Кто написал былину добрыня никитич. Сообщение о добрыне никитиче

Добрыня Никитич – один из былинных богатырей. Он по праву считается вторым после Ильи Муромца. Жил он в то же время (при князе Владимире). Если верить былинам, то он долгое время служил при дворе. Он выполнял указания князя, поручения. Добрыня был близок к Владимиру и его семье. По характеру богатырь изображается очень смелым, храбрым и сговорчивым. Кроме того, он был достаточно умным, образованным, умелым. Также русский богатырь Добрыня Никитич владеет многими ремеслами и способностями: стрельба, плавание, пение, игра на гуслях.

Женой Добрыни Никитича была дочь Микулы Селяновича – Настя. А отец его был воеводой.

Добрыня упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но лишь в шести из них он – главный герой. Каков же нрав у богатыря? Во-первых, он мужественный, силен физически. Во-вторых, он вежлив, учтив и дипломатичен. Фраза «сила есть – ума не надо» точно не про него.

Богатырь Добрыня Никитич: биография

Биография богатыря Добрыни Никитича частично описана в летописях. «Повесть временных лет» Нестора гласит, что Добрыня является братом Малуши. Последняя была приближенной княгини Ольги. Малуша имела связи со Святославом (сыном Ольги) и родила от него Владимира Красное Солнышко. Отца Добрыни, согласно летописи, звали Малко. И отчество у него звучит иногда как Малкович. Однако в былинах он представлен только как Добрыня Никитич.

Иногда Добрыню называют боярином. Это упоминается и в летописях из-за большой близости его к князю. Он также участвовал в разделе земель между сынами Святослава в 970 году. Во время Крещения Руси Добрыня помогает князю Владимиру, особенно в Новгороде. Есть данные, что язычники даже решили мстить богатырю, ограбив его двор. Но в итоге им самим пришлось просить мира.

До конца жизни князя богатырь верно ему помогал: и по личным вопросам, и по военным. Умер богатырь Добрыня Никитич в битве под Калкой. Похоронили его на кургане, который сегодня именуют Добрыниным.

Три богатыря-правда или вымысел?

Добрыня Никитич - один из наиболее известных русских героев. Соратник Ильи Муромца и Алёши Поповича, их верный товарищ и боевой друг. В былинах описаны их совместные подвиги, а также удивительные качества самого героя. Помимо того, что Добрыня обладал недюжинной силой, также он славился смекалкой, тактикой, блестящим умом. Его дипломатические способности прекрасно дополняли отменную физическую силу, ловкость, богатырское телосложение.

В сохранившихся былинах говорится о том, что Добрыня служил при дворе князя Владимира, был его верным подданным, выполнял самые опасные и сложные поручения. Жена богатыря - дочь известного героя, Микулы Селяниновича. Звали её Настасья.

Образ богатыря - былинного героя

(В. Васнецов " Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем " 1918г )

Основой для создания былинного образа является реальный человек - воевода Добрыня. Он - родной дядя князя Владимира, брат его матери. Былинное отчество “Никитич” - в честь рязанского полководца Никиты. Такой сборный образ имел сходство и с реальными персонажами, а также дополнен наиболее положительными качествами, что свидетельствует о народной любви к герою.

Если брать во внимание те сюжеты, в которых даже вскользь упоминается персонаж - их больше 50-ти. Былин, где описывается образ и подвиги Добрыни Никитича, как центральной фигуры - 8. В них описываются его поединки с Ильей Муромцем, Дунаем Ивановичем, борьба со змеем. Былины о Добрыне Никитиче также рассказывают нам о Алеше Поповиче, Василии Казимировиче, Насте, поисках невесты для князя.

Подвиги и героизм русского богатыря

(Иллюстрация - Добрыня Никитич побеждает Змея Горыныча )

Исторические события отражаются в былинах вместе с художественным обрамлением, легкие для восприятия. Реальная история о поисках жены для князя - Рогнеды, легла в основу соответствующей былины. Сюжет о борьбе со змеем в округе Новгорода также упоминается в летописи. Благодаря этим подвигам, Добрыню долгое время называли “Змееборцем”, “сватом”. В былине “ Добрыня Никитич и Марина” описывается его борьба со знаменитой чародейкой, магия которой была известна по всей Руси. Его борьба с различными культами и язычеством проявляется также в той былине, где богатыря крестит целое селение новгородцев.

Добрыня Никитич имел тонкий ум, что помогало ему вести военные действия особо умело, не прибегая к большому количеству жертв - он всегда умел подобрать нужные слова, вел переговоры. Навыки и знания реального воеводы отображаются и в характере героя былин. В частности, упоминается, что Добрыня знал 12 разных языков, а также разговаривал “по птичьи”.

Подвиги, которые пугали остальных, для Добрыни Никитича и его товарищей оказывались несложными, не могли их устрашить. Вместе они были непобедимы, их воинские качества дополняли друг друга. Как истинный воин, чье бесстрашие является примером для поколений, погиб Добрыня в честном бою. Кончина настигла его около реки Калки, неподалеку которой его и похоронили. Курган, названный в честь Добрыни, был насыпан на его могиле с почестями.

Для русского народа, Добрыня Никитич - образец мужества и храбрости. Его подвиги - пример любви к своей земле и соотечественникам.

ила-была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у нее любимый сын богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый, никогда он грубого слова не скажет, никого зря не обидит. Недаром прозвали его «тихий Добрынюшка».

Вот раз в жаркий летний день захотелось Добрыне в речке искупаться. Пошел он к матери Мамелфе Тимофеевне:

Отпусти меня, матушка, съездить к Пучай-реке, в студеной воде искупаться, истомила меня жара летняя.

Разохалась Мамелфа Тимофеевна, стала Добрыню отговаривать:

Милый сын мой Добрынюшка, ты не езди к Пучай-реке. Пучай-река свирепая, сердитая. Из первой струйки огонь сечет, из второй струйки искры сыплются, из третьей струйки дым столбом валит.

Хорошо, матушка, отпусти хоть по берегу поездить, свежим воздухом подышать.

Отпустила Добрыню Мамелфа Тимофеевна.

Надел Добрыня платье дорожное, покрылся высокой шляпой греческой, взял с собой копье да лук со стрелами, саблю острую да плеточку.

Сел на доброго коня, позвал с собой молодого слугу да в путь и отправился. Едет Добрыня час-другой, жарко палит солнце летнее, припекает Добрыне голову. Забыл Добрыня, что ему матушка наказывала, повернул коня к Пучай-реке.

От Пучай-реки прохладой несет.

Соскочил Добрыня с коня, бросил поводья молодому слуге.

Ты постой здесь, покарауль коня.

Снял он с головы шляпу греческую, снял одежду дорожную, все оружие на коня сложил и в реку бросился.

Плывет Добрыня по Пучай-речке, удивляется:

Что мне матушка про Пучай-реку рассказывала? Пучай-река не свирепая, Пучай-река тихая, словно лужица дождевая.

Не успел Добрыня сказать - вдруг потемнело небо, а тучи на небе нет, и дождя-то нет, а гром гремит, и грозы-то нет, а огонь блестит…

Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят.

Увидал Змей Добрыню, громом загремел:

Эх, старые люди пророчили, что убьет меня Добрыня Никитич, а Добрыня сам в мои лапы пришел. Захочу теперь - живым сожру, захочу - в свое логово унесу, в плен возьму. Немало у меня в плену русских людей, не хватало только Добрыни.

Ах ты, змея проклятая, ты сначала возьми Добрынюшку, а потом и хвастайся, а пока Добрыня не в твоих руках.

Хорошо Добрыня плавать умел, он нырнул на дно, поплыл под водой, вынырнул у крутого берега, выскочил на берег да к коню своему бросился. А коня и след простыл: испугался молодой слуга рыка змеиного, вскочил на коня, да и был таков. И увез все оружье Добрынино.

Нечем Добрыне со Змеем Горынычем биться.

А Змей опять к Добрыне летит, сыплет искрами горючими, жжет Добрыне тело белое.

Дрогнуло сердце богатырское.

Поглядел Добрыня на берег - нечего ему в руки взять: ни дубинки нет, ни камешка, только желтый песок на крутом берегу, да валяется его шляпа греческая.

Ухватил Добрыня шляпу греческую, насыпал в нее песку желтого ни много ни мало - пять пудов, да как ударит шляпой Змея Горыныча - и отшиб ему голову.

Повалил он Змея с размаху на землю, придавил ему грудь коленками, хотел отбить еще две головы…

Как взмолился тут Змей Горыныч:

Ох, Добрынюшка, ох, богатырь, не убивай меня, пусти по свету летать, буду я всегда тебя слушаться. Дам тебе я великий обет: не летать мне к вам на широкую Русь, не брать в плен русских людей. Только ты меня помилуй, Добрынюшка, и не трогай моих змеенышей.

Поддался Добрыня на лукавую речь, поверил Змею Горынычу, отпустил его проклятого.

Только поднялся Змей под облака, сразу повернул к Киеву, полетел к саду князя Владимира. А в ту пору в саду гуляла молодая Забава Путятишна, князя Владимира племянница. Увидал Змей княжну, обрадовался, кинулся на нее из-под облака, ухватил в свои медные когти и унес на горы Сорочинские.

В это время Добрыня слугу нашел, стал надевать платье дорожное,- вдруг потемнело небо, гром загремел. Поднял голову Добрыня и видит: летит Змей Горыныч из Киева, несет в когтях Забаву Путятишну!

Тут Добрыня запечалился - запечалился, закручинился, домой приехал нерадостен, на лавку сел, слова не сказал.

Стала его мать расспрашивать:

Ты чего, Добрынюшка, невесел сидишь? Ты об чем, мой свет, печалишься?

Ни об чем не кручинюсь, ни об чем я не печалюсь, а дома мне сидеть невесело. Поеду я в Киев к князю Владимиру, у него сегодня веселый пир.

Не езжай, Добрынюшка, к князю, недоброе чует мое сердце. Мы и дома пир заведем.

Не послушался Добрыня матушки и поехал в Киев к князю Владимиру.

Приехал Добрыня в Киев, прошел в княжескую горницу. На пиру столы от кушаний ломятся, стоят бочки меда сладкого, а гости не едят, не пьют, опустив головы сидят.

Ходит князь по горнице, гостей не потчует. Княгиня фатой закрылась, на гостей не глядит.

Вот Владимир-князь и говорит:

Эх, гости мои любимые, невеселый у нас пир идет! И княгине горько, и мне нерадостно. Унес проклятый Змей Горыныч любимую нашу племянницу, молодую Забаву Путятишну. Кто из вас съездит на гору Сорочинскую, отыщет княжну, освободит ее?!

Куда там! Прячутся гости друг за дружку, большие за средних, средние за меньших, а меньшие и рот закрыли.

Вдруг выходит из-за стола молодой богатырь Алеша Попович.

Вот что, князь Красное Солнышко, был я вчера в чистом поле, видел у Пучай-реки Добрынюшку. Он со Змеем Горынычем побратался, назвал его братом меньшим. Ты пошли к Змею Добрынюшку. Он тебе любимую племянницу без бою у названого братца вы просит.

Рассердился Владимир-князь:

Коли так, садись, Добрыня, на коня, поезжай на гору Сорочинскую, добывай мне любимую племянницу. А не добудешь Забавы Путятишны - прикажу тебе голову срубить!

Опустил Добрыня буйну голову, ни словечка не ответил, встал из-за стола, сел на коня и домой поехал.

Вышла ему навстречу матушка, видит - на Добрыне лица нет.

Что с тобой, Добрынюшка, что с тобой, сынок, что на пиру случилось? Обидели тебя или чарой обнесли, или на худое место посадили?

Не обидели меня, и чарой не обнесли, и место мне было по чину, по званию.

А чего же ты, Добрыня, голову повесил?

Велел мне Владимир-князь сослужить службу великую: съездить на гору Сорочинскую, отыскать и добыть Забаву Путятишну. А Забаву Путятишну Змей Горыныч унес.

Ужаснулась Мамелфа Тимофеевна, да не стала плакать и печалиться, а стала над делом раздумывать.

Ложись-ка, Добрынюшка, спать поскорей, набирайся силушки. Утро вечера мудреней, завтра будем совет держать.

Лег Добрыня спать. Спит, храпит, что поток шумит.

А Мамелфа Тимофеевна спать не ложится, на лавку садится и плетет всю ночь из семи шелков плеточку-семихвосточку.

Утром-светом разбудила мать Добрыню Никитича:

Вставай, сынок, одевайся, обряжайся, иди в старую конюшню. В третьем стойле дверь не открывается, наполовину в навоз ушла. Понатужься, Добрынюшка, отвори дверь, там увидишь дедова коня Бурушку. Стоит Бурка в стойле пятнадцать лет, по колено ноги в навоз ушли. Ты его почисти, накорми, напои, к крыльцу приведи.

Пошел Добрыня в конюшню, сорвал дверь с петель, вывел Бурушку, привел ко крыльцу. Стал Бурушку заседлывать. Положил на него потничек, сверху потничка войлочек, потом седло черкасское, ценными шелками вышитое, золотом изукрашенное, подтянул двенадцать подпруг, зауздал золотой уздой. Вышла Мамелфа Тимофеевна, подала ему плетку-семихвостку:

Как приедешь, Добрыня, на гору Сорочинскую, Змея Горыныча дома не случится. Ты конем налети на логово и начни топтать змеенышей. Будут змееныши Бурке ноги обвивать, а ты Бурку плеткой меж ушей хлещи. Станет Бурка подскакивать, с ног змеенышей отряхивать и всех притопчет до единого.

Отломилась веточка от яблони, откатилось яблоко от яблоньки, уезжал сын от родимой матушки на трудный, на кровавый бой.

День уходит за днем, будто дождь дождит, а неделя за неделей как река бежит. Едет Добрыня при красном солнышке, едет Добрыня при светлом месяце, выехал на гору Сорочинскую.

А на горе у змеиного логова кишма кишат змееныши. Стали они Бурушке ноги обвивать, стали копыта подтачивать. Бурушка скакать не может, на колени падает. Вспомнил тут Добрыня наказ матери, выхватил плетку семи шелков, стал Бурушку меж ушами бить, приговаривать:

Скачи, Бурушка, подскакивай, прочь от ног змеенышей отряхивай.

От плетки у Бурушки силы прибыло, стал он высоко скакать, за версту камешки откидывать, стал прочь от ног змеенышей отряхивать. Он их копытом бьет и зубами рвет и притоптал всех до единого.

Сошел Добрыня с коня, взял в правую руку саблю острую, в левую - богатырскую палицу и пошел к змеиным пещерам.

Только шаг ступил - потемнело небо, гром загремел: летит Змей Горыныч, в когтях мертвое тело держит. Из пасти огонь сечет, из ушей дым валит, медные когти как жар горят…

Увидал Змей Добрынюшку, бросил мертвое тело наземь, зарычал громким голосом:

Ты зачем, Добрыня, наш обет сломал, потоптал моих детенышей?

Ах ты, змея проклятая! Разве я слово наше нарушил, обет сломал? Ты зачем летал, Змей, к Киеву, ты зачем унес Забаву Путятишну?! Отдавай мне княжну без боя, так я тебя прощу.

Не отдам я Забаву Путятишну, я ее сожру, и тебя сожру, и всех русских людей в полон возьму!

Рассердился Добрыня и на Змея бросился.

И пошел тут жестокий бой.

Горы Сорочинские посыпались, дубы с корнями вывернулись, трава на аршин в землю ушла...

Бьются они три дня и три ночи; стал Змей Добрыню одолевать, стал подкидывать, стал подбрасывать... Вспомнил тут Добрыня про плеточку, выхватил ее и давай Змея между ушей стегать. Змей Горыныч на колени упал, а Добрыня его левой рукой к земле при жал, а правой рукой плеткой охаживает. Бил, бил его плеткой шелковой, укротил как скотину и отрубил все головы.

Хлынула из Змея черная кровь, разлилась к востоку и к западу, залила Добрыню до пояса.

Трое суток стоит Добрыня в черной крови, стынут его ноги, холод до сердца добирается. Не хочет русская земля змеиную кровь принимать.

Видит Добрыня, что ему конец пришел, вынул плеточку семи шелков, стал землю хлестать, приговаривать:

Расступись ты, мать-сыра земля, и пожри кровь змеиную.

Расступилась сырая земля и пожрала кровь змеиную.

Отдохнул Добрыня Никитич, вымылся, пообчистил доспехи богатырские и пошел к змеиным пещерам. Все пещеры медными дверями затворены, железными засовами заперты, золотыми замками увешаны.

Разбил Добрыня медные двери, сорвал замки и засовы, зашел в первую пещеру. А там видит царей и царевичей, королей и королевичей с сорока земель, с сорока стран, а простых воинов и не сосчитать.

Говорит им Добрынюшка:

Эй же вы, цари иноземные и короли чужестранные и простые воины! Выходите на вольный свет, разъезжайтесь по своим местам да вспоминайте русского богатыря. Без него вам бы век сидеть в змеином плену.

Стали выходить они на волю, в землю Добрыне кланяться:

Век мы тебя помнить будем, русский богатырь!

Так прошел Добрыня одиннадцать пещер, а в двенадцатой нашел Забаву Путятишну: висит княжна на сырой стене, за руки золотыми цепями прикована. Оторвал цепи Добрынюшка, снял княжну со стены, взял на руки, на вольный свет из пещеры вынес.

А она на ногах стоит-шатается, от света глаза закрывает, на Добрыню не смотрит. Уложил ее Добрыня на зеленую траву, накормил-напоил, плащом прикрыл, сам отдохнуть прилег.

Вот скатилось солнце к вечеру, проснулся Добрыня, оседлал Бурушку и разбудил княжну. Сел Добрыня на коня, посадил Забаву впереди себя и в путь тронулся. А кругом народу и счету нет, все Добрыне в пояс кланяются, за спасение благодарят, в свои земли спешат.

Выехал Добрыня в желтую степь, пришпорил коня и повез Забаву Путятишну к Киеву.

Каждый еще со школьной скамьи помнит знаменитых былинных богатырей, но далеко не все знают, что каждый из них имел реальных прототипов. Вторым по старшинству в самой знаменитой богатырской тройке считался, которого чаще всего описывают, как змееборца на службе у киевского князя Владимира. Он был женат на девушке-воине, Настасье Микуличне, дочке еще одного известного персонажа русских сказаний, а история его «сватанья» и женитьбы стала легендарной. Так кто такой Добрыня Никитич и как именно сложилась его судьба, по крайней мере, какой она видится нам через призму прошедших столетий.

Биография Добрыни Никитича: где родился, там и сгодился

Он был отважным и умелым воином, но при этом всегда мог согласиться на компромисс, когда это было возможно, а также отличился разносторонностью своих интересов и умений. Добрыня умел плавать и пахать, ловить рыбу и плести для этого неводы, в праздники он играл на гуслях и пел красивым глубоким голосом, мог поспать в цель из лука с большого расстояния. В общем, талантами он точно обделен не был, а главное, что отличает его от остальных персонажей – умение договариваться и находить действительно выгодные для всех решения, вместо того, чтобы сразу же идти на «лобовое столкновение». Считается, что русский богатырь Добрыня Никитич жил при киевском князе Владимире и даже находился у него на службе, в качестве дружинника.

Если судить из летописей, то про богатыря Добрыню Никитича можно говорить, как про исторического, причем вполне реального, персонажа. Иногда его самого в рассказах величают княжеским титулом, а порой зовут племянником великого князя Владимира Красна Солнышка. Это наталкивает на мысли о том, что он принадлежал к числу членов княжеского семейства. По всей видимости, речь идет о настоящем дяде великого князя, брате его матушки Малуши, воеводе Добрыне, сыне Малка Любечанина Мстислава Лютого Свенельдича.

Краткая характеристика русского былинного богатыря

Разбираясь, чем известен русский богатырь Добрыня Никитич, не помешает выяснить, что годы его, наполненной подвигами и свершениями, жизни попадают как раз на середину и конец десятого века. Считается, что изначально Добрыня был воспитателем, наставником Владимира, приставлен был к молодому княжичу, в качестве учителя и главного помощника, а кроме того, близкого доверенного лица, доверять которому можно было безоговорочно. Он был важным человеком при дворе, руководил военными операциями и походами, помогал Владимиру во всем, при этом сыграл ключевую роль в захвате и женитьбе его на Рогнеде, дочке Рогволода Полоцкого.

Согласно легендам, он выполнял самые важные и ответственные поручения Владимира и справлялся с ними так, как нужно, был прекрасно образован, свободно читал по-византийски, знал несколько языков. Он слыл прекрасным дипломатом и умел решать любые дела полюбовно и даже когда оставленная дома во время военного похода супруга решила вдруг выйти замуж за его соратника, не стал поднимать панику, а спокойно приехал и вразумил обоих.

Сведения о происхождении

Наиболее вероятной считается версия, что Добрыня Никитич на самом деле был дядей Владимира по материнской линии. Согласно летописям, отчество Никитич появилось гораздо позже уже в былинах, так как отца воеводы звали Малко или Мал. Многие исследователи вообще считают, что по происхождению Добрыня был далеко не русичем, а самым настоящим евреем, что долгие годы замалчивалось, как нелицеприятный и не стоящий подробного анализа фейк. Вполне возможно, что родина родителей будущего великого богатыря находилась на Волыни, так как у Мала именно там было несколько деревень, среди которых были Низкиничи (откуда и мнимое отчество Никитич-Низкинич, уроженец Низкиничей?), Будятичи и Калусов, который ныне уже называется Гряды. Выяснить, где родился богатырь Добрыня Никитич на самом деле, сегодня не представляется возможным.

Но есть и иные теории происхождения знаменитого богатыря. В некоторых источниках его называют Добрыней Резанским или Резановичем, что многие воспринимают, как явный намек на происхождение из Рязани. Но все не так просто, ведь существовал известный род с такой фамилией, которые проживали в окрестностях Владимира-Волынского. Именно Резановичам принадлежала деревня Будятина весть в пятнадцатом веке. Вполне возможно, оттуда и «уши растут». Есть и третья версия, будто маленький Добрынюшка родился в городе Искоростене (ныне Коростень Житомирской области).

В возрасте десяти годков, его самого, а также юную его сестрицу взяли в плен, после чего они были помещены в княжеские палаты, где оба выполняли обязанности прислуги. Воспитывающийся таким образом вместе с юными княжичами Добрыня вскоре научился всем премудростям, он умело держал в руках большой меч, обладал большой ловкостью и сноровкой, метко стрелял из лука. За особое старание и прилежание подросший юноша был записан в дружинники и приставлен к Владимиру, в качестве наставника. Так Добрыня Никитич стал богатырем и отправился в свой долгий путь подвигов и побед.

Верный соратник Владимира

В конце десятого века, а именно приблизительно в конце 970-х годов, князь Святослав решает разделить Русь меж своими сыновьями сам, чтобы избежать конфликтов и ссор за престолонаследие. Именно после этого новгородцы упрашивают его отправить им на царство именно Владимира, который считался более умным, рассудительным и отважным. Владимир, не забыв прихватить дружину и верного Добрыню, отправляется в Новгород на княжение, но по дороге, странным образом, оказывается в Полоцке, который как-бы не особо-то и по пути. Странно, не правда ли?

Стоит знать

Многие исследователи считают, что даже в «Повести временных лет» имеется прямое указание на то, что князь Владимир Красно Солнышко находился под влиянием богатыря Добрыни Никитича. Из текста можно четко понять, что именно он и подбил князя отобрать невесту у собственного брата Ярополка.

Когда Владимир приехал в Полоцк к Рогволоду свататься, его дочка Рогнеда, славящаяся не только своей невероятной красотой, но и непростым характером, наотрез отказалась принимать предложение, так как считала жениха недостойным «робичичем», то есть сыном рабыни. Оскорбленный до глубины души княжич, который по сути действительно являлся потомком князя и его наложницы Малуши, взял город приступом, а Рогнеду изнасиловал на глазах у ее родителей, по совету того самого старого-доброго своего воеводы. История жестока и под описание былинного героя Добрыня Никитич в таком свете не очень-то подходит.

Также по приказу Добрыни были убиты братья Рогнеды и ее отец, а после воцарения в Киеве, Владимир еще и принудительно женился на поруганной девушке. Управлять тогда двумя разными княжествами представлялось сильно затруднительным, ввиду плохих дорог и постоянных длительных переездов, а ведь нужно было еще и защищать окрестности от набегов кочевников, а также ставить на место внутренних врагов. Потому Владимир решил поставить посадником в Новгороде своего близкого друга, доверенное лицо и дядю по матери Добрыню.

Интересно, что точно также, как и князь, его подручный и верный подданный на то время все еще оставался язычником, потому установил неподалеку от города в урочище Перынь на берегу Волхова красивый и большой истукан Перуна, бога-громовержца, отвечающего за самого князя и его дружину. В 985 году, Добрыня вместе с Владимиром отправляется в военную вылазку в Волжскую Булгарию, страну «вельми богатую». Согласно тем же летописным источникам, опять же Добрыня уговаривает князя заключить мир с булгарами, так как считает, что «народ, носящий сапоги, едва ли станет нам дань платить».

Непроясненным считается также и факт участия Добрыни в так называемом крещении новгородцев. Большинство историков склоняются к тому, что он все же был достоверным, однако сведения о нем сбивчивы, неполны и туманны. Отсылки к Василию Татищеву и исследованной им Иоакимовской летописи, которая до наших дней не сохранилась, можно точно также привязать к старинной русской новгородской поговорке «Путята крести мечом, а Добрыня огнем». Замечательно, что в одном из районов Новгорода, где проживали знатные и богатые люди, долгое время сохранялась улица Добрынина.

Змееборец и сват

Чаще всего, былины описывают Добрыню вполне однозначно – он был силен, даже могуч, высок ростом, широкоплеч, при этом был вежлив и прекрасно образован. Можно отыскать даже слова о том, что этот богатырь легко говорил «на 12 языках и знал разговор птичий». По поводу его исторического прозвища «сват», все просто и понятно, это имеет прямое отношение к красотке Рогнеде, которую он помог Владимиру «завоевать». Но как же быть с образом змееборца и что бы это вообще могло означать. Ведь не думать же, по степям и весям древней Руси бегали настоящие динозавры или реальные драконы.

Чаще всего, исследователи склоняются к тому, что и как в библейских историях Георгий Победоносец убивает змия не реального, а скорее, как символ победы над злыми силами и даже нечистым духом. После принятия христианства Владимиром, Добрыня сразу же становится на его сторону и делает все так, как велит его господин. Потому в убиенной «змеяке о семи головах» можно разглядеть язычество, побежденное и повергнутое. Причем «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — это самая популярная и известная русская народная легенда во всем мире.

Подвиги во славу Земли Русской

Известно более половины сотни русских былин и преданий, в которых упоминается имя Добрыни Никитича. Все их конечно же, разобрать в коротенькой статье не получится, так как тут потребуется серьезная исследовательская работа. Но вот самые известные подвиги его во славу родной земли стоит упомянуть, чтобы не остаться «Иванами, родства не помнящими». Давайте же разберемся, чем известен русский богатырь Добрыня Никитич более всего.

  • Первым подвигом Добрыни все считают бой с Илюшкой Муромцем, реальный прототип которого уже рассматривался на нашем сайте. Согласно легенде, Илья сам приехал искать драки с молодым воином, так как слава о его силе достигла Мурома. Добрыня Муромца победил и стал ему верным другом и соратником.
  • Змееборческая история начинается с того, что якобы на горе Сорочинской, что близ Почай-реки (Почаев?) завелось чудище о двенадцати головах. Причем змея была явно женского рода. Мать отговаривала Добрыню ехать туда, но в плену томился русский народ, а также, главным образом, любимая племяшка князя Владимира – забава Путятична. Богатырь змею победил, народ освободил, а девушку доставил ко двору целой и невредимой. В благодарность она хотела стать его женою, но он, как простой парень, от такой сомнительной «большой чести» отказался.
  • Еще одна известная история подвига описывает Добрыню и красавицу-колдунью Маринку, что жила со Змеем Горынычем. По просьбе последнего, она приворожила богатыря, опоила его зельем, да и обратила в зубра, зверя лесного, мощного и огромного. Дальше история разворачивается, мягко говоря, неблаговидная. За то, что она его расколдует, взяла она слово с добра молодца, что он ее в жены возьмет. Парень согласился и поженились он посреди чиста поля, только сказал, что жену будет «наущать». В итоге за отсутствие икон он ее сильно поколотил, за то, что руками обнимала Змея, руки отрубил, потом ноги, за то, что ходили к нему, нос, губы, уши… Колдунья погибла, а Добрыня как ни в чем не бывало отправился домой.

Есть и еще множество историй подобного плана, которые характеризуют былинного богатыря с разных сторон. По всей видимости, люди просто переносили свои страхи, переживания и впечатления в песни, которые потом приобретали новый смысл.

Личная жизнь и героическая смерть героя Руси: память о Добрыне

Не стоит забывать и о любовной линии повествования, без которой не обходится практически ни одно из народных преданий и былин. Конечно, если речь идет о живых людях, то вопросы семьи и потомков обязательно должны присутствовать в их жизнях, если речь не о иноках или монахах. Русский богатырь Добрыня Никитич вовсе не исключение, а, пожалуй, лучшее подтверждение такого правила.

Любимая жена и сынишка Константин

По преданию, Добрыня стоял на заставе, когда увидел, как мимо него прошла девица, да такая красивая, что вокруг даже цветы вяли, не пытаясь даже во сне сравниться с нею по красоте. Это была Настасья Микулишна, дочка знаменитого богатыря Микулы Селяниновича, который за одним разом все поле вспахивал огромным плугом. Она была явно не русской, скорее всего восточных кровей, так как очи, брови и косы ее были черны, словно сама ночь. Скорее всего, она была потомком кавказских княжеских родов, но это доподлинно неизвестно. Кроме того, была она еще поляницей – девушкой-воином, своего рода амазонкой, которая и сама могла потягаться с любым богатырем.

Сперва они вступили в драку, но после трех дней и ночей боя было решено это бессмысленное занятие прекратить. Причем сперва она взяла молодца в плен, а только потом спросила, сколько ему лет, предлагая стать ему либо за дочку, либо за сестрицу, либо же за жену. Возраст оказался подходящим и молодые поженились, после чего Добрыня отправился по приказу князя в длительную командировку, да не просто так, а на добрых двенадцать лет. Тем временем, покинутая жена родила сына и назвала его Константин Добрынич, он и стал посадником в Новгороде в 1017 году.

На «заморскую» красотку, в отсутствие мужа, глаз положил Алеша Попович и даже стал нависать ей на уши, будто видели ее супружника мертвым. Кроме того, и сам великий князь Владимир всячески подбивал Настю быть более решительной и принять предложение и сделать выбор в пользу живого парня, а о погибшем позабыть. Однако Добрыня, вовремя услышав о таком деле, неожиданно вернулся как раз посреди свадебного пира, вовремя успев расстроить торжество. Только спустя несколько лет Илья Муромец смог помирить рассорившихся побратимов.

Схожие черты с Одиссеем

Как ни странно, историки в легендах о богатыре Добрыне находят параллели с греческим героем Одиссеем. Он, словно и сам греческий путешественник попадается в цепкие лапы колдуньи Маринки, что обращает его в животное с золотыми рогами. Это чрезвычайно напоминает сказание о волшебнице Цирцее. Только с помощью своей матери (сестры?) ему удается избавиться от звериного облика и вернуть человеческую оболочку.

Точно также, как и некогда грек, добрый молодец отправляется в дальние страны, договорившись с женой, что ждать она его будет ровно двенадцать лет. При этом, точно также, как Одиссей он возвращается точно к свадьбе и неузнанный переодевается скоморохом, надеясь, что невеста сама его узнает. При этом венчальный перстень он умудряется подбросить ей в кубок. Выпив мед, девушка узнает супруга, но тот не наказывает ни ее, ни Алешу, правда и общение всякое с ним прекращает, по большому счету, из-за обмана.

Смерть былинного богатыря

Если говорить о реальном прототипе былинного персонажа Добрыне, соратнике Владимира, то смерть его окутана тайнами и непроясненными моментами. После принудительного крещения Киева в 988 году, сам Добрыня и его верный соратник Путята отправились крестить Новгород, только вот люди этого как бы особо не ждали, а наоборот, довольно сильно противились. Если вы думаете, что весь этот процесс прошел под звуки музыки, а люди с радостными лицами окунались в речку, то глубоко ошибаетесь, они боролись до последнего, отстаивая «старых» богов.

Согласно записям Татищева, который он почерпнул из Иоакимовской летописи, народ взбунтовался, завязались бои и драки. Весь налет дипломатичности с Добрыни в этот момент куда-то делся, он убил всех мятежников, не желающих принимать крещение, а жилища их предал огню. Причем наличие такого крупного пожара в Новгороде в 989 году подтверждают и археологи. Предание гласит что, увидев плоды дел своих, обнаружив руки в крови и плачущих детишек, он пошел и утопился в озере Ильмень. Однако, как оно было на самом деле, не знает никто. Только в 1017 году в летописи есть запись о вступлении в должность посадника Константина Добрынича.

Образ в культуре героя народного фольклора

В юго-восточной части Карского моря, которое протянулось почти на сотню километров чуть северо-западнее Таймыра, имеется архипелаг Норденшельда, размещается остров, которому было присвоено имя доблестного и легендарного русского богатыря Добрыни Никитича. Такое же имя носит гора на одном из Курильских островов. «Добрыня» назывался также русский ледокол, произведенный британцами по заказу царского правительства, а также советский портовый ледокол уже несколько позже.

Изображение добра молодца можно увидеть на знаменитой картине «Богатыри» Виктора Васнецова, а также на оригинальных полотнах Билибина и Верещагина. Рисовал сюжеты о нем и советский живописец Константин Васильев. Итальянско-русские композиторы Катерино Кавос и Фердинандо Антонолини даже написали оперу, с названием «Добрыня Никитич, или Страшный замок» в 1881 году. В Советском Союзе снято более пяти кинолент, посвященных Добрыне и его подвигам. После наступления нового века его образ стал использоваться чаще. К примеру, в 2005 году вышла кинолента «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко», где Добрыню сыграл Леонид Куравлев.

Добрыня Никитич

Великий русский богатырь. Второй по значению после Ильи Муромца (смотри Илья Муромец ) и первый перед Алешей Поповичем (смотри Алеша Попович ). Добрыня Никитич всегда мирил Илью Муромца с Алешей Поповичем. Если бы не он – не было бы у нас Трех богатырей.

По своему происхождению Добрыня Никитич был из княжеского рода, потомственным военным. Родом Добрыня из города Рязани. Воспитанием богатыря занималась мать – Амелфа Тимофеевна, потому что его отец – Никита Романович, умер, когда Добрыня еще даже и не родился. Мать дала сыну хорошее образование. Он «научился в хитру грамоту», и конечно же занимался музыкой. Пианино тогда, конечно, не было. Поэтому первые гаммы он играл на гуслях. А еще – он замечательно пел и играл в шахматы. В будущих богатырских делах все это ему очень пригодилось, и Добрыня не раз вспоминал свою мать добрым словом.

Больше всего Добрыня Никитич любил сражаться с разными змеями. Самих змей он не любил и, как справедливо пишут авторы энциклопедических словарей: «Борьба со змеиным племенем началась для него рано, когда „стал молоденький Добрынюшка Микитинец на добром коне в чисто поле поезживать… малых змеенышей потаптывать“. Надоело, наконец, Добрыне потаптывать малых змеенышей. Не богатырское это дело, – решил он, и поехал к Пучай-реке сразиться с главным Змеем – Горынычем (смотри Змей Горыныч ).»

Подъехал Добрыня к реке, видит: на берегу девки-портомойницы работают, богатырские и крестьянские порты стирают. Увидели они Добрыню Никитича и стали отговаривать со Змеем сражаться. То ли Добрыня им так приглянулся, то ли к Змею Горынычу уже привыкли, – нам неведомо.

Не послушался Добрыня Никитич – нырнул в реку и поплыл. Только он до середины реки добрался, откуда ни возьмись прилетает Змей Горыныч и пикирует прямо на беззащитного богатыря. Дышит на него огнем, сыплет огненными искрами. Разве что не бомбит. Богатырь не растерялся и нырнул, а вынырнул уже на другом берегу реки. Вышел Добрыня на берег и «сокрушил Змея шапкой земли греческой». Тот пал на сыру землю и стал просить прощения. Добрыня добрый был богатырь. Простил он на первый раз Змея Горыныча, но как показало время, напрасно. Змей Горыныч, унеся ноги от Добрыни, тут же взялся за старое. Пролетая над Киевом, похитил любимую племянницу Владимира Красное Солнышко, – Забаву Путятишну. Пришлось богатырю снова сразиться с Змеем.

Добрыня Никитич был родственником Владимиру Красное Солнышко. И когда князь приказал ему и своему брату Путяте (отцу освобожденной Забавы) пойти и наказать жителей Новгорода, которые не хотели креститься, а упорно поклонялись богам языческой мифологии. Добрыня подчинился. Вместе с Путятей они крестили всех оставшихся в живых жителей Новгорода. С тех пор в народе сложилась шутливая пословица: «Путята крестит мечом, а Добрыня огнем».

За свою жизнь Добрыня Никитич одержал множество великих побед. Он не боялся вступить в сражение даже с Бабой ягой (смотри Баба яга ). Да что там Яга! Добрыня Никитич вступил в бой с Мариной Игнатьевной – известной во всей округе ведьмой, «чародейницей», «отравительницей», «коренщицей», колдуньей, которая умела превращать человека в животное.

Дело было так; Зашел как-то Добрыня Никитич в «Маринкин переулок». Подойдя к ее дому, он вдруг в окошке видит целующихся Змея Тугарина и Маринку. Дрогнуло тут богатырское сердце, и пустил он стрелу прямо в окошко. Змей Тугарин, тут же на месте погиб, а Маринка стала предлагать себя Добрыни Никитичу в жены. Тот, конечно, не согласился. Зачем ему такая жена? Марина Игнатьевна рассердилась и превратила богатыря в «гнедого тура» – то есть в рогатого быка. Вот тут бы и сказки конец, если бы не выручила мать Добрыни. Увидела Амелфа Тимофеевна, что сделала с ее сыном Марина Игнатьевна и пришла на помощь. Сына сразу же расколдовала, человеком сделала, а Маринку превратила в «кобылу водовозную». Так она с тех пор воду и возит.

Женился Добрыня Никитич на очень хорошей девушке – Настасье Никулишне. Всю жизнь он ее очень любил. Однажды, уходя на работу в чисто поле, Добрыня наказал жене, чтобы она его ждала ровно 12 лет, а если он задержится, чтобы выходила замуж за кого хочет. Главное – не за Алешу Поповича.

Прошло время, богатырь задержался и настала пора Настасье снова выходить замуж. Она, конечно, этого очень не хотела. Но тут, откуда ни возьмись, появился богатырь Алеша Попович и стал сильно настаивать, чтобы она стала его женой. Пришлось Настасье согласиться. И тут во время свадьбы вернулся с работы из чистого поля Добрыня Никитич. Чтобы его не узнали, он переоделся скоморохом и стал петь песни, и играть на гуслях (вот где пригодились ему уроки музыки!).

По песням Настасья Никулишна узнала своего мужа. Добрыня Никитич был очень обижен на Алешу Поповича и решил драться с ним не на жизнь, а на смерть. И убил бы, наверное, если бы не Илья Муромец, который их помирил.

Алеша Попович попросил прощенья, и три богатыря остались добрыми друзьями.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НИ) автора БСЭ

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

I. Добрыня и Змей Былина «Добрыня и Змей» - центральная и самая древняя в цикле былин о Добрыне. Змееборчество - один из наиболее распространенных сюжетов в фольклоре народов всего мира. Змей - традиционное воплощение зла, и победа героя над змеем знаменует торжество

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

II. Добрыня и Дунай Былина «Добрыня и Дунай» относится к числу поздних, она сложилась в XVI–XVII веках.Исследователи былин Ю.И. Смирнов и В.Г. Смолицкий отмечают, что в поздних былинах намечается «отход от эпической монументальности», в этих былинах богатыри бывают подвержены

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

III. Добрыня и Маринка Образ «чародейницы», колдуньи Маринки, возможно, восходит к образу славянской богини смерти и злых чар Марены. Так что победа Добрыни над Маринкой означает не разрешение личного конфликта, а уничтожение воплощенного зла. В некоторых вариантах былины

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Добрыня Никитич Добрыня Никитич - средний из трех богатырей, основных героев русского героического эпоса.Его срединное положение обусловлено не толь ко возрастом, но и тем, что в его образе нет крайностей, в нем гармонично сочетаются различные качества: храбрость воина

Из книги автора

Добрыня Никитич Великий русский богатырь. Второй по значению после Ильи Муромца (смотри Илья Муромец) и первый перед Алешей Поповичем (смотри Алеша Попович). Добрыня Никитич всегда мирил Илью Муромца с Алешей Поповичем. Если бы не он – не было бы у нас Трех богатырей.По

Из книги автора

Из книги автора

Добрыня Никитич Добрыня Никитич – богатырь, один из основных героев русского эпоса, средний из трёх богатырей.Средним богатырём Добрыня Никитич был не только из-за возраста, но и потому что в его образе не было крайностей, всё держалось где-то на уровне середины. В тех