История открытия гробницы тутанхамона в фотографиях. Как обнаружили гробницу тутанхамона и что продолжают в ней искать

Говард Картер работал над поисками гробницы Тутанхамона вместе со своим компаньоном лордом Джорджом Карнарвоном. В 1923 году лорд Карнарвон скоропостижно скончался в гостинице в Каире. Официальную причину смерти точно не установили, так как уровень развития медицины в Египте в то время был еще слабый. Это было либо воспаление легких, либо заражение крови от пореза бритвой.

Именно после этой смерти пресса начала активно “трубить” о “проклятье Тутанхамона”. Начались разговоры о каких-то мифических грибках и микроорганизмах, которые жрецы оставляли, чтобы погубить грабителей. А потом еще Голливуд подхватил идею.

Конечно, это не более чем небылицы. Лорд Карнарвон не был 20-летним мальчиком, в момент смерти ему уже было 57 лет. Воспаление легких и заражение крови в те времена были смертельно опасными болезнями, так как антибиотики еще не были изобретены.

Сам Говард Картер умер в 1939 году в возрасте 64 лет. По логике, если проклятье и существует, то оно должно было коснуться его в первую очередь.

Другая версия гласит, что никакой мистики в смертях некоторых участников экспедиции нет. Их, якобы, убили египетские спецслужбы, чтобы скрыть фальсификацию. Эта версия более реалистична, о ней мы поговорим подробно.

Обвинения в фальсификации

Существует мнение, что эти раскопки и вся гробница фараона Тутанхамона – это подделка. Якобы, Картер и власти Египта построили фальшивую гробницу. В этом есть некоторый смысл, ведь Египет заработал огромные деньги на продаже сокровищ.

Поклонники этой теории приводят следующие доводы:

Во-первых , в момент находки Картера вся Долина Царей уже была перерыта, и найти там что-то новое было уже невозможно.

Этот довод сразу можно отбросить. Как это невозможно? Археолог Отто Шаден нашел тут еще одну гробницу в 2005 году. И еще, вероятно, найдут.

Второй довод . Картер очень долго проводил раскопки - около 5 лет. Якобы он тратил это время на строительство подделки.

Этот довод также ничего не значит. Могут копать и 5 лет, могут и 10, что тут удивительного?

В-третьих , некоторые предметы выглядят совсем новыми. Такое также возможно, какие-то предметы сохранились лучше, какие-то хуже.

В-четвертых , крышка гроба была расколота. Якобы это сделали специально, так как она не пролезала в дверь гробницы. Этот довод весьма сомнительный - крышка гроба раскололась, что тут удивительного?

И еще масса подобных доводов, которые наводят тень сомнения, но ничего не доказывают.

Давайте подумаем здраво. Эти люди утверждают, что Картер потратил 110 килограммов золота на изготовление из него саркофага, еще 11 килограммов золота на маску. Нашел или произвел около 3500 артефактов.

Он вырубил в скале гробницу, произвел два каменных саркофага. Нашел где-то бесхозную мумию человека возраста около 20 лет. Потом он упаковал все это в гробницу и заявил об открытии.

Прочитайте все это! Он должен был сделать все это незамеченным! Вы верите, что такое возможно? Откуда золото и деньги? Как это можно было сделать в тайне? Это просто нереально.

Музеи, купившие эти экспонаты, проводят экспертизы предметов своих коллекций. Если бы Картер и египетское правительство провели такую аферу, она бы давно уже была раскрыта научными методами.

В ноябре 2012 исполняется 90 лет с того дня, когда английский археолог и египтолог Говард Картер обнаружил вход в гробницу фараона Тутанхамона в Долине царей близ Луксора. Там исследователей ожидали великие сокровища. А смерти, последовавшие вслед за открытием, породили волну слухов о «проклятии фараона».





Фараон Тутанхамон был весьма незначительным правителем и не прославился в истории абсолютно ничем. Известно только, что он умер очень молодым. И если бы не памятники из его гробницы, имя Тутанхамона упоминалось бы только в узком кругу учёных-египтологов. Но в ноябре 1922 года состоялось одно из крупнейших археологических открытий XX века - в «Долине царей» впервые была обнаружена неразграбленная царская гробница, содержавшая полный погребальный комплекс уникальных по сохранности и художественной ценности предметов.


Честь открытия гробницы Тутанхамона принадлежит английскому археологу Говарду Картеру и лорду Карнарвону, финансировавшему экспедицию. Богатый, независимый человек, спортсмен, собиратель произведений искусства и путешественник, совершивший кругосветное плавание на паруснике, лорд Карнарвон ещё юношей увлёкся древностями.

Он был завсегдатаем антикварных магазинов, коллекционировал старые гравюры и рисунки. В археологии он увидел возможности сочетать две обуревавшие его страсти - к спорту и собирательству, и с 1906 года Карнарвон сначала самостоятельно, а затем в сотрудничестве с археологом-профессионалом Говардом Картером, вёл раскопки в «Долине царей». Так в результате целеустремлённых многолетних археологических поисков состоялось великое открытие.


Ещё в начале XX века экспедиция американца Теодора Дэвиса обнаружила в «Долине царей», в тайнике под скалой, фаянсовый кубок, на котором значилось имя Тутанхамона. Неподалёку, в углублении скалы нашли запечатанные глиняные сосуды, в которых находились головные повязки плакальщиков и другие предметы, также с именем Тутанхамона, а в обнаруженной Дэвисом шахте-могиле отыскалась деревянная шкатулка. На обломках золотой пластинки, лежавшей в шкатулке, тоже значилось имя Тутанхамона.

Дэвис заключил, что открытая им могила-шахта и является местом погребения этого фараона. Но Говард Картер был убеждён в другом: все эти предметы использовались во время погребения фараона, а после завершения обряда были собраны, уложены в сосуды и спрятаны недалеко от гробницы. Следовательно, гробница Тутанхамона находится где-то поблизости!



Одна из сандалий Тутанхамона.
В феврале 1915 года Картер и Карнарвон приступили к планомерным поискам. Это был довольно смелый шаг: «Долина царей» к тому времени считалась хорошо изученной, здесь побывали десятки экспедиций, и весь учёный мир был убеждён, что время великих открытий в «Долине царей» миновало.

Тем не менее Картер и Карнарвон были твёрдо убеждены в успехе. «Рискуя быть обвинённым в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твёрдо надеялись найти совершенно определённую гробницу, а именно: гробницу фараона Тутанхамона», - писал впоследствии Картер.

Тщательно, метр за метром, его сотрудники обследовали «Долину царей». Всю территорию, на которой могла находиться гробница Тутанхамона, расчистили от грунта. Необследованным оказался лишь небольшой клочок земли, на котором стояли лачуги, где жили рабочие некрополя.

«Сезон проходил за сезоном, не принося результатов, - вспоминал Говард Картер. - Мы вели расколки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадёжной подавленности. Мы уже начали смиряться со своим поражением и готовились оставить Долину, чтобы попытать счастья в другом месте».


Общий вид раскопок в восточной части долины царей.

Изголовье на царском ложе из первой камеры гробницы Тутанхамона.
В тот день, когда археологи приступили к сносу хижин рабочих и раскопкам последнего нерасчищенного участка территории, было сделано открытие. 3 ноября 1922 года под первой же сломанной хижиной была обнаружена высеченная в скале ступенька. Когда лестницу расчистили, на уровне двенадцатой ступеньки показался дверной проём, замурованный и запечатанный печатью. Археологи стояли на пороге тайны…

«Внезапность этой находки так ошеломила меня, а последующие месяцы были так наполнены событиями, что я едва нашёл время собраться с мыслями и всё это обдумать», - писал Картер. Он осмотрел печать: это была печать царского некрополя с изображением шакала и девяти пленных. Следовательно, там, в гробнице, покоился прах какой-то высокопоставленной особы.



Дрожа от нетерпения, Картер пробил в двери отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камнями и щебнем. Это лишний раз доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.

Утром 6 ноября Картер отправил Карнарвону телеграмму: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями. До Вашего приезда всё снова засыпано. Поздравляю».

Более двух недель провёл Картер в томительном ожидании. 23 ноября лорд Карнарвон вместе со своей дочерью леди Эвелин прибыл в Луксор.

24 ноября дверь была полностью расчищена. В её нижней части был обнаружен оттиск печати с ясно читаемым именем Тутанхамона. Сомнений не оставалось - это была гробница фараона.

Но радость открытия соединилась с большой тревогой: обнаружилось, что часть замурованного входа в гробницу оказалась дважды последовательно вскрытой, а затем вновь заделанной. Следовательно, грабители побывали в гробнице. Но успели ли они её разорить? - вот что теперь волновало исследователей.


На задней стенке стула можно видеть рисунок, изображающий фараона и его жену Анхесенамон.
«Так как теперь была видна вся дверь, мы сумели увидеть то, что до этого было скрыто от наших взоров, а именно: часть замурованного прохода дважды вскрывали и вновь заделывали; ранее найденные нами печати - шакал и девять пленников - были приложены к той части стены, которую открывали, печати же Тутанхамона, которыми и была первоначально запечатана гробница, находились на другой, нижней части стены. Таким образом, гробница вовсе не была, как мы надеялись, совершенно нетронутой. Грабители побывали в ней, и даже не раз», - пишет Картер. Но то обстоятельство, что гробница была вновь запечатана, говорило о том, что грабителям не удалось очистить её полностью.


Расчистив галерею, археологи натолкнулись на вторую дверь, тоже опечатанную. Наступил решительный момент.

«Дрожащими руками, - вспоминает Картер, - я проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. Темнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала, как в только что очищенной нами галерее. Опасаясь скопления газа, мы сначала зажгли свечу. Затем, расширив немного отверстие, я просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин и Коллендер (египтолог, участник экспедиции. - Авт.), стоя позади меня, с тревогой ожидали приговора.

Сначала я ничего не увидел. Тёплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были стройные фигуры зверей, статуи и золото - всюду мерцало золото! На какой-то миг - этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, - я буквально опешил от изумления.

Не в силах более сдерживаться, лорд Карнарвон с волнением спросил меня: „Вы что-нибудь видите?“ Единственно, что я мог ему ответить, было: „Да, чудесные вещи“. Затем, расширив отверстие настолько, чтобы в него можно было заглянуть вдвоём, мы просунули внутрь электрический фонарь».

При свете фонаря из темноты возникли фантастические животные с горящими глазами, матово поблёскивающие большие статуи, массивный золотой трон, алебастровые и золотые сосуды… Головы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени. Словно часовые, стояли одна против другой две статуи из чёрного дерева, в широких золотых передниках, в золотых сандалиях, с палицами и жезлами. Их лбы обвивали золотые изображения священных змей. В темноте сияли инкрустированные белой пастой и алебастром глаза.

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», - сказал Картер, когда первое волнение улеглось.

Его слова подтвердились, когда открыли дверь и луч света от сильной электрической лампы заплясал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на матово поблёскивающих статуях, на алебастровых вазах… На пороге лежала гирлянда цветов - последняя дань усопшему.

Словно заворожённые, стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мёртвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни. Прошло немало времени, прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении не было ни саркофага, ни мумии…

Обойдя шаг за шагом все помещения, археологи обнаружили между статуями часовых ещё одну, третью, запечатанную дверь. «В мыслях нам уже представилась целая анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух», - вспоминал Картер.

27 ноября археологи обследовали дверь и убедились в том, что рядом с дверью, прямо на уровне пола, находится ход, тоже запечатанный, но позднее, чем сама дверь. Значит, и здесь успели побывать грабители? Но что могло скрываться за этой дверью? И почему грабители попытались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимания на те богатства, которые находились перед ними? Какое же неслыханное сокровище они искали, если даже спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении?

Картер и Карнарвон уже понимали, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное. Но, несмотря на сжигавшее их нетерпение, они решили действовать методично и последовательно.

Всю осень и зиму археологи планомерно расчищали гробницу и вывозили из неё находки, сделанные в первой камере. Здесь оказалось около семисот различных предметов. От пристани на Ниле прямо к гробнице Тутанхамона была проложена узкоколейная железная дорога, по которой тяжёлые ящики доставляли к специально зафрахтованному пароходу.

Расстояние было небольшое - всего полтора километра, но так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое расстояние, путь позади неё разбирали, а снятые рельсы укладывали впереди вагонетки. Так драгоценные находки проделали обратный путь спустя три тысячелетия после того, как они были торжественно доставлены с берега Нила в гробницу усопшего царя. Ещё через семь дней они были в Каире.

В пятницу, 17 февраля 1923 года, в 2 часа дня в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек - учёные и члены правительства. Никто из них не подозревал, что именно суждено увидеть им через какие-нибудь два часа.

С величайшими предосторожностями Картер принялся разбирать замуровку, скрывающую вход во второе помещение. Работа была тяжёлой и требовала много времени: кирпичи могли обрушиться и повредить то, что находится за дверью. Когда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу и заглянуть в расширявшееся отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть», - пишет Картер. Через десять минут он просунул в расширенное отверстие электрический фонарь.

То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и непонятно: перед ним была… глухая стена! И только когда отверстие ещё больше расширили, все присутствующие увидели, что это была стена из чистого золота…

То, что Картер первоначально принял за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самого огромного и дорогого в мире саркофага.

Понадобилось два часа тяжёлой работы для того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти. Погребальная камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передняя комната. Картер вошёл в неё первым. Перед ним возвышался сверху донизу покрытый листовым золотом саркофаг размерами 5,2 x 3,35 x 2,75 м, занимавший едва ли не всё помещение. Только узкий проход, шириной около 65 см, весь заставленный погребальными приношениями, отделял её от стены.

Расположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери саркофага были хотя и закрыты на засов, но не запечатаны. Дрожащей рукой Картер отодвинул засов. Со скрипом раскрылись двери, и перед ним оказался ещё один обитый золотом ящик. Как и первый, он был заперт. Но на этот раз печать была цела!

Это был поистине звёздный час Картера и Карнарвона. Они обнаружили первое и пока единственное неразграбленное захоронение египетского фараона! Казалось, большего успеха невозможно было ожидать. Но тем не менее этот успех ещё ждал их!

Дойдя до другого конца погребального покоя, они неожиданно обнаружили маленькую дверь, которая вела в третье - помещение сравнительно небольшую по размерам комнату. «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы», - писал впоследствии Картер.

Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырёх богинь-охранительниц. Их лица настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно созерцание их казалось чуть ли не кощунством».

Исследование этой величайшей в истории археологии находки растянулась на несколько лет. Зимой 1926/27 гг. был вскрыт обитый золотом саркофаг. В нём находился второй, во втором - третий…

«Сдерживая волнение, приступил я к вскрытию третьего ящика, - писал Картер. - Я, наверное, никогда не забуду этот напряжённейший момент нашей кропотливой работы. Я разрезал верёвку, удалил драгоценную печать, отодвинул засов, открыл дверцы и… перед нами оказался четвёртый ящик. Он был точно такой же, как и остальные, но только ещё роскошнее и красивее, чем третий. Впереди снова неизвестность…

Что скрывалось за незапечатанными дверями этого ящика? В страшном волнении я отодвинул засов. Медленно открылись дверцы. Перед нами, заполняя собой чуть ли не весь ящик, стоял огромный, совершенно целый саркофаг из жёлтого кристаллического песчаника. Казалось, чьи-то милосердные руки только что опустили его крышку. Какое незабываемое, великолепное зрелище! Золотое сияние ящика ещё больше усиливало впечатление. По четырём углам саркофага распростёрли крылья богини, словно защищая и охраняя того, кто спал здесь вечным сном».

84 дня понадобилось для того, чтобы убрать два верхних ящика и освободить погребальную камеру. Наконец, 3 февраля увидели царский саркофаг во всём его великолепии - высеченный из цельной жёлтой кварцитовой глыбы, 2,75 м длиной, полтора метра шириной и полтора метра высотой. Сверху он был прикрыт гранитной плитой.

В тот день, когда лебёдки начали поднимать эту плиту, вес которой составлял около 1,5 тонны, в гробнице снова собралось множество народу. «Когда плита начала подниматься, наступила мёртвая тишина. В первый момент всех охватило разочарование: ничего, кроме просмолённых полотняных бинтов. Но, когда бинты были размотаны, все увидели мёртвого фараона»…

Так показалось на первый взгляд. На свет появилась не мумия фараона, а его скульптурный портрет из золота. Золото ослепительно сверкало, и вся скульптура выглядела так, как будто её только что принесли из мастерской. В скрещённых руках фараон держал знаки царского достоинства: жезл и инкрустированную лазуритом и синей пастой плеть. Синие лазуритовые полосы блестели на головной повязке царя. Лицо было сделано из чистого золота, глаза из арагонита и обсидиана, брови и веки из стекла цвета лазурита. Это лицо напоминало в своей неподвижности маску, и в то же время оно было словно живое. Рядом лежал скромный венок - последнее «прости» любимому супругу от молодой вдовы…

Археологи сняли золотую крышку. Под ней оказалась вторая, изображавшая лежащего в богатом убранстве фараона в образе бога Осириса. То же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий гроб. В ходе этой работы её участники обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелы. Причина этой поразительной тяжести стала ясна с первого взгляда: третий гроб длиной в 1,85 м был сделан из чистого массивного золота толщиной в три миллиметра. Трудно было даже приблизительно назвать стоимость этого сокровища.

Семь саркофагов, помещённых один в другой, вскрыли археологи, прежде чем добрались до восьмого, в котором лежала мумия фараона. Наступил последний решающий момент. Было вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышку гроба приподняли за золотые скобы. Перед археологами лежал Тутанхамон…

«Сложные и противоречивые чувства, овладевающие человеком в такие моменты, невозможно выразить словами», - вспоминал Картер. Он увидел «…благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с чётко очерченными губами». Оказалось, что Тутанхамон был небольшого роста и хилого сложения; в момент смерти ему было около 18–19 лет.

Мумию украшало просто невероятное количество драгоценностей. Лицо покрывала маска из кованого золота с портретными чертами фараона. Под каждым слоем бинтов обнаруживались всё новые и новые сокровища. Фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями!


Но ещё бо́льшие сокровища были найдены в гробнице Тутанхамона. Здесь находились бесчисленные предметы материальной и духовной культуры древних египтян, и каждый из них мог послужить достаточным вознаграждением за зиму тяжёлых археологических раскопок. Более того, египетское искусство целой эпохи было представлено здесь в таком многообразии и такими совершенными образцами, что Картеру было достаточно беглого взгляда, чтобы понять: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведёт к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрениях и теориях».

Мебель и посуда, ювелирные изделия, оружие, колесницы и модели кораблей - всё поражает разнообразием формы и красотой.

Изумительна по своему совершенству золотая маска царя с инкрустацией из лазурита. Прекрасна герма - поколенная статуя Тутанхамона, сделанная из дерева, покрытая грунтом и раскрашенная. Невысокая корона, оставляющая открытыми раковины ушей, надвинута на лоб. Нежное лицо озарено сиянием больших чёрных глаз. Замечательна золотая статуэтка Тутанхамона, стоящего на чёрном леопарде. Сильный мускулистый зверь легко несёт хрупкую фигурку царя. Сочетание чёрного дерева с золотом удивительно красиво.

Самым оригинальным портретом Тутанхамона является маленькая головка, сделанная из дерева, покрытая тонким слоем гипса и раскрашенная. Подобно солнечному богу, фараон рождается из цветка лотоса. Тутанхамон здесь изображён совсем юным. Капризный рот тронут болезненной улыбкой, большие раскосые глаза внимательно смотрят вдаль. Это один из самых поэтичных образов, созданных в египетском искусстве.

Вход в гробницу Тутанхамона (в центре) лежит перед туристическим центром в египетской Долине Фараонов. Археолог Джон Ромер опасается, что Нил может затопить долину.
В гробнице Тутанхамона было обнаружено несколько моделей судов, сделанных из дерева: длинные барки с носом и кормой, украшенными цветами лотоса, предназначались для переправы к «полям блаженных». Четыре барки такой же формы, но снабжённые троном, должны были служить фараону во время ежесуточного следования за солнцем в его пути по небосводу. Из алебастра сделана барка, украшенная головами диких козлов. В центре её возвышается лёгкий балдахин, покоящийся на колонках с двойными капителями в виде цветов лотоса и папируса.

Не менее важной находкой были три больших ложа, о существовании их было известно и ранее из росписей на стенах гробниц, но найти их, однако, до сих пор не удавалось. Это были удивительные сооружения, с возвышением не для головы, а для ног. На одном из них красовались изображения львиных голов, на втором - коровьих, на третьем можно было увидеть голову полукрокодила-полугиппопотама. На ложе были горой навалены драгоценности, оружие и одежда, а сверху лежал трон. Его спинка была так изумительно украшена, что Картер впоследствии утверждал: «Это самое красивое из всего, что до сих пор было найдено в Египте».


Роспись одного из ларцов изображает фараона на колеснице, охотящегося на львов. Эти сцены исполнены поразительного для египетского искусства динамизма: стремителен и неудержим бег царских коней…


А вот и сама парадная колесница царя. Она была слишком велика, чтобы её можно было целиком внести в гробницу, и потому её, как и три других колесницы, распилили. В нижней части её кузов украшен вырезанными из дерева головами уродливого бога Беса. Головы позолочены, во рту виден ярко-красный язык, тёмно-красные глаза обведены полосами из фиолетовой пасты. На голове бога тиара из нежно-голубых и тёмно-фиолетовых перьев.

Снаружи колесница украшена рельефным орнаментом, состоящим из растительного узора и спиралей. На внутренней стороне колесницы помещено изображение фараона в образе сфинкса, наступающего на пленных ливийцев, негров и азиатов. Очень выразительны лицо пожилого ливийца со своеобразной, украшенной перьями причёской, курчавая голова негра и суровый профиль сирийца. И столь же типичны изображённые на посохе фараона азиат из слоновой кости и негр из чёрного дерева, символизирующие северных и южных противников Египта.

На спинке кедрового кресла, покрытого ажурной резьбой, изображена эмблема вечности в виде застывшей на коленях фигуры с протянутыми в обе стороны руками. А вот - символы загробного мира: позолоченная голова священной коровы и змеиное божество. Вот позолоченные статуэтки богинь-охранительниц… Бог загробного мира Анубис в виде шакала, охраняющий вход в сокровищницу… Парадное оружие фараона - кинжалы, мечи, копья, украшенные золотом… Браслеты, перстни, нагрудные украшения… И ещё многие и многие художественные предметы, дающие яркое представление о верованиях и искусстве древних египтян: сундуки и ларцы, наполненные драгоценностями, бесчисленные опахала, ожерелья, амулеты, скарабеи - изображения священного жука.

«Единственным примечательным событием жизни Тутанхамона было то, что он умер и был похоронен», - сказал Говард Картер. Но даже если этого незначительного правителя похоронили с такой роскошью, то какие сокровища находились в гробницах великих фараонов Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II? Можно не сомневаться, что в каждой из их погребальных камер было больше драгоценностей, чем во всей гробнице Тутанхамона. Но всем этим колоссальным богатствам суждено было на протяжении веков попасть в руки грабителей.
Жертвы проклятия:

1. Канарейка Картера. Проглочена коброй в день открытия гробницы.

2 - 3. Лорд Карнарвон, спонсор экспедиции. Умер через несколько дней в Каире он укуса москита. Перед смертью 57-летний меценат бредил и поминал имя Тутанхамона: «Я услышал зов, он влечет меня». В день смерти лорда в его родовом имении испустил дух его любимый фокстерьер.

4 - 7. Умерли от странных болезней после открытия гробницы: археолог Мейс (он сдвинул камень, заслонявший вход в главную камеру); американский миллионер Джордж Джей-Голд, приятель лорда Карнарвона; египтологи Артур Вейгалл и Жорж Бенедит.

8 - 13. Скончались в Англии в скором времени: Вестбрун, секретарь Картера (найден мертвым в своей постели), и его отец (выбросился из окна); рентгенолог Арчибальд Рейд, делавший снимки мумии; промышленник Джоэль Вуд (осматривал склеп); жена лорда Карнарвона и его сводный брат.

14 - 16. Мохаммед Ибрагим, директор археологического ведомства Египта, в 1966 году был сбит машиной. Его преемник Гамаль Мехрез в 1972 году умер от сердечной недостаточности после того, как золото фараона отправили на выставку в Лондон. Пилот Рик Лоури, перевозивший маску Тутанхамона в Англию, умер от инфаркта.

17 - 22. Шесть преступников в 1978 году пытались выкрасть из Каирского музея посмертную маску Тутанхамона. Двое внезапно умерли еще до суда, трое - в тюрьме. Лишь Адольф Зенгер вышел на свободу. Через несколько лет его нашли в каирском отеле - в луже крови, с разодранным ртом. На столе лежал листок: «Проклятие настигло меня. Догонит оно и других - всех, кто осмелился прикоснуться к саркофагу фараона Тутанхамона».

Тутанхамон является одним из самых известных и знаменитых фараонов Египта. Сегодня это имя весьма популярно и известно практически всем. Очень часто это имя и изображение его золотой маски Тутанхамона используют различные фирмы, компании и магазины. Однако особый интерес вызывает феномен, связанный с местом захоронения фараона. Именно гробница Тутанхамона породила множество споров и легенд.

Как известно, пирамида Тутанхамона никогда не существовала – во времена правления этого фараона пирамиды не строились, а для погребения фараонов использовали высеченную в скале гробницу. Но хотя пирамиды Тутанхамона не было, он один из самых известных фараонов Древнего Египта, который хранил свои сокровища на протяжении трех тысяч лет.

Популярность этот древнеегипетский правитель приобрел и благодаря легенде о проклятии, которое настигало всех, кто осмелился побеспокоить его покой. Но, на самом деле, смерть археологов наступила в результате отсутствия вентиляции в гробнице Тутанхамона. При научных исследованиях, которые проводились в гробнице фараона, было выяснено, что в отличие от настоящих пирамид, построенных в Долине царей, пирамида Тутанхамона не была обустроена вентиляционной системой.

Пирамида Хеопса была оборудована функционирующей и эффективной системой вентиляции, хотя сегодня можно утверждать, что она была чрезвычайно простой. В камне были проделаны воздуходувы, которые не только помогали свежему воздуху проникать в гробницу фараона, но и выходить наружу углекислому газу, скапливающемуся в пирамиде.

Как утверждают ученые, оборудование системы вентиляции было одной из главных задач, стоящих перед строителями. На самом деле, вентиляционная система помогала сохранить в первозданном виде мумию и все те предметы роскоши, которые находились в пирамиде. По мнению древних египтян, через вентиляционную систему душа фараона могла путешествовать – вылетать из пирамиды и возвращаться обратно.

Как известно, ни один из ученых, принимающих участие в исследовании настоящих пирамид, не умерли так скоропостижно, как археологи, ведущие раскопки гробницы Тутанхамона. Поэтому специалисты и склоняются к мнению, что именно благодаря вентиляции археологи, исследующие пирамиды, остались живы.

Устройство гробницы Тутанхамона

Место захоронения включало в себя несколько комнат и центральное помещение, где стоял саркофаг молодого царя. Все кладовые были забиты массой древних артефактов и ценных вещей. Здесь находились четыре царских колесницы, окованные золотом, великолепные царские ложа с головами зверей, золотой трон, на спинке которого из драгоценных камней было сделано изображение умершего фараона и его жены. В чудесных сосудах из прозрачного алебастра хранились душистые мази. В деревянных футлярах нашли жареных гусей и окорока - пищу молодого царя в его загробной жизни. Многочисленные сундуки с одеждами, драгоценностями, обувью, сосудами заполняли кладовые.

У входа стояли статуи самого фараона, охраняющие двери, которые вели в центральное помещение. Когда дверь была вскрыта, ученые увидели сплошную золотую стену, украшенную плитками бирюзового цвета. Это был огромный ящик - саркофаг, занимавший почти всю комнату. С одной стороны ящика имелись дверцы, запечатанные печатью с именем Тутанхамона и закрытые на бронзовый засов.

Три тысячи лет прошло с тех пор, как была наложена печать фараона на эти дверцы, и вот они снова заскрипели, но уже под рукой археолога. Первый футляр был снят. Под ним оказался второй, столь же богато украшенный. Простенки между первым и вторым саркофагами были также заполнены вещами. Здесь лежали два великолепных золотых опахала из страусовых перьев, замечательные алебастровые сосуды и множество других ценнейших вещей.

Третий гроб был сделан из дорогого резного позолоченного дуба. Когда сняли и его, то под ним оказался саркофаг из розового гранита необычайной красоты. Сняв крышку, ученые увидели золоченое ложе, на котором находился саркофаг в форме мумии. Он был покрыт листами золота и сверкал драгоценными камнями.

Последний футляр, в котором лежала мумия фараона Тутанхамона, завернутая в 16 полотняных пелен, был сделан из чистого золота. На лице мумии была золотая маска-портрет молодого фараона. На мумии нашли огромное количество золотых украшений - ожерелий и браслетов. На ногах были надеты золотые кованые сандалии, пальцы рук и ног заключены в золотые футляры. Сокровища, найденные в гробнице молодого царя, не имели цены. А ведь это было еще не самое богатое погребение древних египетских владык.

95 лет назад было сделано ярчайшее археологическое открытие XX столетия

4 ноября 1922 года британский художник и археолог Говард Картер на раскопках в Египте обнаружил первые следы неизвестной ранее гробницы Тутанхамона.

В IV веке нашей эры последний император единой Римской империи Феодосий I приказал закрыть в стране все языческие храмы. Это привело к тому, что в Египте - в то время римской провинции - окончательно угасла иероглифическая письменность.

Из V века до нас дошла последняя надпись на египетской скорописи. С тех пор никого, кто бы умел читать или писать по-древнеегипетски, не осталось. Так завершилась невероятно долгая - более четырех тысячелетий - история цивилизации Древнего Египта.

О ней не вспоминали несколько веков, пока в 1801 году Наполеон не вернулся во Францию из Египетского похода, в котором участвовали и ученые. Они привезли с собой большое количество исторических артефактов, которые отправились на хранение в Институт Египта, созданный незадолго до этого.

Началась настоящая египтомания - Европа открыла для себя огромную древнюю цивилизацию: с пирамидами, сфинксами и фараонами. В Египет потянулись исследователи, путешественники, художники и авантюристы.

В 1822 году востоковед Франсуа Шампольон с помощью двуязычных греко-египетских надписей расшифровал древнеегипетские иероглифы на знаменитом Розеттском камне, став основателем египтологии как отдельной области научного знания.

Поскольку Англия, Германия и Франция продолжали политическое соперничество за передел колоний, среди которых был и Египет, они были заинтересованы в его изучении. Модным среди элиты стало коллекционирование египетских древностей. Знакомство с одной из таких коллекций и сподвигло Говарда Картера отправиться в Египет.

Он провел в экспедициях несколько сезонов, работая в древней резиденции фараона Эхнатона и храме царицы Хатшепсут. Вскоре его назначили главным инспектором по древностям в Верхнем Египте.

Фото: Общий вид раскопок Говарда Картера в Долине царей. © Hulton Archive/Getty Images

В этой должности он участвовал в различных мероприятиях по раскопкам и консервации исторических памятников, в том числе и месте, которое прославило его, - в Долине царей. Он потерял пост после потасовки между дебоширящими французскими туристами и египетскими часовыми, охранявшими памятники. Картер встал на сторону египтян (или даже памятников).

Следующие несколько лет он снова работал художником, пока в 1909 году не познакомился с другим состоятельным британским любителем древностей - лордом Карнарвоном. Тому удалось получить разрешение на масштабные раскопки в Долине царей, и после задержки, вызванной Первой мировой войной, Картер приступил к работе.

Раскопки продолжались несколько лет, но были абсолютно бесплодными, лорд Карнарвон потерял терпение и готов был закрыть проект, но упрямый Картер настоял на еще одном, последнем усилии. Оно-то и увенчалось успехом, когда наконец 4 ноября 1922 года в пустынных скалах Дейр-эль-Бахри египетский мальчик-водовоз, нанятый Картером, заметил ступеньку, вырезанную в скале.

Фото: Вид на только обнаруженную гробницу Тутанхамона. Именно в таком состоянии ее открыли Говард Картер и лорд Карварнон. © The Print Collector/Print Collector/Getty Images

На следующий день рабочие расчистили вход в гробницу, которой дали номер KV62. Она находилась у входа в гробницу другого фараона - Рамсеса VI. Его гробница была "моложе", и, по-видимому, при ее строительстве вход в "старшую" гробницу засыпали.

Обнаружение гробницы Тутанхамона стало огромным прорывом благодаря тому, что та сохранилась почти нетронутой. В ней обнаружились ювелирные украшения, печати с именем Тутанхамона, венки из цветов, мотки льняной ткани, специальное вещество для мумификации, расписные вазы и позолоченные погребальные маски, в том числе и наиболее известная, - всего около 5 тысяч предметов. Главной находкой, конечно же, был инкрустированный бирюзой саркофаг из чистого золота с мумифицированным телом фараона Тутанхамона.


Фото слева: Говард Картер и саркофаг Тутанхамона. Фото: Harry Burton Фото справа: Говард Картер у саркофага Тутанхамона (раскрашенная фотография) © Historica Graphica Collection/Heritage Images/Getty Images

Журналисты попали в гробницу через неделю после исследователей. Туда же потек нескончаемый поток туристов со всего света, что стало мешать раскопкам. В конце концов Карнарвон, желая поправить свои финансовые дела, продал эксклюзивные права на освещение раскопок газете The Times за 5000 фунтов стерлингов и 75% доходов от продажи статей во всем мире. Журналисты других изданий были в бешенстве, но команда Картера вздохнула свободнее - поток журналистов в гробницу уменьшился.

В апреле 1923 года, менее чем через полгода после открытия гробницы, лорд Карнарвон скоропостижно скончался от заражения крови и пневмонии, по-видимому вызванных укусом инфицированного комара в Каире. Незадолго до этого популярный романист Мари Корелли отправила в редакцию журнала New York World письмо, в котором предупредила об ужасных последствиях для всякого, кто нарушит покой гробницы Тутанхамона. Зачем она это сделала, непонятно. Корелли умерла через год, ничего никому не объяснив. Тем не менее весть о «проклятии Тутанхамона» была подхвачена прессой. Журналисты приписали раннюю и неестественную смерть от проклятия трем десяткам людей, которые имели какое-либо отношение к гробнице. По страницам газет кочевала надпись, якобы высеченная на стене гробницы: «Тех, кто войдет в эту священную гробницу, вскоре посетят крылья смерти». Разумеется, выдуманная.

Фото: Невскрытая печать на дверях в гробницу Тутанхамона. Фото: Harry Burton

В 2002 году эпидемиолог Марк Нельсон из Университета Монаша в Австралии изучил исторические свидетельства и проследил судьбу европейцев, которых Картер упоминал как участников египетской экспедиции, нашедшей гробницу Тутанхамона. Выяснилось, что только 25 человек могли бы подвергнуться зловредному влиянию мумии, так как присутствовали при ключевых работах в гробнице: вскрытии внутреннего святилища, вскрытии саркофага Тутанхамона, вскрытии трех вложенных в него золотых гробов и исследовании мумии фараона. Средний возраст смерти для этой группы оказался 70 лет - при этом после вскрытия гробницы они прожили, опять же в среднем для группы, еще около 21 года. Те же, кто также сотрудничал с Картером во время вскрытия гробницы, но не присутствовал при вскрытии ни разу (11 человек), прожили примерно на пять лет дольше… но и были в среднем на эти же пять лет моложе. Таким образом, заключил Нельсон, никого из участников археологической команды Картера не постигла ужасная и скоропостижная смерть и о каком-либо проклятии фараона и речи быть не может. В отряде, правда, были и египтяне, но проследить их судьбу и продолжительность жизни не представлялось возможным. В любом случае она была ниже, чем у европейцев, и Нельсон не стал включать их в исследование, которое опубликовал в British Medical Journal.

Таким образом, проклятие мумии оказалось не более чем «медиа-хайпом». Зловещий образ мстящей мумии, тем не менее, так полюбился публике, что стал частью мировой поп-культуры, и - наравне с Дракулой и Франкенштейном - героем многочисленных книг, фильмов, игр и комиксов. Фильм «Мумия» с Борисом Карлофф стал классикой мирового кинематографа.

Вслед за вскрытием гробницы начался период ее изучения. Сделав Говарда Картера мировой знаменитостью, фараон XVIII династии Нового царства Тутанхамон, или, как именуют его в англоязычной литературе, Тут, сам стал одним из наиболее известных царей Древнего Египта. Но узнать о его жизни ученым удалось не так много. Из надписи на гробнице известно, что он был сыном эксцентричного фараона Аменхотепа IV, поразившего и своих современников, и археологов тем, что - за 1300 лет до христианства! - провозгласил в языческом государстве монотеистический культ единого бога солнца Атона и взял себе в честь него имя Эхнатон. Культ, впрочем, угас со смертью правителя. Жена Эхнатона Нефертити, по-видимому, не была матерью Тутанхамона. Сам он по древней традиции правителей Древнего Египта, был женат на дочери Эхнатона, то есть на своей сводной сестре.

Тутанхамон взошел на престол в 1343 году до н.э. в возрасте 9−10 лет. О его внутриполитических деяниях известно из надписи на так называемой Реставрационной стеле. Из нее следует, что Тутанхамон отказался продолжать «монотеистическую революцию» отца и начал восстанавливать святилища древних богов во главе с Амоном. Он также покинул отцовскую резиденцию - Амарну, и она пришла в запустение.

Молодой фараон, очевидно, вел вполне успешные военные кампании за границей - в Нубии и Сирии. По крайней мере, в гробнице его полководца Хоремхеба имеются благодарственные надписи за хорошую службу.

Фото: Картина ~1327 года до н.э., изображающая Тутанхамона, побеждающего своих врагов. Фото: Yann Forget

Во второй половине XX века гробница не давала ученым сколько-нибудь серьезных новых знаний, так как к ней, когда ее после выставок вернули в Долину Царей, было невозможно получить доступ. Наконец в 2007-2009 годах коллектив ученых под руководством доктора археологии и экс-министра по делам древностей Египта Захи Хавасса провел комплексное антропологическое, генетическое и радиологическое исследование мумий фараона и его родственников.

Исследование показало, что жил Тутанхамон плохо, но недолго. У него была волчья пасть (врожденное незаращение твердого неба и верхней челюсти), косолапость, болезнь Кёлера (деформации и некроз тканей, вызванные нарушением кровоснабжения отдельных костей стопы). Перед смертью он, очевидно, перенес перелом бедра, который так и не зажил. Кроме того, в тканях мозга фараона обнаружили возбудителя малярии. Тутанхамон перенес малярийный энцефалит, и осложнения, вызванные болезнью, видимо, и стали причиной его смерти.

При этом исследования не подтвердили наличия у фараона заболеваний эндокринной системы и синдрома Марфана, из-за которого конечности и пальцы непропорционально удлиняются, хотя и на это были подозрения. Многочисленные изображения и рельефы его отца - Эхнатона - демонстрируют его явно женственную фигуру и вероятную гинекомастию. Ученые предполагали, что это наследственные особенности, и они могли проявиться и у сына, но исследования этого не подтвердили. Сканирование мумии томографом позволило ученым предположить, что Тут умер в возрасте примерно 19 лет.


Фото слева: Г.Картер и А.Каллендер систематизируют находки из гробницы Тутанхамона © Hulton Archive/Getty Images. Фото справа: Ценности, обнаруженные в гробнице Тутанхамона © Historica Graphica Collection/Heritage Images/Getty Images

Николас Ривз заключил, что странные изображения Эхнатона - просто дань традиции изображать фараонов не такими, как их подданные, чтобы подчеркнуть их божественный статус.

В гробнице вместе с Тутанхамоном были погребены одиннадцать его родственников, включая сестру-жену Анхесенамон и еще шестерых предков. Однако среди них не было самой очевидной и самой интересной мумии - жены царя Эхнатона, прекрасной Нефертити.

С 1998 по 2002 год Николас Ривз, которого сегодня можно, по-видимому, считать одним из наиболее одержимых исследователей гробницы, продолжал в ней работы. Он обратил внимание, что гробница Тутанхамона значительно меньше усыпальниц других фараонов, а значит, ее могли строить для царицы. Возможно, фараон попал туда лишь из-за своей скоропостижной гибели и отсутствия более подходящего места для захоронения. Тогда сама царица, очевидно, должна лежать где-то неподалеку. Этим предположением Ривз поделился с экс-министром по делам памятников древности Египта Мамдухом ад-Дамати и получил разрешение на проведение георадарных исследований гробницы.

Фото: Рендер гробницы Тутанхамона. Изображение: Naeblys / ФОТОДОМ / Shutterstock

В 2000 году радар показал, что в 14 метрах за стенами погребальной камеры Тутанхамона действительно имеется полость, а также, вероятно, предметы из кости, дерева и металла. Ривс дал этой полости наименование KV63, тем самым причислив ее к комплексу помещений гробницы (погребальная камера, например, имеет название KV62). С тех пор идут непрекращающиеся споры археологов с властями Египта о том, действительно ли в толще скалы есть еще одна погребальная камера, есть ли в ней что-то стоящее и нужно ли начинать раскопки.

Пока же нарушать целостность захоронения строжайше запрещено, поэтому пока что особо нетерпеливые исследователи вынуждены прибегать ко «вторичным источникам». Например, изучать копии гробницы. Благо, некоторые из них весьма и весьма точны: например, все тот же Ривс пристально рассматривал полноразмерную реплику гробницы, созданную в рамках филантропического проекта в 2014 году. Ее создатели сделали «3D-слепок» KV62, просканировав помещение лазером. Изучив полученные данные, Ривз разглядел за орнаментом стен следы двух ранее неизвестных дверных проемов. Они, по его мнению, не что иное, как входы в другие помещения гробницы, и именно там-то и ждет визита археологов Нефертити.

Свои мысли по этому поводу Ривз изложил в статье 2015 года. В ней он также привел изображения того, как мог бы выглядеть обнаруженный за стеной дверной проем, а также предположил, что некоторые рисунки на стенах гробницы изображают супругу Эхнатона.

К изучению гробницы подключились и другие исследователи, в частности японский специалист по радарному сканированию Хирокатцу Ватанабе. Он исследовал западную стену главной усыпальницы и сообщил, что там с 90-процентной вероятностью что-то есть. Но есть ли там именно саркофаг Нефертити, по-прежнему осталось загадкой, и научное сообщество продолжало сохранять скепсис по поводу этой мысли. Директор центра египтологических исследований РАН Сергей Иванов тогда предположил, что «потайная комната» на самом деле просто недостроенная усыпальница, вход в которую заложили за ненадобностью. Методы Ватанабе у его коллег тоже вызвали сомнения - исследователя критиковали за применение устаревших методов радарного сканирования и их интерпретацию.

С тех пор в СМИ с завидной регулярностью всплывает сюжет про полость в усыпальнице Тутанхамона и возможное нахождение там Нефертити, но никаких свежих вестей из гробницы нет. Ученые и египетские чиновники относятся к идеям Ривза скептически. Взламывать стены в погребальной комнате по-прежнему запрещено.

Дмитрий Петров

Даже не особенно внимательному читателю, листавшему 30 ноября 1922 года свежий номер газеты «Таймс», не могли не броситься в глаза интригующие заголовки: «Египетское сокровище», «Важное открытие в Фивах», «Длительные поиски увенчались успехом»... В коротких заметках сообщалось, что «лорд Карнарвон и мистер Говард Картер показали большому числу собравшихся то, что обещает быть наиболее интересным открытием века в области египтологии. Находка состоит, кроме других предметов, из погребальных принадлежностей египетского царя Тутанхамона — одного из царей-еретиков XVIII династии, восстановившего культ Амона...».

Сообщение «Таймс», подхваченное мировой прессой, касалось события, которое стало одним из наиболее значительных в истории мировой археологии, настоящей сенсацией двадцатого века, — открытия гробницы Тутанхамона.

26 ноября 1922 года английский археолог Говард Картер стоял перед стеной, перегородившей обнаруженный им в скале коридор. Он пробил небольшое отверстие в левой верхней части замурованного проема, просунул туда свечу и заглянул внутрь. Постепенно глаза его привыкли к полумраку, и детали комнаты медленно выплыли из темноты.

В гробнице Тутанхамона.
Статуя Анубиса

Он увидел странные фигуры зверей, статуи — и золото. Всюду мерцало золото. Победный крик замер у Картера на устах. Он молчал. Для тех, кто стоял в ожидании рядом с ним, эти мгновения казались вечностью. «Вы что-нибудь видите?» — спросил его Карнарвон, не в силах более выносить неизвестность. «О да, удивительные вещи», — единственное, что мог ответить археолог своему другу.

Так Картер описал в своей книге великий момент встречи Прошлого, Настоящего и Будущего.

Можно представить то чувство благоговения и замешательства, которое испытал ученый, попавший в покой, много веков назад запертый и запечатанный благочестивыми руками. В такие мгновения представления о времени как факторе человеческой жизни теряет всякий смысл. Сколько столетий пронеслось с тех пор, как в последний раз ступала по этому полу нога человека, но все вокруг напоминало о словно бы только что замершей жизни. Самый воздух был тем же, которым дышали те, кто нес фараона к месту его последнего отдохновения. Все это могло быть еще вчера. Время исчезло...

За всю историю археологических раскопок никому еще не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из темноты свет свечи Картера — первый луч света, прорезавший трехтысячелетний мрак.

Впервые после длительных раскопок в Долине Царей — ущелье на левом берегу Нила — была найдена практически нетронутая гробница, которая до сегодняшних дней является загадкой.


Чтобы попытаться оценить истинное значение открытия гробницы Тутанхамона для человека XX века, нужно хотя бы вкратце восстановить в памяти полную бурных событий историю Египта времен правления последних фараонов XVIII династии (1584 — 1342 гг. до н. э.)

Основатель XVIII династии правитель Фив фараон Яхмос I победоносно завершил дело своих предшественников и около 1560 г. до н. э. окончательно изгнал из Египта азиатские племена гиксосов, которые порабощали долину Нила почти полтора века. Вновь объединив страну, Яхмос положил начало новому периоду в истории Египта, так называемой эпохе Нового царства.

Преемники Яхмоса, особенно Тутмос I и его внук Тутмос III, достойно продолжили начатое им дело, и в годы правления фараона Аменхотепа III (1455-1424 гг. до н. э.), правнука Тутмоса III, Египет достиг такого могущества, каким не обладал ни до, ни после этого.

Власть фараона была священной, поскольку являлась выражением Божественного Закона. В сущности, власть принадлежала Богу-создателю. Царь исполнял на земле его волю и был лишь проводником Божественной сущности.

Для понимания того, что происходило в Египте во время царствования Тутанхамона, очень важным является странный, смутный период правления Аменхотепа IV, больше известного как Эхнатон (1364-1347 гг. до н. э.). В эти семнадцать лет произошел разрыв в плавном течении исторического развития Египта.

Семнадцать лет великих потрясений. Семнадцать лет религиозной революции. Семнадцать лет страданий и удивительных откровений.

Личность Эхнатона спорна и загадочна. О нем существуют самые разные мнения, часто полярные. Одни считают его образцом идеального правителя, супруга, отца. Другие утверждают, что в истории Египта не было более талантливого и яркого поэта, чем Эхнатон. Его называют проповедником, художником, ученым и философом, так и не понятым до сих пор. И тут же, в противовес этим характеристикам, задаются вопросы: а не был ли Эхнатон рабом какого-то физического недостатка или просто душевнобольным?

Письменных источников времен царствования Эхнатона не так много, поэтому многие черты этой тревожной эпохи все еще остаются неясными. Однако некоторые сведения дошли до нас. Попробуем вкратце объяснить, в чем же состоял беспримерный переворот Эхнатона.

Египетская традиция своими корнями уходит в далекое прошлое человечества и насчитывает не одно тысячелетие. Согласно ей, в Египте всегда царствовали боги — великие верховные невидимые существа, которые проявляли свою волю на земле через посредников — фараонов и коллегии жрецов.

Древнейшая из них — коллегия Амона — существовала в Фивах. В течение многих тысячелетий Амон-Ра был главным богом Египта. Он являл собой великое таинство и олицетворял Солнце — владыку всех людей и всего сущего. Амон — душа Солнца, — проявляясь через внешнее физическое тело — Ра, — вдохновлял и давал силы всей Солнечной системе.

В египетском пантеоне практически не было изображений Амона-Ра. Присутствие бога обозначали его следами на стенах храмов и дорогах, ведущих к святыням. Амон — таинственное, скрытое божество, великий дух, безграничный, неведомый и неуловимый.

Жрецы Амона-Ра работали в так называемых Домах Жизни, которые существовали всегда рядом с храмами и пирамидами Египта. Каждый Дом Жизни посвящался определенному божеству и являлся одновременно университетом, школой, где ученикам передавались знания о вселенной, природе, человеке, и центром религиозных культов, где хранились священные символы, «двери, ведущие к Божеству». Коллегии жрецов обладали большими возможностями и нередко решали судьбу Египта. Решали по праву, так как именно они были хранителями тысячелетних знаний и традиций.

Эхнатон ни с кем не собирался делиться властью. Он решил, что ему надлежит восстановить естественный порядок вещей и доказать, что фараон — единственный властелин Египта. Эхнатон выступил против культа Амона-Ра, против таинств, сокровенного и древнейшего института Мистерий. Распахиваются врата храмов, святыни и символы, открытые для всех, профанизируются. Основывается новый культ — культ видимого, проявленного божества Атона, бога солнечного диска.

Эта подмена религии стала самым великим и самым страшным деянием Эхнатона.

Фараон меняет имя. Отказавшись от данного ему при рождении имени Аменхотеп, в состав которого входит имя Амона, он называет себя Эхнатоном, то есть «полезным Атону» или, что вероятнее, «действенным духом Атона». Отныне власть царя хранит бог Атон. Меняется религия, а вместе с ней и судьба Египта.

Эхнатон стремился полностью порвать с традиционными религиозными представлениями, обычаями и искусством, отказаться от мифологии, прежних морально-этических норм и даже традиционных представлений о загробной жизни. Заупокойный культ продолжал существовать и при Эхнатоне, но он потерял свой изначальный смысл и превратился просто в обрядность.

Для Эхнатона Фивы становятся тяжким бременем, которое он желает сбросить. Он принимает решение основать новый город во славу Атона. Новый государственный бог должен пребывать в совершенно чистом месте. Фараон дает ему обитель — город Ахетатон, то есть «Горизонт Атона».

Город Атона построили очень быстро, что объясняется подчас заурядным качеством сооружений. Сердце города — великий храм Атона. Огромный дом для нового божества не был похож на все другие храмы Египта. Здесь не было таинственных залов, где укрывались святыни, все было напоказ. Великий алтарь Атона располагался под открытым небом.

Но это было еще не все. Упраздняются культы других богов, они объявляются еретическими, из картушей вырезаются их имена, что для египетского менталитета равнозначно их уничтожению.

Внешняя политика Эхнатона была губительной. В это время на границах стало беспокойно, соседние народы искали возможность завоевать Египет.

Первые фараоны XVIII династии понимали, что миролюбие приведет страну к гибели. А Эхнатон предпочитает обмениваться с соседями подарками. Фараон бездействует. И Атон становится для Египта символом ослабления государства. Бог, которого выбрал Эхнатон, отнял у народа мужество и предал военное призвание великих фараонов XVIII династии. В царствование Эхнатона рухнула великая египетская империя.

Конец царствования Эхнатона до сих пор окутан тайной. На этот счет существует множество теорий. Может быть, царь, погрузившись в апатию, оказался не в состоянии контролировать события или впал в безумие, отказываясь понимать всю серьезность положения.

О смерти фараона ничего не известно. По некоторым сведениям, он не был погребен в огромной семейной усыпальнице, его тело растерзали и бросили собакам. Ахетатон был покинут людьми и погрузился в безмолвие пустыни.

В пору окончания губительного царствования Эхнатона Египет пребывает в упадке. Всюду царит зло. От южных до северных пределов, от Элефантины до болот дельты Нила храмы богов стоят в запустении. Святилища заброшены, от них остались лишь руины. Часовни поросли травой. Традиционного богослужения нет. Боги покинули Египет. В этот момент Тутанхамон восходит на трон.

Царевич Тутанхамон жил при дворе в Ахетатоне. В 1347 г. до н. э., девяти лет от роду, он стал фараоном. Значение его имени точно не известно: «Атон, дающий жизнь», «Живой образец Атона» или «Сильна жизнь Атона».

Венчание на царство произошло в Фивах.

Постепенно Тутанхатон превращается в Тутанхамона — как и Эхнатон, он меняет имя. Перед молодым царем лежит тяжелейшая задача — вернуть свою державу на истинный путь.

Тутанхамон и его сподвижники — полководец Хоремхеб, советник Эйе — полны решимости поднять из руин храмы и памятники, сделать все, чтобы Египет вновь стал «возлюбленным сыном богов». Во все концы государства отправляются группы мастеров, каменщиков и ваятелей. Возводятся статуи в честь богов. В городах расцветает жизнь.

Уроки генерала Хоремхеба, который был Посвященным в тайные знания египетских жрецов, превыше всего ставящим правду и справедливость, очень пригодились Тутанхамону. Восстанавливаются границы страны, Египет возвращает свое влияние.

Юному фараону предрекали блистательное будущее. Но боги рассудили иначе. Восемнадцатилетний Тутанхамон умирает.

За 70 дней траура спешно и тайно создается усыпальница для царя.


История открытия гробницы Тутанхамона — это чудо, сказка, ожившая легенда. День, когда отворились двери усыпальницы, — великий день не только для египтологов и людей науки. Это откровение для всего человечества, связанное с возвращением Египта из забвения.

Для выполнения этой миссии Судьба свела вместе двух удивительных людей, совершенно противоположных по натуре и характеру, но прекрасно дополнявших друг друга.

Лорд Карнарвон — английский аристократ, наследник огромного состояния, настоящий джентльмен и путешественник, совершивший кругосветное плавание, спортсмен и собиратель произведений искусства, реалист в поступках и романтик в чувствах, искатель приключений и неисправимый мечтатель. Страсть к автомобильному спорту приводит к коренному перелому в его жизни: он попадает в катастрофу, последствием которой становится поражение дыхательных путей; приступы удушья делают для него невозможным пребывание в Англии зимой. Так в 1903 г. он впервые попадает в Египет.

Карнарвон влюбляется в Египет, начинает изучать историю и культуру древней цивилизации. Уже в 1906 г. он приступает к самостоятельным раскопкам, но очень скоро видит, что его сил, знаний и опыта явно недостаточно. Он просит у директора Каирского музея знаменитого профессора Масперо помощи, и тот рекомендует ему Говарда Картера.

Картер был прекрасным исследователем и ученым, скрупулезным до педантизма, настоящим практиком и при этом очень смелым и мужественным человеком. Нередко ему с оружием в руках приходилось отражать нашествия банд искателей кладов, и из этих схваток ученый-воин всегда выходил победителем.

Карнарвон и Картер начали совместные работы в 1916 году. Уже тогда они решили, что должны найти совершенно определенную гробницу — гробницу фараона Тутанхамона. Это казалось явной утопией, ведь Долина Царей была буквально перерыта вдоль и поперек. Весь ученый мир решительно склонялся к мысли, что время великих открытий в Долине Царей миновало.

Нужно было упрямо верить и мечтать, чтобы вопреки здравому смыслу взяться за такую трудную задачу. История открытия показывает, как Судьба ведет великих людей к победе. Картер и Карнарвон проводили раскопки в течение шести лет. С самого начала им удалось напасть на то место, где и было впоследствии сделано открытие.

По иронии судьбы исследователи, находясь в двух шагах от цели и раскопав буквально все, не затронули только небольшой треугольник, на котором стояли хижины древних строителей гробницы. Жизнь словно бы проверяла их веру и терпение.

После четырех лет безуспешных раскопок они отправляются в другое место, но и там за два года не находят ничего ценного.

После долгих колебаний Карнарвон и Картер решают посвятить Долине Царей еще одну, последнюю зиму.

И вот они возвращаются туда, где начинали работу, на то место, где находились лачуги рабочих и кучи камня. Первые же удары кирки открыли вход в гробницу Тутанхамона.

К тому моменту, когда произошло это счастливое событие, Карнарвона не было в Египте. Уставший от череды неудач, он уезжает в Лондон. Всего двенадцать ступеней отделяло Говарда Картера от двери с печатями царского некрополя, за которыми его ждали несметные богатства и величайшие открытия.

Трудно не восхищаться самообладанием и благородством ученого, который, вопреки всем искушениям, засыпает раскоп и нескончаемых три недели ждет возвращения своего друга, чтобы разделить с ним радость победы.


История любит парадоксы. Тутанхамон — для египтологов самый неизвестный и незначительный фараон во всей египетской истории — благодаря открытию гробницы встретился со своей судьбой. Почти через три тысячелетия после смерти ему суждено было стать одним из светочей культуры человечества.

Тутанхамон вернулся к людям в XX веке — в мир, пропитанный материализмом, раздираемый войнами и противоречиями, полный страдания, боли и слез. Вернулся для того, чтобы напомнить о ценностях, которые не могут исчезнуть, о Вечном и Подлинном. Тутанхамон через века пронес весть об истинной реальности, о жизни и смерти, о тайне бытия и еще о чем-то, что выше всяких слов.

Гробница Тутанхамона и то, что с ней связано, — это целый мир. Она содержит очень много сокровищ, но не это самое главное, были усыпальницы намного роскошнее и богаче. В гробнице Тутанхамона по крупицам собраны все элементы, повествующие будущим поколениям о сокровенной истории необыкновенной цивилизации. Многие факты свидетельствуют в пользу того, что эта гробница имела особую цель: в эпоху, когда Египет и его народ будет оторван от своих корней, от традиции, она должна была стать своего рода зерном для новых времен, чтобы люди могли узнать о сокровенном, о существовании Таинств.

Египтяне знали, что не бывает мертвых храмов, гробниц, предметов, что все в природе живое. Вещь может быть Символом, местом обитания невидимого существа, которое через нее передает людям свое благословение и силу. Такие вещи не исчезают. Они могут скрыться на какое-то время, даже на сотни и тысячи лет, в ожидании того мгновения, когда придут люди, для которых они предназначены, которые должны будут дать этим живым вещам возможность вновь проявлять свою суть.

Усыпальница юного царя дала исследователям массу сведений по истории Египта, многочисленные сокровища искусства, уникальные предметы. Но существеннее всего то, что гробница Тутанхамона является неоценимым свидетельством представлений египтян о бытии, о жизни и смерти, посланцем традиционной философии древней цивилизации.

Для египтян не существовало смерти. Они рассматривали ее как переход в иное измерение, немногим отличающееся от сна, когда душа просто оставляет тело и продолжает путешествовать, но уже не по земным, а по небесным дорогам. Она ищет свои истоки, стремится домой, к своей звезде, к Амону, к Вечному Сокровенному Свету, туда, где обитает подлинное знание и мудрость, где возможна встреча с любимыми существами, сопровождающими ее в небесной стране. Жизнь рассматривалась лишь как подготовка к смерти.

Путешествие души, скованной ограничениями материального тела или свободной от них, и на небе и на земле, должно было происходить сознательно, с открытыми глазами и сердцем. Самое страшное, что происходит на земле, — это впадение в беспамятство, забвение о путешествии, об истоках, о доме, вечном и прекрасном. Этот сон египтяне считали настоящей смертью, смертью души.

Самое трудное и опасное время для души — период после смерти, когда она как бы предоставлена самой себе. После смерти душа проходит через испытания, западни и ловушки, где проверяются ее достоинства, приобретенные за прожитую жизнь. Она встречается с разрушительными силами, демонами ночи, которых вновь должна победить, собрав всю накопленную силу, мудрость, опыт и добродетель. Небесная родина, как и все в этой жизни, не обретается просто — она завоевывается, ее надо заслужить.

В Древнем Египте очень важными для души считались первые семь недель после смерти (в неделе было 10 дней) — этот период был связан с астрономическим циклом звезды Сириус, которая для египтян символизировала Сокровенный Свет, Благодать. Сириус — глаз созвездия Пса, сердце Галактики, звезда, которая напоминает душе во время жизни и после смерти о цели путешествия.

Анубис

Семьдесят дней в году Сириус не виден на ночном небе. Поэтому этот период так труден для души: она не видит цели, теряет на время свет звезды-покровителя. Сердце может забыть, ради чего оно путешествует.

Египтяне строили гробницы для того, чтобы помочь душе приобрести силу для испытаний, найти путеводную звезду, вырваться из темницы плоти и вернуться домой.

Гробница Тутанхамона — единственная дошедшая до наших дней в нетронутом виде усыпальница царя, где эти воззрения древних отражены наиболее полно. К сожалению, рамки статьи не позволяют подробно рассмотреть богатейшую символику гробницы, раскрыть сущность загадочного ритуала мумификации. Об этом речь пойдет дальше.

За все двести лет существования археологии как науки ни одно открытие не получило такой широкой известности, как находка усыпальницы юного фараона.


У всякого настоящего открытия есть и обратная сторона, связанная с легендами, которые рождаются в ходе исследования. Гробница Тутанхамона — не исключение. Находка породила очень много вопросов, загадок и сенсаций; справедливости ради надо сказать, что они возникали не на пустом месте. Одна из них — так называемое «проклятие фараона», связанное с таинственной смертью чуть ли не двадцати человек, участвовавших в свое время в раскопках. Разговоры о «проклятии фараона» начались сразу после смерти лорда Карнарвона. Он скончался 5 апреля 1923 года от укуса москита после тщетной трехнедельной борьбы с болезнью, так и не увидев мумии и саркофага царя. В час его смерти в Каире произошла необъяснимая авария электросети. В последующие месяцы умерли сводный брат лорда, его сиделка, врач, проводивший рентген мумии, американский миллиардер, посетивший гробницу, а также некоторые другие ученые и простые посетители. К 1930 году из числа непосредственных участников раскопок остался в живых только Говард Картер.

Это далеко не единственная загадка гробницы. Можно смело сказать, что до сих пор не удалось полностью оценить, понять, осмыслить значение находки английских археологов. Можно только гадать, сколько подобных чудес еще не явлены миру. Египет хранит свои тайны в ожидании тех времен, когда человечество будет готово принять весть, привет из далекого прошлого, которое часто оказывается ближе настоящего.


В гробнице, в комнате, названной сокровищницей, был найден контейнер, изображающий бога Осириса. В нем находился песок Нила, засеянный зерном. Это «Осирис прорастающий». Зерно прорастает, выходит из «тела Осириса», и из смерти рождается жизнь. Это еще одно послание Тутанхамона. Никто и ничто не умирает. Все меняется, все трансформируется. Жизнь и смерть — две стороны единой Жизни.

Судьба его — Египет

Екатеринбург

Эта лекция не только о культуре и цивилизации Древнего Египта, его тысячелетних традициях, но в первую очередь о мудрости и учении, передававшимися из века в век его мудрецами, учившими человека побеждать невежество и узнавать истину.