Классный час депрессия давай поговорим. Депрессия - это психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество. Сообщение темы и цели

Цель: помочь учащимся понять, что такое жизнь и в чем заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей.

Задачи классного часа: помочь учащимся в определении своей гражданской позиции, позиции собственного “Я”, способствовать саморазвитию и самоанализу своих поступков, выяснить, что включает в себя понятие “главное в жизни” и обсудить, в чем заключается смысл жизни; научить анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим; подготовить учащихся к самопознанию и самореализации.

Оборудование: корзина с цветами, старинная прялка, цветные ленты, изображение иконы Андрея Рублева “Троица”

Ход классного часа

I. Вступление. Психологический настрой.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными. Сегодня наш классный час называется “Поговорим о главном”. Давайте возьмемся за руки. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Какая фигура у нас получилась?

Дети. Круг.

Учитель. Какие ассоциации у вас возникают со словом круг?

Дети. Шар, солнце, свет…….

Учитель. Я согласна с вами. Круг – это символ солнца, а значит, тепла, света, жизни. А как вы думаете, почему мы с вами сели в круг?

Дети. Все вместе будем решать проблемы, в кругу мы ближе к друг другу, уютнее себя чувствуем.

Учитель. Круг – это символ дружбы и того, что только сообща, все вместе мы сможем решить любые задачи. Посмотрите, (крутит колесо прялки) перед нами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас взять и привязать на колесо ленточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы вы на нашем классном часе, независимо от настроения, были такими же легкими, веселыми, уверенными, как эти летящие ленточки. У нас сегодня тема “Разговор о главном”. Я тоже ее считаю интересной и актуальной. Скажите, а чего вы ждете от сегодняшней беседы?

Дети. Узнать. Что же такое – главное в жизни, услышать мнение других.

Учитель. Какую цель вы ставите перед собой?

Учитель. – Если обобщить все ваши высказывания, то цель можно сформулировать так: определить, что является главным в жизни человека.

II. Основная часть.

Учитель. Давайте поделимся друг с другом тем, что вы считаете для себя самым главным. Для этого вам нужно взять из корзины один цветок, написать на листочке свою мысль и прикрепить его на цветок (выполнение задания).

Учитель. – Давайте озвучим ваши мысли, собрав их в букет. Для этого вам нужно представиться, сформулировать свою мысль устно и передать свой цветок товарищу. Например: Оксана Петровна. Я считаю, что в жизни самое главное быть честным перед самим собой и людьми. (Представление детей и выполнение задания предложенного учителем.)

Д. Нет, все важно.

Учитель. А, может, этот букет можно чем– то добавить?

Д. Да, наверное.

Учитель. День за днем идет наша жизнь. Проходят века, на смену одного события приходят другие, изменяется человек. Но есть человеческие ценности, которые остаются вечными во все времена. Посмотрите на одно из величайших произведений человечества. (Демонстрация картины Рублева “Святая троица”, включить спокойную музыку.)

Учитель. Может, кто-то знает это произведение?

Учитель. Перед вами икона Андрея Рублева “Троица”. Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории, во время освобождения Руси от гнета Золотой Орды. Ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение – “Троицу”. (Приложение 1) На иконе изображены три ангела. Как вы думаете, что они символизируют?

Дети. (Единство, согласие, любовь. Круг – символ вечности, гармонической завершенности.)

Учитель. Обратите внимание: за каждым из трех ангелов изображена его эмблема. За средним – древо. Как вы думаете, что оно означает?

Дети. Дерево – символ жизни.

Учитель. Я с вами согласна, дерево означает “древо жизни”, “древо вечности”. Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. А что могут символизировать они?

Дети. Палаты– дом, уют, счастье, покой.

Учитель. В “Псалтири”, в библейской книге, палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. За третьим ангелом возвышается гора. С чем у вас ассоциируется гора?

Дети. Высота, достижение. Трудности.

Учитель. Гора – древний символ всего возвышенного. В Библии “гора” – образ “восхищения духа”. Таким образом, данная икона выражает единство духа, стремление к познанию и вечной жизни. Ребята, а насколько для вас важны и необходимы эти ценности?

Дети. Да, необходимы

Учитель. Можно ли в наш букет добавить их? (Дополнение букета. Букет вернуть в корзину.)

III. Заключение.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами попытались заглянуть, совсем немножко, вглубь себя, наметить перспективы на будущее (вывешивание круга на доску).

Учитель. На классный час вы пришли с разными эмоциями: с радостью, грустью, недоверием, страхом. Так бывает и в жизни. Я снова хочу запустить наше колесо (учитель вращает колесо прялки). Пусть оно будет отправной вашей точкой в жизнь. И. Эренбург сказал: “После поэта остаются книги, после художника – полотна, после государственного деятеля – страницы истории. А после человека? Разве что память, немного света и тепла ”. Несите в жизнь свет, тепло и тогда память о вас и ваших поступках будет бесконечной.Наш разговор я хочу завершить стихотворением Юрия Левитанского “Каждый выбирает для себя”

Я хочу поблагодарить вас за сегодняшнюю работу и вручить вам небольшие подарки. Пусть эти советы великих людей помогут вам в жизни стать успешными (вручаются небольшие брошюрки с высказываниями). Я предлагаю вам взять цветочек из нашей корзины как символ частички нашей с вами общей работы, общего труда. Я желаю вам каждому осуществить свою мечту, жить в мире и радости.

Используемая литература.

  1. Белова М.Г. "Классный час-размышление "Поговорим об ответственности" // Воспитание школьников. – 2003. – № 4. – С. 24.
  2. Репина О.Н. . Правовая культура личности: к определению понятия // Инновации в образовании. – 2008. – № 11. – С. 43.
  3. Хомякова И., Стульник Т., Петрова В. Азбука нравственного образования // Воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 41.

«Депрессия и способы борьбы с ней»

Депрессия и способы борьбы с ней


  • 1. Осветить основные признаки депрессии.
  • 2. Выявить причины развития депрессии.
  • 3. Показать пути преодоления и предотвращения депрессии.
  • 4. Выработать чувство уверенности, что депрессию можно победить.
  • 5. Научить учащихся реально оценивать проблемы, возникающие в жизни, и принимать сложные ситуации, не зацикливаясь на них, продолжать строить жизнь.

Причины возникновения депресии

  • В большинстве случаев она развивается как следствие каких-либо потерь, перенесенных людьми (потеря любимого, потеря трудоспособности, потеря самоуважения).
  • По мнению других, депрессия связана в основном с эмоциональными травмами, полученными в детстве. Глубокие душевные раны могут привести к очень серьезным приступам депрессии.

Назовите обстоятельства, которые в настоящее время могут вызвать у вас состояние уныния.

  • 1) отсутствие взаимопонимания в отношениях с родителями;
  • 2) проблемы в общении с одноклассниками, друзьями;
  • 3) отсутствие возможностей для осуществления своих желаний;,
  • 4) отсутствие или недостаточное количество карманных денег;
  • 5) потеря самоуважения;
  • 6) потеря трудоспособности;
  • 7) неудачи в учебе, других сферах жизни и т. д.

Перечислите чувства, которые возникли у вас в связи с потерей близкого человека, прекращением взаимоотношений с другом, утратой надежды, разрушенной мечтой и т. п.

  • 1) глубокая печаль;
  • 2) физическая боль;
  • 3) вина;
  • 4) потребность вновь обрести потерянное;
  • 5) изоляция от окружающих (одиночество);
  • 6) противоречивые чувства, замешательство;
  • 7) потеря самоуважения и др.

Формула депрессии

  • потеря + возмущение, гнев + жалость к самому себе = депрессия.

Что, на ваш взгляд, может послужить источником сил в преодолении прошлых утрат?

  • 1) постараться перестать думать о своих проблемах и постараться понять нужды и переживания других людей;
  • 2) все переосмыслить и начать жить по-новому с новыми взглядами и позицией;
  • 3) постараться пережить крушение своих надежд и продолжать идти вперед;
  • 4) возвращаться мысленно к счастливым дням и постараться не думать о грустном;
  • 5) пытаться найти в себе силы начать все сначала;
  • 6) улыбаться окружающим, помня о том, что каждый из нас несет свой крест;
  • 7) искать силы утешения и надежду в тишине и покое молитвы, вере;
  • 8) сдерживать слезы сожаления и жалости к себе.

Ситуация 1.

  • Проблема. Человек старается забыть случившееся с ним, вести себя так, словно ничего не произошло, замыкается в себе, пытается внушить себе, что событие, причинившее ему боль, было просто ошибкой неопытной юности, старается ни с кем не обсуждать эту тему («Зачем это нужно?»), пытается внушить себе, что этого не было, что черное на самом деле белое и т. д. - такая реакция на события не поможет преодолеть депрессию.

Проблема 2

  • Человек прилагает большие усилия, чтобы скрыть свою проблему, особенно если чувствует себя виноватым. Человек страшно боится, что то, что он пытался ото всех скрыть, вдруг предстанет на всеобщее обозрение. Такая реакция называется «вытеснением» и является просто самообманом. Искусственно вытесненная вина впоследствии сказывается на всей жизни человека, даже если он забудет о ней, и никто другой так и не узнает о случившемся.

Ситуация 3.

  • Проблема. Человек думает, что все в жизни относительно. Все зависит лишь от того, под каким углом взглянуть на проблему. Как будто бы он все понимает, всех прощает и при этом на все смотрит свысока со снисходительной улыбкой. В результате ему все чаще и чаще приходится идти на сделку с совестью. Даже если он оказывается причиной неприятностей для других или сам сталкивается с проблемой по своей вине, он всегда стремится найти себе оправдание.

Ситуация 4.

  • Проблема. Человек использует свою проблему для того, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать жалость окружающих. Это помогает ему чувствовать себя особенным в глазах других людей, таким образом повышая уровень собственной значимости. Но это всего лишь самообман. Жажда получения от других людей внимания и сочувствия не должна превращаться в самоцель. Внимание толпы не восполнит потерю и не исцелит душевных ран.

Ситуация 5.

  • Проблема. Для человека бремя проблемы казалось настолько тяжелым, что он страстно хотел бы избавиться от этого тяжкого груза, но куда его деть? Он начинает выискивать среди друзей того, кто готов взять его бремя на себя. Почему бы и нет? Ведь это же его старые приятели. Пусть они помогут ему, ведь у него самого ничего не получается.

Несколько советов тем, кто переживает депрессию:

  • 1) постарайтесь осознать, что горе - это один из неотъемлемых периодов жизни каждого человека;
  • 2) постарайтесь полностью осознать себя как личность, взгляните на себя как бы со стороны, как на полноценного человека, способного позаботиться о себе, справиться со своими желаниями и эмоциями;
  • 3) не старайтесь переделать людей, заставить их подстроиться под вас, воспринимайте их такими, какие они есть;
  • 4) не надейтесь снова стать таким, каким вы были раньше, помните, что можете стать лучше!

Помощь другу

  • . 1) внимательно выслушай друга. После этого ему наверняка станет легче;
  • 2) не критикуй его, наоборот, постарайся дать понять, что поддержишь его, что бы ни случилось;
  • 3) постарайся оказать ему какую-нибудь реальную помощь;
  • 4) постарайся увлечь друга новым занятием: пригласи его в секцию или кружок, куда ходишь сам;
  • 5) если ты видишь, что депрессия продолжается длительное время и твои усилия не помогают, постарайся убедить его в необходимости обратиться к специалисту, например психологу.

  • Необходимо дать ответы на вопросы, оценивая их в очках от 1 до 5.
  • 1. Я каждый день ем суп.
  • 2. По крайней мере, четыре ночи в неделю я сплю по 7-8 ч.
  • 3. Я чувствую, что родители заботятся обо мне, и сам также стараюсь заботиться о них.
  • 4. Даже в самой сложной ситуации я могу положиться по крайней мере на одного из родителей или других близких родственников.
  • 5. Я с удовольствием занимаюсь спортом, хожу в спортивную секцию.
  • 6. Я не курю.
  • 7. Я не употребляю алкоголь.
  • 8. У меня нет недостатка или избытка веса.
  • 9. Моих карманных денег хватает на необходимые расходы.
  • 10. Я люблю читать классическую литературу.
  • 11. Я с удовольствием принимаю участие в общественных делах.
  • 12. У меня много приятелей.
  • 13. У меня есть друг, которому я могу довериться.
  • 14. Я ничем не болен.
  • 15. При необходимости я смогу выразить словами свои чувства.
  • 16. Я обсуждаю проблемы в школе с родителями.
  • 17. Я развлекаюсь почти каждую неделю.
  • 18. Я умею планировать личное время.
  • 19. Я не люблю газированные напитки.
  • 20. Каждый день я могу найти несколько минут для того, чтобы побыть в одиночестве и подумать о своем.

  • Сложите ваши очки и отнимите 20.
  • Если вы набрали более 30 очков, вы склонны к состоянию уныния.
  • От 50 до 75 - вы подвержены депрессии в значительной степени.
  • Более 75 - вы в высшей степени подвержены депрессии.

Классный час на тему «Депрессия и способы борьбы с ней»

Цели

1. Осветить основные признаки депрессии.

2. Выявить причины развития депрессии.

3. Показать пути преодоления и предотвращения депрессии.

4. Выработать чувство уверенности, что депрессию можно победить.

5. Научить школьников реально оценивать проблемы, возникающие в жизни, и принимать сложные ситуации, не зацикливаясь на них, продолжать строить жизнь.

Введение

Тема сегодняшнего классного часа - депрессия. Мы поговорим более подробно об этом состоянии, его причинах и путях выхода. Но сначала я предлагаю сыграть в игру.

Игра «Тренировка памяти»

В игре участвуют 5 человек. Им раздают чистые листы бумаги и ручки. Ведущий зачитывает 20 слов. Игроки должны его внимательно слушать. После этого дают 5 мин на то, чтобы участники игры записали на память все слова, которые прозвучали.

После игры можно спросить, что чувствовали те участники, которые написали 80-100% услышанных слов, и те, кто написал меньше.

Основная часть

Учитель: существует два типа людей. Одни, увидев, что у них ничего не получилось, разочаруются и впадут в депрессию. Такие люди часто страдают из-за заниженной самооценки, считая, что они никогда не смогут стать лучше. Другие начнут искать способ достижения поставленной цели. Давайте рассмотрим, что же такое депрессия.

Причины возникновения депрессии. Каким образом возникает депрессия? В большинстве случаев она развивается как следствие каких-либо потерь, перенесенных людьми (потеря любимого, потеря трудоспособности, потеря самоуважения). Психическое состояние, характеризуемое как депрессия, можно назвать следствием обостренной реакции человека на потерю, чувство разочарования. Многие люди, не нашедшие выхода из сложных ситуаций, впадают в депрессию.

Следует отметить, что существуют разные мнения о причинах возникновения депрессии. Одни связывают эту болезнь с нарушениями биологических или химических процессов в организме человека, физиологическим дисбалансом. В таких случаях считается, что даже очень серьезные формы продолжительной депрессии поддаются лечению.

По мнению других, депрессия связана в основном с эмоциональными травмами, полученными в детстве. Глубокие душевные раны могут привести к очень серьезным приступам депрессии.

В связи с неоднозначностью существующих мнений можно сформулировать следующее определение депрессии: это состояние, характеризующееся тоскливым настроением, замедлением мыслительных процессов, психомоторных реакций, зацикливанием на травмирующей ситуации. Человек, находящийся в депрессии, с пессимизмом смотрит в будущее. У него может пропасть аппетит, нарушиться сон, он часто плачет, бывает раздражительным.