Ложные воспоминания: почему не все, что мы помним, было на самом деле. Эффект Манделы или Ложная память Ложные воспоминания психология

Исследователи заставили мышей помнить, что их били по лапам электрическим током, когда они находились в небольшом изолированном пространстве, притом, что этого никогда не происходило. И всякий раз, когда исследователи помещают мышей в эту комнату, они замирают (типичная реакция всех мышей на страх).

Уже давно известно, что у людей могут формироваться ложные воспоминания. Вспомните какой-нибудь случай из вашего детства, о котором родители рассказывали так часто, что у вас сложилось впечатление, что вы детально «вспомнили» этот эпизод, даже притом, что вы, очевидно, были слишком маленьким, чтобы действительно это помнить. Или подумайте, как часто показания свидетелей оказываются неверными при обвинении человека, что позже элементарно доказывается анализом ДНК.

«Таким образом, эта ложная память – серьезная социальная проблема», – говорит Судзуми Тонегава, биолог Массачусетского технологического института и ведущий исследователь в новом эксперименте, в интервью для Popular Science. Тонегава был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине 1987 года «За открытие генетического принципа образования разнообразия антител».

Какой смысл в том, чтобы формировать ложные воспоминания у мыши? Имея возможность создавать ложные воспоминания, ученые могут изучить их более детально – изнутри, используя мышей, говорит Тонегава. В будущем такие исследования могли бы привести к лучшему пониманию того, как ложные воспоминания формируются у людей. Тем временем Тонегава и его коллеги уже использовали своих мышей, чтобы обнаружить важную вещь. На молекулярном уровне ложные воспоминания у мышей сильно походят на настоящие.

«Они действительно похожи с точки зрения основных механизмов, – говорит исследователь. – Поэтому неудивительно, что некоторые люди, несмотря ни на что, настаивают, что их ложные воспоминания верны».

Тайна создания ложных воспоминаний

Ранее исследователи создали 10-секундные искусственные воспоминания в выращенных в пробирке клетках головного мозга мыши. Другая команда ученых также создала ложные гибридные воспоминания у живых мышей. Исследователи из команды Тонегавы сделали шаг вперед, создав совершенно новую память об опасности в комнате, где мыши прежде никогда не подвергались опасности – воздействию электрического тока.

Чтобы создать поддельные воспоминания у мышей, Тонегава и его команда положились на два предыдущих исследования, одно из которых проводили они сами. Первым была оптогенетика – способ переделать генетику мыши так, чтобы некоторые клетки головного мозга стали чувствительными к лазерному свету. Вторым было исследование в лаборатории Тонегавы, опубликованное в 2012 году. Ученые смогли использовать оптогенетику, чтобы стимулировать связку клеток головного мозга, связанных с одним воспоминанием у мышей.

На сей раз команда поместила мышей в комнату, творчески названную «Среда A». Эту комнату можно считать «безопасной зоной». «Среда А» имела особые форму, запах и освещение. Исследователи зафиксировали, какие клетки в мозгах мышей были связаны с изучением «Среды А».

После этого исследователи поместили мышей в другую комнату под названием «Среда В», которая имела другие форму, запах и освещение. Они дали несколько ударов током по лапам мышей в то время, когда они были в «Среде В» (опасной зоне). В то же время исследователи использовали лазерный свет, чтобы стимулировать клетки головного мозга, связанные у мышей с безопасной зоной («Средой А»).

Это и есть рецепт создания ложных воспоминаний. Мыши замирали в страхе всякий раз, когда исследователи помещали их в «Среду А», притом, что они ни разу не получали ударов электрошока, когда были в «Среде А». Не получилось и так, что мыши стали бояться вообще всех комнат. Когда исследователи помещали их в новую зону, «Среду C», мыши не замирали, а начинали спокойно изучать пространство.

Команда ученых также провела дополнительные эксперименты, которые показали, что формирование как настоящих, так и ложных воспоминаний вызывает серию молекулярных изменений в мозге, которые очень похожи между собой. Таким образом, неудивительно, что человек не ощущает разницу между ложными и действительными воспоминаниями.

Комментарии: 1

    Дуглас Филдз

    Почему одни события в нашей жизни сохраняются в памяти надолго, а другие исчезают без следа? Исследования процессов, которые формируют развивающийся мозг, позволят ответить на этот вопрос.

    Александр Марков

    Обучение и формирование долговременных воспоминаний у животных основано на постоянном образовании новых и отмирании старых связей между нейронами мозга. Американским нейробиологам впервые удалось детально проследить за этими процессами в ходе обучения у мышей. Оказалось, что при обучении дендриты (ветвящиеся «входные» отростки нейронов) образуют множество новых веточек, количество которых коррелирует с эффективностью обучения. После окончания тренировок большая часть новых отростков постепенно атрофируется, но некоторые сохраняются на всю жизнь, что обеспечивает длительное хранение приобретенных воспоминаний и навыков.

    Программа Гордона

    Где и как хранится память в мозге? Какой объём информации может вместить человеческий мозг? О материальных носителях памяти и о механизмах памяти и забвения доктор медицинских наук Константин Анохин и доктор биологических наук Павел Балабан.

    На сколько процентов задействован наш мозг? "Только на 10", - ответит вам какой-нибудь прохожий. Оказывается, это заблуждение распространено довольно широко. Но откуда оно взялось, и что же происходит с мозгом на самом деле?

    Сергей Савельев

    Как работает память, почему люди часто запоминают ненужные вещи и забывают нужные, можно ли улучшить память?

    Светлана Ястребова

    Со школы мы слышим, что нейроны не делятся и не обновляются. Хотя первое утверждение верно, второе нельзя считать абсолютно правильным. В мозге взрослых млекопитающих, как и в других органах, есть особые стволовые клетки, которые способны при определенных условиях делиться; продуктом такого деления являются нейроны. Получившиеся нервные клетки мигрируют в одну из двух структур, где нейроны всё же обновляются, - зубчатую извилину гиппокампа или обонятельную луковицу. Сейчас, с распространением трансгенных лабораторных мышей и техники модификации генома клеток посредством вирусов, удалось не только доказать факт образования новых нейронов у взрослых животных, но и показать, как происходит их встраивание в уже готовую систему связей. И в зубчатой извилине, и в обонятельной луковице новые нервные клетки сначала образуют связи с ближайшими соседями, а уже потом «пускают отростки» к клеткам из более далекого окружения.

    Александр Марков

    Эмоционально насыщенные переживания способствуют закреплению воспоминаний о незначительных предшествующих событиях и стимулах, которые без этих переживаний были бы забыты. Американские ученые показали, что такое ретроспективное закрепление воспоминаний является избирательным. Запоминаются не все детали недавнего опыта, а лишь связанные по смыслу с обстоятельствами последующего эмоционального переживания. Полученные результаты согласуются с гипотезой «синаптических меток», предложенной в 1997 году для объяснения фундаментальных механизмов памяти.

    Наш мозг является одной из самых сложноорганизованных систем в организме. В нем содержится множество разных типов клеток. Каждая из этих клеток может образовывать несколько тысяч контактов с другими клетками. Для того, чтобы понять, как клетки обмениваются информацией, как работа этих контактов влияет на то, что мы называем памятью, обучением, воспоминаниями, целесообразно рассмотреть устройство клетки и морфологию контактов между нервными клетками, так называемых синаптических контактов.

    Медведев С. В.

    С одной стороны, это кусок студенистого вещества, часть которого - и частью которого - мы видим. С другой стороны, это невероятно сложный, практически самый сложный во Вселенной объект. Десятки миллиардов нейронов, про которые не напрасно говорят, что каждый из них столь же неисчерпаем, как и мозг, - и совсем уже невообразимо сложная сеть связей между ними.

Человеческая память постоянно приспосабливается и адаптируется так, чтобы соответствовать миру. Художник А.Р.Хопвуд создал арт-проект «Архив ложных воспоминаний», чтобы показать, насколько обманчива может быть память.
На протяжении года он собирал истории людей об их ложных воспоминаниях, которые он превратил в инсталляцию из фотографий, картин, скульптур и других предметов, напоминающих о прошлом.
Люди рассказывали художнику о самых удивительных ложных воспоминаниях: от поедания мышей до способности летать.
Один мужчина был твердо уверен, что сестра его девушки умерла на приеме у стоматолога. Он старался держать все свои визиты к дантисту в секрете, чтобы лишний раз не волновать свою подругу.
Он написал: «Однажды за ужином она сказала, что на следующей неделе собирается к стоматологу. За столом стало непривычно тихо. Моя мама нарушила тишину, сказав, что, должно быть, это сложно для нее после того, что случилось с ее сестрой».
И это далеко не редкие случаи. Нейроученые говорят, что многие из наших ежедневных воспоминаний создаются неверными, поскольку наш взгляд на мир постоянно меняется.
Уловка воображения
Известный эксперимент Элизабет Лофтус 1994 года доказывает, что ложные воспоминания создаются достаточно легко. Так, в ходе эксперимента, ей удалось убедить четверть участников в том, что они терялись в торговом центре, когда были детьми.
Целью другого подобного эксперимента, проведенного в 2002 году, было убедить участников в том, что они летали на воздушном шаре в детском возрасте. Половина из них поверила этому, увидев фотографии, которые, на самом деле, были созданы в программе Photoshop.
Данная работа была проведена Кимберли Вейд из Уорикского Университета (Британия). Художник Хопвуд попросил ее совершить полет на воздушном шаре, видео и фото этого путешествия стали частью его выставки.
«Я изучала память больше десяти лет, и все еще удивляюсь тому, как наше воображение заставляет нас верить в то, чего в действительности никогда не было, и тому, как мозг создает иллюзорные воспоминания. Причина, по которой наши воспоминания настолько податливы, заключается в том, что в мозг поступает бесконечно много информации. Наша система восприятия не создана для того, чтобы замечать абсолютно все, что происходит в окружающей нас среде. Наша память заполняет пробелы тем, что нам известно об этом мире», — говорит Вейд.
Потерянные ключи
По большей части, ложные воспоминания касаются повседневных ситуаций, которые не имеют каких-либо последствий, не считая небольших споров с партнером или другом о том, кто снова потерял ключи.
Но иногда ложные воспоминания могут привести к более серьезным последствиям. Например, если свидетельства в суде основаны на ложных воспоминаниях о преступлении. Подобные случаи не раз приводили к вынесению неверного приговора.
Кристофер Френч из Лондонского Университета «Голдсмитс» отмечает, что все мы мало осведомлены о том, насколько недостоверной может быть человеческая память. И особенно это важно в юридической и судебной сферах.
«Хотя психологи и те, кто подробно изучал вопрос ложных воспоминаний, знают об их недостоверности, идея о том, что не всегда стоит полагаться на память, все еще не учитывается в обществе. Некоторые люди до сих пор уверены, что память работает как видеокамера. Другие разделяют теорию Фрейда о подавлении воспоминаний. Она заключается в том, что если происходит что-то ужасное, человек не запоминает это событие, вытесняя его из сознания, и оно отправляется в подсознание», — говорит он.
Профессор Френч также принимал участие в арт-проекте о ложных воспоминаниях. Он надеется, что проект позволит большему количеству людей осознать, насколько воспоминания о событии могут расходиться с действительностью.
Его надежду разделяет и А.Р. Хопвуд. Он отмечает, что ему было интересно узнать, насколько твердо люди могут быть уверены в том, чего в действительности никогда не происходило.
«В нашей инсталляции были мини-портреты людей, изображающие их ложные воспоминания. Получается, что приходя на выставку, единственное, что вы узнаете о человеке, это то, чего с ним в действительности никогда не было. Это удивительный парадокс, который вдохновляет меня как художника», — говорит он.
Спастись от тигра
Исходя из результатов другого исследования, ошибки человеческого мозга иногда могут служить благой цели.
Серджио Делла Зала, когнитивный нейроученый из Эдинбургского Университета (Шотландия), говорит, что иногда ошибки мышления спасают нам жизнь. Представьте, что вы находитесь в джунглях и вдруг видите, как шевелится трава. Скорее всего, вы подумаете, что где-то поблизости тигр, и убежите.
Компьютер, например, в 99% случаев придет к выводу, что это просто ветер. Если бы мы вели себя как компьютер, то рано или поздно были бы съедены хищником.
«Наш мозг готов сделать 99 ошибок из 100, чтобы один раз спасти нас от тигра. Это так, потому что мозг – не компьютер. Он делает огромное количество неверных выводов. Ложные воспоминания – это признак здоровья мозга. Это побочный продукт правильно работающей системы памяти, в которую легко вносить поправки», — говорит профессор Делла Зала.
Оригинальная статья: Melissa Hogenboom, — Why does the human brain create false memories? BBC News, September 2013
Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: ложный воспоминания, нейронаука, нейропсихология, мозг, когнитивные способности
Источник фото: unsplash.com

Как однажды сказал Сальвадор Дали: «Разница между ложными и истинными воспоминаниями такая же, как и между фальшивыми и настоящими бриллиантами: именно фальшивые всегда выглядят реальнее и сверкают ярче».

В этих словах содержится истина, которая может помочь нам объяснить, почему мы так быстро начинаем верить в ложные сообщения о случившемся.

Идея об искажении памяти берет свое начало более сотни лет назад и связана с работами философа и психолога Гуго Мюнстерберга, который на тот момент занимал пост главы факультета психологии Гарвардского университета и президента Американской психологической ассоциации. В статье, опубликованной в газете The New York Times, Мюнстерберг писал о случае, произошедшем в Чикаго. Полиция обнаружила труп женщины, а через время задержала и обвинила в убийстве сына местного фермера. После полицейского допроса молодой человек признался в том, что убил эту женщину. Даже несмотря на то, что у него на момент убийства было железное алиби.

«Он повторял свое признание снова и снова. Но каждый раз это признание становилось богаче в деталях», — писал тогда Мюнстерберг.

В статье психолог сообщал, что с каждым новым рассказом история молодого человека становилась все более абсурдной и противоречивой – казалось, что его воображение не поспевает за тем, что человек хочет сказать. Со стороны было ясно, что он просто не мог подтвердить то, что он рассказывает.

Мюнстерберг сделал вывод, что парень просто-напросто стал жертвой «непроизвольного внушения на основе предположений», которые высказывались полицейскими во время его допроса.

…однако детальные исследования в этом направлении проводятся всего несколько последних десятилетий

К сожалению, идеи Мюнстерберга на то время показались общественности слишком радикальными, и парня в итоге неделей позже все-таки повесили. Лишь спустя несколько десятилетий идея ложных и искаженных воспоминаний будет должным образом изучена и начнет рассматриваться как фактор, способный влиять на показания.

Сегодня многие согласятся с тем, что ложные признания можно получить в ходе весьма напряженного эмоционально и физически подавляющего допроса подозреваемого. Именно об этом могут подумать те, кто посмотрит недавнюю документальную драму «Создавая убийцу» от компании Netflix, наделавшую немало шума среди американского общества. Делается ли ложное признание под сильным давлением, или человек действительно верит в то, что говорит – здесь нужно разбирать каждый случай отдельно. Однако Лофтус уверена, что оснований подозревать кого-то в том, что его воспоминания подверглись искажению и дезинформации, у вас не будет, если вы заранее не будете уверены в том, что это действительно имело место.

Однако решение этого вопроса может скрываться в нашей биологии. На это указали результаты работы южнокорейских нейробиологов из Университета Тэгу, проводивших исследование работы мозга у 11 добровольцев, имевших настоящие и ложные воспоминания. Ученые хотели понять, будут ли прослеживаться в получаемых данных какие-то характерные отличительные признаки. Людей попросили ознакомиться со списком слов, разбитых на категории. Одной из таких категорий, например, была «домашний скот». Затем их подключили к аппарату функциональной магниторезонансной томографии и начали опрашивать на предмет наличия несоответствия для той или иной категории у слов. В момент ответов исследователи пытались определить изменения в кровотоке в разных частях мозга испытуемых. Эксперимент показал, что у людей, которые были уверены в своем ответе (и ответ на самом деле оказывался верным), кровоток возрастал в районе гиппокампа – отдела мозга, играющего важную роль в консолидации памяти (перехода кратковременной памяти в долговременную). А когда участники были уверены в своих ответах, но ответы на самом деле оказывались неправильными (что происходило примерно в 20 процентах случаев), то повышение кровотока наблюдалось во фронтопариетальном отделе мозга, отвечающем за так называемое «чувство дежавю».

Объяснить данный феномен помогает теория нечетких следов

Одна из теорий, которая пытается объяснить нам, почему наш мозг может заполняться ложными воспоминаниями, носит название «теории нечетких следов». Авторами термина являются исследователи и психологи Чарльз Брейнерд и Валери Ф. Рейна. С помощью данной теории ученые попытались впервые объяснить работу так называемой парадигмы Диза-Родигера-Макдермот (Deese-Roediger-McDermott paradigm), или сокращенно DRM. Звучит на первый взгляд страшно, но на самом деле она названа в честь ее создателей, ученых Джеймса Диза, Генри Родигера и Кэтлин Макдермот, которые еще в 60-х годах предприняли попытку воспроизвести лабораторный аналог дежавю.

В исследовании DRM испытуемым предлагался большой перечень слов, к примеру: «подушка», «матрас», «кровать», «кресло», «будильник», «дрема», «ночной кошмар», «пижама», «ночник» и так далее. Все эти слова относятся к одной категории - процессу сна. Но слова «сон» нет в этом списке. Когда через некоторое время испытуемых спрашивали, было ли в списке слово «сон», большинство «вспоминали», что оно было. Конечно, полученный эффект не слишком похож на реальное дежавю, но авторы настаивали на тождестве механизмов их возникновения.

«Люди начинают «вспоминать» слова, которых на самом деле не было в списке, но они уверены в том, что они были. Этот феномен определенно можно назвать ложной памятью», — поделилась Рейна в разговоре с Business Insider.

«Это действительно очень сильный психологический феномен. Полное несоответствие действительности. Это не просто ситуация, которую можно описать словами: «Я не помню», что в свою очередь можно было бы назвать обычной забывчивостью. Здесь все гораздо сложнее: «Я точно помню то, чего на самом деле не было». И теория нечетких следов стала первой попыткой объяснить этот феномен».

Теория выделяет два типа памяти, и каждый имеет свои плюсы

Сперва ученые предположили, что феномен каким-то образом связан с построением ассоциативного ряда между словами. Однако, когда такая возможность была учтена в экспериментах, исследователи получили такие же результаты.

Теория нечетких следов, в свою очередь, раскрывает и продвигает идею существования двух типов памяти: воспроизводящей и смысловой. Когда включается воспроизводящая память, мы можем быстро, точно и в деталях вспомнить что-то из прошлого. Когда же в дело вступает смысловая, то у нас возникают лишь смутные (нечеткие) воспоминая о прошедших событиях – отсюда, кстати, и название теории.

«С возрастом мы начинаем больше полагаться на смысловую и меньше на воспроизводящую память», — говорит Рейна.

«Жизнь устроена так, что чаще всего важные вещи происходят после некоторой задержки. Например, будучи студентом, вы впитываете новые знания не просто для того, чтобы применить их сразу же на практике. Вам необходимо помнить эту информацию, так как она может пригодиться и в следующем семестре и через него, а затем и на вашем будущем месте работы. Эта информация отличается от той, которую вы можете помнить, скажем, один день или неделю. Она откладывается в ваш мозг на гораздо более долгий отрезок времени. И дело в том, что смысловая (расплывчатая) память со временем начинает доминировать над воспроизводящей (точной)».

Теория нечетких следов способна правильно предсказать драматический эффект старения наших воспоминаний, называющийся «эффектом обратного развития» (developmental reversal effect). Это означает, что когда вы взрослеете и переходите из детства во взрослую жизнь, то повышается не только эффективность вашей воспроизводящей памяти (вы можете более детально вспоминать произошедшие события), но в то же время происходит и рост доминанты смысловой памяти. На практике это означает, что с большей долей вероятности вы будете испытывать уверенность в том, что в списке имелось то или иное слово (как в примере, который описан выше), хотя на самом деле его там никогда не было, и в то же время вы при этом будете помнить весь список.

В целом это означает, что ваша память не обязательно ухудшается с возрастом. Просто ваш мозг становится более избирательным в отношении поиска подходящих смысловых значений, замедляя скорость подбора. С того момента, как эта теория была представлена, она была подтверждена в рамках более 50 других исследований другими учеными.

Ложные воспоминания не всегда проблема

Поначалу многие довольно скептически отнеслись к этой теории, объясняя это тем, что взрослые во всем превосходят детей. Но такое отношение к теории возникло, возможно, из-за того, что мы очень часто полагаемся на наш мозг, и любое предположение о том, что с возрастом его работа становится менее точной, выглядит для нас пугающей перспективой.

В реальности же, несмотря на то что у всех нас со временем проявятся ложные воспоминания, никаких проблем от этого мы испытывать не будем, считает Рейна. С эволюционной точки зрения в таком неминуемо ожидаемом всех нас переходе к смысловой памяти даже можно найти свои плюсы. Например, в рамках своих исследований Рейна обнаружила, что смысловая память помогает людям принимать более безопасные решения в вопросах принятия различных рисков.

Объяснить это помогает парадокс Алле, используемый в теории принятия решений и названный в честь экономиста и Нобелевского лауреата Мориса Алле. Парадокс можно сформулировать в виде выбора между двумя вариантами, в каждом из которых с некоторой вероятностью достаётся та или иная сумма денег. Индивидам предлагают выбор по одному решению из двух пар рискованных решений. В первом случае в ситуации A есть 100% уверенность в получении выигрыша в 1 млн франков, а в ситуации B имеется 10% вероятность выигрыша в 2,5 млн франков, 89% - в 1 млн франков и 1% - не выиграть ничего. Во втором случае тем же индивидам предлагается сделать выбор между ситуацией C и D. В ситуации C имеется 10% вероятности выигрыша в 5 млн франков и 90% не выиграть ничего, а в ситуации D 11% составляет вероятность выигрыша в 1 млн франков и 89% - не выиграть ничего.

Алле установил, что значительное большинство индивидов в этих условиях предпочтет выбор ситуации A в первой паре и ситуации C во второй. Этот результат воспринимался как парадоксальный. В рамках существовавшей гипотезы индивид, отдавший предпочтение выбору А в первой паре, должен выбрать ситуацию D во второй паре, а остановивший выбор на В должен во второй паре отдать предпочтение выбору С. Алле математически точно объяснил этот парадокс. Его основной вывод гласил, что рационально действующий агент предпочитает абсолютную надежность.

«Большинство людей скажут: погодите-ка, куча денег – это лучше, чем ничего. Это и есть главная суть в нашем случае. Смысл», — говорит Рейна.

Психолог говорит, что существование ложных воспоминаний могут заставить людей беспокоиться о том, как они якобы по-другому видят окружающий их мир, но в этом нет никакой проблемы. В отличие от реальных негативных возрастных проблем, которые могут проявляться в том числе и в виде снижения эффективности памяти, ложные воспоминания в некоторых случаях на самом деле помогают нам делать более безопасный и более осознанный выбор в тех или иных вещах. Поэтому Рейна отмечает, что не следует путать ложную память с деменцией.

«Люди не испытывают проблем со смысловой памятью. Те же студенты в среднем обладают более сильной памятью, но даже у них она может быть заполнена всевозможными ошибками и искаженными деталями, но при этом человек может даже не осознавать этого. Вся проблема крутится вокруг того, что мы почему-то привыкли думать, что обладаем идеальной памятью. Но на самом деле никто не обладает идеальной памятью. Просто наш мозг пытается заполнить те имеющиеся пробелы, которые в ней есть. И у одних это происходит эффективнее, чем у других».

Смысловая память - это лишь очередной способ, с помощью которого наш мозг показывает то, насколько он готов адаптироваться к внешнему окружению. Опять же, не стоит путать ложные воспоминания с деменцией («старческим маразмом», по-народному). Пока человек не испытывает никаких проблем, то и волноваться об этом не стоит, считает психолог.

«С возрастом у людей бывают и хорошие и плохие дни. Со временем они начинают забывать детальные подробности того, что происходило в прошлом, однако это компенсируется смысловой памятью, которая с возрастом становится все более и более эффективной», — говорит Рейна.

«Поэтому я считаю, что если не брать в расчет действительно проблемные случаи со здоровьем, то нам не следует слишком беспокоиться о том, что наши воспоминания с возрастом будут каким-то образом повреждены. Нужно исходить из того, что они никогда и не были полностью цельными».

Невероятные факты

Большинство из нас помнят интересные события своей жизни, будь то кролик Багс Банни в мире Диснея или кадры атаки террористов в Лондоне 2005 года. Мы даже помним некоторые вещи из нашего далеко детства, к примеру, в какие игры мы играли в дошкольных учреждениях.

Единственная проблема заключается в том, что ни одно из вышеперечисленного не может быть: Багс Банни не является персонажем Диснея, видеозаписи бомбардировки не существует, а мозг детей до трех лет не способен хранить долгосрочные воспоминания.

Тем не менее, простое предположение, что хранить подобного рода воспоминания – это вполне нормальное явление, возможно "зондирует" вашу память. Предположение и ожидание – это лишь два фактора, которые способствуют формированию так называемых ложных воспоминаний. Эти ошибочные воспоминания, как правило, связаны со смешением ключевых деталей, таких как время и место.

Память постоянно формируется нашими чувствами, знаниями и убеждениями, поэтому воспоминания, которые мы извлекаем, часто кажутся нам отдельными кусочками, когда-то "загруженными" в мозг. Вероятнее всего, точность – это не основная задача памяти. Так как память часто используется нами как инструмент, который помогает человеку в будущих действиях, ее реконструкция "как нам нужно" часто может привести к принятию менее обдуманных решений.

Многие мозговые процессы, ответственные за точности и неточности памяти, на самом деле могут помочь нам сохранять большие объемы информации, но за эту способность нам нужно платить. Хотя благодаря памяти мы и знаем, как приготовить себе завтрак с утра и куда ехать на работу, она может нас подвести в любой момент. Ниже представлены пять способов того, как в нашем мозгу могут сформироваться ложные воспоминания.

5. Дезинформация

Память имеет тенденцию к манипулированию собою, когда с определенными воспоминаниями вступают в контакт все больше людей. К примеру, вы только что стали свидетелем преступления. Позже вы говорите с другим очевидцем произошедших событий и читаете об этом в новостях. Далее полицейский задает вам ряд наводящих вопросов. У каждого из этих действий есть потенциал по изменению информации, которая изначально хранилась в вашем мозгу. Если другой свидетель преступления говорит о синем пиджаке преступника, этот момент может очень хорошо отложиться в ваших воспоминаниях. Кроме того, наводящие вопросы, типа "Вы видели оружие преступника?" может заставить вас полагать, что вы видели, как преступник размахивал оружием в руке, даже если на самом деле этого не было.

Используя различные формы дезинформации, исследователям удавалось "имплантировать" в мозг обычных людей ложные воспоминания абсолютно обо всем, начиная от того, что они заблудились в торговом центре, как дети, и заканчивая тем, что они стали жертвой жестокого нападения опасного животного. В таких случаях подтверждение другими делают дезинформацию еще более мощной. В одном из исследований, абсолютно невиновный ни в чем человек признался в том, что он взломал компьютер своего коллеги по работе, и даже рассказал подробности произошедшего, причем сделал признание он после того, как другой коллега отметил, что наблюдал за всем происходящим.

4. Домысливание

Не все ложные воспоминания связаны с внешними факторами, некоторые мы создаем сами. Домысливание происходит тогда, когда вы путаете детали двух абсолютно различных событий и объединяете их в одно воспоминание. Говоря о том, что вчера вечером вам ваш дядя рассказал смешной анекдот, хотя это бы ваш брат, вы наглядно демонстрируете случай домысливания. Согласно некоторым теориям памяти, домысливание является результатом ошибки "связывания" памяти отдельных частей в одно единое целое. В случае с шуткой, ваше воспоминание о шутке не было надлежащим образом связано с воспоминанием о вашем брате.

Одной из наиболее мощных форм домысливания является воображение. Называемое "инфляцией воображения", воображаемое событие, якобы произошедшее в вашем детстве, увеличивает вашу уверенность в том, что оно действительно произошло.

Аналогичным образом, наблюдение за тем, как один человек что-то делает, может заставить другого человека поверить в то, что он тоже выполняет эту задачу. В данном случае наш мозг может просто "путать" наблюдаемое действие с проделываемым. Вам наверняка доводилось сталкиваться с подобным проявлением домысливания, когда выкинув мусор, вы через какое-то время спрашиваете у близких людей, выкинули ли вы мусор.

3. Нечеткое прослеживание мысли

Если вас попросить сейчас о том, чтобы вспомнить первое и последнее предложение на предыдущей странице, вы, вероятнее всего, лишь разведете руками. Но если вас спросить об общей идее, то вы, скорее всего, сможете ответить. Эта теория памяти известна как нечеткое прослеживание мысли. Теория говорит о том, что люди фиксируют воспоминания двумя различными способами: реальные события, основанные на том, что на самом деле произошло, и личное восприятие событий, то есть собственная интерпретация человеком произошедшего. Хотя вспоминая что-то с точки зрения личного восприятия, может быть полезным, поскольку в мозгу освобождается ценное пространство. Однако, то, как человек воспринимает то или иное произошедшее событие не означает, что именно так все и происходило, а именно в результате этого и формируются ложные воспоминания.

В доказательство этой теории бы проведен эксперимент, во время которого людям произносили связанные между собой слова, такие как, к примеру, конфеты, леденцы, печенье, сахар и чай. Когда их просили повторить то, что они услышали, многие люди говорили о том, что также слышали слово "сладкий". Тот факт, что они запомнили перечень с точки зрения их общего смысла, а не каждый компонент по отдельности, говорит о том, что у них сформировалась "неточная" память.

Из-за того, что дети не обладают такими же способностями как и взрослые и не умеют извлекать общий смысл, их воспоминания иногда оказываются более точными. В общем, дети чаще опираются на те части мозга, которые склонны запоминать детали, в то время, как взрослые чаще запоминают общий смысл, поэтому взрослые люди более подвержены формированию у них ложных воспоминаний.

2. Эмоции

Любой, кто пытался вспомнить подробности неприятной ссоры, может подтвердить, что эмоции могут "нанести ущерб" памяти. Хотя хорошо известно, что сильные эмоции часто создают особенно яркие воспоминания, однако, эти воспоминания не всегда точны.

Хотя исследования показывают, что все эмоции могут расширить возможности человека по запоминанию деталей, отрицательные делают это особенно хорошо. Эмоции счастья, как правило, помогают человеку запомнить что-то в более общем смысле, уделяя меньше внимания деталям, таким образом, ложные воспоминания, связанные со счастливыми моментами, формируются чаще. Гнев же, наоборот, обладает противоположным эффектом, человек начинает сосредотачиваться на произошедшем и помнить больше подробностей.

В одном из исследований специалисты протестировали способность студентов восстанавливать информацию после просмотра телевизионного приговора О. Джея Симпсона (O. J. Simpson), который был известным игроком в американский футбол и который получил скандальную известность после того, как его обвинили в убийстве своей бывшей жены и ее друга, и который, не взирая на улики, все же был оправдан. В целом те студенты, которые считали, что приговор вынесен правильно, помнили больше, однако, часто называли те события, которых не было на самом деле. Те же студенты, которые разочаровались в решении суда, помнили меньше, но и делали гораздо меньше ошибок в пересказе деталей.

Состояние разума человека также может влиять на типы памяти, которые активируются в тот или иной момент. Так, люди, которые счастливы, более вероятно будут помнить только положительные моменты своей жизни, те же, кто серьезно опечален и вспоминает чаще всего о плохом. Если вы когда-нибудь пытались избавить себя от плохого настроения воспоминаниями о лучших временах, вы, вероятно, сталкивались с этой уловкой селективной памяти.

1. Предубеждение

Если вы склонны полагать, что все футбольные болельщики вашей средней школы были светловолосыми, а все футбольные игроки были глупыми спортсменами, вы можете быть жертвой предубеждения. Эти типы ложных воспоминаний часто возникают при реконструкции памяти: проще говоря, когда мы пытаемся вспомнить о чем-то, где наша память показывает пробелы, мы просто заполняем эти пробелы той информацией, которая, как нам кажется, подходит. Хотя эти временные реконструкции часто бывают точными, они, тем не менее, искажаются нашими нынешними знаниями, чувствами и убеждениями, а не истинными представлениями.

Ложные воспоминания, основанные на предубеждениях, обычно являются желанием уменьшить психологический дискомфорт, при этом оставляя свои мысли неизменными. В результате люди склонны полагаться на предубеждение в самых разных ситуациях. Наряду со стереотипом предубеждения, о котором упоминалось в предыдущем абзаце, исследования показывают, что люди могут говорить, что они видели и знают причину события, хотя на самом деле они видели только само событие. Люди также будут помнить о том, что они чувствовали себя определенным образом в прошлом, что будет совпадать, как правило, с тем, как они чувствуют себя в настоящем. Они даже могут говорить о том, что чувствовали себя намного хуже много лет назад, тем самым они подсознательно лучше себя чувствуют в настоящем.

Прежде чем говорить о ложной памяти, следует уяснить, что представляет из себя такой феномен человека разумного, как память.

В психологии под памятью понимают способность индивидуума запоминать все, что с ним происходит и влияет на его личность (окружающую обстановку, свои и чужие действия, существующие между ними связи), чтобы при необходимости воспроизвести полученный жизненный опыт.

Головной мозг постоянно анализирует информацию, поступающую из внешнего мира при помощи зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса, и выдает достоверные данные об окружающей среде, о том, что происходит с человеком. Когда же в процессе психологической обработки полученных сведений происходит сбой, процесс запоминания нарушается. В таком случае говорят о расстройстве памяти.

Об эффекте ложной памяти известно с древнейших времен, но вот точного объяснения такому феномену нет до сих пор. Некоторые врачи и психологи считают, что в этаком «узнавании» впервые увиденного или, допустим, услышанного психика помогает человеку адаптироваться к непривычной ситуации. Он легче, без болезненных потрясений и эмоций воспринимает новые для себя ощущения.

Ещё в начале 20 века французский врач Флоренс Арно описал вспышку ложных воспоминаний, произошедшую с ним, и назвал ее dejavu (дежавю), что в переводе означает «я это уже видел». Такие «памятные» обманы могут происходить не только со зрением, но и с другими органами чувств. Например, может показаться, что «подобное я уже слышал» или «чувствовал», хотя на самом деле это было совершенно новое незнакомое ощущение.

Изучением ложной памяти в 70-е годы прошлого века активно занималась американский психолог Элизабет Лофтус. Она пришла к выводу, что ложные воспоминания может сформировать, например, доверие к человеку, который навязывает свое предвзятое мнение к кому-либо или чему-нибудь. Отсюда недалеко до вывода, что СМИ, которым доверяет большинство людей, влияют на формирование общественного мнения.

Что это так на самом деле доказывает факт, что средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и журналы) называют четвертой властью. На том основании, что они ловко управляют сознанием человека, пропагандируя и агитируя, допустим, за того или иного кандидата какой-либо политической партии только потому, что получили за это большие деньги.

Приступы дежавю, когда человеку кажется, что в его опыте такое уже было, чаще всего проявляются у молодежи 16-18 лет и в 35-40-летнем возрасте. У молодых это связано с недостатком собственного жизненного опыта. Все новое пугает своей неизвестностью, а ложная память защищает подсознание, имитируя, что данное состояние знакомо, вот только основательно подзабылось.

В среднем возрасте приступы «я это уже видел» связаны с ностальгическими воспоминаниями о прошлом, которое нередко видится в светлых грустных тонах. По мнению психологов, такое «виденье» служит защитным механизмом от далеко не всегда приятных жизненных реалий.

Такова психология ложных воспоминаний. Мозг человека сознательно искажает реальность, чтобы защитить его от сильного нервного стресса. Иными словами, ложная память - это психологическая защита от непривычной, непредвиденной ситуации.

Важно знать! Память человека субъективна. Запоминается лучше всего только то, что в большей мере соответствует внутреннему миру личности. В процессе запоминания уживается реальность с ложными вымыслами, которые часто по прошествии времени невозможно разграничить с действительностью.

Основные причины ложной памяти


Американский писатель Марк Твен с присущим ему юмором высказался, что «Когда я был молод, то помнил абсолютно все: и то, что было, и то, чего не было. Но я старею, и скоро буду помнить лишь последнее». В этих словах можно уловить намек, что с возрастом память слабеет, и часто человек выдает за действительность события, которые на самом деле с ним не происходили.

Причины, почему психика принимает вымысел за реальность, неоднозначны. В феномене ложной памяти врачи и психологи усматривают такие факторы:

  • Неразвитая память у детей до 3-х лет . Организм ребенка только становится. Лобные доли головного мозга, отвечающие за формирование краткосрочной и долговременной памяти, недостаточно развиты. Малыш просто не может надолго запоминать информацию, а если сохраняет, так только часть (фрагмент) события. Потому воспоминания, когда уже взрослый вдруг «напрягается» и выдает, что совсем маленьким его, допустим, похитили, довольно часто недостоверны. Хотя сам человек может искренне верить, что такое произошло с ним на самом деле.
  • Психологическая травма . Например, девочку в детстве изнасиловали, она долго боялась признаться в этом, а став взрослой, решила подать в суд на насильника. Это трагическое происшествие в ее интерпретации обросло неправдоподобными фактами, когда на самом деле уже трудно отделить ложь от правды. Феномен ложной памяти тут чисто психологический. Женщина рассчитывает на жалость, что ее, допустим, близкие и знакомые пожалеют, а преступника строго осудят. Такие случаи нередко происходили в судебной практике западных стран и часто оканчивались не в пользу истицы.
  • Искаженное представление об участниках событий . Память несовершенна, часто путаются не только обстоятельства произошедшего, но и люди, участвующие в нем. В специальной литературе приводится случай, когда женщина обвинила в изнасиловании мужчину, которого увидела по телевизору. Память «перепутала» и подсунула ей ложную информацию, хотя они не были даже знакомы.
  • Плохие сновидения . Здоровый сон не оставляет следа в памяти. Тревожные грезы нередко запечатлеваются и воспринимаются как реальные. Человек зацикливается на них, ведет себя в соответствии со своими «сонными» представлениями, что может серьезно осложнить ему жизнь. Но это просто вымысел, который можно, пожалуй, охарактеризовать известной испанской пословицей, что «сон разума рождает чудовищ».
  • Искусственные ложные представления . Если сознательно внушать что-либо, можно буквально внедрить в память ложные представления. Это убедительно доказала американский психолог Элизабет Лофтус. Изучая многочисленные свидетельства очевидцев дорожно-транспортных происшествий, она пришла к выводу, что показания могут быть ложными в силу неверно сформулированного вопроса. Допустим, на вопрос «Видели ли вы, как разбилась фара?», многие отвечали утвердительно, хотя на самом деле она была цела. Дело тут в том, что уже в самом вопросе заключен ответ. И многие «покупались» на него.

Важно знать! Деятельность головного мозга не изучена досконально, потому нет абсолютно ясного ответа на вопрос, как происходит формирование ложных воспоминаний. Есть только определенные наработки специалистов, которые в некоторой мере проясняют причины возникновения в памяти мнимых образов.

Разновидности ложной памяти


Человек запоминает внешний мир при помощи зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Эти основные пять чувств лежат в основе человеческой памяти. По способу запоминания она может быть двигательной, образной, эмоциональной и словесно-логической. Все эти 4 вида находятся в тесной взаимосвязи.

Формирование ложной памяти также происходит на этому принципу. Псевдопамять только дублирует способы запоминания информации. Отсюда вывод, что ложная память может быть:

  1. Зрительной . Человек попал в незнакомую для него обстановку, но ему кажется, что, допустим, этот стол и цветы на окнах он уже видел раньше. Это успокаивает и не заставляет нервничать. Разновидностью ложной зрительной памяти следует считать эмоционально-образную, когда мнимый образ предстает в ярких тонах, что может вызвать бурную реакцию.
  2. Слуховой . Это одна из разновидностей образной памяти, когда человек реагирует на звуки. Совсем незнакомый сравнивается с ранее слышанными и идентифицируются как знакомый. В данном случае срабатывает защитный рефлекс, предохраняющий психику от нервного срыва.
  3. Обонятельной . Когда кажется, что этот запах знаком, однако на самом деле человек ранее его не ощущал. Допустим, благоухание магнолии ассоциируется с ароматом розы.
  4. Вкусовой . Ранее незнакомые вкусовые ощущения воспринимаются как известные. Например, в необычной ситуации человек впервые попробовал незнакомое растительное блюдо, а ему кажется, что ест привычную мясную пищу.
  5. Осязательной . Можно назвать памятью на чувства. Допустим, совершенно случайно прикоснулся совсем незнакомый человек, а что-то подсказывает, что знакомы уже давно, хотя такое ощущение ложное. Такое представление можно отнести к категории мнимой эмоциональной памяти.
  6. Словесно-логической . Мы читаем и запоминаем содержание книги, разговора. Оперируем своими мыслями. Воспроизводим их в беседе или споре. Однако далеко не всегда они могут быть истиной. Ярким примером тому является эффект Манделы, который можно назвать ложной коллективной памятью, когда несколько человек или группа людей вспоминает прошедшие события одинаково, хотя на самом деле они противоречат реальным историческим фактам. Тут речь о стереотипе мышления, который формируют СМИ, пропагандируя угодную властям точку зрения на те или иные события.
Если приступы псевдопамяти редки, они не оказывают большого влияния на жизнь индивида. Но если они повторяются часто, это показатель нездоровых процессов в жизнедеятельности организма, в частности головного мозга. В таком случае говорят о болезненном расстройстве памяти.

Проявления ложной памяти как расстройства психики


Когда в памяти человека преобладают ложные воспоминания, следует говорить о синдроме ложной памяти (СЛП). Он определяет все стороны жизни индивида. И это уже нарушение процессов запоминания, болезненное проявление, которое медики называют парамнезией, что в переводе с греческого означает «неправильная память». Часто наступает при нервно-психических заболеваниях, обусловленных внешними (экзогенными) факторами. И провоцируется психозами, возникающими в результате разных заболеваний внутренних органов или интоксикации организма.

К проявлениям парамнезии следует отнести такие нарушения памяти, как:

  • Ложные смутные воспоминания (псевдореминисценции) . Реальные события далекого прошлого, обычно они касаются личного жизненного опыта, воспринимаются как произошедшие в настоящем. Допустим, человек в детстве испытал жгучую обиду. Она постоянно жгла душу и привела к неожиданному болезненному эффекту: стала восприниматься как произошедшая недавно. Такие нарушения памяти проявляются при разных заболеваниях центральной нервной системы и свойственны людям зрелого возраста.
  • Неправдоподобные рассказы (контабуляция) . Тут есть определенное сходство с псевдореминисценциями. Различие лишь в том, что произошедшее в прошлом не только переносится в настоящее, но и «разбавляется» выдуманными историями. Появляются фантазии, что, допустим, пошел погулять в лес, а его украли инопланетяне. Иногда выдумки сопровождаются бредом, приступом зрительных и слуховых псевдогаллюцинаций. Встречаются у шизофреников, наркоманов, алкоголиков, при передозировке психотропных лекарственных препаратов, у страдающих старческим слабоумием.
  • Фантастические мечты (криптомнезии) . Это болезненное состояние, когда, допустим, прочитанный роман или просмотренный фильм становится неотъемлемой частью жизни. Обратный эффект: человеку кажется, что именно его жизнь была описана в книге или показана в кинокартине. Он свыкается с этой мыслью и живет в своем иллюзорном мире, считает себя его героем. Разновидностью такого психического расстройства считается жамевю - неузнавание ранее известного. Может появляться в старческом возрасте или при шизофрении.
  • Сознание «навыворот» (фантазмы) . Нафантазированные события сознание вдруг обращает в реальность. Этого на самом деле не было, но представляется, что происходило в действительности.

Важно знать! Парамнезия - это болезненное нарушение памяти. Является следствием серьезного заболевания, которое подлежит лечению и психотерапевтической корректировке.

Особенности манипуляции ложной памятью


У памяти существуют свои серые зоны. Специалисты знают об этом, недаром в последние годы разгорелись жаркие дискуссии, можно ли вмешиваться в психику человека, заставляя его вспомнить то, чего, возможно, в его жизни совсем не было. Такие манипуляции с памятью, когда вдруг «припоминается» то, чего не было в действительности, могут иметь далеко идущие последствия не только для конкретного индивидуума, но и для общества в целом.

Психике свойственно выдавать ложные «метки», которые по разным причинам (иногда искренне, а чаще лукаво) люди принимают за действительно происходившее с ними. Об этом говорят случаи из жизни известных людей. Например, Мерилин Монро часто вспоминала, что в 7 лет была изнасилована. Вот только имя насильника каждый раз называла иное.

Немецкая кинодива Марлен Дитрих тоже любила рассказывать об изнасиловании в 16 лет учителем музыки. И даже называла его имя. Но журналисты выяснили, что в ее школьные годы тот даже не проживал в Германии.

Вполне вероятно, что и Мерилин Монро, и Марлен Дитрих свято уверовали в свои истории и воспринимали их серьезно. Тогда это не что иное как фантазм, разновидность парамнезии. А возможно, они просто лукавили. Общество сочувствуют людям, потерпевшим от насилия. У знаменитых прекрасных женщин жизнь оказалась такой несчастливой! Можно только искренне посочувствовать и пожалеть их.

Это один из феноменов ложной памяти. С другой стороны, она может спровоцировать ненависть и даже разлад между близкими. Известны случаи, когда уже взрослые дети обращались в суд, обвиняя своих родителей, что они жестоко обращались с ними в детстве. На этой почве происходили скандалы. Родители обвиняли детей, что все это выдумки. Близкие люди расставались врагами.

Так можно ли человека заставлять вспоминать свое прошлое? Психотерапевт может подтолкнуть припомнить «уплывшие» из сознания мельчайшие детали давно случившегося. А нужно ли это по прошествии многих лет, и точны ли такие воспоминания? Зачем вторгаться в психику человека, ведь никто из специалистов толком не знает, какой вред может принести манипулирование с памятью.

Замечено, если постоянно внушать человеку какую-либо ложную мысль, она, в конце концов, станет восприниматься как правдивая. Этим уже давно пользуются политтехнологи и небезуспешно навязывают обществу точку зрения той партии, на которую работают. Люди верят, а потом озадаченно чешут затылок, что выбрали, допустим, в парламент, совсем не тех депутатов.

Другой случай, когда превратно истолковываются исторические события. Если СМИ изо дня в день навязывают населению угодную властям точку зрения, она становится «истиной в последней инстанции». Народ начинает в нее верить, а иной взгляд считает ложным.

Это вполне сочетается с так званым эффектом Манделы, когда коллективная память опирается на ложные исторические факты. Назван по имени южноафриканского политического деятеля Нельсона Манделы. Многие люди на Западе считали, что он умер в тюрьме. Хотя политик вышел на свободу и даже стал президентом ЮАР.

Например, сегодня в Украине на государственном уровне отрицается Великая Отечественная война. Навязывается взгляд, что для украинцев это была только Вторая мировая. И многие в это свято уверовали. Так, вбивая в память людей ложные постулаты, переписывается история.

Важно знать! Ложная память является важным идеологическим фактором в политической борьбе. На ней строятся методы информационной и психологической обработки умонастроений людей.


Что такое ложная память - смотрите на видео:


Ложная память - малоизученный феномен человеческой психики, недостаточно известное психологическое явление, когда индивидуум «вспоминает» события, которые на самом деле не происходили. Такие воспоминания можно отнести к защитному рефлексу, реакции человека на еще неизведанное, чтобы защититься от возможной стрессовой ситуации или вызвать к себе жалось и сочувствие. С другой стороны, сознательная манипуляция общественным сознанием превращает людей в послушное стадо. Допустим, превратно истолкованные СМИ исторические факты и события (недавние или «дела давно минувших дней») становятся ложной коллективной памятью. Последствия такого агрессивного вмешательства в психику человека могут сказаться самым непредвиденным образом на жизни индивида и общества.