Кто предложил сделать новый год 1 января. Когда же отмечать Новый год

Стран-ный за-го-ло-вок, - хмыкнет про се-бя чи-та-тель. - Долж-но быть, ав-тор за-мет-ки уже за-го-дя празд-ну-ет Но-вый год и по-то-му пу-та-ет дни. Ко-неч-но же - се-го-дня но-чью (с 31 де-каб-ря на 1 ян-ва-ря), и это зна-ет каж-дый ре-бе-нок! По-сле празд-нич-но-го по-здрав-ле-ния Пре-зи-ден-та уда-ры кремлёв-ских ку-ран-тов воз-ве-стят на-ступ-ле-ние уже семнадцатого го-да тре-тье-го ты-ся-че-ле-тия от Рож-де-ства Хри-сто-ва. Вре-мя быст-ро ле-тит! Как го-во-ри-ли рим-ляне, tempus edax - «вре-мя про-жор-ли-во». Мы звон-ко «чок-нем-ся», по-здра-вим друг дру-га и по-же-ла-ем в но-вом го-ду вся-че-ско-го бла-го-по-лу-чия.

Нет, нет, я пре-бы-ваю в здра-вом рас-суд-ке, а ин-три-га за-го-лов-ка свя-за-на с мо-и-ми про-фес-сио-наль-ны-ми ин-те-ре-са-ми.

Дей-стви-тель-но, на-ча-ло но-во-го го-да у нас, се-ве-рян, проч-но ас-со-ци-и-ру-ет-ся с на-ряд-ной ёл-кой и ян-вар-ски-ми мо-ро-за-ми. Это так. Тем не ме-нее, празд-ну-е-мый на-ми Но-вый год по ян-вар-ско-му сти-лю во-шел в рос-сий-ский граж-дан-ский оби-ход срав-ни-тель-но недав-но - в 1699 го-ду. (Под «сти-лем» ле-то-счис-ле-ния в дан-ном слу-чае под-ра-зу-ме-ва-ет-ся опре-де-ле-ние на-ча-ла го-да.)

В древ-но-сти су-ще-ство-ва-ли раз-лич-ные спо-со-бы опре-де-ле-ния на-ча-ла Но-во-го го-да, и точ-ка от-счё-та бы-ла для всех зри-мой и по-нят-ной. В ос-нов-ном эти точ-ки от-счё-та рас-пре-де-ля-лись по двум важ-ней-шим сель-ско-хо-зяй-ствен-ным пе-ри-о-дам - ве-сен-не-му и осен-не-му. «На-ро-ды древ-но-сти ча-сто при-ни-ма-ли во вни-ма-ние толь-ко пе-ри-од зем-ле-дель-че-ских ра-бот и пре-не-бре-га-ли осталь-ным вре-ме-нем есте-ствен-но-го го-да», - спра-вед-ли-во за-ме-ча-ет ав-тор из-вест-ной ра-бо-ты (Би-кер-ман Эли-ас. Хро-но-ло-гия древ-не-го ми-ра. М., 1975, с. 40).

Для на-ших пред-ков наи-боль-шее зна-че-ние име-ли два ви-зан-тий-ских сти-ля: сен-тябрь-ский, с точ-кой от-сче-та эры («эпо-хой эры») 1 сен-тяб-ря 5509 го-да до Р. Х., и мар-тов-ский, с точ-кой от-счё-та 1 мар-та 5508 го-да до Р. Х. Эта по-пуляр-ная мар-тов-ская эра на-зы-ва-ет-ся «кон-стан-ти-но-поль-ской» и «древ-не-рус-ской». В свою оче-редь, мар-тов-ский год де-лит-ся на два ос-нов-ных ви-да: ес-ли мар-тов-ский год на-чи-на-ет-ся на пол-го-да поз-же «ви-зан-тий-ско-го» (1 сен-тяб-ря), его на-зы-ва-ют про-сто «мар-тов-ским», ес-ли же на-чи-на-ет-ся на пол-го-да рань-ше - «уль-тра-мар-тов-ским» (от лат. ultra - «по ту сто-ро-ну»). (Су-ще-ству-ют и иные ва-ри-ан-ты мар-тов-ско-го го-да, на-при-мер, на-чи-нать его со дня ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия, 21-го мар-та. Но не бу-дем боль-ше ло-мать го-ло-ву по-дроб-но-стя-ми!). До на-ча-ла XII ве-ка пре-об-ла-дал мар-тов-ский стиль, а в XII-XIII ве-ках ши-ро-ко ис-поль-зо-вать-ся уль-тра-мар-тов-ский. Мар-тов-ский стиль ис-поль-зо-вал-ся у нас до 1492 го-да, ко-гда в при-каз-ном по-ряд-ке пе-ре-шли толь-ко на сен-тябрь-ский стиль, по ко-то-ро-му Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь жи-вёт до сих пор. До это-го на-ши ле-то-пис-цы сво-бод-но ис-поль-зо-ва-ли все сти-ли, по-это-му пе-ре-вод их да-ти-ро-вок на совре-мен-ный «ка-лен-дар-ный язык» - за-ча-стую по-чти нераз-ре-ши-мая го-ло-во-лом-ка. На эту те-му на-пи-са-но нема-ло се-рьёз-ных ис-сле-до-ва-ний.

В стра-нах сред-не-ве-ко-вой Ев-ро-пы так-же ис-поль-зо-ва-лись раз-лич-ные ка-лен-дар-ные сти-ли, при-чём, как в раз-лич-ное, так и в од-но и то же вре-мя, что ста-вит пе-ред ис-сле-до-ва-те-ля-ми до-пол-ни-тель-ные про-бле-мы.

Так, счёт дней в го-ду от празд-ни-ка Рож-де-ства Хри-сто-ва (25 де-каб-ря) вёл-ся в Ри-ме с IV ве-ка (это ведь рим-ский по про-ис-хож-де-нию празд-ник, при-ня-тый Во-сто-ком да-ле-ко не сра-зу, о чём мне уже при-хо-ди-лось пи-сать). Во Фран-ции рож-де-ствен-ский стиль ис-поль-зо-вал-ся с VIII и до кон-ца X ве-ка, в Гер-ма-нии - с IX ве-ка, но в мас-шта-бах всей стра-ны на-ча-ло но-во-го го-да бы-ло пе-ре-не-се-но здесь на 25 де-каб-ря в 1310 го-ду.

На-ча-ло но-во-го го-да с 1 мар-та, ис-поль-зо-вав-ше-е-ся ещё с до-хри-сти-ан-ских вре-мён, по-сте-пен-но рас-про-стра-ни-лось на мно-гие стра-ны Ев-ро-пы: с VI ве-ка мар-тов-ский стиль упо-треб-ля-ли во Фран-ции, Ве-не-ции и в ря-де дру-гих го-су-дарств.

Очень по-пуля-рен был в Ев-ро-пе так на-зы-ва-е-мый «бла-го-ве-щен-ский стиль» (от «Во-пло-ще-ния Гос-по-да»), - то есть Но-вый год на-чи-нал-ся со дня это-го празд-ни-ка (с 25-го мар-та). В кон-сер-ва-тив-ной «доб-рой ста-рой» Ан-глии, на-при-мер, он ис-поль-зо-вал-ся вплоть до 1753 го-да. Его так-же упо-треб-ля-ли во Фло-рен-ции и Пи-зе, а так-же во Фран-ции в IX-X ве-ках, по-сле че-го за-ме-ни-ли «пас-халь-ным сти-лем»: на-ча-ло го-да в нём - с «пред-пас-халь-ной суб-бо-ты». В XIV ве-ке пас-халь-ный стиль ши-ро-ко ис-поль-зо-вал-ся и во мно-гих го-ро-дах Гер-ма-нии. А вот в юж-ной ча-сти Ита-лии (на-при-мер, в Неа-по-ле) ещё с ви-зан-тий-ских вре-мён на-ча-ло го-да от-счи-ты-ва-ли от 1 сен-тяб-ря.

На-ча-ло го-да с 1 ян-ва-ря от-ме-ча-ет-ся в до-ку-мен-тах Свя-щен-ной Рим-ской им-пе-рии с XIII-XIV ве-ков, в Ис-па-нии - с 1556 го-да, в Да-нии и Шве-ции - с 1559 го-да, во Фран-ции - с 1563 го-да, в Ни-дер-лан-дах - с 1575 го-да, в Шот-лан-дии - с 1600 го-да, в Гер-ма-нии - с 1691 го-да, в Ве-не-ции - с 1797 го-да. В до-ку-мен-тах Пап-ской кан-це-ля-рии на-ча-ло го-да сов-ме-ще-но с 1 ян-ва-ря на-чи-ная с 1691 го-да (ра-нее здесь ис-поль-зо-ва-ли как бла-го-ве-щен-ский, так и рож-де-ствен-ский сти-ли). Как ви-дим, и в Ев-ро-пе ян-вар-ский стиль утвер-дил-ся до-ста-точ-но позд-но.

Сори-ен-ти-ро-вать-ся ис-то-ри-ку в этом ха-о-се сти-лей бы-ло бы прак-ти-че-ски невоз-мож-но, ес-ли бы ав-то-ры до-ку-мен-тов не ука-зы-ва-ли до-пол-ни-тель-ных эле-мен-тов да-ти-ров-ки - ин-дик-тов, вру-це-лет, кру-гов Солн-ца и «зо-ло-тых чи-сел».

Ко-гда-то в Древ-нем Ри-ме но-вый год встре-ча-ли в мар-те, на что ука-зы-ва-ет и са-мо на-зва-ние ухо-дя-ще-го ме-ся-ца: деце мбер (в пе-ре-во-де с ла-тин-ско-го - «де-ся-тый»!) - ар-ха-изм, дав-но уже не со-от-вет-ству-ю-щий его ре-аль-но-му ме-сту в ка-лен-да-ре. Но мы так при-вык-ли к по-доб-ным ис-то-ри-че-ским несу-раз-но-стям, что про-сто их не за-ме-ча-ем.

Впро-чем, уже со 153 го-да до н. э. до-це-за-рев-ский рим-ский ка-лен-дар-ный год на-чи-нал-ся с 1 ян-ва-ря, по-сколь-ку с это-го дня всту-па-ли в долж-ность рим-ские кон-су-лы («ме-ня-лась власть»!). Так, в ка-лен-да-ре из го-ро-да Пре-не-сты 1 ян-ва-ря от-ме-ча-ет-ся: «Annus novus incipit quia eo die magistratus ineunt, Но-вый год на-чи-на-ет-ся (в этот день), по-то-му что в этот день ма-ги-стра-ты всту-па-ют в долж-ность». В 46 го-ду до н. э. зна-ме-ни-тый рим-ский пол-ко-во-дец, вер-хов-ный жрец и пи-са-тель Гай Юлий Це-зарь ввёл свой но-вый ка-лен-дарь («юли-ан-ский») и окон-ча-тель-но утвер-дил на-ча-ло го-да с 1 ян-ва-ря (ка-лен-дарь Це-за-ря «за-ра-бо-тал» с 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э.). Имен-но при Це-за-ре под вли-я-ни-ем аст-ро-ло-гии празд-ник Но-во-го го-да при-об-рёл са-мо-сто-я-тель-ное зна-че-ние вре-менно й от-мет-ки на-ча-ла го-да и, та-ким об-ра-зом, по-ло-жил на-ча-ло на-ше-му граж-дан-ско-му го-ду и на-шим но-во-год-ним празд-ни-кам.

Но-вый год по это-му «по-ли-ти-че-ско-му» ян-вар-ско-му сти-лю (од-новре-мен-но с эрой от Рож-де-ства Хри-сто-ва) ввёл у нас в де-каб-ре 1699 го-да ре-фор-ма-тор Петр Ве-ли-кий. При этом он счи-тал, что «бу-ду-ще-го ген-ва-ря с 1 чис-ла на-ста-ет» не толь-ко «но-вый 1700 год», но «куп-но и но-вый сто-лет-ний век ». (Эту ошиб-ку на на-ших гла-зах по-вто-ри-ли мно-гие 31 де-каб-ря 1999 го-да, на год рань-ше от-празд-но-вав «мил-ле-ни-ум».) К со-жа-ле-нию, ему не уда-лось од-новре-мен-но вве-сти и гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь , ко-то-рый был при-нят в Рос-сии лишь в 1918 го-ду, - но толь-ко для граж-дан-ско-го упо-треб-ле-ния. По-мест-ный Со-бор Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви 1917-1918 го-дов хо-тел, но, по при-чине пре-кра-ще-ния сво-ей ра-бо-ты в усло-ви-ях «крас-но-го тер-ро-ра», не успел утвер-дить аст-ро-но-ми-че-ски точ-ный гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь. По-это-му мы сих пор жи-вем по двум ка-лен-да-рям, при-чем, Рос-сий-ское го-су-дар-ство (и бо-лее 90% всех хри-сти-ан в ми-ре, в том чис-ле и пра-во-слав-ных!) - по «хри-сти-ан-ско-му» гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю, а Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь - всё ещё по «язы-че-ско-му» ка-лен-да-рю Юлия Це-за-ря (ко-то-рый мно-гие по-че-му-то счи-та-ют «су-гу-бо пра-во-слав-ным»), от-ста-ю-ще-му в XX и XXI ве-ках от аст-ро-но-ми-че-ско-го вре-ме-ни на 13 дней. (Ин-те-рес-но, что бы ска-зал на это сам Це-зарь?) По-это-му се-го-дня в цер-ков-ном ка-лен-да-ре ещё толь-ко 18 де-каб-ря, и «Ста-рый но-вый год» на-сту-пит лишь в ночь с 13/14 ян-ва-ря.

В ка-нун но-во-год-них празд-ни-ков лю-ди ча-сто спра-ши-ва-ют: по-че-му во всем ми-ре (и у нас так бы-ло рань-ше) Рож-де-ство пред-ше-ству-ет Но-во-му го-ду, а у нас - на-обо-рот, и празд-нич-ные транс-па-ран-ты по-здрав-ля-ют рос-си-ян «С НОВЫМ ГОДОМ» (круп-ным шриф-том) и «Рож-де-ством» (бо-лее мел-ким). По-лу-ча-ет-ся, что Рож-де-ство у нас од-но - 7 ян-ва-ря (хо-тя ста-рые и совре-мен-ные бо-го-слу-жеб-ные кни-ги зна-ют лишь Рож-де-ство 25 де-каб-ря, а «Рус-ско-го Рож-де-ства 7 ян-ва-ря» в них во-все нет!), а вот «Но-во-му го-ду» яв-но по-вез-ло - он празд-ну-ет-ся два-жды. Но при этом в на-ших хра-мах «все-рьез» (а не ли-це-мер-но) слу-жат но-во-год-ний мо-ле-бен ве-че-ром 31 де-каб-ря! По-че-му же то-гда иг-но-ри-ру-ет-ся пред-ше-ству-ю-щее ему Рож-де-ство в его за-кон-ную да-ту, 25 де-каб-ря, уста-нов-лен-ную Хри-сти-ан-ской Цер-ко-вью обя-за-тель-ной для всех ещё в IV ве-ке? Нор-маль-ные лю-ди стра-да-ют от этой раз-дво-ен-но-сти.

Впро-чем, о ка-лен-дар-ных гри-ма-сах мы ещё бу-дем го-во-рить. А сей-час хо-чу по-же-лать всем счаст-ли-во-го Но-во-го го-да. Бу-дем на-де-ять-ся, что он станет «ме-нее ин-те-рес-ным» для ис-то-ри-ков в от-ри-ца-тель-ном смыс-ле (го-тов по-сту-пить-ся про-фес-сио-наль-ны-ми ин-те-ре-са-ми!) - пусть про-изой-дёт в нём мень-ше тра-ге-дий и по-тря-се-ний!

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ме-ча-ния

Мож-но пред-по-ло-жить, что Пётр I со-хра-нил юли-ан-ский ка-лен-дарь и не ввёл гри-го-ри-ан-ский, вос-при-ни-ма-е-мый на-род-ным со-зна-ни-ем как «ка-то-ли-че-ский», в ка-че-стве уступ-ки Рус-ской Церк-ви, ко-то-рую он и так кар-ди-наль-но ре-фор-ми-ро-вал - фак-ти-че-ски «обез-гла-вил». По-сколь-ку до 1 мар-та 1700 го-да раз-ни-ца меж-ду дву-мя ка-лен-дар-ны-ми си-сте-ма-ми со-став-ля-ла 10 дней, то этот пер-вый в Рос-сии ян-вар-ский Но-вый год по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю при-шёл-ся на 11 ян-ва-ря по гри-го-ри-ан-ско-му. В XX-XXI ве-ках этот «Ста-рый но-вый год» (ка-жет-ся, толь-ко у нас есть празд-ник с та-ким «про-ти-во-ре-чи-вым» на-зва-ни-ем и смыс-лом) при-хо-дит-ся на 14 ян-ва-ря; в XXII ве-ке бу-дет при-хо-дить-ся уже на 15 ян-ва-ря (Рож-де-ство - на 8 ян-ва-ря), и т. д.

Ли-те-ра-ту-ра

Бо-ло-тов В. В. Лек-ции по ис-то-рии Древ-ней Церк-ви. Т. I. Вве-де-ние в цер-ков-ную ис-то-рию. СПб., 1907; Кли-ми-шин И. А. Ка-лен-дарь и хро-но-ло-гия. М., 1985; Ку-ли-ков С. Ка-лен-дар-ная шпар-гал-ка для ве-ру-ю-щих и неве-ру-ю-щих, лю-би-те-лей ис-то-рии, жур-на-ли-стов и пре-зи-ден-тов. М., 1996; Ру-бан Ю. От Рож-де-ства до Сре-те-ния. Празд-ни-ки рож-де-ствен-ско-го цик-ла / На-уч-ный ред. проф. ар-хим. Иан-ну-а-рий (Ив-ли-ев). СПб.: Ко-ло, 2015.

Почему именно 1 января считается датой наступления Нового года? Не языческое ли это празднество? Можно ли христианам отмечать эту дату как начало новой вехи, нового исчисления года и откуда это пришло?

Алексей (Казахстан, Астана)

Летоисчисление является некой условностью, созданной людьми, и в различных культурах, религиях и цивилизациях год начинался не в одно и то же время.

Еврейский новый год празднуется в новолуние осеннего месяца тишрей и приходится на сентябрь – октябрь.

В исламе новый год является не праздником, а просто началом мусульманского лунного календаря. Это день начала месяца Муххарам, а календарь исчисляется от дня переезда пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году. Началом года по персидскому календарю является 21 марта. Эта дата является началом года в Иране и Афганистане, а также праздником в республиках Средней Азии. А европейцы в средние века днем начала года считали различные даты, включая 25 марта, 25 декабря, 1 марта, 1 сентября. Кстати, на Руси новый до 1492 года был 1 марта, с 1492 по 1699 – 1 сентября, и с 1700 года – 1 января. Также отличается день встречи нового года у китайцев, бенгальцев и ряде других народов.

Начало года с 1 января было впервые установлено в 46 году до нашей эры римским правителем Гаем Юлием Цезарем. (Римляне исчисляли свой календарь от основания Рима в 753 г. до н.э.)

Гай Юлий Цезарь утвердил календарь, ныне известный как юлианский, и первым месяцем был месяц януарий (ныне – январь). По латыни - Jānuārius mēnsis (переводится “Янусов месяц”). До этого, в староримском календаре, январь был одиннадцатым месяцем.

Свое название месяц получил от имени двуликого божества Януса (Ianuarius). Этот римский языческий бог был богом времени, ворот и дверей, а также начала и конца. Его имя образуется от латинского слова Ianua – “дверь”. Римский бог Янус изображался с двумя лицами – одно смотрело вперед, а другое назад. Таким образом, месяц Януса символизировал некую дверь между прошлым и будущим, между уходящим и наступающим годом.

Как я писал выше, в средневековой Европе началом года считали различные даты. При этом, в календарях они по-прежнему использовали римский способ деления на месяцы, которые располагались в 12 колонок с января по декабрь.

Но с XVI столетия, началом года в Европе стали считать 1 января . Порой эту датировку именуют “стилем Обрезания”, т.к. на 1 января выпадала дата Обрезания Христова, отсчитанная восьмым днём от даты Рождества, 25 декабря: “По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве” (Лук.2:21).

В России до реформы календаря новый год отмечали 1 сентября, согласно византийской системе летоисчисления. Ее отсчет производился “от сотворения мира”, по их убеждениям - от 1 сентября 5509 года до н.э..

Желая европеизировать Россию, 15 декабря 1699 года Петр I издал указ и установил начало года на Руси с 1 января и летоисчисление - от “Рождества Христова”.

Этот указ звучал так: “7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.…”.

Поэтому, после 31 декабря 7208 года “от сотворения мира” Российская империя встретила новый год 1 января 1700 года от “Рождества Христова”.

На сегодняшний день, говоря о январе, никто [даже христиане] не вспоминает о языческом боге Янусе, и не многие увязывают эту дату с обрезанием Христа, т.к. датировка Рождения Христа все же условна.

Христиане, на мой взгляд, не должны бросаться ни в одну из крайностей: не надо считать, что встреча Нового года – язычество, но и христианским праздником эту дату назвать нельзя.

Поэтому, поскольку в Писании нет ни повелений на данную тему, ни запретов, вопрос встречи нового года остается уделом каждого верующего в отдельности. Решайте сами, как поступать. Как написано: “Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает...” (Рим.14:6).

Делайте Рождество Христово более значимым, чем встреча Нового года.

На мой взгляд, с целью выражения благодарности Богу и проповеди Евангелия, все же христианам правильнее делать ударение на Рождестве – празднике, который выдавили из жизни миллионов во времена советской власти. Большинство светских людей бывшего советского союза, к сожалению, больше акцентируются на встрече Нового года.

Потому на христианах и на Церкви лежит ответственность напомнить миру, что современное летоисчисление традиционно ведется от Рождества Христова (хотя и датировка была, как признают исследователи, с небольшим смещением).

Встречайте Новый год в молитве!

С момента обращения ко Христу в 1989 году, я имею хорошую привычку заканчивать уходящий год и начинать новый в молитве. Это очень хорошая идея и добрая традиция!

С кем бы я ни встречал новый год (вместе с компанией верующих или в узком кругу семьи), я обнаружил, что молитва гораздо лучше всякого другого времяпровождения того часа, когда на циферблате стрелки пересекают полночь и начинается новый год.

В это время мы благодарим Бога за все, что Он делал в уходящем году, просим прощения за то, что было неправильным и неверным, молимся друг о друге, а затем молимся о наступающем годе, чтобы в течении его сделать все, к чему призывает нас Бог.

В полночь мы не бежим взрывать петарды и запускать салюты, не едим винегрет и оливье, не пьем шампанское (я не употребляю никакого алкоголя все годы, сколько иду за Христом) и не сидим перед телевизором. Я убежден, что год должен закончиться в Духе Божьем и начаться также. Такого повеления в Библии нет, но я верю, что если Господь – Альфа и Омега, Начало и Конец, то заканчивать год и начинать новый лучше всего с Ним!

После молитвы время можно проводить по своему выбору – кушайте, радуйтесь, общайтесь или идите спать. Ваше дело! Главное - храните свое сердце и пребывайте в святости.

Встреча Нового года это не повод для торжества греховной плоти.

Я видел много людей, которые весь год бодрствовали и жили свято, а в день наступления Нового года “срывались”, совершая много глупостей. Они полагали, что хотя бы в новогоднюю ночь можно “расслабиться”, и кто-то напивался, а другие попадали в блуд.

Бодрствовать надо во всякое время, а в новогодние праздники особенно. Если Вы и встречаете Новый год вместе с другими, то пусть Вас окружают правильные люди – те, кто не будет сталкивать в обочину греха и беззакония. А если Вы оказались среди людей слабых и падких ко греху, то помните, что сказано в Писании: “Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы” (1 Кор.15:33). Не можете устоять в чистоте – быстрее дистанцируйтесь от компании! Даже в Новый год.

Грех, совершенный первого января такой же богопротивный, как и в любое время года. Так что, бодрствуйте!

Не унывайте, если встречаете Новый год в одиночестве – Господь с Вами!

Если Вы одиноки, и рядом нет никого, с кем можно встретить Новый год, то не впадайте в депрессию и не унывайте. Господь рядом с Вами! Насладитесь временем с Ним, и пусть год начнется в Его присутствии!

Мудрости Вам!

С уважением,

Денис Подорожный

Почему Новый Год начинается 1 января?

В разное время Новый год отмечался и на Руси, и в Европе как 1, так и 25 марта, как 23, так и 1 сентября, как в конце декабря — 25-го, так и в самом начале января — первого.

В Древнем Риме началом года долгое время считали 1 марта, пока в 45 году до нашей эры Юлий Цезарь не изменил календарь. Началом года стал самый короткий день года - день зимнего солнцестояния. Его считали победой Сатурна, бога времени, над зимой. Этот праздник назывался сатурналиями. В течение недели римляне пировали без различия сословий, дарили друг другу подарки, избирали шуточного царя сатурналий, устраивали карнавалы. Можно сказать, что это были современные Рождество и Новый год, объединенные воедино.

Затем официальным началом стало первое января — начало январских календ, каникул.

В начале IV века в Риме было легализовано христианство. Церковь не одобряла дикие празднества «языческого» бога Сатурна, и поэтому приблизительно в X веке было решено заменить сатурналии Днем Рождения Христа. Так на языческий календарь наложился христианский. В языческой Руси даты новогодних праздников тесно связаны с историей любви и брака славянских богов — Дажьбога - бога солнца и Марены - богини зимы.

23 сентября, в день осеннего равноденствия, язычники отмечали их первую встречу. 25 декабря, на зимнее солнцестояние, праздновали день Коляды - и день свадьбы Дажьбога и Марены.

1 марта отмечали Новый год на Руси с X века и по 1492 год. Чтобы закликать весну, выпекали из теста «жаворонков», «куликов», дети забирались с ними на крыши сараев, на деревья и призывали теплую раннюю весну. Взрослые собирались на пригорках, пели «веснянки», обращаясь к аистам и журавлям: скорее несите на крыльях благодатное весеннее времечко. На берегах рек раскладывали костры, водили весёлые хороводы. С крыш домов сбрасывали снег, талою водою поили больных. И, наконец, при всеобщем ликовании сжигали чучело Марены.

И только в 1700 году по приказу Петра I Россия стала вступать в новый год 1 января, как и в Европе, только с разницей в 2 недели — по Юлианскому календарю. Было велено ставить елки не только в домах, но и вдоль «знатных и проезжих дорог, а людям скудным хотя бы по дереву или ветви над воротами поставить». В городах по случаю начала нового столетия начались массовые народные гулянья, карнавалы и фейерверки. Петр, кстати, и поджег самую первую петарду в ту далекую полночь. И с тех пор наша новогодняя сказка стала зимней. Ее пытались было отменить пришедшие к власти большевики - с 1918 по 1927 год было запрещено отмечать и Новый год, и Рождество, наряжать елку и даже петь про нее песенки. Но традиция эта не прервалась, так как запретить отмечать эти праздники - все равно что запретить вращаться Земле, светить Солнцу, верить в чудо.

И сейчас в нашей стране уже не один, а четыре таких праздника: два церковных — католическое и православное Рождество и два светских — просто Новый год и старый Новый год.

А почему первого января? Ну, Юлию Цезарю так захотелось...

Михайлов Андрей 23.12.2014 в 18:30

20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день. Вообще, история Нового года на Руси довольно любопытна. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.

Но для начала вернемся к молодому российскому царю. Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием.

Как гласят исторические хроники, на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Словом, повелевалось веселиться во всю мощь русской души, правда, на европейский манер! Боярам и служилым людям было велено облачиться в чужие костюмы - венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

В петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В указе речь вообще-то шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже разными овощами, а наряжать конкретную красавицу елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

6 января могучие празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Вообще, празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Старая народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Вот что рассказал "Правде.Ру" о новогодней истории доктор исторических наук, профессор Николай Капризов:

"На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Ну, а вместе с христианством, то есть после Крещения Руси на Руси (988 год) появилось, естественно, и новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.

В общем-то, реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления какой-то особой связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен был в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был и торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Ну, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком, сразу перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I, в общем-то, не мог, несмотря на всю свою решимость - все-таки церковь жила по юлианскому.

Новый год выпадает на 1 января: утверждение кажется очевидным, однако это не всегда было так. Почему его выбрали именно в этот день? В какие дни Новый год отмечался раньше? Давайте переместимся в прошлое и узнаем обо всех испытаниях, которые выпали на долю Нового года.


В 46 году до н.э. Юлий Цезарь решил заменить лунный календарь на солнечный, который назывался "Юлиан" (в честь императора). Также как и нынешний календарь, он делился на 12 месяцев и 365 дней. Дополнительный день добавлялся каждые четыре года (високосный год). Единственная разница: первый день Нового года начинался 1 марта, поскольку март считался очень важным месяцем в Риме, связанным с богом войны. Это распределение оставило следы и по сей день: наши последние месяцы в году также называются октябрь (octo - восьмой), ноябрь (novo - девятый) и декабрь (decem - десятый), несмотря на то, что отныне это десятый, одиннадцатый и двенадцатый месяцы года.

Новый год, региональная специфика.

В 532 году церковь приняла решение начать год с 1 января - месяц, непосредственно следующий за рождением Христа, зафиксированного 25 декабря 753 римского года папы Либерия. Тем не менее, 1 января является не для всех первым днем Нового года. В некоторых регионах Франции это Пасха - день воскрешения Христа. Однако это создает дополнительные проблемы. Пасха является перемещаемым праздником, и всегда соответствует первому воскресенью после весеннего полнолуния (21 марта). Поэтому некоторые года длятся по-разному, что усложняет задачу.

В нескольких регионах Рождество является началом Нового года: например, в Лионе, Пуату, Анжу, Нормандии.

Указ Руссильона, Григорианский календарь.

9 августа 1564 по указу Руссильона, король Карл IX вводит 1 января в качестве ежегодной точки отсчета. Введение вступает в силу с 1 января 1567 года. В 1582 году зарождается новый календарь: календарь называют григорианским в честь папы Григория ХIII (папа римский с 1572 по 1582). Григорианский календарь по своей структуре похож на юлианский. По григорианскому календарю в году 365,2425 дней. Для получения целого числа дней в году, в соответствии с солнечной системой, мы регулярно добавляем (каждые четыре года) високосный день 29 февраля. Когда католические европейцы просыпаются в четверг 4 октября, на самом деле они просыпаются 15 октября, согласно новому календарю. 1582 год насчитывает на 10 дней меньше, чтобы догнать расхождение с солнцем. Юлианский календарь на самом деле не совпадал с солнечным годом. Он сдвигался примерно на 11 минут. Поэтому именно для восстановления этого несоответствия реформа папы вступила в силу. Однако не произошло никаких изменений в дате Нового года.

22 сентября 1792 Конвенция провозгласила республику. Как символ разрыва со старым порядком, был составлен республиканский календарь, для подготовки которого потребовалось более года дебатов с участием Давида, Шенье и Фабр д’Эглантина.

Окончательный проект был принят 24 октября 1793 года: начало новой эры провозглашено 22 сентября 1792 года, и этот же день становится первым годом Вандемьера I. Каждый год начинается в день осеннего равноденствия, когда продолжительность дня соответствует продолжительности ночи, что соответствует 22, 23, 24 сентября. Год разделен на 12 месяцев по 30 дней, которые в свою очередь делятся на три декады по 10 дней (чтобы удалить библейские ссылки на 7 дней в неделю), далее идут «дополнительные» пять дней, которые также называются санкюлотидами. Високосный год называется «франсиадой», а день, добавляемый каждые четыре года, называется днем Революции.

В 1805 году окончательно пришло понимание о необходимости возвращения к древней системе: Франция должна иметь такой же календарь, как и другие европейские страны. С 1 января 1806 года Франция отказалась от революционного календаря и осуществила переход на григорианский календарь. С тех пор 1 января является первым днем года.