Как научить взрослую собаку играть с игрушками. Игры с собаками дома и на прогулке. Обучение игровым командам

нЩ ХЦЕ РЙУБМЙ Ч ДТХЗЙИ ОПНЕТБИ, ЮФП ТБУЛПЧБООЩЕ ЙЗТЩ - ЙУФЙООПЕ УЮБУФШЕ ДМС УПВБЛЙ! пДОЙН ЙЪ ЧЕМЙЮБКЫЙИ РПДБТЛПЧ АОПУФЙ ЗПМДЙ - ЙЪВЩФПЛ ТБДПУФЙ ЧП ЧУЕН, ЮФП ДЕМБЕФ ЧБЫ ЭЕОПЛ. й ЧПФ ХДБЮБ - ЧЩ УФБОПЧЙФЕУШ ХЮБУФОЙЛПН ЬФПЗП РТПГЕУУБ! чБЦОБС ЮБУФШ РПЪОБЧБФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ - ТБЪЧМЕЛБФШУС ЧНЕУФЕ У ЗПМДЙ. йЗТЩ УП ЭЕОЛПН ОЕ ФПМШЛП ХУЙМЙЧБАФ УЧСЪШ НЕЦДХ ЧБНЙ, ПОЙ ФБЛЦЕ ХФПНМСАФ ЕЗП, ОП, РТЙ ЬФПН ЧЩ РПМХЮЙФЕ ФБЛЦЕ ПЗТПНОПЕ ХДПЧПМШУФЧЙЕ.

ХВЕДЙФЕУШ, ЮФП ЧУЕ ЧБЫЙ ПВХЮБАЭЙЕ ЙЗТЩ ЪБВБЧОЩ, Б ФБЛЦЕ ВХДХФ РПМЕЪОЩ Й ХУРЕЫОЩ. рХУФШ ПОЙ ВХДХФ ОЕРТПДПМЦЙФЕМШОЩНЙ, ДБВЩ ЮТЕЪНЕТОП ОЕ ОБРТСЗБФШ ЧОЙНБОЙЕ НБМЩЫБ. рПМШЪХКФЕУШ ФЕН, ЮФП ЧБЫ ЭЕОПЛ ЪБЧЙУЙФ ПФ ЧБУ Й ЕЗП УБНПЕ УЙМШОПЕ ЦЕМБОЙЕ ВЩФШ ТСДПН Й ЙЗТБФШ У ЧБНЙ. еЗП ДПЧЕТЙЕ ВХДЕФ ТБУФЙ ФБЛ ЦЕ ВЩУФТП, ЛБЛ Й ЕЗП НБМЕОШЛЙЕ ОПЦЛЙ Й ФЕМШГЕ.

ъБ НОПК!
чБЫ ЭЕОПЛ ОЙЛПЗДБ ОЕ ДПМЦЕО УДЕМБФШ ДМС УЕВС ПФЛТЩФЙЕ, ЮФП ПЮЕОШ ЧЕУЕМП Й ИПТПЫП ХВЕЗБФШ ПФ ЧБУ, Й Ч ДПНЕ, Й ЧОЕ ЕЗП, ДБЦЕ ЛПЗДБ ЧЩ ЙЗТБЕФЕ. хЮЙФЕ ЕЗП ВЕЗБФШ ЪБ ЧБНЙ, РТЙДХНЩЧБС ЙЗТЩ, РППЭТСАЭЙЕ ФБЛПЕ РПЧЕДЕОЙЕ. еУМЙ ПО ОЕНОПЗП НЕДМЙФЕМЕО, РТЙФЧПТЙФЕУШ, ЮФП ВЕЦЙФЕ, РТЩЗБС ОБ НЕУФЕ, ЙМЙ ДЕМБКФЕ Н БМЕОШЛЙЕ ЫБЗЙ, ЮФПВЩ ПО РПКНБМ ЧБУ. пТЙФЕ Й ЫХНЙФЕ У ЧЕУЕМЩНЙ ОПФЛБНЙ, ЛБЛ ОЕОПТНБМШОЩК, Й ЗПЧПТЙФЕ ЕНХ: "иПТПЫЙК НБМШЮЙЛ (ДЕЧПЮЛБ), ЪБ НОПК!" - ЛБЛПЕ ЧЕМЙЛПЕ РТЙЛМАЮЕОЙЕ РЕТЕИЙФТЙФШ УЧПА НБНПЮЛХ! лПЗДБ ЧБЫ ЭЕОПЛ ХВЕЗБЕФ ПФ ЧБУ, ОЕ ВЕЗЙФЕ ЪБ ОЙН, ФБЛ ЛБЛ ПО РПДХНБЕФ, ЮФП ЬФП ЙЗТБ Ч РТЕУМЕДПЧБОЙЕ. юФПВЩ ПВНБОПН ЪБУФБЧЙФШ ЕЗП ЧЕТОХФШУС, УФБОШФЕ ОБ ЛПМЕОЙ Й РТЙФЧПТЙФЕУШ, ЮФП ОБЫМЙ УПЛТПЧЙЭЕ. тБЪЗПЧБТЙЧБКФЕ ЧПЪВХЦДЕООП У ЬФЙН ОЕЧЙДЙНЩН РТЕДНЕФПН, ДБЦЕ РПТПКФЕУШ Ч "ЪЕНМЕ". чБЫ ЭЕОПЛ РТЙДЕФ Л ЧБН ТБЪХЪОБФШ, ЮФП ФБЛ ЪБЙОФТЙЗПЧБМП ЧБУ Й ЧЩ УРПЛПКОП ЧПЪШНЕФЕ ЕЗП ОБ РПЧПДПЛ.

рПКНБК ЭЕОЛБ
дЧПЕ УЙДСФ ОБ РПМХ Ч 3-6 НЕФТБИ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ОБРТПФЙЧ, ПДЙО ХДЕТЦЙЧБЕФ ЭЕОЛБ, МБУЛБС ЕЗП. рХУФШ ДТХЗПК ТБДПУФОЩН ЗПМПУПН ЪПЧЕФ ЕЗП: "нБМЩЫ, ЛП НОЕ, ЛП НОЕ!" ыЙТПЛП ПФЛТЩФШ ТХЛЙ Й ЪЧБФШ ЕЗП, Б ЛПЗДБ РТЙДЕФ, ЛТЕРЛП ПВОСФШ ЕЗП, РПИЧБМЙФШ.

НПЦЕФЕ ДЕМБФШ ЬФП У НСЮПН ЙМЙ ЙЗТХЫЛПК, РЕТЕВТБУЩЧБС ЙИ Й ЪБУФБЧМСС ЭЕОЛБ, ЗПОСФШУС ЪБ ОЙНЙ. рХУФШ ПО ИЧБФБЕФ ЙЗТХЫЛХ, ДБКФЕ ЕНХ МБЛПНУФЧП, ЮФПВЩ ПО ПФРХУФЙМ ЕЕ, РЕТЕВТПУШФЕ ЕЕ ДТХЗПНХ МЙГХ. фПФ ФПЦЕ РПИЧБМЙФ ЭЕОЛБ, РТЙМБУЛБЕФ, ЛПЗДБ ПО УИЧБФЙФ ЙЗТХЫЛХ, ХЗПУФЙФ ЕЗП Й ВТПУЙФ ЙЗТХЫЛХ РЕТЧПНХ ЮЕМПЧЕЛХ. рПГЕМХК НЕОС!

РПГЕМХК НЕОС РП ЛПНБОДЕ - ПВХЮБАЭБС ЙЗТБ. ьФП ОЕ ХРТБЦОЕОЙЕ, ОП ЬФП ОЕЮФП, ДПУФБЧМСАЭЕЕ ТБДПУФШ ПВПЙН ЧУЕЗДБ. эЕОПЛ ПУПВЕООП ЗПМДЙ, РПФЕОГЙБМШОЩЕ МЙЪХОЩ. мЙЫШ УЛБЦЙФЕ ЕНХ: "рПГЕМХК, РПГЕМХК, НПМПДЕГ!" Й ПО ЛБЦДЩК ТБЪ ВХДЕФ ГЕМПЧБФШ ЧБУ. пО ВХДЕФ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ТБД ХЗПДЙФШ ЧБН. рПГЕМХЙ ЕЗП ЛТБФЛЙЕ, ЪБУФБЧМСКФЕ ЕЗП ЕЭЕ Й ЕЭЕ, ЕУМЙ НПЦЕФЕ, ОП ОЕ РЕТЕХУЕТДУФЧХКФЕ, Б ФП ЗПМДЙЛ ЪБМЙЦЕФ ЧБУ ОБУНЕТФШ.

рТСФЛЙ
йЗТБКФЕ ОБ ЧПЪДХИЕ Ч ФБЛЙЕ ЫХФПЮОЩЕ ЙЗТЩ ЛБЛ РТСФЛЙ. ьФП РПНПЦЕФ ПВХЮЕОЙА ЛПНБОДЩ "лП НОЕ" Й ХУЙМЙФ ЧБЫЕ РПМПЦЕОЙЕ ЪБЭЙФОЙЛБ-МЙДЕТБ. рПДПЦДЙФЕ, РПЛБ ПО ОЕ ОБЮОЕФ ПВОАИЙЧБФШ ФТБЧХ ЙМЙ ПФЧМЕЮЕФУС. вЩУФТП УРТСЮШФЕУШ ЪБ ДЕТЕЧПН, ЗДЕ ЕНХ ОЕ ВХДЕФ ЧБУ ЧЙДОП. чЩЗМСОЙФЕ, ЛПЗДБ ПО ПВОБТХЦЙФ, ЮФП ЧБУ ОЕФ, Й ОБЮОЕФ ВЕЗБФШ Ч РПЙУЛБИ. лПЗДБ ПО ПЛБЦЕФУС ТСДПН, ЧЩИПДЙФЕ Й ТБДПУФОП РПИМПРБКФЕ Ч МБДПЫЙ, УЛБЪБЧ "лП НОЕ". уСДШФЕ ОБ ЛПТФПЮЛЙ У РТПФСОХФЩНЙ Л ОЕНХ ТХЛБНЙ, Й ХЧЕТСА ЧБУ, ПО РТЙВЕЦЙФ Л ЧБН!

рТЙОЕУЙ!
уСДШФЕ ОБ РПМ ОБ ЛХИОЕ Й ВТПУБКФЕ ЙЗТХЫЛХ ЭЕОЛХ, ЮФПВЩ ПО МПЧЙМ Й РТЙОПУЙМ ЕЕ ЧБН. "нБМЩЫ, МПЧЙ!" - ЬФЙ УМПЧБ ПЪОБЮБАФ ОБЮБМП ЙЗТЩ. лПЗДБ ПО РПОЕУЕФ ЙЗТХЫЛХ, УЛБЦЙФЕ "рТЙОЕУЙ ЛП НОЕ!" лПЗДБ ЧЕТОЕФУС У ЙЗТХЫЛПК, РХУФШ РПДЕТЦЙФ ЕЕ ОЕНОПЗП, РТЕЦДЕ ЮЕН ЪБВТБФШ ЕЕ Х ОЕЗП, РП ДЧХН РТЙЮЙОБН:

1. пО ВХДЕФ ЪОБФШ, ЮФП ЕЗП ИЧБМСФ ЪБ ФП, ЮФП ПО РТЙОЕУ ЕЕ.

2. х ОЕЗП ОЕ ЧПЪОЙЛОЕФ НЩУМЙ, ЮФП ЧЩ ЪБВЕТЕФЕ ЙЗТХЫЛХ ЧУСЛЙК ТБЪ, ЛБЛ ПО РТЙОЕУЕФ ЕЕ. уЛБЦЙФЕ "вТПУШ". лПЗДБ ПО ХУФХРЙФ ЧБН ЕЕ, РПИЧБМЙФЕ. еУМЙ ОЕ ПФРХУЛБЕФ, ПФВЕТЙФЕ БЛЛХТБФОП ЙЪП ТФБ УП УМПЧБНЙ "вТПУШ". уОПЧБ ВТПУБКФЕ ЕЕ, ЧЕУЕМП ТБЪЗПЧБТЙЧБС У ОЙН, ЛПЗДБ ПО РПВЕЦЙФ ЪБ ОЕК РП ЛХИОЕ. й ПО ЪБХЮЙФ УМПЧБ ЙЗТЩ. й ВХДЕФ ЪОБФШ ХЦЕ 3 УМПЧБ: ЛП НОЕ, ВТПУШ, РТЙОЕУЙ.

ФЕРЕТШ УДЕМБЕН РТЕДПУФЕТЕЦЕОЙЕ. еУМЙ Ч ВХДХЭЕН ЧЩ ИПФЙФЕ ЪБОСФШУС ОБФБУЛПК ЙМЙ ЧПУРЙФБФШ ТБВПЮЕЗП ТЕФТЙЧЕТБ ЧУЕЗДБ ЪБУФБЧМСКФЕ РПДБЧБФШ ЙЗТХЫЛХ Ч ТХЛЙ, У ЛПНБОДПК "дБК", Й ФПМШЛП ЪБФЕН ВТПУБКФЕ ЕЕ. фПМШЛП Ч ТХЛЙ, ХУМПЦОСС УЙФХБГЙА РПУБДЛПК УПВБЛЙ У ЙЗТХЫЛПК, У РПУМЕДХАЭЕК ДБЮЕК РТЕДНЕФБ ЧБН Ч ТХЛЙ. чП ЧФПТПН ЧБТЙБОФЕ ЙЗТЩ "рТЙОЕУЙ" ЙУРПМШЪХАФ 2 ЙЗТХЫЛЙ. дБКФЕ ЭЕОЛХ ПДОХ ЙЗТХЫЛХ, Б ДТХЗХА УРТСЮШФЕ Ч ЛБТНБО. рПИЧБМЙФЕ, ЛПЗДБ ПО ЧПЪШНЕФ РЕТЧХА ЙЗТХЫЛХ, Б ЮЕТЕЪ НЙОХФХ РПЛБЦЙФЕ ЕНХ ЧФПТХА Й РПНЕМШЛБКФЕ ЕА ЧПУФПТЦЕООП. вТПУШФЕ ЕЕ, Б ЛПЗДБ ПО РПВЕЦЙФ ЪБ ОЕК, РПДВЕТЙФЕ РЕТЧХА Й РПНБОЙЧ, ВТПУШФЕ. рП ЦЕМБОЙА, НПЦОП ДПВБЧЙФШ ФТЕФША. рПДВЙТБКФЕ, ЛПЗДБ ПО ВТПУБЕФ ЙИ Й РТПДПМЦБКФЕ НЕОСФШ ЙИ, ЮФПВЩ ПО ВЕЗБМ ЧПЛТХЗ У ОЙН ОЕУЛПМШЛП ТБЪ. оЕ ЪБВЩЧБКФЕ РПЧПТБЮЙЧБФШУС Л ОЕНХ, ЮФПВЩ РПДВПДТЙФШ Й РПИЧБМЙФШ, ЛПЗДБ ПО РПДВЕЗБЕФ Л ЧБН. вХДШФЕ ЙЪПВТЕФБФЕМШОЩ, РТЙДХНЩЧБКФЕ УЧПЙ ЧЕТУЙЙ ЙЗТЩ. ъБОСФЙС ДЕМБКФЕ ЛПТПФЛЙНЙ Й РТЕЛТБЭБКФЕ ЙЗТХ, ЛПЗДБ ЙОФЕТЕУ Л ОЕК Х ЭЕОЛБ ЕЭЕ ДПЧПМШОП ЧЩУПЛ. й ПВСЪБФЕМШОП ЧУЕЗДБ РТЕЛТБЭБКФЕ, ЕУМЙ ПО ЪБНЕДМСЕФ ФЕНР ЙМЙ ФЕТСЕФ ЙОФЕТЕУ Л ЙЗТЕ. рПНОЙФЕ, ЮФП ЧЩЫЕ С ХЛБЪБМБ, ЮФП ЦЕМБФЕМШОП УТБЪХ ПФТБВБФЩЧБФШ РПДБЮХ Ч ТХЛЙ.

"оПТБ"
чПЪШНЙФЕ ЛБТФПООХА ЛПТПВЛХ Й РТПДЕМБКФЕ Ч ОЕК ОЕУЛПМШЛП ПФЧЕТУФЙК. рПМПЦЙФЕ ЧОХФТШ ЛХУПЮЛЙ МБЛПНУФЧ, ЪБФЕН ЪБЛТПКФЕ ЕЕ Й ЪБДЕМБКФЕ ЫЧЩ ЛМЕКЛПК МЕОФПК. уПВБЛБ ПВОАИБЕФ "ОПТХ", Й ВХДЕФ УФБТБФШУС ДПУФБФШ ЙЪ ОЕЕ МБЛПНУФЧБ ОПУПН Й МБРБНЙ.

рТЕПДПМЕОЙЕ РТЕРСФУФЧЙС
рТПТЕЦШФЕ ВПМШЫПЕ ПФЧЕТУФЙЕ Ч ЛХУЛЕ ХРБЛПЧПЮОПК ВХНБЗЙ. оБФСОЙФЕ ВХНБЗХ Ч ДЧЕТОПН РТПЕНЕ ЙМЙ РТЙИПЦЕК. рЕТЧЩК ТБЪ ЧЩ РПНБОЙФЕ УПВБЛХ, ЮФПВЩ ПОБ РТЩЗОХМБ Ч ПФЧЕТУФЙЕ, Б РПФПН ВХДЕФ ДПУФБФПЮОП ДБФШ ЛПНБОДХ "ИПР!". чЩУПФХ ПФЧЕТУФЙС НПЦОП НЕОСФШ

"ъПМПФПЙУЛБФЕМШ"
ъБЛПРБКФЕ Ч РЕУПЛ ЗБМЕФХ, ФБЛ, ЮФПВЩ УПВБЛБ ЧЙДЕМБ ЬФП, Б РПФПН ДБКФЕ ЕК ЛПНБОДХ "йЭЙ!". оП, РПНОЙФЕ, ЮФП ЗПМДЕОЩ - РТЙТПЦДЕООЩЕ ЛПРБФЕМЙ Й, ЕУМЙ ЧЩ ОЕ ЦЕМБЕФЕ, ЮФПВЩ ЧБЫ ХЮБУФПЛ ВЩМ РПИПЦ ОБ ЦЕТФЧХ ОБЫЕУФЧЙС БТНЙЙ ЛТПФПЧ, ФП ОЕ ЙЗТБКФЕ Ч ФБЛЙЕ ЙЗТЩ, ИПФС ПОЙ ВЕЪХУМПЧОП ФТЕОЙТХАФ ЮХФШЕ.

пВИПД ЛЧБТФЙТЩ
уОБЮБМБ ОХЦОП ОБХЮЙФШ УПВБЛХ ТБЪМЙЮБФШ ОБЪЧБОЙС ЛПНОБФ. лБЛ НПЦОП ЮБЭЕ ЗПЧПТЙФЕ ЕК: "рПКДЕН ОБ ЛХИОА. чЙДЙЫШ, НЩ РТЙЫМЙ Ч УФПМПЧХА. ьФП УРБМШОС, ДЕФУЛБС" Й Ф.Д. лПЗДБ ПОБ ЪБРПНОЙФ ОБЪЧБОЙС, НПЦОП ОБЮЙОБФШ ЙЗТХ. хЧЕТСА ЧБУ, ЮФП НЕУФП РПД ОБЪЧБОЙЕН лхиос ЗПМДЙЛ ЪБРПНЙОБЕФ НПНЕОФБМШОП. оБЙВПМЕЕ УРПУПВОХА УПВБЛХ НПЦОП ВХДЕФ ДБЦЕ РПУЩМБФШ Ч ПРТЕДЕМЕООПЕ РПНЕЭЕОЙЕ ЧБЫЕЗП ДПНБ, ОБРТЙНЕТ, ЪБ НСЮЙЛПН. ьФХ ЙЗТХ НПЦОП ЛПНВЙОЙТПЧБФШ У РТЕПДПМЕОЙЕН РТЕРСФУФЧЙС, ОБФСОХЧ Ч ДЧЕТОЩИ РТПЕНБИ ВПМШЫЙЕ МЙУФЩ ВХНБЗЙ У ПФЧЕТУФЙСНЙ.

бРПТФЙТПЧБОЙЕ
оХ, ХЦ ЬФП Ч ЛТПЧЙ, Ч ЗПМПЧЕ Й Ч ЛБЦДПК ЛМЕФПЮЛЕ ЗПМДЕОБ. зПМДЙ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН РТЙОПУЙФ НСЮЙ, ЛПМШГБ, НСЗЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ Й Ф.Д. рТЕДНЕФ ДПМЦЕО ВЩФШ ОЕ УМЙЫЛПН ВПМШЫЙН, ЮФПВЩ ЕЗП ВЩМП ХДПВОП ОЕУФЙ Ч ЪХВБИ, ОП Й ОЕ УМЙЫЛПН НБМЕОШЛЙН, ЮФПВЩ НБМЩЫ ЕЗП ОЕ РТПЗМПФЙМ.

лБФБОЙЕ НСЮБ
тБЪДПВХДШФЕ ВПМШЫПК Й ДПЧПМШОП ФСЦЕМЩК НСЮ. нЕДМЕООП ЛБФЙФЕ ЕЗП ОБ УПВБЛХ. нСЮ ОЕ ДПМЦЕО РПДРТЩЗЙЧБФШ. еУМЙ УПВБЛБ ОПУПН ЙМЙ МБРБНЙ ФПМЛОЕФ ЕЗП ПВТБФОП, РПИЧБМЙФЕ ЕЗП.

Х НЕОС Ч МЙФПК НСЮ ЪБРБСО ЪЧПОПЮЕЛ, РТЙ РЕТЕЛБФЩЧБОЙЙ ТБЪДБЕФУС НЕМПДЙЮОЩК ЪЧХЛ.

йЗТХЫЛБ ОБ ТЕЪЙОЛЕ
ъБЛТЕРЙФЕ ЛПОЕГ ТЕЪЙОЛЙ ЙМЙ ЬМБУФЙЮОПК МЕОФЩ (ЛТЕРМЕОЙЕ Й ХТПЧЕОШ-ЧЩУПФХ РТПДХНБКФЕ УПЗМБУОП ЧБЫЙН ХУМПЧЙСН Й ТПУФХ УПВБЛЙ). л ОЙЦОЕНХ ЛПОГХ ТЕЪЙОЛЙ РТЙЧСЦЙФЕ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ЙЗТХЫЛХ. рХУФШ ОЕНОПЗП РПРТЩЗБЕФ.

"уМХЦЙ!"
рТЙЛБЦЙФЕ УПВБЛЕ УЕУФШ Й РПДЕТЦЙФЕ ОБД ЕЕ ЗПМПЧПК МБЛПНУФЧП ОБ ФБЛПК ЧЩУПФЕ, ЮФПВЩ ПОБ НПЗМБ ДПУФБФШ ДП ОЕЗП, УЙДС ОБ УЧПЕК РПРЛЕ. рПМХЮЙФЕ ОПЧПЗП РЙФПНГБ, РПД ОБЪЧБОЙЕН ЪБКЛБ

"лБОБФПИПДЕГ"
уПВБЛБ ХДЕТЦЙЧБЕФ ТБЧОПЧЕУЙЕ, ЙДС РП РПЧБМЕООПНХ ДЕТЕЧХ ЙМЙ ВТЕЧОХ. уНПФТЙФЕ, ЮФПВЩ ЕЕ МБРЩ ОЕ ЪБУФТСМЙ Ч ЧЕФЛБИ,Й РЕУШЛБ ОЕ ЗТПИОХМБУШ ВЩ ОБ ЪЕНМА У ВПМШЫПК ЧЩУПФЩ.

"дЧПТЕГЛЙК"
еУМЙ ЧЩ ПВХЮЙФЕ УПВБЛХ ЧЩРПМОСФШ ЛПНБОДЩ "рТЙОЕУЙ" Й "дБК", Х ЧБУ ВХДЕФ РТЕЛТБУОЩК ЮЕФЧЕТПОПЗЙК РПНПЭОЙЛ РП ИПЪСКУФЧХ ОБ ЧУЕ УМХЮБЙ ЦЙЪОЙ. б, ЕУМЙ ЧЩ ЪБИПФЙФЕ ОБ ПВЕД ХФЛХ ЙМЙ ЪБКГБ, ФП РПТБ ОБ ПВХЮЕОЙЕ УЕТШЕЪОЩН ОБХЛБН, Б ЧБН РПЛХРБФШ ТХЦШЕ.

уРПТФЙЧОЩК ЛПНРМЕЛУ
оБ ДБЮЕ, Ч УБДХ НПЦОП ХУФТПЙФШ ГЕМЩК УРПТФЙЧОЩК ЛПНРМЕЛУ ДМС ХРТБЦОЕОЙК ОБ МПЧЛПУФШ: ДПУЛБ ОБ ДЧХИ ВТЕЧОБИ - ДМС ВБМБОУЙТПЧБОЙС; ЧПФЛОЙФЕ Ч ЪЕНМА ЮЕТЕОЛЙ ДМС МПРБФ ЙМЙ НЕФЕМ - РПМХЮЙФЕ УОБТСД ДМС БДЦЙМЙФЙ РПД ОБЪЧБОЙЕН УМБМПН; ХЛТЕРЙФЕ РБМЛХ ОБ ОЕВПМШЫПК ЧЩУПФЕ - ЬФП ВХДЕФ ВБТШЕТ. оП ЧУЕ ОБЗТХЪЛЙ ДПМЦОЩ ВЩФШ УПТБЪНЕТОЩ У ЧПЪТБУФПН! рПНОЙФЕ, ЮФП ТБУФХЭЕНХ ПТЗБОЙЪНХ ОХЦЕО ЭБДСЭЙК ТЕЦЙН ЧЪТПУМЕОЙС, ЛБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП, ФБЛ Й ЬНПГЙПОБМШОПЗП!

____________________________________________

рТЕДПУФЕТЕЦЕОЙС
оЙЛБЛЙИ ЙЗТ ОБ РЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ

РТЕДХРТЕЦДЕОЙЕ: ОЙЛПЗДБ ОЕ ЙЗТБКФЕ УП ЭЕОЛПН ЙМЙ ЧЪТПУМПК УПВБЛПК ОБ РЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ ЕЗП ЙЗТХЫЛЙ ЙМЙ ДТХЗПЗП МАВПЗП РТЕДНЕФБ. рЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ - ДПНЙОБОФОБС ЙЗТБ, Б ЧБЫБ УПВБЛБ ОЙЛПЗДБ ОЕ ДПМЦОБ ПЛБЪБФШУС РП ПФОПЫЕОЙА Л ЧБН Ч ЗПУРПДУФЧХАЭЕН РПМПЦЕОЙЙ, ДБЦЕ Ч ЙЗТЕ, ЗДЕ ПОБ ПЛБЦЕФУС Ч ПРРПЪЙГЙЙ Л УЧПЕНХ ИПЪСЙОХ.

оЕ ДТБЪОЙФЕ, РПЦБМХКУФБ
лПЗДБ ЙЗТБЕФЕ УП ЭЕОЛПН, ОЙЛПЗДБ ОЕ ДЕМБКФЕ ОЙЮЕЗП ФБЛПЗП, ЮФП НПЗМП ВЩ УВЙФШ ЕЗП У ФПМЛХ ЙМЙ УНХФЙФШ, ЙМЙ ЪБУФБЧЙФШ РПЮХЧУФЧПЧБФШ УФТБИ. нБМЕОШЛЙЕ ДЕФЙ ПУПВЕООП ЮБУФП УЮЙФБАФ ЪБВБЧОЩН ПВНБОХФШ ЙМЙ РПДТБЪОЙФШ ЭЕОЛБ. рПЛБЪЩЧБАФ ЕНХ ЙЗТХЫЛХ, РПФПН РТСЮХФ ЙМЙ ДЕМБАФ ЧЙД, ЮФП ВТПУБАФ ЕЕ. рПЦБМХКУФБ, ОЕ РПЪЧПМСКФЕ ЙН ДЕМБФШ ЬФП. пВЯСУОЙФЕ, ЮФП ЬФП ПВЕУЛХТБЦЙФ ЭЕОЛБ Й ПВЙДЙФ, Й ПО ОЕ ЪБИПЮЕФ ВПМШЫЕ ЙЗТБФШ.

пУФЕТЕЗБКФЕУШ ФТБЧН
чУЕ ЙЗТЩ ДПМЦОЩ ВЩФШ ТБЪХНОЩ Й РТПДХНБОЩ ЧБНЙ ЪБТБОЕЕ. оЕ ДПМЦОП ВЩФШ ФТБЧНБФЙЮЕУЛЙИ УЙФХБГЙК, ВПКФЕУШ УЛПМШЪЛЙИ РПМПЧ.

Когда человек заводит себе четвероногого друга, возникает необходимость не только создать нормальные условия для жизни питомца, но и развивать, а также развлекать его. Собака, как и любой другой член семьи, требует внимания и заботы. С ней нужно проводить время, играть, обучать. Лучше всего обучение проходит в игровой форме.

Почему игры

Через игры животное не только осваивает необходимые для него правила поведения. Они помогают питомцу выплеснуть накопившуюся энергию.

Нередко на прогулках можно заметить скучающих собак. Они не знают, чем себя занять, а хозяин не обращает на них внимания. Это неправильно, ведь на прогулках пес должен не только справлять нужду. Общение с питомцем через игры позволяет установить контакт между ним и его владельцем. Он учится всегда слушаться вас, находиться подле вас, а не бегать где-то в поисках приключений. Играя с хозяином, пес черпает из этого процесса положительные эмоции. У него развивается желание всегда быть лучшим для своего хозяина, чтобы получать похвалу и одобрение.

Важно! Чем больше времени вы уделяете игре с питомцем, тем более преданным он становится.


Не думайте, что начинать прививать любовь и уважение питомцу нужно не в младенчестве, а в более зрелом возрасте, когда он научится контролировать свое поведение. Щенки тоже нуждаются в вашем внимании. И чем раньше они почувствуют ваше внимание и заботу, тем быстрее отплатят вам тем же.

В ходе игры щенок осваивает различные жизненные ситуации и выясняет, как их решать. Это помогает ему в дальнейшем по жизни. Лучше начинать играть с щенком всей семьей - это позволит питомцу научиться разбираться в семейной иерархии, правильно выстраивать взаимоотношение с каждым членом семьи. Когда животное начнет понимать свое место и роль в «стае», оно станет более уверенным в себе.


Как играть с собакой на улице

Игры на свежем воздухе помогают псу не только выплеснуть свои эмоции, но и укрепить здоровье.

Пробежки и догонялки

Чтобы развеселить собаку, можно поиграть в догонялки. Дотроньтесь до пса, чтобы привлечь его внимание, и начинайте как бы убегать от него. Вам нужно побудить любимца побежать за вами. Иногда пес хватает игрушку и сам начинает от вас убегать, тем самым показывая, что он желает, чтобы вы его догоняли.

Можно просто начинать бежать трусцой, увлекая за собой пса. Приучать животное к бегу можно с трех-четырех месяцев. Сначала вы должны научиться преодолевать короткие дистанции, не более 200 метров. На более длинные расстояния в юном возрасте не всегда хватит терпения. Бегать нужно не по асфальту и плитке, а по земле, чтобы животное не травмировало лапы.

Знаете ли вы? Большинство собак способно бегать со скоростью до 30 км/ч. Борзые же бегают со скоростью до 72 км/ч.

На соревнованиях такого рода псу необходимо пробежать через горки, тоннели и прочие преграды. Хозяин в это время бежит рядом и направляет питомца.

На прогулке же, если поблизости нет специально созданных препятствий, можно побегать по ступенькам, поучиться прыгать через лавочки или пробегать под ними, оббегать деревья, кустарники.

Отличным местом для таких развлечений могут стать детские площадки. Только играть на них нужно либо рано утром, либо поздно вечером, когда малышня сидит дома.

Фрисби

Большинство собак очень любят ловить предметы в движении. Поэтому фрисби станет для них самой любимой забавой. Все, что вам нужно для этой игры - купить специальный летающий диск. Проследите, чтобы материал изделия не причинял вреда зубам животного. Также размеры диска должны соответствовать габаритам пса.

Ход игры очень прост. Вы бросаете диск, двигая кистью руки от себя, тем самым сообщая предмету крутящий момент. Чтобы собака побежала за игрушкой, ее нужно заинтересовать. Дайте сперва питомцу возможность ознакомиться с предметом. Потом повертите диском перед питомцем так, чтобы ему захотелось прыгнуть и ухватить игрушку зубами. Если пес схватил диск, дайте ему возможность погрызть его. Когда у питомца выработается на игрушку хватательный рефлекс, можно начинать игру.

Усадите пса возле себя и немного подбросьте фрисби. Если животному удалось поймать диск, можете увеличивать высоту и дальность броска. Когда питомец поймал диск, просите его вернуть вам предмет через команду «Дай».

Знаете ли вы? Люди, имеющие дома собаку, двигаются на 66% больше остальных.

Закапывание и поиск вещей

К развивающим играм для собак можно отнести поиск вещи или лакомства. Играть можно как дома, так и на улице.

Начните с простого - поиска лакомства. Покажите кусочек еды собаке, на ее глазах разбросайте вкусности по двору и дайте команду «Искать». Важно, чтобы в момент разбрасывания пес был на цепи или его кто-то держал, чтобы он не кинулся за едой раньше времени. Возможно, поначалу вам придется походить рядом с четвероногим другом, пока он не вникнет в суть игры.

Когда животное освоит суть поставленной перед ним задачи, можно усложнить игру, спрятав лакомство неподалеку. Когда и этот этап будет освоен, можно начинать прятать в земле. Здесь в ход следует пускать не только лакомства, но и любимые игрушки. Если вы живете в частном доме, то отведите для пса кусочек участка, где он вдоволь сможет порыть землю. Там и начинайте прятать предметы.


Можно обучать собаку прыжкам через препятствия. Для этого используйте палку или обруч.

В начале обучения держите палку на уровне холки животного или чуть ниже. Так пес научится преодолевать высоту собственного роста без травм. Постепенно высоту нужно увеличивать.

Чтобы заставить питомца прыгнуть, держите в одной руке палку, а в другой, на некотором расстоянии от преграды, лакомство. Скажите «Барьер» и привлеките внимание лакомством. Когда питомец выполнит прыжок, поощрите его словами.

Для прыжков через обруч принцип действия аналогичен. Только предварительно нужно позволить псу познакомиться с предметом, чтобы он не вызывал у него страх. Диаметр обруча должен быть немного больше, чем высота собаки в холке.

Научиться ползать под силу каждой собаке, но не каждая будет с удовольствием проходить курс освоения задания. Ведь в природе животные перемещаются таким способом крайне редко. Прежде чем приступать к освоению техники ползания, ваш питомец должен усвоить команду «Сидеть» и «Лежать».


Начинаем занятие с того, что усаживаем пса подле себя с помощью команды «Сидеть». Далее, через полминуты, просим лечь. Для этого при отдаче команды прямой рукой выполняем движение вниз. Уложив собаку, зажмите в кулаке правой руки вкуснятину и держите ее возле земли - пусть пес учует приманку. Затем отдайте команду ползти; вместе с этим начинайте двигать рукой параллельно земле, отдаляясь от любимца.

Если собака будет пытаться встать, прижимайте ее рукой к земле в районе холки. Если животное смогло проползти хотя бы 30 сантиметров, поощрите его вкуснятиной и похвальными словами, но вставать не разрешайте. Пусть отдохнет, а затем попытайтесь преодолеть еще такое же расстояние. С каждым занятием постепенно увеличивайте длину перемещения.

Важно! В ходе выполнения упражнения собаки очень устают. Поэтому поначалу не заставляйте любимца ползти больше метра-полутора.

Игры в домашних условиях

Игры с собакой дома не менее важны, чем на улице. Играя с питомцем, вы отвлекаете его от порчи имущества и учите приспосабливаться к жизни в помещении. Как лучше поиграть с любимцем, мы расскажем ниже.

Открываем двери

Эта игра поможет питомцу преодолевать при перемещении по дому такое препятствие, как закрытая дверь. Правда, здесь есть и свой минус. Когда животное освоит технику проникновения в комнату, то спрятаться от него за закрытой дверью уже будет гораздо сложнее, если только дверь не закрывается на замок.

Оставьте питомца самого в комнате и выйдите, прикрыв за собой дверь. Поначалу должна оставаться небольшая щель, в которую пес сможет вас видеть. Подзовите любимца. Если у пса нет желания толкнуть или потянуть на себя дверь, приманите его лакомством. Тогда он постарается как можно быстрее вырваться из заточения. Когда собака освоит способ открывания двери, закройте ее полностью и повторяйте упражнение.

Даем лапу

Освоение этой команды полезно для облегчения проведения осмотра конечностей животного.

Усадите питомца с помощью команды «Сидеть». Затем произнесите: «Дай лапу». Одновременно дотроньтесь рукой до одной из передних конечностей. Если пес сам не желает давать лапу, аккуратно возьмите ее выше запястья и немного приподнимите. Подержите ее немного и похвалите четвероногого друга.

Можно провести обучение другим способом. Возьмите лакомство, покажите его псу и зажмите его в ладошке. Когда пес попробует лапой добыть вкусняшку, возьмите его за конечность и произнесите: «Дай лапу». Подержите немного конечность, отпустите, угостите питомца вкуснятиной и похвалите.

Самый распространенный трюк с едой: ловля вкуснятины в воздухе. Для выполнения действия старайтесь подкинуть лакомство так, чтобы животное словило его на лету, а не взяло с пола. Иначе у него выработается привычка собирать все с пола. Даже если пес не смог поймать еду в воздухе, не дайте ему возможности забрать ее с пола. Пресеките попытку словом «Нет». Похвала должна быть только за пойманную вкуснятину. Во время броска нужно говорить «Оп».

Когда собака остается дома одна, стоит задуматься, чем она сможет себя занять, дабы не нашкодила. У собаки должны быть свои игрушки, чтобы она грызла их, а не обувь и вещи. Это могут быть плюшевые, резиновые, интерактивные игрушки.

Можно обучить пса различать игрушки по названию. Для этого бросьте игрушку и назовите ее. Собака должна услышать просьбу принести определенную вещь. Наказаний здесь не должно быть. Вы же не дрессируете питомца, а просто с ним играете.

Выполнение поклона

Чтобы обучить любимца выполнению данного действия, возьмите лакомство и продемонстрируйте его псу, предварительно поставив его подле себя боком. Положите вкуснятину между передними конечностями. Пес должен потянуться за приманкой и опуститься на локти. Чтобы животное не опустило полностью корпус наземь, придержите его рукой под животом. Поощрите любимца. Всем действиям должна предшествовать команда «Поклон».

Бывает, что во время игр собака самостоятельно наклоняется. В этот момент произнесите «Поклон». Так и произойдет усвоение команды. Всегда поощряйте любимца.

Поворот вокруг себя

Возьмите вкусняшку, держа ее большим и указательным пальцами. Пес должен не выхватить лакомство, а только облизать его. Начинайте отводить руку с едой. Собака должна потянуться за ней. Проговорите команду «Кругом». Когда животное сделает полный оборот вокруг своей оси, поощрите его вкуснятиной и словами.

Многие владельцы не знают, как можно играть с собакой дома, чтобы ей было интересно. Большинство питомцев любит вырывать из рук какую-то вещь. Чтобы научить животное подчиняться хозяину в этот момент, попробуйте поиграть с ним в перетягивание каната. Возьмите прочную веревку и дайте один конец псу; другой держите сами. Скомандуйте «Тяни». Старайтесь не позволять ему сильно увлекаться игрой. Он должен легко останавливаться и отдавать вам веревку.

Важно! Не используйте для этой игры личные вещи, иначе собака в дальнейшем будет хватать только их.

Основные правила игры

  1. Осваивать новую игру начинайте в комфортном для пса месте, чтобы ничто не пугало и не отвлекало животное.
  2. Привлекать питомца к игре необходимо в момент, когда он полон энергии и сил. Как правило, такой момент наступает, когда вы только перешагнули порог квартиры по возвращению с работы.
  3. Перед игрой не ласкайте питомца.
  4. Игра должна проходить в энергичном темпе, без сюсюканий.
  5. Игра не должна продолжаться долго. Научитесь прерывать ее, пока питомец не потерял к ней интерес.
  6. Если пес не желает играть, перестаньте общаться с ним. Он должен понимать, что игра - это способ общения с хозяином.

Как видим, игра очень важна для собаки. Она позволяет ей установить контакт с владельцем и освоить ряд важных действий. Выплеснутая вовремя энергия пса позволит вам насладиться отдыхом после работы и убережет ваше имущество от порчи.

Игра для маленького щенка – это необходимость. В игре он учится, физически развивается.

Для уже взрослой собаки игра – это физическая разминка и подтверждение того, питомец является членом коллектива. Рассмотрим несколько интересных игр и занятий для щенков с элементами дрессировки, которые будут способствовать его хорошему развитию. Эти игры вполне подойдут и для более взрослых питомцев.

1. Все, что висит, лежит, болтается у носа, щенку необходимо взять в зубы, разорвать или разгрызть, убить или поохотиться. Это подсказывает ему инстинкт. Он не виноват в этом. Во-первых, не нужно провоцировать щенка: уберите обувь, плотно позакрывайте ящики (в том числе и с мусорным ведром), подверните шторы. Во-вторых, дайте щенку необходимые игрушки:

  • мячики,
  • любую мягкую игрушку,
  • яблоко,
  • перетянутый и скрученный в колбаску брезент,
  • деревянные палки,
  • плотные резиновые «пищалки».

Очень важно играть со щенком правильно. Ведь сами, того не осознавая хозяева могут развить в своем любимце вредные привычки. Внимание, не допускайте следующую, очень распространенную ошибку. Позволяя щенку играть со старыми тапочками, вы этим позволяете ему грызть новые тапочки, но и не только их, так как запах у всей обуви общий.

При нежелательном поведении щенка, отвлеките его внимание. Например, если лежа у ножки стула, ваш щенок обратил на нее внимание, отвлеките его игрой, а во время игры подсуньте ему другую игрушку. Еще можно побрызгать ее не вкусно пахнущим для щенка средством (например, одеколоном).

В том случае, если щенок уже успел погрызть нежелательный предмет и смотрит на вас, ожидая ответной реакции, можно сказать «как нехорошо» и выйти за дверь, за которой постучать мячом об пол, показывая, таким образом, что у вас есть занятие поинтереснее.

Для взрослого щенка, который уже знаком с командой «Слушай!», изобразите настороженность и проследуйте после этого к двери. Перед тем как уйти, выгуляйте щенка, накормите, поиграйте с ним, когда уже оденетесь, скажите, что уходите на работу или, что скоро придете, если уходите ненадолго. Таким образом, вы приучите щенка ориентироваться во временных рамках. Это пригодится вам в будущем.

2. Кидая щенку какой-либо предмет, обращайте внимание на то, куда он тащит его. Если ваш щенок направляется к вам, . Теперь возьмите у него этот предмет и похвалите. Можно угостить его чем-нибудь вкусным со словами «Апорт, хорошо!».

3. Когда вы пришли домой, обращайте внимание на то, как щенок нюхает вещи, а в момент, когда его ноздри работают, подайте команду «Нюхай!».

4. Играя с предметом, на глазах у щенка положите его на пол таким образом, чтобы видно не было. Подайте щенку команду «Ищи!». С возрастом можно усложнять игру, добиваясь того, чтобы щенок разыскивал игрушку самостоятельно. Команду вначале можно давать «вдогонку». После этого начинайте употреблять название предмета «Ищи игрушку!», «Ищи мяч!».

5. Играть с собакой, у которой еще не сформировались челюсти и зубы в перетягивание, нельзя, потому что это приведет к их деформации. и задатками лидера уступать в перетягивании не нужно.

6. «Игра в прятки». Собака должна сначала понюхать человека. После этого периодически дается команда «Ищи!» и произноситься имя того, кого нужно отыскать.

7. Перекидывайте между членами семьи игрушку, добиваясь того, чтобы щенок четко следил за вашими движениями и движением игрушки.

8. Чтобы добиться внимания щенка, которому уже исполнилось 4 месяца к вашим перемещениям вне дома, иногда скрывайтесь у него из виду.

Вам понравилось? Делитесь с друзьями!

Ставьте Лайк! Пишите комментарии!

Игра для собаки – не просто дурачество, как может показаться на первый взгляд. Играя, собака избавляется от лишней энергии, развивается умственно и физически. Регулярные активные игры на свежем воздухе продлевают молодость и питомца, и его владельца. Во время игры между собакой и владельцем устанавливается тесная эмоциональная связь. Положительные эмоции делают собаку более доверчивой к людям, более послушной и гибкой в общении. Собака, предоставленная сама себе, часто становится нервной и пугливой, теряет интерес к окружающему миру. Ее жизнь превращается в набор последовательных действий: поесть, поспать, «сделать дела».

Кроме того, посредством игры легко дать понять собаке, кто в вашей семье главный, научить ее послушанию без криков и физических наказаний. Игра – это та же дрессировка, обучение собак следить за действиями владельца, ждать команды. Многие люди не осознают этого, считая, что все методы дрессировки собак направлены лишь на облегчение управления питомцем. Но ведь важно научить собаку выполнять команды с удовольствием! А проще всего сделать это именно во время игры, когда собака в хорошем настроении, получает радость от общения с любимым человеком и готова выполнить любую команду, лишь бы продлить развлечение. Например, играя в мяч, можно отрабатывать команды «ко мне», «сидеть», «лежать» и другие, вплетая их понемногу в процесс, разбавляя игру обучением жизненно важным навыкам.

Моя собака не любит играть

Видел ли кто-нибудь здорового физически и психически щенка, который не любит играть? Не резвится с однопометниками и мамой? Не бегает радостно за своим хвостом и не треплет брошенную ему игрушку? Представить такого малыша крайне сложно. Выбирая щенка, человек приезжает в дом заводчика и видит перед собой несколько веселых активных малышей, которые играют практически все время, свободное от сна и приема пищи. Малыш, окруженный любовью и заботой, обожает играть! Он доверяет человеку, стремится к общению с ним и счастлив, когда двуногий гигант, отвечая на его провокации, затевает веселую игру. Взрослея, собаки становятся более сдержанными, однако полностью утрачивают интерес к активным играм только животные, лишенные возможности играть (с оговоркой на психическое и физическое здоровье, разумеется). Если владелец только кормит собаку и выводит ее на пять минут «сделать дела», собака со временем забывает, как же весело играть. Теряется интерес к играм – исчезает связь между человеком и собакой. Владелец рискует превратиться в инструмент для удовлетворения ежедневных собачьих нужд.

Однако важно понимать, что у каждой собаки свои предпочтения. Не зря существует огромное количество методов дрессировки собак, ведь любая собака – индивидуальность. Исходя из породных особенностей и характера своего питомца, человек должен выбрать те игры, которые будут нравиться его собаке. Одни животные обожают воду, другие любят бегать целыми днями, третьи готовы на все ради любимого мячика. Если обратить внимание на служебное собаководство, мы увидим, что кинологи не пытаются научить собаку сразу всем «трюкам». Для каждой рабочей собаки выбирают занятие, которое ей по душе – поиск наркотиков и взрывчатки для собак с острым нюхом, задержание нарушителя для животных доминантных, страстно желающих доказать свое превосходство окружающим, поиск людей в завалах для собак, любящих преодолевать препятствия, спасение утопающих для животных, любящих воду. Разумеется, не все так однозначно, но основой любой методики дрессировки собак служит само стремление животного к выполнению тех или иных действий. Принуждать нельзя. Собака должна получать удовольствие от выполнения команды, тогда особенных проблем в обучении не предвидится. То же касается и игры: внимательно посмотрите на свою собаку, изучите ее, чтобы понять, какие игры доставят ей максимальную радость. Бигли, йорки и таксы будут счастливы, если предложить им найти спрятанный предмет, фоксы и джек-расселы готовы бегать за мячом весь день, китайские хохлатые и шпицы будут счастливы побегать вместе с владельцем, преодолевая препятствия на своем пути (невысокие барьеры, лестницы, тоннели и прочее). Но помним про индивидуальность: не все таксы обладают выраженным охотничьим инстинктом, а йорки не всегда гиперактивны.

Границы дозволенного

Играя, важно помнить, что во время активных развлечений собаки часто проверяют свое положение в стае, пытаются подняться по иерархической лестнице. Это нормальное поведение, обусловленное рефлексом, заложенное самой природой – так щенки, уже в месячном возрасте, пытаются именно во время игры доказать свое превосходство. Поэтому внимательно наблюдайте за собакой, не позволяйте питомцу покусывать руки и другие части тела, прижимать вас или вашу руку в земле, запрыгивать на грудь. Кроме того, собака может просто «забыться», легонько тяпнуть владельца или зарычать на него (важно различать игривое урчание и рык). Нельзя допускать такого поведения, иначе вы рискуете оказаться в подчиненном положении! При попытке укусить (даже легко, играя, что среди собак считается нормой поведения) отдайте команду «нельзя!» недовольным голосом и прекратите игру на некоторое время. Собака должна осознать, что рычать на человека, кусать и царапать его – недопустимо.

Обучение игровым командам

В мире существует более двух десятков разновидностей спортивных состязаний для собак и их владельцев. Самые известные в России – аджилити, фристайл, дог-фризби, соревнования по курсингу. Все они, по своей сути, являются не чем иным как игрой. Но не у всех людей есть желание и свободное время, чтобы всерьез заниматься с собакой каким-либо видом спорта. Однако для обычной игры на природе почти у каждого собаковода найдется и время, и желание. Выбрав подходящий метод дрессировки собак, несложно научить питомца простым игровым навыкам: барьер, апорт, поиск, выборка.

Барьер – преодоление собакой препятствия. По команде питомец должен перепрыгнуть стоящий на его пути предмет. Обучать этой команде можно щенков, начиная с 3 месяцев. Ограничения: беременные суки и собаки, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы.

Научить собаку перепрыгивать через препятствие очень просто. На начальном этапе перегородка должна быть глухой – слишком велик соблазн проползти под перекладиной. Желательно, чтобы перегородку было сложно или невозможно обойти. Самый простой способ – установить перегородку (например, из картона или фанеры) в дверном проеме. Перегородка должна быть такой высоты, чтобы собака могла перепрыгнуть через нее, не прилагая особенных усилий (чуть выше локтевого сустава питомца).

Итак, дверной проем, перегородка, собака и владелец. Владелец стоит с одной стороны, собака с противоположной стороны препятствия. Можно приманить питомца лакомством или просто подозвать, но не командой «ко мне», а жестами или действиями (например, уходя вглубь комнаты спиной вперед, не сводя глаз с собаки). Заметив лакомый кусочек или боясь потерять из вида удаляющегося владельца, собака непременно перепрыгнет низкую перегородку. И вот в этот момент нужно спокойным тоном скомандовать «Барьер», затем сразу похвалить умницу. Через несколько тренировок нужно усложнить задачу: теперь оба, и учитель и ученик, стоят с одной стороны. Владелец командует «барьер», собака преодолевает препятствие. Это необходимо, чтобы собака поняла, что по команде она должна перепрыгнуть предмет независимо от того, движется она к владельцу или от него. Увеличивать высоту перегородки можно только тогда, когда собака усвоила команду на «отлично».

Апорт – охота за «добычей» и возвращение апортировочного предмета владельцу. Апортом может служить любая игрушка, которую собаке удобно держать в пасти: мячики, резиновые зверушки, специальные гантели, канаты – все зависит от предпочтений вашего питомца. Начинать обучение можно с 3-5 месяцев, ограничений нет (с осторожностью во время смены зубов).

Учить собаку выполнять команду «Апорт» нужно с конца: сначала питомец должен научиться отдавать игрушку в руки владельца, затем приносить предмет и только потом бежать за ним по команде. Дело в том, что научить собаку бежать за брошенным предметом очень просто, ведь четвероногому охотнику и без указаний человека интересно догнать «убегающую добычу». А вот добровольно отдавать свой трофей понравится не каждой собаке. Поэтому действовать нужно таким образом: разучиваем команду «дай» или «плюнь», а затем приучаем питомца приносить игрушку.

Итак, собака играет с апортировочным предметом. Владелец привлекает внимание питомца, находясь совсем рядом (если заставить собаку бежать через всю комнату, она может выплюнуть игрушку). Собака обращает внимание на владельца, он отдает команду «Плюнь», подставляя руку под игрушку, и одновременно показывает собаке лакомство. Происходит обмен – у владельца игрушка, у питомца вожделенный кусочек. Хвалить питомца нужно только в том случае, если он отдал игрушку вам в руки, а не просто выплюнул на пол в любом месте. Когда команда отработана, можно постепенно увеличивать расстояние, добиваясь, чтобы собака подходила к владельцу через всю комнату, неся свою «добычу» на обмен. После того как собака принесла игрушку и обменяла ее на лакомство, нужно снова привлечь внимание питомца к игрушке, «оживить» добычу, поиграть, пропищать (если игрушка снабжена пищалкой). Собака должна усвоить, что игрушка в руках человека становится гораздо привлекательнее – «оживает». Тогда питомец с еще большим удовольствием будет нести «добычу» в руки. Затем все просто – бросить игрушку и скомандовать «Апорт». Главное, объяснить собаке, как именно нужно выполнять команду: не хвалить, если питомец заигрался и долго не приносил «добычу», не хвалить, если он выплюнул игрушку на половине пути или под ноги человеку, не хвалить, если собака принесла игрушку, но не разжимает челюсти (отбирать силой нельзя, питомец должен сам отдать «добычу»). Собака должна получать похвалу и лакомый кусочек только за правильное выполнение команды (побежала, схватила, принесла и отдала в руки). Не стоит хвалить питомца за выполнение команды частично, так вы запутаете собаку, и выработка навыка займет больше времени.

Важно: чтобы сохранить заинтересованность собаки, апортировочный предмет должен быть доступен ей только во время игры. Если мячик, который вы используете в качестве апорта, весь день валяется на полу, питомцу будет скучно играть, ведь в течение дня он всегда может попробовать на зуб эту «добычу». Апорт – редкий трофей, большая удача.

Поиск – игра в прятки. «Прятаться» может предмет, лакомство или человек. В противоположность апорту, предмет, используемый для дрессировки и обучения собак команде «Ищи», должен быть хорошо знаком вашему питомцу. Для начала можно использовать любимую игрушку или лакомство.

В первую очередь нужно донести до собаки смысл команды: покажите ей кусочек лакомства, дайте понюхать, затем отойдите на несколько шагов, зажмите кусочек в кулаке и протяните собаке, скомандовав «Ищи». Питомец непременно уткнется носом в руку – разожмите ладонь, одновременно похвалив собаку ласковым голосом. Затем усложните задачу – прячьте лакомство не в руке, а где-то в комнате, но так, чтобы собака видела, куда вы положили кусочек. Не разрешайте брать лакомство без команды. Собака может отправиться на поиски только после команды «Ищи». Обязательно хвалите умницу: найденное лакомство – добыча, питомец не воспримет его как похвалу, а он должен понять, что сделал все правильно, поэтому ласковое слово и поглаживания обязательны. Следующий шаг – прятать лакомство так, чтобы собака не видела, куда вы кладете кусочек. Дайте питомцу понюхать руку, которой вы держали лакомство и скомандуйте «Ищи». Когда и этот этап пройден, можно учить собаку искать любимую игрушку или члена семьи: «ищи мяч», «ищи маму». Не забывайте хвалить питомца за правильные действия, поощряйте лакомством и словом.

Выборка – тот же поиск, но собаке предстоит не просто найти предмет, а выбрать именно тот, за которым ее послал владелец. Например, из трех вещей – мячик, тапок и косточка, - питомец должен принести владельцу именно мячик. Чтобы добиться результата, собака должна четко знать, где мяч, где тапок, а где кость, то есть должна уметь идентифицировать эти предметы. Выборка по запаху – тот же «трюк», но собака ищет запах, а не сам предмет. Для обучения служебных собак используют одинаковые гантели, на одну из которых наносят нужный запах. Затем владелец дает собаке понюхать тряпочку, на которую нанес тот же запах, и отдает команду «Ищи». Применительно к игровой ситуации можно действовать разными способами:

  • отправлять собаку на поиски любимой игрушки (ищи мяч), спрятав ее среди других предметов, с которыми собака играет. Если собака приносит другие игрушки, ей говорят спокойным голосом: «Нет! Ищи мяч!». Когда питомец принесет именно мяч, нужно похвалить его, угостив лакомством;
  • отправлять собаку на поиски предмета с определенным запахом. Можно натереть палочку чем-то вкусным (для начала, впоследствии это может быть любой запах, даже просто запах руки владельца). Затем дать собаке понюхать руку, которой вы натирали предмет (чтобы она почувствовала запах, который нужно найти) и отправить ее на поиски. По площадке должны быть разложены несколько палочек, но только одна – с нужным запахом. Трогать руками «неправильные» предметы нельзя, так как у собак очень острый нюх. Если сначала взять в руку, например, кусочек колбасы, которым вы натрете «добычу», а потом этой же рукой раскладывать другие палочки, собака запутается, так как для нее все они будут пахнуть одинаково, хотя вам будет казаться, что собака ошибается и приносит не тот предмет.

Важно: хвалить собаку нужно только после того, как она принесла «добычу» и отдала ее в руки. Для отработки этого навыка используется команда «Принести» или «Дай» после того, как питомец отыскал нужный предмет. В процессе обучения у собаки выработается нужный навык: «нашла добычу – отнесла владельцу», поэтому вам останется только скомандовать «Ищи», а питомец уже сам, без подсказки («дай»), вернется к вам и отдаст трофей.

Игры в поиск «пропажи» – одно из самых веселых и увлекательных занятий для собак. Прятать игрушку можно в кустах, в сугробах, можно закапывать «добычу» в песок. Даже самый крошечный песик будет рад взять след, представляя себя настоящей розыскной собакой! Положите в дырявый пакет кусок вареного мяса и «нарисуйте» им запутанную дорожку, волоча пакет по земле. В конце пути обязательно должна ждать «добыча»! Дайте собаке понюхать маленький кусочек пакета, испачканного мясом, и скомандуйте «Ищи!» – масса положительных эмоций гарантирована.

Поймите сам принцип формирования. Формирование – это такой способ изменения поведения, который постепенно меняет поведение до желаемого. К примеру, если вы обучаете курицу совершать круговое вращение вокруг себя с помощью формирования, то вы вначале дадите ей зерно за движение налево, потом за небольшой поворот налево, затем за поворот налево наполовину, и, в конце концов, за полный оборот по кругу. Формирование поведения – как раз то, что вам придется использовать, когда вы будете учить свою собаку играть в футбол.

  • Купите кликер. Кликер – это инструмент, применяющийся в процессе дрессировки. Это пластиковая коробка с металлической частью, которая издает клацающий звук, если на нее нажать. Кликер используется, чтобы обозначить выполненное собакой желаемое поведение. Например, когда собаку обучают команде сидеть, собака поймет, что сидение – это именно то поведение, за которое она получит лакомство или другое вознаграждение. Использование кликера имеет больше преимуществ, чем просто говорить «Молодец!», потому что с его помощью проще обозначить конкретный момент характерным звуком.

    • Вы должны сразу же зарядить (или загрузить) кликер. Это значит, что вам нужно научить собаку, что звук кликера предвещает вознаграждение. Поломайте хот дог или другое любимое лакомство собаки на маленькие кусочки и позовите собаку. Нажмите кликер и дайте лакомство, снова клацните кликер и дайте лакомство. И так много раз. Со временем вы сможете изменить подобное лакомство чем-то более обыденным, например, подушечками корма. Но иногда все-таки берите хот дог или что-то вроде этого для поддержания энтузиазма у пса в работе с кликером.
    • Работа с кликером основывается на очень четком определении момента выполнения команды. Например, если вы учите собаку сидеть, вы должны клацнуть кликером непосредственно в тот момент, когда собака села, а не тогда, когда она еще стоит. Иначе получается, что вы вознаграждаете собаку за то, что она стоит. Перед тем, как использовать кликер в процессе дрессировки, выработайте четкое определение момента. Пригласите друга с теннисным мячом, и попросите его медленно бросать мяч на пол. Ваша задача – клацнуть кликером каждый раз, когда мяч ударяется об землю. Уточните у своего друга, хорошо ли у вас это получается. Если вы часто будете так тренироваться, то ваши навыки определения нужного момента скоро будут на высоте!
    • Сразу же после клацания вы должны дать собаке лакомство. Дрессировка собаки с помощью кликера напоминает трудоустройство, и вряд ли ваша собака захочет работать без «зарплаты», т.е. без лакомств.
  • Познакомьте собаку с футбольным мячом. Первый шаг в обучении собаки играть в футбол – вознаградить собаку просто за то, что она смотрит на мяч.

    • Перед тем, как приступить к этому шагу, вы должны определиться с критериями. Вам придется определять критерии на каждом следующем шагу дрессировки; определиться с критериями значит четко решить, какое поведение вы будете отмечать клацанием, а какое – игнорировать. Для первого шага ваши критерии должны быть очень низкими. Любое движение в сторону мяча или даже взгляд на него должны быть вознаграждены клацанием и лакомством.
    • Берите такой футбольный мяч, который вам не жалко, позовите собаку, и отправляйтесь в тихую комнату, где никто и ничто не будет вас отвлекать (другие собаки, люди, музыка, и т.д.). Возьмите мягкие маленькие лакомства, которые вы сможете разделить на маленькие кусочки, и собака сможет их легко проглотить. Клацайте кликер и давайте лакомство, каждый раз, когда поведение вашей собаки соответствует критериям. Если собака отказывается смотреть на мяч, или слишком заинтересована лакомствами, подвигайте мячом, или привлеките внимание пса другим образом.
  • Поднимайте ставки, ужесточая критерии. Чтобы заработать клик, ваша собака теперь должна дотронуться до мяча лапой.

    • Этот шаг будет проще, если вы сначала обучите собаку стойке на задних лапах, или научите ее ставить лапу на какой-либо объект. Найдите стабильный квадратный объект и поощряйте собаку ставить на него лапы. Держите руку с лакомством достаточно близко к псу, чтобы он не подумал, что ему нужно заскочить на объект. Для начала вы можете наградить поглаживание объекта одной лапой, и продолжать с этой точки, пока собака не начнет ставить обе лапы на объект до клацания кликера, обозначающего окончание команды.
    • Вы можете помочь собаке дотронуться лапой до мяча, сказав ей поднять лапы вверх на этом объекте. Можно использовать команду «дай лапу» или «дай пять» если собака ее знает. К тому же, вашей собаке может быть интереснее дотронуться лапой до мяча, который катится, поэтому – экспериментируйте!
    • Этот шаг может очень расстроить сбить с толку собак, которые не могут понять, что от них требуется. Для того чтобы энтузиазм собаки не пропал, периодически подавайте ей те команды, которые она хорошо знает, клацайте кликером и награждайте собаку.
  • Снова поднимите планку критериев, чтобы собака двигала мяч. На протяжении этого шага не награждайте собаку за то, что она просто дотронулась до мяча, но немедленно клацайте кликером и давайте лакомство, если собака толкнет мяч, если даже он сдвинется совсем немного.

    • Ваши критерии должны быть очень точными, иначе вы введете в заблуждение и себя, и собаку. Критерий «Моя собака должна сдвинуть с места мяч» недостаточно точен, а вот критерий «Моя собака должна поднять лапу и толкнуть ней мяч вперед» - уже вполне хорош.