Как перевести с детской инвалидности на взрослую. Социальный статус родителей детей-инвалидов. Обеспечение жильём и льготы при оплате услуг ЖКХ

Наверное, самое страшное для семейств с детьми-инвалидами, это остаться наедине со своей бедой.

Категории льгот, которые предоставляются семьям с детьми инвалидами

Государство помогает семействам, в которых есть дети инвалиды. С этой целью введено большое количество дотаций. Все льготы, предоставляемые таким семьям, условно делятся на ряд групп:

Пенсионные дотации. Законом утверждены три основные льготы этого направления:

  • Установление социальной пенсии и соответствующих доплат к ней.
  • Выплаты не работающим людям, которые ухаживают за ребёнком инвалидом. Они составляют шестьдесят процентов, от минимального размера платы труда. Связано это с невозможностью работать из-за ребёнка.
  • Мать инвалида, осуществившая его воспитание до восьмилетнего возраста, получает право уйти на пенсию досрочно, в пятьдесят лет. Но, при этом, она должна иметь стаж работы от пятнадцати лет.

Сумма пенсии может быть увеличена на региональном уровне. А вот снижение этого размера не допускается по .

Льготы матерям детей инвалидов по трудовому кодексу. Подобные дотации регламентируются законодательством:

  • Родитель ребёнка инвалида имеет право брать четыре дополнительных дня отдыха в месяце, при этом это оплачиваемое время.
  • Человеку, занимающемуся воспитанием ребёнка инвалида, положен дополнительный не оплачиваемый отпуск. Он составляет четырнадцать дней за год. Брать его допускается ежегодно.
  • Родитель ребёнка инвалида вправе работать неполный день.
  • Люди, воспитывающие ребёнка инвалида, имеют возможность отказаться от командировки и труда в выходные или праздничные дни.

Человек, претендующий на вышеуказанные льготы должен написать заявление на работе и предоставить бумагу, подтверждающую факт воспитания ребёнка инвалида. Также необходимо принести , в которой обозначается, что второй родитель не использовал эти преимущества в течение года.

Исключение составляют командировки и работа в выходные дни. Такие льготы могут предоставляться обоим родителям одновременно.

Жилищные дотации. В соответствии с законодательством семейства с детьми инвалидами могут рассчитывать на следующие дотации:

  • Выделение жилья, если семья встала на учёт, как малообеспеченная.
  • Дотация на половину оплаты по коммунальным платежам и арендной плате, в случае найма жилья.
  • Бесплатное выделение земельных участков.

Таким семьям предоставляется жилище, по квадратам больше установленной нормы. Чтобы воспользоваться вышеперечисленными требуется обратиться в администрацию региона проживания.

Дотации на использование транспорта. Дети инвалиды, их родители и опекуны вправе использовать следующие государственные и региональные льготы:

  • Безвозмездный проезд на городском транспорте. Этой льготой пользуется ребёнок, и человек, его сопровождающий. При этом требуется предоставить удостоверение и документ, который подтверждает личность. Также может использовать дотацию родитель и опекун, предоставив: специальную справку и паспорт.
  • Начиная с 1 октября и заканчивая 15 мая, таким детям предоставляется скидка пятьдесят процентов, при покупке билета на междугородний рейс любым транспортным средством. Возможно, приобрести билет с этой с такой льготой и другими датами, но только единожды за год.
  • Раз в году присутствует возможность безвозмездно съездить до места лечения и назад. Сопровождающее лицо тоже может рассчитывать на бесплатный проезд.

Вычет, при исчислении налога с дохода физических лиц (НДФЛ). Не всем людям известно, что на каждого ребёнка инвалида до наступления восемнадцати лет, либо учащегося очно до двадцати четырёхлетнего предоставляется такая льгота. Ею может воспользоваться только работающий родитель или усыновитель.

Она позволяет увеличить размер зарплаты на руки. По факту вычетом является сумма, которая отнимается от общего дохода. И только после этого рассчитывается НДФЛ.

Размер такой льготы определён следующим образом:

  • для родителя или усыновителя — 12000 р
  • опекун и приёмный родитель может воспользоваться вычетом равным 6000 р

Суммы налогового вычета устанавливаются законодательством. То есть их размер может меняться.

Эта льгота имеет свои нюансы оформления:

  • Предоставляется работодателем на основании заявления сотрудника.
  • Она независима от иных льгот.
  • Оформляется ежегодно, до окончания отчётного периода.
  • Когда ребёнка воспитывает один родитель, льгота предоставляется в двойном .
Льготы на проезд к месту лечения

Начиная с 2016 года, такой вычет предоставляется до месяца, пока суммарный доход родителя не достигнет триста пятьдесят тысяч рублей.

После этого порога льгота не действует.

Её возобновление произойдёт с начала следующего года.

Льготы матерям детей инвалидов с детства на воспитание и обучение.

Если ребёнок прошёл вступительные экзамены, его зачисляют без учёта конкурса аттестатов. Но когда его не имеет противопоказаний от медицинской комиссии.

Когда инвалид с детства поступает в ВУЗ, у него действуют следующие льготы:

  • Шанс поступить без экзаменов на бесплатный факультет.
  • Его примут в учебное заведение при успешной сдаче экзаменов.
  • Имеет преимущества при спорных баллах.
  • Предоставляется бесплатное обучение на подготовительных курсах для поступления в ВУЗ.

Отнестись к выбору учебного заведения следует внимательно, так как подобные льготы предоставляются только один раз.

Для поступления в учебное заведение в деканат должны быть предоставлены следующие документы:

  • Установленного образца заявление.
  • Паспорт или иной документ удостоверяющий личность.
  • Документация, свидетельствующая о наличии инвалидности.
  • Справка с медицинской комиссии о факте установления инвалидности.
  • Справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний к обучению в подобных учебных заведениях.
  • Для более маленьких детей создаются условия пребывания в дошкольных организациях на льготных условиях. Если ребёнок по медицинским показаниям не может посещать общее дошкольное учреждение ему должны обеспечить пребывание в специализированном учреждении.
  • Ещё одной льготой является освобождение от в детских дошкольных учреждениях.
  • Предоставляется право воспитывать детей на дому и негосударственных специальных учреждениях с возмещением затрат. Льгота даётся родителям и усыновителям детей инвалидов.
  • Для образования детей инвалидов с существенными отклонениями создаются специальные коррекционные бесплатные организации. В них помогают с лечением, обучением и социальной адаптацией детей.
  • Льгота по медицинскому обслуживанию. Законодательство нашей страны гарантирует детям инвалидам возможность реабилитации.
  • Государство обеспечивает детей с ограниченными возможностями средствами и услугами по определённому перечню бесплатно. В этот список входят: инвалидные коляски, костыли, а так же их ремонт. Общий перечень содержит двадцать шесть наименований.
  • Каждый родитель ребёнка инвалида должен знать, что их дети могут получить медицинскую помощь любого уровня на территории страны. Сюда включается: санаторное, терапевтическое и оперативное лечение.
  • Ребёнку, с наличием инвалидности и , его сопровождающему бесплатно даются путёвки в санаторий. Проезд тоже обоим оплачивается государством.

Мать, которая воспитывает ребёнка инвалида одна, может пользоваться всеми льготами и гарантиями, установленными для одинокого родителя. Абсолютно все категории дотаций помогают родителям и опекунам детей обеспечивать их всем необходимым.

Практически все льготы оформляются через социальную защиту или многофункциональные центры (МФЦ). Каждая из них требует отдельного оформления, а также подачи своего пакета документации.

О правах и льготах родителям детей-инвалидов, можно посмотреть на видео:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

ВВЕДЕНИЕ

Общие вопросы установления категории "ребенок-инвалид"

Статус ребенка-инвалида был впервые введен Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства» от 23 мая 1979 г. N 469, которым устанавливалась выплата пособий на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет.

В 1980 году количество детей-инвалидов в Российской Федерации составило более 53 тысяч человек. За последующие 20 лет уровень детской инвалидности в России увеличился более чем в 12 раз: с 53 тыс. детей-инвалидов до 16 лет в 1980 году до - 678 тыс. детей-инвалидов до 18 лет в 2000 году.

С 1997 года в Российской Федерации стала создаваться педиатрическая служба МСЭ, освидетельствование детского населения, проводившееся в учреждениях здравоохранения в детских поликлиниках, постепенно стало передаваться в органы социальной защиты.
К 2002 на всей территории Российской Федерации освидетельствование детей осуществлялось педиатрами общих бюро МСЭ, либо в педиатрических составах.

Абсолютное количество детей-инвалидов к 2007 году снизилось до 600 тысяч человек, что связано с несколькими обстоятельствами: во-первых, за эти годы неоднократно изменялись нормативные документы, регламентирующие определение инвалидности (Приказ МЗ РФ от 04.07.1991 №117 отменен в 2000 г. Постановление МТ и CP РФ и МЗ РФ от 29.01.1997 № 1/30 отменено в 2005 г.) и многим детям категория «ребенок-инвалид» не была установлена, либо не была подтверждена при переосвидетельствовании; во-вторых, снизилось общее количество детей в России с 37 млн. человек (в возрасте до 16 лет) в 1997 году до 30 млн. (в возрасте до 18 лет) в 2002 году. В 2008 г оду детская популяция составила 23 млн. человек.

Удельный вес детей-инвалидов в детской популяции за это же время значительно вырос: с 1,7% в 1997 г. до 2,2% в 2002 г. К 2009 г. в некоторых регионах в структуре детской популяции дети-инвалиды составили от 2,5% до 5%. Это отражает ухудшение состояния здоровья детей, увеличение врожденных и хронических приобретенных заболеваний, приводящих к инвалидности.

В настоящее время основными нормативными документами, регламентирующими определение инвалидности, как у взрослых, так и у детей, являются:
1. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. № 95.
3. Приказ МЗ и CP РФ «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 23 декабря 2009 г. № 1013 н.

Согласно этим документам условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами:
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться. ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость социальной защиты, включая реабилитацию.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается гражданину в возрасте до 18 лет в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности (ОЖД), обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, на срок 1 год, 2 года, либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

К основным видам нарушений функций организма человека относятся: - нарушения психических функций (восприятия, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
нарушения языковых и речевых функций с нарушениями устной и письменной речи;
- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
- нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, чудовища, конечностей, статики, координации движений);
- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и иммунитета;
- нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного. дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

Согласно при комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяется четыре степени их выраженности:
1 степень - незначительные нарушения,
2 степень - умеренные нарушения,
3 степень - выраженные,
4 степень - значительно выраженные нарушения и 7 категорий ограничений жизнедеятельности (ОЖД) трех степеней выраженности.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, к способность ориентации, способность к общению, способность к обучению, способность контролировать свое поведение, способность к трудовой деятельности.

Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с - возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты (пункт 11 Приказа № 1013н).

Таким образом, для установления ребенку категории «ребенок-инвалид» требуется объективно доказать наличие у него заболевания (последствие травмы или дефекта), приводящего к стойкому умеренному (выраженному или значительно выраженному) нарушению функций организма, сопровождающегося ОЖД хотя бы по одной категории.

При заболеваниях внутренних органов преимущественными нарушениями функций являются нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и иммунитета.

Исходя из этого, основными задачами врачей МСЭ являются определение стойкости нарушений функций организма, степени их выраженности и определение ОЖД. Стойкость нарушений функций организма определяется клинической формой заболевания.

Врожденная патология (врожденные пороки развития, наследственная и хромосомная патология, последствия перинатальных повреждений) и хроническая приобретенная имеют стойкий характер нарушений различных функций организма.

Вид нарушений также зависит от характера патологического процесса, а степень выраженности зависит от степени компенсации этих нарушений. В большинстве случаев для определения степени нарушений функций организма необходимо объективно доказать степень хронической недостаточности пораженного органа или системы.

В педиатрической практике успешно применяется оценка состояния здоровья детей в виде градации уровня здоровья, предложенная Громбахом С.М. и доработанная в последующем Вельтищевым Ю.Е. с разделением на пять групп здоровья по четырем основным критериям.
В современном виде она представлена в Приказе Минздрава России «О комплексной оценке состояния здоровья детей» от 30.12.2003 г. № 621.

К 1 группе здоровья относят практически здоровых детей,
ко 2 группе - детей с функциональными нарушениями без четко очерченной хронической патологии - состояние предболезни (функциональное расстройство желудка, гипертрофия небных миндалин, часто болеющие дети и др.),
к 3 - дети с хронической патологией в стадии ремиссии и компенсации,
к 4 - пациенты с хроническими вялотекущими заболеваниями с редкими обострениями и субкомпенсацией,
к 5 - дети с хронической декомпенсированной патологией и частыми обострениями, т.е. дети-инвалиды.

Для того, чтобы установить категорию «ребенок-инвалид», необходимо доказать, что ребенок относится к 5 группе здоровья.

Статус “ребенок инвалид присваивается детям до 18 лет, имеющим инвалидность. Под инвалидностью понимаются явные нарушения функций организма, которые определяются медицинской комиссией. В данной публикации мы подробно рассмотрим как , какие критерии инвалидности и какие виды компенсаций положены от государства детям для успешной социализации и развития.

В каких случаях определяется инвалидность: критерии инвалидности ребенка

Если у взрослых инвалидность определяется по группам, в зависимости от степени физической дисфункции, то инвалидность детям до 18 лет не имеет градации. Т.е. всем детям, имеющим разную степень проблем со здоровьем присуждается статус “инвалид детства” и лишь по достижении совершеннолетия, данный статус либо отменяется (если ребенок лишился проблем), либо присваивается “взрослая” классификация (1-3 группа инвалидности).

Постановление правительства №95 (20.02.06) (далее - “Постановление”), определяет перечень условий, при котором ребенок может претендовать на социальный статус инвалида. К ним относятся:

  1. Явные нарушения функционирования организма. Они могут быть вызваны как врожденными дефектами, так и дефектами, приобретенными вследствие болезней или полученных травм (например: ДЦП)
  2. Нарушение у ребенка возможности социализации. При этом, выделяется как полное, так и частичное нарушение. Т.е. оценивается способность ребенка к общению, ориентации, самообслуживанию, передвижению и т.д. (например, как при пороке сердца, малыши с синдромом дауна, умственная отсталость, аутисты или при осложнениях дети диабетики)
  3. Необходимость реабилитационных мер
  4. Необходимость в социальном обеспечении

Важно: Получение инвалидности предполагает наличие всех вышеперечисленных пунктов. Но на практике, любой серьезный врожденный недуг может быть расценен как инвалидность, даже если у ребенка нет проблем в социализации, и социальном обеспечении. Тем не менее, дети с сахарным диабетом часто лишены статуса ребенка инвалида, если болезнь протекает без осложнений, и не вызывает дисфункций в организме.

Сроки инвалидности и продление инвалидности ребенку

В соответствии с п.10ст.5 Постановления, группа ребенку инвалид с детства присваивается на такие сроки:

  • 1-2 года. Для ситуаций, когда прогнозы на выздоровление благоприятны и есть динамика к улучшению
  • 5 лет. Когда была проведена медицинская комиссия во второй раз (после первого присвоения) и была присвоена повторная инвалидность ребенку (для ситуаций с опухолями, когда происходит ремиссия злокачественного новообразования).

До достижения совершеннолетия. Присваивается в двух случаях:

  1. Не позднее, чем в течении двух лет после первого назначения, если есть не обратимая дисфункция организма
  2. Не позже, чем через 4 года, если ремиссия невозможна при лечебных процедурах.

Важно: Перечень заболеваний, при которых статус присваивается, есть в приложении к постановлению правительства. Полный перечень содержит 23 наименования дисфункций, среди которых злокачественные новообразования, дисфункции мышц и костей, патологии или отсутствие внутренних органов.

Документы для оформления инвалидности ребенку и порядок оформления

Дети, имеющие право на инвалидность, должны пройти медицинскую экспертизу (МСЭ). Экспертиза представляет собой прохождения врачей, имеющих отношение к конкретному заболеванию. Кроме того, подготовка включает сдачу анализов крови и мочи (общие анализы).

Направление на экспертизу выдается педиатром по месту жительства или в медицинском учреждении соцзащиты.

После получения заключений от врачей, ребенка направляют обратно к педиатру. Задача врача на данном этапе - оформить эпикриз и сделать заключение. Документ визируется заведующим клиникой. Также, пациенту выдается направление на индивидуальную реабилитацию.

Комиссия МСЭ проводится по предварительной записи. Соответственно, записаться можно еще на этапе прохождения врачей. Когда МСЭ не присвоила инвалидность, датой ее начала будет дата подачи заявления в комиссию.

В МСЭ подается такой пакет документов:

  1. Заявление родителей
  2. Заявление по форме №080/у-06 выданное главврачом клиники
  3. Карта пациента из медучреждения
  4. Характеристика из школы (для детей, которые проходят комиссию в учебный период)
  5. Результат предыдущей комиссии (для повторного прохождения)
  6. Паспорт или св-во о рождении пациента

Если ребенку положены пенсионные выплаты, в ПФ подаются следующие документы:

  1. Заявление с просьбой о назначении пенсионных выплат
  2. Страховое св-во родителей и ребенка
  3. Св-во о рождении
  4. Результат МСЭ

В каких случаях происходит отказ в инвалидности ребенку

В приказе Министерства труда№1024 выделены два важных критерия для оценки инвалидности ребенка:

  • Степень расстройства функций организма
  • Степень ограничения жизнедеятельности

Первый критерий имеет медицинский характер и определяется фактическими параметрами функционирования организма.

Второй критерий - позволяет оценить, насколько первый (проблемы со здоровьем) влияет на жизнь ребенка.

Это влияние выделяется в трех степенях и оценивается в процентах.

  • Если нарушения характеризуются как умеренные а степень дисфункции составляет 40-60%, то после достижения совершеннолетия, ребенок получает третью группу инвалидности.
  • Если дисфункция в пределах 70 - 80% - ребенок инвалид детства 2 группы.
  • 1 группа инвалидности детей присуждается при достижении 18-летнего возраста со степенью дисфункции 80 - 100% .

Степень ограничения жизнедеятельности определяется возможностью ребенка социализироваться при наличии недуга.

Т.е. отказать ребенку в получении инвалидности могут, если у него есть серьезное заболевание, но он его преодолел и у него нет проблем с жизнью в конкурентной среде.

Если у ребенка ограниченная подвижность в суставах или легкая атрофия мышц, ему могут дать инвалидность, если он спортсмен. Если окажется, что ребенок отлично реализовал себя в IT-сфере, а существующая дисфункция не мешает ему жить, в инвалидности могут отказать.

Виды льгот семьям, в которых есть дети-инвалиды

Государство предоставляет инвалидам, а также их семьям ряд льгот, направленных на облегчение жизни и реабилитацию человека. К ним относятся пенсии, льготы по труду, ЖКХ, и налогам. Ниже мы рассмотрим подробнее каждую из них.

Пенсии ребенку-инвалиду

Ребенку-инвалиду положена социальная пенсия с надбавкой. Также, пенсию получает и безработное лицо, осуществляющее уход за ребенком. Для опекунов пенсия составляет 60% от минимальной суммы оплаты труда в РФ. Также, пенсию получает мать, воспитывающая ребенка инвалида до 8-летнего возраста. Она может выйти на пенсию с 50 лет при условии 15 лет трудового стажа за плечами. (т.к. время по уходу за ребенком также включается в трудовой стаж).

Трудовые и жилищные для семей с ребенком-инвалидом

Ст.49КзОТ РФ относит к трудовым льготам право женщины, воспитывающей инвалида, на неполный рабочий день/рабочую неделю с сохранением оклада, как за полную.Матерей детей инвалидов нельзя привлекать к сверхурочным работам, а также отправлять в командировки без ее предварительного согласия. Наличие ребенка инвалида не может быть основанием для отказа в работе для женщины. Уволить женщину по инициативе руководства нельзя.

У родителей, имеющих детей-инвалидов есть внеочередное право на получение жилья. Приоритет — лица, у которых есть текущие жилищные проблемы. Перечень категорий инвалидов, имеющих право на льготы в ЖКХ, описаны в ст.36ЖК РФ, а также в Постановлении правительства №901. Для получения льготы нужно стать на специальный учет.

Транспортные льготы для ребенка-инвалида

Дети-инвалиды имеют право на бесплатный проезд во всех видах транспорта (за исключением такси) . Такое же право есть у родителей, которые осуществляют уход за такими детьми, или у сопровождающих ребенка лиц.

Также, есть право на бесплатный проезд в междугороднем транспорте, если ребенок едет на место лечения. Один раз в год ребенок-инвалид и сопровождающий имеют право на 50% скидку в железнодорожном транспорте.

Льготы по воспитанию, обучению и реабилитации ребенка-инвалида

Государство гарантирует право всех детей на получение образования. Если ребенок в силу недуга не может получать образование в учебных заведениях общего типа, государство предоставляет возможность ребенку обучаться в специальных образовательных учреждениях на бесплатной основе.

По части реабилитации, Постановлением правительства №980 детям положены бесплатные лекарства (по рекомендации врача), а также бесплатное обеспечение протезами и ортопедическими средствами. Ребенок-инвалид также имеет право на бесплатные санаторные путевки.

Налоговые льготы для семей с ребенком-инвалидом

Родителям и опекунам детей с инвалидностью возвращается часть налоговых отчислений. Данная процедура называется налоговыми вычетами. Возвращение вычетов осуществляется пакетно, а не с каждой выплаты.

Какую помощь получают от государства дети-инвалиды и инвалиды детства

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Жилищные льготы

Льготы на передвижение в общественном транспорте

Инвалиды детства, а также сопровождающие их лица, получают право бесплатного использования общественного транспорта, курсирующего по городским и пригородным маршрутам.

Детям-инвалидам государство предоставляет бесплатный проезд к месту лечения и реабилитации. Возможность бесплатного проезда существует и для родителей и социальных работников, но только когда их сопровождение требуется инвалиду 1 группы.

Кроме этого, инвалиды детства 1 и 2 групп и дети-инвалиды получают скидку до 50% на поездку на воздушном, речном или железнодорожном транспорте в период с октября по май. Скидка предоставляется один раз в течение года в любом выбранном периоде.

Чтобы получить льготы, необходимо при покупке билета предъявить пенсионное удостоверение. Для родственников в органах социальной опеки выдают специальную справку.

Данная льгота не распространяется на такси.

Сфера обучения и реабилитации

Налоговые льготы

Для родителей или опекунов ребенка-инвалида Налоговым кодексом предусмотрен ряд льгот:

  • Ежемесячный вычет НДФЛ из заработной платы родителей (в размере 3000 рублей на каждого родителя, или в размере 6000 рублей на родителя, воспитывающего ребенка в одиночку).
  • Иные вычеты, например, на оплату лечения.
  • Освобождение ребенка от налога на имущество.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.


1.1 Понятие ребёнок - инвалид. Критерии инвалидности. Виды ограничений жизнедеятельности у детей - инвалидов

До 1979 года юридически термин "ребенок-инвалид" не существовал. Социальная помощь детям-инвалидам практически не осуществлялась, статистического учета не производилось. Статус ребенка-инвалида был впервые введен в нашей стране Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства" от 23 мая 1979 г. N 469, которым устанавливалась выплата пособий на детей - инвалидов с детства в возрасте до 16 лет. Освидетельствование детей и определение им инвалидности было возложено на органы здравоохранения. В этом же году Приказом Министерства здравоохранения СССР от 14 декабря 1979 г. были утверждены перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособия на детей-инвалидов, форма медицинского заключения на ребенка - инвалида и порядок его выдачи. За период с 1980 по 2000 г.г., который можно обозначить как второй этап в истории вопроса детской инвалидности, производилась регистрация и статистический учет детей-инвалидов, уровень детской инвалидности в России увеличился более чем в 12 раз: с 53 тыс. детей-инвалидов до 16 лет в 1980 году до 678 тыс. детей-инвалидов до 18 лет в 2000 году. Это обусловлено в большей степени изданием Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 117 от 4 июля 1991 г., утвердившего медицинские показания к определению категории "ребенок-инвалид".

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в том числе детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребёнку инвалидности. Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребёнка» (форма № 112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного». Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют медико-социальное заключение на ребёнка-инвалида. Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности. В медико-социальном заключении на ребёнка-инвалида содержатся рекомендации для ребёнка-инвалида: необходимость пребывания ребёнка в специализированном детском учреждении; обучение на дому или в специальном учреждении; обеспечение необходимым оборудованием, вспомогательными средствами; необходимость санаторно-курортного лечения; профиль санатория, срок пребывания; комплекс основных реабилитационных мероприятий и пр. При установлении МСЭК лицам старше 18 лет инвалидности с детства 1 или 2 группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, приобретают право на получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости.

Дети-инвалиды имеют льготы: 50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая; дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси); детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов; дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно; дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет обеспечиваются жильём вне очереди; семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50 % (в общественном жилом фонде).

Понятие «ребёнок-инвалид» и «инвалид с детства» различаются. «Инвалид с детства» -- это причина инвалидности, устанавливаемая одновременно с группой инвалидности. Указанная причина определяется гражданам старше 18 лет, в случаях, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, возникла до 18 лет. Эта причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. -- в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид».

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения РФ. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория "ребенок - инвалид".

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок - инвалид" на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством труда и социального развития.

К основным видам нарушений функций организма человека относятся: нарушения психических функций (восприятия, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций), нарушения языковых и речевых функций с нарушениями устной и письменной речи, нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности), нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений), нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции и иммунитета, нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

Согласно Приказу №535 выделяют четыре степени стойких нарушений функций организма (незначительные нарушения, умеренно выраженные, выраженные, значительно выраженные) и 7 категорий ограничений жизнедеятельности (ОЖД) трех степеней выраженности. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся способность к самообслуживанию, способность к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, к обучению, способность контролировать свое поведение, способность к трудовой деятельности. Категория "ребенок-инвалид определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

С 11 января 2006 года вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации №2347-р от 30.12.2005 г., утвердившее Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно, включая мероприятия по восстановительной терапии и реконструктивной хирургии, санаторно-курортному лечению, протезированию, ортезированию, предоставлению слуховых аппаратов, обеспечению техническими средствами реабилитации (опорные трости, костыли, кресла-коляски и др.)

Таким образом, изменение регламентирующих определение инвалидности документов расширяет показания к определению инвалидности за счет указанных дополнительных видов нарушения функций организма: речевых нарушений и нарушений, обусловленных физическим уродством. Это расширяет показания к определению категории "ребенок-инвалид" и в будущем приведет к росту числа детей-инвалидов.

Проведение медико-социальной экспертизы, таким образом, не заканчивает, а только начинает работу с больным ребенком: разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, по которой осуществляется комплексная реабилитация ребенка - инвалида. Начавшийся в 2005 году новый этап в развитии социальной помощи детям направлен именно на решение вопросов реабилитации, его по праву можно назвать реабилитационным этапом, так как именно проведению реабилитационной работы посвящены усилия многих специалистов.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей - инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок - инвалид". Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, категория "ребенок - инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок - инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению, не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию третьей степени; способности к передвижению третьей степени; способности к ориентации третьей степени; способности к общению третьей степени; способности контролировать свое поведение третьей степени; способности к обучению третьей степени; способности к трудовой деятельности третьей степени.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени.

Категория "ребенок-инвалид" определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Пособие в СССР - это денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством; одна из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности, а также в некоторых других случаях...

Методы и технологии социальной работы с инвалидами в органах социальной защиты населения

Развитие гражданского общества предполагает максимально полное участие всех людей в социокультурной жизни общества, однако потенциал большинства инвалидов остается сегодня невостребованным. Социальные ограничения...

Опытно-экспериментальное исследование по проблеме социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями « Родник» в системе Департамента социальной защиты населения Тюменской области начал работать с июля 2001 года...

Основные направления социальной работы. Дети-инвалиды. Здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Валеология

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка...

Особенности осуществления социальной реабилитации инвалидов

Порядок осуществления реабилитации

Комитет ВОЗ (1980 г.) дал определение медицинской реабилитации: реабилитация -- это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо...

Проблемы адаптации детей-инвалидов

Если понимать ребенка-инвалида как субъекта социальной адаптации, предпринимающего намеренные усилия, овладевающего специфическими навыками, стремящегося как можно полнее влиться в социальную жизнь, преодолеть трудную жизненную ситуация...

Психосоциальная работа с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания (в условиях ГСУ СО "Анжеро-Судженский психоневрологический интернат")

Рассмотрим социальные аспекты проблемы инвалидности. Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid - «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный»...

Социальная защита инвалидов

Социальная работа с инвалидами

Рассмотрим социальные аспекты проблемы инвалидности. Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid - «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В русском словоупотреблении...

Социальная работа с инвалидами средствами спорта на примере занятий тхэквондо

Технология социальной реабилитации детей-инвалидов

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта...