Какие в русском языке нулевые окончание. Примеры слов с нулевым окончанием

Вызывает много вопросов у тех, кто изучает теорию русского языка, будь то русские школьники или иностранцы. Трудности возникают, во-первых, тогда, когда нужно отличить слова без флексии (без окончания) от слов с нулевой флексией (нулевым окончанием).

Главный критерий

В общем, основной критерий различения формулируется просто: слова с нулевым окончанием - это изменяемые слова, а слова без окончания - неизменяемые. Однако такая формулировка проста только для тех, кто хорошо знает, какие именно слова изменяются, а какие нет. Именно в этом и заключается «коварство» этого вопроса: прежде чем разобраться с тем, что такое нулевое окончание, нужно понять, что такое грамматическое изменение, слова каких частей речи изменяются, а каких - нет, что такое окончание, в отличие от всех остальных частей слова (морфем).

Если слова не приспосабливать друг к другу

Только малыши, начинающие говорить, не стараются приспособить слова друг к другу. Они или хитро избегают этой необходимости, «изобретая» такие слова, которые не нуждаются в приспособлении, или составляют «неправильные» с точки зрения взрослых предложения.

Например, русский малыш может говорить: «Мама баи» («Мама спит»), «Машинка тю-тю» («Машинка уехала», «Машинки нет», «Машинка пропала»), «Киса бах» («Киса упала»). Слова «баи», «тю-тю», «бах» не только не имеют возможности как-то измениться, но и не нуждаются в этом. Они могут с равным успехом сочетаться с существительными разного рода и числа: «Дед баи», «Машинки тю-тю», «Котик бах». Предложения с такими словами не выглядят «неправильными», а воспринимаются как «детские».

В других случаях малыши говорят «неправильно», и эта неправильность очень хорошо ощущается взрослыми именно как искажение взрослого языка. Это могут быть личные формы глагола, употребленные неправильно: «Машинки спит» ("Машинки спят"), либо инфинитив, употребленный вместо личной формы глагола: «Машинки спать» ("Машинки спят"), «Вова спать» ("Вова спит").

Изменяемые и неизменяемые слова в детской речи

Как видим, в первом случае предложение не воспринимается как неправильное, так как выбранный глагол не подразумевает своего приспособления к другим словам. Это как бы глагол с универсальной, подходящей для всех единой формой (бах, тю-тю, баи). Это неизменяемые слова, в их составе нет такой части, которая, меняясь, приспосабливала бы глагол к разным существительным.

Во втором случае такой универсальной правильной формы у глагола нет. Каждый раз сочетаясь с существительными разного рода и числа, глагол должен как-то измениться, чтобы получилось правильное словосочетание. У глагола есть для этого возможности, так как у него есть окончание: меняясь, оно меняет форму глагола.

Изменяемые и неизменяемые слова во «взрослом» языке

В общем-то, во «взрослом» языке все обстоит приблизительно так же. Одна часть слов, имея окончания, подразумевает свое изменение, чтобы приспосабливаться к другим словам, а другая часть, не имея окончания, не может изменяться, а сочетаясь с другими словами, остается неизменной.

Например, прилагательное «симпатичный» имеет окончание, которое, меняясь, меняет и форму слова, позволяя ему повторять форму имени существительного: «симпатичная девушка», «симпатичный слоненок», «симпатичные отношения», «симпатичных лиц», «симпатичными людьми» и т. д. Среди таких могут быть и слова с нулевым окончанием. Примеры проще всего найти среди существительных мужского рода единственного числа: «дом», «сад», ключ».

А наречие «далеко», напротив, не подразумевает никаких изменений и, образуя словосочетание с глаголами, никак не меняется: «далеко ушла», «далеко выскочил», «далеко убежали», «далеко уйду» и т. д.

Окончания и формы слов

О форме слова принято говорить только тогда, когда оно может ее менять, то есть когда у него есть окончание. У имени прилагательного «симпатичный» ровно столько форм, сколько окончаний. А у наречия «далеко» нет ни окончания, ни форм.

Формы слова, которое изменяется, принято называть словоформами. Все они для одного и того же слова называются парадигмой словоизменения. Это одно и то же слово, но представленное во всем богатстве своих форм, каждая из которых отличается друг от друга грамматическим значением. Например, у словоформы «симпатичный» такое грамматическое значение: именительный падеж, А словоформы «симпатичными» следующее грамматическое значение: творительный падеж, множественное число. Слова, имеющие нулевое окончание, заведомо являются словоформами, так как любое окончание, в том числе нулевое, призвано образовывать словоформу.

Окончания и грамматическое значение

Формально (зрительно и на слух) эти словоформы отличаются друг от друга именно окончаниями, и именно окончания дают или отбирают у слова то или иное грамматическое значение.

Так, если говорить об окончании «ый» слова «симатичный», то именно оно имеет все перечисленные грамматические значения (как приставка «от» в слове «отбежать» имеет значение «удаления»).

Каждое окончание имеет свое грамматическое значение и может его сообщить словоформе. Однако, разумеется, на это есть жесткие ограничения. Например, окончание «ыми» не может дать значение «творительный падеж, множественное число» существительному «собака», так как у него совсем другая парадигма окончаний.

То же можно сказать про слова с нулевым окончанием. Примеры: нулевое окончания слова «ночь» имеет значение «именительный падеж, единственное число».

Нет звуков, но есть окончание

Если слово изменяемое, значит, у него обязательно есть окончание, абсолютно во всех формах. И неважно, выражено это окончание звуками (буквами) или нет. В большом количестве случаев окончание представлено, как принято говорить, «нулем звука»: после основы нет звуков, однако это не значит, что нет окончания.

Например, в слове «пёс» за корнем не следует никакого звука, однако окончание у этого слова как у изменяемой части речи есть, именно такое окончание называется «нулевым»: пёсØ.

Значение этой словоформы - именительный падеж, единственное число существительного, имеющего мужской род. Нулевое окончание легко «почувствовать», если понять, что именно из-за того, что на месте окончания в данном случае «ноль звука», слово воспринимается как имеющее именно это грамматическое значение. Значит, «ноль звука» здесь имеет значение «именительный падеж, единственное число» существительного мужского рода.

Важно понимать, что нулевое окончание имен существительных омонимично нулевому окончанию глаголов, так как эти два окончания имеют совершенно разные значения и образуют разные словоформы.

Значимое отсутствие

Таким образом, такое отсутствие нельзя назвать отсутствием в собственном смысле слова. Отсутствует окончание у наречия «славно», деепричастия «заевшись», предлога «в», частицы «не». У слова «пёс» окончание не отсутствует, а представлено «нулем звука». А нулевые окончания глаголов образуют форму прошедшего времени единственного числа (нес, вез, мыл), и нельзя говорить, что у этих слов нет окончания.

Само по себе отсутствие здесь является значимым, знаковым. Это можно сравнить с массой чисто бытовых случаев. Например, мы часто договариваемся друг с другом: «Если будет что-то не так, я перезвоню. А если я не позвоню, значит, все в порядке, все идет по плану».

Так же и здесь: если у слова «пёс» окончание представлено «нулем звука», значит, его форма - именительный падеж, единственное число.

Как не спутать «значимое» отсутствие с обычным

Договорившись о том, что, если все в порядке и все идет по плану, нам не перезвонят, мы в назначенное время часто начинаем беспокоиться: а вдруг отсутствие звонка - это не знак того, что все в порядке, а наш партнер просто не может позвонить?

Приблизительно поэтому же часто возникает путаница и с тем, как отличить нулевое окончание от его отсутствия. Как уже говорилось в самом начале статьи, самый главный критерий простой: слова с нулевым окончанием изменяются, а без них - нет.

Чтобы понять, что перед нами: нулевое окончание (значимое отсутствие) или его отсутствие, нужно попытаться изменить слово: «пес» - «пса», «псом». Во-первых, слово изменяется, что само по себе уже показатель того, что у него есть окончание. Во-вторых, на месте нулевого появились другие окончания, составляющие парадигму окончаний этого слова.

При этом важно внимательно относиться к изменению: нужно изменять именно то же самое слово (то есть менять только грамматическое значение), а не образовывать новые. Так, прилагательное «удобная» - это не форма наречия «удобно». При изменении формы слова его часть речи, разумеется, должна оставаться такой же.

Неизменяемые слова

Для уверенности в том, что перед вами - нулевое окончание или его отсутствие, очень важно ориентироваться в том, слова каких частей речи - неизменяемые.

К неизменяемым словам относятся следующие:

  • Наречия (наречие - это неизменная часть речи, поэтому нельзя говорить, что у наречия есть нулевое окончание). Примеры: устало, удобно, вмиг, радостно, прекрасно, плохо, грустно, около, далеко. Обратите внимание, что наречия далеко не всегда заканчиваются на «о»: недаром, спьяну, сгоряча, поневоле, вчера, весной, чуть-чуть, много, втройне, дважды, вчетвером, сейчас, утром, завтра, днём, позже, погодя, всегда, вечером, ночью, там, вблизи, здесь, налево, вперед, навстречу, сбоку, вплавь, ползком, вперемешку, навзничь…

Коварным является сходство наречий и некоторых форм прилагательных и глаголов: "Мама устало присела на край дивана" (устало - наречие). "Солнце будто устало и очень быстро скрылось за тучами" (устало - глагол).

  • Несклоняемые имена существительные, например: авто, пальто, барокко, такси, кофе. Правда, есть точка зрения, что у этих слов есть окончания: именно потому, что это существительные (в школьной программе обычно такая точка зрения не рассматривается).
  • Несклоняемые имена прилагательные, например: бордо, хаки.
  • Притяжательные местоимения, которые указывают на принадлежность третьему лицу, например: их, её, его.
  • Эти группы слов запомнить, в общем-то, несложно, но в сложных случаях или случаях неуверенности дополнительным критерием, как уже говорилось, будет возможность изменить конкретное слово.

    У школьников очень часто возникают вопросы о том, как отличить слова без окончания от слов с нулевым окончанием. Путаница с этим происходит от непонимания того, что такое окончание, какую роль оно играет. И этот вопрос одновременно и прост, и сложен. Прост потому, что понимание этого лингвистического термина абсолютно доступно школьнику. А сложен потому, что его изучение требует знания того, что такое изменение слова, чем отличается слово от словоформы, а значит, в конечном счете, знания того, что такое грамматическое значение слова.

    Что такое окончание

    Итак, начнем с того, что существуют слова с окончанием и слова без окончания. Примеры слов с окончанием: дом-а, кошк-а, пап-а, колодц-а, окн-у, красот-ы, земл-е, ям-ах. Примеры слов без окончаний: вкусно, весело, не, за, надеясь, работая.

    Первая группа слов оканчивается на звуки или сочетания звуков, которые меняются, если изменить форму слова: домов (дом-ов), кошк-у, пап-ой, окн-а, красот-ой, земл-ях, ям-е. Точнее, именно из-за того, что меняется окончание, меняется форма слова. Если у слова «кошка» на конце будет -а, то мы поймем, что речь идет об одной кошке: «На заборе сидит толстая кошка». Если же на конце слова -и, то, в зависимости от контекста, речь может идти, например, об отсутствии кошки: «На заборе больше нет толстой кошки», либо о нескольких кошках: «Все кошки любят посидеть на заборах». В приведенных предложениях мы использовали три формы одного и того же слова «кошка»: в именительном падеже единственного числа (кошка сидит), в родительном падеже единственного числа (нет кошки) и в именительном падеже множественного числа (кошки любят).

    Так же мы можем, например, изменить слово «мир»: мир-а, мир-е, мир-ом, мир-ы.

    Грамматическое и лексическое значение слова

    Обратим внимание, что это именно одно и то же слово, так как речь идет об одном и том же явлении действительности, которое одинаково характеризуется. Если бы мы захотели иначе охарактеризовать это явление, мы бы использовали возможности многочисленных аффиксов русского языка: кошечка, кошуня, кошуля, кошуся, кошандра… Добавив в слово эмоцию, оценку, мы образовали новое слово: кошка и кошуся - это разные слова, а не формы одного и того же слова. У этих слов разное лексическое, но одно и то же грамматическое значение: именительный падеж, единственное число. Мы можем образовать и другие формы этих слов: кошек, кошусей. Это разные слова в одной и той же форме, то есть их лексические значения разные (словом «кошка» мы нейтрально указываем на животное, а словом «кошуся» ласково его называем), а грамматические - одинаковые (родительный падеж, множественное число).

    Аналогично мы можем поступить со словом «мир». Формы того же самого слова: дом-а, дом-у, дом-ом, дом-ами, дом-ах. Образованные от него слова с другим значением (то же значение плюс выражение нашего отношения или уточнение размера): дом-ик, дом-ин-а, дом-ищ-е.

    Словообразующие и формообразующие морфемы

    Как можно увидеть, лексическое значение здесь изменяется с помощью суффикса, а грамматическое - с помощью окончания. Но это не значит, что суффикс может менять только лексическое значение. Например, в слове «ходи-л-а» суффикс -л- - это суффикс прошедшего времени глагола «ходить», то есть с его помощью не образуется новое слово, а образуется его форма.

    Таким образом, есть такие части слова, с помощью которых образуются новые слова - это словообразующие морфемы, и такие, при помощи которых меняются, образуются формы слова - это формообразующие морфемы. Окончание (флексия) - это формообразующая морфема.

    В каких словах может быть окончание

    Отсюда мы можем сделать следующий логический вывод. Если окончание - это формообразующая морфема, то есть часть слова, меняющая его формы, значит, оно может быть только в тех словах, которые изменяются. Перебирать случайный ряд слов в поисках слов с окончаниями нерационально. Их нужно искать среди слов определенных категорий, а именно - среди определенных частей речи. Скажем, имена существительные в большинстве своем изменяемые, а значит, у них есть окончания.

    Слова без окончания. Примеры

    Однако существуют такие слова, которые не меняют своей формы. А значит, это слова без окончания. Примеры нужно искать среди слов определенных грамматических групп. Например, это наречия. Как известно, это неизменяемая часть речи, значит, у наречий нет окончаний: весело, терпеливо, находчиво (собака весело бежала за нами; мама терпеливо слушала дочку; в спорах этот человек всегда находчиво изворачивался).

    Наречия следует отличать от кратких форм прилагательных среднего рода: "Это предложение было находчиво и остроумно". Здесь конечное -о является окончанием, указывающим на средний род и единственное число.

    Проверка наличия окончания

    Доказать, что в кратких прилагательных -о - это окончание, легко. Нужно изменить слово: "Эта реплика была находчива и остроумна". Конечное -о заменилось на конечное -а, которое указывает на женский род. Прилагательное изменило свою форму, чтобы согласоваться в форме рода с существительным.

    Соответственно, есть только один способ того, как определить слова без окончания. Если невозможно образовать формы слова, значит, у слова нет окончания.

    Нулевое окончание

    Так же легко «вычисляются» и слова с нулевым окончанием. Правило здесь простое: если слово имеет формы (изменяется), и на месте «немого» окончания появляется окончание, выраженное звуками, значит, видимое отсутствие флексии - это нулевое окончание.

    Допустим, слово "мир" заканчивается согласной корня Р, после нее в слове ничего не звучит. Однако стоит изменить это слово: мира, миры, миром, мирами, как мы видим, что после корня появляется звучащее окончание. Значит, его отсутствие в именительном падеже единственного числа мнимое, на самом деле вместо произносимых звуков там есть пустое окно, пустая клетка, которая в любой момент может заполниться. Более того, именно по тому, что она не заполнена, мы и определяем падеж и число. Это пример «минус-знака». Немота окончания в данном случае значима не меньше, чем его определенное звучание.

    Примеров таких значимых отсутствий много и в жизни. Скажем, над входом кафе в рабочие часы может зажигаться вывеска с его названием. Тогда, если лампочки не горят (молчат), для потенциальных посетителей это означает, что кафе закрыто. Если не горит зеленый свет светофора, это не значит, что его вообще нет, его "молчание" - значимое.

    Прочерк или пропуск на месте указания цены в ресторане может означать, что указанное блюдо отсутствует в ассортименте.

    Если вы входите домой и кричите: «Кто дома?», то молчание будет для вас знаком того, что домашние еще отсутствуют. Об этом же может говорить темное окно.

    Нулевое окончание и отсутствие окончания

    Таким образом, нулевое окончание - это своего рода «выключенная» морфема. Ее выключили, чтобы выразить ее «молчанием» определенное значение. В словах «рук-(-)», «ног-(-)», «голов-(-)», «туч-(-)» это пустое, «негорящее» окно означает родительный падеж множественного числа. В глаголах «ходил-(-)», «говорил-(-)», «пел-(-)» - мужской род единственного числа. Во всех этих словоформах есть окончание, но оно выражено нулем звука.

    Поэтому неправильно будет сказать, например, что «рук» - это слово без суффикса и окончания. Суффикса здесь действительно нет, а вот окончание есть. Звучание слова заканчивается звуком «к», а его состав, фактические границы - морфемой, выраженной нулевым звуком.

    Отсутствие окончания, в отличие от присутствия нулевого, - это место за границами слова. Оно не противопоставлено «включенному» окончанию, так как грамматическая природа этого слова вообще не предполагает окончания. Хорошо, боязливо, под, с, углубляясь - все это примеры слов без окончания.

    Таким образом, при морфемном анализе слова нужно отличать слова без окончания от слов с нулевым окончанием. Изменяемые лексические единицы будут иметь окончание, пусть и выраженное нулем звука, а состав неизменяемых слов не предполагает окончания, в том числе нулевого.

    Добрый вечер, уважаемый читатель сайта!
    Мы рады будем помочь Вам в решении всех интересующих вас вопросах. Вас волнует ответ на тему того, в каких словах нулевое окончание? Обязательно приведите примеры. Давайте же разбираться во всем вместе.
    Вообще, нулевыми называются флексии, которые мы не произносим и не слышим – звуками они не выражены, а также не пишем и не видим. Флексии такие встречаются лишь у знаменательных изменяемых слов, т.е. склоняемых или спрягаемых.
    Флексия нулевая выявляется простым сопоставлением данной нам формы с другими словоформами этой же лексемы.
    Рассмотрим следующий пример:
    Сестричка выполняла домашние задания. Как мы видим, в нём две лексемы с нулевыми флексиями: СЕСТРИЧКА, ВЫПОЛНЯЛА. Лексема СЕСТРИЧКА – в форме начальной, за основой в ней отсутствует ВЫРАЖЕННАЯ флексия, но понять, что она есть, помогают любые словоформы из парадигмы его формоизменения: СЕСТРИЧКОЙ. То же самое и в глаголе ВЫПОЛНЯЛА: едва поставим его в иной род или иное число (ВЫПОЛНЯЛО, ВЫПОЛНЯЛ, ВЫПОЛНЯЛИ) – станет ясно: в словоформе из приведённого как пример предложения флексия нулевая.
    Но где же чаще всего встречаются нулевые флексии?
    1. У ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
    2-го скл. муж. рода в им. падеже, например призрак , перебой, интернационализм.
    неодушевлённых 2-го скл. муж. рода в вин. падеже, например узнаю шкафчик, телефон, подъём.
    3-го скл. в пад. им. и вин. степень, мышь, мишень, фальшь.
    2. У ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:
    Притяжательных на -ИЙ, -ОВ (-ЕВ), -ИН- (-ЫН-) – это всё суффиксы, в пад. им. и вин. муж. рода: чей? – Машин, папин, дедов;
    Мужского рода: красив, интересен, великолепен, привлекателен;
    3. У МЕСТОИМЕНИЙ
    указательных и притяжательных в числе ед. рода муж; существительное неодушевлённое, вин.): этот, тот, свой, мой, наш; указательного ТАКОВ и вопросительно-относительного КАКОВ; личных Я, ТЫ и ОН (в других флексии выраженные – в словах МЫ, ВЫ;
    4. У ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ:
    количественных со значением а) единиц (5 – 9), б) целых десятов (10 – 80) и в) целых сотен (200 – 900) в пад. им. и вин. – причём в сложных числит. в этих падежах по две нулевые флексии; количественных, обозначающих целые сотенки
    5. У ГЛАГОЛОВ :
    наклонения изъявительного в муж. роде времени прошедшего: перевёл, апробировал, разбросал;
    наклонения условного в роде муж. числа ед.: перевёл бы, апробировал бы, проиллюстрировал бы;
    наклонения повелительного в числе ед.: пересмотри, рассмеши, прибавь;
    6. У ПРИЧАСТИЙ страдательных кратких числа ед. рода муж.: несом (от несомый), решаем (от решаемый), выполнен, построен.
    Так на основе всего выше сказанного и приведенных примерах, я надеюсь, что Вы усвоили тему, и наша команда стола ответить на все интересующие вас вопросы!
    Желаем удачи и успехов!

    Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.

    Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.

    Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще. А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.

    Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?

    Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.))) Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.

    Элен, отвечаю здесь
    //----------------------

    Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?

    Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").

    Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.

    Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений . А школьники понимают, зачем она нужна ? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что им говорят - но зачем это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".

    Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой. Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.

    А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)

    При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".

    Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.

    Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?

    Помимо обычных изменяемых слов в русском языке существуют слова без окончания. Эти слова относятся к неизменяемым частям речи, таким как деепричастие, наречие. Но прежде, чем вдаваться в подробности, необходимо определить, что такое окончание.

    Окончание – это одна из значимых частей слова, морфема, с помощью которой формируются другие формы слова, под влиянием рода, числа, падежа. Обычно окончание стоит в конце слова и является связкой для предложений и словосочетаний. В некоторых редких случаях окончание может стоять в середине. Для того, чтобы выделить окончание, слово необходимо изменить по числу, падежу и т.д. Слова, которые не изменяются окончаний не имеют.

    В русском языке есть два вида частей речи – это самостоятельные и служебные. Междометия, частицы, союзы и предлоги – это служебные части речи, лексического значения они не имеют, а только выступают в роли дополнения и связи к самостоятельным частям речи. Поэтому у них окончания. Существуют слова с лексической основой без окончания. Например, такси, кофе, высоко. Они являются полнозначными частями речи, но с течением исторических обстоятельств они не изменяются и поэтому не имеют окончаний. Предлоги дополняют эти слова.

    Чтобы изменить значение неизменяемого слова к нему добавляется зависимое слово, например, черный кофе – мужской род, единственное число. Это определение исходит из прилагательного (черный), которое дополняет неизменяемое слово.

    К неизменяемым словам также относятся заимствованные из других языков, например, аллегретто, рандеву, пюре. Наречия являются одними из неизменяемых полнозначных слов – быстро, высоко. В таких словах часто ошибочно последнюю букву «о» считают окончанием, хотя это является характерным суффиксом для наречий. Деепричастие на ровне со всеми, является неизменяемым членом предложения, потому что имеет грамматический оттенок наречия: сдержав, прочитав.

    Слова с нулевым окончанием

    Еще один пример – слова без окончания, которые при изменении формируют его, например, ночь, конь, дверь. При воздействии числа, падежа окончание появляется – ночь – ночи – ночей, дверь – двери – дверьми. Такие случаи в русском языке филологи называют нулевым окончанием. В своей начальной форме окончание отсутствует.

    Старославянский язык имел букву, которая означала, что слово имеет окончание при измененной форме, под влиянием падежей и числа. Колъ, столъ. Со временем буква стала устаревшей и вышла из употребления, а слова стали писать без нее.

    Слова без окончания в заимствованных словах

    Заимствованные слова во многих издательствах употребляются как родные, например, лье, сафари, мадам. Но многие подобные слова так и не стали полноценными частями языка: такси, пальто, метро. Слова имеют на конце гласные буквы, они часто воспринимаются как окончание. В действительности все слово является основой, с которыми мы встречаемся практически каждый день. Важно помнить, что подобные слова не изменяются. Неграмотно говорить: играть на пианине, бабушка с пальтом, булка с кофем.

    Примеры слов без окончания

    Ниже будут приведены слова, которые не имеют окончаний:

    1. Магнето.
    2. Вето.
    3. Суши.
    4. Варьете.
    5. Бунгало.
    6. Сальдо.
    7. Либретто.
    8. Миледи.
    9. Казино.
    10. Пони.
    11. Индиго.

    Слова без части слова окончания и неизменяемые части речи, которые не имеют окончания можно различить. Для этого необходимо знать, что слова с нулевым окончанием имеют окончания при склонениях и изменениях по числу и т.д., например, слово «пианино» — является неизменяемым, у него нет окончаний при любых обстоятельствах. А у слова – ночь, при множественном числе появляется окончание «и» – ночи.