозга удваивается, а к 3-4 годам утраивается. В дальнейшем (после 7 лет) масса головного мозга возрастает медленно и к 20-29 годам достигает максимального значения (1355 г у мужчин и 1220 г у женщин). В последующие возрастные периоды, вплоть до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин, масса мозга существенно не изменяется, а после 55-60 лет отмечается некоторое уменьшение ее.

У новорожденного лучше развиты филогенетически более старые отделы мозга. Масса ствола мозга равна 10,0-10,5 г, что составляет примерно 2,7 % от массы тела (у взрослого около 2 %), а мозжечка - 20 г (5,4 % от массы тела). К 5 мес жизни масса мозжечка увеличивается в 3 раза, к 9 мес - в 4 раза (ребенок умеет стоять, начинает ходить). Наиболее интенсивно развиваются полушария мозжечка. Конечный мозг у новорожденного развит также относительно хорошо. Лобная доля большого мозга сильно выпуклая и относительно невелика. Височная доля высокая. Островковая доля (островок) расположена глубоко. До 4 лет жизни головной мозг ребенка растет равномерно в высоту, длину и ширину. В дальнейшем преобладает рост мозга в высоту. Наиболее быстро растут лобная и теменная доли.

У новорожденного на поверхности полушарий большого мозга уже имеются борозды и извилины. Основные борозды (центральная, латеральная и др.) выражены хорошо, а ветви основных борозд и мелкие извилины - слабо. В дальнейшем, по мере увеличения возраста ребенка, борозды становятся глубже, извилины между ними рельефнее. Миелинизация нервных волокон в филогенетически более старых отделах мозга начинается и заканчивается раньше, чем в более новых отделах. В коре большого мозга раньше миелинизируются нервные волокна, проводящие различные виды чувствительности (общей), а также осуществляющие связи с подкорковыми ядрами. Миелинизация афферентных волокон начинается примерно в 2 мес и заканчивается к 4-5 годам, а эфферентных волокон несколько позже, в период от 4-5 мес до 7-8 лет.

Взаимоотношения борозд и извилин с костями и швами крыши черепа у новорожденного несколько иные, чем у взрослого. Центральная борозда расположена на уровне теменной кости. Нижнелатеральная часть этой борозды находится на 1,0-1,5 см краниальнее чешуйчатого шва. Теменно-затылочная борозда лежит на 12 мм кпереди от ламбдовидного шва. Соотношения борозд, извилин мозга и швов, характерные для взрослого человека, устанавливаются у детей 6-8 лет.

Мозолистое тело у новорожденного тонкое, короткое, так как одновременно с развитием и увеличением полушарий большого мозга мозолистое тело растет преимущественно в краниальном и каудальном направлениях, располагаясь над полостью промежуточного мозга (над III желудочком). По мере развития полушарий увеличивается толщина ствола мозолистого тела (до 1 см у взрослого человека) и валика мозолистого тела (до 2 см), что обусловлено увеличением количества комиссуральных нервных волокон.


Головной мозг ребенка начинает активно развиваться еще во время его внутриутробного развития. Около 70% всего каркаса мозга формируется еще до рождения малыша, и лишь остальные 30% после. Первый год жизни является временем самых пиковых изменений. Никогда больше человек не испытает столько перемен, сколько приходится на первые 12 месяцев жизни. Большие изменения претерпевает и головной мозг ребенка.

Мозговая ткань закладывается еще в самом начале беременности, на первых ее неделях. Это период зарождения нейронов – нервных клеток, которые и осуществляют передачу сигналов. Уже после второго месяца развития внутри утробы, начинает происходить дифференцировка и разделение мозга на функциональные части. К концу беременности формируется кора головного мозга, которая по своему уровню развития и функциональных возможностей может сравниться с корой взрослого.

Формируясь, детский головной мозг проходит несколько стадий:

  • Внутриутробную;
  • Младенческую, которая имеет две подгруппы. Первая из которых соответствует возрасту 1-8 недели и ознаменована формированием функций визуализации. Ее нарушение приводит к слабому развитию нейронов;
  • Детских лет;
  • Юношества.

Каждая из стадий уникальна. На любой из них мозг претерпевает большие изменения. А значит детский возраст требует особенно трепетного и бережного отношения к ребенку ввиду того, что негативное влияние может стать причиной проблем с развитием мозга малыша.

Образуясь, мозг проходит строго определенные этапы. Изначально, вся нервная система представлена лишь пластинкой, которая шаг за шагом становится трубкой. Эта трубка дает начало мозговым пузырям. В начале их образуется 2, но постепенно число доходит до 5. Каждый пузырь – прообраз важных структур мозга взрослого. Так или иначе, первым развивается ствол мозга, переходящий в спинной, в последнюю очередь преобразования касаются коры мозга.

Образование каждого из пузырей – ответственный момент в период беременности. Ведь в будущем именно прообразы этих пузырей будут отвечать за все жизненно важные функции человеческого тела. Пузырь, дающий начало мозговому стволу, отвечает за регуляцию температуры и артериального давления, системы дыхания. Над ним располагается средний мозг, который контролирует сон и аппетит, а также двигательную активность.

Позади ствола находится мозжечок, ответственный за равновесие и координацию, а также за скорость мысли. А центральная часть – лимбическая система, отвечает за память и способность к приспособлению, эмоциональные переживания. Кора – самый эволюционно развитый участок мозга, покрывает ее сверху. Толщиной она не превышает 5 мм и осуществляет регуляцию процесса принятия решений, мышления и речи. Именно в коре сосредоточена большая часть нейронов – около 80% от общего их числа.

Образование нейронной сети детского мозга

Ввиду того, что ребенок рождается с практически сформированным головным мозгом, период его взросления сопряжен лишь с усовершенствованием исходных возможностей. Буквально каждую минуту в мозге создаются новые связи между нейронами. Словно мостики, они прокладываются между нервными клетками, что обуславливает овладение новыми навыками, получение знаний, усвоение информации. Особенно сильно укрепляется связь между ними во время первых 3 лет жизни. В итоге, в возрасте 3 лет, дети имеют мозг немного меньше объемом, нежели взрослый. Так, они отличаются массой всего на 15%.

Изначально ребенку дарован огромный запас нейронов. Их количество превышает примерно в 20 раз численность всего населения земного шара. Нейронов в человеческом мозге в 10 раз больше, чем звезд в Млечном пути. Они являются не чем иным, как ядром мозга. Связи нейронов между собой столь многообразны и многолики, что каждый из них способен связываться с 15000 себе подобных. Именно эти связи обуславливают базу мыслей человека, его разума, сознания и воспоминаний. Так, трехлетний малыш имеет около 1000 триллионов нейронных соединений.

После достижения ребенком возраста 3 лет, темп развития его мозга снижает свои обороты. Его физиологическое формирование оканчивается к возрасту 6 лет. Именно поэтому возраст 6-7 лет служит отправной точкой для школы. Ребенок физиологически становится способен к усвоению информации, адекватной мыслительной деятельности, подобной взрослой.

Влияние среды на развитие мозга ребенка

Однако стабильное развитие головного мозга требует создания определенных условий. Окружающая среда, наполненная положительными эмоциями и спокойствием, располагает к своевременному и гармоничному развитию. В таких условиях у ребенка будет легче происходить стимуляция и активизация процессов развития мозговой ткани. Первые годы жизни малыша служат ему трамплином для зарождения будущей базы приспособленности к жизни, формированию разнообразных навыков.

Задача родителей заключается не только в заботе о физическом состоянии ребенка, но и в обеспечении помощи в формировании гармоничной мозговой деятельности малыша. Благоприятными являются стимуляции с помощью различных звуков и изображений, запахов и прикосновений. Согласно исследованию научного сообщества, проведенного в 2008 году, к факторам, негативно влияющим на развитие головного мозга малыша, относят:

  • Уровень образования мамы ребенка ниже среднего;
  • Неполный состав семьи, в которой один из родителей погиб или между ними произошел развод;
  • Психические проблемы у одного из родителей или близких родственников;
  • Низкий уровень жизни семьи, бедность и нищета, нехватка денежных средств на вещи первой необходимости;
  • Жестокость или равнодушие со стороны взрослых по отношению к детям.

Если развитие ребенка сопряжено с одним или несколькими перечисленными факторами, формирование его мозга подергается некоторым деформациям и может идти с отставанием. В случае если ребенок находится в условиях жизни, сочетающим все факторы, его мозг развивается на 50-70% ниже, нежели у сверстников. Разница между ребенком, развивающимся в нормальных условиях и малышом, чье детство обременено негативными факторами, отражается на его способности к словарному выражению своих мыслей.

У таких деток, как правило, очень бедный словарный запас. Зачастую, асоциальный образ жизни родителей, приводит к тому, что малыш отстает в умственном развитии. Редко, уже в возрасте 3 лет, ребенок способен понять, что окружающая его домашняя обстановка ненормальна. Такие малыши стремятся заполнить дефицит необходимого развития общением со сверстниками в детском саду или на улице.

Немаловажную роль в формировании мозга малыша и его психики во время беременности и грудного вскармливания ребенка играет правильное питание и образ жизни матери. Поэтому так важно маме питаться полезными и известными продуктами, богатыми белками, жирами, углеводами, витаминами и минералами. Необходимо придерживаться строгой диеты, предложенной врачом, чтобы питание мамы не сказывалось отрицательно на ребенке.

Образ жизни особенно сильно влияет на образование мозговой ткани ребенка. Вредные привычки, такие как употребление алкоголя и курение, негативно воздействуют на строящийся головной мозг малыша. Его клетки испытывают угнетение, в результате чего развиваются неадекватно. Такие детки часто отстают в умственном развитии и имеют аномалии.

Факты о развитии головного мозга малышей

Обобщая вышесказанное, можно привести несколько любопытных фактов относительно развития детского мозга:

  • На первом году жизни, головной мозг деток увеличивает свои размеры примерно в 2 разаи достигает веса около 1 кг, в то время как взрослый мозг весит около полутора килограмм;
  • Вес головного мозга растет благодаря образованиюи укреплению связей между нейронами. А новые связи образуются в момент получения нового опыта ребенком. При чем важно, чтобы этот опыт был закреплен, и ребенок повторил его вновь;
  • Мозг новорожденного малыша имеет около 150-200 миллиардов нейронов, а головной мозг взрослого может похвалиться суммой, меньше примерно в 2 раза. Эти нейроны или объединяются в соединения или отмирают из-за ненадобности;
  • Новорожденный имеет более развитое миндалевидное тело, отвечающее за эмоции, по сравнению с его лобной долей, занимающейся рассуждениями. Из-за этого младенцы способны лишь показывать свои эмоции, но не управлять ими. Именно этот факт и говорит о том, что детям свойственно часто реагировать на ситуации слезами и криком. Также это служит объяснением того, почему важно вначале развить эмоциональную сферу ребенка и органы чувств, а только затем заниматься развитием его интеллектуальных возможностей;
  • Во время первых 6 месяцев жизни происходит самое активное формирование новых связей между нейронами. Более всего это влияет на цветовосприятие, первичные навыки ранней социализации, а также обоняние;
  • Самыми прочными являются нейронные связи обоих полушарий. А ползание – это самый лучший путь, чтобы синхронизировать оба полушария. По мере взросления ребенка такими средствами может стать игра на музыкальных инструментах, а также плавание;
  • Масса мозжечка новорожденного младенца составляет около 21–23 грамм. Интенсивно эта часть мозга растетв период между 5 и 11 месяцем жизни, в момент, когда малыш только учится сидеть и ходить. Так, в годик мозжечок ребенка составляет порядка 85 –95 грамм, а в 15 лет достигает около 150;
  • Занятие физической активностью увеличивает скорость химических реакций в гиппокампе, а также количество нервных клеток, что позволяет овладевать когнитивными навыками;
  • Самыми плодотворными в плане развития мозга ребенка являются первые три года его жизни. Ведь именно в этот период детки легко усваивают родной язык. Более позднее обучение менее эффективно, так темпы усвоения нового материала снижают обороты. Но это не значит, что до 3 лет только и нужно развивать способности малыша. На всем протяжении его взросления это необходимое условие для полноценного формирования мозга;
  • Момент беседы, с еще не умеющим разговаривать малышом, закладывает его основы владения языком.

Современный мир, полный статистических данных, методик, направленных на улучшение и совершенствование, позволяет составить наилучший план для развития своего ребенка. Стоит лишь прислушаться к врачам, поинтересоваться дополнительной литературой и развитие головного мозга малыша уже не представится такой трудной задачей. Следует помнить, что заложенный при зачатии геном – не полностью определяет развитие мозга. Стимулируйте своего ребенка, заинтересовывайте ко всему новому, создавайте условия для нормальной жизни, и, конечно, не забывайте позволять ему быть ребенком и радоваться детству.

September 17th, 2013 , 12:51 pm

А знаете ли вы, что 70% развития мозга ребёнка приходится на внутриутробный период? 15% - на период младенчества и ещё 15% - на дошкольные годы. Пока малыш не родился, а также в первые месяцы после рождения, то есть в период грудного вскармливания, его развитие и здоровье практически полностью зависят от питания мамы. Поэтому крайне важно, чтобы вы внимательно следили за своим рационом и помнили про ряд питательных веществ, которые особенно важны для развития мозга ребёнка.

В первый год жизни малыш растет в буквальном смысле не по дням, а по часам. За год его рост удваивается, а вес утраивается! Но еще более невероятной скорости развития в это время достигает его мозг.


Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода уже в первые недели внутриутробного развития младенца. На десятой неделе беременности мозг малыша делится на три части. У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека, а к двенадцати месяцам заканчивается окончательное формирование структуры мозга. Количество нейронов остается примерно на одном уровне до конца жизни. И с самого рождения в него заложено множество рефлексов и навыков: дыхательный, сосательный, хватательный…

С рождения нейроны мозга существуют по большей части независимо друг от друга. Задача мозга в течение первых 3 лет – установить и укрепить связи между ними. В это время клетки детского мозга создают по 2 миллиона новых связей – синапсов – в секунду! С развитием ребенка синапсы становятся более сложными, они растут подобно дереву с большим количеством ветвей и веточек.

Период с рождения до трех лет – время наивысшей активности мозга. К трем годам объем мозга ребенка составляет уже 80% от мозга взрослого человека. Увеличение объема мозга происходит за счет особых глиальных клеток: они необходимы для существования нейронов. Начиная с трех лет, начинается резкое торможение в темпах мозгового развития, а после шести лет оно практически полностью замедляется и заканчивается формирование. Способности мозга шестилетнего ребенка практически совпадают с возможностями взрослого человека!

Помните, что для гармоничного развития головного мозга малыша нужна определенная среда – насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Такая среда заставит мозг работать активнее, стимулирует его развитие. Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни. Поэтому очень важно в эти первые три года помочь формированию мозга. Ребенка должны окружать изображения, звуки, прикосновения, запахи. Всё это – стимулы, которые воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.

Адепты идей «раннего развития» – интенсивного развития способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) – уделяют этому особое внимание. По их мнению, необходимо как можно раньше приобщать малыша к различным занятиям: развивать его речь, заниматься рисованием, лепить, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Не менее важным является питание малыша. Особое значение в развитии и правильном функционировании нервной системы малыша имеют длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты, т.н. «умные липиды». К ним относятся докозагексаеновая и арахидоновая кислоты (DHA и ARA), которые должны входить в состав ежедневного рациона для «гения».

Грудное молоко не имеет точного соотношения этих жиров, так как их наличие сильно зависит от рациона кормящей мамы и насколько она употребляет продукты, содержащие их. Так, например, в молоке японских мам очень высокое количество DHA (за счет высокого потребления морепродуктов), в то время как в молоке американских мам концентрация DHA очень низка.

Источниками «Умных липидов» в рационе мамы могут служить, например, морепродукты, различные растительные масла, грецкие орехи.

Мозг человека весит от 1100 до 2000 грамм, что составляет около 2% от всей массы тела. При этом масса женского и мужского мозга разная – у сильной половины мозг «тяжелее» примерно на 100 – 150 грамм. Согласно исследованиям ученых, вес мозга также зависит от возраста человека. К примеру, у новорожденного малыша масса мозга 455 грамм. Так сколько весит мозг человека? Попробуем разобраться в этом интересном вопросе.

Сколько весит мозг взрослого человека?

Головной мозг состоит из множества нервных клеток и является одним из самых важных органов в организме. Бытует мнение, что уровень интеллекта человека зависит от массы его мозга. Однако это не более, чем миф – мозг гения вполне может оказаться меньше, чем мозг человека невысоких умственных способностей. Достаточно проследить «габариты» мозга у многих великих умов человечества. Итак, обратимся к статистике и сравним массу мозга у таких выдающихся личностей, как:

  • Уолт Уитмен – 1256 г
  • Ленин – 1340 г
  • Станиславский – 1505 г
  • Троцкий – 1568 г
  • Менделеев – 1571 г
  • Павлов – 1653 г
  • Бетховен – 1750 г
  • Есенин – 1920 г
  • Тургенев – 2012 г
  • Байрон – 2238 г

Как видим, наличие таланта или личных дарований не зависит от веса человеческого мозга. Доказано, что на уровень интеллекта влияют отдельные участки головного мозга – «серое вещество». А здесь, в свою очередь, играет решающую роль густота расположения нейронов и количество связей между ними.

Многие заболевания вполне могут спровоцировать увеличение коры головного мозга, что отразится на его массе. Наукой был зафиксирован самый огромный мозг – весом в 2850 грамм! Правда, обладателем подобного «уникума» был слабоумный человек.

Интересный факт: представители разных рас и национальностей обладают различной массой мозга. К примеру, у белорусов вес мозга составляет в среднем 1429 грамм, у русских – 1399 грамм. Если сравнить массу мозга у чернокожего американца (1223 грамма) и «среднестатистического» немца (1425 грамм), то разница между показателями составит 202 грамма.

Мозг человека весит от 1100 до 2000 грамм.

У австралийцев самый «легкий» мозг – 1185 грамм! Немного «тяжелее» мозг у азиатов – корейцев и японцев (1376 грамм и 1313 грамм соответственно).

Следует заметить, что вес мозга не является статичной величиной. С рождения и до 27 лет мозг «растет» в весе, а дальше его масса постепенно, но неуклонно снижается. За каждые 10 последующих лет человек «теряет» по 30 грамм мозга!

Сколько весит мозг слона?

Средняя масса мозга слона – от 4000 до 5000 грамм. Если сравнить с весом человеческого мозга, то у представителя самых крупных млекопитающих мозги тяжелее более, чем в два раза. Как было научно доказано, уровень интеллекта не зависит от величины мозга – в противном случае, «венцом творения» на планете был бы не человек, а слоны и киты.

Масса мозга слона - от 4000 до 5000 грамм.

Какой критерий оказывает влияние на потенциальный уровень интеллекта? Это соотношение массы мозга с общим весом тела. Наблюдение за разными видами животных показали, что животные с более высоким показателем способны лучше контролировать свое поведение. У человека соотношение веса мозга к массе тела составляет 1: 40, а вот слоны такими успехами «похвастаться» не могут – у этих огромных млекопитающих данный показатель составляет 1: 560.

Сколько весит мозг у кита?

Масса мозга кита достигает 9000 грамм.

Голубой кит является самым большим животным класса млекопитающих, когда-либо существовавшее на Земле. Действительно, длина тела кита нередко превышает 30 метров, а вес - больше 150 тонн.

Масса мозга у этого водного «рекордсмена» достигает 9000 грамм, а соотношение данного показателя к общему весу тела составляет 1: 40 000.

Сколько весит мозг и сердце голубого (синего) кита?

Интересным фактом является то, что масса сердца кита составляет от 600 до 700 кг, а мозг весит в среднем 6,8 кг. Как видим, китовый мозг легче сердца примерно в 100 раз. Зачем киту такое «большое» сердце? Дело в том, что с транспортировкой крови по сосудам такого огромного многотонного тела маленькое сердце вряд ли бы справилось.

Северный дельфин белуха также является обладателем большого мозга весом 2350 грамм. А вот у его «собрата» дельфина афалина масса мозга – всего 1735 грамм.

Мозг человека – уникальное творение природы. Ведь в общей массе тела доля мозга составляет всего 2%, а для пребывания даже в состоянии «покоя» органу требуется не менее 9% энергии, поступающей в организм. Что уж говорить при активности мыслительных процессов! Как только человек начинает «усиленно» думать, уровень потребления энергии сразу возрастает до отметки 25%. К тому же, повышенная мозговая активность нуждается в дополнительном кислородном питании. Так что во время решения логических задач или написания сочинений наш мозг «забирает» из организма до трети всего поступающего кислорода.

Теперь мы знаем, сколько весит мозг человека сам по себе, а также по отношению к мозгу некоторых животных класса млекопитающих.