Как научиться выговаривать звук Р? Постановка звука Р у детей. Логопедические упражнения на звук р

Всем нам известно, что буква «р» довольно сложно произносится. Многие люди в детстве не могут правильно выговаривать эту букву в словах, а у некоторых и с возрастом ничего не меняется. Папы и мамы для исправления дикции у ребёнка прибегают к услугам профессионалов. Но можно тренировать своё дитя и дома. Эта статья, как раз и послужит вам небольшим учебным пособием.

Как подойти к решению проблемы

В состав речевого аппарата входят: гортань, голосовые складки, ротоглотка с мягким и твёрдым нёбом, язык, губы, зубы, носоглотка и органы дыхания.

Возможные причины дефекта речи

Это могут быть отклонения после травмы и врождённые дефекты. Основной причиной многие специалисты считают недостаточное общение взрослых и детей. Маленький человечек должен и слышать нашу речь и видеть движение мышц нашего лица. Не допускайте скованности и стеснения ребёнка во время занятий. Недостаток речи вызывает комплексы в общении, что может повлиять на успеваемость. Чёткая дикция способствует лёгкой адаптации в новом коллективе. Обратим внимание на необходимые упражнения, в решении этого вопроса.

Общие понятия

Наша цель — качественно поставить речь. В процессе образования звука участвуют органы носоглотки и ротовой полости человека. Правильная постановка этих органов в комплексе даёт чёткий и ясный звук. Проходя этапы данной гимнастики, малыш обучается преобразовывать простые звуки в сложные звуковые фразы. Добиться всего вышесказанного нам помогут методические рекомендации по проведению необходимых уроков.

С чего начать

Малыша нужно заинтересовать, и выделить из его устоявшегося графика несколько минут для необходимых тренировок. Урок рекомендуется красочно оформить и интересно подать, так что бы разница между игрой и занятием была бы не заметна. Перед началом занятий не допускайте перевозбуждения организма ребёнка. В спокойном состоянии ребёнок способен лучше сосредоточиться на напряжении тех или иных мышц. Плюс ко всему, он будет более внимательным и качественно выполнит задание. На данном этапе мы плотно подошли к нашей главной задаче.

Основные принципы обучения

Здесь важно создать обстановку, в которой ребёнок будет чувствовать себя свободно. При проведении занятий необходимо учитывать временную и силовую нагрузку, а так же положение тела ученика. Ни в коем случае нельзя ускорять процесс обучения, что может негативно отразиться как на качестве произносимых звуков, так и на желании малыша заниматься. Будьте внимательны, терпеливы и настойчивы в проведении тренировок и тогда всё получится.

Обязательные правила

  1. Тренировка проводится ежедневно, при регулярном повторении организм запоминает движения. Достаточно три раза в день по 5 минут.
  2. Начинаем тренировку с движения губ и щёк. Далее идём во внутрь рта.
  3. Требуемое упражнение выполняется около пяти раз. Не следует перегружать мышцы и делать более трёх упражнений за урок, во избежание появления усталости.
  4. Не забываем о статических упражнениях, для удержания группы мышц в нужном положении в пределах пятнадцати секунд.
  5. При планировании занятий педагогу следует вначале ввести простые упражнения и связать их с игрой. Далее постепенно можно усложнять задания.
  6. При закреплении материала необходимо вводить новое упражнение. Оно должно быть только одно — первое. Остальные должны повторяться как закрепление предыдущих тренировок.
  7. Гимнастику выполняют, находясь в сидячем положении, при этом нужно следить за правильной осанкой.
  8. Выполняя упражнение, ученик должен видеть лицо взрослого и контролировать своё. В этом случае хорошо помогут зеркала, как настенные, так и переносные настольные небольшого размера.
  9. В учебном процессе каждое движение, необходимо соотнести с каким ни будь образом, можно с изображением на открытке или рисунке. На последующих занятиях у ребят будет срабатывать зрительная и мышечная память.

Вместе – мы сила

Взрослый и ребёнок должны добиваться улучшения дикции сообща. Это взаимодействие прослеживается в следующих рекомендациях:

  1. Педагог объясняет задание и вступает с ребёнком в игру.
  2. Затем показывает необходимое для повтора упражнение.
  3. Далее малыш повторяет и отрабатывает задание самостоятельно. Взрослый контролирует правильность, последовательность и плавность выполняющихся движений.
  4. Ученик может не сразу качественно выполнить артикуляционный жест и здесь надо будет ему помочь либо шпателем, либо чистым пальцем, либо чайной ложкой.
  5. К учебно-методическому процессу необходимо подходить творчески. Например, для того, чтобы ученик в процессе произношения в нужное место подставил язык, намажьте это место вареньем

Примеров артикуляционных упражнений очень много, но нас интересует подвижность языка.

Постановка буквы «р»

Опишем комплекс артикуляционной гимнастики, при качественной отработке которого, мы придём к правильному произношению звука «р». Одно из упражнений — дятел, в комплекс артикуляционной гимнастики также входят упражнения:

1.«Лошадка»

Укрепляем мышцы языка.

Делаем язычком согнутую лопаточку, подсасываем её к нёбу и затем резко опускаем, расширяя язык и ударяем по внутренней стороне нижних зубов. При этом слышится «цок-цок-цок».

2.«Маляр»

Отрабатываем подвижность языка.

Улыбнуться, открыть рот и поднять язык к бугорочкам верхних зубов. Водить по нёбу вперёд — назад. Представьте, что нёбо красите кисточкой.

3.«Грибок»

Отрабатываем статическое напряжение языка.

Приоткрыть рот и медленно цокать языком. Остановить язычок на нёбе и присосаться к нему. Удержать подольше «грибок», растягивая подъязычную уздечку.

4.«Дятел»

Развиваем умение удерживать кончик языка у альвеол (посадочное место) верхних зубов.

Широко открыть рот, острие языка поднять вверх и с силой ударять в бугорки над верхними зубами, постучать в них: «д-д-д»».

5.«Пчёлка»

Учимся удерживать макушку языка, вибрируя им у верхних альвеол.

Открыть рот. Кончик язычка поднять к альвеолам верхних зубов. Мысленно провести стрелку от основания языка к выходу изо рта. Сильно выдохнуть по направлению этой стрелки, получится звук «дз», который нужно повторять, приминая язычок к бугоркам — «дз-дз-дз» Развиваем. Необходимо почувствовать кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха. Ощутить вибрацию языка.

6.«Заведи мотор»

Ставим и развиваем вибрацию языка.

Открываем рот, поднимаем кончик языка к альвеолам(верхние зубки). Сильно выдыхаем и произносим «дз-дз-дз» в ускоряющемся темпе. Чистый указательный палец вставляем в ротик под язык и делаем колебательные движения — запускаем мотор. Мотор рычит: «р-р-р-р-р». Вот мы и нашли звук «р»!

Первый звук «р», из уст вашего ребёнка не будет отчётливо слышен. В дальнейшем, если строго будут соблюдаться рекомендации по проведению занятий, этот звук станет выразительным и чётким в произношении. Хотя, если ребенок начал выговаривать желаемый звук, его дальше можно развивать не с помощью артикуляционных упражнений, а с помощью целенаправленного выговаривания слов, в которых есть желаемый звук.

Данный комплекс упражнений дятел артикуляционной гимнастики — это только небольшая часть всех тех упражнений, которые следует отрабатывать при выявлении тех или иных дефектов речи у ребёнка. В начале курса этих занятий у малыша будет наблюдаться напряжённость не только мышц лица, но и мышц всего тела. Впоследствии со временем напряжение исчезнет, движения речевых органов станут, естественными и скоординированными. Систематическое занятие детей с родителями, качественная организация уроков у логопедов — это залог скорейшего успеха в ликвидации дефектов речи у детей. Впоследствии ребёнок, без каких либо трудностей усваивают и произносят слова сложной слоговой и звуковой структуры.

Известно, что звук «р» в русском языке является одним из самых сложных. Он требует определенных вибраций и движений Мы учимся говорить «р» до пяти лет. Если к этому возрасту у ребенка не получается правильно произносить этот звук, это серьезный повод задуматься о посещении логопеда. Причины нарушения могут быть различными. Однако с некоторыми из них можно справиться и самостоятельно. Как поставить звук «р» в домашних условиях?

Как проверить?

Любая коррекция начинается с диагностики. Для того чтобы новые речевые навыки ребенок освоил верно и без лишних усилий, необходимо провести небольшой артикуляционный тест. Он включает речевые пробы на попадание фонемы в различные позиции. Благодаря этому можно понять, произношение звука «р» в каких словах вызывает трудность у ребенка. А также выявить, какая часть речевого аппарата нуждается в тренировке.

Вопрос, как поставить ребенку звук «р», решается в несколько этапов. Сначала следует проверить его изолированное произношение. Пусть ребенок немного «порычит». После этого необходимо попробовать разные позиции:

  • Начало слова: рак, река, рука, рысь.
  • Середина слова, между гласными: дорога, дерево, пират, карета.
  • Середина слова после/перед согласного/-ым: патрон, картина, тракторист.
  • Конец слова: повар, ювелир, тигр.
  • Также следует проследить произношение звука в таких сложных словах по артикуляции, как: карьер, барьер, баррикады, террариум.

В зависимости от вариантов и происходит логопедическая коррекция. Так, например, если ребенку не удается произношение ни изолированного «р», ни в словах, то необходимо провести постановку звука, а затем закрепить его воспроизведение в сочетаниях с другими фонемами. Если же изолированно звук вибрирует чисто, а в разных позициях искажается, то следует поработать над закреплением его произношения.

Когда нужна коррекция?

На практике физиологические нарушения проявляются в различных особенностях произношения. Коррекция фонемы «р» требуется в следующих случаях:

  • Когда звук пропускается вовсе (вместо каРавай произносится ка_авай);
  • Когда «р» замещается фонемами «л» или «й» (каЛавай, Йак);
  • Когда происходит смягчение звука в словах, где он, напротив, должен звучать твердо (рядуга, рюка);
  • В отношении французского произношения «р» насчитывается около 30 видов нарушений, выявить их может специалист.

Причины

Логически возникает вопрос о том, почему происходит такая разность звучания? С точки зрения физиологии специалисты выделяют несколько причин:

Нарушение подвижности речевых органов. При произношении слов со звуком «р» язык и губы человека в норме совершают определенные движения. При нарушении этого не происходит либо происходит неправильно. Первостепенной задачей здесь является определить дефект.

Проверка . Для этого можно вместе с ребенком проделать следующие упражнения:

  • Перед зеркалом открывать и закрывать рот, «шлепая» губами, как рыбы. Затем вытягивать их трубочкой и растягивать в улыбке.
  • Далеко высовывать и прятать обратно язык.
  • Совершить движения вверх-вниз, вправо-влево широкой частью языка (не кончиком!).
  • Поочередно закрывать то левый, то правый глаз. Если проследить, то при этом движении широкая часть языка совершает небольшие движения вправо-влево.

Короткая уздечка языка. Это врожденная особенность, при которой нарушается подвижность языка. Он прилегает ко дну ротовой полости и фиксируется резко спереди.

Проверка . Проверить длину уздечки можно с помощью такой пробы: ребенок должен открыть рот и кончиком языка потянуться к основанию верхних зубов, при этом произнося звук «э». Если упражнение не удается выполнить, уздечка определяется укороченной.

Нарушение речевого слуха. Некоторые дети путают близкие по звучанию фонемы (звуки). Следствием этого является неправильное произношение и задержка в развитии.

Проверка. В качестве диагностики можно предложить ребенку «поймать» звук «р» в разных словах, фонемах и сочетаниях фонем: лапа, рама, п, о, р, с, ш, ма, ор, иш, ес и т. д. При опознавании «р» он должен хлопать в ладоши. Благодаря такой многовариантности можно понять, где происходит путаница.

Неправильное дыхание при речи . Дыхание является основой звучания голоса. При поверхностном дыхании или сбивчивом речевом выдохе может наблюдаться «проглатывание» звуков либо грассирование (картавость). Последний момент весьма сложен для коррекции.

Артикуляционная гимнастика

Каждая описанная выше проблема имеет индивидуальное решение. Так, с нарушениями подвижности речи помогает справиться артикуляционная гимнастика для звука «р». Она направлена на поочередное напряжение и расслабление Серия упражнений при ежедневном повторении дает заметный результат уже спустя неделю. Это очень удобное средство для выбора решения проблемы, как поставить звук «р» в домашних условиях.

Упражнения:

«Лопатка»

Рот слегка приоткрыт, язык свободно лежит на нижней губе. А верхняя свободно пошлепывает по языку и при этом произносится звук «пя-пя-пя…». В завершение следует оставить язык в расслабленном (исходном) положении на 10 секунд.

«Почистим зубы»

Рот приоткрыт. Кончиком языка нужно изобразить чистку зубов с внешней и внутренней стороны по направлению вверх-вниз и вправо-влево на каждом зубе.

«Забиваем гвозди»

Рот приоткрыт. Кончиком языка «постукивать» по основанию верхних зубов по счету от 1 до 10.

«Маляр»

Рот приоткрыт. Губы и челюсти неподвижны. Кончик языка, словно кисть, скользит по верхнему небу от глубины до основания зубов и обратно. Повторять упражнение до 10 раз.

Короткая уздечка

Артикуляционная гимнастика для звука «р» включает и упражнения для растягивания укороченной уздечки. Они актуальны в раннем возрасте, помогают растянуть подъязычную связку, пока ткани поддаются изменениям.

Упражнения:

«Лошадка»

Рот приоткрыт. Губы зафиксированы в улыбке. Широкую часть языка прижать к верхнему небу и «оторвать» ее затем со щелчком. Необходимо следить, чтобы губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

«Грибок»

Рот широко открыт, язык полностью прижат к верхнему небу. Затем, при закрытии рта, он отрывается от неба. Это упражнение сопровождается определенным дыхательным ритмом. Вдох через нос - рот открыт, выдох через рот во время его закрытия.

«Гармошка»

Упражнение похоже на предыдущее. Только теперь язык остается прижатым к небу при широко открытом и закрытом рте. Повторять такое движение следует до 10 раз.

«Качели»

Рот приоткрыт. Губы зафиксированы в улыбке. Широкую часть языка поднять за верхние зубы, а потом опустить за нижние. Язык при этом не сужается, а губы и челюсти не двигаются.

Если упражнения не приносят пользы или аномалия выявлена поздно, запущена, то устранить ее можно только хирургическим путем, небольшим надсечением уздечки. Это быстрая и безопасная процедура.

Логопедические упражнения

Логопедические упражнения на звук «р» также предназначены для развития аппарата речи. Специалисты рекомендуют техники в определенных дыхательных ритмах. Они помогут параллельно убрать нарушения подвижности речевых органов и речевого дыхания. К таким универсальным упражнениям относятся:

  • Многократное произношение звуков «д» и «т» на выдохе. При этом необходимо следить, чтобы звук был чистым (не через нос!).
  • Произношение слогов «ды-ды», «ты-ты», «ты-та», «ды-да», «ды-да-дэ», «ты-та-тэ» .
  • Закрепление правильного речевого выдоха в самостоятельной речи.

Речевой слух

Распространенным случаем в проблеме нарушения речевого слуха является подмена фонем «р» на «л». Поэтому при проведении домашнего занятия звук «р» должен чередоваться в словах со звуком «л» в одинаковых позициях (начало, середина и конец слова). Ребенку необходимо на слух научиться различать эти фонемы.

Звучат слова: рука, лак, город, молоко, комар, мел . После отдельной декламации ребенок должен при звуке «р» поднимать руку. При этом слово ему повторять не нужно.

Как видно, решение вопроса, как поставить звук «р» в домашних условиях, требует немалой изобретательности. В проверочный поток можно вплетать и слова с посторонними звуками (кроме «л» и «р»), а также произношение проблемной фонемы в сочетании с согласными звуками (кадр, лавр, разгром и т. п.). Логопедические упражнения на звук «р» здесь направлены на постановку фонемы в сложных сочетаниях:

Сначала длительно произносится «д». Язык представляется парусом, произношение происходит на выдохе. Потом к фонеме присоединяет вибрирующая «р»: драка, дружба, древо . Аналогичное упражнение можно провести с сочетанием с фонемой «т»: труд, троллейбус, трал .

Сначала идет длительное произношение «з» («комарик гудит»). При этом кончик языка касается верхних зубов. Затем он быстро двигается по бугоркам неба у зубов («комарик замерз и дрожит»). После такой разминки можно подключить слова с сочетаниями: зрение, зрачок, здравствуйте .

Механическая помощь

Для таких упражнений понадобится чайная ложечка, ватная палочка или соска. Главное, предмет должен быть чистым, без острых краев. В то время как ребенок длительно произносит звук «з» или «д» (рот открыт), взрослый водит предметом под языком вправо-влево. При этом должны возникнуть колебания. В результате таких манипуляций от ребенка четко послышится раскатистый звук «р».

Закрепление

Вся постановка звука «р» у ребенка происходит по определенному алгоритму: отдельные звуки-слоги-слова. После освоения этой части можно перейти к составлению словосочетаний и предложений по картинкам. Это закрепление звука «р». Более сложным этапом является разучивание чистоговорок, скороговорок, стихов и песен. При этом можно использовать специальную литературу, логопедические игры. Такая подача материала лишь подогреет интерес ребенка к занятиям и положительно скажется на результатах.

Разобраться, как поставить звук «р» в домашних условиях, несложно. Для этого необходимы терпение, четкое следование инструкциям и ежедневные занятия. Однако нарушения иногда бывают не только физиологическими, и требуется помощь нейропсихолога. Если логопед звук «р» корректирует с помощью упражнений и игр, то задачей нейропсихолога становится изучить процессы в головном мозге и связь их с речевой проблемой. С возрастом неправильное произношение вибрирующей фонемы становится нормой. И исправить эту «вредную привычку» без квалифицированной помощи становится сложнее. Поэтому специалисты рекомендуют обращать внимание на речь ребенка уже в пять лет.

Что делать взрослым?

Как поставить ребенку звук «р» - уже давно хорошо изученная проблема. Но что делать взрослым? Возможна ли коррекция речи в этом случае? Отчасти да. Но здесь очень много подводных камней. Прежде всего взрослый человек должен признать свой дефект и начать его исправление. Посещение логопеда здесь не всегда обязательно, хотя можно обратиться за консультацией, чтобы была четко поставлена причина (если она неизвестна) и подобран комплекс упражнений. Для взрослых он отличается по уровню сложности. В него входят дыхательная артикуляционная гимнастика, но без механической помощи, а также чтение специально подобранных текстов вслух и пение.

Звук «р» по праву считается самым сложным в русском языке. Как правило, дети учатся верно произносить его в последнюю очередь. Для более быстрого обучения пригодится комплекс упражнений, названный артикуляционной гимнастикой. Артикуляционная гимнастика для звука «р» в большинстве случаев сводится к одной единственной цели – разминка и укрепление нужных мышц языка для правильной артикуляции. Такой гимнастикой можно заниматься дома, если знать правильные упражнения и выполнять их регулярно.

Перед любой артикуляционной гимнастикой, в первую очередь следует узнать какой должна быть правильная постановка органов речи для корректного произношения нужного звука.

Чтобы правильно произнести звук «р», необходимо верно разместить язык. Он должен быть поднят к небу. Здесь важно понимать, что просто поднять язык к небу недостаточно, он должен правильно располагаться. Его кончик должен упираться в альвеолы, которые находятся за верхними резцами, а боковые стороны соприкасаться с коренными зубами верхней челюсти. При этом передняя часть языка слегка прогибается. Струя воздуха проходит через весь язык, заставляя его кончик вибрировать. Данный звук – это не что иное, как вибрация.

Причины проблем с произношением «р»

Перед тем как приступить к гимнастике, важно указать причины, по которым люди испытывают затруднения при произношении звука «р».

  • Самая распространенная причина заключается в том, что некоторые люди банально не поднимают язык наверх. В данном случае необходимо укрепить кончик языка. Сделать это можно при помощи обычного носового платка. Указательный и большой палец обволакивается платком и далее можно приступить к массированию кончика, путем перетирания.

Также эффективно помогает покусывание. Покусывать следует вдоль всей длины, начиная с кончика, а затем протискивать его через зубы, чтобы размять мышцы. Данные упражнения являются отличной разминкой, перед тем как начать артикуляционные упражнения для звука «р».

  • Одна из причин, по которой некоторые люди не могут «рычать», является проблема с уздечкой. Уздечку хорошо видно, когда язык присасывают к небу, как будто пытаются цокнуть. Губы в таком положении максимально разомкнуты и принимают форму широкой улыбки. Когда рот закрыт, уздечка работать не будет. Очень часто, таким людям советуют обратиться к ортодонту, чтобы подрезать уздечку. В этом нет необходимости, более того, подрезать уздечку не рекомендуется. Уздечку можно растянуть при помощи различных упражнений.

Какие упражнения можно применять? Можно цокать, при этом важно, чтобы рот был широко открыт. Данную процедуру рекомендуется выполнять максимально медленно. Существуют и другие упражнения, которые способствуют растяжке уздечки, которые будут описаны ниже.

  • Звук «р» может произноситься некоторыми людьми некорректно из-за неправильного прикуса, когда нижняя челюсть превалирует перед верхней.

Бывают более серьезные причины, из-за которых очень трудно поставить этот звук. Поэтому лучше обратиться к специалисту за консультацией. Начинать комплекс артикуляционной гимнастики для звука «р» необходимо после того как причина проблемы была установлена.

Основные артикуляционные упражнения

«Орешек» (или «конфетка»)

В данном упражнении роли орешка или конфетки выступает язык. Он упирается в щеку и его необходимо как бы вытолкнуть рукой, нажимая на щеку. Данное упражнение укрепляет мышцы и стимулирует кровообращение.

«Колечко»

Указательный и большой палец необходимо сложить в форме колечка небольшого диаметра и проталкивать в это колечко язык. Чем уже колечка, тем эффективнее упражнение. После упражнения язык необходимо расслабить, высунув его изо рта и свесить вниз.

«Косточка»

Артикуляционная гимнастика для звука «р» в данном упражнении выполняется при помощи счетной палочки, которая выполняет роль косточки. Ее необходимо разместить за верхними резцами и прижать языком. Мысленно досчитав до 10-20, косточку можно убирать.

Далее, необходимо проделать то же самое, но на этот раз, косточка помещается на нижние резцы. Очень важно, чтобы при выполнении данного упражнения, рот был максимально открыт. Чем дольше выполняется упражнение, тем толще должна быть косточка. Многие предпочитают со счетной палочки, переходить на карандаш или ручку.

«Гармошка»

Язык упирается в небо, после чего нужно закрывать и открывать рот. Для усиления эффекта, можно двигать челюстью из стороны в сторону. (Упражнение для уздечки).

Необходимо открыть рот и положить язык на нижнюю губу, придав ему форму чашечки. Многие испытывают затруднение, выполняя данную процедуру, потому что не могут расслабить язык. Достаточно просто пошлепать его верхней губой. Чтобы было проще понять, как именно это сделать, положите язык на нижнюю губу в форме чашечки и проговорите «пя, пя, пя!» Затем рекомендуется мысленно досчитать до десяти и подержать язык расслабленным.

«Налей в чашечку воды»

Данное упражнение поможет тем людям, которые не могут придать языку форму чашечки. В шприц набирается вода, после чего необходимо капнуть немного воды на язык и попытаться ее удержать.

Зачастую, форма чашечки автоматически будет достигнута. Все вышеперечисленные упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы больше понимать насколько хорошо они получаются.

«Фокус» (или «парашютик»)

Немаловажную роль в произношении играет дыхание. Проблема многих людей заключается в том, что они просто не умеют дуть на язык. Многие вдыхают воздух носом и пытаясь произнести звук «р» выдыхают воздух через нос, что и является причиной некорректного произношения. Какое упражнение поможет решить данную проблему?

Упражнение очень простое, но крайне эффективное. На кончик носа кладется небольшой кусочек ватки, затем язык нужно сложить в форме чашечки таким образом, что при выдохе сдуть ватку с носа.

Постановка звука «р» в домашних условиях

Наиболее правильное положение для постановки звука «р», является положение лежа. Почему положение лежа? Когда человек лежит на спине все мышцы, включая шейные, находятся в расслабленном состоянии. Поэтому поднимая язык к небу в положении лежа, он легче чувствуется.

Постановка, выполняется от протяжного звука «д», при помощи обычной соски. Соска позволяет выполнять упражнение более комфортно и способствует устранению болевых ощущений, которые могут возникать.

Упражнение «Завести моторчик»

На указательный палец надевается соска, язык ставится в правильное положение, которое было описано ранее, рот широко открыт и, при выдохе, во время проговаривания многократного звука «д» водим указательным пальцем по языку. Произношение звука «р» возникнет автоматически. Палец создаст необходимую вибрацию. Вот почему это упражнение называется «завести моторчик». Возможные ошибки, которые могут быть допущены:

  • Неправильное положение губ;
  • Язык должен плотно прилегать к альвеолам;
  • Следует тщательно зафиксировать правильное положение, чтобы язык не болтался из стороны в сторону;
  • Выдыхать необходимо со всей силы.

Упражнение «Ракета»

Широко открыть рот и зафиксировать вышеуказанное правильное положение языка. Затем большими пальцами прижимаем края и резко выдыхаем через рот.

После выполнения вышеописанных упражнений. Можно закрепить свои успехи. Отличным решением, для закрепления гимнастики, будет практика на песенках. Следует выбирать такие песни, которые содержат большое количество слов, ориентированных на звук «р». Также можно проговаривать ряд слов, содержащих в себе букву «р».

Максимальная эффективность всех упражнений достигается путем их систематического повторения. Артикуляционная гимнастика для постановки звука «р» может выполняться в домашних условиях. Однако не стоит отказываться от помощи специалистов, которые обладают необходимым опытом и помогут избавиться от проблем с произношением звука «р» более эффективно.

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКОВ [Р] И [Р"]

Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков че-ловеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, и как правило, с появлением в речи ребёнка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинённых предложений. Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом . Замена нормального, зазубного [Р] любым другим звуком называется параротацизмом , например замена [Р] на [Л], [Д], [Т], [И] (лыба — рыба, Юла — Юра).

Различают следующие виды ротацизма:

  1. Горловое [Р] (картавость) — наиболее распространённый дефект артикуляции звука [Р] имеет два варианта, но в обоих случаях язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким нёбом.
  2. Если в первом варианте выдыхаемый воздух, проходя через желобок, приводит в коле-бание маленький язычок, то такой звук называется увулярное [Р] («грасси-рующее» ).
  3. Если [Р] образовано вибрацией мягкого нёба — перед нами велярное [Р] .
  4. Увулярное [Р] акустически наиболее близко к нормальному [Р], особенно у детей с хо-рошим музыкальным слухом. При велярном [Р] слышится грубый рокот.
  5. Доральное [Р] . Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.
  6. Боковое [Р] (боковой ротацизм) . Переднеязычная вибрация заменяется отры-вом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В обра-зовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук. В наиболее тяжёлых случаях в момент вибрации вовлекается щека и верхняя губа.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р]

Сроки постановки вибранта [Р] колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят как от психо-физиологических возможностей ученика и строения его речевого аппарата, так и от мастерства и методической вооруженности логопеда.

Постановка звука [Р] ведется в двух направлениях:

а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;

б) выработка вибрации.

Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.

    Сначала познакомьте ребёнка с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка, края языка (ребра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка-ниточка.​

    Перед зеркалом научите ребёнка щёлкать языком (рот раскрыт «до ушей») и приса-сывать спинку языка к нёбу.

Обратите внимание на подъязычную связку: получился «грибок». Щелкать быстро и медленно, громко и тихо.

    Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счет) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.

    Уметь из состояния присоса производить по команде логопеда громкий щелчок язы-ком — «шпок».

    Просунув язык между губами, сделать «болтушку».

Выработка фрикативного [Р].

Если ребёнок хорошо владеет своим языком, используйте методику профессора Ф.Ф. Рау, суть которой состоит во временном замещении вибранта фрикативным звуком. Этот фрикативный звук имеет общее место своего образования с нор-мальным звуком [Р] и отличается от последнего отсутствием вибрации. Ребёнку предлагается за верхними резцами, на «бугорках» (альвеолах) сказать ЗА или 3-3-3 и послушать, что получается. Полученный фрикативный (проторный) звук сходен по звучанию с английским г.

Фрикативный [Р] использовать в слогах РА (ЗА), РЫ (ЗЫ) и словах. С поднятым языком проговаривать: ЗА, ЗЫ, ЗЫба, Зыбак, ЗАбота, ЗАкета.

Если фрикативный [Р] хорошо закреплён, можно временно пользоваться им в речи.

Если ребёнок не нашел нужное «местечко» для языка, предложите следующие упраж-нения:

    Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам.

    Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Для лучшего обозрения можно вложить шпатель между коренными зубами.

    Попеременное повторение с придыханием на «бугорках» ТДА-ТДА-ТДА-ТДА... ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ-ТДЫ.

Как правило, подъязычная связка постепенно растягивается. В крайнем случае обратитесь к врачу-сто-матологу.

    «Барабан»: быстро «стучим» по нёбу ДДДД, начинаем с нёба «верха» и спускаемся «вниз» к верхним резцам.

    «Ветерок на бугорках»: ДЗА-ДЗЫ (Р фрикативное).

    «Балалайка на бугорках»: ТДНЬ-ТДНЬ-ТДНЬ.

    «Балалайка с ветерком»: ДЗНЬ-ДЗНЬ-ДЗНЬ (фрикативное).

Выработка вибрации языка.

    В момент произнесения учеником фрикативного [Р] его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребёнка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ученику дли-тельно произнести фрикативное [Р] и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.

    Ученик быстро говорит слоги на «бугорках»: ды-ды-ды-ды — и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта [Р] идёт медленно, ребёнок может произносить отдельные слова со звуком [Р], помогая себе пальчиком.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р’]

После постановки звука Р твёрдого и его проработки в словах и фразах [Р’] мягкий может появиться спонтанно.

В случае необходимости [Р’] мягкое ставить от фрикативного мягкого (ЗИ, ЗЯ), исключая вибрацию и приучая делать один удар кончиком языка там, откуда растут верхние резцы или по ним.

Овладение правильной артикуляцией звуков [Р] и [Р’] иногда требует тщательной работы над вибрацией, как длительной для [Р] твердого, так и одноударной — для [Р’] мягкого.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Р».

  • Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам);
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;
  • Губы открыты;
  • Зубы разомкнуты;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха;
  • Голосовой моторчик работает.

Подготовительные упражнения для звука «Р»:

Упражнение для выработки напора воздуха.

Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка.

1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.

Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.

Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.

Примечание. Могут быть следующие неточности.

Бывают разные ситуации, в которых приходится самостоятельно узнавать как учить ребенка выговаривать букву Р. В городской структуре, это не проблема, можно легко найти логопеда и отдать ребенка на обучение.

Но что делать жителям, у которых нет таких возможностей в силу определенных обстоятельств, возможно вы живете в поселке или ПГТ, где имеется один логопед, и очередь к которому расписана на год вперед. Выходит без вариантов, приходиться самим лично обучать своих детей этой неподдающейся на первый взгляд букве Р.

Ниже рассмотри какие упражнения нужно выполнять с ребенком самостоятельно, чтобы он научился выговаривать буковку Р. Чтобы добиться успеха, будьте готовы к тому, что упражнения придется выполнять ежедневно!

Упражнение «Моторчик»

Возьмите чистый карандашик и попросите ребенка зажать его зубами с незаточенной стороны. Затем скажите малышу, что машинка не заводится и ей надо помочь: громко произносить звук «тдж-тдж-тдж» и при этом языком как бы выталкивать карандашик.

Упражнение «Дятел»

Положите голову малыша к себе на колени. Ротик у него открыт. Ребенок произносит быстро-быстро «дддддд», а вы в это время резиновой соской у него под языком совершаете быстрые движения из стороны в сторону, тем самым создавая нужную вибрацию.

Упражнение «Лошадка»

Ребенок прижимает кончик языка к небу и цокает, изображая бегущую лошадку.

Упражнение «Комарик»

Ребенок должен широко улыбнуться с открытым ртом. Затем, прижав язык к небу, пытаться произнести звук «дззз». Он будет похож на «джжж» — это нормально. В процессе упражнения говорите ребенку, что и он невероятно приставучий, поэтому нужно сильнее прижимать язык к небу.

Упражнение «Пылесос»

Кончик языка ходит по небу вперед-назад, как бы пылесосит. Ребенок «включает» : «уууууу». При правильном выполнении упражнения вы услышите звук «р».

Упражнение «Забавные рожицы»

Для развития подвижности артикуляционного аппарата очень полезно скручивать язычок в трубочку, пытаться дотянуться им до носа, а также просто гримасничать перед зеркалом. Почаще повторяйте с малышом поговорку: «Кто не рработает, тот не ррычит!» Такие веселые упражнения заставляют язычок трудиться, что очень важно для воспроизведения звука»р».