История появления рыцарей. Рыцарь



Рыцарь

Ры́царь

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) кого? ры́царя , кому? ры́царю , (вижу) кого? ры́царя , кем? ры́царем , о ком? о ры́царе ; мн. кто? ры́цари , (нет) кого? ры́царей , кому? ры́царям , (вижу) кого? ры́царей , кем? ры́царями , о ком? о ры́царях

воин

1. В Западной Европе в средние века рыцарем называли служащего на военной службе дворянина, феодала.

Доблестный, отважный, могучий рыцарь. | Бедный, странствующий рыцарь. | Железный рыцарь. | Мальтийский рыцарь. | Турнир рыцарей. | Шлем, латы, кольчуга рыцаря. | Возвести кого-либо в рыцари. | Рыцарь приветствует противника.

2. Рыцарем называли монаха, который жил в монастырях-крепостях, а также участника крестовых походов.

Рыцари-храмовники. | Рыцари-госпитальеры предпочитали иметь на мечах вставки из красного камня.

благородный человек, деятель

3. Рыцарем называют человека, который имеет благородные манеры.

Преданный, воплощенный рыцарь. | Вы храбрый, сильный, великодушный рыцарь. | Вы настоящий рыцарь!

4. Рыцарем называют человека, который преданно служит кому-либо, чему-либо, увлечённо занимается чем-либо одним.

Рыцарь науки, просвещения. | Рыцарь правды и справедливости. | Он - рыцарь порядка и свободы.

5. Рыцарем без страха и упрёка называют человека большого мужества, безупречного во всех отношениях.

6. Рыцарем печального образа называют наивного, романтического мечтателя.

7. Рыцарем на час называют человека, который способен лишь на кратковременные благородные порывы.

8. Скупым рыцарем называют человека, который тщательно оберегает своё богатство, наслаждается им.

ры́царский прил.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "рыцарь" в других словарях:

    - (нем. Ritter). В средние века, конный латник, витязь высшего сословия: в рыцари посвящали после победы на ноле сражения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЫЦАРЬ средневековой воин благородного… … Словарь иностранных слов русского языка

    Рыцаря, м. [от нем. Ritter, букв. всадник]. 1. В феодальной Европе лицо, принадлежавшее к военно–дворянскому сословию (истор.). Маркс в “Хронологических выписках” писал, что Александр Невский, выступив против немецких рыцарей и разбив их на льду… … Толковый словарь Ушакова

    См. мещанин... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рыцарь аристократ, мещанин; воин, идеал, джентльмен, кавалер, крестоносец, паладин, миннезингер, идальго, кабальеро … Словарь синонимов

    - (нем. Ritter первоначально всадник), в Зап. и Центр. Европе в средние века феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда в… … Большой Энциклопедический словарь

    РЫЦАРЬ, я, муж. 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. Р. со своим оруженосцем. Рыцари крестоносцы. Турнир рыцарей. Р. печального образа (о Дон Кихоте, герое… … Толковый словарь Ожегова

    Муж. вообще, конный витязь старины, когда ручной бой, меч и латы решали дело; конный латник дворянского сословия; | член рыцарского ордена, братства; | * честный и твердый ратователь за какое либо дело, самоотверженный заступник. Он рыцарь в душе … Толковый словарь Даля

    - (иноск. иронич.) аферистъ, пройдоха, ловкій плутъ, искатель наживы; страствый приверженецъ, любитель чего либо. Ср. «Рыцари зеленаго поля» (иноск.) любители карточной игры. Ср. Серебряная плоская ваза... была переполнена визитными карточками… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    РЫЦАРЬ - (нем. Ritter от старонем. riter всадник), в феодал. Европе тяжело вооруженный кон. воин, принадлежащий к военно дворянскому сословию рыцарству. Металлич. доспехи, защищавшие Р. и их массивных неповоротливых коней от холодного оружия, не могли… … Справочник по коневодству

    РЫЦАРЬ - мастер, дух, Логос, управляющий своим конем, т. е. материей. Рыцарская символика, включающая коня как знак материальности и всадника как принцип духовности, соотносится с алхимической символикой, представляющей собой системы спиритуализации.… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Белый рыцарь. Жарг. бизн. Альтернативный контрагент, покупающий предприятие по просьбе руководства вместо враждебно настроенного покупателя. БС, 17. Рыцарь Арктики. Публ. Высок. И. Д. Папанин, полярный исследователь, руководитель первой советской … Большой словарь русских поговорок

    Рыцарь - в гендерной системе особый тип маскулинности, обладающий рыцарским этосом. Само понятие рыцарь приходит к нам из Средних веков и из социальной истории: рыцарем являлся тот мужчина, который был возведен в рыцарское достоинство своим сюзереном,… … Термины гендерных исследований

13.07.2013 0 11325


Мы все чуть ли еще не с детсадовских времен, а уж со школьных просто обязательно знаем о рыцарях — конных воинах Средник веков, одевавшихся в металлические доспехи и разъезжавших на могучих лошадях. Но вот откуда произошло само это слово «рыцарь» и что оно означает, наверняка даже сегодня знает не каждый.

А начнем мы давайте с того, что вспомним знаменитый роман Александра Дюма «Три мушкетера», хотя мушкетеров-то в нем на самом деле вовсе и не три, а уже с середины романа четыре! Однако нам важно сейчас вспомнить какое обращение используется там дворянами в разговорах друг с другом? И какое же? А вот какое — шевалье, производное от французского слова «шеваль» — «лошадь».

Получается, что, когда д"Артаньяна призывают к королю: «Шевалье д"Артаньян, вас требует король!», то в дословном русском переводе эта фраза звучала бы так: «Наездник (либо всадник)д"Артаньян, пройдите к королю!» Дело в том, что шевалье (chevalier) по-французски означало «едущий на лошади», и именно так во Франции называли... рыцарей, особенно странствующих, ну а позднее этим словом стали обозначать младший дворянский титул среди французской знати.

То есть это не что иное, как французская форма слова «кавалер», которое в свою очередь произошло от итальянского «кавалери» — «всадник», ну а оно в свою очередь от испорченного варварами латинского слова caballarius — «всадник».

РЫЦЕЖ, РИТТЕР И НАЙТ

А вот на территории Германии использовалось другое слово — «риттер»(позднее от него произойдет слово «рейтар»), точно так же, как и во Франции, обозначавшее всадника, а уже от него в форме польского слова «рыцеж» (rycerz) оно добралось до Руси и здесь переиначилось в «рыцаря».

В средневековой Англии все было не так совершенно и тамошнее рыцарство, в отличие от европейского, никакого лексикологического отношения к лошадям не имело. Там слово «рыцарь»—по-английски knight («найт») — произошло от скандинавского «кнут» — «слуга». То есть для скандинавов, а потом и наследовавших им англичан было важно не столько то, что данный человек умел хорошо ездить на лошади, а то, что он кому-то был слугой, то есть находился от другого человека в зависимости.

При этом в Англии, в отличие от стран континентальной Европы, право посвящать людей в рыцари очень рано стало прерогативой короля. Мало того, если в Европе стать рыцарем было очень трудно, нужно было иметь благородных предков или как-то уж очень необыкновенно выслужиться, то в Англии Генрих III и Эдуард I требовали обязательного посвящения в рыцари любого человека, лишь бы у него ежегодный доход с земли был не ниже 20 фунтов. То есть богатство тут взяло верх над родовитостью!

Кабальеро в Испании в X-XVI веках (опять-таки от слова «кабаль» — «лошадь») — это дворянин, богатый либо родовитый человек, несший военную службу в кавалерии. Кабальеро обладали рядом привилегий, свойственных дворянству. Позднее этот термин стали использовать просто как вежливое обращение к мужчинам во всех странах, где разговаривают на испанском языке.

ФАРЬ,ФАРЛС И ФУРУСИЙЯ

На мусульманском Востоке все было так же, как в Европе: лошадь здесь называлась «фарь», рыцарь — «фа-рас», а вот термином «фурусийя» как раз и обозначалось рыцарство. Была даже специальная книга наставлений «Фараснаме», представлявшая не только полную энциклопедию верховой езды, но и содержащая поучения относительно войны и охоты, основы тактики и стратегии и даже обучавшая игре в шахматы!

Египетские всадники-мамлюки

Кодекс фурусийя объединял арабских воинов от Афганистана до мусульманской Испании в течение очень долгого времени, а слово «фарас» и в современном арабском языке означает конный спорт! При этом мусульманская фурусийя по своему содержанию практически не отличалась от всего того, что составляло сущность рыцарства и в Западной Европе.

И точно так же, как и в Европе, дороже всего на Востоке стоили боевые кони. Например, в Египте в XII веке даже за самого обыкновенного коня давали трех верблюдов, а за чистокровного арабского скакуна их можно было получить целое стадо — 200! Зато металлические доспехи были в целом дешевле европейских. Например, простейшая чешуйчатая кираса для груди и спины могла стоить столько же, сколько две осенние овцы, тогда как в Европе счет шел обычно на золотые солиды и крупный рогатый скот!

Интересно, но даже первые военно-религиозные духовные ордена, созданные, как известно, рыцарями-крестоносцами в Палестине, появились сначала именно у мусульман, в конце IX — начале XII века, а назывались они Раххасийа, Шухайнийа, Нубувийа, объединенные в 1182 году халифом ан-Насиром в общемусульманский орден футувва. Обряд посвящения в члены ордена включал опоясывание мечом, питье священной соленой воды из чаши, надевание специальных шаровар и символический удар по плечу рукой или плоской стороной меча.

Интересно, что, волей судьбы оказавшись чуть ли не братьями по оружию, рыцари Запада и Востока враждовали далеко не всегда! Например, известный арабский рыцарь Усама ибн Мункыз в своих мемуарах писал о том, что многие крестоносцы в Палестине подружились с мусульманами. Были известны случаи, когда европейские рыцари переходили на службу к мусульманским правителям и даже получали за это земельные владения. Да и сам он не стеснялся писать о том, что был дружен с несколькими рыцарями-франками, причем даже членами ордена тамплиеров!

В свою очередь известно немало случаев, когда западноевропейские рыцари приглашали мусульман на свои турниры, а те не видели ничего зазорного в том, чтобы в них участвовать, хотя по идее ни те ни другие не должны были никоим образом «якшаться с неверными»! Зато в сражениях восточные рыцари нередко отказывались биться бок о бок с простолюдинами или же с теми, кто был вооружен как пехотинец, считая это оскорблением для своей чести!

ЧЕЛОВЕК С ВЕЩАМИ

В далекой Японии — где в общем-то тоже были свои рыцари, называвшиеся самураи, — происхождение этого слова опять-таки связано отнюдь не с конем, а, как и в Англии, со служением! Самое древнее слово, обозначавшее воина еще в незапамятные времена, было «мо-но-но-фу». «Моно» — «предмет, вещь», «фу» — «человек». То есть дословно оно означало — «человек, имеющий дело с вещами», а под вещами, конечно же, подразумевалось оружие! Потом вместо него стало использоваться слово "буси" — «вооруженный человек, воин, дружинник».

Слово же «самурай» произошло от глагола «сабу-рау» — «служить», причем этим глаголом обозначалась и служба в армии, и работа в качестве домашней прислуги! Впрочем, все они были конниками, да к тому же еще и лучниками в придачу, потому что в японском языке «воевать» и «стрелять из лука» это одно и то же слово! Так вот постепенно из вооруженных слуг, находившихся при крупных землевладельцах, и сформировалось японское рыцарство.

В отличие от азиатских коллег, европейские рыцари не признавали лук столь же достойным оружием, каким являются меч и копье. Они применяли его только на охоте и в спорте. Лук — рыцарское оружие? Да это просто немыслимо! Вот потому-то они и не считали азиатских воинов равными себе, а те в свою очередь считали европейцев глупцами!

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства - на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем - Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Рыцари

Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви. На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян "неотесанными мужланами". И даже священников они считали людьми, лишенными "благородных манер". Мир, в их понимании, вечен и неизменен, а в нем вечно и неизменно господство рыцарского сословия. Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное - безобразно и аморально.










Происхождение

Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов - VI - VII вв. В эту эпоху окрепла власть королей: завоевания и связанная с ними огромная добыча резко подняли их авторитет. Вместе с королем усиливались и члены его дружины. Сначала их возвышение над соплеменниками было относительным: те оставались свободными и полноправными людьми. Подобно древним германцам, они были одновременно землевладельцами и воинами, участвовали в управлении племенем и в судебных разбирательствах. Правда, рядом с их сравнительно небольшими участками росли крупные земельные владения знати. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых заставляли признать себя зависимыми людьми.












Численность и роль
в средневековом обществе

Численность рыцарства в Европе была невелика. В среднем рыцари составляли не более 3% населения той или иной страны.В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной. Средние века были временем,когда все решает сила, а сила была именно в руках рыцарства. Именно рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства - землей, и именно они сосредоточили всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяли его знатность.

Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон культуры Средневековья. Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь,так и военные конфликты, дипломатичекие отношения.Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимание всех сторон жизни средневекового общества.

Рыцари | Посвящение

Становясь рыцарем, юноша проходил процедуру посвящения: его сеньор ударял его плашмя мечом по плечу, они обменивались поцелуем, который символизировал их взаимность.



Доспехи

  1. Шлем 1450 г.
  2. Шлем 1400 г.
  3. Шлем 1410 г.
  4. Шлем Германия 1450 г.
  5. Миланский шлем 1450 г.
  6. Италия 1451 г.
  7. - 9. Италия (Тлммазо Негрони) 1430 г.

















Рыцарское вооружение

Средневековый феодал был вооружен тяжелым холодным железным оружием: длинный меч с крестообразной рукоядкой метровой длины, тяжелое копьё, тонкий кинжал. Кроме того применялись палицы и боевые топоры (секиры), но они довольно рано вышли из употребления. Зато рыцарь всё больше внимания уделял средствам защиты. Он надевал на себя кольчугу или панцирь, сменившие прежние кожаные латы.

Первые панцири из железных пластин начали применяться к XIII веку. Они защищали грудь, спину, шею, руки и ноги. Доплнительные пластины накладывались поверх плечевых, локтевых и коленных суставов.

Непременной частью рыцарского вооружения стал треугольный деревянный щит, на который набивались железные пластинки.
На голову надевался железный шлем с забралом, которое могло подниматься и опускаться, защищая лицо. конструкции шлемов постоянно менялись, обеспечивая все лучшую защиту, а иногда просто ради красоты. Покрытый всем этим металлом, кожей и одеждой рыцарь при длительном сражении страдал от сильной жары и жажды, особенно летом.

Боевой конь рыцаря стал покрываться металлической попоной. В конце концов рыцарь со своей лошадью, к которой он как бы приростал, становился своего рода железной крепостью.
Такое тяжелое и неуклюжее вооружение делало рыцаря малоузвимым для стрел и ударов копьём или мечом противника. Но оно же приводило к малой подвижности рыцаря. Выбитый из седла рыцарь уже не мог сесть верхом без помощи оруженосца.

Всё же для пешего крестьянского войска рыцарь оставался долгое время страшной силой, против которой крестьяне были беззащитны.

Горожане скоро нашли средство разбивать отряды рыцарей, используя свою большую подвижность и одновременную сплоченность, с одной стороны, и лучшее (по сравнению с крестианским) оружее - с другой. В XI - XIII веках рыцари не раз бывали биты горожанами в разных странах Западной Европы.
Но только изобретение и усовершенствование пороха и огнестрельного оружия в XIV веке и далее положило конец рыцарству как образцовой военной силы средневековья.


Феодальные замки и их устройство

Важнейшим после собора типом здания в Средние века, несомненно, являлся замок. В Германии вслед за формированием типа династической крепости в 11 веке сложилось представление о практических и символических преимуществах значительной высоты здания: чем выше замок, тем он лучше. Герцоги и князья соперничали друг с другом за право называться обладателем самого высокого замка. В средневековом мировосприятии высота замка непосредственно соотносилась с могуществом и богатством его владельца.
Взяв за образец юго-западную часть Германии, где замки возводились особенно активно, рассмотрим вкратце некоторые политические, социальные и юридические аспекты развития фортификационной архитектуры.
Представители династии Гогенбергов, потомки графов Поллернов, следовали традиции, которая предписывала крупному сеньору в знак своего могущества и власти возводить замок на вершине скалы. В середине 12 века эта ветвь Цоллернов избрала местом для фамильной крепости скалистый горный пик над горным лугом, известный ныне как Гуммельсберг (близ Роттвайля). Оказавшись таким образом на высоте около километра, замок Гогенбергов "обогнал" замок Цоллернов - Гогенцоллерн приблизительно на 150 метров. Чтобы подчеркнуть такое преимущество, графы - владельцы замка взяли фамилию в честь этого горного пика: "Гогенберг" означает по-немецки "высокая гора" ("hohen Berg"). Подобные Гуммельсбергу конические выходы горных пород, обрывистые со всех сторон, типичны для швабских нагорий. Они были идеальными географическими символами власти и величия.
Средневековый замок был средоточием жизни феодального двора. Сохранились документальные свидетельства того, что замки выполняли многие церемониальные функции дворца: известно, например, что в замке графа Альбрехта 2 Гогенберга на Рождество 1286 года были устроены продолжительные и чрезвычайно пышные торжества в честь гостившего при графском дворе императора Германии Рудольфа 1. Известно также, что в замках служило множество таких характерных для административного устройства дворца должностных лиц, как дворецкие, сенешали и маршалы, и это еще одно свидетельство частоты, с которой в замках устраивали всевозможные праздники.
Как выглядел типичный средневековый замок? Несмотря на различия между местными типами замков, все средневековые немецкие замки в целом строились приблизительно по одной схеме. Они должны были удовлетворять двум основным требованиям: обеспечивать надежную защиту при нападении врага и условия для социальной жизни общины в целом и феодального двора в особенности.
Как правило, замок был окружен оградой, стены которой опирались на массивные контрфорсы. Поверху стены обычно проходила крытая дозорная дорожка; остальные части стены были защищены зубцами, чередующимися с амбразурами. Внутрь замка можно было попасть через ворота с привратной башней. В углах стены и вдоль нее через определенные промежутки также возводились башни. Хозяйственные постройки и замковая часовня обычно располагались в непосредственной близости от таких башен: это обеспечивало большую безопасность. Главным зданием, где находились жилые покои и приемные для гостей, являлся палас - немецкий аналог большого зала, выполнявшего те же функции в замках других стран. К нему примыкали стойла для скота. В центре двора высился донжон (иногда его размещали ближе к паласу, а подчас и вплотную к нему). Замок Лихтенберг к северу от Штутгарта - один из немногих, полностью сохранившихся до наших дней средневековых немецких замков. По клеймам каменщиков его возведение датируется приблизительно 1220 годом.
Возвращаясь к Гогенбергам, следует отметить, что они наряду с пфальцграфами Тюбингена принадлежали к числу самых могущественных аристократических родов Юго-Западной Германии 12 - 13 веков. Им принадлежали обширные поместья в районе верхнего течения реки Неккар, а также, кроме главного замка Гогенбурга, замки в Ротенбурге, Хорбе и других местах.
Именно в Хорбе, городе, выстроенном на холме над Неккаром, вплотную приблизилась к воплощению мечта Гогенбергов об идеальной резиденции, сплошь усеянной башнями, устремленными в небеса. Прежний владелец Хорба, пфальцграф Тюбингенский Рудольф 2, задумал, но не успел завершить проект строительства грандиозного замка на скальном выступе, нависающем над городским рынком. В конце 13 века Хорб как часть приданого невесты из рода Тюбингенов перешел к Гогенбергам, которые и довели до конца строительные работы, объединив замок с городом таким образом, чтобы под защитой замковых стен оказалась и городская церковь. Построенная в 1260 - 1280 годах, эта бывшая коллегиальная церковь Святого Креста ныне посвящена Деве Марии.
В результате замок и город в Хорбе уникальным образом срослись в единое целое. Почти наверняка Хорб первым из немецких городов послужил основой для резиденции сеньора. Благодаря этому в самом городе появилось много зданий, принадлежавших графу, что стимулировало развитие функций графского двора как социального института.
Дальнейшее развитие этого процесса происходило в Ротенбурге. В 1291 году граф Альбрехт 2 Гогенберг, прежде живший в уединении на Вайлербургской вершине, основал для себя резиденцию над Ротенбургом; замок и город также образовали здесь единое целое. Уединенный вайлербургский замок на скале, отрезанный от общественной жизни, разумеется, не был заброшен окончательно, но в основном утратил роль резиденции. Ротенбург же превратился в столицу Гогенбергов и остался городом-резиденцией даже после того, как этот графский род угас.

Таким образом, развитие средневековых городов-резиденций в 13 - 14 веках определялось в основном процессом переноса замка в город. Этот процесс, сформировавший новый тип градостроительной культуры и повлекший за собой важные политические и социальные последствия, можно рассматривать в контексте частой смены властителей.
Усиление политической власти сеньоров создавало потребность в содержании более пышных дворов и финансировании дорогостоящих строительных проектов - городов-замков и дворцов-замков. Разумеется, столь откровенная демонстрация силы навлекала на новые замки опасность. Замок и окружающую территорию следовало тщательно укреплять. Для обороны требовались мощно укрепленные замковые стены и хорошо вооруженные рыцари; однако открытому столкновению обычно предшествовали напряженные дипломатические переговоры. И только если все возможности ненасильственного разрешения конфликта оказывались исчерпаны, объявлялась война и противники закрывались в своих замках, чтобы подготовиться к боевым действиям.
Затем сеньор либо выступал из замка со своим войском, либо принимал оборонительные меры. В подготовке к обороне участвовал не только замок, но и город. По окончании войны подписывали мирный договор, единственной целью которого было предотвращение дальнейших распрей. В договоре устанавливались новые границы, которые подчас описывались вплоть до мельчайших деталей, с перечислением пастбищ и феодов. Потомки, однако, нередко не желали признавать законность такого передела земли, и если такой конфликт, затянувшийся на поколения, не удавалось уладить, он в конце концов мог привести к гибели замка или к смене властителя. В Средние века формально объявленные междоусобные войны зачастую считались совершенно законным средством восстановления наследственных прав.
Некоторые средневековые замки, а впоследствии и города-резиденции развились в культурные центры. Если сеньор оказывался любителем изящных искусств, он старался привлечь ко двору ученых и художников, основывал университет и заказывал работы по строительству или отделке храмов и дворцов.


Досуг

Турниры

Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.


Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что 4 поколения его предков были, свободными людьми.
Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т.наз. "жюте". Такой поединок назывался "тиост" - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по "нациям" или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.
С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнир имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.

Рыцарские девизы

Важным аттрубутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важнейшую сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было. Характерными рыцарскими девизами были следующие: "Иду своей дорогой", "Другим не стану", "Вспоминай меня часто", "Я осилю", "Я не король и не князь, я граф де Куси".

Таким мы представляем образ рыцаря средневековья, навеянный книгами и фильмами.

А так на самом деле.Рыцари были низкорослыми, на рубеже XIV-XV веков средний рост рыцаря редко превышал 1,60 м.

Или примерно так. Небритое и немытое лицо среднего рыцаря часто было обезображено оспой, поскольку ею в Европе в те времена болели практически все.

Встреча с рыцарем

Увы, все это не более чем миф, и, повстречай современная женщина на своем пути настоящего рыцаря, поверьте, она была бы в ужасе от этой встречи. Созданный женским воображением и подкрепленный романтическими рассказами образ рыцаря, не имеет ничего общего с реальностью. Слишком уж не похож настоящий рыцарь на того, о ком можно мечтать..

Так какими же были средневековые рыцари? Вот некоторые интересные факты, которые помогут воссоздать наиболее полный образ рыцаря, рассмотрев все стороны его жизни. Средневековый рыцарь, безусловно, соединял в себе положительные качества с целым рядом отвратительных черт.

Воевали в те годы постоянно, погибали мужчины часто, поэтому ни в одной европейской стране не было регулярной армии, способной противостоять врагу.

Отсюда и необходимость в рыцарях. В средневековой Европе рыцарем мог стать дворянин, готовый нести военную службу и при необходимости защищать страну и церковь. Простолюдинов среди них не было, одна из причин – отсутствие денег.

А быть рыцарем – дело затратное. Средневековый рыцарь должен был иметь коня (и не одного), оружие и доспехи (также несколько комплектов). Рыцарям дарилась земля, которую те могли сдавать в аренду, а на вырученные деньги делать себе «обмундирование» и покупать коней.

Доспехи были очень дорогими, поскольку делались для конкретного человека, подгоняясь под его фигуру. Еще средства были нужны на содержание оруженосцев, которых у одного рыцаря было несколько (один не мог следить за конями и таскать все тяжелые доспехи рыцаря).

Войн и битв в то время было предостаточно. Поэтому рыцари превращались, в абсолютных убийц.

Абсолютные убийцы

В 11 веке папа римский издал приказ, согласно которому каждый молодой дворянин, достигший двадцатилетнего возраста, приносил присягу, обязуясь защищать слабых, детей и дам. Но до этого момента в течение 14 лет мальчики должны были изучать азы рыцарства, боевое искусство, служа все это время оруженосцами. А это непросто. Они должны были следить за доспехами рыцаря и его лошадьми. На поле боя оруженосцы находились за спиной рыцаря, готовые в любой момент подать ему новое оружие или другие доспехи. Если мальчик дворянского происхождения (а среди оруженосцев были и простые люди) достойно проживал эти 14 лет, тогда он и приносил присягу, после которой становился рыцарем.

Благодаря латам рыцари были практически неуязвимы на поле боя.

Рыцари должны были всегда быть галантными, нравственными и говорить правду. Это и стало началом рыцарства, каким видим его мы.

Замки рыцарей

Рыцари имели свои замки, весьма укрепленные и построенные таким образом, чтобы успешно отбивать атаки нападавшего неприятеля. Основная их изюминка – винтовая лестница, очень крутая и узкая. Направление ее зависело от того, правша или левша хозяин замка.

Изгиб ее делался так, чтобы «рабочая» рука рыцаря, спускавшегося с лестницы, могла свободно двигаться. То есть, если рыцарь правша, то стена должна быть слева. Для поднимавшихся снизу недругов картина при этом была противоположной: их правая рука упиралась в стену, что не позволяло им свободно владеть оружием.

Средневековые рыцари были очень храбрыми, безрассудными и очень жестокими. Правда церковь и папа римский не осуждали «рыцарскую жестокость», считая ее оправданной: ведь рыцарь убивает, беря грех на душу, чтобы спасти страну от неверных. И если вдруг рыцарь найдет в бою смерть и умрет от руки врага, он непременно попадет в рай.

Рыцари были очень высокомерными, они с презрением относились к простолюдинам. А ведь им приходилось воевать бок о бок! На поле боя, помимо рыцарей, всегда была пехота, лучники и простые солдаты, которых набирали из людей низшего сословья.

Справедливости ради, нужно сказать, что все же были случаи, когда рыцари очень душевно относились к простым воинам и не бросали их в беде.

Рыцари грабили города и селения, занимались ростовщичеством, эксплуатировали местное население.

А теперь еще немного шокирующей правды о средневековых рыцарях. Все рыцари были невысокого роста. Хотя, правду сказать, в те годы почти все люди были невысокие.

Гигиена рыцарей

Все рыцари носили бороду. Понятно, что у них во время боев не было возможности бриться, но борода позволяла им скрывать недостатки кожи. Дело в том, что в те века в Европе очень частыми были эпидемии оспы, поэтому лица рыцарей зачастую были покрыты оспинами. Плюс ко всему рыцари очень редко мылись, что приводило к возникновению кожных болезней, среди которых прыщи были делом обычным.

Мылись рыцари в среднем три раза в год. Можно представить, как выглядело их тело и волосы, практически постоянно скрытые под прочными доспехами! В неухоженной растительности (усах, бороде и волосах) были и грязь, и остатки еды. А уж сколько тварей заводилось на них! Я имею в виду вшей и блох. Похоже, что рыцарям приходилось терпеть не только натиск врага, но и болезненные укусы насекомых.

Зубами рыцари похвастаться также не могли. В те времена чистить зубы не было принято, да и возможности хоть как-то следить за ртом у рыцарей не было. Поэтому у многих не было части зубов, а оставшиеся были полусгнившими. Изо рта шла жуткая вонь, которую рыцари заедали чесноком.

Для крестоносцев оставалось загадкой, как войны Саладина с легкость находили лагерь. Секрет скрывался в запахе — амбре от рыцарей разносилось на десятки вёрст.

А какой от их немытых тел шел запашок! Усугублял это еще один момент. На рыцарях практически всегда были доспехи, на снятие или одевание которых у оруженосцев уходил примерно час.

Да и возможность заняться этим была лишь в свободное от боев время, а естественную нужду нужно справлять периодически!

Поэтому рыцари гадили прямо под себя, в доспехи. Сказочный аромат! Судя по всему, рыцарский конь, обгаженный всадником, также сильно благоухал.

Для милых дам

И вот такой рыцарь на белом коне возвращался с битвы, и представал перед взорами дам! Надо отметить, что в те времена все мылись редко, так что от представительниц слабого пола тоже не пахло цветами. Очевидно, средневековые люди настолько привыкли к вони немытых тел, что не считали этот запах отталкивающим.

Но женщины, по крайней мере, нужду справляли не под себя! Может быть, они «аромат» рыцарских экскрементов и мочи считали мужественным?

Встреча после похода. Учитывая, что кавалер не мылся, практически никогда, то находится возле них, было тяжелым испытанием.

Нужно сказать, что самим рыцарям было наплевать, как они выглядят и чем пахнут. Женское мнение их мало беспокоило, особенно если те были простолюдинками. Среди рыцарей было принято во время походов совершать набеги на деревни и насиловать всех молодых и невинных девушек. Чем больше таких «побед» у рыцаря, тем больше его уважали друзья.

Дамам благородного происхождения также приходилось несладко. Рыцари относились к ним грубо. В 12 веке рыцари несколько изменили стимулы, побуждающие их проявлять храбрость на поле боя. Теперь они старались биться не за отчизну и церковь, а за прекрасных дам. Драться, чтобы завоевать благосклонность Дамы сердца, стало обычным делом для рыцарей. Они готовы были поклоняться ей!..

Но придется в эту сладкую картинку добавить ложку дегтя. Дело в том, что ни о какой нравственности здесь речь не идет. Как правило, в этот момент рыцарь был женат, да и его дама сердца зачастую состояла в законном браке. Более того, мнение возлюбленной рыцарь никогда не спрашивал – кто победит в поединке, тому она и достанется. Хочет ли этого женщина – никого не интересовало.