Как люди относятся к животным. Как определить характер человека по его отношению к животным? Кто же не любит собак

Инстинкты имеют очень большую власть над нами. Практически никому не удается не поддаваться их влиянию. И часто в наших умах возникает вопрос: человек - какое животное?

Такие чувства, как голод, жажда, чувство самосохранения, родились вместе с нами, без них мы не могли бы выжить, это жизненно необходимо нам. Но даже в этих вещах люди стараются все окультурить, делать это красиво и цивилизованно. Животному достаточно попить из лужи или разорвать кусок вкусной еды без всяких ножей и вилок. Но человеку важно получить не только животное удовольствие, но и эстетическое, удовольствие более высокого порядка, иначе наслаждение будет неполным. Делать эти вещи как животные для человека означает скатиться на более низкий уровень. Значит нельзя сказать, что мы полностью поглощены нашими врожденными инстинктами.

Сексуальное желание – это одна из разновидностей инстинкта самосохранения. Человек хочет продлить себя хотя бы в своих потомках. Не всегда люди это осознают, тем более когда занимаются любовью совсем не с целью продления рода. Но это все тот же банальный страх смерти. Но в этом тоже есть наша доля свободы.

Животные строго следуют своим инстинктам, у них нет выбора – есть или не есть, производить потомство или нет. Они должны это делать, они так запрограммированы. Более того, если они не будут это делать, то им нечего будет делать, незачем будет жить, так как их тела не предназначены больше ни для чего другого. У нас же есть интеллект, а значит возможность размышлять и делать выбор. Мы стремимся понять – почему мы делаем это, к каким последствиям это может привести и что будет, если мы откажемся делать это. В этом разница между нами – человек может отказаться от чего-то, а животное нет. Мы можем контролировать свои инстинкты хотя бы на стадии действия (раз это невозможно на стадии их возникновения), животные в принципе не могут остановиться ни на какой из стадий. Их смысл жизни – в абсолютном следовании природным инстинктам.

Как у животных, так и людей есть понятие семьи. У многих животных семья имеет довольно развитое выражение: они находят одного партнера и живут с ним всю жизнь и вместе растят потомство. Вроде бы ничем не отличается от человеческой семьи. Неизвестно, правда, есть ли у животных понятие влюбленности, любви – вне зависимости от функции размножения. Чувства людей менее привязаны к необходимости размножаться.

Из-за столь явно выраженной разницы между животными и людьми, проблемы в их семейной жизни они тоже имеют разные. В "семьях" животных нет проблем на моральном уровне… разве что кроме периода выбора партнера, но и это во многом продиктовано инстинктами. У людей все гораздо сложнее. Животным навряд ли известно такое слово, как "развод".

В человеке помимо непосредственных чувственных впечатлений можно найти место интеллекту. Мы не бежим сразу к миске, как собака, и не совокупляемся на улице... Мы все время оцениваем: насколько это будет уместно здесь и сейчас, что о нас подумают окружающие нас люди и т.д. То, что хорошо проходит в животном мире, в мире людей приносит много проблем. Человека, ведущего себя как животное, можно назвать асоциальной личностью. Если человек не может контролировать свои инстинкты сам, то сама природа начнет ограничивать его – путем болезней, окружающего социума, которому мешает такое неконтролируемое поведение одного из его членов.

С точки зрения биологии мы не так уж сильно отличаемся от животных, ДНК человека и ДНК некоторых видов животных очень близки. Так что если основываться только на биологических данных, то нет ничего зазорного для нас следовать зову природы, идти по пути, начертанному ею для нас. Но мы все-таки видим, что разница есть, что мы стоим на другой ступени развития – и это очевидно для всех. Мы не хотели бы жить по законам животного царства, где прав тот, у кого больше масса тела, острее зубы, молниеноснее прыжок… В царстве людей ценятся совсем другие умения и качества. Мало одних только физических данных. Борьба за существование среди людей тоже имеет место быть, но она более завуалирована, не настолько напоказ. Среди животных убийство более слабого ради собственного пропитания – обычное дело, это никого не удивляет там, животные просто принимают такие правила игры, не задумываясь над этим и не пытаясь что-то изменить. Люди же постоянно стараются усовершенствовать свое общество, чтобы как можно больше его членов смогли бы удовлетворить свои потребности, причем не за счет других.

Хотя современные города можно сравнить с джунглями, где нас подстерегает множество опасностей – на улице, по дороге домой, в лифте и даже в собственном доме. Чем не животная жизнь, когда ты все время вынужден думать о собственной безопасности. Многие животные (особенно не самые крупные и хищные в своем районе обитания) не могут даже есть спокойно – они все время настороже, слушают, оглядываются. Потому что опасность подстерегает их повсюду, и никто, даже их собратья, не удивится, если более сильный и хитрый зверь пообедает ими.

Даже животные строят свои отношения не только на основе инстинкта размножения (так как они могут заниматься этим только в установленные не ими периоды). Люди же, которые создают семью только по сексуальному влечению, обречены на неудачу. Человеку просто жизненно необходимо нечто большее в отношениях, он не может все время довольствоваться только более низким, животным, уровнем. Сами люди понимают это: если главный мотив для соединения людей – лишь сексуальное удовольствие, то такие отношения сложно поддерживать долго, потребуется разнообразие, смена декораций, партнеров, какая-то новизна. Это значит, что человеку не приносят подлинного удовлетворения действия только на уровне животного.

У человека есть удивительная потребность – любить, то есть отдавать частицу себя бескорыстно. Хотя даже некоторые животные способны на это. Всем известна верность собаки, которая предана своему хозяину, кто бы он ни был и как бы он с ней ни поступал. Но навряд ли можно представить себе такую собачью преданность к себе подобному – с такими же собаками она будет вести себя по-другому, по-собачьи, без всякой любви. И только люди наделены таким даром, что они могут поступать по-человечески, а не по-собачьи со всеми – с себе подобными и с теми, кто стоит ниже их на эволюционной лестнице.

Отношение человека к животным всегда было краеугольным камнем нравственного состояния любого общества. В условиях же информационно-энергетического взрыва или, как мы привыкли говорить, научно-технической революции эта сторона бытия человечества из морально-этической (надстройка) становится нравственно-экономической (базисной).

Много веков назад человек приручил диких животных, сделав их домашними. Давно прошли те времена, когда животных держали лишь для выполнения ими определенных функций - кошки должны были ловить мышей, собаки - пасти скот, охранять жилище и помогать людям во время охоты на дикого зверя.

Сейчас для многих, домашние животные - это члены семьи, компаньоны, просто любимые существа. Именно от человека зависит их качество жизни, уход и правильное содержание. Поэтому, прежде чем взять домой маленький пушистый комочек, нужно многое узнать, чтобы в дальнейшем не наделать огромное количество ошибок, последствия которых могут привести к тяжелой болезни или даже гибели питомца.

Вопрос о том, что отношение к животным может и должно быть этичным, был окончательно решен сравнительно недавно. В течение многих веков царило мнение о том, что только человек представляет ценность как живое существо и имеет право использовать произвольно любые объекты живой и неживой природы. Этот тип мировоззрения получил название антропоцентризма (от греческого слова "антропос" - человек).

Тем не менее, протест лучшей части человечества против жестокого отношения к животным, развитие этической философской мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., привели человечество к необходимости пересмотреть свои взгляды на отношение к животным, подвергнуть сомнению односторонность своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире.

Мнимое бесправие животных, заблуждение, будто наши деяния относительно них не имеют нравственного значения, или, говоря языком морали, будто перед животными не существует никаких обязанностей, в этом проявляются возмутительные грубость и варварство.

Этисты далеких эпох, в основном, настаивали на необходимости сострадания к животным, взывали к человеческому милосердию. Эта трактовка проблемы и до сих пор продолжает использоваться организациями, получившими название обществ "благополучия животных", которые в своей деятельности опираются на эмоциональное отношение к животным, преимущественно к домашним. С XVIII века философы и богословы начали предлагать другие аргументы в пользу пересмотра отношения человека к животным. Они выдвинули идею справедливости (X. Приматт), идею долга человека - быть милосердным к живым существам. Идея справедливости в отношении животных получила свое развитие в концепции Прав животных, согласно которой единственно этичным подходом к проблеме считается справедливое отношение ко всем живым существам, удовлетворение их насущных потребностей.

Указывая, что животные заслуживают справедливого к ним отношения и их интересы должны быть защищены, сторонники идеи Прав животных развили и аргументировали положение о самостоятельной ценности, животных.

Антропоцентрический подход к оценке животного в течение многих веков заставлял человека воспринимать животное через призму его полезности для людей. Даже если речь не шла о пользе животного, как продукта питания, исходного сырья для одежды или биологической модели в экспериментах, а говорилось об узах привязанности между человеком и животным или о сострадании к животному, - ситуация рассматривалась только с точки зрения пользы для человека. Указывалось, что животные ценны для нас тем, что скрашивают одиночество, помогают сохранить здоровье, благоприятно влияют на нервную систему, помогают воспитывать детей отзывчивыми. Ни слова не говорилось о том, что извлекают животные из контактов с человеком, легко ли им дается роль объекта милосердия со стороны детей, тем более роль живой игрушки.

Наука решила вопрос о том, что животные могут чувствовать, думать, общаться друг с другом и с человеком. Наиболее близко стоящие к человеку виды обезьян - антропоиды - умеют не только разговаривать с помощью системы сигналов типа азбуки глухонемых, но могут заниматься искусством - рисовать. Наблюдения этологов показали сложность психики животных, их способность к глубоким эмоциям и даже наличие у них альтруистического поведения .

Поэтому в документах, определяющих стратегию деятельности Всемирного общества защиты животных, указывается, что животные - это чувствующие существа и, как таковые, имеют потребности. Если потребности животных, в целом, аналогичны потребностям человека: питаться, размножаться, трудиться, играть, общаться с себе подобными, - то, очевидно, они также должны быть удовлетворены. Человек всегда считал своей привилегией наличие у него потребностей и своим правом - их удовлетворение .

Этичное отношение ребенка к животному должно начать формироваться в семье с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Доброе обращение с домашними животными: исключение грубого обращения с ними, причинения им боли, внушения страха - должно стать нормой отношения к животным для ребенка. Взрослые должны с серьезностью относиться к потребностям животных, удовлетворять не только их потребности в пище, воде, моционе, но и в общении; животные могут страдать от одиночества, бездействия, скуки. Из поведения взрослых ребенок должен усвоить, что животные - тоже члены семьи, что их потребности важны, что они могут чувствовать и понимать окружающее в большой степени, как и люди. Ребенок может понять, когда взрослые испытывают ответственность за судьбу животного, за его психическое и физическое состояние, - и для ребенка становится нормой помнить об интересах животного. Ребенок должен почувствовать в словах взрослого его уважение к жизни этих существ, восхищение их гармоничным слиянием с природой, их эстетическим обликом.

Наличие животных в доме развивает у детей чувство ответственности и дисциплинирует их. Наличие домашнего животного, несомненно, внесет изменения в распорядок дня вашего ребенка. Наряду с другими домашними обязанностями добавятся: регулярное кормление, прогулки и прочий уход за животным - в зависимости от его потребностей. И даже рыбки в аквариуме требуют постоянного внимания. Забота о своем питомце дисциплинирует юного человека, учит его не только брать, но и отдавать .

Подросток, у которого дома есть животные, никогда не станет издеваться над ними, потому что понимает и чувствует их боль. Конечно, из этого правила тоже бывают исключения, но они редки и обычно связаны с психопатологией или переадресованной агрессией: если ребенка бьют родители, он будет бить свою собаку или кошку, которая зависит от него, как он от родителей.

С животными в доме у детей расширяются возможности общения. Щенок, котенок, хомячок или другой питомец - непременный участник игр ребенка, и это очень важная часть процесса развития. Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они общаются с ними как со своими сверстниками: разговаривают, поверяют свои тайны. В чем-то они идеальные собеседники - во всяком случае, идеальные слушатели.

Для неуверенных в себе детей прекрасный способ повысить самооценку - заняться дрессировкой своей собаки. Сознание того, что четвероногий "младший брат" выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих глазах.

Постоянное общение с питомцами помогает детям вырасти думающими и чувствующими людьми, позволяет постичь навыки невербального (неречевого) общения и развивает интуитивное постижение мира. С помощью животных ребенок удовлетворяет свою любознательность и чувствует неразрывную связь с природой .

Таким образом, животные нуждаются в заботе, уходе человека. Они являются не только «меньшими братьями», но и «лекарями» человека. У ребёнка необходимо прививать положительное отношение к животным личным примером с детства.

Заключения и выводы по теоретической части исследования

Почти каждому человеку с детства знакомы приятные ощущения, которые можно получить от общения с животными. С чем это связано и какой эффект оказывают питомцы на наше здоровье, - этими вопросами люди начали задаваться очень давно. Ещё 3000 лет назад древние греки обратили внимание на благотворное влияние собак на самочувствие человека. Сегодня положительное влияние животных на человека подтверждено экспериментами. Доказано, что люди, у которых есть домашние любимцы, живут дольше и болеют меньше, при этом их нервная система находится в куда лучшем состоянии, чем у тех людей, у которых питомцев нет.

Анималотерапия - это, пожалуй, самый приятный из всех известных видов лечения, дарящий массу приятных ощущений и не дающий никаких побочных эффектов. Вид анималотерапии с участием собак называют канистерапией. Собаки-«доктора» могут принадлежать к любой породе, но обязательно должны иметь уравновешенный характер. Их используют для работы с детьми, а также в хосписах и психиатрических клиниках. Чаще всего канистерапия используется для лечения неврозов, истерий, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, общение с собакой - верный способ повысить самооценку и стать общительнее.

Несмотря на то, что кошка стоит не на первой ступени по уровню взаимодействия с организмом, ее терапевтическое влияние носит поистине уникальный характер. Биополе кошек лечит головную боль, воспалительные заболевания, стабилизирует работу сердца, укрепляет иммунную систему.

Птицы и рыбы также оказывают определенное биоэнергетическое влияние на человека. Активное поведение и веселый нрав птиц помогут меланхоличному или флегматичному хозяину стать активнее и общительнее. А вот рыбки, наоборот, позволят гиперактивным людям стать спокойнее.

Лечение животными сегодня обычная и довольно популярная терапия. Стоит лишь добавить, что каждый человек сам интуитивно определяет, какое именно животное больше всего подходит ему в энергетическом плане и выбирает домашнего любимца, чаще всего, руководствуясь подобными чувствами, и чаще всего использует ненаправленную анималотерпию (обычно неосознанно) для решения своей психологической проблемы или ее компенсации. Но кем бы ни был домашний питомец - огромным догом или золотой рыбкой, влияние биополей хозяина и животного друг на друга принесет только пользу. Нужно помнить, что бережное отношение к животным обязательно доставит радость и человеку, и питомцу, а это, в свою очередь, положительно отзовется на состоянии здоровья и настроении.

В настоящее время проблема ненаправленной анималотерапии плохо изучена, и поэтому мы ставим цель исследовать особенности восприятия своего домашнего животного людьми разного пола и возраста. В восприятии своего домашнего животного отражаются те его качества и особенности взаимодействия человека с теми, которые и отражают потребности человека в компенсации своих психологических проблем.

В практической части исследования нами будет изучено эмпирическим путём отношение к домашним животным разновозрастных групп.

Заключение должно быть более структурировано и ориентировано на гипотезу исследования

анималотерапия животное половой

Давно меня волновал вопрос отношения к животным. Вроде бы все понимают, что жестокое отношение к чему-либо — это нехорошо. Но к животным до сих пор отношение остается особенным. Сегодня развиваются и вегетарианские движения, и движения помощи бездомным кошечкам и собачкам, даже движения за предоставление прав животным. Но понимания того, что проявление жестокости к чему-либо живому — это так же ненормально, как и неоправданная агрессия по отношению к людям, этого до сих пор у большинства людей нет. Кроме того, такое отношение к животным часто проявляется именно у детей и подростков.

Жестокость по отношению к животному — проблема гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Недоброе отношение к людям можно понять, так как люди могут и заслуживать определенной реакции на свое поведение. Хотя и здесь вопрос довольно сложный — жестокость порождает жестокость. Но люди — это мыслящие, сознательные существа, которые в силах подавлять и искоренять в себе все дурное и развивать лучшее. От животных ждать чего-то подобного не приходится. Но они, как представители природы, изначально не имеют никаких злых замыслов, они — непосредственное проявление прекрасного в этом мире. По этому поводу очень удачно привела цитату Льва Толстого в своей статье «Доброту надо воспитывать» Галина Калабалина: «Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственнейшим выражением красоты и добра».

Возможно, о красоте и добре людям настолько мало известно, что сложно представить белку или лошадь проявлением красоты. Может быть, так сложно сегодня понять, что животные необходимы человечеству, что они украшают нашу планету, что они приносят непосредственную пользу природе — тому, что еще осталось от нее. Человек очеловечил природу, но можно ли это очеловечивание назвать действительно человеческим, если редко люди обращают внимание на действительно важные моменты жизни?

Сегодня можно заметить, как люди рады попугать котов, погонять голубей и получить удовольствие от других « невинных » развлечений. Ладно бы отношение к животным заканчивалось на этом. Но нет. Замечали, как приходя в гости к кому то, у кого имеется домашнее животное, гости считают интереснейшим занятием поиздеваться над братьями меньшими? Почему бы не заставить собаку нервничать, чтобы она показала всю мощь своего голоса? Сила голоса собаки заставляет всех испугаться — дополнительная доза адреналина. И тогда все повторяется еще, и еще, сложно остановится. А когда надоест — можно и стукнуть собаку, а то разгавкалась. А коты? Как же их не потягать за хвост, не попугать, не засунуть в коробку, не кинуть поближе к собаке и т.д. ? И так легко можно найти еще один способ украсить свою скучную жизнь новыми эмоциями, новыми приключениями. Зачем искать сложные способы получить удовольствие, принося радость другим? Есть способы полегче.

Казалось бы, зачем говорить об отношении к животным, если и к людям отношение не лучше. Есть дети, которые рады поиздеваться над одноклассниками, посмеяться над чужими болезнями, есть люди, которые получают удовольствие от унижения других, от чужой боли и т.д. О каких животных может идти речь, если существуют такие проблемы, как чайлдфри, расизм, фашизм и даже всеобщее безразличие? Но, возможно, как раз и отношение к животным является еще одним моментом в становлении личности, который приводит к дальнейшим худшим последствиям, связанным с отношением к людям.

Ребенку, который живет в более-менее благополучной семье, сложно самостоятельно прийти к осознанной жестокости к животным. Ребенку вообще сложно (и даже — невозможно) чему-либо научиться без помощи других людей. Скорее всего, для того чтобы ребенок считал нормой или незначительной шалостью издевательство над животными, взрослые должны были быть безразличными к тому, что маленький человек отрывает лапки жучкам, догадываясь, что животному так же неприятно, как и самому ребенку было бы в подобном случае. А может быть даже, взрослые поощряли своим восторженным удивлением ребенка, который тягал за хвост или бил кота. Или же сами родители «игрались» с котом, крутя им как неживым шариком, кричали на гавкающую собаку, «стреляли» камушками по птицам на пруду и т. д. «Что ж тут такого? Животным от этого не плохо, они не понимают» . Но главное, что люди — понимают. Понимают и делают. Просто так. Ради забавы. По-человечески это?

Галина Калабалина, о которой я уже упоминала, — это одна из воспитанниц и последователей известного педагога-гуманиста Антона Макаренко. Еще 35 лет назад она поднимала этот вопрос — вопрос не просто отношения к животным, а вопрос воспитания доброты в человеке, благодаря взаимодействию с живой природой. Этот вопрос ее заинтересовал, благодаря одному из читателей газеты «Знамя труда» . Он описывал взволновавший его случай — случай с голубем, шея которого была насквозь проткнута толстой иглой с обломком дерева на тупом конце. Причем, случай явно не был похож на дело рук взрослого.

Калабалина в статье утверждала, что неравнодушным отношением к действиям и поступкам детей, а тем более активным поддержанием их жестокости по отношению к животным, взрослые воспитывают в человеке черствость, злость и варварское отношение к природе.

И напротив: «Воспитывая бережное отношение к растениям и животным, мы прежде всего прививаем и развиваем красивые нравственные качества у наших детей. И, конечно, воспитывать надо не только словами, но и на деле, своим личным примером, своей непримиримостью к малейшему проявлению жестокости».

Из статьи Калабалиной можно понять, что в не таком уж далеком прошлом подобными проблемами интересовались обычные граждане, они поднимали такие вопросы и пытались их решить. Им не была безразлична судьба детей, их волновала жизнь вообще в лучших ее проявлениях. Сейчас же безразличие к действительно важным вопросам, наряду с постоянной « борьбой » за всевозможные права, даже права животных, не вселяют надежду на лучшее. Люди мирятся с жестокостью, часто оправдывая это своим правом, например, на нелюбовь к животным (а потом и правом на нелюбовь к людям…).

Обсуждая подобные вопросы на форумах, подростки спрашивают: «Плохо ли это, если человек не любит животных?» Отвечают, что это «никак» . Никак — это только в случае, если не учитывать, что безразличие и бездейственность по отношению к злу — это принятие стороны зла. Но дело даже не в том. А в том, что для самого же человека нелюбовь к еще одному проявлению прекрасного означает невозможность полноценно чувствовать жизнь. Любовь ведь проявляется по-разному. Любить животных — это не значит переходить на вегетарианский образ жизни или собирать всех бездомных котов, разводить змей или плакать за нечаянно растоптанным червячком. Давать животным возможность спокойно жить своей жизнью так, как им будет лучше — это тоже любовь.

Калабалина в своей педагогической работе вопросу гуманного отношения к живому миру уделяла самое большое внимание. В своей статье она рассказала историю, случившуюся в ее детском доме: «Как-то воспитанники детского дома, гуляя в лесу, нашли раненого лосёнка. Бережно принесли его в детдом, перевязали раны и более месяца лечили. За это время ребята привязались к лосенку, а он к ним. Но вот наш больной поправился и: затосковал по воле. Расставаться с ним было очень жалко. Они провожали своего друга, а лосенок, зайдя в лес, почувствовал себя в своей стихии, благодарно посмотрел на ребят и скрылся за деревьями. В эту минуту у каждого на душе было и грустно и тепло. Это был хороший урок нравственной чистоты» .

Если нелюбовь к животным — это никак, то и нелюбовь к людям, ко всему живому на этой планете — это тоже никак. А если мы уже приходим к тому, что нелюбовь считаем нормой, то о каких человеческих отношениях вообще мы можем говорить?

Заводя домашнее животное, человек прежде всего мечтает о верном друге. Немногие виды способны глубоко привязаться к человеку, но их любовь бывает настолько сильна, что нередко оборачивается трагедией.

Собаки

В списке самых преданных человеку животных собака, безусловно, вне конкуренции. Это древнейший и надежнейший спутник нашего биологического вида. Уже более 30000 лет она идет за нами по пятам, следует сзади или бежит спереди, практически утратив способность жить самостоятельно. Ее заслуги перед человечеством сложно недооценить. По мнению историка Роберта Фоссье именно благодаря ей мы увидели в животных источник вдохновения, именно с помощью этого первого удачного приручения человек научился использовать животный мир себе во благо.

На сегодняшний день собака – единственное животное, впавшее в полную зависимость от нашего рода. Как показывает практика, она совершенно не способна на предательство. Ее преданность обычно объясняется человеческим понятием «дружба», но ученые, в частности, доктор биологических наук Николай Дроздов, утверждают, что все дело в стайном инстинкте. Если собака воспринимает вас как часть ее стаи, тем более как вожака, кем обычно является для нее хозяин, она, не задумываясь, пожертвует своей жизнью, чтобы спасти вас. Как говорил американский писатель Джон Биллингс: «Пес - это единственное существо на земле, которое любит вас больше, чем себя».

Кошка

Многие счастливые обладатели кошек поспорят с распространенным утверждением, что эти животные привязывается скорее к дому, чем к человеку. Союзу человека и кошки, который длится уже около 10000 лет, известно немало случаев исключительной преданности этих животных. Причем, в отличие от собак, которые привыкли жить в стае, кошки по своей природе одиночки. В дикой среде они будут заботится только о себе и какое-то время о потомстве, но в домашних условиях раз привязавшись к человеку, уже его не забудут.

Практически все кошки встречают хозяев у порога. Многие следуют за ними по пятам, охраняя словно собаки. Так в прошлом году огромную популярность получил видеоролик, на котором кот отгоняет от маленького ребенка бродячую собаку. Кстати, среди мурчащих есть и свои Хатико. В 2013 году во Флоренции кошка по кличке Толдо еще долго посещала могилу своей бывшей хозяйки, принося ей «в подарок» листы и веточки. Показательно, что могилу она нашла сама, проследив за похоронной процессией.

Лошади

Лошадь часто называют «благородным завоеванием» человека, которое произошло относительно недавно, какие-то пять-десять тысяч лет назад. В этом хрупком и нервном, но изящном и умном животном, человек нашел преданного друга: хорошо обученный конь узнает своего хозяина, упреждает его желания и никогда не бросает в беде.

Последние исследования по иппологии показали, что у лошадей отличная память. «Раз сложившиеся отношения в табуне сохраняются на всю жизнь» - гласит научная статья в журнале Animal Behavior. Поэтому лошади никогда не забывают своих хозяев, какие бы они ни были и сколько бы их ни было. Они способны узнать человека, с которым им было хорошо или плохо после многих лет разлуки.

Среди «конников» распространено понятие «лошадь одного хозяина», когда конь не признает никого, кроме одного единственного человека. Обычно такое качество встречается среди верховых пород, которые когда-то выводились для войны. К сожалению, подобная преданность в современном мире верховой езды – несчастье и для лошади, и для всадника. Заботы о такой лошади часто ложатся на плечи самого хозяина, поскольку обслуживающий персонал конь может к себе просто не подпустить. Не говоря уже о продаже, которая сделает такое животное несчастным на всю жизнь.

Ворон

Черный ворон – интеллектуал животного мира, может быть предан человеку не меньше собаки. По словам орнитологов, по умственному развитию он превосходит четырехлетнего ребенка. Своего хозяина эта птица будет любить больше жизни, а в случае опасности – защищать до последнего. И ворон никогда не признает нового владельца.

У преданности ворона есть своя «темная сторона». В природе это не стайные птицы, а парные. С началом периода полового созревания, они находят себе одного партнера, с которым остаются на всю жизнь. Поэтому, как в диких, так и в домашних условиях для них может существовать только один «друг», а все остальные: семья, дети, друзья, знакомые и, в особенности, другие домашние животные, будут восприниматься как угроза, которую необходимо устранить с его территории, а по возможности, убить.

Хозяин для ворона - его "возлюбленная" или "возлюбленный", в зависимости от пола птицы. Поэтому, если по тем или иным причинам ворона придется отдать «в добрые руки», вы разобьете ему сердце. По словам специалистов, многие вороны-отказники умирают от тоски в течение нескольких месяцев после разлуки.

Люди не являются самыми быстрыми и самыми сильными животными. Даже наши чувства не самые ярко выраженные. Птицы лучше нас видят, у собак лучше, чем у нас развито обоняние, а у многих животных есть чувства, которых у нас вообще нет. Акулы чувствуют магнитные поля, черепахи ощущают электрические поля, а пчелы видят ультрафиолетовое излучение. Слоны чувствуют недостаток соли в своем организме также явно, как мы ощущаем жажду. Обычная черепаха живет больше ста лет. Шерстистые обезьяны едят пауков и некоторые растения для того, чтобы контролировать рождаемость. Так что же делает нас особенными? Ниже представлены десять человеческих качеств, которыми мы по праву гордимся и которые разделяем с животными. Возможно, нас отличает не какое-то одно качество, а их совокупность?

10. Культура
Культура включает в себя поведение и вид деятельности, которые не заложены генетически, но которые поддерживаются всем населением определенного региона. Искусство и гуманитарные науки, религии и другие подходы и практики – это все аспекты культуры. Удивительно широкий спектр человеческих культур во всем мире сам по себе представляет большой интерес, однако, не все культуры человеческие. Чтобы какая-либо деятельность была названа культурой, она не должна каким-то образом быть связанной с генетикой, она должна передаваться от одного лица к другому, эта деятельность должна встречаться повсеместно, о ней следует помнить и не забывать сразу после осуществления, а также она должна передаваться из поколения в поколение. У многих приматов есть своя культура и традиции, такие как «дождевые танцы», в которых участвуют несколько групп шимпанзе в начале бури. В 1963 году одна японская макака обнаружила, что купание в природных горячих источниках приносит большое удовольствие, с тех пор эта практика распространилась на всю популяцию, причем, наблюдать ее можно до сих пор.

9. Эмоции
Люди испытывают широкий спектр эмоций. Начиная от гнева, горя и разочарования и заканчивая эйфорией, мы живем, переходя от одной эмоции к другой. Любой человек, в доме которого живет кошка или собака, знает, что эти животные умеют испытывать страх, желание, панику, любовь, смущение и многие другие чувства. Дельфины – матери, чьи дети погибают, явно демонстрируют горе, а скучающие осьминоги проявляют все признаки депрессии. У рептилий можно увидеть любопытство, а среди малышей обезьян можно заметить ревностную борьбу за родительское внимание. Дикие обезьяны с удовольствием усыновят маленьких сирот. Гориллы в двух независимых друг от друга ситуациях показывали альтруизм, когда маленький ребенок попадал к ним в клетку. Каждый раз горилла, похлопывая ребенка по спине, успокаивала его и помогала выбраться из клетки. Шимпанзе также умеют утешать друга после нападения. Таким образом, эмоции – это не только то, что может переживать человек.

8. Язык
Язык используется для того, чтобы рассказать о своих потребностях, желаниях и идеях. Различные группы создали свои языки, которые изменяются и развиваются с течением времени. Люди пользуются широким спектром языков, причем не все для этого применяют слова. Народность Буби, проживающая в Экваториальной Гвинее, говорит на языке жестов, подобно тому, каким пользуются глухие. На Канарских островах используется язык свиста. Некоторые животные также пользуются языком. Приматы, киты, птицы и кальмары используют различные слова для идентификации объектов, действий и отдельных имен, а шимпанзе даже пользуются синтаксисом и грамматикой. К примеру, в одном из исследований шимпанзе Уошо вырастили как глухого человеческого ребенка. Обезьяна понимала более 350 слов на языке жестов и могла комбинировать их, создавая словосочетания и предложения. В дикой природе шимпанзе, как правило, используют только 70 знаков. Уошо часто разговаривала со своими любимыми куклами. Один трогательный пример показывает, что Уошо могла связывать абстрактные идеи и эмоции с новыми ситуациями. Когда после долгого отсутствия ее инструктор объяснила причину, сказав на языке жестов «мой ребенок умер», шимпанзе смотрела вниз некоторое время, затем показала знак «крик» и коснулась своей щеки.

7. Юмор
Юмор является основой жизни многих людей. Его трудно определить, есть много его разновидностей, однако все приводит к одному – к смеху. Нечто смешное, неожиданно веселое и приводит к появлению такого чувства. Шимпанзе, как и люди, знают, что такое смех. Они часто щекочут друг друга и смеются после этого. Однако, несмотря на то, что юмор часто вызывает смех, смех – это далеко не всегда юмор. Было доказано, что даже крысы умеют смеяться. Тем не менее, и в среде шимпанзе можно найти юмористические ситуации. К примеру, было замечено, как несколько больших обезьян, проживающих в неволе, собрались вместе и смеялись над себе подобным, который очень неуклюже взбирался на дерево.

6. Использование инструментов
Одной из определяющих человека характеристик является возможность использования инструментов. Мы создали большие города, развили сельское хозяйство, научились передавать свои культурные знания потомкам в виде письма, осваиваем космос и т.д. На протяжении многих лет люди считались единственными животными, которые способны пользоваться инструментами. Теперь мы знаем, что это не так. Все человекообразные обезьяны, вороны, дельфины, слоны и даже осьминоги умеют пользоваться инструментами. Часто использование того или иного инструмента не наблюдается за пределами одной популяции, а зачастую следующее поколение придумывает свой инструмент. Шимпанзе используют камни в качестве молотков и наковален для создания необходимых для охоты инструментов, гориллы используют трости для передвижения, вороны создают свои собственные игрушки, чайки придумывают приманки для рыб, дельфины создают «устройства» для вылавливания рыбы, осьминоги используют в качестве жилья скорлупу кокосового ореха, а слоны делают сосуды, пригодные для питья воды.

5. Память
Люди способны мысленно захватывать сенсорную информацию в определенное время и сохранять ее для дальнейшего использования. То есть люди умеют запоминать. Мы используем воспоминания для того, чтобы решить, как лучше поступить абсолютно в любой ситуации. У животных тоже есть воспоминания. Домашних животных можно научить помнить команды, а золотая рыбка, как было доказано, способна помнить информацию в течение нескольких месяцев. Шимпанзе помнят изображения и цифры лучше, чем студенты университета, а вороны лучше взрослых запоминают формы. У некоторых соек и белок отличная пространственная память, что позволяет им запоминать места, в которых они запрятали семена и орехи на территории в десятки квадратных километров. У кошек краткосрочных воспоминаний, по крайней мере, в десять раз больше, чем у людей. Интересно, что голуби, судя по всему, немного суеверны. Если голубь что-то делает, к примеру, поворачивает головой два или три раза в процессе его кормления, то он запомнит, что он делал и начнет одержимо вращать головой в надежде получить пищу.

4. Самосознание
Большинство согласятся, что медуза не осознает себя как отдельное существо. У нее нет мыслей, кроме как направление движения, если таковые вообще имеются. Самосознание считалось присущим исключительно человеку на протяжении многих лет, но теперь мы знаем, что это не так. Очень показательным в этом плане является зеркальный тест: по нему можно увидеть, осознает ли животное себя в зеркале или нет. Животное, у которого развито самосознание, поймет, что движения в зеркале соответствуют его собственным, и сделает вывод о том, что отражение – это его образ. Животные часто заглядывают на свое лицо, причем, если они осознают, что это их лицо, то они будут то приближать, то удалять его от зеркала. Человеческий ребенок не в состоянии пройти этот тест до 18 месяцев. Животные, которые в состоянии пройти этот тест, а также ряд подобных – это все человекообразные обезьяны, некоторые гиббоны, слоны, сороки и некоторые киты.

3. Интеллект
Люди – самые мудрые существа. Мы можем думать и рассуждать, это наше огромное преимущество. Существует много различных видов интеллекта и способов их использования. Есть большое количество определений интеллекта, но в целом, это способность думать, рассуждать, планировать, оценивать и учиться. Тем не менее, люди не только не единственные животные, у которых есть интеллект, они не являются во многих его проявлениях лучшими. Голуби легко превосходят людей по визуальному поиску и геометрическому ориентированию. Муравьи очень четко оценивают количество потенциальных врагов из других популяций, основываясь на прошлом опыте, слоны пользуются арифметикой. Вороны показывают уникальное причинное мышление, они, увидев новый механизм, мысленно решают, как с ним управляться правильно, вместо того, чтобы использовать метод проб и ошибок. Они могут открывать двери и находить спрятанные объекты, основываясь лишь на одном наблюдении, чем превосходят многих людей.

2. Сельское хозяйство
Сельское хозяйство – это основа современной человеческой цивилизации. Считается, что оно зародилось еще 10000 лет назад, и позволило людям остановиться жить в одно месте, а не постоянно передвигаться в поисках пищи. Это, в свою очередь, помогло им больше времени посвятить созданию письма, математики, инвентаря и других предметов первой необходимости. Оно очень быстро распространилось по всему миру. Тем не менее, муравьи занимаются сельским хозяйством уже в течение миллионов лет. Они захватывают, выращивают группы гусениц, которые хранятся в специальных сооруженных гнездах, а затем используют их в качестве пищи, как человек использует коров. Термиты выращивают грибы также для пропитания.

1. Строительство
Безусловно, люди – это фантастические строители. Города, дороги, заводы, которые украшают нашу планету, являются прямыми тому доказательствами. Какие еще животные могут строить небоскребы, возвышающиеся на сотни метров над ними? Или магистрали, простирающиеся на тысячи километров? Некоторые животные, однако, тоже занимаются строительством. Многие птицы и обезьяны создают красивейшие гнезда, зайцы сооружают норы, в которых они живут, муравьи даже культивируют деревья таким образом, выбирая те которые подходят им для жизни. Но самыми интересными строителями являются нигерийские термиты. Они строят фантастически огромные курганы с внутренней вентиляцией, отоплением, системой охлаждения посредством специально разработанных туннелей, поэтому термиты, живущие внутри, наслаждаются благоприятным климатом в любое время. У них даже есть автономные детские сады, подвалы, канализации и трубы. Длина одного термита менее половины сантиметра, а курганы, ими выстраиваемые, иногда достигают в высоту более 4 метров. Для сравнения – людям необходимо построить здание, высотой 1,5 км, чтобы «достичь уровня термитов».

+ Абстрактное и логическое мышление
Абстрактное мышление – это не случайные и бессвязные мысли. Это означает, что вы берете конкретную мысль, например, яблоки, и думаете об одном из их атрибутов, например о вкусе, который может быть применен ко многим конкретным объектам. Логическое мышление – это краеугольный камень абстрактного. Это естественно трудно выяснить, изучая животных, но до сих пор ни одному животному не удавалось так хорошо ориентироваться в абстрактных терминах, как это удается человеку. Логическое мышление, основанное на абстрактных идеях, — это огромное достижение человечества, так как лобная доля нашего мозга по отношению к его полному размеру во многом превосходит мозг любого животного. Возможно, способность мыслить рационально действительно сделала нас людьми, а также то, что мы считаемся с другими и всегда стремимся к тому, чтобы быть мотивированными, независимо от того, на что похожа истина.