Какие буквы твердые шипящие согласные звуки. Согласные звуки
Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.
Задачи урока:
- создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
- содействовать формированию навыков грамотного письма;
- развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
- привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.
Ход урока
I. Организационный момент.
Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем свой урок.
Мы с русским языком идём в дорогу.
А настроение хорошее берём в подмогу.
Настроение каково?
- ВО-О-О!
II. Чистописание (Работа в парах постоянного состава)
А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а отгадки в этих загадках буквы нашего родного Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте отыскать эти буквы у себя на листочках и их зачеркнуть.
1. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, словно жук,
Издает жужжащий звук.2. Буква эта велика:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё .3. Да! Вы правильно решили:
Буква тапохожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.4. На расческу такпохожа:
Три зубца всего. Ну что же?
А какие звуки обозначают эти буквы?
Это вам задание для чистописания,
III. Актуализация знаний.
Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите устно проверочные слова.
- За тобой плетётся, хоть на месте остаётся. (след)
- Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место. (хлеб)
- Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф)
- Бьют Ермилку по затылку, ну а он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)
Как проверить написание слов с парными согласными на конце слова? (Чтобы проверить парный согласный на конце слова нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный).
IV. Самоопределение к деятельности.
(на доске записаны буквы.)
М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.
Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ь – не означает звука. Букву убирают.)
А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч – обозначает шипящий согласный звук.)
Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ж, Щ, Ш.)
Что вы о них знаете?
Назовите тему урока. (Шипящие согласные звуки.)
V. Работа по теме урока.
- Работа по учебнику.
Упр. 1 (с. 104)
Прочитайте.
Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.
Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.
Упр. 2 (с. 104)
Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.
Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.
Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?
Прочитайте информацию на страничке для любознательных.
Что вы узнали?
Упр. 3(с. 104)
([Ж])
А во второй? ([Ш])
Оба звука произносятся твёрдо.)
Спишите любую скороговорку, подчеркнув буквы, которыми обозначены непарные твёрдые шипящие звуки.
VI. Физкультминутка.
(Музыкальная физкультминутка)
VII. Продолжение работы по теме урока.
- Работа по учебнику.
Упр. 4 (с. 106)
Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.
Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Щ"].)
А во второй? ([Ч"])
Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)
Прочитайте сведения о языке на стр.106.
Дайте характеристику этим звукам.
- Работа в Рабочей тетради.
Упр. 59 (с. 53)
Назовите буквы. Произнесите звук, который обозначает каждая буква. Запиши звуковые обозначения букв.
Упр. 60 (с. 53)
Рассмотри рисунки, впиши нужную букву в название каждого рисунка.
Подчеркни буквы, которыми обозначены твёрдые шипящие согласные звуки.
VIII. Словарная работа. (Работа с ЭОР)
1. Знакомство с новым словом.
Откройте электронное приложение к учебнику “Русский язык”.
Найдите тему сегодняшнего урока.
Зайдите в раздел словарная работа.
С каким словом мы сегодня познакомимся?
Послушайте информацию об этом слове.
Сколько в слове слогов?
Какой ударный?
Какую безударную гласную нам нужно запомнить?
Разделите слова для переноса.
Запишите слово в тетрадь с переносом и без переноса. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.
2. Работа по развитию речи.
Выполните задание №1. Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.
3. Повторение ранее изученного материала.
Выполните задание №2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.
IX. Рефлексия. (Работа с ЭОР)
Выполните, работая в парах, проверочную работу в электронном приложении к учебнику.
Как вы справились с заданием?
X. Подведение итогов урока.
Какие согласные звуки называются шипящими?
Это статья о том какие бывают шипящие звуки а алфавите. О том как они правильно произносятся, о их происхождении.
В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим, а звуки произносим и слышим. Гласных звуков - 10, согласных - 21, буквы Ь и Ъ звуков не имеют. А вот согласные Ж Ш Ч Щ имеют шипяший звук и являются шипящими буквами. Ещё с начальной школы хорошо помню правило о шипящих: "жи-ши" пиши с "и", "ча-ща" пиши с "а", "чу-щу" пиши с "у", тоже полезно помнить и знать, но это уже тема для другого вопроса.)
Шипящий звук в русском алфавите дают четыре согласные буквы: Ж, Ш, Ч, Щ. Буквы "Ж" и "Ч" являются звонкими согласными, две другие буквы "Ш" и "Щ" - глухими. При произношении этих букв губы ведут себя совершенно одинаково - они напрягаются и чуть-чуть вытягиваются вперед. С сомкнутыми губами эти звуки произнести не удастся (сравните, например, с произношением буквы "М" - ее можно "проговорить" и с сомкнутыми губами). Кончик языка при этом слегка прижимается краями к небу, оставляя небольшое пространство по центру языка. Именно через это пространство (или щель) и проходит воздух, который образует шипящий звук от произношения данных букв. Воздух при этом выдыхается. При произношении звука "жжжжж" включаются голосовые связки, поэтому этот звук получается более громким.
Щипящие согласные - согласные [ш], [ж|, [«"], а также [ш"] [ж"], называемые так по производимому ими акустическому впечатлению. В др.-рус. языке Ш. с. [ш"], [ж"], [V] исконно были мягкими: они возникли в результате первой палатализации (см.) или в результате изменения сочетаний согласных с /: "chj, "sj>$", *gj, "zj, "dj>z\ "kj", "tj>c" . Исконная мягкость \ш"], [ж"], [ч"\ обусловливала то, что в памятниках письменности буквы, обозначающие эти согласные, употреблялись с последующими гласными буквами ь, и, а также л(ед) и ю: мышь, мужь, сЛчь; нессши, бежишь, чисть; несошл, жлти, часъ; пишю, кожюхъ, уюти. Вместе с тем буквы ш, ж, ч могли употребляться и с последующими а и у (но не с ы), и это свидетельствовало о том, что согласные [и/"], [ж"], [ч"] не имели твёрдой пары и не было необходимости после них дифференцировать написание гласных.
Обучение буквам
В истории рус. языка [шг] и [ж"] подверглись отвердению, а [ч"\ сохранился как мягкий согласный; отвердение Ш. с. относится к 14 в.: в этот период в памятниках появляются написания ш и ж с последующей буквой ы: живите, де-ржыть, Шышкина (Духовная грамота Дмитрия Донского, 1389). Совр. орфография сохраняет традиционные написания букв и и ъ (в конце
существительных жен. рода и нек-рых форм глаголов) после ш и ж: шить, жир, мышь, рожь, несёшь, не тревожь.
Современные долгие Ш. с. [ЯГ] и [ж"] возникли из
Древне -русские сочетаний [ш"т"ш"], [ж"д"ж"] (восходящих к сочетаниям соответственно "stj, "skj, *sk и "zdj, *zgj. "zg) в результате утраты взрывного элемента в этих сочетаниях в таких словах, как ищу - [иш"т"ш"у]> >[иш"у], леща - [л"сш"т"ш"в]>[л"еш"а], дрожжи - [др6ж"д"ж"и\>\др6Ж"и], дождик -
\д6ж"д"ж"ик]>[д6Ж"ик]. Они сохраняют мягкость во многих рус. диалектах и в старомоск. произношении, лёгшем в основу устной формы лит. языка (см. Московское произношение); в других говорах они подверглись отвердению, а
иногда сохраняются в виде [шч"}, [ждж"] или [шт"], [жд"]. В совр. рус. лит. языке наблюдается тенденция к произношению твёрдого [ж\: ёжу], [вбжы], [в"иЖат"] или сочетания [жд"]
Цель:
Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках .
Воспитывать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.
УУД: Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать. Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее».
Зрительный ряд: Лента букв, мультимедиа, демонстрационный материал
План урока.
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка.
3.Постановка учебной задачи.
5.Физминутка.
6.Работа с учебником.
7.Работа в тетрадях.
8.Заключительная часть.
9.Уборка рабочих мест.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
И книжки, и тетрадки,
И мысли – все в порядке.
2.Речевая разминка.
Щука щуку ощущает, ощутив щекой прощает.
3.Постановка учебной задачи.
Определите этот звук на мягкость и твёрдость. Для сравнения произнесём слова: щука, роща, лещ, щит. (Звук [щ‘] во всех словах произносится мягко, независимо от того, какой звук следует за ним.)
Произнести этот звук твёрдо не получается. Значит, звук [щ‘] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.
4.Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Попторение слов с буквой Щ .
Какие буквы в своём названии имеют звук [а]? (Буквы «ка», «ха», «ша», «ща»).
Звуки [щ‘] и [ч‘] очень близки по звучанию, и нередко их путают в словах. Потренируемся их произносить в скороговорке:
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
2. Чтение слов в столбиках.
3. Произношение слов, начинающихся с буквосочетания сч. Первым звуком в таких словах будет звук [щ‘].
Например: счётчик, счастье, счёт, считалочка.
Сравните слова: читать и считать.
4.Выведение правила правописания сочетаний: ча-ща, чу-щу из записанных слов. (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у.
Чтение правила.
5.Работа в паре
Чтение стихотворения Пивоварова «Ручеёк»
6.Работа со стихотворением.
5.Физминутка.
Дети встают паровозиком, двигаются по классу и поют:
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу-
Бежит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повёз.
6.Работа с учебником.
Учитель читает Поташникова «Сосульки»:
Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
Беседа по тексту.
7.Работа в тетрадях.
1.В предложении «спряталось» слово щенок (ще-но-к).
2. Решение ребусов. (Щуки, ящик, щека).
3. Решение кроссворда.(1.Роща. 2.Плащ. 3. Щука.)
8.Заключительная часть.
С какой буквой вы сегодня познакомились?
Какой звук она обозначает?
Охарактеризуйте этот звук. (Звук [щ‘]-согласный, глухой, парного звонкого согласного у него нет, всегда мягкий).
С каким правилом познакомились? (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у).
Рефлексия.
Теперь наш урок подходит к концу.
На доске три утверждения: «Хочу знать больше». «Хорошо, но могу лучше». «Пока испытываю трудности».
Учитель зачитывает и учащиеся поднимают руки, если согласны с одним из них.
9.Уборка рабочих мест.
В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].
Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.
Звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.
- парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
Сонорные, шумные и шипящие согласные
Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:
- Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
- Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].
Парные и непарные согласные звуки
Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:
Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать
В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.
В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:
б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з],
к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с],
т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].
Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.
В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.
Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.
Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.
Согласные звуки делятся на:
- звонкие и глухие,
- твёрдые и мягкие,
- парные и непарные.
Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.
Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости . Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:
- согласные звук является твердым, если после него стоят согласные: а, о, у, ы, э;
- и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.
В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.
Глухие и звонкие согласные звуки
Согласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.
Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников
Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.
Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.
- парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
- непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.
Сонорные согласные
Сонорные согласные звуки - это звонкие непарные согласные.
Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки
Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].
Шипящие согласные звуки
Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.
Свистящие согласные звуки
Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.
При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.
При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.