Какой легендарный герой основал город рим. История основания Рима. История Рима от основания города

Согласно преданию, Рим был основан 21 апреля 753 года до н.э. Это произошло на берегу реки Тибр — как пишут историки, примерно в 22 км от ее устья, в дельте, которая впоследствии станет портом Остия. Остия была заложена царем Анком Марцием ввиду наличия здесь богатых солеварен, а также для того, чтобы предотвратить проникновение в Рим вражеских кораблей по реке.

При этом те же самые историки считают, что предание о 21 апреля следует подвергать сомнению. «Не было такого первоначального момента, когда разрозненные деревни железного и бронзового веков на холмах решили бы объединиться и назваться городом, — пишет искусствовед и арт-критик Роберт Хьюз. — Чем старше город, тем больше сомнений вызывает его происхождение, а уж Рим определенно стар. Однако это не мешало римлянам начиная со II века до н.э. и далее называть неправдоподобно точные даты его возникновения: Рим, как утверждали раньше, возник не просто в VIII веке до н.э., а именно — в 753 году до н.э., и его основателем был Ромул, брат-близнец Рема. Так начинается запутанное предание, которое существует во множестве версий и обычно крутится вокруг одних и тех же мотивов: это честолюбие, отцеубийство, братоубийство, предательство и снова всепоглощающее честолюбие. Особенно последнее. Более честолюбивого города, чем Рим, не бывало на свете и, вероятно, не будет, хотя Нью-Йорк может с ним в этом поспорить. И ни один другой город не был так проникнут жестокостью с самого начала, как Рим, — это возвращает нас к преданию о его мифическом младенчестве».

Легенда гласит: однажды красавица Рея Сильвия, давшая обет безбрачия, повстречала бога войны Марса и родила от него близнецов — Ромула и Рема. Дядя Реи, царь Амулий, разгневался и отдал приказ казнить распутную племянницу, а новорожденных мальчиков положить в корзину и бросить в Тибр.

Согласно историку Титу Ливию, корзину с младенцами прибило к берегу, а там грязных и мокрых близнецов нашла волчица, которая вскормила их своим молоком. По некоторым версиям, о Ромуле и Реме также заботились дятел и чибис (небольшая птица семейства ржанковых). Интересно, что впоследствии римляне стали считать чибиса зловещей птицей. В знаменитом «Сатириконе» Петрония Арбитра встречается поговорка «Malam parram pilavit» («Ощипал скверную цигалицу (пигалицу)»), что означало — не повезло, попал в неприятную ситуацию.

Когда малыши подросли и окрепли, их взял на воспитание царский пастух Фавстул. Мальчики мужали не по дням, а по часам, и вскоре они свергли своего коварного родственника Амулия. Рея Сильвия к тому моменту уже была мертва.

Затем близнецы решили основать поселение на Тибре, но братья никак не могли выбрать точное место. Рем выбирал между Авентинским и Капитолийским холмами, а Ромул настаивал на Палатинском холме. И тут снова возникают разные версии легенды: согласно первой, близнецы сели спиной друг к другу и стали ждать знаков свыше. Рем увидел шесть парящих в небе коршунов, а Ромул — двенадцать. Победа была на стороне Ромула (кстати, двенадцать коршунов будут символизировать двенадцать лет римского могущества).

Вторая версия намного кровожаднее: между братьями вспыхнул спор, и Ромул убил Рема, а затем основал город, которому дал свое имя.

«Итак, первым основателем земного града был братоубийца, из зависти убивший своего брата, гражданина вечного града, странника на этой земле (Быт. 4), — напишет позднее христианский теолог и философ Аврелий Августин. — Неудивительно, что спустя столько времени, при основании того города, который должен был стать во главе этого земного града, о котором мы говорим, и царствовать над столь многими народами, явилось в своем роде подражание этому первому примеру, или, как говорят греки, архетипа. Ибо и здесь, как упоминает о самом злодействе один из их поэтов, «первые стены, увы, обагрилися братскою кровью».

Именно так был основан Рим, судя по свидетельствам римской истории об убийстве Ромулом своего брата Рема. Различие состоит только в том, что оба они были гражданами земного града. Оба они добивались славы создать Римскую республику; но оба вместе не могли иметь такой славы, какую мог бы иметь каждый из них, если бы был один. Ибо кто хочет прославиться своим господством, господствует тем менее, чем с большим числом соучастников разделяет свою власть. Итак, чтобы одному иметь в своих руках всю власть, был убит товарищ, и посредством этого злодейства увеличилось в худшем виде то, что, не будучи запятнано преступлением, было бы меньшим, но лучшим. А те братья, Каин и Авель, не имели одинакового стремления к земным вещам, и тот, который убил своего брата, не потому завидовал ему, что его господство могло стать меньшим, если бы оба они господствовали (ибо Авель не искал господства в том граде, который основал его брат); он завидовал той дьявольской завистью, какой злые люди завидуют добрым только лишь потому, что те добры, между тем как они — злы...

Основывая Рим, оставшийся в живых брат-близнец запряг в плуг корову с быком и пропахал борозду. Эта борозда называлась померий, и именно она отмечала священную линию городских стен.

«История не сообщает, как чувствовал себя Ромул, умертвив своего единственного брата: однако, может быть, не случайно жрецы, которые в последующие годы периодически бегали вокруг померия, чтобы тем самым обеспечить плодовитость римских стад и римских женщин, назывались луперками, то есть «братством волка», — пишет Роберт Хьюз.

Сначала Ромул был единственным жителем недавно основанного города, однако вскоре он решил пригласить к себе отбросов общества — убийц, беглых рабов, изгнанников. Позднее холм, на котором нашли приют эти отбросы, станет называться Капитолием. На Капитолии будет построен Капитолийский храм, где будут происходить заседания сената и народные собрания.

Эта легенда о беглых рабах и убийцах, по словам историков, говорит о том, что Рим не создавался этнически однородным племенем.

В первые годы в Риме не хватало представительниц прекрасного пола, и тогда Ромул решил устроить праздник в честь бога-смотрителя запасов зерна Конса. На праздник приехали сабины (народ италийской группы). В момент, когда все гости были увлечены играми, Ромул подал своим людям знак, и те напали на гостей и захватили их женщин. Во время поднявшейся суматохи поживился и сам Ромул — он схватил сабинянку Герсилию, которую вскоре взял в жены. Любопытно, что позднее начали считать, будто свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор.

Согласно легенде, после смерти Ромула Герсилия пришла к нему на могилу, и в это время с неба спустилась звезда и зажгла ее волосы, в результате чего вдова сама превратилась в звезду и поднялась на небо.

Ранняя римская история

Возникновение Римского государства

Город Рим был вокруг поселений у брода через реку Тибр , на пересечении торговых путей. Согласно археологическим свидетельствам, Рим был основан как деревня, вероятно, в IX веке до н. э. двумя центрально-италийскими племенами, латинами и сабинянами (сабинами), на холмах Палатинском, Капитолийском и Квиринале. Этруски , ранее поселившиеся к северу от Рима в Этрурии , к концу VII века до н. э. установили политический контроль над регионом.

Легенда о Ромуле и Реме

Волчица вскармливает Ромула и Рема

Древнеримский бог войны Марс и Рея Сильвия Рубенс П. П.

Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба Лонга . По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э. , когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда. По средневековой легенде, сыном Рема - Сением был основан город Сиена .

Латины и этруски

С середины II тыс. до н. э. в нижнем течении Тибра расселялись латино-сикульские племена, ветвь италиков , пришедших на Апеннинский полуостров из придунайских областей в начале II тыс. до н. э. Латины обосновались на холмах Палатин и Велия, соседние холмы заняли сабины. После объединения нескольких латинских и сабинских поселков в середине VIII в. до н. э. на Капитолийском холме была выстроена общая для всех крепость - Рим.

Этруски были древними племенами, населявшими в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область - древняя Этрурия , современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшими развитую цивилизацию, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Римская культура унаследовала многие обычаи и традиции из культуры этрусков. Примерно во II веке до н. э., вследствие ассимиляции со стороны Рима, этрусская цивилизация прекратила своё существование.

Начало Рима

С целью увеличить население Рима на первых стадиях его развития, Ромул предоставил пришельцам права , свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами, для которых он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы , изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

В Риме также не хватало женского населения - соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян . Тогда Ромул придумал торжественный праздник - Консуалии , с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин, сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию . Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.

Царский период

Семь царей

Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул , Нума Помпилий , Тулл Гостилий , Анк Марций , Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Луций Тарквиний Гордый .

Ромул

После похищения римлянами сабинянских женщин вспыхнула война между Римом и сабинянами. Во главе со своим царем Тацием , они отправились на Рим. Однако похищенные женщины сумели помирить обе враждующие стороны, так как уже прижились в Риме. Тогда римляне и сабиняне заключили мир и жили под властью Ромула и Тация. Однако через шесть лет после совместного правления, Таций был убит оскорблёнными гражданами колонии Камерии, куда он совершал поход. Ромул стал царём объединённых народов. Ему приписывается создание сената , состоявшего в то время из 100 «отцов», укрепление Палатина и формирование римской общины (разделение римлян на патрициев и плебеев).

Нума Помпилий

Сервий Туллий

Республиканский Рим

Ранняя Римская Республика (509-265 гг. до н. э.)

Борьба плебеев и патрициев

Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии , патрициев , кроме которых никто не мог заседать в Сенате . Им подчинялись плебеи , являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Однако не исключено, что по происхождению патриции были просто богатыми землевладельцами, организовавшимися в кланы, и присвоившими привилегии высшей касты. Власть избранного царя ограничивалась Сенатом и собранием кланов, которая даровала царю после избрания imperium (верховную власть). Плебеям не дозволялось носить оружие , их браки не признавались законными - эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации. Так как Рим был самым северным форпостом латинских племен, соседствующим с этрусской цивилизацией, римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству.

Свержение монархии не привело к сильным изменениям в политическом устройстве Рима. Место пожизненного царя заняли два избираемых на один год из числа патрициев консулы («впереди идущие»). Они руководили заседаниями сената и народного собрания , контролировали выполнение принятых этими органами решений, распределяли граждан по центуриям , следили за сбором податей, осуществляли судебную власть , во время войны командовали войсками. По истечении срока полномочий они отчитывались перед сенатом и могли быть подвергнуты судебному преследованию. Помощниками консулов по судебным делам были квесторы , к которым позже перешло заведование казной . Народное собрание было высшим государственным органом, оно утверждало законы , объявляло войну, заключало мир, избирало всех должностных лиц (магистратов). Возросла роль сената: ни один закон не мог вступить в силу без его одобрения; он контролировал деятельность магистратов, решал внешнеполитические вопросы, осуществлял надзор над финансами и религиозной жизнью.

Основным содержанием истории раннереспубликанского Рима была борьба плебеев за равноправие с патрициями, которые монополизировали право заседать в сенате, занимать высшие магистратуры и получать землю из «общественного поля». Плебеи требовали отмены долговой кабалы и ограничения долгового процента. Рост военной роли плебеев (к началу V в. до н. э. они уже составляли основную часть римской армии) позволил им оказывать эффективное давление на патрицианский сенат. В 494 до н. э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они ушли из Рима на Священную гору (первая сецессия), и патрициям пришлось пойти на уступки: была учреждена новая магистратура - народные трибуны, избиравшиеся исключительно из плебеев (первоначально два) и обладавшие священной неприкосновенностью; они имели право вмешиваться в деятельность остальных магистратов (интерцессия), налагать запрет на любые их решения (вето) и привлекать их к судебной ответственности. В 457 до н. э. число народных трибунов возросло до десяти. В 452 до н. э. плебеи вынудили сенат создать комиссию из десяти членов (децемвиров) с консульской властью для записи законов, прежде всего ради фиксации (то есть ограничения) полномочий патрицианских магистратов. В 443 до н. э. консулы лишились права распределять граждан по центуриям , которое было передано новым магистратам - двум цензорам , избиравшимся из числа патрициев раз в пять лет центуриатными комициями сроком на 18 месяцев. В 421 до н. э. плебеи получили право занимать должность квестора, хотя реализовали его лишь в 409 до н. э. Реставрировался при условии, что один из них обязательно будет плебеем, но сенат добился передачи судебной власти от консулов преторам , избираемым из патрициев. В 337 до н. э. плебеям стала доступна и должность претора. В 300 до н. э. по закону братьев Огульниев плебеи получили доступ в жреческие коллегии понтификов и авгуров .

Таким образом, все магистратуры оказались открытыми для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н. э. Победа плебеев привела к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, они перестали быть сословием , отличным от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту - нобилитет . Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии.

Завоевание Римом Италии

После превращения Рима в республику началась территориальная экспансия римлян. Первоначально их основными противниками на севере были этруски , на северо-востоке - сабины , на востоке - эквы и на юго-востоке - вольски .

В 509-506 до н. э. Рим отразил наступление этрусков, выступивших в поддержку свергнутого Тарквиния Гордого, а в 499-493 до н. э. одержал верх над Арицийской федерацией латинских городов (Первая Латинская война), заключив с ней союз на условиях невмешательства во внутренние дела друг друга, взаимной военной помощи и равенства при разделе добычи. Это позволило римлянам начать серию войн с сабинами, вольсками, эквами и могущественными южноэтрусскими поселениями.

Укрепление внешнеполитических позиций римлян в Средней Италии было прервано нашествием галлов , которые в 390 до н. э. разгромили римскую армию у реки Аллия, захватили и сожгли Рим; римляне укрылись в Капитолии. Хотя галлы вскоре покинули город, влияние римлян в Лации значительно ослабло; союз с латинами фактически распался, против Рима возобновили войну вольски, этруски и эквы. Однако римлянам удалось отразить натиск соседних племен. После нового галльского вторжения в Лаций в 360 до н. э. возродился римско-латинский союз (358 до н. э.). К середине IV в. до н. э. Рим уже имел полный контроль над Лацием и Южной Этрурией и продолжил экспансию в другие районы Италии . В 343 до н. э. жители кампанского города Капуи , понеся поражение от самнитов , перешли в римское подданство, что вызвало Первую Самнитскую войну (343-341 до н. э.), закончившуюся победой римлян и подчинением Западной Кампании. Рост могущества Рима привел к обострению его отношений с латинами, что спровоцировало Вторую Латинскую войну (340-338 до н. э.), в итоге которой Латинский союз был распущен, часть земель латинов конфискована, с каждой общиной заключен отдельный договор. Жители ряда латинских городов получили римское гражданство ; остальные были уравнены с римлянами только в имущественных, но не в политических правах. В ходе Второй (327-304 до н. э.) и Третьей (298-290 до н. э.) Самнитских войн римляне разгромили Самнитскую федерацию и нанесли поражение её союзникам - этрускам и галлам. Те были вынуждены вступить в неравноправный союз с Римом и уступить ему часть своей территории. Рим укрепил свое влияние в Лукании и Этрурии , установил контроль над Пиценом и Умбрией и овладел Сенонской Галлией, превратившись в гегемона всей Средней Италии. Проникновение Рима в Южную Италию привело в 280 до н. э. к войне с Тарентом , самым могущественным из государств Великой Греции , и его союзником эпирским царем Пирром . В 276-275 до н. э. римляне победили Пирра, что позволило им к 270 до н. э. подчинить Луканию, Бруттий и всю Великую Грецию. Завоевание Римом Италии вплоть до границ с Галлией завершилось в 265 до н. э. взятием Вольсиний в Южной Этрурии. Общины Южной и Средней Италии вошли в Италийский союз во главе с Римом.

Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)

Рим становится мировой державой

Экспансия Рима в другие территории Средиземноморья сделала неизбежным столкновением Римской республики с Карфагеном , ведущей державой Средиземноморья . В результате трёх войн между двумя державами, Рим уничтожил Карфагенское государство и включил его территорию в состав республики. Это позволило ему продолжить экспансию в другие районы Средиземноморья. После завоеваний III-I вв. до н. э. Рим превратился в мировую державу, а Средиземное море - во внутреннее римское озеро.

Первая Пуническая война

Официальной причиной войны для римлян стала осада и взятие испанского города Сагунта (союзника Рима) карфагенским полководцем Ганнибалом . После этого Рим объявил Карфагену войну. Поначалу карфагенская армия под предводительством Ганнибала одерживала верх над римскими войсками. Самой значимой из побед карфагенян является битва при Каннах , после которой в войну на стороне Карфагена вступила Македония. Однако римляне вскоре смогли перехватить инициативу и перешли в наступление. Последним сражением войны стала битва при Заме , после которой Карфаген запросил мира. По условиям мира Карфаген выплатил 10000 талантов контрибуции, не мог содержать более 10 боевых кораблей и вести боевых действий без разрешения Сената , и отдавал Испанию римлянам.

В результате войны Карфаген потерял все свои владения за пределами Африки. Рим стал сильнейшим государством Запада.

Третья Македонская война

В 171-168 до н. э. римляне разгромили коалицию Македонии, Эпира , Иллирии и Этолийского союза (Третья Македонская война) и уничтожили Македонское царство , создав на его месте четыре самостоятельных округа, плативших им дань; Иллирия также была разделена на три зависимых от Рима округа; Этолийский союз прекратил свое существование.

В результате очередной победы Рима в Третьей Македонской войне, он уже не нуждался в поддержке своих бывших союзников - Пергама , Родоса и Ахейского союза. Римляне отняли у Родоса его владения в Малой Азии и нанесли удар по его торговому могуществу, объявив соседний Делос свободным портом. Рим превратился в гегемона Восточного Средиземноморья.

Третья Пуническая война

В ходе Третьей Пунической войны (149-146 до н. э.) Карфаген был взят римской армией и разрушен до основания. В результате Карфагенское государство прекратило своё существование.

Братья Гракхи

В 133 до н. э. народный трибун Тиберий Семпроний Гракх выдвинул проект земельной реформы, которая должна была ограничивать предел владения ager publicus (общественной землёй) 500 югерами - 125 га. Допускалось также увеличение земельного надела на 250 югеров за каждого сына, но не более чем на двоих сыновей. Остальная земля конфисковывалась и разделялась между безземельными гражданами участками по 30 югеров без права продажи. После упорной борьбы закон был принят, и была создана комиссия по перераспределению земли. Однако вскоре Тиберий был убит. Через несколько лет народным трибуном стал его младший брат Гай, предложивший серию законопроектов. Вскоре, однако, он был вынужден покончить жизнь самоубийством во время начавшихся беспорядков.

Конец II и начало I века до н. э.

Важным вопросом в начале I века до н. э. стала проблема прав италиков - в ходе завоевания Римом Италии завоёванные общины получали различные права, которые, как правило, были ограниченными по сравнению с римскими. В то же время италики служили в римской армии и зачастую использовались в качестве «пушечного мяса». Невозможность получить права, равные правам римских граждан, подтолкнули италиков к Союзнической войне.

Диктатура Суллы

Заседание Римского Сената(Цицерон атакует Катилину)

Гай Юлий Цезарь

Гай Юлий Цезарь

Октавиан Август и Марк Антоний

После смерти Цезаря, Октавиан получил в управление Цизальпинскую и большую часть Трансальпийской Галлии. Марк Антоний , видевший себя единственным преемником Цезаря, стал открыто соперничать с ним за будущую власть над Римом. Однако пренебрежительное отношение к Октавиану, многочисленные интриги, попытка отнять Цизальпинскую Галлию у предыдущего прокуратора Брута и набор войска для войны вызвали неприязнь к Антонию среди народа.

Императорский Рим

Статья Римская империя содержит обобщающий материал императорского периода Рима

Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. - 235 г. н. э.)

Правление Августа (31 г до н. э. - 14 г н. э.)

Основой полномочий Октавиана были трибунат и высшая военная власть. В 29 г до н. э. он получил почетное прозвище «Август » («Возвеличенный») и был провозглашен принцепсом (первым лицом) сената; отсюда название новой политической системы - принципат. В 28 году до н. э. римляне разгромили племя мезов и организовали провинцию Мезию . Во Фракии между тем развернулась ожесточенная борьба между сторонниками и противниками римской ориентации которая на несколько лет отложила окончательно завоевание Фракии римлянами. В 24 до н. э. сенат освободил Августа от любых ограничений, накладываемых законом, в 13 до н. э. его решения были приравнены к сенатским постановлениям. В 12 до н. э. он стал великим понтификом, а во 2 до н. э. удостоился звания «отца отечества». Получив в 29 до н. э. цензорские полномочия, Август изгнал из сената республиканцев и сторонников Антония и сократил его состав. Август осуществил военную реформу, завершив длившийся целое столетие процесс создания римской профессиональной армии. Теперь солдаты служили 20-25 лет, получая регулярное жалованье и постоянно находясь в военном лагере без права заводить семью. По выходу в отставку им выдавалось денежное вознаграждение и предоставлялся участок земли. принцип добровольного найма граждан в легионы и провинциалов во вспомогательные соединения, были созданы гвардейские части для охраны Италии, Рима и императора - гвардейцы (преторианцы). Впервые в римской истории были организованы специальные полицейские части - когорты вигилов (стражей) и городские когорты.

Династия Юлиев-Клавдиев

Тиберий

Тиберий Клавдий Нерон (14 - 37 гг н. э.) был вторым римским императором, приемным сыном и преемником Октавиана Августа, основателем династии Юлиев-Клавдиев . Он прославился как успешный полководец, а его репутация как высокомерного и распущенного человека, скорее всего, необоснованна.

Вместе со своим младшим братом Друзом , Тиберий смог расширить границы Римской империи по Дунаю и в Германию (16 - 7 годы до нашей эры, 4 - 9 годы нашей эры).

В целях экономии государственных средств император сократил денежные раздачи и число зрелищ. Тиберий продолжил борьбу с злоупотреблениями провинциальных наместников, полностью ликвидировал откупную систему и перешёл к прямому сбору налогов.

Калигула

Калигула

Калигула (Полное имя Гай Цезарь Август Германик) (37 - 41 гг н. э.) - третий римский император, внучатый племянник Тиберия. Калигула пытался установить неограниченную монархию, ввел пышный придворный церемониал и требовал от подданных называть его «господином» и «богом», повсюду насаждался императорский культ. Им проводилась политика открытого унижения сената и террора против аристократии и всадничества. Опорой Калигулы являлись преторианцы и армия, а также городской плебс, для привлечения симпатий которого он тратил огромные средства на раздачи, зрелища и строительство. Истощенная казна пополнялась за счет конфискаций имущества осужденных. Режим Калигулы вызвал всеобщее недовольство, и в январе 41 он был убит в результате заговора преторианской верхушки.

Клавдий I

Клавдий (41 - 54 гг н. э.) является четвёртым императором, дядей императора Калигулы. После убийства племянника, он был найден солдатом преторианской гвардии, приведён в лагерь и против воли провозглашён императором. Утвердившись во власти, он казнил организаторов убийства Калигулы, отменил многие одиозные законы, амнистировал незаконно осуждённых. С детства имел плохое здоровье и считался слабоумным, хотя некоторые историки утверждают, что это был очень мудрый и нетипично для того времени моральный политик, поэтому был не понят современниками и прозван слабоумным. В правлении Клавдия продолжалась политика романизации и постепенного предоставления гражданских прав покорённому населению, был построен новый водопровод, порт Портус, осуществлено осушение Фусцинского озера.

Нерон

Нерон (54 - 68 гг н. э.) был пятым римским императором, последним из династии Юлиев-Клавдиев. Римский император Нерон прославился и сделал свой вклад в историю как неоднозначный и сложный человек, который с одной стороны знаменит своей жестокостью, паранойей, боязнью заговоров и покушений на себя, а с другой известен как любитель изящных искусств, поэзии, пиров и спортивных игр.

Правление Нерона характеризуется крайней жестокостью. Так, была убита его жена Октавия , которая не смогла подарить ему наследника, были уничтожены сотни патрициев и граждан Римской империи, которые подозревались в заговорах или неодобрении его политики. Неуравновешенность и сложное психическое состояние Нерона подтверждается пожаром, который он устроил в Риме. Чтобы получить незабываемые впечатления и эмоциональный прилив, который был необходим ему как поэту и театральному актёру, Нерон поджёг город и наблюдал за пожаром с холма, делясь впечатлениями с окружавшими его патрициями и придворными. Подтверждением жестокости императора стало расследование причин пожара. Им была выдвинута мысль о причастии

Легенда основания Рима связана с одной из самых известных скульптур мира - бронзовой волчицей, вскармливающей молоком двух младенцев. Пожалуй, ни одна статуя не вызывала столько вопросов и споров, как эта. В настоящее время эта скульптура находится в Капитолийском музее на Капитолийской площади во дворце Палаццо деи Консерватори.

Легенда основания Рима

По легенде, Нумитор, царь древнего города Альба Лонга, был свергнут с престола братом Амулием, а Рею Сильвию, дочь Нумитора, свою племянницу он заставил уйти в весталки, которые обязаны были поддерживать священный огонь богини Весты и хранить целомудрие.

Но вскоре Рея родила двух близнецов и клялась, что их отец - бог войны Марс. Тогда Амулий велел убить Рею, а ее детей утопить в Тибре.

Но корзину с мальчиками унесли быстрые воды Тибра, а потом выбросило на берег волной, где ее подобрала волчица, которая вскормила их. Позже детей нашёл пастух, он дал им имена Ромул и Рем и воспитал их отважными и сильными. Когда же братья стали взрослыми и узнали всю правду о своем рождении, они убили Амулия, вернули власть Нумитору, а сами возвратились к тому месту, где были вскормлены волчицей, чтобы основать там город.

Ромул начал строить оборонительную стену, а Рем в насмешку перепрыгнул через неё, за что Ромул убил своего брата и сказал: "Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!"

Ром основал город и назвал его своим именем Roma – Рим и стал первым римским царем. Еще в древности римские ученые определили дату основания Рима как 754 – 753 годы до нашей эры.

Скульптура римской волчицы

Ученые считают, что по стилю изготовления скульптура волчицы, находящаяся в Капитолийском музее, относится к V веку до нашей эры и изготовлена древними народами современной Италии этрусками, а фигуры близнецов были выполнены позднее, предположительно в XV веке, взамен утерянных.

Вместе с тем, возник вопрос, как могли греки в те древние времена отлить скульптуру высотой 65 сантиметров, если тогда технологии изготовления таких фигур не было? Если бы волчица была отлита по частям, то вопросов не было бы, но ее фигура цельная.

В 2006 году специалист по металлургии Анна Мария Карруба, проводившая реставрацию статуи, доказала, что она изготовлена не ранее VIII века нашей эры, а не в V столетии до нашей эры! Так, капитолийская волчица помолодела сразу на 1200 лет.

Единственное, о чем точно можно сказать – это то, что фигура Волчицы стояла в Латеранском дворце, об этом свидетельствуют труды римских летописцев. Основатель монастырей запада Бенедикт пишет о судилище, в котором проходили суды и казни и где стояла Капитолийская волчица - так ее называл монах. Никаких упоминаний о младенцах, сосущих молоко матери, в его трудах не было.

Согласно исследованиям, их фигуры изготовили значительно позже – в XV веке нашей эры и были добавлены к скульптуре. Более того, они выполнены в другом стиле мастером Антонио дель Поллайоло.

По мнению ученых, скорее всего, и фигура волчицы была отлита в XV веке.

Грот волчицы в Риме

В 2007 году итальянские археологи нашли пещеру, в которой волчица выкормила близнецов Ромула и Рема, основателей Рима. Министр культуры Италии Франческо Рутелли сообщил, что Пещера Луперкале найдена в самом центре города под руинами дворца Августа. Название Луперкале происходит от латинского слова Лупа, что означает волчица.

Архитекторы объясняют, что император Август хотел, чтобы его дворец был построен в священном для Рима месте – на холме, под которым был грот Волчицы.

Почти два года проходили обследования пещеры Луперкале с помощью зонда и на ее стенах были обнаружены мозаика, раковины и цветной мрамор. Эта находка подтверждает известный миф о волчице, которая нашла близнецов на берегу Тибра и принесла их в эту пещеру, где вскормила их своим молоком.

Правда, найденный грот совсем не похож на пещеру, но, как говорится, легенды не переписывают.

Для большинства людей яркая и красивая легенда основания Рима все же останется мифом – ведь доказать в каком году была изготовлена скульптура Волчицы вряд ли когда-нибудь удастся.

Дошедшие до нас легенды и мифы Древнего Рима , находящиеся как литературные произведения на стыке мифологии и религии по смысловой нагрузке прежде всего были направлены на подержание политики, гражданского долга и моральных устоев общества. Говорить о древнейших мифах Рима достаточно затруднительно, ибо они были доступны лишь жреческому сословию и дошли до нас виде «Индигитаментов» — сборника жреческих преданий, толкований и сказаний. Жрецы любые события реальной жизни преломляли через каноны этой книги и доносили до правящей верхушки в виде предсказаний и пророчеств.

Первые легенды Древнего Рима

Бесспорно, одной из первых легенд и сказаний Древнего Рима, дошедших до наших дней, и подвергшихся минимальному эллинистическому влиянию, можно считать сказание о сотворении Рима. Сегодня это одно их самых знаменитых и хорошо известна всем любителям истории. После получения протектората над Грецией и ее колониями римские боги начинают отожествляться с греческими и значение жрецов общественной жизни, и их влияние на республиканский сенат резко падают. Однако если боги Древней Греции в большей мере относились к части духовной культуры, то в Риме они становятся неотъемлемой частью повседневной жизни.

Это возрастание влияния на бытовую сторону существования многие исследователи культов Античности относят к более тесным контактам с , где даже поесть было невозможно без упоминания божественного начала в их правителе – фараоне. Без божественного благословления в Риме не начинались сельскохозяйственные работы. Без посещения оракула, толкующее расположенность или противление богов, не заключались сделки. С началом имперского периода все верховные диктаторы, а потом императоры являлись земными наместниками богов, героями и каким- то непотным образом и сынами религиозных культов. Конечно такое влияние не могло не найти отражения в легендах и мифах древнего Рима.
Греческое влияние в мифологии можно заметить проникновением эллинистических изустных историй в . Правда этот симбиоз сопровождался романизацией греческой религии. Зевс был переименован в Юпитера, Афродита стала Венерой, а Арес превратился в Марса. Однако это влияние не коснулось древнейших римских легенд, в частности сказания о Ромуле и Реме. Впрочем, это легко объясняется тем, что что римский календарь вёлся от сотворения столичного города. В более поздних сказаниях Виргиния об основании Рима тема чудесного спасения близнецов и их вскармливания бездуховным животным трактуется историками как идея божественного предназначения к мировому господству. При этом во многих мифах рефреном проходит мысль о том, что римская политика, система правления, общественные отношения одобрены свыше и являются самыми справедливыми.


Эллинистическая мифология древнего Рима

Эллинистическое влияние на легенды Древнего Рима видно уже в первом мифологическом повествовании о создании Рима. Ромул и Рем – братья близнецы были внуками Энея, одного из троянцев, спасшихся при Одиссеем. Корабль Энея долго блуждал по Средиземному морю, пока не был выброшен на побережье Апеннинского полуострова. В мере высадки был основан город Альба-Лонга. А бросил близнецов в Тибр младший сын Энея – Амулий бывший родным дядей Ромка и Рема.
Именно об этих событиях повествует мифологическая поэма «Энеида», написанная «мантуанским лебедем» — Вергилием на границе старого и нового летоисчислений. Говоря о легендах и сказаниях Древнего Рима периода первых римских императоров нельзя не вспомнить о , имя которого сохранилось до наших дней благодаря написанным им 142 книгам «История от основания города». Несмотря на историчность этого произведения, в нем нельзя не заметить достаточной доли мифологизации реально существовавших личностей.

Если написанные Публием Овидием Назоном «Наука любви» и «Метаморфозы» относятся скорее к религиозно-нравственным произведениям, то его знаменитые «Фасты» являются историческим трудом. Эта «календарная» поэма насквозь пронизана мифами и легендами Древнего Рима, которые приукрашали реальную жизнь живших в те времена правителей и политиков.
Секст Аврелий Проперций вошел в римскую историографию как друг Вергилия и Овидия. Им написаны 4 элегические поэмы, причем в четвертой книге элегий, посвященных его , литературоведы отмечают значительное влияние сказаний Древнего Египта.
Римские сказители и поэты заимствовали богов не только у греков. Их культура была конгломератом культурных традиции всех народов Средиземноморья. Причем римляне не просто копировали подвиги легендарных персонажей, а осмысленно приписывали их древнеримским героям.

Легенда гласит: 21 апреля сыновья латинской царевны Реи и могущественного бога Марса основали город Рим. О том, можно ли верить этому преданию и при чем здесь «братство волка», беглые рабы и убийцы, рассказывает отдел науки «Газеты.Ru».

Согласно преданию, Рим был основан 21 апреля 753 года до н.э. Это произошло на берегу реки Тибр - как пишут историки, примерно в 22 км от ее устья, в дельте, которая впоследствии станет портом Остия. Остия была заложена царем Анком Марцием ввиду наличия здесь богатых солеварен, а также для того, чтобы предотвратить проникновение в Рим вражеских кораблей по реке.

При этом те же самые историки считают, что предание о 21 апреля следует подвергать сомнению. «Не было такого первоначального момента, когда разрозненные деревни железного и бронзового веков на холмах решили бы объединиться и назваться городом, - пишет искусствовед и арт-критик Роберт Хьюз. - Чем старше город, тем больше сомнений вызывает его происхождение, а уж Рим определенно стар. Однако это не мешало римлянам начиная со II века до н.э. и далее называть неправдоподобно точные даты его возникновения: Рим, как утверждали раньше, возник не просто в VIII веке до н.э., а именно - в 753 году до н.э., и его основателем был Ромул, брат-близнец Рема. Так начинается запутанное предание, которое существует во множестве версий и обычно крутится вокруг одних и тех же мотивов: это честолюбие, отцеубийство, братоубийство, предательство и снова всепоглощающее честолюбие. Особенно последнее. Более честолюбивого города, чем Рим, не бывало на свете и, вероятно, не будет, хотя Нью-Йорк может с ним в этом поспорить. И ни один другой город не был так проникнут жестокостью с самого начала, как Рим, - это возвращает нас к преданию о его мифическом младенчестве».

Легенда гласит: однажды красавица Рея Сильвия, давшая обет безбрачия, повстречала бога войны Марса и родила от него близнецов - Ромула и Рема. Дядя Реи, царь Амулий, разгневался и отдал приказ казнить распутную племянницу, а новорожденных мальчиков положить в корзину и бросить в Тибр.

Согласно историку Титу Ливию, корзину с младенцами прибило к берегу, а там грязных и мокрых близнецов нашла волчица, которая вскормила их своим молоком. По некоторым версиям, о Ромуле и Реме также заботились дятел и чибис (небольшая птица семейства ржанковых). Интересно, что впоследствии римляне стали считать чибиса зловещей птицей. В знаменитом «Сатириконе» Петрония Арбитра встречается поговорка «Malam parram pilavit» («Ощипал скверную цигалицу (пигалицу)»), что означало - не повезло, попал в неприятную ситуацию.

Когда малыши подросли и окрепли, их взял на воспитание царский пастух Фавстул. Мальчики мужали не по дням, а по часам, и вскоре они свергли своего коварного родственника Амулия. Рея Сильвия к тому моменту уже была мертва.

Затем близнецы решили основать поселение на Тибре, но братья никак не могли выбрать точное место. Рем выбирал между Авентинским и Капитолийским холмами, а Ромул настаивал на Палатинском холме. И тут снова возникают разные версии легенды: согласно первой, близнецы сели спиной друг к другу и стали ждать знаков свыше. Рем увидел шесть парящих в небе коршунов, а Ромул - двенадцать. Победа была на стороне Ромула (кстати, двенадцать коршунов будут символизировать двенадцать лет римского могущества).

Вторая версия намного кровожаднее: между братьями вспыхнул спор, и Ромул убил Рема, а затем основал город, которому дал свое имя.

«Итак, первым основателем земного града был братоубийца, из зависти убивший своего брата, гражданина вечного града, странника на этой земле (Быт. 4), - напишет позднее христианский теолог и философ Аврелий Августин. - Неудивительно, что спустя столько времени, при основании того города, который должен был стать во главе этого земного града, о котором мы говорим, и царствовать над столь многими народами, явилось в своем роде подражание этому первому примеру, или, как говорят греки, архетипа. Ибо и здесь, как упоминает о самом злодействе один из их поэтов, «первые стены, увы, обагрилися братскою кровью».

Именно так был основан Рим, судя по свидетельствам римской истории об убийстве Ромулом своего брата Рема. Различие состоит только в том, что оба они были гражданами земного града. Оба они добивались славы создать Римскую республику; но оба вместе не могли иметь такой славы, какую мог бы иметь каждый из них, если бы был один. Ибо кто хочет прославиться своим господством, господствует тем менее, чем с большим числом соучастников разделяет свою власть. Итак, чтобы одному иметь в своих руках всю власть, был убит товарищ, и посредством этого злодейства увеличилось в худшем виде то, что, не будучи запятнано преступлением, было бы меньшим, но лучшим. А те братья, Каин и Авель, не имели одинакового стремления к земным вещам, и тот, который убил своего брата, не потому завидовал ему, что его господство могло стать меньшим, если бы оба они господствовали (ибо Авель не искал господства в том граде, который основал его брат); он завидовал той дьявольской завистью, какой злые люди завидуют добрым только лишь потому, что те добры, между тем как они - злы...

Основывая Рим, оставшийся в живых брат-близнец запряг в плуг корову с быком и пропахал борозду. Эта борозда называлась померий, и именно она отмечала священную линию городских стен.

«История не сообщает, как чувствовал себя Ромул, умертвив своего единственного брата: однако, может быть, не случайно жрецы, которые в последующие годы периодически бегали вокруг померия, чтобы тем самым обеспечить плодовитость римских стад и римских женщин, назывались луперками, то есть «братством волка», - пишет Роберт Хьюз.

Сначала Ромул был единственным жителем недавно основанного города, однако вскоре он решил пригласить к себе отбросов общества - убийц, беглых рабов, изгнанников. Позднее холм, на котором нашли приют эти отбросы, станет называться Капитолием. На Капитолии будет построен Капитолийский храм, где будут происходить заседания сената и народные собрания.

Эта легенда о беглых рабах и убийцах, по словам историков, говорит о том, что Рим не создавался этнически однородным племенем.

В первые годы в Риме не хватало представительниц прекрасного пола, и тогда Ромул решил устроить праздник в честь бога-смотрителя запасов зерна Конса. На праздник приехали сабины (народ италийской группы). В момент, когда все гости были увлечены играми, Ромул подал своим людям знак, и те напали на гостей и захватили их женщин. Во время поднявшейся суматохи поживился и сам Ромул - он схватил сабинянку Герсилию, которую вскоре взял в жены. Любопытно, что позднее начали считать, будто свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор.

Согласно легенде, после смерти Ромула Герсилия пришла к нему на могилу, и в это время с неба спустилась звезда и зажгла ее волосы, в результате чего вдова сама превратилась в звезду и поднялась на небо.