Как составить отчет в центр занятости о квотировании рабочих мест. Как сдавать отчет по квоте для инвалидов? Образец заполнения отчета по инвалидам

Уже в текущем отчетном периоде, то есть с 1 октября московские работодатели могут предоставлять сведения о выполнении условий квотирования посредством Интерактивного портала службы занятости населения города Москвы через "Личный кабинет", иными словами, в онлайн-режиме (czn.mos.ru). Об этом сообщило ГКУ "Центр квотирования".

Чтобы сдать соответствующую отчетность, работодателю необходимо обратиться в территориальный отдел квотирования и получить доступ для регистрации на указанном портале. Затем на адрес электронной почты, который указан в карточке организации, будет направлен код активации. Также он может быть выдан на руки под подпись сотрудником территориального отдела квотирования. Процедуру активации необходимо пройти только один раз.

После активации и регистрации в "Личном кабинете" работодатель сможет заполнить необходимые поля формы 1-кв. "Квартальная". Там же появится подтверждение о принятии отчета.

Включаются ли при расчете квоты в среднесписочную численность работников те работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным? Узнайте из материала "Обязательное квотирование рабочих мест" в "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Интерактивный портал службы занятости населения города Москвы был запущен в сентябре текущего года Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы. К слову, при помощи "Личного кабинета" также можно отправить отчет о кадровом составе в Службу занятости и воспользоваться услугой содействия в подборе работников.

Напомним, в соответствии с действующим московским законодательством, работодатели, осуществляющие деятельность на территории столицы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, должны соблюдать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников. Из них 2% – для трудоустройства инвалидов и 2% – для трудоустройства некоторых категорий молодежи (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 " "; далее – закон Москвы о квотировании рабочих мест). В том числе речь идет о выпускниках учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые ().

По установленным правилам, работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников (). При этом он обязан предоставлять отчетность по квотированию в Центр квотирования ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом ().

Методика заполнения формы представления

информации о квотировании рабочих мест для инвалидов.
Наименование организации – наименование организации, представившей информацию о квотировании рабочих мест для инвалидов (далее – организация).

Адрес (место нахождения) - фактический адрес организации.

Вид собственности - вид собственности организации.

Номер контактного телефона – номер телефона организации.

Код по ОКОПФ – код организации по общероссийскому классификатору организационно-правовых форм.

Код по ОКВЭД – основной вид экономической деятельности организации, проставляется цифрами.

Расшифровка ОКВЭД - расшифровка кода по ОКВЭД, указанного в пункте 6.

ИНН организации – идентификационный номер налогоплательщика организации.

1. Списочная численность работников организации – рассчитывается в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2016 № 379 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования».

2. Среднесписочная численность работников организации – среднесписочная численность за месяц, рассчитывается в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 02.08.2016 № 379 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования».

3. Численность работников организации, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.

4. Среднесписочная численность работников организации для расчета квоты – среднесписочная численность работников организации за месяц, за исключением работников организации, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда (стр. 2 – стр. 3).

5. Сведения о расчетном количестве рабочих мест, включая свободные (вакантные), выделенные в счет квоты – количество рабочих мест, которое рассчитывается как 2% среднесписочной численности работников организации для расчета квоты (стр.4 х 0,02).

6. Сведения о расчетном количестве специальных рабочих мест – количество рабочих мест, которое рассчитывается как 50% от расчетного количества рабочих мест, выделенных в счет квоты для трудоустройства инвалидов (стр.5 х 0,5).

7. Фактическая квота, установленная локальным нормативным актом работодателя – количество рабочих мест, которое выделено для трудоустройства инвалидов в счет квоты в соответствии с локальным нормативным актом организации (приказом, распоряжением и т.д.)
Пример заполнения таблицы:


№п/п

наименование должностей (профессий) квотированных рабочих мест

Из графы 2: вид квотированного рабочего места:

1-специальное;

2- обычное


Из графы 2: количество рабочих мест в разрезе должностей (профессий), ед.

Из графы 4: Количество

вакантных рабочих мест в разрезе должностей (профессий), ед.


1

2

3

4

5

1

Дворник

1

1(занято одним работником)

0

2

Уборщик служебных и производственных помещений

2

2 (занято двумя работниками)

0

7.1. Инвалиды, работающие на обычных квотированных рабочих местах - инвалиды, работающие не на специальных квотированных рабочих местах (код 2 гр. 3)


из графы 2:

группа инвалидности (1, 2, 3)


из графы 2: возраст (лет)

из графы 2:

пол работающего инвалида

(М / Ж)


6

7

8

2.1

3

37

Ж

2.2

3

48

М

(заквотированные рабочие места уборщиков являются обычными)

7.1. Инвалиды, работающие на специальных рабочих местах - инвалиды, работающие на специальных квотированных рабочих местах (код 1 гр. 3)

(заквотированное рабочее место дворника является специальным).
Специальными рабочими местами могут быть рабочие места для инвалидов, требующие дополнительных мер по организации труда (дополнительные перерывы, гибкий график работы, труд под присмотром третьих лиц и прочее), включая адаптацию существующего оборудования или оснащение новым оборудованием.

8. Инвалиды, работающие в организации на рабочих местах сверх установленной квоты – инвалиды, работающие в организации не на квотированных рабочих местах.

9. Количество рабочих мест, предполагаемых к выделению (созданию) для трудоустройства инвалидов дополнительно к установленной квоте – количество рабочих мест, которое работодатель предполагает выделить для трудоустройства инвалидов дополнительно к тем квотированным рабочим местам, которые уже выделены и заполнены.

Пример: в организации расчетное количество квотированных рабочих мест – 2, численность работающих в организации инвалидов – 2, квота выполнена, но работодатель принял решение выделить еще 1 рабочее место для инвалида.

9.1. В том числе из строки 9 специальных рабочих мест – количество специальных рабочих мест, предполагаемых к выделению для трудоустройства инвалидов из того числа рабочих мест, которое работодатель предполагает выделить для трудоустройства инвалидов дополнительно к тем квотированным рабочим местам, которые уже выделены и заполнены инвалидами.

10. Дата, номер локального нормативного акта работодателя об установлении квоты, содержащего сведения о выделенных (созданных) рабочих местах для приема инвалидов в счет установленной квоты – дата и номер приказа, распоряжения, в соответствии с которым в организации выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов.

11. Дата предоставления информации – дата предоставления работодателем информации по указанной форме в центр занятости населения.

Должность, фамилия, инициалы, подпись работодателя (его представителя).

Место печати работодателя.

Далеко не все работодатели знают, что они обязаны предоставлять отчеты в центр занятости в 2018 году. В то же время существует множество форм, которые подаются организациями в территориальное подразделение ЦЗН и в установленные сроки. В частности, речь идет о сведениях по увольнению персонала, по наличию вакантных должностей и свободных мест работы, по квотированию мест для трудоустройства инвалидов, по предпенсионерам и т.д.

В соответствии с Законом № 1032-1 от 19.04.91 г. все работодатели, включая предприятия-юрлиц и предпринимателей с наемными работниками, обязаны содействовать гражданам в трудоустройстве, снижая общий уровень безработицы в стране. Особенно это актуально для социально незащищенных физлиц, имеющих инвалидность или находящихся в предпенсионном (пенсионном) возрасте. Согласно стат. 25 Закона работодатели должны предоставлять в ЦЗН следующую информацию:

  • По готовящемуся увольнению персонала по причине прекращения хоздеятельности или ликвидации бизнеса, а также в связи с сокращениями штата (ф. 1а-ВР, 1-ВР).
  • По фактическим увольнениям сотрудников (ф. 2-ВР, 3-ВР).
  • По наличию свободных мест или должностей (ф. 1-ТН).
  • По выделению или же созданию мест занятости для устройства сотрудников с инвалидностью (ф. 1-КИ).
  • По выделению или же созданию мест занятости для устройства нуждающихся в особой соцзащите сотрудников (ф. 2-ИТПР).
  • Другие формы по необходимости.

Отчет по инвалидам в центр занятости

Типовой отчет по инвалидам в центр занятости подается теми работодателями, общая численность персонала которых составляет от 35 чел. Если показатель не превышает обозначенный порог, предоставлять этот документ не требуется.

Форма включает в себя сведения о квотировании мест занятости для лиц с инвалидностью. Сколько именно рабочих мест должен забронировать за инвалидами работодатель – устанавливают органы административной власти отдельного региона РФ. При этом под квотой подразумеваются специально оборудованные для инвалидов рабочие места в организации. Общее число таких вакансий определяется расчетным путем посредством процентного соотношения к итоговому количеству работников.

Взятые на себя обязательства по резервированию мест для инвалидов каждое предприятие закрепляет на основании заключенного с ЦЗН соглашения. Затем руководитель утверждает приказ, где обозначается количество забронированных мест с конкретными должностями. Регламент квотирования закрепляется в ЛНА организации. Такие меры помогают трудоустроиться лицам с ограниченными физическими возможностями.

В целях информирования государства о квоте работодателем подается бланк отчета в центр занятости. Документ предоставляется каждый месяц. Точные сроки и используемая форма утверждаются территориальной службой занятости. Отчитаться разрешается путем личного посещения центра или с помощью почтового отправления документа, а также в электронном виде. Для последнего способа требуется оформление ЭЦП (электронно-цифровая подпись) на работодателя.

Обратите внимание! Точный размер квотирования определяется в процентном соотношении к показателю среднесписочной численности персонала компании. Для предприятий с численностью от 100 чел. показатель составляет 2-4 %, с численностью в 35-100 чел. – до 3 %. При расчетах в среднесписочную численность не нужно включать тех сотрудников, которые трудоустроены в опасных или вредных условиях (стат. 21 Закона № 181-ФЗ от 24.11.95 г.).

Новый отчет в центр занятости 2018

В связи с проводимой в РФ пенсионной реформой Правительство утверждает новую категорию трудящихся лиц под названием предпенсионеры. Таких граждан нельзя просто так уволить или как-то иначе нарушить их трудовые права. С 1-го октября 2018 г. Роструд обязывает работодателей предоставить новую форму отчета в центр занятости о предпенсионерах. Соответствующие разъяснения приведены в Письме № 858-ПР от 25.07.18 г.

Документ должен быть подан не позже 15.10.18 г. Госорганы интересуют не все сотрудники компаний, а только лица, достигшие следующего возраста:

  • Женщины 1964 г.р.
  • Мужчины 1959 г.р.

Указывать необходимо данные по работающим на определенную дату лицам, а также по тем, кто был уволен в отчетном периоде. Отдельно поясняются случаи расторжения трудовых взаимоотношений по инициативе работодателя. Предполагается, что форма должна подаваться ежеквартально с целью контроля увольнения лиц предпенсионного возраста.

На данный момент законодательно утвержденного бланка не существует. Равно как и не определена ответственность за непредоставление документа. Поэтому работодателям рекомендуется проконсультироваться в своей службе занятости, нужно отчитываться или пока нет. Если ответ будет положительным, для заполнения можно использовать форму по Письму Роструда № 858-ПР от 25.07.18 г. Именно такой документ рекомендует ведомство для получения сведений от центров занятости. Срок подачи данных за 3 кв. – до 15-го октября.

Отчет в центр занятости по пенсионерам

Собственно говоря, это не отдельный бланк, а продолжение предыдущего. Отчетом о пенсионерах некоторые именуют сведения о сотрудниках предпенсионного возраста, о которых рассказано выше. Следовательно, если у работодателя не числятся в штате работники обозначенного возраста (мужчины до 1959 г.р., женщины до 1964 г.р.), подавать форму не нужно. Также не обязаны отчитываться предприниматели, ведущие бизнес в одиночку, то есть без наемного персонала.

Подается документ в территориальное подразделение службы занятости. Периодичность представления – поквартальная. Крайний срок – до 15-го числа. Точный срок устанавливается ЦЗН. Первый раз отчитаться необходимо за 3 кв. 2018 г. Второй документ будет подаваться уже в 2019 году за 4 кв. 2018 г.

Отчет о кадровом составе в центр занятости

Унифицированный отчет по кадровому составу компании подается в территориальную службу занятости. Бланк формы утверждается органами власти отдельных субъектов РФ. Направить данные можно по почте, принести в центр лично или передать по ТКС (телекоммуникационные каналы связи), то есть в электронном формате.

Точных сроков подачи таких сведений на законодательном уровне не утверждено. Чтобы узнать, до какого числа требуется отчитаться, проконсультируйтесь в региональном подразделении ЦЗН. За неисполнение работодателями обязанности по подаче отчетных данных ответственность предусмотрена в стат. 19.7 КоАП. Размер штрафных санкций установлен в следующих пределах:

  • Для физлиц – 100-300 руб.
  • Для руководителей работодателей – 300-500 руб.
  • Для предприятий-юрлиц – 3000-5000 руб.

В случае несдачи какого-либо из обязательных отчетов, проверяющие органы взыскивают штраф за каждый непредоставленный документ. Поскольку формы заполнить очень легко, рекомендуется отчитываться вовремя, чтобы не платить впоследствии штрафы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

М.А. Кокурина, юрист

Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько

Как правильно создать резерв рабочих мест

Читатели часто задают нам вопросы, касающиеся квотирования рабочих мест. Для кого нужно квотировать рабочие места - только для инвалидов или для кого-нибудь еще? Как правильно это делать? Кто может проверить соблюдение этого требования и какие санкции предусмотрены за его нарушение? На какие налоговые льготы можно рассчитывать при соблюдении квоты?

На все эти вопросы мы и ответим. Сразу отметим, что порядок квотирования рабочих мест регулируется региональным законодательство м. Мы приведем наиболее часто встречающиеся в регионах показатели и правила. Не забывайте, что в вашем субъекте они могут быть другими, поэтому сверьтесь со «своим» законом, который обычно так и называется - «О квотировании/о порядке квотирования рабочих мест».

Какие организации обязаны соблюдать квоту

Итак, квотирование рабочих мест - это их резервирование для приема на работу граждан, испытывающих сложности с трудоустройство мп. 1 ст. 13 Закона от 19.04.91 № 1032-1 .

Резервные рабочие места должны быть в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, если среднесписочная численность работников превышает, как правило, 100 челове к ; см., например, . Хотя, к примеру, в Якутии резервировать места для несовершеннолетних надо уже при среднесписочной численности сотрудников 50 челове кЗакон Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV .

Среднесписочная численность работников определяется:

  • за период, указанный в региональном законе (например, в Республике Карелия фирмы отчитываются ежегодно и численность работников берется по состоянию на 1 октября текущего год аст. 2 Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК , а в Москве - ежеквартальн оч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 );
  • в порядке, предусмотренном для заполнения статистической формы № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности».

Как нам разъяснили в Департаменте труда и занятости населения г. Москвы, квоту должны создавать компании, численность которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек. При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении.

Например, в компании работает всего 200 человек - 50 из них в головном офисе в Москве, 150 - на производстве в Солнечногорске. Вы должны выполнить квоту:

  • в головном офисе по московскому Закону зарезервировать два места (50 х 4%)ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ;
  • на производстве по Закону Московской области - четыре места (150 х 3% = 4,5, округляем до 4)ч. 2, 3 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ .

Организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (или иного показателя, предусмотренного законом вашего субъекта), а также предпринимателям независимо от количества у них работников резервировать рабочие места ни для кого не нужно.

Сколько мест нужно квотировать

Резервирование рабочих мест предусмотрено:

  • федеральным законодательством - для инвалидо вст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ ;
  • региональным законодательством, в частности, для таких категорий:

Молодежи (например, граждан в возрасте 18- 20 лет, ищущих работу впервые после получения среднего профобразовани яп. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ , детей в возрасте 16- 18 лет из семей, потерявших кормильц аподп. 1 п. 1 ст. 2 Закона Курской области от 31.10.2007 № 111-ЗКО );

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семе й;

Женщин, имеющих детей в возрасте до 3 летп. 4 ст. 4 Закона Камчатского края от 11.06.2009 № 284 ;

Людей предпенсионного возраст аст. 4 Закона Липецкой области от 14.09.2000 № 104-ОЗ ;

Одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидо вп. 4 ст. 1 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 № 106-ОЗ .

Размер квоты составляет, как правило, 2- 4% среднесписочной численности работников организации. Из закона своего региона вы можете узнать точный размер:

  • всей квоты (например, в Иркутской области установлены дифференцированные максимальные значения квоты - 2% для некоммерческих организаций и 3% - для коммерчески хст. 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009 № 27-оз );
  • квоты для конкретной категории работнико вч. 1 ст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ (например, в Москве 2% - для трудоустройства инвалидов и 2% - для трудоустройства молодеж иЗакон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ).

Кроме того, в законе может присутствовать правило о том, что если инвалидов принято больше, чем предписано законом (например, 3% от среднесписочной численности работников вместо 2%), то для других квотируемых категорий количество рабочих мест можно уменьшить на соответствующую величин уч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 .

Работодатели сами рассчитывают количество работников, которых они должны принять в счет квоты. Регионы могут разрешать округление числа таких сотрудников как в сторону уменьшени яч. 3 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ , так и в сторону увеличения до целого значения при показателе от 0,5 и выш еч. 3 ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV .

Когда квотирование считается выполненным

Итак, какие действия вы должны предпринять, чтобы квота для приема работников считалась выполненной.

Заполнить квотируемые рабочие места

Заполнение проходит двумя способами:

  • <или> человек из рассмотренных категорий трудоустроен вами, то есть:
  • с ним заключен трудовой договор, по которому он проработал не менее обозначенного в региональном законе о квотировании срока. К примеру, в Карелии - не менее 3 месяцев в течение календарного год аст. 4 Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК , а в Москве - не менее 15 дней за меся ц;

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Обязанность по трудоустройству инвалидов в счет квоты заменить уплатой компенсации в бюджет нельзя - федеральным законодательством это не предусмотрено.

  • соблюдены льготы и гарантии, предусмотренные законодательством для некоторых из квотируемых категорий (например, инвалиду предоставляется рабочее место с адаптацией всего оборудования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выданной МСЭ, в его трудовом договоре прописано условие о сокращенной до 35 часов рабочей неделе, ежегодном 30-днев -ном отпуске);
  • <или> вносится ежемесячный платеж в бюджет региона за предусмотренные законом субъекта категории (например, в Москве можно платить компенсационную стоимость квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума для трудоспособного москвича на день ее уплат ыч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ).

Подать сведения

Как правило, в органы занятости надо представлять информацию о наличии вакансий для квотируемых категорий или о работающих в компании по квоте по форме:

  • <или> утвержденной региональными нормативными актами;
  • <или> произвольной, если в регионе не утверждена специальная форма.

Такой отчет надо подавать ежемесячн оп. 3 ст. 25 Закона от 19.04.91 № 1032-1 , если региональным законодательством не установлено иной периодичности. В региональных законах смотрите и конкретные сроки представления отчетности по квоте.

Там же могут устанавливаться дополнительные обязанности компаний в сфере квотирования рабочих мест. Например, московские работодатели должны становиться на учет в государственное казенное учреждение «Центр квотирования» в течение месяца со дня регистрации в налоговых органах.

И именно в этот Центр нужно представлять отчет по форме № 1-кво -ти-ро-ва-ние ежеквартально - до 30-го числа месяца, следующего за отчетным квартало мп. 2.1 Положения о квотировании, утв. Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП .

Перед подачей отчета о квотах уточните в региональном центре занятости форму и срок его представления, поскольку органы власти могут устанавливать особые порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квот ыст. 7.1-1 Закона от 19.04.91 № 1032-1 . Например, в Москве такие сведения подаются с учетом указаний, приведенных на сайте Департамента труда и занятости населения г. Москвы → раздел «Направления деятельности» → «Квотирование рабочих мест» → «Организационная структура системы квотирования».

После представления в орган занятости сведений о квоте уже не нужно искать потенциального работника из квотируемых категорий. Ваша обязанность - только рассмотреть кандидатуру такого сотрудника, когда его пришлет орган занятости или он обратится за трудоустройством к вам самостоятельно.

Всегда четко указывайте требования к работнику в информации о вакансии, документируйте процесс собеседования с кандидатами на квотируемую должность при помощи анкет, тестовых заданий по профессиональной тематике. Так у вас будет возможность доказать, что отказ в приеме на работу по квоте был обоснованным, если у соискателя нет, к примеру, необходимого образования, опыта работы, квалификации.

Ответственность за несоблюдение квоты

Нарушение порядка заполнения квотируемых рабочих мест и подачи информации о них может выявиться при плановой или внеплановой проверке, проводимой трудинспекцией.

Она вправе самостоятельно оштрафовать за несоблюдение гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для инвалидов и несовершеннолетних работников (например, не оборудовано специальное рабочее место для инвалида, не предусмотрена трудовым договором с несовершеннолетним работником сокращенная рабочая неделя)ст. 5.27 КоАП РФ .

Если трудинспектор выявит:

  • <или> необоснованный отказ в приеме на работу инвалид аст. 5.42 КоАП РФ (например, фирма имеет среднесписочную численность более 100 человек, у вас на собеседовании был инвалид, из его тестового задания видно, что он подходит по профессиональным качествам, но вы не приняли его на работу, указав, что «мест нет»);
  • <или> непредставление вами в службу занятости информации о выполнении квот ыст. 19.7 КоАП РФ ,

то он составит протокол об административном правонарушении и передаст его в судстатьи 28.3 , 23.1 КоАП РФ .

Региональным законодательством также предусматриваются штрафы за иные нарушения в отношении людей из квотируемых категорий. Например, если не рассчитано количество рабочих мест для квотируемых категорий в Москве или Краснодарском крае, это может обернуться штрафом как для руководителя (3000- 10 000 руб.), так и для компании (до 50 000 руб.)ст. 4.1.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ ; ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 . А отказ в приеме на работу граждан в возрасте от 14 до 18 лет в пределах установленной квоты в Кабардино-Балкарской Республике может стоить руководителю компании 500- 4000 руб.ст. 3.6-1 КоАП Кабардино-Балкарской Республики

За подобные «региональные» нарушения трудинспектор тоже не вправе штрафовать самостоятельно: он должен составить протокол и направить его в административную комисси юст. 1.6 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз или мировому судь ест. 11.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ .

Налоги и взносы

Никаких специальных налоговых преференций для работодателей, обязанных резервировать рабочие места для разных категорий работников, нет, за исключением некоторых льгот компаниям, где работают инвалиды.

Страховые взносы

На выплаты в пользу работника-инвалида организация начисляет страховые взносы на обязательное страхование по пониженным тарифам: в 2012 г. в ПФР - 16%, ФСС - 1,9%, ФОМС - 2,3%, в 2013- 2014 гг. - 21%, 2,4%, 3,7% соответственн оп. 3 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

По «несчастному» страхованию есть льгота в части выплат, начисленных в пользу работников-инвалидов независимо от группы - им взносы рассчитываются в размере 60% страхового тариф аст. 2 Закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ ; ст. 1 Закона от 08.12.2010 № 331-ФЗ .

Налог на прибыль

Льгота есть только для организаций, у которых:

  • численность работников-инвалидов - не менее 50% среднесписочной численности работников без учета инвалидов-совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам;
  • доля расходов на оплату труда инвалидов - не менее 25% всех расходов на оплату труда.

Такие компании могут учитывать траты на инвалидов (например, улучшение условий их труда, переобучение, стажировка, взносы на содержание общественных организаций инвалидов) в составе прочих расходо вподп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ .

НДФЛ

Не облагаются НДФЛ суммы:

  • <или> потраченные организацией на технические средства профилактики и реабилитации для работников-инвалидов - протезы, слуховые аппарат ы , если это чернобылец, военнослужащий, ставший инвалидом при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, человек, получивший инвалидность вследствие аварии на производственном объединении «Маяк»;
  • <или> в размере 500 руб. в меся цподп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ , если это инвалид с детства или инвалид I и II групп.

Если инвалид имеет право на оба указанных вычета, то предоставляете максимальный из них независимо от величины годового дохода работника, исчисленного нарастающим итогом с начала года.

Имейте в виду, что компенсационную стоимость квотируемого рабочего места будет сложно учесть в расходах: Минфин и ФНС прямо говорят, что этого сделать нельзя. Ведь компенсации вместо трудоустройства, к примеру, молодежи - это добровольные взносы, федеральными законами они не предусмотрен ыПисьма Минфина от 11.01.2011 № 03-03-06/2/1 ; ФНС от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@ . Скорее всего, вам придется через суд доказывать право на включение компенсационной выплаты в налоговые расходы. При этом судебные решения в пользу налогоплательщиков имеютс я

Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
. детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
. выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

Копию устава или учредительного договора;

Информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

Данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

На организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале